Open
Close

1037 г начало строительства софии киевской кем. Софийский собор в киеве

На 2011 года её шесть энергоблоков, мощностью 4,7 ГВт, делали Фукусиму-1 одной из 25 крупнейших атомных электростанций в мире.

Общий вид разрушений на АЭС Фукусима

Фото АЭС Фукусима авария, последствия разрешение снимка 1920 x 1234 здесь

Первые фото АЭС Фукусима, взрыв.

Разными оказались и причины взрывов на АЭС. В Чернобыле ситуация вышла из-под контроля во время тестирования дополнительной системы аварийного электроснабжения. С выявившимися при испытаниях конструктивными недостатками реактора сотрудники станции справиться не смогли. В Японии же к взрыву привела стихия, причем даже не само землетрясение, переведшее в аварийный режим работы, а последовавшее цунами.

Причин катастрофы несколько.

Волна-цунами оказалась выше, чем было запланировано при строительстве станции, и АЭС попала в зону затопления.

Предшествующее ему землетрясение нарушило энергоснабжение. Дизельный генератор вышел из строя (а мы думали японские автомобили лучшие), реакторы стало невозможно охлаждать. Ученые неоднократно предупреждали, что надо пересмотреть существующие нормативы - рассчитывать на цунами высотой 14 м, а не 6 м. К их рекомендациям никто их построили вдоль побережья, вполне объяснимо - там есть вода, необходимая для охлаждения. Почему же японцы не предусмотрели возможность такого гигантского цунами? А у нас кто-нибудь предусматривает возможность того, что на Смоленскую АЭС упадет астероид из пояса астероидов? Срок жизни атомной станции - 50 лет. Разумеется, никто не ожидает, что именно в эти годы произойдет нечто сверх ординарное.

АЭС Фукусима авария разрушенный энергоблок

На развалинах АЭС работают смертники?

Основную нагрузку по дезактивации несут обычные люди. Для всех ава­рийных рабочих на АЭС установ­лена предельно допустимая доза радиации - 250 мЗв. Точно такая же была и у нас в 86-м, однако до нее так никто и не дошел. Самая большая доза, которую получили наши ликвидаторы, - 170 мЗв. Та­ких набралось 17 человек, трое из них имеют местные лучевые ожоги. Вопреки досужим выдумкам, что все ликвидаторы умерли, они до сих пор живы.

Радиоактивное облако накроет российский Дальний Восток.

Прогноз о радиаци­онной угрозе для РФ. При са­мом плохом сценарии: ситуация на всех реакторах «Фукусима» выходит из-под контроля, бас­сейны выдержки топлива раз­рушены, ветер дует в сторону России, осадки выпадают на на­шей территории... Ответ одно­значный: никакой опасности для населения России с точки зрения радиационной безопасности не было, нет и не будет. Просчитан в Росатом и Министерстве по чрезвычайным ситуациям.

Тихоокеанскую рыбу нельзя есть?

Будет перемешивание вод океана с радиоактивными стоками. Часть радионуклидов, осядет на дне. где их съест рыба, питающаяся придонной фауной. Эта рыба, в свою очередь, станет добычей хищников, живущих в верхних слоях океана. Рано или поздно по пищевой цепочке они дой­дут до человека. Но здесь есть один нюанс. Даже если учесть, что японцы (а они абсолютные лидеры по потреблению море­продуктов в мире) будут съедать в год столько же рыбы, сколько до «Фукусимы», то за год они все равно получат суммарную дозу меньше предельно допустимой.

Радиоактивные выбросы из аварийных реакторов «Фукусимы-1» спровоцируют небывалый всплеск онкологических заболеваний. Согласно расчетам экспертов, из трех миллионов человек, проживающих в радиусе 100 км от атомной станции, смертельное заболевание поразит около 200 тысяч. А среди семи миллионов человек, живущих на территории в радиусе от 100 до 200 км от «Фукусимы-1», будет диагностировано еще 220 тыс. случаев заболевания. Вот такие не радужные перспективы ждут японцев.

Эвакуация населения от места катастрофы на Фукусиме, была проведена на территории радиусом примерно около двадцати километров относительно разрушенной АЭС. Из так называемой зоны отчуждения было эвакуировано около 78 тысяч человек. Всего же, эвакуировано около 140 тысяч человек, включая еще десять километров откуда произвели временное выселение жителей префектуры.

Раз за разом происходящие в мире техногенные катастрофы, напоминают человечеству, нельзя застраховаться от всех случаев жизни, невозможно все предусмотреть и просчитать. Так что не за горами очередная авария. Как говорится стреляет даже ружье повешенное на стену.

2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами . Землетрясение и удар цунами вывели из строя внешние средства электроснабжения и резервные дизельные генераторы, что явилось причиной неработоспособности всех систем нормального и аварийного охлаждения и привело к расплавлению активной зоны реакторов на энергоблоках 1, 2 и 3 в первые дни развития аварии. За месяц до аварии японское ведомство одобрило эксплуатацию энергоблока № 1 в течение последующих 10 лет.

В декабре 2013 года АЭС была официально закрыта. На территории станции продолжаются работы по ликвидации последствий аварии. Японские инженеры-ядерщики оценивают, что приведение объекта в стабильное, безопасное состояние может потребовать до 40 лет .

Финансовый ущерб, включая затраты на ликвидацию последствий, затраты на дезактивацию и компенсации, оценивается в 100 миллиардов долларов. Поскольку работы по устранению последствий займут годы, сумма увеличится.

Но в этом ли суть того, что было задумано и происходило на самом деле?


Самые первые наиболее разоблачительные материалы, касающиеся трагедии в Фукусиме стал раскрывать в своих публичных выступлениях Николай Левашов .

