Open
Close

«Царствие Небесное подобно…. На слова: «подобно есть царствие небесное зерну горушичну» ()

Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;

А когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так-что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

Марка 4:30-32

Теперь прочитаем, как эту притчу записал Лука:

Он же сказал: чему подобно Царствие Божие, и чему уподоблю его?

Оно подобно зерну горчичному, которое взяв человек посадил в саду своем: и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

Луки 13:18,19

Горчичное зерно - это самое маленькое семя, из ко­торого вырастает большое дерево, это дерево становится обителью для многих птиц. На это зернышко и похоже Божье Царство: такое маленькое и незначительное вначале...

Здесь, прежде всего, Иисус имеет в виду Себя и Свое служение. Родился Он обыкновенным ребенком, похо­жим на многих других детей. Вот только места для Его рождения не нашлось лучше, чем в хлеву среди живот­ных. И умирал Он"презрен и умален пред людьми" (Исаии 53:3). Даже несмотря на все чудеса, которыми сопро­вождались Его проповеди, Иисуса не признали - убили, отдав предпочтение разбойнику Варавве. Его отвергли, как маленькое зернышко... Но оно само себя посеяло... на третий день проросло - Иисус воскрес! И как пророс­шее зерно уже является не зерном, а деревом, - так и по­сеянный, как зерно, Иисус "пророс" в Церковь. Посеян­ное в Иерусалиме "дерево" начало прорастать в земле израильской: сначала - маленькая церковь в центре Иерусалима, сегодня христиане - это половина населе­ния Земли, то есть Вселенская Церковь - Тело Христа.

И вот Иисус говорит, что в ветвях этого огромного дерева прячутся птицы. Каждая ветка сама по себе име­ет законченный вид (как бы маленькая копия самого дерева), но является частью дерева благодаря стволу, который держит и питает ее. Этот ствол (в Евангелии от Иоанна - лоза) и есть Иисус, Который держит и питает ветви - поместные церкви, являющиеся Телом Христа.

Что же это за птицы? В Евангелии от Иоанна 3:17-20 написано о том, что укрываются лишь те, у кого злые дела. В притче о сеятеле (см.: Марка 4:4,15) хищная птица - это прообраз сатаны, который"похищает слово, посеянное в сердцах". Птицы "незаконно" строят свои обители среди ветвей (в церквах) и поедают (или разру­шают) плоды дерева. Это говорит нам о том, что в церкви может "поселиться" что-то чужое, инородное. Не пугай­тесь, если увидите такое. Иисус знал и предупреждал, что так будет. Эти птицы ищут себе большие деревья - признанные церкви, имеющие крепкий фундамент - глубокие корни, в которых легко можно спрятать (как написано в Библии) свои постыдные дела.



Иисус поведал нам притчу о том, как враг ночью по­сеял плевелы между пшеницей (см.: Матфея 13:25-30). Пока эти сорняки не выколосились, их трудно было отличить от пшеницы. Поэтому хозяин (Бог) говорит работникам: "Оставьте расти вместе то и другое до жат­вы". Сорняки (птицы) - это ангелы дьявола. Они неза­метно проникают в Божью Церковь. И мы должны знать об этом и быть бдительными и осторожными. До­статочно одного, не совсем соответствующего Божьему Слову учения, принятого без исследования, и эта птица от сатаны может свить себе гнездо и портить плоды в церкви. Заметьте, Иисус не сказал, что такая церковь - это уже не Его ветвь, потому что на ней чужие птицы. Нет. Он учит нас быть бдительными. И в вашу церковь приезжают гости - проповедники - с разными учения­ми. Вы должны знать, кто они и чему учат. Иногда мы не принимаем во внимание мелочей, забывая, что"малая закваска квасит все тесто" (1-е Коринфянам 5:6). Мы должны нести чистоту Евангелия.

"Птицы" для "дерева" являются испытанием, про­веркой: устоит или соблазнится. О чем говорит Господь в посланиях семи церквам (см.: Откровение 2, 3) ? О чужих птицах: учении Валаама, учении Николаитов, уче­нии жены Иезавели и других. Церкви приняли чужие учения:

...и у тебя есть держащиеся учения Нико­лаитов, которое Я ненавижу.

