Open
Close

21 мая день кавказской войны.

О Б Р А Щ Е Н И Е

Главы КБР А.Б.Канокова в связи с 149-й годовщиной окончания Кавказской войны

Дорогие соотечественники!

Сегодня народ Кабардино-Балкарии, адыги всего мира отмечают 149-ю годовщину окончания многолетней Кавказской войны.
О Кавказской войне за последние годы написано и сказано немало. Однако печальная дата в истории нашего народа заставляет нас вновь вспомнить ее черные страницы, заново осмыслить итоги трагедии. В результате продолжительной и жестокой войны многочисленный адыгский народ оказался разбросанным по всему миру с перечеркнутым прошлым и без уверенности в будущем.
В этот день мы вспоминаем тех, кто отдал свои жизни, защищая отчий край, склоняем головы перед памятью всех жертв Кавказской войны.
Вопреки всем невзгодам и превратностям судьбы адыгский народ не исчез, выстоял, сохранил высокий духовный и созидательный потенциал. В этой заслуга всех предшествующих поколений нашего народа, которым мы бесконечно благодарны.

Оглядываясь назад, наряду с трагическим мы не должны забывать значимые, наполненные позитивным содержанием страницы истории русско-адыгских отношений, которые установились задолго до Кавказской войны. Вхождение в состав Российского государства помогло выстоять в борьбе с иноземными завоевателями, спасло наш народ от уничтожающей междоусо-бицы и бесконечных войн на Кавказе. Благодаря этому судьбоносному выбору, он сохранил свое место в мире, свою любимую землю, язык, культуру и сегодня в единой многонациональной семье народов Российской Федерации уверенно строит новую жизнь. В этот день хочу пожелать жителям родной Кабардино-Балкарии, всем адыгам мира, добра и благополучия.

А.Каноков,
Глава
Кабардино-Балкарской Республики

Address of the Head of KBR of A.B.Kanokov in connection with the 149th anniversary of the end of the Caucasian war

Dear compatriots!

Today, the people of Kabardino-Balkaria, Adygs of the whole world celebrate the 149th anniversary of the end of the continuous Caucasian war.

In recent years, the Caucasian war is a much-discussed topic. However, sad date in the history of our people makes us to remember its black pages again and comprehend tragedy results. As a result of long and cruel war, the big Circassian nation was scattered all over the world with the crossed-out past and without confidence in the future.

This day, we honor those who gave their lives, defending our native land.

Contrary to all adversities and vicissitudes of life the Adyghe people did not disappear, it managed to survive and preserved high spiritual and creative potential. We should be endlessly thankful to previous generations of our nation for that.

Looking back at the past, we should not forget the significant positive pages of history of the Russian-Circassian relations that have been established long before the Caucasian war. Being a part of the Russian state helped our nation to survive in the fight against foreign invaders and rescued us from destroying civil strife and endless wars in the Caucasus. Thanks to this fatal choice, our nation managed to retain its place in the world, its favorite land, language, culture and today, in a unified multinational family of peoples of the Russian Federation surely builds new life.

This day, I wish peace, happiness, and prosperity to all Adygs and people of native Kabardino-Balkaria.

О Б Р А Щ Е Н И Е

Главы РА А.К. Тхакушинова в связи с 149-й годовщиной окончания Кавказской войны

Уважаемые жители Республики Адыгея!

Дорогие земляки!

21 мая – особая дата для жителей нашей республики и адыгов всего мира. Именно в этот день 149 лет назад завершилась Кавказская война, ставшая тяжелейшим испытанием для наших соотечественников и принесшая многочисленные жертвы и страдания.

В этот день, отдавая дань памяти людям, погибшим в этой кровопролитной войне, мы со всей ясностью осознаем, что цена человеческой жизни превыше всего. Поэтому сегодня мы должны, не забывая уроки истории, поддерживать и развивать добрососедские отношения между народами Адыгеи, свято хранить многонациональное единство, стабильность, мир и согласие во имя процветания нашей великой Родины – Российской Федерации!

