Open
Close

Что нужно знать мусульманину. Ислам - правила жизни, традиции и требования

Мусульманину следует примирять враждующих, обиженных друг на друга мусульман. В хадисе сказано: «Рассказать вам о деянии, лучшем, чем совершение намаза, соблюдение поста или раздача милостыни? Это примирение враждующих. Обиды, вражда между мусульманами подобны лезвию, сбривающему религию» (Абу Давуд, Тирмизи).

Из этого хадиса следует, сколь велико вознаграждение за примирение мусульман и как велик вред от вражды между мусульманами, который лишает нас веры. Шариат разрешает даже обман ради примирения мусульман.

Долгом мусульманина перед другими мусульманами является сокрытие их недостатков. В достоверном хадисе говорится: «Тому, кто скроет недостатки мусульман, Аллах скроет его недостатки как на этом, так и на том свете» (Муслим).

Следует также остерегаться того, что может вызвать сомнения у мусульман. Кто вызовет сомнения и дурные мысли у мусульман, и тем самым подтолкнет их к греху, то тому запишется грех за это. Когда Пророк (мир ему и благословение) разговаривал со своей женой Сафият, мимо них прошел человек. Пророк (мир ему и благословение) подозвал его к себе и сказал: «Это моя жена Сафият». Тот сказал: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), разве стану я думать о тебе плохо?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Сатана ходит в теле человека там же, где и кровь». (Бухари, Муслим, Ахмад).

Также по возможности следует оказывать помощь мусульманам. В достоверном хадисе говорится: «Аллах помогает рабу Своему, пока тот помогает брату по вере» (Муслим).

Одной из обязанностей мусульманина является оказание помощи и поддержки мусульманину, оказавшему в беде. В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни оказал помощь мусульманину, на которого обрушилось несчастье в этом мире, Аллах отводит от него несчастье на том свете» (Муслим).

В обязанности мусульманина перед другими людьми входит исполнение их нужд. В достоверном хадисе говорится: «Хождение для исполнения нужд брата по вере лучше для каждого из вас, чем совершение итикафа в моей мечети, то есть пребывание в ней в поклонении в течение двух лет» (Хаким). А за итикаф, то есть за пребывание в поклонении в мечети Пророка (мир ему и благословение) предусмотрено неописуемо большое вознаграждение.

В обязанности мусульманина также входит ходатайство и посильная помощь всем мусульманам через какого-либо начальника или чиновника, с которым у него хорошие отношения. В Коране сказано (смысл): «Кто бы ни содействовал в осуществлении доброго дела, он получит долю от этого» (сура 4, аят 85).

В достоверном хадисе говорится: «Окажите содействие, за это вам запишут вознаграждение» (Бухари).

Говорят также, что лучшая милостыня – это милостыня языка.

Обязанностью мусульманина является также приветствие всех встретившихся мусульман лучшим из приветствий «Ассаламу алейкум!». Частое приветствие – из самых высокоценных деяний. В достоверном хадисе говорится: «Клянусь Аллахом, не вступите вы в Рай, если не будете иметь истинную веру (иман), истинную веру вы не будете иметь, пока не полюбите друг друга. Рассказать вам о деянии, совершив которое, вы полюбите друг друга? Распространяйте приветствие средь вас».

Из обязанностей мусульман также является рукопожатие при встрече. В хадисе говорится: «Когда мусульманин здоровается за руку с братом своим по вере, то грехи их обоих осыпаются с них, словно листья с дерева» (Базар).

Обязанностью мусульман также является не поднимать мусульманина с места, на котором он сидит, а также освобождать место для подошедшего, уплотняя ряды сидящих. В достоверном хадисе говорится: «Пусть не поднимают одного, чтобы освободить сидячее место другому, но пусть сдвигаются плотно друг к другу для высвобождения места для него» (Бухари, Муслим).

Обязанностью мусульман также является защита по мере возможности тела, имущества и чести мусульманина от притеснения его другими. В хадисе говорится: «Кто бы ни пострадал из-за защиты брата по вере, это станет для него преградой от огня адского» (Тирмизи).

В другом же хадисе говорится: «Кто не помогает брату по вере, имея такую возможность, тому и Аллах не поможет ни на этом, ни на Том свете. А тому, кто помогает, – и Аллах поможет в обоих мирах» (Ибн Абиддин). Если сосед или сослуживец имеет дурной нрав, мусульманину следует стараться избегать конфликтов, и налаживать ровные отношения. В Коране говорится (смысл): «Отводи зло добром» (сура 23, аят 92).

Мусульманину также следует любить бедняков, не гневить их. В хадисе говорится: «О, Айшат, полюби бедняков и приблизь их к себе, и тебя приблизит Аллах в Судный день».

Пророк (мир ему и благословение) сказал Абу Бакру: «О, Абу Бакр, если ты разозлишь бедняков, то и Господь твой разгневается на тебя» (Муслим).

Мусульманину не следует подхалимничать перед богачом из-за его богатства, каким бы большим оно ни было. В хадисе говорится: «Если кто-то станет подхалимничать перед добрым богачом из-за его богатства, то религиозность (вера) его уменьшается на одну треть».

Мусульманин также должен заботиться о сиротах, помогать им. В достоверном хадисе говорится: «Я и тот, кто содержит сироту, будем вместе в Раю, как эти два пальца». (Муслим).

Мусульманин также должен радовать мусульманина, давать ему советы от чистого сердца. В достоверном хадисе говорится: «Религия – это доброе наставление» . (Муслим).

В другом хадисе говорится: «Поистине, Аллах любит людей, радующих верующих». (Табрани).

Мусульманину следует отдалиться от всего того, что может разжигать вражду между мусульманами. В Коране говорится (смысл): «Скажи рабам Моим, чтобы они изрекали только благое, поистине, сатана желает раздора между ними» (сура 17, аят 53).

Данный аят призывает нас, чтобы мы не давали сатане никакой возможности посеять раздор между мусульманами.

