Open
Close

Что такое апокриф. Заключительное слово от святителя

Слово апокриф произошло от древнегреческого ἀπόκρῠφος, что в переводе означает тайный, сокровенный . Дело в том, что изначально так назывались исключительно произведения гностицизма, которые сохранялись в тайне. Сегодня апокрифами называют тексты, не вошедшие в Библейский Канон. Апокрифы, как и тексты Священного Писания, повествуют о священных лицах и событиях. Дошедшая до нас апокрифическая литература широка и разнообразна.

Перейти к списку апокрифов.

Апокрифы Нового Завета.

Отличия апокрифической литературы от канонической.

Существует несколько принципов, отличающих апокрифическую литературу от канонической.

Апокрифическая литература Каноническая литература
Тексты не являются «боговдохновенными» Тексты считаются «боговдохновенными»
Апокрифы запрещены для чтения в церкви Тексты Библии читаются в церкви
Апокрифические тексты часто спорны, описываемые факты не находят подтверждения в других исторических документах Факты, описанные в канонических текстах, часто находят подтверждение в других источниках
Основные идеи часто противоречат учению Церкви. Основные идеи находятся в согласии с учением Церкви.
Тексты часто носят гностический или еретический характер Тексты признаются христианской Церковью и входят в Библейский канон
Апокрифические тексты, на основе Библейских событий написаны значительно позже канонических книг Многие канонические Книги написаны очевидцами событий или их учениками

Апокрифическая литература возникла задолго до распространения христианства. Известно, что еще Ездра после возвращения из Вавилонского плена пытался собрать и категорировать все известные на тот момент священные тесты. Ездра, да и не только он, с особой избирательностью относился к текстам, которые были написаны под явным влиянием оккультных практик или языческих мифов. Подобные, противоречащие традиционным преданиям, тексты часто намеренно уничтожались. Однако, стоит подчеркнуть, что большая часть ветхозаветных апокрифов вошла в состав Талмуда, ими также изобилует Каббала.

К слову, Ездра считал традиционными (каноническими) 39 священных текстов, которые и сейчас составляют основу Ветхозаветного канона. Александрийские богословы добавили к этим книгам еще 11, которые сегодня в православной традиции считаются . В отличие от апокрифических текстов, тексты второканонических книг используются в богослужениях.

Вопрос отделения апокрифической литературы от канонической был весьма актуален и для раннего Христианства. Появилась новая волна апокрифических текстов, в которых авторы разного происхождения и разной степени грамотности, исходя из разных целей, пытались дополнить Священное Писание. Не стоит забывать и о том, что это было время распространения различных раннехристианских сект и спекулировании на религиозной тематике. Многие авторы пытались добавить авторитетности своим текстам, подписываясь именами почитаемых в то время апостолов. Многие авторы раннехристианских апокрифов считали, что официальная Церковь скрывает истинное учение от христиан и пытались исправить эту «ошибку».

В ответ на волну появления большого количества новых апокрифов официальная церковь стала на защиту чистоты Священного Писания и предпринимала попытки борьбы с апокрифической литературой путем:

  • составления списков запрещенных еретических текстов,
  • уничтожения апокрифических текстов;
  • опровержения лжеучений и критикой действий лжеучителей.

Вершиной борьбы с апокрифической литературой стало утверждение из 27 книг. Состав новозаветного канона был закреплён 85-м Апостольским правилом.

Долгое время статус той или иной апокрифической книги решался на многочисленных соборах.

Ветхозаветные апокрифы.

К ветхозаветным апокрифам относятся:

  • Заветы двенадцати патриархов,
  • Апокалипсисы Варуха;
  • Славянская книга Еноха;
  • Мученичество Исайи;
  • Завет Авраама
  • Завет Иова

Первые ветхозаветные апокрифы относятся к 190-170 годам до н.э. Тексты многих ветхозаветных апокрифов не дошли до нас, многие дошли лишь частично. Большинство ветхозаветных апокрифов дошли до нашего времени лишь в поздних переводах. Авторство ветхозаветных апокрифов либо не установлено, либо вызывает множество споров.

