Open
Close

Высказывание эпикура для счастья нужно. Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Эпикур - древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах.

Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур вырос на острове Самос и с 14 лет начал интересоваться философией. В 18 лет он приехал в Афины. В возрасте 32 лет он основал свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилене и Лампсаке, а с 306 г. до н. э. — в Афинах.

Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения.Здесь собраны самые яркие его цитаты.

  1. Не бойся смерти: пока ты жив — её нет, когда она придёт, тебя не будет.
  2. Из крапивы извлекай нитки, из полыни — лекарство. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе — полную бутылку, в саду — свежий цветок.
  3. Кто не помнит о прошлом счастье, тот старик уже сегодня.
  4. Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения.
  5. Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.
  6. Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мной, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания, и если не исполнится?
  7. Самое страшное из зол — смерть — не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем.
  8. При философской дискуссии больше выигрывает побежденный — в том отношении, что он умножает знания.
  9. Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить.
  10. Ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни.
  11. Бог желает предотвратить зло, но не может? Значит, он не всесилен. Может, но не желает? Значит, он жесток. Может и желает? Тогда откуда возникает зло? Не может и не желает? Тогда за что называть его Богом?
  12. Не порти впечатление от того, что имеешь, желая того, чего у тебя нет. Помни о том, что когда-то ты лишь только надеялся получить то, чем обладаешь сейчас.
  13. Из всего того, что мудрость доставляет тебе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой.
  14. Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума — счастливым.
  15. Мудрый выбирает себе друга веселого и сговорчивого.
  16. Человек, недовольный немногим, не бывает доволен ничем.
  17. Привыкай думать, что смерть для нас — ничто; ведь все — и хорошее, и дурное — заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.
  18. Редко судьба препятствует мудрому.
  19. Отсутствие разнообразия может ощущаться как удовольствие после предшествующих разнообразных не удовольствий.
  20. Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.
  21. Вселенная беспредельна. Все, что ограничено, предельно, имеет крайнюю точку, а крайняя точка может быть различима при сравнении с другой.
  22. Ни один глупец не является счастливым, ни один мудрец не является несчастным.
  23. Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.
  24. Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.
  25. Никто, видя зло, не выбирает его, но попадается, прельщенный злом, как будто оно есть добро в сравнении с большим, чем оно, злом.
  26. Каждый человек стоит ровно столько, сколько стоит дело, за которое он печётся.
  27. Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.
  28. Смертный, скользи по жизни, но не напирай на неё.
  29. Удовольствие — это начало и конец счастливой жизни.
  30. Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала лёгким, а тяжёлое ненужным.
  31. Величайший плод справедливости — безмятежность.
  32. Каждый уходит из жизни так, словно только что вошел.

Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Министерство образования Пермского края

Обществознание

Задания муниципального этапа

всероссийской олимпиады школьников

в Пермском крае

2012/2013 учебный год

ПО ПРОВЕДЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

В муниципальном этапе Олимпиады принимают участие учащиеся 8–11 классов общеобразовательных учреждений – победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года: три возрастные группы: 8–9, 10, 11 классы.

Муниципальный этап проводится в письменной форме, включает в себя тестовые задания.

Время проведения Олимпиады – 120 минут.

8-9 классы

1. Вставьте слово, пропущенное в высказывании Эпикура: «Пусть никто в молодости не откладывает занятия …, а в старости не утомляется занятием …: ведь для душевного здоровья никто не может быть ни недозрелым, ни перезрелым. Кто говорит, что заниматься … ещё рано или поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым ещё рано или уже поздно».

А) мировоззрение. В) философия.

Б) физкультура. Г) психология.

2. Выбери верное определение. Мировоззрение - это:

А) система представлений о мире и месте в нём человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями, ценностные установки и идеалы.

Б) учение, согласно которому не может быть окончательно решён вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.

В) понятие, обозначающее всё существующее в действительности.

Г) совокупность психических процессов, не представленных в сознании человека.

3. Используя все приведенные слова и словосочетания, не меняя их форму, составьте определение обществоведческого понятия. Назовите это понятие.

