Open
Close

Абу Али Ибн Сина (Авиценна). «Канон врачебной науки

АБУ АЛИ ИБН СИНА (лат. Авиценна) (980–1037), ученый-энциклопедист, врач, философ. Родился в Афшане близ Бухары 16 августа 980. Отец Ибн Сины, бухарский чиновник, выходец из Балха, в то время столицы греко-бактрийского царства, дал сыну систематическое домашнее образование, пробудив в нем в ранние годы тягу к знаниям. Вскоре Абу Али превзошел своих учителей и начал самостоятельное изучение физики, метафизики и медицины, обратившись к трудам Евклида , Птолемея и Аристотеля . Если Начала Евклида и Алмагест Птолемея не доставляли юному Ибн Сине больших трудностей, то Аристотелева Метафизика потребовала от него немалых усилий. До сорока раз принимался он за чтение, но не мог постигнуть глубины ее содержания, пока не натолкнулся у книготорговца на сочинение ал-Фараби О целях метафизики , комментария к труду Аристотеля. «Я вернулся домой, – рассказывает Ибн Сина в Жизнеописании , – и поспешил ее прочесть, и тотчас же раскрылись для меня цели книги, так как я знал ее наизусть». В эти же годы написал первые самостоятельные трактаты и даже вступил в научную переписку-полемику с ал-Бируни . В 1002–1005 находился в Хорезме, в «академии Мамуна» – сообществе прославленных ученых. С 1008 вынужден был вести жизнь скитальца, зависящую от милости и капризов эмиров и султанов, последствий дворцовых интриг. В 1030, во время нападения на Исфахан наместника газневидского султана Масуда, дом Ибн Сины был ограблен, и многие его труды пропали. Тяготы напряженной жизни подорвали его здоровье и 18 июня 1037 он скончался. Был похоронен в Хамадане (Северный Иран).

Научное наследие Ибн Сины охватывает различные области знания: философию, медицину, математику, астрономию, минералогию, поэзию, музыку и т.д. Точное количество принадлежащих ему трудов не установлено (приписывается до 456, в том числе 23 на фарси). Главный труд Ибн Сины – Канон врачебной науки (Канун ат-тибб , написан в 1013–1021). В этом состоящем из 5 томов фундаментальном труде собраны сведения по фармакологии, дается детальное описание сердца (первое начало), печени (второе начало), мозга (также второе начало), опровергается мнение о том, что источником зрения является хрусталик, и доказывается, что изображение предмета дает сетчатка. Авиценна устанавливает различия между чумой и холерой, плевритом и воспалением легких, дает описание проказы, диабета, язвы желудка и т.д.

Опытный хирург, Ибн Сина дал подробное анатомическое описание человека, но особый его вклад состоял в исследовании и описании деятельности головного мозга. Переведенный в 12 в. на латинский язык Канон до 17 в. служил основным руководством для европейских медиков.

Столь же популярным стало и другое сочинение, охватывающее разные области знания, – Книга исцеления (Китаб аш-шифа ), значительную часть которой составляет Книга о душе . Под названием Liber de Anima она получила известность в Европе уже в середине 12 в., когда была переведена на латинский язык Домиником Гундисальви. В настоящее время насчитывается 50 рукописей латинского перевода, первое издание которого было осуществлено в Падуе в 1485. На фарси свои философские взгляды Ибн Сина изложил в Книге знания (Даниш-намэ ). Подводящее итоги его философских размышлений сочинение – Указания и наставления (ал-Ишарат ва-т-танбихат ), написанное примерно в 1035–1036.

Как философ Ибн Сина принадлежал к направлению «фалсафы», восточного перипатетизма. Много сделал для выработки философского словаря на арабском и персидском языках. Отстаивая и развивая философскую систему Аристотеля, Ибн Сина уделял в своих трудах значительное внимание логике, учению о причинности, первой причине, материи и форме, познании, категориях, принципах организации мысли и знания. В учении Ибн Сины постоянно присутствуют два подхода в описании мира: физический и метафизический. Когда он рассуждает как «физик», то рисует картину сущего в категориях движения, пространства, времени, естественного детерминизма, располагает сущее в порядке от простого к сложному, от неживого к живому и заканчивает наиболее сложным организмом, наделенным разумом, – человеком. В этой картине разум рассматривается как тесно связанный с телом, с материей: «Души возникают тогда, когда возникает телесная материя, годная для того, чтобы ею пользовалась душа» (Книга о душе ). Эта материя – мозг, разным отделам которого соответствуют разные психические процессы. «Хранилище общего чувства есть сила представления, и она расположена в передней части мозга. Вот почему, когда эта часть повреждена, сфера представления нарушается. Хранилищем того, что воспринимает идею, является сила, называемая памятью, и она расположена в задней части мозга. Средняя часть мозга создана в качестве места силы воображения». Рассматривая разные психические состояния и явления: сон, сновидения, способность внушения, предсказания, пророчества, размышляя о таинствах и чудесах, Ибн Сина призывал «раскрыть причину всего этого, исходя из законов природы».

Когда же Ибн Сина рассуждал как метафизик, то строил картину мира, начинающуюся с предельных, наиболее общих понятий: первичной, непосредственно данной идеи бытия и понятия Единого (первоединого, Бога), дающего в наиболее общем виде представление о существующем и выражающего монистический (монотеистический) взгляд на сущее в целом. «Первое не имеет ни подобия, ни противоположности, ни рода, ни видового отличия, ни определения. Нельзя указать на него, кроме как при помощи гносиса (Указания и наставления ).

Концепция строго упорядоченного мира, подчиненного законам детерминизма, является одним из центральных пунктов философии Авиценны. Ряд причинной зависимости, восходящих одна к другой порождающих причин заканчивается первой причиной, которая, являясь активным началом (воля), высвобождает свою потенциальность, в результате чего, опосредованный рядом ступеней, возникает множественный тварный мир. Решая проблему не только действительности мира, но и его независимости от Творца, Ибн Сина главное внимание уделял теме возможного и необходимого. Основная идея арабоязычных перипатетиков – идея мира, в возможности уже содержащегося в Едином и в силу этого совечного Творцу. Придерживаясь перипатетической традиции в учении о причинности, Ибн Сина отказался от жесткого детерминизма: существование возможносущего не является необходимым само по себе и становится таковым в результате изменения воли необходимосущего как Первой причины, дающей начало последующему ряду сущих и делающей их необходимыми. Первое, Первоначало – это единственное, что изначально необходимо само по себе. Все остальное является производным от него и потому лишь возможным. Но поскольку имеется причина, реализующая возможность, последняя становится в свою очередь необходимостью и как таковая – необходимой причиной следующего порождения. Таким образом, Первая причина является только первым толчком, в дальнейшем мир сущего определяется причинной зависимостью внутри него самого.