Создание ветхозаветных апокрифов восходит к эллинистической эпохе. После распада империи Александра Македонского власть была сосредоточена в руках полководцев Александра. В ходе борьбы за власть возникли эллинистические государства Птолемеев и Селевкидов, между которыми находилась Палестина, ставшая предметом особого внимания соседей. Правители эллинистических государств постоянно предъявляли Палестине политические, территориальные и религиозные претензии. Это было время восстаний под предводительством Маккавеев и время возникновения большинства апокрифов Ветхого Завета.

Новозаветные апокрифы.

Большинство новозаветных апокрифов были написаны со II по IV век – значительно позже канонических. Новозаветные апокрифы делятся на:

Апокрифические евангелия:

  • Евангелие Псевдо-Матфея или, как его еще называют, Книга о происхождении блаженной Марии и детстве Спасителя;
  • Евангелие от Иакова
  • Книга Иосифа плотника
  • Тибетское Евангелие
  • Иисус в храме
  • Евангелие от Апеллеса
  • Евангелие от Ессеев
  • Тайное Евангелие от Марка
  • Евангелие от Апеллеса
  • Евангелие от Андрея
  • Евангелие от Никодима
  • Евангелие 12 апостолов
  • Евангелие от евреев
  • Евангелие от Иуды
  • Евангелие от Филиппа
  • Евангелие от Фомы
  • Евангелие от Варнавы
  • Евангелие от Египтян

Как известно, в библейский канон входит 4 евангелия. Апокрифических евангелий в разы больше - в той или иной степени дошли до нас более 50 апокрифических евангелий. В апокрифических евангелиях, как правило, развиваются сюжеты, слегка затронуты в канонические евангелиях.

Естественным образом, такой жанр как евангелие – жизнеописание Иисуса, был очень популярен. Существовало большое количество устных преданий, которые становились основой все новых и новых апокрифических евангелий.

Сегодня многие исследователи Библии питают все больший интерес к подобным евангелиям, пытаясь отделить правду от вымыслов и домыслов. Интерес к апокрифическим евангелиям, да и ко всей апокрифической литературе, появился в XIX веке.

Церковь же и по сей день отвергает ценность апокрифических евангелий по двум причинам:

  1. Авторы апокрифических евангелий не имели апостольского происхождения,
  2. Сюжеты евангелий, по мнению церкви, были нарочито искажены.

Все же чтение апокрифических евангелий интересно с точки зрения знакомства с ними, как с литературными памятниками эпохи.

Все апокрифические евангелия можно разделить на 2 группы:

  • Фольклорной направленности (немыслимые фольклорно-фантастические описания событий из жизни Христа).
  • Идеологической направленности (как способ изложения различных религиозно-философских воззрений).

Апокрифические евангелия фольклорной направленности появились ввиду того, что человеческой природе присуще домысливать то, чего нет. Так, к примеру, отсутствие в канонических евангелиях какой-либо информации о детстве Христа привело к появлению большого количества так называемых евангелий детства – апокрифических евангелий, описывающих детство и юность Иисуса.

Апокрифические евангелия идеологической направленности появились из-за желания многих перетолковать христианские идеи, сделать их так или иначе удобными для достижения определенной цели. Многие авторы перетолковывали евангелие с точки зрения вписывания христианских идей в языческое мировоззрение.

Апокрифические Деяния Апостолов

  • Деяния Петра и Павла
  • Деяния Павла
  • Мученичество святого апостола Павла
  • Деяния Павла и Феклы
  • Деяния Филиппа в Элладе
  • Мученичество святого и преславного первоапостола Андрея
  • Деяния Варнавы
  • Деяния Филиппа
  • Деяния Иоанна
  • Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • Деяние Фомы
  • Успение Блаженной Девы Марии
  • Деяния и мученичество апостола Матафия
  • Деяния святого апостола Фаддея, одного из двенадцати
  • Учение Аддая апостола

В апокрифических деяниях апостолов рассказывается о проповеднической деятельности одного или нескольких апостолов. Данные Деяния относят к апокрифам ввиду того, что тексты не являются богодухновенными, а описанные событий не считаются достоверными.

Большинство апокрифических Деяний были написаны на греческом в крупных центрах раннего христианства (Александрии, Сирии, Риме), однако дошли до нас в переводах из-за отрицательного отношения раннехристианской церкви к подобной литературе.

Композиционно большинство апокрифических деяний строятся по схеме:

Распределения жребиев между апостолами в Иерусалиме => отправление на место => апостольское путешествие => благовествование => чудеса => мученическая кончина.

