Open
Close

Беседа о петре и февронии для детей. Беседа «Петр и Феврония Муромские

Семья - это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит
нравственность человеческого общества
Ф. Адлер

Цель : ознакомление учащихся с жемчужиной древнерусской литературы - «Повестью о Петре и Февронии Муромских».

Задачи :

Образовательные:

  • выявить особенности жанра древнерусской повести;
  • помочь увидеть идейно-художественное своеобразие повести и жизненные ценности, утверждаемые в ней;
  • формировать умение выделять тему и идею произведения.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки анализа текста;
  • развивать навыки выразительного чтения и пересказа.

Воспитательные:

Методические приемы: Комментарии учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа текста, словарная работа, пересказ.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Слово учителя.

Добрый день! В последнее время стало очень модным отмечать день святого Валентина- покровителя влюбленных. Но ведь в русском православном календаре есть свой День влюбленных - 8 июля, связанный с историей святых супругов Петра и Февронии Муромских - покровителей семьи и брака, чьи любовь и супружеская верность вошли в легенды. Жизнь Петра и Февронии - история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

С 2008 года день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святых Петра и Февронию за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.

Обращение к эпиграфу урока: Ф. Адлер говорил: «Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества».

Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к сегодняшнему нашему уроку?

А что, на ваш взгляд, главное в жизни? (великодушие, доброта, сострадание, мудрость, верность, честность...)

Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным?

Возможно, что в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет из 1000 (с X в. по XVII в.)

Сегодня мы погрузимся в мир древнерусской литературы - спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий ХVI век...

Нам предстоит познакомиться с новым жанром древнерусской литературы - повестью " Повесть о Петре и Февронии«. Она написана в15 веке писателем публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом протопопом дворцового собора Спаса-на-Бору в Москве, потом монахом. Это неединственное, но самое известное произведение. Сохранилось 150 списков «Повести...»

III. Историческая основа «Повести...»

Кто является прототипом главных героев повести?

И был, и есть в Русской земле красивый город Муром. Из него по преданию вышел былинный богатырь Илья Муромец. А еще спустя сто лет в конце 12-начале13 века Муром прославили святые Петр и Феврония, в иночестве Давид и Евфросиния, Муромские чудотворцы.

IV. Жанр произведения (комментарий учителя)

Жанр произведения определяется в заглавии: «Повесть...» Но повесть необычная, так как в ней тесно переплетаются элементы житийной литературы и фольклора. О близости к фольклору говорит вариативность повести, присутствие традиционных фольклорных жанров о герое-змееборце и мудрой деве, сказочные элементы (например, зачин). Но указание на конкретное место действия (Рязанская земля, г. Муром, село Ласково), на реальных исторических личностей говорит о том, что произведение имеет черты исторической повести. К тому же сюжет повести постепенно приобретает черты жития святых. Финал же повести - классический образец житийной литературы.

Что такое житие святого?

Житие святого - повествование о жизни святого, которое, обязательно сопровождает официальное признание его святости (канонизацию). Как правило, в житии сообщается об основных событиях жизни святого, его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти), а также особых свидетельствах Божьей благодати, которой был отмечен этот человек (например, прижизненные и посмертные чудеса). Жития пишутся по особым правилам (канонам). Так, считается, что появление отмеченного особой благодатью ребенка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей(хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь благими побуждениями, мешали подвигу чад, осуждали их). Чаще всего святой с ранних лет ведет строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники, например, св. Мария Египетская). В жизни святой набирается мудрости, проходит ряд испытаний, побеждает их. Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал ее. После смерти его тело оставалось нетленным.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - не каноническое житие. В композиции повести нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога. Повесть проникнута лиризмом, авторским сочувствием к героям, восхищением их душевной красотой и силой.

V. Чтение и составление плана «Повести о Петре и Февронии Муромских»

1.Обсуждение плана повести, пересказ эпизодов, запись плана в тетрадь.

Примерный план.

1.Зачин.
2.Змий посещает жену князя Павла.
3.Тайна смерти змия.
4.Змий уничтожен. Пётр тяжело заболевает.
5.Мудрая девушка из села Ласково.
6.Условия исцеления князя Петра.
7.Испытание мудрости Февронии.
8.Князь Пётр выздоравливает, но не сдерживает обещание. Наказание.
9.Вторичное исцеление князя Петра. Он женится на Февронии.
10.Пётр становится самодержцем в Муроме. Бояре не принимают Февронию.
11.Испытание Февронии (крошки превращаются в ладан)
12.Изгнание Февронии из города. Сомнение Петра.
13.Феврония творит чудо.
14.Возвращение князя и княгини в Муром.
15.Праведная жизнь Петра и Февронии.
16.Пётр и Феврония принимают монашество.
17.Смерть супругов в один день.
18.Посмертная воля супругов нарушена, но их тела чудесным способом оказываются в одном гробе.
19.Концовка.

VI. Аналитическая беседа с опорой на текст

Словарная работа.

