Open
Close

Возникновение иудаизма. Иудаизм кратко о религии

Раввин Исаак Абоаб да-Фонсека в возрасте 84 лет. 1689 год Aernout Naghtegael / Rijksmuseum

1. Кто может исповедовать иудаизм

Стать иудеем можно двумя способами. Первый — родиться у матери-еврейки, второй — совершить гиюр, то есть переход в иудаизм. Этим иудаизм отличает-ся от индуизма и других национальных рели-гий — зороастризма, синтоизма. Принять индуизм или синтоизм нельзя: при-надлежать к этим религиям можно лишь по праву рождения, а вот иудаизм — можно. Правда, стать иудеем не так просто. По традиции потенциального прозелита, то есть человека, обратив-шегося к новой религии, долго отговаривают от этого шага, чтобы он или она продемонстрировали твердость своих наме-рений: «Желающего стать иудеем не принимают сразу. Говорят ему: „Зачем тебе становиться иудеем? Ведь ты видишь, что этот народ унижен и угнетен больше всех народов, как недуги и беды падают на него…“» И хотя процитиро-ванный трактат «Герим» (c ивр. «Прозелиты») был создан во II веке — в период, когда римские власти, мстя евреям за очередное антиримское восстание в Палестине, запрещали отправ-лять иудейские ритуалы, — звучащее в нем предостережение оставалось актуальным как минимум до середины ХХ века. «Соискатель», проявивший должную решимость, проходит специальный обряд и становится частью еврейского народа.

2. Брит-мила и бар-мицва

Итак, для прозелита еврейская жизнь начинается с гиюра. В ходе этого обря-да и мужчины, и женщины совершают ритуальное омовение в специальном бас-сейне — микве. Мужчины также подвергаются обряду обрезания — брит-мила. Эта древняя традиция, согласно Библии, восходит к первому еврею, Аврааму, который в ознаменование заключенного между ним и Богом завета впервые совершил обряд. Аврааму было 99 лет — следовательно, стать евреем никогда не поздно. Мальчиков, родившихся в еврейских семьях, принято обрезать на восьмой день после рождения.

Следующий важный обряд жизненного цикла — бар-мицва (дословно «сын запо-веди»), мальчики проходят его по достижении 13 лет. Начиная с этого воз-раста представители мужского пола считаются достаточно взрослыми для того, чтобы исполнять все законы иудаизма. Аналогичный обряд для девочек, бат-мицва («дочь заповеди»), появился относительно недавно, в конце XIX — на-чале XX века, и первоначально совершался лишь в либеральных религиозных кругах, которые, следуя «духу времени», стремились уравнять в правах женщин и мужчин. У этого обряда было немало противников, но постепенно он пере-шел в разряд общепринятых и сегодня совершается в большинстве еврейских религиозных семей. Во время бар-мицвы мальчик впервые в жизни публично читает главу Священного Писания (Торы). Бат-мицва зависит от степени либеральности общины: это либо также чтение вслух Торы, либо скромный праздник в кругу семьи.

3. Сколько заповедей должны соблюдать иудеи

Всем известно о существовании так называемого Декалога — десяти биб-лейских заповедей (Исх. 19:10-25). На самом деле иудаизм предъявляет к своим последователям куда более жесткие требования — иудеи должны соблюдать 613 заповедей. Согласно традиции, 365 носят запретительный характер (по числу дней в году), оставшиеся 248 (по числу органов челове-ческого тела) — предписательный. От неевреев с точки зрения иудаизма требуется всего ничего — соблюдение семи заповедей потомков Ноя (к ко-торым, очевидно, относится все человечество). Вот они: запрет идолопоклон-ства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмешения и употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, а также требование установ-ления справедливой законодательной системы. Великий еврейский мудрец Маймонид, живший в XII веке, утверждал, что соблюдающие эти законы неевреи войдут в Царство Небесное наряду с евреями.

4. Почему иудеи не едят свинину

Пищевые запреты в иудаизме свининой не ограничиваются — ассортимент запрещенных продуктов достаточно широк. Их список приведен в библейской книге Левит. В частности, к употреблению в пищу запрещены верблюд, туш-канчик, свинья, большинство птиц и рыба без чешуи. Природа иудейских пищевых запретов — тема горячих дискуссий, хотя с точки зрения иудаизма пищевые запреты — данность, в которой нет смысла искать рациональное зерно. И все же даже знаменитые еврейские мудрецы пытались найти им объ-яс-нения. Маймонид утверждал, что запрещенная евреям пища вредна для здо-ровья. Другой выдающийся мудрец Нахманид, живший веком позже, возражал ему, утверждая, что такая пища вредна прежде всего для души: мясо хищных птиц, например, дурно влияет на характер человека.

