Open
Close

Что сделал тридентский собор. Тридентский собор

Собор закрылся в 1563 году. Он закончился укреплением верховной власти папы внутри церкви. К концу собора усилилось также взаимопонимание между папством и католическими князьями. Пий IV отказался от стремления поставить церковь и папство над светской властью.Из догматических постановлений собора было составлено так называемое Тридентское исповедание, которому должны были присягать все епископы и главы монашеских орденов. Только Франция открыто отказалась провозгласить принятые собором декреты, так как усматривала в них нарушение галликанских свобод. Остальные католические государства приняли их либо полностью, либо с несущественными оговорками.

Изменение политической идеологии папства.

Папская светская политика, стремившаяся сохранить своё влияние путем спекуляции на противоречиях интересов других государств, потерпела крах, так как в борьбе за власть католические правители готовы были идти на союз с протестантами или на вражду друг с другом.Крушение политики борьбы за независимое папское государство поставило перед папой новую проблему.

Нет ли иного пути к упрочению папской власти?Зачем стремиться господствовать над силами, которые тебя всегда превосходят, когда можно покупать их благосклонность образцовой службой? Пусть отдельные государства борются между собою, папство может и должно быть полезно каждому из них и, служа всем, выиграть для себя больше материального и морального капитала, чем борьбой за независимую политическую роль во всем мире. Папство будет действительно искомым, желанным союзником королей лишь тогда, когда оно будет господствовать над умами, над волей и сознанием каждого народа. Пусть папство господствует над умами – его господство над телами придет само собою; пусть папство печется о духовной власти – власть материальная не заставит себя долго ждать.

Эта служебная роль папства особенно усиленно пропагандировалась, начиная с 1540-х годов орденом Иезуитов, сумевшим понять выгодность "духовного овладения" людьми и заботившимся, прежде всего, о том, чтобы оказываемая церковью помощь государственной власти щедро оплачивалась.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Итоги Тридентского собора

релевантные научные источники:

  • Информатика. Базовый курс

    С.В. Симонович | 2-е издание. Под ред. С. В. Симоновича | Учебник | 2004 | pdf | 17.96 Мб

    В учебнике рассмотрены основные категории аппаратных и программных средств вычислительной техники. Указаны базовые принципы построения архитектур вычислительных систем. Обеспечено методическое

  • Assembler. Учебник для вузов. 2-е изд

    В. И. Юров | | Учебник | 2003 | pdf | 14.34 Мб

  • Планирование как составляющая часть банковского менеджмента

    | Лекция(и) | 2016 | docx | 0.09 Мб

    ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ БАНКОВСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ФУНКЦИИ БАНКОВСКОГО

  • Ответы на экзамен по предмету Всеобщая история

    | Ответы к госэкзамену | 2014 | docx | 0.64 Мб

    1. ИНДИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА 2.Особенности развития азиатского феодализма («азиатский способ производства»). 3.Франция эпохи Наполеона Бонапарта. „Кодексы" Наполеона. Кодекс Наполеона 1804г.

  • Ответы к ГЭК по истории Казахстана

    | Ответы к госэкзамену | 2016 | Казахстан | docx | 0.33 Мб

  • Ответы на экзаменационные вопросы по Новой истории стран Европы и Америки

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Европа и Америка | docx | 0.26 Мб

    Вопросы 1 Вопрос. Второй период Новой истории. Проблема хронологических рамок. Советская историография: Садовая и Козенко предлагают следующую периодизацию нового времени: 2. Общие процессы

  • Международное право

    Вылегжанин А.Н. | Под. ред. Вылегжанина А.Н. М.: - 1012 с. | Учебник | 2009 | pdf | 7.36 Мб

Триентский собор - вселенский собор католической церкви, заседал в 1545-1547, 1551-1552, 1562-1563 гг. в г. Трента (по-немецки Триент), в 1 547-1549 гг. в Болонье. Закрепил средневековые догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами, усилил гонения на еретиков, ввел строгую церковную цензуру. Решения Т. С. стали программой Контрреформации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР

Триентский собор, - вселенский собор католич. церкви, заседавший в гг. Триент (нем. Trient, лат. Tridentum, итал. Trento) (1545-47, 1551-52, 1562-63) и Болонья (1547-1549). Определил доктрину и церк. политику католицизма эпохи Контрреформации. Т. с. был созван в связи с успехами Реформации по настоянию многих прелатов и имп. Карла V (стремившегося покончить с религ. раздорами в империи и реформировать церковь в духе требований соборного движения); открыт рим. папой Павлом III (избранным папой при условии созыва собора) в Триенте 13 дек. 1545. С самого начала на соборе определились 2 тенденции. Партия императора, поддержанная в ряде случаев делегациями Франции и Испании, настаивала на решении в первую очередь вопросов о реформе церкви, об искоренении злоупотреблений духовенства; она считала также возможными нек-рые уступки протестантам в области догматики. Папская партия заняла непримиримую позицию, выдвигая гл. задачей Т. с. укрепление церк. единства в борьбе с реформац. движением и решение догматич. вопросов в строго ортодоксальном и традиц. духе, не допуская в вопросах доктрины ни малейшего компромисса. Папство приняло ряд мер, чтобы обеспечить перевес своей партии. Испугавшись усиления влияния императорской партии (в связи с успехами Карла V в Шмалькальденской войне 1546-48), в надежде его уменьшить Павел III под предлогом вспыхнувшей будто бы чумы в Триенте перенес в нач. 1547 заседания собора в Болонью (находившуюся на терр. Папской обл.). Нем. духовенство отказалось оставить Триент. Фактически Т. с. с 1547 до 1551 не функционировал. Бездействовавший собор в Болонье был распущен папой в сент. 1549. По настоянию Карла V заседания собора были возобновлены папой Юлием III (1550-55) в мае 1551 в Триенте. На собор явились представители протестантов, но вскоре его покинули, убедившись в бесполезности своего приезда. Выступления ряда легатов, выдвигавших против авторитета папы принцип супрематии собора, и отъезд нек-рых прелатов вынудили Юлия III распустить собор (апр. 1552). Лишь в янв. 1562 папе Пию IV (1559-65) удалось возобновить деятельность Т. с. Несмотря на попытки имп. Фердинанда I добиться нек-рых уступок протестантам., собор (большинство на к-ром составляли итал. епископы) занял непримиримую позицию и по всем пунктам упорно проводил линию консервативную и бескомпромиссную. Т. с. закончился победой папской партии. Значит. влияние на решения собора в плане укрепления церк. дисциплины и защиты католич. доктрины оказали представители орденов иезуитов и доминиканцев. Постановления Т. с. (Decreta и Canones) подтвердили все традиц. догматы католич. вероучения, предав анафеме малейшие отклонения от них в сторону реформац. взглядов. Т. с. усилил организационно католич. церковь: подтвердил верховенство папы над собором, увеличил власть епископов в пределах их диоцезов (предоставив им более широкие права надзора за духовенством), указал на необходимость улучшить проповеднич. деятельность духовенства, предложив епископам создать спец. семинарии для подготовки священников, укрепил дисциплину монашеских орденов. Важнейшим результатом Т. с. было усиление гонений на ересь и свободомыслие, ожесточение церк. цензуры (см. "Индекс запрещенных книг"), расширение деятельности инквизиции. Стремясь подчинить своему влиянию духовную жизнь общества, католич. церковь обязала духовных лиц и профессоров католич. ун-тов присягать обнародованному в 1564 "Тридентскому исповеданию веры", закреплявшему ср.-век. догматы католицизма. Постановления Т. с., формально обязательные для всех католиков, были официально приняты лишь в Савойе, Португалии, Венеции, Польше (с 1577), Испании (с оговорками о сохранении прав короля на назначение епископов и на вмешательство в деятельность церк. суда). Во Франции официально они не были приняты, но франц. духовенство в 1615 объявило о своем подчинении им. Решения Т. с. надолго определили деятельность католич. церкви эпохи Контрреформации. Источн.: Monumentorum ad historiam Concilii Tridentini illustrandam spectantium amplissima collectio, ed. J. Le Plat, v. 1-7, Louvain, 1781-87; Concilium Tridentinum. Diariorum, actorum... nova collectio, v. 1-13, Freiburg, 1901-37. Лит.: Schmidt K. D., Studien zur Gesehichte des Konzils von Trent, T?bingen, 1925; Richard P., Concile de Trente, v. 1-2, P., 1930-31; Jedin H., Storia del Concilio di Trento, Brescia, 1949; Kavka F. a Sk?bov? A., Husitsk? epilog na koncilu Tridentsk?m a puvodni koncepce Habsbursk? rekatolizace Cech., Praha, 1969. A. X. Горфункель. Ленинград.

... Один из западноевропейских авторов У. Топпер писал:

«Каким же образом осуществилась христианизация Европы? Этого мы не знаем. Во всяком случае, не так, как это передают церковные тексты, ни в плане временных рамок, ни касательно характера операции. Действительные события в легендах искажены до неузнаваемости, все перевернуто вверх ногами».

Далее мы рассмотрим, как развивались события, которые в конце концов привели к рождению латинской модификации христианства и насильственному распространению этого «христианства» на территории нынешней Европы и в России.

Орден тамплиеров

В пятницу 13 октября 1307 все французские тамплиеры по приказу короля Филиппа IV были арестованы, а их имущество конфисковано.

Обвинения:


    Орден давно отступил от христианства (он и не был христианским — авт.). Члены ордена при вступлении в него плевали на крест, вслух отрекались от власти церкви над собой.


    Уклонение от уплаты налогов, финансовые махинации с недвижимостью, ростовщичество и многое другое.


Основная масса доказательств была собрана королевскими судьями с применением обычных в то время при судопроизводстве пыток.

Кто стал владельцем имущества и денежных средств ордена? По-видимому тот, кто осуществлял далее преобразования общества и объединение Европы.

Авиньонское пленение пап

Следующее знаковое событие — это авиньонское пленение пап (1309-1377 гг.)

Авиньонское пленение пап по официальной версии началось с финансовых разногласий папы Бонифация VIII и французского короля Филиппа IV . Отметим, что опять мы встречаемся с Филиппом IV .

Многие источники отмечают, что Филипп IV не был самостоятельной фигурой,большую роль в политике Филиппа играли его приближенные. Была некая команда, которая проводила «перестройку» в Европе, разрушая сложившиеся устои.

Как пишут энциклопедии, авиньонское пленение продолжалось 68 лет. К этому времени папство утратило былую роль в политической жизни Европы (да его и не было — авт.).

В то время в странах Западной Европы началась централизация государств. В централизованных государствах всё население подчинялось монарху, в том числе и духовенство, и это приводило к раздробленности Европы. Глобальный центр управления поставил задачу объединить Европу. Для этого и начали создавать институт папства.

Вильгельм Каммайер в книге «Универсальная фальсификация истории» (1926 г.)пишет:

«Существование католических пап до так называемого авиньонского пленения было полностью выдумано».

У. Топпер считает, что папство возникло «... в Авиньоне и переселилось в конце XIV века в Рим в Италию».

Авиньонский период в истории папства мало напоминал реальный плен, скорее это было сотрудничество пап с «сильными мира сего».

По-видимому, собрали всех церковных руководителей (пап) с целью их объединения под единое начало .

Папам дали неограниченную власть в церкви. Википедия:

«Но уже через год после окончания «Авиньонского пленения» начался Великий западный раскол (1378-1417), когда и в Авиньоне, и в Риме находились конкурирующие папы, разделившие между собой весь католический мир (а может не католический, а религиозный, так как католичества еще не было? — авт.)».

По-видимому, не все согласились с решениями, принятыми в Авиньоне. Ведь в то время существовали на территории нынешней Европы и другие вероучения.

Констанцский собор

Констанцский собор (1414-1418) начался во время раскола с целью объединения Римской католической церкви и прекращения Великого западного раскола, который к этому времени уже привёл к троепапству.

Собор в Констанце восстановил единство католической церкви.

В результате новых выборов папой был избран Мартин V.