Продолжите строку:
Целомудрие-это...
Исцеление человека-это...

Что общего вы найдете в этих словах? Приведите примеры других однокоренных слов (целый, целостный).

Что привело Петра в дом Февронии (случайность или провидение)? От чего нужно исцелить Петра? (Болезнь посылает Бог человеку, чтобы смирить гордыню, для очищения от согрешений. Феврония исцеляет его от непослушания воле Божией).

Сопоставьте точки зрения древнерусского читателя и современного: что излечивает князя Петра? (Не целебный настой, а бескорыстная любовь к нему).

Легко ли идет исцеление героя? Когда он окончательно исцеляется? (Работа над эпизодом «Петр и бояре», чтение в лицах).

Что изменилось в жизни героя после полного выздоровления? (Главное - исцеление души Петра).
- Почему Феврония способна совершать чудеса, а Петр - нет?

(Она благочестива, послушна Богу, следует в жизни заповедям Христа).

Целомудрие, т. е. строгая нравственность, чистота, дают Февронии дар исцеления. Что означают слова: «Аще бы кто требовал князя твоего себе, мог бы уврачевати и...» (Варианты ответов учащихся. Исцелить человека может лишь тот, кто разделит с ним жизнь и все тяготы, в том числе и тяготы болезни.)

Как Феврония убедила Петра в своей мудрости и богоизбранности?

Что послужило причиной изгнания Февронии из Мурома?

Через какие испытания проходят Пётр и Феврония? Для чего они им посланы?

К кому они обращаются в трудную минуту?

Вернувшись в Муром, мстят ли они своим недоброжелателям?

Пётр, первоначально избегавший брака с Февронией, становится её половинкой, её вторым «я».
Почему это произошло?- Можем ли мы утверждать, что их взаимоотношения динамичны (любовь - влюблённость, любовь-испытание, любовь - единение в Боге)

Что такое монашество? Почему Пётр и Феврония приняли в конце жизни монашеский постриг?

О чём они молили Бога, предчувствуя скорую кончину? - Какое значение имеет концовка? «Жили они долго и счастливо и умерли в один день» - не сказочный ли это финал? (Петр и Феврония ожидают друг друга на пороге смерти, чтобы быть вместе в дальнейшем пути к вечности.
Нет трагизма в конце повести, смерть - этап в дальнейшем пути к вечности, а не уничтожение того, что было накоплено жизнью).

Какое чудо (и почему неоднократно) совершалось после их смерти?

Как слова эпиграфа мы можем соотнести с прочитанным?

5.Характеристика персонажа

Расскажите о Февронии от лица

а) слуги Петра;
б) Петра;
в) бояр и их жен.

Какими качествами и в каких ситуациях обладает Феврония? (Используем новые слова)
(Характер преподобной Февронии показан как характер исключительный. Вера в Создателя, ум, благочестие, терпение, смирение, верность - качества, присущие ей. Она обладает чудесным даром целительства, который она получила от Господа. В трудные минуты она не теряетсамообладания, ибо она во всём видит волю Божью. Её последнее дело посвящено Богу: шила покров для храма Богородицы).

VII. Художественные особенности повести

Какова тема и идея повести?

Тема - история любви, преданности, самоотверженности.
Идея - показать идеал праведника, утверждение любви - великого чувства

VIII. Синквейн

Составить синквейн «Любовь» «Семья»

Правила составления синквейна.

· правая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
· вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
· третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
· четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
· пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

IX. Итоги урока

Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя - воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро - главнее всего для автора.

Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения? (Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает).

Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? (Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные). Не забудем, что герои повести - реальные исторические лица.

Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).

В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.
Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.
Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви - основная идея повести

Смысл названия произведения.

Почему называется «Повесть о Петре и Февронии Муромских»? (Петр достиг идеала святости в своей жизни).

В чем святость героев? (Чтение эпизода «И правили они в городе том...»)

Чем, по-вашему, была привлекательна «Повесть...» для современников?

Что ценное для себя могут в ней найти ныне живущие и вы в частности?

Кто знает, когда Православная церковь чтит преподобных Петра и Февронию?
(8 июля Православная церковь чтит преподобных Петра и Февронию Муромских. К святым обращаются все влюбленные и любящие, ища у них покровительства и защиты. 8 июля мы отмечаем замечательный праздник - День Семьи, Любви, Верности. В этот день не только верующие вспоминают о Петре и Февронии Муромских).

X. Домашнее задание

Письменный ответ на вопрос: «Над чем меня заставила задуматься «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

Июль - месяц, богатый на праздники святых, которые являются покровителями семьи, верности, образцом супружества, - это святые Петр и Феврония, Евфросиния Московская и т. д. День памяти святых Петра и Февронии считается теперь Днем семьи, любви и верности. Это удивительно, когда праздник святых совмещается с праздником светским.

