Open
Close

Апостол любви – Иоанн Богослов. Свидетель страстей Христовых

Дни памяти: 8/21 мая,
20 июня/ 3 июля, 30 июня/ 13 июля (12 ап.),
26 сентября/ 9 октября (Преставление)

Евангелие - величайший труд священного характера, созданный четырьмя апостолами. Он несет в себе глубочайший смысл и является многоступенчатым посланием к народу израильскому Господа Иисуса Христа. Одним из евангелистов являлся апостол Иоанн Богослов. Его же перу принадлежат соборные послания и Откровение о неминуемом конце света - Апокалипсис. 9 октября Церковь вспоминает об ученике Христовом как о величайшей потере для Земли и замечательном приобретении Царства Божия. В указанный день произошло много веков тому назад преставление евангелиста Иоанна Богослова.


Личность святого Иоанна Богослова:

Иоанн Богослов жил в нашем грешном мире в самом начале нынешней эры. Он являлся сыном Саломии и Зеведея. Братом Иоанна был святой Иаков, дядей - сам Иисус (мать евангелиста приходилась родной дочерью Иосифу Обручнику, произведенной им на свет в первом браке).

Христос нарек Иоанна Богослова Сыном Громовым. Из всех апостолов он отличался самым молодым возрастом. Иисус более всех своих учеников любил именно Иоанна. И было за что любить его: это был юноша чистый, добрый, простой, имевший открытое сердце. Иоанн в числе трех близких ко Господу последователей узрел Божественную Силу, коей обладал Спаситель.

Он был свидетелем самых важных событий и чудес, являемых Иисусом Христом. Это Иоанн поинтересовался у Мессии, когда тот изрек пророчество о предательстве, кто осмелится продать Господа своего. Это он стоял вместе с Девой Марией у креста, на котором распяли Спасителя, даже не подумав спрятаться, как поступили другие ученики.

Это Иоанна Богослова Иисус благословил быть Матери Божьей после физической смерти своей вместо родного сына. И юноша исполнил волю Мессии: забрал Пречистую в дом к себе, заботился о ней и лишь после Успения Богородицы начал деятельность проповедника.

Согласно жребию, Иоанну Богослову в качестве области для распространения учения Христа досталась Малая Азия. Евангелисту сие не очень понравилось - тяжесть была на сердце его. Иоанн даже признался в этом остальным ученикам, но после смерти Богоматери все же отправился в путь по морю.

В компании с Прохором, ставшим впоследствии пер¬вым его агио¬гра¬фом, ученик Иисуса отплыл около 50-го года в город Ефес. Тут-то его страхи и оправдались: спустя пару часов началась страшная буря, и корабль с путниками стал тонуть. Весь экипаж, включая Прохора, спасся, кое-как добравшись до берега. Лишь Иоанн пропал без вести. Однако ровно через 40 дней евангелиста принесла морская волна - живого и невредимого.

Испытания апостола Иоанна Богослова:

По прибытии в Ефес Иоанн Богослов практически сразу же столкнулся с рядом трудностей. Он стал жертвой козней и ненависти некоторых из горожан. Сначала Иоанна невзлюбила Романа - управляющая общественными банями. Когда тот вместе с Прохором согласился работать в ее вотчине, зловредная женщина стала всячески притеснять нового служащего, а потом и вовсе кидаться с побоями. Романа дошла в своей ненависти до того, что обманом выправила бумаги, подтверждающие принадлежность ее прав на обоих мужчин как на рабов.

Так продолжалось какое-то время, пока в банях не начали орудовать бесы. Они убили сына Диоскорида Домна. Узнав о смерти своего дитя, отец тоже скончался от горя. Это происшествие сильно огорчило Роману. Управляющая банями обратилась к Иоанну с просьбой о помощи, и тот, прибегнув к молитве, воскресил обоих мужчин. Чудо сие произвело на Роману сильное впечатление: она раскаялась в том, что творила над учеником Иисуса и его другом. Впоследствии Иоанн Богослов крестил и свою мучительницу, и пострадавших от козней бесов отца с сыном. Так все трое стали первыми ефесскими христианами.

