Open
Close

Царь даниил. Великие предсказатели: Даниил пророк

В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими иудеями попал в плен к Вавилонянам. Даниил вместе с другими способными юношами попал в специальную школу по подготовке к службе при дворе Вавилонского царя.

Вместе с Даниилом в школе обучались три его близких друга: Азария, Мисаил и Анания. Вавилоняне были язычниками, однако, Даниил и его товарищи не изменили вере своих предков и категорически отказывались принимать языческую пищу. Они уговорили своего воспитателя выдавать им растительную простую пищу. Наставник согласился, но с условием, что через десять дней он проверит их самочувствие. В конце испытательного срока выяснилось, что все юноши чувствуют себя прекрасно и даже гораздо лучше, чем те ученики, которые употребляли в пищу мясо с царского стола.

По окончании учебы, Даниил вместе со своими друзьями стал служить при дворе царя Вавилонского, и получил звание придворного сановника.

Пророчества Даниила

Царю Навуходоносору приснился странный сон, в котором он увидел огромного и очень страшного истукана, сделанного из четырех металлов. Большой камень, скатившийся с горы, разбил истукана и превратился в великую гору. Даниил пророк сказал царю, что уродливый истукан – это четыре царства, где правят язычники, которые будут сменять друг друга, а камень – это Мессия. Образовавшаяся гора – вечное царство Мессии (Церковь).

Даниил служил при дворе во все время правления Навуходоносора и пяти его приемников. Во время царствования царя Валтасара, на стене появилась таинственная надпись: «Мене текел упарсин». Даниил пророк сумел расшифровать ее значение и предрек Валтасару конец Вавилонского царства. «Ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы» (Дан. 5, 25). Так и случилось. Мидийский царь Дарий покорил Вавилонское царство, а Валтасар был убит.

В годы правления Валтасара Даниил предсказал грядущее пришествие «Сына человеческого». Получается, что более чем за пятьсот лет, он предрек приход Иисуса Христа на Землю.

При императоре Дарии Даниил занял важный государственный пост, но завистливые языческие вельможи оклеветали его перед Дарием. Пророка Даниила бросили на съедение разъяренным львам, но Господь оставил своего пророка невредимым. Дарий разобрал дело клеветников, и приказал подвергнуть их подобной казни. Львы сразу же растерзали завистников.

Во время царствования Кира пророк Даниил также оставался при дворе. Предсказатель принял большое участие в создании закона об освобождении еврейского народа из плена. Даниил показал Киру предсказания пророка Исаии, который жил за двести лет до этого времени. Царь Кир был потрясен этим пророчеством и приказал построить храм в честь Бога Иеговы.

Известно, что пророк Даниил дожил до глубокой старости. Книга его пророчеств состоит из 14 глав.

В своих беседах с учениками Иисус Христос два раза ссылался на пророчества Даниила.

Святой пророк Даниил и три святых отрока Анания, Азария и Мисаил . За 600 лет до Р. Х. Иерусалим был завоеван царем вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен.

Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу - дар прозорливости и истолкования снов.

Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона.

Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение - огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока - Анания, Азария и Мисаил - были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опалят стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному.

При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись ("Мене, Такел, Фарес"), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства.

При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, "потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно".

Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих - тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: "Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие" (). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.

При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства - Царства Господа нашего Иисуса Христа (). Пророческое видение о семидесяти седминах () поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария - царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу.

Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству (память 9 июня) святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.

Иконописный подлинник

Русь. 1502.

Прор. Даниил (фрагмент иконы пророческого ряда). 1502 г. 62 х 101,5. Из пророческого ряда Ферапонтова монастыря. Кирилло-Белозерский музей (КБИАХМЗ).

Кириллов. 1497.

Прор. Даниил (фрагмент иконы пророческого ряда). 1497 г. 67 х 179. Из пророческого ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. ГТГ. Москва.

