Open
Close

Что такое духовно ориентированный человек. Нравственные ориентиры деятельности

«Идеал человека» - Понятие реальности вообще стало одним из самых неопределенных в наше время. Успех А. Марининой во многом связан с эффектом «узнавания себя». Исследование произведений различных жанров современной русской литературы. «Мы отважные герои очень маленького роста» . Любимыми героями ребят являются персонажи книг братьев А. и Б. Стругацких, С.Лукьяненко.

«Ценности человека» - Нравственный классный час. Пока человек живёт, он всегда о чём-то думает. Человек – неудачник – это человек, который… Отправившись в мир цены, надо не забыть вернуться в мир ценностей. Преуспевающий в жизни человек – это человек, который… Раскошь развращает. Минута откровения. Мы хотим кушать – можно наесться хлебом с солью и все.

«Духовное развитие» - Утверждает истину только доказательством; Все связи человека с миром. Помогает в духовном развитии увидеть «диалектику души»; Создает огромные ценности в произведениях живописи, музыки, архитектуры и литературы. Все многообразие объективной реальности; Религия как источник духовного развития. Стимулирует развитие познавательных возможностей, творческих способностей;

«Мораль тест» - 3. Критерии нравственности определяются: Периодом истории Самими людьми Политикой государства. по теме «Личность и моральная ответственность». 3. Обозначьте цифрами нормы: 1 – моральные; 2- правовые. В основе морали лежит: Гуманизм Ответственность Нравственность. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо» В. А. Сухомлинский.

«Этическая мораль» - Понятие этики. Понятие морали. Тема 2 Этика товароведной деятельности. Особенности морали. В переводе с греческого "этика" означает обычай, нрав. Высшие нравственные ценности. Нормы морали. Этическая культура сервиса. Цель этики. Этическая культура. Задача этики.

«Ценности» - Модель иерархии ценностей. Социальные нужды также удовлетворяются определенными ценностями - такими, как социальная защищенность, занятость, гражданское общество, государство, церковь, профсоюз, партия и т.п. Ценности меняются вместе с развитием общества. Ценности-цели и ценности-средства Учитывая роль ценностей в жизни человека, выделяют ценности-цели и ценности-средства.

Вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, является базовой проблемой такой науки, как этика. Именно с точки зрения категории добра как высшей ценности и нужно рассматривать их.

В этике вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их функция, решается с помощью определений понятий «духовность» и «нравственность».

Рассмотрим эти понятия более подробно.

Феномен духовности

Понятие духовности предполагает две трактовки: секулярную и религиозную.

С точки зрения первой из них, духовность - это стремление человека воплотить в своей жизни высшие ценности, такие как добро, красота и истина, реализовать себя через любовь к окружающему миру и достичь идеала.

С точки зрения религиозной позиции духовность понимается как глубокая связь человека с Богом, достижение единства с ним и начало процесса «обожения» личности человека.

При этом и светская, и религиозная позиции предполагают, что источником духовности является совесть, которая трактуется как ощущение связи человека и Бога (религиозная позиция) или чувство внутренней гармонии и справедливости (светская позиция).

Понятие нравственности

Понятие нравственности предполагает более конкретную трактовку. Обычно под этим феноменом предполагают часть общечеловеческой культуры, которая содержит в себе общечеловеческие моральные нормы, правила поведения, знания, убеждения.

На вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, можно ответить следующим образом: это духовные и нравственные показатели, заключающие в себя такие ценности как совесть, любовь, добро, чувство долга, красоту, стремление к истине, жажду справедливости, стремление к идеалу.

Значение духовно-нравственных ориентиров

Мы установили, что духовно-нравственные ориентиры человека - это его ценности и убеждения. Это установки личности, через которые она не может преступить. Они регулируют сознательную и помогают ему найти свое место в мире, являясь своеобразным стержнем его сознания.

Фактически порядочность человека зависит от того, насколько в его жизни важны данные ориентиры. Например, не каждый человек может совершить акты воровства, измены или предательства, потому что не всем людям это позволяет сделать их совесть, а иначе говоря, их духовные и нравственные ориентиры.

А определенную часть людей принято называть «людьми с сожженной совестью», они способны на неблаговидные поступки потому, что не видят в них той степени зла, которая действительно там есть. с утраченными духовно-нравственными ориентирами.

Что такое духовно-нравственные ориентиры человека: золотое правило нравственности

Немалую роль в формировании духовно-нравственных ориентиров человека играет сформулированное в древности правило, которое принято называть «золотым правилом нравственности». Его описание можно найти в древнейших текстах, а также в текстах Нового Завета.