Мусульманам не подобает ссориться друг с другом. В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни прекратил спор, зная, что он неправ, Аллах возведет ему дворец на краю Рая, и кто бы ни прекратил спор, будучи правым, Аллах возводит ему в Раю дворец на самом высоком месте» (Тирмизи).

Истину следует высказывать вежливо, благожелательно, но если тот, кому это адресовано, не воспринимает ее, то следует оставить его, не ведя с ним спор, ибо спор порождает неприязнь и приводит сердца в смятение.

Мусульманин обязан хранить тайну другого мусульманина, не скрывать своих симпатий, высказывать отношение и любовь к тем, кто ему нравится, обращаться к Всевышнему с доброй молитвой за братьев и сестер по вере. В хадисе говорится: «Если мусульманин обратится к Аллаху с мольбой: «О Аллах, прости грехи всем мусульманам и мусульманкам», то Аллах прощает ему грехи по числу всех мусульман».

Мусульманину не следует завидовать другим, ибо, как говорится в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), зависть сжигает добрые деяния, подобно тому, как огонь сжигает дрова. Поэтому, когда увидишь нечто хорошее у мусульманина, то следует просить у Аллаха увеличения ему этого блага. В таком случае его покидает зависть и Аллах дает ему еще большее благо, чем то, о котором он просил для другого.

Также долгом мусульманина является посещение больного. Следует, положив руку на его голову, спросить о его состоянии, молить у Аллаха блага для него, то есть читать за него дуа. Мусульманину также следует посещать могилу мусульманина, выразить соболезнование тому, к кому пришло несчастье, следует учить того, кто в этом нуждается, удерживать от совершения греха того, кто это делает. Не следует враждовать с мусульманами и желать для себя того, чем владеют они. Для младших следует быть отцом, для старших – сыном, для ровесников – братом.

Кроме перечисленных, есть и другие обязанности мусульманина перед другими мусульманами. Особенно следует стараться исполнять эти обязанности по отношению к соседям, друзьям, родственникам.

Следует отметить, что мусульманин должен относиться хорошо, проявить благонравие не только по отношению к мусульманам, но и по отношению к последователям других религий, если они не вредят Исламу. Так учит нас наша религия.

Дорогие братья по вере, если мы, мусульмане, будем вести себя так, как этого требует от нас наша религия, будем соблюдать по отношению друг к другу перечисленные выше обязанности, то жизнь на земле станет счастливой, блаженной, нами будет доволен Аллах и возрадуется Пророк (мир ему и благословение), и мы получим великие райские блага в вечной жизни. А если мы последуем за сатаной и станем пренебрегать этими обязанностями, то нас будут преследовать несчастья в земной жизни, на нас разгневается Аллах, опечалится Пророк (мир ему и благословение), и мы подвергнемся адским мучениям на Том свете.

Да поможет Всевышний всем мусульманам вести себя так, как это повелевает нам наша религия, и сплотиться, словно единое тело, как об этом сказал Пророк (мир ему и благословение)! Амин.

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« А эту статью мне комментировать не разрешили, потому что я некошерный. То есть нехаляльный. В общем, намекнули, что я оскорблю чувства верующих, хотя, по-моему, это жуткое свинство »

Очень краткая история ислама

Ислам - самая молодая из трех авра­амических религий, появившаяся на полторы тысячи лет позже иудаизма и на шесть веков позже хрис­тианства. Эта религиозная версия была создана арабом из клана курайшитов, жителем Мекки Мохаммедом ибн Абдаллахом по кличке Куцый (такое прозвище Мохаммед получил за отсутствие у него сыновей и страстно его ненавидел).

Мохаммед родился в 570 году, остался без отца еще до своего рождения, в шесть лет потерял мать и вел печальную жизнь сироты. О нем кое-как заботились родственники, а в общем-то никому до него не было особого дела. Образования он никакого не получил, читать и писать не научился, хорошим воином тоже не стал, зато стал торговцем. Вскоре миловидного и скромного юношу приметила богатая вдова Хадиджа, которая была старше его на пятнадцать лет. Она послала к Мохаммеду сватов, и тот, естественно, долго не раздумывал. Так он получил в свое распоряжение не только средства, но и, видимо, надежного друга и советчика. При жизни Хадиджи он ни разу ей не изменил, всегда относился к жене с любовь­ю и почтением.

Когда Мохаммеду исполнилось сорок лет, он сообщил, что к нему стал являться архангел Гавриил и передавать слова Господа. Послания в основном представляли собой довольно наивный пересказ Ветхого и частично Нового завета (благо с иудаизмом и христианством арабы были весьма неплохо знакомы), были сдобрены восточным красноречием и глубокомысленными рассуждениями о злободневных событиях тогдашней Мекки. Эти слова Мохаммед передавал согражданам и надиктовывал секретарям - так был создан Коран. Сограждане, естественно, сперва подняли Мохаммеда на смех, потом, когда пророк допек их, выгнали его из города. Но с этим они запоздали: к тому времени Мохаммед успел собрать вокруг себя достаточно сторонников.

Надо сказать, пророков в Мекке было тогда немало. Собственной полноценной религии у арабов не было, они верили кто во что горазд, и в храме Каабы имелось более трехсот статуй самых различных богов. При этом иудейское и христианское влияние в последние века все больше брало верх над чистым язычеством, так что желавших навести тут порядок было предостаточно. Но Мохаммед оказался самым красно­речивым, настойчивым и талантливым. После ряда кровавых стычек с мекканцами он вернулся в город победителем, пустил под нож всех хулителей (особенно он не любил злословящих его поэтов), окружил себя толпой фанатично преданных сторонников, женился на девяти (по другим сведениям - на 11, 18 и даже 25) женщинах и девушках из самых влиятельных кланов и принялся строить новое общество. Он правил, истреб­ляя врагов и радуя сограждан все новыми предписаниями и законами, которые представляли собой причудливое сочетание традиционных арабских норм, законов Моисея, требований здравомыслия и личных предпочтений пророка (например, он был невероятно брезглив и чистоплотен, так что личная гигиена стала одной из важнейших составляющих ислама). В 632 году Мохаммед умер, создав к тому времени мощную исламскую общину. К Корану (тексты, продиктованные непосредственно Мохаммедом) была добавлена Сунна - воспоминания о словах и поступках пророка, записанные со слов его родственников и близких. Оба эти источника считаются основой ислама.


