Open
Close

В чем отличие русской философии от западной. Особенности западной философии XIX–XX вв Чем отличается русская философия от европейской

Особенности формирования и развития русской философии в контексте своеобразия исторического пути России обусловили ряд ее характерных черт .

1)антропоцентризм . Тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой в русской философии.

2) Нравственный аспект . Проблемы нравственности всегда составляли главное содержание русского философского мышления, что дало основание В.В. Зеньковскому говорить о панморализме русской философии. Следует заметить, что русские философы рассматривали нравственность не просто как особую сферу духовной жизни, то есть область идеального, но как особую реальность. Классическим примером в данном отношении является категория Добра в системе нравственной философии В.С. Соловьева, где Добро трактуется как некая онтологическая сущность, высшее основание, на которое опирается жизнь всего человечества.

3) Глубокий интерес к социальной проблематике. русская философия всегда развивалась в условиях острых социальных, политических, экономических процессов в России. Философские концепции русских религиозных мыслителей всегда были связаны с конкретной социально-политической ситуацией в стране.

4) Идея патриотизма. Тема Родины, судьбы России, ее места и предназначения в мировом сообществе является одной из центральных для русской философской мысли.

5) Религиозный характер . Религиозное направление в русской философии на протяжении всей истории ее развития было самым богатым и значительным в идейном отношении.

6) Синтез философского и литературно-художественного творчества. Художественная литература играла огромную роль в выражении философских идей в России, была сферой философских размышлений и закрепления философских традиций. В этом плане она достигла своих высот в ХIХ столетии в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, а имена Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого называются в ряду основоположников классической религиозной философии в России. Необходимо добавить, что в сокровищницу «золотого» века русской культуры вошло не только философское наследие великого русского мыслителя В.С. Соловьева, но и его поэтическое творчество, оказавшее огромное влияние на целое поколение поэтов.

7) Стремление к целостности, всеобщности . Русские мыслители рассматривают судьбу человека в ее неразрывной связи с обществом, с человечеством в целом, а человечество – как составляющую мирового целого, Вселенной. Наиболее яркое выражение эта тенденция нашла в философии всеединства В.С. Соловьева и его последователей, которая послужила естественным выражением идеалов и ценностей русской философии.

8) эта особенность стала основанием космического мироощущения русской философской мысли в целом и формирования своеобразного ее течения, получившего название «русский космизм» . Задачей космологии является изучение мира как целого, поиск ответа на вопрос о месте человечества в мире.



3. П.Я. Чаадаев – первый русский философ.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856) – философ и общественный деятель, участник войны 1812 г., друг Пушкина. Чаадаев первым в истории русской мысли создал систему философского знания. Его идеи наиболее полно выражены в «Философических письмах ».

Чаадаев развивал религиозно-философскую линию . Он утверждал, что лишь под влиянием религии человечество может исполнить свое предназначение.

Онтология Чаадаева также носит религиозный характер. В основе мира лежит великое «ВСЕ», которое есть проявление божественных ипостасей. «ВСЕ» объективно, т.е. не зависит от человека и проявляется в формах мира физического и духовного. Движение он трактует механистически и разделяет идею «изначального толчка».

Основная идея гносеологии Чаадаева – объективная обусловленность сознания. Разум, познающий мир, сам подчинен законам этого мира. Главными средствами познания физического мира являются опыт, рассуждение и интуиция. Законы же духовного мира непознаваемы с помощью обычных средств, т.к. движение человеческого духа есть отражение непрерывного действия Бога на мир. Поэтому законы духовного мира могут быть поняты только путем Божественного откровения.

В области антропологии Чаадаев обосновывал концепцию родовой сущности человека. Человеческий дух есть дух рода человеческого, и в мире сознания нет ничего совершенно обособленного. Человек становится человеком только через включение в человеческую культуру. Родовая сущность человека реализуется в сообществе с конкретными людьми, в рамках наций и народов. Человек принадлежит к человечеству через принадлежность к нации, поэтому патриотизм – общий закон, естественное состояние человеческих чувств.



Главные темы произведений чаадаева – судьба России и философия истории . Чаадаев развивает представление об истории как о создании в мире «Царства божия». Философ ищет ответы на вопросы: существуют ли общие законы развития человеческих сообществ? чем определяется единство истории человечества?

