Open
Close

Артефакты истории. Каменные вазы Египта

Цивилизация Древнего Египта просуществовала почти три тысячи лет, оставив потомкам величественные памятники и сказочные сокровища. Египет стал колыбелью второй (после шумерской) великой цивилизацией в мировой истории. Она зародилась в долине Нила несколькими веками позднее шумерской цивилизации в Месопотамии, оказавшей несомненное влияние на раннее развитие Древнего Египта.

Дар Нила

Один греческий историк по праву назвал Египет "даром Нила". Люди здесь всегда селились на узких полосках земли по обоим берегам реки, несущей свои воды через сотни километров пустыни к дельте, где, разделившись на множество протоков, она впадает в Средиземное море.

Истоки

Воды Нила ежегодно поднимались и опускались, оставляя в пойме слой плодородного ила и позволяя строить сложные оросительные системы. Это сделало Древний Египет богатейшей житницей, кормившей население страны и производившей огромные излишки продовольствия, на которых зиждилась сложная общественная система и невиданные по размаху строительные проекты. Документальная история Древнего Египта начинается примерно с 3000 г. до н. э., когда царь Верхнего (южного) Египта Менес, или Нармер, объединил страну, покорив Нижний Египет (Дельту). Примечательно, что этот союз остался нерушимым на тысячи лет (если не считать непродолжительных периодов смуты), и Менес стал основателем первой из 33 египетских династий. Последняя династия прервалась в 30 г. до н. э., когда Клеопатра покончила с собой, позволив укусить себя ядовитому аспиду.

Разобраться в истории Древнего Египта легче всего, разделив ее на три основных периода длительной стабильности - Древнее, Среднее и Новое царства, отделенные друг от друга I и II промежуточными периодами, когда традиционный порядок в стране нарушался гражданскими войнами и чужеземными нашествиями. Разные историки называют разные даты начала и конца каждого периода, и большинство датировок до 2000 г. до н. э. весьма приблизительны.

Эпоху двух первых династий (3000-2600 до н. э.) называют Ранним царством, предшествовавшим Древнему царству. Но даже тем далеким временам уже были присущи многие непреходящие черты египетской цивилизации. Уже тогда царь был богоравным существом, хотя всем известный титул "фараон" (дословно "великий дом") вошел в употребление лишь во времена Нового царства. Сосуды древнего Египта. Сложная по структуре египетская религия уделяла огромное внимание загробной жизни, и египтяне изобрели множество способов мумификации своих почивших царей, чтобы обеспечить им достойное существование в потустороннем мире. В этот же период возникли и утвердились касты жрецов и чиновников.

Древнее царство

В эпоху Древнего царства (2600-2150 до н. э.) Египет достиг вершины стабильности и самоизоляции, надменно не замечая окружающего мира. Почти сразу же началось возведение каменных монументов, из которых наиболее известны грандиозные царские усыпальницы - пирамиды. Знаменитая "ступенчатая пирамида" в Саккаре, по соседству с древней столицей Мемфисом, была возведена для царя III династии Джосера по проекту его советника Имхотепа. Этот полулегендарный мудрец и первый зодчий, известный нам по имени, позднее стал египетским богом врачевания. Самая крупная пирамида была построена в Гизе для фараона Хеопса (Хуфу). Пирамиды, точно сориентированные по сторонам света, строились на основе простейших технологий. Их возведение было, по сути, триумфом организации труда в невиданных ранее масштабах.

К концу эпохи Древнего царства ycилилось влияние крупной аристократии, центральная власть ослабела. Во время I промежуточного периода (2150-1950 до н. э.) Египет раскололся на несколько враждующих династий, а пирамиды другие гробницы подверглись разграблению.

Древний Египет. Среднее царство

В эпоху Среднего царства (1950-1785 до н. э.) единство Египта было восстановлено, а его столица перенесена из находящегося чуть выше Дельты Мемфиса в Фивы, что в Верхнем Египте. Расположенная неподалеку Долина царей стала местом погребения многих владык, а в двух районах Фив - Карнаке и Луксоре - один за другим вырастали прекрасные храмы и величественные памятники.

К тому времени религия приобрела весьма высокоразвитые формы, открыв возможность загробной жизни не только для царей, но - при должной подготовке - и для любого египтянина. Вероятно, именно этим объясняется новый обычай класть в захоронения деревянные фигурки воинов, ремесленников или слуг, чтобы они сопровождали господина в загробном мире. Эти фигурки (ушебти) во многом помогли нам представить повседневную жизнь древних египтян.

Поздний период Среднего царства отмечен правлением сильных и удачливых фараонов. Они усмирили аристократию, осуществили крупные ирригационные проекты и распространили владычество Египта на юг, покорив Нубию. Однако с наступлением II промежуточного периода (1785-1570 до н. э.) страна вновь вошла в полосу раздоров и упадка, а вершиной всех бед стал захват Дельты Нила азиатскими кочевниками, гиксосами.

