Open
Close

Что можно сказать о власти земной. Власть земли

Эдуард Николаевич Успенский

«Власть земли»

I. Иван Босых

Во двор дома, где я живу, приходит Иван Петров по прозвищу «Босых». Он стоит у поленьев, но не рубит их на дрова. Я знаю, что он пришёл лишь для того, чтобы попросить деньги на опохмел. Таких, как он, называют «деревенский пролетариат». Нелепого расхождения в крестьянских правах достаточно, чтобы человек сманил свой родной дом на питейный. Эти расхождения создают человека без будущего, стремятся сделать раба из человека, который не может существовать без сознания, что он — хозяин. Ещё недавно Иван имел крепкое хозяйство и жил в ладах с женой, но сегодня пропивает все в кабаке, бьёт жену, а его дети похожи на беспризорников.

II. Рассказ Ивана Босых

Пьянство Ивана переросло в болезнь, в народе именуемую «ослаб». Он объяснял свою слабость «волей». Раньше Иван работал на вокзале, ему неплохо платили, и он «забаловал». При отце не пил, и когда семья появилась, но потом как стал сам себе барин, так и не удержался. Почему же хорошая жизнь превращает человека в свинью? Иван рассказал о господине Подсолнухове. Он хотел заняться молочным делом и привёз корову из-за границы. Она много ела и давала мало молока, потому как думала не о молоке, а о собственном удовольствии. А наши коровы думают только о работе. Так и люди крестьянские рождены для труда. Есть те, кто капитал наживает, как еврей Шнап, а Ивану бы тут же потратить. И только за крестьянским трудом он снова стал походить на человека.

III. Расстройство

Рабочим платят гораздо лучше, чем крестьянам или даже учителям, поэтому и начинается пьянство. Я рассказал Ивану о пензенском помещике, который облегчил крестьянам труд, устроив посменную работу на его полях. Упомянул я и конокрада Ручкина, который был без правой руки, но не хотел побираться, а потому злодействовал. А работая по такой системе, он мог бы честно получать деньги, например, перевозя что-то на чужой лошади. Иван не согласился, мотивируя это тем, что хозяин никому свою скотину не доверит.

IV. Власть земли

Власть земли держит крестьянина на ногах. Он без неё немыслим. Об этом говорится в былине о Святогоре, который не смог поднять сумку с тягой земной, в то время как крестьянин Микула Селянинович это делал легко. Человек зависит от тонкой травинки, которая завтра станет хлебом. Если дать крестьянам денег и оторвать их от земли, они станут жалкими и бесполезными. Земля не ждёт, земля требует, и работа есть жизнь крестьянина. Старый крестьянин на пороге смерти всегда вспоминает о земле, на которой работал.

V. Народная интеллигенция

Русский народ выжил под гнётом татарщины и крепостничества, так как был не оторван от земли. Богатство и бедность тоже зависят от неё — уродила земля или нет. И лишь злобный завистливый человек не понимает этого. Есть в народе и интеллигенция, существовавшая всегда, но ныне незаметная. Она постоянно напоминала народу, что хоть он близок к природе, но не должен жить по лесным законам. Народная легенда о Николае и Касьяне как нельзя лучше рисует этот тип народного интеллигентного человека. Вернувшись к богу от народа, Касьян пришёл франтом, а Николай — весь в грязи, стало быть, он с народом потрудился, поэтому в народе празднуют один раз в год день Касьяна и много раз — Николая.

VI. Земледельческий календарь

В крестьянском календаре все связано с работой, урожаем. Там и приметы, и даже святые и чудотворцы переведены на крестьянское положение, становясь покровителями какого-либо рода деятельности. Крестьянин тщательно изучает все капризы природы и подстраивается под них. Каждый день года имеет у крестьян бесчисленное множество примет, и хотя в эти приметах нет для образованного читателя никакого смысла, но земледельческую народную мысль они характеризуют достаточно.

VII. Теперь и прежде

Не являясь злостным крепостником, я все же думаю, что при крепостном праве отношения крестьянина с землёй были правильнее. Умный хозяин будет правильно обращаться со своими людьми, так как они приносят ему доход. Сейчас же мужиков очень много дерут розгами. Пока не появится возможность посмотреть на человека по-человечески, это будет продолжаться. При этом, жестоки в этом «дрании» те, кто сами были в крестьянах и выбились в старосты. Я никогда не понимал смысла телесного наказания. Однако, поскольку начальники желают только нажиться, то и их подопечные поступают так же.

VIII. Жадность

Был помещик Сютаев, который понял неправильность таких методов. Но это единичный случай. Крестьяне понимают, что большое состояние может вызвать зависть соседа, потому почти не платят подати, за это отвечает староста. При этом старосты объясняют жестокость по отношению к крестьянам тем, что те не хотят платить подати, хотя средства имеют. А через некоторое время они же жалуются, что крестьяне совсем нищие. Такие «новообращённые» берут за товар большие проценты, но не признаю в этом ничего неправильного. Каждый беспокоится о себе, покупая у соседа овёс и продавая его весной за двойную цену. Были даже случаи, когда из амбаров вывозились хлеба, то есть крестьяне воровали у крестьян же.

IX. Прошлое Ивана Босых

Если есть «биржевики», наживающиеся на соседях, то есть и те, на ком наживаются. Таков и Иван Босых. Когда его выгнали с вокзала, хозяйство его также пришло в негодность. Раньше оно было всем на зависть. Босыми семейство прозвали, потому что были там все богатыри, которые в сапогах и в мороз не нуждались. Во времена Ивана пришли перемены, к которым он не приспособился. В прежнее время знай себе работай, а сейчас много трудностей с финансовыми операциями. Сибирская язва повалила весь скот, и к барину уже не обратишься за лошадью. Пришлось брать в аренду лошадь, покупать сено — в итоге, нищета и недоимки. Так начал пить. А сейчас чувствует Иван, что будет беда, потому как у него домовой под крыльцом воет.

X. Земельные непорядки

Все бедствия можно объяснить нарушением земельного порядка. Усугубляет ситуацию воинская повинность. Раньше она затрагивала большие семьи, а сейчас и маленькие могут лишиться кормильца. Раньше те, кто стремился жить за счёт другого, хотя и делал это в солдатах, но хоть не вертелся под руками трудящихся. Налоги раньше были правильнее — все платили, исходя из состояния. Я вовсе не поддерживаю крепостное право, а просто говорю о системе, более правильной для крестьян. Сто лет назад Тихон Задонский публично говорил о том, что перекупщики, наживающиеся на ком-либо в трудном положении, это воры. Сегодня этого нельзя открыто говорить.

XI. Школа и строгость

Деревенский учитель не пользуется уважением. Мужики считают, что у него нет строгости, и он ничему не учит. Часто они даже отказываются платить сбор на школу. Но это не от невежества, а от высокой требовательности к обучению. В народе есть скрытая сила, которая помогает ему пережить любые трудности. Идёт она от указаний самой природы. В этом нет выдумки, потому что природу не обманешь. Христианская идея позволяет народу не жить по-звериному, отличать добро от зла. Чтоб яснее было видно, что мы считаем злом и что добром, приведём следующие два примера. Как-то папа Лев XIII, вложив деньги в банк, неплохо заработал. А одна бедная крестьянка, потеряв мужа, зарезала своих пятерых детей и попыталась утопиться, потому что выбилась из сил. Папу не осудили, а женщину посчитали преступницей.

XII. Заключение

Проекты опережают время. Нужно думать не о проблеме пьянства, а о земельном вопросе, являющемся первопричиной. Все стороны жизни крестьянина зависят от земли. Среда крестьянская и среда некрестьянская разнятся. Например, мышиный жеребчик и снохач оба пристают к молодым девушкам. Но первый является развращённым и пресытившимся представителем привилегированного сословия, а второй трудился с малолетства и к пятидесяти годам накопил состояние и может себе позволить отдохнуть, при этом не являясь внешне и физически стариком. У крестьян часта свадьба «уходом», когда жених просто увозит невесту, таким образом, не нужны никакие затраты. Да и семьи создаются с рациональными целями — так проще вести хозяйство. Крестьянство следует религиозным требованиям, хотя сами церковники бывают не так уж праведны.

