Open
Close

Брак в Кане Галилейской и ритуальный «священный брак» в Вифании как этапы восхождения Иисуса Христа к небесной славе. Библия, изложенная для семейного чтения

Первое чудо в Кане Галилейской

На третий день после встречи с Нафанаилом, Христос с первыми пятью учениками подошел к Кане Галилейской. Это был небольшой городок, расположенный примерно в двух часах ходьбы от Назарета.

В это время в Кане у одних небогатых людей, вероятно, родственников Пресвятой Девы Марии, праздновалась свадьба. Христос с учениками тоже был приглашен на свадебный пир. Торжество бракосочетания на Востоке сопровождалось большой пышностью и длилось иногда несколько дней. Во время этого торжества, когда люди беззаботно веселились, к великому стыду и огорчению хозяев, кончилось вино. Такой случай, ввиду особенностей восточного гостеприимства, был настоящей бедой.

Желая помочь устроителям пира выйти из затруднительного положения, Пресвятая Богородица подошла к Христу и сказала Ему о беде новобрачных. На просьбу Матери Христос ответил: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой » (Ин. 2.4). Из этого ответа Святая Дева поняла, что еще не пришло время, чтобы Ее сын проявил Свою Божественную силу, но Она знала любовь Христа к людям и была уверена, что Он непременно поможет нуждающимся, поэтому сказала слугам: «Что скажет Он вам, то сделайте » (Ин. 2.5).

Христос не мог отказать Матери, поэтому повелел налить воды в большие каменные сосуды, а затем, почерпнув из них, отнести к распорядителю пира. Когда же распорядитель отведал воды, которая по слову Христа превратилась в превосходное вино, то, подозвав к себе жениха, сказал ему: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе » (Ин. 2.10).

Так, по просьбе Своей Матери, Заступницы рода человеческого, Господь совершил первое чудо и явил славу Свою. Ученики, ставшие свидетелями чуда, утвердились в вере в Него как Мессию. С этого времени Спаситель неоднократно помогал людям, исцеляя болезни, помогая в бедствиях, воскрешая мертвых. Все чудеса Спасителя свидетельствовали о Нем, как о Сыне Божием.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

БРАК В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ. Выйдя из пустыни и не имея, как уже сказано, никакой известности, Иисус между тем быстро нашел двух учеников, ставших его верными последователями и первыми апостолами. Можно сказать, что они как бы достались ему от Иоанна Крестителя, поскольку

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Первое чудо в Кане Галилейской. Ин. 2: 1-11 Галилея, которую Христос избрал для проповеди, была мало похожа на выжженную солнцем каменистую Иудею; в те времена она представляла собой цветущий край. Проходя по Галилее, повсюду можно было видеть колосившиеся хлеба, обширные

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Кто был женихом на свадьбе в Кане Галилейской? Об этой свадьбе упоминается лишь в Евангелии от Иоанна (2:1-11), который утверждает, что мать Иисуса «была там», и был «также зван Иисус и ученики Его». Когда выяснилось, что не хватает вина, мать Иисуса сообщила об этом сыну, а

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Брак в Кане Галилейской (Иоан., гл. 2) На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2Был также зван Иисус и ученики Его на брак. 3И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. 4Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Брак в Кане Галилейской. Евангелие от Иоанна 2:1-11 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Первое чудо на браке в Кане Галилейской (Иоан. 2:1-12). О первом чуде, которое совершил Иисус Христос (превращении воды в вино на свадьбе, или «браке», в Кане Галилейской), повествует только один Евангелист - Иоанн. Это произошло на третий день после выхода Его в Галилею с

Из книги Евангельские рассказы для детей автора Кучерская Майя

Брак в Кане Галилейской Друзья позвали Иисуса, Его учеников и Деву Марию на свадьбу. Пир шел уже несколько дней. Музыканты играли на арфах и свирелях и били в бубны. Гости танцевали и громко пели. Невеста была прекрасна, и жених не сводил с нее глаз.Как вдруг жениху тихонько

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Глава 2 1. Чудо на браке в Кане Галилейской 1. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. Шел третий день после того дня, в который Христос призвал Филиппа (1:43). Этот день Христос уже проводил в Кане

Из книги Мария Магдалина. Тайная супруга Иисуса Христа автора Бенуа Софья

1. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. Шел третий день после того дня, в который Христос призвал Филиппа (1:43). Этот день Христос уже проводил в Кане Галилейской, куда Он пришел, вероятно, потому, что

Из книги Обряд венчания в церкви автора Мельников Илья

11. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. Так положил Иисус начало чудесам... По наиболее авторитетным кодексам, этому месту надо дать такой перевод: "это (??????) сделал Иисус как начало (?????) знамений (?. ???????)".

Из книги Библейские предания. Новый завет автора Крылов Г. А.