В данный момент в мире проживает примерно полтора миллиарда мусульман.


Является ли ислам только религией


Ислам - это комплекс представлений о мире, государственном и социальном устройстве, юридическая система и справочник этических норм. Ни одна религия в мире, даже христианство, никогда не регулировала так мощно общественную жизнь и государственную систему. Поэтому противники ислама всегда указывают на его опасную особенность - неготовность оставаться чистой верой, бесплотной идеей, которая может прижиться в любой среде и приспособиться под нее. К сожалению, любой настоящий мусульманин должен соглашаться с тем, что наиболее правильный образ жизни в любые времена - уклад полукочевых арабов VII века, так как никаких модернизаций и реформаций в исламе не предусмотрено: Коран и Сунна даны один раз и навсегда, их можно пытаться толковать на новый лад, но нельзя с ними спорить.

«Боже мой, какая дикость!» - говорит цивилизованный мир, глядя, как в Пакистане разбивают черепа грешниц камнями, а в Саудовской Аравии забивают палками комнатных собачек.

«А не вам решать, что дико, а что нет», - говорит исламский мир, тщательно умывая руки.

У них есть Книга, у них есть закон, а у нас - только благие намерения. И если в законе сказано, что любой, кто распространяет хулу на ислам, должен умереть, то европейской цивилизации остается только хоронить Тео ван Гогов и прятать Салманов Рушди, осуждать датских карикатуристов и посылать жалобные петиции в Иран о том, как плохо вешать маленьких детей на подъемных кранах.

Умеренного мусульманина быть не может. Если он умеренный - он не мусульманин. Тот, кто отказывается бросать камни в прелюбодейку, нарушает прямой приказ пророка, а не стоит забывать, что «ислам» означает «повиновение».


Что нельзя мусульманину


1. Есть свинину, а также мясо любых хищных животных и птиц


Всю прочую живность есть можно, но только при условии, что ее не убили током или дубиной, а закололи, произнося при этом имя Аллаха. Но имеется оговорка: на человеке нет греха, если он не знает, что случайно съел не положенное ему или неправильно убитое животное. Существует специальный хадис аль-Бухари, который говорит, что мусульманин не должен спрашивать иноверцев о происхождении поданного ему мяса, достаточно просто прошептать про себя «бисмилляхи» и есть что угодно со спокойной совестью. Поэтому, если у тебя за столом сидит мусульманин, не надо, даже из самых лучших чувств, с воплем «Вам это нельзя! Там свинья!» выдирать у него изо рта колбасу или холодец. После такого информирования он уже будет вынужден питаться исключительно всякой редиской, укоризненно глядя на тебя.


2. Пить вино

Мохаммед не сразу сообщил соотечественникам о полном запрете вина. В начале своей творческой деятельности в ранних сурах он лишь намекал на нежелательность его потребления. Но, утвердившись в Медине, он уже в полный голос обозвал любые опьяняющие напитки «мерзостью из деяний шайтана» и наложил на них абсолютный запрет. Известно его высказывание о том, что первая капля вина губит человека, и долгое время мусульманские алкоголики валяли ваньку, демонстративно выливая первую кап­лю вина из чарки и со спокойной душой потребляя все оставшееся. Но богословы средних веков осудили этот обычай. Сейчас в большинстве мусульманских стран продажа и потребление спиртного полностью запрещены. Наркотики, как относящиеся к «опьяняющему», тоже.


3. Смотреть на женское тело, исключая лицо и кисти рук

Если только эта женщина не приходится тебе женой, сестрой, дочерью или матерью.


4. Посещать общественную баню и носить шорты

Не только женское, но и мужское тело (правда, всего лишь от пупка до коленей) считается «авратом» - запретным для других, если только этот человек не твой кровный родственник. Смотреть на эту непристойность нельзя категорически, и нужно самому прятать подпупочный срам от посторонних глаз.


5. Держать дома собак

Их слюна, шерсть и отпечатки лап признаются нечистыми, оскверняющими и человека, и одежду. Так как каждый мусульманин обязан пять раз в день молиться, пребывая в «неоскверненном» виде, собака дома, естественно, свидетельствует о том, что ее хозяином может быть только безбожником, чьи молитвы недействительны: ведь микрочастиц слюны и шерсти невозможно избежать. Поэтому в шариатских странах за содержание дома собак вполне можно оказаться в тюрьме по обвинению в «оскорблении ислама». В Иране и Саудовской Аравии, например, регулярно проводят рейды по отлову тайных собачников. А в Великобритании полицейским собакам приходится надевать резиновые сапоги, если их работа требуется для осмотра мечетей или мусульманских квартир.


6. Жениться на язычницах

Желательно жениться на мусульманке, но мужчинам браки разрешаются также с представительницами «людей Книги», то есть с иудейками и христианками (женщина-мусульманка может выйти только за мусульманина). Атеистки и язычницы женами мусульманина стать не могут.


7. Играть в азартные игры

Они также являются сатанинской мерзостью, оскорбляющей ислам. При этом речь идет не только об игре на деньги (естественно, всякие казино и лотереи в исламских странах запрещены категорически). Часто на анализ к законникам попадают и игры, в которые можно играть без денег, - например, нарды или шахматы. По их поводу до сих пор ломают копья, пока же в большинстве стран они не запрещены - при условии, что играющие не опаздывают на намаз, «не слишком сильно горячатся при игре» и не играют во время священного месяца поста - Рамадана.


