Open
Close

Черниговский успенский елецкий монастырь. Храм успения пресвятой богородицы

Елецкий Свято-Успенский монастырь

Один из древнейших монастырей Чернигово-Сиверщины был основан на Елецкой горе на правом берегу р.Десна, чуть дальше на запад от древнерусского детинца Чернигова. Есть предположение археологов, на Елецкой горе в X - начале XI в. был княжеский двор. Этому предположению противоречит легенда об основании монастыря, зафиксирована Елецким архимандритом в XVII в.: «На том городе монастыря от людей идущих образ Пресвятой Богородицы лучами светлыми, как огнем окружен, есть видений и найден на дереве Елов». Чудотворная икона посреди елового леса была найдена 3 февраля 1060 Тогда же князь черниговский Святослав Ярославич, сын великого князя киевского Ярослава Мудрого, основал на месте явления иконы монастырь Успения Богородицы, который в народе прозвали Елецким. С этими событиями связана чудотворная икона Елецкой Богородицы. До наших времен дошла и хранится в Черниговском историческом музее одна из копий иконы, сделанная в XVII в. Древняя копия, вряд ли является оригиналом, и в 1860 г. она была передана в харьковский Успенский собор.
Архитектурный ансамбль монастыря сложился постепенно в течение XI-XVIII вв. Главной его градостроительной доминантой является каменный Успенский собор. Высотным акцентом является 36-метровая надвратная колокольня 1675 года постройки. Значительный масштаб головных сооружений подчеркивают низкие одноэтажные корпуса келий (северные - конца XVI-XVII вв., Юго-западные - конца XVII в., Восточные - второй половины XVII в.), Петро-Павловская церковь с трапезной XVII в., остатки дома настоятеля XVIII в. Территорию окружает стена XVII в. с западными воротами. Между собором и колокольней сохранился деревянный жилой дом 1688 г., в котором жил архимандрит монастыря св. Феодосий Углицкий.

Наиболее вероятное время построения каменного Успенского собора Елецкого монастыря - вторая половина XII в. Это был храм княжеско-монастырского жанра – крестовино-купольний, трехнефный, трехапсидный, шестистолпный, с низким нартексом и хорами над ним. Необычной в архитектурной композиции собора является наличие небольшой крещальни с полукруглой апсидой в юго-западном углу нартекса.

Собор хорошо сохранил первоначальные формы - перспективные порталы, очертания окон, романскую аркатуру, монументальные полуколонны на фасадах. При реставрации собора в 1668-1670 гг. были восстановлены три первоначальные бани и поставлена новая над средней апсидой; бани были увенчаны высокими многоярусными верхами. В 1698 с юга к собору был пристроен теплый храм апостола Иакова. Эта маленькая двухэтажная пристройка, возведенная на средства черниговского полковника Якова Лизогуба, героя Азовского похода, своей приземистостью подчеркнула монументальность собора. Сам Я.Лизогуб похоронен в теплом храме, о чем свидетельствует тогдашняя мемориальная таблица на фасаде, с коротким стихотворным панегириком в честь «сего града градителя, Азова и многих городов крепкого побидителя».

В древнерусские времена в соборе была фресковая роспись, но она почти вся уничтожена временем. Исследованиями профессора А.Прахова 1892 и 1920-х гг. открыто лишь несколько сохранившихся фрагментов композиций «Страшный суд», «Три отрока в печи огненной», «Крещение», фигуры неизвестных святых. Энергично написанные фигуры персонажей «Страшного суда» не имеют аналогий в монументальной живописи того времени. Кроме фресок, в древние времена собор в интерьере украшали пол, выложенный из многоцветных керамических плиток, и цветные витражи на окнах.

Внутренний вид собора изменился в 1668-1670 гг., Когда при архимандрите Иоаннике Галятовскои на средства черниговского полковника В.Дунина-Борковского был сделан новый липовый позолоченный пяти-ярусный иконостас в стилевых формах украинского возрождения. Он занимал всю ширину трех нав собора и достигал подпружных арок центрального подбанника. Иконы были синхронными относительно иконостаса и отличались высокими художественными качествами, особенно «Три святителя», «Собор Архангелов» наместного ряда и «Деисус» над царскими вратами. «Елецкая Богородица» была одной из этих икон. Они были написаны на резном позолоченном фоне в стилистике, близкой к украинским барокко. Этот иконостас считался одним из лучших памятников живописи и пластики XVII в. Был порубленный и сожжен в 1920-х гг.
Собор имел три престола: главный - Успения Богородицы, с юга - в честь собора Архангела Михаила, на хорах - Св.Георгия. До 1834 г. существовал еще и придел Рождества Иоанна Предтечи. Успенский собор является самым совершенным в художественном и техническом отношении сооружением Черниговской архитектурной школы XII в., Что оказало влияние на развитие церковной архитектуры Украины, России и Белоруссии протяжении XII-XVII вв.
Елецкий монастырь благодаря чудотворной иконе в XVII в. имел широкую славу и большой авторитет, пользовался благосклонностью властей. В 1676 в честь восстановления собора московские цари прислали потир, кадило, дискос со звездой. Гетман Демьян Многогрешный издал несколько универсалов в пользу Елецкой братии, а Иван Мазепа универсалом от 21 декабря 1687 предоставил монастырю новые владения.

