Open
Close

Что стало с группой pussy riot. Участницы группы «Пусси Райот» получили реальные сроки в колонии общего режима

Два появления этого человека вызвало за последний год большой резонанс. Первый раз – недавно, во время Пасхального богослужения, которое он вел. Второй раз – в 2002 году, во время «молитвы о мире» в итальянском городе Ассизи, проведенной по инициативе Папы Римского .

Митрополит Питирим, один из старейших иерархов Русской Православной Церкви. В последние годы жизни патриарха Пимена он являлся, пожалуй, наиболее влиятельным иерархом и представлял РПЦ практически на всех официальных мероприятиях. И повернись жизнь иначе, он бы стал новым первосвятителем.

Падение Хрущева было воспринято как небесная кара зарвавшемуся «кукурузнику». Его печально «знаменитое» обещание показать по телевидению, как музейную редкость, «последнего советского попа», оказалось явно невыполнимо.

Л. И. Брежнев и советское руководство постарались публично продемонстрировать смену курса религиозной политики. 19 октября 1964 года два митрополита были приглашены на правительственный прием в честь космического полета корабля-спутника «Восток».

С 1963 по 1994 год владыка Питирим был председателем Издательского отдела, главным редактором «Журнала Московской Патриархии» и председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды» (оба издания в советские годы были единственными легальными органами церковной мысли).

На страницах этих изданий ему удалось опубликовать писания отцов Церкви, богословские сочинения протоиерея Сергия Булгакова, священника Павла Флоренского и некоторых других авторов. В 1971 году владыка Питирим был возведен в сан архиепископа. В этом же году он принимал участие в деяниях Поместного Собора, который признал церковную реформу XVII века «трагической ошибкой» и официально отменил все проклятия и анафемы по отношению к старому русскому обряду.

– Мы храним традицию, потому что она – это овеществленная, генетическая память нашего народа, – говорит митрополит Питирим. – Да, у нас было двоеперстие, мы приняли троеперстие. Но в 1971 году на Соборе Русской Православной Церкви молодая часть наших богословов провела постановление о равной возможности употребления и того, и другого.

А вот недавнее свидетельство епископа Древлеправославной (старообрядческой) Церкви Антония Богородского: митрополит Питирим «в одной из первых речей перед студентами у нас семинарии (по благословению владыка Антоний получил образование в семинарии и академии Московской Патриархии – Авт.), говорил о своих теплых чувствах к старообрядцам.

О том, как после решения Собора 1971 года о снятии клятв он отслужил старообрядческую литургию. Владыка тогда произнес интересную мысль, что не было настоящего раскола, а был только переходящий временами в потасовку спор о том, что такое Православие».

Большое значение владыка придавал возрождению и популяризации русского православного пения. По его инициативе было создано несколько церковных хоров, выступавших с концертными программами в России и за рубежом.

30 декабря 1986 года владыка Питирим был возведен в сан митрополита Волоколамского и Юрьевского. А в конце 80-х стал, помимо своих прежних обязанностей, еще и настоятелем возвращенного Церкви Иосифо-Волоцкого монастыря, где до сегодняшнего для он часто служит по воскресным и праздничным дням.

В Москве резиденция владыки Питирима разместилась в живописном храме Воскресения Словущего на Успенском вражке (Брюсов переулок), – в храме, традиционно привлекавшем людей искусства, писателей, художников и общественных деятелей.

После провала ГКЧП в столичной прессе появилось несколько публикаций народного депутата России священника Глеба Якунина (впоследствии лишенного сана и отлученного от Церкви). В них один из лидеров «Демократической России» утверждал: ему стали известны документы, дающие основания полагать, что митрополит Питирим сотрудничал с КГБ.

«Глубокую обеспокоенность, – писал он, – вызывает визит митрополита Питирима (Нечаева) к объявленному президентом России вне закона государственному преступнику Б.К. Пуго 21 августа 1991 года. На дипломатическом языке – это признание «де-факто».

Питательной средой для такого визита явилось то обстоятельство, что Издательский отдел Московской Патриархии контролировался агентурой КГБ. В отчетах 5-го управления КГБ СССР по линии издательского отдела постоянно упоминаются агенты «Аббат» (из иерархов) и «Григорьев», часто ездившие за рубеж и, очевидно, занимавшие (занимающие) высокие посты в этом учреждении».

Любопытно, что ныне г-н Якунин входит в состав клира т. н. «Киевского патриархата», руководимого «патриархом» Филаретом (Денисенко), которого сам же Глеб Павлович в 1991 году наиболее яростно обличал в принадлежности к КГБ.

