Open
Close

Анимизм в психологии и философии - интересные факты. Анимизм детского мышления и его особенности

Анимизм детский

Представления детей, согласно коим даже неживые объекты являются одушевленными. По данным американского психолога М. Берзонски, это особенно характерно для детей пятилетнего возраста и пропадает по мере дальнейшего социально-когнитивного развития.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

АНИМИЗМ ДЕТСКИЙ

(англ. child animism ) - склонность детей оценивать неживые объекты (напр. куклы ) как живые (по-видимому, правильнее говорить об аниматизме , а не об анимизме ). Идею и термин А. д. выдвинул Э. Б. Тайлор. Многие известные психологи (напр. С . Холл ) полагали, что А. д. - неизбежная природная особенность детского ума, согласующаяся с биогенетической концепцией (см. ). С т. зр. Ж . Пиаже , антропоморфический А. д. вписывается в общую картину детского эгоцентризма. Л . С . Выготский (1926), категорически отрицая биогенетическую концепцию (ее объяснительный принцип, а не факты, на которые она опирается), считал, что А. д. усваивается ребенком из социальной среды: «ребенок, предоставленный самому себе, никогда не оказывается ни анимистом, ни антропоморфистом». Современные психологи продолжают изучать эту любопытную особенность детского мышления. Напр., амер. психолог М. Берзонски (1988), исследуя ответы детей 5-7-летнего возраста на вопросы о неживых объектах, изображенных на картинках, пришел к след. результатам: 1) анимистическое отношение к предмету усиливается, если предмет изображен движущимся, а не неподвижным (напр., летящий в небе шар чаще воспринимается живым, чем тот же шар, но лежащий на земле); 2) больше всего анимистических суждений дали 5-летние дети, тогда как у 7-летних их вообще не было; 3) половые различия в А. д. не обнаружены. Приобретение способности различать живые и неживые объекты - одна из вех на линии когнитивного развития. (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "анимизм детский" в других словарях:

    Мировоззренческие представления, при коем одушевленными полагаются практически все объекты, находящиеся в некоей связи с человеческой деятельностью. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. анимизм …

    Детский Анимизм - представления детей, согласно которым даже неживые объекты обладают одушевленностью. По данным американского психолога М. Берзонски, это явление наиболее характерно для детей 5 летнего возраста и пропадает вместе с дальнейшим социально… … Психологический словарь

    Этимология. Происходит от лат. anima душа. Категория. Форма детских представлений. Специфика. Представления детей, согласно которым даже неживые объекты обладают одушевленностью. Исследования. По данным американского психолога М.Берзонски, это… … Большая психологическая энциклопедия

    - (англ. doll) детская игрушка в виде фигурки человека или животного. Маленькие дети воспринимают К. анимистически (как живое существо). Можно предположить, что наиболее древние детские К. символизировали самих детей и использовались для воспитания … Большая психологическая энциклопедия

    Медицина - I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    русский фольклор - совокупность текстов русской народной культуры, передаваемых преимущественно изустно, имеющих статус безавторских, анонимных и не принадлежащих определённым отдельно взятым исполнителям, хотя известны имена некоторых ярких мастеров исполнителей:… … Литературная энциклопедия

    Швеция - (Sweden) История Королевства Швеция, физико географическая характеристика Швеции Экономика Швеции, культура Швеции, образование в Швеции, достопримечательности Швеции, Стокгольм Содержание Содержание Раздел 1. История. Раздел 2. Географическое… … Энциклопедия инвестора

(англ. child animism) - склонность детей оценивать неживые объекты (напр, куклы} как живые (по-видимому, правильнее говорить об аниматизме, а не об анимизме). Идею и термин А. д. выдвинул Э. Б. Тайлор. Многие известные психологи (напр. С. Холл) полагали, что А. д. - неизбежная природная особенность детского ума, согласующаяся с биогенетической концепцией (см. Биогенетический закон). С т. зр. Ж. Пиаже, антропоморфический А. д. вписывается в общую картину детского эгоцентризма. Л. С. Выготский (1926), категорически отрицая биогенетическую концепцию (ее объяснительный принцип, а не факты, на которые она опирается), считал, что А. д. усваивается ребенком из социальной среды: "ребенок, предоставленный самому себе, никогда не оказывается ни анимистом, ни антропоморфистом". Современные психологи продолжают изучать эту любопытную особенность детского мышления. Напр., амер. психолог М. Берзонски (1988), исследуя ответы детей 5-7-летнего возраста на вопросы о неживых объектах, изображенных на картинках, пришел к след. результатам:1) анимистическое отношение к предмету усиливается, если предмет изображен движущимся, а не неподвижным (напр., летящий в небе шар чаще воспринимается живым, чем тот же шар, но лежащий на земле); 2) больше всего анимистических суждений дали 5-летние дети, тогда как у 7-летних их вообще не было; 3) половые различия в А. д. не обнаружены. Приобретение способности различать живые и неживые объекты - одна из вех на линии когнитивного развития. (Б. М.)