Со времени изгнания униатов в начале Хмельнитчины и до 1669 г. монастырем непосредственно руководил знаменитый Лазарь Баранович, бывший профессор и ректор Киево-Могилянской коллегии. Собрав вокруг себя выдающиеся научные и культурные силы того времени, он сумел превратить Чернигов вообще и Елецкий монастырь частности в настоящую мастерскую, которая подготовила множество церковных деятелей, писателей, полемистов, богословов, философов и даже будущих святых не только для Украины, но и для России. 1669 Лазарь Баранович рукоположил в Елецкого архимандрита бывшего игумена Киевского Братского монастыря и ректора коллегии Иоанникия Галя-товського, уже тогда известного писателя, проповедника, полемиста. Он прославился как автор проповедей, собранных в сборнике «Ключ разуминия...», сборника рассказов «Небо новое», написанных украинским книжным языком, многочисленных богословско-полемических произведений польском и немецком языках. В Елецком монастыре он написал произведения «Старая восточная церковь новой римской», «Алфавит еретиков», «Ответ римлянам на фундаменты унии», «Премудрость Божия» (против ариан), «Души людей умерли». Все эти произведения были изданы Новгород-Сиверской и Черниговской типографиями. Умер И.Галятовський 12 января 1688 и похоронен в Успенском соборе. Его преемником в сане Елецкого архимандрита стал Феодосий Углицкий, будущий святой Православной Церкви. До сих пор на территории монастыря сохранился его деревянный домик с соответствующим резным надписью сволоци. Это старейшая деревянная жилое здание на всей Левобережной Украине. 1696 Феодосий уже в сане архиепископа черниговского рукоположил нового Елецкого архимандрита Иоанна Максимовича, который приложил много труда к созданию Черниговской коллегии. А в 1697 - 1699 гг. архимандритом Елецким был Дмитрий Саввич Тупталенко - будущий Святой Димитрий Ростовский. Все эти иерархи были известными книжниками, и благодаря их стараниям монастырская библиотека стала одной из богатейших в Украине.

В 1670-1675 гг. построена каменная двухъярусная монастырская надвратная колокольня - оборонного типа «восьмерик на восьмерику», с изысканным барочным двухъярусным верхом. Она стоит над воротами в северо-пряславской монастырской стены. Первоначально акцент ставился на главный вход в монастырь. Стены первого яруса колокольни прорезаны бойницами, на втором - большие арочные проемы звона. Нижний ярус делится на три этажа: в первом - ворота с кордегардиями и лестницей на верхние этажи, во втором и третьем хранился архив. Межэтажные своды каменные из кирпича. Верхний ярус звона построен позже нижнего, который в свою очередь, возведенный над остатками древней постройки. В 1815 г. колокольню повредила буря. Во время ремонта вместо деревянных конструкций купола установили металлические круги. В 1876 - 1878 гг. сооружение капитально отремонтировано. Это - самая ранняя высотная каменная колокольня в архитектуре Левобережной Украины.

Каменная стена , периметром более 1 км. и высотой 4,5 м, построена синхронно с колокольней. В нем есть двое ворот - с западной стороны и с северной (в колокольне). В 1885 году часть стены обвалилась, ее восстановили несколько ниже основной. Снаружи стены имеют профилированный цоколь; плоскости расчленены пилястрами, увенчана сложно профилированным карнизом. С внутренней стороны стены облегчены арочными нишами. Перед колокольней стена образует небольшой трапециевидный курдонер. Фасадные стены здесь декорированы более парадно, чем другие участки. Здесь есть полуциркульные ниши с треугольными сандриками над ними, с тонко профилированным обрамлением, характерным для московской архитектуры XVI-XVII вв. Поменьше курдонер - перед западной воротами, решенной в виде арочного проезда в поднятой над оградой стене, декорированной пилястрами и увенчанной массивным карнизом.

Построен на рубеже XVII-XVIII вв. Он замыкает с востока монастырский двор. Сооружение линейно-камерного типа длиной 38 м, секционного планировка: каждая секция тридольна, состоит из двух келий с сенями между ними. Кельи перекрыты крестовыми сводами, сени - цилиндрическими. Пышно декорирован главный западный фасад. Декор - в стиле барокко. Все его элементы - полуколонны, наличники, сандрики, карнизы набраны с лекального кирпича. Здание хорошо сохранило первоначальные объемы и архитектурные формы. Частично утрачен только фасадный декор и сделаны отдельные перепланировки. Восточные кельи являются классическим образцом монастырских жилых зданий в украинской архитектуре.

К тому же строительному периода принадлежат новый корпус настоятеля (теперь разрушенный) и юго-западный корпус . Последний упоминается в литературе как кельи казначея и кладовые. К нему прилегает монастырский сад. Здание неоднократно достраивалась и перестраивалась: в 1882 г. с северо-западной стороны пристроили новый объем; в 1898 разобрана часть первоначальной постройки, которая была прямоугольной в плане. Вследствие этих перестроек здание приобрело Г-образную форму в плане. Перекрытия - сомкнуты и имеют коробовые своды. В восточной части корпуса есть небольшой ризалит, в котором находится лестница, ведущая в подвал-холодильник. Другие узкие одномаршевые лестницы в толще поперечной стены ведут на чердак. Наряду с пилястрами и многосломным карнизом значительную роль в декорировании фасадов играют ребристые полуколонны, что объединяют три оконных отверстия. Памятка интересна как сооружение, сочетающее в себе жилые и хозяйственные функции.

Северный корпус келий (старый дом настоятеля) занимает центральное месте в ансамбле между парадным входом в монастырь и Успенским собором Здание Н-образное в плане, простой камерной структуры, одноэтажное с подвалами под северными камерами боковых крыльев, входы в подвалы с прихожей. Своды подвалов - цилиндрические. В интерьерах - деревянные резные балки и печи, печи с глазурованными разноцветными изразцами. Это уникальная каменная постройка XVI в. отреставрирована в 1954-1958 гг. по проекту архитектора И.Ильенко, который на основе детальных архитектурно-археологических исследований сумел восстановить первоначальный интерьер памятника. Конструкция крыши и декоративное оформление окон и карнизов выполнены по аналогам. Это - наиболее ранняя кирпичная жилая постройка на Левобережье Украины.

