Open
Close

Чему не поверил фома неверующий. Почему Фома – неверующий? Как сами шведы называют шведские стол и стенку

Иисуса Христа часто называли Апостолом - посланником Господа или Ангелом - вестником Завета. Ближайших двенадцать учеников Сына Божия именовали также - апостолами. После смерти своего Учителя они были посланы проповедовать в разные страны, и все закончили свою жизнь мученически. Симон, получивший при крещении имя Петра, нес слова Истины иудеям и за это был распят на кресте триумфальной дороги Рима. Его младший брат, Андрей, совершил дальние странствия в Скифию (современные Украину и Россию), предсказал основание Киева, удивлялся обычаю новгородцев париться в бане, а затем по дороге на родину был схвачен в Греции и распят в ахейском городе Петры. Диагональный крест, на котором он принял мученическую смерть, стал знаменем русских моряков. Братья-рыболовы, Иаков и Иоанн, также умерли не своей смертью: первому из них отсекли голову по приказу Ирода, и он был признан святым покровителем Испании. Второго распяли в городе Эфесе. Филипп проповедовал в Скифии и Фригии… Варфоломей (настоящее его имя Нафанаил) - в Аравии, Эфиопии, Армении… Левий Матфей отправился к персам и мидянам… Симон Зилот побывал на севере Африки в Египте, Мавритании и Нумидии… Настала, наконец, очередь и самого скептичного из учеников Христа - Иуды, нареченного Фомой. Фома всюду следовал за Мессией, но не верил в чудеса, за что и получил свое прозвище - Неверный, вернее - Неверующий. Может быть, за малодушие ему и были посланы наибольшие испытания. Воскресший Господь явился к нему и велел отправляться в Индию. Фома начал отнекиваться: «Не имею я сил для этого, ибо слаб я, и муж я еврейский, как индийцев могу я учить?» Христос попытался его успокоить: «Не бойся, Фома, ведь я буду с тобой». Любой другой из апостолов не стал бы прекословить Господу. Любой, но не Фома Неверующий.

Он продолжал просить: «Куда ты ни захочешь, Господь наш, пошли меня, только в Индию не пойду я».

Действительно, как отправляться с проповедью новой религии в страну древнейшей культуры, многобожия, мирного сосуществования разных конфессий? На каком языке говорить иудею с индийцами? Нет, это казалось совершенно немыслимым, невозможным! Но что не по силам Сыну Божию?

В это время в Иудею прибыл из Индии купец Хаббан, которому было поручено царем Гундофаром найти и привезти искусного плотника. К нему подошел Иисус и преложил помочь найти мастера, указав издалека на Фому… На следующий день апостол уже отплывал от родных берегов в таинственную, загадочную и пугающую его страну.

И вскоре ступил на благословенную землю Индостана, оставив страхи и начав вершить удивительные чудеса, обращая людей в христианскую веру. И многие века после того на Малабарском побережье жили они, называя себя христианами святого Фомы.

Но мы расскажем лишь об одном из чудес втором по счету: о строительстве дворца, ради чего он и проделал дальнее странствие. Царь Гундофар обрадовался иноземному мастеру, но все же решил расспросить его через переводчика: «Каким ремеслом ты владеешь?» Фома ответил: «Господин мой Христос плотник, сын плотника, и я плотник и строитель». «Сможешь построить для меня дворец?» - сказал царь. «Построю, - ответил христианин, - так как я для этого и прибыл». Гундофар приобнял плотника, вывел его на пустырь и начал показывать, где должен стоять дворец и как он должен выглядеть. «Понял ли ты мой замысел?» - спросил наконец царь. «Да, вполне», - кивнул Фома. «Ну, так начерти тут на земле план здания, а я проверю», - велел индиец, а через некоторое время проверил чертеж и одобрил его, а сам, дав золота и серебра чужеземному мастеру, приказал нанимать рабочих для строительства и уехал по делам.

