Open
Close

Архитектор саграда фамилия после гауди. Саграда Фамилия – главный храм Барселоны

– знаковое место Барселоны. Посещают Sagrada Familia ежегодно тысячи туристов, практически всегда ассоциирующих Барселону с Искупительным Храмом Святого Семейства, так именуют это несомненно выдающееся произведение архитектуры. Антонио Гауди, задумав невероятное здание, к сожалению, не сумел до конца воплотить его.

Некоторые неосведомленные считают Sagrada Familia оплотом церкви в Барселоне, однако это не так. Земля, на которой находится Sagrada Familia, не принадлежит церкви, поэтому назвать Саграду Фамилию епархиальным храмом нельзя. В Барселоне кафедральный собор Святого Креста и Святой Евлалии является резиденцией архиепископа. Монументальное здание находится в Готическом квартале Барселоны, достаточно далеко от Sagrada Familia. Посещают Саграду Фамилию ежегодно около трех миллионов туристов. 7 ноября 2010 года он был освящен Папой Римским Бенедиктом XVI.

Для того, чтобы избежать больших очередей при покупке билетов в Саграда Фамилия, покупаем билеты заранее через Интернет .

НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Саграда Фамилия и другие достопримечательности Барселоны, обратите внимание на туристическую карту Barcelona City Pass , которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Барселоны, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Барселоны. Подробная информация .

Искупительный храм появился благодаря щедрым пожертвованиям прихожан в 1874 году. Недалеко от города в 1881 году был куплен участок земли, на котором стали возводить задуманное будущий символ столицы Каталонии. Город постепенно разрастался и на сегодняшний день Sagrada Familia является частью одного из центральных районов Барселоны.

Первым архитектором стал Франсиско дель Вильяр, именно он заложил в 1882 году первый камень в основание храма. Sagrada Familia должна была выглядеть как неоготическая базилика в форме креста. Была спроектирована большая аспида с 7 часовнями. Однако не прошло и года как архитектор, рассорившись с заказчиками, потерял работу.

Практически сразу проект поручили Антонио Гауди (Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet), который внес изменения, отказавшись от неоготики и модерна. Верный своему принципу гармоничного сочетания строения и природного ландшафта, Гауди посчитал, что Sagrada Familia должна выглядеть как песочный замок. Архитектор был убежден, что человеческий эксперимент не должен превышать размеры природногоокружения, поэтому центральный шпиль Искупительного храма не должен был возвышаться более, чем на 170 метров. Гора Монжуик, находящаяся рядом, ровно на метр выше.


Sagrada Familia в 1915 году

Через 7 лет у Sagrada Familia появилась крипта, заложенная ещё дель Вильяром. Задумывался Храм Святого Семейства как энциклопедия по Евангелию.

Возведение Sagrada Familia происходило очень медленно, потому что строительство велось только на деньги прихожан. В то время, пока строилась аспида, неожиданно поступило достаточно большое количество средств и первоначальный план претерпел изменения. Изначальная форма креста сохранилась, но появилась возможность добавить несколько монументальных башен. Очень большое внимание Гауди уделил и деталям, украшающим Sagrada Familia, разнообразным декортивным элементам.

Первое, что мы видим при взгляде на Саграда Фамилия - это 3 фасада: Рождества, Славы и Страстей Христовых. Керамика разнообразных оттенков должна была украсить фасад, но позже идея была отвергнута. К сожалению, Антонио Гауди успел закончить лишь фасад Рождества.

Антонио Гауди решил, что первым будет возведен фасад Рождества, так как, по его задумке, остальные фасады могли вызвать неприятие у всех, не знакомых с общей идеей Sagrada Familia. Характерными чертами фасада Рождества стали украшения элементами природы, ящерицами, улитками. В это же время проходило строительство клуатра, соответствующего порталу Святой Девы Розария.

В начале двадцатого века Sagrada Familia постепенно приобретала тот вид, что сейчас знаком каждому, увлекающемуся историей Барселоны.

В 1909 году Гауди принял решение, что при Храме Святого Семейства необходимо построить церковно-приходскую школу. Через год строительство было завершено и получило совершенно необычную конструкцию – криволинейная кровля и стены придавали ей особенную прочность. К фасаду Страстей приступили уже после смерти Антонио Гауди.

Строительство фасада Рождества было завершено в 1925 году. Гауди сам смог закончить задуманное, остальная часть Sagrada Familia принадлежит его последователям. Несомненным украшением Sagrada Familia является 100-метровая колонна Святого Варнавы.

Смерть великого архитектора Антонио Гауди

В 1926 году 7 июня произошло трагическое событие в истории города. К сожалению, этот день показал, что бедно одетый человек не может рассчитывать на достойное лечение. Гауди был сбит трамваем, так как он выглядел, как бедняк, то в больнице, в которую его отвезли, ему оказали лишь минимальную помощь. 8 июня он был найден капелланом Саграда Фамилия, но начинать лечение было уже слишком поздно и 10 июня 1926 года архитектор скончался. Гауди был похоронен в крипте строящегося храма, чтобы он мог наблюдать за строительством даже после смерти. Естественно, это событие повлияло на ход строительства. Барселона скорбит до сих пор, ведь гений Гауди неповторим.

Антонио Гауди погиб, но строительство Sagrada Familia продолжилось, в 1926 году самый талантливый ученик - Доменек Суграньес – удостоился такой чести и занялся дальнейшим строительством Храма.


В период 1927-1930 годов были достроены 3 оставшиеся колонны фасада Рождества. Во время гражданской войны 1936 года строительство было приостановлено, осложнил процесс стройки еще и тот факт, что чертежи, сделанные Гауди, сгорели в этом же году. Лишь через несколько лет стройка была возобновлена, но уже без талантливого ученика, который умер в 1938 году.

1952 год стал для Sagrada Familia очень важным, возобновилось строительство. Саграда Фамилия получила новую лестницу и подсветку. Достраивали фасад Рождества. Через два года решено было начать строительство фасада Страстей, в этот период пользовались чертежами, сохранившимися от Гауди, в храме была достроена крипта, которая стала основанием для музея, посвященного и выдающемуся архитектору.

