Open
Close

Аль-Хакима ат-Тирмизи. Simbiblis: Путевые заметки с Шёлкового пути

Абу Абдуллах Мухаммад ибн Али ат-Тирмизи известный как аль-Хаким ат-Тирмизи (узб. /Al Hakim at Termiziy; араб. ; около 755, Термез, совр. Узбекистан - 869, Термез, совр. Узбекистан) - крупнейший представитель средниазиатского суфизма, автор около восьмидесяти произведений. За глубину его знаний и широту кругозора, получил почетное прозвище аль-Хаким (мудрый).

Биография

Ат-Тирмизи родился в г. Термезе. С восьми лет он усердно занимался религиозными науками, а в возрасте двадцати восьми лет отправился в Мекку. Вернувшись из хаджа ат-Тирмизи стал изучать суфизм у известных в то время суфийских шейхов Абу Тураба ан-Нахшаби, Яхью аль-Джалла, Ахмада ибн Хадравайхи и др. Кроме того, в судьбе ат-Тирмизи большую роль сыграла его жена, разделявшая его взгляды. Среди учеников ат-Тирмизи стоит отметить Абу Али аль-Джузджани и Абу Бакра аль-Варрака, внёсших значительный вклад в продолжение его учения. Некоторые идеи ат-Тирмизи были переняты другим известным суфийским мыслителем Ибн Араби.

В своих проповедях и сочинениях, таких как «Илаль аш-Шариа» и «Хатм аль-Авлия», ат-Тирмизи рассуждал о смысле мусульманских обрядов, о «любви к Богу», о категориях мистиков, о «печати святых», существующей наряду с «печатью пророков». Фактически уравняв «в правах» святых (авлия) с пророками, ат-Тирмизи вызвал недовольство у правоведов (факихов) и власти. В результате ат-Тирмизи был вынужден, спасаясь от гонений, переехать в Балх, а затем и в Нишапур, где он приобрел многочисленных сторонников. Вскоре в связи с изменившейся политической ситуации ат-Тирмизи смог вернуться в Термез, где он и умер.

Мировоззрение

В своих произведениях ат-Тирмизи затрагивал вопросы души, её состояний и движений. Он развил учения о способах самосовершенствования и обуздания нафса (инстинктов), о страдании как очищении от грехов и т. д., которые оказали огромное влияние на последующую суфийскую психологию. Ат-Тирмизи был одним из первых, кто теоретически обосновал суфийские представления о святых (авлия).

По мнению ат-Тирмизи высшее доступное человеку знание - мистическая «марифа» (гносис), которую он отождествлял с «Божественным светом» (нуром), заключенным в сердцах людей. В отличие от обычного знания (ильм), сводящегося к истолкованию и применению положений исламского права (шариата), «марифа» постигает тайный смысл вещей и в конце концов саму «Божественную Сущность». Ат-Тирмизи считал, что Марифа - это безграничная милость, которую Бог дарует своим избранникам и что её невозможно обрести в процессе обучения. Марифа доступна суфийским святым (авлия), чьи души очистились от мирских привязанностей и чьи помыслы устремлены к Богу, однако простым верующим марифа не доступна.

Имя и происхождение

Мухаммад ибн Иса ибн Саура ибн ад-Даххак ас-Сулами аль-Буги ат-Тирмизи. Прозвище (кунья) – Абу Иса (то есть отец Исы).

Ат-Тирмизи родился в 824 году (209 г. х.) в Узбекистане, в деревне Буг или в городе Термез. Его зовут аль-Буги, так как его происхождение относят к этой деревне: он либо родился, либо жил и умер в ней. Термез был связующим звеном между Самаркандом и Бухарой, с одной стороны, и Балхом, старинным центром просвещения, с другой. Поэтому происхождение многих учёных связывают с этим регионом.

