Open
Close

Что значит чистилище. Есть ли чистилище в православных догматах

Чистилище

(purgatorium, purgatoire, Fegfeuer). - Учение о Ч. представляет собой одно из характерных отличий римско-католической церкви от греко-православной и протестантских. По учению католиков, души скончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляются прямо в рай, души людей, отягченных смертными грехами, направляются в ад, а души тех грешников, которые не отягчены смертными грехами и, однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Ч., промежуточное место между раем и адом [В "Божественной комедии" Данте, изображающей ад согласно с общепринятыми римско-католическими понятиями средних веков, ад и Ч. составляют два совершенно особых места: ад находится во внутренности земли, в виде обширного конуса, концентрические круги которого идут к центру земли, все уменьшаясь, Ч. же находится по ту сторону центра, на поверхности другого полушария. Впрочем, в последнее время некоторые из римских богословов под Ч. разумеют не место, а состояние мучения, среднее между райским и адским состояниями.], где они горят в очищающем огне. Когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. Ч. будет существовать до второго пришествия Христа, но души грешников, попадающие туда, не будут там ждать Страшного суда. Каждая душа пробудет в Ч. столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов. Очищающий огонь некоторые католические богословы понимают как символ и видят в нем угрызения совести и раскаяние, но громадное большинство признает реальное существование этого огня. Для доказательства существования Ч. и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католики приводят, главным образом, два места из Св. Писания: 1) "Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем " (Матф., XII, 32). 2) "Каждое дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть " (1 Кор., III, 13). В первом месте католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной. Во втором - слова об огне, испытывающем дела каждого, они понимают в буквальном, а не в переносном смысле [В недавно открытом вероучительном памятнике, относящемся ко временам, непосредственно следующим за веком апостольским иизлагающем вкратце учение 12 апостолов ("Διδαχήτώνδώδεκαάποστόλων"), находятся, между прочим, следующие слова: "тогда (т. е. при наступлении второго пришествия на землю Господа и Страшного суда) придет творение человеческое в огненное испытание и искушение, и многие соблазнятся и погибнут, постоянные же в вере своей спасутся в этом самом крушении или огненном испытании" (см. статью В. С. Соловьева "Догматическое развитие церкви в связи с вопросом о соединении церквей" в "Православном Обозрении", 1885, декабрь, стр. 760). Эти слова новооткрытого памятника проливают свет на понимание слов апостола Павла "огонь испытает" ("огнь искусит"): понимать их нужно в том смысле, в каком объясняют их и св. отцы послеапостольского века, т. е. в смысле опыта или испытания, а не в смысле огненных мучений.]. Участь души в Ч. зависит не только от ее раскаяния, но и от молитв, возносимых за нее на земле. При помощи месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на земле, участь души в Ч. может быть облегчена и срок пребывания ее там может быть сокращен. Учение о сокровищнице добрых дел, находящейся в распоряжении церкви и главы ее, папы, предоставляло папе право решать вопрос о сроке пребывания в Ч. Вот почему в средние века получила такое распространение продажа индульгенций. В Св. Писании нет непосредственных указаний на существование Ч., если не считать 11-й книги Маккавеев, которую обыкновенно не признают канонической. Тем не менее представление о Ч. возникло уже в первые века христианства. Уже Ориген верил в действительность того огня, о котором говорит апостол Павел в вышеприведенном месте. Блаженный Августин высказал предположение , что души могут подвергнуться очищающему огню не при конце мира, а в промежуток между смертью и днем Страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположение как догмат , а папа Григорий Великий распространил такое учение во всей Западной церкви. Подробно разработано и развито оно было Фомой Аквинским, окончательно принято как догмат Флорентийским собором 1439 г. и подтверждено Тридентским собором. Протестантские реформаторы отвергли учение о Ч., находя, что католики неправильно толкуют вышеприведенные места из Св. Писания и что в Св. Писании есть места, прямо указывающие на отсутствие какой-либо промежуточной среды между раем иадом (например, Матф., XXV, 31-46). Православная церковь также отвергает учение о Ч., а учению о заступничестве верующих на земле за души умерших придает более спиритуалистический характер.

Некоторые из богословов смешивают латинское учение об Ч. с православным учением о мытарствах; но последние - только образные представления частного суда, неизбежного для каждого человека; путь из Ч. - в рай, путь из мытарств - и в рай, и в ад. Впрочем, в основной своей идее латинское учение о Ч. имеет некоторое сходство с православным учением о состоянии душ умерших людей до всеобщего воскресения; сходство это заключается в том общем учении, что души некоторых из умерших, подвергшись мучениям за свои грехи, могут, однако, получить прощение грехов и облегчение своих мучений или даже полное освобождение от них. По учению православной церкви, это облегчение мучений или же совершенное освобождение от них получается душой усопшего ради молитв и благотворений членов церкви Христовой, между тем как, по латинскому учению, душиумерших людей получают прощение грехов в Ч. ради самых чистилищных мучений, которыми они самолично приносят удовлетворение правосудию Божию и через это очищают свои грехи. Несообразность этого латинского учения о значении для душ человеческих чистилищных мучений, как удовлетворении правосудию Божию, вытекает, между прочим, из того, что оно делает совершенно излишним христианское догматическое учение о молитвах церкви за умерших - учение, содержимое и римской церковью.

См. Д. Гусев, "Ч. у средневековых римско-католических богословов" ("Православный Собеседник", 1872, июнь, стр. 226-264); H. Беляев, "Римско-католическое учение о так называемой сатисфакции" (Казань, 1876); его же, "Характеристика римского католичества с точки зрения папского догмата" (Казань, 1878); E. Успенский, "Обличительное богословие" (изд. 3-е, СПб., 1895).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Чистилище" в других словарях:

    В католицизме место, где души умерших подвергаются очищению искупительным огнём для того, чтобы затем попасть в рай. Другие направления христианства (православие, протестантизм) идею чистилища отвергают. Ни в Евангелиях, ни в сочинениях… … Исторический словарь

    См … Словарь синонимов

    чистилище - ЧИСТИЛИЩЕ, а, с. 1. Баня, ванная комната. 2. Выговор от начальства, проработка на собрании и т. п. чистилище устроить. 3. Вытрезвитель. 4. Туалет. Общеупотр. «чистилище» в католическом вероучении: место, где души умерших очищаются от грехов … Словарь русского арго

    ЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562 … Современная энциклопедия

    Согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562 … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. purgatorium), в католическо христианских представлениях место, где души умерших очищаются от грехов перед вступлением в рай. Ч. понимается как некое промежуточное место загробного мира между раем и адом, где души умерших, не попавших сразу… … Энциклопедия мифологии

    Согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439 г. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    - (лат. purgatorium) согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… … Политология. Словарь.

