Open
Close

В каком веке армения приняла христианство. В каком году армяне приняли христианство? История и современная действительность

Просмотров: 473

В начале IV в., в период царствования Трдата III в Армении произошло крупное событие - принятие христианства и провозглашение его официальной религией.

Христианство, возникшее в I в. н. э. получило во II и III вв. широкое распространение на Востоке и в Римской империи в качестве идеологии эксплуатируемых и обездоленных слоёв общества. Взамен жизненных бедствий и лишений оно обещало людям воздаяние и блаженство в потусторонней жизни. Почти все государства, где нашло распространение новое вероучение, враждебно относились к его последователям, жестоко преследовали их. Но, несмотря на все препятствия, христианство непрестанно развивалось и крепло.

С течением времени, однако, классовый характер христианства меняется. Складывается иерархия христианского духовенства, способного с лёгкостью поставить вероучение на службу господствующему классу общества в качестве тонкого и совершенного орудия обуздания эксплуатируемых масс, примирения их с тяжёлой действительностью. Постигнув эту истину, государства одно за другим меняют своё отношение к христианству, вооружаются им, обращая его в официальную религию. «Тот факт, - писал Энгельс, - что уже через 250 лет оно стало государственной религией, достаточно показывает, до какой степени соответствовало и по обстоятельствам того времени».

Здесь так же, как и в области развития феодальных отношений, Армения шла в первых рядах, что было в большой мере обусловлено её причастностью в предшествующие века к эллинистической культуре и идеологии.

Уже во II – III вв. христианство проникало в Армению с юга - из Сирии и с запада - из Каппадокии и Малой Армении. Христианские проповедники, приходившие оттуда в Армению, развёртывали здесь свою деятельность, которая, по‐видимому, к началу IV в. уже дала определённые результаты.

Трдат III (298 – 330) вначале жестоко преследовал христиан. Об этом повествуют истории («Жития») Григория Просветителя, Рипсиме и её сподвижниц и другие источники. В это время христианство в Армении получило широкое распространение и представлялось государству опасной силой. Гонения на христиан, предпринятые Трдатом III, по времени совпадают с подобными гонениями в Риме при императоре Диоклетиане (в 302 – 303 гг.) и даже, как можно понять из сообщения армянского историка V в. Агатангехоса, были взаимосвязаны. Оба монарха рассматривали христиан как разлагающий элемент, как препятствие на пути укрепления и объединения своих государств и старались устранить его. Другим примером сотрудничества между двумя государствами на этом поприще следует считать поход римского императора Максимина Дайи в 311 г. против христианских общин Малой Армении, которые, вероятно, беспокоили и Трдата. Однако политика преследования христиан уже изживала себя, и император Константин Великий своим известным Миланским эдиктом 313 г. узаконил христианство и объявил его равноправным с прочими религиями Римской империи.

Трдат же пошёл ещё дальше: он полностью порвал с язычеством, запретил его, принял христианство и провозгласил его официальной религией государства. Это произошло непосредственно после Миланского эдикта Константина Великого, вероятно, в 314 или 315 году, и Армения, таким образом, стала первой страной, где христианство было признано единственной и государственной религией. (Традиционно принятой в литературе датой христианизации Армении является 301 год). О социально‐классовых основах такого поворота было сказано выше.

Ход и обстоятельства христианизации Армении нам известны, в основном, из житий, почему и не вполне достоверны, хотя общая картина не вызывает сомнений. Царская власть начинает борьбу с язычеством, наносит удары по его центрам - храмам и капищам, рассеянным по стране, и стремится искоренить язычество. Храмы сопротивляются вооружённой силой, и борьба перерастает в кровопролитную войну, в течение которой были полностью разрушены капища Арамазда, Анаит, Ваагна, Тира, Митры (Михра) и других божеств, жрецы истреблены или рассеяны, храмовые земли конфискованы. На местах языческих храмов основываются церкви и монастыри. Эти сведения подтверждаются результатами археологических раскопок: в фундаментах ряда древнейших церковных сооружений обнаружены остатки языческих храмовых строений.

Во главе церкви в Армении стал Григорий, сыгравший, по преданию, главную роль в деле установления христианства, а ранее жестоко пострадавший от преследований. Соответственно своей роли Григорий получил прозвище «Просветитель». Он был рукоположен в городе Кесарии и, прибыв в Армению, образовал церковную иерархию.

Все эти события послужили лишь началом христианизации Армении, а дальнейший её ход охватывает весь IV век и часть V века. Историки V в. Корюн и Фавстос рассказывают, с каким трудом искоренялось язычество, и не только в народе, но и в нахарарской среде, даже при царском дворе. Многие языческие обычаи и обряды так и не были изжиты; часть их была воспринята христианской церковью, а другая осталась бытовать в народе. В этой борьбе церковь крепла, превращаясь в господствующую идеологическую силу.

Одновременно она набиралась и экономической мощи. Ещё вначале, в период разрушения языческих храмов, к церкви перешли их обширные земли вместе с жившим и трудившимся на них населением. К ним присоединялись всё новые земли. Кроме собственно церковных владений, Трдат III передал сельскому духовенству по семь земельных участков («подымная земля») в каждой деревне и по четыре - в каждом агараке. Церковь получала в дар и много другого богатства.