После 11 марта представитель Ротшильдов доктор Майкл Ван де Меер (он же Майкл Мейринг) рассказал автору этих строк, что атака была направлена на принуждение 50 миллионов японцев переехать из большого Токио в Северную Корею, где Ротшильды планировали создать свои новые азиатские штаб-квартиры. (Примечание переводчика, стоит напомнить читателю, что в то же время, премьер Дмитрий Медведев, широким жестом пригласил японцев переселяться на Российский дальний восток. Однако этой диверсии не суждено было сбыться.)

Через некоторое время после атак 11 марта, Премьер-министр Японии, Наото Кан, сообщил на пакетной пресс-конференции в клубе иностранных корреспондентов о том, что он настоятельно рекомендует после атак эвакуировать большой Токио. Несмотря на то, что довольно многочисленный западный журналистский корпус, и все крупные японские новостные СМИ давали репортажи оттуда, никто не сообщил об этих комментариях.


И вдруг история с давлением Кана эвакуировать 50 миллионов человек внезапно появляется во всех мировых новостных агентствах, когда приближается 5-ая годовщина этого теракта.

А другая версия касалась проблемы наказания компании «Тойота» за разработку безтопливного мотоцикла и развитие этих идей для производства новых автомобилей.

Так С.А. Салль утверждает, что:

«эта атака была совершена потому, что Тойота (Toyota) разработала безтопливный мотоцикл и продемонстрировала его как реальный продукт. Toyota была готова не только начать массовое производство этого мотоцикла, но и намерена разработать автомобиль по этой технологии. Более того, Японии была представлена угроза, что, если они будут продолжать такие разработки, их ожидают HAARP атаки в будущем.

Безтопливные технологии абсолютно неприемлемы Сио-Нацистским- Иллюминатовским правителям мира - "элите", которая подавляла все подобные попытки со времен Николы Теслы, и убивала всех ученых, которые либо имели успешные разработки, либо были слишком близки к таковым. Некоторые из них смогли повторить эксперименты Теслы по созданию трансформатора энергии Теслы.

"Элита" НМП заинтересована в том, чтобы держать мир в порабощенном состоянии с помощью бесперспективных и неэффективных энергетических технологий нефти и угля, контролируя мировую энергетику, являющуюся пульсом современного мира и извлекая огромные доходы от эксплуатации мировых энергоресурсов. Потому, что даже небольшие страны при наличии достаточного количества энергии станут самодостаточными и смогут производить достаточно пищи даже для самых бедных слоев населения. Главный фактор в мире - это энергия. Если у вас есть энергия вы сможете даже орошать пустыню, как показали Египет и Израиль»

Салль С.А. Ответы на вопросы к лекции: «Тайное знание и наука: от допотопных цивилизаций до наших дней».

Кроме того, С.А.Саль представил ещё одну точку зрения - это причастность HAARP к трагедии Фукусимы.

На рис. 1 показана спектрограмма частот излучений, зарегистрированных индукционным магнитометром HAARP во время землетрясения в Японии 11 марта 2011 г. и катастрофы на ядерных реакторах Фукусимы. Вертикальная красная линия отражает момент, когда произошло землетрясение.

Рис. 1. Спектрограмма частот излучений на магнитометре HAARP за 10.03.2011

С.А.Салль пишет:

« ВВС и ВМС США предоставили визуальную картину того, что же вызвало землетрясение (магнитудой 9.0) в Японии 11 марта 2011 года в 5:46:23 UTC (Universal Coordinated Time - универсальное скоординированное время, примечание переводчика). Изображение вверху было загружено с веб-сайта HAARP (High Frequency Active Auroral Research Program программа исследований высокочасточных излучений, примечание переводчика).

Эта спектрограмма (координаты - частота и время) показывает частоты излучений, зарегистрированных индукционным магнитометром HAARP. Этот прибор, предоставленный университетом Токио, фиксирует изменения сверхнизких (ULF - Ultra Low Frequency) частот, диапазоном от 0 до 5 герц в геомагнитном поле (магнитосфера) Земли. Примечания были добавлены к изображению, чтобы показать вам, что происходило день землетрясения и цунами.

Если вы посмотрите на спектрограмму HAARP, вы можете видеть момент, когда землетрясение произошло (вертикальная красная линия), и - что происходило до и после этого. На спектрограмме вы можете видеть излучение постоянной частотой 2.5 герц, зарегистрированное магнитометром.

Сигнал частотой 2.5 герц - является свидетельством того, что землетрясение было индуцировано. На диаграмме этот сигнал зафиксирован до, во время, и после землетрясения. 11 марта 2011 года сигнал частотой 2.5 гц проходил и регистрировался с 0:00 часов и до приблизительно 10:00 - или в течение 10 часов», рис. 1 .

Ниже в той же статье публикуются две аналогичные спектрограммы, но уже за 9 и 8 марта 2011 года. С.А.Салль пишет:

«Как видно из этих спектрограмм, излучение на частоте 2,5 Герц началось 8 марта 2011 г. и продолжалось до 11 марта до двух часов после землетрясения, вызвавшего цунами. Затем оно возобновлялось в следующие 3 дня, но на более короткие сроки. Как утверждает Эдуард Ходос, система HAARP была разработана членом Сио-Нацистской секты Хабад Любавич, Нафтали Бергом (Naftali Berg)».

Эти материалы заимствованы из статьи В.А.Чудинова «Можно ли проверить предположения Салля» http://www.runitsa.ru/publications/1030/

В этой статье В.А. Чудинов, анализируя материалы С.А.Салля своими эпиграфическими методами, задался вопросом: Но только ли эту цель преследовала упомянутая атака HAARP?