5. Зачем иудею волосы

Одной из отличительных особенностей внешнего облика религиозного еврея, безусловно, являются пейсы — длинные пряди волос на висках. Дело в том, что одна из заповедей предписывает мужчинам не стричь волосы на висках — правда, длина волос этой заповедью не регулируется, а зависит от традиций конкретной общины. Кстати, до трех лет мальчиков не принято стричь вовсе. А вот замужним женщинам волосы приходится не только коротко стричь (в некоторых общинах и вовсе сбривать), но и прятать под головным убором. В некоторых общинах вместо головных уборов разрешается носить парики, а в других это строго-настрого запрещено, поскольку даже искус-ственные волосы могут ввести в соблазн посторонних мужчин.

6. Чего нельзя делать в субботу

Почитание субботы — одна из главных заповедей иудаизма. В Библии расска-зывается о том, что Бог сотворил мир в течение шести дней, а на седьмой день «почил от дел своих». В подражание Богу иудеям предписано освящать суббот-ний день, освободив его от повседневной работы. Какие же виды деятельности запрещены? Часть из них перечислена в Библии: нельзя разводить огонь, разбивать шатер, стричь овец. Более поздние запреты, как правило, являются производными от библейских: нельзя включать электричество, раскрывать зонтик (он ведь похож на шатер), брить бороду и т. д. В еврейских местечках Восточной Европы существовала практика в случае необходимости привлекать к выполнению работ, запрещенных в субботу, соседей-христиан, которых называли «шабес-гои» — «субботние инородцы». В субботу также нельзя хоронить покойников, несмотря на традицию предавать тело умершего земле как можно скорее. Однако вопреки распространенному убеждению, субботу не только можно, но и должно нарушить для спасения своей или чужой жизни: «Можно нарушить Субботу ради младенца, которому день от роду, но не ради мертвого тела царя Израиля».

7. Когда придет Мессия

В иудаизме существует представление, что однажды в мир придет Спаситель — идеальный царь, потомок царя Давида, правившего в ХI веке до н. э., Мессия (с ивр. «машиах» — «помазанник»). На протяжении веков евреи связывали с его приходом надежду на изменение своего нередко бедственного положения, вос-становление былого величия Израиля и возвращение на историческую родину Период истории с конца I века н. э. до со-здания государства Израиль в 1948 году в еврейской традиции рассматривается как время галута — «изгнания». В силу разных трагических обстоятельств боль-шинство евреев были вынуждены жить за пределами земли, которая, как они верили, принадлежит им по обещанию — обету, данному Богом первому еврею — праотцу Аврааму (отсюда «Земля обетованная»). . Неудивительно, что мессианские ожидания обострялись в эпоху политических катаклизмов. Как известно, христиане считают, что Мессия уже пришел — это Иисус Христос (в переводе с греческого «христос» также означает «помазан-ник»), плотник из города Назарета. В еврейской истории были и другие претен-денты на роль «того самого Мессии» — Бар-Кохба (II век н. э.) Шимон Бар-Кохба — предводитель крупного антиримского восстания в 131-135 годах н. э. Восстание было подавлено, евреев изгнали из Иерусалима, а провинция Иудея получила новое название — Сирия Палестина. , Шабтай Цви (XVII век) Шабтай Цви (1626-1676) — еврей, в 1648 году объявивший себя Мессией. Собрал много последователей, так как в то время иудеи, потрясенные чудовищными погромами на Украине, как никогда остро ожидали своего избавителя. В 1666 году под угрозой казни принял ислам. , Яков Франк (XVIII век) Яков Франк (1726-1791) — еврей, объявив-ший себя Мессией. Нашел последователей в Польше (Подолии). В 1759 году вместе с многими последова-телями крестился в католичество. , но связанные с ними надежды оказались обманутыми, поэтому иудеи продолжают ждать.

8. Что такое Талмуд и Тора и чем они отличаются от Библии

Начнем с того, что иудейская Библия не идентична христианской. Христиан-ская состоит из двух частей — Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) как раз тождествен иудейской Библии, но книги расположены в нем немного в ином порядке, и некоторые из них представлены в иной редакции. Сами иудеи предпочитают называть свое Священное Писание «ТаНаХ» — это аббре-виатура, образованная из первых букв названий его частей Т — Тора (Закон), Н — Невиим (Пророки), К (Х) — Ктувим (Писания). . В иудейском контексте не стоит использовать название «Ветхий Завет», поскольку для иу-деев их завет с Богом Завет — термин, устоявшийся в русских пере-водах еврейской Библии, хотя правильнее было бы использовать слово «договор». — единственный и актуальный. Еще одно слово, которым часто обозначают Священное Писание в иуда-изме, — Тора (Закон). Этот термин используется в разных значениях: так называют первые пять книг Библии (Пятикнижие Моисея), но иногда и Библию в целом, и даже всю сово-купность иудейских законов.

