Open
Close

Церковный регент и его деятельность. Кто такой церковный регент

Алексей Александрович Пузаков родился в Москве в мае 1966 года. Детство и юность будущего церковного дирижера прошли на Тверском бульваре и около Патриарших прудов, где жили его родители Александр Федорович Пузаков и Маргарита Николаевна Богданова.

Алексей рос в обычной для 60-70-х годов семье добрых, скромных, образованных, но тогда еще далеких от веры русских людей и с детства, как и многие его сверстники, не был крещен. С первого по восьмой класс учился в известной в кругах московской творческой интеллигенции школе № 31 в Леонтьевском переулке (в те годы – улица Станиславского). Атмосфера школы и круг общения способствовали увлечениям, связанным с искусством театра, поэзией, литературой и музыкой. Однако специального музыкального образования Алексей не получил, не считая участия в десятилетнем возрасте в детском духовом оркестре и любви к любительскому пению и музицированию.

Семья часто проводила выходные, посещая музеи, концертные залы и памятники истории и культуры, к которым относились закрытые, а иногда отчасти действующие монастыри и храмы.

По рассказу Алексея, в его памяти осталось очень яркое впечатление от посещения в холодный зимний день Троице-Сергиевой лавры. Древние полутемные храмы, таинственные лики, иконы, мерцание разноцветных лампад – рождали в душе необъяснимое щемящее чувство причастности к неведомому и где-то в глубине подсознания родному горнему миру. По дороге в Лавру сильно разболелись зубы. Родители набрали святой воды в надкладезной часовне и дали попить – боль неожиданно прошла. Алексею было лет девять, и это осталось в памяти как нежданное благодеяние, нечаянная радость от доброго, но еще неведомого Бога.

В переходном возрасте пришло увлечение Достоевским. Любимой книгой стал роман «Братья Карамазовы», где нет однозначно положительных и отрицательных героев, но сам сюжет расставляет все по своим местам.

Действующих храмов в те годы в Москве было немного. В шестнадцатилетнем возрасте Алексей, увлеченный театром, неожиданно для себя попал на богослужение Страстной седмицы с чтением Двенадцати Евангелий в храм иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Необыкновенная красота и глубина службы, приглушенный свет, тихое стройное пение знаменитого Матвеевского хора – все поразило и не позволило уйти из храма до окончания богослужения, хотя и было непонятным по букве. В душе утверждалось чувство возвращения в Отчий дом. Вся предыдущая жизнь показалась пустой и бессмысленной. На следующий день – в Великую пятницу Алексей пошел на вынос Плащаницы в ближайший храм Воскресения в Брюсовом переулке (тогда – улица Неждановой). Служил архиепископ Волоколамский Питирим (Нечаев) с длинной седой бородой и необыкновенно красивым лицом.

Потом была Пасха, Троица, праздник преподобного Сергия с многотысячным молебном на Лаврской площади, Успение Богородицы. 4 сентября 1982 года Алексей принял Крещение, началась новая жизнь. Эта жизнь проходила в почти ежедневных посещениях храмов – иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», где служил духовный отец, и ближайшего к дому храма Воскресения на улице Неждановой. Там произошла встреча с Григорием Алфеевым – будущим митрополитом Иларионом, которая стала очень важной в судьбе Алексея.

В престольный праздник Воскресения Словущего, когда в конце сентября на всенощной поются пасхальные песнопения, храм был переполнен людьми. В давке Алексей оказался вытолкнут на левый клирос, который располагался на приступке у западной стены четверика храма. «Ты что стоишь и молчишь – подпевай», – сказал кто-то из певчих. С того дня церковное пение стало делом жизни Алексея.

Главное влияние на формирование музыкального вкуса оказал хор нашего храма под управлением Николая Васильевича Матвеева. Творчество этого мастера, основанное на традиции и репертуаре Московского Синодального хора, стало для Алексея Пузакова краеугольным камнем и ориентиром в его дальнейшем церковно-музыкальном служении.

В восемнадцатилетнем возрасте его приняли на работу в должности чтеца и алтарника, а в девятнадцать лет по благословению почетного настоятеля Скорбященского храма архиепископа Киприана (Зернова), Алексей становится вторым после Матвеева регентом, управляя левым клиросом.

Далее был первый профессиональный церковный хор – архиерейский хор Виленской и Литовской епархии. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, Пузаков впервые принял участие в концерте духовной музыки в соборе Свято-Духова монастыря в Вильнюсе.

Первым московским храмом, где Пузаков руководил правым хором, стала церковь Воскресения на Ваганьковском кладбище, там произошла знаменательная встреча с протоиереем Николаем Соколовым. Затем он был регентом правого хора Николо-Кузнецкого храма.

