Open
Close

Что делают мусульмане в мечети. Существуют определенные правила, которые распространяются на любого, кто пришел в мечеть, независимо от вероисповедания

«Важно то, для чего человек приходит в мечеть, - рассказывает заместитель муфтия Татарстана Рустам Хайруллин. - Намерения человека должны быть благими».

Прежде всего, человек, собравшийся посетить храм, должен привести свой внешний вид в порядок: это касается и одежды и чистоты тела.

Заходите в мечеть только с благими намерениями. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Женщины одеваются так, чтобы были видны только кисти рук, стопы и лицо, - рассказывает Рустам Хайруллин. - При этом одежда должна быть свободной и не очень яркой. Мужчины также стараются максимально прикрыть свое тело, на голову одевают тюбетейку».

В своих изречениях порок Мухаммед говорил, что мусульмане должны быть ритуально чисты, то есть они должны совершить полное омовение.

Тахарат — малое омовение. Мно-гие обряды поклонения Аллаху нельзя выполнять без ритуально-го омовения. Например, не допускается совершать намаз, таваф — обход вокруг Каабы (во время Хаджа и Умры), касаться руками Священного Корана. Во всех мечетях есть комнаты для омовения.

Полное омовение, называемое гусуль, это мытье всего тела вместе с очищением полости рта и носа. Полное омовение совершается в душе или бане.

То, что не понятно, можно спросить у имама. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Заходить в мечеть можно только с правой ноги со словами «О Всевышний, открой врата милости своей». Попав в помещение мусульманин должен поздороваться со всеми, произнеся Ас-саляму алейкум (в переводе с арабского - «Мир вам‎»). Поприветствовать мусульманин должен, даже если не застанет никого в мечети, так как считается, что в храме всегда присутствуют ангелы.

В мечети снимают обувь. Есть специальные шкафы, куда можно убрать туфли, чтобы они не мешались. Предпочтительно, чтобы у мусульманина были носки и бахилы.

Как молиться в мечети?

Пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан — призыв на молитву. Его возглашает муэдзин. Все мечети построены так, что направлены в сторону Мекки.

Внутри здания есть выемка - михраб (переводится с арабского как «первая линия фронта»). Там расположен минбар - кафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь. Минбар имеет несколько ступенек. Пророк Мухаммед читал проповедь с самой верхней из них. В знак его уважения, все имамы становятся на 2-3 ступеньки ниже верхней.

Минбар в центре зала. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Все остальные мусульмане становятся позади него лицом к Мекке. В пятницу в мечетях проходят общие молитвы, ценность которых в 27 раз выше, чем тех, которые совершаются дома.

Каждый мусульманин стремится встать за имамом в первые ряды, так как получит за это от Аллаха больше награды.

Нельзя проходить перед человеком, читающим намаз. В этом случае его молитва нарушается и не принимается Аллахом. Поэтому обходите мусульманина сзади.

Женщины и мужчины читают молитву в разных комнатах, иногда женская комната расположена на балконе. Если таковых нет, то женщины встают в ряд за мужчинами.

Мужчины и женщины сидят в мечети отдельно. Фото: www.globallookpress.com

«Если вы не умеете молиться, не стесняйтесь попросить кого-то из служащих мечети объяснить вам. В храме всегда есть «шпаргалки» - книги, где кратко описано, как нужно читать намаз. Можно совершать ритуал, подглядывая в книжку. Со временем, вы сможете и без подсказки», - рассказывает Рустам Хайруллин.

Как подать милостыню?

Мусульманин, который хочет подать милостыню - садака - должен давать ее правой рукой и произнеся про себя намерение. Получающий от него дар принимает также правой рукой, произнеся про себя «Бисмилла-ирахман-ирахим».

Милостыню подают только тем, у кого нет жилья и пропитания. Фото: www.russianlook.com

«В исламе нуждающимся считается человек, который лишен пропитания, либо крова на сегодняшний день. Именно таким людям дают садака. Если человек к таковым не относится, но ему дают милостыню, то он в свою очередь должен передать ее тому, кто подходит под эти критерии», - говорит Рустам Хайруллин.

Кому нельзя заходить в мечеть?

Посещение мечети в туристических целях разрешается, но в этом случае, человек должен выполнить все требования, которых придерживаются верующие. «Любой путешественник должен понимать, что заходит в культовое здание. Он должен совершить гусуль, одеться, так как велят нормы шариата. Благо сегодня в храмах есть платки и юбки, для того чтобы женщины могли прикрыть те части тела, которые нельзя показывать», - добавляет хазрат.

В мечеть нельзя ходить в алкогольном и наркотическом опьянении. Фото: РИА Новости

В мечети нельзя шуметь. Также не допускаются люди, от которых исходит резкий запах, которые плохо пахнут. Пророк Мухаммед говорил, что если человек съел лук или чеснок, то он не должен появляться в мечети до тех пор, пока запах не исчезнет. Не допускается использование духов с резким запахом.

Фотографироваться в мечети можно. Но нельзя вешать фотографии и картины, на которых изображены одушевленные предметы, на стену, ставить в рамки.

Если вы берете в мечеть ребенка, то ответственность (перед Аллахом) за его поведение лежит на родителях.

Мечеть нельзя посещать душевнобольным людям. Женщинам запрещается посещать храм в «критические дни». Не пропустят в здание тех, кто находится в алкогольном или наркотическом опьянении.

«Из мечети выходят левой ногой. При этом надо сказать «Аллах, прости мои грехи». Всегда придерживайтесь правил этикета в мечетях, независимо оттого, какого вы вероисповедания», - резюмирует Рустам Хайруллин.

Посланник Аллаhа сказал: «Лучшие места на земле — это мечети» 1 . В День Суда они будут вознесены в Рай. Аллаh Всевышний дал нам знать о том, что мечети имеют особое величие, почетность и достоинство, так как являются одним из религиозных символов мусульман. Об этом сказано в Священном Кур’ане 2: «Проявление уважения, почтения и особой любви к религиозным ритуалам и символам Ислама является признаком богобоязненности и благочестия».

При посещении мечети следует проявлять к ней особое почтение и соблюдать определенные правила.

Культура посещения мечети

  • Идя в мечеть, сделайте намерение ради Аллаhа, и тогда за каждый ваш шаг будет вознаграждение.
  • Перед посещением мечети не употребляйте лук или чеснок, так как это является причиной неприятного запаха изо рта.
  • При входе в мечеть рекомендуется прочитать салауат Пророку Мухаммаду и такое ду‘а означающее: “Начинаю с Именем Аллаhа. О, Аллаh Открой мне врата Твоей милости”.
  • Входить в мечеть рекомендуется с правой ноги, а выходить – слевой.
  • После входа в мечеть рекомендуется выполнить Намаз «тахиятуль-масджид» («приветствие мечети»), состоящий из двух рак‘атов, так как это — сунна-муаккада 3 . Пророк Мухаммад сказал означающее: «Зайдя в мечеть, прежде чем сесть, сделайте Намаз-сунну из двух рак’атов» 4 .

