Open
Close

Царь николай 2 святой или нет. Почему Николая II причислили к лику святых? Объявленные чудеса царственных мучеников

Интервью диакона Андрея Кураева журналу “Вслух”

Ольга Севастьянова: отец Андрей, по-вашему, почему так сложно и трудно происходила канонизация царской семьи?
О. Андрей Кураев: То, что она происходила сложно и трудно, это мне кажется абсолютно естественным. Слишком необычны были обстоятельства последних лет жизни русского императора. С одной стороны, в церковном понимании, император – это церковный сан, это епископ внешних дел церкви. И, конечно, если епископ сам складывает с себя свой сан, то это вряд ли можно назвать достойным деянием. Вот с этим были связаны основные трудности, прежде всего сомнения.

О.С. То есть, то, что царь в свое время отрекся, говоря современным языком, пошло не на пользу его историческому имиджу?

А.К. Безусловно. А то, что канонизация все-таки состоялась… Церковная позиция здесь была вполне ясная: канонизирован был не образ правления Николая Второго, а образ его смерти, если хотите, ухода с политической арены. У него ведь были все основания для того, чтобы озлобиться, остервениться, последние месяцы своей жизни, находясь под арестом, кипеть злобой и обвинять всех и вся. Но ничего этого не было. У нас есть его личные дневники, дневники членов его семьи, воспоминания охранников, слуг, и, мы видим, что нигде нет ни тени желания отомстить, мол, вернусь к власти и всех вас припластаю. Вообще иногда величие человека порой определяется величиной понесенных им утрат.

У Бориса Пастернака были такие строчки о великой эпохе, “о жизни бедной на взгляд, но великой под знаком понесенных утрат”. Представьте, на улице в толпе мы видим незнакомую женщину. Я смотрю – женщина как женщина. А вы мне говорите, что она перенесла страшное горе: у нее в пожаре погибли трое детей. И только эта беда способна выделить ее из толпы, из всех похожих на нее, и возвысить над окружающими. Вот точно также и с царской семьей. В России не было другого человека, который потерял бы больше, чем Николай Александрович Романов в 1917 году. По сути, тогда он уже был властелином мира, хозяином страны, которая практически выиграла Первую Мировую войну. А царская Россия её, несомненно, выиграла и становилась державой номер один в мире, а у императора были большие замыслы, среди которых, между прочим, было отречение от престола, как это ни странно. Есть свидетельства, что он говорил очень доверенным людям, что хотел бы ввести в России конституцию, парламентскую монархию, передать власть своему сыну Алексею, но в условиях войны он попросту не имел на это права. Так он считал в 16-м году. А затем события потекли несколько иначе. В любом случае, образ страстотерпца оказывается очень христианским. Кроме того, когда речь идет о нашем отношении к последнему императору, надо учесть символизм церковного восприятия мира.

О.С. А в чем символизм?

А.К. XX был страшным веком для русского христианства. И нельзя из него уйти, не подведя каких-либо итогов. Поскольку это был век мучеников, в канонизации можно было идти двумя путями: попробовать прославить всех новомучеников, говоря словами Анны Ахматовой, “хотелось бы всех поименно назвать, да отняли список и всех не узнать”. Или канонизировать некоего Неизвестного солдата, почитать одну безвинно расстрелянную казачью семью, а вместе с нею миллионы других. Но этот путь для церковного сознания, наверное, был бы слишком радикальным. Тем более, что в России всегда существовало некое тождество “царь-народ”. Поэтому, учитывая, что царская семья могла бы опять же сказать о себе словами Анны Ахматовой:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ к несчастью был…,

канонизация царя-страстотерпца Николая Второго – это канонизация “Ивана стотысячного”. Здесь есть еще особый обертон. Попробую объяснить это почти личным примером.

Допустим, я был в гостях в другом городе. Гостил у батюшки. Затем у нас возникла с этим батюшкой горячая дискуссия: чья водка лучше – московского производства или местного. Мы нашли консенсус, только договорившись идти путем проб и ошибок. Попробовали, подегустировали, сошлись, в итоге, что обе хороши, а затем, перед сном, я вышел прогуляться в город. Тем более, под окнами батюшки был городской парк. А батюшка не предупредил меня, что под окнами по ночам сатанисты собираются. И вот вечером я в сад выхожу, а сатанисты смотрят на меня и думают: экого тельца упитанного нам наш владыка в жертву послал! И меня убивают. И вот вопрос: если со мной произошло нечто подобное, причем, подчеркиваю, сам я не стремился к мученической смерти, был не очень духовно готов, водку подегустировал и вот так вот встретил свою смерть, для определения моей посмертной судьбы на Божьем суде, будет ли иметь значение то, во что я был одет в этот день? Светская реакция: какая разница, во что одет, главное, что в сердце, в душе и так далее. Но я считаю, что в этом случае гораздо важнее, какая была одежда. Будь я в штатской одежде в этом парке – это была бы “бытовуха”. А если бы я шел в церковной одежде, то люди, которых я лично не знаю, у которых нет лично ко мне никаких претензий, они на меня выплеснули ту ненависть, которую они питают к Церкви и ко Христу. В таком случае получилось, что я за Христа пострадал. Вот то же самое и с царской семьей. Пусть юристы спорят между собой, был ли Николай Александрович Романов в 18 году царем или просто частным лицом, полковником в отставке. Но, в глазах тех людей, что стреляли в него, он, безусловно, был императором. И они потом всю жизнь писали мемуары и рассказывали пионерам про то, как убили последнего русского царя. Поэтому для Церкви очевидно, что этот человек- мученик за нашу веру, равно как и его семья.

О.С. И семья тоже?
А.К. Аналогично. Можно правителю России Николаю Второму предъявлять какие-то политические претензии, ну а дети тут при чем? Более того, в 80-х годах раздавались голоса, что, мол, давайте хотя бы детей канонизируем, они-то в чем виноваты?

О.С. В чем заключается святость мученика в церковном понимании?

А.К. Святость мученика – это святость особая. Это святость одной минуты. В истории церкви были люди, например, в древнем Риме, когда на арене устраивали театрализованную казнь, в ходе которой на полном серьёзе казнили христиан. Выбирают самого поганого шута и по ходу действия другой шут, в одежде священника его крестит. И вот когда один шут крестит другого и произносит эти священные слова: “крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святаго Духа”. И когда после слов молитвы на шута, изображавшего христианина, действительно снизошла благодать, и он стал повторять, что увидел Бога, что христианство истинно, трибуны сначала смеялись, а потом, поняв, что это не шутка, шута убили. И он почитается как мученик… Поэтому святость мученика – нечто иное, чем святость преподобного. Преподобный – это монах. И вся его жизнь берется во внимание. А для мученика – это некий фотофиниш.

О.С. А как Церковь относится к тому, что в разные века возникали всякие лже-Анастасии?

А.К. Для православного человека это спекуляция на святыне. Но, если бы это было бы доказано, то Церковь признала бы. Подобный случай в истории Церкви был, правда, связанный не с царскими именами. Любой православный человек знает историю с семью отроками эфесскими, которые прятались от гонений императора Юлиана в пещерах, где впали в летаргическое состояние и проснулись лет через 150. Когда они вышли из пещер, по тому, что они говорили, стало понятно, что эти дети чудесным образом пропустили полторы сотни лет. Для Церкви никогда не было проблемой принять в число живых людей, считавшихся умершими. Причем, именно не воскресшими, но умершими. Потому что были случаи чудесного воскресения, а тут человек пропал, считался погибшим, а через какое-то время появился вновь. Но, для того, чтобы это произошло Церковь будет ждать подтверждения со стороны именно светской науки, светских экспертиз. У буддистов такие вопросы решаются легче. У них считается, что душа умершего далай-ламы перевоплощается в ребенка, в мальчика, детям показывают игрушки и если какой-нибудь двухлетний мальчик вместо блестящей погремушки вдруг потянется к старой чашке прежнего далай-ламы, то считается, что он узнал свою чашку. Так что у Православной Церкви более сложные критерии.

О.С. То есть, возникни сейчас столетняя старушка и скажи, что она царевна, ее бы долго поверяли на нормальность, но всерьез бы отнеслись к такому заявлению?

А.К. Безусловно. Но, я думаю, что генетической экспертизы было бы достаточно
О.С. А как вы относитесь к истории с “екатеринбургскими останками”?

А.К. Это то, что погребено в Петропавловском соборе Петербурга, останки, найденные в Екатеринбургской области? С точки зрения государственной комиссии, которую возглавлял Борис Немцов, это останки царский семьи. А церковная экспертиза этого не подтвердила. Церковь попросту не участвовала в этом погребении. Притом, что сама Церковь не располагает никакими останками, она не признает, что те кости, которые погребены в Петропавловском соборе, принадлежали царской семье. Церковь выразила в этом свое несогласие с государственной политикой. Причем, не прошлой, а нынешней.
О.С. Правда ли то, что до царской семьи у нас очень давно никого не канонизировали?

А.К. Нет, я бы так не сказал. Начиная с 1988 года были канонизированы Андрей Рублев, Ксения Петербургская, Феофан Затворник, Максим Грек, грузинский поэт Илья Чавчавадзе.