Башни, украшающие фасад Страстей, были достроены к 1977 году, четыре башни гордо вознеслись к небу. Sagrada Familia начали украшать в этот период скульптурами и витражами, это оказалось длительным процессом. Воскресение Иисуса Христа стало основой для витражей.

Последние годы Sagrada Familia строится достаточно быстро, но при этом интенсивном возведении построены лишь трансепты и неф, их фасады и своды. В 2010 году была достроена апсида и средокрестие. На них возводятся 2 башни. Главная 170-метровая башня, украшенная крестом –символизирует Иисуса Христа. Башня над апсидой посвящена Деве Марии.

1. Проект строительства Sagrada Familia предполагает появление еще четырех башен, высотой 120 метров каждая, посвящены будут Евангелистам. Саграда Фамилия должна принять окончательный вид к 2026 году, именно этот год называется годом окончания стройки. Окончательный вид получит к тому времени фасад Славы.

2. Великолепие и необычные формы Храма Святого Семейства привлекают туристов не только снаружи, но и внутри. Антонио Гауди задумал отсутствие прямых линий и всего того, что противоестественно природе. Великий архитектор осознавал, что не сможет завершить задуманное, поэтому многое прорисовал на чертежах. Эллипс, коноид, гиперболоид и геликоид давали мастеру необходимую конструкцию, именно такие соединения деталей и видны внутри.

3. Последние годы строительство Саграда Фамилии ведется с большим успехом. Средства на ведение строительства собираются достаточно интенсивно, причем поступают они часто и от представителей других конфессий. Возведение Храма Святого Семейства осложняется тем, что каждый каменный блок подлежит особой обработке, даже компьютерная модель очень долго обрабатывается.

Искупительный Собор Святого Семейства (кат. Temple Expiatori de la Sagrada Familia), часто называемый Саграда Фамилия (Sagrada Familia) — известная церковь в Барселоне, спроектированная знаменитым каталонским архитектором Антонио Гауди (Antonio Gaudi). Храм расположен в районе Эшампле, его строительство было начато в 1882 году и до сих пор не завершено.

Первый проект собора был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр (кат. Francisco de Paula del Villar y Lozano), на место которого в конце 1883 года был приглашён А.Гауди, значительно изменивший первоначальный проект. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан, что является одной из причин столь длительного строительства.

К 1918 году Гауди превратился в совершенно изолированную фигуру, у него остался только один спонсор - католическая церковь. Ему приходилось в одиночестве переживать глубокий духовный кризис, ухудшение здоровья и смерть многих близких друзей. В 1910 году умер его первый учитель Хосе Вилласек, в 1911 году - Марагалл, эксцентричный скульптор Мани и его ассистент, в 1914 году - Беренгер, следом за ним - епископ Кампис, а в 1916 году - епископ Торрас. Со смертью Эусебио Гуэля в 1918 году все работы в парке и колонии Гуэль окончательно прекратились. B тем не менее к 1918 году у него остался всего один проект, дело всей его жизни - собор Саграда Фамилиа. Создав свой собственный уникальный стиль в архитектуре, к концу жизни он полностью посвятил себя этому зданию и Богу.

Окончательный вид собора Святого Семейства (проект)

Гауди занимался не только проектированием здания, но и сбором пожертвований на строительство, темпы которого в первые тридцать шесть лет, с 1882 по 1918 год, никак нельзя было назвать быстрыми. Крипта, унаследовавшая свои неоготические формы от Пауло дель Вильяра-и-Лозано, была закончена в 1891 году.

К 1900 году был закончен первый поперечный фасад, получивший название фасада Рождества, часть внутренней стены и часовня.
Спустя восемнадцать лет команда Гауди с величайшей тщательностью и вниманием к деталям продолжала совершенствование замыслов и макетов центрального нефа и перехода, а также чертежей противоположного поперечного фасада Страстей Господних. Всё это время над фасадом Рождества медленно поднимались четыре башни-колокольни. Первая, законченная в 1918 году, имеет внешнюю оболочку из кирпича в виде пчелиных сот с ассиметричными окнами, восходящими по спирали от основания к вершине. Издалека она напоминает увеличенную во много раз копию хрупкой морской раковины, которые встречаются на побережье Каталонии. Башня святого Варнавы, покрытая мозаикой из битого стекла, оказалась единственной башней, законченной при жизни Гауди.

На протяжении десятилетий Гауди выстраивал и совершенствовал определённый литургический порядок символического содержания пространства собора Саграда Фамилиа. Благодаря опытам в колонии Гуэль, которые доказали эффективность и надёжность параболической арки, конструктивное решение в целом было уже найдено. Но в своей мастерской при храме Гауди без устали трудился над деталями.

По четырём углам стройплощадки были расставлены обелиски, символизирующие четыре поста католического календарного круга. Кроме того, они должны были, по словам Гауди, «восхвалять Святое Семейство и проповедовать добродетели покаяния». Композицию завершали фонтан и светильник, символизирующие очищение огнём и водой. Внутри собора Гауди планировал разместить скамьи для тринадцати тысяч прихожан, в то время как центральные колонны соответствовали основным апостольским миссиям Испании, в число которых входили Валенсия, Гранада, Сантьяго-де-Компостела, Бургос, Севилья, Толедо, Сеговия и даже маленькие епархии вроде Бурго-де-Осма с населением всего пять тысяч душ.

На протяжении всей своей жизни Гауди делал то, что до него делали Гойя и Эль Греко, - умело использовал пластичность и податливость духовного мира. Он говорил, что «слух соответствует вере, а зрение - славе, поскольку слава - это образ Бога. С точки зрения ощущения света, пространства и пластичности зрение есть беспредельность пространства; оно видит то, что есть, и то, чего нет». Гауди было известно о мощном психологическом воздействии звука, особенно в культовых зданиях. Он годами экспериментировал с формой удлинённых колоколов для Саграда Фамилиа. Кроме того, вся конструкция здания была спроектирована таким образом, чтобы звучать подобно грандиозному органу.

Цвет также играл особую роль. Ирония заключается в том, что для многих творчество Гауди ассоциировалось с «чёрной Испанией», то есть, инквизицией, в то время как он был автором и более впечатляющих творений, нежели сверкающая мозаика «ОСАННА», взмывающая к вершине башни-колокольни. Гауди представлял себе внутреннее убранство собора Саграда Фамилиа как яркий многоцветный псалом во славу Господа.

