Open
Close

Архимандрит кирилл павлов. Почил о Господе архимандрит Кирилл (Павлов)

ГОСПОДИ IИСУСЕ ХРИСТЕ, МОЛИТВАМИ БОГОРОДИЦЫ УПОКОЙ ДУШУ РАБА ТВОЕГО НОВОПРЕСТАВЛЕННОГО СХИАРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА!

Вечером 20 февраля 2017 г. отошёл ко Господу Великий Старец всея Руси - схиархимандрит Кирилл (Павлов).


Смиренный, кроткий, добрый, ласковый, деликатный и любящиий всех... Образ верным... Духовник всея Руси, удерживающий молитвенник... На нем исполняются слова Святого Апостола Павла:

"Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его". (2Тим.4:7-8)

Святость отца Кирилла никто не смеет оспаривать, и поэтому в Церкви Небесной, торжествующей, без сомнения не скорбь, а праздник. Небо пополнилось еще одним молитвенником о Святой Руси!

Сам старец Кирилл еще при жизни, обладая даром прозорливости, предупреждал что после его смерти начнется война. "Приходила Богородица к нему и во второй раз , но только на сей раз она предупредила его о том, что после его смерти в России опять начнется война , и чтобы россияне вовсю готовились к этому."

Об этом же говорил и старец Иона Одесский, почивший в Господе 18 декабря 2014 г. После его смерти по предсказанию в течение 2 лет должны были прийти серьезные испытания. И мы знаем, что настигло уже через год территорию Малой Руси...

Теперь, в связи с кончиной Всероссийского молитвенника, тем более в такой знаменательный для России год, очевидно, православному народу необходимо еще усерднее обратиться к Господу Богу!

Царствие тебе Небесное, дорогой и родной наш Батюшка Кирилл!

АВВОЧКА ОТЕЦ КИРИЛЛ, КОГДА ПОЛУЧИШЬ МИЛОСТЬ У БОГА, НЕ ОСТАВЬ НАС, МОЛИ БОГА О НАС!


враг трепещи, встаёт Россия!


Царь-Патриарх на трон грядёт!


Перед Царём апостасия


Окаменеет и замрёт!

Инок Михаил

Благословение старца Кирилла (Павлова) о. Рафаилу (Берестову)

О глобализации О Царе

СТАРЕЦ КИРИЛЛ (ПАВЛОВ): "МЫ С ТОБОЙ ДОЖИВЕМ ДО АНТИХРИСТА"

Старец ушел ко Господу и значит антихрист уже пришел в мир

Архимандрит Кирилл (Павлов) об отношении к экуменизму

В чем смысл жизни


Духовник Всея Руси

Последняя битва старца Кирилла (Павлова). Фильм VI



Последняя битва старца Кирилла (Павлова). Фильм VII

Последняя битва старца Кирилла (Павлова). Фильм VIII


ВСЕРОССИЙСКИЙ СТАРЕЦ СХИАРХИМАНДРИТ КИРИЛЛ ПАВЛОВ

Архимандрит Кирилл (Павлов) «всероссийский духовник». Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви. Старчество еще в древние времена процветало на Руси. Об этом подробно рассказывается в Киево-Печерском патерике 1051 года - источнике разных исторических сведений о первых православных подвижниках.

Мощное влияние старчества было не только в Киевской, но и в Северо-Восточной Руси, где сердцем православия считалась Троице-Сергиева Лавра. Именно отсюда и начался благочестивый путь архимандрита Кирилла (Павлова) – Героя Советского Союза, кавалера боевых орденов и медалей.

В их числе оказалась и медаль «За оборону Сталинграда», но об этом чуть позже. Это великое призвание - служить людям и Господу Богу - давно определили чистота его сердца, высокий нравственный уровень и личная святость. Обладая даром прозорливости, он стал исцелять людей от болезней духовных и телесных, указывая праведный путь жизни, предостерегая от опасностей и открывая Божью волю.

Кто такие старцы. У человека, который захочет познать азы истинной православной веры, могут возникнуть вопросы о том, кто же такие старцы, какую роль они играют в жизни всей церковной братии и прихожан, почему их авторитет так велик, а память о многих из них передается из поколения в поколение. Во все времена страшных потрясений, войн и революций молились за народ заступники его - люди, которым Бог открывал волю свою.

О старчестве была написана великолепная книга «Оптина пустынь и ее время» писателем и богословом И. М. Концевичем. Самая первая глава этой книги посвящена понятию старчества. В ней говорится о том, что существует три церковных служения вне зависимости от иерархии, и они делятся на апостольское, пророческое и, наконец, учительское.

Так вот, за апостолами, учениками и последователями Иисуса Христа, стоят пророки, иначе говоря, мудрые старцы, служение которых определяется в увещевании, назидании и утешении. Они могут предостерегать от опасностей и предсказывать будущее. Для этих людей как будто бы нет границ времени и пространства.

Биография старца архимандрита Кирилла (Павлова). В мирской жизни Иван Дмитриевич Павлов родился в начале осени 1919 года в крестьянской семье в небольшой деревне Рязанской губернии. Воспитывался и рос он в семье верующих. Когда Ивану исполнилось 12 лет, поскольку у них в деревне не было семилетней школы, отец увез его учиться вместе с братом в город Касимов, где они и попали под безбожное течение того времени.

В тот сложный период атеистический угар советских пятилеток напрочь отравил сознание народа и практически погубил его душу. В тридцатых годах, а точнее с 1934 по 1938 гг., Павлов Иван проходил обучение в Касимовском индустриальном техникуме, по окончании которого его призвали на службу в армию и отправили на Дальний Восток. Война как искупление людских грехов В скором времени нагрянула Великая Отечественная война.

По словам самого старца, в то роковое время серьезного упадка достигли моральная нравственность и беззаконие в обществе, и Господь не потерпел этого больше, поэтому им была допущена война. Именно в эти жестокие кровавые годы войны и насилия народ прочувствовал на себе всю дикую скорбь и слезы отчаяния. И тогда он потянулся к Богу и обратился к нему за помощью. Эта молитва дошла до слуха Божьего, и Господь сжалился и сменил свой гнев на милость.