Внимание! Намаз-сунна выполняется только в том случае, если нет долгов по обязательным Намазам.

  • Ведите себя так, чтобы не мешать другим — не шумите, не кричите, не разговаривайте слишком громко, а также желательно выключить мобильный телефон.
  • Нежелательно (макруh) в мечети покупать и продавать 5 , хотя такие торговые сделки и являются действительными. Пророк Мухаммад говорил означающее: «Если увидите, что кто-то продает или покупает в мечети, скажите ему: «Пусть Аллаh не даст тебе благословения в этом!»».
  • Выходя из мечети, произнесите означающее: “О, Аллаh! Прошу благословения и удачи», чтобы Аллаh дал благословение вашим делам.

Особенности выполнения ритуалов в мечети

  • Мужчине обязательный Намаз лучше совершать в мечети — за это будет больше вознаграждения. А Намаз-сунну предпочтительней 6 совершать дома.
  • В мечети ограждением («сутрой 7 ») для Намаза является стена перед молящимся, предыдущий ряд молящихся, а также столб. Ставить перед собой стол, табуретку, сумку или другой предмет следует только в том случае, если все вышеперечисленное занято.

Мечеть — это место совершения особого ритуала — И‘тикяф (пребывание в мечети ради Аллаhа). За этот ритуал есть большое вознаграждение, даже если он длился недолго. Минимальное время И‘тикяф — хотя бы немного больше, чем время, достаточное для того, чтобы произнести «Субханаллаh». Для И’тикяф необходимо сделать намерение 8 в сердце (не обязательно произносить его вслух). Вознаграждение за И’тикяф есть даже в том случае, если человек просто находился в мечети и не выполнял при этом никаких других ритуалов 9 . Однако вознаграждение будет намного больше, если он читает зикр или Кур’ан. И’тикяф можно делать в любое время, но больше вознаграждения за него — в последние 10 дней Рамадана.

Этот ритуал выполняли и мусульмане общин предыдущих Пророков, как, например, Пророка Ибраhима.

Что запрещено делать в мечети

  • Загрязнять мечеть наджасой 10 или мустакзаром 11 .
  • Мусорить, если это мешает находящимся в мечети. Запрещено стряхивать на пол даже крошки хлеба, кусочки сиуака или шелуху семечек, так как они могут прилипать ко лбу или ногам молящихся.
  • Находиться в мечети в состоянии джунуб 12 , а также женщинам в период менструации и послеродовых выделений.
  • Разговаривать настолько громко, что это мешает другим (молиться, слушать урок и т.д.).

Некоторые ошибочные мнения о том, что нельзя делать в мечети

  • Невежественные люди утверждают, что в мечети нельзя разговаривать на мирские темы. При этом они ссылаются на ложные хадисы, что разговоры в мечети уничтожают вознаграждение подобно тому, как огонь сжигает дрова, или что из-за разговоров в мечети пропадает вознаграждение за благие деяния, совершенные в течение сорока лет. На самом деле Пророк никогда такого не говорил! В мечети можно разговаривать на любые темы, если в них нет греха (злословия, лицемерия, обмана и т.п.) и если эти разговоры не мешают другим.

Известен рассказ, который передал имам Ат-Тирмизий, о том, как однажды Пророк Мухаммад с некоторыми сподвижниками находился в мечети. Сподвижники вспоминали о жизни во времена невежества 13 . Они рассказывали друг другу о разных людях и их поступках и смеялись. И Пророк, мир Ему, улыбался, слушая эту беседу. Эта история — доказательство того, что разговаривать в мечети не запрещено и не макруh.

  • Некоторые невежественные люди утверждают, что в мечети нельзя (грех) сидеть, вытянув ноги в направлении кыблы 14 . На самом деле в мечети можно сидеть в разных позах и даже лежать, и нет запрета вытягивать ноги в направлении кыблы 15 .

Уход за мечетью

Забота о чистоте мечети — это одно из хороших дел, за которое есть вознаграждение. А также является сунной воскуривание 16 в мечети приятных благовоний, таких, как бахур и т.д, которые использовал Пророк Мухаммад. В мечети Пророка в Медине традиция воскуривать благовония каждую пятницу непрерывно соблюдается со времен ‘Умара ибн Аль-Хаттаба. К сожалению, в наше время во многих мечетях эта сунна не выполняется. Поэтому будет большое благо тому, кто ее возобновит, как и сказано об этом в хадисе Пророка Мухаммада: «Тот, кто возобновит сунну, которая была забыта, получит большое вознаграждение, и, кроме того, он удостоится вознаграждения каждого, кто будет ее соблюдать, и вознаграждение их не уменьшится» 17 .

____________________________________________________

1 передал имам Муслим
2 значение аята 32 суры «Аль-Хадж
3 это сунна, которую Пророк выполнял всегда
4 макруh (нежелательно) садиться, не прочитав перед этим Намаз-Сунну «приветствие мечети». А если у человека есть долги по Намазам, то пусть вместо этой сунны выполняет Намаз-долг.
5 кроме некоторых случаев, когда это действительно необходимо
6 вознаграждение за него будет больше
7 это преграда перед молящимся во время выполнения Намаза высотой не менее 2/3 локтя (около 32 см) и находящаяся на расстоянии не более 3 локтей (примерно 144 см) от кончиков пальцев ног.
8 например: (“Я намерился находиться в мечети ради Аллаhа”)
9 но недостаточно просто пройти через мечеть
10 нечистотами: калом, мочой, рвотой, кровью, спиртом и т. д.
11 веществом, не являющимся наджасой, но вызывающим отвращение: плевок, слизь из носа
12 после полового акта или выделения маний до выполнения гусля
13 до того, как они приняли Ислам
14 направление на Ка‘бу
15 запрещено вытягивать ноги в сторону Мусхафа и других религиозных книг, находящихся вблизи на уровне ног
16 поджигание благовоний для получения ароматного дыма
17 хадис передал Ибн Маджаh

Вам может понравится

Все мы прекрасно знаем, что человеку свойственна забывчивость. Ведь даже само слово «человек» в арабском языке إنسان (инсан) происходит от глагола «забывать» نسي (насия).

Конечно, каждый хочет быстро запоминать и долго хранить в памяти как можно больше информации, особенно религиозных знаний. По на практике многих из нас она часто «подводит», поэтому люди ищут способы ее укрепить.

Современная медицина считает причинами ухудшения памяти такие факторы, как неправильное питание, вредные привычки (например, употребление алкоголя), малоподвижный образ жизни, депрессии, стресс, а также некоторые заболевания (рассеянный склероз, болезни Паркинсона, Альцгеймера). Поэтому все свои рекомендации по улучшению памяти они связывают с материальными причинами: разнообразное питание, физическая активность, различные упражнения и «системы» для лучшего запоминания информации.