На соборе были приняты два документа, которые утверждали:


    Собор обладает наивысшей властью, данной ему Христом, и все, не исключая папы, должны подчиняться этой власти;


    Собор будет собираться регулярно, через определенное количество лет.


Оба эти документа были выражением тезиса о верховенстве власти собора над папством и потому не были подтверждены папой.Считается, что Собор прекратил схизму, но реформу церкви провести не мог.

Заодно собор принял решение о наказании еретика Яна Гуса. Он был сожжён вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала гуситские войны (1419-1434).

Можно говорить, что на Констанцском соборе 1414-1418 гг. состоялось объединение римских католических церквей в единую организацию.

Хотя собор решил не все задачи, в частности, папа еще не получил безграничную власть, но уже эта объединенная церковная организация показала, что будет с теми, кто не подчинится её решениям.

Вот с такого греха перед Богом начала свою деятельность латинская объединенная церковь, которой в последствии дадут название «католическая», по-видимому, от слова «кат»: на чешском языке «кат» означающее «палач» (см. словарь Фасмера).

Не вся правда известна о Яне Гусе, а тем более о том, какое вероучение он защищал.

Но известны некоторые положения вероучения, которые он проповедовал:


    Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим.


    Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.


    Каждый человек прямо связан с Богом без каких-либо посредников, следовательно, церковь как промежуточное звено между человеком и Богом не нужна.


    Исповедь — это насилие в отношении совести и потому достаточно довольствоваться внутренним раскаянием человека перед Богом.


    Необходимо перевести Библию с традиционного латинского языка на национальные языки.


Так какое христианство проповедовал Ян Гус?

Косвенно нам об этом говорит следующий факт. На помощь гуситам, которые оборонялись от крестоносцев папы римского, «прибыл отряд из числа православных подданных Великого Княжества Литовского, боровшихся против окатоличивания своей страны. Восемь лет вместе с таборитами они сражались против польских, немецких и венгерских войск» .

По-видимому, православные помогали православным в борьбе против латинян.

Отметим, что в настоящее время Чехия является самыматеистическим государством в Европе.

Ферраро-Флорентийский собор

Ферраро-Флорентийский соборсостоялся в1438-1445 годах.

После войны с чехами решили попробовать навязывать латинскийвариант христианства политическими методами. Официальная цель Флорентийского Собора — преодоление догматических разногласий между Западной и Восточной церквями и заключениеуниимежду ними.

Собрали представителей всех христианских церквей — около 700 человек. Принимал участие и киевский митрополит Исидор. Им в ультимативной форме предложили всем войти в союз с латинской церковью при главенстве папы римского. Одновременно потребовали принять новые христианские догмы латинской церкви: главенство папы римского во Вселенской Церкви, филиокве (добавление в Символ веры) и учение о чистилище.

Уния состояла в признании нововведений Римской церкви , но с оговоркой, что Восточные церкви не станут вводить у себя латинские литургические и церковные обряды.

Представители православных церквей подписали документы не по своей воле. В ходе собора большинство представителей византийской делегации 5 месяцев не получали денег на пропитание, обещанных как условие присутствия делегации на соборе еще в Константинополе.

Среди не подписавших унию был митрополит Марк Эфесский. Марк Эфесский не сделал никаких уступок в пользу латинского учения, называл латинян еретиками.

Почему Марк Эфесский называл латинян еретиками?

Он говорил, что латиняне изменили Евангелия, приписав Христу то, чего он не говорил: «Почему... иное проповедуем Евангелие!» .

Однако уния оказалась непрочной и на деле просуществовала недолго. Уже через несколько лет многие присутствовавшие на Соборе епископы и митрополиты стали открыто отрицать своё согласие с Собором или утверждать, что решения Собора были вызваны подкупом и угрозами со стороны латинского духовенства.

Таким образом, по-хорошему договориться не удалось, но на этом латиняне не успокоились: уже в 1453 году османы взяли Константинополь не без помощи латинян и иудеев.

Как же отнеслись в России к решениям Ферраро-Флорен-тий-ского собора?

Киевский Митрополит Исидор подписал унию с Римско-католической Церковью, но великий князь Московский Василий Иванович (Василий III , 1479-1533) на третий день после приезда Исидора отправил его в темницу, лишил сана и разорвал унию с Римской Церковью.

Тридентский собор

Тридентский собор состоялся в 1545-1563 годах (длился 18 лет).

Один из важнейших соборов в истории католической церкви.

На нем были решены задачи на 300 лет вперед. Следующий Ватиканский собор состоялся лишь в 1869, и то он был прерван.

«Скорее всего, до Тридентского Собора католицизм не существовал как единая организованная структура» .

Решения Тридентского собора


    Тридентский Собор закрепил верховенство пап. Фактически был создан Римский католицизм,как монолитная транснациональная надгосударственная монархическая организация с единым центром управления — папой римским, суждения которого по вопросам веры и морали обладают непогрешимостью.


    Сформировал идеологическую основу в виде Библии.


    С этого момента Вульгата, т. е. латинский перевод Библии, является официальной Библией католической церкви.



    Принят Указ о символе веры (Credo — по латыни);


    Официально утвержден орден иезуитов.


    Принят указ об Индексе запрещенных книг.


    Впервые обнародованы Евангелие Христа, затем писания его апостолов.


    Впервые говориться о нашем «Господе Иисусе Христе, Сыне Божьем».


    Запретил толковать Писание мирянам. Право толкования истинного смысла Святого писания имеет только святая мать Церковь. « Поступающие вопреки, будут изобличаться священнослужителями и наказываться согласно закону».


    Утвердил основные догматы католицизма.


    Заставил всех духовных лиц и профессоров католических университетов присягнуть Тридентскому исповеданию веры.


Фактически на Тридентском соборе была создана религиозно-идеоло-ги-ческая — политическая организация, с глобалистской направленностью деятельности, а непросто религиозная (вероучительная), какими были другие церкви.

Единство церкви, основанное на главенстве папы — это сильная сторона римской церкви, позволяющая решать множество задач, которые были не под силу другим церквям. Власть пап была безгранична.