    Чистилище - ЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Чистилище Чистилище (purgatorium, purgatoire, Fegfeuer). - Учение о Ч.представляет собой одно из характерных отличий римско-католическойцеркви от греко-православной и протестантских. По учению католиков, душискончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляютсяпрямо в рай . души людей; отягченных смертными грехами, направляются вад, а души тех грешников, которые не отягчены смертными грехами и,однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Ч.,промежуточное место между раем и адом, где они горят в очищающем огне.Когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай . Ч.будет существовать до второго пришествия Христа , но души грешников,попадающие туда. не будут там ждать страшного суда. Каждая душа пробудетв Ч. столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов.Очищающий огонь некоторые католические богословы понимают как символ ивидят в нем угрызения совести и раскаяние, но громадное большинствопризнает реальное существование этого огня. Для доказательствасуществования Ч. и возможности прощения некоторых грехов в загробнойжизни католики приводят главным образом два места из Св. Писания: 1)"Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же ктоскажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем"(Матф. XII, 32). 2) "Каждое дело обнаружится; ибо день покажет, потомучто в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть"(1 Кор. III, 13). В первом месте католики видят различение междугрехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной.Во втором слова об огне, испытывающем дела каждого. они понимают вбуквальном, а не в переносном смысле. Участь души в Ч. зависит не толькоот ее раскаяния. но и от молитв, возносимых за нее на земле. При помощимесс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими наземле, участь души в Ч. может быть облегчена и срок пребывания ее тамможет быть сокращен. Учение о сокровищнице добрых дел, находящейся враспоряжении церкви и главы ее, папы, предоставляло папе право решатьвопрос о сроке пребывания в Ч. Вот почему в средние века получила такоераспространение продажа индульгенций. В Св. Писании нет непосредственныхуказаний на существование Ч., если не считать II-й книги Маккавеев,которую обыкновенно не признают канонической. Тем не менее представлениео Ч. возникло уже в первые века христианства. Уже Ориген верил вдействительность того огня, о котором говорит ап. Павел в вышеприведенном месте. Бл. Августин высказал предположение, что души могутподвергнуться очищающему огню не при конце мира, а в промежуток междусмертью и днем страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположениекак догмат , а папа Григорий Великий распространил такое учение во всейзападной церкви. Подробно разработано и развито оно было ФомойАквинским, окончательно принято как догмат Флорентийским собором 1439 г.и подтверждено Тридентским собором. Протестантские реформаторы отверглиучение о Ч., находя, что католики неправильно толкуют вышеприведенныйместа из Св. Писания и что в Св. Писании есть места, прямо указывающиена отсутствие какой-либо промежуточной среды между раем и адом (напр.Матф. XXV, 31-46). Православная церковь также отвергает учение о Ч., аучению о заступничестве верующих на земле за души умерших придает болееспиритуалистический характер . Б. Некоторые из богословов смешивают латинское учение об Ч. справославным учением о мытарствах; но последние - только образныепредставления частного суда, неизбежного для каждого человека; путь изЧ. - в рай , путь из мытарств - и в рай ; и в ад. Впрочем, в основнойсвоей идее латинское учение о Ч. имеет некоторое сходство с православнымучением о состоянии душ умерших людей до всеобщего воскресения; сходствоэто заключается в том общем учении, что души некоторых из умерших,подвергшись мучениям за свои грехи, могут, однако, получить прощениегрехов и облегчение своих мучений или даже полное освобождение от них.По учению православной церкви, это облегчение мучений или же совершенноеосвобождение от них получается душой усопшего ради молитв иблаготворений членов церкви Христовой, между тем как, по латинскомуучению, души умерших людей получают прощение грехов в Ч. ради самыхчистилищных мучений, которыми они самолично приносят удовлетворениеправосудию Божию и через это очищают свои грехи. Несообразность этоголатинская учения о значении для душ человеческих чистилищных мучений,как удовлетворении правосудию Божию, вытекает, между прочим, из того,что оно делает совершенно излишним христианское догматическое учение омолитвах церкви за умерших - учение, содержимое и римской церковью. См.Д. Гусев, "Ч. у средневековых римско-католических богословов"("Православный Собеседник", 1872, июнь , стр. 226-264); Н. Беляев,"Римско-католическое учение о так называемой сатисфакции" (Казань ,1876); его же, "Характеристика римского католичества с точки зренияпапского догмата" (Казань , 1878); Е. Успенский , "Обличительноебогословие" (изд. 3, СПб., 1895).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Чистилище" в других словарях:

    В католицизме место, где души умерших подвергаются очищению искупительным огнём для того, чтобы затем попасть в рай. Другие направления христианства (православие, протестантизм) идею чистилища отвергают. Ни в Евангелиях, ни в сочинениях… … Исторический словарь

    См … Словарь синонимов

    чистилище - ЧИСТИЛИЩЕ, а, с. 1. Баня, ванная комната. 2. Выговор от начальства, проработка на собрании и т. п. чистилище устроить. 3. Вытрезвитель. 4. Туалет. Общеупотр. «чистилище» в католическом вероучении: место, где души умерших очищаются от грехов … Словарь русского арго

    ЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562 … Современная энциклопедия

    Согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562 … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. purgatorium), в католическо христианских представлениях место, где души умерших очищаются от грехов перед вступлением в рай. Ч. понимается как некое промежуточное место загробного мира между раем и адом, где души умерших, не попавших сразу… … Энциклопедия мифологии

    Согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439 г. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    - (лат. purgatorium) согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… … Политология. Словарь.