Их житие взято за образец. Сложно в современном мире кого-то считать идеалом для подражания, поэтому именно святые стали образцом. Многие молодые люди говорят: «Они женились, прожили счастливую жизнь и умерли в один день. И мы бы хотели так же». Так говорят многие пары, которые создают семью. Но они не знают, откуда эта история. А это история святых Петра и Февронии, которые прожили счастливую жизнь и умерли в один день. Это удивительно. Если чуть-чуть коснуться их жития, какой все-таки образец для современного человека! Сегодняшняя российская статистика за этот год показывает такие цифры: на тысячу браков семьсот разводов. До революции было на тысячу браков три развода. Чувствуете разницу? Вот ответ на вопрос, до чего довела свобода, жизнь без заповедей Божиих. На днях перечитал «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина…

- А я недавно посмотрела фильм 1958 года «Капитанская дочка». Прекрасный фильм.

Но он был потрясающе политизирован. Там Пугачев - борец с царизмом, и он же покровитель семейного счастья. И какие слова у Александра Сергеевича! «Любовь - пылкое чувство». А знакомство? Герои долгое время были вместе в этой крепости, и вдруг он делает ей предложение: «Давайте обвенчаемся. Ваши родители нас благословят. А потом уговорим моих родителей. Маменька покладистая, но… с отцом будут проблемы». Он пишет письма, отец не благословляет, потому что сын молод, дуэлянт, чуть не лишил жизни другого человека - Швабрина. Когда он и Марья Ивановна читают это письмо, она говорит: «А без родительского благословения счастья нам не будет. Покоримся воле Божией. И пусть Вам Господь пошлет счастливого, доброго человека, а я Вам, видно, не пара». Интересно, в этом фильме 1958 года полностью передается дух повести Александра Сергеевича… Вот какой взгляд на жизнь! Сейчас это такая архаика. Молодые люди сами все решают. И что получается? На тысячу браков семьсот разводов, а раньше только три.

Какой-то особый промысл, особое благословение, скрепа была, когда старались делать все по совету, рассуждению и, самое главное, по заповеди Божией. Кстати, интересно: отец Павел Груздев однажды венчал одну пару, и ему было что-то открыто. Он этих людей видел первый раз, но сказал: «Надо же, в белой фате и называется невеста. Да какая она невеста, она уже раз пять все знала». Оказывается, «невеста» от глагола «ведать» - «незнающая». А чего не знающая? Не знающая никаких супружеских отношений, потому что только сейчас, с благословения Божия, благословения родителей, Церкви начнется эта счастливая жизнь. Поэтому она в белой фате, белый цвет - символ чистоты. Она невеста - незнающая.

В Церкви есть такой обычай: когда совершается Таинство Венчания, жених встает в одном углу, а невеста - в другом; священник приводит и ставит их на коврик, дает им по свече, и с этого начинается обручение. Оно предваряет Таинство Венчания. Это символ: они сейчас вот так тесно встречаются в церкви - она стояла в одном углу, а он - в другом. У них был период жениховства, но никакой близости еще не было. Вот они по углам стоят, даже в храм не вместе пришли. Сначала пришел жених, а потом приходит невеста. Когда я был в Италии, я видел потрясающий обычай в церкви западного обряда. Стоит жених, дожидается в церкви. Дорожка в храм, устланная цветами… И в храм вводит невесту отец - в черном пиджаке, в белой рубашке. Он подводит свою дочь к алтарю и вкладывает ее руку в руку жениха; выходит священник, и начинается Таинство Венчания. Отец приводит - не вместе молодые пришли. Тесная семейная жизнь, личные отношения, супружеские, начнутся только сейчас, с Таинства Брака. То же самое было у Петра и Февронии.

Расскажу тоже одну интересную историю. Я недавно снимала фильм о замечательном Спасском храме в селе Дворы по Успенскому шоссе. Его построил знаменитый зодчий Яков Бухвостов, крепостной, который был гениальнейшим архитектором. Он нигде не учился, самоучка. Он построил храм в Филях невероятнейшей красоты, глаз оторвать невозможно. И есть несколько версий, почему он Спасский. Одна из наиболее достоверных версий: Петр Шереметьев назвал так храм в память о своем венчании, когда отец благословлял его и невесту иконой Спаса Нерукотворного и на этой иконе написал молитву. Она до сих пор сохранилась. Целую молитву отец написал, обращенную к Спасу, о сохранении супружеской жизни Шереметьева и его невесты. И храм посвящен воспоминанию о той иконе, которой отец благословил.

Потому что это принесло им счастье. Так как была сохранена верность заповеди отца, заповедям Церкви. Получается, это храм благодарности Богу за счастливо прожитую семейную жизнь. А если вернуться к житию святых Петра и Февронии, надо сказать, был потрясающий момент. Возникла дилемма: она была крестьянка, дочь древолаза, собирателя дикого меда (кстати, об этом меде говорят, что у него прекрасные целебные свойства, у нас он называется бортный; мед редкий, но, если у кого-то будет возможность, приобретите). А на самом деле такая была у него профессия, этим он зарабатывал себе на хлеб. У Петра была болезнь, почти проказа. Ему было видение, что его может исцелить только девушка по имени Феврония, дочь собирателя меда. В конце концов она его исцеляет.