Слово «талмуд» в русском языке приобрело нарицательный характер — так можно назвать любую толстую книгу. Однако в иудаизме Талмуд (с ивр. «уче-ние») не просто толстая, а очень толстая книга — это памятник средневековой еврейской мысли, свод юридических, этических и ритуальных норм иудаизма. Тексты Талмуда представляют собой дискуссии авторитетных мудрецов по раз-ным вопросам из всех сфер жизни — земледелия, религиозных праздников и ритуалов, се-мей-ных отношений, уголовного права и пр. По объе-му Тал-муд в несколько раз превосходит Библию и дополняет ее. Высокий статус Талмуда в иуда-изме обеспечивается представлением о том, что в его основе лежит Устный Закон (или Устная Тора), который, как и сама Тора, был дарован Богом пророку Моисею на горе Синай. Тора была дарована в письменном виде; Уст-ный Закон, как сле-дует из его названия, — в устном. Именно в устной форме он транслиро-вался из поколения в поколение, обсуждался и комментировался мудреца-ми, пока, наконец, не был записан.

9. Иудаизм или иудаизмы

Современный иудаизм — явление неоднородное. Помимо наиболее тради-цион-ного ортодоксального иудаизма, существуют и другие, более либеральные на-правления. Ортодоксальный иудаизм, к слову, тоже неоднороден. В XVIII веке в Восточной Европе появилось особое течение — хасидизм. Сна-чала оно нахо-дилось в конфронтации с традиционным иудаизмом: его привер-женцы стреми-лись не столько к традиционному интеллектуальному познанию Бога через изучение Священного Писания, сколько к эмоционально-мистиче-скому. Хасидизм делится на несколько направлений, каждое из которых вос-ходит к тому или иному харизматическому лидеру — цадику. Цадики почитались своими последователями как святые праведники, посред-ники между Богом и людьми, способные творить чудеса. Хасидизм довольно быстро распростра-нился по Восточной Европе, однако в Литве потерпел неудачу благодаря усилиям духовного лидера литовских евреев — выдающе-гося раввина Элияху бен Шломо Залмана, прозванного за свою мудрость Ви-ленским гением, или гаоном на иврите. Так противников хасидизма стали называть литваками, причем независимо от места их проживания. Со временем противоречия между хасидами и литваками потеряли остроту, и сейчас они вполне мирно сосуществуют.

Более либеральное течение — так называемый реформированный иудаизм — возникло в XIX веке в Германии; его последователи стремились сделать еврей-скую религию более евро-пей-ской и тем самым способствовать интеграции евреев в европейское об-ще-ство: перевести богослужение с иврита на немецкий, использовать в богослу-жении орган, отказаться от молитв за возвращение еврейского народа в Пале-стину. Даже облачение реформистского раввина стало почти неотличимо от одеяния лютеранского пастора. Наиболее радикальные сторонники рефор-мизма выступали за перенесение дня покоя с субботы на воскресенье. Именно в рамках реформированного иудаизма в 1930-х годах появилась первая жен-щина-раввин, а сегодня даже допускаются однополые браки. Реформизм попу-лярен в США. В Европе, Латинской Америке и Израиле также существуют реформистские общины, однако их популярность значи-тельно ниже.

В начале ХХ века в США возник консервативный иудаизм, занявший проме-жуточную позицию между ортодоксальным и реформированным. Консер-ваторы стремились к более умеренным и постепенным преобразованиям, чем реформисты: они настаивали на сохранении иврита в качестве языка бого-служения, строгом соблюдении пищевых запретов и субботнего покоя. Позднее в консервативном иудаизме появились противоречивые тенденции — неко-торые его приверженцы стремились сблизиться с реформистами; другие, напротив, дрейфовали в сторону ортодоксов. Сегодня консервативная версия иудаизма все еще довольно популярна в США, а небольшое количество общин есть и в Израиле.

10. Чем синагога отличается от храма

Синагога (с греч. «собрание») — здание, предназначенное для коллективных молитв и собраний, отправления религиозных церемоний; таких зданий может быть много. Храм же в иудаизме может быть только один, а сейчас его и вовсе нет: последний, Второй храм был разрушен в 70 году н. э. римлянами в ходе подавления Великого иудейского восстания. На иврите синагога называется «бет-кнесет» — «дом собраний», а храм называли «бет-Элохим» — «дом Бога». Собственно, в этом и заключается главное отличие между ними. Синагога — для людей, а храм — для Бога. Простые люди не имели доступа в Храм, там служили священники, остальные могли находиться только в храмовом дворе. Ежедневно там совершались жертвоприношения Богу Израиля — это была главная форма храмового служения. Если провести аналогию с другими авраамиче-скими религиями, христианством и исламом, то христианские храмы по своему устройству и функциям ближе к Иерусалимскому храму (собственно, он и слу-жил для них образцом), а молитвенные здания мусульман, мечети, — к синагогам.