Ключевые слова:

Деятельность, на формирование, человеческая, знаний, направленная, о мире.

4. Назовите элемент духовной сферы, о котором идет речь в отрывке: «В Древней Греции до 7 лет мальчиков и девочек воспитывала мать на женской половине дома. Позже мальчиков учили писать, читать, петь, играть на флейте, слагать стихи и составлять речи, считать и решать задачки. Все эти умения должны были пригодиться во взрослой жизни».

А) искусство; В) религия;

Б) наука; Г) образование.

5. Найдите и исправьте 3 ошибки в тексте. В предложении может быть только одна ошибка

1. Обыденные методы познания мира применяются на эмпирическом и теоретическом уровне. 2. Эмпирический путь научного познания предполагает поиск объяснений реальности.3. Теоретический уровень научного познания основывается на сборе фактов, сведений о свойствах окружающего мира. 4. Наблюдение предполагает минимальное влияние на активность объекта и максимальную опору на органы чувств субъекта.

6. О каком типе общества говорится в отрывке: «Основную массу населения составляли крестьяне. В состав крестьянского двора входили: изба, клеть для хранения имущества, хлев для скота. Основу питания составляли зерновые культуры - рожь, овес, пшеница, просо. Также использовались в пищу ягоды, грибы, орехи. Главой семьи считался старший по возрасту мужчина».

А) традиционный; В) постиндустриальный;

Б) индустриальный; Г) информационный.

А) О.Конт В) Н. Луман

Б) К. Маркс Г) П.Сорокин

8. Предписанный социальный статус – это статус, …

А) который человек получает при рождении (пол, возраст, национальная принадлежность)

Б) которого достигает человек в течение своей жизни

В) который человек получает в социальной группе, которой он принадлежит

Г) который человек себе сам приписывает

9. Вставьте пропущенное слово: «Понятие «____________» достаточно широкое и означает род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки» .

А) учеба В) работа

Б) профессия Г) способность

10. Позитивной санкцией НЕ является:

А) похвала учителя; В) замечание учителя;

Б) всеобщий почет; Г) награждение грамотой.

11.Формой участия в политической жизни страны НЕ является:

Б) обращение к депутату Государственной Думы

В) жалоба в прокуратуру

Г) вступление в партию

12. Активным избирательным правом называют:

А) право назначать В) право быть избранным

Б) право избирать Г) право избираться

13. Партии, отстаивающие социалистические идеи, относят к:

А) левым В) центристским

Б) правым Г) радикальным

14. Следующие очередные выборы Президента РФ должны состояться в::

А) 2016 году В) 2018 году

Б) 2017 году Г) 2019 году

15. К внешней политике государства относится:

А) заключение договора с другим государством о военной взаимопомощи

Б) продажа акций государственного предприятия иностранной компании

В) заключение договора между отечественной и зарубежной компаниями о совместной разработке месторождений каменной соли

Г) меры по привлечению иностранных туристов в страну

16. Укажите правило поведения, охраняемое государством:

А) Обычай. Г) Норма права.

Б) Традиция. Д) Моральное правило.

В) Религиозное правило.

17. С какого возраста гражданин России может стать судьей?

А) С 18 лет. В) С 25 лет.

Б) С 21 года. Г) С 35 лет.

18.Устойчивость каких денежных единиц обеспечивается российским государством?

А) Рублей. Г) Твердой валюты.

Б) Долларов. Д) Всех вышеперечисленных.

19. Забота о детях - это:

А) Право родителей.

Б) Обязанность родителей.

20.Забота о нетрудоспособных родителях - это:

А) Конституционная обязанность.

Б) Моральная обязанность.

В) Священная обязанность.

Г) Муниципальная обязанность.

Д) Государственная обязанность.

21. Продолжите предложение. Ограниченность ресурсов и необходимость выбора характерны…

А) исключительно для бедных стран;

Б) как для бедных, так и для богатых стран;

В) для любых стран, где есть бедные;

Г) для любых стран, где есть богатые.