Византия. 1300 - 1320.

Прор. Даниил. Икона. Византия. 1300 - 1320 годы. 41 х 19. Монастырь Ватопед (Афон).

Афон. XIV.

Пророк Даниил. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в.

Афон. XV.

Прор. Даниил и три отрока. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

Афон. 1546.

Прор. Даниил. Феофан Критский и Симеон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.

Даниил (ивр. , Даниэль, др.-греч. , Даниил, араб. , Данияль) - библейский пророк (относящийся к так называемым «великим пророкам»).

Потомок знатного иудейского рода, подростком попал вместе с соплеменниками в вавилонский плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима. В Вавилоне он получил халдейское образование и был призван на службу при дворе. Согласно Библии, Даниил обладал от Бога даром понимать и толковать сны, чем и прославился при дворе Навуходоносора, а после падения Вавилона - при дворе Кира и Дария. Среди известных эпизодов истории Даниила - его чудесное спасение в львином рву и истолкование слов «мене, мене, текел, упарсин», начертанных таинственной рукой на стене во время Валтасарова пира.

При этом автор Книги Даниила демонстрирует довольно смутные знания о реалиях Нововавилонского царства, а его пророчества рассматривал как позднейшие ещё в III веке неоплатоник Порфирий. К настоящему времени сложился широкий научный консенсус вокруг утверждения, что Книга Даниила была создана существенно позже Вавилонского пленения (возможно, в Палестине во время Антиоха IV Епифана и Маккавеев ок. 170-164 годов до н. э.), являясь образцом возникшей в эллинистическую эпоху апокалиптической литературы, а существованию самого пророка не существует надёжных доказательств.

В Ветхом завете имя Даниил упоминается ещё несколько раз, в том числе в обращении книги пророка Иезекииля к тирскому царю: «ты премудрее Даниила» (28:3). При раскопках города Угарита была обнаружена поэма XIV века до н. э., главный герой которой - мудрый и справедливый судья, заступавшийся за вдов и сирот - носит имя Дани-Ил, отсылающее к почитанию им бога Эля/Ила.

Библейская Книга Даниила

Пять Царств Даниила и их толкование

Даниил объяснил Навуходоносору сон про истукана (Дан. 2:31), разбитого камнем, упавшим с горы (истукан - языческие царства, сменяющие друг друга, камень - Мессия, а гора - Вечное царство Божие) (см. Колосс на глиняных ногах).

Согласно Ефрему Сирину, златая глава - царство вавилонское. Серебряные грудь и руки - царство Мидян. Чрево и бедра медные - царство персидское. Голени железные - царство Александра Македонского. Ноги железные и глиняные - десять царей, восставших после Александра. Царство другое меньшее, то есть царство Мидян, восстанет и сокрушит царство вавилонское. Всею землею возобладает царство Кира царя персидского. Пальцы ног из железа и глины - десять царей, восставшие в царстве греческом, из которых одни крепки и сильны, как железо, а другие малы и бессильны. И хотя они вступят между собой в союзы, но, не будет у них единодушия и любви;

Иоанн Златоуст добавляет, что слова «смешаются через семя человеческое» (Дан. 2, 43), означают, что среди царей этих многие будут не царского рода.

«И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу» (Дан. 2, 45) - по толкованию Ефрема Сирина: «Царство сие не иудейскому народу дано будет. Хотя таинственно и предначертано было оно в Маккавеях, которые уничижили царство Греков; но в самой действительности исполнилось сие пророчество на Господе нашем». «Камень отторгнут был от горы не руками» (Дан. 2, 45) - это Господь наш, Который родился в уничижении и подобно камню отсечен от горы, то есть произошел от племени Авраамова. Также Ефрем пишет, что Гора означает и «святую Деву, от Которой отсечен камень без рук, то есть неискусобрачно».