Большинство апокрифических деяний, несомненно, были написаны под влиянием канонических . Для большинства апокрифических Деяний характерно большое количество правок и редакций, что делает практически невозможным судить о первоначальных текстах данных деяний. Только «Деяния Фомы» остались практически без изменений.

Апокрифические Деяния принято делить на

  • Большие (5 древнейших (II век) и крупнейших текстов: «Деяния Петра», «Деяния Павла», «Деяния Иоанна», «Деяния Андрея» и «Деяния Фомы».)
  • Малые (написаны после 300г., меньшие по объему, менее значимые.)

Некоторые из апокрифических деяний пользовались авторитетом в ранней Церкви («Мученичество Павла», «Жития апостолов»).

Апокрифические апостольские послания:

  • Послание Авгаря ко Христу
  • Послание Христа к Авгарю
  • Переписка апостола Павла с Сенекой
  • Послание к Лаодикийцам
  • Послания Климента Епископа
  • Послание Дионисия Ареопагита
  • Послание апостола Варнавы
  • Послание апостола Петра к апостолу Иакову
  • Послание двенадцати Апостолов
  • Слово св. Иоанна Богослова
  • Третье послание апостола Павла к Коринфянам

Хотелось бы обратить внимание на интересный факт. В Новом Завете 21 книга носит характер послания – 7 соборных посланий и 14 посланий Апостола Павла. Если вспомнить, что всего книг в Новом Завете - 27, мы поймем, что жанр послания представлен в Новом Завете весьма широко. Однако, если мы говорим об апокрифической литературе, следует признать, что апокрифических посланий не так и много.

Апокалипсисы:

  • Апокалипсис Павла
  • Откровение Варфоломея
  • Апокалипсис Иоанна
  • Другой Апокалипсис Иоанна

Завершающее христианскую Библию Откровение Иоанна Богослова привлекает к себе особое внимание. Не меньшим интересом пользуются и апокрифические апокалипсисы. Слово апокалипсис мы привыкли отождествлять с концом света, однако первоначально это слово переводится с греческого как «раскрытие», а в частности раскрытие будущего, сокрытого от людей.

Говоря об апокрифических апокалипсисах, следует отметить интересную особенность. Апокрифические евангелия в большинстве своем написаны как подражания каноническим евангелиям, аналогично обстоит дело и с апокрифическими посланиями, деяниями и пр. Тогда как большинство апокрифических апокалипсисов не подражают каноническому Апокалипсису Иоанна. Причина кроется в том, что жанр апокалипсиса, в отличие от евангелия, деяний и посланий, сложился задолго до христианства. Новозаветные апокрифические апокалипсисы лишь продолжают давнюю традицию апокалиптического жанра.

С некоторыми оговорками (отсутствии эсхатологического элемента), к апокалиптическим текстам можно вполне отнести пророчества Исайи, Иеремии, Иезекииля. В чистом виде апокалиптическими можно назвать уже главы 24-27 в Книге пророка Исайи, а также Книгу пророка Иоиля. Именно эти тексты считаются началом иудейской апокалиптики. К апокалиптическим также относится Книга пророка Даниила. Таким образом, можно сделать выводы, что жанр апокалиптики представлен шире в Ветхом, нежели в Новом Завете.

Однако жанр продолжал развиваться и нам известно несколько апокрифических новозаветных апокалипсисов. Апокрифические апокалипсисы дошли до нас в переводах, а не в оригинале.

Прочие апокрифы:

  • Тайная Книга Иоанна
  • Хождение апостола Павла по мукам
  • Тайная Книга Иакова
  • Книга Фомы
  • Диалог Спасителя
  • Сон Богородицы и сказание о почитании 12-ти пятниц
  • Беседа трёх святителей
  • Сказание о подвигах Фёдора Тиринина
  • Сказание Афродитиана
  • Сказание о Макарии Римском
  • Сказание о двенадцати пятницах

Сегодня некоторые апокрифы не менее популярны, чем канонические книги. В любом случае, читать апокрифы - значить углубиться в околобиблейское творчество.

Апокрифом является книга которая содержит светские и религиозные темы,но не признаваемая церковью священной.