В результате своих исследований он приходит к несколько иной трактовке утверждений С.А. Салля:

Иначе говоря, наказывалась Япония, однако истинной целью плазмы была не она, а РУСЬ РЮРИКА, МОСКВА и СЛАВЯНЕ. Получается, что удар, который планировался Москве, был лишь слегка перенаправлен на Японию. Так тонкий мир выдаёт истинные планы разработчиков данной станции.

Первый важный вывод, который я получил, касается того, что станция ХААРП не просто вырабатывает видимые сгустки светящейся плазмы, но и то, что эти сгустки образуют видимые надписи на русском языке, которые можно читать. Следовательно, по этим сгусткам можно определить, нужны они человечеству, или враждебны ему.

Второй важный вывод заключается в том, что эти излучения несут смерть славянам. А третий вывод состоит в том, что для тонкого мира территория Евразии всё равно считается территорией Руси Яра Рюрика, несмотря на то, что сегодня она поделена на ряд государственных образований.

Кстати, именно в таком ракурсе Николай Левашов характеризовал в своих материалах действие HAARP на территорию прежде всего России, а также рассматривал экологические последствия трагедии в Фукусиме, подчеркивая опасность, которую эта авария могла бы принести прежде всего нашему Дальнему Востоку. Но разрушая эти планы Николай Левашов поставил защиту . И ничего, в том числе, радиоактивное облако, на Россию не пошло. А все повернулось и, почему-то, перенаправилось на Америку.

Кроме того, он отмечал, что в Чернобыле пожар тушили сухими смесями, а японцы использовали миллионы тонн воды, которая затем сливалась в океан. Но течения эту воду отнесли и продолжают относить на Аляску и Америку.

В отношении радиоактивного облака в своем выступлении перед читателями (отрывок приведен выше по тексту) Николай Левашов ссылался на данные, которые ему прислали участники движения с Камчатки. Эти данные сохранились и будет уместно их привести.

Рис.2 asas 15.03.11.gif

На рис.2 видно, что после возникновения опасной ситуации на Фукусиме в районе Приморского края неожиданно образовался циклон, который стал двигаться с севера на юг в сторону Японии, отгоняя радиоактивное облако от нашего Приморья. А второй циклон шел от Кореи с запада на восток, отгоняя это облако от Японии в Тихий океан. И если действие второго циклона в какой-то мере могло соответствовать статистике, то действие первого циклона из Приморья являлось своеобразным нонсенсом - такое направление движения циклонов ранее не наблюдалось.

Рис.3 asas 20.03.11.gif

На рис.3 хорошо видно, что через 5 дней опасный циклон прошел в расстоянии 300км от Камчатки и направился далее в сторону Аляски. Кроме того, можно обратить внимание на то, что все новые циклоны (один в районе Сахалина и два в районе Японских островов) двигались строго на восток в сторону Тихого океана, причем все три с очень высокой скоростью передвижения. Всё это обеспечивало экологическую безопасность наших прибрежных вод в районах Приморья, Сахалина и Курильских островов. И такая обстановка поддерживалась Николаем Левашовым всё самое опасное время, т.е поставленная им защита надежно функционировала. Эти факты были также подтверждены экспедицией Русского географического общества.

20 мая завершилась морская экспедиция Русского географического общества по исследованию радиационной обстановки на Дальнем Востоке после аварии на АЭС «Фукусима-1». Экспедиция проводилась на НИС «Павел Гордиенко» , её возглавлял Артур Чилингаров . Экспедиция сделала вывод о том, что масштабное радиоактивное загрязнение на тот момент не вышло за пределы принадлежащих Японии территорий. В российских водах и приводных слоях атмосферы уровень радиации на тот момент был в пределах нормы .

В разделе «Атомная энергетика» отмечалось, что видимо последствия трагедий Тримайл-Айленд, Чернобыля и Фукусимы пока еще не достаточно убедили общество в масштабности трагедий ближайшего будущего и об опасности применения технологий атомной энергетики, имеющих не только весь ужас своих проявленных, но и сокрытых разрушительных и уничтожающих последствий.

Первые шаги на новом более высоком уровне миропонимания, касающихся в частности проблем, связанных с атомной энергетикой, уже свершены русскими учеными А.Хатыбовым, А.Лучиным, Н. Левашовым, Б.Маковым и рядом других ученых, чьи имена должны скоро зазвучать. И вопрос относительно атомной энергетики ставится уже кардинально в другом ракурсе:

Кроме того, во ВТОРОЙ УПРЕЖДАЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ «НИИ ЦУС» особо подчеркивались ужасающиепоследствия атомной энергетики , которые имеют сокрытый и неизведанный характер :

Каждая атомная электростанция - это базисно гарантированный первичный энергетический формирователь вновь образующихся чужеродных и будущих микроорганизмов-киллеров, способных убить незащищенные живые организмы нашей планеты. И в этом существенным образом виновна нынешняя атомная энергетика, отмежевавшаяся от всех ужасных последствий своего влияющего разрушения, носящего сокрытый неизведанный характер. Да конечно, это не касается обретения высокого уровня профессионализма по рынку продаж произведенной электрической энергии, но всё же должно в какой-то степени заставить творцов атомной энергетики по-иному взглянуть на «своё им вменённое детище»!

При этом особенное сокрытое влияние оказывается на мозг человека :

Помимо всего выше указанного, атомная энергетика, являясь генерирующим источником высвобождающихся анти-гармоничных «энергетических излишеств» из неуправляемых «вольно блуждающих» первичных материй (магнитной и электрической) искусственно навязанного извне неземного происхождения, формирует первичную сокрытую опасность другого рода, существенным образом снижающую «природой дарованную» способность мозга в совершенствовании Сознания и Разума людей.