    Чистилище - ЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ЧИСТИЛИЩЕ, чистилища, ср. (рел.). По учению католической церкви место, в котором души умерших, не оставляемые навсегда в аду, посредством разных испытаний очищаются от грехов, раньше чем попасть в рай. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

В низшей области чистилища

Чистилище — не Библейское понятие. По учению римско — католической церкви, где все умершие верующие, но не пришедшее к совершенству, подвергаются очистительным страданиям. Пребывают там, пока не искупят наказания за грехи.

Рассмотрим одну из низших областей чистилища, чтобы хот немного представить условия, которые человек, благодаря своим пристрастиям и желаниям на протяжении земной жизни, может приготовить для своего переходного состояния.

Если низменные страсти были в энергичной деятельности, одни из самых грубых частиц астральной материи будут заряжены жизненной силой, и самое количество их будет сравнительно большим. Такой закон действенен во всех областях чистилища, и поэтому человек еще при жизни может абсолютно определенно знать, каким будет его будущее непосредственно после смерти.

Первая или низшая область чистилища заключает в себе условия, описания которых имеются во многих индусских и буддийских писаниях под названием «адов» разного рода.

Надо знать, что человек, переходящий в одно из таких состояний, не может быть освобожден от привязанностей и дурных желаний, привлекших его сюда; они будут сохранены ― как часть его характера ― в скрытом виде в его душе, оставаясь в состоянии прозябания до того времени, пока для них не наступит время проявиться снова; такое время наступит тогда, когда станет формироваться новое «тело желаний» для следующего воплощения того же человека в физическом мире.

Нахождение человека в первой области чистилища зависит от присутствия в его «теле желаний» (Kama-Rupa) материи, которая принадлежит этой области, и он будет оставаться в ней узником, пока большая часть такой материи не спадет с него, пока «скорлупа» не разложится до такой степени, чтобы допустить соприкосновение человека с последующей высшей областью.

Атмосфера этой низшей области мрачная, тяжелая, печальная и подавляющая в невероятной степени. Она кажется переполненной испарениями различных злых проявлений, враждебных добру, и так оно действительно и есть. Созданы такие тяжелые вибрации людьми, их притянули в это мрачное место их злые пристрастия. Все желания и чувства, способные вызвать содрогание, находят тут материал для своего выражения. Это в действительности самая мрачная из трущоб со всеми ее ужасами, скрытая от физического зрения и выставленная тут напоказ во всей своей обнаженной мерзости. Ее отталкивающий вид усиливается еще и тем, что внутренний характер выражен и внешним образом, и человек, полный мерзких страстей, олицетворяет их всей своей наружной формой.

Зверский аппетит формирует астральное тело в звериные облике, и отталкивающие человеко-животные формы представляют из себя подходящие оболочки для огрубевших человеческих душ. В Астральных мирах невозможно быть лицемером и облачить грязные помыслы в покров кажущейся добродетели. Каким человек есть в действительности, таким и будет его внешний облик: он или сияет красотой, если душа его благородна, или же отталкивает своим безобразием, если природа его была нечистая. Вот почему становится понятно, что такие учителя, как Будда, внутреннему зрению которого весь мир был открыт, могли описывать столь яркими красками все омерзительные призраки и картины, которыми кишит подобный акт.

В наше время люди относятся с недоверием к подобным изображениям лишь по той причине, что не знают, до какой степени, после высвобождения из тяжелой, не имеющей пластичности физической материи, все души предстают в своем истинном подобии, в незамаскированном реальном виде. Если даже и в физическом мире лицо развращенного и спившегося негодяя принимает самое отталкивающее выражение ― тем более там, где пластичная астральная материя принимает определенную форму при наименьшей вибрации низменного желания, ― человек неизбежно проявится в ужасной форме, изменяющейся в самые разные оттенки уродства. Ибо не надо забывать, что обитатели этой низшей области это отбросы человечества, убийцы, разбойники, жестокие преступники различных типов, пьяницы, развратники… Тут нет никого, кроме виновных в зверских преступлениях или в предумышленной упорной жестокости, или же одержимых каким-то гадким вожделением.

Единственные личности, которые не принадлежат к этому низкому типу, которые могут на некоторое время быть задержаны здесь, это , люди, хотевшие посредством самоубийства избежать земной кары за совершенные ими преступления, которые такой заменой только усугубили свое положение. Но не все самоубийцы оказываются здесь, потому как самоубийства совершаются под влиянием самых различных мотивов, и тут задерживаются только те, кто убил себя, чтобы избавиться от последствий совершенных преступлений.


Здесь, в этой мрачной области каждый человек есть непосредственный создатель своих собственных бедствий. Ни в чем не изменившиеся, кроме потери физического тела, люди тут выставляют напоказ свои страсти во всей их наготе; и, переполненные лютых неутоленных стремлений, кипящие местью и ненавистью, жаждущие физических удовольствий, которыми, лишившись физическое тело, они уже не могут насладиться, они рыщут, разъяренные и алчные, в этой мрачной области, толпясь вокруг всех грязных земных притонов, вокруг публичных домов и кабаков, подталкивая их завсегдатаев к постыдным делам и к насилию, вселившись в них, дабы вовлечь их во всевозможные излишества. Тошнотворная атмосфера, распространяющаяся вокруг таких мест, происходит в основном от этих привязанных к земному плану , испаряющих гнусные страсти и нечистые желания.

Медиумы, за исключением очень чистых и благородных характеров, зачастую являются объектами их нападения, и очень часто слабейшие из них, обессиленные еще более пассивным предоставлением своего тела для временного пребывания в нем других развоплощенных душ, бывают одержимы этими сущностями, как следствие этого является невоздержание и безумие. Казненные убийцы, беснуясь от ужасов и от страшной жажды мести, переживая вновь и вновь, свое преступление и все ужасные последствия его, окружают себя атмосферой устрашающих мыслеобразов и, привлекаемые к человеку, который вынашивает внутри себя мстительные, злые намерения, они подталкивают его к реальному выполнению того, над чем он внутренне сосредоточен.

Порой там можно повстречать человека, непрерывно преследуемого своей убитой жертвой, не в силах избавиться от нее, несмотря на все старание убежать от страшного преследователя, с упорной настойчивостью повсюду настигающего его. Убитый, если только он сам не из самых низких человеческих типов, прибывает при этом в состоянии бессознательности, и именно эта бессознательность и придает особый ужас его чисто механическому преследованию убийцы.