Старец говорил, что неизбежно так и будут тягать нас несчастья и бедствия потому, что игнорируем мы тот путь, который указал нам Спаситель в Евангелии. Каждому из нас стоит задуматься над его словами. Ведь уста архимандрита Кирилла (Павлова) всегда неустанно молятся за каждого православного христианина.

Как война отразилась на жизни Ивана Дмитриевича Павлова. Иван Дмитриевич Павлов попал самое пекло ада: он воевал на Финской войне, прошел от Сталинграда до Румынии, был в Австрии и Венгрии, а также участвовал в войне с Японией. В те страшные военные годы он, как и сотни тысяч других людей, вернулся к истинной христианской православной вере. Постоянные смерти перед глазами и суровые условия жизни на войне заставляли его задуматься над бытием и искать какого-то разумного решения. Были у него и разного рода сомнения, и на все это он получил ответы в Евангелии.

Эту божественную книгу по листочкам он собрал в разрушенном доме в городе Сталинград как раз после его освобождения. Найденная Священная книга не оставила его равнодушным и вызвала неподдельный интерес. Парень так проникся ей, что она стала неким чудодейственным бальзамом для его истерзанной войной души. С этого момента он больше не расставался с ней и носил ее в своем кармане до самого окончания войны, которую закончил в звании лейтенанта.

Желание стать священником. Евангелие на всем его дальнейшем жизненном пути всегда утешало и спасало, а в 1946 году привело в Московскую духовную семинарию при Новодевичьем монастыре. А чуть позже там же он закончил и духовную академию. В 1954 году брат Кирилл пошел по пути иночества в Троице-Сергиевой Лавре, где на него возложили послушание духовника братии лавры. Смиренность и большая любовь к Богу и православной вере вскоре была отмечена высшим монашеским саном – архимандрит.

Просто невозможно перечесть список всех тех, кто обращался к отцу Кириллу за помощью. Он наполнял неспокойные сердца людей оптимизмом и духовной радостью, которая потом распространялась дальше по разным монастырям, епархиям и по всей Святой Руси.

Старец-архимандрит Кирилл (Павлов) стал духовным отцом многих архиереев, настоятелей и настоятельниц монастырей, монахов и монахинь, а также огромного количества мирян. Когда люди говорят о нем или вспоминают, то прежде всего они видят перед глазами умиротворенное и изможденное морщинами лицо седоволосого старца, его ласковую таинственную улыбку и слышат добрый голос. Архимандрит Кирилл (Павлов) был духовником трех святейших патриархов: Алексия I, Пимена и Алексия II.

Тайны архимандрита В Свято-Троицкой Сергеевой лавре прихожане из уст в уста часто передавали невероятную историю о том, что якобы старец архимандрит Кирилл (Павлов) – это тот самый защитник легендарного Дома Павлова, гвардии сержант Иван Дмитриевич Павлов. Хотя везде в официальных источниках указывается, что держал оборону Сталинграда под фашистским натиском целых 58 дней вместе со своими 29 товарищами некий сержант Яков Федорович Павлов.

Читая ранние рассказы об обороне Дома Павловых, постоянно находишь разные странные нестыковки и неточности тех исторических событий. Как будто бы кто-то специально умалчивает некие очень важные факты тех страшных героических дней. И что самое интересное, скрываются и путаются фамилии людей, которые героически защищали этот дом. Скажите, что я умер Сам же старец этот факт не отрицает, но и не подтверждает.

Однако существуют данные, которые говорят сами за себя. Звание Героя Советского Союза, а также наградной орден Отечественной войны гвардии сержант Павлов Иван получил при абсолютном нежелании вступать в коммунистическую партию из-за своих религиозных убеждений. Как такое было возможно в то время? Но все же он получил эти награды именно за свой личный героизм и мужество. Такое мало кому прощали.

Практически сразу после войны боец Павлов решил поступать в духовную семинарию. Однако вездесущее НКВД не могло допустить такого решения, чтобы красноармеец, Герой Советского Союза ушел в монастырь и стал священником. И поэтому его документы в семинарии долго не принимались.

Обет молчания. Но однажды, усердно молясь в церкви возле раки преподобного Сергия Радонежского, к нему подошел некий старец, который почему-то уже заранее знал все его желания и горести и именно поэтому посоветовал Павлову принять обет молчания. Это могло означать только то, что теперь он поклялся хранить свой секрет всю жизнь и в разговорах нигде не упоминать больше тему, касающуюся этого секрета. И после этого в будущем архимандрит Кирилл (Павлов) больше никогда не рассказывал о своих фронтовых наградах и подвигах.

Дата принятия его иноческого чина совпала с датой начала войны – 22 июня, но только в 1954 году. Этим он запечатлел себя как защитник русского православного народа от всех видимых и невидимых напастей. Одних людей он когда-то отбивал от несчастий с помощью силы оружия, а других - силой Иисусовой молитвы. Вот таким образом архимандрит Кирилл (Павлов) навсегда похоронил в себе свое боевое прошлое.

Рассказывали даже историю о том, как однажды, как раз перед юбилеем Дня Победы над фашизмом, к старцу в Сергиев Посад приехали пообщаться по поводу «павловского вопроса» местные высокопоставленные военные чины, но старец не стал с ними говорить и повелел передать гостям слова в том духе, что лейтенант Иван Павлов умер. Видение Богородицы Существует удивительный рассказ о том, как когда-то Иван Павлов оказался со своим отрядом в немецком плену, где его охватил дикий ужас.

И вдруг сердце вспомнило материнский наказ - молиться. И стал Ваня усиленно со слезами молиться Пресвятой Богородице. Как вдруг явился ее образ, и обратилась она к нему со словами: «Стой и не двигайся». Иван остался на опустевшей дороге и долго стоял, пока конвой пленных русских солдат, подгоняемый эсесовцами с автоматами и лающими овчарками, не скрылся с глаз. Именно тогда, в день своего спасения, он поклялся Богородице, что если выживет, то станет монахом и посвятит свою жизнь служению Богу.

Приходила Богородица к нему и во второй раз, но только на сей раз она предупредила его о том, что после его смерти в России опять начнется война, и чтобы россияне вовсю готовились к этому. Когда однажды старца спросили о том, как спасти Россию, он долго думал и ответил, что в России надо поднимать нравственность. А когда задали вопрос о смысле жизни, то старец увидел его в богоуверовании.