Для улучшения памяти они рекомендуют употреблять продукты, содержащие витамины группы В, витамины О, Е, С, Р, а также жирные кислоты Омега-3 и цинк: орехи (особенно грецкие), черника и черная смородина, сухофрукты (изюм, курага), тыквенные и льняные семечки, цельнозерновые продукты, гречка, мед, свежие овощи в виде салата с оливковым маслом, жирная рыба, говядина, картофель, бобовые, бананы, помидоры, белокочанная капуста, ламинария (морская капуста), брокколи. Кроме этого, они советуют выполнять специальные упражнения для тренировки сложных. Простые — это заучивание наизусть стихов или любых других текстов, упражнения с цифрами, словами и образами. Также считается, что улучшают память любые занятия, активизирующие мыслительную деятельность: устный счет, чтение литературы, разгадывание кроссвордов, решение головоломок, интеллектуальные игры.

Исламе вопросам, связанным с улучшением памяти, уделяется особое внимание, ведь получение религиозных знаний — одно из самых приоритетных занятий в жизни мусульманина. И даже есть такие знания, которые верующий обязан помнить.

Сам Пророк Мухаммад, а также мусульманские ученые давали рекомендации, как лучше запоминать информацию и не забывать выученное.

  • Ежедневно натощак съедать ровно 7 изюминок. Другой вариант - съедать по утрам натощак 7 или больше изюминок черного кишмиша с чайной ложкой меда.
  • Ежедневно употреблять маленький кусочек любана (ладана)1 — его можно жевать или растворять в горячей воде или чае и выпивать.
  • Кушать фундук
  • Вдыхать запах тмина, лаванды
  • Втирать в голову тыквенное масло.
  • На протяжении 41 дня ежедневно по утрам 7 раз читать на воду 6-7 аяты суры «Аль-А’ля»
    سَنُقْرِئُكَ فَلَا تَنسَىٰ إِلَّا مَا شَاءَ اللَّهُ ۚ إِنَّهُ يَعْلَمُ الْجَهْرَ وَمَا يَخْفَىٰ
    и затем выпивать эту воду натощак.
  • После каждого намаза класть правую руку на голову и читать 7 раз 6-й аят суры «Аль-А’ля»
    سَنُقْرِئُكَ فَلَا تَنسَىٰ
  • Память лучше, если у человека чистое тело и одежда. Желательно всегда быть в состоянии таhарат.
  • Имам Аш-Шафи‘ий говорил, что использование духов проясняет разум.
  • Память можно натренировать подобно мышцам. Для этого рекомендуется постоянно учить что-то новое и повторять то, что уже знаешь.

Что ухудшает память

  • Совершение грехов. Некоторые ученые говорили, что память в значительной степени ухудшается, когда человек смотрит на запретное.
  • Некоторые продукты, если употреблять их в больших количествах: лук, чеснок, лимон, кислые яблоки, кинза.
  • Ученые говорили, что если много кушать, то умственные способности ухудшаются, а малое количество еды улучшает память.
  • Перед уроком сделайте намерение ради Аллаhа.
  • После урока читайте такое ду‘а:

    اللهم إني أَستَودِعُكَ ما علَّمتَنيهِ فارْدُدْهُ علَيَّ عند حاجتي إليه يا ربَّ العالمين، اللهم أخرِجْنا من ظُلُماتِ الوهمِ وأكرِمنا بِنورِ الوهم وافتحْ علينا بِمعرِفةِ العِلم وحسِّن أخلاقَنا بالحِلم، وسهِّل لنا أبواب فضلِك وانشُر علينا من خزائِنِ رحمتِكَ يا أرحمَ الراحمين

    «О, Аллаh, прошу Тебя сохранить то, что Ты даровал мне знать, и даруй мне вспомнить это в нужный момент. О, Господь всех миров! О, Аллаh, даруй нам выйти из тьмы иллюзий. И даруй нам свет понимания, знания, прекрасную нравственность и мудрость с терпением. Облегчи нам вход во «Врата блага». И даруй нам еще больше милости, о, Всемилостивый!»

  • Перед тем, как учить текст наизусть, произносите саляуат нашему господину Мухаммаду — Посланнику Аллаhа, а также читайте ду‘а и зикр.
  • Лучшее время для заучивания наизусть — ранее утро, то есть сразу после рассвета.
  • Для облегчения запоминания рекомендуется учить тексты по такому принципу: выучите первую строку, затем вторую, а потом повторите с самого начала. И так каждый раз: выучив новую строчку, повторяйте все с начала.
  • Передача знаний другим людям позволяет не забыть то, что знаешь.
  • Сдача экзамена позволяет дольше помнить пройденный материал.

Заходя в кабинет, читайте 23 аят суры «Аль-Маида»:

قَالَ رَجُلَانِ مِنَ الَّذِينَ يَخَافُونَ أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِمَا ادْخُلُوا عَلَيْهِمُ الْبَابَ فَإِذَا دَخَلْتُمُوهُ فَإِنَّكُمْ غَالِبُونَ ۚ وَعَلَى اللَّهِ فَتَوَكَّلُوا إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ

Перед началом экзамена читайте:

رَبِّ اشْرَحْ لِي صَدْرِي وَيَسِّرْ لِي أَمْرِي وَاحْلُلْ عُقْدَةً مِّن لِّسَانِي يَفْقَهُوا قَوْلِي

После этого скажите:

بسم الله الرحمن الرحيم توكَّلتُ على الله

и приступайте к сдаче экзамена.

Если во время экзамена не можете вспомнить ответ, то читайте 8-й аят суры «Ат-Тарик»:

إِنَّهُ عَلَىٰ رَجْعِهِ لَقَادِرٌ

Одно из благих дел, к которому стремятся мусульмане — это выучить наизусть Священный Кур’ан. Учить наизусть Кур’ан помогает чтение некоторых аятов и ду‘а. Это испробовали на себе многие теологи и их ученики. Вот некоторые из этих рекомендаций:

  • Ежедневно 10 раз читать 79-й аят суры «Аль-Анбия»:

    فَفَهَّمْنَاهَا سُلَيْمَانَ ۚ وَكُلًّا آتَيْنَا حُكْمًا وَعِلْمًا ۚ وَسَخَّرْنَا مَعَ دَاوُودَ الْجِبَالَ يُسَبِّحْنَ وَالطَّيْرَ ۚ وَكُنَّا فَاعِلِينَ

يا حَيُّ يا قَيُّومُ يا رَبَّ مُوسَى و هارونَ و ربَّ إِبْرَاهِيمَ، و يا ربَّ مهمدٍ صلى الله عليه و سلم أَجمعين، ارْزُقْني الفَهْمَ و ارزقني العِلْمَ و الحِكْمَةَ و العَقْلَ برَحْمَتِكَ يا أَرْحَمَ الرَّاحِمِين

это означает: «О, Живой, Не нуждающийся ни в чем! О, Господь Мусы и hаруна! О, Господь Ибраhима! О, Господь Мухаммада! О, Аллаh, даруй им всем еще больше величия и почета. Даруй мне понимание и даруй мне знания, и мудрость, и разум по Твоей милости, о, Всемилостивый!»