22. Основная структурная единица функционирующая в потребительском секторе экономики – это…

А) бизнес В) домашнее хозяйство

Б) рынок услуг Г) правительство

23. К предметам труда относится:

А) дрель; В) гвоздь;

Б) молоток; Г) экскаватор

24. Продолжите предложение. Рыночная экономическая система в стране:

А) позволяет достичь справедливости;

Б) позволяет достичь равенства;

В) способствует эффективному распределению экономических ресурсов;

Г) приводит к неэффективности распределения экономических ресурсов.

25. Какая группа населения выигрывает от инфляции?

А) граждане, имеющие фиксированный доход

Б) держатели облигаций

В) заемщики

Г) предприниматели

26. «Золотое правило» нравственности гласит:

27.Соотнесите термины и их определения:


1. Традиция

А) стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их представителей

2. Обычай

Б) особенности повседневной жизни людей, определяемые данными социально-экономическими условиями

3. Ритуал

В) элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществах и социальных группах в течение длительного времени

4. Образ жизни

Г) исторически сложившаяся упорядоченная система действий, выражающая определенные социальные и культурные взаимоотношения и ценности

28. К мировым религиям НЕ относятся:

А) даосизм; Г) христианство;

Б) ислам; Д) иудаизм;

В) буддизм Е) конфуцианство

29.Заполните пробелы в тексте.

Переход традиционного (аграрного) общества в индустриальное, который получил наименование (1)______, складывается из трех взаимосвязанных процессов. Первым из них становится процесс (2)_______ – превращения машинного фабричного производства в доминирующий сектор экономики. Второй процесс, (3)____, характеризуется ростом крупных городов, в которых складывается соответствующий образ жизни. Третий процесс, (4)______ политической системы, предполагает формирование правового государства, признающего первенство прав гражданина перед своими собственными.

30. Назовите (в произвольном порядке) три формы культуры, выделяемые в зависимости от уровня мастерства и типа аудитории. Соотнесите эти формы и их примеры.

БЛАНК ОТВЕТОВ

8-9 классы




Ответ

Кол-во баллов

1

2

3

Определение:____________________________________________________________________

Понятие: ________________________________________________________________

___________


4

5

предлож.

Ошибка

Верный вариант

1



______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27

28

29

_____

_____

_____

(4)_______________________________________________________________________


30

1. Название: ________________________ примеры: _____________________________

2. Название: ________________________ примеры: _____________________________

3. Название: ________________________ примеры: _____________________________


ИТОГО:

10 класс

1. Расположите имена философов в хронологическом порядке (по периоду их творчества).

А) Иммануил Кант Г) Платон

Б) Аврелий Августин Д) Аристотель

В) Френсис Бэкон

Ответ запишите в виде сочетания букв

2. Выберите правильное определение. Философия - это:

А) мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов.

Б) практика, имеющая целью переживание и непосредственное «единение» с Абсолютом, а так же совокупность доктрин регулирующих эту практику.

В) форма общественного сознания, учение об общих, принципах бытия и познания, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Г) наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

3. Найдите и исправьте 4 ошибки в тексте. В предложении может быть только одна ошибка

1. Существуют различные классификации социальных наук, например, как и иные науки, они делятся на фундаментальные и технические. 2. Первые выясняют субъективные законы окружающего мира, а вторые решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальной областях. 3. Граница между этими группами наук неизменна. 4. Классификация наук на исторические, экономические, философские и др. является общепринятой, в её основании лежит определение интереса и мотива исследователя

4. О каком уровне познания идет речь в отрывке: «Чтобы понять как работает сердце Леонардо да Винчи нарисовал на бумаге предполагаемые пути движения крови по сосудам, а потом на основании этой идеальной воображаемой модели сделал реальную- стеклянную модель сердечно-сосудистой системы».

А) эмпирический уровень В) обыденный уровень

Б) теоретический уровень Г) житейская философия

5. О каком виде деятельности идет речь в отрывке: «Ученики самостоятельно, в группе или в диалоге с учителем ищут решение проблемы и формулируют вывод. Для этого необходимо выполнить продуктивные задания по работе с текстом и найти нужную информацию».