Имя владыки Питирима склоняли на всех либеральных перекрестках. Журналисты (в том числе Татьяна Миткова и Андрей Караулов) охотно разоблачали «митрополита в погонах». Вскоре пришла и опала церковная: в ноябре-декабре 1994 года на Архиерейском Соборе РПЦ, а затем и на заседании Священного Синода он был смещен со всех церковных должностей. В его ведении были оставлены только Воскресенский храм и Иосифо-Волоцкий монастырь.

В последние годы митрополит Питирим стал чаще появляться на церковных собраниях высокого уровня. По поручению Священного Синода он возглавлял представительные делегации, посещавшие Армению, Болгарию, Швейцарию в связи с разными событиями церковной жизни.

24 января 2002 года в итальянском городе Ассизи под руководством римского понтифика состоялось «совместное моление за мир», в котором участвовали 300 представителей 12 различных религий.

Первоначально эту службу предполагалось провести в одном из католических соборов, но иудеи заявили, что не станут молиться с христианами в храме. Тогда действие было перенесено на открытый воздух – на городскую площадь.

От лица московской Патриархии и по поручению Патриарха Алексия II в этом ежегодном мероприятии принимала участие целая делегация из трех архиереев во главе с митрополитом Питиримом. Выступая по каналу РТР в программе «Вести», владыка заявил, что он глубоко удовлетворен тем «духом единства и братской любви», который ему удалось ощутить во время такой совместной молитвы.

На имя Алексия II полетели гневные телеграммы: «С ужасом и возмущением мы восприняли новость о том, что официальный представитель МП участвовал в шабаше под руководством папы римского. Митрополит Питирим не только не скрывает своего участия в этом беззаконии, но даже публично восхваляет совместную молитву с инославными и иноверцами…»

Широкая православная общественность была возмущена. В результате подобного взаимодействия за счет мнимого «единства» размываются основы Веры. Не случайно, что по древним церковным канонам (45 правило Св. Апостол), «епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен».

Владыка Питирим – носитель традиции. В том числе традиции советского периода, когда Церковь, чтобы выжить в условиях атеистического государства, вынуждена была идти на широкие контакты в рамках Всемирного Совета Церквей.

Эта охранительная традиция сохраняется в практике зарубежных контактов Московской Патриархии и до сих пор, вызывая критику со стороны православных как внутри страны, так и за ее рубежом.

Впрочем, кто знает – что ожидает Церковь впереди? И может быть, этот опыт, но уже в новых политических условиях, окажется востребованным?..

«Похоже, с течением времени, – делает вывод «Страна.ru, – подлинный масштаб личности митрополита Питирима (Нечаева) как богослова, проповедника, церковного иерарха становится все более очевидным.

Случайные черты забываются, все преходящее изглаживаются из памяти, а на первый план выходят опыт, спокойствие и мудрость иерарха, без деятельного и творческого участия которого не прошло ни одно значительное событие новейшей церковной истории второй половины века»

04 ноября 2003 года на 78-м году жизни скончался митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим после долгого и тяжелого недуга.

07 ноября 2003 года в 10.00 в Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит отпевание новопреставленного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима.

Митрополит Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев) родился 8 января 1926 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) в семье священника. По окончании школы поступил в Московский государственный институт путей сообщения.

В 1945 году стал старшим иподиаконом Святейшего Патриарха Алексия I в Богоявленском соборе. В 1947 году окончил Московскую Духовную семинарию, в 1951 - Духовную академию со степенью кандидата богословия.

В 1952 году рукоположен во диакона, через два года, 4 декабря 1954 года, - во иерея. В 1959 году принял монашество с именем Питирим в честь святителя Питирима Тамбовского. В том же году был назначен инспектором Московских Духовных школ.

В продолжение почти 30 лет преподавал в Московских Духовных академии и семинарии историю и разбор западных вероисповеданий, а с 1957 года - Священную историю Нового Завета.

В 1963 году был рукоположен во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. В 1971 году возведен в сан архиепископа, а с 1986 года - митрополит Волоколамский и Юрьевский.

С 1963 по 1994 год Владыка Питирим возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата, был главным редактором `Журнала Московской Патриархии`. В течение ряда лет он также был председателем редакционной коллегии сборника `Богословские труды`.

Возглавляя издательский центр Русской Православной Церкви, он сформировал профессиональный редакторский и журналистский коллектив, подняв на новый уровень церковную издательскую деятельность. Митрополит Питирим - автор нескольких книг и более 70 богословских статей. Под его руководством было снято несколько документальных фильмов о жизни Русской Православной Церкви, о православном искусстве.

По инициативе митрополита Питирима, уделявшего большое внимание возрождению и развитию традиций церковного пения, было создано несколько хоров, которые не только пели в храмах, но и выступали на концертных площадках в нашей стране и за рубежом с программами православных песнопений.