Это длинная история. Он на ней женится, хотя сомневался: он - князь, а она - простая крестьянка. Но была масса откровений, видений. Когда она исцелила его, он сначала не послушался, обманул, не стал жениться, и проказа возобновилась. Только потом, по ее молитве, окончательно исцелился и решается жениться: было явное свидетельство помощи Божией, что она ему послана от Бога. Они какое-то время живут, но им позавидовали, что простая крестьянка - княгиня: зависть человеческая, черная зависть, неблагодарность. Ставят его перед выбором: или ты остаешься князем, но без нее (пусть она возьмет сколько угодно денег), а ты себе возьми в жены любую другую. Вот какой взгляд на жизнь: как будто взяли и поменяли одежду - взгляд не евангельский. Как можно: «Возьми другую»?

Муж и жена - одна душа, одно тело, один дух. Что такое идеал семьи? Человек трехсоставен - у него дух, душа, тело. Хотя первое, что привлекает, - это внешние качества человека: образ, эстетика, красота и прочее. Соединиться по телу - дело нехитрое, никакого ума здесь не надо. А стать одной душой, знать характер другого человека, уметь его понимать, любить, принимать не только одни достоинства, но и недостатки любимого человека - это очень важно. И не только быть друзьями, но жить душа в душу. Петр и Феврония и жили душа в душу, а есть еще высшая степень соединения - когда люди в одном духе. Мы знаем прекрасно, что есть масса людей, которые друг друга понимают, друг друга любят, но один имеет веру, а другой - нет. Единства в духе нет, и по душе они могут иметь прекрасное взаимопонимание, в телесном отношении тоже все благополучно, а в духе - нет.

Единство у Февронии и Петра было телом, душой и духом. И ему говорят: «режь» себя пополам. Но супруги - две половинки одного целого. На что решается Петр? Он оставляет княжение. Что получилось дальше? Господь все восполнил… Они уходят, плывут по Оке, неизвестно, в каком месте окажутся. Проходит совсем немного времени: те, кто к этому был причастен, за власть передрались, пролили кровь и поняли, что они будут жить в страшной вражде, потому что справедливости нет, авторитета нет, власть незаконная. И они возвращают Петра, просят вернуться на княжение в Муром. Он поступает по любви, по заповеди, а Бог его вознаграждает сторицею.

Люди думают порой: «Я что-то могу потерять, лишиться чего-то». Ничего подобного: человек, который в жизни идет до конца в своих принципах, убеждениях, нравственности, чего бы это ему ни стоило, не будет забыт у Бога.

Удивительное повествование жития этих святых. Когда такое церковное повествование сопряжено с народным фольклором - это, пожалуй, единственный случай, когда параллельно идут два жизнеописания: церковное и народно-фольклорное. Это говорит о том, что, видимо, настолько был яркий образ Петра и Февронии, что народ даже целую сказку сложил об этом.

Священник Еразм составил их жизнеописание, и с общим повествованием их разделяло три столетия. За 300 лет много чего утекло из памяти, и в этом сказочном житии тоже многое идеализировано. Ну, пусть будет так. Каждый из нас должен стремиться к идеалу. Кто-то из мудрых людей сказал: «Фантазия начинается с фантазера». Человек придумал идею, цель и начинает к ней стремиться. Попутный ветер не дует тому, кто никуда не плывет. Всегда надо брать планку выше, и тогда будешь из себя что-то представлять. Кстати, есть закон шахматной игры - надо всегда играть с теми людьми, кто играет лучше тебя. Это тебя сделает опытнее. Не надо играть с теми, кто слабее. Тут тоже совершенно конкретная наука об этом спортивном шахматном искусстве. Надо все время выше и выше брать планку. Даже если она во многом идеализирована... Кстати, в Муроме до сих пор Петр и Феврония в раке вместе.

Это удивляет всегда, и многие люди, которые воцерковляются, спрашивают: «Они правда оказались в одном гробу?» Поверить нашему рациональному, холодному современному уму в то, что может произойти такое божественное чудо, сложно. Удивляет не то, что он был верен, а то, что они остались в одном гробу, когда их разделяли.

Это является наглядным свидетельством - «прииди и виждь». Многие молодые люди из нашего молодежного движения «Покров» обязательно перед браком едут в поездку в Дивеево через Муром или, наоборот, через Муром в Дивеево. То есть едут помолиться и своими глазами видят: два человека вместе. Нетленные мощи одного и другого, и они вместе. Слово «вместе» - это та самая планка, к которой надо стремиться: вместе телом, вместе душой и вместе духом. Это, конечно, для нас, светских людей, которые живут семейной жизнью, - идеал и стремление.