Покайся...

Откровение 2:15,16

Имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя про­рочицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих...

Откровение 2:20

Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся...

Откровение 3:3

Господь нас предостерегает в Своем Слове, что мы не имеем права принять нечто подобное. Если же вы ви­дите в своей церкви что-то нехорошее, не оставляйте из-за этого собрания, бодрствуйте, молитесь за тех, кто своим поведением, возможно, возмущает вас. Бог дает им время покаяться, измениться.



Однако еще раз вернемся к началу - горчичному семени. Не пугайтесь его: это нормально для Божьего Царства - начинать с малого, с нуля. Не отказывайтесь ехать миссионером туда, где вы никого не знаете: начинайте что-то новое. Божье Царство похоже на ма­ленькое семя, в котором уже заложено огромное дерево; в нем сокрыт огромный потенциал. Когда я ехал в Укра­ину, у меня, кроме призвания и слова от Бога, ничего не было; я никого здесь не знал. Было горчичное зерно - способность что-то передать людям. Я начал сеять...

Горчичное зерно - это маленькое начало и большое будущее. То, что сейчас захватило весь мир, Иисус начинал один. Потом Он избрал первых двенадцать учени­ков - апостолов.

Сейчас Евангелие Царства Божьего с огромной си­лой распространяется в каждой стране, в каждом горо­де, в каждом селении.

Не бойтесь скромного начала в вашей христианской жизни. Пусть вас не смущает, что кто-то пророчествует, а вы нет; кто-то проповедует, а вы не умеете; кто-то слы­шит Божий голос, а вы не слышите... Не бойтесь начи­нать с нуля. Было бы желание и стремление - Бог под­нимет и поставит вас на предназначенное вам место. Ваше место не внизу: Бог создал вас для успеха, а не для поражения. С вами случится то, что случилось с горчич­ным зерном, и вы будете славить и благодарить Господа за то, что Его Слово навеки утверждено на небесах.

И сказал им: истинно говорю вам: есть неко­торые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Марка 9:1

Иисус подразумевал, что ученики не только увидят, как будет проявлена Божья сила, но станут теми сосу­дами, которые она наполнит. И в Деяниях Апостолов мы видим подтверждение этому: ученики приняли Божью силу. Иоанн впоследствии свидетельствовал:

О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, -

Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетель­ствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам...

Е Иоанна 1:1,2

До пришествия Иисуса Христа этот мир был пред­ставлен только одним царством - царством тьмы. Сата­на боялся прихода Мессии. В Евангелии от Матфея 4:4 описывается, как дьявол предлагал Иисусу сделку. Смысл ее таков: поклонись мне, и мы поделим это цар­ство пополам. Этим он хотел воспрепятствовать прихо­ду Божьего Царства на землю. Он - единственный хозя­ин - должен был остановить Господа. В то время только избранный народ Божий (израильтяне) общался с Твор­цом. Кроме них, никто не был спасен. Дьявол делал то, что ему хотелось. И вдруг Иисус заявляет:"Достигло до вас Царствие Божие"; стало быть, появилась альтерна­тива. Было одно царство, теперь второе появилось. Что с сатаны возьмешь, если многие люди ненавидят конку­ренцию?! Иисус понимает, какое противостояние, какая борьба Его ожидает. Поэтому Он и говорит:

Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет силь­ного? и тогда расхитит дом его.

Матфея 12:29

Дом сатаны не является домом слабого. Войдет ли кто в дом сильного, если сначала не свяжет его? У дьяво­ла была какая-то необыкновенная сила. В Библии написано:

А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола...

Евреям 2:14

Как видите, его можно было лишить этой силы только смертью. Иисус знал, что Ему предстоит выдер­жать. Трижды Он умолял Отца в Гефсиманском саду пронести мимо Него чашу сию. Легко ли было Христу исполнить волю Отца?! Но Он пошел на крест, потому что знал: другого пути нет. Он должен был исполнить Ему предписанное.