О.С. А были случаи канонизации, связанные с Великой Отечественной Войной, блокадным Ленинградом?
А.К. Нет, как ни странно, пока я такого все-таки не встречал. Все-таки мученик, это не тот, кто принес себя в жертву, пусть даже религиозно мотивированную, погиб страшной смертью, безвинно пострадал. Это тот, кто стоял перед ясным выбором: вера или смерть. В войну у людей в большинстве случаев такого выбора не было.

О.С. Неужели у царя был кардинальный выбор?

А.К. Это один из самых сложных вопросов канонизации. К сожалению, до конца неизвестно, до какой степени он был влеком, в какой мере что-то от него зависело. Другое дело, что он ежеминутно был в состоянии выбрать, питать свою душу местью или нет. Есть и еще один аспект этой ситуации. Церковное мышление – мышление прецедентное. То, что произошло когда-то, может служить примером для подражания. Как объяснить людям это, чтобы они не брали с него пример? Это действительно сложно. Представьте себе: обычная директриса школы. Она обратилась в Православие и пробует детишек в своей школе воспитывать соответствующим образом. Экскурсии в православные паломничества превращает. Приглашает батюшку на школьные праздники. Выбирает православных педагогов. Это вызывает недовольство части учеников, родителей, преподавателей. А потом и вышестоящего начальства. И вот ее приглашает к себе какой-нибудь депутат и говорит: “знаете, жалоба на вас. Нарушаете закон о светском образовании, священника приглашаете. Поэтому знаете, чтобы сейчас обошлось без скандала, напишите сейчас заявление о своем увольнении, за школу не переживайте, вот Сара Исааковна стоит, она прекрасно понимает, как надо воспитывать русских детей, а как их не надо воспитывать. Она на ваше место будет назначена, а вы подпишите отказ от должности. Что делать этой директрисе? Она православный человек, она не может так просто отказаться от своих убеждений. Но, с другой стороны, она помнит, что был человек, который смиренно отдал власть. И детей будет учить Сара Исааковна, которая их воспитает в лучшем случае – в светском варианте, в худшем – просто в антихристианском. Поэтому я считаю очень важным здесь пояснять, что в случае с императором это было бы юродство.

О.С. Как это?

А.К. Юродивый – это тот человек, который нарушает законы церковные и светские ради того, чтобы исполнить волю Бога. В ту минуту очевидно воля Бога была в том, чтобы Россия прошла тем крестным путем, которым должна была пройти. При этом каждый из нас все-таки не должен подталкивать Россию на этот шаг. Проще говоря, если есть воля Божия, то надо быть готовым исполнить ее самым неожиданным образом. И еще надо помнить, что юродство и сиротство, в данном случае – юродство, закона не отменяет. Закон понятен: должность императора в том, что ему вручается меч, чтобы он силой государственного меча защищал свой народ и свою веру. И задача императора не складывать меч, а хорошо уметь владеть им. Мне, по-церковному и по-мужски, гораздо ближе в этом случае император Константин XXII, последний византийский император, который, когда турки в 1453 году уже проломили стены Константинополя, снял с себя царские регалии, остался в одежде простого солдата и, с мечом бросившись в самую гущу противников, нашел там свою смерть. Мне гораздо понятнее такое поведение, чем отречение, отказ. Так вот поведение императора Константина – это закон, это норма. Поведение императора Николая – это юродство.

О.С. Ну, на Руси много было всяких блаженных, но чтобы так…

А.К. Те были нищие. А это царь.

О.С. А для церкви что-нибудь значит время? Ведь прошло много лет, сменились поколения…

А.К. Именно это многое означает. Более того, канонизация не может состояться ранее 50 лет, чтобы отстоялась память.

О.С. А что касается самой процедуры канонизации – это большая ответственность для того, кто принимает это решение?

А.К. Решение принимает Собор, то есть все епископы. Не только Россия, но и Украина, Белоруссия, Молдавия, Средняя Азия… Дискуссии о канонизации были и на самом Соборе

О.С. Значит, царскую семью просто внесли в какие-то специальные списки или были еще процедуры?

А.К. Нет, было еще благословение иконы, молитвы… Это очень важно, потому что в начале 90-х уже появились другие молитвы, и литературно, и богословски совершенно безграмотные.

О.С. Я слышала выражение “ненамоленная икона”. Можно ли считать икону с изображением царской семьи “намоленной” Как к ней относятся верующие?

А.К. Допустим, церковь такого выражения не знает. А икона уже стала привычной и в домах и в храмах. К ней обращаются самые разные люди. Канонизация царской семьи – это канонизация семьи, это очень хорошо, потому что у нас в святцах почти нет святых семейств. Здесь важно именно то, что это многодетная семья, о которой мы много знаем. Поэтому многим людям дорога именно вот эта вот семейственность.

О.С. А Церковь действительно верит, что в этой семье все было гладко и правильно?

А.К. Сколько бы не было мнений, в супружеской неверности вроде никто никого не обвинял.

С диаконом Андреем Кураевым беседовала Ольга Севастьянова.

Р.Э. Мингазов, А.И. Мавлявиева

Скачать:

Предварительный просмотр:

7 открытая юношеская

научно-исследовательская конференция

имени С.С. Молодцова

Секция история

Исследовательская работа

Почему Николая II причислили к лику святых?

Р.Э. Мингазов, А.И. Мавлявиева

10 а класс, средняя школа №33, г. Нижнекамск

Научный руководитель:

Елена Евгеньева Петрова

учитель истории и обществознания

Первой квалификационной категории

Нижнекамск 2009г.

Введение ……………………………………………………………………………. 3

1. Николай II.Характер вопреки эпохи …………………………………………. 4

2. Причисление к лику святых …………………………………………………. 11

2.1 Последние дни жизни Николая II ……………………………………… 11

2.2 Гибель Бориса и Глеба ………………………………………………….. 15

2.3. Сравнительный анализ жизни и деятельности Бориса, Глеба и

Николая II ………………………………………………………………... 17

3. Интерес общества к канонизации императора Николая II ……………... 22

Заключение ………………………………………………………………………... 25

………………………………………….. 26

Введение.

«Пройдя долгую и славную жизнь, народы, чем бы они ни были заняты, не в состоянии порвать со своим прошлым; они испытывают его влияние даже в тот момент, когда трудятся над его разрушением».

Ф. Гизо

В 2008 году телеканал «Россия» затеял весьма интересный проект – опрос под названием «Имя России», по образцу и подобию таких же, реализованных в других странах мира. По показателям промежуточных итогов в июле 2008 года Николай II занимал второе место в списке из 50 кандидатов. Это привело к возрождению полемики вокруг, казалось бы, давно забытых, но тем не менее, все еще болезненных исторических вопросов. В прессе и по телевидению заговорили о том, что неужели историю России будет символизировать человек, ввергнувший страну в катастрофу, проигравший две войны и допустивший две революции, последняя из которых убила – морально и физически – миллионы соотечественников, в том числе и самого Николая? Речь идет о сложившихся и еще сохранившихся стереотипах исторического знания, не обращая внимания на усилия, на мотивы, которыми руководствовался царь. А мы, выбрав эту тему, хотели рассмотреть личность Николая не с политической стороны, а со стороны общечеловеческих ценностей. Так какие же это общечеловеческие ценности? Николай II был человеком интеллектуальным, ответственным, трудоспособным, скромным и застенчивым, часто проявлял сострадание, жертвенность, был прекрасным семьянином. Конечно, не просто найти ответы на все вопросы, связанные с Николаем II, но мы попытаемся разобраться, почему его причислили к лику святых.

1. Николай II. Характер вопреки эпохи.

Уже в детстве проявились удивительная тонкость и нежность его души, оказавшейся столь восприимчивой для евангельской истины. Маленьким ребенком он любил изображения Божьей Матери и Георгия Победоносца. Созерцание образа святого, поражающего злую силу, вызывало волнение в последних глубинах его существа. Слушая в Царскосельском саду пение птиц, мальчик глубоко уходил в себя; при этом лицо его приобретало неземное, ангельское выражение-Любование природой переходило тогда в молитву; молитвенное общение с Богом было основой жизни Государя. Чрезвычайно любил царь православное богослужение; вообще, церковь была для него главной опорой жизни и служения родине.

Важно отметить царь жил, думал и чувствовал как глубоко церковный человек; и в этом было его единство со своим народом, с многомиллионным крестьянством. Но именно православная церковность создала стену непонимания и отчуждения между Николаем II и его подданными из высших классов. Дело в том, что часть русского образованного общества на протяжении XVIII - XIX веков постепенно все дальше отходила от церкви, увлекаясь то наукой, то западной культурой, то нездоровым мистицизмом. Либеральная интеллигенция и знать не поняли царя; не разделяя внутренне его идеалов, они не смогли поддержать и его государственных замыслов. В этом окружении Николай оказался в одиночестве, что и стало одной из непосредственных причин революций...