Поиски и путешествия

Имам Тирмизи собирал хадисы за пределами своей родины целых два десятилетия. В двадцать лет Тирмизи обучался у шейха Исхака ибн Рахувайхи Марвази и у многих других учёных. А когда ему исполнилось двадцать пять лет (по другой версии, двадцать шесть) он поехал в Ирак, в город Басру, и стал брать уроки у выдающихся учёных тех краев, после чего отправился в Хиджаз.

Путешествия Тирмизи затянулись вплоть до 250 г. х. По приезде домой учёный много беседовал с имамом аль-Бухари, с которым пересматривал полученные хадисы. Только после этого он начал писать книгу «Аль-Джами‘ ас-сахих».

Наставники и ученики ат-Тирмизи

Тирмизи встречался со многими выдающимися богословами своего времени.

Третье столетие хиджры известно как «золотой» век для науки хадисоведения. Имамы, авторы шести знаменитых сводов хадисов, известных как «Кутуб ас-ситта », жили и творили именно в этом веке:

1. Мухаммад ибн Исмаил Абу Абдуллах аль-Бухари (194–256 г. х.);

2. Муслим ибн Хадждадж аль-Кушайри Абуль-Хусейн (204–261 г. х.)

3. Абу Иса Мухаммад ат-Тирмизи (209–279 г. х.)

4. Абу Дауд Сулейман ибн аль-Аш‘ас ас-Сиджистани (202–275 г. х.)

5. Ахмад ибн Шу‘айб Абу Абдель-Рахман ан-Насаи (215–303 г. х.)

6. Ибн Маджа Мухаммад ибн Язид ибн Маджа Абу Абдуллах (209–273 г. х.)

Имам Тирмизи встречался с такими выдающимися учёными, как:

Абдаллах ибн Муавия аль-Джумахи (умер в 243 г. х. в столетнем возрасте). Знаток хадисов. Жил в иракской Басре;

Али ибн Худжр аль-Марвази (умер в 244 г. х.), хафиз. Являлся учителем многих выдающихся учёных, в том числе имамов Бухари, Муслима, ан-Насаи;

Сувайд ибн Наср ибн Сувайд аль-Марвази (умер в 240 г. х., был ему 91 год). Учёный по хадисам. Ученик выдающихся табиинов (современников асхабов) Абдуллы ибн Мубарака и Суфьяна ибн Уяйны;

Мухаммад ибн Абдуль-Малик ибн Абу Аш-Шавариб (умер в 244 г. х.), известный передатчик хадисов из Басры;

Исмаил ибн Муса аль-Фазари ас-Судди (умер в 245 г. х.), мухаддис из иракской Куфы.

Тирмизи был учеником и великого имама аль-Бухари и передавал хадисы как от него, так и от шейхов имама аль-Бухари.

Мнения учёных о личности Тирмизи и о его трудах

Великий учитель имам Бухари, почитая своего ученика, сказал о нём с присущей ему скромностью: «Я тобой удовлетворён больше, чем ты мной ». Эта заслуженная оценка, данная имаму Тирмизи, приводится в книге «Аль-Миркат», том 1, стр. 22.

Хафиз Абуль-Фадль Мухаммад ибн Тахир аль-Макдиси, передал от Хасана ибн Ахмада Абу Мухаммада ас-Самарканди и от Бишра Абдуллаха ибн Мухаммада ибн Амра такие слова: «Мухаммад Ибн Иса ибн Саура ат- Тирмизи является одним из имамов, за которым можно следовать в области хадисоведения. Книги «Аль-Джами‘» («Сунан ат-Тирмизи»), «Ат-Таварих» и «Аль-Халь» написал высокообразованный и квалифицированный учёный. Он являл собой пример абсолютной памяти ».

Сам‘ани так характеризовал Тирмизи: «Он один из самых основательных и превосходных учёных. У него есть очень ценные труды по фикху. Он видел первых шейхов. Брал хадисы у выдающихся мухаддисов ». Ибн Аль-Имад аль-Ханбали в книге «Шузурат аз-захаб» говорит: «Среди современников он был самым превосходным по памяти, а по мастерству был недосягаем ».