Впервые "Апокрифы " создали при иудаизме.После того,как евреи вернулись из Вавилона,где они находились в плену,великий пророк и по совместительству книжник по имени Ездра решил разделить книги на соответствующие еврейским законам и "неправильные ". Чем то это напоминает современную Украину ,не правда ли? Где граждане раззявив свои рты истерично визжат Москаляку на гиляку .

Когда христианство вошло в полную силу,то Апокрифы стали появятся из под пера мудрых монахов,как грибы после дождя.Мифы и легенды, воспоминания фальшивых апостолов, жития святых, притчи, пересказы священной истории были написаны людьми мало разбирающимися в религиозных канонах,либо вообще плохо образованными.Встречаются произведения написанные критиками церкви,или как их еще называют - еретиками .

Стоит отметить,что само понятие "Апокриф " приписывается еретической литературе.

Термин "Апокриф " был заимствован из греческого языка "ἀπόκρῠφος" и переводится на русский язык, как тайный, сокровенный, скрытый


Во все времена находились граждане,которые подвергали сомнению,а зачастую вообще не верили в легальную версию истории церкви.Эти взгляды были распространены среди людей,которые интуитивно понимали всю лживость церковных иерархов.

Апокриф - это книга, которая не вошла в списки священных книг иудаизма и христианства.


По мнению церкви в эти списки должны входить произведения,признанные религией священными.
В христианстве таких произведений "Новый завет" - 27 штук, а в иудаизме всего 24 штуки.

Сегодня "Апокрифы " практически исчезли,ни у кого нет особого желания писать на тему религии.
Зато современные писатели открыли для себя нишу "романов-апокрифов ". В этих произведениях писатели стараются показать историю жизни Иисуса Христа с совершенно новой стороны.Как правило написание подобных романов является целью заработать денег на популярной в наше время теме.

Примеры "романов-апокрифов"

  • "Жизнь Иисуса" Ф.Мориака
  • "Иуда Искариот" Л.Андреева
  • "Жизнь Иисуса" Э.Ренана
  • "Плаха" Ч.Айтматова
  • "Бен Гур" Б.Уолесса
  • "Мастер и Маргарита" М. Булгакова

Происхождение слова Апокриф к нам пришло от греческого «апо» + «криф». «Круфос» или «круптос» означает скрывать, делать тайным. Приставка «апо» определяет, что действие скрытности произошло в прошлом времени. Таким образом, Апокриф - это то, что было скрыто, сделалось тайным, сокровенным.

Что такое апокриф нужно рассматривать в нескольких направлениях:

  1. Происхождение слова Апокриф.
  2. Как оперировали понятием в древности и в начале нашей эры.
  3. Какое значение оно имело в период Среднего века.
  4. О чём мы думаем, говорим и размышляем, произнося это слово сегодня, в наши дни.
  5. Что говорит Церковь, литература, наука об апокрифах.
  6. Какое значение имеет апокрифическая литература в мире или церковной жизни.

Разъяснение о понятии «Апокриф» на примере древнего племени

Наш мир (живущие в нём люди) по своей сущности религиозен. Это означает, что большая часть человечества в период всей истории догадывалась о присутствии высших сил, которым подвластны небесные и земные стихии . Для того, чтобы все было в жизни благополучно, люди приносили этим божествам дары. У каждого народа и племени приношение совершалось, согласно тому, в какой местности они проживали, и религиозным традициям принадлежали.

Объясним понятие Апокриф, используя пример из жизни предполагаемого народа , живущего в отдалённом времени. Итак, такой вымышленный исторический сюжет.

У одного древнего народа или племени сложились религиозные отношения, которые мирно продолжались в течение нескольких поколений. Вдруг встаёт некий человек из священнического рода и говорит, что раньше такие-то и такие-то вещи совершались по-другому, то есть не так, как сейчас, в наше время. Давайте мол, поменяем кое-что в наших ритуалах и таким образом, вернёмся к истокам. Стали об этом рассуждать и выяснилось, что действительно об этом говорит некое устное предание, но доказательств, происходящему в прошлом этого народа иной традиции, нет. Решают оставить все как есть, а те предполагаемые вещи, которые будто совершались в старину, будучи не доказаны, пока оставить «апокрифом».

