Open
Close

Что такое джихад? Религиозные войны. Ислам

Слово «джихад», являющееся исламским религиозным термином, на самом деле имеет довольно широкий комплекс смыслов. Чаще всего люди воспринимают его как обозначение священной войны, но и здесь все может быть не так однозначно. И все же что такое джихад? Некоторые мусульманские теологи уверяют, что это понятие имеет мирное значение. Чтобы понять истинный смысл слова "джихад", необходимо проанализировать этот термин в контексте его исторического развития.

Неоднозначность понятия

Как уже говорилось, многие современные мусульманские богословы склонны утверждать, что термин джихад носит мирный характер, а его цель - это, скорее, духовная борьба, нежели физическая война. Но тут сразу вспоминаются религиозные войны Средневековья. Результатом крестовых походов стало распространение джихада именно в значении «священной войны», когда мусульмане были вынуждены обороняться от крестоносцев, стремившихся захватить Святую землю, населенную последователями пророка Мухаммеда.

Понятие джихада практически невозможно охарактеризовать однозначно, ведь оно имеет свое историческое развитие. В зависимости от места и времени, а также от того, как понимают и трактуют этот термин отдельные люди и лидеры мусульманской общины, он может приобретать несколько различное значение.

Значение слова "джихад" в Коране

Смысл его - это борьба. Но какая это борьба, и что такое джихад в данном контексте? В исламской литературе весьма часто встречается вот какая более расширенная форма определения этого слова: джихад - это борьба на пути Аллаха.

Изучив Коран, можно увидеть, что примерно в 275 из более чем 6 тыс. аятов речь в том или ином смысле идет о борьбе, войне и т. п. Слово «джихад» используется лишь 41 раз, при этом во многих случаях оно явно не имеет какого-либо агрессивного смысла. Примером может служить фраза «al-jihad bi anfousikoum», которая переводится как «борьба с упрямством своей души».

Проведя более подробный анализ употребления слов с корнем -jhd в Священном Писании мусульман, можно сделать следующий вывод: в шести случаях его использования джихад означает борьбу за Бога, при этом она явно не имеет насильственного характера. В большинстве случаев это борьба несколько другого смысла - за свое имущество или землю. И лишь в двух примерах слово "джихад" можно трактовать как призыв к борьбе против неверующих, с суровостью по отношению к ним. Тем не менее исламский джихад сегодня в основном воспринимается именно в контексте этих двух последних случаев.

Использование слова в других источниках

В иных источниках исламского богословия, некоторые из которых пользуются значительным авторитетом, джихад довольно часто трактуется как средство вооруженной борьбы. Причиной тому может быть то, что эти источники формировались в период противостояния халифата и европейских христианских государств, отчего понятие "джихад" зачастую приобретает на их страницах агрессивный и воинственный оттенок.

Стоит отметить, что большинство исламских теологов и богословов понимают смысл джихада в первую очередь именно в военном контексте. Мусульманское общество, на которое распространяется их влияние, может воспринимать его в значении войны против неверных, в то время как правильней было бы понимать это как необходимость бороться с самим собой и своими страстями.

Джихад как служение высшей цели

Столпы ислама в их классическом варианте не включают в свое число джихад. Однако некоторые религиозные группы склонны добавлять борьбу с собственными страстями к пяти столпам ислама, а самые радикальные из них считают своим долгом использовать его в качестве борьбы против неверных.

Здесь же прослеживается заметное превосходство джихада - иногда его приравнивают по значимости и даже ставят выше таких важных вещей, как молитва или строгий пост. Он становится духовным действием, равного которому нет ничего в мире, совершающий его заслуживает материальных благ и даже освобождается от некоторой ответственности, а погибший во время него должен немедленно войти в рай.

При этом важно понимать, что джихад - священная война, в которой нет места корысти или еще каким-либо личным интересам. Совершать его - значит служить Аллаху, возвеличивая его имя и всецело посвящая себя высшим идеалам.