А) творческая деятельность;

Б) прогностическая деятельность;

В) духовно-практическая деятельность;

Г) материально-производственная деятельность.

6. В каком журнале может быть опубликован данный материал: «Сегодня ученые говорят о новом явлении в российской жизни - «избыточном образовании». Суть его в том, что, с одной стороны, в общей численности безработных увеличивается количество людей с высшим образованием, а с другой - растет число выпускников вузов, работающих не только не по специальности, а на должностях, которые вообще не требуют высшего образования. Так, сегодня количество менеджеров, юристов превышает потребность общества более чем в два раза, экономистов больше, чем нужно, на одну треть. В этом же списке актеры, режиссеры, эстрадные певцы и т. д

А) Наука и жизнь

Б) Социс (социологические исследования)

В) Полис (политические исследования)

Г) Вопросы экономики

7. Общественный регресс - это:

А) развитие общества, при котором позитивные сдвиги превышают негативные;

Б) движение общества от низших форм к высшим;

В) состояние общества на определенном этапе;

Г) развитие общества, при котором негативные сдвиги превышают позитивные.

8. Критерием социальной стратификации НЕ ЯВЛЯЕТСЯ :

А) богатство; В) образование;

Б) национальность; Г) власть.

9. О какой сфере жизни общества идет речь в Интернет-новостях: «Правительство России нуждается в серьезной административной реформе: некоторые министерства должны быть ликвидированы, а на остальные нужно возложить дополнительные функции. Об этом идет речь в докладе Института проблем глобализации Михаила Делягина, который в ближайшие дни будет направлен премьер-министру Дмитрию Медведеву»

А) правовой; В) политической;

Б) духовной; Г) социальной.

10. Выбери те социальные группы, которые имеют предписанный статус:

А) дворяне Г) чиновники

Б) доценты Д) учителя

В) купцы Е) крепостные крестьяне

11. Референдум НЕ может быть проведен по вопросу:

А) принятия Конституции

Б) объединения субъектов РФ

В) отстранения губернатора от должности

12. В результате проведения политических реформ в 2012 г. минимальная численность членов политических партий:

А) увеличена до 5 тыс. человек В) увеличена до 50 тыс. человек

Б) сокращена до 500 человек Г) сокращена до 5 тыс. человек

13.Основные правила деятельности кандидатов во время выборов регулирует:

А) Закон «О Центральной избирательной комиссии РФ»

Б) Закон «О политических партиях»

В) Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

Г) Закон «О статусе депутата»

14.Европейский мыслитель, создавший одну из первых теорий управления государством:

А) Т.Гоббс В) Ж-Ж.Руссо

Б) Н. Макиавелли Г) К.Маркс

А) народ В) граждане

Б) электорат Г) элита

16. Действующий губернатор Пермского края:

А) был избран в результате прямых выборов

Б) был назначен Президентом РФ

В) был избран депутатами Законодательного собрания на основе представления Президента РФ

Г) был избран депутатами Законодательного собрания

17. Отрасль права – это:

18.Любой нормативно-правовой акт – это закон?

19.Какое слово наиболее точно отражает смысл понятия «правоотношение»?

А) Общественное отношение.

Б) Государственно-правовое отношение.

В) Взаимодействие.

Г) Подходит все вышеперечисленное.

20. Обязанности граждан перед государством:

А) Законопослушание.

Б) Забота о детях и нетрудоспособных родителях.

В) Участие в выборах органов власти и местного самоуправления.

Г) Уплата законно установленных налогов и сборов.

Д) Возвращение из зарубежных поездок.

Е) Все вышеперечисленное.

21. С какого возраста гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

А) Как только почувствует себя взрослым.

Б) Когда останется без родителей или лиц, их заменяющих.

В) С 14 лет.

Г) С 15 лет.

Д) С 18 лет.

Е) С 21 года.

Ж) С момента вступления в брак.

22. Выберите, утверждение, которое имеет характер оценочных суждений (относится к нормативной экономической теории)

А) В домохозяйстве, кто получает больше всех пользы от сохранения вещей в целости и больше всех убытка от уничтожения их, тот и должен больше всех заботиться о них.