В 1994 году Алексей Пузаков при поддержке настоятеля храма-музея святителя Николая в Толмачах протоиерея Николая Соколова и сотрудников Третьяковской галереи основал церковно-государственный хор при этом прославленном музее. Богослужения перед великой святыней – чудотворной Владимирской иконой Богоматери, концерты, записи, гастроли наполняли духовную и творческую жизнь до 2008 года.

В 2006 году Алексей Пузаков был удостоен почетного звания «Заслуженный артист России». Он также награжден церковными орденами преподобного Сергия Радонежского и святителя Иннокентия Московского.

Весной 2009 года, с назначением настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» митрополита Илариона (Алфеева), началась работа по возрождению некогда знаменитого на всю Россию Московского Синодального хора. Алексей Пузаков возглавил новый коллектив, объединяющий 80 хористов и призванный стать ведущим профессиональным церковным хором России.

Регент церковного хора это одновременно и должность, и профессия, и призвание. Достаточно ли одного желания петь, чтобы нести послушание на клиросе? Какую ответственность за богослужение несёт хор и как в Астрахани возрождают знаменное пение? Об этом мы поговорили с регентом Иоанно-Предтеченского мужского монастыря матушкой Еленой Назаренко.

Елена, расскажите, кто такой регент?

Официальное определение слова регент - это тот, кто руководит церковным хором. У кого-то первая ассоциация со словом «регент» - тот, кто правил государством, когда наследник престола был маленьким. Конечно, нельзя сказать однозначно, профессия это или нет. Здесь сталкиваются между собой много моментов. В нашей жизни есть три рода деятельности, о которых нельзя с полной уверенностью сказать, что это лишь профессия. Это врач, педагог и священнослужитель. Это призвание, образ жизни. Как говорят многие: «Я не работаю, я служу». Регентское занятие - это служение Богу. Когда ты поёшь на клиросе, твоя основная задача - совершение богослужения.

Как к этому призванию Вас вёл Господь?

С раннего детства я помню, что в нашей семье бабушка отвечала за религиозное воспитание. Она читала псалтырь по усопшим, ходила на дом в советские годы, несмотря на гонения. С детства мы были приучены, что есть мир видимый, есть невидимый, что нужно носить крестик. Часто я просила бабушку рассказать про Бога. Бабушка начинала: «Ну, Бог, Он везде». И я начинала плакать. Это было трогательно и одновременно жутко. Ты ощущал Его присутствие, но вроде бы ты ничего не видишь, а на самом деле Господь везде.

Мы всегда носили крестик, даже в школе, в старших классах, когда с нами проводили беседу и вызывали в кабинеты и говорили о том, что нельзя верить в Бога и изучать одновременно физику, что это всё мракобесие. Но, тем не менее, бабушка зародила в нашей семье эти зёрна веры, которые проросли, и её молитвами Господь привёл меня в церковь.

Как было принято решение именно петь?

Инициатива исходила от моего старшего брата. Я была в том возрасте, когда не принимала решения, у меня не было чёткого убеждения, что мне надо петь на клиросе. Но брат проявил инициативу. Пошёл к нашему настоятелю храма в городе, где мы жили, и попросил, чтобы меня и мою подружку благословили петь. За компанию мы стали вместе ходить на правый хор. В нашем храме было чёткое разделение. Мы ощущали, что не совсем верно, когда на правом клиросе поют масштабные произведения и разговаривают, в то время, когда левый хор поёт самое основное: стихиры. Мы уже тогда это почувствовали. Но я знаю, что такое правый хор, изнутри.

Тогда я училась в шестом классе. Мне очень нравилось новое занятие. Я брала ноты и занималась отдельно, дома. У меня не было музыкального образования. Не хватало каких-то знаний, но хотелось углубленно изучать материал. Потом пришло время заканчивать учёбу в школе, встал вопрос, куда идти.

Было два варианта: исторический факультет, мне очень нравилась история, я писала работы, либо духовное училище в Ростове-на-Дону. Поразмыслив, я поняла, что в вуз поступить было сложно, нужны были деньги. Может быть, это тоже сыграло свою роль. Я решила поступать в регентский класс в духовное училище. На клиросе очень удивились, потому что ярко выраженных данных у меня не было. Надеясь на милость Божью, давая много обетов, что я не буду никогда списывать (смеётся), я молилась о том, чтобы поступить и поступила с Божьей помощью, сдав экзамены на все пятёрки.

Вспоминаю некоторые вопросы, иногда я просто надеялась на чудо. Был вопрос на вступительном экзамене, когда ректор, на тот момент духовного училища, протоиерей Олег Добринский задал вопрос уставного характера. Он спросил: «Как же будет совершаться богослужение, если праздник Пятидесятницы выпадет на пятницу?» - На что я сказала очень робко, что Пятидесятница бывает только по воскресеньям.