Его ответы всегда очень просты и лаконичны, но какой огромный и мудрый в них заложен смысл. Где сейчас старец Всегда с нами в своих молитвах архимандрит Кирилл (Павлов). 2015 год стал 96-м в его жизни. Интересно то, что в младенчестве его окрестили в честь Иоанна Богослова, который являлся апостолом любви.

После пострига в монахи он стал носить имя Кирилла Белозерского, где Кирилл означает «солнце». И вот, если проводить между этими словами аналогию, то получается, что любовь, как солнце, освещает и согревает грешных и немощных людей всего русского православного мира. Имея фронтовые ранения, контузию и многочисленные хирургические операции, мужественно перемогает болезнь благословенный архимандрит Кирилл (Павлов). Где сейчас он находится? Именно этот вопрос многих интересует. Однако старец уже давно прикован к постели. Случившийся инсульт навсегда обездвижил его.

На сегодняшний день практически лишен общения с внешним миром монах Кирилл (Павлов). Архимандрит сейчас плохо видит и слышит. Но ему не нужны утешения и жалось, когда к нему возвращаются силы, он сам начинает нас утешать и поддерживать, его губы начинают шевелиться в молитве о русском православии и набирающей новую силу России. Архимандрит Кирилл (Павлов), состояние здоровья которого стремительно ухудшается, до сих пор выполняет свою особую миссию перед Богом и перед всеми верующими.

Для всех желающих доступны труды старца. Архимандрит Кирилл (Павлов), проповеди которого изданы его родной лаврой, дает ответы на самые волнующие вопросы. Заключение. Греческий епископ, посетив больного старца, сказал: «Архимандрит Кирилл ныне распинается на страдальческом кресте – один за всю Россию».

Значит, опять повторяет свой сталинградский подвиг стойкий и сильный духом гвардии лейтенант, Герой Советского Союза в миру Иван Дмитриевич Павлов, а в иночестве добродушный братский духовник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Кирилл.

В 2012 году вышла в свет более чем 400-страничная книга «Старец архимандрит Кирилл (Павлов)» (под ред. свящ. Виктора Кузнецова) - наиболее полное, сопровождённое свидетельствами и документами повествование, содержащее биографию и жизнеописание старца Кирилла, охватывающие семь десятилетий его ревностного служения в Винограднике Господнем

20 февраля 2017 года на 98-ом году жизни отошел ко Господу старец русской православной церкви архимандрит Кирилл (Павлов). Все, кто общался с ним, вспоминают его как человека потрясающей веры.

Его жизнь — это семь десятилетий служения. Архиереи, священники, монахи, миряне шли к нему за утешением, советом и молитвой.

«Как-то я прихожу к нему и спрашиваю: „Вот вчера прием у вас был. Много народу было?“. Он подумал, подумал, и так, с расстановкой, как он это говорил, сказал: „Сто пятьдесят семь человек“. Я внутренне обмер, конечно, потому что знаю, что такое — прием скорбящих, страждущих, болящих... Он всех утешал.» (из воспоминаний А. Недоступа (лечащий врач и духовное чадо отца Кирилла)).

В мирской жизни Иван Дмитриевич Павлов родился в 1919 г. в Рязанской губернии. Закончил индустриальный техникум, работал технологом. В Красную армию призвали в 1939 г. Служил на Дальнем Востоке. Участник Великой Отечественной войны.

Иван Павлов с сестрами Марией и Анной, 1943 г.

Спустя десятилетия после войны в церковной среде появилась молва, что арх. Кирилл (Павлов) и знаменитый защитник Сталинграда сержант Павлов — одно и то же лицо. Речь про дом Павлова: в 1942 г. группа советских солдат держала здесь оборону 58 дней. Правда, на мемориальной табличке на доме и в исторических сведениях упоминается сержант Яков Павлов.

«Архимандрит Кирилл — настоящий сержант Павлов, тот герой Сталинграда. Ни Яков Павлов, которого сделали, по существу, НКВДшники, а именно — Иван Павлов. Доказательств очень много. Когда наши войска освободили территорию, и блокада Сталинграда была завершена, тогда решили с помпой устроить показательное партийное мероприятие: „Мы принимаем знаменитого сержанта в партию!“. И вдруг виновник торжества говорит: „А я не буду вступать в партию. Я не достоин. Я уже христианин“. И что еще, доказательство какое, — его бросили (после этого) во фронтовую разведку. А знаете что? Это страшнее штрафных батальонов.» (священник Виктор Кузнецов).

Сам батюшка на эту тему не любил говорить, и публично не подтверждал этой версии, но многие духовные чада старца уверены, что он и есть тот самый Павлов. Награду Героя Советского Союза за Сталинградскую битву о. Кириллу вручили только в 1993 году.

Иван Павлов прошел всю войну — с первого и до последнего ее дня. На его долю выпали тяжелые испытания — кровопролитные бои, гибель товарищей, контузии, ранения, ужас мертвых городов. Сомнения и вопросы терзали душу солдата. Почему война? Почему воюем? Как-то, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде, он нашел Евангелие среди развалин дома: «Стал читать. И почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!».

И до самого окончания войны Евангелие его и утешало, и схоронило. По мнению о. Кирилла, начавшееся в то время открытие православных храмов, обращение русских людей к Богу, постоянная молитва к Нему и стали основой тех перемен в войне, которые привели великую Русь к победе.

После войны поступил в Московскую духовную семинарию и был одним из лучших ее учеников. В 1954 г. окончил духовную академию и принял монашество в Свято-Троицкой Сергиевой лавре с именем Кирилл.

Кирилл Павлов в годы обучения в духовной академии

Начинал батюшка свои труды пономарем, был казначеем. С 1965 г. — духовник всей братии Лавры. Смиренный о. Кирилл принимал исповедь с таким сочувствием и любовью, что монахи часто говорили, что для них старец — даже не отец, а мать.

Арх. Кирилл был духовником русских патриархов — Алексия I, Пимена и Алексия II. В последние годы пребывал в Переделкино, в Патриаршей резиденции.