Другим важным пунктом философии Ибн Сины является учение о душе. Отмечая непременную связь разума с телесной материей, Ибн Сина, в отличие от Аристотеля, интересовался разумом также и как особой, нетелесной субстанцией, которая, существуя в теле, отлична от него и доминирует над ним; она не просто форма, существующая в телесном субстрате, она не присоединяется к телу, а (в терминологии перипатетизма) создает человеческое тело как творец, является причиной тела. «Потенциальный» разум благодаря обучению, овладению знаниями становится «актуальным». Достигая высшей ступени, постигая абстрактные формы, приобретая силу «активного» интеллекта, он становится «приобретенным».На этой ступени работа разума может уже не зависеть от внешних впечатлений и даже состояния тела; мышлению о мышлении связь с телом, с материей скорее мешает. Такой разум не нуждается в изучении умопостигаемых сущих – он постигает их непосредственно, интуитивно. «В приобретенном разуме человеческая потенция уже уподобляется первым началам всего сущего» (О душе ). Человек – свободное, суверенное существо. Его разум не только восприемник внешних впечатлений, но и целенаправленный субъект, проецирующий идеи. Независимость разума от тела Ибн Сина доказывал его неделимостью, а также способностью к деятельности и даже ее усилением при ослаблении деятельности тела, чувств и пр. Ярким аргументом в пользу нетелесности разума является описанный Ибн Синой интроспективный опыт, образ так называемого «парящего человека». «Если представить, что твоя сущность сразу создана со здравым разумом и совершенной формой, и допустить, что ее части скрыты от взора и члены не соприкасаются, а отделены друг от друга и висят некоторое время в открытом воздухе, то тогда ты найдешь, что она забывает обо всем, кроме утверждения своей индивидуальности», состоящей в разуме (Указания и наставления ). В этом переживании человек сознает, что «я есть я, даже если я не знаю, что у меня есть рука, нога или какой-либо иной орган», «я оставался бы я, даже если бы их не было» (О душе ). В качестве нетелесной душа бессмертна, в качестве внутрителесной – индивидуальна, и притом навечно (концепция индивидуального бессмертия). Соответственно и знание человека о самом себе (интроспекция) неустранимо индивидуально. На такое понимание Ибн Синой разума и форм познания оказал влияние суфизм и личный опыт «тариката» (суфийского пути к Богу). Это нашло отражение и в его чисто «суфийских» сочинениях: Трактат о Хайе, сыне Якзана , Послание о птицах , Салман и Абсаль и др.

Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах, известный также как Авиценна (это его латинизированное имя) - прославленный арабский врач, философ, последователь Аристотеля, ученый-энциклопедист - родился в селе Афтана неподалеку от Бухары 16 августа 980 г. Жизненный путь Авиценны известен достаточно хорошо, поскольку он сам описал первые 30 лет жизни в автобиографии, затем его дело было продолжено учеником.

Невероятная одаренность Хусейна была заметна уже в детстве. К 10 годам он мог читать наизусть Коран. Отец-чиновник дал ему начальное образование, после чего Ибн Сину отправили в школу для изучения мусульманского законоведения. Несмотря на то, что он был самым юным, к нему, 12-летнему подростку, не считали зазорным обращаться за советом самые старшие. Немного позднее Хусейн обратился к изучению светских наук: философии, медицины, литературы, математики, истории, астрономии и т.д. И если раньше он занимался с учителями, то с 14-летнего возраста перешел к самостоятельным занятиям. В 20 лет он считался известным ученым, а как врач прославился еще раньше: уже в 16 лет получил приглашение от эмира Бухары выступить в роли его лекаря.

Когда Бухара была взята тюрками и династия Саманидов пала, в 1002 г. состоялся переезд Ибн Сины в Гургандж, столицу Хорезма, где ему дали прозвище «князь врачей». Перелом в биографии Авиценны произошел в 1008 г.: знаменитый целитель ответил отказом на приглашение султана Махмуда Газневи служить ему, после чего ему пришлось сменить спокойную благополучную жизнь на многолетние скитания по Табаристану и Хорасану, служить придворным лекарем различных персидских князей.

На протяжении 1015-1023 гг. местом его жительства был Хамадан. Авиценна не только занимался своей непосредственной деятельностью, наукой, но и активно участвовал в политической жизни эмирата, в государственных делах. Благодарный пациент - эмир Шамс ад-Давла - даже сделал его своим визирем, отчего на Ибн Сину ополчились некоторые влиятельные военные. Они требовали у эмира умертвить врача, но тот ограничился его изгнанием, хотя скоро из-за болезни вынужден был в спешном порядке разыскивать и дать министерскую должность.

Эмир Ала ад-Давл был повелителем Авиценны последние 14 лет его жизни (1023-1037); знаменитый целитель был не только главным врачом, но и советником, ездил вместе с эмиром в военные походы. В Исфахане его занятия науками всячески поощрялись.

Наследие Авиценны включало более 450 сочинений, посвященных 29 областям научных знаний, среди которых философия, геология, история, грамматика, поэтика, химия и др. До нашего времени сохранилось лишь немногим менее 300 трудов. При жизни Ибн Сина не раз выслушивал обвинение богословов в атеизме и еретических мыслях, однако это не могло затмить огромного влияния, которое оказывали его трактаты на умы современников.

Главным философским сочинением Авиценны считается «Книга исцеления», состоящая из разделов, посвященных физике, метафизике, математике и логике. Долгие годы он работал над «Каноном медицины» - медицинской энциклопедией из 5 частей, которая принесла ему мировую славу . В этом труде им были систематизированы теория и практика врачей Средней Азии, Индии, Греции, Рима; в течение нескольких веков на Востоке и на европейском континенте врачи должны были изучать его в обязательном порядке. Классическая иранская литература ощутила существенное влияние литературного творчества Авиценны.

