Что входит в духовную жизнь человека. Обществознание: Духовная жизнь общества
В чем состоит духовная жизнь человеческой личности? Духовная жизнь относится к категории нематериальных ценностей, без которых жизнь человека становится пустой и никчёмной. Не случайно самый высокий накал страстей – боль тяжёлой утраты или огромную радость – человек испытывает не телом, а душой.
Именно духовность, трактуемая Википедией как «совокупность проявлений духа», ставит человека на самую высокую ступеньку эволюционной пирамиды, выделяя его из мира прочих живых обитателей нашей планеты.
Однако уровень духовного развития личности – величина сугубо индивидуальная. Далеко не каждый человек достигает его вершин. Развитая личность руководствуется высокими помыслами и стремится к достижению идеальных целей, совершая поступки, соответствующие её духовному уровню.
В это же самое время человек с низким уровнем духовного развития, руководствующийся удовлетворением лишь самых примитивных физиологических потребностей, не способен ни понять, ни оценить красоты мира, его окружающего. Внутренняя жизнь такого человека примитивна и скучна.
8 уровней духовного развития человека - описание в видео:
Духовная жизнь человека: основные составляющие
Так в чем же состоит духовная жизнь каждой человеческой личности? Внутренний мир человека, часто именуемый его микрокосмом, относится к числу целостных и в то же самое время противоречивых явлений.
Главными составными частями этого микрокосма являются:
Духовная жизнь человека неотъемлема от его мировоззрения, представляющего собой целостную систему взглядов на окружающее пространство и взаимоотношения с ним.
Подразделяемое на разные типы, мировоззрение бывает:
- Житейским (или обыденным). Его формирование базируется на личном опыте и происходит в результате влияния жизненных обстоятельств.
- Религиозным. В его основу кладется система религиозных взглядов, убеждений и представлений верующего человека.
- Научным. Базируясь на достижениях передовой научной мысли, оно является отражением научных представлений о мире и обогащено результатами последних достижений науки.
- Гуманистическим. Этот тип мировоззрения скорее цель, нежели реальность. В нем объединены представления о социальном равенстве и справедливости, нравственных идеалах, экологической безопасности с наиболее ценными чертами научного мировоззрения.
Духовная жизнь отдельно взятого человека неразрывно связана с духовной сферой жизни всего человеческого общества.
Каждая новая человеческая личность, вступая в общество с уже сформировавшимся духовным фондом, непременно должна пройти путь освоения всех духовных ценностей, сосредоточенных в нём.
Основные элементы духовной жизни общества
В чём состоит духовная жизнь человеческого общества? Она распространяется на все уровни и типы общественного сознания:
- научного;
- политического;
- религиозного;
- нравственного;
- эстетического;
- правового.
В соответствии с этим духовная жизнь человеческого общества условно разделяется на четыре основных составляющих.
- Религия.
Суть этого явления можно кратко охарактеризовать как общность церкви, специфических догм, мифов, обрядовых и культовых отправлений.
- Мораль.
Под этим понятием подразумевается принятая в человеческом обществе целая система правил поведения, основанная на представлениях человека о добре и зле, социальной справедливости, плохом и хорошем. Все эти правила могут отражать как самостоятельные внутренние убеждения человека, так и действия, предпринятые под давлением общественного мнения.
- Искусство.
Эта особенная форма общественного разума представляет собой систему художественных образов, появившихся как итог творческого переосмысления предметов и явлений окружающей действительности.
- Наука.
Философия трактует её как теоретически систематизированные знания, полученные в ходе научных изысканий и облечённые в абстрактно-логическую форму теорий, законов, терминов и гипотез.
Что такое духовное производство?
Потребности духовного плана (в отличие от потребностей материальных) не закладываются в генетическую программу развития индивидуума и не появляются у него после момента рождения. Они могут сформироваться и получить развитие лишь в ходе длительной социализации его личности.
Уникальной особенностью духовных потребностей является полное отсутствие границ их роста. Единственным сдерживающим началом духовного совершенствования личности является один лишь объём духовных ценностей, к определённому моменту накопленных человеческим обществом, а также желание самого человека способствовать их приумножению.
Чтобы удовлетворить свои духовные потребности, самые одарённые представители человеческого общества занимаются духовным производством. Продуктом такого производства становятся:
- Творческие идеи.
- Всевозможные теории и гипотезы.
- Художественные образы.
- Духовные ценности.