Б) В начале 2004 г. безработица в Италии составляла 8,5%.

В) Именно за счет торговли в средние века накапливались первые большие капиталы в Венеции, Генуе, и других итальянских городах.

Г) Финансист Уоррен Баффет купил «National Indemnity Co» и «GIECO», потратив на это около 26-ти миллионов долларов.

23. Продолжите предложение. При потреблении большего количества благ рациональный потребитель стремится…

А) сократить свои затраты;

Б) определить общую полезность благ и её максимизировать;

Г) определить стоимость благ.

24. Примером капитала как фактора производства является:

А) здание завода

Б) участок земли под заводом

В) труд работников завода

Г) доход от производственной деятельности завода

25. Переход от мануфактуры к машинному производству привёл к увольнению людей, что способствовало увеличению:

А) фрикционной безработицы; В) застойной безработицы;

Б) циклической безработицы; Г) структурной безработицы.

26. Рост налогового бремени приведет к тому, что:

А) потребление возрастет, а сбережения сократятся

Б) потребление сократится, а сбережения возрастут

В) потребление сократится, а сбережения не изменятся

Г) потребление и сбережения сократятся

27. Синкретизм – это:

А) поклонение предметам, которым предписывается сверхъестественная сила;

Б) совокупность символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами;

В) нерасчлененность, слитность искусства, мифологии и ранних форм религии в первобытной культуре;

Г) поклонение какому-либо животному или растению и вера в свое происхождение от них.

28. Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей называются:

29. Соотнесите методы теоретического познания и их определения.


1. Идеализация

А) стремление познания от абстрактного к конкретному

2. Синтез

Б) отражение полученных результатов мышления в утверждениях или точных понятиях

3. Индукция

В) разложение единой системы на составные части и изучение их по отдельности

4. Анализ

Г) объединение в систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое

5. Дедукция

Д) создание мысленных предметов и их изменений в соответствии с требуемыми целями проводимого исследования

6. Формализация

Е) способ перехода знаний от отдельных элементов процесса к знаний общего процесса

30. Заполните пробелы в тексте

Представители различных направлений общественной и философской мысли вели между собой полемику о направлениях общественно-исторического и культурного развития России. Так, (1)__________ отстаивали необходимость движения по западноевропейскому пути. (2)________ видели перспективы развития в самобытном, исторически сложившемся русле. (3)______ проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом («национальной почвой») на религиозно-этической основе. (4)______ считали, что к русской культуре наиболее близки культуры «азийских» (тюрко-монгольских) народов.

БЛАНК ОТВЕТОВ

10 класс




Ответ

Кол-во

баллов


1

2

3

предлож.

Ошибка

Верный вариант

1

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

2

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

3

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

4.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Отрасль права - ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

________________________________________________________________________________________________________________________________________

29

1 - ______; 2 - ______; 3 - _______; 4 - _______; 5 - _______; 6 - ________.


30

(1)__________________________________________________________________

(2)__________________________________________________________________

(3)__________________________________________________________________

(4)__________________________________________________________________


ИТОГО:

11 класс

1. Наука - это:

А) особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Б) учение о сверхчувственных принципах и началах бытия.

В) тип духовного опыта, основанный на подавлении чувственных сторон человеческого существования ради достижения высокой духовной цели

Г) форма общественного сознания, связанная с духовно – художественной практикой освоения действительности.

2. Найдите и исправьте 4 ошибки в тексте. В предложении может быть только одна ошибка

1. Классификация наук по предмету исследования (т.е связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука) является общепринятой. 2. Выделяют исторические науки (отечественная история, всеобщая история, археология, этнография и лингвистика др.). 3. Особое место занимают экономические науки (экономическая теория, статистика и демография, экономика и управление народным хозяйством,)4. Краеугольной основой социальных наук являются философские науки (история философии, этика, эстетика и языкознание); 5. Безусловно, важными для исследования современного общества являются социологические науки (теория, методология и история социологии, экономическая социология и политическая конфликтология).