Митрополит Питирим был известен как всесторонне одаренный человек, отличавшийся глубокой церковной культурой. Он хорошо помнил старую церковную жизнь, заботился о сохранении преемства ее традиций - богослужебных, пастырских, богословских, литературных, церковно-практических.

Почивший архипастырь прилагал много сил для воспитания новых поколений пастырей и церковных тружеников. В нелегкие годы гонений и ограничений под руководством Владыки Питирима трудились многие церковные интеллигенты, включая молодых людей, которые в период работы в Издательском отделе обучались в Духовных школах, принимали монашество и священный сан.

Митрополит Питирим принимал активное участие во внешней деятельности Русской Православной Церкви. Он был руководителем и членом многих делегаций, участвовавших в межправославных, межхристианских и церковно-общественных мероприятиях за пределами Отечества.

Его попечением устраивались выставки и другие культурно-просветительские акции, рассказывавшие зарубежной общественности о жизни и наследии Русской Православной Церкви. При его активном участии было организовано немало церковно-общественных мероприятий и программ в России. Владыка всегда был особенно близок к научным, культурным и общественным кругам, творческой интеллигенции, пользовался у них известностью и уважением.

Митрополит Питирим - доктор богословия, профессор, академик Российской Академии естественных наук, заведующий кафедрой теологии Московского института инженеров транспорта, почетный доктор теологического факультета Пражского университета, профессор кафедры ЮНЕСКО `Золотое наследие Руси`.

Труды митрополита Питирима отмечены высокими церковными и государственными наградами. Он был награжден церковными орденами святого равноапостольного князя Владимира (I и II степеней), преподобного Сергия Радонежского (I степени), святого благоверного князя Даниила Московского (II степени), государственным орденом `Дружбы народов`, юбилейной медалью 30-летия образования ВСМ, почетной золотой медалью `Борцу за мир`.

За обширные просветительские и миссионерские труды и в связи с 75-летием со дня рождения в 2001 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II удостоил митрополита Питирима ордена святителя Иннокентия Московского.

На литературном вечере архимандрита Тихона (Шевкунова) попросили несколько слов сказать о том, каким ему запомнился митрополит Питирим (Нечаев)?

Митрополит Питирим (Нечаев)

С 1963 года по 1994 возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии, в 1980-е бывший наиболее влиятельным и профессионально укомплектованным структурным подразделением Патриархии и выполнявший, наряду с Отделом внешних церковных сношений, внешнеполитические функции. Как Председатель Издательского отдела, совершал многочисленные зарубежные поездки; владел английским языком на уровне, достаточном для частного общения и неофициального выступления перед публикой, хотя предпочитал обращаться к помощи переводчиков.

С Крещения 1972 года до конца жизни регулярно служил в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Брюсов переулок № 15/2) . В конце 1980-х был заметной фигурой в московских интеллектуальных и музыкальных кругах. Никогда не был постоянным членом Священного Синода, но в 1980-х годах считался одним из наиболее влиятельных иерархов РПЦ.

Митрополит Питирим был совершенно уникальный человек. Я его встретил первый раз еще до того, как поехал в Псково-Печерский монастырь. Мне нужно было зачем-то в Новодевичий монастырь. Там служил священник, историк по образованию. И вдруг я увидел, как подъехала машина, то ли победа, то ли волга, оттуда вышел поразительной красоты человек. Монах в рясе, огненный, потрясающий совершенно взор, и просто молниеносно взлетел по лестнице и куда-то пошел. Это мне запомнилось на всю жизнь. Я говорю: «Кто это?» Мне говорят: «Это архиепископ Питирим».

Он был человеком красивым и внешне, и внутренне. Бесконечное благородство и удивительная человеческая красота, порода, что называется. Одной только священнической династии у него было 400 лет. Трое святых в роду, в том числе Питирим Тамбовский.

Это была действительно совокупность таких совершенств. Это был настоящий монах. Это был настоящий деятель.

Дочь Эйзенхауэра в своих мемуарах написала: «Самый красивый мужчина, которого я встречала - это архиепископ Питирим».

Это была действительно совокупность совершенств. Настоящий монах. Настоящий деятель. Человек, который брал на себя тяжелейший груз стояния за Церковь в богоборческом государстве. Когда в этих архиереев кидают камнями, мне становится страшно больно не за них - потому что они святы - а за тех людей, которые позволяют себе это делать, страшно за людей, которых они соблазняют, ибо они, действительно, не ведают, что творят.

Вообще тема жизни Святой Церкви в богоборческом государстве - еще неисследованная тема, которую Русская Церковь, как некое приношение, может со временем обобщить и передать всему христианскому миру. Это же уникальный, потрясающий опыт! Если сейчас получится, если Господь благословит, я обязательно сделаю телевизионный художественный фильм, восьми или десятисерийный, о жизни Церкви в этот период. Скорее всего, там будет два героя: архиепископ Лука и Сталин. Два непересекающихся мира.