- Общественные связи между целыми группами индивидов.
- Самосовершенствование личности самого человека, вовлечённого в процесс духовного развития.
Основными видами духовного производства являются:
- Институт религии.
- Просвещение и наука.
- Культура и искусство.
Духовный мир человека и его конституционные права
Духовная жизнь каждой личности является продуктом её практической деятельности и неотъемлема от духовной практики всего человеческого общества.
Что составляет духовный мир каждого человека? Это - единый комплекс из знаний, веры, чувств, переживаний, способностей, потребностей и целей.
Духовный мир каждой человеческой личности уникален и неповторим. Каждая личность по-своему реагирует на явления и предметы окружающего пространства, поскольку у каждой личности свои механизмы мышления, памяти и восприятия, разная степень воображения, свой круг общения, интересов и потребностей, увлечений и интересов.
Неприкосновенность духовного мира каждого человека, отнесённого к частной сфере, закреплена в 23 статье Конституции Российской Федерации. Согласно этой статье личность имеет право не впускать посторонних в свою частную жизнь, поскольку в ней гарантируется право на её сокровенность, а также на сохранение личных и семейных секретов.
Каким образом взаимосвязаны конституционные права и духовная жизнь каждого индивидуума, являющегося гражданином Российской Федерации?
- Будучи активным членом общества, каждая личность имеет свою систему представлений, складывающихся благодаря усилиям собственного интеллекта, наличию эмоций и оценок, которые не могут не побудить к определённым действиям. Так формируется позиция личности относительно места, отведённого ей в этом мире, а Конституция закрепляет эту позицию, даруя каждому индивидууму право на свободное высказывание своих убеждений.
- Самым тесным образом связано оно с целым рядом других прав, гарантирующих свободу совести, а также свободу мысли и слова. Любые попытки навязать индивидууму взгляды, умаляющие любое из перечисленных прав, являются незаконным вторжением в его личную жизнь. Соблюдение же этих прав предоставляет каждой личности возможность духовного самовыражения в любой сфере жизни.
При желании любой индивидуум может заниматься творческой, экономической или политической деятельностью.
Занимаясь своим духовным самосовершенствованием, индивидуум тем самым способствует обогащению не только собственного внутреннего мира, но и духовной сути окружающих его людей.
В чём суть духовности человека?
Почему внутреннюю суть человека называют духовной, а не просто интеллектуальной? Прежде всего потому, что духовность – понятие более широкое.
- любовь;
- добросердечие;
- оптимизм;
- убеждённость;
- чувство самоуважения и личного достоинства;
- признание достоинства и чести других людей.
Человек, достигший высокого уровня духовного развития, стремится понять мотивы поступков других людей, видит достоинства их внутреннего облика, принимает во внимание индивидуальные особенности каждого человека, включая и несомненные достоинства, и недостатки, свойственные его личности.
Ни один младенец, появившийся на этом свете, не отличается богатством своего внутреннего мира. Каждый индивидуум волен формировать свой внутренний облик по собственному усмотрению. Зачастую путь к духовному совершенству сопряжён с множеством трудностей и страданий.
Именно состояние души делает индивидуума счастливым или несчастным, определяет его физическое самочувствие, создает предпосылки для успехов или неудач.
Подводя итоги всему, сказанному выше, мы приходим к неизбежному умозаключению о том, что между категориями духовности и нравственности можно поставить знак равенства.
Безнравственная личность – даже обладающая высоким уровнем интеллектуального развития и самым блестящим образованием – не может похвастаться богатством своего внутреннего духовного мира.
Духовная жизнь - основа человеческой жизни. Самую тяжелую боль человек испытывает в своей душе. Самую сильную высокую радость он тоже ощущает не телом. Поэтому забота о невидимой части себя определяет наше счастье или несчастье. Более того - этим определяется и наше физическое здоровье, и все наши неудачи и успехи.
Но с какой стороны подступиться к этому невидимому миру? Самый надежный, известный путь - православие. Но некоторым скучно идти проторенными дорогами, хочется поискать чего-то уникального. Что-то такого менее трудного, более окутанного ореолом тайны. А порой человек и не ищет, просто к нему приходят сектанты и обращают в свою веру.
Либо же человек по незнанию соприкасается с миром магии и колдовства, и совершенно неожиданно оказывается лицом к лицу с самыми темными сущностями невидимого мира, которые властно входят в его жизнь и влекут куда-то вниз…
Конечно, эту тему лучше освещают специализированные сайты. Мы попробуем дать вам лишь основные сведения о разных направлениях духовности, сориентировать в мире разных духовных практик и теорий.
