Open
Close

Что духовно нравственные ориентиры человека. Нравственные ориентиры совершенствования личности

Дорогами христианства Кернс Эрл Е

1. Крест против полумесяца (1095–1291)

1. Крест против полумесяца (1095–1291)

Христианство вело крестовые походы против мавров в Испании и мусульман в Сицилии незадолго до начала крестовых походов в Святую Землю. Западные крестовые походы ставили целью изгнать мусульман с территории, захваченной ими в Западной Европе. Крестовые походы в Палестину - восточная и самая большая составляющая в движении крестоносцев против мусульман - имели целью вновь взять власть над Палестиной и освободить ее от жестокого владычества мусульманских турок-сельджуков. Все движение можно охарактеризовать как священную войну духовных сил западной части христианства против врагов креста. Уже в 1074 году Григорий VII призвал к крестовому походу против мусульман в Палестине, которые угрожали Византийской империи и расправлялись с паломниками, однако борьба с Генрихом IV против светской инвеституры не дала Григорию возможности положить начало крестовым походам.

1.1. Причины крестовых походов

Следует постоянно помнить, что, хотя крестовые походы и преследовали экономический или политический интерес, самое главное побуждение к ним было религиозное. Турки-сельджуки, которые сменили арабов, были еще более фанатичными и жестокими, и европейские паломники подвергались преследованиям, когда приходили в Палестину. Более того, Алексей, император Константинопольский, просил западноевропейских христиан о помощи против мусульманских захватчиков из Азии, которые угрожали безопасности империи. Религиозная мотивация придала крестовым походам характер массового паломничества в Палестину. Движение людей можно было сравнить по своим масштабам лишь с вторжением варваров в Римскую империю незадолго до ее падения. Предполагается, что только с I Крестовым походом связано примерно миллион человек. Движение было еще попыткой разрешить проблему власти на Ближнем Востоке, проблему, которая и до настоящего времени продолжает беспокоить Европу.

Экономические соображения побудили многих стать крестоносцами. Голод был обычным явлением в Западной Европе в век, предшествовавший крестовым походам. Венецианцы хотели улучшить торговлю с Ближним Востоком. Норманны, что совершенно очевидно, были заинтересованы не только в спасении священных мест от мусульман, но и в грабежах, и в основании феодальных поместий.

Тяга к военным приключениям, которые были освящены Римской церковью, также охватила большую часть феодальной знати и рыцарей и объединила их в армии крестоносцев, а некоторые взяли крест, чтобы избежать семейных неурядиц или наказания за преступление.

1.2. Крестовые походы

Прямой причиной I Крестового похода была проповедь выступления против мусульман Урбаном II на соборе в Клермонте в ноябре 1095 года. Он призывал к крестовому походу в ответ на призыв Алексея о помощи, но в сознании Урбана над помощью Византийской империи возобладала более величественная цель - избавление священных мест от мусульманского владычества. Присутствовавшие на соборе, в основном французы, ответили с энтузиазмом «Deus vult» («Бог этого хочет») на предложение Урбана, который также был французом.

Энтузиазм был насколько велик, что массы крестьян, вдохновленные проповедями Петра Пустынника и Вальтера Голяка, начали в 1096 году передвигаться через Германию, Венгрию и Балканы к Палестине. Люди были неорганизованны и недисциплинированны, и император Константинопольский попустил оставшимся в живых пересечь проливы и войти в Малую Азию, где они были либо уничтожены турками, либо взяты в плен и проданы в рабство.

Этот хаотический поход мирян из французских христиан был только прелюдией к координированным усилиям I Крестового похода, организованного знатью Франции, Бельгии и норманнской Италии. Национальные армии и их полководцы прибыли в Константинополь к весне 1097 года. После недолгой осады крестоносцы заняли Никею, а к осени уже продвинулись до Антиохии, которую захватили весной 1098 года. В конечном итоге в июне 1099 года они захватили Иерусалим. Это крестоносцы, которые когда-то были феодальными сеньорами в Европе, поддались искушению устроить феодальные поместья в захваченных районах. К этому же периоду относится строительство замков на Ближнем Востоке. Иерусалим и окружавшие его территории в конце концов были объединены в Иерусалимское королевство при Годфриде Бульонском, который явился моральным руководителем крестового похода. Так были достигнуты цели I Крестового похода. Давление на Константинополь со стороны мусульман ослабилось. Иерусалим снова был в руках христианских правителей. Были образованы ордена рыцарей - тамплиеров и госпитальеров для защиты паломников и помощи им, а также для борьбы с мусульманами.

Крестовые походы

Поводом ко II Крестовому походу была мусульманская угроза северо-восточной части Иерусалимского королевства, после того как мусульмане захватили феодальные поместья в Эдессе - восточный форпост крестоносцев. В 1146 году основоположник мистического направления в богословии Бернард Клервосский призвал ко II Крестовому походу. Король Франции и император Священной Римской империи возглавили поход, но не достигли успеха. За этим поражением в 1187 году последовал захват Иерусалима Саладином, предводителем мусульман.

III Крестовый поход (1189–1192), известный как Королевский, возглавили Филипп Август из Франции, Ричард Львиное Сердце из Англии и император Фридрих. По пути в Палестину Фридрих случайно утонул, а Филипп Август после ссоры с Ричардом повернул домой. Ричард продолжал борьбу. Хотя ему не удалось вновь захватить Иерусалим, он заставил Саладина открыть доступ паломникам в Иерусалим. Вынужденный довольствоваться этим, Ричард вернулся в Англию.

Иннокентий III, который хотел искупить поражение III Крестового похода, горячо призывал к новому, четвертому походу для захвата Египта как плацдарма для действий против Палестины. Важным результатом этого крестового похода было то, что Греческая Церковь и Византийская империя снова стали подчиняться папе римскому с 1204 до 1261 года после полутора веков религиозного отделения. Этот крестовый поход ослабил Византийскую империю и углубил взаимную ненависть между латинскими и греческими христианами (см. гл. 21).

Фридриху II, предводителю VI Крестового похода, удалось достичь договоренности, по которой Иерусалим, Вифлеем и Назарет, а также путь от них к морю становились территорией, подчиненной христианам. Однако мусульмане оставили за собой мечеть Омара. Снова Иерусалим стал подчиняться христианскому правителю, однако, несмотря на несколько последующих крестовых походов, территории, захваченные крестоносцами, перешли в руки сарцинов, которые захватили Палестину после турок-сельджуков.

Детский крестовый поход 1212 года был самым печальным событием в истории крестовых походов. Дети Франции и Германии под руководством двух мальчиков, еще не достигших юношеского возраста, по имени Стефан и Николай прошли через Южную Европу в Италию, предполагая, что праведность их жизни принесет удачу, которой не удалось достичь их более грешным родителям. По пути многие нашли смерть, тогда как оставшиеся в живых были проданы в рабство в Египте. Эпоха крестовых походов закончилась захватом Акры мусульманами в 1291 году.