Следующим испытанием, выпавшим на долю Иоанна, явилась стычка с язычниками. В городе праздновали торжество, посвященное богине Артемиде. Иоанн же, взошедши на постамент статуи, изображавшей языческое божество, начал проповедовать народу о христианской вере. Люди пришли в бешенство. Они стали кидать в апостола камнями, но Бог защищал тело ученика Христа от побоев, что нельзя было сказать о скульптуре. Это еще более раззадорило язычников.


Тогда Иоанн устремил очи свои к небесам и взмолился Господу о послании знамения, которое могло бы обратить заблудшие души на путь истинный. Творец услышал своего слугу: вдруг началось землетрясение, а из самой крупной трещины в почве вырвался пар. Много людей погибло от страха. Но Иоанн произнес молитву, и умершие ожили, после чего приняли христианство. Однако на этом чудеса не закончились. Апостол Иоанн силой своей молитвы разрушил и статую богини, и храм, в честь нее построенный. Данные события также послужили причиной обращения в иисусову веру большого количества горожан.

О случившемся прознал император Домициан. По приказу правителя Иоанна привели к нему, заковав предварительно в цепи. Поскольку Домициану донесли, что человек, повергший статую Артемиды, не прикоснулся к ней даже пальцем, - колдун, император не стал разбираться. Иоанна сначала избили, а после попытались казнить через отравление. Но яд не возымел никакого действия на ученика Христова, как и кипящая смола, в котел с которой затем бросили несчастного. Император пришел к выводу о неуязвимости «колдуна», и евангелиста отправили в ссылку.

Вместе с Прохором Иоанн отправился на корабле к острову Патмос. Во время путешествия ему довелось спасти сына одного из стражников, который упал за борт, утихомирить сильный шторм, бушевавший на море, избавить команду судна от жажды и даровать исцеление больному дизентерией. После всех этих чудес люди императора решили отпустить Иоанна на свободу, но тот воспротивился. Тогда стражники оставались с апостолом на острове целых десять дней, получив в итоге наставления в вере и святое крещение.

На Патмосе Иоанн продолжил демонстрировать людям силу Бога. По молитвам его больные избавлялись от недугов, языческие капища превращались в прах. Апостол подвергся в результате своих деяний ненависти местного волхва Кинопса, но впоследствии колдун поплатился за свое зло. Большая часть жителей острова обратилась в христианство.

В 96-м году гонения на христиан прекратились, и ссылка Иоанна закончилась. Жителям Патмоса по их просьбе апостол оставил данное ему самим Богом Евангелие. Возвратившись в Ефес, ученик Христа продолжил учить людей добру и свету.


Кончина святого Иоанна Богослова:

Возлюбленный ученик Спасителя прожил долгую жизнь. Последние годы своего земного существования он жил в строгом посте и молитвах. В 95-летнем возрасте апостол сподобился получить от Господа откровение, из которого узнал, что жить ему осталось считанные дни. Тогда, взяв с собой семерых учеников, Иоанн отправился до рассвета за город и, помолившись, велел пришедшим копать ему могилу. Когда дело было кончено, апостол обнял своих подопечных, лег в могилу и велел им забросать его землей. Прохору Иоанн сказал идти в Иерусалим, а учеников отправил за покровом, коим следовало прикрыть ему лицо. Но когда последние вернулись к могиле вместе с другими христианами, святого в ней не оказалось. Так завершилась история Иоанна Богослова на Земле.

Покровитель школьников и студентов, ему молятся об умении по-настоящему любить Бога и ближних, о благополучии в семье, о совете и любви между супругами, о вразумлении маловеров и попавших в секты и расколы.

