Open
Close

Беседы с батюшкой. Церковное образование

Священниками «постсоветского призыва» стали люди самых разных профессий. Что, конечно, промыслительно, ведь воцерковление народа после стольких десятилетий атеистического помрачения требует очень серьезной переоценки ценностей и отказа от множества якобы прогрессивных взглядов и догм, преподносившихся нескольким поколениям в качестве совершенно неоспоримых истин. И тут бывшая профессия частенько пригождается батюшкам в их миссионерской и просветительской работе. Она дает возможность говорить с людьми на их языке и, оперируя привычными для них категориями, открывать перед ними непривычные горизонты и ракурсы, побуждать задумываться над тем, что, казалось бы, давным-давно «решено и подписано». К таким священникам плохо приклеивается ярлык невежи и мракобеса; они не хуже оппонентов разбираются кто в искусстве и литературе, кто в экономике, кто в биологии, медицине или математике. Особенно важен, пожалуй, сейчас приход в Церковь ученых. И потому, что их слово по-прежнему очень весомо для общества. И потому, что знания, накопленные наукой и осмысленные с позиций святоотеческого учения, могут сыграть сейчас огромную роль в духовно-нравственном выборе наших современников. А от этого выбора в конечном итоге будет зависеть путь, по которому пойдет Россия. А значит, и судьба каждого из нас.

Протоиерей Сергий Рыбаков закончил физический факультет Казахского государственного университета, специализировался по кафедре теоретической физики, а кандидатскую диссертацию защитил по теплофизике. Став священником, он не забросил свою прежнюю профессию, а наоборот, постарался совместить физику и теологию. Ведь физика в широком смысле слова - наука о природе. Она изучает вещество (материю) и энергию, стремясь постичь фундаментальные взаимодействия природы, управляющие движением материи. А глубокое осмысление процессов, происходящих в окружающем мире, невозможно без определения своих мировоззренческих позиций, поэтому физика всегда тесно смыкалась с философией и богословием. Так что в этом смысле ничего странного в подходе отца Сергия нет. Он, можно сказать, восстанавливает утраченные в безбожное время традиции. Будучи председателем Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии, отец Сергий ведет серьезную просветительскую работу среди молодежи, преподает в Рязанском университете концепцию современного естествознания, курс «Наука и религия», а также еще несколько курсов социального характера, в которых рассматривается влияние веры и религии на социальную обстановку, на жизнь народов, на разрушение и падение государств.

Наша же беседа была посвящена влиянию духовности человечества не только на социальную обстановку, но и на физическое состояние мира.

Протоиерей Сергий Рыбаков: Существуют всего лишь две возможные концепции того, что собой представляет человек. Первая: человек - творение Божие. Вторая подразумевает, что человек - это продукт природы. Если принимается вторая концепция, то человек рассматривается как конгломерат неких локально сконцентрированных природных сил. При этом дух, который мы привыкли понимать как нечто противоположное материи, как нематериальную субстанцию, - такой дух исчезает, а появляется дух как одно из проявлений природы, то есть тоже материя. Дух приобретает характер физического поля. В этом смысле можно говорить, что материалистическая концепция человека рассматривает человека как существо бездуховное и бездушное, исключительно природное. И если человек мыслит себя таким образом, то он, естественно, не ставит перед собой духовных задач, не видит духовного плана бытия. Тем самым он принижает себя как творение Божие. Такой человек, действительно, делает себя рабом природы, рабом сил природы. Природа становится для него довлеющим фактором.

Татьяна Шишова: Отец Сергий, вы хотите сказать, что многое зависит от субъективного взгляда на этот вопрос?

Прот. С.: Да. Причем, не только от взгляда какого-то конкретного человека, но и от всей той части человечества, что отошла от Бога. Это целые народы со своей государственностью, со своей культурой и зачастую с древней историей. Они весьма существенно влияют на окружающий мир, изменяя его, и сами изменяются в нем. Но здесь следует сделать важное замечание. Сама уверенность людей, что они часть природы, все равно не позволяет им слиться с ней до конца, поскольку человек есть носитель надприродного, внеприродного Духа. Поэтому, даже считая себя частью природы, человек рассматривает ее влияние на себя как бы со стороны и, осмысливая эти влияния, создает ложные религиозно-философские схемы, объясняющие человеку и природу, и его самого, и тенденции, которые развиваются в обществе.

Но об этих теориях мы поговорим чуть позже, а сейчас нам нужно разобраться в том, какие тенденции существуют в развитии самой природы. Первое, что мы можем отметить, это способность к самосохранению, даже к регенерации своих качеств, что обеспечивает стабильность мира. На протяжении тысяч лет, отмеченных в истории человечества, мир выступает как достаточно стабильная, квазистационарная система.

Но, как мы помним, Библия говорит о том, что грехопадение привело к катастрофическим изменениям в материальной мире, в самой природе. Причем не только на планете Земля. Разрушается весь Космос, вся Вселенная! Это сказано в словах «проклята земля за тебя». Некоторые понимают это лишь в узком смысле, потому что дальше идут слова: «Тернии и волчцы произрастит она» и «в поте лица будешь добывать хлеб свой». Вроде бы здесь Господь говорит о том, что касается наших садово-огородных участков. Но, конечно, это не соответствует статусу и уровню Библии, которая является Священным Писанием, словом Божиим! Нельзя сводить слова Божии к таким малозначительным вещам, как работа на огороде. С грехопадением в мир вошла смерть, в природе был запущен процесс распада, разрушения. В науке такое разрушение описывается в термодинамике. Второй закон термодинамики гласит, что энтропия в замкнутой системе не уменьшается. Мы не будем сейчас обсуждать вопрос, насколько замкнута или не замкнута Вселенная. Просто констатируем тот факт, что если взять нашу Солнечную систему…

Т.Ш.: Почему именно ее?

Прот. С.: Потому что это единственная более или менее научно изученная область. В качестве предмета научного изучения нам дано только то, что мы можем реально наблюдать и - самое главное - измерять. Ну, а это пока лишь то, что делается внутри Солнечной системы. Все остальное - галактики и прочее - скорее, из области фантастики. Если сказать мягче, то это область научных гипотез, и не более того! Внутри же Солнечной системы мы наблюдаем следующее. Существует, условно говоря, «живая» и «мертвая» энергии. Живая - та, которая совершает или способна совершать определенную работу. Живая энергия Солнца, например, нагревает нашу планету, превращается в движение воздуха, формирует течения вод океанов. Благодаря ей где-то тают льды, а где-то на горах образуются снежные шапки. Меняется температура днем и ночью, происходит смена времен года - все это происходит за счет солнечной энергии и ее неравномерного распределения на поверхности и в атмосфере Земли. Однако энергия, излучаемая Солнцем, не возвращается назад, а рассеивается. Рассеяние энергии приводит к ее переводу из состояния, в котором возможно совершение работы, из состояния, которое приводит тела в движение, в состояние, которое уже ничему не способствует. То есть живая энергия превращается в мертвую. Мы в этом постоянно убеждаемся в быту. Например, нагретый чайник, если его снять с огня, остывает, и не зафиксировано ни одного случая, чтобы за счет слегка охлажденного воздуха в комнате кому-то удалось нагреть чайник. Все идет только в одном направлении. Точно так же и в работе нашего организма все направлено к постепенному старению и, в конечном счете, к смерти. Второй закон термодинамики, по сути, задает нам и направление времени. Реальное время, в котором мы живем, обладает необратимостью. Так что можно сказать, что время и энтропия каким-то образом взаимосвязаны.

Т.Ш.: А куда девается рассеянная энергия?

Прот. С.: Если принять, что в рассматриваемой нами части Вселенной выполняется закон сохранения энергии, то рассеянная энергия никуда не девается, а создает некий общий энергетический фон всего пространства. Сейчас, например, считается, что энергия излучения, рассеянная в пространстве, соответствует примерно четырем градусам по шкале Кельвина. Но за счет этой энергии ничего нельзя сделать. Точно так же, как нельзя собрать и использовать энергию, рассеявшуюся по пространству комнаты от нагретого чайника. И вот что важно: со временем область «мертвой энергии» возрастает!