Поэтому, аварию в Фукусиме вновь осознающее себя Человечество должно рассматривать не только как техногенную катастрофу, а как предтечу к , ведущей к деградации Мозга и самого Человека , который не сможет дальше эволюционировать:

Таковая сокрытая опасность ведет к цивилизационной катастрофе высшего порядка , а именно - обретения нецелесообразности в существовании нынешних людей вообще по причине деградирующих функций их Мозга, т.е. масштабной непригодности для интеграции в будущее и исключения целесообразности в повышении уровня октавы их Мозга по причине невозможного воссоздания части его функций для Разуменной ориентации для формирования Сознания и Разума.

Александр Яковлев

Софийский собор в Киеве (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Софийский собор в Киеве - храм, в котором богослужения проводятся по графику. Один из символов украинской столицы фактически стал музеем. Молиться Богу здесь можно только в строго отведенные дни. Остальное время отведено для туристов и простых зевак.

История создания

Приказ о строительстве собора отдал в 11 веке Ярослав Мудрый. Одна из версий гласит, что возведение храма было связано с приездом в город митрополита Феопемпта - будущий предстоятель русской церкви, грек, переезжал из Константинополя.

Изначально собор представлял собой 13-купольное сооружение, к которому через несколько веков добавили еще 6 глав. А к 17 веку здание реконструировали в стиле украинского барокко.

На протяжении десяти веков своего существования собор не раз подвергался нападкам захватчиков. В 13 веке он пережил нашествие Батыя - его орды разрушили чуть ли не все здание и вынесли драгоценную утварь. Два века спустя храм грабили уже крымские татары, убившие митрополита Киевского святого Макария.

В 14 веке уже добивали собор униаты. В храме к этому времени уже прекратились богослужения, а само здание держалось, как говорится, на честном слове. Ключевую роль в восстановлении собора сыграл Митрополит Петр, который в 1633 году привлек к работам итальянского архитектора Октавиано Манчини. Конец 17 века стал временем окончательного возвращения Софийского собора, когда были восстановлены иконы, фрески, а само здание приобретает главы грушевидной формы и украшенные лепниной стены.

Октябрьская революция напрямую повлияла на Софийский собор. До 1917 года он оставался кафедральным собором митрополитов Киевских и Галицких, а с наступлением советского режима здесь началась настоящая борьба за власть - кто из митрополитов может называть себя настоящим. Раскол в церкви мог привести к расколу в обществе, поэтому собор решили быстро закрыть и превратить его в музей-заповедник.

После выхода Украины из состава Советского Союза в соборе возобновились богослужения. Однако вскоре здание попало в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в соответствии с которым в храме были запрещены все службы. Исключения составляют только некоторые религиозные праздники.

Архитектура и интерьер

Софийский собор знаменит своей архитектурой и интерьером. Изначально он строился как главный храм Руси, поэтому очень сложно найти аналогичные здания, например, в Византии. Хотя строители были выписаны прямо из Константинополя.

С точки зрения символики высокий купол храма напоминает прихожанам об Иисусе Христе. Двенадцать небольших куполов - об апостолах, а четыре из них символизируют евангелистов, которые проповедовали учение Христа.

Центральное подкупольное пространство собора выполнено в форме креста. Такую же - крестообразную форму - имеют в сечении столпы собора. Для хоров здесь было создано прекрасное освещение - знать очень любила слушать богослужения.

Сегодня в Софийском соборе можно увидеть мозаику, которая сохранилась с 11 века. Палитрой более чем в 170 оттенков, она украшает центральный купол, арки, столпы.

Самая известная мозаика называется Богородица «Нерушимая стена». Она находится в сводчатой части центральной алтарной апсиды и изображает причащение апостолов Христом.

Также собор богат фресками, на которых изображены различные сцены из Библии - детство Богоматери, деяния апостолов, житие и образы святых, сцены страстей Христовых и многие другие.

Собор святой Софии в Киеве

Альтернативная версия создания собора

Ученые из 12 стран весной 2012 года заявили о том, что Софийский собор был построен на 26 лет раньше, чем гласит официальная версия. Новая дата - ориентировочно 1011 год - была зашифрована в настенных надписях. Соответственно, основателем собора не может быть Ярослав Мудрый.

Исследование костей, которые находились в саркофаге великого князя, показали, что они принадлежат женщине. Куда делись останки Ярослава Мудрого, неизвестно. По одной из версий, они хранятся в Бруклинской церкви.

Адрес: ул. Владимирская, д. 24

Святая София Киевская - уникальный памятник культуры, который имеет несколько названий. Его называют собором музеем или Национальным заповедником. Но как бы ни звучало его название, это место остается уникальным памятником архитектуры Древней Руси и Византии.

Музей знаменит своими фресками и мозаиками. Фрески Софии Киевской украшают 3000 кв.м. На 260 квадратных метрах собрана впечатляющая мозаика. София Киевская для Древнерусского государства была не только церковным зданием, но и сооружением общественного назначения.

История создания

О времени строительства памятника практически ничего не известно. Однако в «Повести временных лет» упоминается 1037-й как год постройки собора Святой Софии. В это время правил Ярослав Мудрый. Некоторые источники утверждают, что фундамент храма был заложен еще в 1017 году во времена княжения Большинство ученых все же склоняется к тому, что именно в 1037 году было начато строительство памятника. Удивительно, но фрески Софии Киевской сохранили свою первозданную ценность до нашего времени.

Летописи говорят, что 1036 год связан с нахождением Ярослава Мудрого в Новгороде Волынском. В это время до него дошло известие, что готовится наступление печенегов на Киев. Ярослав собрал союзников из жителей Новгорода. Вскоре состоялась битва, в которой царь одержал победу и заставил печенегов бежать. Во имя этой победы на месте битвы и был заложен храм.

С греческого языка София переводится как «мудрая». Поэтому считался символом христианской мудрости и ознаменовал победу православного народа над язычеством. София Киевская как памятник духовной культуры и сегодня представляет особую ценность.