Узаконенный на соборе орден иезуитов был по оглашению создан для обучения латинскому вероучению народов других стран. По умолчанию это был военно-монашеский орден, который играл громадную роль встановлении многих правителей средневековой Европы. Иезуиты всегда славились умением достигать результата любой ценой.

Своими связями орден опутал все цивилизованные страны мира. Интриги и шантаж, подкуп и убийства — с одной стороны, охрана интересов церкви и католицизма — с другой. По сути, если пользоваться терминологией наших дней, орден иезуитов — одно из орудий ведения папством и его хозяевами «гибридной войны» за безраздельное мировое господство.

На Соборе была поставлена цель: очистить церковь от ереси, искоренить злоупотребления и пороки, укрепить внутрицерковную дисциплину и освободить Римскую церковь от контроля со стороны светских монархов.

В деле искоренения ереси полагались на Индекс запрещенных книг и на инквизицию.

Отметим, что все монашеские ордена были созданы для окатоличивания некатолических народов любыми методами и средствами.

Формально возможности папы после Триденского собора ограничивались назначением епископов в любой католической стране, но фактически папа назначал королей и императоров. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской.

Подтверждением этого является предложение иезуита Поссевино Ивану Грозному принять католичество, как единственно правильную религию и за это его обещали назначить восточным императором.

1. Убрать еретиков, ведьм и колдунов, препятствовавших распространению католичества внутри Европы.

2. Расширить католическое влияние, т.е. совершить экспансию в другие страны, в том числе и в Россию.

Инквизиция на Западе

После Триденского собора во второй половине XV века и в XVI веке в Европе начинаются религиозные войны и борьба с ересями.

130 лет между 1559 и 1689 гг. стали для Европы периодом анархии, гражданских войн и восстаний. Официальная история называет основной причиной протестантско-католическую религиозную борьбу, но так ли это? Протестанты тоже участвовали в Триденском соборе и приняли латинский вариант священного писания.

Лютер был августинским монахом, а Кальвин был католиком и богословом. Оба занимались переводом Библии. Они могли выполнять особую миссию — возглавить тех, кто был недоволен католицизмом, но не дать этим недовольным отказаться от созданного латинянами вероучения и от борьбы с еретиками.

Принято обвинять в инквизиции только католиков. Но это не так. Протестанты тоже жгли ведьм и колдунов и еще изощренней, чем католики. Приведем отрывок из книги «Христианство и спорынья» :

«...в протестантских областях Германии охотники за ведьмами безумствовали даже больше, чем в землях, оставшихся католическими. …Каждый город, каждое местечко, каждое прелатство, каждое дворянское имение в Германии зажигало костры. …по всей Германии отовсюду поднимается дым костров, который заслоняет свет.

Если мы отметим на карте точкой каждый установленный случай сожжения ведьмы, то... сплошные пятна из точек образовались бы в Швейцарии и от Рейна до Амстердама, а также на юге Франции, забрызгали бы Англию, Шотландию и Скандинавские страны. Надо отметить, что зоны наибольшего скопления точек были центрами протестантизма…..именно виднейшие деятели протестантизма (Лютер, Кальвин, Бакстер) были фанатичными преследователями ведьм».

Похоже на то, что было разделение труда: католики боролись с еретиками, а протестанты с ведьмами и колдунами.

Поставим вопросы:


    Почему инквизиция начала действовать только в средние века, несмотря на то, что христианство существовало уже почти полторы тысячи лет, как нам говорит официальная история? Неужели за такой большой срок христианство не обрело стабильности?


    Откуда взялись полчища еретиков?


Как показал уже упоминавшийся Джонсон, «полчища» еретиков появились лишь на бумаге.

С нашей точки зрения еретики были придуманы для того, чтобы скрыть факт существования в более раннее время единого вероучения на всей территории Европы и внушить всем мысль, что были лишь разрозненные и не связанные между собой секты, с которыми католицизм вынужден был бороться.

За что конкретно пытали и сжигали еретиков? Есть описание пыток и казни, есть статистика, литература по инквизиции насчитывает около 2 тыс. названий, но в чем конкретная вина еретиков понять трудно.

Известно, что еретиком считается любой, кто не принимает догматы католической церкви, но какие догматы были решающими для казни, — это не ясно.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Павел III (1534–1550) Если Климент VII, отказавшись от союза с сильнейшим католическим правителем – Карлом V, был тормозом проведения глобальных реформ католической церкви, то теперь Карл V и Павел III договорились о созыве вселенского собора. Однако французский король Франциск I решительно выступил против собора, так как, по его мнению, он заседал бы под эгидой Габсбургов. Эти разногласия стали поводом начала очередной испанско-французская войны в Италии (1531-1538). После заключения перемирия между Францией и Габсбургами при посредничестве Рима, папа римский Павел III в 1542 году созвал в приграничном между германской и итальянской территориями городе Триденте вселенский собор. Однако его открытию помешала новая французско-испанская война (1542-1544). По условиям мира, заключенного в 1544 году, испанцы вынуждены были признать позиции Франции как великой державы, а Франциск I обязался оказывать императору поддержку в борьбе с протестантами и согласился принять участие в соборе. Момент был выбран удачно для доминирования на соборе католической церкви: протестантское движение в Германии было настолько сильным, что император Карл V вынужден был сосредоточить свое внимание на борьбе с ним, и в первую очередь ему приходилось искать помощи со стороны папства. На Востоке в это время наступали турки, и империи предстояло бороться на два фронта: с еретиками внутри страны и с турками на границе. Таким образом, пока не в интересах империи было ввязаться в конфликт с папой из-за первенства в руководстве собором. В марте 1545 г. в Триденте (современное итальянское название города – Тренто) вновь был созван собор, формально имевший целью поднять авторитет католицизма и упрочить его "на вечные времена".

Совещания проходили на трех уровнях:

1) В теологической подготовительной комиссии (с участием не пользующихся правом голоса докторов) подготавливались декреты.

2) Соборные отцы обсуждали их на общем заседании и формировали мнение большинства.

3) На торжественном заседании декреты провозглашались.