ПРОРОК ДАНИИЛ

Вавилонский царь Навуходоносор приказал взять из плененного Иерусалима несколько красивых и понятливых мальчиков и научить их языку и книгам халдейским. Между отобранными были Даниил, Анания, Мисаил и Азария.

Назначил им царь Навуходоносор ежедневную пищу и вино со своего стола, но юноши решили не оскверняться царскими яствами и попросили, чтобы им давали только овощи и воду.

Поначалу не хотели пойти им навстречу, но когда попробовали для опыта питать их так, как они просили, увидели, что стали юноши здоровее и красивее тех, кто ел царскую пищу.

Потом юноши были представлены царю Навуходоносору, он нашел их мудрее многих и оставил при дворе.

Приснился раз царю Навуходоносору сон, который очень мучил его. Позвал он своих толкователей и мудрецов и говорит:

Был мне сон, не могу его рассказать, потому что слово от меня отступило. Растолкуйте мне этот сон.

Ничего не могли поведать халдейские мудрецы, и царь Навуходоносор приказал их всех жизни лишить.

Пророк Даниил

Услышал о том пророк Даниил и просил не убивать мудрецов:

Я открою значение сна.

Ввели Даниила к царю.

Бог открыл в твоем сне, что будет в последние дни твоего царствования, - сказал Даниил. - Приснился тебе истукан - огромный, блестящий. Голова золотая, грудь и руки - из чистого серебра, живот и бедра - из меди, голени - из железа, а ноги - отчасти железные, отчасти - глиняные. Сорвался камень с горы и разбил того истукана в прах, так что и следа не осталось от глины, железа, меди, серебра и золота. А камень сделался великой горой и наполнил собой всю землю. Вот сон, и вот толкование его: ты - царь, царь царей, ты - золотая голова. После тебя будет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всей землей. Четвертое царство будет крепко, как железо, и, как железо, все будет сокрушать. Потом будет царство частью крепкое, частью - хрупкое. И не сольются две части, как глине не дано смешаться с железом. Но во дни всех этих царств появится царство, которое разрушит все остальные, а само будет стоять вечно - об этом говорит камень, который сорвался с горы и сам стал горой.

Поклонился царь Навуходоносор пророку Даниилу, велел поднести ему дары и благовонные курения, и поставили Даниила над всей областью вавилонской и главным начальником всех вавилонских мудрецов.

ЗОЛОТОЙ ИСТУКАН

После того повелел царь Навуходоносор изготовить золотого истукана и всем людям своей страны поклониться ему по звуку трубы.

А кто ослушается и не поклонится, будет брошен в раскаленную печь, - провозгласил царь Навуходоносор.

Все народы повиновались ему, и только иудеи не поклонились.

Привели к царю трех мужей иудейских, Ананию, Мисаила и Азарию:

Вот эти не поклонились.

Разгневался царь Навуходоносор, приказал раскалить печь в семь раз сильней, чем обычно, так что воины, бросавшие в печь этих троих, погибли от жара.

И тут увидел Навуходоносор, что в печи не трое, а четверо - ходят они среди огня, и нет им вреда.

Разве не троих мы бросили в печь? - удивился Навуходоносор.

Троих, - отвечали ему. - Но четвертый подобен сыну Божию.

Выйдите из огня, - молвил царь Навуходоносор. - Велик ваш Бог, который вас спас.

Вышли Анания, Мисаил и Азария и были возвышены в стране вавилонской.

ПИР ВАЛТАСАРА

Царь Валтасар устроил пир для тысячи вельмож и пил вино перед глазами тысячи. И приказал он принести золотые и серебряные сосуды, которые отец его Навуходоносор взял из храма Иерусалимского.

Стали гости пить из этих сосудов и славить богов своих - золотых, серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.

В это время появилась кисть руки и стала писать на стене слова. Испугался царь Валтасар, задрожал, приказал привести мудрецов:

В пурпур облеку, золотую цепь дам, сделаю третьим человеком в царстве того, кто растолкует эти слова!