Желаем вам, дорогие земляки, крепкого здоровья, счастья, мира, добра и новых успехов в созидательном труде!

Официальный интернет-сайт исполнительных органов
государственной власти Республики Адыгея

Сегодня в Карачаево-Черкесии прошли массовые мероприятия, посвященные 149-й годовщине окончания Кавказской войны

Сегодня в Черкесске в здании республиканского Драматического театра состоялось собрание общественности, посвященное 149-й годовщине окончания Кавказской войны. В мероприятии приняли участие Глава КЧР Рашид Темрезов, председатель Народного Собрания (Парламента) КЧР Александр Иванов, председатель Правительства КЧР Мурат Карданов, председатель КЦМСК — муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил-Хаджи Бердиев, благочинный Северного Карачаево-Черкесского округа Пятигорской и Черкесской епархии РПЦ, протоиерей Михаил Самохин, руководители и представители общественных организаций, главы городских округов, муниципальных районов, сельских поселений, руководители и представители учреждений образования и науки, а также молодежных организаций.

Собрание общественности началось с совершения обряда дуа и молебна по безвинно погибшим жертвам войны, которые провели председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа — муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил-Хаджи Бердиев и благочинный Северного Карачаево-Черкесского округа Пятигорской и Черкесской епархии, протоиерей Михаил Самохин.

К участникам собрания обратился Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов. Он отметил, что 21 мая 1864 года была поставлена точка в Кавказской войне, закрыта одна из самых драматических страниц в истории народов Северного Кавказа.

«Результатом этой войны стали сотни тысяч погибших, утрата языка и культурная ассимиляция на чужбине. Мы сохраним в своем сердце память о погибших в этой безжалостной войне. И каждый из нас всегда будет помнить о том, что нет ничего дороже мира и дружбы между народами. Межнациональное согласие — это подлинное богатство и мы твердо убеждены, что и в настоящем, и в будущем оно не должно быть принесено в жертву чьим-либо амбициям, политическим и экономическим интересам», — сказал Рашид Темрезов.

Глава Карачаево-Черкесии подчеркнул, что целые народы оказались разменной монетой в геополитических интересах великих держав. Настоящей трагедией эта война стала не только для адыгов, абазин, ногайцев и других горских народов, но и для русских людей, казаков, которые вопреки своей воли были брошены на борьбу с теми, с кем их столетиями связывали узы дружбы и добрососедства.

Кроме того, Рашид Темрезов напомнил о том, что взаимное уважение, глубокое культурное и экономическое взаимодействие не были утрачены в ходе многолетнего конфликта. Сегодня права наших народов надежно защищены российским и международным законодательством. Сохранение и развитие культур и языков народов России, создание условий для обеспечения прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе, реальная поддержка соотечественников зарубежном, один из приоритетов государственной политики Российской Федерации.

Завершая свое выступление, Глава Республики, отметил, что сегодня Карачаево-Черкесия стала родной для представителей многих национальностей, которые имеют возможность жить и работать на этой благодатной земле, растить детей, сохранять и приумножать свое культурное наследие. Федеральный центр, руководство республики, общественные организации должны сделать все для полноценного развития всех народов России, чтобы можно было с уверенностью сказать, что прошлое никогда не повторится.

После выступления Главы Карачаево-Черкесии участники собрания общественности посмотрели фильм журналистов ГТРК «Карачаево-Черкесия» о Кавказской войне, которая стоила народам России и Северного Кавказа огромных людских и материальных жертв.

Затем с основным докладом по этой теме выступил директор Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, кандидат исторических наук, член республиканской общественной организации «Адыге-Хасэ» Мурадин Бесленеев.

Доклад Бесленева содержал информацию об истории Кавказской войны, о лишениях, выпавших на долю народов Кавказа в ходе военных действий, о героизме предков, которые мужественно защищали свою родину.