Новое царство

Древний Египет. Новое царство (1570-1075 до н. э.) было последней великой эпохой в истории египетской цивилизации. Она же дала стране ее самых знаменитых представителей. Для Древнего Египта это еще была и эпоха непрерывных конфликтов с Ближним Востоком - поначалу в качестве великой державы, а ближе к концу уже в качестве жертвы. Толчком к этому в немалой мере послужили гиксосы. Египтяне переняли у них новые приемы ведения войны (в частности, боевые колесницы) и, изгнав ненавистных чужаков, оттеснили их до пределов Палестины и Сирии, превратив Египет в великую империю, размеры которой колебались в разное время.

Все эти события придали Новому царству особую атмосферу. К примеру, больше внимания стали уделять возвеличению фараона как земного завоевателя и меньше - его освященному традицией божественному образу. Судя по письменным источникам, политическая жизнь приобрела более сложный характер. К числу самых выдающихся личностей Нового царства относится царица Хатшепсут, которая изображалась со всеми царскими атрибутами, вплоть до привязанной к подбородку фальшивой бороды! Ряд энергичных правителей расширил границы Египетской империи до плодородной излучины Евфрата. Вершины своего могущества и благополучия Египет достиг при фараоне-воине Тутмосе III (1479-1426 до н. э.). А из переписки Аменхотепа III (1390-1353 до н. э.) с его преемником Аменхотепом IV, сохранившейся на глиняных табличках в Амарне, мы узнаем о широких дипломатических связях Древнего Египта с владыками всего Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока.

Единый бог - Древнего Египта

Однако правление Аменхотепа IV (1353-1336 до н. э.) вошло в историю небывалой религиозной революцией, которую осуществил сам фараон. Аменхотеп низверг несметную рать египетских богов, не пощадив даже могущественного Амона-Ра, чье имя включалось в имя фараона. Египтянам было велено поклоняться единому богу в образе солнечного диска или Атона. В ознаменование этого фараон сменил свое прежнее имя на Эхнатон и основал в Амарне новую столицу. Древний Египет

Скрытый смысл этих событий остается неясным по сей день, и если одни историки превозносят Эхнатона как первого владыку, учредившего культ единого всесильного бога (монотеизм), то другие осуждают его как нетерпимого фанатика. Сосуды древнего Египта. Супруга фараона Нефертити, по-видимому, активно участвовала в этой революции, которая осуществлялась силами всевластной чиновничьей касты и прославлялась бесчисленными надписями и монументами. Религиозный авторитет Эхнатона был так велик, что об открытом сопротивлении не было и речи, но в обществе тлели угли недовольства.

Возможно, серьезный урон престижу Эхнатона нанесло его пренебрежение делами империи. Пока он занимался вопросами религии, союзники и сателлиты Египта один за другим пали под натиском врагов. Так или иначе, вскоре после смерти фараона его революции пришел конец, а его имя вызывало такую ненависть, что было вычеркнуто из всех тогдашних списков правителей Древнего Египта. Надписи были стерты, а монументы разрушены, чтобы навеки уничтожить память о нем.

Тутанхамон

Все это делалось от имени зятя Эхнатона, фараона-мальчика Тутанхатона. Царский двор вернулся в Фивы, а фараон, убрав из имени приставку "Атон", вошел в историю как Тутанхамон.

Взойдя на трон мальчиком лет десяти и процарствовав лишь несколько лет (1332-1323 до н. э.), Тутанхамон вряд ли стал бы заметной фигурой в египетской истории, если бы не одна случайность. Он был предан земле в Долине царей, где его небольшая гробница оказалась засыпанной слоем щебня, вынутого при строительстве усыпальницы более позднего фараона. В результате все известные могилы фараонов были разграблены, а гробница Тутанхамона осталась почти нетронутой. Спустя три тысячи лет, в 1922 году, она была обнаружена британским археологом Говардом Картером и оказалась доверху набитой сокровищами.

Фараоны-воители древнего Египта

Глубоко увязший в ближневосточных войнах Египет снова стал великой империей при фараонах-воинах Сети I (1290-1279 до н. э.) и Рамзесе II (1279-1213 до н. э.). Рамзес осуществил грандиозные строительные проекты, завершив колонный зал в Карнаке и скальные храмы Абу-Симбела. Его хвастливые надписи и колоссальные изваяния красноречиво говорят о беспредельной мании величия.