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Брак в Кане Галилейской. Первое чудо Иисуса Христа (Ио. 2, 1 – 11) Вскоре после того, как Иисус Христс начал проповедовать людям, случилось Ему прийти в маленький городок Кану – в Галилее. В этот день, в городке праздновали свадьбу, и Иисуса с учениками и Матерь Его пригласили

Из книги автора

Брак в Кане Галилейской А вскоре в городе Кана в Галилее был брачный пир, на который пригласили Иисуса и мать его Марию. Приглашены были и ученики Иисуса. И когда кончилось вино, Мария сказала об этом Иисусу. Иисус же ответил, что не пришло еще Его время. Но Мария сказала

Из книги автора

V Свидетельство Иоанна Предтечи о себе и об Иисусе Христе. Первые последователи Иисуса Христа. Первое чудо Христа на браке в городе Кане Молва о крещении Иоанном неизвестного галилеянина, сопровождавшемся необычайными знамениями, немало встревожила даже верховный совет

    Брак в Кане Галилейской библейский сюжет о первом чуде, совершённом Иисусом Христом во время брачного пира в городе Кане, недалеко от Назарета. Существует несколько картин: «Брак в Кане Галилейской» картина Босха, 1475 1480 гг.… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Брак в Кане Галилейской (картина) … Википедия

    БРАК - общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы Б.: моногамный (Б. одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) … Православная энциклопедия

    Брак - Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого… … Православие. Словарь-справочник

    БОГОРОДИЦА - [Греч. Θεοτόκος], Дева Мария, родившая Иисуса Христа. Житие Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Свящ. Писании Нового Завета, не являются достаточно подробными. Здесь присутствуют лишь несколько эпизодов, связанных с именем и личностью… … Православная энциклопедия

    ВЕНЧАНИЕ БРАКА - [греч. στεφάνωμα (τοῦ γάμου)], основная часть чина церковного благословения брака в правосл. Церкви и у нехалкидонитов. В античной и эллинистической Греции был широко распространен обычай украшать дом, где проходило брачное торжество, цветами, а… … Православная энциклопедия

    Паоло Веронезе … Википедия

    Известное из Библии поселение в Галилее, где был Брак в Кане Галилейской и где Иисус совершил своё первое чудо: претворение воды в вино. Упоминания в Библии … Википедия

    АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Богослужебная традиция Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Формирование арм. богослужения в III IV вв. происходило под влиянием в первую очередь греч. (через Каппадокию) и сир. (через Эдессу и Осроену) традиций (Taft. The Armenian. P. 176 179).… … Православная энциклопедия

«Будьте готовы...»

Предсказывая, в беседах с учениками и народом, грядущий Суд Божий и пришествие Сына Человеческого «во славе» (то есть в качестве Бога), Иисус настойчиво подчеркивает: час Божиего суда неизвестен, поэтому нужно постоянно соблюдать заповеди. Эту мысль он доходчивости ради излагает в Притче о верном и неверном рабе:

«Господь сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк 12:42–48).

В другой раз Христос высказался так: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк 12:35–40. См. также Притчу о десяти девах).

Прим.: «стража» - время между сменами караула; «тать» - вор, разбойник, грабитель.

Фраз.: «кому много дано, с того много и спросится (взыщется)»; «препоясать чресла» - привести себя в полную боевую готовность в буквальном и переносном смысле: собраться с силами, подготовиться (к серьезному шагу, путешествию и т. п.); «подкрасться, яко тать в нощи» - незаметно, бесшумно; в современной речи обычно употребляется в шутливом контексте.

«Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Напутствие Иисуса Христа Двенадцати апостолам (Мф 10:16).

В этой емкой формуле, вобравшей в себя многовековой опыт человечества, одинаково важны обе ее части. О сплаве мудрости и простоты говорил еще царь Соломон: «Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его, ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему. Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных. В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды. Человеколюбивый дух - премудрость, но не оставит безнаказанным богохульствующего устами, потому что Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его, и слышатель языка его» (ПремСол 1:1–6).

Но и простота без мудрости - «хуже воровства», как гласит русская народная пословица. Заступничество наивного идеалиста, такого, как Дон Кихот из одноименного романа М. Сервантеса или князь Мышкин из романа Ф. М. Достоевского «Идиот», способно обернуться для жертвы несправедливости новыми несчастьями.

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Согласно христианскому вероучению, смысл человеческой жизни - не в достижении тех или иных внешних целей (богатство, власть, высокое положение), а в стремлении к нравственному совершенству.

Бог раскрывается в человеке в процессе его движения к Полноте Совершенства, возникающего за порогом гибели всего конечного и преходящего. Ему противостоят дьявол и бесы, искажающие видение Совершенного Начала.