Таким образом, церковь превратилась в одного из крупнейших феодаловземлевладельцев и в этой роли соперничала не только с. богатейшими нахарарскими домами, но и с самим царём. Это обстоятельство определяло двойственность её политики в борьбе между царём и нахарарством, развернувшейся в IV в. С одной стороны церковь должна была поддержать и поддерживала царя, будучи заинтересована в объединении и централизации государства; с другой стороны, как крупный феодал, она примыкала к нахарарству. Однако, впоследствии, когда армянское государство пало, церковь взяла на себя некоторые его функции и послужила важной опорой в борьбе армянского народа за своё существование и сохранение своей культуры.

Вместе с тем следует также отметить, что насильственное установление христианства, его крайне нетерпимое отношение к другим идеологиям оказали весьма отрицательное воздействие на развитие армянской культуры. Древнеармянская дохристианская цивилизация достигла, как мы видели в предыдущих главах, высокого уровня, накопила значительные ценности духовной и материальной культуры. Христианство же порвало со многими культурными традициями древности.

О событиях периода Трдата III нам известно немногое. В трудах армянских историков V века это время в отличие от последовавших десятилетий представляется как пора мира и согласия между царём, церковью и нахарарством. Вместе с тем в большой греческой надписи из Тигранакерта, относящейся к тому же времени, говорится о восстании этого города против царя, о подавлении восстания и размещении в цитадели города - в предупреждение возможных попыток мятежа - царского гарнизона. Эти два явления - согласие царя с нахарарством и столкновение его с городами - вовсе не противоречат друг другу. Города издревле служили надёжной опорой царской власти, будучи заинтересованы в сильном централизованном государстве, предоставлявшем им известные привилегии. Феодализация нахарарства и его сепаратистские устремления неизбежно оказывались направленными также против городов. Две эти силы - нахарарство и города - в IV в. выступали как соперники. Естественно, что сближение царя с нахарарами оборачивалось против городов, грозило им сокращением или даже ликвидацией их привилегий.

Именно так следует оценить, например, тот факт, что Трдат III принёс в дар нахарарскому роду Камсаракан древний и крупный город Ервандашат. В предшествующие эпохи такое было немыслимо, но теперь, в период феодализации общества и приспособления государства к новым условиям, когда задабривание поднявших голову нахараров ещё считалось лучшим средством сохранения государства, это оказалось возможным. Однако вместе с Трдатом III миновало и время примиренческой политики. Его сын и наследник Хосров III решительно отказался от неё и обратился к политике силы.

Нерсисян М.Г. История армянского народа, Ереван, 1980

Как официальную государственную религию мы приняли Христианство в 301 году. Однако это не значит, что христиан в Армении до этого не было. Основателями армянской церкви являются апостолы Фадей и Варфоломей, ученики Христа. Именно по этому наша церковь называется Апостольской . Апостол Фадей распространял Христианство в Армении в 35-43 годах, Варфоломей в 44-60 годах. Легко подсчитать, что Фадей был на армянских землях через два года после Вознесения Христа .

При жизни Иисуса Христа

В «Истории Армении » средневекового историка Мовсеса Хоренаци упоминается, что армянский король Абгар послал своих министров к Христу с просьбой посетить его и излечит от недуга. Однако Христос отказал королю и послал вместо себя апостола Фадея. Эта история прекрасно иллюстрирует веру армян в Христа еще до его распятия и вознесения.

Основание Армянской церкви

Согласно преданию, апостолы Фадей и Варфаламей не только распространяли Христианство среди народа, они сами назначали армянских епископов, которые в свою очередь формировали христианские общины в Армении. Первые такие общины появились уже в I веке , за 2 века до того, как Христианство приняли как государственную религию.


Принятие христианства в качестве государственной религии

До того, как принять Христианство , король Великой Армении, язычник Трдат III, приговаривает к заточению своего соратника Григора , который исповедует Христианство, убивает 40 христианских дев, из-за того, что одна из них не захотела за него замуж и так далее. Потом он тяжело заболевает. Его сестре снятся сны, что брата может излечить только заточенный в темницу Григор. Последнего отпускают на волю. Он сначала хоронит тела 40 дев, убитых королем, потом 66 дней исповедует Христианство , и недуг короля проходит. Король и весь его двор получают крещение, потом принимают Христианство, как официальную государственную религию . Вы не поверите, но все вышесказанное произошло за 1 год. С 300 по 301 годы.


Исторические места, связанные с принятием Христианства в Армении

Многое из вышеупомянутого происходило на нынешней территории Армении . Желающие могут посетить места этих исторических событий.

  • Хор Вирап , монастырь, в котором был заключен Григорий Просветитель. Здесь каждый желающий может спустится в темницу, где содержали Григора;
  • , где была замучена и убита Рипсимэ, одна из 40 дев, которую царь хотел себе в жены;
  • , под которой находятся тела остальных дев, убитых королем;
  • , построенный королем Трдатом и Григором в 303 году на месте, где во сне Григория Просветителя к нему явился Христос.

Как мы видим, Христианство армянами было принято еще при жизни Христа. Подтверждения тому легко найти в наших памятниках культуры и искусства. Принятие Христианства в качестве государственной религии в 301 году стало подтверждением веры нашего народа его правительством.