Но никто из мудрецов ничего не сказал Валтасару.

Не тревожься, царь, - молвила царица. - Позови Даниила - главу мудрецов и гадателей снов.

Пришел пророк Даниил и сказал:

На стене написано МЕНЕ, TEKEЛ, УПАРСИН. Вот значение этих слов:

МЕНЕ - исчислил Бог царство твое и положил конец ему.

TEKEЛ - ты взвешен на весах и найден очень легким.

УПАРСИН - разделено царство твое и дано мидянам и персам.

В ту же ночь Валтасар, царь халдейский, был убит, и царство принял Дарий Мидянин.

ПРОРОК ДАНИИЛ В ЯМЕ СО ЛЬВАМИ

Царь Дарий поставил над царством сто двадцать сатрапов, то есть наместников, а над ними трех князей, одним из которых был пророк Даниил.

Даниил был выше всех духом, и царь Дарий собирался поставить его над всем царством, но князья и сатрапы донесли царю, что Даниил поклоняется своему Богу, а за это полагалось бросить человека на съедение львам.

Не хотелось царю Дарию убивать Даниила, но указ был подписан его же рукой, а царское слово твердо. Сильно опечалился Дарий, оттягивал казнь до заката солнца, пока снова не приступили к нему сатрапы с князьями:

Знай, царь, что по закону мидян и персов никакое слово царя не может быть изменено.

Пророк Даниил в яме со львами

Бросили пророка Даниила ко львам, а царь Дарий пошел спать, но не уснул до утра. Утром побежал к яме и жалобным голосом окликнул Даниила:

Неужели не помог тебе твой Бог, Даниил?

Ничего мне не сделали львы, - ответил пророк.

Подняли его из ямы, а вместо него бросили львам тех, кто хотел его смерти. Они и до дна ямы не долетели, как были разорваны львами.

Высоко стоял Даниил и при Дарии и в царствовании Кира Персидского.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ВАВИЛОНСКОГО ПЛЕНЕНИЯ

Сразу же после воцарения своего царь персов Кир объявил словесно и письменно:

Пусть все иудеи идут в Иерусалим и строят дом Бога своего, а кто не пойдет, пусть поможет им серебром и золотом.

И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, священники и левиты, и пошли в Иерусалим. Их соседи помогли им дарами, а царь Кир отдал сосуды, взятые в свое время Навуходоносором из дома Господня в Иерусалиме.

Кир возвращает сосуды храма Иерусалимского

Иисус, сын Иоседеков, и Зоровавель, сын Салафиилов, соорудили жертвенник Богу, наняли каменотесов и плотников и на второй год по возвращении начали строительство. Местные жители всячески мешали им, пока царь Дарий не подтвердил решение царя Кира. В шестом году царствования Дария был построен храм Иерусалимский.

Однако стены города все еще не были восстановлены. Услышал о том Неемия, бывший в Сузах виночерпием у царя Артаксеркса, и так опечалился, что царь спросил:

Отчего печально твое лицо?

Как же мне не печалиться, - отвечал Неемия, - если город, дом гробов отцов моих, находится в запустении и ворота его сожжены огнем?

И отпустил царь Неемию в Иерусалим, чтобы обстроить город.

Пришел Неемия в Иерусалим и призвал народ на строительство стен.

Видите, в каком бедствии мы находимся? Пойдем построим стену Иерусалима и не будем впредь в таком унижении.

Но когда услышали о том местные жители, сказали:

Что делают эти жалкие иудеи? Неужели оживят они свои камни?

Когда стена была уже наполовину готова, местные жители сговорились пойти войной на Иерусалим и разрушить его. Тогда пришлось иудеям разделиться: одни строили, а другие охраняли строящих. Во все дни строительства даже ночью никто не снимал с себя одеяния своего, у каждого под рукой был меч и вода.