Были ещё и музыкальные прослушивания. Мне достался "Бог Господь" восьмого гласа и нужно было спеть тропарь Вознесения. Но так как я была воспитана на правом хоре, знала только нотный тропарь Дегтярёва. В итоге вся приёмная комиссия пела со мной тропарь Вознесения, и я поступила. Жадно познавала всю науку. Вместе со мной проходил обучение регент из монастыря в Ростове-на-Дону. Благодаря ей я попала на клирос в монастырь. Огромная разница в службах была очень явная. Устав во всей мере. В монастыре вникали в каждую букву закона, службы шли долго. Это был конец 90-х годов, много было неофитского. Тем не менее, благодаря моей жизни в монастыре, я поняла красоту уставного богослужения.

А бывает неуставное богослужение?

Есть такая фраза в Типиконе: "аще изволит настоятель". И вот этой фразой по нашим нуждам службы сокращаются. Конечно, канва устава есть везде и службы узнаваемы, но порой они сокращаются по немощи человеческой. И священноначалие иногда говорит, что не надо разводить в обычных храмах монастырские службы. Люди не могут стоять часами на богослужениях, у них есть свои нужды. А в монастыре живут те, кто посвятил свою жизнь Богу, и это норма.

Левый и правый хоры - что такое?

Если изучать историю богослужебного пения, можно вспомнить, что Игнатию Богоносцу было указано, как хоры ангелов пели попеременно, и он ввёл это антифонное пение. Если мы будем читать Устав, то там написано: «поёт правый, поёт левый лик». Но это были два равнозначных по составу и количеству хора. В дальнейшем наше русское богослужебное пение претерпевало ряд изменений: от строгого знаменного одноголосия к многоголосию. Песнопения становились сложнее, простые певцы не могли их исполнять. Появились партесные песнопения. Их могли исполнять не все певчие. Такие хоры стали называться правыми, а те, кто пели по-простому, стали называться "левый хор". Но в некоторых храмах это есть, где-то этого нет.

Знаменное пение - применяется ли оно сейчас?

Знаменное пение это огромный пласт нашего богослужебного пения, который когда-то был совершенно забыт и утерян, и благодаря старообрядцам оно сохранилось. Сейчас его возрождают, переводят в линейную нотациют, потому что песнопения записывались крюками. Их нужно расшифровывать, прежде чем его может понять современный человек.

В нашем храме благодаря игумену Петру к знаменному пению здоровый интерес. Им интересуются, его любят. Какое-то время Алексей Юрьевич Юрченко, когда был руководителем мужского хора, практиковал пение на службах знаменным распевом. Мужской хор «Скимен» позиционировал себя как коллектив, который является продолжателем знаменного пения. В настоящее время - Константин Прозоров - его воспитанник руководит хором. Сейчас он в армии, и мужской хор временно осиротел. Знаменное пение есть, но больше в строгом одноголосии или же в гармонизациях.

В чём отличие знаменного пения? Оно отличается читкой с листа, техникой?

Знаменным пением сложно петь в силу его забытости. Это другая техника. Им нужно мыслить. Чтобы петь знаменным пением, нужно жить духовной жизью. Знаменный распев это же целая философская система. Каждый крюк нёс в себе глубокую смысловую нагрузку. В древности певцы знали это, пользовались этим, пели более глубоко и осознанно. Сейчас мы поём по нотам и поём сухую мелодию, не вникая в смысл того, что заложил песнотворец. Раньше всё было взаимосвязано: и текст и музыка. Это переплеталось и вызывало ряд ассоциаций, глубокое осознание того, что ты поёшь.

Те, кто пел на клиросе, были более ответственны. Соприкасаясь с таким богатством, они выносили для себя много пользы. Мы далеки от всего этого, у нас «скудное» знаменное пение, нам нужно над собой работать.

Расскажите о монастырском хоре

Я в монастыре пою с 2002 года. Мой супруг астраханец, его мама - мать Тавифа (Назаренко) - работала в монастыре в свечной лавке. Обойдя все храмы Астрахани, мы решили, что ближе всего по духу нам монастырь. Здесь особые службы, свой ритм, свой стиль богослужения. Помню, что с трепетом ждала, благословят ли меня на клирос или нет. Тогда отец Нил сказал: «Тебя благословили, но только читать, а петь только в будние дни». Моему счастью не было предела!!! Но совсем скоро игумен Петр благословил и на праздничных службах петь, и на регентство. На клиросе тогда пели т. Люба, будущая м. Мария (Широбокова), и Оля Широбокова, будущая матушка Ольга Анищенко, а регентом была Галина Николаевна. Меня дружно приняли в свой коллектив. Состав был преимущественно женским. Редко приходил помогать петь о. Всеволод Гонцов. Это был, конечно, праздник! Мужские голоса были редкостью на нашем клиросе в тот период. Спустя какой-то срок, примерно через год или меньше в монастыре появился мужской хор. Таким образом, с 2003 года в монастыре на службе пели два хора: мужской и женский. Мужской хор стал петь воскресные Литургии, а в субботу вечером мы пели совместно, т.е. смешанным составом, или попеременно.