Бог послал Своего Сына на землю не только для спа­сения людей, а прежде всего для установления Божьего Царства и лишения сатаны права монополии.

Иисусу необходимо было прийти на землю в образе человека - Адама, так как именно Адам отдал власть са­тане. Человек - "последний Адам" - должен был воз­вратить эту власть. У человека должна была появиться возможность выбирать: оставаться в старом царстве тьмы или идти в новое Царство - Божье. Благодаря этой альтернативе мы сейчас спасены.

Божье Царство уже здесь и навсегда. Иисусу нужно было объяснить и показать миру то, чего он никогда не видел, - новый мир, новое Царство, новую действительность.

Сказал Господь: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

Господь дает два ярких образа Царства Божия, два заметных факта из обыденной жизни Галилеи. Маленькое горчичное зерно вырастает в дерево, закваска поднимает тесто. Две важных подробности: хозяйка положила закваску в три меры муки, что составляет сорок килограммов. Горчичное зерно становится деревом, в ветвях которого укрываются птицы небесные. Мы вспоминаем о большом и крепком дереве в пророчестве Даниила, высота которого «достигала до неба, и оно видимо было до краев всей земли» (Дан. 4, 8). Речь у пророка идет о великом Царстве, собирающем все народы. В глубине этих двух притч - тот же процесс роста и созревания, который показан в книге Деяний поразительным распространением Евангельской проповеди. В Откровении даны измерения Святого Града, в котором есть место для всего мира, и даже больше (Откр. 21, 16). «И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» - слышим мы в сегодняшнем Евангелии.

Некто сказал Ему: «Господи, неужели мало спасающихся?» Спасающихся - от чего? Может быть, задававший этот вопрос думал прежде всего о умножении зла в конце времен и о трудности жить по заповедям Божиим. Господь не отвечает прямо на вопрос, но предостерегает от иллюзий. Некоторые думают, что идут вслед Христу, и даже рядом с Ним, но, тем не менее, обманываются. Они ошибаются дверью, потому что ищут для себя не то место в жизни, которое они должны занять.

Есть много заманчивых дверей, и многие к ним спешат, но эти двери не ведут никуда. В данный момент они закрыты, и тот, кто стоит и ждет пред ними, будет отвергнут Господом. «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды» (Лк. 13, 27). Обман будет тем более жестоким, когда эти двери окажутся лишь внешней видимостью близости ко Господу. Те, кто был здесь, скажут с искренним возмущением: «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Они напомнят даже, что именно они проповедовали во имя Его и изгоняли бесов Его Именем. Но всего этого будет недостаточно. Даже тот, через кого Господь проповедовал Свое слово, не обязательно будет спасен Им.

Из всех дверей, по видимости открывающих доступ ко Господу, только одна совершенно надежна. Но Господь говорит нам, что эта дверь - узкая, и требуется усилие, чтобы пройти через нее. И, может быть, даже исключительное бодрствование, чтобы найти ее. Если ученики Христовы рискуют ошибиться дверью, это часто происходит из-за того, что они заблуждаются относительно места, которое они должны занимать в служении Господу. Господь постоянно повторяет Своим ученикам: «Многие последние будут первыми и первые - последними». Нет никакого сомнения, что место, которое должен занимать христианин, ищущий встречи с Господом, - последнее место. Поскольку все двери закрыты, за исключением узкой двери, все другие места - обманчивы, кроме последнего, которое кажется мало привлекательным. Когда откроется Царство Христово, пусть никто не удивляется, увидев все наши земные звания перевернутыми вверх дном. Потому что никто не устоит перед славой Божией, кроме тех, кто был немощен и безумен в глазах мира. Все увидят, что «незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1, 28).