Синагогальные здания отличаются большим стилистическим разнообразием, ограниченным лишь модными веяниями времени, вкусами архитекторов и заказчиков. Обычно в синагогах есть мужские и женские зоны (если это не синагога одного из либеральных направлений). У стены, обращенной в сторону Иерусалима, находится арон ха-кодеш — священный ковчег, напо-минающий шкаф с занавесом вместо дверец. В нем — главное сокровище синагоги: один или несколько пергаменных свитков Пятикнижия Моисея — Торы. Его вынимают, разворачивают и читают во время богослужения на спе-циальной кафедре — бима (с ивр. «возвышение»). Главная роль в синагогаль-ном богослужении принадлежит раввину. Раввин (с ивр. «учитель») — это образованный человек, сведущий в религиозных законах, религиозный лидер общины. В ортодоксальных общинах раввинами могут быть только мужчины, в реформистских и консервативных — как мужчины, так и жен-щины.

Мечта о восстановлении разрушенного римлянами Храма — очень важная идея иудаизма, именно его оплакивают у Стены Плача в Иерусалиме (единственной сохранившейся до наших дней части храмового комплекса). Проблема в том, что построить его можно только на том же самом месте — на Храмовой горе, а там сегодня находятся святыни мусульман. Иудеи верят, что Храм все же будет восстановлен после долгожданного пришествия Мессии. Неболь-шие макеты Храма в витринах сувенирных лавок часто сопровождает оптими-стичная надпись: «Покупайте сейчас! Скоро Храм будет восстановлен, и цены возрастут!»

11. Почему евреи «избранный народ», кто их из-брал и не было ли подтасовок во время выборов

Представление о богоизбранности еврейского народа — одно из ключевых в иудаизме. «Вы будете у меня народом святым», — говорит Бог (Исх. 19:5-6), даруя еврейскому народу свой Закон — Тору. Согласно талмудической тра-диции, акт избрания носил не односторонний, а взаимный характер: Бог, утверждали мудрецы Талмуда, предлагал Тору разным народам, но те отказы-вались, не желая обременять себя исполнением заповедей, и только евреи согласились ее принять. Правда, по другой (тоже талмудической) версии, согласие еврейского народа было получено под давлением — в прямом смысле этого слова. Бог наклонил скалу, под которой собрался народ, — «И сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». Однако статус избранного народа повлек за собой не столько привилегии по отношению к другим народам, сколько особую ответственность перед Богом. Беды, то и дело обрушивавшиеся на головы евреев, объяснялись несоблюдением заповедей — однако в конце времен, с приходом Мессии, ситуация должна в корне измениться: Бог долготерпелив, а его любовь к избранному народу неизменна.

Источники

  • Боярин Д. Израиль по плоти.
  • Вихнович В. Л. Иудаизм.
  • Ланж де Н. Иудаизм. Древнейшая мировая религия.
  • Фридман Р. Как создавалась Библия.
  • Чаковская Л. Воплощенная память о Храме. Художественный мир синагог Святой земли III–VI веков н. э.
  • Шиффман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху второго Храма и период Мишны и Талмуда.

    Это монотеистическая религия, основанная на вере в единого Бога (личного, неделимого, бесплотного и вечного существа), который является не только создателем мира, но и его постоянным надзирателем или опекуном. Господь дал вечный завет народу Израиля, обещая ему защиту и помощь в обмен на подчинение его заповедям. была сформирована во втором тысячелетии до нашей эры, она является национальным вероисповеданием евреев. Большинство последователей проживает в Соединенных Штатах Америки (5,6 миллиона) и в Израиле (4,7 миллиона).

    Эта культура включает в себя несколько уникальных языков, каждый из которых дает обширную литературу, всеобъемлющую еврейскую философию, а также набор социальных обычаев и конвенций.

    Основные религиозные принципы

    Иудаизм подтверждает существование и уникальность Бога и подчеркивает выполнение заповедей наряду с соблюдением строгой системы убеждений. В отличие от христианства, которое требует более четкого определения Бога, эта вера предполагает, чтобы человек чествовал Бога через постоянную борьбу с указаниями Бога (Тора) и практикой заповедей. Православный иудаизм подчеркивает ряд основных принципов в своих образовательных программах. Основное убеждение в том, что существует одно-единственное всезнающее трансцендентное Божество, которое создало Вселенную и продолжает заботиться о своих творениях. Традиционное иудейство утверждает, что Господь установил завет еврейскому народу на горе Синай, открыл свои законы и 613 заповедей. Они были в письменной форме, иудаизм опирается на них ― отсюда появилась священная книга Тора.