3. Французский философ Р. Декарт в сочинении «Размышление о первой философии» обосновал положение «Мыслю, следовательно, существую». Это положение может быть основанием:

А) Материализма В) Эмпиризма

Б) Идеализма Г) Рационализма

4. Используя все приведенные слова и словосочетания, не меняя их форму, составьте определение обществоведческого понятия. Назовите это понятие

Определение:

необходимых, познания, для рационального, наука, формах, знания, в любой, об общезначимых, и средствах мысли, области.

5. В учебной и научной литературе при упоминании философов принято ограничиваться фамилией и инициалами, однако при публичных выступлениях (например, на научных конференциях) использовать в речи инициалы недопустимо.

Укажите полные имена философов

А) А. Августин В) Р. Декарт

Б) Ф. Бэкон Г) И. Кант

6. Вставьте пропущенное слово: «______ - это в первую очередь специалист, который собирает и обрабатывает многообразную информацию о различных сторонах общественной жизни. Его исследования дают представления как об обществе в целом, так и об отдельных его субъектах, например фирмах, общественных организациях, социальных группах. В центре их внимания и ответы на одни из важнейших вопросов: что из себя представляет человек в конкретном обществе, каковы наиболее распространенные формы его поведения, каковы его приоритеты в политике, экономике, этике».

7. Ученые выдвигают различные причины возникновения неравенства. Из ниже приведенных мнений о неравенстве выбери марксистскую позицию.

А) неравенство стимулирует конкуренцию, усиливает стремление наиболее способных людей к продвижению на ключевые посты в обществе и государстве.

Б) необходимо и возможно уничтожение неравенства как наиболее яркого проявления социальной несправедливости.

В) неравенство - положительное явление, его отсутствие (социальная однородность) приведет общество к гибели.

Г) процессы социального расслоения, неравенства поддаются определенному регулированию.

8. П. Сорокин считал, что в экономической стратификации действует …

А) только тенденция к выравниванию доходов

Б) только тенденция к стратификации

В) тенденция к выравниванию доходов и тенденция к стратификации

Г) только тенденция к постоянному обогащению одного слоя общества

9. Укажите признаки постиндустриального общества:

А) натуральное хозяйство

Б) урбанизация;

В) власть принадлежит бизнес-элите;

Г) превалирование знаний над капиталом;

Д) основной производственный ресурс - квалификация людей.

Е) приоритет сферы услуг;

10. Составьте последовательность формирования исторически сложившихся форм этноса

А) нация В) народность

Б) племя Г) род

11. Группа депутатов парламента, как правило, принадлежащих к одной политической партии, проводящих в парламенте единую линию :

А) парламентская партия В) парламентская группа

Б) парламентская фракция Г) парламентский комитет

12. Решение политических конфликтов при помощи угрозы насилием является проявлением политического:

А) экстремизма В) конформизма

Б) абсентеизма Г) активизма

13. Победитель на выборах определяется:

Б) относительным числом зарегистрированных избирателей

14. Какой принцип действует по отношению к гражданам в демократическом государстве:

А) «Разрешено все, что не запрещено» В) «Разрешено абсолютно все»

Б) «Запрещено все, что не разрешено» Г) «Разрешено все, кроме политики»

А) смешанная

Б) мажоритарная абсолютного большинства

В) пропорциональная

Г) мажоритарная относительного большинства

16. Закреплены ли в Конституции РФ принципы избирательного права?

17. Как определяется полиция в Конституции России?

А) Это органы государственной власти.

Б) Это органы внутренних дел.

В) Это единая федеральная милитаризованная система органов по поддержанию правопорядка.

Г) Полиция Конституцией России не определяется.

18. Какое количество субъектов составляет Российскую Федерацию?

Г) В Конституции России количество субъектов не указано.

19.Охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда характеризуют Россию как:

А) Светское государство.

Б) Правовое государство.

В) Социальное государство.

Г) Демократическое государство.

Д) Справедливое государство.

20. Какое место в системе органов государственной власти занимает прокуратура?

А) Это орган законодательной власти.

Б) Это орган судебной власти.