Но не все так просто было. Вот момент: у нее крестьянское воспитание, у него - княжеское. Ему нашептали бояре, что она после обеда по крестьянскому обычаю сметает крошки со стола, как будто голодная. А это священное отношение к хлебу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Это отношение: хлеб и еда - Божий дар. Мне один священник как-то сказал: «Мне однажды мысль пришла в голову, что еда - это выражение Божественной любви к нам. Лошади, быки жуют одну траву, они понять не могут, что такое бананы, яблоки, молоко, конфеты... Только человек может оценить разнообразие, которое дает Бог». Феврония относилась к хлебу как к дару Божиему. Князья нашептали; он увидел это за столом: она начала сметать крошки, собрала их в кулак. Он подходит, взял ее за руку и попросил, чтобы она ее разжала. И был потрясен: не крошки хлеба были, а ладан в руке. И он, может быть, заготовил ей какую-то речь, наставление, нравоучение, назидание, но вдруг в руке ее вместо крошек ладан! А что это такое? Дар Божий. Человек с благодарностью отнесся даже к этим крошкам, чтобы они не были попраны.

- Во Введенском Владычном монастыре до сих пор сохраняется обычай благословения укрух. Когда монастырь строился, я видела, с чего там начинали. Не хватало хлеба, пищи монахиням, и они сметали крошки и доедали. Настолько было голодно. Этот обычай - воспоминание о том, как было голодно. Сейчас уже все хорошо, но по- прежнему все собирают и благословляют эту пищу, которую давал Господь даже в виде крошек.

И мне мама все время говорила: «Бери из общей тарелки или кастрюли столько, сколько ты съешь. А если ты в гостях, то надо доедать все». Почему? Во-первых, чтобы не показать неуважение, как будто это было невкусно. И надо все время предупреждать, сколько положить, чтобы не оставлять, чтобы ничего не выкидывать. Все складывается из мелочей, это уважение к дару Божиему, который Господь послал. Если ты не взял - достанется другому, но нельзя выбрасывать. Многие на исповеди говорят: «Выбрасываю продукты». Это на самом деле грех. Вы с невнимательностью, нерассудительностью так поступаете.

- Люди работали в поте лица…

Бог послал деньги, ты их заработал, тоже не без помощи Божией. Ты поменял деньги на продукты, а потом они у тебя прокисли…

Мы немножко отошли в сторону. Это интересная тема - потребление, к которому подталкивают СМИ и супермаркеты.

Почему у Февронии был такой богодухновенный дар молитвы за свою семью, чтобы он остался верным, она осталась верной? Она была благочестивой жизни. А здесь через этот маленький шаг приоткрывается следующее: «Будь верным в малом, над многим тебя поставлю». Верность в малом сделала ее святой, она сохранила эту святость - и не только в мелочах, но и в еще большем. Кстати, Высоцкому, наверно, бабушка его или его родственники все-таки это житие читали и он каким-то образом об этом знал. Я однажды столкнулся с его воспоминаниями. И там есть такая зарисовка. У него спрашивают: «Какое качество вы цените в людях?» - «Больше всего в людях я ценю верность, потому что, если ты не верен, ты - никто и у тебя никого». Потрясающе. Верность, которая даже затронула ум такого человека, как Высоцкий, достойна внимания, достойна подражания, достойна того, чтобы это стало содержанием нашей повседневной жизни. И необязательно только супружеской жизни; верность своему долгу, Отчизне, Церкви, верность тому братству, в котором ты живешь, тому делу, в котором ты живешь… Это то чувство, которое должно быть присуще всем нам.

Ведущая Любовь Акелина
Расшифровка: Наталья Маслова

Казенное образовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» г.Омска

Классный час

«Святые Пётр и Февронья»

Цыганкова Надежда Семёновна, учитель истории и обществознания,

классный руководитель 9 класса

г. Омск – 2012

Разработка информационного классного часа : «Святые Пётр и Февронья»

Цели : заинтересовать учащихся историей жития святых Петра и Февронии

пробудить уважение к семье, семейным ценностям; любви, верности, взаимопомощи, ответственности

Оборудование: презентация

Ход мероприятия

Беседа с учащимися сопровождается рассказом учителя и показом слайдов

Слайд №2,3

14 февраля католический мир празднует весело и озорно день Святого Валентина — День любви и верности. На Руси, в православном мире, Днем любви считают 8 июля (по новому стилю) — день памяти святых Петра и Февронии, которые жили долго, счастливо и умерли в один день

Что вы слышали о Святых Петре и Февронии?

(Ответы учащихся дополняются информацией)

Слайд №4,5

Повесть о Петре Февронии Муромских (исторический источник) Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда — по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, обо всем поведала мужу. Выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.
Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Февронья, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, — большую награду. «Я хочу его вылечить, — без обиняков ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Февронья зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

Как вы думаете почему?

Благодатная девица имела премудрость и назначила такое лечение не случайно Поскольку Февронья прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди

Слайд №6,7

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию.

Как вы думаете почему?

Не желая иметь правительницей над собой крестьянку, всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Слайд №8

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, — попросила княгиня. — Одинакова вода или одна слаще другой?» — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и женщины одинаковы, — молвила Февронья. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.

Какие помыслы были у мужчины?Как Февронии удалось сохранить семью?