Он желал быть один. Один перед своей совестью. Не все приближенные царя это понимали: людям поверхностной духовности, мирским по своему устроению и светским по образу жизни, не доступны глубины идеи помазанничества. Напрашивается вывод, что именно отсюда возникали идейные конфликты между царем и его министрами. Николай опирался на совесть и интуицию (зная при этом прекрасно все внешние детали конкретной проблемы, которую, по свидетельству современников, всегда схватывал налету), - министры же руководствовались одними доводами рассудка и статистикой. Царь спорить не любил; но когда он, следуя долгу, поступал все же по-своему, возникали обиды и недовольство. Потому у Николая Александровича в его окружении появилось много врагов.

Знакомясь с воспоминаниями «Воспоминаниями С. Ю. Витте», автор отмечает доброту и «чрезвычайную воспитанность» Николая II. Он говорит «о неподготовленности его к вступлению на престол», отсюда и всевозможные влияния на царя. С.Ю. Витте рассказывает о политической деятельности и взаимоотношениях Николая II с окружением, что и подтверждает сделанный нами вывод.

Не противоречит нашему мнению и характеристика, данная Николаю генералом-фельдмаршалом В.И. Гурко¹, который входил в окружение царя, был знаком с В. К. Плеве, П. А. Столыпиным, принимал деятельное участие в подготовке аграрной реформы. Его воспоминания раскрывают разные стороны облика и деятельности царя и царицы. Гурко показывает, что Николай II был прекрасным семьянином, симпатичным, простодушным и приятным в общении человеком; по своим убеждениям, он был абсолютно средневековым человеком, унаследовавшим представление о правильной организации общества, минуя XIX век, прямо из эпохи Ивана Грозного.

Характеризуя личность Николая II, немецкий дипломат граф Рекс считал императора человеком духовно одарённым, благородного образа мыслей, осмотрительным и тактичным. "Его манеры, - писал дипломат, - настолько скромны, и он так мало проявляет внешней решимости, что легко придти к выводу об отсутствии у него сильной воли, но люди, его окружающие, заверяют, что у него весьма определённая воля, которую он умеет проводить в жизнь самым спокойным образом. Упорную и неутомимую волю в осуществлении своих планов отмечает большинство

_________________

¹ Гурко Иосиф Владимирович (16 ИЛ 1828-15 ЯН 1901) – генерал-фельдмаршал. Родился в Могилевской губернии. Окончил Пажеский корпус (1846), служил в лейб-гусарах. Заявил себя как выдающийся кавалерийский офицер. Будучи флигель-адъютантом и состоя в свите царя (1862-1866), выполнял административные поручения, связанные с проведением крестьянской реформы. Перед началом войны с Турцией 1877-1878 командовал 2-й гвардейской кавалерийской дивизией. Во время войны показал себя талантливым и решительным военачальником.

знавших императора людей. До тех пор, пока план не был осуществлён, царь постоянно обращался к нему, добиваясь своего.

Кроме твёрдой воли и блестящего образования, Николай обладал огромной трудоспособностью. Если это было необходимо, он мог работать с утра до поздней ночи, изучая многочисленные документы и материалы, поступавшие на его имя. Был он любителем физического труда - пилил дрова, убирал снег и тому подобное, привлекал его и спорт во всех видах. Николай II обладал живым умом и широким кругозором, он быстро схватывал существо рассматриваемых вопросов. Император имел исключительную память на лица и события. Большую часть людей, с которыми ему приходилось сталкиваться, и которых было много, он помнил в лицо.

Обобщая сведения и целого комплекса российских исторических источников, мы видим, что Николай II работал без помощников, один, что отличало его от большинства монархов, глав государств. У него не было личного секретаря, предпочитал всё делать сам. На его письменном столе лежал большой календарь, в котором он аккуратно собственной рукой записывал свои дела, назначенные на каждый день. Когда приходили официальные бумаги, Николай распечатывал их, читал, подписывал и сам запечатывал, чтобы отправить. Своих министров и других приглашенных лиц царь обычно принимал в непринуждённой обстановке. Слушал внимательно, не прерывая. Во время беседы был предупредительно вежлив, никогда не повышал голоса.

В.И.Гурко в своей книге "Царь и царица" отмечает, что благодаря своей памяти осведомлённость царя в различных вопросах была изумительная. "Но пользы из своей осведомленности он не извлекал. Накапливаемые из года в год разнообразнейшие сведения оставались именно только сведениями и совершенно не претворялись в знание, ибо координировать их и сделать из них какие-либо конкретные выводы Николай II был не в состоянии. Всё почерпнутое им из представляемых ему устных и письменных докладов, оставалось мёртвым грузом, использовать который он и не пытался", - писал автор.

В исторической памяти сохранилось множество отдельных случаев самого трогательного отношения Государя, особенно к простым людям. Замечательным правом царя было высочайшее право помилования приговоренных к смертной казни: торжество христианской любви над всеобщей юридической нормой в этой государственной привилегии, данной Божиему избраннику, было явлено особенно отчетливо. Царь нередко пользовался таким своим правом. При этом он всегда проверял, насколько точно осуществляли его распоряжение; а однажды он даже отправил помилованного государственного преступника в Крым лечиться, - и это на свои средства. Царь использовал каждый подходящий случай, чтобы предоставить возможность Духу Святому действовать в российской жизни.

Николай II боролся с вторжением в повседневный язык иностранных слов. «Русский язык так богат, - говорил он, - что позволяет во всех случаях заменять иностранные выражения русскими. Ни одно слово не славянского происхождения не должно было бы уродовать нашего языка». К России Николай II относился не сентиментально, но религиозно; служение Родине Божиего Помазанника для него не отделялось от служения Богу. Царь был представителем национальной русской культуры и такой надмирной реальности, как Святая Русь.

Зная все эти факты, мы не без основания можем предположить, что одаренный замечательными личными качествами, Николай II был воплощением всего, что в русской натуре есть благородного и рыцарского, но он был слаб. Николай II был скромен и застенчив. Он слишком сомневался в самом себе: отсюда и все его неудачи. Но царь не был ограниченным ничтожеством, чьей-либо марионеткой. В критическую минуту именно он проявлял наибольшую твёрдость духа из всего своего окружения. И вот, когда Россия переживала острый кризис, царь решил взять на себя Верховное командование армией. 22 февраля 1916 года Николай II выступил в Думе. Его речь о том, что в трагические минуты, переживаемые страной, они объединят свои усилия и будут работать в полном согласии на благо Родины, была принята бурной овацией депутатов. Казалось, что царь, министры и народные представители имели одну цель – победить, во что бы то ни стало. Однако рознь не прекращалась, а, наоборот, все усиливалась. Николай II не решался пойти на либеральные уступки, которые от него требовали. Он предполагал, что в данное время нельзя проводить какие-либо реформы. Император был человеком совести и души, те моральные установки, которыми он руководствовался в своей работе, делали его беззащитным перед интригами. Вокруг царя всё сильнее и сильнее сжимался круг предательства и измены, который превратился в своего рода капкан к началу марта 1917 года. В монографии Г. 3. Иоффе «Великий Октябрь и эпилог царизма» он усматривал в Николае убеждённого славянофила, почитавшего допетровский XVII век «золотым веком» России.

Перед царем был выбор: отречься от престола или же идти на столицу с преданным ему войском. Это привело бы к войне с собственным народом, к гражданской войне, причем во время войны, которая велась с неприятелем. Николай II и здесь проявил благородство, не мог он воевать с собственным народом. Его отречение – тому подтверждение. Обманутый и преданный своим окружением царь принял решение об отречении в надежде, что те, кто пожелает его удаления, окажутся способными привести войну к благополучному концу и спасти Россию. «В эти решительные дни в жизни России почли Мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственной Думой, признали Мы за благо отречься от престола Государства Российского и сложить с себя Верховную власть».

Он боялся, чтобы его сопротивление не послужило поводом к гражданской войне в присутствии неприятеля, и не пожелал, чтобы кровь хотя бы одного русского была пролита за него. Он верил в свой народ, в его мудрость и сплочение, но к власти рвались не те люди. Они не только без боя сдали позиции немцам и подписали позорный для России мир, но и собственную страну разрушили и разграбили. Царская семья, их родственники, дворянство, купечество, духовенство, офицеры, интеллигенция и тысячи других людей были убиты.

Существует версия, будто Николай II легко, почти бездумно отказался от царствования, сдал власть, как будто сдавал кавалерийский эскадрон. Соответствует ли это действительности? Есть и другая, сугубо монархическая версия, где отречение изображается “жертвенным” поступком царя “во благо” России. Мы более склоняемся ко второй версии, в Петрограде массы уже решительно требовали ликвидации монархии, что заставило буржуазных оппозиционеров пойти на маневр. Они поставили вопрос об отречении Николая в пользу “законного наследника” Алексея при регентстве брата царя – великого князя Михаила Александровича. Расчет на то, что эта уступка наконец остановит, собьет революционную волну. Николай II принимает ультиматум. Казалось бы, все: на истории можно было поставить точку. Но нет. Вот мы и добрались, до наиболее интересного для нас момента. Когда думские посланцы – А. Гучков и В. Шульгин поздно вечером 2 марта прибыли в Псков “за отречением”, Николай неожиданно заявил, что он «передумал», и предложил новый вариант отречения: за себя и за своего сына Алексея в пользу Михаила. Это было очевидным нарушением закона о престолонаследии: царь не мог отрекаться за прямого наследника, но отречение было принято. 3 марта, уезжая из Пскова, в своем дневнике Николай сделал запись: «В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена, и трусость, и обман». Это, пожалуй, единственное, но зато вполне определенное признание, опровергающее утверждения об якобы «добровольном отречении» царя. Николай «не сдал» власть, не устранился от нее, а был устранен революцией после того, как она поставила думских лидеров и высших генералов практически в безвыходное положение.