Все монастырские сооружения из кирпича, построены на известково-песчаном растворе, поштукатурены и побелены. Крыши и купола под деревянными стропилами и в кружалах покрытые сталью, окрашены в зеленый цвет. Макушки и кресты позолочены.

В монастырском ансамбле в толще Елецкой горы есть большой пещерный комплекс XI-XVII вв., Еще почти не исследован. Северо-западнее монастыря расположен крупнейший из черниговских курганов - знаменитая Черная Могила, раскопана археологом Д.Самоквасовым в конце XIX в.

В советское время в зданиях монастырского ансамбля размещались различные организации, собор не действовал и никак не использовался. Значительных разрушений монастырь получил во время второй мировой войны, после чего в 1950-1953 и в 1977 гг. отреставрированы все здания за исключением дома настоятеля. Елецкий монастырь был включен в состав Черниговского архитектурно-исторического заповедника. В начале 1990-х гг. здесь образовался женский монастырь.

Сейчас монастырский ансамбль, который является памятником архитектуры и градостроительства национального значения.

21.06.2013 2007

Деревянная Успенская церковь была построена вместе с Елецкой крепостью в 1592 г., и её причт упомянут в Отводной книге земель елецким служилым людям 1593-1594 гг. в связи с выделением священнослужителям этого храма «земли Дикого поля». Причт «церкви Успения Пречистыя Богородицы, что на посаде», и количество полученного им хлеба значатся в грамоте от 26 декабря 1592 г.: «на Елец, городскому голове И.Н. Мясному» о раздаче хлебного жалования: попу «большому — пять чети ржи, овса тож, другому попу, что в пределе, — 4 чети ржи, овса тож. Дьячку, пономарю да проскурнице по 3 чети ржи, овса тож….». Из текста становится ясно, что в Успенском храме изначально было два престола, что подтверждается и грамотой царя Фёдора Иоанновича елецкому воеводе князю А.Д. Звенигородскому и строителю Елецкой крепости И.Н. Мясному от 15 ноября 1592 г.: «…Послали есми (с сотником) стрелецким с Осипом с Ковериным (в при)дел великомученицы Ирины Двери ца(рские), да Деисус, да к Успенью Пречистой и к великой мученицы Ирине колокола … а книги бы есте в придел к великомученицы Ирине священнику вели имать…». Следовательно, придел в Успенском храме был посвящен «великомученице Ирине» и, вероятно, в честь Ирины Годуновой — царицы, сестры всесильного в то время Бориса Годунова.

Причт храма получал ружное жалование деньгами, о чём упомянуто в грамоте 12 февраля 1593 г.: «Успенья Пречистые Богородицы одному попу рубль, а другому попу Семёну рубль дан в Москве, успенскому дьячку, да пономарю, да проскурнице по полтине». Священник Семён, по всей вероятности, был в Москве с целью получения церковной утвари для Успенского храма и придельного алтаря св. Ирины.

Упоминание храма и краткое описание Успенского прихода встречаются во всех известных документах XVII столетия. В 1646 г.: «Да на Елце городе на посаде розных церквей бобыли. Церкви Успения Пресвятые Богородицы, что в городе в Пушкарской слободе за попом за Ортемьем Васильевым двор бобыля Азарки Кумантьева…». В 1676 г. «Успения Пресвятыя Богородицы… у тое церкви двор попа Митрофана, двор Пономарёв. Церковные земли 10 четвертей, сенного покосу на 10 копен. Рыбных ловлей нет. В приходе 14 дворов пушкарских, 14 дворов посадских. Всего 37 дворов». В 1678 г.: «А по переписи и по досмотру в городе на Ельце. Церковь Успения Пресвятые Богородицы. У той церкви дворы попа Митрофана, пономаря Лунки Иванова, да на церковной земле один двор. Крестьян и бобылей нету…».

Фрагмент плана города Ельца ок. 1809 г. 1 — Вознесенская соборная церковь, 2 — Успенская церковь,3 — Воскресенская церковь, 4 — Преображенская церковь, 5 — Введенская церковь

Писцовая книга стольника Тихона Камынина за 1691-1693 гг. содержит более обширные сведения: «Внутри города … церковь Успения Пресвятой Богородицы и колокольня деревянная. Царские врата, ризы, иконы … строение мирское. А по скаске той церкви … Прежде та церковь бывала первая соборная. А мерою той церкви в длину с олтарем и с трапезой и с папертью восемь сажен бес трети, поперег четыре сажени. И круг той церкви огорожено вновь кладбище. По наезду в переднем конце по восточной стороне шестнадцать сажен с полусаженью, и по той стороне построено на церковной земле на кладбище пять лавок посацких людей. А в заднем конце по заподной стороне шестнадцать сажен длина того кладбища, по южной стороне одиннадцать сажен, по северной стороне осмнадцать сажен. А под лавками земли мерою поперег 3 сажени бес трети, а от церкви мерою от олтаря на восток к лавочным онбарам четыре сажени с полусаженью. От паперти на юг восмь сажен, на север три, на запад две с половиною. А у той церкви на церковной земли поп, дьякон и понамарь». Любопытно, что в последнем документе Успенская церковь названа как «первая соборная». Вряд ли храм был построен во время основания Елецкой крепости в 1591 г., ранее Воскресенского, который принято считать первым собором города. Скорее всего, Успенская церковь неко­торое время выполняла функцию елецкого собора в середине XVII столетия, что было связано с уничтожением Воскресенского храма одним из частых в то время пожаров. В пользу этого говорят отсутствие соборного храма Воскресения Христова в списке елецких церквей переписной книги 1646 г. , и указание на дату постройки Воскресенской соборной церкви в 1691 г.: «Строено по указу великих государей о прошлых недавних годех…».