В настоящее время состав у нас преимущественно молодой. Отец Пётр поддерживает начинания молодёжи, всегда рад молодым людям и привлекает их. Все ребята любят певческое дело. Нет никого равнодушного, все приходят на службы или спевки, я уверена, с удовольствием.

Вы требовательный руководитель?

Иногда мне кажется, что я очень строгий регент, а иногда, что нет, можно и построже. Про себя со стороны сложно говорить. Элемент строгости должен быть. Я всегда говорю, что демократии на клиросе быть не может. Регент здесь - полновластный. Кого-то это обижает, кому-то это чуждо. Но мне кажется, эта форма организации самая верная. И если будет старшим регентом кто-то другой, а не я, то я так же буду работать над собой и подчиняться тому, кто руководит. Иерархия должна быть. Всё наше мироздание идёт по чинам: кто-то старше, а кто-то младше, кто-то даёт поручения, а кто-то выполняет.

А чувствуете ли Вы ответственность за богослужение?

Очень. Это ощущается в эмоциональной отдаче. Это можно прочувствовать, когда сам окажешься в этом положении. Тут ты не просто поёшь, ты за всё ещё и отвечаешь: за строй богослужения, за поведение на клиросе, за все моменты и разные ситуации, когда нужна реакция и необходимо моментально принять решение. Это большая эмоциональная нагрузка.

Музыка духовная - чем она отличается от обычной?

Эталоном церковной музыки является то, что в ней нет ничего личного, если говорить о композиторстве. Авторы богослужебной музыки не искали цели, чтобы их потом похвалили, часто не указывали своего авторства. Творческому человеку трудно творить, если его при этом не одобряют, не поддерживают. В этом основное различие духовной и светской музыки. Здесь нет эгоизма и собственного "я". Всё там во славу Творца: «не нам, но имени Твоему». Как иконописцы никогда не подписывали свои иконы, а считали, что ими водит рука Божья, также и в церковной музыке.

Но в нашей истории сложилось, что у нас есть авторская музыка. Когда её поёшь, то чувствуешь, что там есть много душевного, 1 где-то ты умиляешься, струнки души отвечают по-земному. Знаменный распев же напоминает о том, как хорошо может быть в Царствии Небесном.

Может ли музыка повлиять на молитву?

Конечно, может. Поэтому отец Пётр очень строго относится к нашему репертуару. Богослужебная музыка может помогать настраиваться на молитву, либо наоборот отвлекать какими-то ассоциациями. У нас в этом плане строго, хотя мы и поём авторские произведения. Все мы люди, и иногда хочется яркого и торжественного.

Вы даёте концерты духовной музыки?

У нас традиционно три концерта в год: Рождественский концерт, Постовой концерт и после Пасхи майский концерт. Последний охватывает и Пасху, и День Победы. Исходя из тематики каждого концерта мы поём и светские песни, и колядки, и, конечно, богослужебные песнопения. Например, Великопостный концерт - программа полностью состоит из богослужебных песнопений. Как правило, ведет концерт игумен Петр. Он рассказывая, о песнопении сейчас будет исполняться, более подробно раскрывает его смысл, помогает всем (и зрителям, и исполнителям) осознать, что мы поем. Одна из целей этого концерта - обучающая. Ведь даже те, кто поёт на клиросе, тоже могут что-то не знать.

Какие бы Вы дали советы тем, кто хочет петь на клиросе?

В первую очередь нужно взять благословение. Приходят люди и говорят: «Я хочу петь на клиросе!» Но это "я хочу". Это не совсем верный путь. Бывает избранничество, когда человек чувствует голос Божий, но элемент смирения должен быть. Надо подойти к священнику и спросить благословение. Человек должен быть готов учиться, трудиться. Петь на клиросе это ответственное дело. Почему-то многие относятся к этому очень просто. Некоторые думают, вот мы в караоке или за столом поём, вроде бы, получается, почему не попеть на клиросе? На самом деле клиросное послушание - это большой труд. Надо много над собой работать, многое выучить, прежде чем действительно стать грамотным певчим. Если батюшка благословит, надо приготовиться к трудностям: духовным и физическим.