Христианство в Армении исповедует 98 % населения. Более 90 % армян относятся к Армянской апостольской церкви. Примерно 7 % христиан принадлежат к Армянской католической церкви, есть несколько тысяч православных, а также 15 тыс. русских сектантов — молокан. Из нехристианского населения наиболее крупное меньшинство — курды-езиды.

Крещение Армении

Считается, что первым царем Армении, принявшим крещение в середине I века, стал царь Осроены Абгар V. В 301 г. при царе Трдате III христианство стало государственной религией. Святой Григорий Просветитель был первым католикосом армянской церкви. После принятия христианства культура Армении получила мощный импульс к развитию. В 406 г. Месроп Маштоц разработал армянский алфавит и вместе с католикосом Сааком Партевом перевел Священное Писание на армянский язык. Перевод был столь точен, что его назвали «Царицей переводов». Были переведены литургические тексты и многочисленные богословские труды, создана беспрецедентная по своему значению письменная культура.

Борьба за религию

В 428 г. Армения утрачивает независимость, будучи разделенной между Византией и Персией. Персы, являвшиеся в то время огнепоклонниками — зороастрийцами, хотели вынудить армян отказаться от своей религии. Но армяне подняли восстание против персов в 449-451 гг. под предводительством князя Вардана Мамиконяна. В 451 г. состоялась историческая Аварайрская битва. Несмотря на поражение и гибель Вардана Мамиконяна, армяне показали, что готовы умереть за веру, и персы отказались от попыток обратить их в свою. Вардан Мамиконян и его дружина были причислены к лику святых, а его слова стали одним из девизов на все времена. Перед битвой он сказал: «Персы должны убедиться, что скорее можно отделить цвет кожи от нее самой, чем христианство от нас».

Монастыри Армении — очаги культуры и науки

Действительно, благодаря христианству армяне стали одной из немногих древних наций, которым удалось сохранить свою цивилизацию, невзирая ни на какие жестокие исторические испытания. Армянская церковь объединяла армян и на порабощенной чужеземцами Родине, и в разбросанных по всему миру общинах. В лютые годы арабского, персидского и османского ига захватчики разоряли и сжигали храмы. Но молитва верующих не утихала, и они раз за разом отстраивали свои монастыри в наиболее труднодоступных горных районах. Среди ущелий и скал, куда не ступала до этого нога человека, процветали университеты и академии, изучали богословие, философию, музыку, литературу, естественные науки, иностранные языки и многое другое.

Повсюду на Армянском нагорье сохранились эти дивные памятники веры и неистребимого стремления к просвещению и созиданию, ставшему залогом сохранения армянской цивилизации. В монастырях работали богословы и философы, композиторы и миниатюристы, певцы и ораторы. Одним из величайших богословов Армении и всего мира стал Григор Нарекаци, живший в X веке в Нарекском монастыре, он написал «Книгу скорбных песнопений», ставшую достоянием мирового духовного наследия. Эта книга — покаянная молитва Богу, исповедь автора и гимн милосердию Господа. Григор Нарекаци горячо любим армянами, его книга есть во всех армянских домах и ее кладут под подушку больным, чтобы они скорее исцелились.

Церковь как крепость

Когда на монастыри нападали, священники и монахи сражались за свою паству. В моменты пробуждения национального самосознания и в самые черные годы религия всегда объединяла народ.

Во время геноцида 1915-1923 гг. большая часть священнослужителей в Западной Армении была уничтожена турками, а простые крестьяне берегли рукописные Евангелия и богословские труды, чтобы сохранить их для своих потомков как средство спасения, как самые дорогие сокровища.

Волею судьбы заброшенные в города Европы, и других дальних стран, армяне первым делом строили церкви и школы. Проходят поколения, но армяне по всему миру трепетно берегут свои духовные ценности, религию, язык и традиции.

В советские годы удалось отстоять , и в республике не было таких масштабных гонений на церковь, как в других районах страны. Более того, начиная с 1960-х при католикосе Вазгене I больше 40 храмов были восстановлены.

На многих официальных приемах католикос приветствовал гостей республики вместе с ее руководством. Церковь собирала по всему миру средства для восстановления территорий, пострадавших от землетрясения 1988 г., благословляла защитников земли Арцаха (Нагорного Карабаха) и помогает строить возродившееся государство.

Религиозные меньшинства Армении

Православные христиане в Армении

В , Гюмри, Ванадзоре есть несколько приходов Русской православной церкви. В столице расположен храм Покрова Пресвятой Богородицы начала XX века (район Канакер) и храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, освященный сравнительно недавно. В Гюмри находятся три православных храма — храм Святой Мученицы Царицы Александры, Святого Архистратига Михаила и Святого Арсения Сербского. Храм Архистратига Михаила расположен на Холме чести, где похоронены русские офицеры, павшие в войнах с турками. В Ванадзоре есть храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Молокане

Основная часть русского населения (примерно 15 тыс. человек) — молокане. Это направление так называемого духовного христианства — некий вариант русского протестантизма. У них нет церквей, они собираются в домах и читают Евангелие. Праздники их во многом совпадают с еврейскими. Мужчины не бреют бороды, а женщины ходят обязательно с покрытой головой. Молокане не ассимилируются ни с армянами, ни с православными русскими.