Талантливый врач, ученый умер 18 июня 1037 г. от тяжелого заболевания желудочно-кишечного тракта, с которым ему справиться не удалось. Согласно завещанию, его имущество предназначалось бедным, а все рабы должны были быть отпущены. Сначала Ибн Сину похоронили возле городской стены Хамадана, а менее чем через год останки были захоронены в Исфахане, мавзолее эмира.

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Си́на , латинизированная форма - Авиценна (980-1037) - персидский ученый-энциклопедист , врач , философ , музыкант и поэт.
Родился 16 августа 980 года в селении Афшана , что близ Бухары . Отец мальчика, видный бухарский чиновник, выходец из Балха - столицы греко-бактрийского царства, дал ребенку всестороннее домашнее образование, с удовольствием потакая рано проснувшейся тяге к знаниям. К десяти годам полностью освоив Коран, мальчик был отдан в школу, изучать законоведение, где произвел неизгладимое впечатление на учителей своими обширными познаниями.
Немного позже для обучения талантливого ребенка отец пригласил приехавшего в Бухару ученого Абу Абдаллаха Натили , который стал преподавать логику, философию, геометрию и астрономию. Однако уже в четырнадцатилетнем возрасте превзошел своего учителя и начал самостоятельное изучение необычайно интересовавшей его медицины, а так же математики, метафизики и геометрии. Настольными книгами юного исследователя на долгие годы, стали труды Евклида , Птолемея , Аристотеля , ал-Фараби .
Тогда же юноша начал медицинскую работу, он изучил все научные трактаты, которые смог достать и стал посещать больных, причем самых тяжелых. Есть предположение, что к этому занятию Авиценну (Абу Али Ибн Сино) подвиг практиковавший тогда в городе известный лекарь Абу Сахл Масихи , рьяный последователь замечательных врачей древности Гиппократа и Галена .
В 997 г тяжело заболел правящий в Бухаре эмир , придворные медики не смогли помочь страждущему, и к царственному пациенту пригласили семнадцатилетнего Авиценну (Абу Али Ибн Сино) . Предложенное лечение помогло и вскоре юноша получил должность придворного лекаря, а также доступ к сокровищам знаменитой дворцовой библиотеки.
В восемнадцать лет у молодого ученого уже свои ученики, им написаны многочисленные научные трактаты по математике и медицине, он вступает в переписку со знаменитым среднеазиатским ученым-энциклопедистом ал-Бируни .
К двадцати годам уже автор многих книг: огромной энциклопедии, посвященной естественным наукам, справочника по разъяснению законов государства, многотомного медицинского словаря, нескольких томов по этике.
Бухара в те годы переживала не лучшие времена. Государство «трещало по швам », вскоре столицу знаний и искусств захватили кочевые племена - караханиды, город был разграблен, библиотека сгорела до тла.
В это время умирает отец Авиценны (Абу Али Ибн Сино) , в Бухаре его больше ничто не держит и ученый отправляется с караваном в Хорезм .
Правитель Хорезм а покровительствовал ученым и при его дворе собрались почти все видные деятели науки того времени. Скоро в город приехал учитель Авиценны Масихи , а затем и Бируни . Несколько счастливых лет исследователи занимались любимым делом под покровительством просвещенного монарха.
Вскорости, вероломный и жестокий правитель соседнего государства - Махмуд Газневи , покорил Хорезм и захотел заполучить ученого к себе во дворец. Однако, зная, что все просвещенные люди подвергаются у Газневи смертельной опасности, бежал.
Взбешенный тиран выслал погоню.
Начались годы скитаний, когда знаменитому ученому приходилось перебираться из города в город под чужими именами, кормиться только врачеванием, жить на постоялых дворах. Но даже в эти трудные годы не оставил своих трудов и написал более десятка книг.
Наконец, к 1016 году ученый добрался до Хамадана , некогда богатейшего города древней Мидии , но, со временем, превратившегося в захиревшую столицу маленького государства. Медицинский талант приводит его во дворец, где очень быстро становится главным лекарем, а после получает титул визиря (советника). Избавив правителя от недуга и приблизившись к монарху, ученый тем самым наживает смертельных врагов в его окружении.
После смерти эмира вынужден искать прибежища у правителя Исфахана Ала ад-Давла , но рок продолжает преследовать ученого и здесь. В 1030 году на его дом в Исфахане напали, полностью разграбив, многочисленные научные труды бесследно исчезли.
Тяготы жизни слишком рано подорвали здоровье Авиценны , и 18 июля 1037 года он скончался, завещав перед смертью отпустить на волю всех своих рабов и раздать нажитое бедным людям.
был похоронен в г. Хамадан (Иран) , и почти 900 лет горожане трепетно охраняли его могилу, которая стала местом паломничества.
В 1954 году на месте захоронения Авиценны был возведен новый мавзолей, который и сегодня собирает множество поклонников гениального ученого.
Научное наследие Авиценны огромно и многогранно. Его труды охватывают большое количество совершенно разных областей знаний: философию , медицину , астрономию , математику , минералогию , метафизику , музыку , поэзию , и т.д.
Точное количество его работ подсчитать не удалось, но по предположениям, это около 450 книг, более 20 из которых написаны на фарси.
Без сомнения, труд, принесший ученому мировую славу, это «Канон врачебной науки », состоящий из 5 томов. Книги включают в себя сведения по фармакологии, детальные описания человеческих органов и головного мозга, симптоматику и лечение различных заболеваний. Здесь также собраны многочисленные советы врачам по хирургии и терапии, траволечению, гигиене и оздоровительной физкультуре.
Переведенный почти на все языки, «Канон », вплоть до XVII века был основным руководством для медиков всего мира.
Почти столь же популярны труды: «Книга исцелений », включающая «Книгу о душе », «Книга знаний », а также «Указания и наставления » - итог его философских размышлений.
Лейтмотивом всех работ гениального исследователя звучит гимн жизни, гимн просвещению и науке. Несомненно, в мире не было ни одного учёного древности, который оказал бы столь сильное влияние на медицину и философию Востока , под именем ибн Сина , и Запада , под именем Авиценна , как этот замечательный человек.

Авиценна (Ибн Сина)

известный на западе как Авиценна ; перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا‎

средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма; был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане; всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274; самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира

Краткая биография

Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах , известный также как Авиценна (это его латинизированное имя) - прославленный арабский врач, философ, последователь Аристотеля, ученый-энциклопедист - родился в селе Афтана неподалеку от Бухары 16 августа 980 г. Жизненный путь Авиценны известен достаточно хорошо, поскольку он сам описал первые 30 лет жизни в автобиографии, затем его дело было продолжено учеником.

