Open
Close

Что значит выражение нести свой крест. Не хлебом единым жив человек

Нести свой крест

Началом своим выражение достигает вглубь веков. По древним жестокими нравами, человек, приговоренный к смерти, несла свой крест к месту казни, где ее распинали. Так Иисус Христос прошел дорогой страданий к Голгофе с крестом на плечах, потому что его судьба была определена Богом вперед.

В переносном смысле "нести свой крест" - значит терпеть тяжелую судьбу, большие страдания, отстаивая справедливость или определенную идею.

Не хлебом единым жив человек

Фразеологизм происходит из Библии. Сорок дней и ночей постился Иисус наконец проголодался. Тогда подошел к нему дьявол и сказал: "если Ты Сын Божий, повели эти камни стало хлебом". Тот ответил: "Написано: Человек будет жить не хлебом, а всяким словом, исходящим из уст Божиих» (от Матфея, 4: 4).

Фразеологизм употребляют в значении: для человека быть сытым, жить в достатке не главное, есть в жизни важнее ценности - духовные.

Нить жизни

Древние греки верили, что судьба человека определяют боги. Существует миф о трех богинь судьбы - Мойр. их изображали в образах трех старых уродливых женщин, которые держат нить человеческой жизни. Клото (та, что прядет) сучит нить, Лахесис (та, что определяет судьбу) проводит ее через все испытания, Атропос (неотвратима), перерезая нить, обрывает жизнь человека. Итак, нить жизни - символ человеческой судьбы.

Ни кола ни двора

Древние славяне кругом называли землю, ее ограждали кольями. На когда делили луга, сенокосы. Но некоторые исследователи утверждают, что в фразеологизме "ни кола ни двора" кругов - это кол сетка. Он стал символом нищеты и бедности. У человека, у которого не было ограждения, даже кола для нее, следовательно, не было и двора, нужно ограждать. Поэтому о бедняках часто говорят: у него ни кола ни двора.

Ни на йоту

"Йота" - название буквы греческого алфавита, которой обозначали звук [и] и долготу гласных. В другой позиции йота могла быть пропущена, так как для произношения ничего не значила, но правила правописания требовали ее неуклонного сохранения.

В переносном смысле "йота" - это очень маленькая часть, мизерная доля чего-либо; крошка. Когда говорят "ни на йоту", имеют в виду ни на сколько, ничуть. Синоним этого фразеологизма - "ни на гран".

Обетованная земля

Обетованной (обещанной) землей в Библии назван Палестину, куда Бог, пообещав, привел евреев из Египта, где они находились в плену. Бог сказал Моисею, что приведет евреев в землю хорошую и пространства, где течет молоко и мед.

Выражение "обетованная земля" означает место, где легко и радостно, куда кто-то страстно стремится попасть.

Навестить хлеба-соли

Хлеб и соль у славян всегда были знаком благосклонности, чистоты и благородных намерений. Словами "просим хлеба-соли навестить" приглашали к столу, "спасибо за хлеб-соль» - благодарили за гостеприимство. "Хлебосольный хозяин" - самая большая похвала человеку, который умеет принимать гостей. Существует убеждение, что путник, который попробовал чьего хлеба-соли, уже не мог хозяев иметь неприязненных чувств и становился родным человеком.

Один как перст (перст)

Появление выражения связана со старым способом считать на пальцах (до сих пор существует выражение "по пальцам пересчитать»). Первые десять цифр называли перстами. Первым загибали большой палец: он расположен отдельно от других сомкнутых пальцев открытой ладони и назывался перстом. Поэтому и говорят: один как перст (перст), когда речь идет об одном, одинокого, одинокого.

Одна ласточка весны не делает

Крылатое выражение, как и многие другие, принадлежит древнегреческом баснописцу Эзопу. В одной из его басен рассказывается о юноше, который растратил отцовское наследство. У парня остался только плащ, но он и его продал, увидев ласточку - предвестницу весны и тепла. И ударил мороз, ласточка погибла, а парень с возмущением упрекал ее, что она его обманула. Появление ласточек действительно знаменует начало потепления, однако одна птичка еще не показатель.

Выражение "одна ласточка весны не делает" означает, что отдельные признаки, приметы явления не свидетельствуют о его возникновении или существования на самом деле.