И это последнее место, которое станет первым, - место Господа нашего Иисуса Христа и Его служение среди нас на земле. Чтобы спасти человечество и вознести его с Собой на небо, одесную Отца, надо было Ему занять последнее место, оказаться исторгнутым из жизни человечества, до бездн смерти, откуда Он воскрес из мертвых и восшел на небо со славой. И вместе с Ним - все грешники, облагодатствованные Его любовью. Христос - первый из этих последних, которые стали первыми, Первенец из мертвых. Кто хочет быть там, где Он, должен прежде сойти до этого последнего места.

Поистине, путь к последнему месту - через узкую дверь, которая есть Сам Христос. «Аз есмь дверь», - говорит Он (Ин. 10, 7-9). И в жизни, и в смерти. Эту дверь трудно найти, потому что она не только узкая, но также очень низкая. И верующие в Него должны умалить себя, свергнуться своего мнимого величия, чтобы сочетаться уничижению Христову в Его послушании людям и Богу даже до смерти. Они будут избавлены от зла, восхищены из глубин ада до славы Воскресения, до высот неба, за то, что они были со Христом на последнем месте, совлекшись всего, осознав, что погибают от грехов, но в то же время предав себя до конца милосердию Божию и силе Его благодати.

Евангелие от Матфея. Мф. Глава 1 Родословие Иисуса Христа от Иосифа до Авраама. Иосиф, поначалу, не пожелал жить с Марией из-за её неожиданной беременности, но послушался Ангела. У них родился Иисус. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 2 Волхвы увидели на небе звезду рождения царского сына, и пришли поздравить Ирода. Но, их отправили в Вифлеем, где они подарили золото, ладан, масло Иисусу. Ирод убил младенцев, а Иисус спасся в Египте. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 3 К омовению Иоанн Креститель не допускает фарисеев, т.к. для покаяния важны дела, а не слова. Иисус просит Его крестить, Иоанн, поначалу, отказывается. Иисус Сам будет крестить огнём и Духом Святым. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 4 Дьявол искушает Иисуса в пустыне: сделать хлеб из камня, спрыгнуть с крыши, поклониться за деньги. Иисус отказался, и начал проповедовать, призывать первых апостолов, исцелять больных. Стал известным. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 5 Нагорная проповедь: 9 заповедей блаженств, вы - соль земли, свет мира. Закон не нарушать. Не гневаться, мириться, не соблазняться, не разводиться, не клясться, не драться, помогать, любить врагов. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 6 Нагорная проповедь: о тайной милостыне и молитве Отче наш. О посте и всепрощении. Истинное сокровище на Небе. Око - светильник. Или Бог, или богатство. Бог знает о нужде в пище и одежде. Ищите правду. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 7 Нагорная проповедь: вынуть бревно из глаза, не метать бисер. Ищите, и обретёте. Делайте другим, как себе. Дерево хорошо плодами, и люди по делам войдут на Небо. Стройте дом на камне - учил с властью. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 8 Исцеления прокажённого, тёщи Петра. Вера военного. Иисусу негде спать. Путь мёртвые хоронят себя. Ветер и море повинуются Иисусу. Исцеление одержимых. Свиньи утопли от бесов, и животноводы недовольны. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 9 Парализованному легче приказать ходить или же простить грехи? Иисус закусывает с грешниками, посты - потом. О таре для вина, ремонте одежды. Воскрешение девицы. Исцеление кровоточивой, слепых, немого. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 10 Иисус посылает 12 апостолов проповедовать и исцелять даром, за еду и ночлег. Вас будут судить, Иисуса называть дьяволом. Терпением спасайтесь. Ходите везде. Тайн нет. Бог за вами проследит и наградит. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 11 Иоанн спрашивает про Мессию. Иисус хвалит Иоанна, что он больше пророка, но меньший у Бога. Небеса достигаются усилием. Есть или не есть? Укор городам. Бог открыт младенцам и трудящимся. Лёгкое бремя. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 12 Бог хочет милости и добра, не жертвы. Можно лечить и в субботу - это не от дьявола. Духа не хулите, от слов оправдание. Добро от сердца. Знамение Ионы. Упование народов на Иисуса, Ему мать - ученики. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 13 О сеятеле: люди урожайны как зерно. Притчи проще понимать. Сорняки от пшеницы отделят позже. Царство Небесное растёт как зерно, поднимается как закваска, выгодно, как клад и жемчуг, как сеть с рыбой. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 14 Ирод отрубил голову Иоанну Крестителю по просьбе жены и дочери. Иисус исцелил больных и накормил 5000 голодных пятью хлебами и двумя рыбами. Ночью Иисус пошёл к лодке по воде, и Пётр так же захотел. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 15 Ученики рук не моют, а фарисеи за словами не следят, тем оскверняются - слепые проводники. Плох дар Богу, вместо дара родителям. Псы едят крохи - исцели дочь. Лечил и 4000 накормил 7 хлебами и рыбой. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 16 Розовый закат знаменует ясную погоду. Избегайте лукавства фарисейского. Иисус - Христос, убьют и воскреснет. Церковь на Петре-камне. Следуя за Христом до смерти - спасёте душу, вам воздастся по делам. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 17 Преображение Иисуса. Иоанн Креститель - как пророк Илия. Бесы изгоняются молитвой и постом, исцеление отрока. Нужно верить. Иисуса убьют, но воскреснет. Подати берут с чужих, но проще внести на Храм. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 18 Умалившийся как дитя больший на Небесах. Горе соблазняющему, лучше быть без руки, ноги и глаза. Нет воли Бога погибнуть. Прощай послушного 7х70 раз. Иисус среди двоих просящих. Притча о злом должнике. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 19 Разводиться лишь при измене, т.к. одна плоть. Не жениться не удастся. Пусть дети приходят. Благ один Бог. Праведный - раздай имение. Богатому сложно идти к Богу. Последовавшие за Иисусом сядут судить. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 20 Притча: работали по разному, а заплатили одинаково из-за премиальных. Иисуса распнут, но воскреснет, и кто сядет по бокам зависит от Бога. Не господствуйте, а служите, как Иисус. Исцеление 2-х слепых. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 21 Въезд в Иерусалим, осанна Иисусу. Изгнание торговцев из Храма. Говорите с верой. Крещение Иоанна с Небес? Исполняют не на словах, а на деле. Притча о наказании злых виноградарей. Главный камень Бога. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 22 В Царство Небесное, как и на свадьбу, нарядись, не опаздывай, и веди себя достойно. Кесарь чеканил монеты - верните часть, а Богу - Божие. На Небе ЗАГСа нет. Бог среди живых. Возлюби Бога и ближнего. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 23 Делайте, что велят начальники, но пример с них-лицемеров не берите. Вы - братья, не возноситесь. Храм дороже золота. Суд, милость, вера. Внешне красиво, а внутри плохо. На иерусалимцах кровь пророков. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 24 Когда конец света не ясно, но поймёте: солнце затмится, знамения по небу, есть Евангелие. До того: войны, разруха, голод, болезни, самозванцы. Готовьтесь, прячьтесь и спасётесь. Делайте всё как нужно. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 25 5 умных дев успели на свадьбу, а другие нет. Хитрого раба наказали за 0 дохода, а прибыльных - повысили. Царь накажет козлов, и наградит овец-праведников за добрые догадки: кормили, одевали, навещали. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 26 Ценное масло для Иисуса, нищие подождут. Иуда нанялся предать. Тайная Вечеря, Тело и Кровь. Богомолье на горе. Иуда целует, арест Иисуса. Пётр дрался ножом, но отрёкся. Иисуса осудили за богохульство. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 27 Иуда раскаялся, поругался и повесился. На суде Пилату сомнительно распятие Иисуса, но народ взял на себя вину: Царь Иудейский. Знамения и смерть Иисуса. Похороны в пещере, вход под охраной, опечатан. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 28 В воскресенье сверкающий Ангел напугал охрану, открыл пещеру, сказал женщинам, что Иисус воскрес из мёртвых, скоро явится. Стражу подучили: вы уснули, тело украли. Иисус велел учить и крестить народы.