Отвечая на вопрос богатого юноши, что нужно делать, чтобы наследовать вечную жизнь, Иисус Христос отвечает: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной» (Мф 19:17–21).

Изреч.: «Хочешь быть совершенным, продай имение твое и раздай нищим».

Цит.: М. Горький, «В совершенствовании человека - смысл жизни».

Выйдя из пустыни и не имея, как уже сказано, никакой известности, Иисус между тем быстро нашел двух учеников, ставших его верными последователями и первыми апостолами. Можно сказать, что они как бы достались ему от Иоанна Крестителя, поскольку именно он повелел Андрею и Симону следовать за Христом. Иисус, судя по некоторым деталям, излагаемым евангелистом Матфеем, ничего не знал о таком повелении, но вышло так, что, проходя по берегу Галилейского озера, по тропинке, огибающей мыс Гаттин и выходящей затем на дорогу к Капернауму, он заметил двух рыбаков. Что-то подсказало ему остановиться, чтобы посмотреть, как они вытягивают в лодку тяжелую сеть с бьющейся в ней рыбой. Оказалось, то были два брата - Андрей и Симон. Он их не знал, но им-то, со слов Иоанна Крестителя, было хорошо известно, что подошедший к ним странник и есть тот самый Иисус, за которым и надлежало им следовать. Внутренне братья были подготовлены к такому служению. Этим и объясняется, почему на слова Христа:

«…идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Матф. 4: 19) - они тотчас встали, оставили свои сети и последовали за ним.

Поскольку Андрей оказался первым, к кому обратился Христос, глядя, как они вытаскивают сети, то с тех пор он вошел в историю христианства под именем Андрея Первозванного.

Иисус Христос и рыбаки

Следуя дальше по берегу озера и уже приближаясь к Капернауму, они встретили еще двух братьев - Иакова и Иоанна, которые тоже - вместе со своим отцом Зеведеем - тащили сеть. И эти братья, оставив отца, ушли вместе с Иисусом, Андреем и Симоном. Так их стало пятеро.

Они стали путешествовать по Галилее, всюду проповедуя то, что слышали от Иоанна, но Иисус каждый раз в своих проповедях развивал Иоанновы слова применительно к каждому отдельному случаю, местности или событию. Его проповеди, имея общий смысл, всегда отталкивались от конкретного случая, что, по-видимому, вместе с заразительностью речи придавало им большую убедительность, особенно в глазах простого люда, не всегда разбиравшегося в сложных речесплетениях фарисеев, затейливо и отвлеченно толковавших Моисеевы наставления в своих синагогах.

Иисус и его ученики не пренебрегали синагогами, хотя чаще всего предпочитали собирать вокруг себя слушателей на свежем воздухе - на площадях, улицах и даже на базарах. Его апостолы - Андрей, Симон, Иаков и Иоанн - были, скорее всего, людьми малограмотными, простыми рыбаками; по-настоящему образованным среди них был лишь Иисус, но и его образованность, по-видимому, нельзя преувеличивать, помня, что он вышел из захолустного Назарета, не славившегося ни культурой, ни ученостью. Своего образования Иисус достиг собственным самостоятельным трудом: недаром двенадцатилетним мальчиком он, как мы помним, удивил иерусалимских раввинов званием священных текстов. Хорошо зная Писание, он, следовательно, обладал и необходимым культурно-историческим и философским багажом. Мы неоднократно увидим, знакомясь с дальнейшей жизнью Христа, что он постоянно использовал Ветхий завет, но брал из него, главным образом, общечеловеческое содержание. Его революционная роль состояла именно в том, что он вышел за ограниченные и жестокие пределы Моисеевых законов, став на защиту человечности в человеке, а среди всех сословий предпочтя наибеднейшее.

Слава Иисуса и его учеников множилась. Судя по евангелиям, люди шли к нему не только послушать проповедь, предрекавшую будущее равенство людей, воздаяние бедным и т. д., но и за исцелением от болезней.

Иисус Христос с учениками в Галилее

«И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.
(Матф. 4: 24-25).
И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия (Десятиградие - страна к востоку от Иордана, включавшая в себя десять городов: Дамаск, Филадельфию, Рафапу, Скифополь, Гадару, Иппон, Дион, Пеллу, Геласу и Канафу. Это был союз свободных эллинистических городов, прекративших свое существование в начале II века н. э., когда некоторые из них отошли к Аравии.), и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана»

Увеличивалось и число учеников Иисуса. Сначала появился Филипп, который привел за собой Нафанаила. Интересно, что Нафанаил не сразу поверил Филиппу - ему казалось, что пророка из Назарета, города, пользовавшегося нехорошей славой, просто не может быть.