Основным условием развития культуры Чаадаев считает религию. Он выдвигает идею религиозного единения человечества и считает христианство источником истинной духовности и нравственности. Однако чаадаев резко противопоставлял католическую и православную церковь, отдавая предпочтение католицизму, который, по его мнению, обусловил превосходство западноевропейской культуры над отечественной. Он обвиняет православную церковь в сохранении крепостничества в россии, выражает протест против монархии, которая тоже опирается на православие. Россия характеризуется им как страна отсутствующих традиций, т.к. она не принадлежит ни Западу, ни Востоку. Однако именно в силу своей отсталости незрелости россия может избежать ошибок Европы. Освоив все ценное, что есть на Западе, Россия может стать центром религиозного синтеза и культурной жизни. Таким образом, он ставит задачу реализовать огромный, но еще не востребованный нравственный и интеллектуальный потенциал русского народа.

За идеи, высказанные Чаадаевым в его 1-м «Философическом письме», он был объявлен умалишенным и заключен в крепость. В своей работе «Апология сумасшедшего» он писал, что не может любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой и с закрытыми устами.

4. Западники и славянофилы: спор о путях развития России.

Идеи Чаадаева положили начало спору западников и славянофилов.

Западничество было представлено именами А.И. Герцена. Н.П. Огарева, Т.Н. Грановского и др.; западнических взглядов придерживались также В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, И.С. Тургенев.

Западничество в целом характеризуется европейской ориентацией мысли, интересом к западноевропейской философии, стремлением перевести Россию на пути европейской цивилизации. Западники были озабочены отставанием России от западной цивилизации в экономической, политической, культурной областях. Стремясь определить причины этого отставания, они обращались к изучению тенденций развития культуры Запада. Возможность для развития россии они видели в повторении пути Европы. Национальные традиции они рассматривали как проявление косности, культурного регресса; идею прогресса они связывали с развитием капиталистических отношений. Идеал личности для западников – независимый, рационально мыслящий человек-индивидуалист.

Славянофилы (П.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.) концентрировали свое внимание на национальном своеобразии русской культуры, отстаивали национально-самобытный путь россии во всемирной истории. Они не были противниками развития связей с другими странами в области промышленности, торговли, но политическую культуру Запада считали для России неприемлемой. Они идеализировали общинную форму организации жизнедеятельности общества, считая ее реализацией христианских принципов любви, добра, братства. По мнению славянофилов, в русском народе сохранилась духовная целостность, которая на Западе утрачена из-за поклонения рассудочности и эмпиризму. Духовность русского народа неотделима от религиозной веры. Источником русской веры явилось византийское православие, и, т.к. никто, кроме славян, не пошел по византийскому пути, то русский народ можно считать избранным. Основным принципом национального сознания и бытия русского народа они считали соборность . Термин «соборность» был введен А.С. Хомяковым. Идея соборности является центральной в его учении и обозначал свободное объединение людей на основе любви к Богу и друг к другу. В данной категории можно выделить социально-антропологический, гносеологический и нравственно-аксиологический аспекты. Соборность для А. С. Хомякова – это и склонность русского народа к общинной организации жизни, основанной на принципах взаимопомощи, это и гармония веры и разума в поиске истины, наконец, это идея сочетания единства и свободы людей в Церкви на основе их общей любви к абсолютным ценностям. Соборность, по мнению славянофилов, нашла свое выражение в общинном крестьянском земледелии. Православие и община составляют основу славянской души. Этому нет аналогов в мире, и поэтому путь развития русского народа не совпадает с общими тенденциями развития мировой цивилизации.

Говоря о русской философии, следует в первую очередь отметить ее неоднородность. На всем протяжении развития философской мысли в России встречается определенная корреляция с историей западноевропейской философии, и многие влияния западных философов обнаруживаются у отечественных мыслителей. Однако в российской мысли встречаются и совершенно самостоятельные, оригинальные идей, которые во многом определяют ее самобытность.

Крупнейший исследователь истории русской философии В.В. Зеньковский разделяет ее на следующие периоды:

1. ПРОЛОГ к русской философии:

а) до Петра Великого,

в) XVIII век.

2. Первый период - до возникновения систем (ХIХ век - до 70- ых

3. Второй период - возникновение систем (конец XIX века -

первые два десятилетия ХХ века).

4. Третий период - ХХ век (после 1917-го года).