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» — с грустью размышлял Петр, а Февронья, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог не оставит нас в беде!» В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет», то человек, надеющийся, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Слайд №9,10

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Февронья со возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Слайд №11,12

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

Слайд №13

Одним из главных инициаторов возрождения и популяризации этого праздника является супруга президента

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»

г. Ивантеевка Московской области

ПАСХАЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

»

Класс 4

Дата проведения 1 5 . 05 .201 3 г.

Тема классного часа «Православные святые Пётр и Феврония»

Учитель начальных классов БЛОХИНА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА

май 2013 года

Цель : формирование основ семейного воспитания на примере православных святых Петра и Февронии.

Задачи:

    познакомить с историей возникновения и смыслом празднования Дня святых Петра и Февронии;

    развитие восприятия и мышления при усвоении слуховой и зрительной информации;

    формирование нравственных основ воспитания будущего семьянина;

    воспитание уважительного отношения к русской православной культуре и истории православия.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход классного часа.

п\п

Название слайда

Содержание

Титульный лист

1.Организационный момент.

II . Вводная беседа.

Много праздников у нас в стране. Это и государственные и религиозные праздники. Но народ выбирает те праздники, которые ему больше нравятся.

Какие праздники любите вы и почему?

Изображение

Петра и Февронии

III . Рассказ «Святые Пётр и Феврония».

Кто такие святые?

Есть ли в православии святые, покровители любви, семьи и верности?

Какого человека можно назвать святым? (Тот, кто искренне служит богу; жизнь его наполнена добрыми делами для людей; способен совершать необычное для других людей).

Много славных имен на Святой на Руси,
Много сказано былей – кого ни спроси,
И меж былей жива – не крива, не стара –
Про Февронью-жену и супруга-Петра.

…Петр в Муроме-граде на княжестве был,
И мечом неприязненна Змия убил.
А Февронья, что с юности стала мудра,
Врачевала великие раны Петра.

Многократно просили бояре Петра –
Мол, простую крестьянку – гони со двора,
Знатну дочь близ себя посади на престол!..
Князь послушал бояр… и из града ушел…

И челом ему били громадою всей:
Возвращайся, о княже, с женою своей!
И во Муроме правь до скончания дней,
Коли столь неразлучна душа твоя с ней.

И в любви благодатной – к успению лет
Дали Петр и Февронья взаимный обет,
Будто в каменну вместе возлягут кровать,
Где вдвоем – до Страшного Суда – почивать.

И свершилось заветное: праведным сном
Опочили согласно во гробе одном.
А народ – по земному уму порешил,
И усопших немедля разнять поспешил.

В усыпальницу князеву – князя снесли,
А жену его – в скит, на погост отвезли.
Но в канун погребенья – всех весть потрясла:
Снова в каменный гроб воротились тела.

Оттого это сталось, что мертвую плоть
Сочетал – словно души – Всесильный Господь.
Оттого это сталось, что верен завет:
Смерти нет для любви – только свет, только свет!

Смерти нет, смерти нет!.. И века напролет
К обоюдным останкам болезный народ
Исцеляться приходит, и Славу поет.
Потому что любовь никогда не прейдет!

Потому что любовь – паче смерти – для всех,
Кто уверовал в вечную жизнь в небесех!
Матвей Славко, лирник

IV . Беседа по теме.

Сегодня даже дети знают, что 14 февраля - день Святого Валентина, покровителя всех влюбленных. А ведь в России есть свои собственные заступники влюбленных: православные святые - Петр и Феврония...

Давным-давно жил- был в Муроме княжич по имени Петр. К несчастью, объявился в тех краях злой крылатый змей, причинявший, как водится, много вреда. Храбрый Петр не убоялся чудища, выступил против и убил его, но змеиная кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпьями и язвами. Никто из лекарей не мог вылечить княжича.

И тут прослышали, что в селе Ласково в Рязанской земле живет мудрая девушка Феврония. Она умеет исцелять от недугов, предсказывать будущее и творить многие чудеса.

Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану. Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит - женюсь. Тогда Феврония зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской. Сказано - сделано.

После первого же «сеанса» Петр поправился. Велел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в Муром. Феврония же подарки не приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам пришел к ней просить прощения. Она же без обид снова исцелила его - на этот раз окончательно и бесповоротно. Они поженились и зажили в мире и согласии.

Вскоре старший брат княжича умер, пришлось самому Петру принимать Муром во владение. И все бы хорошо, только бояре со своими женами с первого дня люто возненавидели Февронию. Обидно им было, что они, родовитые мужи, должны простой крестьянке кланяться. Каких только козней и наветов не возводили на княгиню, но Петр был настолько очарован умом и добрым сердцем супруги, что и слушать не хотел никаких пересудов.

Несколько раз приступали к нему враги Февронии с требованием отослать ее куда подальше, пока, наконец, князь не предоставил своей мудрой жене рассудить всех. Супруга его, не долго думая, поставила ультиматум: я уеду, сказала, лишь возьму с собой то, что захочу. Бояре со гласились. Тогда Феврония, к великой радости знати, объявила, что покинет этот город только вместе с законным мужем. Короче говоря, кончилось все тем, что пара села на корабль да поплыла, куда глаза глядят.