С подписанием отречения ставится точка в трагедии жизни императора Николая II и начался отсчёт времени в трагедии его смерти. Он принёс себя в жертву ради России, но эта жертва оказалась напрасной. С этого момента не столько внешние события, сколько внутреннее духовное состояние Государя обращает на себя наше внимание. Государь, приняв, как ему казалось, единственно правильное решение, тем не менее, переживал тяжелое душевное мучение.

Весной 1918 года дочь последнего русского императора великая княгиня Ольга передала из Тобольска духовное завещание своего отца. Вдумайтесь в его глубокий смысл, ведь это обращение не только к соотечественникам, жившим в те буйные годы, но и к нам живущим. “Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь”. В этих словах весь царь, его проведение Господне, как Помазанника Божьего.

Николай II в июле 1918 года был убит не просто как беспомощный, беззащитный человек. Изумительное мужество его поведения, когда он, с больным сыном на руках, спускался в подвал Ипатьевского дома, и еще раньше, когда и он, и Государыня отказались от эмиграции и побега - все это говорит о том, что в их душах была святая готовность к жертвенному, христоподражательному страданию. Она выразилась в вещих словах, сказанных им более чем десять лет назад, в период первой российской революции: «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия».

Вывод: Истинное величие императора Николая II не в царском достоинстве, а в той удивительной нравственной высоте, на которую он постепенно поднялся.

2. Причисление к лику святых.

2.1 Последние дни жизни Николая II.

В апреле 1918 г. царскую семью взяли под охрану уже советские комиссары. Они перевезли Романовых в «столицу красного Урала» - Екатеринбург. Здесь царскую семью разместили в особняке инженера Ипатьева, выселив хозяина. С семьей оставалось пять человек прислуги. В июле охрану возглавил старый большевик Яков Юровский.

Царская семья почти не получала известий о политических событиях, а между тем в стране разгоралась гражданская война. На Екатеринбург двигались восставшие против большевиков Чехословацкий корпус и казаки. Со дня на день большевики ожидали падения города.

В начале июля 1918 г. уральский военный комиссар Исай Голощекин («Филипп») выехал в Москву для решения вопроса о дальнейшей судьбе царской семьи. Расстрел всей семьи был санкционирован СНК и ВЦИК. В соответствии с этим решением Уралсовет на своем заседании 12 июля принял постановление о казни, а также о способах уничтожения трупов и 16 июля передал сообщение об этом по прямому проводу в Петроград Зиновьеву. По окончании разговора с Екатеринбургом Зиновьев отправил в Москву телеграмму: «Москва, Кремль, Свердлову. Копия - Ленину. Из Екатеринбурга по прямому проводу передают следующее: «Сообщите в Москву, что условленного с Филиппом суда по военным обстоятельствам ждать не можем. Если Ваше мнение противоположно, сейчас же, вне всякой очереди сообщите в Екатеринбург. Зиновьев»

Телеграмма была получена в Москве 16 июля в 21 час 22 минуты. Фраза «условленный с Филиппом суд» - это в зашифрованном виде решение о казни Романовых.

Решение тщательно скрывалось от семьи. Тем вечером 17 июля в 22 часа 30 минут они, как обычно пошли спать. В 23 часа 30 минут в особняк явилось двое особоуполномоченных от Уралсовета. Они вручили решение исполкома командиру отряда охраны Ермакову и коменданту дома Юровскому и предложили немедленно приступить к исполнению приговора.

В полночь Юровский разбудил Николая II, его семью и приближенных, велев быстро одеться и спуститься вниз. Он объяснил, что чехи и белые приближаются к Екатеринбургу, и местный Совет решил, что они должны уехать. Все еще, ни чего не подозревая, все оделись, а Николай и Алексей надели на голову военные фуражки. Николай спустился по лестнице первый, неся на руках Алексея. Сонный мальчик крепко обнимал руками шею отца. За ними следовали другие, Анастасия держала на руках спаниеля. По цокольному этажу Юровский привел их в полуподвальную комнату с тяжелой решеткой на окне. Здесь он попросил их подождать, пока не приедут автомобили.

Николай попросил стулья для сына и жены. Юровский приказал принести три стула, Александра взяла один, Николай взял другой и, поддерживая Алексея, положил его спиной на третий стул. За матерью стали четверо детей, доктор Боткин, лакей Трупп, повар Харитонов и комнатная девушка императрицы Демидова. Последняя принесла две подушки, одну из которых она положила под спину императрицы, а другую держала в руках. Внутри нее, спрятанная глубоко в перьях, находилась коробочка с царскими драгоценностями. Когда все собрались, Юровский снова вошел в комнату, сопровождаемый всем отрядом ЧК с револьверами в руках. Он вышел вперед и быстро сказал: «Ввиду того, что Ваши родственники продолжают наступление на Советскую Россию, УралИсполком постановил расстрелять Вас». Николай, продолжая поддерживать рукой Алексея, стал подниматься со стула, чтобы защитить жену и сына. Он только успел прошептать: «Что?» и тут Юровский направил револьвер в голову царя и выстрелил. Николай был убит наповал. По этому сигналу палачи начали стрельбу. Александра и Ольга успели лишь поднять руку в крестном знамении, как были убиты точными выстрелами. Анастасия, Татьяна и Мария, стоявшие позади матери, умерли не сразу. На них были корсеты, внутри которых были вшиты драгоценности. Пули отскакивали от них. Девочки забились в угол, и, молча, смотрели в лица своих убийц, последние, отбросив винтовки, взялись за штыки. Боткин, Харитонов и Трупп пали под градом пуль. Комнатная девушка Демидова перенесла первый залп, и чтобы не перезаряжать револьверы, палачи принесли из соседней комнаты винтовки и стали преследовать ее, чтобы добить штыками. Крича и мечась от стены к стене как загнанное животное, она пыталась отбиваться подушкой. Наконец она упала, пронзенная штыками более тридцати раз.

В комнате, полной дыма и запаха пороха, внезапно воцарилась тишина.

Кровь ручьем текла по полу. Затем возникло движение, и раздался тяжелый вздох. Алексей, лежа на полу все еще в объятиях отца, слабо шевельнул рукой, сжимая китель отца. Один из палачей злобно пнул цесаревича тяжелым сапогом в голову. Подошел Юровский и дважды выстрелил в ухо мальчику. Как раз в этот момент Анастасия, которая была только без сознания, очнулась и закричала. Со штыками и прикладами вся банда набросилась на нее. Через мгновение она также затихла.

Этот трагический конец жизни Николая II и его семьи оставил своеобразный отпечаток в душе каждого из нас. Вряд ли кто сможет когда-либо равнодушно перелистывать эту черную страницу нашей истории. Как повернулась рука тех варваров выстрелить в невинных детей, женщин, своего царя? И добивать их штыками после неудачной попытки расстрела? У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства по этому поводу.

Восемнадцатый император в династии Романовых умер в ночь на 18 июля 1918 года... Эта цифра - 18 - как она теперь символично и грустно звучит. Император погиб, и вместе с ним изжившая себя многовековая монархия...

Однако за столь мученическую смерть Николай и члены его семьи впервые были канонизированы вовсе не в России. Это, как не странно, произошло в Сербии. Жители города обратились к Синоду Сербской Православной Церкви с прошением о причислении к лику святых русского императора Николая II , которого они почитают наравне с сербскими народными святыми. В двух новых построенных храмах в Сербии уже в 1936 году Николай изображался как святой. Но вскоре вспыхнула Вторая Мировая война, и храмы были разрушены. В России причисление царской семьи к лику святых (как «новомучеников и исповедников») было совершено лишь в Архиерейском юбилейном соборе 13-16 августа 2000году. Храмы-памятники в честь него воздвигнуты во всех частях света. Один из самых прекрасных Храм Святого Праведного Иова Многострадального, построенный в Брюсселе в память Государя Николая II Авгусгейшей Семьи. Не менее великолепен Храм-памятник во имя Святого Николая Чудотворца в Шанхае. Первое известное ныне иконописное изображение Императора Николая II относится к 1927 году, С тех пор многие иконописцы стали изображать Царственных Мучеников на иконах.

Вывод: Император принес жертву за всю Россию, поэтому те издевательства, что испытал он и его семья, - это выше всякого мученичества. В церкви называется это не мученичество, а страстотерпство. То есть не за веру как таковую, а за государство.

2.2 Гибель Бориса и Глеба.

Если углубиться в наше недалекое прошлое, то можно проследить подобный случай и в Xl веке, когда два брата, Борис и Глеб, были варварски убиты своим же братом Святополком и, впоследствии, стали первыми русскими христианскими святыми.