1.3. Результаты крестовых походов

Крестовые походы имели важное политическое и социальное значение для Западной Европы. Феодализм был ослаблен тем, что большая часть рыцарей и дворян, участвовавших в походах, не вернулась домой, и тем, что многие продавали свои земли крестьянам или процветавшему среднему классу горожан, чтобы получить деньги для походов. Города, управлявшиеся феодальными сеньорами, часто могли выкупать хартии, дававшие им право самоуправления. Короли могли централизовать власть, опираясь на средний класс, который благоприятно относился к появлению сильного единого национального государства под управлением монарха, что давало безопасность для их занятий.

Что касается религиозного значения, то папство упрочило свой престиж, однако соперничавшие с папством усилия наций по ведению крестовых походов привели к возбуждению национального чувства, которое в конечном счете ослабило папскую власть. Создание Латинской империи в Константинополе углубило религиозные противоречия между Западом и Востоком, ослабило Византийскую империю и привело к ее падению в 1453 году. Возникновение военных орденов дало папе новые отряды покорных ему монахов.

Вместо того чтобы захватить мусульман силой, стало использоваться убеждение. Реймонд Лулл (ок. 1235–1315) - выходец из известного семейства с острова Минорка, изучил арабский язык и арабскую культуру от раба, которого он купил специально для этой цели. Чтобы будущие благовестники среди мусульман могли изучить арабский язык, литературу, культуру, он основал в 1276 году школу в Миромире на юго-востоке Испании и сочинял труды по апологетической аргументации для обращения мусульман. Он принял мученическую смерть в Северной Африке.

Не менее важны были в экономические результаты. Итальянские города, во главе которых стояла Венеция, начали торговлю с Ближним Востоком, как только это стало возможным после успеха I Крестового похода. Торговля предметами роскоши Ближнего Востока - шелком, пряностями, благовониями - заложила экономические основы для покровительства деятелям искусства в эпоху Возрождения в Италии. Люди, возвратившиеся из крестовых походов, хотели иметь возможности купить все те предметы роскоши, которые они видели на Ближнем Востоке.

Хотя крестовым походам не удалось в конечном итоге освободить Иерусалим от мусульманского владычества, они принесли много пользы Западной Европы и помогли ей избавиться от культурного провинциализма. Арабская философия, наука, литература распространились в Западной Европе и изучались схоластами, которые пытались синтезировать эти знания с христианским Откровением.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1095: Глаза пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спали, но не спало сердце его. 1428 (3570). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывавший о ночи вознесения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из мечети Каабы, сказал: «(Однажды,

Из книги Заговоры: Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул автора Познанский Н Ф

Глава 1291: Браки с девственницами. 1746 (5077). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) я спросила (пророка, да благословит его Аллах и приветствует): “О посланник Аллаха, скажи мне, если бы ты остановился в долине, где есть и уже объеденные, и

Из книги Том 1. Аскетические опыты. Часть I автора Брянчанинов Святитель Игнатий

1095 M?lusine, VI, 110.

Из книги Моя жизнь во Христе. Том 2 автора Кронштадтский Иоанн

Крест свой и Крест Христов Господь сказал ученикам Своим: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет .Что значит крест свой? Почему этот крест свой, то есть отдельный каждого человека, вместе называется и Крестом Христовым?Крест

Из книги Европа и ислам: История непонимания автора Кардини Франко

Запись 1095 Словесное существо! помни, что ты имеешь начало от слова Всетворца и в соединении (чрез веру) с зиждительным Словом, посредством веры, сам можешь быть зиждителем вещественным и духовным. Веруй, что при вере твоей в зиждительное Слово Отчее и твое слово не

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Запись 1291 Тот грех, на который ты не соизволяешь, не вменяется тебе; напр., невольное преткновение на молитве, помыслы скверные и хульные, непроизвольная злоба, с которою мы усердно боремся, скупость, которой мы отвращаемся - это все нападения злого духа. Наше дело терпеть,

Из книги Философия культа автора Флоренский Павел Александрович

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Как понимать слова, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей тьмы века сего»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряУже в самом начале бытия мира, когда древний искуситель нашел вход в сердца наших прародителей, и

Из книги Религия Креста и религия полумесяца: Христианство и Ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

1095 См. раздел «III. Органопроекция», ч. 2, называемую «Воплощение формы (действие и орудие)», книги Флоренского «У водоразделов мысли» (Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 3 (1). М., 1999.C. 402-421.Флоренскому была известна книга: Карр Ernst. Grundlinien einer Philosophie der Technik. Braunschweig,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Преподобный Агапит Печерский, Безмездный Врач (+ 1095) Память его празднуется 1 июня в день преставления, 28 сент, вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-ПечерскихПрп.

Из книги Крест Гитлера автора Люцер Эрвин

ЧАСТЬ III От религии полумесяца к религии Креста Переходы из ислама в Христианство в IX–X веках по свидетельству арабских хроник Бытует мнение, согласно которому ислам считается «необращаемой» религией, однако оно верно лишь отчасти. Менее распространенное мнение о

Из книги Молитвослов на русском языке автора

2. Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством. По воле Господа, в Египте начнется междоусобная война. И действительно, уже при жизни Исаии нижний Египет распался на несколько царств,

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

КРЕСТ ПРОТИВ МИРА Гитлер стал диктатором страны, которая была христианской (по крайней мере, номинально). Перед ним стояла задача: как лишить миллионы людей их веры в Бога и Христа. От христианства не отказывались полностью, однако оно было заменено «позитивным

Из книги автора

Преподобный Агапит Печерский (+1095) Агапит Печерский (Безмездник) (? – 1 июня 1095) – инок Киево-Печерского монастыря, врач безмездный.Святой Русской православной церкви, почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю) 1 июня и 28 сентября (Собор

Из книги автора

1095. Еще к делу о защите перевода LXX Милость Божия буди с вами! Просмотрел - писанное преосвященным Агафангелом, и сделал свои заметки, которые пойдут по тяжелой - с приложением и брошюрок моей статьи. Одну мысль забыл отметить: пророчества яснее. Но они вообще ясны и у 70-ти.

Из книги автора

1291. При посылке книг. О чем говорит боль и проч. Милость Божия буди с вами! Благодарствую за благожелания. Даруй Господи вам поговеть получше-получше. Головную боль терпите благодушно. Она означает, что есть Любящий вас, который напоминает вам о Себе! Черничке


^ У р о к 26. ПОЛУМЕСЯЦ ПРОТИВ КРЕСТА

Ключевые понятия и термины: турки-сельджуки, турки-османы, султан, «живой налог», янычары, церковная уния, «Византия после Византии».

Текущий контроль. Может быть проведен в форме ответов на вопросы к § 24 и проверки выполнения заданий в рабочей тетради. Кроме того, в начале или по ходу урока желательно активизировать знания по истории Византии (§ 5), Болгарии (§ 7) и особенно по истории Четвертого Крестового похода (§ 14), задав детям вопросы: чем закончился для Византии Четвертый Крестовый поход? Когда Византия была восстановлена? Какие территории входили в это время в состав империи ромеев? Когда возникло Второе Болгарское царство?

План изучения нового материала: 1. Политическая карта Балканского полуострова в XIV - начале XV в. Упадок Византии. 2. Болгария и Сербия в XIV в. 3. Возникновение Османской державы. 4. Византия в поисках союзников. Церковная уния. 5. Падение Константинополя. «Византия после Византии».