Иуда-Фома же повел себя странно: ходил по окрестным городам и селам, раздавал царские деньги нищим и говорил: «Царю - царское, а всем остальным будет даровано отдохновение».

Гундофар по истечении длительного времени послал людей к строителю с вопросом: «Что уже сделано и что нужно для того, чтобы полностью завершить возведение дворца?»

Фома царским посланцам строительства не показал, а на словах велел передать, что здание почти окончено, осталось лишь покрыть его крышей, а на это нужны дополнительно деньги.

Вскоре деньги были привезены, но и с ними христианин поступил также: все раздал нищим…

Царь велел отвести бывшего строителя в подземелье с тем, чтобы на следующий день предать его самой жуткой казни за обман и растрату денег. Казалось, что участь Фомы предрешена, и погибнет он так же, как и многие его единоверцы. Но как человеку знать будущее, даже если он царь?

Вечером этого дня брат царя внезапно сильно заболел и умер, душа его, не обремененная телом, легко поднялась в небеса.

И там увидела дворец несравненной красоты, вокруг которого витали ангелы. Брат начал слезно просить вестников Бога, чтобы ему позволили остаться в этом месте и занять хоть самую малую комнату в этом сказочном дворце. Но ответили ему не голосом, а мыслью, что это невозможно. Душа человека зарыдала, не переставая вопрошать: «Отчего вы мне отказываете в моей просьбе? Потому ли, что я вел неправедную жизнь на земле?» - «Нет, не потому. Этот дворец построен неким христианином для твоего брата и ему надлежит здесь поселиться, не тебе!» - «Но ведь…»- начал было царский брат и запнулся, не зная, как признаться ангелам в том, что он пустил деньги на ветер. Напрасно он сомневался: ангелы видят мысли так же ясно, как мы слышим произнесенные слова. И потому ответили на невысказанное: «Тебе ли сомневаться, раз ты со слезами просил позволить тебе жить хоть в малой комнате этого дворца?» - «Да, я хочу этого, но отпустите душу мою на землю, и я сообщу брату о том, чего он не знает!» Так и вышло, что умерший вдруг очнулся на своей кровати и попросил немедленно привести к нему Гундофара.

«Брат мой, - обратился он к царю слабым от болезни голосом, - знаю, что если бы я попросил у тебя половину царства, то ты не отказал бы в моей просьбе».

Властитель удивился такому разговору, но подтвердил, что ничего не пожалеет для любимого брата. «Тогда позволь мне разделить с тобой дворец, что стоит на небесах», - взмолился тот. «У меня нет никакого дворца в небесах», - мрачно возразил Гундофар. «Есть, - ответил ему брат, - но только ты о нем не знаешь, а я этой ночью умер и побывал на небесах, где увидел много чудесного, но ничто не может сравниться по красоте с этим прекрасным зданием, где мне хотелось бы прожит целую вечность».

Гундофар продолжал расспрашивать:

«Но как же случилось, что я стал владельцем такого сказочного богатства?» - «Его построил для тебя тот самый христианин, которого по твоему приказу нынче должны казнить!»

Царь приказал немедленно освободить апостола и проводить к нему, а когда Фома вошел, Гундофар пал перед ним на колени и стал просить прощения: «Извини меня, великий человек, что я сразу не поверил тебе и твоему Богу. Не мог я представить, что, кроме этого, существуют другие миры, доступные твоему мастерству!»

Легенда рассказывает, что царь и его брат приняли христианство и сопровождали Фому в его странствиях по Индии.

Происхождение этой фразы следует искать в Библии в Новом Завете. "Фомой неверующим" является апостол Фома — ученик Иисуса Христа, выделяющийся, ко всему прочему, своей недоверчивостью.