Гауди завершил лишь одну из двух часовен, расположенных по углам церковного двора - часовню Розария Нашей Госпожи. Она представляет собой совсем небольшое сооружение, увенчанное куполом, благодаря чему внутрь проникает достаточное количество дневного света, и кажется, будто по стенам выткано богатое кружево с обилием цветущих роз и розовых кустов, связанных с христианской символикой. Помимо Святой Девы с Младенцем, здесь имеются изображения Святого Доминго и Святой Каталины Сиенской, а также фигуры волхвов и пророков из Нового Завета: Давида, Соломона, Исаака и Иакова.

Фасад Рождества собора Саграда Фамилиа вселял ужас в сердца честных прихожан. Когда ступаешь под гигантский скульптурный фриз, кажется, что здание сейчас обрушится и погребёт под собой всё живое.
Центральный вход, разделённый посередине колонной, венчает скульптурная группа, изображающая Святое Семейство. Все фигуры выполнены в натуральную величину. На уровне земли две колонны в форме пальм, зрительно разделяющие пространство, опираются на спины двух черепах: морской со стороны моря и сухопутной со стороны гор. Черепахи символизируют стабильность, неизменность мира. В то же время фигуры хамелеонов по обеим сторонам фасада символизируют постоянное изменение природных форм.

На тридцатиметровой высоте под сенью гигантского рождественского дерева в окружении апостолов Варнавы, Симона, Фаддея и Матфея происходит прославление Мадонны.


Портик Милосердия, коронация Марии


Рождество Иисуса

Весь фасад Рождества, стремительный и грандиозный, производит впечатление непрерывного движения. Это не что иное, ворчали критики, как «трактат о чистом стремлении». Но в неоконченном творении Гауди использована необузданная стилистика клептомании, объединяющая язык восковых фигур, диорамы, карнавала, пейзажа, грота, ярмарочной площади и религиозной святыни в замысловатое целое.

Занимаясь проектированием фасада, Гауди постоянно присматривался к прихожанам в поисках подходящих моделей. Копирование творений Создателя он считал высшей формой его восхваления и свидетельством собственной скромности. Сторож собора алкоголик Жузеп, умерший впоследствии от белой горячки, стал Иудой. Толстый козопас служил моделью для Понтия Пилата. Шестипалый гигант, встреченный в одном из баров, позировал для фигуры центуриона в сцене избиения младенцев. Когда возникали трудности с поиском моделей, Гауди находил их среди своих работников. Так скульптор сделался святым Петром, перевозчик строительного материала - апостолом Фаддеем, а штукатур - царём Давидом.
Следующий этап работ был ещё более необычен. Цыплята и индейки усыплялись хлороформом, обмазывались жиром, и с них быстро изготавливалась гипсовая отливка. Осёл был связан и подвешен на своей сбруе, чтобы с него легче было снять мерки. Мёртвая сова, найденная на стройке, стала символом ночи. И только однажды, когда Гауди решил сделать отливку в натуральную величину с Рикардо Описсо, и тот лишился сознания, архитектор осознал эксцентричность своего метода.
Фасад Рождества Христова украшает шпиль в виде кипариса, венчающего три портика: Милосердия, Веры и Надежды. Над пещерой Коронации Святой Девы расположена анаграмма Иисуса, довольно сложная и выразительная. В центре её виден крест с буквами Α и Ω по краям, обозначающими начало и конец всего сущего. Сам крест служит символом зарождения и окончания мировой жизни.

Немного выше можно видеть ещё один редко упоминаемый символ - покрытое золотой и красной глазурью яйцо, также помеченное личной анаграммой Иисуса: JHS. Вероятно, речь идёт о яйце как символе целостности. Фигура пеликана над ним относится к примитивной иконографии Христианства, она встречается и в мифологии предшествующих эпох. Согласно мифам, эта птица клювом разрывает себе живот, полный рыбы, чтобы накормить своих птенцов, и потому служит символом Иисуса, а также символом воскресения из мёртвых.

В день 30 ноября 1925 года было завершено строительство башни святого Варнавы, первой башни в левой части фасада Рождества Христова. Это единственная башня, которую Гауди увидел завершённой.
Внутри башни также поразительны, как и снаружи. В нижней части каждой башни начинается винтовая, почти без перил (из-за крутизны) лестница, при подъёме по которой человеку начинает казаться, будто он вращается вокруг своей оси. При взгляде на эти лестницы снизу вверх или сверху вниз возникает потрясающий оптический эффект. Лестницы некоторых башен закручены в одну сторону, лестницы других - в противоположную. Поднявшись наверх, можно перейти из одной башни в другую. Множество переходов образуют восхитительный вертикальный лабиринт. Внутри одной из четырёх башен имеется лифт, позволяющий подняться от уровня земли до места, где в стенах открываются проёмы с каменными жалюзи. Здесь лестницы опираются уже на внешние стены.

В последующие годы архитектор Доменик Суграньес, последователь Гауди, отстроил ещё три башни. Позже были возведены четыре почти такие же башни фасада Страстей, их строительство закончилось в 1977 году. Согласно проекту, четыре башни фасада Славы должны быть гораздо выше, чем все существующие.
Башни посвящены двенадцати апостолам. На четырёх старейших - крайних, высотой девяносто четыре метра, и внутренних, высотой сто семь метров, - высечены имена и соответствующие им фигуры апостолов Варнавы, Симона, Иуды Тадео и Матфея, сидящих на пьедесталах, и надпись «Sursum corda» (Вознеситесь сердцем) на латыни. Башни с квадратными основаниями выше имеют круглое сечение. Перетекание одной формы в другую происходит на верхнем уровне фасада. Существует множество церковных башен квадратного сечения и совсем немного круглого, но нет ни одной башни, кроме башен Саграда Фамилиа, сочетающей оба вида сечений. Гауди не оставил никакого объяснения причины перехода от квадратного к круглому, критики же ограничиваются высказываниями о том, что это приём, в высшей степени удачный с эстетической точки зрения.