В один из дней пришли они в Кану, маленький городок в полутора часах ходьбы от Назарета. Иисус знал, что его мать находилась уже там, будучи приглашенной на свадьбу. Возможно, впрочем, что Иисус с учениками побывали сначала в Назарете и приглашение получила не только его мать, но и он сам со своими учениками. Но они пришли в Кану намного позже матери, когда свадьба, обычно продолжавшаяся, по еврейским обычаям, семь дней, уже давно перешла свой зенит. Этим, конечно, и объясняются первые же слова Марии, обращенные к Иисусу: «Вина нет у них».

Иисус на эти слова ответил загадочно: «Еще не пришел час Мой».

По-видимому, мать Иисуса, а скорее всего, и все остальные гости были уже наслышаны о его чудесах и проповедях.

Странные слова Иисуса, судя по тексту евангелиста Иоанна, никого не удивили - они, скорее, вызвали любопытство.

«Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры (Мера - 4 ведра. В шести сосудах-водоносах, стоявших во дворе, находилось до 60 ведер воды.).

Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха.

И говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Иоан. 2:5-11).

Эпизод в Кане Галилейской много раз комментировался и библеистами и, в особенности, богословами. Ведь в нем есть, по крайней мере, два знаменательных момента. Читатели не могли, например, не заметить, с какой видимой неохотой собирается Христос совершить свое чудо по превращению воды в вино. Обратим снова внимание на начало этой небольшой сценки. Мать говорит Иисусу: «Вина у них нет». А Иисус ей отвечает: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой». По-видимому, Мария уже слышала, что знаменитый Иоанн Креститель предрекал ее сыну будущность чудотворца. Но Иисус явно не хочет свершать именно чудес: он даже обращается к ней полуофициально, полуторжественно, но отчасти - в данной ситуации - и отчужденно: «жено», что значит «жена», или «женщина». Христос всегда требовал от своих учеников и от слушателей веры самой по себе, без всяких видимых и, так сказать, материальных и грубых ее доказательств. Он предпочитал доказывать свою силу, главным образом, исцелением больных и страждущих: слепых, хромых, бесноватых. И всегда избегал чуда как такового, возможно видя в подобных действиях что-то от фокуса или шарлатанства, то есть рассчитанного на чисто внешний успех. И все же, как видим, хотя и с неохотой, но он совершил чудо с превращением воды, явно пойдя здесь на уступку небогатым хозяевам дома, чувствовавшим неловкость из-за нехватки вина, так как они явно не рассчитывали на приход сына Марии, приведшего с собой несколько учеников.

Рассказ евангелистов о браке в Кане Галилейской интересен также и другим мотивом, прошедшим через все четыре жизнеописания Христа. Дело в том, что Иисус, как мы увидели в этой сценке, не чужд обычным земным радостям. Он не гнушается превратить воду в вино, чтобы пиршественное застолье в небогатой семье, куда он попал, могло завершиться так же празднично, каким оно было вначале, когда вина было еще вдоволь и все гости были довольны.

Эта сторона личности Христа обычно не подчеркивалась, но она, несомненно, отразилась в христианстве, считающем самую жизнь священным даром небес. Даже мрачное и аскетичное средневековье не могло до конца истребить этой празднично-торжествующей ноты прославления жизни и всего сущего на земле: вспомним хотя бы Франциска Ассизского, стоящего в самом начале темных средневековых столетий, - его радостная жаворонковая песнь, преодолев весь ужас инквизиции и духовного террора, невредимой дошла до праздничного и жизнелюбивого Возрождения.

Очевидно, Павел тоже отошел от иудейских стандартов и допустил отход от Закона Моисея, предписывающего жениться каждому мужчине. Но при этом оставаться безбрачным Павел рекомендует «по моему совету» (1 Кор. 7:40), т. е. не по образцу, который он мог бы увидеть в лице Господа Иисуса.

В четвертом Евангелии есть еще два места, имеющих непосредственное отношение к делу. Это брак в Кане Галилейской и помазание в Вифании – тоже своего рода «брак».

О свадьбе в Кане сообщается только в «иоанновском» материале, остальные евангелисты почему-то скрывают этот факт, несмотря на ошеломляющее чудо превращения воды в вино. И не просто чудо – а «начало знамениям», через которое Иисус «явил славу свою». Сам эпизод является, видимо, частью подлинного первоначального «слоя» четвертого Евангелия, будучи свидетельством непосредственно автора. Если верна гипотеза, что им была Магдалина, то хорошо объяснимо, почему только в её Евангелии сохранилось описание брака и чуда превращения воды в вино. Прочие евангелисты предпочли совсем не упомянуть об этом. И это очень странно, если событие было подлинным. Какие-то личные мотивы помешали им включить рассказ о браке в Кане в свои Евангелия. Тут может быть только одно правдоподобное объяснение: эта свадьба была как-то связана с Иисусом и вообще с женской тематикой, что и вызывало неприятие у церковной партии «антифеминистов». Самым логичным объяснением было бы предположение, что брак в Кане являлся свадьбой самого Иисуса с его невестой – Марией Магдалиной. Уже то, что в канонической версии не говорится, чьим был этот брак, наводит на размышления. Ведь ничто не мешало очевидцу назвать имя жениха (для четвертого Евангелия вообще характерны подробности с указанием имен действующих лиц и названий мест в разных эпизодах, причем там, где синоптики хранят о них молчание).