Строительство собора

Специалисты говорят, что строительством Софии Киевской занимались около 40 мастеров с многочисленными помощниками. Строился памятник около 3 лет, и еще пару лет ушло на то, чтобы выполнить внутреннюю отделку. Возведением храма занимались мастера из Константинополя, которых специально пригласил Ярослав Мудрый. Изначально здание собора было прямоугольным и окружено двенадцатью столбами крестовидной формы. Его украшали тринадцать куполов (сегодня их уже 19), которые символизировали и Иисуса Христа. Главный купол был возведен в центре храма, четыре находились над алтарем, остальные располагались в западных углах здания.

В то время собор имел только два ряда галерей в виде открытого балкона, окружающего здание с трех сторон. Второй этаж занимали так называемые палаты для княжеской семьи и знатных жителей города.

Для строительства собора использовали гранитные блоки и раствор известняка с добавлением дробленого кирпича. Фасады здания не штукатурили. Кровля была сделана из свинцовых листов, которыми покрывались купола и своды. Стены, столбы и своды Софийского собора украшали великолепные росписи, занимающие 5000 квадратных метров. Сегодня в первозданном виде сохранились только 2000 квадратных метров фресок.

Хронология событий

За свою историю Софийских собор перетерпел немало испытаний. Его неоднократно разрушали и заново возводили, практически полностью перестраивая. В 1240 году храм впервые подвергся серьезным изменениям, именно тогда на Киев напали монголо-татары. София Киевская (фото собора представлены в статье) была разграблена и практически полностью разрушена. Потухло на какое-то время великолепие и буйство красок.

Полное восстановление памятника София Киевская произошло при митрополите Петре Могиле, который основал при храме мужской монастырь. Собор имел прежний внешний вид, но само здание требовало немедленной реконструкции. В 1633-1647 годах храм был частично восстановлен. Отремонтировали, заменили крышу, полы и установили роскошно украшенный иконостас в соборе София Киевская. Фото, внутри сделанное, может передать только малую часть всей красоты.

1697 год стал для собора роковым. Пожар поглотил практически все деревянные постройки монастыря. После этого было принято решение о капитальном восстановлении. В то время была возведена трехъярусная Софийская колокольня. В 1852 году был достроен четвертый ярус. Само здание собора также перестроили, и оно приобрело характерные для того времени черты украинского барокко.

В 1722-1730 годах на территории монастыря построили трапезную и пекарню, в которой потом располагалось епархиальное управление.

В 1934 году здания храма по решению советского правительства были объявлены Государственным заповедником истории и архитектуры.

Советский период вдохнул новую жизнь в развитие монастыря. Именно в это время активно проводились реставрационные работы, в результате которых был восстановлен внешний вид храма и другие постройки комплекса.

В 1990 году София Киевская была включена ЮНЕСКО в Список сооружений мировой культуры. В том же году собору была вручена грамота, которая давала права на самостоятельное управление.

Уникальный памятник архитектуры - София Киевская. Описание и история его создания будоражит воображение даже людей далеких от религии.

7 фактов о Софии Киевской

  1. Колокольня собора была возведена гетманом Иваном Мазепой. До сих пор там находится огромный колокол «Мазепа», который в 1705 году вылил мастер Афанасий Петрович по заказу и на деньги Ивана Мазепы. Колокол представляет собой настоящий архитектурный шедевр. Он украшен орнаментом и гербом гетмана.
  2. Подвалы Софийского собора хранили в себе огромную которая мистическим образом куда-то исчезла. Единственное упоминание о ней хранят «Повести временных лет» Нестора Летописца. Возможно сейчас она спрятана в Киево-Печерской лавре.
  3. София Киевская хранит одну из редчайших мозаик Оранты. На ней изображена Божья Матерь с раскинутыми руками, читающая молитву. Без младенца ее практически никогда не изображают. Это величественное изображение известно как "Нерушимая Стена".
  4. Фрески Софии Киевской в большей степени имеют религиозную направленность. В основном на них изображены молитвы о помиловании людей. Одна из стен хранит в себе надпись князя Брячислава с просьбой помиловать его, грешного и убогого.
  5. В 2008 году София Киевская вновь обрела свои ажурные серебряные Врата с изображениями святых. В 30-е годы они были отправлены на переплавку советскими властями. На их реставрацию ушло около 100 кг серебра.
  6. Святыня наполнена не только молитвами, здесь можно встретить надписи светского характера.
  7. Во времена строительства храма в Киеве действовал отдельный налог, согласно которому каждый, кто посещал город, должен был с собой привезти несколько камней.

Особую ценность представляют собой росписи памятника София Киевская. Мозаики и фрески - это главное украшение собора.

Мозаичная роспись Софии Киевской

Данный вид живописи является главным элементом внутреннего оформления собора. Красочными элементами мозаики украшен центральный купол и апсида. На других же частях собора можно лицезреть не менее живописные фрески. В мире сохранилось множество древних росписей, но именно фрески и мозаики Софии Киевской считаются подлинными образцами монументальной живописи. Они сохранились в изначальном своем виде и никогда не подвергались реставрации и дополнениям. Их лишь очищали от пыли, что придавало им первоначальную свежесть и красоту.

Краски софийских мозаик настолько прекрасны, что порой кажется, будто глаз никогда не видел более гармоничного сочетания стольких цветов, оттенков и форм.

Опытные художники насчитывают здесь 35 оттенков коричневого, 34 полутона зеленого, 23 оттенка желтого, 21 оттенок синего и 19 тонов красного. Палитра софийских мозаик состоит из 150 оттенков, это говорит о том, что Киевская Русь была непревзойденной в производстве смальты.

Особую изысканность и роскошь придает софийским мозаикам золотой фон. Именно с ним идеально гармонируют все остальные оттенки.