  • Ибн Мас‘уд, да будет ему милость Аллаhа, передал хадис Пророка о том, что если кто-то боится, что забудет Кур’ан после того, как он его выучил, или забудет выученный урок, пусть скажет:

    اللهم نَوِّرْ بالكتابِ بَصَري واشْرَحْ به صَدْري واسْتَعْمِلْ به بَدَنِي وأَطْلِقْ بِهِ لِسانِي وَ قُوِّ به جَنانِي واشْرحْ به فَهْمِي وَ قُوِّ به عَزْمِي بِحَوْلِكَ وَ قَوَّتِكَ فإِنَّهُ لا حول ولاقُوَّةَ إِلَّا بِكَ يا أَرْحَمَ الراحمين

  • Чтобы лучше помнить выученные аяты Кур ана, читайте ду‘а:

    اللهم افتح عليَّ فُتُوحَ العارِفين بحِكمَتك ، وانْشُرْ عَليَّ رَحْمتَكَ ، وذَكِّرْني ما نَسِيتُ يا ذا الجلال والإكرام

Советы тем, кто хочет найти то, что потерял или забыл, куда положил

  • Читайте 8-й аят суры «Ат-Тарик»:
    إِنَّهُ عَلَىٰ رَجْعِهِ لَقَادِرٌ
  • Читайте ду‘а:

    يا جامِعَ النَّاسِ لِيَومٍ لا رَيْبَ فيه إجْمَعْ عليَّ ضالَّتِي

Для того, чтобы ваша память была крепкой, соблюдайте шари’ат. Знания — это особый свет, и этот свет не дается грешникам.

Проверьте свою память: помните ли вы, с чего началась эта статья?

Как получить желаемое?

Бог даровал нам особое благо — возможность просить у Него то, что мы хотим для себя из добра. Аллаh Всевышний сказал в Священном Кур’ане (Сура «Гафир», Аят 60) означающее:

«И сказал ваш Господь: «Обращайтесь ко Мне с ду’а — будет вам ответ»».

Обращение к Всевышнему с просьбой — это один из видов поклонения Творцу, ведь, обращаясь к Богу в своих молитвах, мы тем самым признаем Его Единственность и Всемогущество. Мы знаем, что только Он — Создатель и пользы, и вреда, поэтому и просим у Него в надежде, что наши молитвы исполнятся. Обращаясь к Аллаhу, мы верим без сомнения, что только Он создает здоровье, счастье, удачу в совершении добра, защиту, сохранность от грехов и все другие блага.

Пророк Мухаммад, мир Ему, призывал нас больше читать ду’а. Он сказал: «Мольба – это поклонение Аллаhу». И после этого произнес Аят из Курана что означает: «И сказал ваш Господь: «Обращайтесь ко Мне с ду’а — будет вам ответ»». Этот Хадис передали Ибн Хиббан и другие имамы.

Внимание! Обращение к Аллаhу с просьбой не меняет судьбу. Если человек получил то, что просил, значит, это было предопределено ему еще до его рождения, как и его ду’а. В любом случае от чтения ду’а есть огромная польза.

Польза от дуа

Создатель обещал, что будет ответ на просьбу молящегося, и руки просящего «не останутся пустыми»:

  • человек получит то, что он просил;
  • даже если человек не получил желаемое, то его дуа может стать причиной того, что Аллаh защитит его от неприятностей;
  • за обращение к Аллаhу верующий получит вознаграждение на Том Свете.

Кроме этого, чтение дуа освобождает сердце от волнения, тяжести, грусти, и человеку становится легче.

Вероятность исполнения просьбы молящегося больше, если он будет следовать таким рекомендациям:

  • во время дуа рекомендуется приподнять руки и повернуть ладони вверх, так как с Небес спускается милость и благодать;
  • желательно быть в состоянии таhарат и повернуться в направлении Кыблы;
  • рекомендуется начинать чтение дуа с восхваления Аллаhа, например, словами «Альхамдулилляh»;
  • в особо важных случаях перед чтением дуа рекомендуется -сунну из двух рак’атов;
  • есть особые времена, 8 которые больше вероятность исполнения просьбы. Например: «последняя треть ночи; «последний час пятницы; «между двумя проповедями во время джуму’а 1 ; «дни праздников»; «ночь Предопределения; «день ‘Арафат; «день ‘Ашура»; «ночь середины месяца Ша’бан; «между Азаном и Икаматом; «когда имам поднимается на минбар для чтения проповеди»; «при разговении после Поста»; «когда начинается дождь»; «в суджуде 2» ; «во время выполнения некоторых ритуалов Хаджа»; «когда пьют воду «зам-зам»; «при первом взгляде на Ка’бу»; «в путешествии»; «в некоторых местах дуа исполняется с большей вероятностью, например, у могил Пророков и СВЯТЫХ»;
  • рекомендуется читать именно те тексты дуа, которые переданы в Кур’ане и Хадисах. Однако при этом надо быть внимательным и не допускать ошибок ни в тексте, ни в произношении;
  • рекомендуется просить читать для вас дуа святого или благочестивого человека, а также того, кто только что вернулся из Хаджа;
  • вероятность исполнения дуа больше при упоминании особых Имен Аллаhа;
  • рекомендуется обращаться с мольбой к Аллаhу через Пророков и святых, так как они — почетные создания Бога.

Чтобы ду’а было принято, также важно обратить внимание на следующие вопросы:

  • чем богобоязненней человек, тем выше вероятность, что его просьба будет исполнена;
  • еда и одежда просящего должны быть халяль;
  • в сердце должно быть смирение перед Всевышним, ведь все происходит по Воле Аллаhа.

Ду’а, которое чаще всего читал Пророк Мухаммад:

Это означает: «О, Аллаh! Даруй нам благополучие в этом мире и счастье на Том Свете, и спаси нас от мучений ада».

_________________________________

1 В то время, когда имам сидит между чтением двух проповедей

2 Если слова этого ду’а, произнесенные вслух, прекращают Намаз, то пусть читает их в сердце.

7 причин чаще улыбаться в Исламе

В Исламе хорошие отношения с окружающими — это большое благо для верующего. Но для того, чтобы достичь прекрасных взаимоотношений с людьми, необходимо много работать и прежде всего над собой, над своими недостатками, желаниями и амбициями, борясь со своим нафсом. А также важно при этом развивать в себе хорошие качества и высокую культуру поведения.

Если вы хотите завоевать любовь окружающих, то сделайте первый шаг сами. Будьте приветливы, вежливы и скромны, говорите людям приятные слова, то есть ведите себя с другими так, как хотите, чтобы они вели себя с вами. И это легко, если вы всем сердцем стремитесь делать добрые дела, надеясь на вознаграждение Всевышнего. Если вы будете искренними в своем намерении, то никакие жизненные неурядицы не собьют вас с толку и не выведут из себя, учитесь быть приятными в общении, поднимайте людям настроение добрыми шутками 1 и искренней улыбкой.