8. Давать деньги в долг под процент


На эту тему пророк, пострадавший в свое время от жадности заимодавцев, высказался категорически: те, кто дает деньги под процент, будут гореть в огне неугасаемом. В связи с этим современное исламское банковское дело является невероятно запутанной штукой, где принято считать кредитора участником торговой сделки, где все вкладчики банка являются торгующими сторонами, спонсирующими конкретные операции в долевом участии и где сам черт ногу сломит, пытаясь потом разобрать, кого из участников этой вакханалии он имеет право забрать в ад, а кто все же ухитрился остаться чистым перед требованиями шариата.


9. Носить шелковую одежду, золото и серебро

В Сунне приводятся слова пророка о том, что шелк, серебро и золото есть «харам» (запрещенное) для мужчин его уммы (женщинам эти излишества позволены при условии, что они не будут «смущать ими посторонних»). Перстни и кольца мусульманин может носить только стальные, золотыми и серебряными зажигалками и ручками он также не имеет права пользоваться.


10. Выщипывать брови

Более того, «та, которая это попробует» должна быть подвергнута строгому «увещеванию» со стороны мужа.


11. Не брить подмышки

А вот подмышки и лобок обязательно нужно брить (или эпилировать) не реже чем раз в сорок дней - как мужчине, так и женщине. А кто этого не делает, тот большой грешник.


12. Изображать людей

Изображение «идолов» у всех семитов рассматривалось как деяние кощунственное, так как, во-первых, человек таким образом пытается корчить из себя бога, а во-вторых, наверняка потом еще молиться этой гадости начнет - иначе к чему было ее лепить? Мохаммед настойчиво требовал, чтобы всем статуям, полученным с военной добычей, непременно отрубали головы. Так что скульп­турное искусство, понятное дело, не прижилось на арабских территориях. За одним-единственным исключением: Мохаммед разрешил мусульманским детям играть игрушками, похожими на людей и животных (и тут маленьким мусульманам повезло куда больше, чем маленьким иудеям, которые этого удовольствия лишены). Спасибо за это нужно сказать девятилетней жене пророка Айше, которая переехала в дом своего пожилого мужа вместе со всеми своими куклами и «конем с крыльями», который особенно умилял Мохаммеда. А вот с живописью все обстоит сложнее. Категорически запрещены портреты реальных людей, исторических лиц, а также живопись «с тенями», которая создает рель­ефное подобие реальности. Плоские изображения воображаемых людей более терпимы, животных - разрешены, но не слишком желательны, а пейзажи, растительность и геометрические орнаменты можно рисовать без каких-либо ограничений.


13. Оставаться наедине с женщиной, если она не его жена или родственница, либо прикасаться к ней

Этот запрет особенно украшает жизнь современного исламского мегаполиса. То, что стадионы, кинозалы и общественный транспорт должны быть строго поделены на женские и мужские части, давно уже не подлежит обсуждению. Сейчас же на полном серьезе рассмат­ривается и возможность введения отдельных тротуаров для лиц разного пола. Посещение магазинов, базаров и всяких публичных мероприятий невероятно опасно в смысле осквернения противоположным полом. На стадионы и в рестораны женщин можно просто не пускать, но, например, когда в некоторых регионах Пакистана для женщин сделали запретными городские рынки, то даже среди самых богобоязненных слоев населения начались пусть и робкие, но протесты. Много шумного веселья наделала и знаменитая фетва египетских богословов Аль-Азхара Иззатом Аттыйя и Абделя Махди Абдель Кадера, согласно которой женщина может работать с мужчиной в одном офисе только при условии, что она не менее пяти раз покормит его грудью, став таким образом его молочной матерью. Египет, как одно из наиболее светских государств с исламским населением, чаще остальных сталкивается с тем, что современные реалии плохо коррелируют с требованиями ислама, но даже там идея заставить чиновниц допустить до груди своих коллег мужского пола не показалась глупой шуткой - ее на полном серьезе обсуждали несколько месяцев.


14. Усыновлять детей

Чем ислам отличается от христианства

Тот, кто ответит «всем», не угадал. Но есть три основных положения, по которым христиане и мусульмане никогда не найдут общий язык.

1. Христиане верят в Троицу, а мусульмане - в Единого Бога. Христианские рассказы про то, что Троица и есть единое существо, мусульмане отметают как вранье язычников, которые мало того что верят в трех богов, так еще и вполне земную женщину Марию тоже норовят в божественный пантеон пропихнуть.

2. Иисуса мусульмане уважают как пророка, но не более того. Никаких сыновей у Аллаха быть не может - только рабы, коими все мы и являемся.

3. Идея первородного греха, на которой практически основано христианство, глубоко чужда мусульманам. Все мы, с их точки зрения, созданы вполне себе белыми и пушистыми и «портимся» уже самостоятельно по мере взросления - кто во что горазд.


Сложное положение сирот в исламе объясняется тем, что некогда Мохаммед решил жениться на Зейнаб - весьма привлекательной барышне, на которой был женат его приемный сын Зейд. С точки зрения арабов, такой брак был бы безусловно кровосмесительным, так как на невестках, даже разведенных, жениться было нельзя, о чем сам Мохаммед сообщал до того неоднократно. Пришлось архангелу Гавриилу доставить пророку особое донесение, в котором говорилось, что у правоверного не может быть иных сыновей, кроме как по крови. Поэтому усыновления шариат не признает. Сироту можно взять на воспитание - при условии, что ребенку оставляют прежнее имя, семья не притворяется его родителями, а сам он не является их наследником. Но даже и такая форма опекунства в мусульманских семьях затруднена, так как перед мальчиком с шести лет его опекунша должна будет появляться только в хиджабе, что в домашних условиях весьма затруднительно, и не будет иметь права прикасаться к нему, а отец не должен будет оставаться один в комнате со своей воспитанницей.