Однако войны Рамзеса истощили силы Египта, и вскоре после его смерти начался период долгого заката. Заключительный этап наступил в X веке до н. э., когда отечественные династии начали чередоваться c чужеземными - ливийской, нубийской, а 660-х г.г. - ассирийской. Последним усилием имперской воли Египет покорил Сирию, но лишь затем, чтобы в 605 г. до н.э. потерпеть сокрушительное поражение о Вавилона при Кархемише и лишиться всех ближневосточных владений.

Окончательный упадок древнего Египта

В 525 г. Египет стал частью Персидской империи. Затем страну завоевал Александр Великий (356-323 до н. э.). Его преемником стал один из его военачальников - Птолемей, чья династия правила вплоть до 30 г. до н. э. Птолемеи оставались греками по языку и культуре, и этот период отмечен постепенной эллинизацией Египта.

Конец независимости Египта пришел со смертью Клеопатры, и хотя некоторые египетские культы оказали заметно влияние на религиозное брожение позднеримского мира, старая египетская цивилизация постепенно угасла, и на смену ей пришла греко-римская культура.

У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день - а мгновенье.

Археологические раскопки, проведенные в начале августа в Галилее под руководством доктора Джонатана Адлера из Ариельского Университета (в Самарии) привели к открытию пещеры, которая две тысячи лет назад функционировала как мастерская по производству каменных сосудов. Огромная подземная пещера, высеченная в склоне холма из известняка, была обнаружена в местности Эйнот Амитай, недалеко от Назарета на севере Израиля. В пещере были обнаружены многочисленные остатки каменных сосудов. Можно сделать вывод о процветающей индустрии каменных сосудов в данном месте, сообщает Седмица ру .

В древние времена сосуды для готовки пищи и кувшины для ее хранения были керамическими. В первом веке нашей эры, однако, евреи в Иудее и Галилее использовали посуду и емкости для хранения, изготовленные из мягкого местного известняка. Причины этого любопытного выбора материала, кажется, были религиозные; по древнему еврейскому закону, сосуд, сделанный из камня, не может стать ритуально нечистым, керамический же может, и нет никакого способа, чтобы сделать его кошерным снова. В результате евреи начали выпускать свою бытовую посуду из камня.

«Каменные сосуды играют важную роль в повседневной религиозной жизни евреев в этот период, последний период существования Второго храма, который был разрушен римлянами в 70 г. н. э.», объясняет Адлер, археолог, специализирующийся на древних еврейских ритуальных законах. «Это был своего рода еврейский "каменный век". Если мы обратимся к Евангелию от Иоанна, то увидим, что вода, превращенная Иисусом Христом в вино, находилась в шести каменных сосудах. "Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры"(Ин. 2:6)».

Ссылка на евангельское повествование уместна, поскольку обнаруженная пещера находится к югу от современного города Кафр Канна, которая очень вероятно и является библейской Каной Галилейской. Адлер принимает возможность того, что раскапываемая им пещера связана с библейским описанием:

«Евангелист явно был знаком с тем, что евреи использовали каменные сосуды для ритуальных целей», — отмечает он. «Это, конечно, возможно и даже весьма вероятно, что эти большие каменные сосуды, упомянутые в связи с рассказом о свадьбе в Кане, были произведены в Галилее в пещере, подобной той, что мы сейчас раскапываем».

Однако доктор Деннис Мицци из Университета Мальты, который работает совместно с Адлером в пещере, отмечает, что пока что в пещере были обнаружены только кружки и небольшие миски, а также их останки.

«Фрагменты больших сосудов пока не были выкопаны», — подчеркивает он.

В то время как фрагменты каменных сосудов находили ранее во всем Израиле раннеримского периода и две мастерские подобного типа были раскопаны в районе Иерусалима, это первый случай проведения полномасштабных раскопок подобной мастерской в Галилее.

Древнейшими каменными сосудами, найденными в Египте, являются несколько базальтовых ваз неолитического периода из Фаюма и Меримде-Бенисаламе; далее в хронологическом порядке нужно назвать еще несколько базальтовых ваз бадарийской эпохи, за которыми следует большое количество сосудов из разных видов камня, найденных при раскопках различных памятников додинастической эпохи. Согласно отчетам археологических экспедиций, в ранний додинастический период употреблялись алебастр, базальт, брекчия, гранит, известняк, мрамор и порфириты, а в средний и поздний додинастические периоды - те же породы камня, за исключением гранита, но с добавлением диорита (крапчатого, а не того, из которого сделаны статуи Хафры), граувакки (шифера), гипса, аргиллита, серпентина, стеатита и туфа. Около 73,5 % всего камня составляют три породы, а именно (в порядке частоты применения) известняк - 36 %; базальт - 21,5 %; алебастр - 16 %; брекчия, мрамор и серпентин - все вместе составляют 17,5 %; остальные перечисленные породы - 9 %.