Конечно, такой термин звучал по-другому на языке того народа, но сущность вердикта была всем понятна. Следует отметить, что вопрос этот все равно оставался открытым, и в народе ещё долгое время витал дух тайны .

Мы нарисовали эту иллюзорную картину, чтобы показать то, как нам, современным людям принимать или отвергать апокрифы, например, как христианам принять апокрифы евангелия.

Канон и апокрифы

Во второй части Библии, в Новом Завете присутствуют четыре Евангелия . Для того чтобы они там находились, была произведена работа отцами церкви на протяжении многих поколений. Эти посвящённые Богу служители собирали данные, которые пришли к ним в письменной или устной форме от очевидцев, учеников, апостолов Иисуса Христа и христиан. В четырёх Евангелиях сложилась полная информация, в такой мере, которая нужна людям, о жизни Иисуса, о Его роли в жизни людей как настоящей, так и будущей, и о пришествиях Иисуса Христа, - бывшем и грядущем.

И не только Евангелия, отбор другой новозаветной литературы проходил по той же схеме. По мнению большинства тех, кто занимался отбором - ими было определено, что уже достаточно книг, чтобы во всей полноте явить миру Иисуса Христа и Его Евангелие.

Остальные книги, так называемые апокрифы древних христиан (апокрифы от Иисуса учеников), не вошли в Библию ввиду сомнительности их авторов, и недостаточного доказательства правдивости сюжета. Тем не менее эти книги остаются полезными, в роли дополнительной литературы к уже утверждённому законченному списку Писаний. Некоторые новозаветные апокрифы были разрешены к чтению в церкви, за неожиданную трактовку уже известных фактов об Иисусе, но большая часть запрещена из-за их явного расхождения с учением Апостолов.

Новозаветных писаний было достаточное количество, чтобы беспокоится о выборе в канон евангелий, Деяния, посланий, а также Апокалипсиса. Одних только претендентов на роль евангелия было как фольклорного, так и идеологического характера, множество. Среди них такие как Евангелие от Петра, Евангелие от Фомы, Евангелие от Никодима, Евангелие от Марии Магдалины, Евангелие от Филиппа и другие. И в наше время читать эти книги очень интересно , особенно тем людям, кто изучает книгу Библия и которых интересует, по каким критериям был отобран канон святыми отцами.

Апокрифы об Иисусе

Особый колорит принадлежит сказаниям об Иисусе, где авторы хотели представить жизнь Иисуса в детстве, отрочестве, а также в период, который отсутствует в канонических евангелиях. Эти апокрифы появились позднее. Вот некоторые из них:

  1. Послание Христа к Авгарю.
  2. Евангелие детства.
  3. Книга Иосифа плотника.
  4. Тибетское евангелие.
  5. Иисус в храме.

Апокалипсис апокрифы

Необходимо также сказать об Апокалиптике. Это наиболее древний литературный жанр . Прежде чем вышел в свет, библейский апокалипсис Иоанна, в мире уже существовала масса древних и иудейских, таких как Апокалипсис Варуха, Книга Еноха, Видение Исаия, Апокалипсис Адама и др.

Наряду, с апокалипсисом Иоанна существовали апокрифы, написанные раньше и позже, вошедшего в канон Откровения Иоанна Богослова. Вот некоторые из них:

  1. Апокалипсис Иоанна (от канонического существенно отличается).
  2. Апокалипсис Иоанна.
  3. Апокалипсис Петра.
  4. Апокалипсис Павла.
  5. Откровение Варфоломея.

Исторический путь апокрифов

Греческие истоки

Философия школ античности была связана с религией востока и запада, которые смешались в результате завоеваний Александра Македонского. Образовавшееся синкретическое учение говорило о тайнах бытия, известных только избранным людям , которыми реальность воспринимается особенными психологическими и духовными практиками. Истоками этого воззрения являлись мифы о певце и поэте Орфее, а также мистерии, в которых действия культов и обрядов соединяли человека с Богом, в результате чего обреталось бессмертие и божественная власть в мире ином. Посвящённым в эту тайну запрещалось под страхом смерти проповедовать простому народу.

Истоки древнего Египта

Магические мистерии, связанные с культом Изиды, исполняемые некими хранителями тайн. В пещерах на острове Фил в пении торжественных гимнов и поклонении, им открывались скрытые божественные знания.