И это далеко не полный перечень запретов, с которыми вынужден иметь дело мусульманин. Ислам - религия регламента, которая не считает ниже своего достоинства вмешиваться в самые ничтожные, казалось бы, мелочи жизни человека - от чистки ногтей до узора на подушках. И в тех странах, где государство не отделено от мечети, несоблюдение этого регламента может привести к весьма трагичным для ослушника последствиям.

В шариате есть такое понятие, как «худуд». Это наказания за преступления против нравственности, общественного порядка и за невыполнение религиозных обязанностей. Нарушение любого из указанных выше запретов и сотни других подобных - это всегда повод для худуда в зависимости от рвения религиозных властей и судов в том городе, где человек проживает.

Наказания же в шариате, увы, также заимствованы из времен Мохаммеда. Кроме вполне современных штрафов и тюрем, уголовное право ислама кишит телесными наказаниями, отрубанием частей тела и весьма изощренными смертными казнями вроде сбрасывания со скалы и раздавливания каменной стеной.


Исламский раскол

Думать, что все мусульмане - горячие единомышленники, не стоит. Как любой организм, ислам все же пускает веточки (пусть ему и запрещено развиваться), две из которых уже столь мощные, что поделили мусульманский мир на непримиримые части: суннитов и шиитов.

Суннитами являются девять из десяти мусульман. Их основное отличие от шиитов заключается в том, что они не верят в духовное превосходство имамов - потомков Мохаммеда, представителей его рода. Также они не признают особого положения священнослужителей, ограничивают юридические права богословов и являются гораздо более ортодоксальными мусульманами, чем шииты, предпочитая в любых решениях следовать предписаниям Мохаммеда и не слишком полагаясь на собственные умозаключения.

Шииты же считают, что духовными лидерами уммы (мусульманской общины) по божественному праву наследования могут быть только имамы - потомки кузена Мохаммеда, Абуталиба. При этом они гораздо менее ортодоксальны, чем сунниты, решения современных имамов у шиитов могут практически противоречить предписаниям Корана и Сунны. Большинство шиитов проживает в Иране, Азербайджане, Ираке, Ливане и Йемене.

Женщины в исламе


С каким бы умилением ни писали на исламских сайтах о «наших благородных подругах», «прекрасных женах» и «нежных сестрах», но даже поверхностное знакомство с исламскими законами о женщинах не оставляет камня на камне от веры в то, что в исламе женщина хоть в чем-то равна мужчине.

01

Девочка получает меньшее наследство от своих родителей, чем мальчик.


02

Девочку можно выдавать замуж в девять лет (хотя под давлением общественности во многих мусульманских странах брачный возраст потихоньку повышают). В девять же лет ее можно сажать в тюрьму и казнить за преступления против нравственности. Мальчик юридически считается ребенком до достижения им пятнадцати лет.

03

Жена не имеет права поднимать руку на мужа, а муж имеет право бить свою жену (но не нанося удары по лицу и не слишком жестоко, так, чтобы не осталось шрамов, - это дословное указание пророка).

04

Женщина не имеет права выходить на улицу без разрешения мужа, отца или опекуна. Также без их разрешения она не имеет права работать или учиться.

05

Женщина не имеет права принимать у себя дома гостей без разрешения мужа (даже если это ее родители).

06

Жена не имеет права отказывать своему мужу в близости. Муж, если сердится на жену, имеет право «отлучать ее от постели».

07

Мужчина может иметь до четырех жен и, кроме того, наложниц из числа своих слуг. Женщина может иметь только одного мужа.

Что же касается того, что за преступления против нравственности чаще казнят женщин, то тут нужно понимать нюансы шариатской юстиции. Дело в том, что пророк дал сразу несколько указаний относительно прелюбодеев. В одном случае он просто предлагал держать их под домашним арестом. Во втором - говорил, что сто плетей будет достаточным наказанием для грешников. Но существует хадис, в котором рассказывается, как Мохаммед приказал закопать мужчину и женщину, покаявшихся в прелюбодеянии, и побить их камнями. Это расхождение много веков занимает умы исламских богословов, и в разных странах существуют разные наказания: где-то казнят лишь замужних прелюбодеек и их любовников, где-то - и незамужних. Но дело в том, что для осуждения подозреваемого в этом преступ­лении требуются четыре свидетеля, которые подтвердили бы, что своими глазами видели прелюбодеяние. Поскольку при таком количестве свидетелей прелюбодействуют редко, мужчине достаточно просто не признаваться в том, что он занимался незаконным сексом. И пусть даже женщина указывает на него, суд не примет ее показания во внимание. Женщинам же запирательство не помогает: слишком часто их выдают физиологические особенности организма - отсутствие девственной плевы или беременность у незамужней.

Правоверные мусульмане, живущие по нормам религиозных писаний, таких как Коран и Сунна, и почитающие хадисы, то есть предания, повествующие о словах и деяниях пророка Мухаммада, знают, что нельзя спать на животе. Это ненавистное, противоречащее Шариату действие согласно словам Посланника Аллаха уподобляет людей обитателям преисподней.

Истоки табу

Табу спать на животе распространяется в равной степени, как на мужчин, так и на женщин, и восходит своими корнями к хадисам Абу Хурейры и Ибн Хиббана. Кроме того информацию на этот счёт можно найти у Абу Дауда, который в сборнике «Сунан» в сказании №5040 описывает случай, произошедший с отцом Йа’иш бин Тихфа аль-Гифари: «Однажды я лежал в мечети на животе, как вдруг какой-то человек дотронулся до меня ногой и сказал: «Поистине, Аллах ненавидит, когда лежат в таком положении!» Я посмотрел (наверх), и оказалось, что (этим человеком был) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)».

Ахмад фатх аль Раббани в своих хадисах утверждает, что Мухаммад, заметив, что он лежит на животе, пробудил его и произнес: «Не лежи так, так лежат обитатели Огня».

Как спать?