Второй закон термодинамики, искусство и философия

Т.Ш.: Ну, а причем тут философские теории?

Прот. С.: Мы как раз к этому подходим. Давайте теперь посмотрим, к чему приводит второй закон термодинамики в религиозно-философском аспекте. В этой связи мне хотелось бы вспомнить работу Н.А. Бердяева «Кризис искусства», где он дает сравнительный анализ искусства эпохи Возрождения и современных ему произведений, в частности картин Пабло Пикассо.

Бердяев обращает внимание на выраженную телесность ренессансных картин. Вспомните «Диану-охотницу» или рубенсовского «Вакха» - какие там мощнейшие тела! А натюрморты? Все настолько красиво-материально, что кажется, что можно взять с полотна эти яблоки, виноград, лимоны. Разве что запаха нет, а так - все плотно-осязаемо.

В эпоху Возрождения западноевропейское общество стремительно отходит от христианских идеалов и возвращается к язычеству. Аскетизм отвергается, и духовный мир перестает занимать европейцев. Они все более погружаются в созерцание материального мира и радуются осязанию его мощной плоти. Плоть мира становится предметом любования и воспевания в произведениях искусства того времени.

А что такое картины того же Пикассо или, скажем, кубистов? Предметы наезжают друг на друга, просвечивают друг через друга, как бы входят один в другой, но при этом сохраняют свое какое-то странное бытие.

Бердяев осмысливает это философски и говорит, что художники не просто перешли к новой живописи. Они зафиксировали новое состояние мира . Для описания этого нового состояния он вводит два интересных термина: «дематериализация мира» и «распластование материи». Оба термина очень неплохо трактуются с физической точки зрения.

Т.Ш.: Каким образом?

Прот. С.: Если вспомнить известную формулу А. Эйнштейна Е=mc 2 , где энергия связана с массой, с материальностью, с той грубой материей, которую мы можем ощущать, то мы поймем, что второй закон термодинамики, констатирующий, что существует процесс омертвления энергии мира, говорит также и об исчезновении наблюдаемой и измеряемой массы. И выражение «дематериализация мира» получает физический смысл: «живой» массы в мире становится меньше.

Т.Ш.: Поясните, пожалуйста, ход своих рассуждений.

Прот. С.: Еще раз посмотрим на формулу E=mc 2 . Энергия (E) пропорциональна массе. Чем больше масса, тем больше энергии. И наоборот. Поскольку фоновая, рассеянная энергия постоянно увеличивается, то количество «живой» энергии, способной совершать работу, нагревать тела или совершать какие-то другие процессы, в силу закона сохранения энергии, соответственно, уменьшается. А раз так, то и масса, которая сопряжена с этой энергией, становится меньше.

Т.Ш.: Где мы это можем наблюдать?

Прот. С.: Возьмите хотя бы окружающую среду. Конечно, сейчас остро стоит проблема ее загрязнения. Но как бы там ни было факт остается фактом: деревья в три обхвата уже не растут. Жизненные силы Земли уже не такие, какими они были всего несколько тысячелетий назад. Вспомним хотя бы эпизод из Библии, когда соглядатаи (по-нашему, разведчики) пошли в землю обетованную, и двое мужчин в доказательство плодородия земли принесли кисточку винограда. Но один мужчина не мог нести эту кисточку, поэтому они повесили ее на палку, которую положили себе на плечи. Сколько сейчас надо мужчин, чтобы принести из магазина кисточку винограда? Это может сделать ребенок. А вспомните динозавров! Они имели колоссальные размеры! Сейчас таких больших животных в природе не существует. Измельчание видов, исчезновение крупных растений и животных показывает, что жизненные силы Земли уменьшаются. Посмотрите, какие были существа и растения, которые находят в слое, принадлежащем допотопному периоду. Огромные бабочки, стрекозы, папоротники. Нам даже трудно представить себе в полном объеме, как это тогда выглядело. В последнее время популярны фильмы про оживающих динозавров. Но если представить себе такое в жизни, то станет понятно, что динозавры все равно будут обречены на вымирание. Такую махину сейчас просто нечем прокормить! Сейчас нет таких растительных резервов. Мы имеем совершенно четко выраженное уменьшение живой массы и живой энергии. А рассеянная энергия становится, по сути, неким нулевым уровнем. И если отсчитывать от этого нулевого уровня, то фраза Бердяева уже не кажется некоей метафорой.

Т.Ш.: Но «распластование материи» - это уж наверняка поэтический образ?

Прот. С.: Отнюдь. Физика не видит в этом ничего метафорического. Любая материальная система состоит из подсистем, которые взаимодействуют между собой. Опять-таки обратимся к термодинамике. Когда уменьшается энергия, уменьшается и энергия взаимодействия. А значит, части, между собой связанные, становятся более свободными друг от друга. Происходит распад мира. Процесс этот идет полным ходом. Приведенные выше сравнения плодородия, правильнее сказать, жизненных сил земли в прошлом и настоящем, демонстрируют и этот процесс. Жизненные силы - это совокупное действие различных систем: электромагнитных, гравитационных и иных физических полей, химических и биохимических структур, биологических систем. Снижение энергии их взаимосвязи дает эффект уменьшения жизненных сил Земли.

Человек в той мере, в какой он связан с природой и является соучастником общего разложения, в той же мере этот процесс отражает и в своей психике, и в своей социальной жизни. Например, в мире все больше распадаются родственные связи, все сильнее проявляется конфликт отцов и детей, ослабевают и распадаются связи между учителями и учениками, между властью и народом, между родами войск в охранных системах государства. Вспомните названия сериалов, которые идут по телевизору: «Бандитский Петербург», «Ментовские воины» и прочие.

Т.Ш.: В пределе - это война всех против всех, о которой писал Томас Гоббс?

Прот. С: Да. И когда-нибудь наступит такой момент, когда уже все связи распадутся.

Это действительно результат катастрофического явления проклятия Земли. Но Бердяев на этом не остановился. В той же работе он говорит, что под уже утонченным слоем материи все явственней ощущается духовный скелет бытия.

Т.Ш.: Но тогда возникает вопрос: кому принадлежит этот духовный скелет?

Прот. С.: Закономерный вопрос. Здесь следует обратить внимание на то, что факт открытия дематериализации мира принадлежит не физикам и даже не философам. Бердяев как философ осмыслил то, что ему показали художники и поэты. Само явление было ими уже зафиксировано и описано. Следовательно, обратившись к «первоисточнику», можно получить ответ и на ваш вопрос. Достаточно посмотреть, в какой атмосфере пишутся подобные картины, к какой духовности тяготеет художник. Возьмем конец XIX - начало XX века. В то время как у нас в России творили такие художники, как В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.К. Саврасов и другие, вполне реалистично изображавшие мир, на Западе появилось новое искусство. Творцы кубизма, футуризма и прочих «измов», которые стали у нас популярны после революции, по сути, выносили это искусство из богемы. То есть из среды, где процветают пьянство, разврат, где нет знания о Боге, а о заповедях Божиих если и упоминают, то только в анекдотах. И кому же принадлежит духовный скелет бытия, проявляющийся в этих произведениях? Ангелам? Но для того чтобы общаться с ангелами, надо нести подвиг наподобие подвига Серафима Саровского или других святых. Или хотя бы стремиться к этому, понимая, что человек создан по образу Божию и должен соответствовать своему высокому предназначению. А здесь - все время поиск чего-то нового, новых ощущений, нового видения обычных вещей, желание заглянуть куда-то вглубь, где скрывается какая-то тайна. Все это ради того, чтобы произвести впечатление и потешить собственное тщеславие и удовлетворить свою гордыню.

Т.Ш.: Вы сказали, что если человек не ставит перед собой духовных задач, не видит духовного плана бытия, то он принижает себя как сотворенное Богом существо и действительно оказывается во власти природы.