Так вот, митрополит Питирим - это непонятый, во многом оболганный человек, перенесший необычайные нравственные и духовные страдания, потому что в конце жизни с ним поступали несправедливо, причем иногда и церковный люд.

Это один из самых прекрасных людей, с которыми я встречался.

29 июня на 91-м году жизни отошел ко Господу известный старец-схиархимандрит, который десять лет был духовником Санаксарского монастыря.

Отец Питирим (в миру Иван Николаевич Перегудов) родился 11 апреля 1920 года в селе Мазурка Воронежской губернии в крестьянской семье. Дед его был церковным старостой, отец - псаломщиком, поэтому мальчик с пяти лет пономарил в храме, за что дети звали его монахом. В 1930 году деда сослали в Сибирь, а отец ушел к брату в Тамбов. Ваня с сестренкой остались жить у бабушки. Чтобы прокормиться, работали на питомнике. Учиться особо было некогда, и Иван окончил только семь классов.
В 1940 году его призвали в Красную Армию. Служил он на турецкой границе, учился в школе полковых командиров, стал офицером. Во время Великой Отечественной войны воевал во фронтовой разведке. Дважды ранен, один раз контужен. Контузия на всю жизнь повредила слух.
В 1947 году Иван демобилизовался, приехал к отцу в Тамбов, сначала работал сапожником, потом выучился на машиниста механического крана.
В 1949 году побывал в Киево-Печерской Лавре, где встречался с преподобным Кукшей Одесским, брал у него благословение. Там у Ивана появилось стремление к монашеской жизни. В 1950 году вместе с отцом он поступил в Почаевскую Лавру, проходил послушание церковным пономарем, писарем в канцелярии.
В 1952 году Иван принял монашеский постриг с именем Иоанникий в честь преподобного Иоанникия Чернорецкого. В 1953 году он был посвящен в сан иеродиакона, а в 1958 году рукоположен в сан иеромонаха.
Во время хрущевских гонений, в 1962 году, они с отцом, который получил в постриге имя Питирим, вернулись в Тамбов. Там, в городском соборе, отец Иоанникий прослужил 16 лет. За это время был возведен в сан игумена. В 1978 году они с престарелым отцом вернулись в Почаевскую Лавру. В 1985 году отец Иоанникий возведен в сан Архимандрита, исполнял в монастыре послушание духовника. В 1987 году он похоронил своего отца, в схиме Антония.
В 1991 году Архимандрит Иоанникий приехал во вновь открытый Санаксарский монастырь в Мордовии по приглашению наместника монастыря Архимандрита Варнавы. Здесь в 1992 году он принял схиму с именем Питирим в честь Святителя Питирима Тамбовского. В этой обители он более десяти лет исполнял послушание духовника.
В последние годы схиархимандрит Питирим подвизался в Иоанно-Богословском монастыре под Саранском, а перед своей кончиной жил в г. Вадинске Пензенской губернии в домике возле мужского Тихвинского монастыря.
Многие верующие знали отца Питирима как истинного духоносного старца, твердого в вере, горячего в молитве, любвеобильного, смиренного, простого в общении. Достаточно сказать, что среди его многочисленных духовных чад был покойный санаксарский старец схиигумен Иероним (Верендякин).
Сотни людей, которые знали схиархимандрита Питирима и ощущали на себе силу его молитвы и любви, со скорбью переживают боль этой утраты. Но вместе с тем и радуются тому, что на Небе появился новый праведник и молитвенник за нас.
Господь сподобил и меня, грешного, в течение двенадцати лет периодически встречаться со старцем Питиримом и поддерживать с ним духовное, молитвенное общение.
С первой же встречи с ним, которая произошла в ноябре 1998 года в Санаксарском монастыре, он поразил меня своей простотой и добротой. Мы с паломнической группой от нашего храма приехали в монастырь к вечеру и попали на Всенощное бдение перед праздником Архангела Михаила и всех Небесных Сил безплотных. Служба шла в нижнем храме в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя. Я стоял среди молящихся. На полиелее, когда все монахи выходят и встают в два ряда посередине храма для помазания, отец Питирим, увидев, что я священник, подошел ко мне и, по-доброму улыбнувшись, взял меня за руку: «Пойдем, вставай с нами».
Утром я молился на Литургии. Отец Питирим и отец Иероним не служили, но причащались с нами из одной Чаши. Было очень трогательно видеть, как старцы после Причастия сидели в алтаре рядышком на табуреточках, отец Питирим читал вслух благодарственные молитвы, а отец Иероним внимательно его слушал. Дойдя в третьей молитве до слов «нескверную чистую Матерь», старец Питирим повернул голову к своему духовному сыну, также убеленному сединой старцу, и повторил, подняв указательный палец правой руки вверх: «нескверную!» - он как бы подчеркивал Ее особую святость. Он очень любил и почитал Царицу Небесную и часто с сердечным вздохом молился вслух: «Матерь Божия, помогай нам!». Видимо, что-то особенно сокровенное связывало старца с Богородицей еще со времени пребывания его в Почаевской Лавре. Во всяком случае, он сам рассказывал о своем первом приезде в Санаксарскую обитель так: «Приехал я сюда по приглашению, посмотрел: пустынька мне понравилась. А на фронтоне монастырского храма - икона Божией Матери. Вот я и говорю: «Матерь Божия, возьми меня!». И Она меня взяла».
После службы я подошел к отцу Питириму. Священник из нашего храма попросил меня обратиться к нему за советом по нескольким вопросам. Но, услышав мою просьбу, старец указал рукой в сторону уходящего из алтаря отца Иеронима: «Это к нему, к нему». Он не любил, когда к нему проявляли особое внимание, и старался направить людей к другим духовникам. Но тех, кто становился его духовными чадами, он заботливо окормлял. А молился за всех. В помяннике старца была представлена вся Россия: «от Москвы до самых до окраин», сотни, если не тысячи людей из разных городов.