Беседовала Татьяна Котова

Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.

В настоящее время спрос на музыкантов, способных организовать либо возглавить уже созданный церковный хор (клирос), весьма высок. Объясняется это постоянным ростом количества действующих храмов, приходов и епархий РПЦ. Данная статья содержит полную информацию о том, как стать регентом.

Церковное послушание

Попасть в церковный хор можно только по благословению приходского священника, либо возглавляющего епархию (митрополию) владыки.

Регенту, постоянным певчим и уставщику выплачивается заработная плата. Начинающие хористы оплату не получают. Так как ответственность за клирос несет регент, все организационные вопросы решает именно он.

Обязанности регента:

  • подготовка к богослужениям,
  • выбор репертуара,
  • проведение спевок (1-3 раза в неделю),
  • составление нотного архива,
  • определение численности и состава клироса по будним и воскресным дням,
  • распределение партий,
  • дирижирование во время богослужения,
  • подготовка к концертным выступлениям и т.д.

Если есть возможность, в помощь регенту назначают уставщика. Он отвечает непосредственно за подготовку клироса к ежедневным церковным службам, в отсутствие регента руководит хором.

Как стать регентом?

В штате любого крупного церковного хора в настоящее время всегда есть профессиональные музыканты:

  • выпускники хорового либо дирижерского отделения вуза,
  • учащиеся и преподаватели музыкального колледжа или музыкальной школы,
  • солисты, музыканты, актеры филармоний, театров и т.д.

Однако в силу специфики пения на клиросе, светский музыкант не может руководить церковным хором. Для этого нужны соответствующая подготовка и опыт пребывания на клиросе не менее 2-5 лет.

Специальность «Регент церковного хора» можно получить во время учебы в регентских (певческих) школах (отделениях, курсах). Ниже приводится список самых известных учебных заведений, где обучают будущих регентов.

Требования при поступлении

  • Наличие музыкального образования, умение читать ноты и петь с листа – не обязательное, но весьма желательное условие зачисления на учебу. В некоторых учебных заведениях это обязательный критерий (см. таблицу). В любом случае необходимо подготовиться к прослушиванию, которое определит музыкальные способности кандидата.
  • Требуется рекомендация священника. Иногда можно получить благословение от священника на месте.
  • Практически во всех духовных учебных заведениях при поступлении необходимо пройти собеседование, во время которого подтверждается знание основных православных молитв, Священного Писании (Ветхий и Новый завет).
  • Умение читать на церковнославянском языке, на котором составлена подавляющая часть богослужебных книг.
  • Приоритет при поступлении имеют певчие, псаломщики, уставщики с клиросным послушанием от 1 года.
  • Аттестат (диплом) об образовании (не ниже полного среднего).
  • Умение грамотно написать изложение.
  • При поступлении в некоторые учебные заведения абитуриент обязан сдать экзамен по дирижированию.

Обучение

Время учебы псаломщиков (чтецов) и певчих обычно составляет 1 год или более. Обучение регентов занимает не менее 2 лет.

Во время учебы будущие регенты получают одновременно музыкальное и духовное образование. За 2-4 года необходимо овладеть знаниями церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава, церковно-славянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общемузыкальные предметы, так и церковные дисциплины (певческие и общие):

  • церковное пение,
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви,
  • история русской духовной музыки,
  • литургика,
  • катехизис,
  • богослужебный устав,
  • сравнительное богословие,
  • основы церковнославянской грамоты,
  • основы православного вероучения,
  • Библейская история,
  • Ветхий и Новый завет,
  • сольфеджио,
  • гармония,
  • дирижирование,
  • теория музыки,
  • чтение хоровых партитур,
  • хороведение,
  • фортепьяно,
  • аранжировка.

Во время учебы, курсанты проходят обязательную богослужебную практику на клиросе в храмах РПЦ.

«Ты послушай, как поют! Словно ангелы с небес спустились!» А я и слушаю. Льется с высоты, заполняя весь храм, Херувимская… Хор саратовского храма Покрова Божией Матери сегодня по праву считается одним из лучших в епархии. В конце прошлого года регентом хора стал Михаил Толчин.

Он как сейчас помнит свою первую службу в Покровском храме — это был праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

— За себя не боялся, но все-таки переживал: как хор меня примет? — вспоминает Михаил. За его плечами — высшее профессиональное музыкальное образование (дирижерско-хоровое отделение Саратовской консерватории), немалый и певческий, и регентский опыт. Петь в церковном хоре он начал еще в родном Новороссийске, в кафедральном соборе. Потом приехал в Саратов, поступил в консерваторию. Как сам признается, никогда не думал, что будет регентом — учился-то в светском заведении, видел себя руководителем большого хорового коллектива. Но вот что примечательно: в качестве дипломной работы Михаил выбрал произведение Римского-Корсакова «Сказ об Алексее, Божием человеке»… Параллельно учебе в консерватории развивалась и его православная певческо-регентская профессиональная биография. Пел в хоре храма во имя Серафима Саровского, через некоторое время его поставили там регентом. Потом перешел в храм Рождества Пресвятой Богородицы, затем пел в Архиерейском мужском хоре. После этого пригласили регентом хора в Покровский храм.