Ещё одним интересным фактом служит отсутствие во всех приведённых документах XVII в. об Успенской церкви упоминания её придельного престола в честь св. Ирины и второго священника в штате храма. Видимо, после кончины Бориса Годунова и воцарения династии Романовых этот придел, посвященный небесной покровительнице сестры, царицы Ирины «царя Бориса», был ликвидирован.

Неизвестно, был ли заменён первый деревянный храм в XVII — первой половине XVIII в. новым, или он просуществовал почти полторы сотни лет, но в 1743 г. прихожане Успенской церкви приступили к строительству нового каменного храма на прежнем месте, которое находилось в непосредственной близости от нынешнего Вознесенского собора, на месте перекрестка ул. Коммунаров и Маяковского. Окончена церковь постройкой в 1753 г. и 25 января т. г. освящена в прежнее храмонаименование. По некоторым сведениям, чин освящения главного престола Успенского храма совершил в 1757 г. епископ Воронежский и Елецкий Феофилакт (Губанов). В 1793 г. в трапезной Успенской церкви был устроен придельный алтарь во имя Богоявления Господня.

Каменная Успенская церковь стояла в 40 саж. восточнее Воскресенской церкви («старого собора») и почти до начала строительства Вознесенского собора находилась на его месте — в 3 саж. от колокольни нового собора. Узнав о намерениях прихожан соборного храма, поддержанных ельчанами, воздвигнуть на Красной площади «обширный по размерам и красивый по архитектуре новый соборный храм», прихожане Успенской церкви задумались о постройке нового храма в другом месте. А в 1815 г., когда была выдана шнуровая книга для сбора доброхотных пожертвований на новый елецкий собор, состоялась закладка новой Успенской церкви «за Хлебной площадью» на углу Воронежской и Успенской улиц (ныне Маркса и Советской).

Успенская церковь. Фото начала XX в.

Древний Успенский храм был постепенно разобран на материал для строительства нового. Колокольня сломана и материал для бута новой церкви перевезён осенью 1815 г., сама же церковь разобрана в октябре 1821 — январе 1822 г., а трапезная часть её — в 1823-1824 гг.

Строительство нового каменного двухэтажного храма велось в 1815-1829 гг. старанием священника Георгия Ключарёва и купца Григория Назарова. В 1823 г. закончен первый этаж и освящены престолы: центральный — Богоявления Господня и придельные — св. Георгия Победоносца (правый), св. Григория Богослова и св. мученицы Дарии (левый). Из-за недостатка средств верхний этаж величественного храма с престолами Успения Пресвятой Богородицы (главный), Входа Господня в Иерусалим (правый) и Воздвижения Животворящего Креста Господня (левый) был отстроен и освящён только в 1829 г.»

Колокольня была начата постройкой в 1833 г. и закончена в 1841 г.

Успенская церковь — один из выдающихся памятников храмового зодчества, построенных в период высокого классицизма. Являясь, по упоминаниям историков Ельца, памятником победы русского народа в Отечественной войне 1812 г., активное участие в которой принимали и жители Ельца, храм своими размерами и ампирными формами выражает величие этой победы. Автор проекта на постройку Успенской церкви в настоящее время пока не установлен, но это, без сомнения, выдающийся столичный архитектор-классицист круга Шарлеманя, Руско и др. Пятиглавие храма является своего рода возвращением к древнерусским традициям, получившим развитие лишь спустя 20 лет в тоновских постройках. Основная восьмигранная храмовая глава продолжает ещё традиции XVIII столетия, происходящие конструктивно из восьмериковых каменных храмов, строившихся до этого в Ельце на протяжении полутора столетий. Однако маленькие световые главки, прорезанные по сторонам света круглыми оконцами, имеют совершенно другую форму — цилиндрическую. 79-метровая колокольня, выстроенная в лучших традициях русского позднего классицизма, и до настоящего времени является непревзойдённым по высоте архитектурным сооружением Ельца. Во второй половине ХIХ в. во время одного из ремонтов Успенская церковь претерпела незначительные изменения: с юга и севера к трапезной были пристроены небольшие притворы, прямые перемычки окон первого яруса получили полуциркульное завершение, но в целом это не повлияло на облик здания.

Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов). Литография середины XIX в.

Из древней церкви в новый храм были перенесены иконостасы для алтарей верхнего этажа и большинство древних икон. В 1861, 1867, 1872 и 1881 гг. соответственно Успенский, Богоявленский, Воздвиженский и Георгиевский иконостасы были заменены новыми на средства прихожан и старанием ктиторов Назаровых. Староста храма купец второй гильдии Никанор Назаров в 1875 г. был «Высочайше» награждён золотой медалью на Станиславской ленте за заслуги по духовному ведомству.

Иконостас алтаря Успения Божией Матери имел высоту 16 арш. и ширину 14 3/4 арш. Иконостасы приделов Входа Господня в Иерусалим и Воздвижения Креста Господня — высоту 7,5 арш. и ширину 9 3/4 арш. каждый. По страховой оценке 1910 г. иконостасы летнего храма стоили 10 тыс. руб. В нижнем храме Богоявленский иконостас имел высоту 7 арш. и ширину 13 арш. Во имя св. Георгия Победоносца и Григория Богослова — высоту 7 арш. и ширину — 9 арш. каждый. Иконостасы нижнего храма оценены были в 9 тыс. руб.