  1. Улыбка — это легкий способ получить вознаграждение.

Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал означающее: «Не пренебрегайте никаким добрым делом, даже улыбкой брату-мусульманину» 2 .

И действительно, улыбнуться легко, для этого не требуется особых усилий и затрат, но даже за такое простое доброе дело есть вознаграждение, если оно сделано искренне ради Аллаhа.

А также Пророк говорил означающее: «Улыбнуться брату-мусульманину – это милостыня» 3

Сподвижник Посланника Аллаhа Джурайдж ибн Абдуллаh говорил 4 , что когда бы он ни встретил Пророка, мир ему, Посланник Аллаhа всегда улыбался ему.

  1. Искренняя улыбка это путь к успеху во взаимоотношениях с людьми.

Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил означающее: «Вы не расположите к себе своим богатством столько людей, сколько можете привлечь улыбкой и хорошим нравом» 5 .

Улыбка делает счастливыми окружающих людей. Радостное сияющее лицо, открытый взгляд и добрая улыбка помогают быстрее найти общий язык и зарождают любовь в сердцах других людей. С улыбчивым человеком приятно общаться, от него легче принять совет, и ему хочется помочь и поддержать, если он нуждается в помощи.

Люди хотят знать, что в вашем сердце, но понять это они могут только по косвенным признакам — глядя на ваше лицо, слушая ваши слова, видя ваши поступки. И если на вашем лице искренняя улыбка, то им хочется быть с вами рядом, слушать вас и поддерживать.

Чтобы ваша улыбка была искренней и шла из самого сердца, хорошо думайте о людях. Даже если с вами поступили не лучшим образом, найдите оправдание и не держите зла на других. Прощайте и желайте всем добра.

Улыбка заразительна. Давно замечено, что улыбающийся человек вызывает улыбку у других и поднимает им настроение.

  1. Улыбка делает нас счастливыми.

Улыбайтесь, даже если в душе вы чем-то расстроены или вас мучает боль. Никто не знает, что в вашем сердце, поэтому, глядя на вас, пусть все думают, что у вас все в порядке, и радуются за вас. Если вы улыбаетесь даже в трудной ситуации, то в этом есть польза и для вас самих — так намного легче переносить неприятности, ведь по воле Аллаhа улыбка дает спокойствие и облегчение. А также это — проявление терпения и покорности, за которые будет вознаграждение.

Как показывает практика, улыбаясь, человек на самом деле становится счастливее, а нахмурившись — несчастнее.

  1. Улыбка делает нас более привлекательными.

Давно замечено, что угрюмость и хмурое выражение лица отталкивают людей, а улыбка притягивает. Если мы видим, что кто-то улыбается, то хотим знать почему.

Любовь, искренность и улыбка украшают человека намного больше, чем дорогая и красивая одежда. Поэтому уделяйте больше внимания своему внутреннему миру, чем внешности. Не тратьте свое время на постоянные поиски новых нарядов и украшений. Достаточно того, что у вас уже есть — главное, чтобы одежда была чистой, а внешний вид опрятным. Один из признаков успешности — быть довольным тем, что дал Аллаh, а не гнаться за богатством и статусом. Истинное богатство вовсе не в деньгах и не в количестве красивых и дорогих вещей. Один мудрый человек сказал: «Если у вас есть вторая половинка, которая поддерживает вас, ребенок, который относится к вам с почтением, и друг, который любит вас искренне ради Алла hа, то вы богатый человек».

  1. Улыбка — признак успешного человека.

Приятное выражение лица, доброжелательность и искренняя улыбка — это признаки по-настоящему успешного человека. Он спокоен, терпелив, уверен в себе и делает добрые дела вне зависимости от того, как поступают с ним другие. Он великодушен и вежлив даже с теми, кто ему вредит или противоречит. И именно таким было поведение лучшего создания Аллаhа — Пророка Мухаммада, мир Ему.

  1. Улыбка помогает произвести хорошее впечатление при знакомстве.

Как известно, первое впечатление остается надолго и порой бывает очень трудно его исправить, успешные люди знают, что улыбка — это один из простых и легких способов расположить человека и оставить о себе приятное мнение.

  1. Улыбка помогает сгладить конфликтные ситуации.

Один из способов уладить конфликт – это улыбка. Терпение, доброжелательность и приветливое выражение лица помогут погасить гнев и агрессию и не дадут развиться ссоре. А если ссора уже произошла, то улыбка поможет вновь восстановить добрые отношения.

___________________________________________

1 в шутках не должно быть запрещенного по Шари’ату, то есть хитрости, обмана, унижения достоинства человека, и они не должны причинять вред другим

2 передал этот хадис Абу Зарр Аль-Гыфарий

3 передал этот хадис Ибн Хиббан в своем сборнике

4 это передал имам Аль-Бухарий в своем сборнике

5 это изречение передал имам Аль-Хаким в книге «Аль-Мустадрак»

Мужчины-мусульмане, как минимум, раз в неделю идут в мечеть с целью совершения обрядов поклонения. Мечети являются домами Всевышнего, а люди, которые посещают их, становятся гостями Творца.

Когда человек приходит в гости к кому-либо, то он старается соблюдать правила приличия, принятые в данном обществе. Аналогичным образом дело обстоит и с мечетями, при посещении которых верующему надлежит придерживаться ряда религиозно-этических норм.

1. В мечеть заходят с правой ноги

Отправляясь в мечеть, следует помнить о том, что первый шаг в её дверь должен быть совершён правой ногой, так как Посланник Всевышнего (с.г.в.) наставлял, что «Сунной является заходить в мечеть с правой ноги» (Хаким).

2. Перед входом прочитать специальную мольбу (дуа) 3. Снять обувь и аккуратно её убрать

При входе в мечети, как правило, стоят сиденья для того, чтобы посетителям было удобно снять обувь, которую надлежит убрать в специально отведённое для этого место (полки, отдельный гардероб или участок пола). В одном из хадисов, который приводит Ахмад, говорится, что Пророк (с.г.в.) велел верующим очищать мечети от грязи. Кроме того, если человек оставит свою обувь прямо на проходе, то это может затруднить вход в мечеть другим людям.

4. Поприветствовать присутствующих

Мусульманин, войдя в дом Аллаха, должен поприветствовать своих братьев по вере, так как Посланник Господа (с.г.в.) говорил: «Поистине, наиболее близкими людьми к Аллаху являются приветствующие других первыми» (Абу Дауд, Тирмизи). При этом желательно при приветствии использовать полную его форму, а именно: «Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух». Используя такое обращение, верующий зарабатывает себе больше награды, нежели за обычное приветствие.

5. Совершить молитву приветствия

Перед тем как присесть, верующему желательно совершить молитву приветствия мечети, как советовал Милость миров Мухаммад (с.г.в.), согласно хадисам Бухари. Данный намаз состоит из 2 ракаатов, процедура выполнения которых ничем не отличается от , за исключением намерения (нията).