Согласно Корану, каждый правоверный мусульманин должен спать, обратив лицо по направлению к Запретной мечетиглавной святыни ислама, расположенной в Мекке (Саудовская Аравия). Сунна пророка Мухаммада наставляла единоверцев ложиться спать так, чтобы их взгляд был устремлен в сторону Киблы – достоверно определённого из всякой точки планеты направления обращенного к вышеуказанному грандиозному религиозному сооружению.

Идеальным, по мнению Посланника Аллаха, является сон, когда человек лежит в позе зародыша на правом боку. Исследователь хадисов имам Бухари констатировал, что сам Мухаммад тоже спал по всем правилам ислама, согнув ноги в коленях и подложив правую ладонь под щёку. При этом людям не возбранялось отдыхать на спине или левом боку, но отмечалось, что пользы такой сон приносит меньше.

Продолжительность сна

В соответствии с исламской религией каждый утомившийся человек имеет право на отдых и полноценный сон. Об этом недвусмысленно написано в аятах Корана 25: 47 и 28: 71-73, в которых Всевышний Аллах говорит: «Именно Он сделал для вас ночь одеянием, сон - упокоением, а день - возвращением [к жизни]» и «По милости Своей Он сотворил для вас ночь и день, чтобы вы отдыхали ночью и усердствовали в поисках Его щедрот [днем],- быть может, вы будете благодарны».

И хотя ни в одном священном писании не зафиксировано, сколько именно часов нужно проводить мусульманину в царстве Морфея, исламские богословы, например, аль-Газали взывают граждан к самоорганизации и разумному распределению времени, чтобы длительность сна не превышала 8 часов, а значит, он не мешал осуществлению других жизненных задач, среди которых намазы.

Значительная часть подобной релаксации должна приходиться на ночное время, но согласно фатве, выпущенной Советом по фатвам Исламонлайн, Пророк рекомендовал людям вздремнуть полчаса до полуденной молитвы зухр. Этот род сна зовется кайлюля, он позволяет восстановить силы и быть бодрым во время ночных преклонений.

Запрещенные сны

Вместе с благословенными снами в исламе существуют запретные, которые именуются файлюля и гайлюля.

Файлюля может склонить людей к дремоте после полуденной молитвы до момента начала вечернего намаза. Не найдя сил воспротивиться ему, человек рискует проснуться с головной болью.

Сон гайлюля может наступить после восхода солнца. Но пророк Мухаммад настоятельно советовал членам своей Уммы перебарывать его, поскольку возвещал им, что после утренней молитвы Всевышний ниспосылает свою милость всем бодрствующим. Пренебрегающие этим правилом мало того, что будут лишены благосклонности Аллаха, познают нужду и неприятности, но и в течение дня, скорее всего, испытают слабость и апатию.

Правила отхода к вечернему сну

Для того чтобы легко заснуть и хорошо выспаться Пророк завещал мусульманам быть умеренными в ночном приёме пищи и перед сном обязательно накрывать еду: «Произнесите имя Всевышнего и закройте еду! Даже если у вас нет крышки, прикройте чем-нибудь сверху, ибо шайтан не может открыть закрытую посуду».

После чистки зубов и омовения правоверные должны краешком одеяния трижды смахнуть с постели пыль, устроиться на правом боку и прочитать молитву: «О Аллах! Я поручил себя Тебе! Я обратился к Тебе! Прося Твоей милости и опасаясь Твоего гнева, я надеюсь только на Тебя! У меня против Тебя нет защиты от Тебя же! Я уверовал в ниспосланные Тобою книги и в посланных Тобой Пророков».

Хотя бы раз в жизни каждый мусульманин должен прочитать Священное Писание, ниспосланное Самим Всевышним. Было бы ужасным пренебрежением не попытаться приблизиться к Всевышнему и прикоснуться к словам, которые сказал Аллах. К тому же, только выполняя предписания Всевышнего, мы можем быть мусульманами в полном смысле этого слова и проживать жизнь, которой будет доволен Всевышний. Читайте Коран в оригинале, в переводе, читайте тафсиры и применяйте предписания на практике.

  1. Совершить паломничество.

Одним из пяти столпов ислама является хадж . Если вы можете себе позволить его как материально, так и по состоянию здоровья, не откладывайте совершение его в долгий ящик. На Священных землях верующий проникается духом ислама, прикасается душой и телом к месту, где зародилась религия и наш любимый пророк (мир ему). К тому же, это поистине волшебное место, проникнуться которым можно, только побывав в нем.

  1. Посадить дерево.

В наше время, когда сохранение окружающей среды является проблемой особой важности, руководства (мир ему) в этой области, сказанное много веков назад, оказываются актуальными. Есть множество хадисов о защите природы, заботе о животных и в частности о посадке растительности. В хадисе сказано: «Если какой-нибудь мусульманин посадит дерево или посеет что-нибудь, а затем птица, человек или животное съест (что-то из посеянного или посаженного им), это непременно зачтётся ему как садака».

  1. Посетить три самые священные мечети.

В хадисе пророка Мухаммада (мир ему) сказано, что 3 мечети на земле наделены особым сакральным значением - Аль-Харам в Мекке, Мечеть Пророка в Медине и мечеть Аль-Акса в Иерусалиме. Причем статус каждой из трех святынь кратен тому количеству раз, в которые Всевышний преумножает совершенные в них намазы. Так, согласно другому хадису, каждая молитва, выстаиваемая в Аль-Хараме, Мечети Пророка и Аль-Аксе, приравнивается соответственно к 100 тысячам, 1 тысяче и 500 молитвам. Мечеть - дом Всевышнего на Земле, место, где верующий максимально приближен к своему Творцу, а его душа находится в полном подчинении и поклонении.

  1. Помочь с похоронами.