Езиды

Кроме того, в стране проживают около 60 тыс. курдов-езидов, исповедующих свою национальную религию, связанную с зороастризмом. В отличие от большинства курдов, езиды не являются мусульманами, из-за чего на протяжении многих столетий их преследовали даже соплеменники. С армянами у езидов всегда были хорошие отношения, и поэтому в Армении это крупнейшее национальное меньшинство.

Другие религии

Мусульман в Армении очень мало, в основном это шииты — выходцы из Ирана, которые временно пребывают в стране по работе или учебе. Они посещают старинную Голубую мечеть в центре Еревана.

В столице также проживают около 300 евреев, многие из которых посещают свою небольшую синагогу. Представителей других религий в Армении практически нет.

Армянская апостольская церковь

Место армянской церкви в христианском мире

Война за сохранение религии помешала армянам принять участие в четвертом Вселенском соборе, проходившем в городе Халкидоне в 451 г. Армянская церковь сейчас входит в число древневосточных православных церквей, не признавших постановления Халкидонского собора. Вероучение армянской церкви основано на решениях первых трех Вселенских соборов, прошедших в 325 г. в Никее, в 381 г. в Константинополе и в 431 г. в Эфесе.

К древневосточным православным церквям относят также Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Маланкарскую и Эритрейскую. Несмотря на некоторые различия в вероучении, армянская церковь поддерживает крепкие связи с православными церквями византийской традиции и римско-католической церковью.

Теплые отношения связывают армянскую церковь с Русской православной церковью. В 1766 г. католикос Симеон I Ереванци в знак признательности за уважение к армянам передал в дар Екатерине II часть одной из главных армянских святынь — Древа Ноева Ковчега. Духовные лидеры Армении и России часто встречаются друг с другом. В 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Армению освятил закладной камень в основании нового русского храма в Ереване, достроенного и открытого в октябре 2017 г.

В богослужении используется только армянский обряд, имеющий некоторые особенности. Только в армянской церкви при совершении Святой Литургии применяют чистое, не разбавленное водой вино, а просфора должна быть пресной. Верующих причащают телом и кровью Христа — частицами просфоры, обмоченной в вине.

В литургии армянского обряда к Трисвятой песне прибавляются слова, которые относятся к соответствующему тому или иному событию. Как правило, на воскресной литургии поется «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что воскрес из мертвых, помилуй нас». Богослужение ведется на староармянском языке грабар с использованием духовных гимнов — шараканов, многие из которых написаны больше тысячи лет назад. Армянскую литургию сопровождает орган.

Особенности армянской церкви

Армяне осеняют себя крестным знамением тремя сложенными перстами слева направо. Сначала правую руку со сложенным троеперстьем подносят ко лбу, говоря «Во имя Отца», после к груди — «И Сына», затем к левой стороне груди: «И Духа», после чего — к правой стороне груди («Святого»), а в конце ладонь прикладывают к груди и говорят «Аминь!».

В большинстве храмов нет иконостасов и иконы немногочисленны, но армяне никогда не были иконоборцами. Во времена владычества над Арменией арабы уничтожали изображения Бога, Богородицы и святых: вот почему армяне долгое время просто не могли украшать храмы иконами, дабы не подвергать изображения осквернению. После освобождения от арабов традиции иконописи во многих регионах Армении были утеряны на многие столетия, однако сейчас они возрождаются.

В армянской церкви есть обряд жертвоприношения — матах. Этот обычай не является каким-либо заимствованием из практики других народов и наделен глубоким христианским смыслом. Посредством матаха выражается любовь и благодарность Богу за его помощь в различных делах и избавление от несчастья, проявляют милосердие к бедным. Животное (бычка, барана или петуха) мужского пола тушат с освященной солью, а потом разносят приготовленное мясо соответственно в 40, 7 или 3 дома. Если же для матаха выбирают голубя, его просто отпускают в небо.

Глава армянской церкви — Католикос всех армян, избираемый пожизненно. Есть также католикос Великого Дома Киликийского, но это не свидетельство некоего раскола в религии. Так получилось, что из-за долгих столетий жизни в условиях разделенной Армении управление из Эчмиадзина духовными делами армян, локализованных на территориях различных государств, было затруднено, и поэтому были учреждены несколько структур регионального значения, многие из которых с течением времени были упразднены. Сейчас определенной автономией пользуются католикосат Великого Дома Киликийского, Иерусалимский патриархат и Константинопольский патриархат.

Армянский церковный календарь

Армяне чтут древнюю традицию празднования Рождества Христова, Богоявления и Крещения Господня в один день — 6 января. После праздничной литургии верующие забирают из храма освященную воду.

Празднуют в воскресенье, следующее за полнолунием после весеннего равноденствия.

Большинство важных праздников переходящие, то есть празднуются в определенный день недели и ежегодно меняют свою дату. Так, Успение Пресвятой Богородицы приходится на воскресенье в период с 15 по 28 августа, а Воздвижение Креста Господня — воскресенье в период 14-27 сентября.

Как и у других христиан, в армянском церковном календаре значимую часть года занимают посты, прежде всего Великий пост. Также существует уникальный Передовой пост — Арачаворк. Царь Трдат III и вся знать перед крещением в течение 5 дней держали пост, чтобы покаяться и очиститься от грехов и языческой скверны. С тех пор этот пятидневный пост стал одной из особенностей армянской церкви.