Под закваской, которой Господь уподобил Царствие Небесное (Мф. 13, 33), подразумевается бессеменное воплощение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, которое оживотворило все концы земли, и соединение Его с единосущным нашему телом, заимствованным от Богородицы Марии, посредством которого все люди возрождены к новой жизни (115, 754–755).

Господь уподобил Царство Небесное неводу (Мф. 13, 47). Как брошенный в море невод захватывает рыбу всякого рода, так и Вечное Царство Христово, заключая в себе людей всех стран, доставляет спасение каждому по мере веры, потому что участниками вечной радости делаются не благородные или знаменитые, а благонравные и чистые по жизни, которые стали добычей истинных ловцов. Подобно тому как, вытащив невод, выбирают из него хорошую рыбу, так во время Суда над Церковью Господней, то есть над именующими себя христианами и соединенными единством веры, устоявшие в истине будут собраны в вечные обители, а еретики и противящиеся истинному учению будут извержены из Царствия Небесного (115, 757).

По многим причинам Господь уподобил Царство Небесное зерну горчичному (Мф. 13, 31). Во-первых, в обозначение крайнего Своего обнищания, которому Он подвергся для освобождения нас от бедствий настоящей жизни. Во-вторых, в обозначение того, что в начале Евангельской проповеди Церковь Его состояла из небольшого числа членов. В-третьих, по естественной крепости горчицы – в подобной крепости имеют нужду идущие тесным путем. И, наконец, в ознаменование того, что как горчица не разделяется от сечения, так и соединившийся с Господом и возросший в совершенного человека должен быть соединен с Ним так, чтобы никакие бедствия не отлучили его от Господа. Преподобный Исидор Пелусиот (115, 751).

Великое таинство заключается в малом зерне горчичном, как объясняют отцы; поэтому в научение наше написано: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13, 31–32). Если это так, то и нам надо подражать свойствам этого семени. Когда (Писание) называет его самым меньшим из всех семян, то этим показывает, что мы должны возлюбить смиренномудрие, считая себя ниже всякого, иметь кротость и долготерпение. ...То, что сила его обнаруживается не иначе как когда его истолкут и разотрут, этим доказывается, что добродетель не принесет пользы, если в возделывании ее не понесем труда и скорби... Оно способствует также для сбережения мяса, чтобы оно не портилось. Итак, этим семенем, подобным Царствию Небесному, которое есть Христос, осыплем расслабленные и умершие наши воли, чтобы они не подверглись тлению. Ибо Господь Иисус для того соделался человеком, чтобы мы подражали Ему, по мере сил наших освободились от забот и не развлекались попечениями суетного мира. По образу этого семени будем рассматривать себя: подобны ли мы Ему смирением сердца, кротостью души, горячностью любви? Сам же Господь Иисус да укрепит нас милосердием Своим в исполнении Его воли. Преподобный авва Исаия (115, 751–752).

Притча о десяти талантах изображает всю историю человечества до Второго Пришествия Христова. Господь говорит в ней о Себе, что Он идет через страдания, смерть и Воскресение к Отцу Небесному принять Царство над человечеством. которое все есть Его родовое достояние. Оставшиеся на земле делятся на две половины: на рабов, поработивших себя Господу через послушание вере, и на не желающих иметь Его Царем и работать Ему по неверию своему. Тем, которые приступают ко Господу с верой, с готовностью работать Ему, даются дары Святого Духа в Святых Таинствах: это «талант», и каждый верующий получает его на служение в кругу верующих. Когда все из рода человеческого, способные покоряться Богу, покорятся Ему, тогда Он снова придет, как принявший Царство. Первым делом Его будет рассудить рабов, кто что приобрел на данное благодатью, а потом последует Суд и над теми, которые не захотели иметь Его Царем, то есть или не веровали, или отпали от веры. Запечатлей эти истины в уме своем и не отводи от них внимания, ибо тогда будет решение, которому уже не жди, перемены. Избегай неверия, но и веруй не праздно, а приноси плоды веры. Найдя тебя верным в малом. Господь и над многим тебя поставит.

Епископ Феофан Затворник (116, 327).