Наследник киевского престола Святополк, для достижения своих корыстных целей решает убрать своих братьев-соперников со своего пути. Первой его жертвой был младший брат Борис. Борис узнает о покушении и начинает молится. Когда убийцы подошли к палатке Бориса, то они услышали, что тот поет заутреню:

«Господи! Что ся умножиша стужающие мне. Мнози въстают на мя».

Закончив заутреню, он помолился и сказал, глядя на икону:

«Господи Иисусе Христе! Иже симь образом явися на земли спасенья ради нашего изволив своею волею пригвоздити на кресте руце свои и приим страсть грех ради наших тако и мене сподоби прияти страсть. Се же не от противныхъ приимаю но от брата своего и не сотвори ему Господи в семь греха».

(Прочитав такое описание его предсмертных часов, легко поверить, что Борис был святым уже при жизни.) Помолившись, он лег спать. Убийцы уж тут конечно не растерялись и начали протыкать спящего Бориса копьями. Заодно пострадал и личный телохранитель Бориса некий Георгий, про которого летопись сообщает, что он был венгром. Это был любимец Бориса, который носил на шее большую золотую гривну, подаренную молодым князем. Георгий пытался своим телом защитить Бориса, но пал под ударами нападавших. Были перебиты и все остальные спутники Бориса. Все это напоминает нападение на плохо охраняемый лагерь - ведь тревогу-то никто не поднял. Убитого, как казалось, князя завернули в шатер, положили на телегу и повезли в Вышгород. Тело Бориса поместили в церкви святого Василия. Святополк же окаянный между тем стал думать, как бы ему извести брата Глеба. Но Глеб был далеко, и Святополк решил заманить его в ловушку. Он послал Глебу письмо:

«Поиди вборзе отець тя зовет не сдравить бо велми».

Глеб был послушным сыном. Он быстро собрался, сел на коня и с маленьким отрядом отправился к отцу. Когда Глеб вышел к Волге, его конь споткнулся в какой-то яме, а Глеб немного повредил себе ногу. Когда Глеб уже проехал Смоленск и остановился в барке на Смядыне, он пол чил послание от Ярослава из Новгорода: «Не ходи отець ти умерлъ а брат ти убьен от Святополка».

Получив такое сообщение, Глеб стал со слезами молиться за отца и брата:

«Увы мне Господи! Луче бы ми умрети съ братом нежели жити на свете семь. Аще бо быхъ брате мой видел лице твое ангелское умерлъ быхъ с тобою. Ныне же что ради остахъ азъ един? Кде суть словеса твоя яже глагола къ мне брате мой любимый? Ныне уже не услышо тихаго твоего наказанья. Да аще еси получилъ дерзновенье у Бога молися о мне да и азъ быхъ ту же страсть приялъ. Луче бы ми было с тобою умрети неже в свете семь прелестнем житии».

Пока он так молился, прибыли посланные Святополком убийцы. С обнаженным оружием они захватили барку, на которой находился Глеб со своим отрядом. Нападение, вероятно, было таким стремительным, что отряд Глеба был полностью деморализован, не оказал никакого сопротивления. Как сообщает летопись: «Отроци Глебовни уныша.»

Один из присланных убийц по имени Горясер велел убить Глеба. И Глеб был убит, но почему-то не прибывшими людьми, а своим же поваром по имени Торчин. Что стало с небольшой дружиной, летопись не сообщает, а тело Глеба было брошено на берегу реки между двумя колодами. Несколько позже его тело все-таки увезли, а в княжение Ярослава положили в церковь рядом с братом.

Вывод: Показательно, что первыми русскими святыми стали князья Борис и Глеб. Их слава состояла в добровольном отречении от власти и принесении себя в жертву. Данному образу поведения христианского князя, религиозный долг которого – жертвовать собой ради спасения своего народа, были отныне призваны следовать все русские князья.

2.3 Сравнительный анализ жизни и деятельности Бориса, Глеба и Николая II.

Канонизация - это чествование церковью умершего подвижника веры и благочестия как святого. В ранней церкви ветхозаветные патриархи и праотцы, ветхозаветные пророки, новозаветные апостолы и мученики уже изначально признавались святыми, так что отдельных поставлений о причислении их к лику святых не требовалось. Вскоре началась канонизация такие людей, которые оставили значительные отпечаток в нашей истории, но главным основанием, по которому церковью начиналось дело о причислении того или иного подвижника, служил дар чудотворений, проявленные при жизни или смерти. Но Борис, Глеб и Николай не имели подобного дара. Так почему же их причислили к лику святых?! Многие историки затрагивали этот вопрос.

Для выяснения этой причины проведем сравнительный анализ жизни деятельности наших правителей.

Отношения с отцом

(с Владимиром)

Из своих детей больше всего князь Владимир любил Бориса и Глеба. Они, по словам летописца Нестора «сияли как две светлые звезды» во мраке прекрасными качествами, служили истинным утешением и усладой его старости, и поэтому Владимир любил их предпочтительно пред другими. Некоторые источники говорят, что князь именно их считал законными по рождению сыновьями. Ведь именно с их матерью, с греческой царевной Анной, Владимир был соединён христианским браком.

(c Александром III)

Николая II , он, будучи наследником, благоговел перед отцом. Он восхищался его политикой, как с помощью полицейского террора смог успокоить страну и упрочить самодержавную власть. Отец сумел внушить ему беззаветную любовь к Росси, чувство ответственно за ее судьбу. С детства ему стала близка мысль, что его главное предназначение – следовать российский основам, традициям и идеалам. Кроме того, перед смертью монарх благословляет брак Николая II и немецкой принцессы Алисы Гессенской.

Образование

«Борис имел разум, просвещенный благодатью Божьей. Он брался за книги и читал жития Святых и другие духовные книги, усердно молился» . Глеб же, не смотря на то, что еще не умел читать, сидел подле него и слушал.

Воспитание и образование Николая II проходило под личным руководством его отца на традиционной религиозной основе. Воспитатели будущего императора и его младшего брата Георгия получили такую инструкцию: «Ни я, ни Мария Федоровна не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру. Учите хорошенько, спуску не давайте, спрашивайте по всей строгости закона, не поощряйте лени в особенности. Если что, то адресуйтесь прямо ко мне, а я знаю, что нужно делать. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные русские дети».

Обстановка в государстве при правлении

В 1015 году ростовский князь Борис в момент смерти своего отца сражался с печенегами. Глеб, получивший от отца во владение Муромскую землю, безуспешно пытался вовлечь в лоно христианства народ. В древней Руси хозяйство было первоначально скотоводческим или даже коневодческим, так как кони требовались для военных целей. Плохо развивалась торговля страны, на продажу сельскохозяйственные продукты не производились – все это было следствием слабого развития земледелия. Но принятие христианства дало толчок его дальнейшему развитию, так как сельскохозяйственные продукты стали необходимыми для жизни христианского человека.

Николай Александрович принимает императорский манифест, который превращал Россию из абсолютной монархии в полуконституционную, в результате чего появляется Государственная дума. Время царствования Николая II явилось периодом самых высоких в истории России темпов экономического роста. За 1880-1910 г.г. темпы роста продукции российской промышленности превышали 9% в год. По этому показателю Россия вышла на первое место в мире, опередив даже стремительно развивающиеся Соединенные Штаты Америки. По производству главнейших сельскохозяйственных культур Россия вышла на 1 место в мире, выращивая более половины производимой в мире ржи, более четверти пшеницы, овса и ячменя, более трети картофеля. Россия стала главным экспортером сельхозпродукции, первой «житницей Европы». На ее долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта крестьянской продукции. В годы правления Николая II в России было создано самое лучшее по тем временам рабочее законодательство, обеспечивающее нормирование рабочего времени, выбор рабочих старост, вознаграждение при несчастных случаях на производстве, обязательное страхование рабочих от болезней, по инвалидности и старости. Император активно содействовал развитию русской культуры, искусства, науки, реформам армии и флота.

Кроме того, заботясь о мирном развитии России, в Гааге он выдвигает свое предложение о разоружении и сокращении войск.

Смысл поведения в той или иной ситуации

Борис и Глеб избрали христианский путь непротивление злу, отказа от борьбы во имя высших государственных и религиозных идеалов.

Николая II он без сопротивления принял отречение, так как он не мог долго вынести двойную ношу царя и главнокомандующего. Поражение армии в войне, обнищание страны, усталость- все это привело его в состояние подавленности. Он мог исправить положение в стране, дав власть Государственной Думе, что он и сделал, но так и не смог отказаться от идеи самодержавия, что спровоцировало жестокому исходу событий.

Когда празднуется день великомучеников

Смысл канонизации

После принятия Русью христианства, государство нуждалось в своих русских святых. Поиск новых духовных ценностей.

Канонизация должна была способствовать объединению народа Божия в вере и благочестии. Возврат к прежним духовным ценностям.

Вывод: Проанализировав этих правителей можно заметить, что и братья, и Николай II живут в разных, но похожих по обстоятельствам эпохах, что деятельность их направлена на служение Отечеству, на становление благополучия в государстве. Следовательно, как и Бориса с Глебом, так и Николая II, тоже можно причислить к лику святых страстотерпцев.

3. Интерес общества к канонизации императора Николая II.