Примерно 7 % христиан Армении — армянокатолики. Армянская католическая церковь ведет свою историю с эпохи крестовых походов, когда на берегах Средиземного моря процветало Киликийское царство. В это время армянская церковь вела активный диалог с , и в Киликии появились общины, признающие главенство Папы Римского.

Венецианская Армения

В XVII веке Мхитар Себастаци учреждает в Венеции армянский католический орден мхитаристов. На острове Святого Лазаря был создан крупнейший центр духовности, образования и культуры в Европе с типографией и богатейшей библиотекой. Остров и сейчас принадлежит мхитаристам, будучи маленькой частичкой Армении в самом сердце Европы. А центр Армянской католической церкви с 1742 г. располагается в Бзоммаре (ныне Ливан).

Где живут армянокатолики

Обряд Армянской католической церкви сейчас почти ничем не отличается от обряда Армянской апостольской церкви. В XIX веке многие армянокатолики переселились в Восточную Армению, которая вошла в состав Российской империи. Во время геноцида большая часть армянокатоликов в Турции была уничтожена, несколько тысяч человек спаслись, оказавшись на чужбине.

Сейчас за рубежом крупнейшие общины армянокатоликов сосредоточены в Ливане, Грузии (армянонаселенный регион Джавахк), Франции, Сирии, США и Италии. В Ширакской и Лорийской областях современной Армении существуют районы компактного проживания армянокатоликов. Сейчас большинство из них сосредоточены в городах Ташир и Артик, деревнях и селах Ашоцк, Сизавет, Бавра, Паник, Аревик, Газанчи, Мец-Сепасар и ряде других. Там действуют католические приходы.

Важнейший центр Армянской католической церкви — Гюмри, где расположен кафедральный собор Святых Мучеников и ординариат армянокатоликов Восточной Европы.

В исторической литературе начало IV века принято считать временем, когда христианство приобрело статус государственной религии Римской Империи. Данный факт был оформлен в ряде эдиктов римскими императорами.

Так, 30 апреля 311 года в Никомидии Галерий издает эдикт о веротерпимости, по которому отменялись все репрессивные меры против христианства. Христианам позволялось жить по своей вере, строить церкви (Ф.И.Успенский. История Византийской империи, т. 1. Санкт-Петербург 1913 г., с. 79). Вторым и наиболее лояльным по отношению к христианам постановлением был принятый в июле 313 года так называемый Миланский эдикт Константином Великим и Лицинием. По этому эдикту христианству был дан статус одной из официальных религий Римской Империи. В тексте Миланского эдикта, в частности, говорилось: «Мы постановили даровать христианам и всем другим права свободного исповедания той веры, которую они предпочитают» (Цит по: История Древнего Рима. Санкт-Петербург, 1998 г., с. 817). Принятие данного решения было не только важной политической мерой, и разумность данного шага была вызвана конкретной обстановкой начала IV в. Данное признание христианства по своей сути диктовалось исторической необходимостью. При Константине Великом (306-337 гг.) начинается процесс сращивания государственной власти с церковью, тем самым официально признавалась победа церкви и поражение государства.

В этой связи вызывает недоумение тот факт, что армянскими историками выдвигается концепция, по которой в Армении христианство было признано государственной религией еще в 301 году (С.Т.Еремян. Армения в период кризиса рабовладельческого общества и формирования феодальных отношений. В книге Очерки истории СССР (III-IX вв.) Москва, 1958 г., с. 168; Г.Авакян. Армянская апостольская церковь, ее место в современном армянском обществе. «Центральная Азия и Кавказ»№2 (3), 1999 г. с. 168).Мы считаем это утверждение в корне неверным, научно необоснованным, и поэтому на основе источников попытаемся доказать абсурдность данной датировки. Считаем также, что наше доказательство носит принципиальный характер, поскольку, на сегодняшний день Армения пытается отвести себе историческую роль в христианском мире...

Первыми проповедниками христианства в Армении были святые апостолы Варфоломей и Фаддей. Так, албанский историк Моисей Каланкатуйский сообщает следующее: «В удел нам, жителям Востока, достался Св. апостол Фаддей, который, прибыв в Армению в область Артаз, получил там кончину мучиничества от армянского царя Санатрука». Фавстос Бузанд армянского царя Санатрука называл апостолоубийцей (История Армении Фавстоса Бузанда. Ереван, 1953 г., с. 7). Вместе с апостолом Фаддеем были замучены и пять его учеников (В.А.Абаза. История Армении. Санкт-Петербург. 1888 г., с. 105). Один из учеников Св. Фаддея Елисей, спасшийся от расправы, прибыв в Иерусалим, рассказывает соапостолам о мученической смерти своего учителя. Здесь же в Иерусалиме он рукополагается патриархом Иаковым и получает в удел Восток: (Ф.Мамедова. Политическая история и историческая география Кавказской Албании (III в. до н.э. - VIII в. н.э. Баку «Элм» 1986 г. с. 223- 224). Далее Моисей Каланкатуйский сообщает, что «…направив путь из Иерусалима в Персию, заходит к маскутам, избегая Армении, и начинает проповедовать в Гога...» (История Агван Моисея Каланкатваци. т. 6, с. 6). Обход Армении и нежелание вести здесь проповедь, говорит о том, что данная страна не была еще готова к восприятию учения Христова. Апостолы Варфоломей и Фаддей проповедовали не только в Малой Азии, т.е. в Армении, но и на Кавказе, в Кавказской Албании. Если провести параллели, то можно заметить, что в отличии от Армении, в Кавказкой Албании христианство не только нашло поддержку в народе, но и, как сообщает Моисей Каланкатуйский, «…святой первосвятитель (Елисей), прибыв в Гис (Киш), устроил церковь, ... и принес бескровную жертву (на этом месте возникли первые церкви наши, и просвещение)» (История Агван Моисея Каланкатваци. т. 3, с. 7). Таким образом, Армения в период первоначального распространения христианства, была страной, где данная религия не нашла своих последователей.