Невероятная одаренность Хусейна была заметна уже в детстве. К 10 годам он мог читать наизусть Коран. Отец-чиновник дал ему начальное образование, после чего Ибн Сину отправили в школу для изучения мусульманского законоведения. Несмотря на то, что он был самым юным, к нему, 12-летнему подростку, не считали зазорным обращаться за советом самые старшие. Немного позднее Хусейн обратился к изучению светских наук: философии, медицины, литературы, математики, истории, астрономии и т.д. И если раньше он занимался с учителями, то с 14-летнего возраста перешел к самостоятельным занятиям. В 20 лет он считался известным ученым, а как врач прославился еще раньше: уже в 16 лет получил приглашение от эмира Бухары выступить в роли его лекаря.

Когда Бухара была взята тюрками и династия Саманидов пала, в 1002 г. состоялся переезд Ибн Сины в Гургандж, столицу Хорезма, где ему дали прозвище «князь врачей». Перелом в биографии Авиценны произошел в 1008 г.: знаменитый целитель ответил отказом на приглашение султана Махмуда Газневи служить ему, после чего ему пришлось сменить спокойную благополучную жизнь на многолетние скитания по Табаристану и Хорасану, служить придворным лекарем различных персидских князей.

На протяжении 1015-1023 гг. местом его жительства был Хамадан. Авиценна не только занимался своей непосредственной деятельностью, наукой, но и активно участвовал в политической жизни эмирата, в государственных делах. Благодарный пациент - эмир Шамс ад-Давла - даже сделал его своим визирем, отчего на Ибн Сину ополчились некоторые влиятельные военные. Они требовали у эмира умертвить врача, но тот ограничился его изгнанием, хотя скоро из-за болезни вынужден был в спешном порядке разыскивать и дать министерскую должность.

Эмир Ала ад-Давл был повелителем Авиценны последние 14 лет его жизни (1023-1037); знаменитый целитель был не только главным врачом, но и советником, ездил вместе с эмиром в военные походы. В Исфахане его занятия науками всячески поощрялись.

Наследие Авиценны включало более 450 сочинений, посвященных 29 областям научных знаний, среди которых философия, геология, история, грамматика, поэтика, химия и др. До нашего времени сохранилось лишь немногим менее 300 трудов. При жизни Ибн Сина не раз выслушивал обвинение богословов в атеизме и еретических мыслях, однако это не могло затмить огромного влияния, которое оказывали его трактаты на умы современников.

Главным философским сочинением Авиценны считается «Книга исцеления», состоящая из разделов, посвященных физике, метафизике, математике и логике. Долгие годы он работал над «Каноном медицины» - медицинской энциклопедией из 5 частей, которая принесла ему мировую славу. В этом труде им были систематизированы теория и практика врачей Средней Азии, Индии, Греции, Рима; в течение нескольких веков на Востоке и на европейском континенте врачи должны были изучать его в обязательном порядке. Классическая иранская литература ощутила существенное влияние литературного творчества Авиценны.

Талантливый врач, ученый умер 18 июня 1037 г. от тяжелого заболевания желудочно-кишечного тракта, с которым ему справиться не удалось. Согласно завещанию, его имущество предназначалось бедным, а все рабы должны были быть отпущены. Сначала Ибн Сину похоронили возле городской стены Хамадана, а менее чем через год останки были захоронены в Исфахане, мавзолее эмира.

Биография из Википедии

Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике».

В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.

В 1015-1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточён в крепость. Последние четырнадцать лет жизни (1023-1037) служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также продолжал плодотворную научную работу. Завершил «Канон врачебной науки». Многие рукописи трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф») сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска. Во время одного из военных походов правителя Исфахана, у Ибн Сины открылась тяжёлая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. Умер Ибн Сина в июне 1037 года, перед смертью продиктовав завещание незнакомцу. В завещании он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.

Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.

Наследие

Книга исцеления

Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

Труды по медицине

Основные медицинские произведения Ибн Сины:


Оздоровительные упражнения

Ибн Сина писал в своём труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям - произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию.

Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия, он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании холодной и горячей водой.

Химия

В области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Астрономия

В астрономии Ибн Сина критиковал представления Аристотеля о том, что звёзды отражают свет от Солнца, утверждая, что звезды светятся собственным светом, однако полагал, что и планеты также светятся сами. Заявлял, что наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца 24 мая 1032 года. Однако современные ученые сомневаются, что он мог наблюдать это прохождение в указанное время в указанном месте. Он использовал это наблюдение для обоснования того, что Венера, по крайней мере иногда, в птолемеевской космологии находится к Земле ближе Солнца.

Ибн Сина написал также Компендиум Альмагеста, с комментариями на книгу Птолемея.

Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии.

В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретённый им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.

Механика

Ибн Сина внёс значительный вклад в развитие теории вложенной (или запечатлённой) силы - средневековой теории движения, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила (позднее названная импетусом), вложенная в них внешним источником. По его мнению, «двигатель» (рука человека, тетива лука, праща и т. п.) сообщает движущемуся телу (камню, стреле) некоторое «стремление», аналогично тому, как огонь передаёт тепло воде. В роли двигателя может выступать также тяжесть.

«Стремление» бывает трёх видов: психическое (у живых существ), естественное и насильственное. «Естественное стремление» является результатом действия тяжести и проявляется в падении тела, то есть в естественном движении тела, в согласии с Аристотелем. В этом случае «стремление» может существовать даже у неподвижного тела, проявляясь в сопротивлении неподвижности. «Насильственное стремление» является аналогом филопоновской движущей силы - оно сообщается брошенному телу его «двигателем». По мере движения тела «насильственное стремление» уменьшается из-за сопротивления среды, как следствие стремится к нулю и скорость тела. В пустоте «насильственное стремление» не изменялось бы, и тело могло бы совершать вечное движение. В этом можно было бы видеть предвосхищение понятия инерции, однако в существование пустоты Авиценна не верил. Ибн Сина попытался дать количественную оценку «насильственного стремления»: по его мнению, оно пропорционально весу и скорости движения тела.

Возможно, идеи Ибн Сины о вложенной силе стали известны на латинском Западе и способствовали дальнейшему развитию теории импетуса Буриданом и другими схоластами.

Философия

В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.

К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».