Рекомендуем дистанционный (онлайн) курс-тренинг счастья для тех, кто чувствует себя несчастным: «Из несчастного стать счастливым»
Важнейшие отношения в нашей жизни
В процессе осознания себя мы начинаем понимать, почему мы ведем себя с близкими людьми так, а не иначе, что нам мешает их любить и как нам следует поступать, чему учиться, чтобы зла в нас было меньше, а любви - больше. В том числе и наше общение с Богом необходимо вывести из тени на свет. Осознать, как мы к Нему относимся. Почему мы относимся к Нему так, а не иначе. Почему у нас именно такое представление о Боге и насколько оно верное. С этого и начинается духовная жизнь...
Читать дальше
Атеизм под нафталином
Елена ТарасенкоКак ни странно, люди, так придирчиво относящиеся к Евангелию, при этом наивно верят в совершенно немыслимые вещи - лишь бы они согласовались с их мировоззрением...
Читать дальше
Мы, на поверку, чрезвычайно нетерпимы. Поэтому как и прежде в нашей кумирне никто: ни Христос - придуманный нами, такой, какой нам нужен, ни Маркс, ни Фрейд, ни Бакунин - не добьются от нас покаяния, отчета в своей дурной духовной жизни.
Читать дальше
Десять причин, по которым я не умываюсь
Владислав ГоловинДля того чтобы упрекать Церковь, нужно сначала разобраться, кто и зачем упрекает. Подавляющее большинство людей, далёких от Церкви, совершают в своей духовной жизни множество грехов, но не считают себя людьми безнравственными.
Читать дальше
Православие и ислам
Диакон Георгий МаксимовВ подавляющем большинстве случаев причиной принятия ислама является желание девушки выйти замуж. Хотя бывают и девушки, которые обращают своих женихов-мусульман в Православие. Что касается парней, то в некоторых случаях не община в целом, а конкретная компания сверстников-мусульман может создавать привлекательный образ такой дружной общины. В некоторых случаях это может играть свою роль, особенно в регионах или коллективах, где мусульман большинство.
Читать дальше
Что важнее - ходить в церковь или быть хорошим человеком?
Священник Сергий ФейзулинПаскаль, французский философ и ученый, говорит, что условно можно разделить всех людей на праведников и грешников. Праведники, говорит Паскаль - это те, кто считает себя грешниками, а истинные грешники - это те, кто считает себя праведниками, чувствуют себя хорошими людьми. Именно поэтому они не видят своих недостатков, не чувствуют, как далеки они от Бога, от любви...
Читать дальше
Православное понимание духовности
Игумен Митрофан (Никитин)Вопрос о духовности – это вопрос о том окончательном и высшем смысле жизни, который каждый человек должен бы был искать. В настоящее время о духовности говорят все религии, различные оккультные и мистические направления, о духовности говорит секулярная мысль. Перед лицом этого многообразия важно выявить, какова же правильная духовность, а какова ложная.
Читать дальше
«Новый Атеизм»: критический анализ
Вождей Нового Атеизма - Ричарда Докинза, Кристофера Хитченса и Сэма Харриса - называют атеистическими евангелистами, светскими фундаменталистами, проповедниками и т.п. Эти эпитеты, без сомнения, отражают пыл, страсть и витиеватость стиля, свойственные не только их печатным работам. Доводы «новых атеистов» скорее не столько убеждают, сколько впечатляют читателей и слушателей.
Читать дальше
Во что верят христиане
Если вы атеист, вам приходится верить, что в основе всех религий мира кроется одна гигантская ошибка. Если вы христианин, вы свободны думать, что все религии, в том числе самые странные, содержат хотя бы крупинку истины...
Читать дальше
О достоинстве христианства и недостоинстве христиан
Внешняя история церковной жизни бросается нам в глаза и легко поддается изложению, о ней можно рассказывать в доступной для всех форме. Внутренняя же духовная жизнь Церкви, обращение людей к Богу, достижение святости, не так бросается в глаза...
Читать дальше
Где живет Сознание
Сказку про то, что наше Сознание является деятельностью мозга, многие слышали еще в школе. Необычайно широко распространено представление, что мозг - и есть по сути человек с его «Я». Большинство думает, что именно мозг воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает ее и решает, как действовать в каждом конкретном случае...