Главной целью папы римского была скорейшая догматизация католического учения, чтобы тем самым рассеять внутри католической церкви неуверенность, вызванную реформаторами веры.На открывшемся Тридентском соборе были две партии: непримиримая папская и компромиссная, группировавшаяся вокруг Карла V и названная императорской. Императорская партия полагала, что собор должен, прежде всего, рассмотреть причины распространения еретических учений, а также причины деморализации и одичания духовенства. Другая партия, особенно крепко державшаяся за самого Павла III, откладывала вопросы о ереси и деморализации церкви на неопределенное время и выставляла требование заняться немедленно догматическими проблемами и осудить ошибочные толкования христианского учения.Императорская партия настаивала на допущении к обсуждению спорных вопросов светских лиц и протестантов. Папская партия была против этого. Аргументы папства по этому поводу таковы: "Ересь, мирящаяся с церковью, это ведь то же, что церковь, мирящаяся с ересью, то есть преступление, подлежащее ведению инквизиции …Какой может быть компромисс с учением, отвергающим сущность католицизма?"Главный итоговый вывод-постулат первого совещания собора: "Видимая церковь - одновременно истинная, которую называли невидимой. Религиозную суть вне своей сферы она не признает и не может признать". Суть этого постулата в том, что истинными христианами признавались только католики.При слабости императорской партии, ввиду отвлечения основных сил империи к светским военным делам, Павлу III без труда удалось навязать Тридентскому собору свою программу. Позиция папской партии была более последовательной и перспективной, чем позиция императорской партии. Программа Павла III оправдала себя в ходе дальнейшего развитии католицизма.В 1546 году параллельно с собором начался военный поход императора против Шмалькальденского союза. Папа деньгами и войсками помогал императору. Весной 1547 года Карл V победил протестантских князей. Теперь уже он потребовал от папы и от собора, чтобы они осуществили церковную реформу по его программе, обеспечив привилегии епископов и ограничив папский абсолютизм. Требования императора поддержали также испанские епископы. Папа, помогавший императору испугался этой победы, которая освобождала Карла V от дальнейшей войны и дала ему возможность заговорить в Триденте языком властелина. В 1547 г. Павел III перенес заседания Тридентского собора из германского Тридента в Болонью, чтобы избежать "засилья" императорской партии. Этим Павел III показал, что он ставил политические интересы выше религиозных, и что светское господство его фамильного клана Фарнезе над Италией ему было дороже победы католицизма над протестантизмом.Отношения между Карлом V и папой стали выглядеть как настоящая война, когда гибеллины с ведома императора убили в 1547 году сына Павла III, которому папа хотел отдать Парму и Пьяченцу. С этого времени Папское государство потеряло обе эти территории. Развязыванию конфликта помешала только смерть Павла III. Болонский собор фактически бездействовавший, был распущен в 1549 г.

Юлий III (1550-1555) Большинство кардиналов стояло за продолжение собора. Новый папа Юлий III начал проводить миролюбивую и проимператорскую политику, в результате чего в 1551 году он вернул собор в Тридент (вторая сессия собора - 1551-1552 годы). На этом соборе появились уже и немецкие епископы и даже протестанты; зато теперь в связи с новой войной на него не прибыли французские.Однако вмешательство французского короля в пользу немецких протестантов изменило положение дел в империи: Карл V снова начал борьбу с протестантами, которые покинули Тридентский собор. В 1552 г. собор прекратил свою деятельность. Этот перерыв затянулся на целых 10 лет. Политические мотивы вновь победили религиозные.

Павел IV (1555–1559)

1555 год в католической историографии называют годом трёх пап. После Юлия III на престол взошёл Марцелл II (в миру Марчелло Червини), но умер уже через месяц. Затем папой был избран кардинал Караффа, бывший великий инквизитор взошел на папский престол под именем Павла IV. Этот 79-летний старец искал выхода из кризиса не в продолжении вселенского собора, а в подготовке наступательной контрреформаторской реставрации католической церкви. Поскольку собор создал догматическое единство церкви, папство развило деятельность по истреблению ереси. В первую очередь Папская курия сосредоточила свое внимание на борьбе с "внутренними врагами", в самой Италии. Италия покрылась густой сетью инквизиционных трибуналов. Достаточно было малейшего подозрения в отклонении от католической догмы, чтобы подвергнуться суровым преследованиям. Даже кардиналы, в свое время высказывавшиеся на вселенском соборе в примирительном духе по вопросу об оправдании верой были арестованы по распоряжению Павла IV и были выпущены из тюрьмы только после его смерти. Арест кардиналов был важным шагом на пути католической реформы. Лишив кардиналов неприкосновенности, Павел IV сделал их снова священнослужителями, а не светскими князьями.В 1559 г. Павел IV опубликовал впервые папский список запрещенных церковью книг ("Index librorum prohibitorum"), и инквизиционным трибуналам предписывалось следить, чтобы никто не пользовался и не распространял этих книг. В дальнейшем этот список переиздавался и дополнялся вплоть до середины 20 века (отменён в 1966 г.). Список этот и получил название "Индекс" ("Указатель"). Католическая цензура существовала всегда, однако в 16 веке проблема запрета и уничтожения опасной для католиков литературы встала очень остро в связи с распространением книгопечатания и увеличением грамотного населения. Разные индексы запрещённых книг издавались до этого отдельно в каждой стране, теперь в 1559 г. католическая цензура была централизована.В первую очередь были запрещены все произведения реформаторов и большинство произведений гуманистов. В число запрещенных книг попадали даже такие, которые в свое время были одобрены высшими представителями церкви или иногда даже были написаны папами. Запрещенным оказался, например, проект улучшения церкви, выработанный еще в 1538 г. специальной комиссией, председателем которой был кардинал сам Караффа. То есть Павел IV запретил свои собственные ранние тексты. Оказалась под запретом так называемая "Такса святой апостольской канцелярии", представлявшая прейскурант (прайс-лист) отпущений и диспенсаций (наказаний и штрафов), которые продавались папством всем желавшим очиститься от грехов и преступлений. "Такса" в дни страстной полемики между лютеранами и католиками служила орудием борьбы против католицизма. Официальным объяснением запрета этого некогда официального католического издания стало то, что книга эта будто бы была извращена еретиками, то есть лютеранами. На самом деле причина была иная, из этой книги читатель подробно мог узнать обо всех возможных пороках и преступлениях. Он мог узнать о таких извращениях, о которых до этого даже не подозревал, что служило скорее распространению зла, нежели его искоренению. Из этой же книги читатель узнавал, как за деньги преступления становятся дозволенными и разрешенными. Кроме "Индекса" запрещенных книг издавался указатель очищенных и подлежащих очищению книг, то есть таких книг, которые либо уже подвергались частичному исправлению автором, либо должны были ему подвергнуться, если автор не хочет оказаться среди писателей, зачисленных в "Индекс". При Павле IV гонениям наравне с протестантами подвергались евреи: булла 1559 г. предписывала им ношение обязательного отличительного знака на одежде, проживание в специальном городском квартале и немедленную распродажу всего недвижимого имущества. Евреям запрещалось держать христианскую прислугу, работать в дни католических праздников, лечить христиан и торговать съестными. Своей суровостью Павел IV способствовал не столько укреплению и возрастанию авторитета папства, сколько усилению страха и ненависти. Поскольку в контрреформации он видел только административную задачу, он всю свою жизнь, по существу, целиком посвятил инквизиции. Когда в 1559 г. папа умер, накопившееся недовольство вылилось в народное восстание в Риме. В начале понтификата Павла IV ему поставили статую. Когда же он умер, толпа низвергла статую с пьедестала, ее разбили на куски, а увенчанную папской короной голову протащили по улицам Рима.