    Существует ряд основных принципов, которые были сформулированы средневековыми раввинскими властями. Они выдвигаются в качестве основополагающих основ:

    1. Бог вечен.
    2. Он является центром Вселенной, поддерживает ее и контролирует события, происходящие в мире.
    3. Бог создает материю и реальность, он абсолютный источник любви и мудрости.
    4. Существует только один Бог, которому следует повиноваться. Перед ним все равны, вне зависимости от пола, расы, вероисповедания.
    5. Он охотно принимает всех, кто приходит к нему.
    6. Миссия иудеев заключается в просвещении остальных людей о божественных заповедях.
    7. Хашем ― источник спасения. Каждый должен верить, что Господь спасет свой народ от порабощения, и поддерживать его завет для мессианской эпохи ― веры в будущее искупление.
    8. Задача иудаизма ― вернуть человечество на путь истинный и привлечь к божьим законам.
    9. Бог вознаградит праведников. Творец вознаграждает тех, кто соблюдает его заповеди, и наказывает тех, кто их нарушает.
    10. Жизнь ― это постоянный диалог с Господом.

    Религия иудаизм, если кратко, затрагивает абсолютно все сферы жизни. В Библии описаны советы по ведению быта, правильному питанию, вопросы, касающиеся брака, рождения, смерти и т. д.

    Немного истории

    Кому поклоняются иудеи? Сторонники этой веры поклоняются единому Богу. Его имя не принято называть вслух без надобности. Еврейская Библия говорит о том, что евреи ― это избранный Господом народ. Все евреи ― это потомки Авраама, который заключил с Богом договор. Согласно Библии евреи происходят от древнего народа Израиля, который поселился на земле Ханаан между восточным побережьем Средиземного моря и рекой Иордан. Библия относится к детям Израиля как к потомкам общего предка израильтян ― Иакова.

    В Книге Бытия рассказывается история Иакова и его двенадцати сыновей, которые покинули Ханаан во время сильного голода и поселились в Гошенах северного Египта. Правительство египетского фараона якобы порабощало своих потомков, хотя нет никаких независимых свидетельств того, что это происходило. После 400 лет рабства Бог Израиля послал пророка Моисея из колена Левия, чтобы освободить израильтян от рабства. Согласно Библии евреи чудесным образом эмигрировали из Египта (событие, известное как Исход) и вернулись на свою родину в Ханаан.

    Согласно Библии после освобождения от египетского рабства народ Израиля жил в Синайской пустыне в течение сорока лет, прежде чем завоевать Ханаан в 1400 году до нашей эры. Живя в пустыне, согласно библейским писаниям, народ Израиля получил Десять заповедей на горе Синай через Моисея. Войдя в Ханаан, части земли были отданы каждому из двенадцати колен Израиля.

    Исторические сведения

    После падения Иерусалима Вавилония (современный Ирак) будет центром религии иудаизма более тысячи лет. Первые еврейские общины в Вавилонии возникли со времени изгнания племени Иудеи в Вавилон Иоакимом в 597 году до нашей эры, а также после разрушения Храма в Иерусалиме в 586 году до нашей эры. Еще много евреев мигрировали в Вавилон в 135 году нашей эры после восстания Бар-Кохбы. Вавилония стала центром еврейской жизни вплоть до XIII века. К первому столетию она быстро развивалась, население составляло 1 миллион евреев, которое увеличилось до 2 миллионов, составляя около 1/6 мирового еврейского населения в ту эпоху.

    В период европейского Возрождения и Просвещения в общине произошли значительные изменения. Движение Хаскалы сопровождалось более широким Просвещением, поскольку евреи в XVIII веке начали кампанию за освобождение от ограничительных законов и интеграцию в более широкое европейское общество. Светское и научное образование было добавлено к традиционному религиозному обучению, полученному студентами, и интерес к национальной идентичности, включая возрождение в изучении истории и иврита, начал расти.

    В 1870-х и 1880-х годах евреи в Европе стали более активно обсуждать иммиграцию в Израиль и возможность воссоздать еврейскую нацию на своей национальной родине, выполняя библейские пророчества, касающиеся Шиват-Циона.

    В 1933 году с приходом к власти Адольфа Гитлера и нацистской партии в Германии положение евреев стало сложным. Иудаизм и его сторонники строго осуждались. Экономические кризисы, расовые антисемитские законы и страх перед предстоящей войной заставили многих евреев бежать из Европы в Палестину, в Соединенные Штаты Америки и в Советский Союз.