Читать дальше
Нужно ли православие «свободному человеку»
Речь здесь пойдет не о буддизме. Сейчас об этой религии многие говорят. Но говорят и знают сейчас, в основном, о буддизме, о йоге, о Рерихах, о Блаватской. О политике. О науке. О спорте. О вещах очень или не очень далеких... Но что мы знаем о том, что всегда было и есть РЯДОМ с нами?
Читать дальше
Сущность христианства
Иван АндреевО сущности христианства было высказано много самых разнообразных мнений. Но никто и никогда не смог определить эту сущность так, как ее определяет Православная Церковь...
Читать дальше
О сущности христианства
О, как велико знание истины! Когда мы ее знаем, когда мы правильно представляем себе наше бытие, действуем в соответствии со своей природой, осознаем законы этой природы, то, по-видимому, следуя этим путем, сможем достичь блага. Ибо правильное удовлетворение человеческих потребностей приносит человеку благо.
Читать дальше
Ислам и христианство. Сравнительная таблица вероучений (часть1)
Целью данной таблицы является сравнение основ христианского и мусульманского вероучения. Авторы таблицы стремятся не затушевывать расхождения между христианством и исламом, а представить эти различия «как они есть».Читать дальше
Ислам и христианство. Сравнительная таблица вероучений (часть2)
Окончание таблицы сравнения христианского и мусульманского вероучений.Читать дальше
Из Церкви в секту и обратно
Как выглядят сектанты, знали в нашем городе все: в какой-то момент они появились буквально ниоткуда, выросли из-под земли. С одинаковыми хриплыми голосами, надрывными интонациями и невидящими глазами, они приставали на улицах, в транспорте...Читать дальше
В Церковь Христову из «Церкви Христа»
Наталия ЗайцеваМои первые годы в «ЦХ» – это «сумасшедшее» проповедование, дикие эмоции, амплитуда которых колебалась от восторга до депрессии. У нас был свой сленг, своя субкультура, свой закрытый и очень сплоченный мирок.
Читать дальше
Почему православие есть истинная вера
В настоящее время все мы находимся в такой жизненной ситуации, когда уже никоим образом и никакими стенами не можем отделить себя от окружающего мира. Какова она? Мы живем в мире религиозного плюрализма...
Читать дальше
Мой путь к Богу
В Бога верила я давно. Помню, еще в начальной школе возник у нас с одноклассницами разговор: есть Бог или нет? Одна девочка сказала, что нет, не верит она в Его существование, а мы с другой ответили «и да, и нет»...Читать дальше
К духовной жизни человека относят: знания, чувства, потребности, переживания, способности, веру, убеждения, стремления и цели.
Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, политическое, правовое и религиозное сознание.
Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия.
Мораль - это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения.
Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме понятий, теорий, законов) н основанные на результатах научных исследований.
Искусство - это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Религия - это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).
В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности.
Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имею принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственным ограничителем такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание человека участвовать в их приумножении.
Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. К результатам духовного производства относятся:
Идеи, теории, образы, ценности
Общественные связи индивидов
Уровень развития самого человека
Ученые выделяют три вида духовного производства:
Наука и образование
Искусство и культура
Религия
Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:
1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;
2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
4) представления;
5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;
7) способности к тем или иным формам социальной деятельности;
8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;
9) цели, которые он сознательно ставит перед собой.
Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Выделяют несколько типов мировоззрения:
1) обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;
2) религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
3) научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;
4) гуманистическое. О нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале.
Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни
К духовной жизни человека относят: знания, чувства, потребности, переживания, способности, веру, убеждения, стремления и цели.
Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, политическое, правовое и религиозное сознание.
Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия.
Мораль - это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения.
Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме понятий, теорий, законов) н основанные на результатах научных исследований.
Искусство - это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Религия - это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).
В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности.
Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имею принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственным ограничителем такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание человека участвовать в их приумножении.
Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. К результатам духовного производства относятся:
Идеи, теории, образы, ценности
Общественные связи индивидов
Уровень развития самого человека
Ученые выделяют три вида духовного производства:
Наука и образование
Искусство и культура
Религия
Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:
1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;
2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
4) представления;
5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;
7) способности к тем или иным формам социальной деятельности;
8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;
9) цели, которые он сознательно ставит перед собой.
Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Выделяют несколько типов мировоззрения:
1) обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;
2) религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
3) научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;
4) гуманистическое. О нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале.
Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.
Что такое духовная жизнь. Существует множество трактовок того, что такое духовная жизнь отдельного человека или общества в целом. Но понятно, что содержанием духовной жизни человека выступает его духовное развитие.
Определим духовное развитие человека так - это процесс обогащения его внутреннего мира достижениями духовной культуры общества, направленный на реализацию высоких идеалов гуманизма, свободы, индивидуальности, творчества и др.
Духовная культура в широком смысле - совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.
Она включает формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Синонимами понятия «духовная сфера общества» выступают термины «общественное сознание» pi «духовная культура». В узком понимании она содержит не любые достижения нематериальной культуры, а лишь образцы высокой, духовно значимой для общества системы ценностей, идей и идеалов.
Из предыдущего материала учебника вы узнали, что с цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой - духовный мир человека. Его характеризует устремление человека к решению так называемых вечных вопросов бытия, связанных с жизнью и смертью и смыслом человеческого существования. Ответы на них пытаются дать - каждая со своей стороны - прежде всего философия и религия.
Проблема смысла жизни. Проблема смысла жизни по-разному решается не только философскими течениями, но и религиями. Буддизм утверждает, что человек живёт для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться; в христианстве и исламе - это восхождение человека к Богу.
Под духовной жизнью некоторые люди подразумевают выполнение различных религиозных практик, таких, как богослужение, молитвы, медитации, молитвенное пение и танцы, а также чтение священных писаний. На Руси существовала особая духовная практика, заимствованная у византийских христиан. Её именуют исихией (от греч. hesychia - покой, безмолвие, отрешённость), или молчальни- чеством, а также пещерным затворничеством. Пещеры как нельзя лучше служили уединённым местом для проведения особой духовной практики, связанной с преображением человеческого духа через аскетизм и уход от мира. В подземное убежище не проникают ни звуки мира, ни свет солнца, мешающие молитвенной сосредоточенности, единению человека с Богом через «очищение сердца» слезами. В отличие от Византии пещерное затворничество не превратилось на Руси в род идолопоклонства, в мистическое движение с тысячами преданных сторонников.
Во второй четверти XIV в. формируется новая форма подвижничества - пустынножительство. Большинство монахов уходит в лесные дали, создаются многочисленные скиты (вероятно, от греч. ske- tis - название обители в Египте) - кельи отшельников в отдалении от монастырей или небольшие монастыри. Позже скитами стали называться общежития беглых старообрядцев в Поволжье и Сибири. Главой и учителем нового пустынножительного иночества был Сергий Радонежский (1321 - 1391), один из наиболее известных духовных наставников русского народа.
Духовная сфера человека состоит из двух начал - этического (нравственность, мораль) и эстетического (красота, прекрасное). Оба начала составляют фундамент культуры, а она покоится на твёрдом основании ценностей. Качества духа - это воля, свобода, творчество, познание. Они подразумевают неприятие грубости и хамства, сквернословия, курения, алкоголизма, пристрастия к материальным вещам и алчность.
Духовные размышления или духовные вопросы означают прежде всего несиюминутные, отрешённые от материальных забот о повседневном существовании, бытовых удобствах и от земных помыслов, будь то карьера или статусные почести.
Система ценностей. Частью духовной культуры является система ценностей, т.е. то, как люди придают моральное значение определённым элементам культурной среды. У различных народов ценностные категории и представления могут столь разниться, что крайне желаемое и позитивное среди членов одного общества презирается и отвергается в другом. То, что у одного народа считается священным или морально обязательным, у другого может считаться кощунственным и аморальным.
Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п.
Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.
Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Одни индивиды привержены ценностям коллективизма, а другие - ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других - моральная безупречность, для третьих - политическая карьера. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.
Роль ценностей в человеческом обществе огромна. Они регулируют социальные отношения и взаимодействия людей, и в этом качестве их можно назвать ценностями-регуляторами. Ценности проявляют себя и в качестве фундаментальных норм, обеспечивающих целостность общества. Одна из главных функций ценностей - служить мотивом поведения. Человек стремится добыть то, в чём нуждается, что ценит, соответственно ориентирует поведение на конкретные ценности, причём ориентирует сознательно. А это и есть свойство быть мотивом поведения. Ценности выражаются в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.
Человек без духовной жизни не существует. Такие качества и устремления человека, как чувство красоты, стремление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли, устремлённость к благу, мужество и бесстрашие, чувства заботы и сострадания, радости и восхищения, сознания жизни, смерти и бессмертия, относятся к проявлениям духовной жизни.