Комментарий. Восточная Римская империя, на целое тысячелетие пережившая Западную, не смогла ответить на очередной вызов времени - наступление Османской империи. Однако натиск османов оказался вызовом не только и не столько для Византии, сколько для всего христианского мира, и Запад тоже оказался не на высоте. Сначала он долго медлил с помощью, ожидая от Византии уступок в религиозных вопросах (т. е. церковной унии), а когда дождался, все равно оказался слишком слаб и разрознен для организации эффективного отпора османам, что предопределило огромные проблемы для самой же Западной Европы в XVI-XVII вв. К тому же в критический момент вновь заявил о себе религиозный фактор: уния, не обеспечив Византии реальной помощи Запада, в то же время расколола византийское общество и тем самым ослабила его возможность сопротивляться туркам. Естественно, в этом противостоянии Запада и Востока, отягощенном так и не преодоленными противоречиями между католиками и православными, не могла не звучать и проблематика «своих» - «чужих». Достаточно сказать, что в почти уже осажденном Константинополе многие считали, что лучше чалма султана, чем папская тиара.

На фоне трагической гибели Византии тем более впечатляюще выглядит возвышение Османской империи, уже в XIV в. ставшей европейской державой. Ее устройство, при всей его нацеленности на войну, стало новым и очень эффективным в условиях позднего Средневековья вариантом развития государственности.

Наконец, еще одной сквозной темой урока является судьба после 1453 г. византийских традиций, сыгравших важнейшую роль и в истории России. Впрочем, наследницей какой-то части византийских традиций стала и сама Османская империя, которая, как и Византия, претендовала на преемственность по отношению к Риму.

1. Изучение нового материала целесообразно начать с обращения к карте, на которой учащиеся должны сами найти Балканы и Малую Азию. Учитель предлагает ученикам вспомнить, с какими проблемами столкнулись в тот же период, т. е. в XIV-XV вв., страны Западной и Центральной Европы. Дети, скорее всего, вспомнят «Черную смерть», Столетнюю войну, крестьянские восстания, Гуситские войны, феодальные распри, нарастание в ряде стран нетерпимости к иноверцам. Учитель может пояснить, что некоторые из этих проблем специфичны для Западной или Центральной Европы, другие же относятся ко всей Европе, включая ее юго-восток. Так, эпидемия чумы уничтожила в Византии треть населения, страна была ослаблена народными восстаниями, междоусобицами, борьбой за престол. Ученики находят Византию на картах, относящихся к XIII и к XIV-XV вв., и отмечают сокращение ее территории. Учитель задает вопрос: кто же отбирает у Византии последние ее земли? Дети находят на карте, что на восточных границах появился новый враг - турки-османы. Но Византия теряет земли и на Балканах, причем до того, как турки проникают в Европу. Кто же эти европейские, христианские враги Византии?

2. Вряд ли целесообразно на уроке останавливаться на истории кратковременного усиления и стремительного ослабления Болгарии и Сербии; учителю следует лишь донести до учеников мысль, что соперничество этих двух государств между собой и с Византией ослабило их и сделало легкой добычей османов.

3. Учитель спрашивает: почему Османское государство, сначала маленькое и ограниченное в своих ресурсах, быстро усиливалось? Дети, конечно же, вспомнят о противоречиях между его врагами, но тут следует подчеркнуть, что дело еще и в очень хорошо продуманной организации армии и государства. С помощью наводящих вопросов ученики приходят к тому, что агрессивное растущее государство должно организовать пополнение своей армии за счет завоеванных народов, т. е. к идее организации корпуса янычаров. Информацию об успехах османов удобнее всего обобщить в виде таблицы, включающей основные события в строго хронологической последовательности. При этом можно раздать детям заготовки таблицы (начертить на доске), в которой левый столбец заполнен полностью, а в правом заполнена лишь первая строка; остальное учащиеся по ходу урока заполняют самостоятельно.

Первые завоевания османов в Европе

Поражение Сербии в битве на Косовом поле

Поражение крестоносцев под Никополем

Конец XIV в.

Захват османами Болгарского царства

Осада Константинополя султаном Баязидом; его поражение при Анкаре

1438-1439 гг.

Ферраро-Флорентийский собор; Флорентийская уния

Поражение крестоносцев под Варной

Падение Константинополя

4. Причины успехов турок-османов изучаются с опорой на источник. Однако и после такого тяжелого поражения Византия получила благодаря разгрому османов при Анкаре около 50 лет передышки. Все ли она сделала, чтобы избежать завоевания? Помогло или помешало ей заключение унии? (В этой связи учитель спрашивает, в каком значении слово «уния» уже знакомо ученикам, и предлагает им самим сформулировать, что может означать понятие «церковная уния».) Почему Запад, несмотря на унию, в 1453 г. фактически не пришел на помощь Византии? Поиски ответа на этот вопрос можно организовать в форме «мозгового штурма». Основной вопрос: кто в Европе мог бы в тот момент прийти на помощь Византии? - разбивается на ряд подвопросов. Дети сами должны вспомнить наиболее могущественных государей тогдашней Европы, а в ряде случаев и сообразить, почему тот или иной монарх не мог послать войско на выручку Константинополю. Папа римский? Но он почти не имел собственных войск и мог выступить лишь организатором. Короли Англии и Франции? Но оба государства были истощены Столетней войной, и в 1453 г. никто еще не мог быть уверен, что война действительно закончилась. Больше возможностей в этом плане было у герцога Бургундии, но Филипп Добрый слишком хорошо помнил, как его отец Иоанн Бесстрашный был разгромлен под Никополем в 1396 г., да к тому же опасался, что его отсутствием воспользуется в своих целях французский король. Германский император? Но, несмотря на громкий титул, его ресурсы были слишком ограничены, чтобы собрать необходимое войско. Пиренейские государи были заняты внутренними распрями и (в случае с Кастилией) борьбой с Гранадским эмиратом. Венецианцы и генуэзцы, располагавшие сильным флотом и деньгами, не хотели ссориться с султаном, рассчитывая вести в его владениях выгодную торговлю. Польша боролась с Орденом, Чехия еще не оправилась после Гуситских войн. Оставалась Венгрия, которая прекрасно понимала опасность, но ее силы были подорваны поражениями от турок в 1444 и 1448 гг. (о последнем, впрочем, в учебнике не упоминается). Совместными усилиями ученики приходят к выводу, что Византия и не могла получить значительной помощи.

5. Наряду с сюжетом о падении Константинополя, как таковым, который можно изучать с опорой на иллюстрации, пожалуй, еще более важен вопрос об историческом значении этого события. Последний вопрос лучше всего разобрать на материале отрывков из источников, отражающих разные точки зрения на падение Константинополя. Ученикам раздаются распечатки отрывков.

Византийский историк Дука. «Плач о Константинополе»

О, город, город, глава всех городов! О, город, город, центр четырех сторон света! О, город, город, гордость христиан и гибель варваров! Где красота твоя, Рай? Где останки святых, где останки мучеников? Где прах великого Константина и других императоров?

Польский историк Ян Длугош

Поражение Константинополя, одновременно и жалкое, и печальное, было огромной победой турок и крайним поражением греков, бесчестием латинян. Благодаря этому католическая вера была задета… имя Христа унижено и оскорблено. Один из двух глаз христианства был вырван, одна из двух рук ампутирована.