В следующий раз мы встретились уже в Самаре, в нашем храме. Он остановился у духовных чад, а они его привели помолиться к нам в тогда еще молитвенный дом, собор только достраивался. Войдя в алтарь, я с удивлением увидел там отца Питирима. Приложившись к престолу, я повернулся к нему: «Отец Питирим!». Он тоже удивился: «Откуда ты меня знаешь?» - «Да как же, я был в Санаксарском монастыре, и мы там встречались». Старец обрадовался, что его здесь знают. Во время Литургии он поразил меня своим смирением. Служил молодой священник, недавно рукоположенный. Алтарника в этот день не было. И вот перед Великим входом, когда нужно выносить запрестольную свечу, отец Питирим говорит священнику: «Можно мне пономарить?». Потом берет эту свечу и идет впереди священника, несущего Святые Дары. Картина получилась не совсем обычная: у ступенек солеи со свечой стоит смиренный схиархимандрит, а перед ним, на солее - молодой батюшка, чуть не потерявший дар речи от сложившейся неожиданно ситуации.
После Литургии, как только отец Питирим вышел из алтаря, его обступили наши прихожане, чтобы взять благословение и задать вопросы. Ведь не каждый день увидишь настоящего старца. Отец Питирим благословлял, кому-то по-доброму, а кому-то и строго что-то говорил. Но вот, почувствовав, что его начинают превозносить, он громко говорит, указывая на меня: «Вы с вопросами лучше к нему, к отцу Сергию. Благословляю!». Пока прихожане пытаются осмыслить слова старца, он быстро выходит из храма и садится в машину духовных чад.
Летом 2002 года я со старшим сыном, которому тогда было семь лет, неделю жил в Санаксарском монастыре, практически каждый день общаясь с отцом Питиримом. К некоторым вещам старец относился строго. Мой сын упросил меня в монастырской лавке купить ему маленькие четки на десять молитв. Как-то мы подошли к старцу, а Антон показывает ему на пальце четки: «Отец Питирим, а у меня четки есть!». Старец нахмурился: «Это не игрушка, это оружие монаха! Убери! Детям не надо». Мне он велел перецепить цепочку на наперсном кресте так, чтобы он висел выше - на груди: «Крест как называется? Наперсный. Значит, носить его надо на персях, а не на животе».
Однажды он мне пожаловался: «Устал я, отец Сергий! Столько стало в монастыре людей, паломников, нет спокойствия, тяжело молиться». Потом поднял голову к небу: «Туда хочу! Вот все прошу: Матерь Божия, забери меня!». Для него, контуженного на войне, с постоянным шумом в голове, было очень нелегко общаться с мирскими людьми.
Когда мы собрались уезжать, отец Питирим позвал нас с Антоном к себе в келью, положил нам в пакет санаксарских сухарей и пряников, а мне протянул пачку «Почаевских листков»: «Я глухой, немощный, неграмотный. Люди просят что-то сказать, а я даю им эти листки. Здесь так все хорошо написано! Ты тоже раздавай». Во всем он старался себя принизить перед людьми, хотя на самом деле имел высокое духовное разумение и рассуждение.
Несколько раз отец Питирим приезжал в Самару и молился в нашем соборе или в Воскресенском мужском монастыре. Иногда мы созванивались, поздравляли друг друга с праздниками, я посылал ему открытки, телеграммы. Он через духовных чад передавал мне то буклет о монастыре, то книгу о греческом старце Порфирии Кавсокаливите, то свою фотографию с подписью, на которой он в своей простоте, такой, как есть: в своей келии в одном подряснике, держащий в руках только что снятые очки.
Как-то я спросил его: «Отец Питирим, где легче спасаться?» - «Отец Сергий, - ответил он, - был я и на Белом море, и на Черном, и в больших, и в маленьких монастырях - везде один дух, дух мира». Старец переживал, что утрачивается духовность, благочестие и благоговение в Церкви. Он с горечью говорил: «Я бываю в храмах и вижу, что сейчас у священников нет такого благоговения, как раньше, когда мы служили. Нельзя нам терять благоговение».
Несколько лет назад Великим постом у духовной дочери отца Питирима, которая живет в Самаре, умерла мать. Он ее знал и любил, она была его ровесницей. Я покойную при жизни много раз причащал. Приехав в Самару, отец Питирим пригласил меня в Воскресенский монастырь отслужить панихиду по новопреставленной Пелагее. «Ты служи, а я подпевать буду, я уже старый служить». После панихиды нас пригласили в монастырскую трапезную для священников. Отец Питирим почти ничего не ел, а вспоминал о войне, о том, как Господь хранил его от смерти. Впоследствии один из рассказанных им эпизодов стал основой для написанного мной рассказа «День Победы». Он был напечатан в журнале «Лампада» незадолго перед тем, как старец ушел из земной жизни.
Во время последней встречи в прошлом году отец Питирим сказал мне: «Нет сейчас такой веры, как раньше, отец Сергий. У деда моего была крепкая вера, он всю службу стоял как свечка, не шелохнувшись. Отец мой был уже слабее, а я против них совсем слабый».
Этот «слабый» в вере старец-схиархимандрит, фронтовик, не совершал поразительных чудес, не выказывал себя провидцем и прозорливцем, но он совершил в своей жизни главное чудо - привел ко Христу и к Церкви сотни безсмертных человеческих душ.
Вечная ему память!