6. Не проходить перед молящимися

Если при входе в мечеть вы обнаружили, что кто-то из верующих совершает намаз, то не следует проходить перед ним в том случае, если перед ним нет никакой преграды. Посланник Милостивого и Милосердного (с.г.в.) сказал: «Если бы тот, кто проходит перед совершающим молитву, знал о тяжести данного греха, то вместо того, чтобы пройти, он предпочел бы простоять 40» (Бухари, Муслим). В данном случае неизвестно, что имел Пророк (с.г.в.) говоря о 40 – дни, месяцы, годы, ракааты или намазы.

В том случае, если уж очень срочно нужно пройти перед молящимся, то допускается поставить какую-либо преграду, в качестве которой может служить, например, куртка или сумка.

7. Не доставлять дискомфорт другим

Помните, что в мечети вы находитесь не одни, а значит следует учитывать права других мусульман. Например, если в мечети очень тесно, то не нужно сидеть в развалку, тем самым лишая пространства других верующих.

8. Не повышать голос

Находясь в мечети, мусульманам не следует громко разговаривать, тем более на отвлечённые темы, не имеющие отношения к вопросам поклонения, особенно, если в этот момент звучит азан или проповедь, а также читается Коран. Во время пребывания в мечети верующие могут быть заняты разными делами. Одни могут просто сидеть и дожидаться молитвы, другие в это время читают Коран, третьи молятся, четвёртые сидят в социальных сетях посредством гаджетов. И повышая свой голос, вы можете отвлечь молящегося или же читающего Коран единоверца.

Божий Пророк (с.г.в.) предупреждал о появлении таких людей: «Появятся перед наступлением люди, которые будут собираться в мечетях группами, и имамом и у них будет дунья (дела мирские)! Не садитесь с ними, ибо нет у Всевышнего в них нужды!» (Хаким, Табарани).

9. Не заниматься торговлей

К тому же в мечетях строго запрещается вести торговую деятельность. К сожалению, подобное явление встречается в некоторых молельных домах. Пророк (с.г.в.) говорил: «Не занимайтесь в мечетях торговлей, не спорьте и не повышайте там голоса…» (Ибн Маджа).

10. Внимательно слушать азан, чтение Корана или проповедь

Если во время вашего пребывания в мечети вы слышите азан или же чтение Корана, либо проповедь имама, то необходимо молча слушать, так как, во-первых, вы не будете мешать слушать другим, во-вторых, не станете возвышать мирские разговоры над чтением Корана, и, в-третьих, если человек станет внимательно слушать, то он вправе претендовать на награду Господа миров.

11. Совершать молитву должным образом

Очевидно, что верующему при нахождении в мечети следует молиться в установленном порядке, чтобы его намаз был принят Всевышним, и чтобы за него он обрёл награду и заслужил прощение грехов. Согласно хадису, Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если раб Аллаха правильно выполнит намаз, ангелы читают для него молитву до тех пор, пока он находится на том месте, где совершал намаз» (Муслим).

12. Совершать дуа

Правоверным, являющимся гостями своего Создателя, будучи в мечети, следует читать дуа, прося Господа о прощении грехов и даровании благ в обоих мирах.

13. Нежелательно постоянно спать в мечети без причины

Кроме того, следует помнить, что верующим нежелательно спать в «доме Аллаха», не имея для этого уважительных причин. Исключением из данного правила могут служить ситуации, когда мусульманин лишился своего дома или же когда он находится в пути и решил отдохнуть в мечети.

Достоинства посещения мечетей

– Получение большей награды – за каждый намаз в мусульманском молельном доме верующие получают награду, в разы превосходящую награду за намаз в домашних условиях. В одном из хадисов сказано, что за коллективный намаз Всевышним обещано вознаграждение, которое в 27 раз превышает баракат за индивидуальный намаз (Муслим).

– Единение уммы – посещая мечети, мы сближаемся со своими братьями по вере, что, в свою очередь, способствует единению мусульманской уммы.

– Посещающие мечети – гости Аллаха. Как уже было сказано, мечети являются , а значит те, кто их посещает, те, кто отвечает на приглашение Господа, являются Его гостями.

– Получение знаний – верующий во время проповеди или же во время исламских курсов может получить новые знания о религии.

Слово «мечеть» происходит от арабского слова «масджид», которое означает «падать ниц». То есть, мечеть – это место поклонения и молитвы. Мечети служат мусульманам для общего совершения молитв, а так же, иногда, как места собрания народа и обучения основам мусульманского вероучения.

В соответствии с этим, существует строгий этикет поведения в мечети. Посещать эти культовые здания могут не только последователи ислама, но и представители других вероисповеданий, но, разумеется, только в том случае, если люди будут вести себя подобающе. Итак, чего же ни в коем случае нельзя делать в мечети?

1. Входить в мечеть следует обязательно с правой ноги.

При этом мусульманин обязан при этом произнести: «О Всевышний, открой врата милости своей». Кроме того, войдя в помещение, мусульманин должен поздороваться со всеми, произнеся «Ас-саляму алейкум». При этом, здороваться нужно, даже если в мечети никого нет, так как считается, что в храме всегда присутствуют ангелы.

2. В мечеть нельзя входить в обуви. Это касается и мужчин, и женщин, и мусульман и иноверцев. Поэтому, собираясь в мечеть, допустим, на экскурсию, следует позаботиться о том, чтобы носки были чистые и не дырявые. Обувь оставляют при входе в специальных шкафчиках, но, если есть желание, можно взять ее с собой в пакете.

3. Следует подумать и об одежде. Она должна быть чистой и красивой. И у мужчин, и у женщин, должны быть прикрыты колени и плечи, а женщинам следует покрыть голову платком, чтобы волосы не были видны. Мусульманки одеваются так, чтобы видны были только кисти рук, ступни ног и лицо (впрочем, в некоторых странах скрывают и лицо), при этом одежда не должна быть слишком яркой и обтягивающей. Вот на это следует ориентироваться и представительниц ам других вероисповеданий, если они не хотят вызвать негодования у мусульман.

4. Ни в коем случае не стоит посещать мечеть тем, кто незадолго перед тем ел чеснок и лук. Пророк Мухаммед говорил так: «Кто поест лук, чеснок или лук-порей, пусть не приближается к нашей мечети, потому что ангелов раздражает то, что раздражает сынов Адама». Иными словами, в мечети не допускается никакого зловония. Мужчинам даже допустимо умеренно воспользоваться благовониями. А вот женщинам, напротив, парфюмерией пользоваться не стоит. Считается, что аромат, исходящий от женщины, может помешать молитвенному сосредоточению мужчин. Вероятно, поэтому, женщины молятся в мечети в специальных помещениях, отделенных от тех, где собираются мужчины.

5. Кроме того, женщинам запрещено посещать мечеть в «особенные дни».

6. Запрещено проходить перед человеком, совершающим намаз. В хадисе (хадисом называют предание о словах и действиях пророка Мухаммеда, которое затрагивает особенности жизни мусульманской общины) сказано: «Если бы проходящий непосредственно перед молящимся знал, что он совершает, то простоять сорок лет было бы лучше для него, чем пройти непосредственно перед ним».