В понедельник 7 июня 1926 года, в пять часов тридцать минут пополудни, Гауди покинул собор Саграда Фамилиа, чтобы пройти три километра до церкви Сан Филипп Нери. Следуя привычным путём, он спустился по улице до перекрёстка и там был сбит трамваем. Позже водитель маршрута №30 утверждал, что Гауди не смотрел, куда идёт, и, споткнувшись о трамвайные пути, ударился головой о фонарный столб. Двое прохожих бросились на помощь жертве происшествия, но не признали в нём знаменитого архитектора. При нём не было документов, в карманах нашлась лишь горсть изюма и орехов. Шляпа тоже куда-то пропала. Четырежды они пытались остановить такси, чтобы доставить пострадавшего в больницу, но всякий раз получали отказ. Наконец с помощью солдат национальной гвардии удалось заставить одного таксиста отвезти раненого в бесплатную амбулаторию для бедных. Там Гауди быстро поставили диагноз: переломы рёбер плюс черепно-мозговая травма, и приняли решение отправить его в клинику.
Наутро «пациент пришёл в сознание после ночного беспамятства и попросил соборовать его, с жаром приняв последнее причастие». Вскоре новость о плачевном состоянии Гауди распространилась по всему городу. К вечеру вторника его перевели в отдельную палату, вправили рёбра, но жизнь едва теплилась в нём. Прелаты церкви, друзья и почитатели заполнили больничные коридоры. Предложение перевести архитектора в дорогую частную клинику было отклонено. Гауди хотел умереть среди народа. Он почти ничего не говорил, и его тяжёлое дыхание лишь изредка прерывалось шёпотом «Господи Иисусе!», а бледная рука, лежащая поверх одеяла, крепко сжимала распятие. В четверг, 10 июня 1926 года, в пять часов пополудни Антонио Гауди ушёл из жизни.

После смерти Гауди в 1926 году строительство храма возглавили Доменик Суграньес и Франсиск де Кинтана, при которых были закончены первые четыре колокольни. В 1939 году строительством собора занялись Исидрэ Пуч Боада и Льюис Бонет-и-Гали. Льюис Бонет-и-Гали стал главным архитектором проекта в 1971 году. В 1985 году руководство принял Жорди Бонет-и-Арменголь, а годом позже скульптор Хосе Мария Субиракс приступил к работе над фасадом Страстей Христовых.

«Если бы мы начали строительство с этого фасада, люди воспрепятствовали бы ему», - так объяснял Гауди своё решение повременить с возведением Портала Страстей. Это высказывание демонстрирует всю глубину драматизма, к которому стремился архитектор. В 1911 году в городе Пучсерда, будучи тяжело больным, он написал завещание и тогда же составил композицию этого портала, где запечатлены события последней недели земной жизни Иисуса.


Распятие

То, что Субиракс был тем самым мастером, которому предстояло воплотить его замысел, подтверждает огромное уважение, с которым исследователь каталонского искусства Сириси Пелисер пишет в своей работе «Современное искусство Каталонии» (1970): «Субиракс создаёт исключительную скульптуру, заставляющую вспомнить о Гауди. Он творит в типично неблагоприятных условиях, сопровождающих всех носителей огня в их столкновениях с ничтожествами». Тем не менее назначение Руководящим Советом скульптора Субиракса с самого начала подвергалось резкой критике и сопровождалось острейшей полемикой. После года внимательного изучения архитектурного и скульптурного наследия Гауди Субиракс приступил к исполнению своих обязанностей. На своеобразной сцене с тремя планами скульптор изобразил историю Страстей, начиная с Тайной Вечери и заканчивая Распятием.

28 ноября 2000 года незаконченный храм был освящен. В настоящее время Хосе Мария Субиракс и другие архитекторы работают над нефами, хорами и внутренним двориком. Когда строительство будет завершено, над городом вознесутся восемнадцать башен - в честь двенадцати апостолов, четырех евангелистов, Богоматери и Христа. Башни евангелистов будут украшать их символы, а центральную башню Христа - гигантский крест. По высоте центральная башня будет лишь на один метр ниже Монтжуика - горы, доминирующей над Барселоной. Гауди считал, что его творение не должно возвышаться над горой, которую создал Бог. Он был религиозным человеком, которому, несмотря ни на что, было присуще своеобразное чувство юмора. На критические замечания по поводу темпов строительства знаменитый архитектор отвечал: «Мой клиент не торопится».

Многие считали творчество Гауди пророческим. Опасаясь, что человечество вновь скатывается к средневековому мракобесию, Субиракс однажды сказал: «Если это правда, и всё, что мы наблюдаем сегодня, не случайно - возрождение ислама, эпидемия СПИДа, одновременное вырождение власти на местах и крушение великих идеологических блоков, новая форма пиратства в виде международного терроризма и расцвет эзотерики - то Гауди, как и во многих других случаях, пророчествовал, говоря: Саграда Фамилиа не последний из соборов, а первый в новой эпохе».

Наиболее точно охарактеризовал творчество Гауди валенсийский архитектор Сантьяго Калатрава, которого можно считать наследником Гауди в смысле уникальной способности чувствовать и открывать новые формы: «Люди пытались толковать творения Гауди в терминах язычества, масонства, буддизма и даже атеизма. Я думаю, это был человек, который действительно служил религиозной идее. Но этот бог или, скорее, богиня, перед которой преклонялся Гауди, была сама архитектура».

неоготика и модерн Автор проекта Антонио Гауди Строительство г.-настоящее время Сайт Официальный сайт Искупительный Храм Святого Семейства на Викискладе

Координаты : 41°24′13″ с. ш. 2°10′28″ в. д.  /  41.403611° с. ш. 2.174444° в. д. (G) (O) (Я) 41.403611 , 2.174444

Церковь Святого Семейства (полное название: Искупительный храм Святого Семейства , кат. Temple Expiatori de la Sagrada Família ), иногда по-русски неточно называется собором Святого Семейства - церковь в Барселоне, в районе Эшампле , строящаяся на частные пожертвования начиная с 1882 г., знаменитый проект Антонио Гауди .

Первый проект был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр (кат. Francisco de Paula del Villar y Lozano ), на место которого в конце 1883 года был приглашён А. Гауди, значительно изменивший первоначальный проект. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан, что является одной из причин столь длительного строительства.