Нам известны две версии появления этого выражения. Рассмотрим первую, которая произошла задолго до выбора Иисуса Христа Фомы своим апостолом. Как-то раз брат Фомы Андрей увидел, как Иисус ходил по воде и рассказал про это брату. Фома, конечно, не поверил словам Андрея и предложил пойти и попросить Христа пройтись по воде.

Сказано — сделано. Фоме пришлось признать свою неправоту. Вот так Фома и стал неверующим. "Пока глазами своими не увижу — не поверю" — любил говорить Фома.

Вторая версия является наиболее значимой. В Библии сказано, что после воскрешения Иисус Христос пришел к апостолам, когда Фомы не было. Встретившись с Фомой, апостолы рассказали, что Иисус воскрес. Фома не поверил им и сказал, что пока не увидит раны на теле Христа он им не поверит. Лишь после второго явления Христа перед апостолами, когда Фома находился вместе со всеми, он уверовал в происходящее.

Не поверил ученик Христа Фома, когда сказали ему другие ученики, что они видели воскресшего Учителя. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). И, конечно, то же самое вот уже веками повторяет человечество.

Разве не на этом - увижу, прикоснусь, проверю - основана вся наука, все знание? Разве не на этом строят люди все свои теории и идеологии? И не только невозможного, но как будто и неверного, неправильного требует от нас Христос: «Блаженны не видевшие, - говорит Он, - и уверовавшие» (Ин. 20:29). Но как же это так - не видеть и поверить? Да еще во что? Не просто в существование некоего высшего Духовного Существа - Бога, не просто в добро, справедливость или человечность, - нет.

Поверить в воскресение из мертвых - в то неслыханное, ни в какие рамки не укладывающееся благовестие, которым живет христианство, которое составляет всю его сущность: «Христос воскрес!»

Откуда же взяться этой вере? Разве можно заставить себя поверить?

Вот с печалью или же с озлоблением уходит человек от этого невозможного требования и возвращается к своим простым и ясным требованиям - увидеть, тронуть, ощутить, проверить. Но вот что странно: сколько он ни смотрит, ни проверяет и ни прикасается, все столь же неуловимой и таинственной остается та последняя истина, которую он ищет. И не только истина, но и самая простая житейская правда.

Он как будто определил, что такое справедливость, но нет ее на земле - все так же царят произвол, царство силы, беспощадность, ложь.

Свобода… Да где она? Вот только что, на наших глазах, люди, утверждавшие, что они владеют настоящим, всеобъемлющим научным счастьем, сгноили в лагерях миллионы людей, и все во имя счастья, справедливости и свободы. И не убывает, а усиливается гнетущий страх, и не меньше, а больше ненависти. И не исчезает, а возрастает горе. Увидели, проверили, тронули, все рассчитали, все проанализировали, создали в своих ученых лабораториях и кабинетах самую что ни на есть научную и проверенную теорию счастья. Но вот выходит так, что не получается от нее никакого, даже самого маленького, простого, реального житейского счастья, что не дает она самой простой, непосредственной, живой радости, только все требует новых жертв, новых страданий и увеличивает море ненависти, преследований и зла…

А вот Пасха, спустя столько столетий, и это счастье, и эту радость - дает. Тут как будто и не видели, и проверить не можем, и прикоснуться нельзя, но подойдите к храму в пасхальную ночь, вглядитесь в лица, освещенные неровным светом свечей, вслушайтесь в это ожидание, в это медленное, но такое несомненное нарастание радости.

Вот в темноте раздается первое «Христос воскресе!» Вот гулом тысячи голосов прокатывается в ответ: «Воистину воскресе!» Вот открываются врата храма, и льется оттуда свет, и зажигается, и разгорается, и сияет радость, которой нигде и никогда нельзя испытать, как только тут, в этот момент. «Красуйся, ликуй…» - откуда же эти слова, откуда этот вопль, это торжество счастья, откуда это несомненное знание? Действительно, «блаженны не видевшие и уверовавшие». И вот тут-то это как раз и доказано и проверено. Придите, прикоснитесь, проверьте и ощутите и вы, маловерные скептики и слепые вожди слепых!