Тема канонизации императора Николая II и членов царской семьи широко обсуждалась в 90-е годы в ряде публикаций в церковной и светской печати. Это время, когда в нашем государстве, после распада СССР, идет активный поиск духовной ниши, поиск новых общественных ценностей. Учитывая, что несколько поколений граждан выросло на атеизме, мы посчитали нужным привести в этой главе условия канонизации, а также классификацию праведников в Русской Православной Церкви.

Основными условиями прославления святых во все времена могли быть:

1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия.

2. Мученическая за Христа смерть или истязания за веру Христа.

3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам, или от честных его останков- мощей.

4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.

5. Большие заслуги перед Церковью.

6. Добродетельная, праведная жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями.

7 . Большое почитание народом, иногда еще при жизни.

Выделенные условия под № 5 и №6 можно отнести к деятельности императора, поэтому Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял единогласно решение канонизировать Николая II .

Учитывая, что весь сонм праведников Церковь делит на так называемые чины святости: князья, святители, преподобные, юродивые, святые миряне и жены, нас, конечно, будет интересовать сонм святых князей. Он подразделяется на несколько групп: а) равноапостальные, суть подвига которых состоит в распространении христианства; б) князья-иноки, принявшие монашеский постриг; и в) князья-страстотерпцы, ставшие жертвами политических убийств, погибшие на поле брани или потерпевшие мученическую смерть, отстаивая христианскую веру. Последний российский император Николай II был прославлен как страстотерпец Архиерейским Собором 13-16 августа 2000 года.

Реакция российского общества на решение Собора оказалась весьма неоднозначной.

Опрос мнения населения (в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик России, интервью по месту жительства 2-3 сентября 2000 года 1500 респондентов) показал следующие результаты:

На вопрос: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ О ТОМ, ЧТО РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАНОНИЗИРОВАЛА (ПРИЧИСЛИЛА К ЛИКУ СВЯТЫХ) ПОСЛЕДНЕГО РУССКОГО ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II? Из ответов респондентов была составлена следующая схема.

КАК ВЫ ЛИЧНО ВОСПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ О КАНОНИЗАЦИИ НИКОЛАЯ II?

Те же самые вопросы мы задали учащимся 9-х, 10-х, 11-х классов и учителям средней общеобразовательной школы № 33, с углубленным изучением английского языка (144 учащихся и 27 учителей)

Как видно из графиков, интерес к личности Николая II у школьников в 2008 году значительно выше, чем у участников опроса 2000 года. Это можно объяснить тем, что в современной школьной программе по истории личности исторического деятеля отводится больше внимания.

Вывод: Канонизация Николая II способствовала поднятию в глазах общества его престижа и более глубокому осмыслению деятельности императора в период своего правления. Инициатива Церкви показала, что возрождаются островки духовности, которые дадут нашему Отечеству великую славу. Практическая задача нашей работы была в том, чтобы доказать, что есть у нашего государства небесный защитник. Это особенно важно в современной напряженной внутренней и внешней обстановке в России.

Заключение.

Проделав серьезный исторический анализ личности Николая II, мы выяснили, что у него, как и у всякого человека, имелись и положительные и отрицательные черты. Несмотря на все это, он ставил дело Российского государства выше отдельных личностей, и если деятель не справлялся с делом, он убирал его не зависимо от прежних заслуг. Забыв про политику, про все недостатки и ошибки императора, все случайности и трагедии, то можно в нем увидеть обычного человека, гражданина, заботливого отца и семьянина. Однако столь трагический финал династия Романовых остался красным пятном в истории нашего отечества. Более того, это событие затронуло и представителей зарубежных стран, которые всяческими способами доказали своё небезразличие. Останки (44 фрагмента костей, 7 фрагментов зубов, 3 пули от короткоствольного оружия и 1 фрагмент ткани одежды), найденные под Екатеринбургом на старой Коптяковской дороге летом 2007 года, действительно принадлежат семье Романовых, жизнь которых оборвалась трагически. Неопровержимое доказательство предоставила главная генетическая лаборатория США. Уголовное дело по убийству семьи Романовых будет закрыто в январе 2009 года.

Понимая, что работа не должна носить чисто теоретический интерес, нам вполне обоснованным представляется вывод, сформулированный в конце работы.

Список использованной литературы

1. В.В. Алексеев «Исторический календарь» 1996 г.

2. Витте С.Ю. Воспоминания, т.1.М.,1960,с.464-510.

3. Гурко В.И. Издательство, ВЕЧЕ. Серия. Царский дом. 2008г. Страниц 352

4. Иоффе, Г.З. Великий Октябрь и эпилог царизма. Издательство: М.: Наука 1987 г. Переплет: твердый; 365 страниц.

5. А. Кулюгин «Энциклопедия Российских царей» 2002 г.

6. О.М. Рапов «История России в лицах» V-XX в. 1999

Страстотерпцев – наименование мучеников в Православной церкви. Как правило страстотерпцы - это христиане, пострадавшие Христа ради из-за клеветы и ненависти своих ближних и при этом встретившие смерть простив собственных гонителей и убийц.

В 1981 году царская семья была прославлена Русской Зарубежной церковью .

В 1980-е годы и в России начали раздаваться голоса об официальной канонизации хотя бы расстрелянных детей , чья безвинность не вызывает никаких сомнений. Упоминаются написанные без церковного благословения иконы, в которых были изображены только они одни, без родителей . В 1992 году к лику святых была причислена сестра императрицы великая княгиня Елизавета Фёдоровна , ещё одна жертва большевиков. Тем не менее, существовало и немало противников канонизации.

Доводы против канонизации

Канонизация царской семьи

Русская православная церковь за границей

Зарубежная Русская Православная Церковь причислила к лику святых Николая и всю царскую семью в 1981 году. Одновременно были канонизированы российские новомученики и подвижники того времени, в их числе и Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин) .

РПЦ

Александра Фёдоровна. Современная икона.

Официальная церковь последней подняла вопрос о канонизации расстрелянных монархов (что, безусловно, было связано с политической ситуацией в стране). При рассмотрении этого вопроса перед нею стоял пример других православных церквей, репутация, которой уже давно начали пользоваться погибшие в глазах верующих, а также то, что они уже были прославлены как местночтимые святые в Екатеринбургской , Луганской , Брянской , Одесской и Тульчинской епархиях Русской Православной Церкви .

Об итогах работы Комиссии было доложено Священному Синоду на заседании 10 октября 1996 года . Был опубликован доклад, в котором была озвучена позиция РПЦ в данном вопросе. На основе этого положительного доклада стали возможными дальнейшие шаги.

Основные тезисы доклада:

На основании доводов, учтенных РПЦ (см. ниже), а также благодаря прошениям и чудесам, Комиссия озвучила следующий вывод:

«За многими страданиями, перенесенными Царской Семьёй за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале Екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесённых Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке. Именно в осмыслении этого подвига Царской Семьи Комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».

Из «Деяния о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века»:

«Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесённых Царской семьёй в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке... Сообщить имена новопрославленных святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы» .

Доводы за канонизацию, учтённые РПЦ

Опровержение доводов противников канонизации

Аспекты канонизации

Вопрос о лике святости

В православии существует очень развитая и тщательно проработанная иерархия ликов святости - категорий, на которые принято разделять святых в зависимости от их трудов при жизни. Вопрос, к какому именно лику святых следует причислить царскую семью, вызывает немало споров среди различных течений православной церкви, по-разному оценивающих жизнь и кончину семьи.

«Коронация Николая II и Александры Федоровны». Картина Л.Туксена

Позиция же собственно РПЦ по поводу канонизации слуг такова: «В связи с тем, что они добровольно остались с Царской Семьей и приняли мученическую смерть, правомерно было бы ставить вопрос и об их канонизации» . Помимо четверых, расстрелянных в подвале, Комиссия упоминает, что этот список должны были бы входить «убиенные» в различных местах и в разные месяцы 1918 года генерал-адъютант И. Л. Татищев, гофмаршал князь В. А. Долгоруков, «дядька» Наследника К. Г. Нагорный, детский лакей И. Д. Седнев, фрейлина Императрицы А. В. Гендрикова и гофлектрисса Е. А. Шнейдер. Тем не менее, Комиссия заключила, что ей «не представляется возможным окончательное решение вопроса о наличии оснований для канонизации этой группы мирян, по долгу своей придворной службы сопровождавших Царскую Семью», так как сведений о широком поименном молитвенном поминовении этих слуг верующими нет, кроме того, нет сведений об их религиозной жизни и личном благочестии. Окончательный вывод был таков: «Комиссия пришла к заключению, что наиболее подобающей формой почитания христианского подвига верных слуг Царской Семьи, разделивших ее трагическую участь, на сегодняшний день может быть увековечение этого подвига в житии Царственных мучеников» .

Кроме того, стоит ещё одна проблема. В то время, как царская семья канонизирована в лике страстотерпцев, причислить к тому же лику претерпевших слуг не представляется возможным, поскольку, как заявил один из членов Комиссии в интервью, «чин страстотерпцев с древности применяется только по отношению к представителям великокняжеских и царских родов» .

