Open
Close

Во сколько лет лучше крестить ребенка. Когда лучше крестить ребенка после рождения

Вместе с тем, как проходит изучение расстановки сил на мировой арене и пересмотр роли всех тех, кто участвовал в коалиции против Гитлера, все чаще возникает вполне резонный вопрос: "Сколько людей погибло во Второй мировой войне?" Сейчас все современные средства массовой информации и некоторые исторические документы продолжают поддерживать старые, но в это же время создавать новые мифы вокруг этой темы.

Один из самых закоренелых говорит о том, что Советский Союз одержал победу только благодаря колоссальным потерям, которые превосходили утрату в живой силе противника. К последним, самым современным мифам, которые навязываются всему миру западом, можно отнести мнение, что без помощи США победа была бы невозможной, якобы все это только из-за их мастерства ведения войны. Однако благодаря статистическим данным, можно провести анализ и все-таки узнать, сколько людей погибло во Второй мировой войне и кто внес основную лепту в победу.

Сколько всего воевало за СССР?

Безусловно понес огромные потери, храбрые солдаты иной раз с пониманием шли на смерть. Это всем известно. Для того чтобы узнать, сколько людей погибло во Второй мировой войне в СССР, необходимо обратиться к сухим статистическим цифрам. По переписи населения за 1939 год, в СССР проживало примерно 190 млн человек. Ежегодный прирост был около 2%, что составляло 3 миллиона. Так, несложно подсчитать, что к 1941 году население составляло 196 млн человек.

Продолжаем рассуждать и подкреплять все фактами и числами. Так, любая индустриально развитая страна, даже при полной тотальной мобилизации, не могла позволить себе такую роскошь, как призвать воевать больше 10% населения. Таким образом, примерная численность советских войск должна была составлять 19,5 млн. Исходя из того, что сначала призывались мужчины родившиеся в период с 1896 по 1923 и далее до 1928-го, стоит прибавить за каждый год еще по полтора миллиона, из чего следует, что общая численность всех военных за весь период войны составлял 27 млн.

Сколько из них погибло?

Для того чтобы узнать, сколько людей погибло во Второй мировой войне, необходимо из общей численности военных на территории Советского Союза вычесть около 2 миллионов по той причине, что они воевали против СССР (в виде разных групп, таких как ОУН и РОА).

Остается 25 млн, из которых 10 на конец войны все еще находились на службе. Таким образом, из армии выбыло примерно 15 млн солдат, но при этом стоит учитывать, что не все они были мертвы. Например, из плена было освобождено около 2,5 миллионов, а еще некоторая часть была просто комиссована по ранению. Таким образом, официальные цифры постоянно колеблются, но все же можно вывести среднее значение: погибло 8 или 9 млн человек, причем это именно военных.

Что же было на самом деле?

Проблема заключается в том, что убиты были не только военные. Теперь рассмотрим вопрос о том, сколько людей погибло во Второй мировой войне именно среди гражданского населения. Дело в том, что официальные данные говорят о следующем: из 27 миллионов человек общих потерь (предлагает нам официальная версия), необходимо отнять 9 млн военных, которых мы подсчитали ранее, используя нехитрые арифметические расчеты. Таким образом, получается цифра в 18 миллионов именно гражданского населения. Теперь рассмотрим ее более подробно.

Для того чтобы посчитать сколько людей погибло во Второй мировой войне в России, Украине, Беларуси и Польше, необходимо снова обратиться к сухим, но неопровержимым статистическим данным, которые говорят о следующем. Немцы оккупировали территорию СССР, на которой после эвакуации проживало около 65 миллионов человек, что составляло одну треть.

Польша потеряла в этой войне около одной пятой населения, при том, что на ее территории много раз проходила фронтовая линия, и т. д. За время войны Варшава была практически разрушена до основания, что дает примерно 20% погибшего населения.

Беларусь потеряла примерно четверть населения, и это при том, что на территории республики проходили жесточайшие бои и деятельность партизан.

На территории Украины потери составили примерно одну шестую от всего населения, и это при том, что действовало огромное количество карателей, партизан, отрядов сопротивления и различного фашистского «отребья», бродившего по лесам.

Потери среди населения на оккупированной территории

Каков же процент потерь среди гражданского населения должен быть свойственен для всей оккупированной части территории СССР? Скорее всего, не выше, чем на составляет примерно две трети всего населения оккупированной части Советского Союза).