Пий IV (1559-1565) После смерти Павла IV на конклаве снова боролись друг с другом испанская и французская партии; в конце концов, папой был избран незаметный доселе миланский кардинал, не принадлежавший ни к одной из партий. Он стал папой, принявшим имя Пий IV (1559-1565). Пий IV завершил Тридентский собор и осуществил важнейшие церковные реформы.

В ходе последней сессии Тридентсокого собора были приняты следующие постановления:

Дисциплинарные постановления в отношении епископата:

  • В епископы должны избираться лишь те, кто хотя бы полгода был священником. В результате не стало больше епископов мальчиков. Это ограничило непотизм и светский характер церковной иерархии.
  • Кандидат в епископы должен иметь степень доктора или магистра богословия (исключения может допустить лишь папа). В итоге выросла образованность и нравственность епископата.
  • Епископ должен не менее 3/4 года проживать в своей епархии. Устранилась практика синекуры: жить в Риме, а доходы получать из епархии. Если епископ отсутствовал более 1/4 года в епархии, то снижался его доход; если он отсутствовал целый год, то вызывался на суд кардиналов.
  • Все клирики и епископы должны расстаться со своими наложницами. Кто будет уличен в первый раз в блуде, лишается части дохода, во второй раз – всего дохода, а в третий раз – лишается права священнодействовать и теряет иммунитет от гражданского суда.
  • Епископам и всем клирикам предписывались определенные правила жизни: скромный костюм, скромный стол, запрещение участия в светских пирах.

Постановления о Священном Писании и Священном Предании:

  • Установлен постулат об одинаковой правильности и праведности Священного Писания и Священного Предания.
  • Чётко определен состав Священного Предания, в который наряду с определениями Вселенских и поместных соборов и трудами святых отцов вошли и папские декреты (до этого не было формальной конкретизации Св. Предания)
  • Окончательно определен состав книг Священного Писания (до этого были споры о Боговдохновенности некоторых книг Ветхого Завета)
  • Латинский перевод Библии – Вульгата – признан самодостаточным (аутентичным) в своем догматическом достоинстве. Однако эта была уже исправленная от наиболее явных искажений Вульгата.

Постановления о монашествующих:

  • Монахам запрещалось владение собственностью.
  • Выборы настоятелей предполагались только путем тайного голосования, что увеличило демократизм монастырского самоуправления.
  • В монастырь не принимались девицы моложе 12 лет, и не совершался постриг над девицами моложе 16 лет. В результате этой меры монахинями становились только лица сознательно и самостоятельно выбравшие этот путь, а это в свою очередь уменьшилоь вероятность нарушений монастырской дисциплины.

Постановления об индульгенциях:

  • Практика применения индульгенций была сохранена и освещена собором, но уменьшилось их количество для того, чтобы не ослаблять церковной дисциплины. Индульгенции стали обязательно связываться с таинством покаяния.

Постановления о семинариях:

  • На соборе принято постановление о создании семинарий в каждом епископстве для бесплатного обучения будущих священников начиная с 12 лет преимущественно из бедных.

Итоги Тридентского собора

Собор закрылся в 1563 году. Он закончился укреплением верховной власти папы внутри церкви. К концу собора усилилось также взаимопонимание между папством и католическими князьями. Пий IV отказался от стремления поставить церковь и папство над светской властью.Из догматических постановлений собора было составлено так называемое Тридентское исповедание, которому должны были присягать все епископы и главы монашеских орденов. Только Франция открыто отказалась провозгласить принятые собором декреты, так как усматривала в них нарушение галликанских свобод. Остальные католические государства приняли их либо полностью, либо с несущественными оговорками.

Изменение политической идеологии папства.

Папская светская политика, стремившаяся сохранить своё влияние путем спекуляции на противоречиях интересов других государств, потерпела крах, так как в борьбе за власть католические правители готовы были идти на союз с протестантами или на вражду друг с другом.Крушение политики борьбы за независимое папское государство поставило перед папой новую проблему. Нет ли иного пути к упрочению папской власти?Зачем стремиться господствовать над силами, которые тебя всегда превосходят, когда можно покупать их благосклонность образцовой службой? Пусть отдельные государства борются между собою, папство может и должно быть полезно каждому из них и, служа всем, выиграть для себя больше материального и морального капитала, чем борьбой за независимую политическую роль во всем мире. Папство будет действительно искомым, желанным союзником королей лишь тогда, когда оно будет господствовать над умами, над волей и сознанием каждого народа. Пусть папство господствует над умами – его господство над телами придет само собою; пусть папство печется о духовной власти – власть материальная не заставит себя долго ждать.