(Из записной книжки)

Когда я говорю с Гаврилой Волковым, то всегда думаю, что будет, когда вся его злоба выйдет наружу. Родился он при крепостничестве, а когда его отменили, отец-деспот все старался накопить денег, забирая все заработанное у сыновей, но всё равно не получалось так удачно, как у соседа Черемухина. Черемухин же был типичным наживающимся на соседе. После смерти отца Гаврила стал жить один. Пытался он разбогатеть мошенничеством, продавая гнилое сено, пытался подставить барина, но ничего не выходило. Сейчас у Гаврилы есть семья, но он думает только о накопительстве, все экономя и строя планы афер. Как-то он решил поработать извозчиком в Петербурге. Работал он по ночам, и как-то подвыпившая дама забыла у него муфту с кошельком. Гаврила спрятал находку под половицу. Его стал подозревать городовой, но получил взятку и больше не приходил.

Все эти ужасы рассказал я лишь затем, чтобы сказать, что нужно дать мужику землю, чтобы все встало на свои места. Как писал Лев Толстой о Платоне Каратаеве в «Войне и мире», он жил, только чувствуя себя частью чего-то большего. Это ведь идёт из недр самой природы. Есть ещё и человек-хищник. А где же третий тип? Тот, который знает жизненную правду — народная интеллигенция. Жаль, но сейчас его нет, а жизнь на стороне хищника. Пересказала Юлия Шафранская

Иван Петров, прозвище «Босых», приходит к рассказчику повести попросить денег на выпивку, чтобы опохмелиться, Он был хозяином хорошего и крепкого хозяйства, но начал много пить, бить свою жену и перестал заботиться о детях.

Объяснением пьянства, по словам Ивана, стала «воля». Ранее он не пил, но, заимев немного денег и семью – разбаловался. Выходит, что хорошая жизнь делает из человека свинью? Крестьянский народ построен таким образом, что находит себя в тяжелом труде и постоянной работе. Иван также, занявшись работой, возвращался к нормальной человеческой жизни и приобрел здоровый внешний вид. Простые рабочие зарабатывают больше крестьян и учителей. Это приводит к пьянству.

Власть земли способна удержать крестьянина крепко стоящего на ногах. Человек зависит от продукта своего труда. Если лишить человека кусочка земли, он обнищает и станет бесполезным и жалким существом. И даже, умирая, крестьянин всегда вспомнит о земле, на которой когда-то работал.

Русский народ прошел множество испытаний и воин, но земля всегда помогала выжить. Место для интеллигенции отводится особое. Она не дает простым людям слиться с природой воедино и жить, соблюдая лесные законы. Эта истина отражена в легенде о Николае и Касьяне. Крестьянский календарь имеет для народа большое значение, и несет в себе множество примет и обычаев.

Рассказчик видит положительные стороны в крепостном праве. Люди имели тесную связь с землей, а хозяева обращались с людьми благоразумно. Теперь же мужиков избивают розгами. Очень жестоко это делают крестьяне ставшие старостами, осуществляя, таким образом, месть за свои побои.

Помещик Сютаев осквернял такие методы, но его мнение разделяли единицы. Жадность крестьян берет свое начало в воровстве у своих же «соратников».

Иван Босых относится к разряду людей, на котором наживаются другие. Босым прозвали его потому, что семейство походило из богатырей, не боявшихся выйти босиком на мороз. Теперь все стало по-другому. Трудные финансовые проблемы стали причиной выпивок. Но теперь он стал бояться, ведь под крыльцом у себя увидел воющего домового.

Воинская повинность обостряет состояние людей. Семьи по одному приказу могут лишиться кормильца. Все было проще ранее. Крепостное право не было правильным, но имело в себе грамотные порядки.

Природа человека довольна умна. Имея в деревне не уважаемого учителя, мужики перестали платить в школу сбор. Требования к обучению высоки, потому и оплата должна быть соответствующей. Люди способны отличать добро от зла, такова их христианская сущность.

Проблемы одного характера порождают другие. Так же и пьянство берет истоки в вопросах с землей. Вся жизнь простых крестьян зависит от власти земли. Нужно дать человеку работу и в его жизни появится ответственность за себя и свою семью. Личность должна быть частью чего-то большого, в данном случае крестьянин – это неотъемлемая часть огромной матушки-земли. Этот смысл пытались олицетворять многие писатели, включая Толстого. Такова человеческая природа, порождающая народную интеллигенцию.

Спрашивает Ольга
Отвечает Александра Ланц, 06.09.2010


Здравствовать вам во Христе, Спасителе нашем, Ольга!

Давайте сначала раз и навсегда убедимся в том, что любая власть, действительно, от Бога.

«И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным...»()

«Славьте Господа господствующих...» () Иными словами: славьте Того, Кто господствует над всяким господином.

«Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей»().

«Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных»().

«Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает»()

Помните, как кичился своею властью Понтий Пилат? «Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?»

Что ответил ему Иисус? «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше » ()

Павел, написавший: «нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» , очень хорошо знал Пятикнижие и Пророков, поэтому он вполне отдавал себе отчёт в том, что говорил.

Да, всякий царь, всякий начальствующий получил возможность начальствовать именно от Бога. Бог предписал этим людям быть управляющими над другими людьми. Библия предоставляет нам множество примеров, подтверждающих это, как и то, что...

1) Бог не предопределил ни для одной власти быть выше Него;

2) то, что люди делают с данной им властью, - это выбор людей, а не Бога;

3) то, что Бог кому-то даёт власть, совершенно не означает, что Он одобряет действия власти;

4) давая власть тем или иным людям, расставляя силы властвующих так или иначе по Своему усмотрению, Бог преследует Свою цель, которая превыше всякой цели, – спасение для Вечности тех, кого ещё можно спасти;

5) через поставленные власти, Бог поставляет людям не законы, а только способ управления в обществе, которое не желает признавать Его как Единственного Законного Правителя надо вся и всеми.

Таким образом, мы видим следующую картину...

Бог превыше всех и вся.

Всё, что Он Своею властью совершает на земле (в том числе и кого поставляет правителями), направлено в одну точку: спасти для Вечности как можно больше людей.

Возможно, для вас это звучит парадоксально, но пожалуйста, не торопитесь отбросить эту мысль. Давайте попробуем понять её. Когда человек склонен искать Бога: когда ему хорошо и удобно или когда ему плохо и тяжело? Безусловно, я соглашусь с тем, что как правило, люди, которые попадают в ужасные ситуации, склонны начинать свои поиски Правды с обвинений в адрес Творца: «Зачем Ты меня сюда завёл? Зачем Ты дал власть идиоту, который мучает меня и всю мою страну? Ты глупый и злой бог! Потому что мудрый и добрый никогда бы не позволил мне, такому хорошему, и моей такой прекрасной стране, страдать. С какой стати я буду спокойно взирать на то, что эта гадкая власть творит надо мной и моими согражданами?»

Да, Вседержитель, дающий власть Гитлерам и Иродам, хорошо знает, на что идёт, он прекрасно понимает, сколько грязи будет вылито на Него из-за этого, но Он всё же не останавливается. И слава Ему за это! Потому что именно в тяжкие времена люди получают возможность подвергнуть проверке свои жизненные установки и увидеть, действительно ли они такие добрые, пушистые и справедливые, как думают о себе. Только во времена тяжких испытаний, когда плоть наша страдает, когда мы оказываемся перед лицом смерти, мы начинаем задумываться о смысле жизни и о возможном существовании Того, Кто точно знает этот смысл.

«Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него » ().

Да, Бог даёт нам Хусейнов и Сталиных так же, как тех, кто в своём правлении подобны Соломону, и делает Он это для того, чтобы когда каждый из нас предстанет перед Великим Судьёй, у нас не было возможности воскликнуть: «Почему ты не стучал ко мне? Почему не наказывал меня, почему на пытался обратить моё внимание на то, что Ты – сила, и Ты – Главный во всём и вся?»