Производство каменных сосудов достигло своего зенита в раннединастический период, и нигде еще не было найдено столько прекрасных каменных сосудов, как в Египте. Для изготовления этих сосудов применялись перечисленные выше породы, а также диорит разновидности, использованной для статуи Хафры, кремень, красная яшма, обсидиан, аметистовый кварц, непрозрачный кварц и горный хрусталь. Все эти породы камня, за исключением привозного обсидиана, встречаются в природном состоянии в самом Египте. По словам Петри , «наивысшего уровня в искусстве обработки красивого твердого камня египтяне достигли в поздний доисторический и раннединастический периоды». С тех пор как Петри написал эти строки, в Саккара были найдены еще тысячи каменных сосудов раннединастического периода.

Говоря о царских гробницах раннединастического периода, Петри пишет , что «в могилу каждого царя I династии ставили сотни каменных чаш, и множество их найдено в гробницах III и IV династий», и далее : «по грубому подсчету, найдено от десяти до двадцати тысяч фрагментов ваз из более ценных пород камня и еще много больше - из сланца и алебастра». В найденной Эмери гробнице Аха в Саккара (I династия) было обнаружено 653 каменных сосуда, из которых 93,3 % были алебастровые и 3,8 % - из базальта. Сосудов из граувакки (шифера) в этой гробнице не было, но было найдено два сосуда из брекчии, четырнадцать из известняка, два из порфиритовых пород и два из серпентина . В гробнице Хемаки (I династия) в Саккара (более поздней, чем гробница Аха) было найдено 384 каменных сосуда, из которых 50 % было сделано из алебастра, 34,4 %

Из граувакки (шифера), несколько из аргиллита и туфа и остальные (11,7%) - из восьми других различных пород камня. Базальтовых сосудов не было . В ступенчатой пирамиде III династии в Саккара были обнаружены буквально десятки тысяч каменных сосудов. Четыреста из них было найдено в шахте в южной стене и около тридцати тысяч - в одной из галерей. Вес последних ориентировочно определяется в 90 г .

К концу Древнего царства количество каменных сосудов значительно уменьшилось, причем твердые породы камня почти перестали применяться для изготовления сосудов. Так, в гробнице царицы Хетепхерес (IV династия), оказалось только 37 каменных сосудов, причем все они были сделаны из алебастра . Однако это было повторное погребение, а не первоначальная гробница, которая была ограблена. Возможно, что часть сосудов была похищена грабителями (что маловероятно) или оставлена в старой гробнице, когда мумию перенесли в новую: но, конечно, установить это точно нельзя.

Со времени Среднего царства до нас сохранилось несколько ваз из алебастра, маленькая ваза из лазурита, еще одна - из сердолика и несколько - из обсидиана. Тогда же впервые вошел в употребление новый, не очень твердый камень, из которого делали главным образом маленькие туалетные вазочки. Этот камень до последнего времени назывался «голубым мрамором», но теперь известно, что это ангидрит. Камень этот египетский, хотя место его добычи и не известно . По словам Петри , «в эпоху XII династии такие замечательные породы, как диориты и порфириты, уступили место более мягким серпентину и алебастру, а в эпоху XVIII династии искусство обработки твердого камня для изготовления сосудов было забыто и из твердых пород продолжали делать только статуи».

В гробнице Тутанхамона (XVIII династия) было найдено всего 79 каменных сосудов, из которых 76 было сделано из алебастра, а три остальных - из мягкого и легко поддающегося обработке серпентина.

Что касается технологии производства каменных сосудов, мы позволим себе процитировать несколько описаний.

Вот что пишет по этому поводу Куибел : «Наружная поверхность вазы

Отделывалась до того, как приступали к выдалбливанию внутренней части блока. На плечиках двух ваз мы обнаружили два горизонтальных желобка, расположенных друг против друга, которые, по мнению Лако, вероятно, создавали упор для приспособления, при помощи которого блоку придавалось вращательное движение. Одна испорченная в процессе производства аметистовая ваза... была вполне отделана снаружи, выдалбливание же внутри было только начато. Можно было видеть неровную внутреннюю поверхность, от которой кропотливо при помощи какого-то острого орудия отделялись одна за другой мельчайшие частицы. По-видимому, при отделке наружной поверхности вазу вращали, когда же ее выдалбливали внутри, ее закрепляли в неподвижном положении в смоле или глине». В отношении применения трубчатого сверла Куибел пишет : «Нет никакого сомнения в том, что такие сверла были самым ходовым инструментом», и в другом месте: «При изготовлении ваз постоянно пользовались трубчатыми сверлами; мы нашли высверленные керны из диорита и гранита, так же как остатки сверленых отверстий в алебастре и доломите (?). Но до сих пор не ясно, каким путем первоначальное цилиндрическое отверстие в узкогорлой вазе расширялось под плечиками в бока»117. Куибел и Грин много лет тому назад нашли в Гиераконполе и опубликовали с иллюстрациями а) кусок диорита для шлифовки ваз; b) шлифовальный диоритовый камень в рабочем положении на блоке из горного хрусталя, грубо отесанном для последующего шлифования и высверливания; с) три куска известняка для шлифовки ваз; d) три куска песчаника того же назначения и е) мастерскую по изготовлению ваз столом и двумя камнями для шлифовки.