История строительства

1882-1926 годы

Идея создания искупительного храма, посвящённого Святому Семейству, возникла в 1874 году и, благодаря щедрым пожертвованиям, в 1881 году в районе Эшампле был приобретён земельный надел, располагавшийся в то время в нескольких километрах от города. Первый камень в фундаменте нового храма был заложен 19 марта 1882 года , и этот день считается датой начала строительства. Согласно первоначальному проекту архитектора дель Вильяра, предполагалось создание неоготической базилики в форме латинского креста , образованного пятью продольными и тремя поперечными нефами . Была спроектирована огромная апсида , состоящая из семи часовен и обходной галереи за хорами , а окружающий здание клуатр был предназначен для соединения трёх монументальных фасадов церкви. Однако вскоре после начала строительства, в конце 1882 года, дель Вильяр покинул проект из-за разногласий с заказчиками и вместо него руководство работами было поручено А. Гауди.

В 1883-1889 годах Гауди завершил крипту , начатую его предшественником. Над созданным ранее строением дель Вильяра был возведён более высокий свод, позволивший открыть окна наружу. Свод украшен удивительно красивым замковым камнем с рельефом на тему Благовещения , а сама крипта окружена неглубоким рвом, охраняющим стены от сырости и улучшающим доступ дневного света.

В 1892 году архитектор начал работу над фасадом Рождества . Он начал именно с этого фасада, поскольку опасался отпугнуть жителей города реализацией замысла фасада Страстей , откровенно и жёстко рассказывающего о распятии Христа . В 1895 году были завершены работы над неоготической апсидой. Одной из её особенностей являются декоративные навершия башенок и желоба водосточных труб, навеянные местной флорой и фауной , ящерками и улитками , которых можно было в изобилии встретить в окрестностях. Примерно в это же время была построена часть клуатра, соответствующая порталу Св. Девы Розария, украшенная богатым орнаментом, исполненным символизма. Сам портал Св. Девы Розария был завершён в 1899 году.

Церковно-приходская школа возле церкви

В 1909-1910 годах на месте будущего главного фасада было построено здание временной церковно-приходской школы . Она была создана Гауди для детей прихожан строящейся церкви и, как временное сооружение, не имела несущих стен. Несмотря на свой эфемерный характер, эта школа обладает уникальной конструкцией. Прочность здания достигается за счёт использования криволинейных перегородок и кровли, а разделение классных комнат не несущими веса перегородками позволяет без труда изменять планировку внутреннего пространства.

В 1911 году А. Гауди создал проект второго фасада - фасада Страстей, хотя окончательное архитектурное решение нефов и сводов появилось только в 1923 году, а строительство этого фасада было начато уже после смерти Гауди. Создание набросков третьего фасада - фасада Славы - также датируется началом 10-х годов XX столетия. К сожалению, от этой работы до нас дошли только структурно-объёмные анализы и наброски символико-иконографического характера. В проект нефов и перекрытий фасада вошли изыскания, реализованные в крипте колонии Гуэля, и конечный результат, по замыслу архитектора, должен выглядеть как «лес древовидных колонн», залитый светом, проникающим через разновысокие витражи .

30 ноября 1925 года была закончена 100-метровая колокольня фасада Рождества, посвящённая Св. Варнаве . Она оказалась единственной колокольней, достроенной при жизни архитектора, отдавшего строительству Храма более сорока лет своей жизни.

после 1926 года

Окончательный вид церкви Святого Семейства (проект)

После смерти Гауди руководство работами принял на себя его ближайший соратник Доменек Сугранес (кат. Domènec Sugrañes i Gras ), работавший с Гауди с 1902 года и помогавший при строительстве Храма Святого семейства и многих других известных сооружений (например, дома Бальо и дома Мила). До своей смерти в 1938 году Д. Сугранес успел закончить постройку трёх оставшихся колоколен фасада Рождества (1927-1930 гг.), завершил работы над керамическим кипарисом , венчающим центральный вход фасада, а также провёл ряд исследований жёсткости конструкций. Начавшаяся в Испании Гражданская война помешала продолжить строительство. В довершение несчастий, во время пожара 1936 года были уничтожены многие чертежи и макеты, хранившиеся в мастерской Гауди. К счастью, часть из них позднее удалось восстановить. Строительство фасада Рождества были продолжено только в 1952 году. В этот год была завершена лестница и впервые выполнена подсветка фасада, ставшая с 1964 года постоянной.

В 1954 году было начато возведение фасада Страстей. В основу работ были положены разработки и изыскания, выполненные Гауди в период с 1892 по 1917 годы. После завершения крипты в 1961 году в ней был открыт музей, посвящённый историческим, техническим, художественным и символическим аспектам проекта. В 1977 году были воздвигнуты четыре башни фасада Страстей, а в 1986 году начаты работы над скульптурами для украшения этого фасада, законченные в начале XXI века. Примерно в это же время были установлены витражи, посвящённые Воскресению Иисуса Христа , и бронзовая скульптура Вознесения Господня .

В 1978-2000 годах были возведены главный неф и трансепты , а также их своды и фасады. В первом десятилетии XXI века были закончены своды галереи и к 2010 году должны появиться средокрестие и апсида . На них будут воздвигнуты две башни: 170-метровая башня центрального фонаря, увенчанная крестом , и башня апсиды, посвящённая Деве Марии . По плану эта часть сооружения должна содержать ещё четыре башни в честь Евангелистов . Предполагаемое окончание всех строительных работ - первая треть XXI века, когда должно быть завершено и создание фасада Славы, начатое в 2000 году.

Архитектура Храма

Наружное устройство

Схематическое изображение отдельных элементов церкви Святого Семейства

На иллюстрации показано взаимное положение основных элементов храма Святого Семейства. Эта пятинефная церковь спланирована в форме латинского креста , образованного пересечением главного нефа с трехнефным трансептом. Необычайно большая по размеру апсида, под которой расположена крипта , включает семь часовен и обходную галерею за хором . Окружающий здание клуатр должен будет соединить все фасады церкви: южный фасад Страстей Христовых , восточный фасад Славы и северный фасад Рождества Христова . Сооружение будет увенчано восемнадцатью башнями. Двенадцать из них, по четыре на каждом фасаде (на иллюстрации все башни показаны белыми кружками), высотой от 98 до 112 метров, будут посвящены двенадцати апостолам . Четыре 120-метровых башни над средокрестием в честь Евангелистов окружат центральную 170-метровую башню Иисуса, а чуть меньшая по размерам колокольня Девы Марии будет расположена над апсидой. В соответствии с проектом, башни евангелистов будут украшены скульптурами их традиционных символов: тельца (Лука), ангела (Матфей), орла (Иоанн) и льва (Марк). Центральный шпиль Иисуса Христа будет увенчан гигантским крестом. Высота Храма, по замыслу Гауди, не случайна: его творение не должно превосходить творение Божье - гору Монжуик . Остальные башни будут украшены снопами пшеницы и гроздями винограда, символизирующими Святое Причастие .