Виды джихада

Современные мусульманские богословы, ссылаясь на своих предшественников, считают, что существует несколько разновидностей джихада. Так, его можно условно разделить на четыре вида:


Первые три вида джихада, основанные на нравственных принципах, относятся к группе «большого призыва». Борьбой, в прямом смысле этого слова, можно называть только джихад меча, который относится к «малому призыву».

Условия для призыва к реальной борьбе

Призыв к джихаду меча должен иметь веские основания, назовем причины, по которым это возможно:

  • Против ислама имеет место замысел, который носит явно агрессивный характер. Подобные условия также могут стать причиной призыва к джихаду сердца в случаях, когда посягательства на ислам осуществляются в духовной сфере.
  • К исламскому государству и мусульманской общине, умме, применяется военная сила, происходит открытая агрессия, вторжение.
  • Джихад личного характера, когда существует вероятность убытков, потери имущества, территории.

Некоторые исламские богословы уверены, что в случае реальной военной угрозы со стороны неверных каждый мусульманин, способный держать в руках оружие, обязан встать на защиту государства.

Роль главнокомандующего выполняет правитель страны - никто, кроме него, не имеет права объявить или закончить джихад, и только он обладает полномочиями заключать мирный договор или какое-либо другое соглашение.

О мусульманском праве

Мусульманское представление о мире имеет множество особенностей и аспектов, свойственных исключительно исламу. Только разобрав их, можно понять, что такое джихад и какова суть причин призыва к нему.

В первую очередь нужно отметить, что исламскому праву свойственно делить мир на разные зоны, имеющие свой особый статус. Так, дом ислама - или «дар аль-ислам» - это территории, на которых проживают мусульмане и где действует шариат. Все остальные земли, на которых проживают неверные - это дом войны, по-другому «дар аль-харб». Исходя из этих условностей и проводится политика джихада.

В чрезвычайных условиях мусульманское общество должно беспрекословно подчиняться своему лидеру, что дает ему определенные возможности для манипулирования. Отсюда получается, что значение термина "джихад" находится в абсолютной зависимости от мнения правителя.

Взаимосвязь между формами джихада

Сравнивая виды джихада друг с другом, можно увидеть их сопряженность между собой, взаимозависимость. И если столпы ислама являются основой религии, то без джихада сердца, направленного на внутреннюю веру человека, попросту невозможно совершение каких-либо других его форм. Только после того как сформированы духовный мир мусульманина и его личность, верующий человек может проповедовать словом, исполнять закон или вести борьбу с врагами ислама. Без веры все это не имело бы смысла.

Здесь можно привести в пример пророка Мухаммеда, пережившего становление своей личности как человека, призванного к особому служению. Затем он несколько лет тайно проповедовал, результатом чего стало заложение основ будущего мусульманского общества - и только после этого он смог открыто начать возвещение божественной воли. Все то, что он создал, было необходимо сохранить. Для этого и нужен шариат - свод правил, с помощью которого можно было бы регулировать отношения мусульман друг с другом. В конечном счёте появляется надобность обеспечивать целостность мусульманской уммы и защищать ее от внешних врагов.

Очевидно, что понятие джихада имеет свое историческое развитие и сегодня представляет собой достаточно сложную систему.

Награда совершающему джихад

Чтобы понять, что такое джихад и какое значение он имеет для мусульманина, не будет лишним упомянуть о том, что совершающий его заслуживает награды, которая может быть двух видов: духовной и материальной. Как уже говорилось, участие в джихаде означает, что в случае своей гибели мусульманин становится шахидом (мучеником). Это, в свою очередь, гарантирует ему возможность немедленно попасть в рай, где он вправе занять достойное место.

Материальная награда - это те земные блага, имущество, которое удастся захватить у врага в ходе боевых действий. В этом случае важно понимать, что джихад не должен быть средством для личной наживы, а награда подразумевается как поощрение, как нечто второстепенное или побочное. Другими словами, мусульманин имеет право завладеть имуществом поверженного противника. Но джихад совершается не для этого. В противном случае это всего лишь газу - грабительский набег, не содержащий духовного контекста.

Война или все-таки борьба?