Говоря о додинастических каменных вазах, Петри пишет : «Все эти каменные вазы формовались вручную, без токарного станка или какого-нибудь другого вращательного приспособления; линии скобления и полировки идут диагонально; внутренняя поверхность вазы сглаживалась при помощи брусков из песчаника или наждака» ,

Тот же Петри, говоря о каменных сосудах IV династии, пишет : «Египтяне не только применяли какое-то вращающееся орудие, но и были уже знакомы с идеей вращения изделия вокруг неподвижно укрепленного инструмента. Об этом свидетельствуют изображенные здесь фрагменты диоритовых чаш. На обломке донышка одной чаши мы видим отчетливые следы обточки... На нашем рисунке изображены также другие образцы точеных каменных сосудов из черного гранита, базальта и алебастра; все они относятся к веку пирамид. Лучшие образцы токарной работы по твердому камню находятся в Британском музее». И в другом месте121: «Одним из излюбленных приемов изготовления узкогорлых сосудов было вытачивание двух или трех отдельных частей, которые затем соединялись; иногда после соединения частей сосуд для окончательной отделки внутренней поверхности еще раз обтачивали изнутри на станке. Для такой отделки, а также для выдалбливания внутри несоставных сосудов, вероятно, употреблялся какой-то крючкообразный инструмент».

гробницах XVIII династии и в одной гробнице XXVI династии в фиванском некрополе. Сверло этого типа в процессе работы изображено в деревянной модели эпохи Среднего царства (или более ранней даты) из Саккара (Каирский музей) .

В толще стенок нескольких алебастровых сосудов эпохи I династии из гробницы Хемаки в Саккара имеются отверстия, сделанные трубчатым сверлом (не сквозные). На мелком овальном доломитовом блюде также видны ямки от трубчатого сверла, расположенные симметрично по одной у каждого конца блюда. В связи с этим можно упомянуть (хотя он и не является сосудом) пустотелый алебастровый жезл IV династии

Из Гизэ. Он сломан в нескольких местах, так что видна его внутренняя полость. Один конец его закрыт; в другом имеется отверстие; внутри закрытого конца виден обломок узкого керна, свидетельствующий о сверлении при помощи трубчатого сверла.

Я приведу несколько выдержек из археологической литературы, касающихся происхождения искусства изготовления каменных ваз в Египте:

«Еще на этапе относительной даты 38 появляются новые влияния... По предварительному предположению, они исходили из района Красного моря, так как именно здесь начали впервые изготовлять сосуды из твердых пород камня...»

«Родиной этой второй культуры должна была быть какая-то горная страна, где камень был более доступным материалом для изготовления сосудов, чем глина...»

«Петри правильно настаивает на том, что родину производства каменных ваз можно искать лишь в горах между Египтом и Красным морем, где встречаются все породы камня, употреблявшиеся для этой цели...»

«Единственным определенным указанием на место их происхождения является то, что их наиболее характерным вкладом в доисторическую культуру были каменные вазы и глиняные имитации таких ваз. Наиболее вероятным районом, где люди могли овладеть искусством обработки камня, районом, расположенным достаточно близко к Египту, чтобы его население могло постоянно сноситься с долиной Нила, является Аравийская пустыня, протянувшаяся вдоль западного побережья Красного моря» .

Пик и Флер пишут: «...производство каменных чаш и ваз зародилось, по-видимому, между Нилом и Красным морем...» Далее они упоминают каменные сосуды, которые приблизительно в это же время были введены в употребление и в долине Нила...140 и говорят: «Возможно, что обитатели Аравийской пустыни сами изобрели способ изготовления каменных чаш...»140 Ниже они пишут: «В это же время в верхнем течении Нила появился новый народ, пришедший, возможно, с востока, из Аравийской пустыни, искусный в изготовлении каменных чаш»140. В другой своей работе они вновь упоминают «людей, изготовлявших каменные сосуды, возможно пришедших из Аравийской пустыни...» , и говорят об «употреблении каменных чаш, заимствованном впервые из Аравийской пустыни в начале додинастического периода...»141

Нередко подобные утверждения не подкрепляются никакими аргументами или авторы ограничиваются лишь указанием того, что, во-первых, камень, применявшийся для изготовления додинастических каменных сосудов, встречается в восточной пустыне и, во-вторых, «даже и теперь жители этих мест все еще делают из камня те предметы, которые в долине Нила изготовляются из глины, как, например, сосуды и трубки» . На первый взгляд эти факты, которые никто не отрицает, кажутся достаточным основанием для выдвинутых теорий, но, как мы сейчас покажем, они по зрелом размышлении оказываются иллюзиями.