«Фомой неверным», неверующим, называет Церковь усомнившегося апостола, и как примечательно то, что вспоминает она о нем и нам напоминает сразу же после Пасхи, первое воскресение после нее называя Фоминым. Ибо, конечно, и вспоминает, и напоминает не только о Фоме, а о самом человеке, о каждом человеке и обо всем человечестве. Боже мой, в какую пустыню страха, бессмыслицы и страдания забрело оно при всем своем прогрессе, при своем синтетическом счастье! Достигло луны, победило пространства, завоевало природу, но, кажется, ни одно слово из всего Священного Писания не выражает так состояния мира, как вот это: «Вся тварь совокупно стенает и мучится» (Рим. 8:22). Именно стенает и мучается, и в этом мучении ненавидит, в этих потемках истребляет самое себя, боится, убивает, умирает и только держится одной пустой бессмысленной гордыней: «Если не увижу, не поверю».

Но Христос сжалился над Фомой и пришел к нему и сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27). И Фома упал перед Ним на колени и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Умерла в нем его гордость, его самоуверенность, его самодовольство: я, мол, не так, как вы, меня не проведешь. Сдался, поверил, отдал себя - и в ту же минуту достиг той свободы, того счастья и радости, ради которых как раз и не верил, ожидая доказательств.

В эти пасхальные дни стоят перед нами два образа - воскресшего Христа и неверующего Фомы: от Одного идет и льется на нас радость и счастье, от другого - мучение и недоверие. Кого же мы выберем, к кому пойдем, которому из двух поверим? От Одного, сквозь всю человеческую историю, идет к нам этот никогда не пресекающийся луч пасхального света, пасхальной радости, от другого - темное мучение неверия и сомнения…

В сущности, мы и проверить можем теперь, и прикоснуться, и увидеть, ибо радость эта среди нас, тут, сейчас. И мучение тоже. Что же выберем мы, чего захотим, что увидим? Может быть, не поздно еще воскликнуть не только голосом, но и действительно всем существом своим то, что воскликнул Фома неверующий, когда наконец увидел: «Господь мой и Бог мой!» И поклонился Ему, сказано в Евангелии.

Фома неверующий

Фома неверующий
Из Библии. В Новом Завете (Евангелие от Иоанна, гл. 20, ст. 24-29) рассказывается о том, как один из учеников Иисуса, апостол Фома, не поверил вести о воскресении распятого Христа и сказал: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его (римский солдат своим копьем проколол распятому Иисусу Христу грудь, чтобы быть уверенным в его смерти.- - Сост.), не поверю».
Тогда Иисус обратился к Фоме со словами: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим...»
Иносказательно: крайне недоверчивый человек (ирон.).
Отсюда имеющее тот же смысл просторечное выражение - Фома неверный.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Фома неверующий

Так говорят о человеке, которого трудно заставить поверить чему-нибудь. Выражение возникло из евангельской легенды о том, как один из апостолов Фома, когда ему рассказали о воскресении распятого Христа, заявил: "Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю" (Иоанн, 20, 24-29).

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Фома неверующий" в других словарях:

    Недоверчивый, Фома неверный, скептик, маловер Словарь русских синонимов. фома неверующий прил., кол во синонимов: 4 маловер (3) … Словарь синонимов

    НЕВЕРНЫЙ, ая, ое; рен, рна, рно, рны и рнШы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Уверение святого Фомы (картина Караваджо, 1601 1602 годы) Фома (греч. Θωμάς, лат. Tommaso) один из апостолов (учеников) Иисуса Христа. Призван Христом из рыбаков. Его называли «близнецом»: по одной из версий он был внешне похож на Иисуса. Один… … Википедия