    На сегодняшний день Израиль ― парламентская страна, где больше половины населения ― евреи. Крупнейшие еврейские общины находятся в Израиле и Соединенных Штатах с основными общинами в Европе, России и Канаде.

    Великий основатель и пророк

    Основателем считают пророка Моисея. Согласно Книге Исхода Моисей появился на свет, когда его народ, израильтяне, возрастал в количестве. Это обеспокоило египетского фараона. Поэтому он распорядился убивать новорожденных мальчиков-израильтян. Мать Моисея тайно скрыла его. Через дочь фараона ребенок был принят в качестве подкидыша из реки Нил и вырос с египетской королевской семьей. После убийства египетского рабовладельца Моисей бежал в Мадиам, где он встретил Ангела Господня, говорящего с ним на горе Хориб.

    Бог послал Моисея, чтобы избавить израильтян от рабства. Моисей привел израильтян из Египта к библейской горе Синай, здесь ему были даны Десять заповедей от Бога, написанные на каменных табличках. Перед смертью Моисей оставил преемника ― Иисуса Навина, благословив его.

    Основные идеи

    Иудаизм совмещает в себе все моральные принципы других вер. Обычно еврейская этическая практика характеризуется такими ценностями, как справедливость, поиск истины, любовь к миру, любящая доброта, сострадание, смирение и чувство собственного достоинства. Этические практики включают практику благотворительности и воздержание от негативной речи.

    Основные идеи:

    • Господь является вездесущим, справедливым и всезнающим. Все равны перед ним.
    • человек ― это духовно бессмертное существо, созданное Господом по своему подобию. Поэтому он должен следовать божьим законам и постоянно самосовершенствоваться.
    • сторонники этой религии считают, что духовное начало преобладает над материальным миром. Но к окружающему миру нужно относиться с уважением и любовью.

    Как видим, у иудаизма, христианства и даже ислама есть много общего, и совершенно точно, что иудаизм ― одна из великих мировых религий, а еврейский народ много страдал на протяжении всей истории.

    Вопрос о религии и вере всегда будет волновать человеческие умы. Интерес к природе человечества и его Создателя не угасает с самого рассвета человеческой эпохи. Считается, что именно еврейский народ признан богоизбранным и ближайшим к нашему Творцу, а столица Израиля Иерусалим — столицей трех религий: христианства, иудаизма и ислама. Так какая же вера у названного избранным Богом народа и во что же они верят?

    Во что верят евреи?

    Согласно данному вероисповеданию, Бог выделил еврейский народ как народ-проповедник, имеющий своей миссией донести до каждого на Земле их предназначение.

    Несмотря на свою исключительность, еврейский народ подвергался длительным гонениям и бедам, и верят они в то, что их беды на Земле завершатся с приходом Мессии.

    Вера иудеев основывается на десяти принципах:

    • Учение о создании всех людей на Земле Богом по своему принципу и подобию;
    • Принятие Бога не только как творца или создателя, но и как отца по отношению к человеку;
    • Жизнь каждого человека или народа принимается как его диалог с Богом;
    • Принцип исключительной ценности человеческой жизни и человека;
    • Принятие равенства каждого человека перед Богом;
    • Наличие священной миссии у еврейского народа — донести Божественные истины до каждого человека;
    • Соблюдение всеми евреями 613 основных заповедей, а неевреями 7 законов;
    • Принцип превосходства духовного над материальным;
    • Верование в приход Мессии;
    • Учение о том, что в определенный момент все мертвые воскреснут и станут снова жить на Земле.

    Какие заповеди соблюдают евреи?

    Так же как и у православных верующих, соблюдающих десять священных заповедей, у иудеев также есть законы, которым они должны следовать. Всего их шестьсот тринадцать , триста шестьдесят пять из которых являются запретительными — на каждый день в году, а двести сорок восемь — предписательными.

    Для неевреев иудаизм предлагает семь заповедей, соблюдая которые каждый может войти в Небесное Царство вместе с евреями:

    1. Запрет богохульства;
    2. Запрет воровства;
    3. Запрет кровопролития;
    4. Запрет идолопоклонства;
    5. Запрет кровосмешения;
    6. Запрет употребления мяса, отрезанного от живого существа;
    7. Требование установления справедливой законодательной системы.

    Священная литература иудаизма

    Как и каждом вероисповедании, в религии иудеев также существуют столпы, на которых крепится вся религиозная история народа, их учения и законы. В иудаизме основным священным писанием является Танах, в который входят:

    • Учение Тора , создателем которого считается пророк Моисей;
    • Нэвиим - двадцать одна книга хронологическо-исторического содержания;
    • Кэтувим - сборник из тринадцати книг, включающих в себя разнообразные религиозные жанры.