Что касается военных действий, то в исламской исторической литературе для их обозначения применяются слова "харб" или "киталь", поэтому термин "джихад" было бы правильней понимать как борьбу определенного рода. При этом данное слово имеет некий духовный и даже сакральный оттенок. Священный джихад - это борьба, проводимая исключительно с целью защиты ислама, ограждения внутренней веры каждого отдельного представителя уммы от всякого негативного воздействия.

Джихад является объединяющим средством, он выступает гарантом защиты абсолютных и непреложных истин и догм ислама, ограждая как все общество в целом, так и каждого отдельного человека от посягательств любого рода.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что понятие "джихад" не обязательно должно нести агрессивный или негативный смысл. Все гораздо сложнее. Даже флаг джихада, как бы угрожающе он ни выглядел, является всего лишь надписью на черном фоне (иногда на зеленом), гласящей «нет бога, кроме Аллаха». Меч, изображающийся на этом знамени, символизирует борьбу, которая, как уже не раз говорилось, не всегда может вестись путем применения реальной военной силы.

Радикальные исламисты, использующие термин "джихад" для обозначения своих действий, которые, к сожалению, иногда сопряжены с кровью и смертью, попросту манипулируют значением этого слова, истолковывая его по-своему. Весьма часто это делается с подачи авторитетных исламских духовных лидеров. Поэтому если вам довелось услышать о джихаде из уст умеренных мирных мусульман, то, скорее всего, нет повода для беспокойства. Что касается агрессивно настроенных мусульман, то разве имеет значение то, какими словами они обозначают свою деятельность?

Людей, которые задают этот вопрос, стало очень много после того, как они увидели то, что творят ваххабиты. Прежде чем дать ответ на этот вопрос, хотим разъяснить, что же называется джихадом. Те, кто не понимают сути джихада, полагают, что джихад – это, взяв в руки оружие, «распространить Ислам». Однако это не верно. В Исламе отчается несколько категорий джихада: большой и малый.

Большой джихад. Самая высокая и основная ступень джихада – стремление возвеличить Ислам словом, неопровержимыми доводами и фактами, приводящими к добровольному принятию Истины (Ислама), ибо как говорится в Священном Коране «в Исламе нет принуждения» (сура «Аль-Бакара», аят 256). Если спросят, есть ли подтверждение, позволяющее назвать борьбу словом – большим джихадом, есть ли тому неопровержимые доказательства, ответим: Да, есть. Например: в высокочтимом Коране, в суре « Аль - Фуркан » Всевышний Аллах джихад с помощью Корана назвал большим джихадом («Мухтасару тафсир Ибн Касир». Т. 2, стр. 630). Это сура была ниспослана в Мекке, что является подтверждением главенства словесного джихада.

Джихад, проводимый словесно, убеждением, приводя факты и логические доказательства, похож на еду, которую можно применять везде и беспрестанно. Подтверждением сказанному являются деяния Пророка , его сподвижников, тот пример, который показали они. Все знают, что, находясь в Мекке, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проводил в течение одиннадцати лет только призыв к Исламу, пути Аллаха мудрым словом и красивыми проповедями. После переселения в Медину, в течение первых двух лет, также проводился только словесный джихад, призывая к Истине. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в течение 13 лет призывал людей к Исламу, и даже после этого в течение последующих пяти лет не вел боевых действий, кроме отражения нападений со стороны неверных. После этого тоже Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разослал послов к правителям Византии, Персии, Египта, Йемена, Эфиопии с призывом к Исламу. Он всегда предупреждал мусульман, что необходимо, прежде всего, показать и разъяснить людям красоту Ислама, призвать к Единобожию красноречивыми доводами.

В высокочтимом Коране сказано:

«Ты призывай людей к пути Аллаха мудростью и красивыми проповедями, и ты веди с ними диалог самой красивой речью» (Коран. сура «ан-Нахль», аят 125).

Поэтому мусульманские историки пишут о том, что три четверти принявших Ислам во всем мире, приняли его с помощью (посредством) красивых проповедей. Всевышний Аллах уже заложил в людей естественную тягу к Истине.