Реакция общества на канонизацию

Позитивная

Негативная

Современное почитание царской семьи верующими

Церкви

  • Храм-на-Крови в честь Всех Святых, в Земле Российской просиявших на месте Ипатьевского дома в Екатеринбурге .
  • Часовня-памятник усопшим русским эмигрантам, Николаю II и его августейшей семье возведена на кладбище в Загребе (1935 год)
  • Часовня в память об императоре Николае II и сербском короле Александре I в Харбине (1936 год)
  • Храм Царственных страстотерпцев на въезде в г. Рязань со стороны Москвы.
  • Храм Царственных страстотерпцев в Тверском Христорождественском монастыре .
  • Храм святых Царственных страстотерпцев в Курске
  • Храм цесаревича Алексия в г. Шарья Костромской области
  • Церковь св. царя-мученика и свв. новомучеников и исповедников в Вильмуасоне, Франция (1980-е годы)
  • Храм Святых царственных мучеников и всех новомучеников и исповедников ХХ века, г.Могилев Беларусь
  • Храм Державной иконы Божией Матери, г. Жуковский
  • Церковь св. Царя Мученика Николая, г. Никольское
  • Церковь святых царственных страстотерпцев Николая и Александры, пос. Сертолово
  • Церковь царственных страстотерпцев в городе Мар-дель-Плата (Аргентина)
  • Монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев возле Екатеринбурга .
  • Храм Царственных Мучеников, г. Днепропетровск (ж/м Игрень), Украина.
  • Храм во имя Святых Царственных Страстотерпцев, г. Саратов, Россия.
  • Храм во имя Святых Царственных мучеников, п.Дубки, Саратовский р-н, Саратовская обл., Россия.

Иконы

Иконография

Встречается как коллективное изображение всей семьи, так и каждого из членов по отдельности. В иконах «зарубежного» образца к Романовым присоединяются канонизированные слуги. Страстотерпцы могут изображаться как в современной им одежде начала ХХ века, так и в стилизованных под Древнюю Русь одеяниях, по стилю напоминающих царские одеяния с парсун .

Фигуры святых Романовых также встречаются в многофигурных иконах «Собор новомучеников и исповедников Российских» и «Собор Святых покровителей охотников и рыболовов».

Мощи

Патриарх Алексий в преддверии занятий Архиерейского собора 2000 года, который совершил акт прославления царской семьи, говорил о останках, найденных под Екатеринбургом: «У нас есть сомнения в подлинности останков, и мы не можем призывать верующих поклоняться лжемощам, если в будущем они будут признаны таковыми.» Митрополит Ювеналий (Поярков) , ссылаясь на суждение Священного Синода от 26 февраля 1998 года («Оценка достоверности научных и следственных заключений, равно как и свидетельство об их незыблемости или неопровержимости, не входит в компетенцию Церкви. Научная и историческая ответственность за принятые в ходе следствия и изучения выводы относительно „екатеринбургских останков“ полностью ложится на Республиканский центр судебно-медицинских исследований и Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Решение Государственной Комиссии об идентификации найденных под Екатеринбургом останков как принадлежащих Семье Императора Николая II вызвало серьёзные сомнения и даже противостояния в Церкви и обществе.» ), докладывал Архиерейскому собору в августе 2000 года: «Захороненные 17 июля 1998 года в Санкт-Петербурге „екатеринбургские останки“ на сегодняшний день не могут быть признаны нами принадлежащими Царской Семье.»

Ввиду такой позиции Московской Патриархии, которая не претерпела с тех пор изменений, останки, идентифицированные правительственной комиссией как принадлежащие членам царской семьи и захороненные в июле 1998 года в Петропавловском соборе, церковью в качестве святых мощей не почитаются.

Почитаются как мощи реликвии, обладающие более ясным происхождением, например, волосы Николая, остриженные в трёхлетнем возрасте.

Объявленные чудеса царственных мучеников

  • Нисхождение чудесного огня. Как утверждается, это чудо произошло в соборе Свято-Иверского мужского монастыря в г. Одессе , когда во время богослужения 15 февраля 2000 года , на престоле храма появился язык снежно-белого пламени. По свидетельству иеромонаха Петра (Голубенкова):
Когда я закончил причащать людей и со Святыми Дарами вошел в алтарь, после слов: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое» на престоле (на дискосе) появилась вспышка огня. Я поначалу не понял, что это такое, но потом, когда разглядел этот огонь, было невозможно описать той радости, которая охватила мое сердце. Сначала я подумал, что это - кусочек угля от кадила. Но этот маленький лепесточек огня был величиной с тополиный листок и весь белый-белый. Потом я сравнивал белый цвет снега - и невозможно даже сравнить - снег кажется сероватым. Я подумал, что это искушение бесовское такое бывает. И когда отнес чашу со Святыми Дарами на жертвенник, возле престола никого не было, и многие прихожане видели, как лепестки Благодатного огня рассыпались по антиминсу, затем собрались воедино и вошли в напрестольную лампаду. Свидетельство того чуда схождения Святого огня продолжалось в течение дня…

Скептическое восприятие чудес

Также Осипов отмечает следующие аспекты канонических норм в отношении чудес:

  • Для церковного признания чуда необходимо свидетельство правящего епископа. Только после него можно говорить о природе данного явления - божественное ли это чудо или явление другого порядка. В отношении большинства описанных чудес, связанных с царственными мучениками, такие свидетельства отсутствуют.
  • Объявление кого-либо святым без благословения правящего епископа и соборного решения является неканоническим актом и поэтому все упоминания о чудесах царственных мучеников до момента их канонизации должны восприниматься скептически.
  • Икона является образом канонизированного церковью подвижника, поэтому чудеса от написанных до официальной канонизации икон являются сомнительными.

«Чин покаяния в грехах русского народа» и другое

С конца 1990-х годов, ежегодно, в дни, приуроченные к годовщинам рождения «царя-мученика Николая» некоторыми представителями клира (в частности, архимандритом Петром (Кучером)), в Тайнинском (Московская область), у памятника Николаю II работы скульптора Вячеслава Клыкова , совершается особый «Чин покаяния в грехах русского народа» ; проведение мероприятия было осуждено священноначалием РПЦ (Патриархом Алексием II в 2007 году ).

Среди части православных имеет хождение концепция «Царя-искупителя», согласно которой Николай II почитается как «искупитель греха неверности cвоего народа» ; критики именуют эту концепцию «цареискупительской ересью».

См. также

  • Канонизированные РПЦЗ Мученики Алапаевской шахты (Великая княгиня Елизавета Фёдоровна , инокиня Варвара, Великие князья Сергей Михайлович , Игорь Константинович , Иоанн Константинович , Константин Константинович (младший) , князь Владимир Палей).
  • Царевич Дмитрий , погибший в 1591 году , канонизирован в 1606 году - до прославления Романовых был хронологически последним представителям правящей династии, причисленным к лику святых.
  • Соломония Сабурова (преподобная София Суздальская) - первая жена Василия III, хронологически предпоследняя из канонизированных.

Примечания

  1. Царь-мученик
  2. Император Николай II и его семья причислены к лику святых
  3. Осипов А. И. О канонизации последнего русского царя
  4. Шаргунов А. Чудеса царственных мучеников . М. 1995. С. 49
  5. Благоверный царь Николай Александрович и его семья на на православие.ру
  6. Основания для канонизации царской семьи. Из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя синодальной комиссии по канонизации святых. www.pravoslavie.ru
  7. ЛЕТОПИСЬ ПОЧИТАНИЯ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ НА УРАЛЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
  8. Митрополит Сурожский Антоний. О причислении царской семьи к лику святых // «Русская мысль», 6 сентября 1991 г. //Перепечатка: «Известия». 14 августа 2000
  9. У него были все основания для того, чтобы озлобиться… Интервью диакона Андрея Кураева журналу «Вслух». Журнал « Православие и мир ». Mon, 17 Jul 2006
  10. Русский Вестник. Разъяснение о канонизации царской семьи
  11. Из интервью митр. Нижегородского Николая Кутепова (Независимая газета, раздел Фигуры и лица, 26.4.2001
  12. Чин канонизации новопрославленных святых состоялся в Храме Христа Спасителя Православие.Ru
  13. Митрополит Ювеналий: За три года мы получили 22 873 обращения
  14. Император Николай II и события 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге. Часть I // Православная газета . - Екатеринбург, 2003. - № 31.
  15. Император Николай II и события 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге. Часть II // Православная газета . - Екатеринбург, 2003. - № 32.
  16. Протопресвитер Михаил Польский. Новые мученики Российские. Джорданвилль: Т. I, 1943; Т. II, 1957. (Сокращённое англоязычное издание The new martyrs of Russia. Montreal, 1972. 137 p.)
  17. Инокъ Всеволодъ (Филипьевъ). Путь святыхъ отцовъ. Патрологія. Джорданвилль, М., 2007, стр. 535.
  18. «О Царе Иоанне Грозном» (Приложение к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых
  19. Акафист святому царю-искупителю Николаю Второму
  20. Кураев А. Искушение, которое приходит «справа». М.: Издательский совет РПЦ, 2005. С. 67
  21. Воронежская епархия РПЦ МП обвинила участников группы «всенародного покаяния в грехе цареубийства» в коммерческих устремлениях
  22. Мученическая кончина императора является главным основанием для его канонизации
  23. Канонизацией царской семьи устранено одно из противоречий между Русской и Русской зарубежной церквями
  24. Князь Николай Романов приветствует решение о канонизации царской семьи
  25. Глава дома Романовых не приедет на акт канонизации Николая II
  26. Чудо мироточения иконы Царственных мучеников
  27. Великая святыня Православия
  28. Спустя 10 лет появились противоречивые данные о судьбе иконы царя-мученика Николая II, замироточившей в Москве 7 ноября 1998 года
  29. Патриарх Алексий: Отношение церкви к «Екатеринбургским останкам» остается неизменным
  30. ЖМП. 1998, № 4, стр. 10. В решении Священного Синода также, среди прочего, говорилось: «<…> В связи с этим Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно „екатеринбургских останков“ и исчезнут основания для смущения и противостояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения.»
  31. ДОКЛАД МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ЮВЕНАЛИЯ, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ, НА АРХИЕРЕЙСКОМ ЮБИЛЕЙНОМ СОБОРЕ

Переписав её в энциклопедическом стиле. Спасибо.