Если говорить точнее, то сегодня Михаил является регентом двух хоров храма: правый хор поет в дни церковных праздников, левый — в будни. Оба хора вместе — это 40 человек. В основном студенты областного училища искусств, консерватории, возраст достаточно молодой. Встречаются среди хористов и представители старшего поколения: как правило, это вокалисты из оперного театра. И неизвестно что сложнее: работать с молодежью, пока еще только получающей профессиональные азы, или со сформировавшимися профессионалами с устоявшейся манерой пения, тем более что концертное исполнение отличается от церковного.

— Переучиваться всегда сложнее, чем учиться, что называется, с чистого листа,— считает собеседник,— молодой ты или маститый, есть опыт или нет — хор должен петь как один человек. Вот именно такого звучания я и добиваюсь.

Я попросила Михаила конкретизировать, каким же всё-таки по его мнению должно быть в идеале пение церковного хора: по звуку, по динамике исполнения. Ведь общеизвестно, что традиция церковного пения разнится не только по городам, но даже по отдельным храмам. Где-то она ближе к концертно-академической, а, например, в Воронежской области мне довелось на литургии услышать непривычное для нашего слуха практически народное пение так называемым «белым» голосом.

— Для меня идеал церковного пения — это простота звучания,— говорит регент.— Песнопения недопустимо «украшать» вольной фразировкой, замедлениями темпа, излишней динамикой. Экспрессия, безусловно, должна присутствовать — но она должна быть внутренняя, сдержанная. Я от музыкантов хора требую исполнительской сосредоточенности и погруженности в музыкальный материал. Ну, а самое главное — я стараюсь добиться от хора молитвенности в песнопениях.

Сегодня даже не верится, что еще меньше года назад перед регентом Михаилом стояли отнюдь не задачи творческого плана. Потому что в первую очередь новому регенту пришлось привнести во вполне сформировавшийся хоровой коллектив свое видение дисциплины рабочего процесса. Его девиз: «Чтобы в хоре был порядок». Педантичный и пунктуальный сам, он не терпит недисциплинированности, необязательности. Музыканты — люди творческие, в рамки дисциплины их поставить трудно… Но уже через месяц после начала работы такое явление, как случаи опоздания на спевку, кануло в лету. Интересуюсь, что за репрессивные методы применялись — может, штрафы?

— Нет, до штрафов дело не дошло,— улыбается Михаил.— А вот предупреждения были. Оказалось, таких мер вполне достаточно. Но главное не это. Сейчас я вижу: людям интересно работать. Поначалу, помню, на спевке (а она должна длиться два часа) просили: а давайте без перерыва, в полтора часа управимся — и по домам быстрее! Ну, а теперь наоборот: просят — может, отдохнем, а потом еще позанимаемся. Никто домой пораньше уже не торопится.

Строг регент и в отношении внешнего вида своих подчиненных, неукоснительно добиваясь того, чтобы прекрасная половина хора приходила на работу только в юбках и с покрытой головой. Все разговоры новеньких хористок на тему «да нас и не видно, в чем мы там поем» Михаил прекращает на корню:

— Видно, не видно — суть-то не в этом. Я всегда в таких случаях говорю: в храм вы не ко мне приходите, а к Богу. Да и для прихожан вы уже «люди храма», так что будьте добры соответствовать! Как правило, второй раз к этой теме возвращаться не приходится. И знаете, я заметил: чем дольше человек в хоре, тем меньше в нем этой «светскости» становится. Он и внешне, и внутренне меняется. Многие приходят к вере, принимают крещение. Такие случаи есть и среди наших хористов.

Основа репертуара хора — русская церковная классика (Чесноков, Бортнянский, Калинников), монастырские напевы… Где достать ноты? Сегодня эта проблема не стоит так остро, как несколько лет назад. Регенты обмениваются музыкальной литературой между собой, с недавнего времени нотные сборники поступают на епархиальный склад. С благодарностью говорят саратовские регенты и о Владыке Лонгине, который заботится о пополнении нотных библиотек епархии.