Жизнь о. Кирилла на новом месте мало чем отличалась от лаврской: исповеди, исповеди, исповеди. С годами он все больше ослабевал от огромного потока посетителей. В 2003 г. перенес инсульт, который обездвижил его. А в последние годы батюшка уже плохо видел и слышал, и ему было сложно говорить.

В такой немощи телесной благодатный старец находился более 12 лет. Он безропотно нес возложенный на него крест, считая, что ниспосланное — новый дар и новое служение, и в немощи своей продолжал молиться.

«Есть мнение в братии, что батюшка находится в таком состоянии — это он мучается за наши грехи... Может, удерживает этот мир от страшной какой-то войны... Потому, что, если действительно великий святой, он может и один молить Бога.» (арх. Захария (Шкурихин)).

Старец Кирилл

Похоронен старец на территории Троице-Сергиевой лавры.

Арх. Кирилл — автор многочисленных проповедей и поучений, часть из них опубликована в книге «Архимандрит Кирилл Павлов. Проповеди»: «Надо тщательно наблюдать за своим нравственным поведением, за своими поступками... Познай самого себя — вот великое правило, которое было даже у древних мудрецов. И Святая Церковь нам также предлагает, чтобы мы по истечении каждого дня проверяли, что мы сделали за день угодного Богу, что сделали полезного себе, что сделали ради блага ближнего. И вот тогда-то мы и познаем свою нищету духовную... Вот тогда-то у нас и замкнется рот для осуждения ближнего. Мы лишь потому являемся строгими судьями для ближних, что себя не знаем...» (из проповеди «О грехе осуждения»).

Иеромонах Аверкий (Белов), настоятель храма Казанской иконы Богородицы в селе Коктал в Казахстане

Я один раз был на исповеди у отца Кирилла в 1995 году. Меня тогда совсем недавно постригли в монашество и рукоположили во священники.

Очень мучил вопрос о подготовке людей к Таинству Крещения. На приходе, где я служил, люди каждую неделю крестились десятками. Но традиции их готовить к Крещению, проводить беседы тогда не было. Я видел, что многие взрослые крещающиеся не понимают, зачем пришли, но отказать в совершении Таинства или отложить его я не мог. Не смел нарушить десятилетиями сложившуюся практику.

Отец Кирилл посоветовал все же постараться готовить людей к Крещению и не бояться откладывать его совершение, если человек явно не готов. Говорил о необходимости полного троекратного погружения при Крещении, что в те годы многими игнорировалось. Потом он подарил мне житие блаженной Матроны и церковный календарь на следующий год. Батюшка был очень благостным, кротким, ласковым.

Я очень любил рассматривать потом его фото, в них есть нечто, делающее его похожим на древних подвижников.

Сохранились его фотопортреты со времен учебы и первых лет жизни в Лавре. Они тоже очень одухотворенные.

Рассказывали мне, что когда отец Кирилл уже лежал в полузабытьи, к нему приехали с поздравлениями около 20 его духовных чад. Они пели возле него, молились, но батюшка не открывал глаз. Когда все собрались уходить, старец поднял правую руку и, не открывая глаз, стал многократно всех осенять крестным знамением. Кто-то посчитал количество благословений, оно оказалось в точности равным количеству приходивших.

Одному иеромонаху, строившему храм, отец Кирилл молча подарил несколько луковок. Это было, возможно, ответом на его вопрос о количестве куполов храма, а может быть, и предсказанием о слезах.

Особенно меня волнует сейчас распространение слуха о том, что старец Кирилл предсказывал начало войны после своей смерти. От его духовных чад я о таком пророчестве не слышал. Может быть, кто-то подтвердит или опровергнет эту информацию.

Несомненно, мы запомнили высказывания отца Кирилла о проблеме ИНН и электронных паспортов. Печально, что в церковной среде есть два крайних ложных мнения по этому вопросу. Первое – опасности никакой нет, всё можно принимать, заговора против России не существует, глобализация – явление полезное. Второе – всё пропало, все предатели и в Церкви, и в правительстве, везде масоны, надо сжечь все документы и уйти жить в леса.

Почему-то мы забыли, что существует документ, принятый Архиерейским собором – . Думаю, что батюшка Кирилл согласился бы со многими положениями этого послания. И верю, что он молится о том, чтобы мы избежали и бунтарства, и наивной успокоенности в оценке сложных явлений современности.

На смерть архимандрита Кирилла (Павлова)

Ушел от нас архимандрит Кирилл.
Поосмотревшись, радостно обнимет
всех, кого вырастил, наставил, возлюбил,
кого теперь навеки не покинет.

Окажет помощь чадам, чадам чад
в епископстве, в монашестве, в юродстве,
в политике, в учении внучат,
в спасении России, в чадородстве.

Окончен с болью многолетний бой.
Враги отражены, как в Сталинграде,
его молитв таинственной стеной.
Душа усопшего готовится к награде.

Воистину он Павлов – столько душ,
как и апостол, отобрал у ада.
Услышим мы и карканье кликуш,
что ждать беды по смерти его надо.

Не верьте! Столько радости придет
на каждого, когда душа святого
пред Богом дерзновенье обретет.
Не бойтесь войн. В них покаянья много.

«Вы всю жизнь будете помнить эту встречу»

Виталий Кучерский, врач-уролог клиники «Мосмед» в Москве

В 1994 году мы с супругой потеряли дочь. Она внезапно умерла, ей был 21 год. Мы были в ужасном горе.

В то время я, еврей по национальности, искал путь спасения души и крестился. У меня был друг, иеродиакон Серафим, он является моим духовным братом. Он служил в храме сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище. Он проложил нам путь к вере: мы с моей женой Надеждой, которая тоже очень тяжело страдала, стали читать Евангелие, ходить в храм, причащаться.

Он-то и посоветовал нам с женой ехать в Переделкино к старцу Кириллу. Это было начало зимы, шел снег, и мы поехали. Было множество разных обстоятельств, которые мешали нам туда доехать: то поезд отменили, то опоздал, то снегопад. Мы еле добрались, хотя ехать-то всего ничего.

Мы приехали туда, был очень сильный снег. Было очень много людей, которые пришли за помощью духовной к отцу Кириллу, и были большие сомнения, что мы сможем к нему попасть. Но отец Серафим нам во всем помогал. Когда матушка вышла к народу и спросила, кто хочет убирать снег, мы с диаконом Серафимом пошли – убирали снег на территории храма.