Аль-Хаким Абу Ахмад передаёт слова своего наставника: «В то время, когда умер Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари, я жил в Хорасане. После него в качестве опоры не осталось никого в сфере науки, в деле подвижничества, кроме Абу Исы (Тирмизи). Тирмизи пролил много слёз, впоследствии лишился зрения и так прожил долгие годы ».

Мнения о книге «Сунан»

Ибн Аль-Асир говорит в книге «Тарих » («История»): «Он являлся имамом и хафизом. Написал бесценные труды. Самым совершенным сборником из них считается «Аль-джами‘-уль-кабир» («Большой сборник», то есть «Сунан Тирмизи »).

В книге «Кашф-уз-Зуннун » о сборнике «Сунан Тирмизи » говорится: «Этот сборник - третья книга из числа шести известнейших книг - "Кутуби ситта" ». Его называют «Аль-Джами‘ас-сахих» («Достоверный сборник»), а также «Сунан». Но первое название более распространено.

Хафиз Абуль-Фадль аль-Макдиси сказал: «Для меня лично эта книга полезнее книг Бухари и Муслима, потому что из них могут почерпнуть знания только высокообразованные учёные, а книгой Тирмизи может пользоваться каждый ».

Сам же Тирмизи о своём «Сунане» сказал так: «Закончив эту книгу, я предложил её вниманию учёных Хиджаза, Хорасана, Ирака. Они приняли её и дали своё одобрение. У того, кто хранит эту книгу, в доме как будто бы говорит сам Пророк »

Особенности книги «Сунан Тирмизи»

Книга Тирмизи отличается от других известных сборников «Кутуб ас-ситта » тремя важными особенностями, которые хотелось бы выделить:

1. Тирмизи после приведения текста хадиса перечисляет по именам всех передатчиков;

Передаваемые хадисы могут подходить по смыслу друг к другу, а могут быть и прямо противоположными. Независимо от этого, Тирмизи упоминает имена передатчиков, если они имеют к этому разделу близкое или даже отдалённое отношение.

Такой принцип Тирмизи поднимает его книгу на несопоставимо высокий по сравнению с другими книгами уровень. Эта особенность или, вернее, характерная черта трудов Тирмизи является для более поздних времён редчайшим сокровищем, философским камнем, превращающим медь и железо в чистое золото.

Именно этот подход сделал популярными его книги. Эта особенность стала тем более важной, что учёные – знатоки хадисов – становились редкостью. Труд по сбору и классификации хадисов с их текстами и тщательно проверенными цепочками передачи требовал целой жизни.

Когда Мубаракфури толковал книгу Тирмизи, он намеревался проделать подобную работу, но, не достигнув результатов, которые хотя бы приблизительно соответствовали уровню трудов Тирмизи, ограничился тем, что только следовал в своей работе выдающимся учёным.

2. Тирмизи многократно упоминает мнения учёных по разбираемым им проблемам права, опираясь на убедительные доказательства, разъясняет противоположные по смыслу хадисы;

Насколько такой метод важен, результативен и эффективен для достижения поставленной цели, само по себе предельно ясно. Ведь цель хадисоведения – это точное доказательство, то есть определение хадисов, за которыми можно следовать и которыми можно руководствоваться в религиозной практике.

3. Тирмизи обращает пристальное внимание на степень достоверности хадиса, на мотивировку отнесения хадиса к какой-либо категории;

Он рассматривает каждый хадис с точки зрения его правильности и слабости. Даёт информацию о передатчиках, указывает на допущенные при передаче того или иного хадиса ошибки (‘иллят).

Такая особенность изложения материала у Тирмизи является признаком практического применения правил хадисоведения, в частности, науки о недостатках хадисов. Мы можем утверждать, что эта книга является чрезвычайно полезной для учёных-богословов и их последователей.