Оно гласит следующее: «Не поступайте с другими людьми так, как вы не хотели бы, чтобы они поступали с вами».

Данное правило очень просто. Однако если бы люди, знающие о нем, действительно воплощали его в своей жизни, на земле было бы гораздо меньше зла, несправедливости и несчастий. Вся беда заключается в том, что многие из нас, следуя горестным словам одного из апостолов, знают, где добро, однако ему не следуют, знают, где зло, но творят злодеяния.

Духовное и нравственное воспитание

Говоря о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, нельзя не сказать и о необходимости организации духовного и

О том, как воспитать такого задумывались еще педагоги древности. И сегодня на эту тему написано немало трудов.

Как правило, сводятся они к тому, что родителям и педагогам советуют прививать духовно-нравственные ориентиры детям своим жизненным примером. Ведь если родители говорят ребенку поступать справедливо и честно по отношению к окружающим людям, но сами в своем поведении далеки от идеала, то и ребенок, скорее всего, унаследует их дурной пример, не обращая внимания на их благородные слова.

Стратегия воспитания

Существует базовый государственный документ, который называется «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

В этом документе предлагается список духовно-нравственных ценностей, определяется их роль в процессе культурного развития нашей страны, дается понятие того, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль.

Данная стратегия была создана группой ведущих российских ученых.

Сами духовно-нравственные ориентиры человека, их роль в деятельности человека описаны достаточно подробно. Приведем лишь их краткий список, в который вошли такие ценности, как гуманизм (или человеколюбие), честь, справедливость и совесть, воля, вера в добро, личное достоинство, стремление к выполнению своего долга, в том числе и нравственного, любовь к своей семье, Отечеству и народу.

Как мы видим, данный список базовых духовно-нравственных ориентиров включает в себя в первую очередь те ценности, которые являются важнейшими для становления личности гражданина и человека. Их развитие в людях, безусловно, будет способствовать гармонизации социальных взаимоотношений и построения более справедливого общества.

Таким образом, мы постарались дать ответ на вопросы о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности людей. Без духовных и нравственных ценностей мир бы превратился в нечто ужасное, и живые бы позавидовали мертвым. Именно эти качества, живущие в сердцах людей, сохраняют мир от хаоса и владычества зла.

Вариант № 1.

1. Выберите определение, соответствующее понятию «мораль»:

а) совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о наиболее возвышенном в человеке;

б) осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;

в) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;

г) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий.

2. Наукой о морали, нравственности является

3. Безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств, называется

б) «золотым правилом нравственности»

в) научным мировоззрением

г) духовной потребностью.

4. Соврешенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о высших моральных требованиях

5. Мыслители, обосновавшие нравственный идеал как универсальный закон природы

г) Аристотель, .

1. Точка зрения, согласно которой моральные критерии относительны и зависят от обстоятельств, времени или людей, которые их применяют.

2. Учение о ценностях.

3. Одно из направлений в этике, возникшее в античной философии и представленное именами Демокрита, Сократа и Аристотеля; основным мотивом в поведении человека считает стремление к счастью.

4. Отрицание всех положительных идеалов и любых поведений морали вообще.

Закончите предложения.

1. Система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире – …

2. Тип мировоззрения, который возникает в жизни человека в процессе его личной практической жизни человека в процессе его личной практической деятельности, взгляды человека формируются стихийно – …

3. Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд, Коран и другие произведения мировой духовной культуры – …

4. Мировоззрение, прочно обоснованное достижениями науки –

Задание:

Мировые религии о морали.

Христианские заповеди.

5. Почитай своих отца и мать.

6. Не убий.

8. Не укради.

10. Не завидуй чужому добру.

Библия, Книга Исход, гл. 20

Евангелие от Матфея, гл. 22

Из Ветхого Завета.

«Вдову и сироту не обижай».

Индуистские принципы йоги.

1. Ахимса

2. Сатья

3. Астейя

4. Апарибраха

5. Брахмачарья

Из Корана.

Тесты «Нравственные ориентиры деятельности».

Вариант № 2.

1. Какое из перечисленных ниже определений не относится к определению морали?

а) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;

б) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий;

в) система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов;

г) форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности.

2. Центральными в этике являются понятия

а) общего и частного;

б) добра и зла;

в) абсолютного и относительного;

г) идеального и материального.