Через некоторое время вышел архимандрит Кирилл, покормил птичек. Я подбежал к нему под благословение, хотя еще даже не знал, как и руки-то складывать. Он посмотрел на меня добрыми глазами, было видно, что это человек, исключительно много в жизни переживший и, в общем, нездоровый. Как на большинстве фотографий он есть – таким он и был.

Мы пошли через внутреннюю калитку к храму – он должен был там служить. Много народу бросилось к нему, но он позвал мою жену, и они поговорили о том, как она страдает. Было очень холодно, она продрогла и сильно плакала.

Потом, когда я ее спрашивал, что ей сказал отец Кирилл, она отвечала, что ничего особенного, просто погладил и сказал: «Ты очень страдаешь, но все это потихонечку пройдет». Просто проявил доброту, участие.

И когда мы возвращались в Москву, то думали: ну и что такого, ну увидели, ну подошли к нему, а Серафим нам сказал: «Вы всю жизнь будете это помнить».

И вот прошло с тех пор 33 года, но я с того времени всегда его помню.

Вторая встреча была через год. В 1995 году мы съездили в Израиль: это была туристическая поездка с посещением святых мест. У нас было время походить самостоятельно по Иерусалиму. Мы добрались до Горненского монастыря, где начинал свою жизнь Иоанн Креститель, где встречалась праведная Елисавета с Богородицей. Там мы пообщались с послушницами, и настоятель храма, когда узнал, что мы встречались с отцом Кириллом, передал для него коробку ладана.

Вернувшись оттуда – это было уже в следующем году – мы отправились передать отцу Кириллу этот ладан. И я опять не знал, как же я к нему попаду: толпы людей ждали встречи с ним.

Он вышел, всех пригласили в церковь, и он тогда прочел молитву «Символ веры» с выражением. Не так, как мы ее в храме поем обычно, а с выражением, как чтец, даже немного как поэт. И это было новое для меня прочтение, и я тогда понял, что молитвы можно читать по-разному. Он ничего особенного не делал, он показывал пример. Я же был тогда совсем еще необразованный в этом деле человек.

Потом нас вывели на улицу, и надо было дождаться своей очереди. Я понимал, что он может и не принять всех. И тогда я сказал послушнице, что из Иерусалима привез ладан и не буду отца Кирилла долго занимать, и попросил разрешения зайти и передать ему.

Она ему сказала, и он меня пригласил. Я вошел, он так же тепло меня встретил, благословил. Я передал подарок от насельников Горненского монастыря, он с удовольствием принял. А потом спрашивает:

– Ну, а ты что делаешь?

Я ответил:

– Ну, как, читаю… Евангелие читаю, Псалтирь начал читать, апостолов пытаюсь.

А он мне говорит:

– Ну, ты муж мудрый!

Это он меня запомнил. Подарил мне иконку, эта небольшая бумажная иконка и сейчас при мне хранится.

С тех пор мы с женой очень серьезно воцерковились, вели православный образ жизни, очень друг друга поддерживали. Я жену свою очень люблю. Но дело в том, что 1 апреля 2013 года ее не стало. Она умерла от рака крови. И с тех пор я остался совсем один. Но я хочу сказать, что для меня и моей жены архимандрит Кирилл был проводником ко Христу, к вере, к пониманию благодати. Также почил и наш друг отец Серафим. Но остались в памяти его слова о том, что мы будем помнить эту встречу всю жизнь – так оно и есть.

После исповеди я перестал терять сознание

Священник Андрей Рахновский, настоятель храма Ризоположения в Леонове

У меня есть в памяти лишь один небольшой эпизод, связанный с архимандритом Кириллом.

Когда я воцерковлялся в старших классах школы, мне было 16 лет, я начал ходить в церковь, но на каждой службе я падал в обморок. Я ходил в храм, мне было интересно, но ходил со страхом, потому что обязательно в какой-то момент у меня кружилась голова, и я терял сознание, было очень плохо.

Как-то я попал в Лавру к отцу Кириллу, очень долго ждал в очереди. Когда я к нему подошел, он очень торопился. Я успел назвать какие-то два греха, и он как-то строго мне сказал несколько слов, особенно по поводу того, что касалось отношений с родителями. Очень быстро, и даже как-то сердито.

Но после этой исповеди я перестал терять сознание на службе! Я не знаю, как это связано, но мне это на всю жизнь врезалось в память.

При этом строгость не воспринималась как что-то злое, что меня кто-то отвергает, я не нужен, но за этими словами стояло то, что рационально не объяснишь.

Иногда человек вежливо разговаривает, но ты чувствуешь, что ему не нужен. А тут строго поговорили и быстро, а чувствуешь какое-то изменение, причем и физическое – оно мгновенно произошло.

«Оставайся с нами, не надо уезжать из России»

Игумен Илия (Чураков), настоятель храма сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе

Старца Кирилла я знаю с юности. Я обратился к нему за духовным руководством, когда учился в духовной семинарии. Большую роль в этом сыграло то, что мой покойный дед, настоятель храма преподобного Пимена Великого, протоиерей Борис Писарев был хорошо знаком с отцом Кириллом – какое-то время они вместе учились.

Мой дед закончил учебу в семинарии в 1948 году, когда она еще находилась в Новодевичьем монастыре, и с 1958 по 1975 год был во главе прихода храма прп. Пимена Великого. После моего деда настоятелем храма стал протоиерей Димитрий Акинфиев. Отец Дмитрий был однокурсником архимандрита Кирилла и в семинарии, и в духовной академии. К тому же оба они родом из Рязанской губернии.

В свое время я попросил отца Димитрия, который взял надо мной духовное руководство после того, как стал настоятелем храма прп. Пимена Великого, походатайствовать о том, чтобы меня приняли в монастырь.

Уже во время учебы в семинарии я искренне желал монашествовать на святой горе Афон. Но отец Кирилл мне посоветовал: «Оставайся с нами, не надо уезжать из России». И следуя его благословению, я остался в Москве.