Прот. С.: Да, здесь начинается осознание своей фатальной зависимости от природы, которое еще более усиливается демоническим наветом. В конце XIX - начале XX века процесс роста энтропии очень ярко отразился в религиозно-философских теориях. Возьмите, к примеру, взгляд философов на проблему смерти. Если человек - часть природы, рассуждают они, то и распад нормален, поскольку это нормально для природы. Отсюда возникает вполне определенная концепция смерти: смерть объявляется не печально неизбежным обстоятельством нашего бытия, а наоборот, она становится предметом поклонения, художественного воспевания. Ей готовы служить и приносить жертвы, причем огромные жертвы! Это видно, например, у М.А. Бакунина, который говорил, что революционер должен полностью подчинить себя делу разрушения. И не только отдельно взятые революционеры, но и целые поколения, согласно Бакунину, Марксу и иже с ними, должны быть воспитаны и организованы для разрушения, для уничтожения всего, что не вписывается в концепцию механистического, по сути - мертвого, мира. Ф. Энгельс писал: «Все, что возникает, достойно гибели». Именно «достойно»! То есть другого достоинства и нет вовсе. Человеческий род, как возникший, тоже достоин гибели!

Апологетика энтропийного распада проявляется и в атеистическом экзистенциализме, который объявляет саму историю человечества абсурдом и утверждает, что человек, «заброшенный» в этот мир, не может его изменить и должен принимать абсурдную реальность, пытаясь в какой-то степени обратить ее себе на пользу.

А концепция Зигмунда Фрейда, который, раскрывая подсознательные слои психики человека, по сути, подводит к тезису об уничтожении культуры и образования?!

Здесь можно отметить важную характерную черту психоанализа. Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования имела «нормального», физически и психически здорового человека. В то время как официальная психология исследовала и расщепляла душу «нормального» человека на составные реакции, выделяя типичное, общее, усредненное, чисто материалистическое, абсолютно изучаемое и измеряемое в человеке, Фрейд как психопатолог, исследуя характер и причины возникновения неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая оставалась вне поля зрения статусной материалистической психологии. В этом отношении работы Фрейда прорывали стену грубого материализма, но за этой стеной Фрейд находил и предъявлял миру темную сущность «Оно» . Фрейд исходит из того, что глубинный природный слой («Оно») функционирует по программе получения наибольшего удовольствия, но, поскольку удовлетворение страстей встречает противостояние социума, в нем (в человеке) выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобряемого поведения. В качестве основы первичных влечений Фрейд выделяет блудную похоть. Исходно во фрейдизме закладывается обоснование и оправдание истекающего из «Оно» темного, иррационального и практически неуправляемого влечения к порокам. Перенося свои идеи на социальную и культурную сферы, Фрейд оценивает культуру и цивилизацию как оказывающие негативные последствия на индивида. Природная склонность человека к агрессии и деструктивности в его концепции является матрицей формирования социальных структур, культурного и цивилизационного развития; она есть источник и причина кризиса культуры и цивилизации. Сами социальные институты, регулирующие отношения между людьми в семье, обществе и государстве, начинают восприниматься как чуждая сила, противостоящая человеку, жаждущему свободы реализации влечений, истекающих из «Оно».

То же самое провозглашается в прагматизме. В рамках философии прагматизма четко заявляется, что культура, образование и даже наука выполняют репрессивные функции по отношению к человеку, и поэтому они должны быть отброшены. Личность должна освободиться от этого.

Такие концепции фактически провозглашаются в качестве общечеловеческих задач. Причем они не просто отражают взгляд философов, а становятся программами для многих людей, которые воспринимают эти мысли философов и начинают действовать в русле их концепций. Возьмите хотя бы студенческие бунты 1960-х. Имя Жана-Поля Сартра было для молодежи настоящим знаменем.

Т.Ш.: Да, а отказ от «репрессивного подхода» уже привел к деградации современной культуры и образования. Те же идеи лежат и в основе ювенальной юстиции, окончательно разрушающей детско-родительские связи, и в основе многих методик «профилактической работы» с группами риска, в результате чего число наркоманов и больных СПИДом во всем мире только растет.

Прот. С.: Возникает замкнутый круг. Человечество, отвернувшись от Бога, по сути, утратив свой духовный потенциал, распластываясь в материальном мире и подчиняясь его законам, движется в направлении распада и самоуничтожения. Оно уже не в состоянии увидеть в нем ничего другого. Хотя это «другое» в мире продолжает присутствовать. Скажем, 19 января по новому стилю происходит освящение всех вод, а каждый год в Великую субботу происходит освящение стихии огня. То, что Земля проклята, еще не значит, что Господь обрек ее исключительно на распад. И художники, которые сохраняют в себе духовный потенциал божественного свойства, отражают этот мир в его красоте, в богоданности. Те же, кто отвернулся от Бога, видят сквозь уже тонкий слой материальности демоническую гримасу.

В музыке те же явления

Прот. С.: Первые звуки только что сотворенной Богом материальной Вселенной были шумом - звуками хаоса. В Библии сказано: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» (Быт. 1: 1-2). Это поэтическое описание первобытного хаоса. Затем Бог упорядочивает мир. Свет отделяется от тьмы, земля отделяется от воды, зажигаются светила небесные, великие и малые. Потом появляется жизнь, разумный человек. В мире воцаряется гармония. Если говорить о том, как звучит упорядоченная Вселенная, то она звучит прекрасно. Об этом, кстати, размышлял еще Пифагор. У него была идея, что каждой планете соответствует свой звук.

Т.Ш.: И мир ведь упорядочивался словом Божиим. Значит, голос Божий порождал гармонию?

Прот. С.: Да. И сам человек творился как некий инструмент для Духа Божиего. Такое представление о человеке до сих пор сохраняется у нас в Церкви: в православном богослужении не используется никаких музыкальных инструментов, звучит только человеческий голос. Однако грехопадение привело к катастрофическим результатам. В мир пришла смерть, животные начали поедать друг друга, и тогда в гармонический, прекрасный хор Вселенной, где звучит буквально все - от атома до звездных скоплений, входят иные звуки. Начинает звучать песня смерти: предсмертные хрипы, какие-то страшные возгласы, крики ярости, звуки сражений. Эти звуки, естественно, вносят дисгармонию в музыку Вселенной. Чем больше в мире зла, тем больше энтропии, и тем отчетливей звучит музыка смерти.

Т.Ш.: А на музыку, которую сочиняют люди, тоже распространяется эта закономерность?

Прот. С.: Конечно. Причем обращаю ваше внимание вот на какое обстоятельство. Музыкальные инструменты были созданы людьми, уже отходящими от Бога. Именно у каинитов появляется Иувал, который играет на гуслях и свирелях. То есть человек хочет извлекать из природы звуки для себя, для своего услаждения. В этом отношении он ставит себя на место Бога. Из-за слабости человека, видя его духовную немощь, Господь попускает это, однако указывает правильный путь: чему, а вернее - Кому должна служить музыка, создаваемая людьми. Например, в псалмах Давида мы читаем: «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Цареви нашему, пойте» (Пс. 46: 7), «Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте» (Пс. 97: 5). Это призыв использовать музыкальные инструменты для воспевания Бога, для того, чтобы гимн, песнь звучала Богу, а не человеку. Естественно, что на такой духовной высоте все человечество не держалось. Часть его продолжала создавать музыкальные инструменты и играть на них для своего собственного услаждения. Но здесь мы опять можем увидеть тот же самый путь, который проходила и живопись. Любой музыкант стремится произвести впечатление. Но тот, который поет Богу, хочет угодить Ему, а тот, кто поет не для Бога, а для людей, стремится получить похвалу от них. А потому, сочиняя музыку, извлекая из природы звуки, он выискивает такие лады, такие гармонические структуры, которые воздействуют в первую очередь на человека и доставляют ему удовольствие. Причем воздействие музыки может быть очень сильным и даже иметь эффект сродни наркотическому. Это обязательно надо учитывать. Чем дальше человек отходит от Бога, тем больше нарушается гармония. Возьмем католическую музыку. Говоря о ней, мы сразу вспоминаем орган. Изначально его можно было увидеть только в храмах, но он с самого начала был инструментом двойного предназначения. С одной стороны, на нем в храме славили Бога, но с другой - он, по существу, предназначался для ублажения человека. И через некоторое время вполне логично инструмент этот был вынесен из храма. Появилась так называемая светская, нецерковная, музыка, воспевающая, как правило, не Бога, а человеческие страсти. И сама эта музыка страстная, стремящаяся произвести впечатление на слушателей. Но сначала она еще облагорожена, возвышенна. Например, оперное пение. Это музыка сложная, красивая, насыщенная. Потом постепенно идет упрощение. От оперы - к оперетте и так далее. Ну, а в конечном результате появляется современная рок-музыка. Этот процесс постепенной подмены духовности прекрасно описан Ф.М. Достоевским. Цитирую по памяти. «Начну я песнь Богу, - говорит один из его героев. - А потом в оркестре сначала тоненько, а потом все усиливаясь зазвучит “Марсельеза”».