Многим известно выражение «нести свой крест». Значение фразеологизма люди, употребляющие его, тоже, наверное, представляют. Для тех же, кто не слышал о нем ни разу, а также хотел бы ознакомиться с историей его возникновения, и написана эта статья.

Путь Христа к Голгофе

Начнем с происхождения. Естественно, это выражение («нести свой крест») отсылает нас к библейской истории о том, как был осужден на смерть Сын Божий. Иисус, как известно, сам нес свой крест. Путь его был трудным и мучительным, но он все-таки осилил дорогу, испил горькую чашу до дна. Таково происхождение выражения «нести свой крест». Значение фразеологизма будет раскрыто далее.

Значение

Например, у человека не самый легкий период в жизни. Все как-то навалилось одновременно. Каждый из нас переживает такое состояние, когда жить не хочется. И тут друг или приятель, стараясь героя подбодрить, говорит ему: «Крепись, старик, нужно мужественно нести свой крест». Значение фразеологизма выясняется путем рассмотрения его происхождения.

В принципе, если прочитывать историю о Христа напрямую (не всю, разумеется, а только ту ее часть, где есть путь к Голгофе), то в общем, от такой поддержки можно совсем скиснуть. У Иисуса все закончилось плачевно: он донес орудие своих пыток, потом умер непристойной для того времени смертью на кресте (так заканчивали жизнь в те в далекие времена только рабы).

Действительно, если думать так, то все тускло. Но было же еще вознесение. Таким образом, Христос страдал не бессмысленно, не абсурдно, а ради великой цели - спасти все человечество, отдать себя в жертву за грехи людей.

Конечно, для того, кто хорошо знает русский язык, но не слышал ничего о библейской истории, выражение «нести свой крест» (значение фразеологизма - в процессе раскрытия) будет представляться только символом мужественного перенесения трудностей и страданий. Он будет именно такой смысл считывать из этого изречения, потому что окружающие его люди полагают именно так.

Очищающий огонь страданий

Но не все было так оптимистично для самого пророка. Когда Христос проповедовал, он свято верил в то, что говорил. Однако, пройдя сквозь все испытания, даже он засомневался в себе, в вере и даже в Боге. Недаром на кресте Иисус воскликнул: «Отец, зачем ты покинул меня!»

Об этой фразе написано много книг и разные исследователи стараются ее толковать и так и эдак. Но несомненно одно: она доказывает, что подвиг Христа дает некоторой эталон для человеческого мужества вообще. Потому что на самом деле, когда он нес крест и переживал жуткие страдания, он еще не знал, спасет ли его Отец или нет. Именно поэтому значение фразеологизма «нести крест» (выражение и образ страдающего пророка) призывает не роптать на судьбу, а стойко переносить ее удары, сколько бы они ни продолжались.

Страдания, боль, разнообразные горести обессмысливают существование - такова их природа. Человек должен противостоять утрате смысла и помнить о подвиге Христа, вне зависимости от того, верит он или нет. Пусть он представит, что Христос был простым сыном плотника, которого по ошибке (ложному доносу) распяли на кресте.

И тут значение фразеологизма «нести крест» (выражение это устойчивое в языке) приобретает не только бытовой, но и этический, высокоморальный смысл.

И все равно закончить надо как-то позитивно. Может быть, кому-то мало факта того, что Христос страдал значительно больше, когда совершал крестный путь. Таких читателей вполне можно понять.

Страдания как фактор развития личности

Страдание - важный фактор человеческого развития. Без него невозможна личностная зрелость. У страданий существует внерелигиозный смысл. Они помогают человеку выпиливать себя настоящего, отсекая все лишнее. И как любая другая, операция подобного рода очень болезненная.

На вопрос, о том, что значит «нести свой крест», можно ответить так: это значит молча переносить лишения, проблемы, горести, не ропща на судьбу. Другое дело - зачем? Ведь нужна же высшая цель, чтобы, идти дальше. А вот тут, в этом пункте, каждый человек сам делает свой выбор.