Слева-портал Страстей, справа-портал Славы (не окончен).2011 год

Фасад Рождества, большая часть которого создана при жизни Гауди, образован тремя порталами, прославляющими христианские добродетели - Веру, Надежду и Милосердие . Порталы украшены выполненными в реалистичной манере скульптурами, посвящёнными земной жизни Христа. Так, над левым порталом Надежды представлены сцены обручения Марии и Иосифа , бегства в Египет и избиения младенцев , а его навершие символически изображает гору Монсеррат с надписью «Спаси нас ». Правый портал Веры содержит скульптурные картины «Встреча Елизаветы с Богоматерью », «Иисус и фарисеи », «Введение во храм » и «Иисус, работающий в мастерской плотника». Над центральным порталом, под рождественской звездой, помещены скульптурные группы «Рождение Иисуса» и «Поклонение пастухов и волхвов », а над ними - фигуры трубящих ангелов , возвещающих рождение Христа, сцены Благовещения и Венчания Святой Девы и др. Высоко над порталом возносится символизирующее церковь и её паству увенчанное крестом кипарисовое дерево в окружении птиц.

Внутреннее устройство

Интерьер Храма Святого Семейства

Понимая, что при его жизни работа над Храмом не будет завершена, Гауди спланировал многие внутренние детали. Желание избежать прямых линий вместе со стремлением упростить конструкцию привели к появлению принципиального решения об использовании геометрических фигур с линейчатой поверхностью , таких как гиперболоид , гиперболический параболоид , геликоид и коноид . Все эти поверхности могут быть получены движением прямой, поэтому и их пересечение является прямой линией, что значительно облегчает сочленение различных деталей конструкции. В оформлении использована ещё одна геометрическая фигура - эллипсоид .

Геометрические формы появились в проекте примерно после 1914 года. Более ранние эксперименты мастера с формой колонн и других деталей интерьера ещё не содержат вышеупомянутых строгих геометрических поверхностей, но указывают на стремление архитектора найти определённые, одному ему известные пространственные решения. Так, при оформлении внутренней части фасада Рождества Гауди использовал колонны круглого сечения с геликоидальным или двойным геликоидальным рисунком в верхней части ствола, а в портале Розария применяются витые колонны с каннелюрами , закрученными в форме одного или нескольких геликоидов.

Всё в интерьере подчинено строгим геометрическим законам. Круглые и эллиптические окна и витражи, гиперболические своды, геликоидальные лестницы, многочисленные звёзды, возникающие в местах пересечения различных линейчатых поверхностей и украшающие колонны эллипсоиды - вот неполный перечень геометрических деталей декорации Храма.

Главным несущим элементом в конструкции основного объёма церкви являются колонны, распределяющие вес башен и сводов. В зависимости от величины нагрузки колонны различаются толщиной сечения и высотой. Сечения базы колонн имеют форму звёзд с разным числом вершин (от 4 до 12, что определяется приходящейся на колонну нагрузкой) с небольшим параболическим скруглением лучей на внутреннем и внешнем диаметрах . С высотой форма сечения колонн постепенно превращается из звезды в круг, что происходит за счёт увеличения числа жёлобов, достигаемого одновременным поворотом влево и вправо исходного шаблона-звезды. По мере приближения к сводам, колонны разветвляются, создавая невиданную доселе конструкцию в виде леса. Это необычное архитектурное решение изначально было продиктовано конструкционной необходимостью: поиском

В Барселоне есть здание, которое с незначительными перерывами возводят уже без малого 128 лет, но ведь всё когда-нибудь кончается, не так ли?) Это Саграда Фамилия, величественный собор Святого Семейства


Заложенный в 1882 году грандиозный Собор Святого Семейства - по-испански Саграда Фамилия - мало-помалу приобретает вид завершенного творения. Того, каким его задумал один из величайших архитекторов XX века Антонио Гауди… В настоящий момент это самая выдающаяся достопримечательность Барселоны.

“То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы”, - сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия. Самый знаменитый храм Испании действительно поражает. Он возвышается над Барселоной, словно огромная пещера с колокольнями в виде сталактитов и глубокими гротами, увлекающими внутрь таинственного храма

Вид на башни собора с другой стороны

19 марта 1882 г. на окраине Барселоны в скромном квартале Баррио-дель-Поблет собрались все самые именитые люди города. Епископ Барселоны в праздничном облачении говорил медленно и торжественно. "…Да проснуться спящие сердца, да будет превознесена вера, да восторжествует милосердие, да помилует бог эту страну…" С этими словами он заложил первый камень в основание будущего Искупительного Храма, посвященного почитанию и прославлению Святого Семейства

Первоначальный проект принадлежал Франческо дель Вильяру. Но уже через год его сменил Антонио Гауди, совершенно изменивший проект собора, который уже начали строить. Дель Вильяр задумал возвести церковь в неоготическом стиле, но успел построить только крипту под апсидой

“Традиционная готическая система - мертвая система. Ее можно сравнить с человеческим существом, скелет которого, вместо того чтобы гармонично удерживать различные части тела, был раздавлен плотью, которую он поддерживал, и нуждался в подпорках любого рода”, - писал Гауди. В результате привычные готические стрельчатые арки в творении Гауди стали параболическими, контрфорсы сменились внутренними уступами, выполняющими ту же функцию, но более изящными, а наклонные колонны ветвились, как крона дерева, - так лучше распределяется нагрузка. Чтобы еще больше подчеркнуть легкость и вертикальную устремленность храма, внутренним колоннам Гауди придал спиральную форму, заставив их “стремиться все выше, испытывать желание жить собственной жизнью”. “Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды”, - писал архитектор