Тогда можно взять за основу цифру 11, что получилась когда отняли от общих 65 миллионов две трети. Таким образом мы получаем классические 20 млн общих потерь. Но даже эта цифра по максимуму груба и неточна. Поэтому видно, что в официальном докладе о том, сколько людей погибло во Второй мировой войне всего среди военных и гражданских, цифры преувеличены.

Сколько людей погибло во Второй мировой войне в США

Соединенные Штаты Америки тоже понесли потери и в технике, и в живой силе. Конечно, они были ничтожными по сравнению с СССР, поэтому после окончания войны их можно было подсчитать достаточно точно. Таким образом, получилась цифра в 407,3 тысячи погибших. Что касается мирного населения, то его почти не оказалось, среди погибших граждан Америки, так как на территории этой страны никаких боевых действий не велось. Потери насчитывают 5 тысяч человек, в основном это были пассажиры проходящих кораблей и моряки торгового флота, которые попадали под удар немецких подлодок.

Сколько людей погибло во Второй мировой войне в Германии

Что касается официальных цифр касаемо немецких потерь, то они выглядят по меньшей мере странно, так как число пропавших без вести практически такое же, как и погибших, но на самом деле всем понятно, что вряд ли они найдутся и вернутся домой. Если сложить вместе всех ненайденных и убитых, получим 4,5 миллиона. Среди гражданских - 2,5 млн. Это ли не странно? Ведь тогда количество потерь СССР оказывается завышенным вдвое. На этом фоне появляются некоторые мифы, догадки и заблуждения относительно того, сколько людей погибло во Второй мировой войне в России.

Мифы о немецких потерях

Самым главным мифом, который упорно распространялся по Советскому Союзу после окончания войны, является сопоставление немецких и советских потерь. Таким образом, в оборот была взята и цифра германских потерь, которая оставалась на уровне 13,5 млн.

На самом деле немецкий генерал-историк Бупкхарт Мюллер-Гиллебранд озвучил следующие цифры, которые были основаны на централизованном учете потерь Германии. В годы войны они составили 3,2 млн человек, в плену погибло 0,8 млн. На Востоке не пережили пленения примерно 0.5 миллиона, а еще 3 погибли в боях, на Западе - 300 тысяч.

Безусловно, Германия вместе с СССР вели самую жесточайшую войну всех времен и народов, которая не подразумевала под собой ни капли жалости и сострадания. Основное количество среди гражданских и пленных с одной и другой стороны умирали от голода. Это было обусловлено тем фактом, что ни немцы, ни русские не могли обеспечить продовольствием своих пленных, так как голод тогда морил бы их собственные народы еще больше.

Итог войны

Историки до сих пор не могут посчитать точно, сколько людей погибло во Второй мировой войне. В мире то и дело озвучиваются разные цифры: начиналось все с 50 миллионов людей, далее 70, а сейчас и того больше. Но те же потери, что понесла, например, Азия от последствия войны и вспышек эпидемий на этом фоне, которые унесли огромное количество жизней, наверное никогда не представится возможным подсчитать. Поэтому даже вышеприведенные данные, которые были собраны из разных авторитетных источников, далеко не окончательные. И точный ответ на этот вопрос получить уже, скорее всего, никогда не представится возможным.

На днях в Думе прошли парламентские слушания «Патриотическое воспитание граждан России: «Бессмертный полк». В них приняли участие депутаты, сенаторы, представители законодательных и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерств образования и науки, обороны, иностранных дел, культуры, члены общественных объединений, организаций зарубежных соотечественников… Не было, правда, тех, кто саму акцию придумал — ​журналистов из томского «ТВ‑2», о них даже никто не вспомнил. И, в общем-то, вспоминать было, действительно, незачем. «Бессмертный полк», в котором по определению не предусматривалось никакого штатного расписания, никаких командиров и замполитов, уже вполне трансформировался в державную «коробку» парадного расчета, и главная его задача сегодня — ​научиться шагать в ногу и держать равнение в шеренгах.