Когда окружающие вас люди терпят беду и теряют близких, не оставляйте их без помощи. Изучите ритуалы похорон и погребальные молитвы. Во-первых, в шариате установлено оповещать о смерти родных, близких и праведных людей, которые в свою очередь должны поддержать и стать надежным плечом. К тому же, на них ложиться ответственность за сохранение терпения и смиренности близких покойного, подразумевается совершение наставления человеку, которого постигла беда, или тому, кто тяжело переносит потерю родных и близких, чтобы он проявил терпение. Выражение соболезнования в исламе является сунной.

  1. Пожертвовать деньги на благотворительность.

Благотворительность - сунна в исламе. Благотворительность делает человека богатым, несмотря на то, что он отдает свое. Все, что у нас есть, - временно и есть у нас благодаря только Всевышнему Аллаху, наше богатство - наш аманат, к которому мы должны отнестись с терпением и распорядиться им правильно. Помните, что богатство человека - это его испытание, и то, как он им распоряжается, - проявление его послушания.

  1. Помочь сиротам.

Помогать сиротам - сунна для каждого мусульманина. Сиротство - тяжкое испытание, как для ребенка, так и для окружающих, на которых возложена миссия помощь этому ребенку. Ислам - религия добра и милосердия, и мы должны смиренно принимать дарованную Аллахом судьбу, быть благодарны и поддерживать тех, кому повезло не так, как нам. Аллах призывает мусульман быть особенно внимательным к сиротам, разделить их горе, проявить сострадание и стать для них опорой.

  1. Путешествовать по миру.

Путешествие по миру расширяет кругозор и позволяет увидеть все, что было создано Всевышним. Путешествия заставляют человека чувствовать благодарность за каждое благословение, ниспосланное сверху, и нисходительно смотреть на тех, кому повезло меньше. В Коране сказано: «Скажи: «Постранствуйте по земле и посмотрите, как Он создал творение в первый раз... » (Коран, 29:20) Каждый свой шаг мы должны делать с целью поклонения и ради довольства Аллаха, и для этого очень важно всецело оценить окружающую красоту во всем ее величии и глубине. Путешествовать значит видеть, слышать и чувствовать красоту окружающего мира, любоваться совершенством, созданным Аллахом.

  1. Совершить тахаджуд.

Сделайте тахаджуд своей ежедневной/еженедельной привычкой. Утреннее время самое благословенное время, когда верующий может приблизиться к своему Творцу. Не упустите этот шанс, выразить благодарность, попросить прощения грехов и укрепить свой иман. В Коране сказано: «И читай его ночью, пробудившись ото сна, в дополнение к тому, что предписано тебе. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место» (17:79).

  1. Улыбайтесь и приветствуйте окружающих «салямом».

Доброе отношение к окружающим начинается с улыбки и приветствия. Пророк (мир ему) говорил: «Поклоняйтесь Рахману (Милосердному), кормите едой и распространяйте салям, и войдете в Рай ». Также в хадисе сказано: «Поистине, из того, что обязательно послужит причиной для прощения - распространение саляма и хорошие слова». Каждое действие мусульманина наделено искренним и добрым намерением, его слова и речи, и приветствие посылает сообщение добра и мира, а улыбка является выражением дружелюбного настроя.

7 698

بسم الله الرحمان الرحيم

Всем известно, что Ислам является совершенной религией, учения которой охватывают все сферы жизни мусульманина. Если эта великая религия учит своих последователей тому, как нужно относиться к соседям, гостям, путникам и т.д., то неудивительно, что людям, обладающим властью над мусульманами (мусульманским правителям), уделяется в ней особое место. Правители – это люди, в чьи руки Всевышний Аллах вложил власть над исламской общиной, и поэтому Ислам учит мусульман особому этикету в отношении своих правителей. Учитывая сегодняшний период политической нестабильности и анархии во многих мусульманских странах, каждому мусульманину предельно важно знать, как ему следует относиться к своему правителю.

Предоставляем вам выдержку из лекции выдающегося ученого 20 века Мухаммада ибн Салиха Усаймина (да смилуется над ним Аллах) в отношении правителей мусульман. Данная лекция шейха является разъяснением следующего хадиса из сборника имама Муслима:

Передается от Тамима бин Аус ад-Дари (да будет доволен им Аллах), что однажды пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Религия есть проявление искренности» . Мы спросили: «По отношению к кому?» Он сказал: «По отношению к Аллаху, Его Книге, Его посланнику, лидерам мусульман и ко всем мусульманам вообщем».

Муслим

Указав на то, что лидерами мусульман являются исламские ученые и правители, шейх Усаймин разъяснил, как мусульманину следует относиться к ним. В частности о мусульманских правителях он сказал следующее:

«Искреннее отношение к правителям проявляется следующим образом:

Первое – мусульмане должны признать их правление и власть над собой. Тот, кто не признал власть правителя над собой, не проявил искренности по отношению к нему. Ведь если человек не признает его своим правителем, то он не будет подчиняться ему и не будет сторониться того, что он запрещает. Тот же, кто отказался от подчинения правителю, отделился от мусульман и умер на этом, умер смертью джахилии (доисламский период политеизма). Следует также отметить, что законным правителем является тот, кто обладает реальной властью над мусульманами. И неважно, каким образом получил власть этот правитель: законным путем или же с помощью антиправительственного бунта. Так же как и неважно то, является ли этот правитель из рода племени курайшитов.

Второе – мусульманин должен говорить о хороших поступках своего правителя и распространять это среди людей, так как это приводит к тому, что люди начинают любить своего правителя. Когда же люди любят своего правителя, они с легкостью подчиняются ему.

Однако некоторые люди поступают наоборот: говорят и распространяют недостатки правителей и скрывают их положительные качества. Такое поведение является большой несправедливостью! К примеру, человек распространяет один недостаток правителя, однако забывает о множестве его хороших поступков. Такое поведение есть сама несправедливость.

Третье – мусульманин должен подчиняться всем велениям своего правителя. Исключением являются те повеления правителя, которые противоречат закону Аллаха. Нет подчинения творению в ослушании Творца.