Имя митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима неразрывно связано с Иосифо-Волоцким монастырем, и здесь всегда будет жить память о нём. Благодаря Владыке православное свидетельство на Волоколамской земле с новой силой воссияло в переломные для нашего Отечества годы – во время краха атеистического режима и начала перестройки. Владыка был выдающимся учёным-богословом, профессором Московской Духовной академии, председателем Издательского отдела Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода. Благодаря ему в мае 1989 года обитель в числе первых в Советском Союзе была возвращена Церкви. Сам жизненный путь митрополита – это неотъемлемая часть новейшей истории Русской Православной Церкви.
Будущий митрополит Питирим (в миру Константин Нечаев) родился 8 января 1926 года. Он был одиннадцатым ребенком в семье протоиерея Владимира Нечаева, настоятеля Ильинского храма в городе Козлове (с 1932 года Мичуринск) Тамбовской области. Его деды и прадеды с XVII века были священ¬никами в Тамбовской епархии. Епископ Вассиан (Пятницкий; скончался в 1940 году в заключении), когда-то сказал отцу будущего митрополита протоиерею Владимиру Нечаеву знаменательные слова. Отец Владимир пошел с семилетним сыном Костей в храм к Владыке Вассиану. Владыка стоял в алтаре, и Костя устремился к нему прямо мимо престола. Отца, конечно, это смутило, так как проходить в алтаре перед престолом не положено. Епископ Вассиан успокоил отца Владимира с присущим ему добродушием: «Значит, будет священнослужителем».
По окончании средней школы в 1943 году Константин был принят в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ), а в 1945 году поступил в только что открывшийся в Москве Православный Богословский институт, позже преобразованный в Московскую Духовную Академию. Тогда же он стал старшим иподиаконом Святейшего Патриарха Алексия I (+1970) и хранителем патриаршей ризницы.
В Троице-Сергиевой лавре Константин Нечаев принял монашество с именем Питирим, в честь святителя Тамбовского Питирима – небесного покровителя его древнего священнического рода. По окончании Духовной академии он был оставлен здесь профессорским стипендиатом, а в 1956 году утверждён профессором кафедры Священного Писания Нового Завета. В Московской Духовной академии иеромонах Питирим нёс послушания преподавателя, инспектора и заведующего кафедрой Священного Писания Нового Завета.
В январе 1962 года архимандрит Питирим назначен главным редактором «Журнала Московской Патриархии», чуть позже – председателем Издательского отдела Русской Церкви, и служение в этой должности стало одним из самых плодотворных в жизни Владыки. Благодаря его разностороннему образованию и высокой культуре, ответственному подходу к делам и профессионализму ему удалось в сложнейшие советские годы поставить церковный издательский отдел в один ряд с наиболее авторитетными издательствами православного мира.
Назначение митрополита Питирима в Издательский отдел пришлось на годы решительного изменения церковной жизни после Архиерей¬ского Собора 1961 года, когда по решению Совета Министров власти стали закрывать храмы, семинарии, монастыри. В новых условиях работа издательства, выпуск журнала о церковной жизни требовали большого напряжения духовных сил и такта во взаимоотноше¬ниях с руководящими инстанциями. Тем не менее годы Издательский отдел смог получить признание как необходимая область церковнообщественной деятельности. Одним из главных направлений работы был выпуск богослужебных книг, вместе с тем велись кропотливые исследования древних рукописей, изучение материалов не только церковно-богослужебного характера, но и по истории богословской мысли.
23 мая 1963 года, в праздник Вознесения Господня, в Богоявленском патриаршем соборе в Москве состоялась епископская хиротония архимандрита Питирима. Святейший Патриарх Алексий I при вручении жезла новохиротонисанному епископу произнес слова, ставшие для него путеводными: «Да сотворит тебя Господь пастыря доброго, пастыря любящего, пастыря попечительного и мудрого, пастыря, за овцы своя душу положить готового».
30 декабря 1986 года Владыку возвели в сан митрополита Волоколамского и Юрьевского.
15 мая 1989 года по личному ходатайству митрополита Питирима Русской Православной Церкви возвратили Иосифо-Волоколамский монастырь. Вновь забилось духовное сердце нашего края, вновь в древних стенах зазвучали колокола и слова молитв, затеплились лампады. Поднимались из руин монастырские храмы.
В 1989 году митрополит Питирим избирается от Советского Фонда культуры народным депутатом СССР, в 1990 - народным депутатом Московского областного Совета от Волоколамска. Это новое служение расширило возможности более полного участия в общественной жизни через благотворительность. Монастырь с участием благотворительных фондов оказывал помощь больницам, малоимущим, престарелым и ветеранам, домам-интернатам и школьному образованию. Начали работу воскресные школы в городских и сельских приходах.