И построена была стена в пятьдесят два дня.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Пророк Даниил. Другим великим пророком, жившим во время вавилонского плена и поддерживавшим веру в Истинного Бога среди иудейского народа, был Даниил, который происходил из царского рода и еще мальчиком отведен был в вавилонский плен. В плену, по желанию царя

Из книги Ветхий Завет. Курс лекций. Часть I автора Соколов Николай Кириллович

Пророк Даниил Плен, разрушение Иерусалима и Храма и другие испытания, которые выпали на долю Израиля, духовно укрепили его и приблизили его к поре духовной зрелости. Он уже не может и не желает быть обломком, носимым по морю житейскому без смысла, надежды и целей, а

Из книги Введение в Ветхий Завет. Конспект лекций автора Шихляров Лев

7.7. Пророк Даниил. II в. до Р. Х. стал для Израиля тяжелейшим временем. Палестина была завоевана Сирией (Антиохией). Евреи впервые в своей истории столкнулись с полным запретом на исповедание веры в своего Бога и принесение жертв под страхом смертной казни. Сирийский царь

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Пророк Даниил. Даниил 5:5–8, 13, 16–17, 25-30 В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своём; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Пророк Даниил Пророк Даниил происходил из царского рода. Он еще мальчиком отведен был в вавилонский плен. В плену, по желанию царя Навуходоносора, Даниил был избран с некоторыми другими пленными мальчиками из лучших иудейских семейств, для служения при царском дворе.

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Пророк Даниил во рве львином (Дан., гл. 6) 16Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!18Затем царь пошел в свой дворец, лег спать без ужина, и даже не велел вносить к нему

Из книги Введение в Ветхий Завет автора Шихляров Лев Константинович

7.7. Пророк Даниил II в. до Р. Х. стал для Израиля тяжелейшим временем. Палестина была завоевана Сирией (Антиохией). Евреи впервые в своей истории столкнулись с полным запретом на исповедание веры в своего Бога и принесение жертв под страхом смертной казни. Сирийский царь

Из книги Библейские легенды. Легенды из Ветхого Завета. автора Автор неизвестен

Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестен

ПРОРОК ДАНИИЛ Вавилонский царь Навуходоносор приказал взять из плененного Иерусалима несколько красивых и понятливых мальчиков и научить их языку и книгам халдейским. Между отобранными были Даниил, Анания, Мисаил и Азария.Назначил им царь Навуходоносор ежедневную пищу

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Плен иудеев. Пророк Даниил Царь Вавилонский Навуходоносор завоевал израильское царство. Он увёл в плен множество израильтян, а самых знатных и красивых мальчиков взял в свой дворец.Ежедневно этим детям приносили очень вкусные кушанья и вино от царского стола. Но так как

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Пророк Даниил Царь вавилонский Навуходоносор покорил иудейское царство.Самых знатных и красивых мальчиков он взял себе во дворец. С ними хорошо обращались, и каждый день с царского стола приносили им вкусные кушанья и вино.Но так как закон Божий запрещал им есть эти

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Пророк Даниил Другим великим пророком, жившим во время вавилонского плена и поддерживавшим веру в Истинного Бога среди иудейского народа, был Даниил, который происходил из царского рода и еще мальчиком отведен был в вавилонский плен. По желанию царя Навуходоносора

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

ПЛЕН ИУДЕЕВ. ПРОРОК ДАНИИЛ Много лет прошло с тех пор. Евреи стали постепенно забывать истинного Бога и поклоняться ложным богам. Господь посылал к Своему народу многих пророков, чтобы они обратили евреев к покаянию, и долго терпеливо ждал. Но Израиль и Иудея не слушали

Из книги Библейские рассказы для детей с иллюстрациями. Ветхий Завет автора Воздвиженский П. Н.