Доказательством действенности и эффективности словесного джихада является и тот факт, что после остановки битвы при Худайбийе и подписания мирного договора, в течение двух лет количество принявших Ислам превысило количество мусульман, принявших Ислам в течение предыдущих десяти лет. Поэтому Ибн Исхак и Зухри y рассказали, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что мир, заключенный с язычниками при Худайбийе, является самой большой победой в Исламе по отношению к предыдущим победам. В Коране этот мирный договор назван победой (Коран. Сура «аль-Фатх», аят 27).

Следовательно, необходимо призывать людей к Исламу истинными проповедями, логическими доводами, мудрым словом, красивыми увещеваниями и своим прекрасным поведением. Ваххабиты же сразу всех, кто не следуют их пониманию Ислама, сделали неверными и утверждают, что с ними необходимо вести войну, что их нужно уничтожить, их имущество и семьи являются дозволенными и можно присвоить их и т.д.

Большой джихад также включает в себя борьбу с собственным эго, с собственными страстями. Исламские ученые утверждают, что одним из важнейших видов джихада также является проведение борьбы со своим нафсом. Необходимо дать людям духовное воспитание, укрепить веру в их сердцах, усовершенствовать религию, усилить в них любовь ко Всевышнему и Его Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) . Для того, чтоб все это появилось, необходимо повысить знания, изучать науки, усердствовать в поминании Аллаха и служении Ему. Это называется джихадом со своим эго (нафсом), страстями. Так воспитывал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) своих сподвижников.

Ведь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) джихад с нафсом считал самым большим джихадом. После возвращения с малого джихада Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Мы с малого джихада вернулись к большому джихаду» . (Дайлами). Этот хадис рассказали также Хатиб, Байхаки. (Можете также заглянуть в книгу ученого Аджлуни «Кашфуль хафс». Т. 1, стр. 424; в книгу «Аль-Фидаъ валь-бутулат». Стр. 44; «Итхаф». Т. 7, стр. 413, и т.д.). Достоверность этого хадиса подтверждается еще другими хадисами:

«Истинный муджахид (т.е. человек, делающий джихад) – это тот, кто ведет борьбу со своим нафсом (эго)» . Хадис рассказали Тирмизи, Байхаки, Абдуллах сын Амра, да будет доволен ими Аллах. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воспитывал своих последователей большим джихадом. Так как большой джихад необходимо проводить всю жизнь, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) до и после малого джихада всегда призывал людей к большому джихаду. То, что джихад с самим собой является главным, подтверждается и словами Абдуллаха ибн Умара, который сказал: « Ты веди джихад со своим нафсом (эго ), проведи джихад с ним » . Так пишет Ибн Аби ад-Дунья в книге « Мухасабату ан - нафс » (см. в «Аль-Бутулат», стр. 44).

В одном из хадисов сказано:

«Лучший джихад - это борьба твоя со своим эго и с собственными страстями во имя Аллаха» (Тирмизи, Ибн Хаббан, Дайлами). Из этих высокочтимых хадисов вы видите, что призыв к религии Аллаха с помощью фактов, логических доводов, а также борьба с собственными страстями являются джихадом, причем большим джихадом.

Ваххабиты же отрицают ведение джихада со своим нафсом (эго). И вся смута, посеянная ваххабитами является результатом отсутствия у них борьбы против своего нафса, против страстей своих.
Расходование средств на пути Аллаха, т.е. благотворительность, помощь мечетям, медресе, издание литературы, строительство мостов, дорог, проведение воды и т.д. также является джихадом.
Поэтому большим заблуждением ваххабитов является призыв людей к войне, смуте, утверждая, что они совершают джихад. Тот вред, который ваххабиты нанесли мусульманам в Дагестане и Чечне, увидел весь мир. Об уроне, нанесенном обществу в целом, и говорить не приходится, настолько он велик.
Малый джихад – это борьба с оружием в руках, который ведется при наличии определенных условий, тогда, когда мусульманам не разрешают свободно исповедовать свою религию, отправлять религиозные обряды, когда они подвергаются насилию, унижениям и репрессиям.