Эта служебная роль папства особенно усиленно пропагандировалась, начиная с 1540-х годов орденом Иезуитов, сумевшим понять выгодность "духовного овладения" людьми и заботившимся, прежде всего, о том, чтобы оказываемая церковью помощь государственной власти щедро оплачивалась.

Тридентский собор

(Триентский) - Т. собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви, или в так называемой католической реакции. В течение второй половины XV в. раздаются со всех сторон Зап. Европы требования созвания вселенского собора ввиду неурядиц в католической церкви. Латеранский собор (1512-1517), созванный папою Юлием II в противовес пизанскому, не привел ни к каким серьезным преобразованиям, так что в XVI в. не перестают повторяться требования о созвании нового собора. Когда реформационное движение стало быстро развиваться в Германии, то и сам император Карл V начал настойчиво домогаться созвания собора. Лютеране надеялись вначале, что им удастся устроить примирение между своим учением и католическим при помощи совместного обсуждения религиозных вопросов богословами обоих исповеданий. Папы, однако, относились с большими опасениями к проектам созвания вселенского собора. Воспоминания о базельском соборе заставляли их опасаться, что, при настроении общества XVI ст., авторитету их может быть нанесен более сильный ущерб, чем тот, который они чуть было не понесли в XV в. Папа Климент VII (1523-1534), несмотря на обещания, данные Карлу V, созвать вселенский собор для реформирования католической церкви π устранения в ней раскола, умер, не созвав собора. Новый папа Па-вел III (1534-49) получил тиару под условием собрать собор. Действительно, буллою от 12 июня 1536 г. он созвал его на май месяц следующего года в Мантуе. Война Карла V с Франциском I помешала собору состояться. После свидания императора с папою в Лукке в 1541 г., Павел III созвал собор на ноябрь 1542 г., но и на этот раз он не собрался, так как между императором и Францией началась четвертая война. После новых триумфов Карла V в этой войне, окончившейся миром в Креспи (18 сентября 1544 г.), папа созвал собор (буллою от 19 ноября 1544 г.) в Тридент (Триент: город в южн. Тироле, см.) на март 1545 г. Духовенство съезжалось на собор чрезвычайно медленно, так что торжественное открытие его могло состояться только 13 дек. 1545 г., и то в присутствии небольшого числа лиц. Протестанты отказались явиться на собор. Римская партия позаботилась о том, чтобы не выпускать из своих рук ведения дел и не допустить провозглашения принципа, что авторитет собора выше авторитета пап, как это случилось в Базеле. Чтобы обеспечить за собою перевес, она добилась постановления, чтобы голосование происходило не по нациям, а поголовно (число итальянских епископов, прибывших в Тридент, значительно превышало число их из других стран) и чтобы решающий голос был предоставлен только епископам. Председательство на соборе принадлежало трем кардиналам (Дель Монте, Червино и Регинадьду Полю), которые постоянно получали подробнейшие инструкции из Рима. Право ставить и возбуждать вопросы принадлежало исключительно им. Рассмотрение каждого поставленного вопроса происходило ранее в частных комиссиях или конгрегациях, где их обсуждали ученые богословы. Подготовленные таким образом к решению, вопросы поступали на рассмотрение генеральных конгрегаций или комиссий, состоявших из епископов. Когда последние приходили по данному предмету к окончательному соглашению, их решение принималось и утверждалось в торжественном публичном заседании всего собора. Папа желал, чтобы предварительно были рассмотрены вопросы догматические. Это не соответствовало видам императора и партии, сознававшей необходимость безотлагательного искоренения злоупотреблений в церкви. Большинство собора приняло 22 января 1546 г. решение, чтобы одни конгрегации занялись догматическими вопросами, а другие - делом внутренней реформы церкви. Между тем, усилившееся после разгрома немецких протестантов (1546) политическое влияние императора начало вызывать сильные опасения у папы. Он

боялся, что Карл V станет производить сильное давление на собор, чтобы провести все свои требования и умалить авторитет папы. Поэтому Павел III считал для себя безопаснее, чтобы заседания собора происходили поближе к Риму, в каком-либо итальянском городе, и под предлогом, будто бы в Триденте вспыхнула чума, перевел его в начале 1547 г. в Болонью. Только 18 епископов отказались оставить Тридент. В Болонье собор существовал лишь по имени, и 17 сентября 1549 г. папа распустил его. Юлий III (1550-1555), уступая требованиям императора, вновь созвал собор в Тридент на 1 мая 1551 г. На этот раз явились сюда даже светские послы от некоторых протестантских князей, а также приехали вюртембергские богословы, привезшие свое исповедание веры, и саксонские, для которых Меланхтон на этот случай составил "Confessio doctrinae Saxonicae". Впрочем, протестантские богословы недолго оставались в Триденте, так как вскоре убе-дились, что приезд их туда был совершенно бесплоден. Менее чем через год собор должен был опять прекратить свои заседания (28 апреля 1552 г.), ввиду опасности со стороны войск Морица Саксонского, двинувшегося в Тироль против императора. Расходясь, собор постановил собраться через два года; но заседания его были открыты в третий раз лишь 10 лет спустя (18 января 1562 г.) при совершенно изменившихся политических условиях, когда, после Аугсбургского религиозного мира в Германии, не могло быть и речи о компромиссе между лютеранизмом и католицизмом. Император Фердинанд I, французы и испанцы потребовали, чтобы собор произвел коренные реформы в церкви и сделал уступки по некоторым догматическим вопросам в протестантском духе. Папа Пий IV избежал исполнения этих требований, отправив к императору кардинала Мороне, который уговорил его не настаивать на выполнении предъявленной им программы реформ. Склонил Пий IV на свою сторону и французского посла, Лотарингского, а также Филиппа II Испанского; притом французы перессорились в Триденте с испанцами, так что действовали несолидарно. Собор продолжал свои занятия в том же направлении, как и прежде. Работа его подвигалась вперед быстро, и собор 4 дек. 1563 г. был уже закрыт. Буллою Benedictus Deus (26 янв. 1564 г.) Пий IV утвердил его постановления. Постановления Т. собора распадаются на Decreta и Canones. В Decreta изложены догматы католической веры и постановления, касающиеся церковной дисциплины; в Canones кратко перечислялись положения протестантского вероучения, с оговоркой, что они предаются анафеме. В Триденте вновь было подтверждено, что авторитет пап выше авторитета соборов. Все догматы католической религии были оставлены неприкосновенными, в том виде, как они были выработаны в средние века. Возвышая папский авторитет, Т. собор значительно увеличил и власть епископов в их диоцезах, предоставив им более широкие права надзора за духовенством, как белым, так и черным. Строго было подтверждено, что епископы должны постоянно пребывать в своих епархиях. Обращено было внимание и на лучшую постановку проповеди в церквах и на подготовку хороших священников. С этою целью рекомендовалось епископам устраивать специальные учебные заведения - семинарии. Коренных реформ in capite et in membris, которых с таким нетерпением ожидали в католической церкви, произведено не было. Все значение Т. собора сводилось, главным образом, к тому, что он непоколебимо установил догматы католической религии. До него даже духовные лица, занимавшие высокое положение в католической иерархии, были склонны смотреть на некоторые вопросы - напр., на оправдание верою - с протестантской точки зрения. Теперь не могло быть более и речи о каких-либо уступках протестантским взглядам; всяким сомнениям и колебаниям, что считать ересью, был окончательно положен предел. В 1564 г. была составлена так называемая "Professio fidei Tridentina", и все духовные лица и профессора университетов должны были присягать, что ей вполне следуют. Постановления Т. собора были немедленно подписаны представителями императора Фердинанда I, но на аугсбургском сейме 1566 г. было заявлено, что Германия не может принять их без некоторых ограничений. Немедленно они были приняты лишь Португалией, Савойей и Венецией. Филипп II Испанский разрешил опубликовать в своих владениях постановления Т. собора, но с оговорками, которые не допускали стеснения прав короля на назначение духовных лиц и ограничения его влияния на духовную юрисдикцию. В Польше постановления Т. собора были приняты в 1577 г. на петроковском синоде. Во Франции они не были официально приняты; только духовенство на своем генеральном собрании в 1615 г. объявило, что подчиняется им.