В день Суда ни у одного человека даже мысль такая не появится, потому что Бог всегда делает всё, чтобы достучаться до наших каменных сердец, до наших обросших гордостью мозгов. Даже если для этого Ему надо поставить в начальствующие Робеспьера или Берию, даже зная, что это Его действие породит реки и моря проклятий в Его адрес, Он делает это, потому что люди, за очень редким исключением (если исключения, вообще, существуют) не способны понять свою абсолютную слабость и никчёмность своей безбожной жизни, когда у них всё хорошо.

Любое Божие установление, любое Его действие, каким бы ужасным оно ни казалось нашему плотскому сознанию, всегда нацелено только по одной мишени: помочь хотя бы некоторым повернуться к Нему и начать искать спасительные ответы у Него, Того, Кто обладает абсолютной и бесконечной силой и мудростью.

Теперь, помня всё вышесказанное и осознавая, что в послании к римлянам Апостол обращаетсяк христианам , а не к властям и начальникам, давайте прочитаем слова Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» ().

Дорогие друзья, называющие себя последователями учения Христа, т.е. христианами, имейте ввиду, что если вы хулите власть, при которой живёте, если вы пытаетесь бунтовать против неё, сменить её собственными усилиями, если строите заговоры и сеете в других людях недовольство властью, то вы тем самым противитесь плану, исполняя который, Бог пытается спасти от грехов и для Вечности ваших сограждан. Выступая против начальств, вы сами навлекаете на себя их гнев и, что более страшно, осуждение со стороны Бога.

Давайте поймём, что слова Павла обращены не ко всякому человеку, а к тому, кто считает себя христианином , т.е. тем, кто раз и навсегда избрал для себя быть под господством Христа.

Слова Павла не утверждают правоту того или иного правительства или того или иного закона, изданного правительством, но только мысль о том, чтобы христиане не пытались свергнуть установленную власть, не бунтовали против неё, потому что когда Бог исполнит всё задуманное по спасению для Вечности каждого отдельного человека, Он совершенно спокойно сменит всех правителей Сам, в том порядке, в то время и так, как это будет лучше для работы плана спасения ().

У настоящего христианина нет причин бояться светских властей, будь они предводимы Гитлером или Соломоном. Тот, кто реально живёт по Закону Всевышнего, кто руководится Его волей и любовью, никогда не окажется в такой ситуации, когда светские власти будут иметь право справедливо осудить его. А вот если «делаешь зло, бойся, ибо он (*представитель власти) не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое».

Да, частенько отмстители либо пренебрегают своими обязанностями, либо узурпируют их, но Павел сейчас говорит не об этом. Он просто утверждает, что всякая власть на то и власть, чтобы наказывать людей за зло. Если ты, называясь христианом, творишь зло (скрываешь налоги, приворовываешь, распространяешь клевету и пр.), то бойся власти ().

А если творишь Добро, как дышишь, живя по заповедям Божиим, то тебе совершенно нечего бояться светский власти, потому что если она придёт разорять и убивать тебя, если она предъявит к тебе несовместимые с твоей верою условия, ты совершенно точно знаешь, что все её действия направлены, собственно, не против тебя, а против Того, Кому ты служишь. И страдаешь ты не от того, что совершал какое-то зло против установленной власти, а от того, что поставленные властвовать над тобой предались сатане настолько, что начали преследовать Христа в каждом Его ученике: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь»().

Простите, что получилось так длинно, и простите за то, что только сейчас перехожу к существу вашего вопроса, но я уверена, что без тех предварительных объяснений, я в принципе не смогла бы даже попытаться сказать вам то, что сейчас собираюсь сказать.

Итак, Павел пишет: . Нам кажется, что здесь Павел требует от христиан исполнять всё, предписываемое светской властью, даже если оно противоречит Высшему Закону. Однако, Павел призывает нас быть покорным властям , а не безбожным законам, которые они могут установить.

Любая власть, которая здесь на земле устанавливает законы, говорит людям: «если не исполняешь – накажу». Видите ли вы здесь две возможности покориться власти?

Первая возможность. Начать покоряться, исполняя всё, чего она требует, даже если её законы злы и противны Богу.

Вторая возможность. Принять наказание, которое она предусмотрела для тех, кто не желает исполнять её установления. Не бунт против неё устраивать, а принять от неё наказание. Покорность? Безусловно.

Например, власть говорит: «если ты не донесёшь на своего соседа, когда он ругает правительство, то я, обнаружив это безобразие, накажу тебя несколькими годами лагерных работ в Сибири». Настоящий христианин понимает, что не может исполнить это повеление власти и продолжает жить по Закону Вседержителя, готовый в любой момент покориться наказанию от властьпридержащих... и по сути покоряется власти. «Всякая душа да будет покорна высшим властям...»

Или такой пример из рабовладельческих времён Америки. Тогда существовал закон, требовавший от любого человека прилагать все усилия для возвращения беглых рабов их хозяевам. При этом слово Божие недвусмысленно утверждает: «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего»() Соответственно, было продумано и наказание за нарушение данного закона. Те, кто следовали Библии, покоряясь Власти Бога, как Единственного Истинного Законодателя, одновременно покорялись и светской власти, безропотно принимая от неё наказание, если она обнаруживала их «противозаконные», с её точки зрения, действия.

Христианин не станет оказывать сопротивление существующей власти, которая желает забрать у него дом, разрушить его семью, а его самого сгнобить в концлагере только потому, что он не может исполнить её, противоречащие Закону бога требования. Да, христианин должен и даже обязан помогать людям, представителям власти понять, что они поступают вопреки Высшему Закону, что они совершают неправедные действия и тем самым собирают себе на голову горящие угли на День Суда, христианин должен по мере сил и данных ему возможностей помогать начальствующим, как и всем другим людям, обратиться к Богу, чтобы быть спасёнными для Вечности, но у него нет права восставать против существующей власти с целью её свержения. Не он её устанавливал, поэтому не ему возмущаться против неё и не ему свергать.

Я отдаю себе отчёт в том, что предыдущий абзац мог снова вызвать в вас волну несогласия, ведь наше плотское существо так хочет жить удобно и спокойно, так хочет, чтобы всякий покушающийся на его благополучие, был бы наказан, а благополучие восстановлено. Но вновь прошу вас попробовать отодвинуть от себя эту волну и вспомнить пример Того, Кто всегда оставаясь верным только Закону Неба, при этом был покорен существующей светской власти, от которой и предательство и смерть Свою принял, отдав её действия на суд Того, Кто сказал: «Мне отмщение, и Я воздам!»()

Христос пострадал несправедливо и всё же не высказал сопротивления! «Он истязуем был, но страдал добровольно, не открывая уст Своих; как овца, ведён Он был на заклание, и, как агнец пред стригущими Его, безгласен, так Он не отверзал уст своих»()

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

«Революционеры не делают революций. Революционеры лишь замечают, что власть лежит на улице, и поднимают ее», — заметила как-то Ханна Арендт, немецко-американский философ и политолог.

В России это выражение связывается прежде всего с 1917 годом и нередко приписывается Ленину. Первое верно — так стали у нас говорить именно после Февраля 17-го. Однако Ленин, хотя и подобрал бесхозную власть, выражением этим не пользовался. Зато к нему неоднократно прибегали эсеры. Их лидер Виктор Чернов вспоминал: «Очень часто даже от министров (Временного правительства) приходилось слышать: если власть не валяется на улице, то она будет валяться, что всякий, кому не лень, может нагнуться и эту власть подобрать и ею овладеть».

Это выражение было заимствовано из французского языка («Le pouvoir est dans la rue»). В XIX веке власть не раз и не два лежала на улицах Парижа — в июле 1830-го, в феврале и июне 1848-го, осенью 1870-го. Последний раз это случилось — так, во всяком случае, казалось участникам событий, — в 1968 году, когда парижская «Фигаро» от 15 мая вышла под шапкой «ВЛАСТЬ ЛЕЖИТ НА УЛИЦЕ».