Одним из главных направлений общественного служения Владыки Питирима была работа с молодежью. Московский институт инженеров транспорта, где Владыка когда-то учился, откликнулся на предложение о сотрудничестве. Каждое лето стали приезжать в монастырь будущие железнодорожники, чтобы помогать в ремонтных и хозяйственных работах. В связи с большим интересом к Православию, вопросам религии, в МИИТе была организована кафедра теологии, возглавил которую сам Владыка. Для него это не была формально-почетная должность, он сам разрабатывал учебные планы и читал лекции.
С 1998 года при монастыре стал действовать летний трудовой лагерь для подростков из неблагополучных семей, а затем и патриотический лагерь «Славяне» для детей военнослужащих.
Большое место в жизни митрополита занимала международная деятельность. Он возглавлял делегации, участвовавшие в мероприятиях, проводимых международными религиозными организациями. Обширные связи с зарубежной общественностью были у Издательского отдела: устраивались выставки, концерты, приемы иностранных делегаций.
Как викарий Московской епархии митрополит Питирим выполнял различные церковно-общественные поручения, последними из которых стали поездка за Благодатным огнем в Иерусалим накануне Пасхи 2003 года и затем Пасхальная служба в храме Христа Спасителя, которую митрополит возглавил по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Несмотря на тяжелую болезнь, митрополит Питирим до последних дней не оставлял своего служения Церкви.
Скончался Владыка 4 ноября 2003 года, в день, когда совершается празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.
В Новом Братском корпусе, где жил Владыка, сохранены его кабинет и келья, здесь всё остаётся так, как было при жизни Владыки. Некоторые предметы из ризницы митрополита были переданы Волоколамскому краеведческому музею, который организовал экспозицию, посвящённую его памяти.

Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; 1926-2003) — один из наиболее почитаемых иерархов Русской Православной Церкви, который брал на себя тяжелейший груз стояния за Церковь в богоборческом государстве. Более тридцати лет он возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии. Несомненно, что расцвет церковной жизни в нашей стране подготовили такие люди, как он. Эта книга познакомит читателя с жизнью, служением и наследием владыки.

В семье Нечаевых росли одиннадцать детей, среди которых Константин (будущий владыка Питирим) был младшим. Его детские впечатления были связаны с обысками, с визитами налоговых инспекторов и арестами отца. Отца Владимира арестовывали несколько раз. Первый раз — в двадцатые годы, во время обновленческого раскола, потом, уже на памяти владыки, в 1930 году. Он запомнил, что пришли за отцом ночью, и что небо было звездное. Тогда, в четыре с половиной года, Костя твердо решил, что станет священником, как папа, но при этом еще и монахом, так как ему не хотелось подвергать опасности близких и заставлять их переживать те трудности, которые выпали на долю его семьи.

В 1941 году Константин поступил в Гнесинскую музыкальную школу, но с началом войны занятия прервались. В 1943 году Константин продолжил занятия, но в 1954 году началась практическая церковная работа, которая занимала все время. Но музыку владыка любил всю жизнь, играл на виолончели и даже основал в начале пятидесятых в духовных школах смычковый ансамбль из двадцати двух человек, причем сам покупал инструменты.