Замысел Антонио Гауди был грандиозен. Высота готового собора - 170 метров - всего лишь на метр будет меньше высоты самой высокой горы Барселоны. Так Гауди хотел подчеркнуть, что творение человека не может быть выше созданного Богом. Основные двери фасада Страстей воспроизводят слова из Библии на разных языках, включая Каталонский

На шедевры природы Гауди ориентировался в своих проектах и раньше. Так и Саграда Фамилия стремится быть похожей на систему пиков и гротов. Внутри здания свод поддерживают очень необычные колонны. Они состоят из многоугольников, меняющих кверху свою форму, и больше всего напоминают деревья. “Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды”, - так видел Гауди внутреннее убранство собора

Потолок собора с другого ракурса


Очень нетрадиционно для храмовой архитектуры. Сходство с католическим храмом исчерпывается тем, что в плане он имеет крест. Остальное - плод фантазии эксцентричного архитектора, который стремился создать зрительный образ веры, “Библию в камне”. Весь облик собора и каждая его деталь поэтому символичны. Над зданием собора должно вознестись 18 башен. 12 из них символизируют апостолов, 4 более высоких - четырех евангелистов, самая высокая - Иисуса Христа. Статуи, резьба, надписи на латыни - все служит сложной католической символике собора

Каждый из трех фасадов собора Святого Семейства посвящен одному из трех центральных сюжетов земной жизни Христа: “Рождество”, “Страсти Христовы” и “Воскресение”



Скульптурные группы фасада “Рождество” изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа

Второй фасад - “Страсти Христовы” - был выполнен испанским скульптором и художником - Иосифом Марией Субирачесем, и отличается своенравными измождёнными фигурами людей, в том числе и скульптурами, изображающими бичевание и распятие Христа

Здесь виден кусочек третьего, ещё не построенного, фасада - Воскресение. В постройке собора вообще огромное количество всякой символики. В частности, гроздья винограда, которые видны на маленьких башнях слева, символизируют Святое Причастие

В оформлении фасадов часто присутствует символика чисел, например здесь сумма по строкам, столбцам и диагоналям даёт число 33 - число лет жизни Христа

Впечатляют не только размеры задуманного собора, но и усложненная деталировка. Гауди был готов рассчитать вес каждого камня собора. Несколько лет Антонио Гауди посвятил только изучению акустики, с тем чтобы создать совершенную систему колоколов. Они должны приводиться в движение ветром. Внутри здания акустика с эффектом эха предполагает большой хор. На фото - “желудок” одной из башен собора)

По своему обыкновению архитектор не расписал подробного проекта здания, оставив простор для импровизации. Целиком посвятив себя собору, Гауди многие годы жил на его строительной площадке, постоянно контролируя строительство, вновь и вновь воплощая свежие идеи в стройку. Увлеченный, полностью погруженный в работу архитектор неизбежно казался странным

Внутри собора есть помещение музея, где выставлены чертежи и задумки Гауди и разные макеты (то, что сохранилось; многое было уничтожено во время Гражданской войны в Испании)

Проект люстры собора, созданный Гауди. То, что у Гауди рождалось из головы и воплощалось в небольших чертежах и макетах, сейчас удаётся воспроизвести только с помощью компьютерного моделирования и долгого обсчёта всех нюансов

Постоянным препятствием строительства был недостаток средств: столь грандиозный проект строился исключительно на пожертвования жителей Барселоны. В первую очередь из-за нехватки средств собор и стал долгостроем. Только совсем недавно к строительству привлечены средства инвесторов, в том числе иностранных. Гауди, однако на вопросы о сроках строительства невозмутимо отвечал: “Мой заказчик не торопится”

Так стройка пережила архитектора. Уже 74-летним стариком Антонио Гауди погиб под колесами трамвая неподалеку от строящегося собора

После смерти Гауди строительство продолжили его ученики, потом ученики учеников. Во время гражданской войны в Испании анархисты уничтожили чертежи Гауди. После этого стройку снова приостановили, и даже были споры, а стоит ли ее продолжать? В итоге знаменитая плавность линий Гауди уступила место рубленым и грубым формам нашего современника Субиракса, который сегодня возглавляет работы над Храмом. Это несоответствие стилей явно не добавляет гармонии всему комплексу в целом. Саграда Фамилия и так вызывает противоречивые чувства, а события, произошедшие 28 ноября 2000 года, добавили загадочности барселонскому долгострою. В этот день намечалась церемония освящения рождающегося Храма. Но торжественное мероприятие было омрачено. Рано утром того же дня в городе начался ураган, и на площадку Храма Святого Семейства с жутким грохотом свалилось навершие, венчающее одну из арок оконного проема. Возможно, в любом другом городе это было бы воспринято как дурной знак, но не в Барселоне. Освящение все-таки состоялось. И каталонцы, на чьи деньги началось и продолжается строительство Саграда Фамилия, ждут не дождутся, когда Храм будет закончен. Сейчас снова привычно окружена подъемными кранами, но открыта для посещений. А завершение планируется к 2026 году.



Саграда Фамилия, Барселона.
























В Барселоне есть здание, которое с незначительными перерывами возводят уже без малого 128 лет, но ведь всё когда-нибудь кончается, не так ли?) Это Саграда Фамилия, величественный собор Святого Семейства

Заложенный в 1882 году грандиозный Собор Святого Семейства - по-испански Саграда Фамилия - мало-помалу приобретает вид завершенного творения. Того, каким его задумал один из величайших архитекторов XX века Антонио Гауди… В настоящий момент это самая выдающаяся достопримечательность Барселоны


“То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы”, - сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия. Самый знаменитый храм Испании действительно поражает. Он возвышается над Барселоной, словно огромная пещера с колокольнями в виде сталактитов и глубокими гротами, увлекающими внутрь таинственного храма

Вид на башни собора с другой стороны

19 марта 1882 г. на окраине Барселоны в скромном квартале Баррио-дель-Поблет собрались все самые именитые люди города. Епископ Барселоны в праздничном облачении говорил медленно и торжественно. "…Да проснуться спящие сердца, да будет превознесена вера, да восторжествует милосердие, да помилует бог эту страну…" С этими словами он заложил первый камень в основание будущего Искупительного Храма, посвященного почитанию и прославлению Святого Семейства