а) Д. Дидро;

б) И. Кантом;

г) К. Каутским

4. Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией

5. Мыслители – сторонники социального происхождения морали

а) Фома Аквинский, Августин Блаженный;

б) Пифагор, Гераклит, Дж. Бруно, Спиноза;

в) Т. Гоббс, К. Маркс, М. Вебер, Дж. Милль;

г) Аристотель, .

Работа с понятиями. Венгерский кроссворд.

Найдите здесь понятия, к следующим определениям:

Точка зрения, согласно которой моральные критерии относительны и зависят от обстоятельств, времени или людей, которые их применяют. Учение о ценностях. Одно из направлений в этике, возникшее в античной философии и представленное именами Демокрита, Сократа и Аристотеля; основным мотивом в поведении человека считает стремление к счастью. Отрицание всех положительных идеалов и любых поведений морали вообще.

Закончите предложения.

Система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире – … Тип мировоззрения, который возникает в жизни человека в процессе его личной практической жизни человека в процессе его личной практической деятельности, взгляды человека формируются стихийно - … Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд, Коран и другие произведения мировой духовной культуры - … Мировоззрение, прочно обоснованное достижениями науки - …

Задание: Ознакомьтесь с заповедями мировых религий. Отметьте идеи, одинаковые или сходные для всех мировых религий: призыв к миру; о помощи нуждающимся; о справедливости; о богатстве; о добре.

Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем.

Мировые религии о морали.

Христианские заповеди.

1. Я есть Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов, кроме меня.

2. Не делай себе кумиров ни на небе, ни на земле, ни под землей; и не поклоняйся и не служи им.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Суббота (день покоя) посвяти его Господу Богу твоему.

5. Почитай своих отца и мать.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй, не изменяй любви и верности, сохраняй чистоту мыслей и желаний.

8. Не укради.

9. Не лжесвидетельствуй, не лги.

10. Не завидуй чужому добру.

Библия, Книга Исход, гл. 20

Суть этих заповедей Иисус Христос изложил так:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Евангелие от Матфея, гл. 22

Из Ветхого Завета.

«Почитай своих отца и мать. Не убивай. Не кради. Не прелюбодействуй. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

«Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его».

«Вдову и сироту не обижай».

«Если найдешь вола врага твоего или осла его, заблудившегося, - приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним».

«Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним».

«Блажен, кто помышляет о бедном!»

«Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца».

«Научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступитесь за вдову».

«И будет Он [Бог] судить народы…и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать»

Индуистские принципы йоги.

Пять обетов Сдержанности – Йама, которые составляют Великий обет – Маха-вратам.

1. Ахимса – не-насилие, не-убийство, не-причинение вреда всему живому в делах, чувствах, словах и мыслях, любовь ко всему сущему.

2. Сатья – правдивость, искренность в делах, чувствах, словах и мыслях.

3. Астейя – не-воровство, не-присвоение чужого.

4. Апарибраха – не-накопительство лишнего, отказ от второстепенного ради главного.

5. Брахмачарья – воздержание, контроль за всеми желаниями, эмоциями, мыслями.

Пять главных обязанностей правоверных мусульман. Пять столпов веры.

1. Верить, что есть только один единый Бог – Аллах, а Мухаммед – его Пророк.

2. Совершать намаз (молиться) 5 раз в день.

3. Соблюдать главный пост с рассвета до заката в течение священного месяца Рамадан всем, кроме малых детей и больных.

4. Тратить пятую часть своего дохода на милостыню.

5. Совершить хотя бы раз в своей жизни хадж – паломничество (путешествие) в святые места – Мекку и Медину.

Из Корана.

«Поистине, Аллах любит делающих добро, сдерживающих гнев, прощающих людям».

«Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха того, что вы нарушаете справедливость. Будьте справедливы».

«А родителям – делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу, и другу, и путнику».

«Праведники кормят бедняка, сироту и пленника».

«И не говорите тому, кто предложит вам мир: «Ты неверующий»».

«Кто богат, пусть будет воздержан».

«Не будьте неумеренны. Он [Бог] не любит неумеренных».

В чем заключается сущность и значение Золотого правила нравственности? Что такое добро и зло. долг и совесть? Какое теоретическое и практическое значение нравственного выбора и нравственной оценки?

Социальные нормы (см. § 6), мораль и право (см. § 7).

Существует несколько научных определений морали, нравственности. Приведем одно из них: мораль - это форма нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятие и самовосприятии людей.

Иногда мораль и нравственность различают: мораль - это нормы сознания, а нравственность - реализация этих норм в жизни, практической поведении людей.

