Open
Close

Центральная джума-мечеть. Центральная джума-мечеть в махачкале Махачкалинская джума мечеть

Джума-Мечеть самая древняя мечеть в России. Многочисленные письменные источники сооб-щают о строительстве «большой соборной мечети» в 115 году хиджри (733/4г.) завоевавшим Дер-бент арабским полководцем Масламой ибн Абд-ал-Маликом, которого местная ис-торическая хроника «Дербенд-наме» и народные предания называют Абу-Муслимом. Эту же дату сообщает и араб-ская надпись, сохранившаяся над цен-тральным входом в мечеть: «Входите сюда с миром и в спо-койствии!
В сто пятнадцатом году хиджри пророка — Да благословит его Аллах и приветствует Его и весь его род!».
Кроме приведенного выше арабского текста другая, комбини-рованная надпись над входом сообщает: арабский текст: «Год 115. Аллах и его посланник. Боже благослови Мухаммада и род Мухаммада.Персидский текст: Упала мечеть в семьсот семидесятом. Восстановил Африбурз бен Теймураз с помощью Всевышнего. 770год хиджри». 115 год хиджри = 21.11.733г.- 9.11.734г. 770 год хиджри = 16. VIII. 1368г.- 4.VIII. 1369г.
Надпись не сообщает, когда и в силу каких обстоятельств разрушилось здание мечети. Вполне вероятно, что это случилось в результате какого-то сильного землетрясения.Ещё одна персидская надпись в стороне от первых, на западном торце портала, сообщает имя строителя (архитектора): «Нет Бога кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха. Воистину работа мастера Тадж -ад-Дина бен Муса, бакинского строителя».Даты на надписи нет. Однако по схожести подчерка и стиля, специ-алисты утверждают об одновременности написания двух последних надписей.

Существуют разные версии относительно первоначального пред-назначения здания Джума-мечети. Одни авторы утверждают, что зда-ние мечети ранее было христианским храмом-базиликой, приспособ-ленным в VIII веке арабами под мечеть. Сторонники этой гипотезы исходят из явно базиликального характера здания.Другие авторы считают, что здание с самого начала возводилось как мечеть.Третьи считают, что в древности на месте Джума-мечети была маленькая христианская церквушка, которую захватившие город в VIII веке арабы обстроили до нынешних размеров.

Джума мечеть представляет собой прямоугольное, вытянутое с востока на запад здание. Она имеет длину 67 метров и в ширину 17 метров. Свод здания опира-ется на сорок, вытя-нувшихся в два ряда, квадратных (1м x1м) колонн, разделяю-щих здание на три длинных нефа.Внутренний интерьер Джума-мечети поражает своей грандиозностью и монументальной торже-ственностью. Два парал-лельных ряда мощных ко-лонн перекинутых аркадой куполов и сводов и подчер-кнутых слабым верхним светом небольших окон-цев, создают впечатли-тельную перспективу светотеней.
Цветовой колорит кирпичных сводов, побеленных стен и колонн, покрывающих пол ярких ковров, полумрак и прохлада, царящая даже в знойный летний день, ещё больше подчерки-вают монументальную торжественность интерьера этого, одного из круп-нейших и древнейших мусульманских культовых сооружений Кавказа.
Купол Джума-мечети, поднимающийся над землей на 17 метров и господствующий над рядовой застройкой с плоской кровлей, безуслов-но, был главным элементом силуэта древнего города, его композицион-ным акцентом.
В комплекс Джума-мечети также входит здание медресе, которое состоит из ряда небольших, одинаковых по размерам помещений для учеников. Перед входом в каждое такое помещение устроены перекрытые стрельчатым сводом лоджии, образующие фасад медресе в виде аркады из тесаного камня.

Элемент комплекса Джума-мечеть: Медресе.