Стены в нижнем тёплом храме расписаны были клеевыми красками, в верхнем холодном — масляными. Наружные рамы тёплой церкви были витражными. Нижний храм отапливался «камерной печью», расположенной под храмовой частью. От неё под полом шли каменные сводчатые каналы, по которым поступал теплый воздух.

Вид на Успенскую церковь с Успенской улицы. Фото начала XX в.

К достопримечательностям Успенской церкви относились местночтимые древние иконы Богоявления Господня, Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца «русского письма», перенесённые из древнего храма. По преданию старожилов, две первые иконы были издревле местными иконами старого Успенского храма. В сохранявшейся церковной описи 1791 г. они были означены в иконостасе. Икона св, Николая Чудотворца находилась в Богоявленском приделе, по описи 1791 г. вне иконостаса. Когда и как они появились в храме — неизвестно. Икона Успения имела надпись на окладе: «Риза сия сооружена в 1740 году, сентября 5 дня, при священнике Михаиле Иванове, весу в ней 2 фунта 41 золотник». В новом храме все эти иконы помещались в позолоченных столярной работы рамах вне иконостасов. Оклад на иконе Успения был обновлен в 1822 г.: «Риза сия усердием прихожан обновлена при протоиерее Георгии Ключареве в 1822 году в феврале, весу в ней 8 фунтов 24 золотника». Серебряный оклад на иконе Богоявления возобновлён в 1800-х гг., что было видно из описи 1808 г. На иконе святителя Николая ранее был медный оклад, сделанный неизвестно когда и замененный новым медным позолоченным в декабре 1822 г.

Успенская церковь. Фото 1960-х гг.

Штат священно- и церковнослужителей Успенского храма составляли один священник и один диакон, состоявший в конце XIX — начале XX вв. на псаломщической вакансии. Из духовенства его наиболее известен настоятель Древне-Успенского храма, служивший в конце XVIII — начале XIX вв., — Алексий Борисович Борисов, отец знаменитого церковного деятеля, богослова и проповедника архиепископа Херсонского Иннокентия (в миру Иоанна Алексеевича). Именно в Успенской церкви был крещён будущий Святитель, и там он мальчиком помогал во время службы о. Алексию, который скончался в 1811 г., оставив «о себе в народе добрую память». Могила его и матери архиепископа Иннокентия — Акилины Гавриловны — сохраняется ельчанами до сегодняшнего дня слева от главной аллеи, ведущей к Казанскому храму на старом городском кладбище. На скромном чугунном памятнике, установленном на средства, присланные Владыкой Иннокентием, ныне находится доска с надписью: «Здесь покоятся священник о. Алексий и Акилина Борисовы. Родители св. Иннокентия, архиепископа Херсонского».

В 1876 г. в Успенском храме совершал литургию уроженец с. Стрелец Елецкого уезда, настоятель посольской церкви св. Александра Невского в Париже, а впоследствии — председатель духовно-учебного комитета Св. Синода протоиерей Иосиф Васильевич Васильев.

В начале XX столетия в приходе Успенского храма числился 1231 житель города и Пушкарской слободы. Церкви принадлежало 31,5 дес. земли.

К Успенской церкви было приписано 3 часовни. Одна, кирпичная, стояла возле храма с его юго-восточной стороны и была построена одновременно с ним. Вторая — с литыми чугунными стенами, на высоком каменном фундаменте — находилась на Архангельской площади в Рыбном ряду. Третья — в Мясных рядах на Успенской улице. По рассказам старожилов, построены обе часовни были торговцами при основании торговых площадей в 1796 г.

Успенская церковь. Фото 2006 г.

Две последние часовни, как и внутреннее убранство Успенского храма, не пережили катаклизмов XX столетия. Уже 14 марта 1922 г. в ещё не открывшийся елецкий музей из Успенской церкви было передано «три шестикрылых ангела, два ангела двукрылых … скульптура не выясненной святой … изображение Иоанна Богослова и Матери Божией … скульптура, изображающая одного из евангелистов…». 4 декабря 1922 г. дополнительно было передано в музей резное изображение Христа, сидящего в темнице, датированное XVIII в. В том же году в рамках кампании по изъятию церковных ценностей из Успенского храма была взята серебряная утварь общим весом 1 пуд б фунт. 79 золот.

Закрытие храма произошло в начале 1930-х гг., после чего он был переведён в разряд складских помещений и использовался в этом качестве, по крайней мере, до 1962 г. По рассказам старожилов во время войны в трапезную храма попала бомба, в результате был разрушен свод.

Возвращение Успенского храма Русской Православной Церкви было оформлено постановлением главы администрации г. Ельца «О застройке города», № 409 от 09.09.1993 г., и распоряжением Государственного комитета РФ по управлению госимуществом «О передаче памятников истории и культуры Воронежской епархии», № 114/580-р от 09.07. 1997 г.

Успенская церковь. Фото 2006 г.

К празднику Успения Божией Матери в 1995 г. силами общины Вознесенского собора и ельчан был частично восстановлен Богоявленский престол нижнего храма, в котором с благословения епархиального начальства в тёплое время года иногда совершаются богослужения. Ежегодно вечером 27 августа на праздник Успения Пресвятой Богородицы из Вознесенского собора в Успенский храм устраивается крестный ход с плащаницею. Торжественное шествие со свечами в руках и с иконами всегда привлекает большое количество ельчан.

В настоящее время в рамках федеральной целевой программы «Культура России» на памятнике истории культуры федерального значения, каковой является Успенская церковь города Ельца, ведутся реставрационные работы. Хочется верить, что двухсотлетие своей закладки один из самых замечательных храмов древнего города встретит в своём прежнем величии и благолепии.