Вместе с ними, как, оказалось, путешествовала еще одна супружеская чета - тоже князь и княгиня. И надо ж такому случиться, что этому самому князю больно приглянулась Феврония. Княгиня заметила его взгляды, разгадала нечистые помыслы и решила наглеца проучить. - Зачерпни воды из реки левой рукой и испей, - сказала она ему. Тот удивился, но сделал, как просила. - А теперь зачерпни правой и скажи, одинаковая вода или одна другой слаще? Князь признался, что одинаковая. - Так и женское естество всегда одинаково, - вразумляла его мудрая женщина. - Почему же ты, забыв о жене, помышляешь о чужой?

Однако Феврония не только чужие мысли читала, но и настоящие чудеса творила. Как-то на берегу срубили молодые дерева, чтобы повесить на них котлы и сварить ужин. Увидев это, княгине жалко стало обрубки. Тогда она благословила их со словами: «Да станут они утром большими деревьями с ветками и листвой». Утром, когда все проснулись, то увидели, что рядом шумят два огромных исполина.

Между тем в их родном Муроме бояре передрались, как пауки в банке, желая захватить власть в свои руки. Тогда народ попросил Петра вернуться, что тот и сделал. С тех пор князь и княгиня руководили городом и слыли самыми справедливыми и кроткими правителями, принимали странников, помогали бедным.

А еще неустанно молили Бога, чтоб умереть им в один день. Даже сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой.

Перед смертью Петр и Феврония приняли монашество, как было заведено об ту пору у князей на Руси. Его стали величать Давидом, а ее - Ефросиньей.

Однажды князь почувствовал приближение смерти и послал сказать Февронии: «О сестра Ефросинья, чую я, что умираю, но жду тебя, чтобы нам вместе отойти к Богу». Княгиня же в это время заканчивала вышивать покров для церковных сосудов и просила его: «Подожди, господин, пока закончу свою работу». Справившись с ней, Феврония легла рядом с мужем, они вместе помолились и отдали свои души Богу в двадцать пятый день месяца июня (по новому стилю 8 июля).

Супругов пытались разлучить и после смерти. Князя решили похоронить в городе в соборной церкви Пресвятой Богородицы, а Февронию - в загородном женском монастыре. Сделали им разные гробы и положили тела на ночь в разных церквах. Однако утром обнаружили гробы пустыми, а князя и княгиню лежащими в общем гробе, том самом, который они велели сделать для себя незадолго до смерти. Неразумные люди снова попытались разлучить их. Но и на следующий день супруги оказались вместе. После этого их тела уже не смели трогать. Петра и Февронию наконец похоронили так, как они того хотели.

С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. В 1547 году они были канонизированы православной церковью, а день их памяти - 8 июля (по новому стилю) - с того времени перекочевал в разряд благоприятных для влюбленных и семейных людей. Поэтому к святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах.

Таким был на Руси день Петра и Февронии - святых, которых очень почитали наши предки. Это и понятно: праведники дали людям новый, доселе неведомый идеал любви, основанной на родстве душ, взаимном уважении и многолетней привязанности...

И как в старину, так и в наше время любой страждущий может обратиться к ним со своей молитвой, попросить помощи в любовных делах, благополучия и добра в семейной жизни. Если же отправиться в древний городок Муром да найти там Свято-Троицкий женский монастырь, в котором и ныне почивают мощи супругов, да загадать там сокровенное желание, оно непременно исполнится.

Во всяком случае, так утверждают знающие люди. Видимо, потому туда и сегодня неиссякаемым потоком люди приходят и приезжают издалека с глубокой верой в то, что Петр и Феврония заступятся за просящих перед Господом, помогут разрешить разногласия между влюбленными и супругами, и вселят в их души покой и благодать...

По инициативе жителей Мурома в городе были восстановлены дореволюционные традиции празднования дня Петра и Февронии, которые затем поддержали и во многих других городах России. До революции в России праздник в честь святых Петра и Февронии Муромских, олицетворяющих супружескую любовь и верность в русской культуре, отмечался очень широко. Сегодня эта традиция возрождается.

V . Прослушивание песни о святых Петре и Февронии.

О счастье семейном молятся

По всей православной России

Муромским чудотворцам

Чтоб у Господа испросили.

Надежду, любовь и веру

И верность друг другу до гроба.

И за гробом тоже примером

Они нам сияют оба.

Жизнь во все времена похожа:

Те же требы у каждого века,

То же горе и счастье то же,

Искушенье у человека.

Чтобы тьма не закрыла солнце,

Чтоб не множилось беззаконие

За нас с вами усердно молятся

Петр и Феврония.

Зажигая сегодня свечи,

И сердца любовью зажгите,

Чтобы были мы вместе вечно

Заступничества попросите.

И дарите ромашки любимым,

Знаком верности и чистоты.