Медресе состоит из ряда небольших, одинаковых по раз-мерам помещений для учеников. Перед входом в каждое такое помещение устроены перекрытые стрельча-тым сводом лоджии, образующие фасад медресе в виде аркады из тесаного камня. Центральное по-мещение медресе больше поразмерам, чем все остальные.
О строительстве и восстановлении медресе сообщают надписи на фасаде центральной секции медресе и на других сооружениях комплекса Джума мечети. В одной из них (араб-ской) сообщается о строительстве медресе в 879 г. мусульманского летосчисления (1474/1475); в другой (также араб-ской)— о том, что после разрушения Ших-Али-хан восстано-вил медресе в 1204 г. (1789/1790); в персидской говорится, что здание было и благоустроено в 1220 г. (1805/1806) после «опу-стошения».
Архивные данные свидетельствуют, что медресе, основан-ное в XV в. и перестроенное при Ших-Али-хане, было затем расширено (до начала XIX в, медресе состояло лишь из шести центральных секций) и окончено строительство уже после 1810 г.
Строительство медресе и формирование всего комплекса Джума-мечети было, по-видимому, завершено лишь в 1815 г., так как именно в этом году были построены одни из ворот комплекса (о чем сообщает персидская надпись на воротах).

В начале 2000-х годов над историческим зданием медресе был надстроен второй этаж, служащий для проведения ритуальных церемоний.

Правда, в отличие от своего знаменитого прототипа, махачкалинская мечеть выполнена исключительно в белоснежных тонах (для ее строительства использовались только белые изразцы).

«Пятничная» мечеть

В переводе с арабского «Джума» означает соборная или «пятничная» мечеть. Дело в том, что в полдень пятницы вся мусульманская община собирается здесь для совершения коллективной молитвы. Традиционно соборные мечети самые большие - они должны вмещать огромное количество человек, а также представлять собой архитектурную ценность.

Джума-мечеть в Махачкале свое нынешнее великолепие обрела не сразу. Началось ее строительство в 1996 году, и тогда она вмещала не больше 8 тысяч прихожан. На пятничных молитвах и в праздничные дни желающих попасть на службу было так много, что не хватало места даже на площади перед мечетью. Когда было принято решение расширить храм, горожане изъявили желание собирать средства для главного святилища республики Дагестан.

Реконструкция мечети началась в 2005 году. В июле 2007-го в Махачкале состоялся телемарафон, благодаря которому для расширения мечети и благоустройства прилегающей территории было собрано более 25 миллионов рублей.

Мечеть сегодня

Сейчас в залах Джума-мечети могут одновременно собираться до 15 тысяч человек. Ежедневно с ее двух минаретов по городу разносится мелодичный призыв к молитве - азан. Пять раз в день на намаз в главном Махачкалинском святилище собираются прихожане. На первом этаже для совершения молитвы на зеленом шерстяном ковре рассаживаются мужчины (чтобы никто не мешал друг другу, на нем нанесен специальный узор - горизонтальные полосы, в соответствии с которыми молящиеся занимают свои места). Здесь же расположена полка со священными книгами на русском и арабском языках и четками. На втором этаже (балконе) - женская половина. Здесь, уже на красном ковре, молитву совершают женщины.

Стены Джума-мечети расписаны узорами и краткими выдержками из Корана. В мусульманских святилищах не разрешено изображать людей и животных, поэтому орнамент исключительно растительный или абстрактный, геометрический. Витиеватые узоры украшают также арки, колонны и своды. Настоящие произведения искусства и дамасские люстры. Самая большая из них весит почти тонну.

Центральная Джума-мечеть в городе Махачкала является одной из самых больших мечетей в Европе. Строительством Джума-мечети занимались турецкие мастера, которые построили ее по образу стамбульской Голубой мечети. Правда, отличалась от своего знаменитого прототипа мечеть тем, что она была выполнена только в белоснежных тонах.

С арабского «Джума» переводится как «пятничная» или соборная мечеть. Это объясняется тем, что в полдень пятницы здесь собирается вся мусульманская община для совершения коллективной молитвы.