Принятие же христианства государственной религией Арменией связано с именем армянского царя Тиридата III и парфянина Святого Григория Просветителя. Что касается точного времени данного события, необходимо выяснить истоки появления даты - 301 год. Как нам кажется, данная датировка появилась в результате сообщения Моисея Хоренского о том, что воцарение Тиридата III в Армении относиться к 3 году правления римского императора Диоклетиана (284-305 гг.) -(История Армении Моисея Хоренского. Перевод Н.О.Эмина. М., 1893 г., с. 127). На основании этого делается вывод о том, что приход Тиридата в Армению произошло в 287 году.

Вместе с Тиридатом в Армению прибыл и Григорий Просветитель, которого армянский царь заточил в яму. Время проведения в заточении определяют в 14 лет, после чего Св. Григорий был отпущен и стал проповедовать христианство. Таким образом, к дате прихода и воцарения Тиридата в 287 году прибавляют эти 14 лет и получается 301 год. Обосновывая данную дату, С.Т.Еремян умышленно связывает воцарение Трдата III и подписание Нисибинского мира к 287 году (С.Т.Еремян. Указ. раб., с. 168). Хотя общеизвестно, что Нисибинский мир был заключен в 298 году. В той же самой публикации С.Т.Еремян ровно через 18 страниц указывает точную дату Нисибинского мирного договора (Там же, с. 186). Следовательно, дата принятия христианства увязывается с датой воцарения Тиридата III и подписанием мирного договора в Нисибине.

Здесь следует остановиться на действительной дате прибытия Тиридата III в Армению. Как сообщает источник, после завоевания территории Армении Сасанидским Ираном армянские нахарары Артавазд Макдакуни и Тиридат III бежали в Рим под покровительство императора (История Армении Моисея Хоренского, с. 121-122). С именем же римского императора Диоклетиана связано воцарение Тиридата (История Армянского народа с древнейших времен до наших дней. Под редакцией М.Г.Нерсесяна. Ереван, 1980 г., с. 60). Но датой его вошествия на престол следует считать не 287 г., а 298 г. Так как, именно в этот год и был заключен 40-летний Нисибиснкий мирный договор между Римом и Ираном, по которому Армения была отнесена к сфере интересов Рима (История Древнего Мира: Упадок древних обществ. изд. 3. М., 1989 г., с. 279). Подтверждением этой даты является и то, что источники ничего не упоминают о Тиридате в период вторжения армии Сасанидов в Армению в 295 г., нет в нем и сведений и в 297 году при битве в области Босвен, в ней принимал участие со стороны Армении Артавазд Мамиконян (С.Т.Еремян. Указ. раб., с. 186), в этот отрезок времени Тиридат в Армении не упоминается.

Отсутствие данных о Тиридате в такой сложный момент истории Армении доказывает, что армянский царь появляется здесь не в 287 году, а лишь после подписания договора, т.е. в 298 году. Эта дата принимается сегодня большинством историков, в том числе и армянскими (Mesrob K. Krikorian, The formation of canon law of the Armenian church in IV-th century// The Christianization of Caucasus (Armenia, Georgia, Albania); Обращение Грузии. 1989 г. с. 62; История армянского народа с древнейших времен до наших дней. Под редакцией М.Г.Нерсесяна. Ереван., 1980 г., с. 60).

Принятие христианства в 301 году не могло иметь место по следующим причинам. Диоклетиан в 303-304 гг. начинает проводить антихристианские акции, вошедшие в историю под названием «Великие гонения». Им было издано 4 эдикта, направленных против христиан и имевших своей целью попытку восстановления престижа прежней религии. Сама христианская церковь в III – начале IV в выступает идеологическим соперником Римской официальной идеологии, в связи с чем, столкновение церкви с государственной властью в этот период было опосредствовано политическими моментами. Первый эдикт Диоклетиана предписывал изгонять христиан с государственной службы, а также санкционировал разрушение церквей. Второй эдикт требовал от христианского духовенства совершать обряд жертвоприношения римским богам - отказ карался заключением. Третий эдикт гарантировал освобождение тому христианскому духовенству, которое принесет жертвы богам. Четвертый обязывал всех жителей империи совершать жертвоприношение – за отказ от выполнения этого эдикта были предприняты репрессивные меры, которые были массовыми и кровавыми (В.А.Федосик. Указ.раб., с. 9, с. 46-47; Всемирная история. т. 2. М., 1956 г., с. 743). В соответствии с теми событиями, которые происходили в Риме, Тиридатом II (298-330 гг.) также были предприняты гонения на христиан. Гонения в Риме и Армении были взаимосвязаны, ибо «Оба монарха рассматривали христианство как разлагающий элемент… и старались устранить его» (История Армянского народа с древнейших времен до наших дней. Под редакцией М.Г.Нерсесяна. Ереван, 1980 г., с. 88).