Т.Ш.: Богоборческий гимн?

Прот. С.: Да. И в конце концов он заглушит остальные мелодии. Слова Достоевского оказались пророческими. В последние десятилетия музыка все чаще переходит к некоей сатанинской стадии, когда звуки извлекаются даже не для услаждения человека. Порой они бывают настолько страшны и неприятны, что человеку от них становится физически плохо. Но эти звуки предназначаются уже не для человека, а для воспевания сатаны. Они берутся из преисподней и обращены туда же. На людей, которые регулярно слушают такую музыку, она действует наркотически-отупляюще и катастрофически изменяет их сознание. Постепенно слушатель духовно приобщается к авторам и истокам этой музыки, становится одним из тех, кто воспевает сатанинские глубины. И тоже способствует разрушению.

Т.Ш.: То есть происходит возрастание энтропии?

Прот. С.: Да. Дела человека, уводящие его от Бога, способствуют хаотизации мира.

Т.Ш.: В этом смысле можно сказать, что искусство творит реальность?

Прот. С.: Безусловно.

Можно ли уменьшить энтропию?

Т.Ш.: А если люди оставляют свои злые дела и начинают идти к Богу, энтропия уменьшается?

Прот. С.: Если бы даже то освящение стихий земных и плодов земных, которое происходит каждый год, действительно всем сердцем воспринималось людьми, если бы благодать крещения не утрачивалась и после причастия люди бы старались ее сохранить, а значит воздерживались бы от греха, это уже способствовало бы уменьшению хаоса. А если представить себе такую идеальную ситуацию, что все человечество вдруг обратилось бы к Богу, Который способен превзойти все природные законы, - на земле наступил бы рай. Но это утопия.

Т.Ш.: В перестроечные и постперестроечные времена на фоне всеобщего развала, если где-то вдруг появлялся храм, вокруг довольно быстро начинала возрождаться жизнь. Тогда это было видно особенно отчетливо. Причем сперва создавалась духовная реальность, материального еще ничего не было, а просто шла молитва. И постепенно из хаоса воссоздавалась гармония, обретавшая и материальные формы.

Прот. С.: Да, вначале восстанавливаются души людей, а потом упорядочивается и жизнь вокруг. Жить по законам Божиим - это значит не вносить хаоса разлада, не омертвлять энергию, не омертвлять землю. Ведь человек был создан для того, чтобы воспринимать энергии Божества (Только понимать это слово следует не в оккультном смысле; здесь имеются в виду действия Бога.) И, воспринимая Божественную энергию, распределять ее в своем теле и вокруг, во всем мире. Но грехопадение этот план разрушило. Однако в тех случаях, когда мы видим восстановление связи людей с Богом, то и жизнь, соответственно, начинает изменяться в лучшую сторону.

Сейчас в России много делается такого, что дает нам надежду на духовное возрождение. Идут службы в храмах, люди приобщаются святых таин. Многие каются в грехах и получают прощение. А что значит получить прощение от Бога? Это значит, что не только прощен сам грех, но и его последствия - его энтропийные, разрушительные, хаотизирующие воздействия - сглажены, уменьшены. Чем больше будет на земле людей, приносящих плод покаяния, тем медленнее будут процессы распада. Вместе с реанимацией душ людских реанимируется и мир. Почему часто можно услышать, что весь мир смотрит с надеждой на Россию? Это надо понимать в духовном смысле. Какой-нибудь китаец или африканец вовсе не обязательно смотрит на Россию с надеждой. Он, может, вообще на нее не смотрит или смотрит недоброжелательно. Но душа его, тем не менее, чувствует, что реальная возможность продления жизни на Земле связана с духовным возрождением России как некоего духовного центра, Третьего Рима.

Недооценивать энтропию опасно

Т.Ш.: Значит, утверждать, что энтропия будет нарастать независимо от наших усилий, потому что таковы законы природы, неверно?

Прот. С.: Да, но не учитывать реальный рост энтропии тоже будет ошибочно. А, к сожалению, даже в православной среде нередко наблюдается игнорирование энтропийных процессов. Например, многие считают безгрешными детей. Однако надо понимать, что дети сейчас значительно отличаются от тех, что были раньше. Они не имеют того духовного потенциала, который был у детей в XVIII или XIX веках. И педагогам надо учитывать состояние, в котором сейчас находится педагогическое пространство. Скажем, школьники лет 12-13 сейчас уже впитали в себя очень много греховных впечатлений. Игнорирование этого внутреннего распада приводит к излишней идеализации.

Т.Ш.: Родители часто недоумевают, откуда ребенок перенял что-то дурное? Вроде бы никто ему такой пример не показывает… «Такое впечатление, будто это носится в воздухе», - говорят они.

Прот. С.: И вправду «носится». Это хорошо описал иеромонах Серафим (Роуз), говоря о периодизации изменения массового сознания. В России эта периодизация прослеживается очень четко. До революции, по отцу Серафиму (Роузу), у нас был либерализм, после революции наступила эпоха реализма, когда о Боге было велено забыть. А с 1990-х годов началась эпоха витализма. В работе «Человек против Бога» отец Серафим (Роуз) определяет витализм как эпоху беспокойства. В России к концу XX века (а на Западе намного раньше), с окончанием эпохи реализма, все большее и большее число простых людей начинает с беспокойством искать то, что могло бы заменить Бога, умершего в их сердцах. Это беспокойство становится основной движущей силой витализма. Отец Серафим (Роуз) говорит, что «впервые за всю историю беспокойство распространяется настолько широко, что представляется почти всеобщим. “Обычные” лекарства, лекарства здравого смысла, по-видимому, не способны оказать на него никакого воздействия, наоборот, только усиливают его». И успокоение в эту эпоху человек, как правило, ищет не на пути к Богу, поскольку считает это пройденным этапом, а устремляется в область оккультизма, ищет какой-то особой связи с природой - отсюда и название «витализм», «жизненность». Ищет жизни там, где ее нет, или там, где она угасает. Здесь есть очень важная, на мой взгляд, фраза, которую хочу еще раз повторить, поскольку это нужно учитывать в современной психологии и педагогике. Отец Серафим говорит, что в эту эпоху лекарство здравого смысла перестает действовать. Такое лекарство исчерпало себя.

Т.Ш.: Что это значит?

Прот. С: То, что в эпоху витализма рациональное мышление утрачивается. Иррационализм становится господствующим способом мышления. Нарушается логика мышления, происходит его хаотизация. А здравый смысл уже опровергнут. Причем он опровергнут даже на уровне науки!

Т.Ш.: Каким образом?

Прот. С.: Да взять хотя бы теорию относительности А. Эйнштейна! Она нанесла сильнейший удар по здравому смыслу. Кажется, что время везде одинаково - ан нет. Обычный закон сложения скоростей движущихся объектов не действует. В квантовой механике исчезают такие привычные для нас понятия, как траектория, положение тела. Вакуум, то есть пустота, оказывается не пустотой. И так далее. Наука нанесла очень мощный удар по многим нашим обыденным представлениям. А массовое сознание, которое научных теорий не знало, не понимало и знать, собственно, и не хочет, оно взяло на вооружение примитивные высказывания - слоганы. Например: все в мире относительно!

Но дело в действительности обстоит гораздо серьезнее.