«День памяти – это день воспоминания о той нравственной силе, которая была проявлена народами Кавказа в вековой войне. Примеров тому много. В 1783 году, когда ногайцев пытались депортировать с Кубани, на защиту их семей встали черкесы. На протяжении всей кавказской войны карачаевцы и казаки приходили на помощь своим соседям черкесам и абазинам, спасая в своих домах детей, оставшихся сиротами после карательных экспедиций. Так было во время великого черкесского исхода, когда все народы Кавказа, в том числе русские и казаки проявляли сострадание и милосердие, стремились спасти от верной голодной смерти сотни тысяч детей и женщин», — сказал Бесленеев.

Он подчеркнул, что это именно те нравственные примеры, на которые наше общество должно ориентироваться сегодня.

В своем выступлении атаман Баталпашинского отдела Кубанского казачьего войска Виктор Бородкин отметил, что в жизни народов России, к сожалению, есть трагические страницы. «Приукрашать историю, как это делалось, например в 70-ые годы 20 века, глупо и бессмысленно, но и предъявлять теперь счеты друг другу за обиды многовековой давности, ничуть не разумнее. И лишь объективное освещение истории всегда было полезным. И сегодня, спустя полтора века, правда, какая бы она не была, не помешала единству наших народов, а напротив, сплотила их», — подытожил Бородкин.

К участникам собрания обратились также член Общественной палаты РФ, члену Совета общественного движения «Абаза» Азамат Тлисов, руководитель национально-культурной автономии «Ногай эл» Валерий Казаков, заместитель председателя общественной организации «Карачай Алан Халкъ» Мухаммад Абайханов. В своих выступлениях они отметили необходимость помнить трагические страницы истории, извлекать из них мудрые уроки, чтобы подобные трагедии не повторялись.

Ровно в полдень все собравшиеся, выражая солидарность с жителями других регионов России и стран мира, почтили минутой молчания память жертв Кавказкой войны.

Также сегодня в аулах Али-Бердуковский и Красный Восток состоялись церемонии возложения венков к памятникам жертв Кавказской войны. В церемонии приняли участии заместитель руководителя Администрации Главы и Правительства КЧР Энвер Керейтов, вице-премьер КЧР Мурат Озов, депутаты Народного Собрания (Парламента) республики, а также делегации городов и районов.

Управление пресс-службы Главы и Правительства
Карачаево-Черкесской Республики

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии - дочери святого Обручника Иосифа. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере. Оставив отца своего Зеведея в лодке, который занимался рыболовством, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Господом за совершенное незлобие и девственную чистоту. После своего призвания святой Иоанн не расставался с Господом, он был одним из трех учеников, которых Господь особенно приблизил к Себе.

Он присутствовал при воскрешении дочери Иаира и при Преображении Господа на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра склонился на грудь Спасителя и спросил Его об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его связанного вели из сада Гефсиманского на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы.

Он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, сострадая Ему всем своим сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к ним с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой», и к нему: «Се Мати твоя».

С этого времени Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей вплоть до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Матери Божией апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора.

Во время путешествия поднялась сильная буря, и корабль потонул. Все путешественники были выброшены на сушу, кроме одного только апостола Иоанна, который остался в пучине морской. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он, стоя на берегу моря, увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранил живым, несмотря на то, что он провел четырнадцать дней в морской пучине.

Находясь в Ефесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.

В это время началось гонение на христиан, воздвигнутое императором Нероном. Апостол Иоанн был отведен в узах на суд в Рим. За исповедание своей пламенной веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но сохранен живым силой Божией: он выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался невредим.

Таким же образом он вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был посажен по приказанию мучителя. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет.

По пути к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес, и, когда он прибыл на остров Патмос, его проповедь, сопровождавшаяся дивными чудесами, привлекла к нему всех жителей острова. Апостол просветил светом Евангелия большую часть жителей, изгнал многочисленных бесов, находившихся в идольских капищах, исцелил великое множество больных.

На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где совершил трехдневный пост и молитву, после чего гора заколебалась и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить.