Фальсификация так и осталась бы незамеченной, если бы не одно «но»… То, как описывается брак, заставляет признать, что Иисус и его мать являлись принимающей стороной торжества, поскольку они оба отдают приказания и распоряжения слугам, чего в чужом доме на чужой свадьбе не могло быть, если бы они были обычными приглашенными гостями. Иисус распоряжается наполнить водой кувшины, а затем почерпнуть из них в кубок и отнести на пробу «архитриклину» (Ин. 2:8). Тот, испробовав вино, но не зная, откуда оно появилось, «зовет жениха», т. е. самого Иисуса, который приказал слугам отнести его распорядителю, и удивляется, почему он «хорошее вино сберег доселе».

Но по понятным причинам в последующие редакции были внесены определенные изменения, в результате которых Иисус и его мать превращаются в простых гостей брака, а имя Магдалины не упоминается вовсе (хотя, быть может, она сама предпочла о себе не говорить в данном случае открыто). Присутствие матери хорошо объясняется тем, что, во-первых, дом в Кане мог быть их семейным владением (у многих авторитетных библеистов Назарет как место жительства святой семьи вызывает обоснованный скепсис); ну и присутствие на свадьбе матери жениха, а также учеников как вероятных свидетелей (а их, насколько известно, выбирают из друзей, ср. Ин. 15:14, 3:29), тоже, соответственно, объяснимо. В других случаях мать уже не появляется вплоть до распятия, т. е. она присутствует в двух ключевых моментах жизни своего Сына, к которым следует прибавить также и третий (по синоптикам) – рождество.

Реконструкция Ин. 2:1-2 будет выглядеть примерно так:

«И была свадьба Иисуса в Кане Галилейской, и там была Его мать; позваны были на свадьбу и Его ученики».

Я не исключаю, что брак в Кане мог быть «закрытым» торжеством, только для посвященных, в котором участвовали ближайшие родственники семьи, домашние слуги и ученики Иисуса, но не было никаких посторонних гостей, а само событие широко не разглашалось. Это могло быть связано скорее всего с опасениями за судьбу тех, кто был особенно близок к человеку, которого готовили к служению «священного царя», и прежде всего это касалось его возлюбленной «невесты», которая, как мы убедимся, в мистерии мессианского посвящения играла ключевую роль. М. Старбёрд считает, что этот «брак хранился в глубокой тайне, чтобы защитить Иисуса, Марию и их (вероятных) потомков от преследования римлян» . Возможно, в этом заключалась причина, почему описание брака оказалось настолько закомуфлированным, что из него практически невозможно понять, кто именно был женихом и невестой, и почему о нем умолчали другие евангелисты.

Брак этот в то же время не был обычным, на нем получили своё воплощение древние «языческие» таинства. На браке в Кане Иисус повторил чудо Диониса, по мановению руки которого вода превращалась в крепкое вино . Дионис превращает воду в вино во время своего брака с Ариадной . То же знамение обращения крови в вино часто сопровождало и культ Диониса. Жрицы gerairai («почтенные»), во время праздника Анфестерий игравшие роль спутниц Диониса Менад, имели власть обращать воду в вино в день «открытия бочек», а старшую из них отдавали в жены «богу» в ритуале «священного брака». Вино, которое пили вакханки, признавалось кровью растерзанного Диониса. Считалось, что в Теосе на празднике в честь Диониса вода источника превращалась в вино, а в Элисе три чаши, оставленные с вечера пустыми в наглухо закрытой комнате, наутро оказывались полными вина . Напрашивается однозначная параллель между Дионисом и Ариадной с одной стороны, и Иисусом и Марией с другой. Следовательно, Магдалина для Иисуса была тем же, чем и Ариадна для Диониса. Прочие же женщины, сопровождавшие Спасителя, стало быть, символизировали вакханок/менад Диониса. Таким образом само по себе чудо превращения воды в вино служит доказательством того, что брак в Кане был браком Иисуса, представшим как бы в облике нового Диониса, в то время как Мария Магдалина играла роль новой Ариадны.