Тут же находится и «ад» вивисектора, потому как жестокость притягивает в астральное тело человека наиболее тяжелые материалы и наиболее дурные составы астральной материи, и вивисектор живет тут среди толпящихся вокруг него образов его многочисленных жертв, стонущих, дрожащих, воющих от боли. Они оживлены, но не животной душой, а теми вибрациями страстей, которые, чем они были сильней, тем дольше продолжают жить после физической смерти в астральном теле животного; эти вибрации, пульсирующие ненавистью к истязателю, повторяют с автоматической правильностью его самые мучительные опыты, благодаря той силе последних переживаний, которыми окончилась жизнь на земле замученного существа.

Тут не существует произвольного наказания, которое назначено извне, только неизбежные осуществления причин, созданных человеком во время его жизни в физическом мире. Если он в земной жизни поддавался дурным побуждениям, и следовательно притягивал к себе и вносил в свое астральное тело грубые материи, которые одни только и в состоянии вибрировать в ответ на низменные побуждения, ― он тем самым неумолимо создавал тюрьму своей душе, и тюрьма эта должна быть разрушена, чтобы могла освободиться его душа. Так же неизбежно, как пьяница должен жить в своем отталкивающем и отравленном теле тут на земном плане, так же должен он жить в своем еще более отталкивающем астральном теле и там. Что посеешь, то и пожнешь. Таков закон всех миров, и избежать его нельзя.

Следует еще заметить, что астральное тело там нисколько не хуже, чем оно было при земной жизни человека, когда он создавал вокруг себя атмосферу, насыщенную дурными астральными токами; человек только не замечает этого безобразия, так как в земной жизни он астрально слепы. Кроме этого, мы можем утешиться при мысли об этих несчастных наших братьях и тем, что страдание их только временно и представляет необходимый урок для их души.

Сильно нарушив законы природы, они с такою же силой учатся познавать эти законы и неизбежность тех бедствий, которые происходят от пренебрежения к ним. Урок, который они не хотели выучить на протяжении жизни на земле, захваченные водоворотом своих собственных похотей и желаний, дается им здесь и будет даваться в следующих жизнях до тех пор, пока зло не будет вырвано с корнем, и человек не поднимется для лучшей жизни. Уроки природы строги, но в конце концов они же и милосердны, потому что ведут к эволюции души и направляют ее к достижению бессмертия.

Если сказать в общем как это происходит, то душа человека постепенно поднимается по вышестоящим Мирам до уровня Третьего Неба, которое расположено, как мы помним, в Мире Мысли в его Слое Абстрактных Мыслей. А, когда придет время для следующего рождения души, она начнет постепенно спускаться по этим же Мирам, дойдя в конце концов до Мира Физического, где и произойдет ее новое рождение. Поэтому и нам предстоит проделать это же длинное путешествие с остановкой но каждом этапе и подробным изложением о том,что же происходит там с нами.

Итак, через 3,5 дня после смерти (время может быть разное в каждом конкретном случае: от нескольких часов до 3,5 дней) умерший навсегда оставляет свое физическое тело. Серебряная нить, соединяющая физическое тело с телом жизненным полностью разрывается, и после этого невозможно возвращение к жизни. Но при этом мы помним, что душа забирает с собой Семя-атом физического тела, которое в будущем будет использоваться для построения нового физического тела.

После окончания просмотра панорамы жизни приходит время для души умерших оставить их жизненное тело, которое является частью Физического Мира, чтобы наконец покинуть этот Мир и вознестись в Мир Желаний. Отделение жизненного тела происходит по той же системе, как это происходило с физическим телом. Тело отделяется, забрав с собой лишь силы Семени-атома жизненного тела, которое в будущем будет участвовать в построении нового жизненного тела.

И вот душа входит в Мир Желаний. При этом она включает в себя Семя-атомы физического и жизненного тел в добавок к телу желаний и мыслей.

И по законам гравитации душа, постепенно теряя материал из, которого состоит тело желаний, будет становиться легче и возноситься выше по слоям данного Мира. Мы помним, что низшие слои Мира Желаний состоят из всего плохого, что есть в нас. Здесь находятся все наши низшие желания, привычки, пристрастия. Поэтому эти 3 низших уровня называют еще Чистилищем, 3 высших слоя – Первым Небом, а 2 слоя между ними – Пограничной Зоной.

На данном этапе эволюции человечества среди нас нет только хороших или только плохих людей, мы все состоим из смеси этих двух качеств, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Поэтому каждый из нас должен будет пройти через Чистилище, где происходит постепенное очищение души от всего плохого, что в ней есть. Значение этого слоя необычайно важно! Без него было бы невозможно наше улучшение. И это настолько большая тема, что, я думаю, она займет у нас несколько недель на рассмотрение. Поэтому, пожалуйста, наберитесь терпения, но зато, после окончания этой темы, вы будете вполне себе представлять как на самом дела выглядит Чистилище для каждого из нас и что это такое.

Значение Чистилища и как происходит процесс очищения

Итак, значение Чистилища – побороть и уничтожить вредные привычки и черты характера.

Когда человек пробуждается в Мире Желаний после смерти, он точно такой же человек, каким был здесь при жизни. С точно таким же мышлением, чертами характера и привычками. Каждый, кто увидит его в том Мире, узнает его. Со смертью не происходит никакой волшебной трансформации, которая превратила бы злого и черствого человека в нежного и доброго. Характер человека остается без изменений! Существует только одно отличие и только – это то, что у него больше нет физического тела.

Мы помним, что, когда умерший просматривал панораму своей жизни сразу после смерти, он не испытывал никаких чувств и эмоций. Он был как простой зритель. Но все совершенно меняется, когда он приходит в сознание в Чистилище. В это время картины жизни, т.е. панорама, снова начинают проходить перед ним в той же последовательности, т.е. с конца на перед, начиная со времени, предшествующего смерти и до самого его рождения. Картины прокручиваются со скоростью, примерно в 3 раза быстрее, чем была скорость физической жизни. И отсюда мы можем сказать, что, если человек прожил 60 лет, то в Чистилище он будет проживать заново свою земную жизнь со всеми эмоциями и чувствами в течение примерно 20 лет. То есть время, проведенное в Чистилище в среднем составляет 1/3 прожитой земной жизни. И так как это Чистилище, где есть все только плохое, то, просматривая заново панораму жизни, он будет останавливаться только на всем плохом, что он совершил, а хорошее – пропускать без каких-либо эмоций (время для хорошего будет после Чистилища).