Я старался по возможности посещать отца Кирилла. Когда я был в братии Новоспасского монастыря, мы с покойным архиепископом Алексием приезжали к старцу для бесед и духовного руководства. Конечно, разговоры касались и сокровенных вещей, многие важные советы были даны в личных беседах, которые я не могу пересказать, но главное, что моя линия жизни всегда шла по тому духовному курсу, который направлял покойный старец Кирилл Павлов.

У меня остались его епитрахиль и поручи зеленого цвета, которые были подарены мне отцом Кириллом. Я храню часть его облачения как святыню, как личное благословение старца на духовничество. Отец Кирилл всегда пребывает в моем сердце, поскольку для меня он всегда жив – и когда был здрав, и когда был болен, и сейчас, когда отошел ко Господу.

С ним было намного легче и спокойнее жить

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма во имя святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Москва)

Господь забрал к себе архимандрита Кирилла. Это был идеальный духовник, человек, который, прежде всего, Богом призванный к этому служению. Все мы, тысячи и тысячи людей, которым посчастливилось по много раз или однократно, или несколько раз у него бывать, навсегда запомним эти встречи как удивительные открытия.

Очень часто отец Кирилл ничего особенного не говорил, но в его присутствии все было настолько насыщено благодатью Божьей, что пришедший человек сам все начинал понимать, приходил в глубочайшее покаяние и нередко – перерождался.

Когда берешь лист бумаги не очень хорошего качества, он тебе кажется белым, но если положить на идеально белую бумагу, увидишь, что он серый. Отец Кирилл был эталоном идеального светлого состояния души, белого, рядом с которым ты сразу все понимал, видел всю свою грязь.

При этом он настолько был внимателен, трепетен, тактичен и близок к душе пришедшего человека, что для приходящего не было повода для тревоги, не могло от общения с отцом Кириллом родиться уныние, печаль, не могли опуститься руки. Наоборот, после исповеди у отца Кирилла ты какое-то время летал, как на крыльях.

Один человек, исповедовавшись у него, сказал, что после исповеди грешить казалось просто невозможным. Такое обновление, которое должно происходить на исповеди, у нас происходит далеко-далеко не всегда.

Отец Кирилл был очень внимателен к мнению самого пришедшего к нему человека. Часто мы включаем в понятие «старец» некое властное распоряжение человеком: «Ты делай так, а ты делай так». У отца Кирилла подобная категоричность была крайне редко.

Обычно он очень долго беседовал с человеком, спрашивал, выяснял: «Как ты считаешь, как тебе вот это?» Видно было, что он одновременно слушает тебя, при этом он за тебя молится, и ты видишь, что что-то происходит таинственным образом, и из того, что ты ему рассказываешь в молитве, он познает волю Божию о тебе. Это удивительное чувство, когда присутствуешь при рождении важного решения, которое ты принимаешь, а он тебе помогает это сделать.

Строгим он был очень редко. Мне запомнилось только однажды, когда он приходил в актовый зал семинарии отвечать на вопросы студентов и давал очень глубокие ответы. Один студент, побоявшись встать и открыто задать вопрос, задал вопрос письменно, на листочке бумаги.

Вопрос был такой: «Батюшка, я всё знаю, уже давно учусь, ответы на все вопросы знаю. Внутри пустота, молитва не идет, покаяния нет. Что делать?» Батюшка как-то очень печально покачал головой, горестно, и говорит: «Понимаешь, брат, – а потом уже строго, – в этом страшном окамененном нечувствии никто, кроме тебя, не виноват. Это ты его допустил. Давай, выбирайся из него».

Казалось бы, человека надо было при всех приветить, а здесь была аскетическая строгость, посыл будущему священнику увидеть свою вину, которая привела к внутреннему охлаждению. Но и при этой строгости у него чувствовалась любовь и жалость.

Вспоминается случай, как я, вернувшись из армии, поехал к отцу Кириллу с вопросом: «Благословите меня поступать в семинарию сейчас? Или сначала поработать, повзрослеть?» А он говорит: «Поступай в семинарию, нечего тебе работать. Давай прямо сейчас подавай документы. Тебе надо этим путем идти». И всё. В следующий раз я его встретил года через полтора-два. У меня не было серьезных вопросов, поэтому я к старцу не бегал, зная, что идут к нему люди с тяжелыми вопросами и горестями.

Как раз через полтора-два года я шел в Варваринский корпус к своему духовнику на исповедь, и на лестнице встретил отца Кирилла. Беру у него благословение, он меня медленно благословляет, внимательно глядит на меня и медленно произносит мое имя: «Федор, благословляю». Это сложно передать, но я понимаю, что он меня не может помнить, если я был у него два года назад, и таких, как я, у него сотни каждый день бывают.

Глядя, он как-то прочитывал имя человека, он как-то очень медленно произносил, как будто открывал для себя, глядя через мое лицо куда-то. Это было поразительно.

Всегда вспоминаю исповеди у него. К которым очень долго готовишься, вспоминая которые, живешь и утешаешься.

В 1993 году, когда я был совсем молодым священником, Великим Постом меня позвали и сказали, что отец Кирилл будет соборовать своих чад где-то на окраине Москвы в небольшой трехкомнатной квартире. Отец Кирилл был после воспаления легких, весь закутанный в шарфы, окна закрыты, а нас, священников и мирян – далеко за сотню. Было так жарко и так душно, что я помню, к концу соборования обои отклеивались от стен и рулонами скатывались до пола.

Мы были все мокрые насквозь. Соборование не сокращалось, шло медленно, чинно, с проникновением в каждое слово. Сначала долго шла исповедь. Отец Кирилл, несмотря на то, что был немощен после болезни, был радостен, весел – все эти четыре с половиной или пять часов. Какие слова он говорил на проповеди перед соборованием: простые, но достигающие глубины души слушателей!

Еще я вспоминаю, как после дня исповеди он уже не может встать с кресла, нет сил. Его два помощника берут под руки и уносят. Вот такой это настоящий тяжелый духовнический труд. Он с вами вел не просто разговор, на него наваливалось все, с чем люди к нему приходили, он брал все в свое сердце.

Когда отец Кирилл был доступен, было намного легче и спокойнее жить. Потому что мы знали – в крайнем случае, если возникнут какие-то неразрешимые вопросы или очень сложные, то есть человек, к которому можно поехать и задать их. А он абсолютно точно ответит и поможет.