К прологу он относит первые пробуждения духовной культуры в ее самоанализе. Это время в России, как и на Западе, было эпохой господства христианской идеологии, но в отличие от Западной Европы, Россия приняла совершенно иную точку зрения на пути развития религии как таковой. Знаменитый тезис «Москва – третий Рим» во многом определил все дальнейшие искания и находки русских философов. После падения вначале Западной, а затем и Восточной Римской империй, Русь воспринимается как последний оплот и прибежище истинной веры; ее сохранение становится главной задачей. Поэтому первые духовные открытия неразрывно связаны с уникальными российскими религиозными традициями. Собственно философии в этот момент еще не существует, в этом – основное отличие русской философской мысли от европейской. В Европе религиозное христианское сознание пришло на почву, подготовленную античными мыслителями, в России же христианство, напротив, служит истоком философской мысли.

Огромную роль в становлении ранней философии служит традиция, аналогов которой практически не было на Западе – старчество. Старцы не были ни высокопоставленными, ни избранными к служению на определенном поприще священниками, просто когда человек чувствовал в себе потребность духовного саморазвития, он удалялся даже не в монастыри, а в так называемые «пустыни», где проводил время в попытках мистического постижения Бога и мира. Неудивительно, поэтому, что в области гносеологии русская философия не создает никаких самостоятельных систем (наподобие кантовской или гегелевской), а следует по пути мистицизма. Но если в Европе, начиная уже с поздней патристики, а в особенности к концу Х в. мистицизм признается опасным для официальной доктрины и преследуется, то в России старчество пользуется авторитетом как у церковной, так и у светской власти, а наиболее выдающиеся старцы причисляются к лику святых, как это было, например, с Сергием Радонежским. Европейская католическая церковь опасалась потери власти священнослужителей, игравших роль посредников между человеком и Богом – мистическая традиция уничтожала необходимость в таком посредничестве. Папская церковь в лице инквизиции жестоко преследовала такие умонастроения как ереси. Примером могут послужить «Братья свободного духа», проповедовавшие познание через внутренний божественный свет («иллюминизм», по этому термину они также назывались иллюминатами).


Русское старчество направляло мистические порывы не на борьбу с официальной доктриной, а, напротив, на укрепление связей между церковью, государством и обществом.

В ХV111 в. в России происходит процесс секуляризации, т.е. относительного разграничения церкви и светского общества. Надо заметить, однако, что в отличие от Запада, где светские правители стремились к полной независимости от папского престола (английский король Яков 1 учредил даже для этого новую церковь – англиканскую – по уставу которой верховная власть в ней принадлежит именно монарху), в России этот процесс до 1917 г. так и не был завершен. Православная церковь и самодержавие шли рука об руку. Реформы Петра 1, стремящегося развернуть страну к западу, хотя и оказали влияние на появление новых философских школ, тем не менее, не смогли уничтожить древний сплав религиозной и философской традиции. Первый философ, которого можно считать таковым в полном смысле этого слова – Григорий Сковорода – представляет собой пример религиозного мыслителя, направившего духовный потенциал глубоко верующего человека на создание философской системы (с подобным мы сталкивались, говоря о произведениях отцов церкви).

В это же время очевидно прослеживается и другое направление духовной жизни России – проникновение в нее тех самых философских школ Запада. В первую очередь это касается произведений Вольтера и других просветителей; многие исследователи говорят о русском вольтерьянстве, подразумевая под этим определенное вольнодумство в отношении верховной власти и церкви. Екатерина 11, состоявшая в переписке с Вольтером, поначалу поощряла чтение его произведений, однако после Французской революции приказала уничтожить все его труды в России. В. Ключевский отмечает особенность российского восприятия Вольтера: «Потеряв своего Бога, заурядный русский вольтерьянец не просто уходил из Его храма как человек, ставший в нем лишним, но, подобно взбунтовавшемуся дворовому, норовил перед уходом набуянить, все перебить, исковеркать, перепачкать».

Влияние просветителей – как французских, так и немецких – прослеживается в книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», прочитав которую, Екатерина, по преданию, воскликнула: «Автор – бунтовщик, хуже Пугачева!». Радищев ставит проблему, которая будет долго оставаться основной во всей социальной философии России. Часто содержание его работы пытаются свести только к описанию тяжелого положения крестьянства и борьбе против крепостного права; это, безусловно, не соответствует действительности. Радищев рассматривает проблему гораздо шире, говоря о необходимости переустройства государства по принципам естественного права, т.е. фактически является проводником идей не только Вольтера, но и Руссо в России.

Х1Х в. отмечен появлением целого ряда школ и направлений – как подражательных, так и оригинальных. В первую очередь надо сказать о взрыве популярности Шеллинга – немецкого философа, принадлежащего к плеяде классиков-идеалистов. Идеи Шеллинга получают распространение у таких несхожих между собой философов, как Чаадаев, Одоевский, Велланский и др.