Итак, давайте снова вспомним, что:

Значение Чистилища – побороть и уничтожить вредные привычки и черты характера.

И как же работает эта «система перевоспитания»? А так, что человек испытывает абсолютно идентично всю боль и страдания, которую причинил другому. То есть он как бы входит в тело того человека и чувствует все, как чувствовал тот, когда он его обидел. Но так как скорость в этом слое утроенная, то и все ощущения соответственно усиленны. Поэтому чувства обиды, горя и боли будут испытываться еще сильнее, чем были у обиженного им человека. В Мире Физическом наши чувства притупляются физическим телом, здесь же, в Мире Желаний того тела уже нет и ощущения тут намного острее и сильнее, чем в земной жизни. И именно через собственные страдания человек постепенно научится поступать в будущем по-доброму, честно и с пониманием к окружающим в своей последующей жизни. Давайте подробней разберем этот момент, это очень важно понять как работает «система очищения души».

Вот «умерший» снова начал просматривать свою панораму, но теперь все происходит с чувствами и эмоциями, но чувствами НЕ с ЕГО стороны, а со стороны ЛЮДЕЙ, с которыми он общался. Здесь все будет только о других и ничего о нем. И останавливаться подробно он будет на моментах, где поступил неправильно, нечестно, плохо по отношению к другому (все хорошее проходит незамеченным, его черед придет намного позже). Мы помним, что в панораму жизни вошла каждая его минута, каждая секунда. И вот как только он дойдет до момента, где обругал кого-то, ударил, поступил бесчестно и тому подобное, он остановится на этом моменте и будет испытывать все чувства обиженного им человека, как тот их испытывал тогда в земной жизни, но они будут даже еще сильнее из-за 3х-кратной скорости этого слоя. И будет находиться он в этом состоянии до тех пор, пока не признает, что поступил неправильно, искренно не покается и не поймет, что в будущем он так поступать больше не желает, т.к. не хочет больше испытывать такую боль. Как только он это поймет, то в тот же момент будет считаться, что он отработал данный свой проступок и панорама начинает идти дальше пока не дойдет до следующего момента, где он снова обидел кого-то. И это касается любого его поступка или действия! За каждое свое слово здесь он будет в ответе.

А ведь как порой мы своим одним словом можем обидеть человека?! А еще как часто мы обижаем кого-то, не подозревая как сильно ранили его своим высказыванием?! И ведь обиженный нами человек может страдать очень долго! Иногда годами! Но в Чистилище, хотим мы того или нет, но будем на себе самих испытывать и отвечать за все свои действия и проступки! И будут они такими же долгими как были у обиженного нами.

Еще одно очень важное правило этого мира:

Чем качественнее и чище была отпечатана панорама жизни в теле желаний после первых моментов смерти, тем сильнее и острее будут страдания человека в Чистилище и тем лучше он будет чувствовать в последующих жизнях как поступать нельзя и будет избегать повторения подобных ошибок.

Давайте разберем это правило подробнее. Во-первых, от чего зависит качество воспринимаемой панорамы? Это зависит, как мы помним, от тишины и покоя вокруг мертвого тела и отсутствия каких-либо оперативных вмешательств во время просмотра панорамы.

Дальше, у многих из нас может возникнуть такая реакция как: «А зачем мне испытывать боль еще сильнее и острее? Зачем мне еще больше мучиться? Нет, мне бы что полегче, пожалуйста!». Да, никто из нас не любит боли и страданий. Но смысл их невероятно велик! Ведь только через боль мы поймем как поступили неправильно, прочувствуем на себе как это ужасно то, что мы совершили, покаемся в содеянном и, хотя в будущей нашей жизни память об испытанном закроется для нас, но чувство о содеянном останется в виде ГОЛОСА СОВЕСТИ, который позволит нам избежать повторения подобной ошибки в нашей будущей жизни. И чем сильнее мы страдали в Чистилище, тем сильнее будет в нас тот голос совести, и, тем самым, сильнее будет шанс, что мы уже избежим повторения подобной ошибки в будущем и, следовательно наша жизнь будет лучше прежней как и мы сами.

А еще на восклицание о нежелании чувствовать боль можно ответить так: «Не причиняй тогда боль другому».чистилище, молитва

Видите какая Природа умница? Ничто не остается безнаказанным и за все мы в ответе. Пословица «Что посеешь, то и пожнешь» как нельзя кстати здесь. Как мы проживем жизнь здесь, так будем пожинать ее плоды в тех Мирах.

Но не все так ужасно как это кажется на первый взгляд. Есть выход из положения! И он сейчас в наших руках!

Если мы сейчас, при жизни, сделав кому-то больно, попытаемся понять того человека, прочувствовать что он должен был испытывать в ответ на наши действия и потом ПРИЙТИ к нему и ИСКРЕННО ПОПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ, то можно сказать, что мы уже сейчас, в земной жизни, осознали и исправили свою ошибку и тогда уже в Чистилище, когда панорама дойдет до места, где мы обидели того человека, мы уже не будем испытывать его боль, т.к. мы уже отработали это в прошлом. То есть мы уже сейчас, при жизни выполним работу Чистилища.

Золотое правило:

И, если это взять за правило и каждый прожитый день вечером прокручивать все случившееся за сутки и честно судить себя, останавливаться на самых мелких деталях и потом исправлять себя как описано выше, то, кроме того, что мы будем сокращать свое время в Чистилище (а оно очень неприятное), мы еще и будем становиться лучшими людьми, не правда ли? Это одно из золотых правил розенкрейцеров!

Я честно и строго стараюсь судить себя. Мы с мужем постоянно применяем это правило, если вдруг обидим другого. Конечно, это иногда, ох, как трудно сделать! И особенно я заметила, что в самый момент, когда я скажу что-то обидное, я обычно (как и многие из нас) нахожусь в более возбужденном состоянии и, хоть я и пойму тут же что обидела человека, но в тот момент я еще не могу искренно попросить прощения. Если я это сделаю — это будет неискренно и не будет считаться. Для этого мне нужно успокоиться и после этого я начинаю представлять уже чувства обиженного мною и мне становится стыдно и после этого я уже искренно подхожу и прошу прощения.