Смотреть значение Анимизм Детский в других словарях

Детский — ребяческий
ребячий
младенческий
Словарь синонимов

Анимизм — анимизма, мн. нет, м. (от латин. anima - душа) (науч.). Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу.
Толковый словарь Ушакова

Детский — Детская, детское. 1. Прил. к дитя и к дети. Детские игрушки, книжки, шалости, болезни. Детская литература. дом (см. дом). сад (см. сад). 2. перен. Незрелый, не свойственный взрослому,........
Толковый словарь Ушакова

Анимизм М. — 1. Система представлений о наличии у человека, животных, растений и предметов независимого духовного начала - души; одухотворение сил и явлений природы.
Толковый словарь Ефремовой

Детский Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: дети (1), связанный с ним. 2. Свойственный детям (1), характерный для него. // перен. Незрелый, наивный, ребяческий. 3. Состоящий из детей (1). 4.........
Толковый словарь Ефремовой

Анимизм — -а; м. [от лат. anima - душа]. Свойственное первобытным народам донаучное представление о существовании духа, души у каждой вещи; одухотворение сил и явлений природы.
◁........
Толковый словарь Кузнецова

Детский — -ая, -ое.
1. к Дети (1-2 зн.). Д. труд. Д-ие болезни. Д-ие игры. Послышался д. смех. С детских лет. Д-ие игрушки (также: о чём-л. несерьёзном). Д-ое место (плацента). Время д-ое (ещё........
Толковый словарь Кузнецова

Детский Налог — Налог, уплачиваемый родителями по форме 8615 на доход от инвестиций, сделанных в пользу ребенка, не достигшего 14-летнего возраста. Налог берется с дохода, превышающего........
Экономический словарь

Детский Труд — Работа, выполняемая детьми. Некоторые формы детского труда разрешены законодательством. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая........
Юридический словарь

Аутизм Детский — (a. infantilis; син.: А. раннего детства, А. ранний детский, Каннера синдром) А., обнаруживаемый в раннем детстве, проявляющийся отсутствием речевого и эмоционального контакта........
Большой медицинский словарь

Аутизм Ранний Детский — см. Аутизм детский.
Большой медицинский словарь

Гиперостоз Кортикальный Детский — (hyperostosis corticalis infantilis; син.: Каффи болезнь, Каффи-Силвермена синдром) болезнь неясной этиологии, характеризующаяся кортикальными гиперостозами диафизов костей (чаще ключицы,........
Большой медицинский словарь

Детский Интернат — см. Школа-интернат.
Большой медицинский словарь

Детский Приют — (истор.) см. Воспитательный дом.
Большой медицинский словарь

Детский Сад — (син. детсад) учреждение для общественного воспитания детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящееся в ведении органов народного просвещения или других ведомств, предприятий и организаций.
Большой медицинский словарь

Анимизм — (от лат. anima - animus - душа, дух), вера в существование душ идухов, обязательный элемент всякой религии.

Кала-азар Средиземноморский Детский — см. Лейшманиоз висцеральный средиземноморско-среднеазиатский.
Большой медицинский словарь

Криз Детский — (crisis infantum) общее название преходящих психических изменений, закономерно возникающих у ребенка на 3-4-м году жизни (I фаза протеста с упрямством и склонностью к бурным........
Большой медицинский словарь

Детский Дом — в Российской Федерации государственное воспитательноеучреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Имеютсядошкольные и школьные (государственные), семейного........
Большой энциклопедический словарь

Детский Сад — учреждение для общественного воспитания детей дошкольноговозраста. Впервые создан Ф. Фребелем (1837, Германия). В России - с 60-хгг. 19 в.
Большой энциклопедический словарь