«Что такое народ, нация? Это, прежде всего, уважение к победам, — ​открывая слушания, напутствовал его участников председатель парламентского комитета Вячеслав Никонов. — ​Сегодня, когда идет новая война, которую кто-то называет «гибридной», наша Победа становится одной из главных целей для атак на историческую память. Идут волны фальсификации истории, которые должны заставить нас поверить, что это не мы, а кто-то другой одержал победу, и еще заставить нас извиняться…» Почему-то никоновы всерьез уверены, что это именно они, задолго до собственного рождения, одержали Великую Победу, за которую, причем, кто-то пытается заставить их извиняться. Но не на таких напали! И щемящая нота непрошедшей всенародной беды, фантомной боли вот уже третьего поколения потомков солдат Великой Отечественной заглушается бодрым, бездумным вскриком: «Можем повторить!»

Действительно — ​можем?

Именно на этих слушаниях была между делом названа страшная цифра, никем почему-то не замеченная, не заставившая в ужасе остановиться на бегу, чтобы понять, ЧТО нам все-таки сказали. Зачем это было сделано именно сейчас, я не знаю.

На слушаниях сопредседатель движения «Бессмертный полк России» депутат Госдумы Николай Земцов представил доклад «Документальная основа Народного проекта «Установление судеб пропавших без вести защитников Отечества», в рамках которого были проведены исследования убыли населения, изменившие представление о масштабах потерь СССР в Великой Отечественной войне.

— Общая убыль населения СССР в 1941-1945 годах — ​более 52 миллионов 812 тысяч человек, — ​заявил Земцов, сославшись на рассекреченные данные Госплана СССР. — ​Из них безвозвратные потери в результате действия факторов войны — ​более 19 миллионов военнослужащих и около 23 миллионов гражданского населения. Общая естественная смертность военнослужащих и гражданского населения за этот период могла составить более 10 миллионов 833 тысяч человек (в том числе 5 миллионов 760 тысяч — ​умерших детей в возрасте до четырех лет). Безвозвратные потери населения СССР в результате действия факторов войны составили почти 42 миллиона человек.

Можем… повторить?!

Еще в 60-е годы прошлого века молодой тогда поэт Вадим Ковда написал коротенькое стихотворение в четыре строчки: «Если только в мое парадное / ходят три пожилых инвалида, / значит, сколько было их ранено? / А убито?»

Сейчас эти пожилые инвалиды в силу естественных причин заметны все меньше и меньше. Но Ковда масштаб потерь представлял совершенно правильно, достаточно было всего-навсего перемножить число парадных.

Сталин, исходя из недоступных нормальному человеку соображений, лично определил потери СССР в 7 миллионов человек — ​чуть меньше, нежели потери Германии. Хрущев — ​в 20 миллионов. При Горбачеве вышла книга, подготовленная Министерством обороны под редакцией генерала Кривошеева «Гриф секретности снят», в которой авторы называли и всячески обосновывали эту самую цифру — ​27 миллионов. Теперь выясняется: неправдой была и она.

Известно, что Иисус Христос родился в семье простой иудейской женщины, Марии, от непорочного зачатия, после того, как ангел принес благую весть ей о появлении ребенка. Свое детство по разным версиям Иисус провел, как обычный сын плотника, умело мастерив заказы вместе с отцом, взращивание спокойствие и любовь в своем сердце.

Иисус Христос был двоюродным братом Иоанна Крестителя, который получил приписку к своему имени такую именно благодаря крещению Иисуса в реке Иордан, которое после совершения самого события вошло в евангельское писание, как святое действо.

Понятное дело, что в кругу родственных связей Иисус Христос имел уже какие-то представления о взглядах Иоанна, однако, самостоятельно он пришел к этому только в зрелом возрасте, когда ему исполнилось тридцать лет.

Иоанн Креститель задолго до совершения обряда крещения проповедовал о пришествии мессии. Появившись на берегу реки Иордан, Иисус вызвал в нем небывалого восторга чувства, после чего Иоанн Креститель произнес такие слова: «Мне ли тебе крестить или у тебя креститься?», которые отображали прямое отношение Иоанна к личности, которая стояла перед ним, уже раскрывая тайны отношения к Иисусу, как к пророку или хотя бы, как к необычному человеку. Иисус Христос не заставил ждать Иоанна с ответом и произнес: «нам надобно свершить эту правду». Как известно по преданию, во время крещения Иисуса Христа в реке Иордан, с неба снизошел Святой Дух, в телесном обличии, в виде голубя, после чего последовал небесный глас, принадлежавший по мнению одного из ученика Иисуса, Луки, в евангелии которого мы и встречаем данное изречение (Лк. ): «Сын мой Возлюбленный, в тебе есть мое благословление». Данный факт должен был развенчать миф о том, что Иоанн злословил и выказать истинную природу Христа всем, кто желал его познать.