Мозаика «Христос - Пантократор»

Основание центрального купола украшает огромный медальон, в центре которого находится изображение «Христос - Пантократор». Мозаика выполнена по всем правилам восприятия с дальнего расстояния. Изначально в куполе находилось четыре изображения архангелов. К сожалению, из них частично сохранилось только одно мозаичное изображение, которое относится к XI веку. Остальные части были дорисованы красками в XIX веке.

На центральном подкупольном барабане также располагается мозаичная фигура апостола Павла и Иисуса Христа, представляющего образ Иерея. Изображение Богоматери наполовину утрачено.

Парус подкупольного барабана украшен изображением евангелиста Марка. На подпружных арках изначально было расположено 30 живописных мозаик, из которых сохранилось только 15.

Мозаика "Мария-Оранта"

Свод главного алтаря украшает огромная мозаика Богоматери (Оранты) в молитвенном состоянии. Это изображение выделяется из всей росписи интерьера. Высота его составляет около 6 метров. Божья Матерь стоит на украшенном драгоценными камнями помосте с высоко поднятыми руками. Она одета в синий хитон и накрыта длинным женским покрывалом с золотыми складками. Обута в красные сапожки.

Эта фигура отличается монументальностью и особым величием. Сочные краски сразу бросаются в глаза. Под этим изображением расположена мозаика «Евхаристия», символизирующая сцену причащения апостолов. Возле престола стоят архангелы с опахалами. Также рядом изображена фигура Иисуса Христа. Он раздает апостолам, торжественно подходящим к нему с разных сторон, причастие в виде хлеба и вина. Апостолы облачены в светлые костюмы, на Иисусе синий плащ и пурпурный хитон, украшенный золотом. Особую цветовую насыщенность композиции придает престол малинового цвета. Нижний ярус свода украшен изображениями святителей и архидиаконов.

София Киевская: фрески

Фресками украшены все боковые части собора, также их можно увидеть на башнях, хорах и галереях. Изначальные изображения частично обновлялись во время реставрации в XVII веке. В конце XVII века поврежденные фрески Софии Киевской были полностью отреставрированы. Частично были нанесены новые изображения масляными красками. Масляная живопись в то время не представляла художественную ценность, но ее сюжеты полностью повторяли росписи древних фресок.

В XIX веке были проведены капитальные реставрационные работы, в результате которых все наслоения с древних фресок были расчищены. В некоторых местах для сохранения первоначального ансамбля пришлось наносить некоторые изображения.

Фресковая система Софии Киевской включает в себя изображения многочисленных орнаментов, сцен, фигур святых в полный рост и полуфигур.

Фреска «Семья Ярослава Мудрого»

Это изображение является особенно интересным у памятника София Киевская. Фрески занимают северную, западную и южную стороны основного нефа. Удивительно, но центральная часть этой композиции не сохранилась до наших дней, узнать ее можно по работе голландского художника Абрагама Ван Вестерфельда, который посещал Киев в 1651 году.

На мозаике Ярослав Мудрый держит в руках макет Софии Киевской, рядом находится его жена княгиня Ирина. Они направляются к Иисусу Христу, который изображен вместе с князем Владимиром и Ольгой - основоположниками христианства в Древней Руси. За княжеской четой находятся их дети, также направляющиеся к Христу. Эта огромная композиция лишь частично сохранилась. Сегодня можно увидеть только две фигуры на северной стороне и четыре на южной стене.

Саркофаг князя Ярослава

Восточную часть галерей Софии Киевской занимала усыпальница князя. В ней находились захоронения всей княжеской семьи. Сегодня можно увидеть только саркофаг Ярослава Мудрого, который занимает часть алтарной комнаты северной галереи. Это прямоугольный ящик с выступающей по бокам крышкой. Все украшено изображениями растений, птиц, крестов и другими символами древнего христианства. Весит гробница около 6 тонн. Мраморный саркофаг был привезен из Византии.

В 1939 году гробница была вскрыта, и ученные обнаружили там скелеты мужчины и женщины, кости которых перемешались. Этот факт, а также то, что в саркофаге отсутствовали следы одежды, является прямым свидетельством ограбления.

Было доказано, что мужской скелет принадлежал Ярославу Мудрому, а женский - его жене Ирине. Череп Ярослава Мудрого послужил образцом для создания скульптурного портрета князя, который сейчас располагается в северной части собора. В сентябре 2009 года саркофаг вновь вскрывали для проведения исследований. После чего распространились слухи о том, что нет гарантии того, что останки костей принадлежат именно Ярославу Мудрому.

Каждый житель и гость города Киев может увидеть красоту и величие памятника София Киевская. Как добраться до главного храма Киевской Руси? Святыня находится по адресу: ул. Владимирская, 24.

Здесь же располагается и знаменитая на которой с давних времен проходили всевозможные мероприятия не только религиозного характера, но и общественно-экономического и политического назначения. Здесь устраивали собрания и организовывали ярмарки. Сегодня площадь украшает монумент Богдана Хмельницкого.

Собор Святой Софии (Софийский собор ) - храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым.

На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII-XVIII веков.

Был действующим храмом до 1929 г., в 1934 г. стал музеем – Софийским заповедником. Ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская», одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ в., Кирилловскую церковь ХІІ в. и Андреевскую церковь ХVIII в. В Киеве и Судакскую крепость с памятниками VI-XV вв. в Крыму.

В 1990 г. Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым, внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, памятником архитектуры на территории Украины. Поскольку здание собора - часть Национального заповедника «София Киевская» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения.

Исключение составляет день 24 августа - День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года); 22 ноября 2006 года Священный Синод Украинской православной церкви (Московский патриархат) заявил о невозможности для себя участвовать в такого рода мероприятиях. К ансамблю Софийского собора относятся включенные вместе с ним в список ЮНЕСКО монастырские сооружения XVIII в. – колокольня, южная въездная башня, трапезная, хлебня, бурса, Дом митрополита и ворота Заборовского.