7. Сесть на пол в мечети можно, но ни в коем случае нельзя сидеть, направив ноги в сторону Каабы. Кааба – это главная святыня ислама, храм Каабы находится в Саудовской Аравии, в городе Мекке. Направление на Мекку в каждой мечети обозначено пустой нишей в стене, именуемой михрабом. Именно к михрабу обращены лица молящихся.

8. В мечети нельзя шуметь.

9. Мужчинам и женщинам, посещающим мечеть в составе экскурсии, не следует держаться за руки, обниматься и целоваться, даже если они муж и жена.

10. Мечеть нельзя посещать в нетрезвом состоянии. Кроме того, в мечеть не пустят душевнобольного. Если кто-то пожелает взять с собой на экскурсию маленького ребенка, то должен помнить о том, что его поведение может побеспокоить других людей. В случае, если ребенок раскапризничаетс я, нужно выйти с ним из мечети.

11. Обычно, гостям разрешают фотографировать в мечети. Но следует помнить, что нельзя снимать верующих во время молитвы.

12. Выходить из мечети нужно с левой ноги. Мусульмане при этом говорят: «Аллах, прости мои грехи».

  • Польза коллективного намаза;
  • Порядок совершения коллективного намаза;
  • Мечеть;
  • Архитектурные особенности мечетей;
  • Культура поведения в мечети;
  • Пятничный намаз (джум‘а ) и порядок его совершения;
  • Праздничные намазы и порядок их совершения;
  • Возвеличивание Аллаха в дни праздника «Курбан-байрам» – такбир «ат-ташрик»;
  • Намаз «ат-таравих» ;
  • Намаз путника;
  • Возмещение пропущенных намазов (када );
  • Совершение намаза сидя и глазами;
  • Погребальная молитва – намаз «аль-джаназа» .

польза КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА

Коллективное (джама‘ ) совершение намаза имеет большое значение. Во время коллективной молитвы мусульмане ощущают духовную близость. После намаза, общаясь с единоверцами, они берут с них пример, пополняют свои знания, со временем оставляют вредные привычки. Благодаря постоянному общению между верующими возникают чувства братства и взаимопомощи. К тому же, вознаграждение за намаз, совершенный коллективно (джама‘ ), больше вознаграждения чем за намаз, совершенный в одиночку.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

« Вознаграждение (саваб) за совершение коллективн ого намаз а в 27 раз больше вознаграждения (саваб ) индивидуального намаз а » .

«Тот, кто коллективн о совершил ночной намаз (аль-‘ иша’ ) , будто бы совершал намаз половину ночи. А тот, кто коллектив но совершил утренний намаз (аль-фаджр) , будто бы совершал намаз всю ночь» .

«Намаз двух людей (совершающих его вместе) лучше намаза одного человека, а намаз трех людей лучше, чем намаз двух. И чем больше людей, тем это более любимее Аллахом» .

«Если три человека в деревне или в пустыне не станут совершать свой намаз коллективно , то ими непременно овладеет Сатана (шайтан ) . Будьте внимательны к коллективному намазу, совершайте его вместе, поистине, о вцу, отделившуюся от стада, обязательно поедают волки» .

Намазы-фарды можно выполнять индивидуально, но совершение их коллективно для мужчин считается более желательным (сунн а муаккада ).

Намазы-с унн ы и дополнительные намазы (нафиль ) не совершаются коллективно, за исключением намаза «ат-таравих» в месяц Рамадан, который, будучи сунной, может выполняется как коллективно, так и индивидуально. Намаз «аль- витр », относящийся к категории ваджиб , можно совершать коллективно только в месяц Рамадан.

Пятничный (д жум‘ а ) и праздничные намазы совершаются только коллективно.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА

Перед началом совершения коллективного намаза молящийся должен оговорить в намерении желание совершать молитву коллективно, следуя за данным имамом. Предстоятель на молитве – имам также должен в своем намерении оговорить желание совершить намаз будучи имамом.

Рассмотрим порядок совершения полуденного намаза (аз-зухр ) коллективно.

Действия тех, кто совершает намаз, следуя за имамом с первого рак яата:

  1. Намерение: «Я намерился совершить 4 ракяата полуденного фард -намаза (аз-зухр ), следуя за имамом ради Всевышнего Аллаха».
  2. После вступительного такбира (т акбир а ль-ифтитах ), произносимого имамом, следующие за ним повторяют этот такбир. После этого, сложив руки, читают ду‘а «С ана » и умолкают. Во всех последующих ракяатах в положении «стоя» никто из следующих за имамом больше ничего не произносят. Только после чтения имамом вслух суры «Аль-Фатиха» говорят про себя: «Аминь».
  3. Во время поясного поклона (руку‘ «Субхана Раббияль-‘азым» . Имам, сказав «Сами‘а л- лаху лиман хамидах» , выпрямляется, те же, кто следует за имамом, выпрямившись, произносят про себя «Раббана ва лякаль-хамд» . Во время земного поклона (суджуд ) молящиеся за имамом 3 раза про себя произносят «Субхана Раббияль-а‘ля» .
  4. Во время первого сидения имам и следующие за ним читают шепотом «Ат-тахият», а во время последнего сидения читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» и вслед за имамом совершают приветствие (а с-салям ).

Совершающий намаз коллективно во время такбира, поясного поклона (руку‘ ), последующего выпрямления, во время земного поклона (с у дж у д ) и выпрямления после земного поклона (с у дж у д ), а также во время приветствия (а с-салям ) должен следовать за имамом, ни в чем его не опережая и не отставая.

Если опоздавший успел сделать намерение, вступительный такбир и совершить поясной поклон (руку‘ ) до того, как имам выпрямится после поясного поклона (руку‘ ), то этот ракяат считается совершенным.

Действия тех, кто следовал за имамом со 2-го рак яата :

Опоздавший на первый ракяат совершает намерение, вступительный такбир и начинает следовать за действиями имама. В последнем сидении опоздавший читает только «Ат-тахият». После того, как имам начнет совершать приветствие (а с-салям ) в правую сторону, не совершая его, встает со словами «Аллаху Акбар» , чтобы самостоятельно совершить один ракяат, который не успел совершить вместе с имамом.

Во время стояния последовательно читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, после чего совершают поясной поклон (руку‘), 2 земных поклона (суджуд ) и выполняют последнее сидение, читая «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» . После этого совершают приветствие (а с-салям ) в обе стороны и на этом завершают намаз.

Действия тех, кто следует за имамом с 3-го рак яата:

Те, кто успел на 3-й ракяат 4-х ракяатного намаза, во время последнего сидения читают только «Ат-тахият». Затем, после того, как имам начнет выполнять приветствие (а с-салям «Аллаху Акбар» , не совершая приветствие (а с-салям ), чтобы самостоятельно совершить два ракяата, которые не успели совершить с имамом. Во время стояния последовательно читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру, затем, выполнив поясной поклон (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), после чего со словами « Аллаху Акбар» встают, читают «Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру, потом совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных (суджуд ) поклоны. В последнем сидении читают «Ат-тахият» , «Сал а ват» , ду‘а «Раббана атина », совершают приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.