Можно вспомнить предсказание Гитлера: «Национал-социализм станет хозяином улицы, а потом и хозяином государства» («Моя борьба», 1925-1927). Геббельс превратил эту мысль в лозунг: «Кто овладеет улицей, овладеет и государством» (речь на съезде нацистской партии в Нюрнберге, август 1927 г.).

Но вернемся в XIX век. Родион Раскольников, русский студент 60-х годов, восклицал: «Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут одно только, одно: стоит только посметь!» («Преступление и наказание», 1866). Раскольников, как известно, равнялся на Наполеона: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил».

Менее известно, что фраза Раскольникова о власти, которую нужно поднять с земли, тоже восходит к Наполеону. В декабре 1804 г. Бонапарт возложил на себя императорскую корону. Наследственные монархи объявили его узурпатором, однако сам он считал иначе: «Я нашел корону Франции на земле и поднял ее». Так передает слова нового императора мадам де Сталь в «Размышлениях о Французской революции». Другой вариант этой фразы приводит граф де Сегюр в своих мемуарах: «Разве мы бандиты, и я — не более чем узурпатор? Я никого не свергал с трона; я нашел корону в сточной канаве и поднял ее, а народ возложил ее на мою голову». В изгнании, на о-ве Св. Елены, Наполеон повторял: «Я не узурпировал корону: я поднял ее из сточной канавы» (запись Э. Лас Казеса 14-18 сентября 1815 г.).

В 1888 г. той же метафорой воспользовался Энгельс в своем знаменитом прогнозе хода будущей всемирной войны. В предисловии к брошюре С. Боркхейма «На память ура-патриотам 1806-1807 годов» он предсказывал «крах старых государств и их рутинной государственной мудрости, — крах такой, что короны дюжинами валяются по мостовым и не находится никого, чтобы поднимать эти короны». Энгельс, можно сказать, перекидывал мостик от 1800-х годов к 1917-му и 1918-му.

Но и метафора Наполеона принадлежит ему лишь отчасти: в поисках ее истоков мы приходим к античности. Полководец Александра Македонского Селевк, который в 321 г. до н.э. стал царем Сирии, говорил: «Тот, кто знает, как тяжел царский скипетр, не стал бы его поднимать, когда бы нашел его валяющимся на земле». Во всяком случае, так передает его слова Плутарх в трактате «Должен ли старец вмешиваться в государственные дела».

Другой вариант этого изречения приписывался македонскому царю Деметрию Полиоркету (ок. 327 — 283 до н.э.): «Если бы я знал, чего стоит царская власть, я не наклонился бы поднять упавшую диадему». Царская диадема, напомню, — предшественница королевской короны.

В 1991 году власть валялась на улицах Москвы. Лет десять спустя Юрий Шевчук написал песню «Мама, это рок-н-ролл», в которой не без ностальгии вспоминал:

«Были времена и получше
Были и почестней,
Догорали дожди да веселые путчи,
Умирали ночи без дней (...)
Когда власть валялась на улице
На глазах у трезвых бичей».

В 2004 году власть лежала на улицах Киева, совсем недавно — на улицах Каира. Но, как говорил Станислав Ежи Лец, «если власть лежит на улице, стоит поинтересоваться, в каком она состоянии».
Есть у него и другой афоризм на ту же тему: «В некой стране литератор C. сообщил мне: «Власть лежит на улице». — «Спешить некуда, — ответил я, — здесь не убирают улиц».

Константин Душенко.

В дни Иисуса очень часто задавался вопрос, как Божий народ должен относиться к гражданским властям. Однажды враги Иисуса спросили Его: «Позволительно ли нам давать подать кесарю или нет?» (Лк. 20:22). Иудеи ненавидели римлян и считали неприемлемым платить им налоги, но в данном случае их вопрос был ловушкой. Если бы Христос ответил «позволительно», то Он бы оттолкнул от Себя Своих иудейских последователей. Если бы ответил «непозволительно», то Его враги тут же донесли бы на Него римскому правителю (ст. 20).

Иисус показал динарий и спросил: «Чьё на нём изображение и надпись?» (ст. 24а). «Они отвечали: “Кесаря”» (ст. 24б). Тогда Иисус сказал: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие-Богу» (ст. 25).

Иудеи не хотели «отдава[ть] кесарево кесарю». Римляне сделали много уступок им и их вере, но в их сердцах всё равно тлело негодование. Ненависть нарастала, пока в 64 г. не вылилась в иудейское восстание, результатом которого стало разрушение Иерусалима в 70 г.

Когда Павел писал римской церкви, а это было в 57 или 58 году, негодование приближалось к точке кипения. Как уже отмечалось ранее, в церкви этого города были иудеи (2:17), которые, несомненно, таили злобу на римское правительство. Язычники в римский церкви, возможно, разделяли чувства своих иудейских
братьев в этом вопросе. Несколькими годами ранее Рим изгнал из своей столицы иудеев и христиан. Возможно, среди прочих и эти факторы побудили Павла включить изучаемый нами текст в своё письмо в Рим. Ещё одним фактором может быть то, что некоторые христиане могли думать, что благодаря своей свободе во Христе (Гал. 5:1) они были свободны от всякого закона, в том числе и от законов Рима. Кроме того, Павел, вероятно, ожидал гонений вроде того, что развязал Нерон всего через несколько лет, и заранее старался определить, как это повлияет на отношение христиан к государству.

Какими бы ни были его мотивы, Павел, вдохновлённый Духом, счёл необходимым включить в своё письмо указания о том, как спасённый благодатью человек должен относиться к земному правительству. Эта тема затрагивается также в 1 Тим. 2:1, 2; Тит. 3:1 и 1 Пет. 2:13, 14, 17, но в Рим. 13:1–7 содержится самое длинное обсуждение этого предмета во всём Новом Завете.

Наш текст не разбирает каждый аспект этого отношения и не отвечает на каждый возможный вопрос. Тем не менее, это важное откровение по данной проблеме, которое воздействует на всю нашу жизнь.

Становясь христианами, мы избавляемся от власти тьмы и переходим в царство возлюбленного Сына Божьего (Кол. 1:13). Но мы по-прежнему остаёмся гражданами земного царства/государства. Как нам относиться к гражданским властям? Каковы наши обязанности? Какими гражданами хочет нас видеть Бог? Эти вопросы и поднимает Павел в Рим. 13:1–7.

ПРИЗНАВАЙТЕ ВЛАСТЬ!

Отрывок начинается с такого предписания: Прежде чем приступить к обсуждению этой и других заповедей в 13:1–7, нам нужно сделать краткий обзор этого отрывка, чтобы установить, почему Павел дал такое обобщённое повеление.

Общий принцип

Павел начинает с основания для нашего послушания: «Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (ст. 1б). Словами «власть» и «власти» переведено греческое эксусиа, что означает «право применять силу». Павел иногда употреблял слово эксусиа, говоря об ангелоподобных существах (Еф. 6:12), поэтому некоторые считают, что апостол и здесь имеет это в виду. Однако в других местах эксусиа относится к земным властям (Лк. 12:11). В Рим. 13:6, 7 Павел говорит об уплате налогов этим властям, поэтому он наверняка имел в виду человеческое правительство. В СЖ сказано: «Каждый человек должен подчиняться правящей власти». Приняв, что Павел говорит здесь о гражданском правительстве, давайте продолжим чтение: «Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (ст. 1б).

«Установлены»-от тассо, что значит «помещать в порядке, упорядочивать, назначать, предписывать», а также «поставлять» (см. РБО и СЕО). Взглянув на стих 4, мы видим, что земной начальник дважды назван «Божьим слугой». В стихе 6 гражданские начальники названы «Божьими служителями». Если вы никогда не изучали Рим. 13, эти высказывания могут вам показаться странными или даже чрезмерными.