Критика

Вокруг философских взглядов Авиценны велась острая борьба между сторонниками и противниками его идей.

Суфии резко выступали против рационализма Ибн Сины, ставя его философии в вину то, что она не дает возможности человеку приблизиться к Богу. Тем не менее многие из суфиев переняли философский метод Авиценны и его идею об эволюционном характере ступеней эманации по линии восхождения.

Мухаммад Аль-Газали в своей известной книге «Опровержение философов» пытался опровергнуть философию Ибн Сины во всех аспектах. Выступал против учения об изначальности и вечности мира и его атрибутов, поскольку это, по мнению Аль-Газали, приводит к дуализму, который противоречит монотеизму ислама. Аль-Газали отвергает также принцип эманации, согласно которому Бог творит мир не по собственной воле, а в силу естественной необходимости. Не разделял он также выдвинутых Ибн Синой идей о причинности и невозможность телесного воскресения.

Позже линию Аль-Газали продолжили мыслители XII века Мухаммад Шахрастани в своём труде «Китаб аль-Мусараа» и Фахруддин Рази. С защитой идей восточного перипатетизма в XII веке выступил Ибн Рушд в своей книге «Опровержение опровержения». Впоследствии взгляды Ибн Сины защищал Насир ад-Дин ат-Туси.

Психология

Ибн Сина разработал также своё собственное учение о темпераменте и характере человека. Согласно его учению натура человека делится на четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая (что в современной психологии соответствует четырём темпераментам). Эти натуры не являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года. Изменения в жидкостях организма также могут корректировать натуру в соответствующем направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал ещё четыре сложных натуры в зависимости от превалирования одной из четырёх жидкостей организма (крови, слизи, жёлтой или чёрной желчи).

Литература

Многие серьезные научные работы Ибн Сина писал в виде поэм, используя четверостишия. В такой форме написаны «Трактат о любви», «Трактат о птицах» и некоторые другие произведения. Есть среди его творчества и лирические стихотворные произведения - четверостишия и рубаи.

  • Когда к невеждам ты идешь высокомерным,
  • Средь ложных мудрецов явись ослом примерным:
  • Ослиных черт у них такое изобилье,
  • Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.
  • Плохо, когда сожалеть о содеянном станешь,
  • Прежде чем ты, одинокий, от мира устанешь.
  • Делай сегодня то дело, что выполнить в силах,
  • Ибо возможно, что завтра ты больше не встанешь.
  • Мой друг с моим врагом сегодня рядом был.
  • Не нужен сахар мне, что смешан с ядом был!
  • С подобным другом впредь не должен я дружить:
  • Беги от мотылька, когда он с гадом был!

Основные литературные работы Ибн Сины - философская повесть-аллегория «Хай ибн Якзан», поэма из двадцати двустиший «Птица», «Саламан и Абсаль». Эти произведения и рубаи повлияли на развитие арабской, иранской и тюркоязычной литератур. В частности, классик ираноязычной поэзии XII века Омар Хайям называл Ибн Сину своим учителем..

Публикации сочинений

  • Ибн Сина. Даниш-намэ. Книга знания. - Сталинабад, 1957.
  • Ибн Сина. Канон врачебной науки: В 5 т. - Ташкент, 1956-1960.
  • Ибн Сина. Математические главы «Книги знания». - Душанбе, 1967.
  • Ибн Сина. Послание о любви. - Тбилиси: Мецниереба, 1976.
  • Ибн Сина. Избранное. - М.: Книга, 1980.
  • Ибн Сина. Избранные философские произведения. - М.: Наука, 1980.
  • Аль-Бируни, Ибн-Сина. Переписка. - Таш­кент: Фан, 1973.

Музыка

Авиценна писал также произведения по теории музыки, которые являются частями его энциклопедических работ:

  • «Свод науки о музыке» в «Книге исцеления»;
  • «Краткое изложение о музыке» в «Книге спасения»;
  • раздел о музыке в «Книге знания».

С теоретической точки зрения Ибн Сина, по средневековой традиции, относил музыку к математическим наукам. Он определял её как науку, изучающую звуки в их соотношениях и имеющую целью установление правил создания композиции. Исходя из учения Пифагора, он считал, что музыка подчинена числам и находится в тесной связи с ними.

Ибн Сина первый в истории подводит под музыкальную историю солидную научную базу, рассматривая музыку с позиций не только математики, но и социологии, психологии, поэтики, этики и физиологии.

Ибн Сина совместно с Аль-Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах, которая получила дальнейшее развитие в Европе в значительно более позднее время. Он дает подробную классификацию типов музыкальных инструментов, объясняет их строение. В шестом разделе «Книги знания» приводятся названия почти всех существующих инструментов с их описаниями. Труды Аль-Фараби и Ибн Сины по изучению музыкальных инструментов заложили основы инструментоведения как специальной области музыкальной науки.

Великий учёный также является изобретателем распространенного в Средней Азии смычкового инструмента - гиджака.

Память


Именем Ибн Сины названы улицы:

  • в Самарканде,
  • в Бухаре,
  • в Усть-Каменогорске,
  • улица Ибн Сино в Уч-Кургане (Узбекистан),
  • улица Авиценны в Донецке.

В художественной литературе

  • «Абугалисина» (тат. Әбүгалисина) - повесть-сказка об Ибн Сине на татарском языке Каюма Насыри.
  • Ной Гордон в своём романе «The Physician» (1988), рассказывает историю молодого англичанина, обучающегося медицине, который выдаёт себя за еврея, чтобы учиться врачебному искусству у самого Ибн Сины, великого мастера своего времени.
  • В 2011 году испанский писатель Эсекьель Теодоро опубликовал роман «Рукопись Авиценны» («El Manuscrito de Avicena»), который воссоздаёт некоторые моменты из жизни персидского врача.

В кинематографе

  • Фильм «Авиценна» (1956), режиссёр Камил Ярматов.
  • Фильм «Юность Гения» (1982), снятый киностудиями Узбекфильм и Таджикфильм, посвящён детским и юношеским годам Авиценны. Режиссёр фильма Эльёр Ишмухамедов.
  • Иранский телесериал «Авиценна» («Bu-Ali Sina») 1987 года повествует о жизни учёного с детства до самой смерти.
  • В 2013 году вышел фильм Филиппа Штёльцля «Лекарь: Ученик Авиценны» («The Physician») по книге Н. Гордона.