Помимо «университетского» пути распространения западной философии, следует отметить и влияние Отечественной войны 1812 г., в результате которой философская мысль второй трети Х1Х в. оказывается в первую очередь дискуссией западников и славянофилов.

Возможность непосредственно прикоснуться к жизни западного общества, которую многие получили в результате похода русской армии в Париж, в сочетании с популярностью Шеллинга (и других немецких философов – Канта, Фихте) привела к возникновению в 40-х годах Х1Х в. течения западников, предтечами которых можно считать Одоевского, Веневитинова, Чаадаева. В собственном смысле западники – Герцен, Огарев, Корш и др. – отстаивали необходимость социальных преобразований в России по образу и подобию наиболее развитых западных стран. Они видели в политическом укладе самодержавия и крепостничества источник всех проблем России того времени. Славянофилы же – Аксаков, Хомяков, Киреевский – видели его в реформах Петра, и призывали к возврату в патриархальное дореформенное общество. Русская община признавалась едва ли не воплощением Утопии Томаса Мора..

Последняя треть Х1Х – начало ХХ вв. характеризуются как появлением совершенно оригинальных философских систем, так и широким распространением марксизма, приведшим в конечном итоге к революции 1917 г. Марксисты – Плеханов, Ленин и др. – завершили развитие философии Маркса созданием пролетарского государства. После семнадцатого года вся официальная философия становится отражением господствующей идеологии. Знаменательным является высылка несогласных с этой доктриной философов – знаменитый «корабль философов» - в 1920 г. Представители немарксистской философии – Трубецкой, Соловьев, Франк, Лосский, Бердяев и др.- принадлежали к различным течениям, но можно выделить нечто общее, объединявшее их философские системы. Это в первую очередь идеи соборности и всеединства. Понятие соборности раскрывается уже в учениях славянофилов, у Хомякова оно выражает общий метафизический принцип устройства бытия, утверждающий силу любви как основу существования единого (в противоположность ассоциации – формальному собранию множества разрозненных элементов). Именно соборность должна быть основой общества, как это и было, по представлениям Хомякова и его последователей, в русской крестьянской общине. Понятие соборности, перенесенное в онтологию, дает представление о всеединстве: Вл. Соловьев выдвигает этот принцип как метафизическую общность Бога (абсолюта), бытия мира и бытия человека.

В ХХ в. русская философия в СССР представлена такими именами как В.И. Вернадский, А.Ф. Лосев, М. Мамардашвили, Э.В. Ильенков и многими другими. Находясь в общем русле марксистской идеологии, эти философы являлись, тем не менее, вполне самобытными мыслителями. Параллельно на Западе развивается эмигрантская философия, представленная И.П. Ильиным, П. Сорокиным и др.

РАЗДЕЛ 111. СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Русская философия — органичная и важная часть мировой философии. Еще более важно то, что она — неотъемлемый компонент отечественной культуры, лежащий в основе мировоззрения нашего общества, во многом определяющий настоящее и будущее России.

Источники русской философии

Возникновение и развитие русской философии было обусловлено целым рядом исторических и культурологических факторов.

Прежде всего в качестве важного условия формирования русской философской мысли необходимо назвать становление государственности Руси, а затем и России, как важнейший исторический процесс. Он требовал глубокого осмысления роли и места русского общества в системе транснациональных, транссоциальных отношений в каждый из периодов его развития. Усложнение структуры общества, его внутренних и внешних связей, рост самосознания необходимо связаны со своеобразной «кристаллизацией» мировоззренческих взглядов русских мыслителей. Философские обобщения в различных сферах общественной деятельности были необходимы и естественны. Поэтому важным источником русской философии стало само развитие русского общества .

Другим источником русской философии является православие . Оно формировало важные духовные связи русской философской мысли с мировоззренческими системами остального христианского мира. С другой стороны, оно способствовало проявлению специфики русской ментальности по сравнению с Западной Европой, Востоком.

В формировании русской философской мысли существенную роль сыграли нравственно-идеологические основания древнерусских народов. Они получили свое выражение уже в ранних мифологических традициях и эпических памятниках славян, в дохристианских религиозных системах.

Большое влияние на русскую философию оказала византийская философия, которая имеет много общего с и одновременно не тождественна ему.

Кроме того, большое значение имеет влияние на русское самых различных культур, которые в ходе исторического процесса так или иначе вступали во взаимодействие с развивающимся русским обществом.