— Я хорошо помню времена, когда такого количества и разнообразия репертуара церковной хоровой музыки просто не было,— рассказывает Михаил,— а значит, и у регентов было гораздо меньше возможностей. Ведь служба — это не просто круг определенных песнопений. Регент должен подобрать их так, чтобы они и друг к другу, и к характеру службы подходили. Праздничная литургия требует более торжественного музыкального оформления, постовая служба — аскетичности и углубленности тональных и гармонических средств выражения.

Может быть, для кого-то это окажется новостью, но музыку для церковных служб (не путать со светскими музыкальными произведениями на церковные сюжеты!) пишут и современные композиторы. Мне было интересно, как относится к современной церковной музыке собеседник. Оказалось, со своим «теоретическим» вопросом я опоздала: в практике регента Михаила Толчина уже есть опыт включения «Стихиры на освящение воды» нашего современника — московского композитора Печенкина — в крещенскую службу. Это произведение написано в традиционной манере, и вряд ли рядовые прихожане смогли выделить его из череды остальных. Те же, кто хорошо знает церковную музыку, это репертуарное приобретение хора оценили с самой положительной стороны. Если же говорить о веяниях современности в целом, то уверена: больше всего достижениям технического прогресса радуются именно регенты. Сегодня, когда есть компьютер и ксерокс, даже страшно вспомнить, как регенты прежних времен готовились к службе без этих незаменимых помощников. Ведь надо было не только переписать, но и размножить в достаточном количестве все нотные партии. Одна толстая папка с нотами — на пюпитре у регента, и еще как минимум по такой же папке нужно приготовить на хористов по партиям: бас, альт, тенор, сопрано… Как рассказал Михаил, к каждой службе сегодня он готовит как минимум девять комплектов, а для спевок их требуется еще больше.

Покровский храм — единственный, пожалуй, в Саратове, где хор поет не внизу, на клиросе, а на специальном высоком балконе на противоположной от алтаря стене — хорах. Такое местосторасположение невидимых прихожанам хористов только усиливает эффект поистине ангельского пения, льющегося с небес. Храмовая акустика творит чудеса: как рассказал Михаил, при пении на хорах «скрадываются» все исполнительские погрешности, звучание получается удивительно чистым и благородным. Кстати, именно по этой причине спевки на хорах проводить не рекомендуется, ведь во время рабочего процесса регент должен услышать и убрать все «грязные» ноты. О нотах: не сразу, но Михаилу удалось уйти от светской практики пения стихир, тропарей и ирмосов по нотам. Сегодня все хористы в Покровском знают церковные гласы наизусть.

Как я уже говорила, в хоре много студентов. Понятно, что, получив диплом, кто-то хор покидает. Становится ли это проблемой для регента?

— Да, поначалу это тормозило процесс, надо было спешно искать замену,— вспоминает Михаил.— Но сегодня такой проблемы, в общем-то, уже и нет. Бывшие студенты разъезжаются из Саратова, уходят в декрет, и это естественный процесс. Но их место недолго остается вакантным: претенденты на него сами к нам обращаются, и я уже выбираю — подходят они нам или нет. При этом для меня одинаково равны как профессиональные качества — хороший голос, умение читать хоровую партию с листа, так и человеческие — ответственность, коллективизм, доброжелательность.

Лето — пора каникул и отпусков, и церковные хоры не исключение. Что же делать, чтобы качество звучания хора не страдало? У регента Покровского храма всё под контролем: графики летних отпусков обязательно согласовываются заранее, а с 15 августа хор приступает к работе в полном составе: впереди ответственные службы в праздники Преображения и Успения.

…Хористы уже собрались на спевку, наш разговор с Михаилом пора было заканчивать. Напоследок я задала традиционный вопрос о профессиональных планах.

— В этом году хотелось бы выступить на концертной площадке,— поделился задуманным Михаил.— Еще полгода назад говорить об этом было бы преждевременно. Но сейчас, когда хор, по признанию специалистов, вышел на новый уровень исполнительства, очень бы хотелось показать широкому слушателю и наш коллектив, и красоту церковной музыки.

Маргарита Крючкова

В церковной лексике используется термин «регент». Это же слово применяется и в политике, означая ВрИО монарха. Смысл регентства объясняется латинским первоисточником (regentis или regents), означающим «управлять» или «правящий». У священнослужителей и политиков оно означает разные вещи.

Церковные регенты

Управлять хором, дирижировать им и добиваться желаемого звучания - дело непростое. Следует учитывать особенности тембров голосов каждого из его участников, подключая в определенных местах партитуры тех, кто в данный момент наиболее уместен. Духовное пение очень сложно само по себе. Создать молитвенную атмосферу, в которой каждый из прихожан душой своей потянется к Богу - настоящее искусство, требующее таланта и вдохновения. Церковный регент ставит перед собой задачу сформировать хор именно так, подобрав певцов, научив их особенностям вокала, и добиться слаженного исполнения достаточно сложных в музыкальном отношении партий. Раньше, до XVIII века, называлась иначе - «уставщик». Русский корень термина означал установку или постановку всей части священнодействия, производимой вне алтаря. Регент хора - это специальность, которой всегда обучали в особых классах (Санкт-Петербург) и Московском Синодальном училище церковного пения. Чтобы поступить в эти заведения, требуются и незаурядные музыкальные данные, и православные убеждения, и истинная вера, без которой дело не пойдет.