Однако ещё в главе 9, говоря о фараоне, Павел подчёркивал, что Бог осуществляет контроль над земными правителями (ст. 16–18). Павел не первый библейский писатель или провозвестник, заявлявший, что земные правители подчинены Божьему всевластию. Говоря от имени Бога, Соломон писал: «Мною цари царствуют и повелители узаконивают правду» (Прит. 8:15, 16а). Кир, персидский правитель, язычник, был назван Божьим «пастырем» и Божьим «помазанником» (Ис. 44:28; 45:1). Даниил сказал вавилонскому царю Навуходоносору, что Бог «низвергает царей и поставляет царей» и что «Всевышний владычествует над царством человеческим»
(Дан. 2:21; 4:14). Когда Иисус предстал на суд перед Пилатом, Он сказал римскому прокуратору: «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было тебе дано свыше» (Ин. 19:11а).

Общие замечания

Когда читаешь эти вдохновенные стихи, в голове возникает масса вопросов. А как быть со злыми правителями прошлого и настоящего? Бог их тоже назначал? Их правления тоже были установлены Богом? Мы не можем ответить на все возникающие вопросы, но можем высказать кое-какие замечания о Боге и земных
правительствах.

1. Бог учредил гражданскую власть для блага человечества. Бог учредил дом, семью (Быт. 3) и церковь (Деян. 2), и, как утверждает Рим. 13, Он же является учредителем земного правительства. Он основал гражданскую власть, потому что люди нуждаются в ней.

В стихе 4 говорится, что «начальник есть Божий слуга, тебе на добро». Наши городские, областные и государственные власти, помимо своей главной функции защиты, для нашего благополучия делают то, что нам
самим было бы сделать трудно или даже вовсе невозможно.

2. Всякая гражданская власть существует потому, что Бог позволяет ей существовать. Мы не можем сказать, что Бог ответствен за каждый конкретный земной режим, зато можем утверждать, что он существует только с Божьего изволения.

В прошлом тираны злоупотребляли Рим. 13:1–7, стараясь принудить своих подчинённых к беспрекословному послушанию. Они заявляли, что их режимы угодны Богу. Они приводили цитаты из Рим. 13 и говорили, что
руководители церкви должны публично поддерживать их безбожные планы. Павел учит, что Бог установил принцип земного управления, но не учит, что Бог даёт силу персонально каждому государственному руководителю.

Если Бог учредил земное правительство, означает ли этот факт, что Он одобряет любое правительство? Бог учредил также и семью. Означает ли это, что Ему нравится всякая семья? Нет. Бог учредил церковь. Означает ли это, что Он с одобрением смотрит на каждую общину? Нет (см. Отк. 2:4, 14, 20). Так и не всякое правительство имеет Божью личную печать одобрения.

Всякий государственный деятель, который будет настаивать на слепом повиновении, основываясь на Рим. 13:1–7, должен понимать, что этот текст представляет собой обоюдоострый меч. Он также говорит ему, что он должен быть «Божьим слугой». Слуга имеет обязанности, а особенно слуга Господа!

В Дан. 2:21 сказано, что Бог не только «поставляет царей», но и «низлагает» их. Эта мысль должна отрезвить каждого правителя.

3. Бог даже нечестивое правительство может использовать для осуществления Своих целей. Иногда Бог использует нечестивые народы для осуществления Своих целей. Ассирия была жезлом Божьего гнева для наказания Израиля (Ис. 10:5). Господь использовал Вавилон для наказания Иудеи за её греховность (Иер. 25:9–11). В положительном случае Бог использовал персидского царя Кира, чтобы освободить Иудею из плена (Ис. 44:28-45:7; Езд. 1:1–4). Эти примеры показывают, что Бог может использовать негодные гражданские власти и иногда использует их. Дальше этих утверждений мы идти не имеем права. Всё, что мы знаем, это что Бог каким-то образом контролирует правительства мира. В конечном итоге Его цели будут осуществлены.

  • «Бог каким-то образом контролирует правительства мира. В конечном итоге Его цели будут осуществлены»…

Пытаясь уйти от силы учения Павла, люди иногда различают «хорошие власти» и «плохие власти». Они говорят: «От нас требуется подчиняться только хорошим правительствам». Изучая Рим. 13:1–7, мы должны помнить о правящей силе в дни Павла: о Римской империи.

Римская империя была «хорошей властью»? Некоторые её аспекты были хорошими, но если вы знакомы с историей Рима, то знаете, что римское правительство было в огромной степени порочным и коррумпированным. Когда Павел писал эти строки, императором был Нерон, которого Р. Белл называет «бесчеловечным чудовищем», виновным в «матереубийстве». И всё же апостол говорит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (13:1а).

Высказывается мнение, что, когда Павел писал Рим. 13, он симпатизировал римскому правительству, потому что был римским подданным и римские власти обращались с ним по справедливости, но что позже он изменил свои взгляды. Такое предположение есть отрицание богодухновенности и искажение фактов.
Оно игнорирует то, что ещё до написания Послания к римлянам Павел был несправедливо брошен в тюрьму и принял много ударов палками по приказу римских властей (Деян. 16:22–24). Сказать точнее, его три раза били палками (2 Кор. 11:25), что являлось римской формой наказания.

Кроме того, это предположение игнорирует тот факт, что даже после того, как Павел около четырёх лет незаслуженно провёл в заключении по приказу римских властей, он всё равно написал следующие строки: …Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех людей, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2:1, 2). Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям (Тит. 3:1а).

В самый разгар гонений другой апостол писал: Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству ради Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Ибо такова есть воля Божия: чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите (1 Пет. 2:13–17).

Новый Завет последовательно учит, что христианин должен стремиться быть добропорядочным гражданином независимо от того, кто держит бразды политической власти.

УВАЖАЙТЕ ВЛАСТЬ!

Правление

Памятуя о том, что человеческое начальство установил Бог, давайте рассмотрим текст. Стих 1 начинается так: «Всякая душа да будет покорна высшим властям» (ст. 1а).

«Покорна»-это перевод слова гипотассо, которое, в первую очередь, является военным термином и означает «быть рангом ниже» (гипо [«под»] плюс тассо [«устанавливать»]). Это слово предполагает покорность, но его значение шире. Оно включает в себя «взаимодействие, верность и готовность повиноваться».

Перевод «подчиняться» (ВП, СЕО, СЖ и др.), пожалуй, лучше передаёт смысл этого слова. Как люди стремятся провести различие между «хорошими властями» и «плохими властями», так они пытаются разграничить «хорошие законы» и «плохие законы». Под «плохими законами» они обычно понимают
законы, которые кажутся им бессмысленными или причиняют им неудобство, возможно, даже трудности.

Они утверждают: «Бог не хочет, чтобы мы подчинялись плохим законам». Время от времени большинство из нас возмущают правительственные правила и директивы. Нас выводят из себя дорожные правила, строительные законы, налоговые инструкции и медленное делопроизводство. Мы чувствуем, как нас душит политическая бюрократия. Тем не менее, нам не дано право проводить различие между «хорошими законами» и «плохими законами». Если это закон, мы должны повиноваться ему.

Есть ли исключение из этого основного принципа? Единственное известное мне исключение-то, что озвучил Пётр. Иудейский синедрион запретил ему и Иоанну учить и проповедовать во имя Иисуса (Деян. 4:18), но они проигнорировали этот приказ. Когда их снова притащили в синедрион, Пётр произнёс вот эти классические слова: «Должно повиноваться больше Богу, нежели людям» (Деян. 5:29). Как применить этот принцип к нашей теме? Мы должны повиноваться законам страны, если они не противоречат Божьим законам. На ум приходит несколько примеров. В Ветхом Завете Седрах, Мисах и Авденаго отказались поклоняться золотому истукану (Дан. 3), а Даниил проигнорировал царский указ молиться только ему и никому больше (Дан. 6). В новозаветные времена Антипа был умерщвлён за то, что отказался отречься от веры (Отк. 2:13).