«Дионисийские» мотивы в Евангелиях проявляются в том, что Иисус приближал к себе блудниц и даже заявлял, что они наследуют Царство Божье раньше тех, кто строго соблюдал все заповеди (Мф. 21:31-32, Лк. 15:1); пил вино, называл себя «лозой», сравнивал царство Божье с «виноградником», а христиан с работниками в винограднике (Мф. 20:1-16), устроил триумфальное шествие на осле, как и Дионис, которому приветствующие его люди махали пальмовыми листьями, и т. д. Подражание Дионису видно и по его странствиям, и чудесам, и растерзанию титанами с последующим воскрешением. У античных греков вино считалось кровью Диониса. Точно также Иисус назвал вино своей кровью. Стало быть, евхаристия это дионисийское таинство. Известная цитата Климента Александрийского гласит: «Растерзание Диониса есть распятие Логоса» . Известны раннехристианские изображения Христа в катакомбах в облике Орфея (Вакха-Диониса) .

Другой след авторства и одновременно близких интимных отношений между Марией и Иисусом содержится в описании обряда помазания на вечере в Вифании. Здесь всё еще более занимательно, так как на этот раз ритуал продемонстрировал символику их сакрального брака, в котором они совершили мистерию, далеко выходящую за рамки иудаизма и своими корнями простирающуюся в глубокую архаику языческих культов Египта, Ханаана, Шумера и Индии. Иисус и Мария Магдалина посредством этого обряда воплощали собой архетипы божественных супругов в ближневосточных культах умирающих и воскресающих богов – как, например, шумерская пара богиня Инанна и её возлюбленный Думузи, египетские боги Исида и Осирис, или подобные им Шива и его Шакти индуистского пантеона. Смысл обряда заключался в создании парой сексуального союза с сакральной целью – чтобы посредством «священного секса» обрести познание мира и высших сфер, развить сверхспособности и достичь божественности и бессмертия. Данная практика имелась во всех развитых религиозных системах древности и существует до сих пор (например, известный «тантрический секс»). Помазание жениха-царя носило в них сексуальный характер и выполнялось царской «невестой», которая представляла собой народ. Она должна была соединиться с царем в брачной церемонии, которую и символизировало «помазание», и тем самым она провозглашала избранного царя божественным Помазанником. Но в иудаизме эта роль перешла к пророкам и священникам, что указывает на искажение древней традиции в семитском патриархальном обществе, где женщины занимали низкое бесправное положение. Таким образом помазание Иисуса происходило не по библейским стандартам, а это значит, что он не мог считаться еврейским Мессией, так как был помазан не по канонам иудейской религии, к тому же женщиной, которую иудеи расценивали как «падшую».

«Чистое нардовое масло» обычно привозилось из Индии, так как изготовлялось из цветка нард, родиной которого была Индия. Оно стоило годового заработка среднего рабочего, что указывает на то, что Мария обладала внушительным состоянием. И это помимо того, что она еще спонсировала движение. В Ин. 12:3 говорится, что она отирала своими волосами ноги Иисуса. Но по иудейским законам женщину с распущенными волосами позволялось видеть лишь мужу, а если она появлялась в таком виде на глазах у других мужчин, то это могло служить поводом для обвинений в распутстве и развода. Нет ничего удивительного в том, что она действительно могла быть принята за «грешницу» (Лк. 7:39), но именно в иудейской среде, т. е. посторонними наблюдателями, сообразно их маргинальным представлениям о благочестии и «богоугодности» жизни. Более того, в еврейской практике женщинам было запрещено проводить какие-либо священные религиозные обряды, в том числе даже молиться дома, читать Тору и носить филактерии . Повсюду следуя в качестве ученицы за Иисусом, Мария Магдалина вела жизнь «бродяжки», а это также было иудаизмом строго запрещаемо. По словам Филона Иудея «женщина не должна показываться на улицах, словно бродяжка, перед глазами других мужчин» . Таким же «бесстыдным» образом вели себя и другие женщины в общине Иисуса, покинув своих мужей, как это сделала, например, Иоанна, жена Хузы (Лк. 8:3). Всё это на благочестивого иудея могло производить лишь шокирующее впечатление. Иудаизм запрещал женщинам становиться ученицами у другого мужчины помимо своих мужей, а если муж не был раввином, то обучаться религии она вообще не могла никак.

Теологи от иудеохристианства почему-то никак не могут взять в толк, что такое поведение было открытым игнорированием иудейских законов, поощрением всего того, что входило с ними в противоречие, и одновременно являлось демонстрацией близких, скорее всего брачных отношений Иисуса и Марии. Ответ Иисуса ученикам, возмущенным неоправданной с их точки зрения тратой средств: «Нищих всегда имеете с собой, а меня не всегда» (12:8) сказан вопреки предписанию Моисеева Закона: «Ибо нищие всегда будут среди земли; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор. 15:11). Иисус считал себя важнее нищих и поэтому нарушение Торы не представляло для него никакой проблемы. По справедливому мнению Л. Пикнетт всё это свидетельствует о нееврейской национальности Иисуса и Марии, ибо они «оба ведут себя, как иностранцы в чужой земле» .