Именно благодаря процессу крещения, было ознаменовано мессианское предназначение христианства – ученики должны активно проповедовать учение Христово и нести его людям, чтобы те, очистившись от скверны путем омовения, или же крещения, приходили к Богу-Отцу.

После крещения, Святой Дух указал Иисусу Христу другую дорогу, которая должна была испытать его дух. Как известно, около 40-ка дней Иисус Христос провел в пустыне, терзаемый искушениями дьявола, после чего, выдержавший все их с достоинством, вернулся проповедовать в свой родной город, где его встречали почетно, словно императора.

В нынешнем церковном календаре есть праздник Крещения Господне, который отмечается точно также, как и рождение Иисуса Христа, что ставит его в ряд со всеми важными датами культово-церковного обряда. Отмечается в двух ответвлениях христианской церкви он по-разному, на что повлияла специфика принятия разных календарей за основу летоисчисления православной и римо-католической церкви, но это никоим образом не влияет на специфику самого события, таинства крещения и праздника церковной традиции, который знаменует обновление духа Христова в его важном витке жизненного пути к Богу.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

«Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам», — говорит Господь Иисус Христос своим ученикам. Научение вере, катехизация или оглашение — это Божия заповедь. Необходимость оглашения подтверждают 46-е правило Лаодикийского и 78-е правило Шестого Вселенского соборов.

Баптистерий V века. Северная Африка

Кто такие оглашенные?

Оглашенные (или по-гречески — «катехумены») — это в первую очередь христиане. Они еще не приняли крещения, но уже считались членами Церкви Христовой и присутствовали на части богослужений, слушали Священное Писание. Во II-III веках срок оглашения был не менее трех лет. Гонения и ереси, вероучительные споры требовали от христиан стойкости и знания своей веры. Поэтому Церковь очень ответственно подходила к принятию в свое лоно новых членов и очень благоговейно относилась к самому таинству крещения. И ко времени, когда в VI веке христианство стало государственной религией в Византии и в церковь пошло много язычников, уговоренных родственниками-христианами или желающих продвижения по службе (статус христианина этому способствовал), Церковь встретила их уже проверенной практикой длительной подготовки к крещению. В какой-то степени катехуменат был буфером между Церковью и миром: с одной стороны, Церковь через огласительные беседы говорила с миром; с другой — институт оглашенных защищал Церковь от проникновение в нее духа мира сего. Но главное, эта промежуточная стадия между сознанием язычника и верного христианина нужна была самим оглашенным: для испытания своей верности Христу, покаяния, «перемены ума» в самом прямом смысле — перемены приоритетов, ценностей, всего мировоззрения и поведения. Главной задачей катехизации было не столько обучение основам веры, сколько введение оглашенных в жизнь и Предание Церкви.

Вступительные экзамены

В древности таинство крещения было не частным, а общественным и торжественным событием. В канун Пасхи и Пятидесятницы, в Рождественский и Богоявленский сочельник крестились все прошедшие огласительный период и интенсивный курс изучения основ веры. Во II-III веках оглашение могло длиться от года до трех. Язычники, уверовавшие во Христа как Сына Божьего, впервые приходя в церковь, должны были пройти собеседование с епископом или другим назначенным им членом клира: пресвитером или диаконом. Будущие оглашенные рассказывали о себе и причинах своего намерении креститься; епископ говорил им небольшую проповедь о том, что такое христианская жизнь и чем христианство отличается от язычества.

После этого проходило посвящение в катехумены (оглашенные). На востоке обряд посвящения состоял из осенения печатью креста (осенения крестным знамением лба и груди), экзорцистского «дуновения» с чтением молитвы и возложения рук. На западе к этому прибавлялось еще вкушение будущим оглашенным щепотки соли в знак той соли Слова Божьего, которую он вкусит во время огласительных занятий. Пройдя обряд посвящения, оглашенные начинали занятия, где им рассказывали о самом Христе, о пророках, предсказывавших приход Мессии, о творении мира и о замысле Божием.

Оглашенные старались сочетать теорию с практикой, исправляя жизнь в согласии с христианским духом. Часто занятия проходили ежедневно, по утрам, чтобы прервать благочестивую языческую традицию посещать храмы перед тем, как отправиться на работу. Оглашенным позволялось присутствовать на всех богослужениях, за исключением литургии верных.