Почему регентства нет при демократии

Управлять можно не только церковным хором, но и государством, в частности имеющим монархическое устройство. При республиканском строе, президентско-парламентском или, наоборот, парламентско-президентском, все возможные случаи учтены конституцией, то есть главным законом. В том случае, когда президент не может по каким-то причинам (например, из-за тяжелой болезни или смерти) исполнять свои обязанности, всегда найдется чиновник высокого уровня, который возьмет на себя ответственность за судьбу страны. Пример: после убийства Дж. Ф. Кеннеди вице-президент, практически сразу принял присягу и начал действовать в качестве главы государства.

Регенты при монархии

Другое дело, если власть принадлежит монархической династии согласно принципу божественного происхождения (или каких-либо особых отношений с Всевышним) ее представителей. Вот, скажем, умер самодержец (король, царь, шейх или султан), а выборы никакие не предусмотрены законодательством, и наследник не дорос еще по годам до трона, И в этом случае есть выход. Регент султаната - это то лицо, которое будет управлять (но не править) в экзотической азиатской или североафриканской стране до тех пор, пока законный наследник не достигнет шестнадцатилетнего возраста. Это же касалось (а в некоторых государствах такие порядки сохранились и поныне вместе с королями) и европейских монархий. Но были в истории случаи, когда вполне взрослые самодержцы привлекали к управлению регентов, для пользы дела.

Регенты-верховники

Овдовев после кончины Петра Великого, Екатерина Первая была вынуждена заняться государственными делами. Опыта у нее не хватало, страну и даже русский язык она знала на тот момент недостаточно хорошо. Но, будучи женщиной неглупой, она сообразила, что дело пойдет неплохо, если обратиться к некоему консультативному органу, с помощью которого можно было бы принимать решения, взвешенные и мудрые, учитывающие все стороны возникающих проблем. Один регент - это хорошо, но где гарантия, что он проявит должную компетентность во всех вопросах? Нет, орган должен быть коллективным, состоящим из тех государственных деятелей, которые хорошо проявили себя при покойном государе. Взяв в этот совет (верховный и тайный) своего зятя, Карла Голштинского, императрица не забыла Апраксина, Головкина, Остермана, Голицына, Толстого и, конечно же, Меньшикова. Эти семь человек давали Екатерине, а позже и Анне Иоанновне ценные советы до тех пор, пока нужда в них не исчерпалась, а именно до 1830 года. При всей своей полезности, его члены посягнули на главную монархическую привилегию - самодержавие. Они осмелились предложить императрице подписать некие «кондиции», согласно которым она становилась фактически безвластной, за что и поплатились. Всех сослали, и далеко.

Российский институт регентства и его традиции

Были в русской истории и другие случаи регентства. Например, в годы детства и раннего юношества Дмитрия (позже получившего титул «Донской») страной правил Алексий, митрополит. Пока не подрос Василий Васильевич, его монаршие родная мать - Софья. Иван Грозный тоже не обошелся в детстве без временной заместительницы, также своей родительницы. Позже он создал регентский совет, возглавляемый Борисом Годуновым. За этот пост боролись, порой беспощадно, проявляя коварство, ведь регент - это фактический правитель, и его должность сулит огромные возможности утоления страсти властолюбия и обогащения.

Регенты всех стран

И в Европе, и в Азии традиции регентства также имеют долгую и полную драматизма историю. Мария Медичи в разное время исполняли эти трудные, но сладостные для них обязанности в период малолетства своих сыновей, Карла IX и Людовика XIII соответственно. также коротала время, регентствуя в ожидании зрелости Людовика XIV. Были и другие примеры.

В Европе XX века скандально отличился венгерский регент. Это был союзник Гитлера во Второй мировой войне - Хорти, воспользовавшийся отсутствием короля (его просто вообще не было в королевстве), и ставший диктатором крайнего националистического толка. Продолжалось это 24 года, до прихода советских войск в 1944-м.

Зато гражданам Сиама повезло. Много сделала для народного образования и женщин (ранее почти бесправных) незаконнорожденная дочь Рамы IV, Салвабха, сама мать девятерых детей, первая в истории этой страны королева-регент. Это была талантливая, мудрая и добрая правительница.