Если намаз 3-х ракяатный, например, вечерний (аль-магриб ), то опоздавшие к началу намаза, но успевшие совершить с имамом 3-й ракяат, читают вместе с имамом в конце «Ат-тахият», после чего, когда имам начнет выполнять приветствие (а с-салям ) в правую сторону, встают со словами «Аллаху Акбар» , не совершая приветствия (а с-салям ). Во время стояния последовательно читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, затем, выполнив поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджу д «Аллаху Акбар» , снова встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру, совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ). Затем, в последнем сидении, читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» , совершают приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.

Действия тех, кто следует за имамом с 4-го ра кяата :

Во время последнего сидения имама опоздавшие читают только «Ат-тахият». После того, как имам начнет выполнять приветствие (а с-салям ) в правую сторону, со словами «Аллаху Акбар» встают. Стоя, читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисми л лях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Затем, выполнив поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), садятся и читают только «Ат-тахият». Сказав «Аллаху Акбар» , встают, читают «Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру, совершают поясной поклон (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ). Затем, сказав «Аллаху Акбар», снова встают, читают «Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха», совершают поясной поклон (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ). В последнем сидении читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» , выполняют приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.

Если опоздавшие присоединяются к имаму после того, как он выпрямился из поясного поклона (руку‘ ) последнего ракяата, то после приветствия (а с-салям ) имама в правую сторону встают и продолжают намаз самостоятельно.

Человек считается успевшим на коллективный намаз, если он присоединился до того, как имам начал выполнять приветствие (а с-салям ). При этом считается, что опоздавший, но присоединившийся к коллективной молитве, получит вознаграждение (саваб ), как тот, кто совершал намаз за имамом от начала до конца.

МЕЧЕТЬ

Мечеть – это место, где человек вместе со своими единоверцами поклоняется Всевышнему Аллаху. Мечеть, по-арабски «масджид», в переводе означает «место совершения земного поклона (суджуд )». Соборные мечети, где люди собираются для совершения пятничных и праздничных молитв, также называют «джами». Мечети – это «дома Аллаха», потому что в них люди поклоняются Ему.

Посещение мечетей вселяет спокойствие в души людей. Это место очищения от суеты бренного мира и размышления о вечном. В мечети читается Коран и возвещаются проповеди. Мечеть – это место сбора мусульман и центр религиозной общины. Все мусульмане могут приходить туда без приглашения, как к себе домой. В мечети верующие обмениваются между собой знаниями, жизненным опытом, решают личные и общественные проблемы, оказывают друг другу помощь и поддержку. Пришедшие в мечеть – это гости Всевышнего Аллаха. Мечеть – это место духовного возрождения, где люди могут набираться духовных сил и получить знания. Мечеть создает особое пространство общения с Богом, настраивающее на созерцание и размышления. Мечеть всегда открыта для всех людей, и каждый может найти там духовное пристанище.

В Священном Коране говорится:

«Несомненно, все мечети принадлежат Аллаху. Поэтому не взывайте никому, кроме Аллаха» .

«(Славят Господа) в домах (мечетях), которые Аллах позволил возвести и в которых поминается Имя Его…»

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«День Сбора (Судный День) , когда не будет никакой тени, тень от Арша укроет тех, кто ходи л в мечеть в темноте» .

«Человек, который сделал дома омовение и направился в мечеть, чтобы совершить намаз, подобен тому, кто надел ихрам (специальная одежда паломника) и отправился в хадж» .

«Для того, кто утром и вечером ходит в мечеть, за каждое движение его Аллах готовит угощение в раю» .

О достоинстве совершения намаза в трех главных мечетях пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Чтение намаза в Заповедной мечети ль-Харам в Мекке) подобно чтению ста тысяч намазов в обычной мечети. Чтение намаза в моей мечети (мечети Пророка в Медине) равно чтению одной тысячи намазов в обычной мечети . А чтение намаза в мечети « Аль-Акса » (в Иерусалиме ) приравнивается к чтению пятиста намаз ов в обычной мечети » .

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЧЕТЕЙ

Мусульмане издавна уделяли большое внимание строительству мечетей. Первую мечеть возвел сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, со своими сподвижниками. С распространением ислама разные народы внесли свои национальные особенности в архитектуру мечетей, поэтому стили разных мечетей могут значительно отличаться друг от друга. Многие мечети по праву считаются мировыми архитектурными шедеврами.

Существует ряд архитектурных особенностей мечетей, которые, хотя и не являются ее обязательными элементами, встречаются в большинстве из них.

  • михраб – полукруглое углубление в одной из стен мечети, указывающее направление на Кыблу. В михрабе во время совершения коллективного намаза находится имам;
  • минбар – кафедра, с которой имам произносит пятничную и праздничную проповеди. Обычно представляет собой специальную лестницу справа от михраба;
  • минарет – башня при мечети, откуда возглашается азан (призыв к молитве);
  • алям – полумесяц на верху мечети или минарета, который является своего рода символом Ислама.
  • шарафа – балкон на минарете, с которого муэдзин призывает людей к молитве; на минарете обычно находится один, но может быть и несколько балконов;
  • курси – специальный стул, с которого читаются лекции (ва аз ).

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ В МЕЧЕТИ

Мечеть – это место, где люди поклоняются Аллаху. Её посещение способствует поддержанию единства мусульманского сообщества и приносит человеку духовную пользу. Мечети, которые называют «домами Аллаха», возвеличены Самим Господом. Обязанность каждого мусульманина – уважать мечеть. Существуют определенные правила поведения в мечети:

  1. перед посещением мечети желательно совершить омовение (гусль и вуду ), одеть чистую одежду;
  2. заходить в мечеть следует с правой ноги, читая при этом «Салават», а выходить – с левой ноги;
  3. перед входом в мечеть тщательно вытирать обувь;
  4. при входе в мечеть надо снять обувь;
  5. входить с уважением и благоговением;
  6. желательно (сунна ) прочитать намаз приветствия мечети («Тахийят аль–масджид » );
  7. поприветствовать присутствующих;
  8. сидеть в направлении Кыблы;
  9. не желательно сидеть, вытянув ноги;
  10. не следует кричать, шуметь, беседовать на мирские темы;
  11. не обсуждать вопросы купли-продажи.
  12. не заниматься посторонними делами, кроме молитвы, чтения или обучения;
  13. внимательно слушать чтение Корана, проповедей и лекций;
  14. пришедший на проповедь или коллективный намаз с опозданием должен занять ближайшее свободное место и не пробираться в первые ряды;
  15. не причинять беспокойство другим людям;
  16. не следует делать того, что может вызвать недовольство окружающих, в частности, перед посещением мечети есть чеснок или лук, источать другие неприятные запахи;
  17. не мусорить и не просить милостыню.