Мораль является этика - теория, рассматривающая сущность, проблемы нравственного выбора, нравственной ответственности человека, касающиеся всех сторон его жизнедеятельности общения, труда, семьи, гражданской ориентации, национальных и конфессиональных отношений, профессионального долга. Поэтому этику принято считать "практической философией».

ДУХОВНЫЙ РЕГУЛЯТОР ЖИЗНЬ

Вы уже знаете, что, будучи существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам. Это необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития. В то же время правила, нормы призваны защищать интересы и достоинства отдельного человека. Среди таких норм важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов.

Кто устанавливает моральные нормы? На этот вопрос даются разные ответы. Авторитетной позиция тех, кто видит их источник в деятельности и заповедях основателей мировых религий - великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа.

Христос учил: "... Во всем, как хотите, чтобы с вами хорошо обращались люди, так ведите себя и вы с ними". Так, в глубокой древности был заложен фундамент главной общечеловеческой нормативной морального требования, которое потом назвали "золотым правилом нравственности". Оно гласит: "Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие вели себя с тобой".

Согласно другой точке зрения, нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, на основе массовой жизненной практики, шлифуются в различных жизненных ситуациях, постепенно превращаясь в нравственные законы общества.

Исходя из опыта, народ руководствовался моральными запретами и Требования: не убивать, не красть, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть. Всегда одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие.

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них - Иммануил Кант - сформулировал категорический императив морали, подражание которого очень важно для реализации нравственных ориентиров деятельности. Категорический императив - это безусловная принудительная требование (повеление), не допускающим возражений, обязательная для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Как же Кант характеризует категорический императив? Приведем одну из формулировок, обдумайте его, обсудите, сравните с "золотым правилом". Существует, утверждал Кант, один категорический императив: "Поступай всегда согласно такой максиме (максима - высший принцип, правило, которое ты в то же время можешь считать закон)". Категорический императив как и "золотое правило", утверждает личную ответственность человека за свои деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистические, потому что "другой" выступает как друг. Говоря о значении "золотого правила" и кантовского императива, современный ученый К. Пред писал, что "ни одна другая мысль не сделала такого мощного влияния на нравственное развитие человечества".

ВАРИАНТ 1.

1. Главной задачей духовно – теоретической деятельности является

2) сохранение духовных благ

2. Культура в наиболее широком смысле слова означает

1) уровень воспитанности отдельной личности

2) образ жизни и стандарты поведения группы людей

3) созданные человечеством материальные и духовные блага

4) совокупность произведений изобразительного искусства

3. Верны ли следующие суждения?

А. Там, где невозможно по тем или иным причинам познание, нередко открывается широкое поле деятельности для веры.

Б. Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны.

4. Наукой о морали, нравственности является

1) этика;

2) экзистенция;

3) эстетика;

4) эклетика.

5. Какое из перечисленных ниже определений не относится к определению морали?
1) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;
2) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий;
3) система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов;
4) форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности.

6. Безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств, называется
1) категорическим императивом
2) «золотым правилом нравственности»
3) научным мировоззрением
4) духовной потребностью.

7. Верны ли следующие суждения?

А. Создание, сохранение и распространение духовных ценностей направлены на удовлетворение духовных потребностей людей.

Б. Мода не оказывает на духовное потребление никакого большого влияния.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

8. Верны ли следующие суждения?

А. Духовное производство осуществляется, как правило, особыми группами людей, духовная деятельность которых является профессиональной.

Б. Духовное производство наряду с профессиональной деятельностью включает в себя и деятельность, постоянно осуществляемую

народом.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

9. Совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о высших моральных требованиях

1) идеал; 2) ценность; 3) право; 4) религия.

10. Центральными в этике являются понятия
1) общего и частного;
2) добра и зла;
3) абсолютного и относительного;
4) идеального и материального.

Часть В.

В1. Вам представлена учреждения, которые способствуют сохранению и распространению духовных ценностей, но одно из них является исключением из данного списка.

Архив, музей, администрация, школа, СМИ, библиотека.

В2. Выполните соотнесение.

Термин

Определение

1. Духовное потребление

А. Личностное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований.

2. Ценности

Б. Одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы, социальной общности людей, тех или иных личностей.

3. Долг

В. То, что наиболее дорого, свято для индивида, для сообщества людей.

4. Моральная оценка

Г. Совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представления о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

5. Идеал

Д. Процесс удовлетворения духовных потребностей людей

В3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «нравственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о нравственности.