Прежде чем завершить эту мысль, нужно выделить две истины. Во-первых, когда мы повинуемся «больше Богу, нежели людям», то должны приготовиться к негативным последствиям. Вспомните, что произошло с апостолами, с Седрахом, Мисахом и Авденаго, с Даниилом и с Антипой. Во-вторых, если мы не будем скрупулёзно следовать закону, то, когда мы начнём повиноваться «больше Богу, нежели людям», наши действия будут рассматриваться не как выражение позиции совести, а как дополнительное доказательство того, что мы смутьяны.

Пётр писал: «Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4:15, 16).

Значит, правило таково: если местный, областной или государственный закон не нарушает никакого Божьего указания, тогда подчиняйтесь ему. Он нелогичен? Подчиняйтесь ему. Он непоследователен? Подчиняйтесь ему. Он демонстрирует фаворитизм по отношению к одному слою общества? Подчиняйтесь ему.

Джимми Аллен пишет: «Прежде всего мы должны задумываться не над тем, плох ли тот или иной закон, а над тем, нарушает ли этот закон Божье слово? (Деян. 4:19). Если только учеников силой не заставят совершить зло, они должны подчиняться закону, который им самим приносит неприятности».

Причины

1. Потому что Бог учредил земную власть.

Почему мы должны быть «покорны высшим властям»? Мы уже отметили первую причину: земную, человеческую власть учредил Бог. «Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Поэтому противящийся власти противится Божьему установлению» (13:1б, 2а)».

Не повиноваться земным властям - значит фактически противиться Самому Богу. Словом «противящийся» переведено греческое антитассо (анти [«против»] плюс тассо [«устанавливать»]). Это третье употребление
Павлом слова тассо («устанавливать») в главе 13. Бог «установил» человеческое правительство. В случае гражданских властей мы должны быть под тассо (Божьим «установлением»). Если мы отказываемся делать это, значит мы против тассо (Божьего «установления»).

Коффман отмечает: Христос никогда не возглавлял мятеж, не организовывал подполье, не критиковал
правительство, не принимал сторону иудеев против Рима… Хотя не подлежит сомнению, что Его святые учения оказали глубочайшее влияние на ход истории, оно всегда действовало подобно закваске, а не динамиту.

2. Чтобы избежать наказания.

Павел приводит вторую причину для покорности гражданским властям: чтобы избежать наказания.
«А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (ст. 2б) . Словом «осуждение» переведено
обычное греческое слово со значением «суд»: крима. В СП сказано «…навлекут на себя наказание» (выделено мной-Д.Р.). Следующий стих указывает на то, что Павел прежде всего имел в виду наказание гражданскими властями, но, конечно же, нельзя исключать и божественное наказание, поскольку непокорные выступают против богоданного установления.

Свою мысль Павел продолжает в стихе 3: «Ибо начальствующие страшны [фобос] не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться [фобеомай] власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё». Как правило, даже плохие правительства любят хороших граждан.

Павел добавляет: «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро» (ст. 4а) . «Слуга» - это диаконос-то же слово, которое употреблялось для описания дьяконов, евангелистов и других работников в церкви (Рим. 12:7; 1 Тим. 3:10, 13; 4:6). Конечно, гражданское правительство не «Божий слуга» в том смысле, о котором мы только что сказали. Дьяконы и другие работники в церкви знают, что они служат Богу, и делают это охотно. А гражданские власти обычно не осознают себя Божьими служителями и не принимали никакого решения функционировать в этом качестве. Тем не менее-охотно или неохотно, осознанно или неосознанно-человеческое начальство, как утверждает вдохновенный апостол, есть слуга Господа, «Божий слуга, тебе на добро».

Можно высказать множество возражений: «Разве Павел не знал, какими несправедливыми могут быть гражданские власти, как часто они бывают слугами не добра, а зла?» Не сомневайтесь: Павел прекрасно знал, что отправляющие правосудие могут быть и часто бывают непоследовательными.

В Коринфе римский проконсул Галлион поступил с ним справедливо (Деян. 18:12–16), а вот ранее, в Филиппах, римские власти обошлись с ним жестоко (Деян. 16:19–39).
Позже, в Иерусалиме, римские воины спасли его от разъярённой толпы иудеев (Деян. 21:27–36), но он провёл два года в римской тюрьме в Кесарии (Деян. 24:27), потому что отказался подкупить продажного римского чиновника (Деян. 24:26).
Ещё позже, когда он подал апелляцию кесарю, его римское гражданство спасло его от выдачи иудеям и несомненной в таком случае смерти (Деян. 25:9–12). Однако (согласно невдохновенному преданию) его жизнь закончилась, когда римский меч обезглавил его. (Его мученическая смерть была предсказана во
2 Тим. 4:6–8).

Почему же после таких испытаний Павел говорит, что «начальник есть Божий слуга, тебе на добро»? Потому что это общая истина. Как правило, власти вознаграждают хорошее поведение и наказывают плохое; это им выгодно. Правительство, которое пытается действовать на каком-либо ином основании,
долго не продержится.

В главе 12 подчёркивалось, что мы не должны мстить, но должны передать дело в Божьи руки (см. 12:19).
Один из способов наказания Богом зла в этой жизни-через государственные суды. Слова «не напрасно носит меч» означают, что свои мечи правоохранители носили не для виду. (Один из моих преподавателей говорил: «Они носили их не для того, чтобы намазывать ими масло на хлеб»). Меч мог использоваться и
использовался для борьбы со злом. Это указывает на то, что использование так называемой «смертоносной силы» согласуется с Божьим установлением для гражданских властей. Закон без средств принуждения-всего лишь добрый совет.

Здесь возникают другие сложные вопросы. Бог дал право гражданскому правительству использовать силу для наказания зла, но может ли христианин применять эту силу? Иными словами, может ли христианин занимать политическую должность? Может ли христианин быть полицейским или военным? Что касается последнего вопроса, то в прошлом многие христиане сказали бы «нет». Сегодня же многие (или даже большинство) ответили бы «да».

Подозреваю, что на большинство из нас оказали влияние современные события, причём влияние не меньшее, чем всё, о чём говорит или не говорит Новый Завет. Этот вопрос принято считать делом совести, и
каждый христианин сам решает, какова Божья воля в отношении него. (То, как мы должны вести себя с собратьями христианами, которые не согласны с нами в вопросах мнения, рассматривается в Рим. 14).

Дискуссиям по этим и подобным вопросам можно посвятить бессчётное количество страниц, но всё это практически не имеет отношения к главной мысли Павла в Рим. 13:4. Павел подчёркивает, что одна из причин, почему нужно повиноваться законам страны, такова, что за неповиновение вы будете наказаны.

3. «По совести» .

А что если вы уверены, что можете нарушить закон и не попасться, избежав тем самым наказания? Об этой возможности Павел говорит в стихе 5: «И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». Совесть-это богоданная способность внутри каждого из нас, которая помогает отличать правильное от неправильного.

Некоторые не превышают скорость только потому, что боятся штрафа; некоторые платят подоходные налоги лишь потому, что боятся судебного преследования. Павел говорит, что мы должны повиноваться властям не просто потому, что так безопаснее, но и потому, что так правильно,-потому что это то, чего хочет от нас Бог. Подобно Павлу, мы должны стремиться «иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» (Деян. 24:16).

ОТНОСИТЕСЬ К ВЛАСТИ ПОЛОЖИТЕЛЬНО!

В стихах 1–4 Павел установил общие принципы отношений христианина с земным правительством: мы должны повиноваться законам страны; мы должны быть добропорядочными гражданами. В стихах 6 и 7 апостол даёт конкретные указания, что значит быть добропорядочными гражданами.

Платите налоги

Стих 6 говорит: «Для этого [поскольку земные власти установлены Богом] вы и подати [от форос] платите, ибо они Божии служители, именно этим постоянно занятые».

«Служители»-в греческом другое слово, нежели то, что в стихе 4 переведено как «слуга». Это множе-
ственное число от лейтургос-«слова, которым обычно называли тех, кто исполнял работу священника» (Брискоу). Это слово подчёркивает тот факт, что «земные правители, которые, хотя и не все действуют сознательно как Божьи слуги, всё же исполняют функции, предписанные Богом» (Вайн).