В Священном Коране Всевышний Аллах говорит:

«Всевышний Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми в отношении тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Поистине, Аллах любит справедливых людей» (Коран. Сура «аль-Мумтахина», аят 8).

Поэтому, дорогие братья по вере, на вопрос «можно ли назвать джихадом те военные действия, которые ваххабиты и сегодня ведут в Дагестане, Чечне и других исламских странах», есть однозначный ответ: Нет, нельзя!

Эти действия называются смутой, противостоянием Исламу и мусульманам. Ведение войн и убийство человека абсолютно не является целью Ислама. Люди, которые сегодня взялись за «распространение Ислама» путем ведения войны против российской государственности, в большей степени воюют против Ислама, чем против России. Нет в мире ни одного государства, где бы так свободно, как в России, мы имели бы возможность призывать народ к Исламу. Следовательно, люди, объявляющие войну в таких условиях, являются врагами в первую очередь Ислама, а потом и России.

Джихадом никак не могут быть признаны нападения на милицейские посты и села, организованные людьми, продавшимися за доллары. Один из избранных ваххабитами «амиров» в решении, принятом на своей конференции, пишет: Если в мире какая-либо мусульманская страна кому-либо окажет финансовую помощь без согласования с ними, с такого государства они потребуют ответ. Другой их избранник говорил что, мы захватим Москву, установим над Ватиканом зеленое знамя. Третий говорит: «Мы наведем порядок». К чему привели эти люди и их безответственные заявления мы видим сегодня. И нет никакого сомнения в том, что каждый из этих «амиров» прекрасно знает о том, что все, что они творят, не имеет никакого отношения к джихаду.

Следует отметить еще раз, что все села и города, с которыми Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вел войну, были «дар аль-харб», т.е. населенные пункты, жители которых объявили войну Исламу. Когда к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приходили представители многих немусульманских племен из различных сел и городов для того, чтобы заключить с ним мирный договор, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принимал их и заключал с ними договора.

Также никак нельзя назвать джихадом войну, которая проводится ради захвата власти, имущества. Если спросят, чем это подтверждается, можно привести примеры из жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) . Еще будучи в Мекке, неверные предлагали Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и богатство и власть, избирали его своим предводителем, но он от всего этого отказался. Он сказал: «Я пришел к вам не из-за стремления руководить вами или завладеть имуществом. Я пришел к вам, чтоб довести до вас религию Аллаха. Если вы его (Ислам) примете, то для вас есть счастье в обоих мирах, если же не примете, то я буду терпеть, или пока не умру или пока Аллах не завершит Свое дело (т.е. пока Он не распространит Свою религию)». Ваххабиты же вместо того, чтобы пропагандировать Ислам, как это делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) , начинают насаждать свою идеологию, т.е. Ислам в их понимании, с помощью оружия, нападая на мирных жителей.

Они растоптали завещание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , который сказал:

«Вы после того, как я покину вас, не возвращайтесь к заблуждению убивая друг друга» (Бухари).

Это также свидетельствует о том, что ваххабиты являются людьми, сбившимися с пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) .

Помимо этого, Ислам запрещает даже в шутку делать то, что пугает другого. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Вы не берите вещи своего брата ни в шутку, ни всерьез» (Тирмизи). В достоверном хадисе, переданном имамом Муслимом, сказано:

«Кто бы ни направил в сторону своего брата острый предмет, ангелы проклинают его пока он не прекратит, если даже тот будет и братом от одних родителей».

Давая толкование этому высокочтимому аяту Усман-асхаб, Ибн Аббас, Саид ибн Джубаир, Мужахид (да будет доволен ими Аллах!) говорили: «Если убьют человека, которого запретил убивать Всевышний, или сделают его кровь дозволенной, тот, который убил или сделал кровь его дозволенной, уподобляется убившему все человечество. И тот, кто спас жизнь одному человеку (которого Аллах запретил убивать), подобен тому, кто спас жизнь всему человечеству» . («Тафсир Ибн Касир». Том 1. стр. 509).