Свое современное великолепие махачкалинская Джума-мечеть обрела не сразу. Ее строительство началось в 1996 г. Открытие жемчужины столицы Дагестана состоялось в 1997 г. В то время она могла вместить в себя около 8 тыс. чел. В дни праздников и на пятничные молитвы желающих присутствовать на службе было настолько много, что даже площади перед мечетью оказалось мало. Впоследствии было принято решение увеличить храм. Средства на расширение главного святилища республики собирали сами горожане.

Реконструкция Джума-мечети началась в 2005 г. Летом 2007 г. в городе Махачкале прошел телемарафон, благодаря которому на реконструкцию мечети и ее благоустройство было собрано около 25 млн. руб.

Сегодня залы Джума-мечети одновременно могут вместить до 15 тыс. прихожан. Каждый день с ее двух минаретов по всему городу разносится азан - мелодичный призыв к молитве, когда на намаз в главном махачкалинском святилище собирается много прихожан. На первом этаже, на зеленом шерстяном коврике со специальным узором для совершения молитвы рассаживаются мужчины. Здесь же находится полка со священными четками и книгами на арабском и русском языках. На втором этаже мечети размещается женская половина, где на специальном красном ковре женщины могут совершать молитву.

Стены Джума-мечети расписаны узорами и выдержками из Корана. Поскольку в мусульманских мечетях не разрешается изображать животных и людей, орнамент используется исключительно геометрический, абстрактный или растительный. Витиеватыми узорами украшены также арки, своды и колонны. Настоящим произведением искусства в мечети являются дамасские люстры.

Расположенная в самом центре Ичан-Калы, Джума мечеть (пятничная) занимает самое важное место среди всех остальных мечетей Хивы. Главным ее отличием является нехарактерная для мечетей архитектура. Невзирая на традиции, Джума мечеть не имеет ни входных арок, ни входных порталов, ни даже традиционных купольных перекрытий. Вместо всего этого Джума мечеть представляет собой одноэтажное сооружение с массивной стеной и тремя входами. Все это несоответствие связано с тем, что когда в конце XVIII века на пожертвования ханского сановника Абдурахмана Михтара началось строительство мечети, до нее на этом месте уже существовала мечеть. В дань древним традициям, мастерам было дано распоряжение построить мечеть именно такой, какой она была ранее, в X в.

Центральный вход в мечеть расположен на единственной прямой улице Хивы, идущей от цитадели Куня-Арк. Сам вход представляет собой деревянную дверь, которая богато декорирована узорной резьбой. Возраст двери насчитывает более семи веков.

Но самым необычным в Джума мечети является непосредственно комната для молитв. Её крыша опирается на колонны, общее количество которых превышает две сотни. Колонны имеют разную высоту, варьирующуюся от 4 до 5 метров. Это комната - музей, рассказывающий о стиле хивинской резьбы по дереву в разные времена. Несколько колонн датируются X в. и представляют собой большой интерес. Пара десятков колонн датируется XI-XIV веками, если судить по стилю орнамента. Колонны, относящиеся к XVI веку, выполнены плоским рельефом с явным подражанием древним мастерам.

Все колонны очень гармонично сочетаются друг с другом, несмотря на то что у каждой из них своя история. Так, некоторые колонны попросту достались по наследству, другие были перенесены сюда из старинных зданий , а несколько колонн стали частью военной добычи. Тем не менее, их объединяет то, что все они восхитительны в своем богатом орнаменте и необычной резьбе, и основание каждой из колонн представлено в виде кувшина и цветущими из него растениями.

В самой середине южной стены расположены вложенные друг в друга стрельчатые арки. Свет в Джуму мечеть попадает через три специальных потолочных отверстия, создавая тем самым невероятную игру света в полумрачном помещении.

Джума мечеть и построенный в то же время минарет являются центром Ичан-Калы и точкой отсчета при осмотре достопримечательностей Хивы.

Фотографии:

В каком туре можно посмотреть Джума мечеть:
  • - Тур в Узбекистан: основные достопримечательности Самарканда, Бухары и Хивы за 5 и 8 дней
  • - Гастрономический тур в Узбекистан
  • - Экскурсионный и джип тур в Узбекистан
  • - Любимые города Тамерлана, грандиозная архитектура эпохи Тимуридов