По отчетам археологических экспедиций можно определить лишь приблизительное, а не точное количество додинастических каменных сосудов, сделанных из каждой отдельной породы камня. Несколько лет тому назад я подытожил все приблизительные цифры и опубликовал их , но с тех пор я сделал повторное вычисление другим способом и установил, что новый результат отличается от прежнего на 2,5 %. Хотя я и сам считаю свои расчеты не более чем приблизительными, тем не менее они достаточно точны, чтобы я мог основывать на них свои выводы . (См. эти расчеты на стр. ).

Если эти расчеты можно считать хотя бы приблизительно верными (какими они мне и кажутся), то в этом случае лишь сравнительно небольшой процент (около 15 %) камня для изготовления ваз поступал в додинастический период из приморской части восточной пустыни; подавляющая часть камня (около 85 %) добывалась в Фаюме, Ассуане и долине Нила, из чего естественно вытекает, что техника изготовления каменных ваз зародилась впервые не в восточной пустыне, а в долине Нила (включая и Ассуан). Долина Нила, в том смысле, в каком я употребляю здесь это название, охватывает окаймляющие ее холмы и плато и впадающие в нее боковые долины на такое расстояние, на которое люди из центральной долины могли удаляться от своих домов для эксплуатации естественных ресурсов, подобно тому как в наши дни они разрабатывают каменную соль, гипс для штукатурки, известняк для строительства и азотистые почвы под посевы (в додинастический период эта полоса проходила, должно быть, дальше от реки и ближе к скалам, чем теперь, ввиду того, что в то время реку окаймляли болота). Даже камень, залегающий на значительном расстоянии от Нила, можно было добывать недалеко от дороги Коптос - Кусейр, которая с очень раннего времени была оживленным трактом, о чем свидетельствуют, между прочим, красно-морские раковины, в изобилии встречающиеся в самых древних могилах. Таким образом, не восточная пустыня, а долина Нила была родиной древнего промысла по изготовлению каменных ваз.

Род камня

Фаюм, долина Нила, Ассуан

Восточная

Известняк

Порфириты

Серпентин

То обстоятельство, что арабское племя беджа в восточной пустыне и сейчас

Пользуется камнем для изготовления кухонной утвари и курительных трубок и что синайские арабы также делают каменные трубки , не имеет никакого отношения к данной проблеме, поскольку они употребляют для этих целей стеатит - камень настолько мягкий, что он легко режется ножом, - и поскольку их посуда весьма примитивна.

Нет никакой необходимости постулировать существование в пустыне какого-то народа, изготовлявшего каменные сосуды, ибо в пользу этого нет никаких доказательств. Все данные говорят о непрерывности процесса развития искусства изготовления каменных ваз. Не было никакого разрыва, а лишь эволюция и прогресс. Древнейшим материалом для изготовления каменных сосудов еще в неолитический период был базальт (одна из самых твердых пород, когда-либо применявшихся для этой цели). С течением времени в производство вовлекались другие породы камня и количество сосудов увеличивалось, пока наконец в раннединастический период не был достигнут кульминационный момент в отношении количества продукции, материала и мастерства.

Декоративно прикладное искусство в Древнем Египте достигло не менее высокого уровня чем архитектура и скульптура.Это подтверждают многочисленные предметы, найденные в гробницах под толщей песка. Египетские мастера путем длительных поисков и наработки навыков довели до высокого совершенства художественные ремесла: резьбу по дереву и кости, ювелирное дело и различные виды обработки металлов, изготовление стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей.
Формирование древнеегипетского искусства начинается в додинастический период(Vтыс.- рубеж IIIтыс. до н.э.).Верования и обряды,связанные с заупокойным культом,определили характер художественных изделий того времени. Период Древнего царства(XXVIII-XXIIIв. до н. э.)- время сложения основных форм египетской культуры и египетского канона , который определил содержание, главные правила построения и расположения сцен, используемых при создании рельефов и росписей, ставших впоследствии традиционными.
Сохранению традиционности в египетском искусстве помогало то, что уже с III тыс. до н. э. Египет был единым государством с однородным этническим составом населения.
Особого мастерства египтяне достигли в обработке камня.Первые экземпляры каменных сосудов относятся к эпохе неолита.Сосуды были лишены декора, их эстетическая ценность заключается в красоте материала и формы. Общее число сосудов,найденных в галерее ступенчатой пирамиды Джоссера, представителя третьей династии фараонов,составило около 35 тысяч.