Священно- и церковнослужители храма Успения Пресвятой Богородицы:

Священники:

Симеон — уп. 1591-1593
Васильев Артемий — уп. 1646
Митрофан — уп. 1676-1678
Иванов Михаил — уп. 1740
Степанов Козьма — 1781
Баженов Иоаким — 1782
Баженов Василий Акимович — 1783-1788
Устинов Иаков — 1792
Родионов Григорий — 1794
Борисов Алексей Борисович – 1797-1811
Ключарев Георгий — 1811-1829
Борисов Константин — 1818-1819
Ефремов Лука Васильевич — 1830-1832
Аотарингский Иоанн Сидорович — 1833-1841
Горохов Георгий Данилович — 1842
Вознесенский Симеон Борисович — 1853-1854
Лисицын Николай — 1854-1860
Васильев Пётр – 1861-1864
Колпенский Георгий — 1865-1867
Колпенский Василий Васильевич — 1867-1912
Говоров Пётр — 1912-1918

Диаконы:

Петров Андрей — 1784-1796
Абрамов Иоанн — 1794
Андреев Пётр — 1807-1854
Цветов Иоанн — 1854-1860
Андреевский Павел — 1861-1882
Говоров Каллистрат Ефимович — 1861-1869
Третьяков Поликарп Фёдорович — 1871-1872
Грядихин Иоанн — 1882-1917

Дьячки:

Фёдоров Яков — 1810-1811
Автономов Пётр Михайлович — 1815-1829
Раевский Пётр — 1836
Воскресенский Дмитрий — 1837-1870
Говоров Каллистрат Ефимович — 1854
Пятин Иван — 1854-1860

Пономари:

Герасимов Иван — 1782-1792
Афанасьев Кирилл — 1786-1819
Глаголев Кирилл – 1794
Воскресенский Михаил — 1823-1842
Третьяков Егор — 1854-1860
Воскресенский Павел — 1873-1874

Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. — Липецк: ЛОКО, 2006. — 512 с.

Примечания:

1. РГАДА. Ф. 129. Д. 26. Л. 24.
2. Российская крепость на южных рубежах. Документы о строительстве Ельца, заселении города и окрестностей в 1592-1594 гг. — Елец, 2001. С. 127.
3. Российская крепость на южных рубежах. Документы о строительстве Ельца, заселении города и окрестностей в 1592-1594 гг. Елец, 2001. С. 152-153.
4. Российская крепость на южных рубежах. Документы о строительстве Ельца, заселении города и окрестностей в 1592-1594 гг. Елец, 2001. С. 92.
5. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 135. Л. 45.
6. Воронежская старина. Вып. 1. — Воронеж, 1902. С. 127-129.
7. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 8830. Л. 19.
8. РГАДА. Ф. 1209. Oп 1. Кн. 137. Л. 3, 4.
9. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 135.
10. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 137. Л. 2.
11. Уклеин И.Н. Краткое историческое сведение о городе Ельце, составленное елецким купцом Иваном И. Уклеиным 1846-го и 1847-го годов -в кн.: Елецкая быль. Вып. 1. — Липецк, 1994. С. 36; Ридингер Н.А. Материалы для истории и статистики г. Ельца. — Елец, 1993. С. 99.
12. Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Т. 1. — Орёл, 1905. С. 262; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1911. С. 171.
13. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 20 об.-21; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1911. С.171-172.
14. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 20 об.-21.
15. ОЕВ. 1875. № 8. С. 476.
16. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 53-55.
17. РО ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 4331. Л. 10-10 об.
18. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 167-168.
19. Справочная книжка по Орловской епархии на 1903 год. — Орёл, 1903. С. 50.
20. ГАЛО. Ф. Р687. Oп. 1. Д. 112. Л. 40, 125.
21. ГАЛО. Ф. 143. Oп. 1. Д. 376. Л. 329.
22. ГАЛО Ф. Р-2184. Oп. 1. Д. 11. Л. 15.

Статья подготовлена по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец», изданной в 2006 году Липецким областным краеведческим обществом и коллективом авторов: Клоковым А.Ю., Найдёновым А.А. и Новосельцевым А.В. В статье воспроизведены все изображения, использованные авторами в их работе.

Еле́цкий Успе́нский монасты́рь (укр. Єлецький Успенський монастир ) - православный мужской монастырь Черниговской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), расположенный в городе Чернигове.

Один из первых и наиболее богатых монастырей Киевской Руси. Возведение соборного Успенского храма связано с именем родоначальника династии Ольговичей, черниговского князя Олега Святославича (ум. 1115). Этот памятник почти целиком дошёл до нашего времени, хотя и с позднейшими наслоениями в стиле украинского барокко.

Местоположение и архитектура

Елецкий Успенский монастырь расположен на правом, высоком берегу реки Десна, между территорией бывшего черниговского детинца и находившимся поблизости Троице-Ильинским монастырём. Елецкий монастырь входит в число историко-архитектурных достопримечательностей Чернигова. К архитектурному ансамблю монастыря относятся:

  • Успенский собор строился на рубеже XI и XII веков (точная дата неизвестна) по образцу одноимённого храма Печерского монастыря в Киеве. Это один из первых на Руси храмов, при строительстве которых применялась равнослойная кладка. Чтобы компенсировать потерю декоративности фасадов, зодчие провели их затирку с последующей разбивкой поверхности на манер белокаменных квадров. Отличие от киевского храма в том, что с трёх сторон имелись небольшие притворы, а в юго-западном углу была устроена часовенка с апсидкой - наподобие тех, что известны по памятникам Старой Рязани. Фресковая живопись XII века отличается высокой художественностью, но сохранилась очень фрагментарно. В XVII веке собор был обновлён в стиле барокко, купола переложены.
  • Придельная церковь св. апостола Иакова - усыпальница Якова Кондратьевича Лизогуба, 1689 года постройки (освящена 14 сентября 1701 г.). Находится с южной стороны собора
  • Надвратная колокольня высотой в 36 метров (1670-75 годов). Возведена на месте более ранней, деревянной колокольни
  • Трапезная и Петропавловская церковь XVIII века, построенная над Елецкими пещерами (1069 года) и кельи того же периода (наиболее раннее кирпичное жилое строение на Левобережной Украине)
  • Каменные защитные стены
  • Руины дома игумена XVIII века
  • Деревянный дом святителя Феодосия Черниговского (1688) - старейшая деревянная постройка Левобережной Украины.