В общем-то из всего предыдущего утрата здравого смысла достаточно понятна: снятие или утоньшение «кожаных риз» мира, данных нам Богом для нашего блага, привело к тому, что падший духовный мир приблизился к человечеству, а человек не имеет защиты от него. И он воздействует на человека, реально воздействует. Педагог, который пытается сейчас надеть на ребятишек красные или желтые галстучки и ввести обновленный кодекс строителей коммунизма, просто не понимает, где он живет. Он не имеет нормальной системы координат! Если сейчас не вести детей к Богу, они будут уходить в область темной духовности. Те родители, которые сами не молятся и детей не учат молиться, не водят их в храм, живут без исповеди и причастия, подвергают себя и своих детей огромной опасности. В Евангелии есть такой замечательный эпизод. Иудеи пришли искушать Христа, а Он им сказал: «Вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! Различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете» (Мф. 16: 2-3). Задача - различать знамения времени. К сожалению, многие этой задачи не воспринимают. Такие люди, среди которых есть и занимающие ответственные посты, рассуждают так: «Нас в церковь не водили, а мы все равно стали нормальными людьми». Но эти рассуждения утопичны. Энтропия слишком возросла.

Т.Ш.: Еще говорят: «В войну дети с трех лет росли на улице - и ничего…»

Прот. С.: Да, потому что было другое время. Бог видел, в каком состоянии страна, и ограждал детей от демонических воздействий. А сейчас отверзлись небеса, но и ад открыл свои врата. Поэтому демонические силы активнейшим образом влияют на детей. И дети нередко совершенно удивительным образом, как бы «из воздуха», впитывают дурное.

Должна быть создана система духовной защиты

Т.Ш.: Многие из людей искусства не понимают той страшной ответственности, которая на них ложится. В лучшем случае они отдают себе отчет, что нельзя пропагандировать разврат и аморальность. А то, что, создавая дисгармоничное, уродливое искусство, они способствуют нарастанию энтропии и реально разрушают Землю, им, наверное, и в голову не приходит?

Прот. С.: Конечно, нет. А ведь они подчас не только способствуют нарастанию энтропии, но и сами являются проводниками демонических идей, заражают многих страшно перекошенным, болезненным состоянием сознания, отражаемым в художественном произведении. Здоровому человеку часто даже в голову не может прийти то, что изображают иные современные писатели, художники и прочие люди искусства. Слушая такую музыку, глядя на такую живопись, аудитория пропитывается духом, который пронизывает эти произведения. И что потом будет делать с этим духом человек, если он не имеет духовного ограждения, не прибегает к помощи Божией? Этот дух начнет жить в человеке, начнет побуждать его к делам разрушения. Поддавшись его импульсам, человек тоже может стать разрушителем мира. Маниакальность начинает пропитывать сознание все большего количества людей, и в этом едва ли не первая роль принадлежит искусству, точнее - псевдоискусству!

Т.Ш.: Получается, что есть вещи, которые нельзя воцерковить?

Прот. С.: Абсолютно точно! Они не воцерковляются. Более того, они несут заряд духовной агрессии, от которой людям необходимо защищаться самим и защищать своих детей. Нужно понять, что нашему обществу жизненно необходимо создать систему духовной безопасности. Она предполагает определенные ограничения, предполагает анализ, какого духа то или иное произведение. Если мы хотим вырастить нормальных, духовно и душевно здоровых детей, а не каких-то сумасшедших маньяков, анархистов, эгоцентриков и инфантилов, которые не способны ни создать семью, ни защитить Родину, мы должны создавать систему защиты. Для охраны государства от внешних врагов у любого нормального государства существует армия, для внутренней защиты - милиция. Вот и для духовной сферы, если мы не хотим погибнуть, должна быть создана своя система защиты.

Т.Ш.: А рок-музыку можно воцерковить?

Прот. С.: Ответить на этот вопрос опять-таки нам поможет физика. Есть такой принцип модуляции, когда носителями для одних частот являются другие частоты. Частоты-носители мы можем не слышать, а промодулированные частоты воспринимаем. С рок-музыкой та же самая история. Рок-музыка как таковая имеет своим источником демонический мир, поскольку восходит к африканским демоническим культам. Этот мир задает модулирующую частоту: рок-музыка всегда имеет жесткий, четкий ритм. А поверх этого ритма можно наслоить все что угодно, хоть гимнографию. Но сама частота в данном случае будет разрушительна. И гимн будет восприниматься уже не как песнь Богу, а как некая пародия. Пытаться воцерковить рок-музыку очень опасно. В лучшем случае это лицемерие, а в каких-то случаях даже кощунство.

Т.Ш.: Может быть, нарастанием мертвой, рассеянной энергии можно объяснить и такие странные, небывалые доселе явления, как виртуальная экономика, виртуальная реальность, в которую с головой погружаются некоторые люди?

Прот. С.: Виртуальная и, как правило, иррациональная реальность как раз относится к тому, что Бердяев называл духовным скелетом бытия. Когда люди утрачивают ощущение материальности, они очень быстро погружаются в область падших духовных сущностей. В этом духовном мире - именно духовном, потому что там идет общение с демонами! - возникает виртуальная реальность. Она возникает как некий мир, сопряженный с нашим, но в то же время являющийся антиподом нашему миру. В нем можно творить свой собственный мир. Но на самом деле этот мир творится не только и не столько человеком. Поскольку он сопряжен с миром падших сущностей, то они начинают влиять на построение виртуальных миров. Не даром у нас все больше фигурирует такое слово, как «игра». «Игроки в экономике», «игроки в политике», игроманы… Люди превращаются в игроков, а жизнь - в игру. И все это выстраивает полувиртуальный мир, полный ужасов, страхов, дикого наигранного веселья, противоестественной игры в любовь, бешеной ненависти. Чего больше в этом мире: человеческого или демонического, - трудно уже сказать!

И дальше снова возникает порочный круг, разрушительный цикл, когда чем больше человек общается с духовным миром, тем больше он наносит вреда окружающей реальности, хаотизируя весь космос. Еще больше утончается материальный слой, а взаимосвязь с виртуальным миром растет. Там же, где человек восстанавливает свою связь с Богом, соответственно, и мир начинает гармонизироваться, поскольку получает Божественную духовную энергию - благодать. Поэтому восстанавливаются не только храмы и души людей, но и окружающий мир, природа.

Т.Ш.: Ярчайший пример - Оптина пустынь. Когда ее начали возрождать, на полях, которые передали монастырю, ничего не росло, почва была заболоченной. И все смеялись над монахами, когда они пытались там что-то посадить. Но работа с молитвой преобразила окружающий мир, и сейчас поля дают прекрасный урожай.

Прот. С.: И на Валааме в свое время вырастали совершенно несвойственные для того климатического пояса арбузы и дыни. То, что совершается по благодати Божией, часто противоречит законам физического мира, которые на самом деле законы падшего, разлагающегося мира. Они действуют там, где нет Божественной благодати.

Проводит: Монах Харитон (Евстигнеев) доцент, кандидат физико-математических наук, докторант теологии, (г. Новосибирск)

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ «СЛОНИК»

Проводит Пухова Татьяна

Место проведения: улица (крыльцо

НАТАЛЬИ ГРАЖДАНКИНОЙ

Место проведения: сцена на улице

19:00 Завершение четвертого дня работы

ИЮЛЯ (ПОНЕДЕЛЬНИК)

10:00 Начало работы пятого дня выставки-ярмарки

Место проведения: сцена на улице

ФЕСТИВАЛЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ


v 10:00-12:00 Мастер-класс по керамической игрушке «Сухоложская свистуха»

v 17:00-18:00 Мастер-класс изготовление игровой народной куклы (травница)

Место проведения: уличная площадка

Организаторы: Общественное движение «Центр традиционной народной культуры и народных промыслов ГО Сухой Лог»

Место проведения: площадка выставки

ФОТОВЫСТАВКА «СВЯТАЯ ГОРА АФОН. К 1000-ЛЕТИЮ РУССКОГО ПРИСУТСТВИЯ»

Место проведения: площадка выставки-ярмарки

ВЫСТАВКА «СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА – ПОДВИГ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ»

Место проведения: площадка выставки-ярмарки


МАСТЕР-КЛАССЫ

v Мастер-класс «Валяние из шерсти украшений»

Мастер показывает технологию изготовления бусин, а затем, предлагает каждому участнику изготовить из шерсти один элемент. Затем, изготовленные части нанизываются на нить всему участниками. Так мы получаем бусы. Впоследствии, данные бусы разыгрываются среди тех, кто принял участие в занятии по валянию. Победитель забирает изделие с собой.

v Мастер-класс «Модные украшения из джинсы»

Участникам предлагается изготовить брошь из джинсовой ткани. Брошь можно будет забрать с собой. Само изделие мастера будет разыгрываться среди всех участников.

v Мастер-класс «Украшения вязаные крючком»

Каждый участник с помощью мастера выполняет один элемент. Затем, все части собираются в одно украшение (браслет, бусы). Полученное украшение разыгрывается среди участников мастер-класса.