Из древнерусской «Повести о взятии Константинополя»

О, горе тебе, седьмохолмый, что поганые тобой обладают, ибо сколько благодатей Божьих в тебе просияло, порой прославляя тебя и возвеличивая более всех иных городов, иногда самым различным образом и многократно наказуя и наставляя дивными деяниями и чудесами преславными, порой прославляя победами над врагами, и беспрестанно поучая и к спасению призывая, и жизненным обилием радуя и украшая всячески! Ты же, безумный, отворачивался от божественной милости к тебе и щедрот и тянулся к злодеянию и беззаконию. И вот теперь явил Бог свой гнев на тебя и предал тебя в руки врагам твоим. И кто об этом не восплачет или не зарыдает!

Турецкий историк XVI в. Саад-ад-Дин

Грабеж продолжался три дня, и не было ни одного воина, который не стал бы богатым благодаря захваченной добыче и рабам. По прошествии же трех дней султан Мехмед запретил под страхом тяжких наказаний продолжать грабеж и резню, которая все еще не утихала. Все повиновались его приказу. Когда наступило полное спокойствие, вместо нелепого колокольного звона раздался приятный голос муэдзина, возвещающий пять раз в день час молитвы. Из церквей выбросили идолов, приделали минареты; одним словом, не забыли ничего, чтобы превратить их в места благочестия для мусульман.

Работу с этими отрывками можно организовать по-разному. Можно раздать каждому ученику по одному отрывку и предложить объяснить высказанную в нем позицию. Второй вариант - раздать по два отрывка и предложить определить и объяснить различия. Наконец, третий вариант - раздать каждому ученику все четыре отрывка, но без заглавий и предложить ребятам самим определить, где византийский текст, где древнерусский, где польский и где турецкий.

Второй возможный вариант изучения темы падения Константинополя - заранее дать задание двум командам учеников подготовиться к диспуту по теме «Было ли неизбежным падение Константинополя?» и провести его на уроке.

Для закрепления этого важного материала можно задать на дом составить рассказ о событиях 29 мая 1453 г. от имени кого-либо из его участников (задание 6 к § 25); при этом круг действующих лиц может быть расширен, например можно включить западноевропейского воина, приехавшего защищать Константинополь (таких было немного, но они были), или паломника из Московской Руси.

Последний важный аспект данной темы - судьбы византийского культурного и политического наследия. Можно спросить учащихся: как вы думаете, что означает выражение «Византия после Византии»? Ученики приходят к выводам, что в преддверии и сразу после падения Константинополя многие греки должны были покинуть родину и переехать в другие христианские страны, причем как в православные, так и в католические, и что их деятельность на новых местах должна была сыграть немаловажную роль. Можно предложить учащимся сделать предположения, в частности, как могли быть использованы византийцы в Италии раннего Возрождения.

Работа с источником. При работе с текстом учащиеся могут обратить внимание на численное превосходство турок (хотя на самом деле не столь значительное, как утверждает Шильтбергер), на наличие у турок сильного союзника (Деспота Сербии), на отсутствие у христиан дисциплины. Действительно, хотя официально главой христианского войска считался венгерский король Сигизмунд (тот самый, который позже запятнал себя расправой над Яном Гусом и был главным организатором походов против гуситов), но герцог Бургундии Иоанн Бесстрашный (дед Карла Смелого) не стал его слушаться, даже когда король «умолял его». Следует обратить внимание детей на трагичность положения Деспота Сербии, который через 7 лет после битвы на Косовом поле вынужден был сражаться на стороне турок против христиан, чтобы спасти свою страну от полного порабощения и разорения.

Работа с иллюстрациями. По иллюстрации на с. 237 можно предложить детям описать систему укреплений Константинополя, при необходимости предоставив им дополнительные сведения (см. Приложение). Сравнение турецкой крепости со стенами Константинополя поможет детям прийти к выводу, что турки к середине XV в. прекрасно умели строить сильные крепости. Наиболее информативна иллюстрация «Осада Константинополя» (с. 239). Можно предложить детям составить на основании иллюстрации, а также плана Константинополя на с. 50 рассказ об осаде; при этом они могут обратить внимание на блокаду города с суши и с моря, на систему укреплений города (стены и башни основной части города и Галаты, а между ними - цепь через залив Золотой Рог), на то, как турки перетаскивают свой флот из Босфора в Золотой Рог (мимо Галаты) по суше (как киевский князь Олег в 907 г.).

Работа с картой. Сравнение территории Византии на картах на с. 144 (Четвертый Крестовый поход) и на с. 235 показывает, как сократилась эта территория, причем не только из-за наступления османов. Можно предложить детям проследить по карте ход османской экспансии и сделать вывод: возможно ли было удержать Константинополь в условиях, когда османы захватили уже большую часть Балканского полуострова?

^ У р о к 27. ИНДИЯ, КИТАЙ, ЯПОНИЯ

Ключевые понятия и термины: раджа, каста, варна, пещерный храм, Великий шелковый путь, крестьянская война, пагода, икебана, самурай.

Текущий контроль. Лучше всего организовать контроль по заданиям к § 25. В плане обобщения материала раздела «Осень Средневековья» можно обсудить, наряду с заданиями к главе, задания 5 и 6 на с. 241. Далее детям необходимо вспомнить, в какой связи в курсе истории Средних веков уже заходила речь об Индии и Китае (в связи с арабскими завоеваниями, а о Китае еще и в § 12 в связи с путешествиями Марко Поло).

План изучения нового материала: 1. Индия. 2. Китай. 3. Япония. 4. Культура стран Востока.

Комментарий. Следует иметь в виду, что история стран Азии, Африки и Америки сознательно дается в учебнике более сжато, чем история стран Европы. Каждый параграф этой главы охватывает многовековую историю нескольких стран или регионов. В целом в этих параграфах меньше имен и событий, характеризуются лишь наиболее важные черты экономики, общества, государственности и культуры. Для углубленного изучения этих регионов (если будет позволять время) необходимо привлечение дополнительных источников информации. По возможности желательно провести во внеурочное время экскурсию в музей, располагающий соответствующими коллекциями (Музей искусства народов Востока в Москве, Эрмитаж в Петербурге).

На уроке изучается история трех очень разных стран Востока, которые сыграли и продолжают играть огромную роль в мировой истории; чтобы подчеркнуть для детей их важность, достаточно упомянуть, что в них сосредоточено около 40% населения Земли. К тому же две из этих трех стран являются сухопутными или морскими соседями России.

Среди множества проблем, которые встают при изучении истории стран Востока, в учебнике выделены несколько наиболее важных. Во-первых, это постоянная борьба с внешней опасностью (меньше выраженная в Японии в силу ее островного положения); особенно показательна в этом смысле борьба Китая с северными кочевниками, которые, естественно, выступают в качестве «чужих». Во-вторых, это постоянное сосуществование разных религий и идеологических систем (индуизм и буддизм, индуизм и ислам в Индии, конфуцианство и буддизм в Китае, буддизм и традиционные верования в Японии), которое, несмотря на все возникавшие проблемы, оказалось очень плодотворным для развития культуры. В-третьих, это особенности развития общества и государства, которые закрепляли сложившийся порядок, делали его, несмотря на внешние опасности, максимально стабильным, подверженным лишь самым медленным и ограниченным переменам (общинное устройство и кастовая система в Индии, роль императорской власти и чиновничества в Китае). Очень показательно, что те китайские изобретения, которые, будучи восприняты или открыты заново в Европе, способствовали там колоссальным переменам (порох, книгопечатание), в самом Китае не оказали такого воздействия.