В данном случае уместно всё же говорить не о ритуальном сексе, а лишь о самой символике «священного брака» – реализации на вечере в Вифании основных элементов обряда, предваряющих погребение и возрождение. Помазание служило духовным знаком, приуготовлявшим к «священному браку» перед символической «смертью» божества, а сам союз с «богиней» должен был состояться уже после его «воскрешения» или «воцарения» в загробном мире – согласно мистериальной концепции архаического культа. Это полностью соответствует поздней церковной традиции, когда женщины, берущие на себя монашеские обеты и отказывающиеся от замужества, воспринимают себя в качестве «невест Христовых», стремящихся на брачный пир к своему «небесному Жениху» (ср. с притчей о десяти девах в Мф. 25:1-12). И это показывает, какого рода был брак Иисуса и Марии Магдалины. Он больше похож на ритуальный брак. Когда ей явился воскресший Христос, Мария бросилась к нему в объятия, что выглядит вполне естественно, если они были близки. Но он сказал: μή μου ἅπτου – букв. не обнимай меня, не прижимайся. Будучи еще в земной плоти, Иисус запрещает ей касаться себя, мотивируя это тем, что он еще не взошел к Отцу (Ин. 20:17). Потому что только там, на небе, мы достигнем истинного единения. Достижение сизигии (соединения мужского и женского начал) в гностицизме понималось как восстановление утраченной полноты (андрогинности). У гностиков Спаситель соединяется с заблудшей душой, ниспадшей в материю, для её избавления. Говоря языком гностиков, в ритуальном браке Иисуса и Магдалины последняя символизирует «падшую Софию», что, видимо, послужило впоследствии основой для создания мифа, будто она являлась «блудницей». Так утверждали те, кто не понимал духовной сути христианских таинств.

Гностики в половом акте видели союз с божественным началом, происходивший через церемонию «брачного чертога». В специально приготовленных для этого спальнях мужчина и женщина вступали между собой в физическую связь, не доходя, однако, до полного телесного соития. Заключенный союз символизировал единение с Божеством . Таинство брачного чертога, описанное в Евангелии от Филиппа , ученые считают литургическим действом, которое практиковали гностики . Это впоследствии послужило соблазном для посторонних наблюдателей и спровоцировало клеветнические обвинения гностиков в плотском невоздержании, оргиях, свальном грехе и причащении спермой (как «телом Христовым») и менструальной кровью . Но ритуалы гностиков всего лишь своеобразно воспроизводили Вифанское помазание. Они понимали его скрытое эзотерическое значение, в отличие от профанов. Неудивительно, что практиковавшие такие религиозные сексуальные ритуалы гностики «карпократиане» по мнению Пикнетт могли унаследовать эту доктрину в качестве «тайного учения Марии Магдалины, Марфы и Саломии» .

Мария как жрица делает Иисуса Христом и Царем именно в Вифании, помазывая его специальным елеем в преддверии страдания и погребения, что может служить косвенным указанием на её отношение к египетскому культу Исиды и Осириса, в котором совершались аналогичные ритуалы. Параллелей с иудаизмом здесь нет и не может быть. Как жрица Исиды она даже могла изображать саму Исиду, как это происходило в ежегодных египетских мистериях, проводимых в память о воскрешении Осириса. Это видно по тому, что в Ин. 20:13-15 она почти дословно повторяет плач и стенание Исиды об убитом Осирисе: «Они взяли его! Они спрятали его от глаз моих! Молю, скажите мне, где лежит его тело?» Точно также Мария сетует ангелам и «садовнику» на то, что тело Господа украдено и она не знает, «где его положили». Занимательно при этом, что жрецы Осириса, которые олицетворяли его самого, иногда именовались «садовниками» . В гностических текстах Иисус называет Марию «Всё», а также «женщиной, которая знает всё» . Египетская богиня любви Исида также известна по египетским надписям под именем «Та, которая есть Всё» .