В Европе средних веков никого нельзя поставить с ним рядом ни по объему разнообразных знаний, ни по талантливости, трудоспособности и гигантским творческим итогам»,— сказал о Ибн Сине видный специалист в области истории медицины профессор Б. Д. Петров.

Деятельность и труды Ибн Сины, известного в Европе под именем Авиценны , составили целую эпоху в истории мировой культуры.

Универсальность научных интересов Ибн Сины исключительна: философия и математика, астрономия и физика, химия и биология, медицина и фармакология, филология и лингвистика. До нас дошло 274 труда Ибн Сины.

Ибн Сина обогатил сокровищницу человеческого знания многими передовыми для того времени идеями и оказал громадное влияние на последующее развитие восточной и западноевропейской прогрессивной философии и науки. Он написал двадцатитомную философскую энциклопедию «Справедливость» и «Восточная философия». Но эти книги были потеряны еще при его жизни. Им помогли исчезнуть без следа исламские ортодоксы, считавшие их еретическими. Исключительно интересны дошедшие до нас философские произведения Ибн Сины «Книга исцеления», «Книга спасения» «Книга указаний и направлений», «Книга знания» и многие другие. Некоторые из них переведены на русский, узбекский и таджикский языки.

Использовав ценное наследие своих предшественников, Ибн Сина создал философию , ставшую в эпоху раннего средневековья вершиной развития теоретической мысли в странах Ближнего Востока. Историки философии уподобляют Ибн Сину его великому античному учителю Аристотелю. И не только по глубине и энциклопедичности знаний, но и по всему строю философской мысли, противоположному всякому догматизму и богословской схоластике. Более того, Ибн Сина критически отнесся к наследию Аристотеля, освободил его от многих платоновских идеалистических наслоений, внесенных восточными неоплатониками, и высказал новые, оригинальные, прогрессивные идеи. Материалистические тенденции аристотелизма в его философии нашли свое дальнейшее развитие.

Ибн Сина сумел преодолеть в философии груз идеалистических традиций ислама и выйти за рамки обязательных предписаний официальной религии и богословия. В противоположность религиозным легендам о сотворении мира Ибн Сина создает философскую систему, взявшую за основу происхождения мира «те состояния бытия, которые происходят из самого бытия и неотъемлемо присущи ему». Ибн Сина верит в объективное существование материи, в ее бесконечность, несотворимость и вечность. Он стремится объяснить явления природы, исходя из ее собственных закономерностей. Сверхъестественная инстанция, по Ибн Сине, не имеет какого-либо влияния на события в природе. Бог осуществляет лишь первый толчок, после которого ему делать нечего — дальше мир развивается по своим собственным законам.

Благодаря своей смелости он совершил настоящий подвиг в науке. Далеко опередив свое время, великий философ писал :

За безбожье свое перед собой одним я в ответе.
Крепче веры моей не бывало на белом свете.
Но коль даже единственный в мире — и тот «еретик».
Значит, нет, говорю, правоверных в нашем столетье!

Ибн Сина собрал огромный фактический материал и разработал различные методы исследования в области минералогии , высказал глубокие мысли о составе и свойствах минералов, о причинах горообразования, происхождения вулканических явлений. По его гипотезе, вулканические явления связаны с рождением гор и землетрясениями. Причиной же горообразования ученый считал действие текущих вод, которые, прокладывая себе новый путь, сносили поверхность земли и намывали горы. Горы могли возникнуть, по его мнению, и в результате поднятия земли, или сильного землетрясения, или из осадочных пород.

Ибн Сина был известен и как лингвист , писатель и поэт. Он написал повести «Хайй ибн Якзан», «Соломон и Ибсал», «Рисала ат-Тайр», «Повесть о Юсуфе».

По словам востоковеда академика Е. Э. Бертельса, Ибн Сина для истории таджикской и персидской литературы — это незримый очаг подземного огня, питающий целую цепь огнедышащих вершин. Действительно, повесть Ибн Сины «Хайй ибн Якзан» в дальнейшем послужила основой для одноименного философского романа арабского писателя Ибн Туфейля, родившегося в 1110 году. (В русском переводе это произведение опубликовано в 1920 году.) А на мотив аллегории «Рисала ат-Тайр» («Птица») позднее были написаны произведения Фарирцддина Аттара и Алишера Навои.

Наиболее значительное творение, принесшее Ибн Сине мировую славу, — .

Советские ученые—востоковеды, историки, врачи — впервые в мире перевели и издали с глубокими научными комментариями полный «Канон врачебной науки» на русском и узбекском языках. Научная общественность страны получила возможность самостоятельно ознакомиться и оценить этот выдающийся памятник человеческой культуры — энциклопедический свод медицинских знаний древнего мира, итог воззрений и опыта древнегреческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Ибн Сина не ограничился пересказом прошлого, он подверг его критическому разбору и пересмотру. Благодаря этому «Канон», став поистине новым этапом в развитии медицины, послужил основой для быстрого расцвета медицины, начавшегося в XVI—XVII веках.

Советский ученый, академик В. Н. Терновский считал, что «этот колоссальный свод медицинских знаний представляет собой одну из вех на пути развития подлинных идей гуманизма, связанных с борьбой за охрану здоровья и процветание человека. Величайшие памятники человеческого ума, к которым принадлежит «Канон», как факелы, освещают исторический путь, по которому идет человечество». Профессор Б. Д. Петров писал, что «Канон» — не только итог тысячелетнего развития медицины и знаний о природе, подведенный рукой философа-энциклопедиста и замечательного врача, «Канон» — это и новый этап развития медицины , и программа действий для последующих поколений, и во многом предвосхищение тех путей и достижений, для воплощения которых в жизнь человечеству понадобилось еще несколько столетий.

Каждая из книг «Канона» богата по содержанию, в каждой из них четко определена материалистическая направленность исходных позиций автора, основанных на опыте многих поколений и подкрепляемых собственными наблюдениями, каждая из них отличается исключительно рациональной системой изложения всех накопленных фактов. Так, учение о строении и деятельности организма у Ибн Сины правильно представлено как неразрывная и важнейшая часть медицинской науки. Ибн Сина относит его к категории знаний, которые «врач обязан доказывать в своей науке» и которые «врач должен исследовать при помощи внешних чувств и рассечения».