Гора, на которой стоит Елецкий Успенский монастырь, изрыта и пронизана множеством подземных ходов, пещерами и катакомбами. Так, подземная галерея длиной в 70 метров соединяет Успенский собор и Петропавловскую церковь. На территории монастыря похоронены выдающиеся деятели российской и украинской истории и культуры - А.С.Милорадович, Леонтий Полуботок, Яков Лизогуб. Рядом с монастырским комплексом находится археологический памятник середины X века, курган Чёрная могила.

История

Согласно изложенному в летописях преданию, Елецкий Успенский монастырь был основан на месте чудесно найденной на одной из елей 3 февраля (или 3 ноября) 1060 иконы Пресвятой Богородицы. От этих елей получили название и икона и обитель. Основателем монастыря считается киевский князь Святослав Ярославич. В 1069 в этом монастыре жил «отец русского монашества» преподобный Антоний Печерский. В середине XII столетия на том месте, где нашли святую икону, строится 25-метровый Успенский собор.

В 1239, в ходе монголо-татарского нашествия монастырь был разграблен и разорён. С 1445 года Черниговом владел князь Иван Можайский, который начал восстановление черниговских святынь. Тогда же был отремонтирован и Елецкий монастырь В начале XVI века, по итогам русско-литовской войны, Чернигов входит в состав Московского княжества. После того, как в 1618 Чернигов оказывается «под Польшей», монастырь вновь разоряется, монахи бегут, а Успенский собор разрушается. После 1623 польские власти передают монастырь униатам, которые его ремонтируют и восстанавливают. Униатский игумен Елецкого монастыря Кирилл Транквиллион-Ставровецкий печатает в 1646 первую в Чернигове книгу - своё сочинение Перло многоценное .

В 1649 поляки были из Чернигова окончательно изгнаны, и монастырь вновь становится православным. Среди его игуменов были такие церковные и культурные деятели, как Димитрий Ростовский, Лазарь Баранович, Феодосий Черниговский, Иоанникий Галятовский, и другие. Последний реконструировал Успенский собор, построил трапезную Петропавловскую церковь, устроил в монастыре библиотеку и заказал пышный иконостас (погиб от зажигательной бомбы в 1941 году). В первой половине XVII столетия иноком монастыря Сергием составлено «Слово о некоем старце», рассказывающее о паломничестве в Святую землю.

Монастырь был богатым собственником. До 1786, когда по указу Екатерины II, была проведена секуляризация, Елецкому монастырю принадлежали почти 2,5 тысячи крепостных душ, 8 трактиров, винокурня, 9 мельниц, 7 пекарен и т.д.

В 1921 монастырь был закрыт. Вновь передан церкви в 1992. Сейчас на его территории существует женский монастырь.

Выйдя из Троицкого монастыря, можно спуститься по ул. Толстого до перекрестка с ул. Князя Черного (воспользуйтесь маршруткой — они бегают часто). Слева на пригорке видны зеленые соборные главы Елецкого Свято-Успенского женского монастыря (открыт для посещения с 10.00 до 19.00) — это наша следующая остановка.

Название монастыря не имеет к старинному русскому городу Елец никакого отношения. Оно происходит от слова «ель»: именно на этом дереве в середине XI в. князю Святославу Ярославичу явилась чудотворная икона Божией Матери. В честь этого события окаю 1060 г. был построен деревянный храм, а вскоре при нем возник мужской монастырь. В конце XI — начале XII в. соборный храм монастыря был перестроен в камне, а в 1159 г. все ветхие постройки здесь были полностью обновлены тщанием князя Андрея Боголюбского.

В 1239 г. обитель подверглась разгрому от монголов и смогла возродиться только в XV в. После перехода Чернигова под власть Москвы в монастыре началось большое строительство, однако близость границы делала существование братии непростым делом. В 1579 г. обитель разорили воины князя Константина Острожского, а в 1611 г. она вновь была предана огню и опустела. Елецкий образ Пресвятой Богородицы был чудом спасен и впоследствии оказался в Харьковском Успенском монастыре.

В 1624 г. в обители поселились монахи доминиканского ордена, однако Богдан Хмельницкий в 1649 г. возвратил монастырь в лоно православия. В 1657 г. обитель начала отстраиваться, а спустя 130 лет уже входила в число богатейших монастырей России. В 1920 г. новые власти разогнали иноков и передали монастырское подворье в распоряжение Черниговского ГубЧК. Только в 1992 г. Елецкая обитель возродилась — на этот раз как женская. Ныне здесь живет около 50 сестер.

Весной 1999 г. в монастырь был торжественно возвращен образ Богородицы Елецкой. Кроме того, здесь хранится чудотворный образ Черниговской Ильинской Божией Матери, написанный в 1658 г. в Антониевых пещерах иноком Геннадием (Дубенским).