История

Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Так, в «Повести временных лет» повествуется о закладке в 1037 году сразу нескольких крупных построек - укреплений с Золотыми воротами, Софийского собора, надвратной Благовещенской церкви, монастырей Святого Георгия и Святой Ирины.

По убеждению академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, эта «хрестоматийная» запись – вовсе не фиксация факта, а «Похвала» Ярославу, подытоживающая его строительную деятельность за все годы правления и составленная после 1051 г. Более раннее известие, сохранившееся в Новгородской первой летописи, возникшей, по мнению исследователя летописания академика Алексея Александровича Шахматова, в 1017 г., указывает этот год как дату закладки Софии Киевской.

В то же время, Киевский митрополит Иларион – современник появления Софии – свидетельствует, что в деле её создания Ярослав завершил начинание Владимира Святославича, а немецкий хронист Титмар Мерзебургский (ум. 1018) упоминает под 1017/18 гг. уже действующий Софийский монастырь в Киеве как резиденцию Киевского митрополита.

Такое разноречие источников породило 200-летнюю дискуссию о времени постройки Софии Киевской: одни исследователи принимают дату 1017 год за время основания собора, другие, считающие начало правления Ярослава неблагоприятным для его строительства, – 1037 год.

По версии историков Н.Н. Никитенко и В.В. Корниенко, выдвинутой на основании комплексного изучения письменных источников, архитектуры, монументальной живописи и древнейших надписей-граффити собора, он был возведен в 1011 – 1018 гг., на рубеже правлений Владимира и Ярослава: первый начал, а второй завершил создание Софии.Эта новая датировка, обострившая дискуссию получила значительный общественный резонанс и стала основанием для празднования 1000-летия Софии.

В сентябре 2011 г. по решению 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (октябрь 2009) и по Указу Президента Украины от 11 июня 2010 г. на международном и общегосударственном уровнях отмечено 1000-летие основания Софийского собора.

В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя. Несмотря на господство ордынцев, оставался митрополичьей резиденцией, духовным центром всей Руси. При митрополите Кирилле II (1242 – 1280) собор отремонтирован и упорядочен. В 1385-1390 гг. митрополит Киприан вновь восстановил его, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать.

В 1596 году собор переходит к Украинской грекокатолической (Униатской) церкви, в 1633 году годы отобран у неё киевским митрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. На рубеже XVII-XVIII веков при гетмане Иване Мазепе (1687-1709) и митрополите Варлааме (Ясинском) (1690-1707) был полностью восстановлен и перестроен извне в стиле украинского барокко. Работы по обновлению храма продолжались до 1740-х гг., когда при митрополите Рафаиле (Заборовском) он окончательно приобрёл нынешний облик.

Колокольня Софийского собора была построена в 1699-1706 гг. по заказу гетмана Ивана Мазепы и его сподвижника Варлаама (Ясинского). До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

В 1934 году году был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже – остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: южная въездная башня (начало XVIII века), построенные в 1722 – 1730 гг. трапезная, хлебня (пекарня, позже - консистория) и Дом митрополита, наконец, ворота Заборовского (1731 – 1745), братский корпус (кельи) (середина XVIII века.) и бурса (1763 – 1767).

В соборе проведены крупные реставрационные работы, открывшие грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок второго десятилетия XI века. В 1987 г. международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Архитектурные особенности

Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центральному куполу. Большой центральный купол на высоком барабане с 12 оконными проемами был окружён четырьмя меньшими, более низкими, ниже которых располагались остальные восемь куполов.

Купола имели окна и были покрыты листами свинца. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи - ещё более широкой одноярусной. Над внешней одноярусной галереей проходил открытый балкон-«гульбище». По углам с западной стороны возвышались две лестничные башни, ведущие на хоры – «полати». Длина и ширина собора без галерей 29 м, с галереями – 42 и 55 м.

Архитектура интерьера сохранилась с древности почти без изменений. Прямоугольное в плане здание делится крестчатыми столбами на пять продольных коридоров-нефов, которые пересекаются поперечными коридорами – трансептами. Пересечение центрального нефа и трансепта, которые вдвое шире боковых нефов, образует в интерьере собора пространственный крест, над центром которого возвышается купол.

Высота от уровня древнего пола до зенита главного купола 29 м, диаметр купола – 7,7 м. Центр храма с северной, западной и южной стороны окружают обширные П-образные княжеские хоры. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Собор сложен в византийской технике смешанной кладки (opus mixtum) из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), уложенных на розовом известково-цемяночном растворе. Фасады храма не штукатурились, кладка оставалась открытой. Для того, чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены зондажи – участки раскрытой древней кладки.

Собор строился константинопольскими зодчими, хотя ему нет прямых аналогов в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были меньшими, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что местной властью перед византийцами была поставлена задача создания великолепного собора для торжественных церемоний, главного, наибольшего храма Руси(Великой Руси), которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления световых (прорезанных окнами) барабанов глав для их освещения. Роскошные залитые светом хоры дворцового типа, где во время служб находился князь и его окружение, – тоже результат заказа киевского правителя.

В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе - Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них - с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

В результате реставраций и перестроек XVII-XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был оштукатурен и побелен, укреплен по периметру опорными столбами-контрфорсами. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для (Южнорусского стиля)украинского барокко высокую грушевидную форму. Первоначальная структура собора наилучшим образом видна теперь со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, северная и южная – двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана в конце XVII в. при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму.

Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Интерьер

Интерьер собора сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века, выполненных византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. В древности мозаикой были выделены центральные купол и алтарь, где шло богослужение, все остальные участки храма украшала фреска. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела.