ПЛЕН ИУДЕЕВ. ПРОРОК ДАНИИЛ Царь вавилонский Навуходоносор завоевал израильское царство Он увел в плен множество израильтян, а самых знатных и красивых мальчиков взял в свой дворец.Ежедневно этим детям приносили очень вкусные кушанья и вино от царского стола. Но так как

Из книги Читаем Пророческие книги Ветхого Завета автора Михалицын Павел Евгеньевич

Пророк Даниил во рву львином Последний исторический эпизод книги пророка Даниила связан уже с Персидской державой и Дарием Мидянином. Даниил был поставлен одним из трех князей, управляющих сатрапами, на максимально возможно высокой ступеньке государственной лестницы.

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

20. Даниил – пророк изгнания Плен и верность Исайя предупреждал свой народ о возможной катастрофе, Иеремия свидетельствовал о ней и оплакивал участь пострадавших, Иезекииль вселял надежды на возрождение, когда Храм и Иерусалим были разрушены, а большая часть народа

За 600 лет до Р. X. Иеру-са-лим был за-во-е-ван ца-рем ва-ви-лон-ским; храм, воз-двиг-ну-тый Со-ло-мо-ном, был раз-ру-шен, а мно-же-ство на-ро-да из-ра-иль-ско-го от-ве-де-но в плен. Сре-ди плен-ни-ков на-хо-ди-лись знат-ные юно-ши Да-ни-ил, Ана-ния, Аза-рия и Ми-са-ил. Царь Ва-ви-ло-на На-ву-хо-до-но-сор рас-по-ря-дил-ся обу-чить их хал-дей-ской пре-муд-ро-сти, вос-пи-тать в рос-ко-ши, при сво-ем дво-ре. Но они, хра-ня за-по-ве-ди сво-ей ве-ры, от-ка-зы-ва-лись от из-ли-шеств и ве-ли стро-гий об-раз жиз-ни; пи-та-лись они толь-ко ово-ща-ми и во-дой. Гос-подь да-ро-вал им муд-рость, а свя-то-му Да-ни-и-лу - дар про-зор-ли-во-сти и ис-тол-ко-ва-ния снов. Свя-той про-рок Да-ни-ил, свя-то хра-ня ве-ру в Еди-но-го Бо-га и упо-вая на Его все-силь-ную по-мощь, муд-ро-стью сво-ей пре-взо-шел всех хал-дей-ских звез-до-че-тов и волх-вов и был при-бли-жен к ца-рю На-ву-хо-до-но-со-ру. Од-на-жды На-ву-хо-до-но-сор уви-дел стран-ный сон, по-ра-зив-ший его, но, проснув-шись, он за-был ви-ден-ное. Ва-ви-лон-ские муд-ре-цы ока-за-лись бес-силь-ны узнать, что при-сни-лось ца-рю. То-гда свя-той про-рок Да-ни-ил про-сла-вил пе-ред все-ми си-лу ис-тин-но-го Бо-га, от-крыв-ше-го ему не толь-ко со-дер-жа-ние сна, но и его про-ро-че-ское зна-че-ние. По-сле это-го Да-ни-ил был воз-ве-ден ца-рем в сан на-чаль-ни-ка Ва-ви-ло-на. Вско-ре царь На-ву-хо-до-но-сор по-ве-лел воз-двиг-нуть свое изо-бра-же-ние - огром-ную ста-тую, ко-то-рой над-ле-жа-ло воз-да-вать бо-же-ские по-че-сти. За от-каз сде-лать это три от-ро-ка - Ана-ния, Аза-рия и Ми-са-ил - бы-ли вверг-ну-ты в пы-ла-ю-щую печь. Пла-мя под-ни-ма-лось над пе-чью на 49 лок-тей, опа-ляя сто-я-щих ря-дом хал-де-ев, а свя-тые от-ро-ки хо-ди-ли по-сре-ди пла-ме-ни, воз-но-ся мо-лит-ву Гос-по-ду и вос-пе-вая Его (). Ан-гел Гос-по-день, явив-шись, охла-дил пла-мя, и от-ро-ки оста-лись невре-ди-мы. Царь, уви-дев это, по-ве-лел им вый-ти и об-ра-тил-ся к Бо-гу ис-тин-но-му. При ца-ре Вал-та-са-ре свя-той Да-ни-ил ис-тол-ко-вал та-ин-ствен-ную над-пись («Мене, Та-кел, Фа-рес»), по-явив-шу-ю-ся на стене двор-ца во вре-мя пи-ра, пред-ве-щав-шую па-де-ние Ва-ви-лон-ско-го цар-ства. При пер-сид-ском ца-ре Да-рии свя-той Да-ни-ил по на-ве-там сво-их вра-гов был бро-шен в ров с го-лод-ны-ми льва-ми, но они не тро-ну-ли его, и он остал-ся невре-дим. Царь Да-рий воз-ра-до-вал-ся о Да-ни-и-ле и по-ве-лел во всем сво-ем цар-стве по-кло-нять-ся Бо-гу Да-ни-и-ло-ву, «по-то-му что Он есть Бог Жи-вый и Прис-но-су-щий, и цар-ство Его несо-кру-ши-мо, и вла-ды-че-ство Его бес-ко-неч-но». Свя-той про-рок Да-ни-ил глу-бо-ко скор-бел о сво-ем на-ро-де, пре-тер-пе-ва-ю-щем спра-вед-ли-вую ка-ру за мно-же-ство гре-хов и без-за-ко-ний, за пре-ступ-ле-ние за-по-ве-дей Бо-жи-их - тяж-кий плен ва-ви-лон-ский и ра-зо-ре-ние Иеру-са-ли-ма: «При-к-ло-ни, Бо-же мой, ухо Твое и услы-ши, от-крой очи Твои и воз-зри на опу-сто-ше-ния на-ши и на го-род, на ко-то-ром на-ре-че-но Имя Твое; ибо мы по-вер-га-ем мо-ле-ния на-ши пред То-бою, упо-вая не на пра-вед-ность на-шу, но на Твое ве-ли-кое ми-ло-сер-дие» (). Свя-то-му про-ро-ку, пра-вед-ной жиз-нью и мо-лит-вой ис-ку-пав-ше-му без-за-ко-ния сво-е-го на-ро-да, бы-ла от-кры-та судь-ба на-ро-да Из-ра-и-ля и судь-бы все-го ми-ра.