Молитва первая апостолу и евангелисту Иоанну Богослову:

,О, великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайноведче непостижимых откровений, девственниче и возлюбленнейший наперсниче Христов Иоанне, приими со свойственным тебе милосердием нас, грешных (имена ), прибегающих под твое сильное заступление и покровительство! Испроси Всещедраго Человеколюбца Христа и Бога нашего, Иже пред очесы твоими излиял еси кровь Свою дражайшую за нас, непотребных рабов Своих, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас, и да сотворит с нами по милости Своей; да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, научая нас обращати вся оная в славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего. По кончине же временныя жизни нашея да избегнем мы, святый апостоле, немилосердных истязаний, на воздушных мытарствах нас ожидающих, но да достигнем под твоим руководством и покровительством Горняго онаго Иерусалима, егоже славу во откровении ты зрел еси, а ныне наслаждаешися оныя радости, обещанныя избранным Божиим. О, великий Иоанне, сохрани вся грады и страны христианския, весь сию, храм сей, посвященный святому твоему имени, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, избави от всякия беды и напасти, и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и испроси нам Его милосердие; О, великий и непостижимый Боже, Альфо и Омего, источниче и предмете нашей веры! Се на умоление Тебе предлагаем святаго Иоанна, егоже Ты сподобил еси познати Тебе, неисповедимаго Бога, в неизреченном откровении. Приими его о нас ходатайство даруй нам исполнение прошений наших, во славу Твою: а паче всего соверши нас духовным совершенством, к наслаждению жизни нескончаемыя в Небесных Твоих обителех. О, Небесный Отче, создавый вся Владыко, Душе духов, Всесильный Царю! Коснися перстом Твоим сердец наших, да и они, растаявше, яко воск, пролиются пред Тобою, и бренная тварь духовна сотворится, в честь и славу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь."

Молитва вторая апостолу Иоанну Богослову:

,О великий и всехвальный апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове, наперстниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елико согрешихом от юности нашея во всем житии нашем делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы. Во исходе же душ наших помози нам, грешным, избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Молитва третья апостолу Иоанну Богослову:

,О великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от вся-кия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь."

Молитва четвертая апостолу Иоанну Богослову:

,О, великий и непостижимый Боже! Се на умоление Тебе предлагаем святого Иоанна, егоже Ты сподобил еси неизреченных откровений, приими о нас ходатайство, даруй нам исполнение прошений наших во славу Твою, паче же соверши нас духовным совершенством к наслаждению, жизни нескончаемыя в Небесных Твоих обителях! О Небесный Отче, создавый вся Владыко, Всесильный Царю! Коснися благодатию сердец наших, да, растаявше, яко воск, пролиются пред Тобою и бренная тварь духовна сотворится в честь и славу Твою, и Сына Твоего, и Святаго Духа. Аминь."

Тропарь апостола Иоанна Богослова глас 2

,Апостоле, Христу Богу возлюбленне,/ ускори избавити люди безответны,/ приемлет тя припадающа/ Иже падша на перси приемый./ Егоже моли, Богослове,/ и належащий облак языков разгнати,// прося нам мира и велия милости."

"Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13, 34-35). Эти слова Господа стали смыслом жизни святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, апостола любви. Самый молодой из двенадцати, прекрасный белокурый юноша был призван Христом. Непорочная чистота юности, искренность всепоглощающей жертвенной любви, бесконечная преданность и верность Господу - отличительные черты ученика, который вместе с Петром и Иаковом удостоился лицезрения славы великолепного Преображения Его на горе Фавор. Иоанн, "которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса" на Тайной Вечере, когда апостолы, узнав о измене одного из них, пытались выяснить имя предателя. "Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припадши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее" (Ин. 13, 23-27). Со времени взятия Господа под стражу, бесстрашно следовал он за Спасителем и в дом первосвященника, и к Понтию Пилату. И на Голгофе, во время Страшной Жертвы "при кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял ЕЈ к себе" (Ин. 19, 25-27). По Воскресении и Вознесении Господа нашего Иисуса Христа, Иоанн, воистину Сын Громов, несЈт апостольские труды, однако только он один не окончил жизнь на кресте, как умучены были остальные одинадцать. Во времена первых гонений Иоанна Богослова отправили в узах из Ефеса, где он проповедывал, в Рим. По дороге его хотели отравить, но яд чудесным образом не подействовал. Потом апостола бросали в котЈл с кипящим маслом, но и отсюда он вышел невредимым. Тогда святого сослали на каменистый остров Патмос в Эгейском море. Поселившись с учениками в одной из пещер, он написал Евангелие, три Соборных послания и, через откровение, пророческую книгу Апокалипсис. Беспредельностью Господней любви проникнуты все творения Иоанна Богослова. "Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев...Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга...И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неЈ. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нЈм" (1Ин: 3-16, 4-11,16). По Евангельскому слову Господа долгой была жизнь возлюбленного из апостолов. "И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду..."(Ин. 21-23). Дожив до глубокой старости, когда, по преданию уже не мог передвигаться самостоятельно и носили его ученики на особых носилках, но не прекращал проповедь любви. Чувствуя призыв Господа к жизни вечной, святой Иоанн потребовал у учеников приготовить ему могилу в форме креста, куда они по послушанию положили своего наставника. Немного времени спустя, прийдя в ужас и осознав всю горечь утраты, они раскопали гробницу, однако тела любимого Господом ученика там не оказалось. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова произошло во II веке 9 октября по новому стилю в городе Ефес, было ему 120 лет. Через некоторое время по отшествии глубоко чтимого учителя, скорбевшие ученики его однажды прийдя на могилу, обнаружили там некое подобие как бы пара, лежащего на поверхности - память об этом чуде Православная Церковь празднует 21 мая по новому стилю.
Иконы святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова представляют его глубоким седовласым старцем, в ознаменование мудрости и духовной зрелости. В самую глубину человеческого сердца проникает исполненный святой любви взгляд апостола. Как духовное завещание звучат его слова: "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в НЈм и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребыват Бог и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неЈ. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нЈм" (1Ин. 4, 7-16).

Евангелие – величайший труд священного характера, созданный четырьмя апостолами. Он несет в себе глубочайший смысл и является многоступенчатым посланием к народу израильскому Господа Иисуса Христа. Одним из евангелистов являлся . Его же перу принадлежат соборные послания и Откровение о неминуемом конце света – Апокалипсис. 9 октября Церковь вспоминает об ученике Христовом как о величайшей потере для Земли и замечательном приобретении Царства Божия. В указанный день произошло много веков тому назад преставление евангелиста Иоанна Богослова.


Личность святого

Иоанн Богослов жил в нашем грешном мире в самом начале нынешней эры. Он являлся сыном Саломии и Зеведея. Братом Иоанна был святой Иаков, дядей – сам Иисус (мать евангелиста приходилась родной дочерью Иосифу Обручнику, произведенной им на свет в первом браке).


Христос нарек Иоанна Богослова Сыном Громовым. Из всех апостолов он отличался самым молодым возрастом. Иисус более всех своих учеников любил именно Иоанна. И было за что любить его: это был юноша чистый, добрый, простой, имевший открытое сердце. Иоанн в числе трех близких ко Господу последователей узрел Божественную Силу, коей обладал Спаситель. Он был свидетелем самых важных событий и чудес, являемых Иисусом Христом. Это Иоанн поинтересовался у Мессии, когда тот изрек пророчество о предательстве, кто осмелится продать Господа своего. Это он стоял вместе с Девой Марией у креста, на котором распяли Спасителя, даже не подумав спрятаться, как поступили другие ученики. Это Иоанна Богослова Иисус благословил быть Матери Божьей после физической смерти своей вместо родного сына. И юноша исполнил волю Мессии: забрал Пречистую в дом к себе, заботился о ней и лишь после Успения Богородицы начал деятельность проповедника.