Вопросы

Обыденное мировоззрение

Религиозное мировоззрение

Научное мировоззрение

Характерные черты

А.

Г.

Ж.

Сильная сторона

Б.

Д.

З.

Слабая сторона

В.

Е.

И.

Варианты ответов:

Часть С.

<...> <...> <...> <...>

(С.Э. Крапивенский)

С1 . Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.

С2.

С3.

Духовный мир человека и деятельность.

ВАРИАНТ 2.

Часть А. Выберите правильный ответ.

1. Основной задачей духовно-практической деятельности является

1) производство духовных благ

2) изменение сознания людей

3) потребление духовных ценностей.

4) распределение духовных ценностей

2. Верны ли следующие суждения?

А. Мировоззрение представляет собой взгляд человека на мир в целом.

Б. Мировоззрение представляет собой отношение человека к окружающему миру.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

3. Наукой о морали, нравственности является

1) этика; 2) экзистенция;

3) эстетика; 4) эклектика.

4. Качество духовного потребления зависит от

1) культуры субъекта деятельности;

3) исследования социологов

4) организации досуга

5.Понятие «духовная культура личности» включает в себя

1) сложившиеся в обществе стандарты поведения в политической жизни;

2) представления человека о самом себе, о своем предназначении в мире;

3) религиозные верования т ритуалы, отличающие одну конфессию от другой

4) научные знания, накопленные человечеством за весь период его существования.

6. Верны ли следующие суждения?

А. Подходить к нравственной оценке необходимо исходя из конкретных условий, в которых протекает деятельность человека.

Б. Самовоспитание в сфере нравственности - это прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому

себе, по всем видам своей деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

7. Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией

1) долга; 2) совести;

3) чести; 4) достоинства.

8. Выберите определение, соответствующее понятию «мораль»:
1) совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о наиболее возвышенном в человеке;
2) осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;
3) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;
4) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий.

9. Понятие категорического императива было сформулировано

1) Д. Дидро;

3) Г.Ф. Гегелем;

2) И. Кантом;

4) К. Каутским

10. Верны ли следующие суждения.

А. Без совести нет нравственности.

Б. Совесть - внутренний суд, который человек вершит над самим собой.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

Часть В.

В1. Вам представлена классификация типов мировоззрения, но один из них не относится к данной классификации. Выпишите лишний термин в виде ответа.

Теоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, мироцентризм.

В2. Выполните соотнесение

Термин

Определение

1. Духовное производство

А. Системообразующее начало нравственных понятий.

2. Идеал

Б. Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

3. Добро

В. Деятельность людей по созданию духовных ценностей.

4. Убеждение

Г. Совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

5. Менталитет

Д. Совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представления о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

В3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об мировоззрении.

В4. Заполните пропуски в таблице. Запишите ответ в виде

Вопросы

Обыденное мировоззрение

Религиозное мировоззрение

Научное мировоззрение

Характерные черты

А.

Г.

Ж.

Сильная сторона

Б.

Д.

З.

Слабая сторона

В.

Е.

И.

Варианты ответов:

1.опирается на непосредственный жизненный опыт человека.

2. человек еще не занял в научном мировоззрении преобладающего места.

3. нетерпимость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки

4.основой являются религиозные учения, содержащиеся в памятниках мировой культуры: Библия, Коран, Талмуд и т.д.

5. мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры.

6. основана на научной картине мира, на обобщенных итогах достижений человеческого познания

7. возникает стихийно в результате практической деятельности человека

8. тесная связь с мировым культурным наследием.

9. обоснованность, реалистичность, связь с производственной и социальной деятельностью людей.

Часть С.

Прочтите текст и выполните задания С1-С3.

«Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой воз­вышенной <...> Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными <...>; здесь разверты­вается производство идей <...>; здесь в значительной степени про­исходит и их потребление <...>

Ради удовлетворения духовных потребностей и осуществляет­ся духовное производство, единая, генеральная цель духовного производства - воспроизводство общественного сознания в его целостности.

Среди функций духовного производства выделим, прежде все­го, духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политиче­ской, социальной).

Однако процесс духовного производства нельзя считать завер­шенным, как только получены новые идеи, прикладные и фунда­ментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве матери­альном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть прой­ти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуще­ствляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просве­тительные учреждения, средства массовой информации.

Есть еще одна важная функция духовного производства - про­изводство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относи­тельно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное об­стоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент».

(С.Э. Крапивенский)

С1. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.

С2. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.

С3. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направ­ленной на совершенствование экономической, социальной и по­литической сфер общественной жизни.