Так около 96 года была написана Книга Откровения святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где он продолжил свою деятельность, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он заповедовал всем христианам любить Господа и друг друга и этим исполнить закон Христов.

Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставшись, наконец, единственным живым человеком, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна в загробный мир, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел выкопать для себя в земле крестообразный гроб, в который лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого апостола и выполнили то, что он сказал.

Они закрыли лицо его платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики Апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но не нашли в ней тела апостола, по особенному смотрению Божию переселенного в загробный мир.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна, в мае выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись от болезней душевных и телесных.

Тропарь

Апостоле, Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны, приемлет тя припадающа Иже падша на перси приемый. Егоже моли, Богослове, и належащий облак языков разгнати, прося нам мира и велия милости

21 мая народ Кабардино-Балкарии, адыги всего мира отмечают печальную дату — 152-ю годовщину окончания многолетней Кавказской войны, в результате которой под угрозой оказалось само физическое существование адыгов. Достаточно многочисленный по тем временам народ оказался разбросанным по миру с перечеркнутым прошлым и без уверенности в будущем.
В этот день национальной скорби по невинным жертвам кровавой войны мы вспоминаем тех, кто отдал свои жизни, защищая отчий край, склоняем головы перед памятью всех жертв Кавказской войны.
Адыгский народ, на протяжении тысячелетий признававший в качестве высшей ценности стремление к свободе и любовь к родной земле, уважение к личности, не исчез вопреки всем невзгодам и тяжким испытаниям, сохранил свое достоинство и высокий духовный, созидательный потенциал. Ныне он в единой многонациональной семье народов России уверенно строит новую жизнь, занимает достойное место в российском и мировом сообществе.
Сегодня мы воздаем должное подвигу, совершенному всеми предшествующими поколениями нашего народа, которые, несмотря на эту черную страницу в истории отношений с Российским государством, сумели не только сберечь историческую родину, но и сохранить верность однажды данной нашими далекими предками клятве «Навеки с Россией».

День 21 мая навсегда останется в памяти жителей республики и адыгов, волею судьбы оказавшихся за рубежом, как одна из самых значимых и трагических дат в истории Северного Кавказа.

В канун Дня памяти адыгов, во всех классах МКОУ СОШ № 6 г. п. Нарткала прошли тематические классные часы и различные мероприятия.

Русско-Кавказская война, развязанная царской Россией еще в начале второй половины 18 века, была самой продолжительной (в общей сложности более ста лет!), одной из самых кровопролитных, самых несправедливых колониально - захватнических войн из всех, кои помнит история цивилизации на нашем континенте. Самый тяжелый удар этой войны пришелся на адыгов. Нет на евроазиатском континенте народа, подвергшегося такому геноциду, как адыгский народ. Достаточно сказать, что по окончании этой войны на «… родной земле осталось всего лишь 3 % адыгов». По своей жестокости и беспощадности она также не имеет прецедента. Кровавые страницы этой войны до сих пор приводят в оцепенение: «Неужели могло быть такое на земле? Неужели земля могла терпеть таких людей, которые способны на такие поступки?»

Ледяным бездушием веет от строк из дневника генерала Ермолова: «Моровая язва (чума, занесенная в Кабарду из Астрахани) была союзницей нашей против адыгов, ибо, уничтожив совершенно население Малой Кабарды и производя опустошение в Большой Кабарде, до того их ослабила, что они не могли уже как прежде собираться в больших силах…».

Не меньше поражает воображение современника ставленник царизма на Кавказе - генерал Засс. Вот выдержки из Н. И. Лорера: «В поддержание проповедуемой Зассом идеи страха на нарочно насыпанном кургане у Прочного Окопа при Зассе постоянно на пиках торчали черкесские головы, и бороды их развевались по ветру. Грустно было смотреть на это отвратительное зрелище.»