Чувство совести

Перед тем как продолжить дальнейшее повествование, я бы хотела остановиться ненадолго на ЧУВСТВЕ СОВЕСТИ, о котором мы говорили в прошлый раз и которое, как мы помним, остается в нас после проработки над своим каким-то плохим поступком или вредной привычкой. Я думаю каждый из нас, если прислушается к своему внутреннему «я», может найти очень много таких голосов, которые останавливают нас сейчас от совершения вновь ошибки прошлого.

девушка с ребенком, чистилищеХотела бы привести вам свой личный пример. Я испытываю большое отвращение к казино, картам и всевозможным играм на деньги. Я не просто отношусь к ним нейтрально, а именно не желаю ничего с ними иметь общего. Само слово казино для меня вызывает внутренний страх и я никогда в своей жизни не переступила порог ни одного из них даже из простого любопытства. К картам – тоже самое, не люблю играть в них даже просто от нечего делать, как бывает происходит в нашей жизни, когда люди едут в поезде, например. Из всего этого я делаю для себя вывод, что в какой-то из моих прошлых жизней (а, может, и не одной!) у меня была проблема с азартными играми. И, я думаю, все мы знаем даже по примеру нашей классической литературы, какая это серьезная человеческая болезнь и как она может сломать всю жизнь человека! И вот я, должно быть, прошла очень хорошее и длительное время в Чистилище по борьбе с этим «недугом» и теперь тот ГОЛОС СОВЕСТИ сидит во мне и, каждый раз, когда я просто вижу вывеску «Казино» оно напоминает мне о моей испытанной боли и предотвращает меня от повторения прошлой ошибки. И это только один пример. А сколько таких мы можем привести! А это все наши знания и опыт из прошлого помогают нам в этой жизни!

Память о содеянном остается нам закрытой, но чувство пережитой боли воплощается в голосе совести.

Сегодня я хочу остановиться еще на одном (из огромного множества!) аспекте Чистилища. А именно на примере как человек проходит очищение себя от вредных привычек. Ведь, когда панорама жизни вновь разворачивается перед ним, она останавливается не только на моментах, где он поступил неправильно, но также и на моментах, связанных с его вредными привычками.

Итак, напомним, что человек попадает в Мир Желаний точно таким же, каким он был здесь, в Мире Физическом, со всеми своим хорошими и плохими чертами характера и со всеми своими пристрастиями. Не происходит никакого мгновенного перевоплощения, по мановению которого, он вдруг бы стал Ангелоподобным!

Допустим, человек при жизни здесь был необычайно жадным, всю жизнь собирал что-то, копил, коллекционировал, ни с кем не делился своим богатством. Был такой своеобразный Скрудж Макдак из мультфильма «Утиные истории» J. И вот он умер. Перестал он любить свое золото?-Нет! Испытывает он ту же тягу к прикосновению к своим сокровищам?-Конечно! И, даже из-за того, что он испытывает такое острое желание все также лицезреть свои богатства, он на долгое время еще может оставаться здесь, в Мире Физическом, и, например, сидеть напротив своего сейфа с деньгами и любоваться на него, получать похожее наслаждение, как он испытывал в земной жизни. Но теперь он не может управлять своими сокровищами! И он будет в страданиях наблюдать как его родные придут к его дорогому сейфу и запустят в него свои руки. Он будет кричать, закрывать собой ящик сейфа, но, конечно, никто его не услышит и родные пропустят свои руки через его невидимое им тело, разделят, разберут все его богатство. А он будет это беспомощно лицезреть и страдать невероятно! И будет он так страдать до тех пор, пока не поймет, что деньги не главное в жизни, что все драгоценности лишь блестящие камни и есть духовные ценности, которые-то и важны для него в первую очередь. И как долго будет длится это состояние? Это зависит только от него самого! И никого больше!

Кстати, очень часто происходит так, что после смерти человек еще долго не может покинуть этот Мир Физический и вознестись выше, в Мир Желаний. Это зависит от его привязанностей к этой жизни. Обычно, когда человек проживает долгую жизнь, к ее концу он уже устает от всего мирского и земного и ждет с нетерпением когда же это все кончится. Такой человек уже почти не имеет никаких физических привязанностей и это очень хорошо для него! Он быстрее пройдет через Чистилище, понимая с высоты прожитых лет, что те или иные наши желания совсем не так важны, как наша духовная красота.

Но, если человек умирает в расцвете сил, молодым, когда у него было столько желаний и так много он хотел сделать в этой жизни, то в таких случаях он еще долго будет притягиваться к оставшимся здесь родным и друзьям! Мать будет притягиваться к своему ребенку и, конечно, будет волноваться и переживать за него. Они ходят вокруг нас, живут вместе со своими домочадцами, а те их и не видят! Вспомните здесь фильм «Привидение» с участием Деми Мур.

Желания умерших

А сейчас мы остановимся на теме желаний умерших. Напоминаю, что вся информация основана на работах М.Генделя и она была ему открыта более высшими существами для того, чтобы он, в свою очередь, передал ее в мир к людям.

Если бы только что умерший человек мог оставить все свои привязанности и желания земной жизни позади, то его тело желаний в таком случае быстро бы распалось и освободило бы его для входа в небесный мир, но такое случается редко. Большинство людей, особенно если они умерли в расцвете сил, сохраняют множество привязанностей и интересов к жизни, которую они только что закончили в Мире Физическом. Они еще не успели воплотить в жизнь все свои мечты только потому, что расстались со своим физическим телом. И даже, наоборот, зачастую у них возникает огромное желание снова вернуться в земную жизнь, чтобы воплотить и прочувствовать то, что они не успели сделать. И такое огромное желание вернуться делает их жизнь в Мире Желаний очень неприятной что, к сожалению сказать, они часто даже не понимают как сами являются причиной этого. С другой стороны тот, кто умирает в престарелом возрасте или кто долго страдал тяжелой болезнью до своей кончины, уже устали от земной жизни и поэтому они быстро расстаются со своими привязанностями и быстро проходят дальше в небесный мир.