В) Это орган исполнительной власти.

Г) Это орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

21. К признакам глобализации НЕ относится:

А) усиление миграционных процессов;

Б) разрушение единого информационного пространства;

В) расширение возможностей социализации личности;

Г) развитие экономического, научного, образовательного и культурного сотрудничества стран.

22. Соотнесите термины и их определения.


1. социализация

А) процесс разрушения гражданского общества, проявляющийся в распаде социальных групп, разрыве традиционных связей между людьми, потере индивидами объективной принадлежности к той или иной социальной общности, извращении эстетических, этических, правовых, физиологических и иных общечеловеческих норм и ценностей

2. социальная идентификация

Б) полное выпадение людей из социальной жизни и одновременное формирование «социального дна», состоящего из обездоленных, обнищавших слоев населения

3. маргинализация

В) признание за людьми принадлежности к конкретной группе со стороны внешнего окружения

4. люмпенизация

Г) процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе

23. Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, связанных общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания, называется:

24. Выберите термин, противоположным остальным по смыслу. Дайте его определение.

А) экстремизм; Г) национализм;

Б) шовинизм; Д) ксенофобия.

В) толерантность;

25.Заполните пробелы в тексте.

Социолог, историк и экономист М. Вебер выделил три «идеальных» типа легитимации власти (господства). Первый из них, (1)______, обусловлен рациональными интересами подчиняющихся и господствующих; ему соответствует правовой тип государства. Второй, (2)______, опирается на святость существующих обычаев и традиций; ему соответствует патриархальная общность, во главе которой стоит господин, распоряжающийся своими подданными и слугами. Третий, (3)_____, основан на определенных личностных качествах лидера, позволяющих вдохновлять людей и увлекать за собой; такими качествами обладают основатели мировых религий, великие полководцы и выдающиеся политики.

26. У человека, который имеет возможность получить работу психолога в детском саду с оплатой 100 р. в час или работу психолога в школе с оплатой 130 р. в час, и выбравшего обучение на курсах повышения квалификации, альтернативная стоимость посещения одного часа обучающих занятий на курсах равна…

А) 0 р. В) 30 р.

Б) 130 р. Г) 100 р.

27. Кривая Лоренца показывает…

А) степень неравенства распределения доходов в стране, регионе, в любой группе населения;

Б) связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений;

В) размерами дефицита государственного бюджета и темпом инфляции в стране;

Г) естественным уровнем безработицы и разницей между потенциальным и реальным ВНД;

28. Если увеличится производство сахарной свеклы, то, при прочих равных условиях:

А) уменьшится предложение сахара.

Б) увеличится спрос на сахар.

В) уменьшится спрос на сахар.

Г) увеличится предложение сахара.

29. Какими свойствами характеризуется уборка мусора на городских улицах как общественное благо?

А) конкурентность, неисключаемость;

Б) неконкурентность, неисключаемость;

В) неконкурентность, высокая исключаемость;

Г) высокая конкурентность, высокая исключаемость

30. При расчете ВВП 2011 года необходимо учитывать...

А) стоимость работы студента ВУЗа по уборке своего дома;

Б) стоимость старого мотоблока, купленного у соседа;

В) стоимость сахара, приобретенную кондитерской фабрикой для производства шоколада;

Г) стоимость мягкой игрушки, купленной в магазине.

БЛАНК ОТВЕТОВ

11 класс




ОТВЕТ

Кол-во

баллов


1

2

предлож.

Ошибка

Верный вариант

(возможны иные варианты)


2.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3

4

Определение: __________________________________________________________

Понятие - ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________


5

А) ___________________________________________________________________

Б) ___________________________________________________________________

В) ___________________________________________________________________

Г) ___________________________________________________________________


6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

1 - ______; 2 - ______; 3 - _______; 4 - _______.


23

24

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


25

(1)__________________________________________________________________

(2)__________________________________________________________________

(3)__________________________________________________________________


26

27

28

29

30

ИТОГО:

Если Бог желает предотвратить зло,но не может этого сделать, тогда он бессилен
Если он мог бы это сделать, но не хочет, тогда он исполнен злобы.
Если он имеет как силу, так и желание, то откуда берется зло?
Если же он не имеет ни силы, ни желания - тогда за что называть его Богом?