Каждый несёт свой крест

Нести свой крест — принимать посланные судьбой испытания покорно, терпеливо, без злобы, отчаяния, ненависти и зависти к окружающим, с осознанием того, что жизнь — не сахар, что всего в ней поровну — радостей и горечи, что черная полоса обязательно сменится светлой, а случившееся — это рок; от него не убежишь, не скроешься; не отчаиваться, не взирая на удары провидения, продолжать жить

Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит… Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь… Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем (Книга Екклезиаста)

Происхождением фразеологизм «нести свой крест» обязан Новому Завету

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса
(Еванглие от Иоанна гл. 19)

30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место...
38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую

26 И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.
27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем
28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших....,
32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев
33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону

21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его
22 И привели Его на место Голгофу, что? значит: Лобное место
23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял
24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять
25 Был час третий, и распяли Его

Чтобы сгладить противоречия, Церковь придумала: Иисус таки нёс крест, а когда изнемог, на помощь ему призвали Симона

Синонимы выражения «нести свой крест»

  • Терпеть
  • Страдать
  • Терзаться
  • Мучиться

Употребление крылатого выражения в литературе

«Ах, как они понимают друг друга. Нет, нелегко им нести свой крест. Угрюмая судьба их свела с невыносимым экземпляром » (Л. Зорин «Юпитер»)
«Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни. » (Б. Акунин «Чайка»)
«Она, то есть я, говорит Треплову: «Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле? все равно, играем мы на сцене или пишем, ? главное, не слова, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни » (Е. Маркова «Отречение»)
«Что же, должен я развестись или нести свой крест? ..» («Ю. Безелянский «В садах любви»)
«Верушка притуманилась. - Каждый должен нести свой крест, Имре. Общество не прощает дезертирства » (Ю. Нагибин «Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана»)

Нести свой крест

Книжн. Высок. терпеливо переносить страдания, невзгоды, мириться со своей печальной участью. ФСРЯ, 212; ЗС 1996, 151; БМС 1998, 315.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "Нести свой крест" в других словарях:

    Первоисточник Библия. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Иисус сам нес крест, на котором его должны были распять (гл. 19, ст. 17): «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по еврейски Голгофа». Иносказательно: терпеливо… …

    См. терпеть... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

    Нести свой крест - крыл. сл. Нести свой крест. Тяжелый крест Так говорят о тяжелой судьбе, тяжелых страданиях кого либо. Выражение это возникло на основе евангельской легенды об Иисусе, несшем крест, на котором его должны были распять (Иоанн, 19, 17) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    нести свой крест - Терпеливо переносить страдания, испытания, тяжёлую судьбуСловарь многих выражений

    Так говорят о тяжелой судьбе, тяжелых страданиях кого либо. Выражение это возникло на основе евангельской легенды об Иисусе, несшем крест, на котором его должны были распять (Иоанн, 19, 17). Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений

    Сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? креста, чему? кресту, (вижу) что? крест, чем? крестом, о чём? о кресте; мн. что? кресты, (нет) чего? крестов, чему? крестам, (вижу) что? кресты, чем? крестами, о чём? о крестах 1. Крест это предмет,… … Толковый словарь Дмитриева

    Выдерживать, терпеть, нести свой крест Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Толковый словарь Ушакова

    КРЕСТ, креста, муж. 1. Предмет христианского культа, представляющий собой длинный вертикальный стержень, пересеченный у верхнего конца перекладиной (по евангельскому преданию на кресте из двух бревен был распят Иисус Христос). Нательный крест.… … Толковый словарь Ушакова

    КРЕСТ, креста, муж. 1. Предмет христианского культа, представляющий собой длинный вертикальный стержень, пересеченный у верхнего конца перекладиной (по евангельскому преданию на кресте из двух бревен был распят Иисус Христос). Нательный крест.… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Царский Путь Креста Господня , Тобольский И.. 412 стр. Многие люди часто задаются вопросами: почему с ними происходят те или иные неприятности, для чего им посылаются скорби? На эти вопросы отвечает книга Царский путь Креста Господня. В…
  • Царский путь Креста Господня , . Многие люди часто задаются вопросами: почему с ними происходят те или иные неприятности, для чего им посылаются скорби? На эти вопросы отвечает книга «Царский путьКреста Господня». В ней…

Я уже неоднократно упоминал, что люди неверующие, безбожники и атеисты, сами того не подозревая, очень часто цитируют слова Священного Писания, которые вошли в общечеловеческое употребление в виде афоризмов, фразеологизмов, поговорок и т. д.
Одно из таких выражений – «нести свой крест».