Литература. Официальное издание "Canones et Décréta Sacrosancti Concilii Tridentini" последовало в Риме в 1564 г. (критические издания: Le Plat, Антвер., 1779; Eichte, Лпц., 1853 и друг.). Соч. Сарпи: "Istoria del Concilie Tridentino" (Лонд., 1619, 2-е изд. - лучшее, Женева, 1629) написано в духе оппозиционном папству. Против Сарпи иезуит Sforza Pallavicini написал "Istoria del Concilio di Trento" (Рим, 1656). См. еще Le Plat, "Monumentorum ad historiam concilii Tridentini spectantium amplissima collectio" (Лувен, 1781-1787); (Theiner), "Die Geschäftsordnung des Concils von Trient" (Вена, 1871); Sickel, "Zur Geschichte des Concils von Trient" (Вена, 1872); Theiner, "Acta genuina Oecumenici Concilii Tridentini" (Загреб, 1874); Druffel, "Monumenta Tridentina" (Мюнхен, 1884-1897; с 4-го выпуска издатель Karl Brandi); Döllinger, "Berichte und Tagebücher zur Geschichte des Concils von Trident" (Нердлинген, 1876); Maynier. "Etude historique sur le concile de Trente" (Пар., 1874); Philippson, "La Contre-Révolution religieuse au XVI siècle" (1884); Philippson, "Westeuropa im Zeitalter, von Philipp II, Elisabeth und Heinrich IV" (Берл., 1882); Dejob, "De l"influence du concile de Trente sur la littérature et les beaux arts chez les peuples catholiques" (Пар., 1884).

Н. Л -ч.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Тридентский собор" в других словарях:

    - (Триентский собор) вселенский собор католической церкви, заседал в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в г. Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547 49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами … Большой Энциклопедический словарь

    Тридентский собор - (Trent, Council of) (1545 63), вселенский собор рим. католич. церкви, к рый провел три сессии в г. Тренто на С. Италии. Он определил доктрины церкви в противовес доктринам Реформации, принял реформу в сфере становления культа и укрепил авторитет… … Всемирная история

    Эта статья о собрании епископата; о здании см.: Собор Святого Вигилия. Тридентский собор Дата 13 декабря 1545 4 декабря 1563 Признаётся Католицизм Предыдущий Собор Пятый Латеранский собор Следующий Собор Первый Ватиканский собор Созван Павлом III … Википедия

    - (Триентский собор), Вселенский собор католической церкви, заседал в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в городе Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547 49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными… … Энциклопедический словарь

    Триентский собор, вселенский собор католич. церкви, заседавший в гг. Триент (нем. Trient, лат. Tridentum, итал. Trento) (1545 47, 1551 52, 1562 63) и Болонья (1547 1549). Определил доктрину и церк. политику католицизма эпохи Контрреформации. Т. с … Советская историческая энциклопедия

    19 й Вселенский собор (согласно принятому в Римско католической церкви счету), открылся 13 декабря 1545 в Триенте (совр. Тренто, Италия) при папе Павле III, а закрылся там же 4 декабря 1563 в понтификат Пия IV. Несмотря на значительные перерывы и … Энциклопедия Кольера

    Триентский собор, вселенский собор католической церкви, заседавший в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в г. Триент [нем. Trient, лат. Tridentum, современный Тренто (итал. Trento)], в 1547 49 в Болонье. Был созван в связи с успехами Реформации по… … Большая советская энциклопедия

    Девятнадцатый Вселенский собор (по счёту Римско Католической Церкви), открывшийся 13 декабря 1545 году в Тренто (лат. Tridentum) по инициативе Папы Павла III, главным образом в ответ на Реформацию, и закрывшийся там же 4 декабря 1563, в… … Католическая энциклопедия

    Тридентский Собор - ♦ (ENG Trent, Council of) (1545 1563) римско католический собор, созванный папой Павлом III для проведения церковной реформы в свете протестантской Реформации и для уточнения церковных учений. Его каноны и постановления приспособили учение… … Вестминстерский словарь теологических терминов

    - … Википедия