Приступить к крещению могли только те, кто пробыл в чине оглашенных достаточное количество лет, изменил свою жизнь, имел свидетельство верных о серьезности своих намерений, мог лично исповедовать веру и не имел беснования.

Святой Иустин Философ (II век), сам преподававший христианское учение в основанной им школе для оглашенных, писал в своей книге о катехизации: «Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются... как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго».

Интенсивный курс

Тех, кто прошел оглашение и хотел креститься на ближайшую Пасху, ждал еще один экзамен: повторное собеседование с епископом, где оглашенный должен был рассказать об изменениях, произошедших с ним в течение двух-трехлетнего периода. На собеседовании обязательно присутствовали крестные оглашенного, свидетельствующие истинность его слов.

Пройдя собеседование, человек записывал свое имя в список для крещения на ближайшую Пасху или другой из упомянутых дней. С этого момента он назывался «просвещаемым», т. е. готовящимся к «просвещению» (крещению).

Просвещаемые обязаны были посещать огласительные занятия, поститься (воздерживаться от мяса и вина, а также от пищи, посвященной языческим идолам («идоложертвенного») в знак покаяния. Хотя это и не было обязательным, верные (уже принявшие крещение) тоже могли поститься и посещать эти занятия, чтобы возобновить пережитое обращение и очистить душу и достойно подготовиться к встрече праздника Пасхи. По некоторым сведениям, из поста просвещаемых и сочувствующих им верных и произошел Великий пост.

После собеседования с епископом просвещаемый переводился на «интенсивный» курс. «Курс» святителя Кирилла Иерусалимского начинался с «предогласительной беседы», где святитель говорил просвещаемым об изменении их статуса в Церкви и увещевал не пропускать занятия, выучить сказанное, но не говорить о нем оглашенным, а также не любопытствовать о том, что делают на литургии верные. Дальнейшие беседы были посвящены толкованию Символа веры, молитвы «Отче наш» и некоторым другим вероучительным, нравственным и аскетическим аспектам христианства. До Второго Вселенского собора (381), на котором был принят Никео-Цареградский Символ веры (который мы читаем сегодня), в каждой поместной Церкви использовался свой крещальный символ, который представлял собой краткое исповедание веры, произносимое просвещаемым во время таинства крещения (отсюда он и появился). Догматическое содержание в таких исповеданиях оставалось одним и тем же, но формулировки были разные.


Крещение императора Константина (IV век). Фреска капеллы Сан-Сильвестро (XIII век) в римском монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати.
Миланским эдиктом (313) провозгласив свободу вероисповедания в империи, Константин также принял ряд актов, в результате которых христианство стало обретать статус государственной религии Византии

Тайны веры

Изучение Символа веры было своего рода привилегией просвещаемых: оглашенные не знали его, и знать им это не полагалось. Пожалуй, были только две вещи, которые ни внешним, ни оглашенным не рассказывались: это учение о Боге-Троице и о Евхаристии. Как наиболее сложные и парадоксальные, они могли быть неверно понятыми и принесли бы только вред, потому что «и больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производит, отчего рождается два зла: и больной умирает, и врач остается в бесславии. Так, если оглашенный услышит что-либо от верного, то и оглашенный впадет в безумие, потому что не понимает слышанного, однако оное порочит и осмеивает говоримое, и верный осуждается как предатель этой тайны» (св. Кирилл Иерусалимский, «Поучение предогласительное»).

Просвещаемые изучали Священную историю, им рассказывалось о таинстве крещения. Известно, что святитель Кирилл Иерусалимский, еще не будучи епископом, вел огласительные беседы несколько раз в неделю по несколько часов. На таких занятиях, кроме самих бесед, просвещаемые молились, и над ними произносились заклинания (экзорцизмы), которые готовили просвещаемых к обряду отречения от сатаны, совершаемому перед крещением.

После прохождения интенсива просвещаемых опять ждал экзамен. Накануне дня крещения, например в Страстную пятницу, они читали наизусть Символ веры и молитву «Отче наш» в присутствии епископа, а в Западной Церкви — и верных.

Крещение предварялось обрядом отречения от сатаны, которое подчеркивало разрыв с языческим прошлым, и обрядом сочетания со Христом. В наш век скептицизма многим принимающим крещение порой смешно и неловко плевать и дуть «на дьявола», но бывшие язычники в II-IV веках с полным пониманием относились к таким вещам.