1. Целесообразно уделить некоторое время активизации знаний по истории Индии и Китая из курса истории 5 класса. Желательно, чтобы дети вспомнили с помощью наводящих вопросов основные данные о географическом положении и климате Индии и Китая (здесь желательно использование физической карты мира или Азии, из которой школьники, направляемые учителем, могут сами извлечь много информации о природе и климате изучаемых стран, занятиях их жителей), о варнах (которые в некоторых учебниках для 5 класса в дидактических целях названы кастами), о Великой Китайской стене, о самых знаменитых открытиях и культурных достижениях Индии и Китая (индийские цифры, которые мы называем арабскими, бумага, порох, компас и многое другое). Обязательно должны прозвучать такие названия, как Аравийское море, Бенгальский залив, Гималаи, Инд, Ганг, Янцзы, Хуанхэ, Индийский и Тихий океаны. В связи с кастовой системой в Индии можно предложить детям вопрос: а каким образом обосновывалась естественность неравенства в средневековой Европе? (Они могут вспомнить о теории трех сословий.)

Дальнейшую работу над материалом этого раздела лучше всего организовать в процессе изучения интереснейшего источника, который важен и с точки зрения будущего курса отечественной истории, - «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Богатство Индии и могущество ее правителя предстают здесь в красочном описании торжественного выезда султана.

2. При изучении этой части материала целесообразно заполнить таблицу (см. ниже). При этом можно записать на доске или раздать детям заготовку таблицы, в которой будет заполнен материал лишь по первой из средневековых династий; остальные части заполняются самостоятельно по учебнику или по ходу объяснений учителя.

Учителю следует обратить внимание на то, чтобы при характеристике каждого периода явственно звучали проблемы северных кочевников: это подготовит детей к изучению на следующем уроке монгольских завоеваний. Например, при характеристике эпохи Сун можно не только отметить, как это сделано в учебнике, что в XII в. кочевники захватили весь север страны, но и дополнить, что на этих территориях они создали свое государство - империю Цзинь, в которой была воспроизведена китайская система государственного управления. При этом завоеватели (чжурчжэни) демонстративно противопоставляли себя местному населению, в результате чего государство оказалось непрочным и было легко завоевано монголами в 1209-1220 гг. (с захватом Пекина в 1215 г.). Особенно показательно с точки зрения восприятия китайцами «северных варваров» отношение китайцев к монгольской по происхождению династии Юань, вновь объединившей весь Китай в 70-е гг. XIII в. С одной стороны, китайцы никогда не переставали помнить о чужеземном происхождении династии, несмотря на усвоение монголами китайских традиций организации власти. Но с другой стороны, китайские историки ни в Средние века, ни в наше время не рассматривали и не рассматривают эпоху правления монгольской династии как период ига или порабощения. Юань - такая же эпоха собственно китайской истории, как время правления любой другой династии. Желательно пояснить ученикам, что небольшой нахлест дат (династия Сун заканчивается в 1279 г., а династия Юань начинается в 1271 г.) связан с тем, что хан Хубилай принял титул императора на несколько лет раньше, чем монголы окончательно сломили сопротивление династии Сун.

Династия

Краткая характеристика периода, его главные события

Объединение и расцвет страны после периода раздробленности и междоусобиц. Присоединение областей на западе страны. Торговля по Великому шелковому пути со странами, расположенными дальше к западу. Широкое распространение буддизма. Религиозная терпимость. В конце периода - мятежи знати и крестьянская война под предводительством Хуана Чао

Новое объединение почти всей страны и новый расцвет Китая, но на фоне мятежей знати, восстаний крестьян и постоянной угрозы со стороны северных кочевников. Образование государства у монголов и завоевание ими Китая

Опустошение страны, гибель населения, но затем восстановление монголами прежней системы управления империей. Установление связей с Европой

1368-сер. XVII в.

Свержение власти монголов. Новый расцвет Китая

3. Поскольку карта в учебнике не включает Японию, для характеристики ее географического положения следует использовать соответствующую физическую карту. Это позволит акцентировать на примере Японии проблематику взаимодействия человека и природы. В то же время история Японии дает возможность проследить, хотя бы пунктирно, еще один региональный вариант возникновения государства. Обычно у детей вызывает интерес история самураев; если время позволяет, можно поручить одному из учеников заранее подготовить короткое сообщение на эту тему, опираясь на дополнительную литературу или ресурсы Интернета.

4. При рассмотрении материала по истории культуры Индии и Китая важно еще раз подчеркнуть плодотворность сосуществования разных этносов, религий и культур. Целесообразно максимально использовать иллюстративный ряд учебника, при необходимости привлекая и комментарии к иллюстрациям. По возможности желательно использовать слайды, видеофильмы или иллюстративные возможности Интернета.

Работа с источником. «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (отрывок из него приведен в переводе Л. С. Семенова) является одновременно и замечательным памятником древнерусской литературы, и важным источником по истории средневековой Индии. Никитин попал туда более или менее случайно: будучи ограблен по пути в Закавказье, он не мог возвратиться домой, поскольку не имел средств расплатиться с кредиторами. В Индии Никитин рассчитывал поправить свои дела, но в конечном счете остался разочарован возможностями торговли с ней. Пребывание Афанасия Никитина в Индии датируется 1471-1474 гг. Это время он провел в государстве Бахманидов, одном из крупнейших в Индии; в XIV в. оно обособилось от Делийского султаната. В отрывке описывается торжественный выезд юного султана Мухаммеда III, который Никитин наблюдал в городе Бидар в центральной части Индии. Красочное описание боевых слонов показывает, насколько впечатлен был этим зрелищем чужеземец из далекой России. Упоминание «тысячи коней верховых в золотой сбруе» соответствует принятому обычаю включать множество верховых коней без всадников, но в пышной сбруе в торжественный выезд султана, чтобы подчеркнуть его богатство.

Работа с картой. Помимо уже упоминавшейся работы с физической картой, следует использовать карту в учебнике. В частности, на ней отчетливо видно, что опасность со стороны кочевников угрожала и Индии, и Китаю с севера и с северо-запада. Кроме того, по карте необходимо проследить возникновение, расцвет и упадок Делийского султаната.

ВАРИАНТ 1.

1. Главной задачей духовно – теоретической деятельности является

2) сохранение духовных благ

2. Культура в наиболее широком смысле слова означает

1) уровень воспитанности отдельной личности

2) образ жизни и стандарты поведения группы людей

3) созданные человечеством материальные и духовные блага

4) совокупность произведений изобразительного искусства

3. Верны ли следующие суждения?

А. Там, где невозможно по тем или иным причинам познание, нередко открывается широкое поле деятельности для веры.

Б. Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны.