Последние годы жизни

Ат-Тирмизи отличался глубокими знаниями, превосходной памятью и редкостной набожностью. При упоминании Аллаха он часто плакал, из-за чего в последние годы своей жизни ослеп. Тем не менее, Тирмизи не прекратил свои поездки в поисках хадисов и закончил свой сборник хадисов «Сунан», будучи незрячим.

В одной из поездок Тирмизи , будучи уже незрячим, идя по дороге со своими сопровождающими, вдруг остановился. Когда у него спросили, что произошло, он ответил, что именно там, где он остановился, должно было находиться дерево, корни которого мешали путникам. Но его сопровождающие ответили, что вокруг нет такого дерева, и тогда Тирмизи, взволновавшись, сказал:

«Расспросите у местных жителей об этом дереве, и если будет установлено, что никакого дерева не существовало, то я прекращу рассказывать хадисы из-за моей ослабшей памяти ».

Однако жители этой деревни подтвердили, что когда-то там росло дерево, но его убрали из-за того, что оно мешало проходящим там путникам.

Но всё же Тирмизи прекратил на этом свою деятельность из страха перед Аллахом, из-за возможной ошибки в передаче какой-либо информации касательно Ислама.

13 раджаба 279 г. (по хиджре) достопочтимый исламский богослов и известный учёный-хадисовед Абу Иса Мухаммад ибн Иса ат-Тирмизи покинул этот бренный мир.

Махач Гитиновасов

ат-ТИРМИЗИ ал-Хаким Абу Абдаллах Мухаммад ибн Али (ум. между 936–938 гг.) – крупнейший представитель хорасанского (восточноиранского) мистицизма. В 27 лет он совершил паломничество в Мекку, затем изучал хадисы в Басре. После возвращения в Хорасан стал суфием (см. Суфизм), уделял много времени аскетической практике, начал изучать суфийские трактаты. Своими проповедями и трактатами о любви к Богу ат-Тирмизи вызвал недовольство факихов и вместе с женой, разделявшей его взгляды, иммигрировал в Балх, который в то время являлся центром исламского мистицизма, затем – в Нишапур. После того, как его противники в результате политических изменений вынуждены были покинуть Термез, ат-Тирмизи вернулся на родину, где и умер в окружении учеников. Он является автором около 80 трактатов по суфийской космологии, антропологии и психологии. Среди них наиболее известным стал «Печать святых». Суть его содержания в следующем. Бог раскрывается человеку через три стадии. 1. Закон (знание дозволенного и запретного) – ступень факихов, людей предания и людей мнения. 2. Творение (постижение Божьей премудрости, состоящее из знания порядка мироустройства и овладения наукой о внутреннем) – степень мудрецов (хукама). 3. Божественное познание, заключенное в божественном свете в человеческих сердцах. Оно отличается от обычного дискурсивного знания, которое приобретается в процессе обучения. Сущность познания – раскрытие реальности, о которой говорит язык веры, это обнаружение знания и веры через вкус (заук) и непосредственность (мубашара) раскрытия. Таким образом, мистик способен проникнуть в истинную сущность вещей и познать Истинного – т.е. Бога. Для обретения мистического познания (марифа) необходимо очистить душу от мирского и сосредоточиться на Истинном. На это способны только святые – избранники, которым милостью Бога дается этот дар (см. Вали). Именно ат-Тирмизи первым детально разработал учение о святых. По статусу он уравнял их с пророками (анбийа) и посланниками (русул). Во главе иерархии святых стоит полюс (кутб) или помощник (гаус). Святые являются гарантами мирового порядка и правителями мира. Они сформированы в группы по три, семь, сорок и сто. Ат-Тирмизи ратовал за возможность святых совершать чудеса. Он, вероятно, был знаком с буддийскими, христианскими и манихейскими учениями. Ряд исследователей полагали, что его прозвище «Хаким» – следствие его приверженности идеям неоплатонизма, но, как показывают последние исследования, его мировоззрение сформировалось именно в рамках хорасанской мусульманской традиции, основанной на синтезе традиционного права и восточноиранского мистицизма.