Фраза «именно этим постоянно занятые» означает то, что Павел сказал (прямо или косвенно) об обязанностях человеческих властей: защищать своих граждан и предоставлять им услуги, которые они сами себе предоставить не могут. Потому, что земное правительство было установлено Богом, и потому, что государственные работники (в определённом смысле) осуществляют Божье предназначение, мы должны платить налоги. Джон Стотт отмечает, что люди спорят о том, сколько правительства нам
нужно (что влияет на объем налогов, которые мы платим), но «все согласны… что есть некоторые услуги, которые должно предоставлять государство, что за них нужно платить и что это делает налоги необходимыми».

Наставление платить налоги в этом разговоре не попутная мысль. В предыдущих стихах Павел заложил основание для такого вывода. Как отмечалось во вступлении к этому уроку, иудеи терпеть не могли платить налоги Риму. Тем не менее, Павел настаивает, что это нужно делать. Если мы не платим налоги, мы не только обманываем государство, не внося свою честную долю, но и не повинуемся Богу.

Часто можно услышать и другое возражение: «Но если я плачу налоги, то я финансирую нечестивые дела, в которых участвуют власти!». Позвольте мне напомнить вам слова Иисуса: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие-Богу» (Лк. 20:25). К тому же не забывайте, что Павел, прежде всего, говорил об уплате налогов языческой Римской империи, высшие власти которой погрязли в политической коррупции, а чиновники использовали государственные деньги не по назначению. И всё же Иисус и Павел говорили, что платить налоги нужно. Наша обязанность-платить налоги, а обязанность чиновников-мудро расходовать деньги. Если они не выполняют своих обязанностей, это не освобождает нас от наших.

В стихе 7 Павел усиливает свою мысль. Вот начало стиха: «Итак, отдавайте всякому должное». Учитывая контекст, «всякому» здесь означает гражданские власти-от низших до высших, от самых незначительных до самых важных. «Отдавайте»–в греческом то же самое слово, что употребил Иисус, когда сказал: «Отдавайте кесарево кесарю». «Итак, отдавайте всякому должное: кому подать-подать; кому оброк-оброк» (ст. 7а, б).

«Подать»-по-гречески форос. Это слово встречается в стихе 6, а также в вопросе, заданном Иисусу в Лк. 20:22. Форос означает «дань, которую платил покорённый народ» (Вайн). «Оброк», телос, «в своём втором значении означает “то, что платится для общественных нужд, сбор, налог, таможенная пошлина”» (Вайн).

Между этими двумя греческими словами трудно увидеть разницу. Возможно, Павел употребил оба эти слова, чтобы с их помощью охватить все налоги, как официальные, так и скрытые. Весть ясна: христиане должны платить налоги.

Проявляйте уважение к государственным служащим

Затем Павел добавляет требование, которое для некоторых труднее, чем уплата налогов: «Кому страх-страх; кому честь-честь» (ст. 7в). «Страх»-это по-гречески фобос, слово, имеющее много смысловых оттенков. Оно употреблено в стихах 3 и 4, где говорится о страхе наказания, но в стихе 7 оно подчёркивает нечто другое. «Уважение» лучше выражает заложенную здесь мысль (см. РБО; СП). «Честь» (тимэ), означает то, что считается ценным. Не забывайте, что в данном контексте Павел говорит о государственных служащих.

И, наконец, последнее возможное возражение: «Но я не могу проявлять уважение к определённому чиновнику и отказываюсь оказывать ему честь. Он бесчестный и аморальный человек!» Я снова напоминаю вам, что Павел говорил о чиновниках в римском правительстве, многие из которых были чрезвычайно коррумпированы и аморальны. Когда Пётр сказал: «Царя чтите [от тимэ]» (1 Пет. 2:17),-он имел
в виду нечестивого римского императора Нерона. Как говорится, если вы не можете уважать человека, уважайте хотя бы должность.

Прежде чем распрощаться со стихом 7, хочу заметить, что сказанное применимо и к другим лицам, наделённым определёнными полномочиями,-к родителям, руководству учебных заведений, начальникам на работе, старейшинам и мужьям. В каждом обществе есть люди, которые почти или совсем не уважают власти. Им бы Павел сказал: «Отдавайте каждому должное… кому-уважение, кому-почёт» (СП;
выделено мной-Д.Р.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как подвести итог учению Павла в Рим. 13:1–7? Уильям Баркли делает это так: В государстве Павел видел инструмент в Божьих руках, оберегающий мир от хаоса. Те, кто управлял государственными делами, играли свою роль в грандиозном деле. Знали они это или нет, но они выполняли Божью работу, и долгом христианина было помогать, а не мешать.

Конечно, в Рим. 13:1–7 Павел не исчерпал тему отношения христианина к земным властям. Например, в этом отрывке он ничего не говорит о молитве за стоящих у власти, как делает это в 1 Тим. 2:1, 2.19 Прибавив 1 Тим. 2 к Рим. 13, можно сказать, что основные обязанности христианина перед властями-это
«платить налоги, молиться и повиноваться». А что сверх того, то дело личной совести.

Сатана и власти

Относительно земных правительств, думаю, будет к месту высказать несколько конкретных замечаний. Во-первых, нам нужно знать, что сатана часто использует власти для собственных целей. Но даже в таком
случае Бог контролирует ситуацию и осуществляет Свои замыслы. Например, дьявол использовал иудейские и римские власти, чтобы умертвить Иисуса. Тем не менее, Бог не утратил контроля над ситуацией, поскольку Распятие было важнейшей частью Его предвечного плана. Таким же образом сатана использовал римские власти, чтобы бросить Павла и Силу в темницу, подвергнув их порке, но Бог использовал этот случай, чтобы обратить темничного стража и его домашних (см. Деян. 16:16–34).

Рассмотрим ещё один, последний, пример: дьявол, несомненно, думал, что нейтрализует Павла, когда с помощью римских властей на многие годы заключил его в тюрьму. Однако заключение апостола дало ему возможность проповедовать правителям и царю (Деян. 24:24, 25; 25:23; 26:1–29). Затем Павла доставили в Рим, где он, будучи в узах, учил и проповедовал, в результате чего евангелие достигло даже кесарева дома (Фил. 4:22). В Рим. 13:1–7 Павел не ставил перед собой цель разбирать сложные вопросы, как Бог использует дьявольские власти, чтобы всё обратить ко благу, или как Он может, вопреки их желаниям, осуществлять Свои планы. Апостол просто утверждал общий принцип, что Бог установил земное правительство и использует его для осуществления Своих замыслов.

Я живу в стране, где сравнительно легко уважать государственные власти и подчиняться им, но мне известно, что в некоторых странах трудней исполнять указания Павла. Я бы очень хотел ответить на все вопросы, которые могут у вас возникнуть, но не могу. Всё, что я могу, это сделать учение Павла как можно яснее. А дальше вы сами применяйте его к своей ситуации. Да пребудет с вами Бог в этом стремлении.

Дэвид Ропер

Advertisements

Вопрос: Здравствуйте! В последнее время в христианских СМИ часто можно встретить статьи и высказывания уважаемых христианских деятелей о политических событиях в стране, в целом о власти и ее решениях. Я совсем не против оценки или даже критики власти если на то есть веские причины, но меня смущает «тон» в котором выражаются братья служители. Возможно это мое субъективное мнение, я конечно не вижу сердец авторов, но складывается впечатление будто в Библии не существует учения о почитании и уважительном отношении к Богом поставленной власти. В статьях заметно открытое неуважение, и даже поношение на правящих в стране. Не станет ли это соблазном для многих неокрепших верующих, которые могут сформировать собственное отношение к власти на основании таких статей. Есть ли в Библии границы, которые нельзя переступать, когда мы беремся критиковать власть? Спасибо.

Ответ: Приветствую вас уважаемый брат Денис. Слава Богу за всё. Прекрасная тема. Спасибо вам, брат Денис за вопрос.