Канонизация царской семьи - канонизация Русской Православной Церковью последнего императора Николая Второго и членов его семьи, одно из наиболее неоднозначных деяний РПЦ за всю её историю, вызвавшее крайне отрицательную реакцию значительной части православных верующих, в том числе таких выдающихся деятелей РПЦ как митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн , А. И. Осипов и др. Николай II и члены его семьи были прославлены как страстотерпцы. При этом расстрелянные заодно с царской семьёй слуги канонизированы не были.

История прославления

В 1928 году Николай Второй и его семья были причислены к лику святых Катакомбной церкви.

В 1981 году император и его семья были прославлены группой епископов, «именующих себя Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей, не имеющей признания всей Православной Полноты в силу своей антиканоничности» (Из воззвания Архиерейского собора РПЦ, 1990), иначе говоря т. н. Русской Зарубежной Церковью.

В последнее десятилетие XX века в России рядом священнослужителей, симпатизирующих т. н. «Русской Зарубежной Церкви» была развёрнута компания по канонизации теперь уже и Русской Православной Церковью императора и его семьи, а также слуг. Против канонизации выступили многие видные представители РПЦ, в том числе митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв) . В результате Архиерейский Собор в 1997 году отказался канонизировать бывшего государя. По мнению одного из видных противников канонизации Николая II профессора Московской духовной академии А. И. Осипова нравственный облик и масштаб личности Николая II ни в коей мере не соответствовали таковым общецерковных святых подвижников.

Однако давление на РПЦ со стороны сторонников канонизации возрастало. В радикальных монархических и псевдоправославных кругах в отношении Николая II употребляется даже эпитет «искупитель». Это проявляется как в письменных обращениях, направлявшихся в Московскую патриархию при рассмотрении вопроса о канонизации царской семьи, так и в неканонических акафистах и молитвах: «О пречудный и преславный царю-искупителю Николае». Однако на собрании московского духовенства патриарх Алексий II однозначно высказался о недопустимости подобного, заявив что «если он увидит в каком-нибудь храме книги, в которых Николай II именуется Искупителем, то будет рассматривать настоятеля этого храма как проповедника ереси. У нас один Искупитель - Христос».

В соответствии с очередным решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 20 августа 2000 года Николай II, царица Александра Фёдоровна, цесаревич Алексeй, царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных.

Доводы против канонизации

  • Гибель императора Николая II и членов его семьи не была мученической смертью за Христа, а лишь политической репрессией.
  • Неудачная государственная и церковная политика императора, в том числе такие события как Ходынка , Кровавое Воскресенье и Ленский расстрел .
  • Крайне неоднозначная деятельность Григория Распутина .
  • Отречение миропомазанного царя от престола следует рассматривать как церковно-каноническое преступление, подобное отказу представителя церковной иерархии от священного сана.
  • «Религиозность царской четы при всей ее внешне традиционной православности носила отчетливо выраженный характер интерконфессионального мистицизма».
  • Активное движение за канонизацию царской семьи в 1990-е годы носило не духовный, а политический характер.
  • Профессор МДА А. И. Осипов : «Ни святой Патриарх Тихон, ни святой митрополит Петроградский Вениамин, ни святой митрополит Крутицкий Пётр, ни святой митрополит Серафим (Чичагов), ни святой архиепископ Фаддей, ни святой архиепископ Иларион (Троицкий), который, без сомнения, вскоре будет причислен к лику святых, ни другие ныне прославленные нашей Церковью иерархи, новомученики, знавшие значительно больше и лучше, чем мы теперь, личность бывшего Царя - никто из них ни разу не высказал мысли о нём, как святом страстотерпце (а в то время об этом ещё можно было заявить во весь голос)».
  • Вызывает глубокое недоумение и пропагандируемая некоторыми сторонниками канонизации ответственность за «тягчайший грех цареубийства, довлеющий над всеми народами России».

Давление на РПЦ со стороны сторонников канонизации в период между первым и вторым архиерейскими соборами

Вопрос о канонизации слуг

Наглядное сопоставление личности Николая II с личностями некоторых других прославленных РПЦ

Доводы за канонизацию в ином лике

Иудеи удовлетворены тем, что Царская семья Романовых возведена в сонм страстотерпцев, не мучеников, обратите внимание, а именно страстотерпцев. В чем разница? Чин мученика есть подвиг смерти за Христа от рук иноверных. Страстотерпцами признаются те, кто принял мучение от своих, единоверных христиан. По страстотерпческому чину канонизации получается, что Государь с Семьей умучены своими же единоверными христианами. Вот если бы Архиерейский Собор признал очевидное, что Царь умучен до смерти иноверцами, иудеями, тогда бы он был не страстотерпцем, а великомучеником. Вот чем удовлетворены евреи, вот что они имеют в виду, когда предъявляют Московской Патриархии ультиматум: «Очень важно, чтобы решение о канонизации в том виде, в каком оно было принято Собором, стало известно самому широкому кругу мирян и священнослужителей».

По единодушному мнению обозревателей, ключевым событием проходящего в Москве Архиерейского Собора Русской Церкви стал вопрос о канонизации последнего российского императора Николая II и его семьи. Именно этой теме последние несколько дней были посвящены главные сюжеты теленовостей и первые полосы газет и журналов. Драматичность ситуации усиливал тот факт, что до самого последнего момента не было известно, состоится ли канонизация царственных страстотерпцев или нет.

Определенные силы даже постарались оказать массированное информационное давление на Московскую Патриархию с целью воспрепятствовать канонизации. В своем докладе на открытии Собора, 13 августа, Святейший Патриарх намеренно устранился от какого-либо мнения по этому вопросу, сказав: «Не стал бы навязывать никому своего суждения по данной теме. Предлагаю особо тщательно обсудить ее и подумать о том, как передать этот непростой вопрос на волю Божию».

Вопрос о канонизации новомучеников решался на Архиерейском Соборе сегодня, 14 августа. В зале Храма Христа Спасителя, где выступал с докладом председатель Синодальной комиссии по канонизации митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, присутствовали одни архиереи. В 17 часов 20 минут нам сообщили из зала Соборов, что несколько минут назад окончательное положительное решение о канонизации принято. В прениях перед этим выступило около 60 архиереев, которые со слезами на глазах говорили о необходимости прославить царя-мученика и его семью. Некоторые сомнения высказал лишь один епископ из Западной Украины. Голосовали вставанием, и зал Церковных Соборов, полный стоящих архиереев, лучше всяких слов свидетельствовал о святости царственных страстотерпцев. Решение было принято единогласно.

На Соборе также было принято решение о канонизации 860 человек из огромного числа новомучеников и исповедников российских, пострадавших за Христа в ХХ веке. К Собору причислен и ряд местночтимых святых. Церковное торжество причисления к лику святых сонма новомучеников российских состоится в Храме Христа Спасителя во второй день Преображения Господня, 20 августа. После этого новопрославленным святым, в том числе страстотерпцам царю Николаю, царице Александре, цесаревичу Алексию, царевнам Ольге, Татьяне, Марии, Анастасии, будут составлены службы, написаны жития, благословлены иконы для общецерковного почитания. Причисление к лику святых означает, что Церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, как своим покровителям.

Деяние Собора, в частности, гласит: «В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры.»

До этого царственные мученики были прославлены как местночтимые святые в Екатеринбургской, Луганской, Брянской, Одесской и Тульчинской епархиях Русской Православной Церкви. Почитались они как святые и в Сербской Церкви. В церковном народе почитание Царской семьи, как отмечал в одном из своих докладов митрополит Ювеналий, было начато еще Святейшим Патриархом Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном императоре через три дня после екатеринбургского убийства «и продолжалось - несмотря на господствовавшую идеологию - на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории». В последние годы было зафиксировано множество чудес и исцелений по молитвам к царственным мученикам. В церковном народе распространялись портреты и даже иконы царской семьи, которые можно было видеть не только в домах, но и в храмах. Все это свидетельствовало о широком народном почитании царственных страстотерпцев, что и послужило одним из главных оснований для их прославления в лике святых. По церковным канонам, наличие мощей святого при его канонизации необязательно.

Православие 2000