Согласно жребию, Иоанну Богослову в качестве области для распространения учения Христа досталась Малая Азия. Евангелисту сие не очень понравилось - тяжесть была на сердце его. Иоанн даже признался в этом остальным ученикам, но после смерти Богоматери все же отправился в путь по морю. В компании с Прохором, ставшим впоследствии пер¬вым его агио¬гра¬фом, ученик Иисуса отплыл около 50-го года в город Ефес. Тут-то его страхи и оправдались: спустя пару часов началась страшная буря, и корабль с путниками стал тонуть. Весь экипаж, включая Прохора, спасся, кое-как добравшись до берега. Лишь Иоанн пропал без вести. Однако ровно через 40 дней евангелиста принесла морская волна - живого и невредимого.

Испытания апостола

По прибытии в Ефес Иоанн Богослов практически сразу же столкнулся с рядом трудностей. Он стал жертвой козней и ненависти некоторых из горожан. Сначала Иоанна невзлюбила Романа – управляющая общественными банями. Когда тот вместе с Прохором согласился работать в ее вотчине, зловредная женщина стала всячески притеснять нового служащего, а потом и вовсе кидаться с побоями. Романа дошла в своей ненависти до того, что обманом выправила бумаги, подтверждающие принадлежность ее прав на обоих мужчин как на рабов.

Так продолжалось какое-то время, пока в банях не начали орудовать бесы. Они убили сына Диоскорида Домна. Узнав о смерти своего дитя, отец тоже скончался от горя. Это происшествие сильно огорчило Роману. Управляющая банями обратилась к Иоанну с просьбой о помощи, и тот, прибегнув к молитве, воскресил обоих мужчин. Чудо сие произвело на Роману сильное впечатление: она раскаялась в том, что творила над учеником Иисуса и его другом. Впоследствии Иоанн Богослов крестил и свою мучительницу, и пострадавших от козней бесов отца с сыном. Так все трое стали первыми ефесскими христианами.


Следующим испытанием, выпавшим на долю Иоанна, явилась стычка с язычниками. В городе праздновали торжество, посвященное богине Артемиде. Иоанн же, взошедши на постамент статуи, изображавшей языческое божество, начал проповедовать народу о христианской вере. Люди пришли в бешенство. Они стали кидать в апостола камнями, но Бог защищал тело ученика Христа от побоев, что нельзя было сказать о скульптуре. Это еще более раззадорило язычников. Тогда Иоанн устремил очи свои к небесам и взмолился Господу о послании знамения, которое могло бы обратить заблудшие души на путь истинный. Творец услышал своего слугу: вдруг началось землетрясение, а из самой крупной трещины в почве вырвался пар. Много людей погибло от страха. Но Иоанн произнес молитву, и умершие ожили, после чего приняли христианство. Однако на этом чудеса не закончились. Апостол Иоанн силой своей молитвы разрушил и статую богини, и храм, в честь нее построенный. Данные события также послужили причиной обращения в иисусову веру большого количества горожан.

Ссылка

О случившемся прознал император Домициан. По приказу правителя Иоанна привели к нему, заковав предварительно в цепи. Поскольку Домициану донесли, что человек, повергший статую Артемиды, не прикоснулся к ней даже пальцем, - колдун, император не стал разбираться. Иоанна сначала избили, а после попытались казнить через отравление. Но яд не возымел никакого действия на ученика Христова, как и кипящая смола, в котел с которой затем бросили несчастного. Император пришел к выводу о неуязвимости «колдуна», и евангелиста отправили в ссылку.

Вместе с Прохором Иоанн отправился на корабле к острову Патмос. Во время путешествия ему довелось спасти сына одного из стражников, который упал за борт, утихомирить сильный шторм, бушевавший на море, избавить команду судна от жажды и даровать исцеление больному дизентерией. После всех этих чудес люди императора решили отпустить Иоанна на свободу, но тот воспротивился. Тогда стражники оставались с апостолом на острове целых десять дней, получив в итоге наставления в вере и святое крещение.