Вопрос очень важный. Взаимоотношения христианина и власти. Христианин, как гражданин. Как примирить законы Небесного Царства и законы земного царства. Это вопросы, которые даже не обсуждаются в нашем обществе. В обществе не обсуждается вопрос прав и свобод личности. Нет в нашем историческом опыте, нет в нашей исторической религии и общественном устройстве места личности. Нет и культуры отношения гражданина и человека власти. Язык христианина, тон его речей, безусловно, должен быть достойным, выражать мудрость, уважение к собеседнику, кем бы он ни был. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим ». Еф.4:29.

Не прошли бесследно десятилетия революционного террора. Разгул насилия, через который прошла вся страна, деформировал личность. Деформировал язык. Надо признать сей факт. Основная причина такого морального распада кроется в атеизме, в воинствующем безбожии. В историческом буйстве ненависти, коренится наша безнравственность. Вы обеспокоены непочтительным отношением к людям власти. Достойно. Но в таком непочтении к народу замечены и люди власти. Вопрос правомочный. Имеет ли право человек, облечённый властью лгать? Имеет ли право человек власти воровать? Имеет ли право человек власти совершать насилие? Вот к примеру, вы как христианин, обличаете во грехе воровства своего соседа. Мол, нельзя, Господь дал заповедь: «Не кради»! И вдруг узнаёте, что сосед ваш, председатель городской Думы. Что делать? Вспомните Чехова. «Хамелеон». «Чья собачка. Почему без поводка. Почему одна, почему кусает человека»? «Собака губернатора, вроде…». И вот уже поворот. «Кто ты? Почему на площади. Почему собачку обижаешь»?

Мы не сомневаемся, что человек обязан соблюдать нормы общественного порядка, законы страны. И сомневаемся, что эти самые нормы также властны над людьми, наделёнными властью. Это неверно. Верховенство Закона над всеми социальными группами общества, города или страны является непреложным. Я не нашёл в Библии предписания об особом отношении к людям власти. Напротив, Бог устами апостола Иакова показывает греховность такого отношения. Возвышение одних, неизбежно ведёт к унижению других. Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи! Христос и Его апостолы строго обличали лицеприятие. «Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями »? Иак.2:2-4. Пиетет перед земной властью не есть заповедь Бога. Вот, что например, говорит святой апостол Пётр. «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите ». 1Пет.2:17. Прекрасное, ёмкое наставление. Почитание, как выражение признания то же, что и почтение, во-первых, апостол предписывает оказывать всем , и лишь в последнюю очередь царю. Вот слова Закона в устах Иисуса Христа.

«Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ». Матф.22:36-40.

Я для верности прочитал весь Закон. Удивительно. Поклоняться нужно только Богу. Почитать отца и мать. И ни слова о людях во власти. Я намеренно отделяю власть как институт, от людей исполняющих властные полномочия. Замечено. «Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно». Абсолютная власть возникает как раз тогда, когда люди смешивают понятия власти, которая от Бога, с людьми наделёнными полномочиями.

Возникает вопрос. Если люди власти должны, соблюдать закон, как и все прочие, кто контролирует этот процесс? Перед кем отчитываются люди власти? Кто правомочен предъявить людям власти обвинение, потребовать отчёт, и вменить наказание, когда люди власти используют полномочия не по назначению? Российская Конституция декларирует основополагающий принцип устройства Российской Федерации.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

При таком положении дел, о ком ваше беспокойство, брат Денис? Ведь если стать рассматривать положение вещей, как следует из Конституции РФ, окажется, что критика власти, есть право и обязанность человека в России. А люди власти обязаны исполнять указания народа. Народ вручает некоторым людям полномочия, и народ лишает этих полномочий. Если следовать нашей Конституции, то чиновник должен уступить дорогу народу, и полицейский должен бежать на помощь человеку, попавшему в беду, и судья должен судить по закону невзирая на лица. Чиновник не имеет права обижаться на критику. Чиновник не имеет права критиковать народ. Чиновник обязан служить народу. Народ не обязан служить чиновнику. Когда народ выражает своё возмущение, даже если выходит на площадь, он просто следует норме Конституции. Когда полицейские избивают народ, они совершают преступление.

Оставим Конституцию. Её всё равно никто не читает. У христиан есть высшая Конституция, Слово Божье. Замечу, что это не фигура речи. Апостолы в своё время были чутки к голосу Духа Святого, и почитали за честь пострадать за свидетельство о Христе. Почему пришлось пострадать? Потому что проявили непослушание власти. «Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога »? Деян.4:19. Вот где пролегает граница дозволенного и недозволенного. Слушаем ли мы Бога? Послушны ли мы Богу – даже если при этом нарушаем запреты власти земной. Давайте честно взглянем правде в лицо. Мы безгласны, потому что нам покой милей, чем жертвенное исполнение слова Господа. Нам молчание милей, ибо оно не сулит нам никаких потрясений. И власть уже без стеснения определяет границы Царства Божьего, место Церкви. Это ведь звенья одной цепи, когда в послушании власти, мы принимаем их решения за решения Божьи, и вот они уже не только регламентируют территорию твоего проживания, но они определяют пределы твоих мыслей, границы твоей веры.

Господь Иисус Христос даёт нам наилучший пример святой жизни на земле. «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды ». Матф.23:24,25. Попробуйте выслушать их, как будто они обращены к вам. Для нежного слуха святого начальника, это богохульство. Эти слова так возмутили высоколобых чекистов в Иудее, что они убедили Пилата распять Иисуса. Но эти слова есть Истина, их произносит «Бог, пришедший во плоти»! Или вот Его слово, обращённое к начальникам. «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну »? Матф.23:33. И ещё: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне ». Иоан.8:43-45. Такие слова произносятся в определённом состоянии. И о Христе так сказано: «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит… ». Мар.3:5. Приводя такие тексты Писания, я нахожу для себя, и для моих братьев христиан, естественным выражение критики, естественным проявление несогласия, в том числе и мирного протеста, в случае насилия, преследования, угнетения ближнего. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ». Иоан.15:13.

Почему мы, воины Христовы сдаём позиции там, где нам не дозволено сдавать, даже если для этого придётся сложить головы? Мы христиане, не претендуем на территорию государства. Мы не политическая партия. Мы не боремся за власть. Но готовы ли мы отстаивать свою власть на территорию духа? Ведь именно такое поручение нам дал наш Господь. «Идите по всем миру! Проповедуйте Евангелие царства Божьего»!

Замечу, что наша речь, наши слова, не должны быть бездумным выражением эмоций, проявлением гнева, тем более ненависти. Христианина отличала и отличает трезвость ума, свобода ото лжи, от власти временной, греховной, земной. «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» . Кол.4:5,6. Как мы понимаем это пасторское наставление: «Со внешними обходитесь благоразумно»? Не кажется ли вам, что нам и в голову не приходит наша активность в отношении со внешними? И благоразумие наше скорее приспособленчество. «Моя хата с краю, я ничего не знаю». А как вам такое слово святого апостола.

«Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов». 1Кор.2:15,16. Имея ум Христов, и имея право судить обо всём, мы естественно обязаны такие суждения выносить в публичное пространство. Или ум Христов помогает нам найти норку, в которой нам уютно и подобно «пескарю премудрому» безопасно?

Как же нам при такой мудрости исполнить повеление Господа. «Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, — то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей ». Иез.33:8.

Человек Божий обязан рассказать людям, в том числе и людям во власти, о Божьем законе, и об ответственности за нарушение Божьего Закона. Никаким представителям власти не позволено нарушать законы Божьи. Кто же расскажет им об этом? Это поручение Христа. Всякий исполняющий Его поручение, есть Его ученик.

При этом, рассуждая с вами о важнейшем вопросе, о месте христианина в гражданском обществе, перед глазами моими, в сердце моём Христос, посвятивший Себя за нас, призывающий нас достигать совершенство, постигая его святой Закон.

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме .

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» . Матф.5:9-16.