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
(Мар.8:34)

В общеупотребительном значении, это выражение означает идти к своей цели, преодолевая все препятствия и испытания, встречающиеся на пути, безропотно переносить трудности, жизненные невзгоды, исполнять свой долг и т. д.
В определенном смысле все эти значения верны. Ибо абсолютно каждый человек сталкивается в жизни с проблемами, трудностями, испытаниями, которые ему нужно преодолевать. Нет ни одного человека, которому бы не приходилось это делать. Нет ни одной человеческой жизни, в которой бы не было проблем. В этом смысле, каждый человек несет свой жизненный крест – кто-то полегче, кто-то потяжелее, но несут все.

Однако, в устах Христа слова о несении своего креста звучат несколько иначе. Они звучат, как необходимое условие следования за Ним. Крест, о котором говорит Иисус, крест, который должен возложить на себя каждый, кто желает быть учеником Христа, кто желает следовать за Ним в Царство Божие. Это необходимое условие следования за Христом, которое весьма прямо и однозначно дает понять, что это следование, этот путь не будет легкой и веселой прогулкой.

Христос был предельно честен со Своими учениками. Христос предельно честен и с нами, со всеми, кто является христианином или желает им стать. Христос не обещает нам бархатную ковровую дорожку или путь устланный розами. Христос предельно честно обещает трудный и тяжелый путь с крестом на плечах. И на этих честных обещаниях Христа построено наше богословие, которое мы называем «Теологией Креста» — противоположность современным неопротестантским учениям о «преуспевании, процветании, богатстве и славе», которыми Христос, якобы, должен обеспечить каждого, кто последовал за Ним.

Лукавая проповедь о пути без креста.

В последнее время, появилось великое множество лукавых делателей, имеющих вид служителей Христовых, которые учат совершенно иному, чему учил Христос, и обещают совершенно иное, что обещал Христос — а именно, комфортное и беззаботное христианство, в котором можно прекрасно обойтись и без отвержения себя, своих эгоистических желаний и вожделений, и без несения креста своего.

Никто не может утверждать, что его обманным путем побудили следовать за Иисусом. Иисус никогда не пытался подкупать людей, обещая им легкий путь. Он не обещал людям покоя и благоденствия. Заявить человеку, что он должен быть готов нести свой крест, значило сказать ему, что он должен быть готов к тому, что на него будут смотреть как на преступника, что он должен быть готов умереть.

Этимология выражения «Нести крест свой».

Ведь само выражение «Нести свой крест» происходило от одной особенности казни через распятие, которую практиковали римляне.
Преступник, осужденный на казнь, должен был нести на себе тяжелую деревянную перекладину, именуемую «патибулум», к которой прибывали руки казнимого.
И когда человека вели по улице с патибулумом на плечах, все видели, что это ведут преступника, ведут на страшную и позорную казнь. И многие, пытаясь усилить страдания осужденного на смерть, кидали в него камнями, плевали, обливали нечистотами.

И вот именно это предлагает нам сделать Христос – взять и возложить на себя свой крест, свой патибулум, орудие казни, и сделаться в глазах этого мира преступниками, изгоями.
И все, что будет делать этот мир — это только лишь пытаться усилить тяжесть нашего креста. Не нужно ждать от мира того, что он будет помогать нам его нести.

Различие христианского и светского смыслов несения креста.

И согласитесь, если посмотреть на слова Христа именно в таком ключе, то их смысл очень отличается от того, какое значение вкладывается в это выражение людьми неверующими.
Да, и верующие, и неверующие в равной степени несут крест житейских, бытовых проблем.
Однако, взять свой крест по Христу – это значит добровольно возложить на себя дополнительные трудности и испытания, связанные именно со следованием за Христом, связанные с христианской жизнью.

Ведь с того самого момента, как мы встали на путь следования за Христом, мы, по сути, встали на путь войны, ибо у нас появилось три сильных, злобных и жестоких врага – дьявол, мир, и плоть.
А любая война — это трудное, суровое и опасное дело, где нет никакого место праздности, благоденствию и комфорту.

Да, Господь совершенно не против, что-бы, кто-то был успешен, кто-то жил в достатке, а кто-то даже и в изобилии. Однако, совершенно не это является главным в христианстве. Не это является целью жизни христианина.

Наша цель – следование за Христом, и выше мы уже рассмотрели два условия, без выполнения которых следовать за Ним просто невозможно – отвергнуться себя и взять свой крест.
Да не обольстит вас никто тем, что в христианстве есть какие-то «обходные пути», которыми можно достичь Царства Божьего без выполнения этих условий.