На Патмосе Иоанн продолжил демонстрировать людям силу Бога. По молитвам его больные избавлялись от недугов, языческие капища превращались в прах. Апостол подвергся в результате своих деяний ненависти местного волхва Кинопса, но впоследствии колдун поплатился за свое зло. Большая часть жителей острова обратилась в христианство.

В 96-м году гонения на христиан прекратились, и ссылка Иоанна закончилась. Жителям Патмоса по их просьбе апостол оставил данное ему самим Богом Евангелие. Возвратившись в Ефес, ученик Христа продолжил учить людей добру и свету.

Кончина святого



Возлюбленный ученик Спасителя прожил долгую жизнь. Последние годы своего земного существования он жил в строгом посте и молитвах. В 95-летнем возрасте апостол сподобился получить от Господа откровение, из которого узнал, что жить ему осталось считанные дни. Тогда, взяв с собой семерых учеников, Иоанн отправился до рассвета за город и, помолившись, велел пришедшим копать ему могилу. Когда дело было кончено, апостол обнял своих подопечных, лег в могилу и велел им забросать его землей. Прохору Иоанн сказал идти в Иерусалим, а учеников отправил за покровом, коим следовало прикрыть ему лицо. Но когда последние вернулись к могиле вместе с другими христианами, святого в ней не оказалось. Так завершилась история Иоанна Богослова на Земле.

9 октября православная Церковь отмечает день памяти апостола Иоанна Богослова - одного из ближайших учеников Иисуса Христа. Иоанн был также автором христианских священных книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, трех посланий и Откровения (Апокалипсиса).

Его часто называют апостолом любви: Иоанн больше других евангелистов говорил о Божией любви к людям и о том, что человека спасает прежде всего любовь к Богу и ближнему.

Евангелие, написанное Иоанном, по структуре и содержанию отличается от первых трех Евангелий, называемых синоптическими: в них акцент делался на как можно более полном изложении событий из земной жизни Господа Иисуса Христа и Его нравственного учения, а Евангелие от Иоанна было написано позже их и повествовало о том, о чем не говорилось у других евангелистов. Иоанн глубже других апостолов постиг и сохранил духовное учение Христа - учение о Его Божественной природе. В Евангелии от Иоанна изложены глубочайшие истины веры, которые впоследствии легли в основу христианской догматики. За это Иоанн получил прозвание Богослова. В своем Евангелии Иоанн рассказал в том числе и о себе, но из скромности называл себя в третьем лице: «ученик, которого любил Иисус».

Будущий апостол родился и вырос в Галилее, в селении на берегу Галилейского моря. Апостолом был и брат Иоанна - Иаков, которого в христианской традиции называют по имени отца - Иаковом Зеведеевым. Иоанн и Иаков были призваны в самом начале проповеди Христа - вскоре после первых апостолов Петра и Андрея.

Иоанн и Иаков были людьми порывистыми, вспыльчивыми. Однажды они попросили Христа испепелить небесным огнем селение, в котором их не приняли. Христос разгневался на них за эту неразумную просьбу. А за горячность прозвал обоих братьев Сыновьями Грома.

Иоанн был свидетелем многих чудес Христа: чуда превращения воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской, Преображения Господня на горе Фавор. Он присутствовал, когда Христа схватили в Гефсиманском саду, и одним из немногих учеников следовал за Ним до конца. Вместе с Пресвятой Богородицей Иоанн стоял у Креста Спасителя. Перед смертью Христос велел ему заботиться о Пречистой Деве как о родной матери, и Она до конца Своей земной жизни прожила в его доме.

Перед тем как идти на проповедь в разные страны, апостолы бросили жребий, и Иоанну выпала Малая Азия. Он проповедовал в городе Эфесе. При императоре Домициане, преследовавшем христиан, апостола сослали на остров Патмос. Там Бог даровал ему откровение о будущих судьбах Церкви и всего мира. Иоанн записал это откровение, и его книга Апокалипсис (Откровение) также вошла в канон Нового Завета. Книга Апокалипсис написана сложным, символическим языком, отображающим духовную реальность, поэтому она таинственна и допускает множество толкований. Толкования эти создавались и раннехристианскими богословами, и Святыми Отцами, и даже философами Нового времени.