Христианское предание приписывает Марии Магдалине путешествие в Рим и аудиенцию у императора Тиберия. Она дарит ему яйцо, которое на его глазах покраснело. Как известно, яйцо у древних египтян посвящалось Исиде, поэтому жрецы никогда не употребляли их в пищу . Крашеные яйца находят в древнейших египетских захоронениях . То, что в современной церковной практике называется «куличами», приносилось на алтарь Исиды как символ фаллоса Осириса, после обретения которого он «воскресает», а разукрашенные во все цвета радуги яйца при этом раздавались народу . Во время праздника весны египтяне ими обменивались и подвешивали как священные символы возрождения в храмах . Птица Бенну (Феникс), которая олицетворяла душу Осириса, изображалась сидящей на камне конической яйцеобразной формы. Он устанавливался на вершинах пирамид и имел значение оплодотворяемого мирового яйца . Чтобы окончательно убедиться в египетских корнях такой обрядности, следует вспомнить и про творожную «пасху», по форме напоминающую египетские пирамиды. Иероглифическое имя Исиды включает в себя символ яйца, подразумевая материнскую роль Исиды, материнство и плодородие . Нередко Солнце на египетских фресках изображалось в виде красного яйца (овальной формы). Случайна ли связь Марии Магдалины с символом яйца и, соответственно, с египетскими мистериями в свете гипотезы о том, что она сама являлась жрицей Исиды? Это исключено, это явно не совпадение. Такую «случайность» просто трудно представить ввиду всех приведенных поразительных фактов, указывающих на такую связь.

Некоторые экзегеты не склонны отождествлять Марию, сестру Лазаря и Марфы, с Марией Магдалиной. Другие пускаются в еще большие заблуждения, полагая, что евангелисты сообщают даже о трех помазаниях (Ориген, Феофилакт), исходя из соображений мнимой достоверности и непогрешимости всех Евангелий, в которых, по их воззрению, не может быть противоречий и ошибок. Однако описание события представляет собой два или три разных варианта одного и того же священного таинства, поэтому они между собой не совпадают, прежде всего – по месту действия, но и по характеристике главной героини тоже. Однако, всё же речь в них идет об одной и той же женщине, как мы убедимся. В Ин Марфа и Мария появляются внезапно, но создается впечатление, что тесные отношения между Иисусом и этими женщинами уже существовали ранее, до его прихода в Вифанию. В двух из трех описаний помазание в Вифании связано с приготовлением к погребению (Мк.14:8=Мф.26:12 и Ин. 12:7). Но именно такое погребальное помазание собирается совершить Мария Магдалина, придя утром в воскресенье к гробнице. В Ин. 12:7 есть слова, которые с несомненностью указывают, что Мария Магдалина была той самой Марией, которая помазала Христа и она же принесла благовония на заре следующего за субботой дня, чтобы совершить погребальный ритуал. Когда Иуда и другие ученики стали негодовать по поводу траты столь драгоценного масла, Иисус возразил им: «Оставьте её, чтобы (ἵνα) на день Моего погребения она сберегла его». Имя Магдалины не всегда упоминается в эпизодах с её участием. Например, в Ин. 20:11 и 20:16 она названа просто Марией, как и в Ин. 12:3. В новозаветных текстах везде, где речь идет о женщинах по имени Мария, но отличных от Магдалины, дается дополнительное пояснение – «иная Мария», «Мария такая-то» или «Мария, мать того-то или тех-то» и т. д. Следовательно, в том случае, если упомянуто имя Марии без какой-либо дополнительной атрибуции, то это значит речь идет о ἡ Μαριὰμ – «той самой Марии», что имеет место в Ин. 12:3 .

Впервые Магдалину с сестрой Марфы и Лазаря отождествил Ипполит Римский в своих комментариях на Песнь Песней, сравнивая её с возлюбленной «сестрой-невестой» из этой книги , а вслед за ним и многие западные отцы церкви – Тертуллиан, Амвросий, Иероним, Августин, папа Григорий, Рабан Мавр и др. Однако, в восточной православной церкви, начиная с Иоанна Златоуста, получила распространение другая традиция, ошибочная – что это были разные женщины . В своем календаре восточная церковь отмечает дни этих женщин отдельно . Впрочем, такая позиция была аргументирована лишь на почве непонимания и неадекватной оценки имеющихся в Евангелиях разночтений и несоответствий и не учитывала тех свидетельств, которые противоречат ей.

В данном случае мне могут возразить, что Мария ранее, в непосредственно связанной с повествованием о вечери в Вифании главе 11:1 и сл. названа сестрой Марфы, но нигде не называется Магдалиной. Однако, я считаю, что вся гл. 11, в которой описано воскрешение Лазаря, является вставной в первоначальный текст Евангелия, в котором данный эпизод по всей видимости отсутствовал, а личность Лазаря – вымышленной (см. ниже главу «Воскрешение Лазаря»). Создается впечатление, что интерполятор действительно преследовал цель отделить Марию Магдалину от Марии, сестры Марфы, проживавшей в Вифании. Отсюда и возникли церковные объяснения, согласно которым это были два разных лица. Однако западные отцы церкви, надо отдать им должное, были всё-таки более внимательны при комментариях и отождествляли Марию, сестру Марфы, с Марией Магдалиной на основании того, что она «сберегла» то же самое миро, которое употребила в Вифании, для погребения. Поэтому и пришла на гробницу, неся это благовоние.