Немалую роль в формировании отечественной философии, ее особенностей сыграла и сложность исторического развития нашего Отечества, нелегкий опыт народов страны, переживших за многие сотни лет немало потрясений и побед, прошедших через многие испытания и обретших заслуженную славу. Имеют значение такие черты русского народа, как жертвенность, пассионарность, стремление к бесконфликтности и многое другое.

Наконец, важным условием формирования и развития русской философии стоит считать высокие результаты творческой активности представителен нашего народа в политике и военном деле, в искусстве и науке, в освоении новых земель и многих других областях человеческой деятельности.

Особенности русской философии

Названные источники и характер эволюции российского социума обусловили особенности русской философии. Известнейший исследователь в области истории русской философии В.В. Зеньковский (1881 — 1962) считал особенностью русской философии то, что вопросы познания в ней отодвигались «на второй план». По его мнению, русской философии свойствен онтологизм вообще и в том числе при рассмотрении вопросов теории познания. Но это означает не преобладание «реальности» над познанием, а внутреннюю включенность познания в отношение к миру. Другими словами, в ходе развития русской философской мысли вопрос о том, что есть бытие, оказывался в центре внимания чаше, чем вопрос о том, как возможно познание этого бытия. Но, с другой стороны, вопросы гносеологии очень часто становились неотъемлемой составной частью вопроса о сущности бытия.

Другая важная черта русской философии — антропоцентризм. Большая часть вопросов, решаемых русской философией на всем протяжении ее истории, рассматривается через призму проблем человека. В.В. Зеньковский считал, что эта черта проявилась в соответствующей моральной установке, которую соблюдали и воспроизводили все русские философы.

С антропологизмом тесно связаны и некоторые другие черты русской философии. Среди них — склонность русских мыслителей к акцентированию внимания на этической стороне решаемых вопросов. В.В. Зеньковский называет это «панморализмом». Также многими исследователями отмечается неизменный акцент на со циальных проблемах. В связи с этим отечественную философию называют историософичной.

Этапы русской философии

Специфика русской философии выражена не только в чертах философских систем русских мыслителей, но и в ее периодизации. Характер и этапы развития русской философской мысли свидетельствуют и об определенном влиянии мировой философии на отечественную, и о безусловной самостоятельности . Во взглядах на периодизацию русской философии единства нет.

Некоторые исследователи считают, что русская философия зародилась в середине I тысячелетия н.э. Периодом «отсчета» зарождения оказывается начато формирования мифологии и религиозных языческих систем славянских народов того периода, потомки которых и образовали Древнюю Русь. Другой подход связывает возникновение русской философии с приходом на Русь и утверждением здесь христианства (т.е. после 988 г.). Можно также найти основания для того, чтобы вести отсчет истории русской философии со времени укрепления Московского княжества в качестве главного политического и культурного центра Руси.

Есть определенная логика и в том, чтобы и начальный период становления Российской империи (когда только начала приобретать черты системы и самостоятельного отечественная наука — XVIII в.), и эпоху централизации Русского государства вокруг Москвы (XIV-XVII вв.), и все предшествующие периоды считать периодом формирования философской мысли, временем русской «пред-философии». Действительно, собственно философские взгляды на Руси (особенно до XVIII в.) не носили самостоятельного характера, а были, скорее, необходимым элементом мифологических, религиозных, социально-политических, этических систем и позиций отечественных авторов.

Рис. Некоторые условия и факторы формирования русской философской мысли

В том, что в XIX в. философия в России была уже самостоятельной, у большинства исследователей сомнений нет. Во второй половине XIX в. русская философия уже представлена рядом оригинальных, интересных по содержанию, завершенных философских систем.

Поэтому допустимо в самом общем виде в развитии отечественной философии выделить три основных этапа :

  • зарождение и развитие русского философского мировоззрения (до второй половины XVIII в.);
  • формирование и становление русской философской мысли (XVIII-XIX вв.);
  • развитие современной отечественной философии (со второй половины XIX в.).

Однако каждый из выделенных этапов не однороден и может быть разделен, в свою очередь, на относительно самостоятельные периоды. Например, первый этап формирования философского мировоззрения логично делить на дохристианский период, период развития философской мысли во времена Киевской Руси и феодальной раздробленности и философские взгляды периода объединения русских земель вокруг Москвы.

В любом случае, всякое деление развития русской философии на самостоятельные периоды довольно условно. Вместе с тем каждый подход отражает те или иные основания, ту или иную логику рассмотрения истории русской философии, ее связи с общественным развитием России.