На острове Патмос и поныне сохранилась пещера, в которой, по преданию, жил апостол в то время, когда писал свой Апокалипсис. Теперь в ней находится храм, а рядом с ней - монастырь Иоанна Богослова, вместе с пещерой включенный в список мирового наследия ЮНЕСКО.

После смерти императора Домициана Иоанну разрешили вернуться в Эфес. Там он в конце жизни написал свое Евангелие, скончался и был погребен. При императоре Константине, который разрешил свободно исповедовать христианство, на месте погребения апостола построили церковь. В этой церкви каждый год совершалось чудо: на гробнице появлялась розовая пыль, которой помазывали болящих и они исцелялись. После захвата Эфеса турками в XI веке церковь пришла в запустение, ныне ее руины исследуются археологами.

Церковь не знает о существовании мощей Иоанна Богослова. Есть предание о том, что он, как и Пресвятая Дева Мария, был после смерти взят на небо во плоти: когда спустя некоторое время после кончины апостола его гробницу вскрыли, чтобы поклониться его святым мощам, обнаружилось, что она пуста.

В день памяти апостола Иоанна в храмах совершаются торжественные богослужения. Накануне служится всенощное бдение, которое полагается служить только под большой праздник, а утром в день памяти апостола - Божественная Литургия. На всех этих службах поются песнопения, прославляющие этого великого святого - Богослова и Апостола Любви.

Преславную память великого апостола Иоанна Богослова Православная Церковь отмечает дважды в году: 9 октября - в день кончины святого апостола, и 21 мая - в день, когда на его могиле стали происходить чудеса. Также верующие почитают апостола и евангелиста Иоанна 13 июля - в день празднования Собора всех двенадцати апостолов.

9 октября праздник Иоанна Богослова установлен в память об окончании земного пути человека, который был живым свидетелем смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Любимый ученик Иисуса прожил более ста лет, прежде, чем Бог открыл ему, что дни его сочтены. Ученики по его велению выкопали крестообразную могилу. Он, передав им последние наставления, поцеловав их, лег в могилу. Ученики покрыли Иоанна покрывалом, засыпали землей и с плачем удалились. Спустя некоторое время ученики откопали могилу, но тела апостола там не было. Господь забрал его в Царство Небесное вместе с душой и телом. Также, как и Матерь Свою Пресвятую Богородицу. И каждый год, в мае, стало появляться из гроба его благовонное миро и по молитвам святого апостола подавало исцеления болящим, в честь Бога, в Троице славимого. В честь этого чуда также был установлен церковный праздник, который мы отмечаем 21 мая.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии - дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере. Оставив дом свой и отца, братья последовали за Ним. Всех апостолов любил Христос, но особо горячей любовью любил Иоанна Богослова, которого призвал на путь апостольства в юности - на тот момент Иоанну было всего 18 лет.

Он был одним из тех избранных, пред которыми преобразился Христос на горе Фаворской, был там вместе с Петром и братом своим Иаковом. Эти же три избранных апостола были в саду Гефсиманском, когда там молился Господь Иисус Своей последней молитвой, обливаясь кровавым потом. Это его голова лежала на груди Спасителя на Тайной вечере, слыша, как Его сердце отстукивает последние часы земного существования. Это он один не убоялся казни Спасителя, не убежал, не спрятался как другие апостолы. А вместе с Матерью Божией и женами - мироносицами стоял у подножия креста, на котором претерпевал муки Бог. Матери Своей Пречистой Богородице Господь завещал усыновить Иоанна, а ему - быть Ей сыном: «Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! » (Ин. ). И он исполнил Его последнюю волю. До дня Успения Пресвятой Богородицы Иоанн Зеведеев прожил с ней. И лишь потом уже навсегда покинул Иерусалим, отправившись на свою апостольскую проповедь в город Эфес.