Первые признаки апокрифов и их развитие в начале нашей эры

Сочинения на тему спасения появились в результате влияния смешанного учения Древней Греции и Египта от тайных знаний, ведущих к осознанию божественности человека, вследствие чего он и получает это спасение. Однако египетский бог был добрым богом, но имеющий ограничения, в то время как халдейский бог являлся злонамеренным Творцом и в их понятии противопоставлялся иудейскому Богоу Яхве. Поэтому греческие апокрифы отражали в себе непринятие иудейской религии, вследствие чего претендовали на высшее признание, как отражение справедливой религии.

Современный подход в исследовании книги Билия, используя археологические данные

В связи с тем, что не прекращаются научные исследования над текстами Библии, ученными было написано много работ, которые можно трактовать, как современные апокрифы ввиду их роли на новое толковании библейских сюжетов.

Несколько примеров

  • Раскопки вавилонской литературы помогают понимать значение текстов библии значительно легче наших предков. Ветхозаветный язык входит в одну группу с древнесемитскими языками, и поэтому совпадения одних и тех же выражений у еврейских текстов и вавилонских клинописях решают эту задачу. Даже можно узнать каким письмом владели древнееврейские цари Израиля, потому что они вели переписку с вавилонскими царями. Богословие Средних веков сильно исказило понимание ветхозаветных библейских текстов, данные же раскопок ассиро-вавилонских клинописей могут исправить эти ошибки.
  • Найденные ассирийские глиняные таблички раскрыли нам историю библейского Ноя под другим углом. Иные имена Бога и Ноя, другие названия местности, горы, к которой прибило ковчег, начало и продолжительность потопа, но основной сюжет, за исключением некоторых деталей, остался неизменным.

Обобщающий вывод затронутой темы об апокрифах

Наиболее полное собрание взглядов, точек зрения предлагает нам понятие апокриф Википедия , обобщённый аспект которой рассматривает и разделяет апокрифы на ветхозаветные, новозаветные и современные. Даны понятия, определения, названия книг и их тексты, особенно заслуживает внимания большой список литературы в примечаниях.

Что говорят некоторые толковые словари об апокрифах

Словарь Ефремовой : 1. Произведения библейского направления, содержащее отступления от официального вероучения и поэтому отвергаемое церковью. 2. Авторство этих сочинений является не подтверждённым и маловероятным.

Словарь Ожегова : Сочинения иудейской или раннехристианской литературы на тему книги Библия, не включённые в канонический текст и отвергаемые церковью как недостоверные.

Религиозный словарь : - религиозные сочинения, не признаваемые христианской церковью каноническими. Понятие апокрифа, первоначально относилось к гностическим произведениям, затем так стали называть писания ранних христиан.

Итак, апокриф значение

  • Такой религиозный текст о событиях святой истории, который не признаётся церковью каноническим.
  • Такая книга, которая написана на основе уже существующей и трактующая её иным аспектом.
  • Произведение, недостоверное тем, что оно может быть сомнительного происхождения.

Интересное значение для православной церкви имеют апокрифы в плане влияния на и жизни вообще . Например, отдельные элементы апокрифов, Введение во храм и Рождество Девы Марии, вошли в иконографию. Часть текстов из апокрифического Протоевангелия Иакова вошли в книгу о жизни святых отцов: Житие Святых и богослужебные книги Церкви (Октоих, Минею, Триодь), - стихир, канонов, седальнов и т. п.

Апокриф определение:

Заключительное слово от святителя

Заключительное слово Иоанна Златоуста: «Мы не можем изменить меру длины, объёма, веса и так далее, то есть, изменив эталон, мы изменим представление о мире; то же самое мы не можем сделать и с каноном священных книг. Добавив что-то или убавив, мы исказим-то истинное, верное и, можно сказать, спасительное учение о вечной жизни, которое нам даёт Господь Иисус Христос».

АПОКРИФЫ (греч. "тайный", "секретный") - произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон. Понятие "А." первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить свое учение в тайне. Позднее термин "А." был отнесен к раннехристианским текстам, не признанным "богодухновенными": Евангелия, Послания, Деяния и Откровения, не вошедшие в Библию, считаются Церковью "посторонними", или "неканоническими", т. е. собственно А.