4. Наукой о морали, нравственности является

1) этика;

2) экзистенция;

3) эстетика;

4) эклетика.

5. Какое из перечисленных ниже определений не относится к определению морали?
1) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;
2) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий;
3) система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов;
4) форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности.

6. Безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств, называется
1) категорическим императивом
2) «золотым правилом нравственности»
3) научным мировоззрением
4) духовной потребностью.

7. Верны ли следующие суждения?

А. Создание, сохранение и распространение духовных ценностей направлены на удовлетворение духовных потребностей людей.

Б. Мода не оказывает на духовное потребление никакого большого влияния.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

8. Верны ли следующие суждения?

А. Духовное производство осуществляется, как правило, особыми группами людей, духовная деятельность которых является профессиональной.

Б. Духовное производство наряду с профессиональной деятельностью включает в себя и деятельность, постоянно осуществляемую

народом.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

9. Совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о высших моральных требованиях

1) идеал; 2) ценность; 3) право; 4) религия.

10. Центральными в этике являются понятия
1) общего и частного;
2) добра и зла;
3) абсолютного и относительного;
4) идеального и материального.

Часть В.

В1. Вам представлена учреждения, которые способствуют сохранению и распространению духовных ценностей, но одно из них является исключением из данного списка.

Архив, музей, администрация, школа, СМИ, библиотека.

В2. Выполните соотнесение.

Термин

Определение

1. Духовное потребление

А. Личностное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований.

2. Ценности

Б. Одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы, социальной общности людей, тех или иных личностей.

3. Долг

В. То, что наиболее дорого, свято для индивида, для сообщества людей.

4. Моральная оценка

Г. Совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представления о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

5. Идеал

Д. Процесс удовлетворения духовных потребностей людей

В3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «нравственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о нравственности.

Вопросы

Обыденное мировоззрение

Религиозное мировоззрение

Научное мировоззрение

Характерные черты

А.

Г.

Ж.

Сильная сторона

Б.

Д.

З.

Слабая сторона

В.

Е.

И.

Варианты ответов:

Часть С.

<...> <...> <...> <...>

(С.Э. Крапивенский)

С1 . Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.

С2.

С3.

Духовный мир человека и деятельность.

ВАРИАНТ 2.

Часть А. Выберите правильный ответ.

1. Основной задачей духовно-практической деятельности является

1) производство духовных благ

2) изменение сознания людей

3) потребление духовных ценностей.

4) распределение духовных ценностей

2. Верны ли следующие суждения?

А. Мировоззрение представляет собой взгляд человека на мир в целом.

Б. Мировоззрение представляет собой отношение человека к окружающему миру.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

3. Наукой о морали, нравственности является

1) этика; 2) экзистенция;

3) эстетика; 4) эклектика.

4. Качество духовного потребления зависит от

1) культуры субъекта деятельности;

3) исследования социологов

4) организации досуга

5.Понятие «духовная культура личности» включает в себя

1) сложившиеся в обществе стандарты поведения в политической жизни;

2) представления человека о самом себе, о своем предназначении в мире;

3) религиозные верования т ритуалы, отличающие одну конфессию от другой

4) научные знания, накопленные человечеством за весь период его существования.

6. Верны ли следующие суждения?

А. Подходить к нравственной оценке необходимо исходя из конкретных условий, в которых протекает деятельность человека.

Б. Самовоспитание в сфере нравственности - это прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому

себе, по всем видам своей деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

7. Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией

1) долга; 2) совести;

3) чести; 4) достоинства.

8. Выберите определение, соответствующее понятию «мораль»:
1) совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о наиболее возвышенном в человеке;
2) осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;
3) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;
4) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий.

9. Понятие категорического императива было сформулировано

1) Д. Дидро;

3) Г.Ф. Гегелем;

2) И. Кантом;

4) К. Каутским

10. Верны ли следующие суждения.

А. Без совести нет нравственности.

Б. Совесть - внутренний суд, который человек вершит над самим собой.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

Часть В.

В1. Вам представлена классификация типов мировоззрения, но один из них не относится к данной классификации. Выпишите лишний термин в виде ответа.

Теоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, мироцентризм.

В2. Выполните соотнесение

Термин

Определение

1. Духовное производство

А. Системообразующее начало нравственных понятий.

2. Идеал

Б. Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

3. Добро

В. Деятельность людей по созданию духовных ценностей.

4. Убеждение

Г. Совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

5. Менталитет

Д. Совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представления о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

В3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об мировоззрении.

В4. Заполните пропуски в таблице. Запишите ответ в виде

Вопросы

Обыденное мировоззрение

Религиозное мировоззрение

Научное мировоззрение

Характерные черты

А.

Г.

Ж.

Сильная сторона

Б.

Д.

З.

Слабая сторона

В.

Е.

И.

Варианты ответов:

1.опирается на непосредственный жизненный опыт человека.

2. человек еще не занял в научном мировоззрении преобладающего места.

3. нетерпимость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки

4.основой являются религиозные учения, содержащиеся в памятниках мировой культуры: Библия, Коран, Талмуд и т.д.

5. мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры.

6. основана на научной картине мира, на обобщенных итогах достижений человеческого познания

7. возникает стихийно в результате практической деятельности человека

8. тесная связь с мировым культурным наследием.

9. обоснованность, реалистичность, связь с производственной и социальной деятельностью людей.

Часть С.

Прочтите текст и выполните задания С1-С3.

«Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой воз­вышенной <...> Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными <...>; здесь разверты­вается производство идей <...>; здесь в значительной степени про­исходит и их потребление <...>

Ради удовлетворения духовных потребностей и осуществляет­ся духовное производство, единая, генеральная цель духовного производства - воспроизводство общественного сознания в его целостности.

Среди функций духовного производства выделим, прежде все­го, духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политиче­ской, социальной).

Однако процесс духовного производства нельзя считать завер­шенным, как только получены новые идеи, прикладные и фунда­ментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве матери­альном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть прой­ти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуще­ствляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просве­тительные учреждения, средства массовой информации.

Есть еще одна важная функция духовного производства - про­изводство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относи­тельно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное об­стоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент».

(С.Э. Крапивенский)

С1. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.

С2. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.

С3. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направ­ленной на совершенствование экономической, социальной и по­литической сфер общественной жизни.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Поэтому духовному воспитанию молодежи призвано способствовать качественное улучшение всей учебно-воспитательной работы. В соответствии со Стандартами на ступенях начального общего и основного общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся является составляющей Образовательных программ всех школ России. Среди личностных результатов освоения программ на первом месте находится формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей и нравственной культуры многонационального российского общества.

И особенно значительную роль в этом отношении приобретает стимулирование педагогами и родителями собственных усилий обучающихся по самосовершенствованию. Давно стала даже крылатой образная мысль: ученик не сосуд, наполняемый знаниями, а факел, который нужно зажечь благородным огнем самосовершенствования.