Так, в «Истории учения об отцах церкви» говорится: «Царь армянский хотел быть покорным случаю Диоклетиана и желал делать только приятное зверскому гонению христиан» (Историческое учение об отцах церкви. т. 1., Санкт-Петербург, 1859 г., с. 156). Сразу после прибытия в Армению в 298 году Тиридат подвергает пыткам Григория Просветителя и за отказ поклоняться языческим богам был брошен в яму сроком на 15 лет (Н.Я.Марр. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием. Арабская версия Агафангела. ЗВО, 1905 г., т. XVI, с. 67-71). Гонения христиан Тиридатом III в 303-304 гг. связано с именами блаженных Рипсемэ, Гаяне и тридцати двух монахинь.

В определении даты прибытия в Армению и принятия мученичества преподобными девами большую роль играет сведение Агафангела. В приводимом письме Диоклетиана к Тиридату говориться: «Уведомляем тебя обо всем, что было сделано нами в отношении христиан» (Н.Я.Марр. Указ. соч., с.75). Таким образом, данное письмо могло быть им написано в период «Великого гонения», т.е. в 304 году. В этом же послании Диоклетиан требует от Тиридата найти и вернуть ему Рипсемэ, на которой Диоклетиан решил жениться: «Смотрите же, позаботься отыскать их, убей тех, кто с нею, а девицу отправь ко мне!» (Там же, с. 77). Армянскому царю, в случае если Рипсимэ понравиться ему, разрешалось взять ее себе. Тиридат приказал найти и привести блаженных дев к себе. После чего, он предпринимает попытку надругаться над Рипсимэ, лишить ее чести. Среди христианских дев широко был распространен обет целибата. Для Киприана девы являют собой своеобразный нравственный идеал (В.А.Федосик. Указ. соч., с. 91). Расправа над «невестами Христа» за отказ от интимной связи с армянским царем была очень жестокой.

Таким образом, заточение Григория Просветителя в 298 году и придание мученической смерти святых дев в 304 году – звенья одной цепи. Тиридат последовательно выполнял политический заказ своего господина Диоклетиана. Исторические реалии, логика событий того времени подтверждает мысль о том, что в 301 году Тиридат не мог быть христианским просветителем, так как этому не соответствует проводимая им в отношении христиан политика, в частности по отношению к «блаженным девам», которые вместо приюта нашли в Армении смерть.

По данным Агафангела, после казни святых дев, Тиридат впал в безумие «…И начал он есть свое мясо» (Н.Я.Марр. Указ. соч. с. 91). Только после того, как его сестра Кусародукт настояла на освобождении св. Григория, Тиридат был исцелен последним. Это событие произошло, вероятнее всего, в 313 году. Исходя из даты заключения Григория Просветителя в 298 году и из срока, который тот провел в яме, т.е. 15 лет, можно вычислить – 298+15=313 год. В этом же году Григорий Просветитель с проповедью христианства объезжает Армению вместе с Тиридатом. Упоминаются следующие пункты их посещения: Тиль, Артасат, Афруджия, Арзен, Митредан и область Дерзан (Там же, с. 119). Армянскому народу необходимо было принять эту религию, отказавшись от язычества. Ведь еще так недавно власть объявляла христианство вне закона и устраивала расправы над ее последователями.

Особого внимания заслуживает тот факт, что дата освобождения св. Григория и начало проповеди в Армении совпадает с датой провозглашения в 313 году Миланского эдикта. Скорее всего эти события были взаимосвязаны. Считать же 313 год датой объявления христианства государственной религией Армении не представляется возможным. Необходимо было еще какое-то время, прежде чем Григорий Просветитель был рукоположен в епископы Кессарийским епископом Леонтием.

Церковной структуре различных регионов Римской Империи был свойственен катехуменат, который длился не менее трех лет. Катехумены – это христиане, еще не принявшие крещение и потому не имевшие полные права в церкви (В.А.Федосик. с.,27). Катехуменат являлся подготовкой христиан к крещению и служил для духовенства мощным влиянием на простых членов христианской церкви на предварительной стадии христианского посвящения. Катехуменат формировал у рядовых христиан убеждение в исключительности церкви. Он был необходим как для борьбы с язычеством, так и для борьбы с ересями внутри христианства (Там же, с. 27-28).

Естественно, что Григорий Просветитель не мог не знать о таком обычае, практикуемом в Римской империи. Уместным было бы предположить, что данное явление применял и Григорий Просветитель. Этот процесс катехумената в Армении, в отличии от остальных частей Римской империи, продолжался несколько меньше. По нашему мнению, процесс посвящения в христианство здесь длился около одного года и только после этого св. Григорий дал свое согласие Тиридату крестить армян.