А. подразделяются на ветхозаветные и новозаветные. К наиболее значимым ветхозаветным А. относятся: Книга Еноха, Книга Юбилеев (Малое Бытие), Заветы 12 патриархов, IV Книга Ездры, сирийский и греческий Апокалипсисы Варуха, оракулы Сивиллы, Вознесение Моисея, Апокалипсис Моисея, Апокалипсис Седраха и т. д. Содержание А. разнообразно - от проповедей (Заветы 12 патриархов) до раскрытия "божественных" тайн (Книги Еноха). Для А. харатерны идеи провиденциализма. Значительную часть апокрифической литературы составляют тексты апокалиптического характера, проникнутые эсхатологическими и мессианскими идеями (см. Апокалипсис , Апокалиптика , Эсхатология , Машиах ). Существенное место в содержании ветхозаветных А. занимает также идея личного спасения и индивидуального возмездия.

К новозаветным А. относятся: История Иосифа-плотника, Евангелие Никодима, Арабское евангелие детства, Евангелие Фомы, Деяния Фомы, Деяния Иоанна, Деяния Андрея, Деяния и Мученичество Матфея, Послание Климента, Послания Игнатия, Послание Павла к Лаодикийцам, Евангелия евреев, Апокалипсис Стефана, Протоевангелия Иакова, Откровение Варфоломея, "Пастырь" Гермы (Ермы), Послание Варнавы, Дидахе и т. д.

По критерию специфики своего содержания А. Нового Завета могут быть дифференцированы на четыре группы: 1) апокрифические евангелия; 2) апокрифические деяния апостольские; 3) послания апостольские; 4) апокрифические апокалипсисы. Новозаветные А. также делятся на "отреченные" (т. е. радикально запрещенные в целом) и "дозволенные для чтения" (но не для богослужения). Для содержания новозаветных А. характерны идеи "единодушия", т. е. единства верующих, акцентированное утверждение идеи всемогущества Христа; наряду с этим новозаветные А. содержат также предписания относительно совершения определенных культовых действий, тексты молитв, некоторые положения, касающиеся организационной структуры и принципов управления христианскими общинами.

В восточнославянской традиции к А., продолжающим традицию ветхозаветных А., относятся: "Сказание, как сотворил Бог Адама" (в белорусской обработке 15-16 вв. - "Страсти Христа", "О двенадцати страданиях"), "Стратим-птица", "Стратим-лебедь", где отразилось дуалистическое представление о мироздании, характерное для популярной в 10-11 вв. в Болгарии т. н. "богомильской ереси" (приток апокрифической литературы в культурное пространство восточных славян осуществлялся начиная с 11 в. из Византии и частично из Болгарии). К новозаветным А. относится популярный А. "Хождение Богородицы по мукам", в котором ярко выражены эсхатологические идеи; апокрифические евангелия Иакова, Фомы, Никодима. А. оказали определенное влияние на развитие некоторых литературных жанров (жития, описания паломничеств и др.). См. также Псевдоэпиграфы .

Н. С. Щекин

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

(от греч. apokryfos - подложный, скрытый, тайный) - неканонические древние тексты, близкие по форме и тематике библейским, но не вошедшие в канон ветхозаветных и новозаветных книг в силу их сомнительного авторства, произвольных фантазий и сомнительных (а то и еретических) идей....

У этого термина много значений, но основных – два. Менее значимое - это

«литературное произведение, созданное на основе уже существующего», по сути – плагиат,

на котором мы останавливаться не будем, и, главное, основное значение -

«религиозный текст, не признаваемый Церковью каноническим»,

вот это значение мы и рассмотрим поподробнее.

В свое время уделил очень много времени изучению Библии, правда в удобном для изучения виде мне попалось только католическая, но разницу я объясню ниже, противоречий там практически нет, а эта книжка была намного удобнее. Отпечатанная на тонюсенькой, почти папиросной, но очень прочной бумаге она уместилась в книжку небольшого формата толщиной вместе с переплетом меньше одного сантиметра.

Много путешествуя по командировкам в поездах, ловил на себе сочувственные взгляды и иногда слышал вопросы о том, не готовлюсь ли я стать батюшкой? Нет, батюшкой я становиться и не помышлял, просто любопытно было разобраться в том, что же есть на самом деле Христианство? И я внимательно, с карандашом, изучил сей документ «от корки до корки», вынеся свое окончательное суждение. Далее посвятил немало времени изучению тех самых «апокрифов», которые мне попались, но они моего мнения уже не изменили.