Из них в мозаике сохранился лишь один - в голубых одеждах, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры двенадцати апостолов (с XI века сохранилась только верхняя часть фигуры апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты.

Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников: уцелело 10 мозаичных медальонов на южной арке и 5 – на северной. Самая известная мозаика собора - Богородица «Нерушимая Стена» - находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия - причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители - древние святые епископы, Отцы Церкви.

На столбах триумфальной (алтарной) арки сохранилось изображение Благовещения (на северном столбе – фигура архангела Гавриила, на южном - Богоматери). Мозаика, как и другие мозаичные и фресковые сюжеты собора, датируется временем его создания и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.

Остальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники (христологический цикл), соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых тройных аркадах и западных стенах трансепта) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (Протоевангелие Иакова), деяния апостола Петра, житие святого Георгия, деяния архангела Михаила, соответственно с освящениями алтарей этих приделов.

На стенах и многочисленных столбах собора представлены образы святых, составляющих огромный христианский пантеон (свыше 500 персонажей). Своды и малые купола украшены изображениями сил небесных, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов. На трех стенах центрального нефа, т.е. в западной части подкупольного креста, находился огромный княжеский групповой портрет, изображавший парадный выход в храм семьи киевского князя.

От этой наибольшей фресковой композиции храма частично сохранились лишь боковые части – 4 фигуры на южной стене и 2 на северной, представляющие княжичей и княжон. Центральная часть фрески, где были изображены князь с моделью храма и княгиня, утрачена, поскольку она находилась на западной тройной аркаде, разобранной в конце XVII в. Композиция гипотетически реконструируется с помощью рисунка голландского художника Абрагама ван Вестерфельда (1651 год).

Персонажей этой фрески определяют по-разному, но портрет традиционно определяют как изображение семьи Ярослава, хотя никаких данных для этого не сохранилось. В современной науке существует точка зрения (профессора Надежды Никитенко), что на фреске представлена семья Владимира как крестителя Руси и основателя Софийского собора.

Наиболее необычны изображения в лестничных башнях. Здесь представлены сцены византийской придворной жизни, состязания на константинопольском ипподроме, музыканты, охота. С. А. Высоцкий определяет эти фрески как изображение приема княгини Ольги императором Константином Багрянородным. Н.Н. Никитенко – как триумфальный цикл, иллюстрирующий заключение на рубеже 987-988 гг. династического брака заказчиков фресок – княжеской четы Владимира и Анны. Этот брак положил начало крещению Руси, храмом-мемориалом которого является София Киевская.

Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI-XII веков. Граффити Софии Киевской представляют собой ценнейшие памятники письменности и уникальный исторический источник. На сегодняшний день в Софии обнаружено свыше 7000 граффити, начиная со второго десятилетия XI – до начала XVIII вв., среди них – 11 древнейших, которые содержат даты с 1018 по 1036 год.

Некрополь

Собор, а также его территория были местом погребения в течение XI – XX вв. В древнейшее время здесь похоронили нескольких князей, позже – ряд митрополитов. В XI-XII веках. здесь были устроены две княжеские усыпальницы – Ярослава Мудрого, а также родовая усыпальница его сына Всеволода. Всего в соборе осуществлено 5 княжеских захоронений: Ярослава Мудрого (1054), Всеволода (1093) и Всеволодовичей – Ростислава Всеволодовича (1093), Владимира Всеволодовича Мономаха (1125), Вячеслава Владимировича (1154).

Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого сохранился; 10 сентября 2009 года состоялось научное вскрытие саркофага: последующая экспертиза показала отсутствие в нем останков Ярослава (до того саркофаг Ярослава Мудрого ученые вскрывали трижды: в 1936, 1939 и 1964 годах). С именем Владимира Мономаха предположительно связывают вторую мраморную гробницу, сохранившуюся в соборе с древности – она дошла до нас пустой, без крышки. Остальные княжеские гробницы были утрачены.

В 1240 году в соборе был похоронен митрополит Кирилл II, в захоронении которого археологи нашли древнейшие уцелевшие фрагменты вышитых золотом тканей (сохраняются в фондах Софийского заповедника). В 1497 г. в Софии были положены мощи убитого татарами Священномученика Макария Киевского. Позже в Софии похоронили много сделавших для неё иерархов: в 1690 г. митрополита Гедеона (Четвертинского), а в большом подземном склепе – шесть митрополитов: Рафаила (Заборовского) (1747), Арсения (Могилянского) (1770), Гавриила (Кременецкого) (1783), Самуила (Миславского) (1796 г.), Иерофея (Малицкого) (1799) и Серапиона (Александровского) (1824).

В XIX веке здесь упокоились первый соборный протоиерей и знаменитый церковный оратор Иоанн Леванда (1814), а также митрополиты Евгений (Болховитинов) (1837) – зачинатель науки о Софии и Платон (Городецкий) (1891) – деятельный миссионер и церковный ученый. Есть сведения о наличии возле собора подземных помещений. Несколько раз, начиная с 1916 года, предпринимались лишь отдельные попытки их исследования, но оно так и не было завершено. Согласно одной из версий, в этих подземельях могла храниться легендарная «Библиотека Ярослава Мудрого».

Софийский собор в монетах

  • В 1988 году Софийский собор изображен на монете СССР номиналом пять рублей.
  • В 1997 году Национальный банк Украины выпустил золотые (999,9 пробы) памятные монеты "Оранта" весом 3,11 гр., 7,78 гр., 15,55 гр., 31 гр. и номиналом соответственно 50 гривен, 125 гривен, 250 гривен и 500 гривен. На аверсе всех четырех номиналов монет изображен Софийский собор.
  • В 2011 году Национальный банк Украины выпустил серебряную монеты «1000-летие основания Софийского собора» массой 500 грамм и номиналом 50 гривен.