АТ-ТИРМИЗИ (Мухаммад Бен Али Абу Абдаллах аль-Хаким ат-Тирмизи) (ум. между 932 и 938) – знаменитый суфийский мыслитель. Родился в городе Термезе (совр. Узбекистан). Получил традиционное образование, занимаясь с 8 лет религиозными науками. В 28 лет совершил паломничество в Мекку , по дороге совершенствуя свои знания в общении с теологами и суфийскими наставниками. Вернувшись на родину, продолжил изучение суфизма. Среди его учителей были известные хоросанские шейхи: Абу Тураб ан-Нахшаби, Йахйа аль-Джаллаа, Ахмад Бен Хадравайхи и др. Аскетический образ жизни ат-Тирмизи вызывал уважение местного населения, и вскоре около него возникла группа учеников. Однако его деятельность не нравилась местным властям и факихам, и опасаясь преследований, Ат-Тирмизи был вынужден покинуть родину. Уехал сначала в Балх, а затем в Нишапур.

Ат-Тирмизи был современником знаменитого багдадского суфия Аль-Джунайда (ум. в 910, родоначальник рационалистического направления, названного «учением о трезвости», одного из двух основных течений в мусульманском мистицизме), но не полностью разделял его взгляды. К этому времени он уже был известен как автор трактата Печать святых ("Илал аш-шари"а и Хатм аль-аулийа" ), в котором рассуждал о смысле обрядов ислама, о различных категориях мистиков, о роли мусульманских святых, отмеченных особой благодатью Бога и критериях святости (т.е. о «печати святых», существовавшей, по его мнению, наряду с «печатью пророков»), о «любви к Богу». В этой книге он впервые в мусульманском мире писал о Логосе, используя для его обозначения слово зикр . Ат-Тирмизи утверждал, что святость (вилайа ) ограничена во времени, поскольку она, подобно пророческому дару (нубувва ), отмечена печатью, которая должна проявиться при конце света.

Кроме этого трактата, он написал около 80 работ, в которых рассматривается значение мистического опыта практикующих суфиев. Его учение «о душе» (ее состояниях, «движениях»), о методах самосовершенствования и обуздания низменных инстинктов, о роли страдания как средства очищения свидетельствовали о глубоком знании психологии человека. В дальнейшем эти труды в восточноиранском суфизме были признаны классическими. Эти работы отражали потребность в систематизации мистический мысли. Ат-Тирмизи также был автором первой истории суфизма и сборника биографий суфиев. Однако эти работы известны только в цитатах его последователей.

Ат-Тирмизи считал, что высшим доступным человеку знанием является мистический «гносис» (ма"рифа », или «хикма» ), который он отождествлял с «божественным светом», заключенным в сердцах людей. Он различал обычное знание ("илм ), сводящееся к пониманию положений шариата, и «гносис», благодаря которому постигается тайный смысл самóй «божественной сущности». Традиционное знание можно обрести в процессе обучения, в то время как ма"рифа – это дар Божий, которым отмечает избранных. Сфера и время применения "илм ограничены, а ма"рифа не имеет пределов. По мнению ат-Тирмизи, «гносис» дарован лишь тем людям, чьи помыслы устремлены к Богу и которые обладают душой, очистившейся от мирских привязанностей. Такими людьми являются суфии, обладающие «аль-аулийа" », т.е. «святые», отличающиеся от прочих верующих.

После ат-Тирмизи утвердилось представление об иерархии мистиков, признанных совершенными. В трактате Печать святых он подробно рассматривает возможность достижения состояния просветления и святости, предлагая два пути – неукоснительного соблюдения требований шари"а и тарика , или же через Божественную благодать.