Детский Театр — профессиональный театр для детей и юношества. В Россиипервые детские театры были созданы в 1920-21 (в т. ч. Центральный детскийтеатр, Санкт-Петербургский театр юных зрителей).........
Большой энциклопедический словарь

Детский Труд — труд детей, т. е. лиц, не достигших трудоспособноговозраста. По данным Международной организации труда, в нач. 1990-х гг.работающих детей в возрасте до 15 лет в развивающихся........
Большой энциклопедический словарь

Детский Фонд Оон — (United Nations Children s Fund - ЮНИСЕФ). Создан в 1946как Чрезвычайная организация помощи детям в разоренных войной странахЕвропы (совр. название - с 1953). Ведущее учреждение ООН по координациидеятельности........
Большой энциклопедический словарь

Детский Церебральный Паралич — группа детских заболеваний, обусловленнаявнутриутробным поражением головного мозга, черепно-мозговой травмой природах, различными заболеваниями в раннем детстве,........
Большой энциклопедический словарь

Паралич Детский Инфекционный — (нрк; paralysis infantilis infectiosa) см. Полиомиелит.
Большой медицинский словарь

Паралич Детский Спастический — (paralysis infantilis spastica) форма детского церебрального паралича, характеризующаяся центральным параличом конечностей.
Большой медицинский словарь

Паралич Детский Спинальный — (paralysis infantilis spinalis) см. Полиомиелит.
Большой медицинский словарь

Паралич Детский Спинальный Атрофический Острый — (paralysis infantilis spinalis atrophica acuta) см. Полиомиелит.
Большой медицинский словарь

Паралич Детский Церебральный — (paralysis infantilis cerebralis) болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга внутриутробно, в родах или в раннем детском возрасте, проявляющаяся двигательными расстройствами........
Большой медицинский словарь

Паралич Детский Эпидемический — (paralysis infantilis epidemica) см. Полиомиелит.
Большой медицинский словарь

Ваш ребёнок разговаривает с игрушками, а к любимой кукле относится как к живой? А, возможно, вы стали замечать, что малыш разговаривает сам с собой и на все ваши вопросы отвечает, что у него есть невидимый друг, с которым он играет? Не опасны ли эти явления, не свидетельствуют ли они о нарушении психического развития у ребёнка? Как правильно вести себя родителям таких детей, в подобных ситуациях? Найти ответы на все эти вопросы, мы предлагаем вместе с нами…

Понятие детского анимизма

Явление, когда ребёнок наделяет неодушевлённые предметы и объекты (игрушки) одушевлёнными характеристиками – кукле больно, мишка плачет, а зайчик хочет кушать или замёрз, в психологии носит название детского анимизма . Данное детское представление, по мнению американских психологов, до достижению 5-ти летнего возраста, является вполне приемлемым в развитии ребёнка.

Мало того, оно является одной из важных составляющих социально-когнитивного развития. Другими словами, – он должен прожить этот период "живых игрушек". Аналогично, допускается и существование воображаемого друга – правда, здесь немного сложнее, так как родители не видят его и им сложно создать своё представление об этой форме .

Когда детский анимизм перестаёт быть стадией развития, и становится проблемой

В случае нормального психологического развития ребёнка, благоприятных условий внешней и социальной среды, после 5-ти лет у ребёнка наступает период взросления и он начинает понимать, что игрушки – это всего лишь игрушки, и они не обладают характеристиками живых предметов. А, его вымышленный друг или подруга – это всего лишь плод его детской фантазии, и всего этого не существует в реальности.

Однако, если ребёнок «заигрался» и продолжает проявлять симптомы детского анимизма и после 5-ти лет, достигнув школьного возраста, тогда родителям стоит насторожиться. Возможно, это просто фантазии, и эти фантазии – всего лишь способ уйти от реальности, и достаточно изменить отношение к ребёнку, прислушаться к его проблемам, как эти фантазии растворятся. Но, возможно, в психологическом развитии малыша произошёл определённый сбой или ребёнку причинена психологическая травма, и проявление детского анимизма в данном случае – …

Видео о вымышленных героях:

Прежде всего, родители должны понимать, что от их отношения, поведения, от их слов зависит то, как будет воспринимать ребёнок окружающий его мир. Детское сознание – как чистый лист бумаги, и на этом листе пишут родители.