Это явление можно рассмотреть на таком биологическом примере, как фруктовая косточка, которая падает в землю. Если это была лишь «голая» чистилищекосточка, то она быстро начинает переходить в следующие стадии своего роста, но, если же в землю попал весь фрукт, т.е. косточка со всей мякотью на поверхности, то, прежде чем приступить к процессам роста, ей нужно дождаться пока вся мякоть не распадется и только тогда она продолжит свое развитие. Также и человек со своим телом желаний.

И особенно это трудно сделать тем, кто погиб в результате аварии или другого несчастного случая,в полном здравии, как мы говорим. Они были не готовы к такому изменению, у них остались в этой жизни жена, семья, родные, друзья, а также любимое дело и удовольствия физических наслаждений.

Также люди, внезапно ушедшие из жизни, зачастую не знают этого! Они не понимают, что «умерли», потому что мир вокруг них почти не изменился. Они понимают что что-то не так, но что именно не могут понять. Ведь смерть для нашей души — это почти то же самое, как состояние, когда мы пробуждаемся ото сна. Также и те люди, они находятся в большой конфузии, если я могу так выразиться. И даже, если кто-то придет к нему на помощь и станет объяснять, что он «умер», зачастую он не будет верить и яростно спорить, что это не так!

Особенно это относится к материалистам, кто не верил в Бога и то, что существует жизнь после смерти. Они будут считать все происходящее какой-то галлюцинацией и ждать когда же это все кончится? И они могут пребывать в этом плачевном состоянии очень долго, иногда сотни лет. Это зависит от того, насколько он упрям.

Я вспоминаю рассказ Чарльза, моего мужа, когда он во время одного из своих снов встретился с только что ушедшим из жизни мужем своей знакомой. Он увидел его в большой библиотеке где-то в Нью-Йорке (а до смерти тот жил в Калифорнии) и этот, назовем его Джон, ходил между рядами книг и в его глазах была такая тоска и непонимание! Чарльз подошел к нему и попытался помочь понять что же с ним произошло, но Джон не захотел его слушать, он даже закрыл руками уши и сел на пол, его глаза налились слезами, он мотал головой из стороны в сторону и ничего не понимал и, кажется, стал просить Чарльза уйти, оставить его. Вот так Джон не хотел признать что он перешел в какое-то другое состояние и ушел из Мира Физического. Но надеемся, что все-таки он понял это в скорости и жизнь стала казаться ему лучше…

Но в основном умершие, которые ушли из этого мира нормальной смертью быстро приходят в сознание в том мире и начинают понимать что с ними произошло.

В широкий спектр различий между тремя ветвями христианства – католичеством, православием и протестантизмом, входит такое важное для католиков, но принципиально отвергаемое иными христианскими учениями понятие, как чистилище. Что же понимают под ним последователи римской церкви, и возможно ли найти какой-либо его аналог в православии?

Что такое чистилище? Значение этого термина в католицизме

Чтобы избежать возможных ошибок, формулируя это понятие, обратимся к первоисточнику. Определение того, что такое чистилище, даётся в католическом катехизисе, содержащем основные положения этого западно-христианского вероучения. Согласно предлагаемой им трактовке, чистилище - это промежуточный этап между адом и раем, на котором пребывают души людей, умерших в союзе с церковью, но по тем или иным причинам не сумевшим принести покаяние во всех совершённых при жизни грехах.

Нередко возникает вопрос о том, что такое слово «чистилище», и каково его происхождение. Следует отметить, что в русском языке оно является точным переводом латинского Purgatorium, означающего, в буквальном смысле, очищение огнём. Употребление этого термина прослеживается в богословской литературе с XII века.

Баланс грехов и добрых дел в католицизме

В католицизме, в отличие от православия, достижение Царства Небесного зависит, прежде всего, от математического соотношения добрых дел и грехов, совершённых умершим во дни земной жизни, и не очищенных покаянием и искупительной жертвой. Всё просто и понятно. Если больше добрых дел, которые считаются его заслугами перед Богом – значит, в рай, если перевешивают грехи – прямиком в ад.

А как быть с теми, кто прожил жизнь в лоне церкви, старался исполнять заповеди, но по слабости душевной порой впадал в искушения, и перед смертью не принёс покаяния во всём, что успел натворить? Кроме того, грехи ведь бывают вольные, то есть совершённые преднамеренно, и невольные, в которые человек впадает неумышленно, порой сам того не подозревая. И, наконец, мелкие бытовые грешки часто забываются, и не упоминаются на исповеди. Не обрекать же доброго христианина на вечные мучения из-за таких недоразумений.

Вот на эти случаи как раз и существует, по мнению западных богословов, чистилище. Попав туда, умерший может очиститься от грехов, превосходящих по своему количеству совершённые им добрые дела. Для этого ему придётся некоторое время пострадать, принося тем самым надлежащее искупление, и уже после этого он попадает в рай. Как долго это может продлиться, напрямую зависит от разницы в количестве грехов и заслуг.

Появление догмата о чистилище

Впервые понятие очистительного огня появляется в трудах известного религиозного деятеля VI века Григория Двоеслова, но определение того, что такое чистилище в католичестве, было окончательно сформулировано значительно позже. Произошло это лишь в XII веке, когда католический философ-схоласт Пётр Ломбардский написал свой богословский трактат, получивший название «Сентенции».

Ещё через столетие его последователь святой Фома Аквинский предложил эту идею как вполне определившуюся религиозную доктрину, но лишь Флорентийский собор 1439 года догматически закрепил её, в качестве неотъемлемого элемента католического вероучения.

Прошло ещё более ста лет, и в 1563 году Тридентским собором было окончательно подтверждено, что такое чистилище. Определение, вынесенное в ходе его заседаний, признаётся по сей день Западной церковью. Лишь протестанты, отколовшиеся в XVI веке от католической церкви, категорически его отрицают.

Древнееврейское представление о чистилище

Известно, что ещё ветхозаветные евреи имели представление о том, что такое чистилище, ад и рай. Опираясь на книги пророков, они рассуждали примерно так: если за душу умершего следует приносить искупительные жертвы, следовательно, после смерти она попадает не в рай, иначе зачем тогда жертва, если она уже спасена. И не в ад, так как в этом случае все жертвы были бы бесполезны. В таком случае должен быть какой-то промежуточный этап, в период которого ещё можно повлиять на последующую участь усопшего.