Вообще у меня отношение к Христианству в целом, так и к отдельным книгам в Библии, довольно оригинальное. Да простят меня глубоко верующие в Христа, но христианство я рассматриваю как «Историю Великого Заблуждения», а в Библии, в Новом Завете, мне особенно нравится «Откровение Иоанна Богослова», которое я читал не как некое духовное наставление, а как сценарий к фантастическому фильму.

Мэл Гибсон меня опередил и снял свои «Страсти Христовы», хотя до «Откровения…» он по ходу сюжета не добрался, но идею – реализовал. Могу сказать только одно, что не понимаю, за что его еврейские активисты так ругают. Да, он, по сути, скомпилировал все четыре Евангелия, но сделал это строго, следуя тексту. Добавленное им «художественное видение» никак букве Евангелий – не противоречит!

Но вернемся к Апокрифам.

Напомню значение этого слова, которое мы рассматриваем - «религиозный текст, не признаваемый Церковью каноническим», в самое время задаться вопросом, а что есть «канон» или «канонические тексты».

Как сложились канонические тексты, и кто постановил, что есть текст – канонический, а что – не канонический. А дело было так.

Древнееврейский священник и мыслитель Ездра решил навести порядок. Он отобрал, подправил и систематизировал 39 древнееврейских текста, которые впоследствии были объединены в 22 книги в каноническом еврейском сборнике - Танахе. Те тексты, которые либо противоречили «основной массе» или имели совершенно другую (нерелигиозную) смысловую нагрузку Ездра отбраковал. Соответственно они не попали в дальнейшем в Ветхий завет, но часть из них попала в Талмуд.

На этом момента в этой статье зацикливаться не будем и разницу между Ветхим Заветом и Талмудом, я объясню как-нибудь в другой раз.

Как так получилось, что католическая и православная Библии – различаются? Последователи и ученики Ездры продолжили его изыскания, но покуситься на Канон, установленный Ездрой - не решились.

А вот в просвещенной Александрии, в Александрийской библиотеке, соответственно все эти тексты имелись в наличии. По указу Птолемея II, правителя Египта, но были собраны вместе 70 наиболее «продвинутых» еврейских толкователей, которые перевели древнееврейские тексты на греческий, и по ходу присовокупили к ним еще 11 книг. Именно это вариант, именуемый «Септуагинта» на греческом языке и стал основным в христианском мире.

Когда в более поздние времена, протестанты начали переводить на свои национальные языки Библию, используя древнееврейские оригиналы, то они с удивлением обнаружили отсутствие в них тех самых 11-и текстов, присовокупленных 70-ю толкователями (переводчиками) в Александрии. Они объявили их «маловажными» и именно тогда и возник термин «апокрифы» в том самом значении, которое мы рассматриваем.

В православии эти тексты почитаются наравне с каноническими.

Но жизнь не стоит на месте, были созданы и обнаружены другие тексты, не вошедшие в «Канон», и значение понятия «апокрифы» в дальнейшем распространилось и на них.

Перечислять все апокрифы и уж акцентировать на них внимание, не вижу смысла по той простой причине, что часть из них – действительно подделки, не заслуживающие внимания. Хотя меня лично заинтересовал всерьез только один апокриф – «Тибетское Евангелие», в котором описывается жизнь Иисуса Христа в Тибете.

Стоит отметить тот факт, что в канонических текстах есть «пробел», неизвестно где был Христос в юношеском возрасте до 30 лет, и именно этот период жизни Христа и описан в «Тибетском Евангелии».

Официальная церковь объявила этот текст – апокрифом, да оно и действительно, в его истории много загадочного. Начиная с того, что он был обнаружен уже в 19-м веке якобы в одном из монастырей в Тибете и якобы оригинал, которого никто не видел, сохранился только на языке Пали, одном из местных языков в Индии. (не на санскрите, наиболее распространенном в то время и в том месте языке)

Хорошо, пусть это будет – апокриф, я не спорю. Но если внимательно прочитать и проанализировать «Нагорную проповедь» Христа, то сложно не увидеть там явное влияние буддизма, впрочем, каждый выбирает свой путь к Богу самостоятельно!