Очень важно в детском возрасте правильно относиться к проявлению детского анимизма – не смеяться над трогательностью малыша, и не убеждать его в том, то его игрушки – не живые. Для ребёнка, который верит в то, что его мишка живой, очень сложно постигнуть, что это не так. К тому же, такое восприятие мишки, как живого - важный этап в развитии психики ребёнка. А, те родители, которые стремятся в детях воспитать рационализм и заставляют реально смотреть ребенка на вещи – лишают его такой возможности гармонично и правильно психически развиваться.

Поэтому, до 5-ти лет позволяйте ребёнку верить в его детский анимизм и считать неживые предметы живыми, верить в вымышленных друзей и играть с ними. Кстати, из всего этого родители могут извлечь определённую педагогическую пользу для себя – на примере, как надо играть с игрушками, они могут показывать ребёнку модель его поведения. И, в такой игровой форме закладывать в сознание малыша важные понятия и стереотипы…

Что делать, если ребенок не взрослеет и продолжает играть в анимизм

Но, что делать тем родителям, дети которых уже повзрослели, но продолжают разговаривать с игрушками, верят в то, что они живые и более того – общаются с воображаемым другом?

Прежде всего, постарайтесь разобраться в мотивах такого поведения. Очень часто, с помощью детского анимизма в более старшем возрасте ребёнок пытается справляться с проблемами эмоционального характера. Так, к примеру,

  • если семья переехала на новое место жительства, и ребёнок пошёл в новую школу, где он ни с кем не знаком – таким способом, как общение с вымышленным другом или куклой, ребёнок пытается восполнить пустоту и избавиться от одиночества.
  • Известны также случаи, когда, к примеру, ребёнок боится собак, но тем не менее придумывает себе друга-щенка, для того, чтобы таким оригинальным и по детски наивным способом преодолеть свой страх.
  • Также, если у ребёнка строгие или вечно занятые на работе родители – ребёнок придумывает себе друга (возможно, старшего его по возрасту), который понимает его, поддерживает во всём. Иногда ребенок в таких воображаемых отношениях может примерять на себя роль строгого папы или мамы и с таким воображаемым другом или игрушкой проигрывать свои отношения с родителями. Только в этом случае, в роли родителей, выступает сам ребёнок.
  • Иногда ребёнок может придумать себе вымышленного друга для того, чтобы снять с себя ответственность за совершённый поступок. Так как нашкодивший ребёнок боится быть наказанным родителями, он может сказать, что это не он разбил окно, а это сделал его придуманный друг.
  • Если ребёнок впадает в анимизм по какой-либо из выше указанных причин, то здесь во многом вина родителей, и именно им стоит пересмотреть своё отношение к ребёнку, и к процессу воспитания.

Как бороться с анимизмом в подростковом возрасте

Ваше отрицание анимизма может только усугубить ситуацию, и вызвать в ребёнке очередной внутренний протест, поэтому, постарайтесь пойти на компромисс – если ребенок утверждает, что мишка будет сидеть с ним за столом потому, что хочет кушать, вы можете сказать ребёнку, что тот обязательно покормит мишку, но позже, так как за столом сидят люди, а не животные.

Мягко, но уверенно, без насмешек и издевательства над чувствами ребенка, вы должны проводить грань, которая по каким-то причинам стёрта в сознании ребёнка, между живыми и неживыми объектами. Но, проводить эту грань не отрицанием анимизма, а отделением его от мира людей.

Если же вы видите, что все ваши усилия не приносят ожидаемых результатов – обратитесь за помощью к психологу. Если тот определит, что затяжной детский анимизм - это не следствие психологической травмы, а отклонение в развитии, то он порекомендует вам дальнейшую консультацию у невропатолога и психиатра.

Как показывает практика, детский анимизм, в случае правильного родительского подхода, можно успешно пережить вместе с ребёнком, и даже извлечь из этого ожившего мира игрушек и придуманных друзей педагогическую пользу.

Иногда у детей настолько развито воображение, что они начинают не только разговаривать со своими игрушками, но и наделять их качествами, присущими людям. В этом случае идет речь об анимизме детского мышления, однако не нужно путать это явление с понятием «анимизм», введенным в науку английским культурологом Э. Тайлором. Анимизм ребенка имеет несколько другую природу.

Анимизм детского мышления – что это такое?