Русская философия отличается значительным разнообразием нередко противоречивых направлений, течений, воззрений. Есть среди них материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и атеистические. Но только в своей совокупности они отражают всю сложность, глубину и оригинальность отечественной философской мысли.

Тема 5. Русская философия

Вопросы лекции

1. Особенности русской философии.

2. Славянофилы и западники.

3. Философия всеединства В. Соловьева.

4. Проблемы веры и разума. (П. Флоренский, Л. Шестов, С. Франк).

5. Философия Н. Бердяева.

6. Философские взгляды И. М. Сеченова. И. П. Павлова, И. И. Мечникова, В.

М. Бехтерева.

Общая характеристика русской философии

Русская философия - одно из направлений в мировой философии . Русская философия, как и другие национальные философии, выражает самосознание и менталитет народа, его историю, его культуру и духовные искания.

Основой духовного самосознания и менталитета народа в русской философии является русская идея . Русская идея - это вопрос о существовании России во всемирной истории.

Русская философия, являясь составной частью мировой философии, имеет вместе с последней общие вопросы и проблемы исследования (метафизика, онтология, гносеология, социальная философия и т.д.), общий категориальный аппарат и т.д. Вместе с тем русской философии присущ и ряд характерных особенностей, присущих только ей. Это религиозная философия, где в центре внимания стоят вопросы духовно-ценностной ориентации человека, проблемы философской и религиозной антропологии. К отличительным особенностям, характеризующим проблематику русской философии, можно отнести концепцию мирового всеединства, русского космизма, русскую религиозную этику, русскую герменевтику, идею соборности и т.п. Основной вопрос русской философии - это вопрос об истине - смысле бытия человека, его космического и земного назначения. Решается этот вопрос в духовно-религиозной теории истины.

Формирование русской философской мысли было обусловлено двумя традициями : славянской философско-мифологической традицией и греко-византийской религиозно-философской традицией.

Русская философия прошла длительный путь своего развития, в котором различают ряд этапов:

1) становление русской философской мысли (XI - XVII вв.);

2) русская философская мысль эпохи Просвещения (философские и социологические идеи русских просветителей XVIII в.);

3) становление русской философии (философия революционных демократов, славянофилы и западники, народничество - начало и середина XIX в.);

4) русский духовный ренессанс, «серебряный век» русской философии (последняя треть XIX - начало XX в.), которые в совокупности сформировали русскую классическую философию.

Особенности русской философии

Философская мысль в России зарождается в XI в. под влиянием процесса христианизации. Киевский митрополит Илларион создает «Слово о законе и благодати », в котором приветствует включенность «русской земли » в общемировой процесс торжества божественного христианского света.

Дальнейшее развитие русской философии проходило в обосновании особого предназначения православной Руси для развития мировой цивилизации. Во времена правления Василия III появилось учение игумена Елизаровского монастыря Филофея о «Москве как третьем Риме ».

Русская философия на протяжении XVI-XIX вв. развивалась в противоборстве двух тенденций. Первая акцентировала на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция стремилась вписать Россию в процесс развития европейской культуры и предложить ей следовать тем же историческим путем.

Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую - западники. Идею западников поддерживали в XIX в. В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен. Работы «западников», в большей мере, воспроизводят идеи; Чернышевский - Фейербаха. Белинский - Гегеля, Герцен - французских материалистов и т.д .

Славянофилов представляли И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, братья Аксаковы - самобытные русские философы.

Особенности русский философии:

1. Не занималась процессами познания мира. Эти вопросы стояли только по отношению к человеку.

2. Антропоцентризм. Проблемы доказательства Бога сводились к вопросу

«зачем это нужно человеку».

3. Обращение к проблемам нравственности.

4. Обращение к социальной проблеме «Как сделать человека лучше?»

5. Практическая направленность.

6. Связь с отечественной культурой.

Проблемы русской философской мысли:

1. Проблемы свободы.

2. Религиозный космологизм.

3. Проблемы гуманизма.

4. Проблемы жизни и смерти (Иван Ильич у Толстого).

5. Проблемы творчества.

6. Проблемы добра и зла.

7. Проблемы власти и революции.

XVIII век - преобладали религиозные и идеалистические взгляды на жизнь.

XIX век - западничество и славянофильство.

Западники и славянофилы

Оригинальным русским философско-идеологическим течением является славянофильство: И. В. Киреевский (1806 - 1856 гг.), А. С. Хомяков (1804-1860 гг.) .