    Танах является аналогом Старого Завета у православного народа, содержащий в себе информацию и знания о происхождении и развитии еврейского народа, Божественные заповеди и законы, а также основные черты зарождения иудаизма, повлекшего за собой становление ислама и христианства.

    Как и верующие других религий, евреи свято блюдут религиозные предписания, описанные в Танахе, надеясь на исходе жизни познать Милость Божию.

    Разновидности иудаизма

    Имея обширную и древнюю историю, религия иудеев получила развитие в различных направлениях, отличающихся культурой, традициями и даже диалектами.

    На данный момент иудаизм имеет следующие разновидности:

    • Ашкеназы и Сефарды. Евреи западной и восточной традиции соответственно. Их различие состоит в том, что развитие разных культур - Запада и Востока оказало значительное влияние на трактование Танаха, произношение слов и культуру в целом, в результате чего произошло данное разделение;
    • Иудеи разных регионов. Традиции уклада жизни разных регионов также оказали влияние на течение и развитие иудейской религии;
    • Мировоззренческое разделение. По степени дозволенности иудаизм делится на либералов, консерваторов и ортодоксов;
    • Популярные течения. Во всем мире, в разных странах иудаизм принял несколько распространенных ответвлений: хасидизм, литваки, религиозные сионисты, антисионисты и многие другие.

    Кто может исповедовать иудаизм?

    Становление иудеем происходит двумя способами: рождение чистокровным евреем, либо совершение перехода в иудаизм — прохождение Гиюра. Этим еврейская религия отличается от других национальных: он не только наследуется по праву крови, но и готов принять любого желающего.

    Однако, добиться принятия в иудаизм совсем не просто. Желающего обратиться в основную еврейскую религию очень долго отговаривают, проверяя твердость его намерений и настойчивость. И только человек, проявивший необходимую решительность может обратиться к желанному вероисповеданию.

    Евреи — древнейшая нация из ныне существующих. Об его исключительном предназначении ходят легенды и написано множество трактатов. Именно поэтому вопрос о вероисповедании этого народа, его традициях и верованиях никогда не будет полностью раскрыт. Однако, на данный момент на вопрос: «Какая вера у евреев?» мы можем дать однозначный ответ - иудаизм .

    Видео: кому молятся евреи в синагоге?

    В данном ролике иудей Матвей Кауфман расскажет, какому Богу поклоняется этот народ:

    Иудаизм как религия возник еще "до начала веков", и именно его считают первое монотеистической религией, которая признавала существование одного-единственного Бога. Иудаизм на самом деле является не только верованием, но и и основным его законом. Ведь священные книги содержат в себе информацию абсолютно о всех социальных процессах, гражданских и религиозных законах.

    Краткая история возникновения верований

    Возникновение иудаизма приписывают тому времени, когда Бог обратился непосредственно к Аврааму и велел ему покинуть дом и поселится в Ханаане. Именно здесь и начинается история иудаизма, а имя внука Авраама, Яков, ассоциируется с началом абсолютно новой духовной жизни.

    Дальнейшая история связана непосредственно с Египтом и выведением иудеев из рабства, которое совершил Моисей. Первая документальная эпоха называется Временем Первого Храма, когда создал Иерусалимский Храм. Именно здесь и началась первая централизация всех верований.

    Основные постулаты

    Иудаизм как религия считается очень тесно связанным с христианством, так как Библия является священной книгой не только для христиан, но и для иудеев, ведь содержит в себе историю именно еврейского народа.

    Тем не менее, существуют некоторые очень весомые различия между этими двумя мировыми верованиями. Иудаизм как религия подразумевает под собой очень тесную связь между Богом и людьми. Еврейский народ призван нести священное слово всем верующим и неверующим. Например, евреи искренне считают, что человек, который чтит законы иудеев, но не является приверженцем иудаизма, является почтенным и обязательно попадет в царство Божье после смерти.

    Еврейский народ с точки зрения религии представляет собой не что иное, как инструмент Господа, способный донести до остальных правду о благочестии. Возможно, именно поэтому евреи во все времена считались «избранными Богом».

    Священные книги иудаизма

    На самом деле основой иудейских верований является название обозначает совокупность книг, которые в христианстве принято считать Ветхим Заветом. Именно здесь собрана история развития иудаизма как религии. Считается, что первые пять книг были написаны Моисеем под Божьим вдохновением на горе Синай, где он, кстати, и получил основные заповеди. Кроме того, в этой же книге изложено более 600 заповедей, которыми евреи руководствуются в своей повседневной жизни. Например, здесь собраны законы о традициях субботы, которая считается священным днем недели, когда нельзя ничего созидать или разрушать. Здесь же собраны и правила, касающиеся питания. Довольно интересно то, что евреям запрещается смешивать мясные блюда и молоко, такие продукты также нельзя хранить рядом или готовить в одной и той же посуде.