Нам была дана роскошь. Сейчас, по крайней мере, в моей судьбе, нет такого человека. Может быть, это тоже нужно для нашего взросления. Легко, конечно, когда ты по любому вопросу можешь бежать к старцу, легко и хорошо, но, может быть, не всегда полезно с этим жить. Но привыкнуть к такому – тяжело, к тому, что с нами нет отца Кирилла, нет дорогого батюшки, настоящего праведника.

Письмо с ответами на все вопросы

Протоиерей Максим Брусов, настоятель Введенского храма в городе Дмитрове

Отец Кирилл сыграл в моей жизни очень важную роль. Родители умерли рано, и вопросы становления – кем быть, куда идти, мне обсудить было не с кем. Отец был священник, и я в память о нем хотел продолжить этот путь, поэтому сразу после окончания школы приехал в Троице-Сергиеву Лавру.

И вот, уже будучи абитуриентом семинарии, я впервые увидел отца Кирилла.

Встреча была короткая, батюшка ничего особенного не сказал, он просто пожалел меня и помолился. Я вышел от него переполненный ощущением какого-то тихого счастья и понимания, как мне жить дальше.

Все как-то разом встало на свои места. Понял, что хочу остаться в церкви и действительно продолжить путь отца, понял, что надо простить родственников и не жить старыми обидами, и самое важное – понял, что пока будет жив отец Кирилл, я смогу обратиться к нему и получить помощь. И такая ситуация возникла.

Я служил дьяконом уже несколько лет, и у меня возникли трения с начальством. Как вести себя правильно, говорить или молчать и смиряться – не знал. Батюшка тогда жил в Переделкино и через знакомых я передал ему письмо, где всё подробно описал. Для себя решил, что поступлю именно так, как он посоветует. Не особо рассчитывая на ответ, все же заглядывал в почтовый ящик.

И вот спустя недели две приходит конверт без обратного адреса, а в нем мое же письмо… а в конце ответы на все вопросы. Те ответы старца стали для меня базовыми, их я вспоминаю каждый раз, когда сомневаюсь в правильности своих решений. В этом, наверное, и заключается суть феномена старчества… Когда просто нахождение рядом или несколько предложений, сказанных таким человеком, обнажают для тебя понимание сути жизни.

Елена Потлова, экскурсовод в Троице-Сергиевой Лавре

В 1992 году я, только что окончившая школу, оказалась в Москве, где узнала, что открывается Свято-Тихоновский университет. Очень захотела поступить в него. Но для этого хороших результатов на вступительных экзаменах было недостаточно: сначала нужна была рекомендация правящего архиерея или хотя бы настоятеля храма, прихожанином которого абитуриент является.

До моей родины – двое суток на поезде. Но даже если бы я купила билет и поехала, какой в этом был смысл? Как объясню про новый, недавно созданный и никому еще не известный университет? Тем более что и архиерей меня тоже совсем не знал.

К отцу Кириллу мы с родителями приезжали в детстве за благословением – одни из многих, и, понятное дело, помнить меня он не мог. И вот я решилась идти к нему за советом: может, и не нужно мне поступать в Свято-Тихоновский? Пришла, рассказала обо всем. Отец Кирилл прямо просветлел, обрадовался: «Поступай, не переживай. Я тебе сам напишу рекомендацию». Назначил день, когда он мне передаст документ. А я все перепутала и пришла не в тот день, в итоге с отцом Кириллом не встретилась. Еще подумала: «Наверное, он все просто забыл».

Но что делать? Скоро экзамены, а у меня нет такого важного документа. Подошла к проходной, жду, может быть, я его еще раз увижу, спрошу, напомню о себе. Через какое-то время увидела и закричала: «Батюшка!» Он строго и даже немного раздраженно посмотрел на меня, и было видно, что он переживал все эти дни – куда я делась, почему не пришла. А потом достал прямо из кармана конверт с моей рекомендацией, и не просто рекомендацией, а еще частично – характеристикой.

«Это не только вам благословление, а всему институту», – сказал, прочтя рекомендательное письмо, ректор отец Владимир Воробьев.

Потом я стала приходить к отцу Кириллу на исповедь. Не часто, примерно раз в два месяца. Чтобы попасть к нему, нужно было выделить будний день, встать рано-рано… Я познакомилась со многими его духовными чадами, ожидая, пока отец Кирилл выйдет. Он выходил к нам, потом начиналась исповедь. Причем он мог исповедовать, держа на руках кошку. Он очень любил кошек. И его кошку непременно звали Мурка, какой бы она масти ни была.

Для него как для духовника очень была важна человеческая воля. Он ни на чем не настаивал, давая возможность самим во всем разобраться. Он был истинным духовным сыном преподобного Сергия: никаких поучений, никаких эффектных фраз, слов, поступков.

На других он влиял собственным примером. И каким примером! Я очень благодарна Богу, что мне посчастливилось встретиться с отцом Кириллом. Сколько людей, глядя на него, пришли в Церковь, к вере. Они увидели живого святого и остались.

Кирилл (Иван) Павлов – архимандрит, духовник патриарха Алексия II и Троице-Сергиевой лавры. Старец почитаем Русской православной церковью и обществом.

Осенью 1919 года родился Иван Дмитриевич Павлов. Мужчину сейчас знают как архимандрита Кирилла. Родители священнослужителя происходили из крестьян. Павловы проживали в небольшой деревушке Маковские Выселки, расположенной на территории Рязанской губернии. С детства юноше прививали любовь к вере, к Богу.

В 12 лет родители решили отправить парня в город Касимов, для завершения образования. Все дело в том, что в деревне, где проживали Павловы, отсутствовала семилетняя школа. С Иваном Дмитриевичем поехал и брат, который негативно отзывался о религии. Атеизм в те годы распространялся среди жителей больших городов.


В 1934 году Иван Павлов поступил в Касимовский индустриальный техникум. После получения диплома, в 1938 году молодого мужчину принимают на работу на металлургический комбинат, расположенный в городе Катав-Ивановске. Но долго трудиться на предприятии не получилось. Ивана Дмитриевича призвали в армию.

Деревенского парня отправили на Дальний Восток. Армейская служба оказалась непростой для Павлова. Молодой человек прошел Великую Отечественную войну, защищал Сталинград в качестве командующего взвода, вел бои рядом с венгерским озером Балатон. Победу встретил в Австрии. Документы о демобилизации лейтенанта пришли в 1946 году.