Каменные сосуды из-под пирамиды Джосера.

Новое царство представлено замечательными алебастровыми сосудами из гробницы Тутанхомона.

Алебастровый кубок из гробницы Тутанхамона.

Глиняная посуда известна в Египте с Vтысячилетия до н.э..Ее формы,декор возникли еще в додинастический период.Вначале горшечники лепили глиняное тесто рукой и украшали сосуды очень примитивным орнаментом,получившимся во время обжига.Это полосы черного цвета или белые узоры по красному фону глины.
Со временем глиняная посуда вытесняется металической.В период Нового царства появляются расписные сосуды луковичной формы с растительным орнаментом.
К выдающимся достижениям художественных ремесел относятся изделия из фаянса. Египтяне изготавливали из фаянса самые разнообразные изделия:полихромные ожирелья, конопы,статуэтки,сосуды для благовоний, разнообразные кубки из синего фаянса с черным декором разнообразной тематики и мотивов.
Самое древнее производство стекла существовало также в Древнем Египте.Древнейший стеклянный предмет:бусы, созданы еще до первой династии.Шедевры египетских стеклодувов: виноградная гроздь и сосуд из синего стекла в форме рыбы из Амарны.

Сосуд в форме рыбы из Ахетатона (Эль-Амарны). Цветное стекло.

Египтяне были знакомы с технологиями обработки меди и бронзы.Значительный успех выпал на долю ювелиров.Ими был освоен новый технический прием -зернь.До нашего времени дошли диадемы в виде венков,ожерелья, пекторали, подвески, перстни. В период Нового царства ювелиры достигли вершины своего мастерства.
Считается, что растительный орнамент появился в искусстве Древнего Египта, хотя самые древние растительные элементы были геометризированы.В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом. В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир,наделенный религиозными представлениями и символическими значениями.В декоре часто использовался цветок лотоса- атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы,возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты,здоровья, в мире мертвых- магическое средство оживления усопших.Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки - с солнечными лучами.
В древнеегипетский орнамент входили изображения алое,растения,символизирующего жизнь в загробном мире, стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево - они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декоре можно видеть венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др.
Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену - олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, - символ вечно восстанавливающегося мирового порядка) и др. Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.

В самом сердце горного Лаоса, в нескольких десятках километрах от города Пхонсаван, на живописных холмах расположились три участка (сайта) со странными древними артефактами. К слову сказать, что в Лаосе гораздо больше таких мест с каменными кувшинами, но наиболее известны эти.

Загадочные каменные кувшины Лаоса

До сих пор ученые не могут определить возраст этих творений рук человеческих. А может и не человеческих. Огромные сосуды разбросаны по большой территории. Как будто великаны собирались на пикник и изрядно повеселились. Предполагают, что им около 2 000 лет, но точно никто не знает. Как не знают, кто их сотворил и зачем. Еще больше загадочности добавляет то, что поблизости нет той каменной породы, из которой сделаны эти кувшины. А тащить издалека 6-тонные артефакты по горной местности, не слишком радостное занятие.

Путь к сайтам каменных кувшинов

В окрестностях Пхонсавана есть три больших сайта. Добраться до них не просто. Водители тук-туков предложат свои услуги, но заломят поднебесные цены. Альтернативой является мотобайк. Решившись на это, помните, что путь вас ждет неблизкий и достаточно сложный.

Хорошо, если будет сухая погода. От дождя глинистая дорога размокает, и ехать по ней почти невозможно. Пологие спуски сменяются крутыми подъемами. Населенных пунктов почти нет. Небольшие поселочки в три дома. Не удивляйтесь, если вам по пути встретится человек с автоматом или пулеметом за спиной. Здесь это в порядке вещей. У лаосцев, особенно в горных районах, оружие встречается также часто, как у нас барсетки. Но люди на удивление, очень приветливые и дружелюбные.

Дорога петляет по горным склонам. То тут, то там открываются виды на рисовые террасы.

Климатические особенности горных районов Лаоса таковы, что фотографировать получается только то, что находится в прямой видимости. Дальние планы всегда скрыты дымкой, даже в яркий солнечный день. А зелень настолько яркая и насыщенная, что кажется нереальной. Но это настоящие цвета.

Пока добираемся до сайтов, пытаемся увидеть жизнь простых лаосцев. Во время второй индокитайской войны земли Лаоса подвергались ковровым бомбежкам. До сих пор еще встречаются неразорвавшиеся противопехотные мины и снаряды. Поэтому самостоятельно сворачивать с протоптанных дорожек было бы весьма опрометчиво. Но горные лаосцы уже освоили эти территории.