Для начала нужно уяснить, что это – анимизм детского мышления. Многие малыши в процессе своего взросления наделяют различные неодушевленные предметы и объекты качествами, присущими живым существам. Данное понятие в психологии носит название «анимизм». Согласно мнению опытных детских психологов, подобное детское представление вполне приемлемое. Если детский анимизм присутствует у ребенка до достижения им пятилетнего возраста, он даже желателен.

Если развитие ребенка происходит без отклонений, то после пяти лет он постепенно осознает, что игрушки - это вещи, поэтому у них нет свойств, присущих живым существам. То же самое относится к вымышленному другу. Если же симптомы детского анимизма присутствуют и тогда, когда ребенок стал старше, то это уже повод серьезно насторожиться. Может оказаться, что это всего лишь фантазии, которые направлены на то, чтобы уйти от реальности. В этом случае все дело в родителях. Учитывая особенности детского анимизма, взрослым придется несколько изменить отношение к ребенку и обратить внимание на его проблемы, тогда дети сами перестанут наделять неодушевленные предметы и объекты качествами, присущими живым существам.

Почему у ребенка присутствует детский анимизм?

Однако может случиться и такое, что психологическое развитие ребенка пошло не совсем в правильном направлении, начиная с определенного возраста. В этом случае анимизм дошкольников будет представлять собой следствие психического расстройства.

Родителям нужно осознать, что только от них зависит, как ребенок будет воспринимать окружающий мир. Здесь дело не только в их отношении к малышу, но и во взаимоотношениях друг с другом, в мировоззрении и словах. В детском возрасте надо с должной серьезностью отнестись к проявлениям анимизма. Ни в коем случае нельзя смеяться над тем, как ребенок одушевляет тот или иной предмет. Когда малыш верит в то, что его плюшевый мишка живой, ему очень сложно принять, что на самом деле это не так. Восприятие всего окружающего как живого - один из важнейших этапов развития психики личности.

Если родители стремятся направить развитие своего ребенка по рациональному пути и заставляют его смотреть на вещи, окружающие его, с прагматической точки зрения, то это лишит малыша возможности правильно развиваться в психической области.

В психологии встречались случаи, когда ребенок панически боялся собак, но при этом придумывал себе воображаемого щенка, чтобы таким способом справиться со своим страхом. Бывает и такое, что у ребенка очень строгие или же слишком занятые родители, поэтому он специально придумывает себе друга, который его понимает и во всем поддерживает. В некоторых случаях в общении с этим другом ребенок проигрывает свои отношения с мамой или папой, однако в их роли выступает он сам.

Зачастую малыш придумывает себе воображаемого друга, чтобы снять с себя ответственность за совершенный поступок и избежать наказания.

Детский анимизм как форма воображения у дошкольников и подростков

До пятилетнего возраста ребенку надо позволить верить в то, что он сочтет нужным. Родителям при помощи анимизма даже можно извлечь определенную пользу: они смогут определить, как ребенок хочет играть, выяснить модель его поведения. С помощью такой формы воображения дошкольников, как детский анимизм, в сознание малыша можно заложить определенные общественные понятия и стереотипы.

Однако когда ребенок старше пяти лет проявляет анимистические характеристики, то родителям сначала необходимо тщательно разобраться с причинами подобного поведения. Зачастую малыш с помощью этого стремится справиться с определенными жизненными проблемами эмоционального плана.

Они могут быть связаны с различными жизненными явлениями. К примеру, семья переехала и ребенку приходится ходить в другой детский садик или школу, где он пока ни с кем не успел познакомиться. Вымышленный друг или одушевленные игрушки позволяют ему восполнить недостаток общения со сверстниками.

Если причина анимизма кроется в этом, родителям следует пересмотреть свои отношения с ребенком, так как это целиком их вина.

Анимизм в подростковом возрасте - серьезная проблема, на которую нельзя закрывать глаза. Если родители будут отрицать ее существование, то ситуация может стать еще более тяжелой. Это выльется в очередной внутренний протест, поэтому им надо пойти со своим отпрыском на компромисс. Мягко, но очень уверенно следует провести грань, которая не сформировалась в определенном возрасте. Однако это делают не через отрицание явления, а с помощью отделения его от мира людей.

Если же усилия не принесли необходимого результата, то нужно обратиться за помощью к психологу. Как говорят специалисты, даже из запущенного анимизма подростков можно извлечь определенную педагогическую пользу, если правильно подойти к этой проблеме.

Статья прочитана 1 256 раз(a).