Лореру и ему подобным «декабристам» всего лишь «грустно было смотреть», но никаких протестов не было. Дальше у него же читаем еще более омерзительные, уму непостижимые опыты этого генерала, который охотно использовался царизмом для своих постыдных дел на Кавказе: «Раз Засс пригласил к себе мадам Нарышкину, и она согласилась с условием, что неприятельские головы будут сняты. Засс исполнил ее желание, и мы все были у него в гостях. Взойдя как-то в кабинет генерала, я был поражен каким-то нестерпимым отвратительным запахом, а Засс, смеючись, вывел нас из заблуждения, сказав, что люди его, вероятно поставили под кровать ящики с головами, и в самом деле вытащил перед нами огромный сундук с несколькими головами, которые страшно смотрели на нас своими стеклянными глазами. «Зачем они здесь у вас?» - возразил я…

«Я их вывариваю, очищаю и рассылаю по разным анатомическим кабинетам к друзьям моим - профессорам в Берлин». В романе С. Голубова «Солдатская слава» приводится эпизод, когда казачки выходили на места битв и отрубали головы у убитых черкесов, которых за какую-то плату поставляли генералу.

История даже сохранила такой факт вандализма… По официальному приказу генералов Засса и Евдокимова «…солдатам и офицерам русской армии разрешалось надругательство над черкесскими девочками семи лет». А «хищники» и «полудикари», «варвары» - черкесы не додумались до таких омерзительных художеств».

Есть историческое предание, заслуживающее доверие. Возмущенный подобными «приказами» и действиями, черкесский владетель Али Цирхиж, один из храбрейших предводителей черкесских отрядов, выкрал дочь самого Засса и держал ее у себя несколько месяцев, конечно же, не в качестве рабыни. Девушку научили адыгскому языку, обучили искусству художественной вышивки золотыми нитками (дэнлъэч хэдык1э) и соблюдению адыгского этикета (Адыгэ Хабзэ). Когда настало время возвратить ее родителю, она якобы категорически отказалась, заявив: «Не хочу вернуться к этим убийцам…». Все-таки Али Цирхиж настоял на своем и отвез девушку к отцу. Конечно, кровного врага генералов хотели тут же арестовать и казнить, на это был готов и Засс. Но девушка выхватила кинжал, весь в серебре и золоте, подаренный ей Али и твердо заявила: «Отец, я убью себя, если вы позволите тронуть его хоть пальцем!».

Али Цирхиж погиб несколькими месяцами позже, совсем молодым, неженатым. Его героическая жизнь оборвалась в одной из героических схваток, как это подобает герою. Может быть, это предание и страдает определенными издержками, но истина в одном: Адыги никогда себе не позволяли ни глумления над павшими противниками, ни надругательства над женщинами.

Так кто же здесь «полудикари» и «варвары»?!!

При всем этом факты свидетельствуют о том, что адыги никогда не относились к русским и к самой России с неприязнью, наоборот, всегда, при малейшей возможности искали пути дружбы и добрососедства с нею. Даже в ходе уже запылавшей Русско-Кавказской войны, когда над Россией нависла опасность в результате нападения Наполеона, адыгский народ сразу откликнулся на призыв некоего Соковнина сформировать ополчение для участия в войне против Наполеона в 1812 г. …

Именно лучшая, сильная духом и телом часть адыгов сложила голову в Русско-Кавказской войне, многие же покинули Родину спасая не свою жизнь, а жизнь своих близких. Генофонду адыгского народа был нанесен сильный удар: не стало цвета и красы народа, той его части, которая выше своей жизни ставила свободу, честь и достоинство своей Родины.

Цивилизованные опричники из русских генералов и воинства отпраздновали свою победу над народами Кавказа 21 мая 1864 г. на Красной Поляне…

А для адыгского народа эта трагическая дата стала днем Памяти наших предков, героически сражавшихся за свободу своей Родины.

Отрывки из книги А. М. Эльмесова «ИЗ ИСТОРИИ РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ» (документы и материалы)

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии ― дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым 14 дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.

В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56-68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя.

После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн ― Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), ― возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8 мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 (21) мая.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» ― вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел ― символ высокого парения Богословской мысли ― иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.