В достоверном хадисе говорится:

«Разрушение всего мира, его уничтожение возле Аллаха легче, чем убийство одного мусульманина» (Муслим, Тирмизи, Насаи).

Следует отметить, что точно так же, как запрещено убивать мусульман, запрещено убивать и любого неверующего, находящегося в мире с мусульманами. Есть хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , в котором сказано, что убивший неверного, находящегося в мире с мусульманами, не почувствует даже запаха Рая.

Теперь подумайте о тех тысячах и тысячах людей, убитых и взорванных «джихадом» ваххабитов, о тех, в чьи сердца они вселили страх, о тех, которые обобраны, были вынуждены оставить родные места и переселиться, о разрушенных ими селах, о мусульманских женщинах и детях, которые были вынуждены покинуть свою родину и дома и т.д. В каком это Исламе, в каком Шариате дозволяется нападать на беременных женщин, лежащих в роддоме, на детей, больных, немощных стариков, к которым Аллах больше милостив, чем к другим, убивать и угрожать им, если даже они являются немусульманами?! Разве Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , даже когда посылал войска на газават, не предупреждал о том, чтобы не трогали стариков, женщин, детей, священнослужителей, находящихся в церквях, людей занятых мирным трудом, чтобы не рубили деревья и т.д.?! Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел относиться с уважением и проявлять милосердие к язычникам, попавшим в плен к мусульманам. В Священном Коране есть аят, восхваляющий сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , которые, даже если сами хотели есть и испытывали нужду в пище, кормили этих пленников (Коран. сура «аль-Инсан», аят 8) (см. «Мухтасару тафсир Ибн Касир». Т. 3, стр. 76). Так Ислам призывает проявлять милость, милосердие и деликатность даже во время газавата. Ваххабиты же убивают людей, пугают их, взрывают и т.д.

Табиин Муджахид, да будет доволен им Аллах, сказал: «Всевышний Аллах ниспошлет на обитателей Ада чесотку, они расчешут мясо до костей. Их спросят: приносят ли это вам мучения? Они ответят: «Да». Им скажут, что эти мучения им за те притеснения мусульман на земле» («Итхаф». Т. 7, стр. 172). Какую же чесотку Всевышний ниспошлет в Судный день на ваххабитов, которые принесли мусульманам столь большой вред и мучения?! В хадисах прокляты те, кто сеет смуту.

В высокочтимом же Коране сказано:

«Тем людям, которые подвергали мучениям мужчин и женщин из истинно верующих и не раскаялись, уготовано жестокое наказание в Аду, и им предназначены мучения огнем» (Коран. Сура «аль-Бурудж», аят 10).

Согласно Шариату, запрещается убивать невинного, если даже его убийством спасутся все остальные люди на земле. Какое же право имеют ваххабиты убивать ни в чем не повинных людей, взрывая машины, дома и т.д.?! В высокочтимом Коране сказано: «Один человек (нафс), совершивший грех, не понесет грех, совершенный другим» (Коран. сура «аль-Ан‘ам», аят 164). Еще одно удивительное явление: главари ваххабитов, рассказав тем, которые им поверили, о величии «своего джихада», смерти на пути Аллаха, послав их на войну, почему, интересно, сами убегают и прячутся? Если то, о чем они говорят, является джихадом и погибший при этом – шахид, почему же они сами убегают оттуда, где они могут умереть? Многие рассказывали о том, как убежал из селения Цумада, сбрив бороду, переодевшись в одежду невесты, украсив машину цветами, как украшают машину невесты, тот, кто призывал людей к джихаду, и, посеяв смуту в Чечне и Дагестане, принес народу столько бед.
В заключение скажем, что борьба с собственным нафсом (эго, страстями), разъяснение Ислама с помощью языка, расходование средств на пути Аллаха, распространение Ислама и его возвеличивание – все это является джихадом, причем большим джихадом. А «ваххабитский джихад» – это ничто иное, как самая настоящая смута.

Да убережет нас Аллах от смуты ваххабитов и им подобных. Аминь!