Необходимость подвергать армянского царя и армян катехуменату было обусловлено тем, что Григорий Просветитель настороженно относился к желанию Тиридата принять христианство. В его памяти, вероятно, еще была свежа жестокость армянского царя к нему, как к христианину. Крещение, скорее всего, произошло в 314 году. В этот год на берегу реки Ефрат крестилась как правящая элита, так и часть населения. Так, 314 год стал годом официального признания христианства государственной религией в Армении. В 315 году, имея в своем распоряжении паству, св. Григорий начал епископствовать, подтверждением чему служит следующее: «Он епископствовал с 17 года царствования Тиридата…» (Сергей Глинка. Обозрение истории Армянского народа от начала бытия его до возрождения области армянской в Российской империи. ч. II. М., 1833 г., с. 18-19). То есть, в 314 году Армения становиться страной, официально признавшей христианство, а с 315 года св. Григорий подготавливал священнослужителей, направляя их «…по всей армянской земле». (Н.Я.Марр. Указ. соч., с. 137). Вместе с армянским царем христианство принял и албанский царь Урнайр (Ф.Мамедова. Указ. соч., с.228). Кавказская Албания также официально признала христианство. Моисей Каланкатуйский сообщает: «…Господь посетил род человеческий, озарил весь Запад через великого императора Константина, и просветил Великую Армению через блаженного Тиридата. Он (Господь) обратил в веру и Восток, который несколько познал уже о спасительном явлении истинного солнца» (История Агван Моисея Каланкатваци. т. 9, с. 9-10).

Таким образом, объявление Армении первым государством, принявшим христианство не имеет под собой никаких оснований.

Подытоживая все выше сказанное, необходимо отметить: во-первых, со II половины III в. Армения находилась фактически в политической зависимости Рима, а после подписания Нисибинского мирного договора Армения официально была отнесена к сфере влияния Римской империи, об этом говорит и то, что Тиридат III воцарился на армянском престоле благодаря Диоклетиану; во-вторых, Тиридат, будучи обязанным своим троном Диоклетиану, проводил идентичную политику по отношению к христианам, особенно это проявилось в период «великого гонения»; в-третьих, руководствуясь политической необходимостью, после провозглашения в 313 году Миланского эдикта Тиридат III обратил свой взор на христианство и, как указывает источник, «волей или неволей впервые удостоился принять христианскую веру» (История Армении Фавстоса Бузанда. Ереван, 1953, с. 31).

Тиридат «рассчитывал тем самым оторвать Армению от языческой Персии» (История Армянского народа. ч. I. С древнейших времен и до конца XVIII века. Ереван, 1944 г, с.70), в-четвертых, в период правления Константина Великого (306-337 гг.) Армения выплачивала дань Риму и о принятие такого решения, как объявление христианства государственной религией без учета Рима, не могло быть и речи; в пятых, датой официального объявления христианства государственной религией в Армении следует считать 314 год.

В этой связи считаем целесообразным указать на несоответствие реалий того времени попыткой армянских историков датировать принятие Арменией христианства 301 годом. Стремление Армении удревнить дату христианизации является ничем иным, как способом лишний раз громогласно заявить о своем существовании. Отмечая, так называемое 1700-летие принятия христианства, за армянские выдаются архитектурные памятники Кавказской Албании, в частности, албанский Гандзасарский собор XIII в. Тем самым, подтасовываются исторические факты в угоду определенным политическим амбициям.

Кананчев Зураб Вахтангович

Специалист по истории Кавказской Албании, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН. Учредитель НПО «Центр исследования Кавказской Албании». В 2002–2004 гг. - руководитель проекта «Нидж» по реставрации христианского памятника XVII в. В 2004–2009 гг. - докторант Института византинистики Университета Вены. Участник и организатор научных конференций и симпозиумов по Кавказской Албании (Баку, 2001; 2003; Москва, 2008). Редактор научного альманаха The History of Caucasus.

Одной из самых древних христианских общин считается армянская церковь. Её истоки начинаются еще в 4-м веке. Именно Армения является первой страной, где христианство было признано государством. Но шли тысячелетия, и сейчас уже видны те противоречия и различия, которые имеют русская и армянская апостольская церковь. Отличие от православной церкви стало проявляться в 6-м веке.

Отделение апостольской армянской церкви произошло по следующим обстоятельствам. В христианстве неожиданно возникла новая ветвь, которую отнесли к еретичеству, - монофизитство. Сторонники этого течения считали Иисуса Христа . Они отрицали сочетание в нем божественного и человеческого. Но на 4-м Халкидонском Соборе монофизитство признали ложным течением. С той поры апостольская армянская церковь оказалась в одиночестве, так как она до сих пор смотрит на происхождение Христа не так, как обычные православные христиане.

Основные различия

Русская православная церковь с почтением относится к армянской апостольской, но не допускает многих ее аспектов.

Русская православная церковь считает армянскую конфессией, поэтому людей этой веры нельзя хоронить по православным обычаям, совершать все таинства, которые проводит русское христианское православие, нельзя просто поминать и молиться за них. Если вдруг православный человек посетит службу в армянском апостольском храме - это повод для его отлучения от .

Некоторые армяне посещают храмы по очереди. Сегодня апостольский армянский, на другой день христианский. Этого делать нельзя, следует определиться в своей вере и придерживаться лишь одного учения.

Несмотря на противоречия, армянская церковь формирует в своих учениках веру и сплоченность, с терпением и почтением относится к другим религиозным течениям. Вот такие аспекты имеет армянская апостольская церковь. Отличие от православной ее видимое и ощутимое. Но каждый человек сам вправе выбирать, за кого ему молиться и какой веры придерживаться.