Первоначальный проект принадлежал Франческо дель Вильяру. Но уже через год его сменил Антонио Гауди, совершенно изменивший проект собора, который уже начали строить. Дель Вильяр задумал возвести церковь в неоготическом стиле, но успел построить только крипту под апсидой

“Традиционная готическая система - мертвая система. Ее можно сравнить с человеческим существом, скелет которого, вместо того чтобы гармонично удерживать различные части тела, был раздавлен плотью, которую он поддерживал, и нуждался в подпорках любого рода”, - писал Гауди. В результате привычные готические стрельчатые арки в творении Гауди стали параболическими, контрфорсы сменились внутренними уступами, выполняющими ту же функцию, но более изящными, а наклонные колонны ветвились, как крона дерева, - так лучше распределяется нагрузка. Чтобы еще больше подчеркнуть легкость и вертикальную устремленность храма, внутренним колоннам Гауди придал спиральную форму, заставив их “стремиться все выше, испытывать желание жить собственной жизнью”. “Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды”, - писал архитектор

Замысел Антонио Гауди был грандиозен. Высота готового собора - 170 метров - всего лишь на метр будет меньше высоты самой высокой горы Барселоны. Так Гауди хотел подчеркнуть, что творение человека не может быть выше созданного Богом. Основные двери фасада Страстей воспроизводят слова из Библии на разных языках, включая Каталонский


На шедевры природы Гауди ориентировался в своих проектах и раньше. Так и Саграда Фамилия стремится быть похожей на систему пиков и гротов. Внутри здания свод поддерживают очень необычные колонны. Они состоят из многоугольников, меняющих кверху свою форму, и больше всего напоминают деревья. “Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды”, - так видел Гауди внутреннее убранство собора

Потолок собора с другого ракурса

Очень нетрадиционно для храмовой архитектуры. Сходство с католическим храмом исчерпывается тем, что в плане он имеет крест. Остальное - плод фантазии эксцентричного архитектора, который стремился создать зрительный образ веры, “Библию в камне”. Весь облик собора и каждая его деталь поэтому символичны. Над зданием собора должно вознестись 18 башен. 12 из них символизируют апостолов, 4 более высоких - четырех евангелистов, самая высокая - Иисуса Христа. Статуи, резьба, надписи на латыни - все служит сложной католической символике собора

Каждый из трех фасадов собора Святого Семейства посвящен одному из трех центральных сюжетов земной жизни Христа: “Рождество”, “Страсти Христовы” и “Воскресение”


Скульптурные группы фасада “Рождество” изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа

Второй фасад - “Страсти Христовы” - был выполнен испанским скульптором и художником - Иосифом Марией Субирачесем, и отличается своенравными измождёнными фигурами людей, в том числе и скульптурами, изображающими бичевание и распятие Христа


Здесь виден кусочек третьего, ещё не построенного, фасада - Воскресение. В постройке собора вообще огромное количество всякой символики. В частности, гроздья винограда, которые видны на маленьких башнях слева, символизируют Святое Причастие


В оформлении фасадов часто присутствует символика чисел, например здесь сумма по строкам, столбцам и диагоналям даёт число 33 - число лет жизни Христа


Впечатляют не только размеры задуманного собора, но и усложненная деталировка. Гауди был готов рассчитать вес каждого камня собора. Несколько лет Антонио Гауди посвятил только изучению акустики, с тем чтобы создать совершенную систему колоколов. Они должны приводиться в движение ветром. Внутри здания акустика с эффектом эха предполагает большой хор. На фото - “желудок” одной из башен собора)


По своему обыкновению архитектор не расписал подробного проекта здания, оставив простор для импровизации. Целиком посвятив себя собору, Гауди многие годы жил на его строительной площадке, постоянно контролируя строительство, вновь и вновь воплощая свежие идеи в стройку. Увлеченный, полностью погруженный в работу архитектор неизбежно казался странным

Внутри собора есть помещение музея, где выставлены чертежи и задумки Гауди и разные макеты (то, что сохранилось; многое было уничтожено во время Гражданской войны в Испании)


Проект люстры собора, созданный Гауди. То, что у Гауди рождалось из головы и воплощалось в небольших чертежах и макетах, сейчас удаётся воспроизвести только с помощью компьютерного моделирования и долгого обсчёта всех нюансов


Постоянным препятствием строительства был недостаток средств: столь грандиозный проект строился исключительно на пожертвования жителей Барселоны. В первую очередь из-за нехватки средств собор и стал долгостроем. Только совсем недавно к строительству привлечены средства инвесторов, в том числе иностранных. Гауди, однако на вопросы о сроках строительства невозмутимо отвечал: “Мой заказчик не торопится”

Так стройка пережила архитектора. Уже 74-летним стариком Антонио Гауди погиб под колесами трамвая неподалеку от строящегося собора

После смерти Гауди строительство продолжили его ученики, потом ученики учеников. Во время гражданской войны в Испании анархисты уничтожили чертежи Гауди. После этого стройку снова приостановили, и даже были споры, а стоит ли ее продолжать? В итоге знаменитая плавность линий Гауди уступила место рубленым и грубым формам нашего современника Субиракса, который сегодня возглавляет работы над Храмом. Это несоответствие стилей явно не добавляет гармонии всему комплексу в целом. Саграда Фамилия и так вызывает противоречивые чувства, а события, произошедшие 28 ноября 2000 года, добавили загадочности барселонскому долгострою. В этот день намечалась церемония освящения рождающегося Храма. Но торжественное мероприятие было омрачено. Рано утром того же дня в городе начался ураган, и на площадку Храма Святого Семейства с жутким грохотом свалилось навершие, венчающее одну из арок оконного проема. Возможно, в любом другом городе это было бы воспринято как дурной знак, но не в Барселоне. Освящение все-таки состоялось. И каталонцы, на чьи деньги началось и продолжается строительство Саграда Фамилия, ждут не дождутся, когда Храм будет закончен. Сейчас снова привычно окружена подъемными кранами, но открыта для посещений. А завершение планируется к 2026 году.

В продолжение, посетите подборку 15 , откуда узнаете немало интересного.