Для 14-15-летних подростков характерно стремление к философским рассуждениям о смысле жизни, о смерти, о своём предназначении. Примерно в это время подросток начинает критически оценивать своих родителей, замечать невидимые ранее недостатки, протестовать против их образа жизни. Существует мнение, что, чем подросток умнее, духовно богаче, душевно сложнее, тем меньше он испытывает потребность примкнуть к какой-либо группе и вполне удовлетворяется обществом одного-двух духовно близких друзей-ровесников или своим собственным.
Связь духовности с религией. Духовное - по своему исходному значению подразумевает общение с духами. Для европейской цивилизации высшим проявлением духовного является общение со Святой Троицей и теми атрибутами, которые сопровождают отправление христианской религии.
Связь духовности с религией самая что ни на есть прямая. Ведь латинское слово religare означает духовную связь земного (тварного) и небесного (божественного) миров. Вот почему выдающийся русский философ С. Франк отмечал: «Духовная жизнь - связь человеческой души со сверхчеловеческими началами, воплощёнными в Боге».
Чем была бы европейская цивилизация без Библии? Чем была бы западная культура без католичества, индийская - без её религий, русская - без православия, арабская - без ислама? Кризисные и упаднические явления в культуре, как правило, бывают связаны с ослаблением религиозного импульса, что приводит творчество к деградации и омертвению.
В дореволюционной России многие храмы и монастыри, как правило, не ограничивались только богослужениями, они были, по сути, центрами духовной жизни, осуществляли такие виды деятельности, как образовательная (церковно-приходские школы); просветительская (воскресные школы для детей и взрослых, общества трезвости, издание православной литературы и т. д.); благотворительная (содержание детских приютов, уход за больными и т. д.). В конечном счёте всё это было направлено на воцерковление людей, на их духовное воспитание и образование.
Мир духов, или духовный мир, иначе называется сакральным, т. е. священным. Священным именуется всё, что ценится обществом превыше всего и служит образцом высоконравственного поведения. Таким образом, духовное неразрывно связано с этическим. Но, кроме того, духовное тесно связано и с эстетическим, которое воплощается в искусстве.
Духовное и эстетическое. Искусство явилось на свет не сразу. Хотя наскальная живопись возникла 15 тыс. лет назад, вначале искусства как такового не было, были ремёсла, например гончарное, предметы которого украшались. Были статуэтки матери-богини, которые сегодня хранятся в лучших музеях мира. Но они не являлись ещё искусством в подлинном смысле слова.
Искусство как сфера возвышенного, которое позволяет вознестись человеческому духу, появилось в Античную эпоху и получило расцвет в эпоху Возрождения. Из техники украшения сугубо бытовой утвари искусство превратилось в область духовной деятельности только после того, как само обратилось к изображению духов - языческих либо христианских. С тех пор оно само очистилось и возвысилось.
Сегодня сфера духовного очень широка и разнообразна. В неё включают всё, что заслуживает именовать фундаментальным, возвышенным, непреходящим. Духовное противоположно земному как нетленное тленному, бессмертное преходящему. Учение И. Ньютона вечное и непреходящее, оно фундаментальное и возвышенное. А сочинения алхимиков или псевдоучёных - преходящи и тленны. Они хотя и созданы человеческим духом, но останутся индивидуальным достоянием, быть может, индивидуальным заблуждением или предрассудком.
Роль духовных потребностей. Особо следует поговорить о духовных потребностях. Они играют не меньшую роль, чем другие, хотя расположены на самой вершине пирамиды А. Маслоу. Кажется, что до них дело доходит после того, как удовлетворены все иные потребности. Но такое случается не всегда. Русскую нацию всегда отличала неистребимая да духовного. Мы создавали художественные шедевры, строили великолепные дворцы и храмы, писали о вечном и прекрасном в любой ситуации. Нашей стране большую часть истории приходилось жить не в изобилии и достатке, тем не
менее народное творчество не иссякало, а феномен русской интеллигенции поражает весь мир. Оказывается, как это считают многие мыслители, развитие духовной сферы общества происходит в целом независимо от экономического благополучия.
Оговорка «в целом» не случайна. Речь идёт об общей тенденции развития, но, когда мы рассматриваем отдельные семьи или группы населения, картина усложняется. Когда человек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.