Следует также отметить, что подчинение правителям, это не просто «политика», а это поклонение Всевышнему Аллаху. Доводом на это являются слова Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью среди вас» (Св. Коран, сура «Женщины»:59). В этом аяте Всевышний Аллах приказывает нам подчиняться правителям, и известно, что все приказы Аллаха являются поклонением.

Также, не имеет значения, совершает ли этот правитель грехи. Подчинение ему является обязательным в любом случае, так как тебе было приказано подчиняться правителю, даже если он совершает грехи.

Четвертое – мусульманин должен скрывать недостатки своего правителя по мере своей возможности. Ведь распространение недостатков правителя не может считаться искренним отношением к нему. Распространение его недостатков приводит к тому, что люди начинают ненавидеть и питать злобу к своему правителю, что, в свою очередь, может привести к восстаниям и вооруженным бунтам против него. Все это заканчивается кровопролитием, нечестием и анархией, о возможных масштабах которых известно только одному Аллаху.

И когда мы говорим, что следует скрывать недостатки правителей, это вовсе не означает что нужно молчать об этих недостатках. Напротив, следует сделать такому правителю наставление наедине наилучшим образом. Если же не получается сделать наставление правителю наедине, то следует сделать это посредством кого-либо, кто имеет доступ к нему, как например посредством авторитетных людей и ученых. Однако запрещено делать наставление правителю прилюдно. Потому, когда люди начали порицать Усаму бин Зейда (да будет доволен им Аллах) и сказали: «Ты бездействуешь и ничего не говоришь ему, (т.е. Халифу)», на это Усама ответил им резко, сказав: «Неужели вы хотите, чтобы я рассказывал вам обо всем, что обсуждаю с Халифом?».

Это указывает на то, что мусульманин не должен рассказывать людям о своем наставлении правителю. Мудрость в том, что если делающий наставление будет рассказывать людям о своих беседах с правителем, и о том на какие его ошибки он указывает, то произойдет одно из двух:

— Либо правитель прислушается к нему и поступит в соответствии с его наставлением. Тогда люди скажут: «Правитель проявил слабость и покорился чужой воле».

— Либо правитель не прислушается и не выполнит то, что ему посоветовали. Тогда люди скажут: «Правитель не прислушался и проявил высокомерие».

Поэтому, наставление и указание на ошибки правителя не должны делаться публично. Публичные указания на ошибки правителя приносят огромный вред.

Пятое – мусульманину запрещено вставать в оппозицию и выступать против своего правителя. Пророк (мир ему и благословение) дозволил выступление против правителя только в том случае, если тот впал в явное неверие и вышел из Ислама. Он (мир ему и благословение) обусловил выступление против правителя следующим :

1) «Если только не увидите,» (т.е. увидите неверие правителя своими глазами или будете абсолютно убеждены в этом)

2) «что он впал в явное неверие,»

3) «относительно которого будет у вас неоспоримое доказательство от Аллаха.»

Однако появляется вопрос: Если допустить, что какой-то правитель, в соответствии с вышеперечисленными условиями, действительно впал в неверие и выступление против такого правителя стало дозволенным, является ли обязательным выступление против него? Ведь есть разница между дозволенностью и обязательностью выступления против правителя немусульманина.

Ответ: Нам нельзя выступать против такого правителя, даже если мы увидим своими глазами, что он впал в явное неверие, относительно которого будет у нас неоспоримое доказательство от Аллаха, если только в этом не будет пользы для мусульман. Когда же малочисленная плохо вооруженная группа людей начинает сражаться против государства, обладающего превосходным вооружением, то в этом выступлении не бывает никакой пользы для мусульман. Напротив, результатом такого бунта будет только анархия и кровопролитие невинных людей. Правители же будут продолжать совершать грехи и проявлять неверие, и такой бунт ничего не поменяет . События, произошедшие со времен бунта хариджитов против праведных халифов (да будет доволен ими Аллах) до сегодняшнего дня, показывают, что подобные противостояния не меняют положения вещей. Напротив, они становятся причиной распространения огромного зла и нечестия, о масштабах которых известно только одному Господу.

Однако, к сожалению, некоторые люди на основе своих эмоций и не думая о последствиях выходят против правителя, совершая огромную ошибку.

Далее появляется другой вопрос: Какое неверие должен совершить правитель, чтобы выход против него стал дозволенным? Ведь есть такие поступки, относительно которых есть разногласия: некоторые считают эти поступки проявлением неверия, а другие нет. Ответом на этот вопрос является оговорка, которую сделал Пророк (мир ему и благословение) сказав: «явное неверие» — т.е. неверие, в котором нет никакого сомнения. Как, например, если бы правитель обругал Аллаха, или Его посланника, или совершил земной поклон идолу и т.д.»

Просим Всевышнего Аллаха исправить всех мусульманских правителей и укрепить их на Исламе. А также, чтобы Он защитил мусульман от кровопролития и анархии и собрал их на истине вокруг их правителей.

Подготовил : Рамин Муталлим

__________________________

Достоверный хадис Пророка (мир ему и благословение), переданный имамом Муслимом.

Достоверность этого хадиса подтвердил шейх Альбани (См. «Джами ас-Сагир»).

Текст хадиса следующий: «В свое время пророк Мухаммад (мир ему и благословение) позвал к себе сподвижников и они дали ему клятву, и среди прочего он потребовал от них поклясться ему о повиновении правителям в том, что им нравится и не нравится, в трудностях и спокойствии, а также в тех случаях, когда их станут лишать того, что им будет положено по праву. И они поклялись, что не будут пытаться лишить власти законного правителя. Тогда он сказал: “Если только не увидите, что он впал в явное неверие, относительно которого будет у вас неоспоримое доказательство от Аллаха” ».

В одной из других своих лекций шейх Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Такой бунт не только ничего не поменяет, а напротив, ухудшит ситуацию» (Шарх Сахих аль-Бухари).