Славянофилы опирались на «самобытность », на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и исключительности. Исходный тезис состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению славянофилов именно православие сформировало «те исконно русские начала, тот «русский дух», который создал русскую землю ».

И. В. Киреевский получил домашнее образование под руководством В. А. Жуковского . Уже в молодые годы разрабатывает «программу истинного патриотического движения ».

В философии Киреевского можно выделить 4 основных блока идей.
Первый блок включает вопросы гносеологии. И здесь он выступает за единство веры и разума. Только при сочетании мышления, чувства, эстетического созерцания, совести и бескорыстной воли к истине человек приобретает способность мистической интуиции. Вера становится «живым, цельным зрением ума ».

Ум, не обогащенный верой, беден и односторонен. Западноевропейское просвещение признает источником знания лишь личный опыт и свой рассудок, в результате получается у одних мыслителей формальная рассудочность, т.е. рационализм, а у других - отвлеченная чувственность, т.е. позитивизм. И только православная вера обеспечивает «безмятежную внутреннюю целостность духа ».

Второй блок включает особенности русской культуры. Для русской духовной культуры характерна цельность бытия внутреннего и внешнего, постоянная память об отношении временного к вечному; человеческого к божественному. Русский человек всегда живо чувствует свои недостатки и чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более требователен к себе и потому менее бывает доволен собою.
Третий - идея соборности. Цельность общества, сочетающаяся с личной самостоятельностью и индивидуальным своеобразием граждан, возможна только при условии свободного подчинения отдельных лиц абсолютным ценностям и при свободном творчестве их, основанном на любви и уважении церкви, народа, государства.
Четвертый - отношение церкви и государства. Государство есть устройство общества, имеющее целью жизнь земную, временную.

Церковь есть устройство того же общества, имеющее целью жизнь небесную, вечную.

Временное должно служить вечному. Государство должно проникнуться духом церкви. Если в государстве есть справедливость, нравственность, святость законов, достоинство человека и т.д., оно служит не временным, а вечным целям. Только в таком государстве возможна свобода личности. Наоборот, государство, существующее для мелкой земной цели, не станет уважать свободу.

Поэтому свободное и законное развитие личности возможно только в государстве, подчиняющемся религиозной вере.

А. С. Хомяков проводит исследования, в которых оценивает роль различных религий в мировой истории. Он делит все религии на две основные группы: кушитскую и иранскую . Кушитство строится на началах необходимости, на подчинении, превращает людей в исполнителей чуждой им воли. Иранство - это религия свободы, она обращается к внутреннему миру человека, требует от него сознательного выбора между добром и злом.

Наиболее полно сущность иранства выразило, по мнению А. С. Хомякова, христианство. Но христианство раскололось на три крупных направления: католицизм, православие и протестантизм . После раскола христианства «начало свободы» уже не принадлежит всей церкви. В различных направлениях христианства сочетание свободы и необходимости представлено по-разному:

Католицизм обвиняется славянофилами в отсутствии церковной свободы, поскольку там существует догмат о непогрешимости Папы Римского.
Протестантизм же впадает в другую крайность - в абсолютизацию человеческой свободы, индивидуального начала, которое разрушает церковность.
Православие , считает А. С. Хомяков, гармонически сочетает свободу и необходимость, индивидуальную религиозность с церковной организацией.

Решение проблемы сочетания свободы и необходимости, индивидуального и церковного начала решается ключевым понятием - соборностью . Соборность проявляется на основе духовной общности во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в обществе, в отношениях между государствами. Она есть итог взаимодействия свободного человеческого начала («свободной воли человека ») и божественного начала («благодати »). Соборность основывается на «безусловных», не зависящих от внешних форм выражения, истинах. Эти истины - не плод рациональных познавательных усилий человека, а плод духовных исканий людей.

Стержнем соборного сознания являются Никео-царьградские символы веры, лежащие в основе вероучения Русской православной церкви (12 догматов и 7 таинств). Никео-царьградские символы веры были приняты на первых семи Вселенских соборах и выработаны соборным сознанием. Соборность может быть усвоена только теми, кто живет в православной «церковной ограде », то есть членами православных общин, а для «чуждых и непризнанных » она недоступна. Главным же признаком жизни в церкви они считают участие в церковных обрядах, культовых действиях. В православном культе, по их мнению, воспитываются наиболее важные «чувства сердца ». Культ не может быть заменен теоретическим, умозрительным изучением веры. Православное богослужение на практике обеспечивает реализацию принципа «единства во множественности ». Приобщаясь к богу через таинства крещения, причащения, миропомазания, исповеди и брака, верующий осознает, что только в церкви он может в полной мере вступить в общение с Богом и получить «спасение ». Отсюда вытекает стремление к «живому общению » с другими членами православной общины, тяга к единству с ними. Каждый член церкви, находясь в ее «ограде », может по своему переживать и чувствовать религиозные действия в силу чего имеет место и «множественность ».