    Фома неверующий - Ирон. То же, что Фома неверный. Собеседники заспорили. Ах, ты, Фома неверующий, опять за своё… Балясник ты, суеслов… да! (С. Елеонский. Грубиян). Сын мой, запомни заповедь: «Не солги!» Человек говорит видел… Твоё дело поверить или не поверить… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Фома неверующий - крыл. сл. Так говорят о человеке, которого трудно заставить поверить чему нибудь. Выражение возникло из евангельской легенды о том, как один из апостолов Фома, когда ему рассказали о воскресении распятого Христа, заявил: «Если не увижу на руках… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Фома неверующий - о человеке, которого трудно заставить поверить чему либо. Оборот пришел из Евангелия. Один из апостолов, Фома, когда ему рассказали о воскресении распятого Христа, заявил: “...если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в… … Справочник по фразеологии

    См. Не вижу, так и не верю … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Фома неверующий - … Орфографический словарь русского языка

    фома неверующий - О том, кто упорно сомневается в наличии, свершении чего л. Из библейского рассказа об апостоле Фоме, который отказывался поверить в воскресение Христа, пока сам не увидит его ран; явившийся спустя некоторое время Христос позволяет ему вложить… … Словарь многих выражений

    У этого термина существуют и другие значения, см. Фома Неверующий. Фома неверующий Spy School Doubting Thomas … Википедия

Книги

  • Дядя Стёпа , Михалков Сергей Владимирович. Книга "Дядя Стёпа" С. Михалкова - это книга на все времена! С неё можно даже начать учиться читать. Если ваши дети знают буквы и уже умеют складывать их в слоги, то это книга станет полезным…
  • Дядя Стёпа , С. Михалков. Книга "Дядя Стёпа" С. Михалкова - это книга на все времена! С неё можно даже начать учиться читать. Если ваши дети знают буквы и уже умеют складывать их в слоги, то эта книга станет полезным…

У Сергея Михалкова даже есть стихотворение «Упрямый Фома» про мальчика, который никому не верил. Но почему именно Фомой называют таких людей? Все дело в апостоле Фоме, одном из двенадцати учеников Христа. Но если Фома – апостол, то почему он неверующий? Вот что об этом рассказывает Евангелие от Иоанна.

После того, как Иисуса казнили, Его ученики пребывали в отчаянии, не зная что их Учитель воскрес. Хотя они уже слышали, что тело умершего на кресте Иисуса исчезло из гроба, а Мария Магдалина говорила даже, что своими глазами видела Христа, и даже говорила с Ним _но поверить в это готовы были не все.Однажды вечером среди учеников внезапно появился Сам Учитель. Иисус вошел в комнату, где были апостолы. Он показал им Свои руки и ноги пробитые гвоздями и рану между ребер от копья римского солдата. Так ученики узнали о воскресении Учителя.

Но в тот раз среди них отсутствовал апостол Фома. Когда на следующий день ему рассказали о случившемся, то Фома не смог в поверить. Он сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Через восемь дней ученики Христа снова собрались в доме. На этот раз с ними был и Фома. И хотя двери были заперты, Иисус вошел в дом. Он обратлися к Фоме, сказав: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим».

Радостный Фома воскликнул, обращаясь к Христу: «Господь мой и Бог мой!».

Удивительная вещь, Фома, на протяжении всего времени общения с Иисусом, верил Ему. Он был свидетелем чудес, которые совершал Христос, верил Его учению и даже хотел умереть вместе со своим Учителем. Но после смерти Христа, Фома не смог поверить в то, что Он воскрес. Фома не то что не захотел поверить, а именно не смог. Ему потребовались доказательства. И Господь, снисходительный к человеческим слабостям, специально пришел к Своему ученику, дабы исцелить его от неверия.

Евангелие доносит до нас и еще одни слова, сказанные Фоме Иисусос. Их можно отнести к тем христианах, которые сегодня через две тысячи лет после тех событий верят в воскресение Христово: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».