Первый памятник, который гости монастыря видят справа от его засадных врат — это крест, установленный в честь 2000-летия Рождества Христова. За ним раскинулся зеленый лужок, на котором пасутся монастырские коровы. Широкая дорожка ведет к главному зданию подворья — Успенскому собору. Когда-то это был одноглавый храм, чей строгий облик оживляли только изящные полуколонны с романскими капителями Интерьер собора был украшен фресками, напоминавшими росписи Софии Киевской.

В 1239 г. храм выгорел, однако в 1445-1449 гг. был восстановлен в прежнем виде. В 1611 г. Успенский собор был вновь подожжен поляками, на этот раз обветшавшие своды не выдержали и рухнули. В 1671-1679 гг. владыка Лазарь начал реставрацию собора, в ходе которой он стал четырехглавым храмом с куполами типичной украинской формы. При этом фасады здания почти не подверглись переделке. По своей сохранности Успенский собор Елецкого монастыря — один из лучших древнерусских памятников Украины. Высота храма — около 27 м. Внутри уцелела часть росписей XII в. — они находятся в основном в западной части храма.

В 1892 г. их обнаружил профессор Адриан Прахов, а расчистка древних фресок началась в 1924 г. Остальные росписи собора были выполнены в 1876-1882 гг. Иконостас храма был выполнен в конце XVII в. по образцу Успенского собора Киево-Печерской лавры. К сожалению, этот шедевр барочной резьбы сгорел в 1941 г. Небольшой совет: при посещении храма старайтесь не наступать на ковровую дорожку, расстеленную вдать его центрального нефа.

К южному фасаду собора в 1698-1701 гг. была пристроена двуглавая барочная церковь Святого апостола Иакова. Она воздвигнута нал могилой козачьего полковника Якова Лизогуба. Еще один храм находится чуть дальше к югу — эго трапезная церковь Святых Петра и Павла (XVII в.). В 1992 г. именно здесь проходили первые богослужения возрожденного монастыря.

В монастыре сохранились три келийных корпуса, построенных в XVI-XVII вв. Лучше всего сохранились барочные кельи, вытянувшиеся вдоль восточного фасада Успенского собора более чем на 70 м. Северный, так называемый палатный корпус — самый древний. Именно здесь находятся покои настоятельницы монастыря. К палатному корпусу примыкают монастырская колокольня и маленький деревянный дом Феодосия Углицкого. окруженный залом. Надпись на одной из потолочных балок датирует постройку дома 1688 годом -это единственный деревянный памятник XVII в. в Восточной Украине.

Двухъярусная восьмигранная колокольня была построена из кирпича в 1670-1675 гг. Высота сооружения — 34 метра. В нижнем ярусе расположены северные ворота монастыря — именно они в прошлом служили главным входом на подворье. Лучше всего колокольня видна с улицы Тихая, которая огибает монастырскую ограду с севера. Колокольня служила еще и оборонительной башней: удачно расположенный монастырь мог подвергнуться нападению врага только с северной стороны.

В юго-западной части обители находится корпус казначейских келий (XVII в.). Когда-то здесь располагались богатые монастырские кладовые — недаром толщина стен корпуса достигает 117 см! Руины кирпичного здания по соседству с казначейскими кельями — это остатки дома архимандрита, построенного в конце XVII столетия.

Черниговский Дракула

С Елецким монастырем связана история человека, которого величают ни много ни мало «черниговским Дракулой». Василий Дунин-Борковский (1640-1702) происходил из знатного шляхетского рода, владевшего на Черниговщине селом Борковка — отсюда вторая часть фамилии. После того как Левобережная Украина вошла в состав России, шляхтич принял православие и вступил в ряды козачества. Он был одним из богатейших людей страны, а при гетмане Мазепе сделал завидную карьеру, дослужившись до генерального обозного Войска Запорожского и черниговского полковника. После смерти его тело было погребено в Успенском соборе Елецкого монастыря.

Много лет спустя в Чернигове стали рассказывать леденящие душу предания о посмертном бытии Дунина-Борковского. Говорили, что вскоре после его похорон люди, оказавшиеся в полночь у ворот Елецкого монастыря, стали свидетелями следующей картины. Из собора вылетела черная карета, запряженная шестеркой вороных коней. С адским грохотом экипаж умчался в направлении поместья Дуниных-Борковских. Выезды призрачной кареты стали повторяться едва ли не каждую ночь. Говорили, что дух магната приезжал в Борковку, раздавал некие приказания призрачным слугам и исчезал у старого колодца в саду.

Какое-то время спустя в Чернигове якобы начали находить на улицах обескровленные трупы людей с прокушенным горлом. Молва немедленно связала эти страшные находки с ночными прогулками мертвого полковника. Собравшаяся толпа потребовала от елецкого игумена вскрыть могилу Дунина-Борковского. Тело полковника оказалось совершенно нетронутым тлением. Помолясь Богу, участники эксгумации вбили в грудь покойника хороший осиновый кол.

После этого был раскопан таинственный колодец в магнатском саду. Под ним обнаружился тайный ход, ведущий в пещеру. Там стоял открытый гроб и стол, на котором лежала истлевшая книга в черном переплете. Книга была сожжена, после чего нападения упыря на ночных прохожих прекратились… В этой истории непонятно одно: почему ее героем стал именно Василий Дунин-Борковский — благочестивый человек, женатый на дочери священника (!) и жертвовавший огромные суммы на украшение Спасо-Преображенского собора и Елецкой обители? Кстати, именно этим объясняется факт погребения полковника в притворе главного монастырского храма.

Завершая наш рассказ, хотелось бы пригласить Вас в семейный отель Абаго, что в Республике Адыгея. Свежий воздух, горы — приезжайте и всё увидите сами!