Место проведения: уличная площадка

Организатор: Свадебный салон «Жемчужина любви»

РАБОТА ЭКСПОЗИЦИИ «КУЛЬТУРА СВЯТОЙ РУСИ»

Место проведения: площадка выставки

МОЛЕБЕН «НА НАЧАЛО БЛАГОГО ДЕЛА»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ СО СВЯЩЕННИКОМ

Место проведения: площадка открытия

РАБОТА КИНОЗАЛА: ПОКАЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ФИЛЬМОВ

v Афон – врата небесные

v Афон – республика монахов. Святая гора Афон - республика, управляемая монахами, и единственное в мире место, где запрещено появляться женщинам. Это уникальное в своём роде государство, жители которого посвятили себя исключительно служению Господу согласно православным традициям в окружении нетронутой природы.

Место проведения: конференц-зал, 2 этаж

МАСТЕР-КЛАСС В ТЕХНИКЕ КВИЛЛИНГ «БАБОЧКА»

Проводит Пухова Татьяна

Место проведения: улица (крыльцо)

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

v Мастер-класс «Роспись по ткани.Батик»

Проводит Вотякова Ольга Михайловна

v Мастер-класс «Бисероплетение.Ангел из бусин»

Проводит Аржанова Ольга Алексеевна

Проводит Ушенина Алиса Александровна

v Мастер-класс «Традиционная народная кукла Столбушка»

Проводит Красько Вера Анатольевна

v Мастер-класс «Вышивка лентами»

Проводит Толстых Елена Александровна

Организатор: Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн»

Место проведения: зона мастер-классов на улице

НАТАЛЬИ ГРАЖДАНКИНОЙ

Место проведения: сцена на улице

От чего следует охранять ребенка.

Когда у дитяти начинают пробуждаться силы, одна за другою, родителям и воспитателям должно усугубить внимание. Ибо когда, под осенением показанных средств, будет возрастать и усиливаться в них тяготение к Богу и увлекать вслед за собою силы, в то же самое время и живущий в них грех не дремлет, а усиливается завладеть теми же силами. Неизбежное следствие этого - брань внутренняя. Так как сами дети неспособны ее вести, то место их разумно заменяют родители. Но как она должна быть ведена все же силами детей, то родители строго должны блюсти начатки их пробуждения, чтобы с первой минуты дать им склонение, сообразное с главною целию, к какой они должны быть направляемы.

Так начинается брань у родителей с грехом, живущим в дитяти. Хотя грех сей и лишен точки опоры, однако ж действует и, чтобы остановиться на чем-нибудь прочном, старается завладеть силами тела и души. Должно не допускать до сего и как бы вырывать силы из греха и предавать Богу. Но чтобы действовать при этом не без основания, а с разумным ведением верности избранного способа, надобно хорошо себе уяснить, чего ищет оставшийся грех, чем питается, чрез что именно завладевает нами. Основные возбудители, влекущие ко греху, суть своеумие (или пытливость) в уме, своеволие - в воле, самоуслаждение в чувстве. Поэтому должно так вести и направлять развивающиеся силы души и тела, чтобы не отдать их в плен плотоугодию, пытливости, своеволию и самоуслаждению - ибо это будет плен греховный, - а напротив, приучать отрешаться от них и преобладать над ними и, таким образом, сколько можно обезсиливать их и доводить до безвредности. Это главное начало. С ним должно потом сообразовать и все воспитание. Пересмотрим с этою целию главнейшие действия тела, души и духа.

Потребности тела. Питание.

Прежде всего пробуждаются и потом постоянно состоят в живой деятельности, до cамой смерти, потребности тела. Тем необходимее поставить их в должные пределы и закрепить навыком, чтобы потом меньше было от них беспокойства. В нравственном отношении оно есть седалище страсти к греховному услаждению плоти или поприще его развития и питания. Поэтому должно так питать дитя, чтобы, развивая жизнь тела, доставляя ему крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугодия. Не должно смотреть, что дитя мало, - надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юношестве, и после них легко и свободно можно было управляться с этой потребностию. Первая закваска очень дорога. От детского питания многое зависит в последующем. Незаметно можно развить сластолюбие и неумеренность в пище - два вида чревоугодия, эти губительные для тела и души склонности.

Поэтому даже врачи и педагоги советуют:
1) избирать здоровую и годную пищу, судя по возрасту воспитываемого: ибо одна пища пригодна для младенца, другая для дитяти, отрока и юноши;

2) подчинить употребление ее известным правилам (опять приспособительно к возрасту), в коих бы определялось время, количество и способ питания;

3) потом от установленного таким образом порядка без нужды не отступать.

Этим приучится дитя не всегда требовать пищи, как захочется есть, а ждать определенного часа; здесь же первые опыты упражнения в отказывании себе в своих желаниях. Где кормят дитя всякий раз, как оно заплачет, и потом всякий раз, как попросит есть, там до того расслабляют его, что после уже оно не иначе, как с болезнию, может отказываться от пищи. Вместе с тем оно привыкает к своенравию оттого, что успевает выпрашивать или выплакивать все желаемое. И той же мере должно подчинить и сон, и теплоту с холодом, и другие удобства, естественно необходимые в деле питания, имея неопустительно в виду - не разжечь страсти к чувственным наслаждениям и приучить отказывать себе. Это должно строго соблюдать во все время воспитания - изменяя, как само собою разумеется, правила в применениях, а не в существе, - до тех пор, пока воспитываемый, утвердившись в них, возьмет сам себя в руки.

Потребности тела. Движение.

Второе отправление тела есть движение; орган его - мускулы, в которых лежат сила и крепость тела - орудия труда. В отношении к душе оно - седалище воли и очень способно развивать своеволие. Мерное, благоразумное развитие этого отправления, сообщая телу возбужденность и живость, приучает к трудам и образует степенность. Напротив, развитие превратное, оставленное на произвол, в одних развивает непомерную резвость и рассеянность, в других - вялость, безжизненность, леность. Первое укрепляет и обращает в закон своенравие и непокорность, в связи с коим находятся задорность, гневливость, неудержимость в желаниях. Последнее погружает в плоть и предает чувственным наслаждениям.

Итак, должно иметь в виду, чтобы, укрепляя силы тела, не раздуть чрез то своеволия и ради плоти не погубить духа. Для этого главное - мерность, предписание, надзор. Пусть дитя резвится, но в то время, в том месте и тем родом, как ему показано. Воля родителей должна запечатлевать всякий их шаг, разумеется, в общем. Без этого, легко может покривиться нрав дитяти. Своевольно порезвившись, дитя всегда возвращается не с готовностью слушаться даже в каких-нибудь малостях. И это - с одного раза; что же сказать, где эта часть совсем в небрежении? Как трудно после истребить своеволие, коль скоро оно осядет в теле, как в крепости. Не гнется шея, не движется рука и нога, и глаз даже не хочет смотреть, как приказывают. Напротив, дитя выходит преподвижное на всякое приказание, где с самого начала не дают воли его движениям. Сверх того нельзя лучше привыкнуть владеть своим телом, как заставляя его напрягаться по указаниям.

Потребности тела. Нервная система.