    И если Танах имеет огромное значение не только для иудаизма, но и для приверженцев христианской веры, то Талмуд важен только для евреев. Именно эта книга считается самым важным образовательным пособием для народа. В свое время правители многих государств считали, что если запретить Талмуд, то евреи значительно охотнее будут переходить в христианство. Тем не менее, массовое сожжение книг не заставило евреев изменить своей философии.

    Кабала

    Иудаизм как религия разделяется на несколько течение, среди которых выделяют и кабалу. Этим термином принято называть самые разнообразные мистические учения евреев. Самая ценная книга здесь называется Зогар и написана на древнем Говорят, что там собраны комментарии к Пятикнижию Моисея. С точки зрения кабалистов Библия не является всего лишь описанием истории и законов, а представляет собой некий символический зашифрованный язык. Те, которым удастся расшифровать тайные послания, смогут понять суть божественного, раскрыть тайны и постигнуть величайшую мудрость мира.

    Иудаизм в общих чертах знаком каждому человеку, читавшему Ветхий Завет. У вас нет времени или желания изучать Библию, но вы хотите узнать, какую религию исповедует еврейский народ? В этой статье изложены основные идеи иудаизма - кратко, без излишних фактов и избыточной терминологии. Ознакомившись с материалом, вы узнаете об основателе религии, ее символике и основополагающих идеях.

    Кто основал иудаизм

    Принято считать, что основатель иудаизма - это Моисей («тот, кого спасли из воды»). Пророку иудаизма удалось собрать разрозненные израильские колена в единый народ. Также знаменит он тем, что осуществил исход евреев из Египта, где они жили на положении рабов.

    Во времена Моисея израильский народ настолько увеличился в численности, что владыка Египта отдал приказ убивать всех новорожденных мальчиков-евреев. Мать будущего пророка спасла младенца от гибели. Она поместила ребенка в плетеную корзину и доверила ее водам Нила. Дочь фараона обнаружила эту корзину и захотела усыновить спящего малыша.

    Моисей рос и замечал, как его соплеменников всячески притесняют. Однажды в порыве гнева он убил египтянина-надсмотрщика, а затем сбежал из страны на землю мадианитян (полукочевой город, упоминаемый в Коране и в Библии). Здесь его призвал Бог, явившийся Моисею в образе объятого пламенем, но несгорающего кустарника. Бог открыл Моисею его миссию.

    Догматы веры

    Если изложить основные идеи иудаизма кратко, то получится следующий список:

    1. Человек сотворен Богом, по образу и подобию своего Творца
    2. Бог есть источник Любви, Благодати и Высшей Справедливости, он обладает абсолютным Разумом и Всемогуществом
    3. Жизнь представляет собой диалог между Господом и отдельно взятым человеком (либо целым народом)
    4. Человек есть бессмертное духовное существо, способное бесконечно развиваться и
    5. Люди, вне зависимости от расы, равны перед Господом, каждому дана свободная воля
    6. Еврейский народ имеет особую миссию - донести Божественные истины до остального человечества
    7. Неевреям следует соблюдать только семь законов Ноевых сынов, а евреи должны исполнять мицвот, состоящий из 613-ти предписаний
    8. Духовное начало господствует над материей, но и к миру материальному нужно относиться с уважением
    9. После прихода Мессии (Машиаха) наступит новое царство и мир на всей земле
    10. На исходе дней мертвые воскреснут и вновь будут жить на земле во плоти

    В кратком изложении невозможно осветить все принципы иудаизма, но основные идеи этой монотеистической религии должны стать вам ясны.

    Главные символы

    Звезда Давида. Это древний символ, изображаемый в виде гексаграммы - шестиконечной звезды. Есть мнение, что он символизирует форму щитов, которыми пользовались войны царя Давида. Знак гексаграммы традиционно считают еврейским символом, но его также знают в Индии как обозначение Анахата-чакры.

    Менора. Золотой подсвечник, рассчитанный на семь свечей. Согласно легенде, во время скитания евреев по пустыне такой предмет находился в Скинии Собрания, затем его перенесли в Иерусалимский храм. Считается, что предписание об изготовлении подобного подсвечника Моисей получил во время беседы с Господом на горе Синай.

    Ермолка или кипа. Это традиционный головной убор для благочестивого мужчины-еврея. Ермолку можно носить под шляпой или в качестве самостоятельного головного убора. В некоторых случаях шапочку прикрепляют к волосам с помощью заколки. Еврейки, исповедующие ортодоксальный иудаизм, также должны покрывать голову. Но женщины используют для этого не кипу, а парик или платок.