Изложение учения о строении и отправлениях органов в «Каноне» предшествует многим другим вопросам патологии и терапии. Такое расположение материала в нем отличается от многих других подобных сочинений предшественников Ибн Сины и идентично плану построения многих современных медицинских учебников и руководств. О строении и деятельности органов в «Каноне» приводятся обширные для науки того времени сведения. Таковы, например, данные о печени. Не углубляясь в детали представлений Ибн Сины о строении и деятельности печени и отсылая интересующихся к первоисточнику, отметим лишь, что признание Ибн Синой первенствующей роли печени в организме животного, понимание, что пища может быть усвоена тканями лишь после того, как она подверглась основательной переработке в печени и, наконец, его догадки о механизме желчеобразования более близки к современным знаниям, чем представления врачей и ученых XVIII и начала XIX века.

Многое из учения Ибн Сины о признаках и распознавании болезней пережило века и сохранило практическое значение и поныне. Важно, например, что при определении диагностического значения симптома Ибн Сина рассматривал его в комплексе с другими проявлениями болезни. Распознавание и правильная оценка различных признаков болезни, считал он, дают врачу возможность точно выбрать лечение, установить его прогноз и, наконец, добиться у больного глубокого доверия к своим действиям. Не потеряли ценности указания Ибн Сины о необходимости различать признаки по их значению: признаки ли это основного заболевания, сопутствующего ли («соучаствующего») или осложнения. В каждом конкретном случае они и определяют терапевтическую тактику врача.

Ибн Сина у постели больной. Персидская миниатюра.

Имеют определенное историческое значение и взгляды Ибн Сины на жизнедеятельность организма . Фундамент этих его представлений составляло широко распространенное у разных народов древнее учение об основных простых элементах (земля, вода, воздух, огонь), первокачествах (горячность — холодность, сухость — влажность) и соках организма. В учении о соках Ибн Сина утверждал, что организм находится в теснейшей органической связи с внешней средой — через пищу, дыхание, климатические и другие факторы природы. Что единство, целостность организма, взаимосвязь всех его органов существуют именно благодаря постоянному движению соков и проникновению их во все части тела. В силу этого любую болезнь он понимал как общее страдание организма.

Ибн Сина признавал, что при заболевании возможны изменения и в жидких частях организма (в составе и качестве соков), и в плотных его структурах (морфологические нарушения, как говорим мы сейчас).

Причинами болезни он признавал только лишь различные внешние и внутренние сугубо материальные факторы. Демонические же, колдовские силы им полностью отвергались. В числе причин поражений печени он указывал, например, такие токсические факторы, как недоброкачественная пища, употребление воды из заболоченных мест, злоупотребление вином, пряностями, неправильное чередование некоторых видов пищи. Печень заболевает также, считал Ибн Сина, при расстройствах работы желчного пузыря и желчевыводящих путей желудка и кишечника, при нарушениях пищеварения, при различных лихорадках и отравлении животными ядами.

В рассуждениях о лечении недугов в «Каноне» Ибн Сина рассматривает болезнь с точки зрения общего страдания, динамичного, циклично протекающего процесса, различного по происхождению, течению, тяжести и прогнозу — в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия натуры (конституции) больного.

Наблюдения и опыт, материалистическое понимание причин здоровья и болезни, единства организма и внешней среды, отрицание астрологии и колдовства, признание психических факторов в возникновении болезни, указания на целительные силы природы и активную роль врача в восстановлении нарушенного здоровья человека н многое другое суть главное в медицинских взглядах Ибн Сины. Поэтому учение его живо в современной медицине и имя его бессмертно. Это был воистину выдающийся, разносторонне образованный врач-философ, энциклопедист, который мыслями своими и идеями, отраженными в его сочинениях, продолжает служить современности, помогает глубже и шире изучать мир.

«Канон врачебной науки» и «Даниш-намэ» (отрывки)

«Медицина прежде всего разделяется на 2 части: теоретическую и практическую. Каждая из этих [частей] является наукой и теорией. Однако та часть, которая особо именуется теорией, говорит только о воззрениях..., то есть это та часть, при помощи которой познаются натуры, соки, силы, разновидности болезней, их проявление и причины. Та часть, которая особо именуется практической, дает познание того, как производить процедуры и устанавливать режим, то есть это та часть, которая учит тебя, как сохранить здоровье при таком-то состоянии тела или же как лечить тело при таком-то заболевании». («Канон врачебной науки», кн. I.)

«Болезни бывают простые и сложные. Простая болезнь — это болезнь, являющаяся одной из разновидностей заболевания натуры или одной из разновидностей болезни сочетаний... А сложная болезнь — такая, в которой соединяются две из этих разновидностей или больше, сливающиеся в одно заболевание» (кн. I).

«...кто знает причины болезней, тот, конечно, сможет доставить все полезное для тела, заключая на основании противоположности. Действительно, такая медицина наиболее сообразна с природой. Например, голод есть болезнь, ибо все то, что приносит человеку тягость, называется болезнью. Какое же лекарство от голода? Очевидно, то, что утоляет голод. Но это делает пища, поэтому в ней и заключается лекарство. Так же точно жажду прекращает питье, переполнение же, в свою очередь, врачует опорожнение, опорожнение же — переполнение, труд врачует отдых и, наоборот, покой — труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположного, ибо медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне и вредно, прибавление же недостающего» (кн. II).

«Знай, что нет ничего хуже, чем переедать... Чрезмерное перенасыщение при всех обстоятельствах, будет ли оно от еды или питья, приводит к смерти. В результате чрезмерного насыщения немало людей задохнулось и умерло» (кн. I).

«Не следует наполнять желудок в такой степени, при которой не остается места для дополнительной пищи, а надо переставать есть еще при наличии некоторого аппетита. Этот остаток аппетита является продолжением чувства голода, которое через незначительное время исчезает» (кн. I).

«Самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями...

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении...

Физические упражнения... усиливают способности к действию и способности к испытанию действия на себе. Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движения» (кн. I).

«Массаж бывает различным: сильным, который укрепляет тело, слабым, в результате чего тело смягчается, продолжительным, от чего человек худеет, и умеренным, от чего тело процветает...

Массаж преследует следующие цели: уплотнение рыхлых органов, затвердение мягких, разрыхление плотных органов и размягчение твердых органов» (кн. I).

«Прощупывать пульс должны в такое время, когда человек свободен от гнева, радости, не делает физических усилий, не испытывает каких-либо воздействий, отягощающей сытости или голода, не прекращает обычного образа жизни... Предварительно следует испытать пульс у уравновешенного человека с превосходным здоровьем, чтобы сравнить с ним пульс больного» (кн. III).