Почему часто идет уточнение «горные лаосцы»? Потому что жители этой страны делятся на жителей долин, горных и высокогорных. Как будто три совершенно разных народа живут в одном государстве. Они даже внешне различаются. На нашем пути к сайтам будут встречаться только представители горного народа.

Их жилища, в основном, состоят из четырех угловых шестов, над которыми соломенная крыша. Пол приподнят над землей. Стены из циновок, которые можно поднимать как римские шторы. У более зажиточных, дома уже из досок. Иногда встречаются крыши крытые шифером и даже оцинкованным металлом.

Но возле каждого дома стоит спутниковая тарелка. Это как неизменный атрибут, даже если дом состоит из одних циновок.

Может быть, открытость лаосцев позволяет строить такие дома, а может такие дома, сформировали открытость лаосцев. Ведь если стены сделаны из циновки, то какой смысл в дверных запорах? Здесь даже заборы выполняют только информационную функцию, да, чтоб скотина не разбредалась.

Долина кувшинов

Долина кувшинов - это собирательное название всех трех сайтов. Хотя расстояния между каждыми из них более десятка километров. В нашем обзоре мы не будем их разделять, а рассмотрим, как одну большую долину.

На плоской вершине холма, в беспорядке разбросаны каменные сосуды. Сейчас уже сложно установить их изначальное положение и размещение. Прошедшие тысячелетия и последняя война внесла свои коррективы. До сих пор здесь видны огромные воронки от разорвавшихся авиабомб. В каждой них установлена небольшая табличка, гласящая, что это произошло в 1973 году. Стоя у края воронки, почти физически ощущаешь рев самолетов, свист летящей бомбы и яркую вспышку взрыва. Чувствуешь, как содрогнулась земля. И кувшины, словно неваляшки, раскатились в разные стороны.

На том же участке, где разбросаны кувшины, есть огромная пещера. Удивительно, как она смогла сохраниться после бомбежек. Прямо перед входом несколько больших воронок. Говорят, что во время войны, в пещере располагался штаб армии. Видимо, у кого-то из военных, был очень сильный ангел-хранитель.

Каменные кувшины

Так исторически сложилось, что эти сосуды назвали кувшинами. Но по форме они больше напоминают большие каменные горшки. Кто их сделал, для какой цели? Никто не знает. Хотя они, действительно, очень похожи на настоящие горшки. Вполне возможно, что у каждого из них была своя крышка.

В наше время, крышку поставили на первый попавшийся горшок, который сохранил вертикальное положение. Вероятно, древние мастера придавали большое значение своим изделиям. На крышке высечены концентрические окружности. При большом воображении в них можно узнать карту Атлантиды. Кто знает, может быть, эти горшки ваяли древние атланты.

Иногда, встречаются другие крышки. Они уже превратились в обломки, но от этого не утратили своей исторической ценности.

Чтобы сделать такую «шишечку» на крышке, необходимо было стесать существенный слой камня по всей поверхности. Но древних мастеров это не останавливало. Крышка - самый простой из элементов на этих сайтах.

Огромные горшки разбросаны по склонам холмов. В длину они достигают трех метров, а диаметр отверстия горловины около семидесяти сантиметров. В наш век технического прогресса, мы практически не задумываемся, как сделана та или иная вещь. А это было бы интересно. Как выдолбить такое узкое отверстие на глубину полтора метра?

К сожалению, и сегодня каменные горшки разрушаются. Виной тому природные явления.

Маленькое семя попадает в горшок и, в благоприятных условиях, прорастает. Спустя время, окрепшие корни дерева разламывают, приютивший их, каменный сосуд. Здесь можно увидеть немало полностью разрушенных кувшинов. Что тем более обидно. Простоять несколько тысячелетий, а потом превратиться в кучу обломков по банальной причине. Хотя, не исключается, что деревья, разламывающие горшки, были посажены сознательно. Для придания большей эффектности зрелища.

Среди большого множества каменных кувшинов, крупные экземпляры встречаются не так часто. Некоторые из них серьезно пострадали во время войны. Но за оставшимися следят, и ухаживают с великой тщательностью. Почти все горшки имеют свои инвентарные номера.

На сайтах встречаются два вида кувшинов. Одни похожи на настоящие горшки, с четко обрисованным горлышком. А другие - неправильной формы. Но у всех толщина стенок выдержана стабильно независимо от конфигурации. Встречаются даже квадратные. Это, каким же надо обладать мастерством, чтобы, работая, втиснутым по пояс в узкий каменный мешок, не ошибиться в толщине обрабатываемых стенок!

Хотелось бы пожелать, чтобы эти древние артефакты Лаоса служили не только коммерческим целям, как экспонаты для праздношатающихся туристов, но и явились ключом к разгадке тайн древних цивилизаций. Возможно, они еще только ждут своих новых исследователей.