Ат-Тирмизи был первым среди суфийских мыслителей, кто подробно обосновал место святых подвижников, фактически уровняв их в правах с «посланниками» (русул ) и пророками (анбийа" ).

Ат-Тирмизи был образованным человеком, имевшим представление о буддийских, христианских и манихейских учениях, влияние которых можно обнаружить в его трудах. Современники, отдавая должное широте его кругозора и глубине его познаний, называли его «Аль-Хаким аль-Тирмизи» – «мудрец из Термеза».

Исследователь суфизма О.Ф.Акимушкин называет ат-Тирмизи предшественником средневекового арабского мыслителя и поэта Ибн Араби, который нередко включал в свои сочинения большие фрагменты из трудов ат-Тирмизи.

Конец жизни ат-Тирмизи провел на родине, куда он вернулся после вынужденной эмиграции. Окруженный своими учениками, среди которых были Абу Али аль-Джузджани и Абу Бакр аль-Варрак, он до конца своих дней оставался приверженцем мистического суфизма.

Ольга Бибикова

Мухаммад ибн Иса ибн Саура ибн ад-Даххак ас-Сулами аль-Буги ат-Тирмизи,родился в 824г.(в 209г.по хиджре),в г.Термез,Узбекистан.
Прозвище (кунья)-Абу Иса (т.е.отец Исы).

Есть две версии относительно его родословной:

1_Мухаммад ибн Иса ибн Язид ибн Саура ибн Шаддад.
2_Мухаммад ибн Иса ибн Саура ибн ас-Сакан.
Он родился в эпоху развития науки в исламе, в этот период было огромное количество ученых-хадисоведов.

Как сказал Фатхуддин ибн Сайидинас, в то время критерием ученого-хадисоведа считалось, если у него записано как минимум 20.000 хадисов.

Примерно в 20-нем возрасте он берет знания у шейха Исхак ибн Райхваха Марвази, а также у других известных ученых.

В 25-26 лет, он едит в Ирак для получения знаний, а затем направляется в Мекку и Медину.
Все это время, ат-Тирмизи собирал и записывал хадисы. И уже приближаясь к 40летнему возрасту, он возвращается к себе на родину.
И уже у себя на родине, ат-Тирмизи с помощью имама аль-Бухари (так как он был учеником имама аль-Бухари), пересматривает и сортирует собранные им хадисы.
И составляет сборник под названием “аль-Джами’у ас-Сахих”, в котором содержится 3.962 хадиса, 2496 подглав (бабов), 46 глав (китаб)..

В этой книге наиболее полезная и сжатая информация, без повторений. Особенности книги в том,что в нем:

  1. уделено внимание точкам зрения 4-х мазхабов и их доказательствам.
  2. точно указаны категории хадисов (достоверные, хорошие или слабые: сахих, хасан и да‘иф).

Ат-Тирмизи, первым привел научное определение для термина “хороший хадис”(хасан). Он говорит в своей книге: “В этой книге,когда говорится: “Этот хадис хороший (хасан)”,то имеется в виду,что цепь его передатчиков (иснад) хорошая (хасан). Каждый хадис, передатчик которого не обвинен во лжи или если хадис по другим причинам не передан как единственный (шаз), то такой хадис, считается хорошим (хасан)”.
Также в этом сборнике, для определения категории хадисов использованы два специфических понятия:

  1. “этот хадис хороший-достоверный”(хасан-сахих).
  2. “этот хадис хороший-достоверный-неизвестный”(хасан-сахих-гариб). Ат-Тирмизи называл некоторые хадисы “хасан-сахих”, или “хасан-гариб”, или “хасан-сахих-гариб”.
  3. уделено место толкованию и рациональному суждению.