  • 2040 просмотров

Группировка ИГИЛ распространила видео с призывом к джихаду в России. В Кремле призвали не преувеличивать значение угроз террористов.

«Исламское государство» опубликовала видео с угрозами в адрес россиян. В девятиминутном ролике террорист из лагеря подготовки в пустыне обращается к российскому президенту и заявляет, что россиян будут убивать в их домах. Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, Москва с необходимым вниманием отнесется к угрозам, отметив, что подобные угрозы не способны повлиять на последовательную политику России и президента Владимира Путина по борьбе с терроризмом, которая будет продолжаться на всех направлениях.

Между тем сегодня в Сирии с земли был сбит российский военно-транспортный вертолет Ми-8, который возвращался на авиабазу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в город Алеппо. Трагедия произошла в провинции Идлиб.

Если бы Америка призвала к джихаду относительно России, тогда стоило бы обратить на это внимание, уверен в этом президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский . По его словам, «такие заявления звучали и раньше, однако, теракты происходили и без угрожающих роликов и призывов, поэтому не стоит обращать каждый раз на такие заявления».

«Ничего не надо менять в Сирии, надо просто продолжать уничтожать сплошной зачисткой все террористическое, что есть в Сирии. А группировки, - отметил собеседник издания «Колокол России», - у которых есть ракеты, полученные ранее через турок или иорданцев надо уничтожать еще до подступов к линии фронта».

Член научного совета московского Центра Карнеги, исламовед Алексей Малашенко, в беседе с корреспондентом издания КР оценил показанный ролик ИГИЛ как достаточно профессиональный. Однако он отметил, что ранее сделанные видео ролики были гораздо лучшего качества.

«Производством таких видеороликов занимаются наши русскоговорящие ребята, выходцы с Северного Кавказа. Делают они такие ролики по шаблонам образцам с призывом к джихаду и угрозой Путину. Поэтому, если и будет какой-то теракт его не стоит связывать напрямую с выложенным в интернет роликом об угрозах исламистов РФ», - пояснил эксперт.

«Исламское государство» воюет уже два года с двумя коалициями и успешно сбивает вертолеты, потому что это достаточно серьезная контора, где воюют десятки тысяч людей, имеющие серьезный боевой и террористический опыт, кроме этого, там существует и мощная идеология, которую поддерживают многие мусульмане. - Как отметил Алексей Малашенко, - феномен «Исламского государства» заключается в том, что он - вечен. Потому что его идеология, такая же ахинея, как и национальный путь развития, а значит, строить такое государство можно вечно, но воплотить идею никогда не удастся».

Востоковед, эксперт по Центральной Азии Дмитрий Верхотуров считает, что российское военное руководство не оставит без внимания такие заявления террористов ИГИЛ. По его словам, «если боевики заявляют, что воюют против РФ, стоит ожидать, что операция российских ВКС в Сирии явно усилится, а бомбовые атаки на лагеря террористов станут более интенсивные.

«В связи с гибелью российского экипажа вертолета МИ-8 ВКС РФ, безусловно, будут внесены какие-то изменения в тактику ведения операций против боевиков, что увеличит количество целей для испытания новейшего российского вооружения», - считает собеседник издания КР.

В свою очередь, как отметил вице-президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов , к этим угрозам надо относиться очень серьезно, и, несмотря на то, что в последние годы российские спецслужбы ведут достаточно активную работу по предупреждение терактов, нет стопроцентной гарантии, что они смогут предотвратить террористический акт.

Между тем, как пишет The Independent со ссылкой на европейские правоохранительные органы, боевики ИГИЛ готовят новое поколение террористов. Речь идет о детях иностранных боевиков в Сирии и Ираке. По некоторым данным, в настоящее время на захваченных боевиками территориях находятся более 50 детей из Великобритании и примерно 31 тыс. беременных женщин.

Ранее глава ФСБ Александр Бортников заявил, что на контроле спецслужб в России находится более 220 потенциальных «псевдошахидов».

Анатолий Молчанов

Фото: РИА Новости/ AP Photo/ Militant website