Биографию Ивана (Кирилла) Павлова следует делить на два этапа: до и после войны. Во время военных действий молодой человек вновь вернулся к вере. По возвращении домой парень принял монашеский постриг. О семье Павлов не забывал. Каждый год приезжал к родственникам в деревню, а позже - в село Маково, где похоронили родителей, сестер и брата.

Монашество и служение

Отец Кирилл отправился в семинарию сразу после армии. Приехав в Москву, мужчина уточнил у служителей Елоховского собора, где располагается духовное заведение. Оказалось, что ближайший объект находится в Новодевичьем монастыре.


В военной форме Кирилл Павлов отправился в семинарию. Отец Сергей Савинских с распростертыми объятиями принял нового служителя и предложил изучить программу испытаний. Завершив обучение в Московской духовной семинарии, приступает к учебе в Московской духовной академии. По официальным данным, архимандрит выпустился в 1954 году.

В августе того же года принял постриг в Троице-Сергиевой лавре. Служил пономарем. Через 16 лет получил назначение на должность казначея. А в 1965 году стал духовником монашеской братии. Тогда же Кирилла Павлова возвели в сан архимандрита.

Духовник патриарха

Вскоре Кирилл Павлов вынужден был переехать в Переделкино. Такие изменения в жизни архимандрита произошли из-за назначения на должность духовника патриарха Алексия II. Несмотря на это, старец посещал лавру для духовных наставлений монахов.


Духовника наградили орденами и Преподобного . Павлов предпочитал в свободное время писать проповеди и поучения. Молодые монахи, которые принимали постриг в Троице-Сергиевой лавре, учились у архимандрита любви к Богу.

Личная жизнь

Архимандрит Кирилл (Павлов) не состоял в браке, так как в соответствии с православными законами старцы не могут иметь семью. Всю свою жизнь он посвящал служению Русской церкви.

Смерть

В декабре 2003 года у старца диагностировали инсульт. Пожилого мужчину парализовало, из-за чего возможности передвигаться или разговаривать архимандрит был лишен. Наместник Свято-Данилова монастыря Алексий заявил, что здоровье Кирилла Павлова значительно ухудшилось, но мужчина продолжает молиться.


В течение 14 лет старец боролся с недугом, но пожилой возраст взял верх. 20 февраля 2017 года сделали официальное заявление, в котором значилось, что архимандрит Кирилл Павлов скончался после продолжительной болезни. Это случилось в Патриаршей резиденции, которая находится в Переделкино. Похороны духовника прошли в Троице-Сергиевой лавре.

Память

Эпистолярный жанр старец не обходил стороной. В списке произведений отца Кирилла несколько книг, в том числе «О смысле жизни». В труде отразились мысли и наставления архимандрита, ответы на вечные вопросы. В книге «Проповеди» старец рассказал о жизненном пути, стремлениях, Великой Отечественной войне.

Духовник постоянно писал. Павлов отправлял письма, содержащие назидания, наставления и поздравления, знакомым архиереям, мирянам, священникам и малознакомым гражданам. Нередко старец делал пророчества и предсказания. Кирилл считал, что к власти в России придет Антихрист, который принесет немыслимые испытания стране.

На фото архимандрит предстает умудренным опытом мужчиной. Из постоянных атрибутов у старца присутствовала длинная седая борода. Кирилл Павлов был общительным человеком. Дружил с монахами, политиками, военнослужащими. О жизни духовника сняли фильмы. В их числе – «Старцы. Архимандрит Кирилл (Павлов)», транслируемый на телеканале «Культура».

На 98-м году жизни почил о Господе архимандрит Кирилл (Павлов). О его кончине сообщает в социальной сети сотрудница Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви монахиня Феодора (Лапковская), передает Интерфакс-Религия . «Отошел ко Господу архимандрит Кирилл (Павлов)... Царство Небесное новопреставленному. Еще один светильник угас, еще один проводник милости Божией...», - пишет она.

Редакция выражает глубокие соболезнования родным и близким покойного. Да упокоит Господь душу новопреставленного архимандрита Кирилла в селениях праведных и сотворит ему вечную память...

Биографическая справка:

Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов) родился 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки в набожной крестьянской семье. С 12 лет жил у неверующего брата, под влиянием среды отошел от религии. После окончания техникума работал технологом на металлургическом комбинате. Уже после войны, приняв монашеский постриг, каждый год о. Кирилл в пасхальный период посещал родную деревню и село Маково в 12 км от Михайлова, где у него похоронены родители, брат и сёстры. В селе помог восстановить колокольню и храм, который не закрывался на протяжении всей советской истории.

Был призван в Красную армию, служил на Дальнем Востоке. Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году.

Во время войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашел Евангелие.

«Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе - книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война? Почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь… Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся» (Архимандрит Кирилл).

Сразу после армии поступил в семинарию: «В 1946 году из Венгрии меня демобилизовали. Приехал в Москву, в Елоховском соборе спрашиваю: нет ли у нас какого-нибудь духовного заведения? „Есть, - говорят, - духовную семинарию открыли в Новодевичьем монастыре“. Поехал туда прямо в военном обмундировании. Помню, проректор отец Сергий Савинских радушно встретил меня и дал программу испытаний». По окончании Московской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году.

25 августа 1954 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре. Вначале был пономарем. В 1970 году стал казначеем, а с 1965 года - духовником монашеской братии. Был возведен в сан архимандрита.

Назначен духовником Патриарха Алексия II, в связи с этим переехал в Переделкино (где находится Патриаршая резиденция), продолжая духовно окормлять монахов лавры. Награжден церковными орденами преподобного Сергия Радонежского и святого князя Владимира. Автор многочисленных проповедей и поучений. Наставник молодых монахов, принявших постриг в лавре. Много писал в эпистолярном жанре, ежегодно архимандрит Кирилл отправлял архиереям, священникам, мирянам, духовным чадам и даже малознакомым людям до 5000 писем с поздравлениями, наставлениями и назиданиями.

В середине 2000-х годов перенес инсульт, который лишил старца возможности двигаться и общаться с внешним миром.