Третье отправление телесное лежит на нервах. Из нервов чувства – орудия наблюдений и пища пытливости. Но о сем после. Теперь же о другом общем назначении нервов, как седалища чувствительности тела, или способности принимать приятные и неприятные для него внешние впечатления. В этом отношении должно поставить правилом приучить тело безболезненно переносить всякого рода влияния внешние: от воздуха, воды, перемен температуры, сырости, жара, холода, уязвлений, болей и прочего. Кто приобрел такой навык, тот счастливейший человек, способный на самые трудные дела, во всякое время и на всяком месте. Душа в таком человеке является полною владычицею тела, не отсрочивает, не изменяет, не оставляет дел, боясь неприятностей телесных; напротив, с некоторым желанием обращается к тому, чем может озлобляться тело. А это очень важно. Главное зло в отношении к телу - телолюбие и жаление тела. Оно отнимает всякую власть у души над телом и делает первую рабою последнего; напротив, не жалеющий тела не будет в своих предприятиях смущаться со стороны слепого животолюбия. Как счастлив приученный к сему с детства! Сюда относятся медицинские советы касательно купания, времени и места купания, времени и места гуляний, платья; главное - содержать тело не так, оно принимало одни только приятные впечатления, а напротив, более содержать под впечатлениями обезпокоивающими. Теми разнеживается тело, а этими укрепляется; при тех дитя всего боится, а при этих на все готово и способно стоять в начатом терпеливо.

Такого рода обращение с телом предписывается педагогикою. Здесь показывается только, как эти советы пригодны к развитию христианской жизни, именно тем, что ревностное их исполнение заграждает вход в душу непотребному зелью чувственных наслаждений, своеволия, телолюбия или саможаления, образует противоположные им расположения и вообще приучает владеть телом как органом и не подчиняться ему. А это очень важно в жизни христианской, по самому своему существу отрешенной от чувственности и всякого угодия плоти.

Итак, не должно оставлять на произвол развития тела дитяти, а надо держать его под строгою дисциплиною с самого начала, чтобы потом передать в руки самого воспитываемого уже приспособленным к жизни христианской, а не враждебным ей. Истинно любящие детей родители-христиане не должны жалеть ничего, ни даже своего родительского сердца, чтобы доставить сие благо детям. Ибо иначе все последующие дела их любви и попечения будут или малоплодны, или даже безплодны. Тело – седалище страстей, и большей частью самых свирепых, каковы похоть и гнев. Оно же и орган, чрез который демоны проникают в душу или приселяются к ней. Само собою разумеется, что при этом не должно упускать из вида церковности, и из нее ничего такого, чем можно прикасаться к телу, ибо тем будет освящаться тело и усмиряться жадная животность.

Все здесь не пишется, и только указывается главный тон действования на тело. Подробности укажет дело, кому нужно. По этому очертанию разумеется и то, как должно обходиться с телом и во все прочее время жизни: ибо дело у нас с ним одно.

Развитие души. Первые впечатления.

Вместе с обнаружением телесных потребностей, и в душе не замедляются высказываться низшие способности в естественной их последовательности. Вот дитя начинает останавливать свой взор на том или другом предмете, и на одном больше, на другом меньше, как будто один ему нравится больше, а другой менее. Это первые начатки употребления чувств, за коим тотчас следует пробуждение деятельности воображения и памяти. Способности эти стоят на переходе от телесной деятельности к душевной и действуют совместно, так что сделанное одною тотчас передается другой. Судя по важности, какую они имеют в настоящее время в нашей жизни, как хорошо и спасительно первые начатки их освятить предметами веры. Первые впечатления глубоко остаются памятными. Помнить надобно, что душа является в мир голою силою; возрастает, богатеет во внутреннем содержании и разнообразится в деятельности она после. Первый материал, первую пищу для образования своего она получает извне, от чувств, чрез воображение. Очевидно само собою, какого характера должны быть предметы чувств и воображения, чтобы не только не препятствовать, а еще более способствовать образующейся христианской жизни. Ибо известно, что как первая пища имеет значительное влияние на темперамент тела, так и первые предметы, коими занимается душа, имеют сильное влияние на характер души или тон ее жизни.

Низшие способности души. Воображение.

Развивающиеся чувства доставляют материал воображению; воображенный предмет хранится в памяти и составляет, так сказать, содержание души. Пусть чувства получают первые впечатления от предметов священных: икона и свет лампады - для глаз, священные песни - для слуха и прочее. Дитя не понимает еще ничего из того, что у него перед глазами, но глаз и слух привыкают к сим предметам, и они, предзанимая сердце, тем ставят вдали другие предметы. За чувствами и первые упражнения воображения будут священны; ему легче будет воображать эти предметы, чем другие: таковы его первые сгибы. Затем, на будущее время, изящное, которое одною стороною существенно связано с формами чувств и воображения, будет привлекать его не иначе, как под священными формами.

Итак, пусть ограждают дитя священными предметами всех видов; все же могущее развратить в примерах, изображениях, вещах - удаляют. Но потом и во все последующее время надо хранить тот же порядок. Известно, как сильно действуют на душу растленные образы, в каком бы виде они ни касались ее! Как несчастно дитя, которое, закрыв глаза или оставшись одно и углубившись в себя, бывает подавляемо множеством непотребных образов, суетных, соблазнительных, дышащих страстями. Это то же для души, что чад для головы.

Низшие способности души. Пытливость.

Дело чувств - видеть, слышать, осязать, вообще испытывать, пытать. Потому не суть первые возбудители пытливости, которая потом ради них переходит в воображение и память и, приобретши в них оседлость, становится несокрушимым тираном для души. Не употреблять чувств вообще нельзя: ибо иначе, как чрез них, и познаются вещи, кои знать должно, ради славы Божией и блага нашего. Но при этом неизбежна и пытливость, которая есть неудержимая склонность – без цели видеть и слышать, что где делается и как что бывает. Пытливость состоит в том, где стараются все разузнать безпорядочно, безцельно, не различая, нужно или не нужно. Итак, следует только при упражнении чувств соблюдать меру и порядок и обращать их на одно нужное и по сознанию нужды, - тогда пытливости не будет пищи; то есть должно приучать дитя то испытывать, что считается для него необходимым; от всего же другого удерживать и обороняться. Потом в самом действии испытывания соблюдать постепенность - не перебегать с предмета на предмет или от одной черты к другой, а пересматривая одно за другим, о том заботиться, чтобы вообразить предмет как должно. Такой род занятий избавит дитя от настроения развлекаться даже среди позволенного, приучит владеть чувствами, а чрез них и воображением. И оно не будет перебегать от одного к другому без нужды, следовательно, мечтать и развлекаться образами и тем не давать покоя душе, мутя ее приливом и отливом своих безпутных видений. Не умеющий владеть чувствами и воображением необходимо бывает рассеян и непостоянен, будучи томим пытливостию, которая будет гонять его от одного предмета к другому до расслабления сил, и все это без плода.

Низшие способности души. Страсти.

Cовременно этим способностям возникают у дитяти страсти и начинают тревожить его с раннего времени. Дитя еще не говорит, не ходит, только что приучилось сидеть и брать игрушки, но уже серчает, завидует, присвояет себе, особится и прочее, вообще являет действие страстей. Это зло, утверждающееся на животной жизни, тлетворно: потому должно противодействовать ему с первых его проявлений. Как это сделать - определить трудно. Все дело зависит от благоразумия родителей. Можно, впрочем, постановить следующее:
1) предупреждать всячески их [страстей] возникновение;
2) потом, если проявилась какая страсть, надобно спешить погасить ее придуманными и испытанными средствами. Этим предотвратится укоренение их, или предрасположение к ним.

Страсть, чаще других обнаруживающуюся, врачевать должно с особым вниманием, потому что она может быть господствующею распорядительницею жизни. Благонадежнейший способ врачевания страстей - употребление благодатных средств. К ним с верою должно обращаться. Страсть - явление душевное, между тем действовать на душу у родителей сначала нет способов... Потому, прежде всего, должно молить Господа, да совершит Свое дело. Дальнейшим в этом руководителем для ревностного отца или матери, или няньки будет опыт. Когда дитя будет со смыслом, тогда могут быть употребляемы уже и общие против страстей средства. Всячески на них должно вооружаться вначале и преследовать потом во все время воспитания, чтобы дитя умело и привыкло владеть ими; ибо их возмутительные набеги не прекратятся до конца жизни.