В 1943 году он поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Когда при Новодевичьем монастыре открылись Богословско-пастырские курсы (преобразованные в 1946 году в Московскую духовную академию и семинарию), Константин решил получить богословское образование.

В 1951 году Константин Нечаев окончил академию со степенью кандидата богословия, присужденной за работу по трудам преподобного Симеона Нового Богослова, и был оставлен профессорским стипендиатом и преподавателем на кафедрах патристики и истории западных вероисповеданий. С 1951 по 1953 год он был преподавателем, доцентом, профессором, заведующим кафедрой Священного Писания Нового Завета в Московской духовной академии.

С 1945 года Константин Нечаев становится иподиаконом патриарха Алексия (Симанского) и с того момента почти двадцать пять лет почти неотлучно находится около Святейшего.

15 февраля 1952 года Святейшим Патриархом Алексием (Симанским) Константин был рукоположен во диакона, а 4 декабря 1954 года во священника (целибат). При рукоположении патриарх надел на отца Константина свой золотой крест.

13 апреля 1959 года отец Константин был пострижен в монашество с именем Питирим в честь святителя Питирима Тамбовского. В том же году отец Питирим был возведен в сан архимандрита Святейшим Патриархом Алексием и назначен инспектором Московских духовных школ.

23 мая 1963 года, в день Вознесения Господня, архимандрит Питирим был хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии.

С 1963 по 1994 год, более тридцати лет, владыка руководил Издательским отделом Московской Патриархии, был главным редактором «Журнала Московской Патриархии» и председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды», где публиковались выдающиеся труды православных богословов, как дореволюционные, так и созданные после 1917 года, и либо изданные за рубежом, либо имевшиеся в рукописях на Родине. В ноябре 1971 года была образована английская редакция «Журнала Московской Патриархии», имевшая подписчиков в более чем пятидесяти странах. «Журнал Московской Патриархии» высоко оценивался специалистами. Под руководством владыки Питирима был подготовлен к изданию ряд уникальных древнерусских рукописей. Издательский отдел обеспечил выпуск полного набора богослужебных книг, все храмы были обеспечены богослужебной литературой.

В 1971 году епископ Питирим был возведен в сан архиепископа.

С Крещения 1972 года владыка Питирим совершал свое служение в московском в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Многие люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актеры и режиссеры приходили в этот храм специально для того, чтобы послушать проповеди и беседы владыки Питирима.

В декабре 1986 года архиепископ Питирим был возведен в сан митрополита с титулом Волоколамский и Юрьевский.

Владыка Питирим являлся крупным церковным ученым. В различных журналах и сборниках он опубликовал более семидесяти богословских статей, издал ряд книг, посвященных церковной истории и церковному искусству. За свои научные труды был удостоен степени доктора богословия и звания профессора. Он был действительным членом Российской академии естественных наук, заведующим кафедрой теологии Московского института инженеров транспорта, а также доктором теологического факультета Пражского университета и профессором кафедры ЮНЕСКО по культурному туризму «Золотое наследие Руси» Российской международной академии туризма.

В 1989 году владыка был избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры, а в 1990 — депутатом Московского областного совета народных депутатов. Был членом Комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов, членом Комиссии по вопросам депутатской этики, членом Комиссии Священного Синода по вопросам издательства и церковной печати.

Владыка добился открытия Иосифо-Волоцкого монастыря и ряда храмов в своем благочинии. В 1989 году он стал настоятелем возвращенного Церкви монастыря, где часто служил по воскресным и праздничным дням.

Многие годы жизнь владыки Питирима была тесно связана с Московской духовной академией. Несмотря на загруженность издательской деятельностью, международными командировками, он два дня в неделю читал лекции в академии, будучи ее профессором. Эти занятия очень много значили для будущих священников. Его лекции часто воспринимались студентами как праздник.

Владыка Питирим не оставлял своего служения Церкви буквально до последних дней, несмотря на тяжелую болезнь. Он говорил: «Онкология — это особый путь к Богу».

В июне 2003 года митрополит Питирим перенес тяжелую операцию и после нескольких месяцев болезни скончался 4 ноября 2003 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери и памяти семи отроков Эфесских. Незадолго до кончины он принял схиму с именем священномученика Питирима, епископа Великопермского и Устьвымского.

Проститься с владыкой пришли десятки священнослужителей и тысячи верующих. Среди них было много мирян, в том числе и представителей творческой интеллигенции, пришедших в Церковь в советское время благодаря митрополиту Питириму.

Владыка похоронен на Даниловском кладбище Москвы, рядом с могилами родителей и родственников.