Известно, что испокон веков костяк общественной нравственности составляли религиозные нравственные постулаты и моральные заповеди. Вот почему культурологическое изучение религии сегодня уже само по себе много дает в совершенствовании нравственного мира людей. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах православной культуры, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение и потому, что характер светской школы определяется, в том числе, и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

Нравственная культура дает возможность человеку не только войти в богатый духовный мир мыслей и чувств, но и помогает ему стать свободным и независимым от тех стереотипов, примитивных шаблонов накопительства, зависти, тщеславия, которые, к сожалению, распространены среди морально равнодушных и злых людей.

Конечно, в индивидуальном нравственном совершенствовании многое зависит от работы интеллекта самой личности и осознания ею нравственного смысла жизни. Можно спорить со старым «правилом»: работай над очищением своих мыслей, и если у тебя не будет дурных мыслей, то не будет и дурных поступков. И все же доля истины в нем есть. Не случаен вывод А. Чехова — писателя, так глубоко показавшего многие нравственные проблемы: «В человеке все должно быть прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли» . А в своем письме к брату он пишет: «Чтобы воспитываться и не стоять ниже уровня среды, в которую ты попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из «Фауста»… Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля». Т.е. одним из важных нравственных ориентиров самосовершенствования писатель считает работу человека над собой. И особенно подчёркивал Антон Павлович Чехов определяющую роль веры в ценности человеческой личности: «Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек…» . При этом веру он рассматривает как способность духа, которая доступна только «высоким организациям». Именно вера человека и моральные заповеди, по мнению А.П. Чехова являются определяющими духовными ориентирами самосовершенствования.

Что же дает человеку нравственная культура, основу которой составляют гуманизм, моральный долг, совесть, достоинство и честь? Прежде всего — способность переживать благородные, нравственные, добрые чувства, просветляющие человеческую жизнь. Именно способность вести истинно человеческую жизнь и не замыкаться в биологических потребностях. Именно собственно человеческие сокровища души начинаются там, где человек включается в мир нравственных мыслей и чувств.

Известно, что эти благородные чувства во многом уже прививаются человеку в результате приобщения к искусству и литературе, которые без преувеличения можно назвать великими учителями нравственного языка. Дело в том, что наиболее наглядно в концентрированном виде человек включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла в искусстве и литературе. Хорошая, тем более потрясшая человека пьеса, кинофильм, художественное произведение — все это, как прожектором, в более яркой форме высвечивает благородные человеческие чувства и мысли. И многие люди, которые, может быть, в сутолоке будней и не обращают внимания на нравственные проблемы, теперь, ведомые талантливым писателем, режиссером, художником или писателем проникают в суть явлений, переживают облагораживающие чувства.

А ведь жизнь богаче любой толстой книги... И умение видеть, понимать и переживать благородные гуманные чувства, эмоции удовлетворения, удовольствия и радости от свершения хорошего дела помогают человеку стать более счастливым.

Разумеется, далеко не каждый человек познает мир нравственных отношений и может быть счастлив, совершая добрые, гуманные поступки. В сознании некоторых людей личное счастье человека ограничено, а то и противопоставлено интересам других людей. Иногда так может показаться потому, что человек не задумывался глубоко над самим собой, своими переживаниями, не сопоставлял своих радостей с тем хорошим, что он сделал людям. Этому может мешать своего рода нравственная глухота. Представим себе, что человек, который не имеет музыкального слуха и к тому же музыкально не образован, приходит на концерт слушать сложную симфоническую музыку. Даже если из вежливости он изображает внимание, ему скучно, он не испытывает наслаждения, которое переживают другие, оказываясь в мире музыки, эмоциональных состояний, эстетических чувств. Так и мир нравственных чувств, тонких и возвышенных переживаний, благородных человеческих устремлений доступен разным людям не в одинаковой степени. Поэтому черствые, равнодушные люди, не понимая этого, как бы обделяют и обедняют себя, крайне ограничивают себя в своем мирке мелких мыслей, в своей самодовольной уверенности, что эгоизм, замкнутость, материальные приобретения и есть смысл и счастье человеческой жизни.

Стремление стать оригинальным, интересным с помощью внешних признаков, бездумная погоня за модой, приобретательство обедняют духовный мир человека, приводят к потере индивидуального своеобразия личности. Вещизм, слепое приобретательство подавляют, подрывают духовные ценности человека, делают его весьма шаблонным, ограниченным. Он и не замечает, как обезличивает и обедняет себя. В результате психология такого человека начинает характеризоваться не только равнодушием к нравственным взаимоотношениям, к другим людям, душевной черствостью, но и определенной агрессивностью в достижении своих приобретательских целей и трусливостью, страхом потерять приобретённое, «выгодную позицию» в жизни. Эгоист, нравственно бедный человек теряет, по существу, много собственно духовного, человеческого. Эту сторону человеческих потерь заметил В. Белинский: «Хорошо быть ученым, воином, законодателем, но худо не быть при этом человеком!» .

Конечно, даже у нравственно развитых людей могут быть те или иные недостатки. И каждый человек в принципе способен далее улучшать и совершенствовать свой духовный мир, включаться в систему нравственных отношений. Для этого надо осваивать язык нравственных переживаний и нравственных мыслей, расширять в первую очередь диапазон добрых человеческих чувств. В основе овладения языком нравственных эмоций лежит стремление и установка не только переживать свои успехи и достижения, а и испытывать радостные, добрые чувства за других людей, за своих близких, друзей, товарищей. Это умение и желание совершать добрые дела, испытывать внутреннее удовлетворение от гуманных поступков, соучаствовать в переживаниях других, радоваться вместе с ними является ещё одним важным ориентиром самосовершенствования.

В психологической основе такого нравственного совершенствования лежит чувство сопереживания, мыслительно-эмоциональный перенос. Особенно наглядна эта способность в семейных отношениях. Редко можно найти человека, который не сопереживал своим близким, мысленно не ставил себя в их положение, не испытывал их эмоций, не радовался их успехам. И не только близким. Наверное, каждый сопереживает не только своим товарищам и родным, но и героям художественных произведений, героям кинофильмов. Вспомним, как тонко и со знанием дела включались Чехов, Достоевский, Лев Толстой в мир героев своих произведений, с какой симпатией к человеку описывают они переживания иногда незаметных и на первый взгляд малоинтересных людей. Глубоко раскрытый в литературе мир духовных переживаний «маленького человека» вызывает глубокие симпатии читателя. А почему же по отношению к своим знакомым, товарищам, родным, другим люди порой не проявляют такой чуткости?! Нет помощников: писателя, режиссера, артиста, которые открывают внутренний мир человека более зримо в художественном произведении. И все же каждый сам может стать «поэтом и художником» души человеческой. Здесь надо самостоятельно всмотреться в другого человека, представить его заботы, потребности, интересы, переживания. Как бы мысленно перевоплотиться в другого. Это помогает человеку выполнять свои нравственные обязанности не столько потому, что от него требуют и могут наказать за невыполнение или он ждет за это награду, а потому, что это доставит ему радость, внутреннее удовлетворение. Как заметил М. Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно» . И напротив, вынужденная добродетель теряет свою цену. «Добро по указу — не добро», — считал Тургенев. Наверное, эти мысли всем нам понятны.