После принятия крещения новоначальные христиане прослушивали еще одну серию бесед — теперь уже тайноводственных (введение в таинства Церкви). Объяснялся более глубоко смысл таинства крещения, а также миропомазания и Евхаристии. Что-то о таинстве крещения неофиты уже знали, но о Евхаристии рассказывали только после крещения.

Кто мог катехизировать

Занятия проводились специально благословленными на это людьми, необязательно священниками. Например, христианский писатель и богослов Ориген (первая половина III века) начал преподавать в Александрийском огласительном училище в ранней юности, после мученической смерти его отца (не имея тогда сана), сменив на этом посту своего учителя и тоже церковного писателя Климента, который был священником.

Могли быть катехизаторами и женщины, поставленные на служение диаконис. Они должны были на дому обучать «простых сельских женщин ясным церковным правилам, как отвечать крещаемой и как жить после Крещения», как предписывал Четвертый Карфагенский собор.

До нас дошли огласительные беседы святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, Феодора Мопсуэстийского, Августина Блаженного. Все эти беседы — живое слово, обращенное к живым слушателям, поэтому читать их интереснее, чем катехизисы, которые достались нам с Синодального периода. Последние претерпели сильное влияние католической схоластики, поэтому, хотя они хорошо структурированы, очень скучны. Огласительные слова святых отцов, кажется, имеют единственный недостаток: их переводы на русский делались в девятнадцатом веке и их язык может показаться сложным современному читателю.

Во сколько лет креститься?

Историки говорят, что зафиксировать момент появления практики крестить в младенческом возрасте нет возможности. Мы не знаем точно, крестили ли детей в апостольский век, но Новый Завет сообщает нам о крещении целых семей, в которых, конечно же, были маленькие дети (Корнилия (Деян. 10); Лидии — «крестилась она и домашние ее» (Деян. 16: 15); темничного стража «и всех бывших в доме его» (Деян. 16: 31, 33); Криспа: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» (Деян. 18: 8); Стефана «крестил я также Стефанов дом» (1 Кор. 1: 16). В Апостольском предании святого. Ипполита Римского (около 215 года) сказано: «Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников». Отсюда видно, что среди детей были и совсем маленькие, которые не умели говорить (но это могли быть и не новорожденные). Святые Ириней Лионский и Ориген, ссылаясь на апостольское предание, говорят о практике крестить младенцев. На Карфагенских соборах III века шли споры о крещении младенцев. Было вынесено решение: «…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи». Однако практика крещения взрослых, которые могли бы приступить к крещению сознательно, еще долгое время была очень распространенной. Известно, что Иоанн Златоуст был крещен в 23 (25?) года, Василий Великий — в 26 лет, Григорий Богослов, происходивший из епископской семьи, — в 28, блаженный Павлин Ноланский — в возрасте около 37 лет. Блаженный Августин, который был принят в катехумены еще в младенчестве, крестился после длительных духовных скитаний и борений в 33 (34?) года.

Кроме принципиальных соображений были и откровенные злоупотребления временем оглашения, особенно когда христианство с IV века становится государственной религией: катехумены считались христианами, значит, пользовались всеми правами перед государственными законами, освобождаясь от обязательств христианской жизни. Церковь боролась с этой хитростью, но не очень успешно. Например, cвятой Григорий Богослов, возражая против такого корыстного подхода к таинству крещения, писал: «Крестимся ныне, не будем отдалять от себя благодеяние... не будем ждать, пока сделаемся худшими, чтобы прощено нам было больше; не будем Христо-корчемниками и Христо-купцами. ...Спеши к дару, пока еще владеешь рассудком, пока не болен и телом, и духом... пока язык твой не запинается, не охладел и может ясно произнести (не говорю уже о большем) слова Тайноводства, ...пока дар для тебя очевиден, а не сомнителен, благодать касается глубин, а не тело омывается на погребение».

Массовое распространение практика крещения младенцев получила в христианской Византийской империи, и именно с этого времени вытесняется практика катехизации.

Крещение Николая Чудотворца. Клеймо житийной иконы. XVI век.
Николай Чудотворец и Константин Великий были современниками, однако император крестился перед смертью, а святого Николая крестили во младенчестве — более редкий случай в IV веке, когда шли споры о том, надо ли крестить младенцев или ждать, пока человек придет в сознательный возраст и сам примет решение

Можно ли сегодня использовать огласительную практику Древней Церкви?