Способов распознавания состояния сердца, по Ибн Сине «...восемь: по пульсу, по дыханию, по сложению груди, по растительности на груди, по тому, каково тело на ощупь, по качествам нрава, по силе или слабости тела, а также по настроению человека».

«...поскольку сердце есть орган главенствующий, первый из всех главенствующих органов и важнейший из них, то решимость пользовать его лекарствами должна быть решимостью, опирающейся на великую рассудительность...» (кн. III).

«Знай, что если ты ошибаешься при лечении печени, твоя ошибка перейдет на сосуды и затем на все тело» (кн. III).

«Гнев сильно горячит тело, печаль сильно высушивает его, апатия ослабляет душевную силу и склоняет натуру к слизистости...

В итоге уравновешивания характера достигается сохранение здоровья одновременно для души и тела».

«К числу необходимых для младенцев полезных средств для укрепления натуры относятся: во-первых, легкое покачивание и, во-вторых, музыка и песня, напеваемая обычно при убаюкивании. По степени восприятия этих двух вещей ребенком устанавливают его предрасположение к физическим упражнениям и музыке. Первое относится к телу, второе — к душе» (кн. I).

«Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, вызывает заболевание нервов, сакту и внезапную смерть».

«Питье вина детьми похоже на добавление огня к огню или добавление к огню сухих дров» (кн. I).

При лечении ангин «...своевременное полоскание горла уксусом, как только начнется опухоль языка или ангина , — одно из средств, разгоняющих опухоль и препятствующих [ее образованию] путем привлечения обильной влаги. Это также задерживает опухоль, которая едва образовалась. К подобным лекарствам принадлежат также квасцы, галлы, цветки гранатника и разваренные гранаты обоих видов; из них изготовляют лекарство для лизания. Молоко принадлежит к числу драгоценных лекарств в начале и в конце [болезни], ибо оно разгоняет опухоль, размягчает ее и успокаивает...» (кн. III).

«Нередко в горло вводят трубку, изготовленную из золота, серебра или чего-либо подобного, которая помогает дышать. Когда ангины усиливаются так, что лекарства не действуют, и [больной] убежден в своей гибели, то подающим надежду на спасение является разрез дыхательной трубки» (кн. III).

«Что же касается миндалин, то их подцепляют крючком и вытягивают наружу, насколько возможно это сделать, не вытягивая вместе с ними оболочек, потом режущим инструментом миндалины вырезают круговым разрезом выше корня, примерно на четверть [их] длины, предварительно перевернув сначала инструмент. Их вырезают одну, затем другую, предварительно приняв во внимание упомянутые [выше] условия, относящиеся к их цвету и объему. Когда отрезанное отпадает, то дают вытечь порядочному количеству крови, [больной] лежит лицом вниз, чтобы кровь не шла в горло, он прополаскивает рот остуженной водой с уксусом и вызывает у себя рвоту и кашель , дабы прочистить внутренность [горла], а после этого на [место отреза] кладут что-нибудь кровоостанавливающее, как, например, калкатар, квасцы и купорос, затем [больной] полощет горло тепловатым отваром уллайка с листьями мирта» (кн. III).

«Сарсам (менингит) есть острое воспаление или опухоль оболочек мозга; начальные симптомы этой болезни — головные боли, неспокойный сон и беспричинная угнетенность. По мере развития болезни наступает возбужденное состояние, страшные боли в голове и затылке. Иногда появляется кровотечение из носа и некоторое недержание мочи. Когда болезнь развилась, то всякая надежда на излечение становится тщетной. Лихорадка и психическое угнетение усиливаются, больной остается безмолвным и безразличным ко всему, что возле него происходит. Дыхание становится частым и неровным, однако сохраняет большие размахи, появляются общие и местные подергивания. Сон делается возбужденным и расстраивается галлюцинациями. Больной становится все более возбужденным, кричит и не выносит света. В конечном периоде болезни наступает паралич языка, развивается полная потеря чувствительности. Если к больному прикоснуться острием ножа, то даже при нажатии на него больной ничего не чувствует...» (кн. III).

«Знай, что название «флегмона» на языке греков означает всякое воспаление, затем так называют всякую горячую опухоль и затем — горячую опухоль, обладающую упомянутыми качествами и не свободную от воспаления вследствие задержания крови и закупорки пор» (кн. IV).

«...сила разума бесконечна и мыслимое им является бесконечным. Разум может воспринимать все, что угодно». («Даниш-намэ»).

«Противоположность каждого движения есть покой. Тело, которое движется в отношении места, или по количеству, или по качеству, или же в другом смысле, если оно движется равномерно, [то дойдет до такого] состояния, которое называется покоем». («Даниш-намэ»).

«Наука музыки состоит из двух частей. Первая часть — гармония, предмет этой части — звуки, в ней рассматривается их консонантность и диссонантность. Вторая часть — ритмика, предмет этой части — промежутки времени между звуками и удары, следующие друг за другом; в ней рассматриваются размер и отступление от размера. Цель обеих частей — создание мелодии». («Даниш-намэ»).

«В задачу сочинения мелодии входит и ее украшение. В основе лежит то, что мы уже говорили, когда рассматривали вопрос о сочинении мелодий. Украшения относятся как к звукам, так и к ритмам.

Из украшений, относящихся к звукам, можно назвать трель, смешение звуков, глиссандо и наложение...

Что касается украшений, относящихся к ритму, то они состоят или из увеличения, или из уменьшения по количеству или по числу. Умножение производится путем прибавления количества времени при замедлении движения — это то, что называется «чтением нараспев», сокращение по количеству времени называется «ускорением». Сюда же относится «растягивание» звука и его «укорочение».

Что касается увеличения или уменьшения по числу, то сюда относится уменьшение числа ударов при сохранении их времен — это называется «свертыванием». Если большие интервалы заполнить ударами, находящимися там потенциально, го это называется «умножением» — когда удары находятся внутри самого периода, «введением» или «поддержкой» — когда они находятся перед периодом, «переходом» — когда они находятся в паузе. Умножение предпочтительнее при тяжелых ритмах, свертывание — при легких. В обоих случаях неплохо придерживаться того же самого звука, но лучше заменять его вариациями» («Даниш-намэ»).

Академик К. Зуфаров, доцент Ю. Арзуметов.