Пусть станут навеки отныне

Русского поля цветы.

VI .

С 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности . Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже более700 лет православные почитают 8 июля память покровителей семейного счастья.

В некоторых российских городах с 2008 года стали устанавливать .

Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святую супружескую паруза покровительство в их семейной жизни или попросить о даров а нии семейного лада и счастья.

Почему же Пётр и Феврония, говоря современным языком, вновь оказались востребованными обществом?

Ответ лежит на поверхности: богатый потрясениями ХХ век, годы реформ поколебали многие ценности, на которых покоятся жизнеспособность, физическое и нравственное здоровье общества и человека. В том числе такой важнейший устой, каким всегда являлась крепкая семья. Последствия её разрушения оказались тяжкими: сокращение рождаемости, сотни тысяч беспризорных и безнадзорных детей, распространение алкоголизма, наркомании, преступности, эгоизма и цинизма. Необходимо остановить циничное разрушение семьи и супружества глобализацией!

VII .

Памятник Пётру и Февронии в городе Муроме. Памятник Петру и Февронии в Архангельске. Памятник Петру и Февронии в Абакане. Памятник Петру и Февронии в Сочи. Памятник Петру и Февронии в Ярославле.

VIII . Заключительная часть.

Детям дарятся иконки с изображением Петра и Февронии с пожеланиями счастья и понимания в семье родителей, в удачном и счастливом семейном будущем.

Список используемой литературы и сайтов:

    Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских ⁄⁄ Литература в школе.-2005.- №4.-с.13-18. http://artikul.ucoz.ru/forum/54


День семьи, любви и верности - именно так называется праздник, который 8 июля отмечается в нашей стране. По православному календарю это день святых Петра и Февронии Муромских - покровителей семьи и брака.

Что Бог сочетал, человек да не разлучает

Еще в прошлом году меня заинтересовала история Петра и Февронии, но блог написать я не успела. Со времен учебы в музыкальном училище и институте культуры, где большое внимание уделялось истории культуры, в том числе и живописи, и до сих пор мне очень нравятся картины, особенно, русских художников, например, Всеволода Иванова из серии "Ведическая Русь", и многое, что связано с Русью: ее история, фольклор, этнография... Во время подготовки блога, я нашла в интернете замечательные картины Петербургского художника Александра Простева из серии "Житие Петра и Февронии", которые гармонично вписались в моем блоге.


Юный князь Петр


Юная Феврония


Князь Петр


Святая Феврония

По легенде за несколько лет до княжения Петр заболел проказой. Во сне ему привиделось, что исцелить его может только дочь пасечника Феврония. Она вылечила Петра и попросила князя в качестве вознаграждения жениться на ней. Однако он не сдержал слова, поскольку Феврония была простолюдинкой, и болезнь вернулась снова. Тогда он все же женился на девушке, но унаследовав княжение после брата, столкнулся с сопротивлением бояр. Они не хотели княгиню-крестьянку и потребовали прогнать ее, либо покинуть Муром вместе с ней.



Сон князя Петра


Встреча Петра и Февронии


Обман князя Петра. Феврония уходит


Раскаяние князя Петра


Сон князя Петра


Прощение


Феврония невеста


Венчание князя Петра и Февронии


Единение душ


Зависть боярских жен


Нашептывание бояр

Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке. В городе же начались смута, борьба за престол и убийства. Бояре попросили князя и княгиню вернуться, они согласились, и в дальнейшем Феврония сумела заслужить любовь и уважение горожан.


Изгнание князя Петра и княгини Февронии


Княгиня Феврония утешает князя Петра


Возвращение в Муром

Петр и Феврония стали образцом супружеской любви и верности. Согласно преданию они жили долго и счастливо и умерли в один день – 25 июня (8 июля по новому стилю) 1228 года. Их тела, положенные порознь, оказались в одном гробу, что сочли чудом. В ХVI веке Петр и Феврония были причислены к лику святых и с тех пор считаются православными покровителями семьи. Их мощи хранятся в Свято-Троицком храме в Муроме.


Святые супруги

Предлагаю вашему вниманию мультфильм "Сказание о Петре и Февронии" Студия ВГИК, Режиссер: Надежда Михайлова. Текст читает Глеб Дерябкин. Продолжительность - 13 мин. 2008 г. Посмотрите не пожалеете!

Сюжет основан на житие русских святых Петра и Февронии Муромских. Свет их любви и верности доходит до нас и поныне. Святые супруги прошли свой земной путь, никогда не разлучаясь, кротостью, терпением и мудростью преодолевая все трудные испытания, выпавшие на их долю.

Символом праздника является ромашка. На Руси многие века существовала традиция устраивать помолвку 8 июля. В современной России День семьи стал широко отмечаться совсем недавно, с 2008 года, но у него тоже уже появились свои обычаи: например, праздновать в этот день свадьбы.

Поздравляю всех с праздником семьи, любви и верности! Цените семью, любите и берегите самое святое, что есть в нашей жизни - своих близких!

Новые записи: (0)
(0)