А как важно своевременно заметить добрые ростки лучшего и хотя бы первые попытки человека сделать что-то хорошее. Ведь это так важно - опереться на положительное в человеке! В таком случае используют даже «моральное авансирование», поощрение сверх заслуг, как бы с авансом на будущее. Это своего рода выражение доверия к личности, что она его в будущем оправдает. Вспомним поучительный эпизод из «Педагогической поэмы». Макаренко, замечательный педагог, доверил бывшему рецидивисту Карабанову значительную сумму денег. Это было не только большое доверие и признание исправления, но и мощный стимул поверить в свои силы, по-настоящему начать новую честную жизнь. Карабанов хорошо выполнил поручение своего учителя и стал его верным помощником.

Ни для кого не секрет, что нравственные основы закладываются, прежде всего, в семье. В воспитании детей полезны специальные знания и умения, нужен личный пример родителей. Радует, когда родители несут своим детям духовность, и возникает уверенность, что они вырастут нравственными людьми. Ошибки в воспитании ребенка, ссоры между родителями по вопросам подхода и требований к нему могут сделать семейную жизнь безрадостной, а результатом такого воспитания чаще всего бывают грубость и плохое поведение маленьких детей и черствая неблагодарность взрослеющих детей.

К сожалению, родители подчас просто не понимают, какими последствиями могут обернуться их необдуманные поступки или даже просто слова. Например, маме кажется ненормальным, что его ребенок столь радуется солнечному лучику, нарядному мотыльку, зеленой травке. Она не приемлет этой, в сущности, мудрой детской жизнерадостности и позволяет себе сделать замечание ребёнку: «Чего ты смеешься, чему радуешься, разве деньги нашел?!» При этом, нужно не забывать, что задача культивирования радостных чувств у детей не означает, разумеется, что надо потакать детским капризам. Как заметил Пьер Буаст: «Не делайте из ребенка кумира; когда он вырастет, то потребует жертв» [викицитатник].

Нельзя забывать и о влиянии положительных примеров из жизни известных людей. Вспомним пример мужественного отношения к жизни Ирины Триус, автора книги «Жить стоит». Прикованная болезнью к постели, Ирина окончила второй институт, изучила пять языков, стала работать научным сотрудником, вступила в Союз журналистов. Как справедливо писала о ней в «Комсомольской правде» Л. Графова, главная заслуга Ирины в том, что она не стала сумрачным человеком, и мы благодарны ей за то, что она нужнее нам, чем мы ей. Люди приходят к ней за уроками оптимизма. Сама Ирина Триус считает: «Я по-прежнему верю, что счастье человека — в нем самом. И зависит... прежде всего, от того, что представляет собой сам человек и его внутренний мир» .

Таким образом, учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении нравственности надо, прежде всего, заботиться как родителям, так и школьным педагогам. Хочется надеяться, что российский народ обретет духовность и веру. И я глубоко уверена, что весомое слово в нравственном возрождении народа принадлежит учителю.

Литература

  1. Белинский В. Статьи о русской литературе, М.: Владос, 2008, с.239.
  2. Буаст П. Викицитатник.
  3. Графова Л. Против гнева своего //Комсомольская правда от 22.05.1973г.
  4. Макаренко А. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст., примеч., пояснения С.Невская - М.: ИТРК, 2003. - 736 с.
  5. Тургенев И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 10. М.: "Наука", 1982. (Стихотворение в прозе Эгоист)
  6. Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь. Под. ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. - 2-е изд.-М.: Рус.яз., 1988. - 272с.
  7. Чехов А.П. Дядя Ваня, Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в восемнадцати томах. Том тринадцатый. Пьесы (1895 - 1904). - М.: Наука, 1986. (слова Астрова).
  8. Чехов А.П. Письма к брату, ПСС, М., Огиз - Гихл, 1948, т. XIII, стр. 194.

Человек, являясь существом общественным, не может не подчиняться определенным правилам. Это - необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития.

Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Источником моральных норм являются заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа. Фундаментом главного общечеловеческого нормативного морального требования является «золотое правило» нравственности, которое гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Идеал - это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые ученые называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека.

Ценности -положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта для субъекта. Когда речь идет об отрицательном отношении людей к тем или иным явлениям, о том, что ими отвергается, нередко используются термины « антиценности » или «отрицательные ценности ». Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе.

Деятельность как способ существования людей.

Деятельность - присущий только человеку способ отношения к окружающему миру, изменение и преобразование мира в интересах человека. В ходе деятельности человек создает «вторую природу»- культуру.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность человека имеет сходство с активностью животных, однако существуют следующие принципиальные различия:

1)результатом деятельности является изменение природы(активность предполагает только лишь приспособление к условиям природы);

2)человеку присуще целеполагание в деятельности, он учитывает опыт предыдущих поколений(животное выполняет генетически заложенную программу. Активность животного целесообразна, направляется инстинктами);
3)человек использует в процессе деятельности орудия труда(животное же использует уже готовые природные материалы)

4)деятельность носит творческий, продуктивный, созидательный характер(активность же- потребительский).

Структура деятельности.

Виды деятельности : практическая (материально-производственная, социально-преобразовательная) и духовная (учебно-познавательная, научная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).

Субъект- это тот, кто осуществляет деятельность(человек, коллектив, общество).

Объект- это то, на что направлена деятельность.

Мотив- совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.(подробнее в билете 17).

Действия- процессы, направленные на реализацию поставленной цели.

Цель- осознанный образ результата, на получение которого направлена деятельность.

Средства и методы- все, что используется в процессе деятельности для достижения цели. Средства бывают материальные и духовные.

Результат- реализованная на практике цель. Результат бывает материальный(предметы, здания) и идеальный(знания, произведения искусства)

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

  • физиологические - в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;
  • экзистенциальные - безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;
  • социальные - стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;
  • престижные - основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
  • духовные - ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.
  • Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:
  • познавательные - в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
  • эстетические - стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
  • трансцендирования - бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.

Мотивы деятельности.

Мотив- совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Мотивами могут являться:

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения - твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки - преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.

В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Виды деятельности.

Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и формы взаимодействия людей.

Игровая деятельность в зависимости от возраста и психического развития ребенка преобразуется в разные виды:

предметная игра (игра с предметами и освоение их функциональных значений);

ролевая игра (игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с их значениями, игра может быть организована и между детьми);

игра по правилам (игра регулируется требованиями или правилами, которым ребенок должен подчинить свое поведение).

Учебная деятельность - это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определенных знаний, навыков, умений .

Первое необходимое условие для формирования учебной деятельности -- создание у ребенка сознательных мотивов усвоения определенных знаний, умений, навыков. Активными носителями общественного воздействия на развитие ребенка выступают взрослые. Они организуют его деятельность и поведение с целью присвоения им общественного опыта через процессы обучения и воспитания .

Обучение - процесс целенаправленного воздействия на деятельность и поведение ребенка с целью передачи ему общественного опыта, накопленного человечеством в виде знаний, умений и навыков.

Воспитание - это влияние на личность ребенка с целью передачи общественных норм и ценностей.

Трудовая деятельность - это форма деятельности, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека .

Трудовая деятельность - ведущая, главная деятельность человека. Предметом психологического изучения трудовой деятельности выступают психические процессы, факторы, состояния, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность человека, а также его личностные свойства.

Деятельность и общение.

Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:

1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

2) общение реального субъекта и с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.