вселенная

Вселенная беспредельна. Все, что ограничено, предельно, имеет крайнюю точку, а крайняя точка может быть различима при сравнении с другой.

желание

Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мной, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания, и если не исполнится?

Величайший плод ограничения желаний - свобода.

жизнь

Смертный, скользи по жизни, но не напирай на нее.

Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.

Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.

Умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же наука.

Иные всю жизнь готовят себе средства к жизни.

законы

Законы изданы ради мудрых - не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла.

люди

Изучение природы создаёт людей не хвастливых и велеречивых, и не выставляющих напоказ образование, предмет соперничества в глазах толпы, но людей смелых.

мудрость

Мудрый выбирает себе друга веселого и сговорчивого.

Из всего того, что мудрость доставляет тебе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой.

Мудрец не примет участия в государственных делах, если только к этому его кто-нибудь не принудит.

Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила им. Мудрый найдёт это время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, и когда наступит пора смерти - насыщенному отойти от стола, освобождая место другим гостям. Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью.

наслаждение

Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.

Для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать.

природа

Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.

разум

Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума - счастливым.

смерть

Смерть для человека - ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.

Привыкай думать, что смерть для нас - ничто; ведь все - и хорошее, и дурное - заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.

Самое ужасное из зол - смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.

справедливость

Величайший плод справедливости - безмятежность.

страх

Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.

судьба

Редко судьба препятствует мудрому.

удовольствие

Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями; полезно воздерживаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий.

умеренность

Кому малого недостаточно, тому ничего не достаточно.

философия

При философской дискуссии больше выигрывает побежденный - в том отношении, что он умножает знания.

Пусты слова того философа, которыми не лечится никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни из души.

характер

Мы ценим свой характер как свою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет; так должно ценить и характер других.

на другие темы

Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения.

Из крапивы извлекай нитки, из полыни - лекарство. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе - полную бутылку, в саду - свежий цветок.

Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.

Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.

Эпикур (341 — 271 до н. э.) — древнегреческий философ, основатель собственной философской школы в Афинах («Сады» Эпикура), в которой развивал этику наслаждений в сочетании с учением об атомах. По Эпикуру познание мира не является самоцелью, они освобождает человека от страха перед неизвестным - суевериями, религией, боязни смерти и т.д. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека. Сущность последних составляет удовольствие, но это не простое чувственное удовольствие, а духовное. Хотя удовольствия любого рода сами по себе не являются дурными, духовное удовольствие имеет более высокий порядок, так как не зависит от внешних причин.

  • Проживи незаметно.
  • Редко судьба препятствует мудрому.
  • Величайший плод справедливости — безмятежность.
  • Смертный, скользи по жизни, но не напирай на нее.
  • Мудрый выбирает себе друга веселого и сговорчивого.
  • Кто не помнит о прошлом счастье, тот старик уже сегодня.
  • Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.
  • Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума - счастливым.
  • Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.
  • Для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать.
  • Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.
  • Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.
  • Жизнь не горька для того, кто твердо убежден, что вовсе не жить - не беда.
  • Конечная цель блаженной жизни — телесное здоровье и душевная безмятежность.
  • Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжёлое - ненужным.
  • При философской дискуссии больше выигрывает побежденный — в том отношении, что он умножает знания.
  • Из всего того, что мудрость доставляет тебе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой.
  • Привыкай думать, что смерть для нас — ничто; ведь все — и хорошее, и дурное — заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.
  • Из крапивы извлекай нитки, из полыни — лекарство. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия.
  • Вселенная беспредельна. Все, что ограничено, предельно, имеет крайнюю точку, а крайняя точка может быть различима при сравнении с другой.
  • Смерть для человека — ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.
  • Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мной, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания, и если не исполнится?
  • Самое ужасное из зол — смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.
  • Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.
  • Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе — полную бутылку, в саду — свежий цветок.
  • Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения.
ое рамки 1