Апостол Иоанн Богослов. Распятие Спасителя. Фрагмент

Находясь в Ефесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан, воздвигнутое императором Нероном.

Апостола Иоанна арестовали и привезли на суд в Рим, а во время суда подвергали побоям и истязали. По преданию, его приговорили к смерти через отравление, но апостол Иоанн выпил яд и остался невредим. Сохранен живым и невредимым силою Божией, когда его бросили в котел с кипящим маслом. Единственное, что оставалось языческому правителю, это выслать апостола и его ученика Прохора на остров Патмос.

Иоанна сослали на каменоломню, где он вместе с остальными арестантами рубил камень. Апостол жил в обычной пещере, спал на каменном полу — а ведь в то время он был уже глубоким стариком. Однажды, когда апостол Иоанн находился в своей пещере, он услышал обращенный к нему с Неба Глас. Апостол сразу его узнал и спросил: «Что, Господи?» Иоанну было велено провести в пещере еще десять дней, после чего ему будут открыты многие тайны. И вот в воскресный день апостол Иоанн услышал громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний (Откр. 1: 10). Перед ним открылось великое и грозное видение, и предстал Ангел Божий, разъясняющий все, что было показано. Апостол позвал ученика, чтобы тот записывал все, что он будет диктовать, и, по преданию, Прохор писал под диктовку два дня и еще шесть часов. Так появилась Книга Откровения, или Апокалипсис, Иоанна Богослова, где человечеству впервые были приоткрыты тайны будущей судьбы Церкви и конца мира. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова называют также «Тайновидцем», или «Тайнозрителем».

Величие его безмерно, и заслуживает он самой пламенной, самой горячей любви, самого глубокого почитания. Он велик и в другом отношении: он был евангелистом и написал величайшее из четырех Евангелий, не похожее на три других Евангелия: от Матфея, Марка и Луки. Ибо в своих Евангелиях они, главным образом, рассказывают о жизни Господа Иисуса, о Его чудесах, Его преславных делах, о притчах глубоких, Им произнесенных. Но никто из этих трех евангелистов с такой огромной силой не провозвестил христианскому миру о Божественности Господа Иисуса Христа. Нет ничего более великого в мире, чем первая глава его Евангелия, которая читается один раз в году в первый день Святой Пасхи на литургии: «Вначале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» . Он сказал, что Бог был Слово, а Словом именуется Господь Иисус Христос. И все Евангелие его полно свидетельств о Господе Иисусе как истинном Боге, Втором Лице Святой Троицы. Только в нем содержатся все важнейшие глубочайшие речи Самого Господа Иисуса Христа, в которых Он Сам свидетельствует о Своей Божественности. Только в этом Святом Евангелии читаем о беседе с Никодимом, пришедшим к Иисусу ночью, о беседе Его с самарянкой; читаем о воскрешении Лазаря. Читаем в нем прощальную беседу Господа Иисуса с апостолами пред страданиями Своими. Читаем удивительную молитву Его к Отцу Своему, которая именуется первосвященнической молитвой. Иоанн Богослов по милости Божьей жил более ста лет, и всю жизнь он проповедовал о любви. А когда одолели его тяжелые старческие немощи, и не в силах он был произносить длинные проповеди, то повторял постоянно одну короткую фразу: «Дети, любите друг друга!» . Ученики его спросили его: «Отче святый! Что значит, что ты повторяешь всегда одно и то же?» Святой апостол отвечал им: "Я потому говорю только эту фразу, что в ней содержится вся сущность Евангелия Христова, ибо Евангелие Христово есть учение о святой любви".

Демидова Любовь

(В заметке использованы материалы из «Слово в день преставления св. апостола Иоанна Богослова» святителя Луки (Войно-Ясенецкий) 9 октября 1951 г.)