При ис-тол-ко-ва-нии сна ца-ря На-ву-хо-до-но-со-ра про-рок Да-ни-ил воз-ве-стил о сме-ня-ю-щих друг дру-га цар-ствах и ве-ли-чии по-след-не-го Цар-ства - Цар-ства Гос-по-да на-ше-го Иису-са Хри-ста (). Про-ро-че-ское ви-де-ние о се-ми-де-ся-ти сед-ми-нах () по-ве-да-ло ми-ру зна-ме-ния Пер-во-го и Вто-ро-го при-ше-ствий Гос-по-да Иису-са Хри-ста и свя-зан-ных с ни-ми со-бы-тий (). Свя-той Да-ни-ил хо-да-тай-ство-вал за свой на-род пе-ред пре-ем-ни-ком Да-рия - ца-рем Ки-ром, ко-то-рый весь-ма его це-нил, и объ-явил плен-ни-кам сво-бо-ду. Сам же Да-ни-ил и дру-зья его Ана-ния, Аза-рия и Ми-са-ил до-жи-ли до глу-бо-кой ста-ро-сти и скон-ча-лись в пле-ну. Со-глас-но же сви-де-тель-ству свя-ти-те-ля , свя-тые Ана-ния, Аза-рия и Ми-са-ил бы-ли обез-глав-ле-ны по по-ве-ле-нию пер-сид-ско-го ца-ря Кам-би-за.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.