В конце книги излагается мнение ханафитского мазхаба,относительно обычаев и традиций, а также их место в системе исламского права.
К “аль-Джами’у ас-Сахих” было написано множество комментариев, самыми известными из которых являются комментарии Абу Бакра ибн аль-Араби “Арида аль-Ах’уази”, комментарии ас-Суюти “Гутуль-му’гтази” и комментарии Сафи ар-Рахмана аль-Мубаракфури “Тох’уату ль-ах’уаз”.

Великий учитель имам аль-Бухари, почитая своего ученика, сказал с присущей ему скромностью:
“Я тобой удовлетворен больше,чем ты мной”. Эта заслуженная оценка, данная ат-Тирмизи, приводится в книге “Аль-Миркат”.
Сборник ат-Тирмизи получил большую известность в мусульманской среде,а также и различные названия: “Сунан ат-Тирмизи” или “аль-Джами’у аль-Кабир” и т.д.

Хафиз Абуль-Фадль аль-Макдиси говорил:
“Для меня это книга полезнее книг Бухари и Муслима, потому что из них могут почерпнуть знания только высокообразованные ученые, а книгой ат-Тирмизи может пользоваться каждый”.
Получив широкую известность в мусульманском мире,его сборник занимает 4-ое место в “Кутуб ас-Ситта”, в которую входят такие сборники хадисов как:

  1. “аль-Джами’у ас-Сахих” имама аль-Бухари.
  2. “аль-Джами’у ас-Сахих” имама Муслима.
  3. “ас-Сунан аль-Кубра” Абу Дауд.
  4. “аль-Джами’у аль-Кабир” ат-Тирмизи.
  5. “Китаб ас-Сунан аль-Кубра” ан-Насаи.
  6. “Китаб ас-Сунан” Ибн Маджа.

Ат-Тирмизи отличался глубокими знаниями, превосходной памятью и редкой набожностью. При упоминании Аллаха он часто плакал, в результате чего в последние годы своей жизни ослеп. Тем не менее, ат-Тирмизи не прекратил свои поездки в поисках хадисов, и закончил “Сунан”, будучи незрячим.

Аль-Хаким Абу Ахмад, рассказывал:”В то время, когда умер Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари, я жил в Хорасане.После него не осталось никакой опоры в сфере науки, в деле подвижничества, кроме Абу Исы (Тирмизи).Тирмизи пролил много слез, впоследствии лишился зрения и так прожил долгие годы”.

В одной из поездок ат-Тирмизи, будучи уже незрячим, иди по дороге со своими сопровождающими он вдруг остановился, и когда у него спросили что произошло, то он ответил, что именно там, где он остановился должно было находиться дерево, корни, которого мешали путникам. Но его сопровождающие ответили, что вокруг нет такого дерева,и тогда ат-Тирмизи взволновавшись,сказал:
“Распросите у местных жителей об этом дереве, и если будет установлено,что никакого дерево не существовало, то я прекращу рассказывать хадисы из-за моей слабой памяти. “

Однако жители этой деревни потвердили, что там когда то росло дерево, но его убрали, из-за того, что оно мешало проходящим там, путникам..
Но все же ат-Тирмизи,прекратил на этом свою деятельность в связи со страхом перед Аллахом, из-за возможной ошибки в передаче какой либо информации касательно ислама.
13 раджаба 279 г(по хиджре)достопочтимый исламский богослов и известный ученый-хадисовед Абу Иса Мухаммад ибн Иса ат-Тирмизи покинул мир живых.

Он создал более 300 трудов, из них до нас дошли 57. Книги ат-Тирмизи (дошедшии до нас):

  • ” аш-Шамаиль аль-Мухаммадия” (переведена на узбекский язык “Книга о благородных чертах пророка Мухаммада (с.а.с.)”).
  • “аль-Иляль”
  • “ат-Тарих”
  • “аз-Зухд”
  • “аль-Асма уа аль-куна”(Имена и прозвища)…