Умилостивительные жертвы

Однако широкого развития эта теория у них не получила, и в полной мере на вопрос о том, что такое чистилище, дали ответ лишь католики. Ими, в частности, была разработана доктрина об «умилостивительной» жертве. Согласно этому учению, вплоть до Страшного суда, с наступлением которого чистилище упразднится, грешные души будут пребывать именно в состоянии очистительных мук.

Однако их страдания можно сократить. Для этого следует совершать ради них благие дела, угодные Богу, возносить молитвы, заказывать заупокойные мессы и жертвовать деньги, покупая индульгенции. Все эти деяния носят название «умилостивительных жертв», приносимых Богу.

Понятие «сверхзаслуг»

В католицизме существует и такое, совершенно чуждое православию понятие, как «сверхзаслуги перед Богом». Выше упоминалось, что добрые дела, совершаемые католиком, рассматриваются, как его заслуги перед Всевышним, и если их количество не уступает числу грехов, то они обеспечивают ему беспрепятственную дорогу в рай.

Но ведь у человека, ведущего праведную жизнь, и ни в чём не отступающего от Заповедей Божьих, их может скопиться гораздо больше, чем требуется для покрытия его прегрешений. Именно эти добрые дела, превышающие необходимое количество, называются сверх заслугами, которыми, оказывается, можно делиться с другими, и помочь им сократить пребывание в очистительном огне.

Православный путь к спасению

Составив общее представление о том, как представляют себе переход в иной мир последователи католицизма, интересно разобраться в том, что такое чистилище в православии. Сразу следует отметить, что такого понятия в Восточном христианстве нет. Отвергается даже сама идея «заслуг» перед Богом, которые способны перевесить его грехи.

Причина тому в совершенно ином подходе к понятию взаимоотношений человека и Бога. По учению православных отцов церкви, задача человека заключается в том, чтобы в этой жизни очистить душу для её последующего единения с Творцом. С этой целью он обязан вести борьбу со страстями, привязывающими его к материальному миру и отвращающими от помыслов о грядущей вечности. Именно они привязывают человека к чувственному миру, и толкают на путь отступления от Бога.

Пагубность греха гордыни

Продолжая тему различия богословского подхода к спасению души в православии и католицизме, следует подчеркнуть, что восточные церкви, в принципе, отвергают идею заслуг перед Богом. Более того, святые отцы в своих трудах предостерегают верующих от опасности впасть в тягчайший грех гордыни, который нередко поражает людей, возомнивших себя праведниками в результате совершённых ими благих дел.

Даже люди слабо искушённые в богословии знают, что гордыня относится к самым тяжким смертным грехам. Она приводит человека к губительному самомнению, в основе которого лежит убеждение в собственной самодостаточности. Вопреки евангельским словам Иисуса Христа о том, что без Него мы ни на что не способны, человеку, поражённому этим грехом, кажется, что он не такой, как другие, и может обойтись без Бога, а это ведёт к разрыву с Творцом и неминуемой гибели. Поэтому православная церковь учит тому, что, творя благие дела, надлежит это делать со смирением и сознанием того, что силы и разум для их исполнения ниспосланы Богом, а значит, они не могут расцениваться, как наша заслуга перед Ним.

Любовь – единственный путь во Царствие Божие

По учению православной церкви, Господь, восприняв повреждённую первородным грехом человеческую природу, исцелил её Своими крестными муками, и дал людям возможность, соединившись с ним в таинстве святого причастия, стать наследниками вечной жизни. Но для этого требуется не католическая бухгалтерия, при которой в актив записываются заслуги, а в пассив грехи, а искренность покаяния, и сознание собственного бессилия в отрыве от Всевышнего. Бог есть любовь, а потому только душа, наполненная этим чувством по отношению к Творцу и Его творению – людям, способна войти в единение с Ним и обрести рай.

Воздушные мытарства – чистилище православной души

Однако существует вполне определённый ответ на вопрос о том, что такое чистилище для православного человека? Согласно учению Восточного христианства, его аналогом являются воздушные мытарства, которые проходит душа в первые дни после того как покидает тело усопшего.

Это своего рода препятствия, которые суждено пройти ей на пути к Богу, творящему суд, в результате которого будет определено место её пребывания вплоть до Страшного суда. Таких мытарств, согласно учению православной церкви, двадцать, и каждое из них соответствует определённому виду грехов, порождаемых теми самыми страстями, к борьбе с которыми призывают святые отцы.

Людские деяния на весах неумолимых судей

Вот что такое чистилище и его толкование в православном видении. По пути мытарств душу, покинувшую своё тело, ведут два ангела. На пути их поджидают бесы, пытающиеся на каждом из этапов завладеть душой, и увлечь её в ад. Но ангел-хранитель, неотступно присутствующий при этом, противится им.

Главный атрибут, без которого не может обойтись это «православное чистилище», - книга, куда записаны все грехи, совершённые человеком при жизни, и которая служит в руках бесов обвинительным материалом. Ангел-хранитель также предъявляет список, но уже богоугодных дел. Именно это сопоставление плюсов и минусов даёт основание для проведения определённой параллели между тем, что представляют собой воздушные мытарства в православии и тем, что такое чистилище у католиков.

Неуместное употребление термина «чистилище»

Надо заметить, что в современном языке слово чистилище стало употребляться и в переносном смысле. Часто им обозначают некие испытания, выпавшие тем или иным людям на пути к достижению намеченной цели. Но, кроме того, бывают случаи довольно произвольного употребления этого термина.

Примером может служить появившийся сравнительно недавно в интернете украинский сайт, специализирующийся на профилактике преступлений, направленных против государства. Называется он «Миротворец». Чистилище – часто используемый ими термин. Но употребляют его редакторы сайта для обозначения списка лиц, представляющих, по их мнению, потенциальную опасность существующему там режиму.

Не вдаваясь в обсуждения обоснованности их выбора, и правомочности действий, отметим лишь ту вольность, которую позволяет себе в обращении с религиозной терминологией «Миротворец». Чистилище, как и любой иной религиозный термин, уместно использовать лишь в его собственном значении.