Если будет строго соблюдаем предписанный порядок действования на тело и низшие способности, то душа получит прекрасное подготовление к истинно доброму настроению; однако ж, только подготовление, самое же настроение надобно созидать положительным действием на все его силы: ум, волю и сердце.

Способности души. Ум.

У детей скоро обнаруживается смышленость. Она современна говорению и растет вместе с усовершением последнего. Поэтому начать образование ума нужно вместе со словом. Главное, что должно иметь в виду, это здравые понятия и суждения по началам христианским о всем встречающемся или подлежащем вниманию дитяти: что добро и зло, что хорошо и худо. Это сделать очень легко посредством обыкновенных разговоров и вопросов. Родители сами говорят между собою: дети прислушиваются и почти всегда усвояют себе не только мысли, но даже обороты речи и манеры. Пусть же родители, когда говорят, называют вещи всегда собственными их именами. Например: что значит настоящая жизнь, чем она кончится, от кого все получается, что такое удовольствия, какое достоинство имеют те или другие обычаи и прочее. Пусть говорят с детьми и толкуют им или прямо, или, лучше всего, посредством рассказов: хорошо ли, например, наряжаться, счастье ли это, когда получишь похвалу и прочее. Или пусть спрашивают детей, как они думают о том или другом, и поправляют их ошибки. В непродолжительном времени этим простым средством можно передать здравые начала для суждений о вещах, кои потом не изгладятся надолго, если не на всю жизнь.

Таким способом, в самом корне будет подавлено мирское мудрование и пытливость злая, ненасытимая. Истина связывает ум тем, что насыщает его. Мирское же мудрование не насыщает и тем разжигает пытливость. Избавив от него, большое благо доставят детям. И это еще прежде, чем возьмутся за книги. Далее, стоит только не давать детям книг с растленными понятиями, и ум их сохранится целым, во здравости святой и божественной. Напрасно не заботятся таким образом упражнять дитя, в том предположении, что оно еще мало. Истина доступна всякому. Что малое христианское дитя премудрее философов - показал опыт. Он и теперь повторяется, но прежде он был повсюду. Например, во время мученичества, малые дети рассуждали о Господе Спасителе, о безумии идолопоклонства, о будущей жизни и прочем; это оттого, что мать или отец натолковали им в простой беседе. Истины эти сроднились с сердцем, которое стало дорожить ими до готовности на смерть за них.

Способности души. Воля.

Дитя многожелательно: все его занимает, все влечет к себе и рождает желания. Не умея различать доброго от злого, оно всего желает и все, что желает, готово выполнить. Дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимо своевольным. Потому родителям строго должно блюсти эту отрасль душевной деятельности. Самое простое средство к заключению ее в должные пределы состоит в том, чтобы расположить детей ничего не делать без позволения. Пусть со всяким желанием прибегают к родителям и спрашивают: можно ли сделать то или другое? Убедить их опытами собственными и чужими в том, что им опасно, не спросясь, исполнять свои желания, настроить их так, чтобы они даже боялись своей воли. Это расположение будет самое счастливое, но вместе оно и самое легкое для напечатления, ибо дети и так большею частию обращаются с расспросами к взрослым, сознавая свое неведение и слабость; стоит только возвысить это дело и поставить его в закон непременный. Естественным следствием такого настроения будет полное послушание и покорность воле родителей, наперекор своей, расположение во многом отказывать себе и навык к этому, или уменье; а главное, опытное убеждение в том, что не должно слушать во всем себя. Это всего понятнее для детей из их же опытов, что они многое желают, а между тем это желаемое вредно для их тела и души.

Отучая от своей воли, надо приучать дитя делать добро. Для этого пусть родители сами представят истинный пример доброй жизни и знакомят детей с теми, у коих главные заботы не о наслаждениях и отличиях, а о спасении души. Дети любоподражательны. Как рано они умеют копировать мать или отца! Здесь происходит нечто похожее на то, что бывает с одинаково настроенными инструментами. Вместе с тем и самих детей надо вызывать на добрые дела и сначала приказывать им делать их, а потом наводить, чтобы сами делали. Самые обыкновенные при этом дела суть: милостыня, сострадание, милосердие, уступчивость, терпение. Всему этому весьма нетрудно приучить. Случаи поминутны, стоит взяться. Отсюда выйдет воля с настроением на разные добрые дела и вообще с тяготением к добру. И доброделанию надобно научить, как и всякому другому.

Способности души. Сердце.

Под таким действованием ума, воли и низших сил само собою сердце будет настраиваться к тому, чтобы иметь чувства здравые, истинные, приобретать навык услаждаться тем, что действительно услаждает, и нисколько не сочувствовать тому, что, под прикрытием сладости, вливает яд в душу и тело. Сердце - способность вкушать и чувствовать насыщение.

Когда человек был в союзе с Богом - находил вкус в вещах божественных и освященных благодатиею Божиею. По падении он потерял этот вкус и жаждет чувственного. Благодать крещения отрешила от сего, но чувственность снова готова наполнить сердце. Не должно допустить до этого, должно оградить сердце. Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность, в которой необходимо должны быть содержимы воспитываемые дети. Сочувствие ко всему священному, сладость пребывания среди его, ради тишины и теплоты, отревание от блестящего и привлекательного к мирской суете не могут лучше напечетлеваться в сердце. Церковь, духовное пение, иконы – первые изящнейшие предметы по содержанию и по силе. Надобно помнить, что по вкусу сердца будет назначаться нам вечная обитель, а вкус у сердца там будет такой, каким образуют его здесь. Очевидно, что театры, балаганы и тому подобное негодны для христиан.

Усмиренная и организованная таким образом душа не будет, свойственною ей безпорядочностию, препятствовать развитию духа.

Способности духа.
Страх Божий. Совесть. Молитва.

Страх Божий рождает молитву и просвещает совесть. Нет нужды, что это обращается к иному, невидимому миру. У детей есть к тому предрасположение, и они скоро усвоивают себе эти чувства. Особенно молитва прививается очень легко не языком, а сердцем. Оттого они охотно и без устали участвуют в домашних молитвах и церковном богослужении и рады этому. Потому не должно лишать их этой части образования, а мало-помалу вводить сие в святилище их существа. Чем раньше напечатлеется страх Божий и возбудится молитва, тем прочнее будет благочестие во все последующее время. В некоторых детях дух этот проявляется сам собою, даже среди видимых препятствий к его обнаружению. Это очень естественно. Дух благодати, полученный при крещении, если не погашен неправым развитием тела и души, не может не оживлять духа нашего, а при этом - что может препятствовать ему являться во всей силе? Ближайшего, впрочем, руководства требует совесть. Здравые понятия, с добрым примером родителей и другими способами обучения добру, и молитва освятят ее и напечатлеют в ней достаточные основания для последующей доброй деятельности. Сознательность есть дело чрезвычайной важности в жизни; но как легко ее образовывать, так легко и заглушить в детях. Воля родителей для малых детей есть закон совести и Божий. Сколько есть у родителей благоразумия, пусть так распоряжаются своими повелениями, чтобы не поставлять детей в необходимость быть преступниками их воли; а если уже сделались такими - сколько можно располагать их к раскаянию. Что мороз для цветов, то и отступление от родительской воли для дитяти; оно не смеет смотреть в глаза, не желает пользоваться ласками, хочет убежать и быть одно, а между тем душа начинает дичать. Как хорошо предварительно расположить его к раскаянию, сделать, чтобы без боязни, с доверием, со слезами пришло и сказало: "Вот я то и то сделал худо". Само собою, что все это будет касаться одних обыкновенных предметов; но хорошо и то, что положится основание будущему постоянному истинно религиозному характеру - тотчас восставать по падении, образуется уменье скорого покаяния и очищения себя или обновления слезами.