Философия призвана служить углублению соборного начала. Славянофилы рассматривают народ как набор идеальных качеств, выделяя в нем неизменную духовную сущность, субстанцией которой выступает православие и общинность. Предназначение великих личностей - быть представителями этого народного духа.

Монархия - лучшая форма правления для России. Но царь получил свою власть не от Бога, а от народа путем избрания его на царство (Михаил Романов ); самодержец должен действовать в интересах всей земли русской. Западные государства, по мнению славянофилов, являются искусственными созданиями. Россия сформировалась органически, она «не построена », а «выросла ». Это естественное органическое развитие России объясняется тем, что православие породило специфическую социальную организацию - сельскую общину и «мир» .

Сельская община сочетает в себе два начала: хозяйственное и нравственное . В хозяйственной области община или «мир» выступает организатором сельскохозяйственного труда, решает вопросы вознаграждения за работу, заключает сделки с помещиками, несет ответственность за исполнение государственных повинностей.

Достоинство сельской общины в нравственных принципах, которые она воспитывает у своих членов; готовность постоять за общие интересы, честность, патриотизм. Возникновение этих качеств у членов общины происходит не сознательно, а инстинктивно, путем следования древним религиозным обычаям и традициям.

Признавая общину лучшей формой социальной организации жизни, славянофилы требовали сделать общинный принцип всеобщим, то есть перенести его в сферу городской жизни, в промышленность. Общинное устройство должно быть также положено в основу государственной жизни и способно заменить собой «мерзость административности в России ».

В государстве ведущим принципом социальных отношений должно стать «самоотречение каждого в пользу всех ». В единый поток сольются религиозные и социальные устремления людей. Произойдет «просветление народного общинного начала началом общинным, церковным ».

Продолжателем идей славянофилов стали Ф. М. Достоевский (1821- 1881), Л. Н. Толстой (1828-1910) .

Достоевский создал свою систему «истинной философии», в которой делил историю человечества на три периода:

1) патриархальность (естественная коллективность);

2) цивилизация (болезненная индивидуализация);

3) христианство как синтез предыдущих.

Он выступал против социализма как порождения капитализма и атеизма. У России должен быть собственный путь, связанный, прежде всего, с расширением православного сознания на все сферы жизни. Капитализм по своей природе бездуховен, Социализм - путь внешнего устройства человечества, В основе же всякой социальности, считал Достоевский, должно лежать нравственное самосовершенствование человека, а это возможно только на основе православной веры.

Л. Н. Толстой создает свою «рациональную философию », включающую все ценное из православия. Центральное место в ней занимает нравственность . Именно в сфере нравственности решаются основные отношения между личностью и обществом. Государство, церковь и все официальные организации - носители «зла » и «насилия ». Люди должны объединяться в рамках внегосударственных форм, на принципах любви к ближнему, и тогда новые условия христианской жизни образуются сами собой.

Западники и их продолжатели в XIX в. В. Белинский, А. Герцен, Н. Чернышевский:

критиковали православие (П. Чаадаев «Философские письма»);

акцентировали интерес на личностном начале;

критически относились к российской самобытности;

стояли на позициях материализма атеизма и позитивизма.

Н. Г. Чернышевский (1828-1889 гг.) Время правления Николая I - период реакции. С Запада приходят новые идеи, которые в России утопически воспринимались (религия без Христа), вера в новое общество, в науку, в человека.

Чернышевский разделял взгляды Гегеля, а затем Фейербаха. Работа «Антропологический принцип в философии ».

Человек - естественная натура, «имеющая мускулы, нервы, желудок ». Вся его жизнь - сложный химический процесс. Любовь, ненависть - своеобразные химические реакции. Против Дарвина, т. к. в естественной борьбе победили бы дегенераты. Против идеализма. Нравственность должна формироваться своими законами, но их еще не вывели. Религия - бред. Изучал Фурье (утопический коммунизм).

Человек по природе добр и в условиях сельской общины, «крестьянского социализма» он будет счастлив. Красота в естестве. «Человек - произведение природы ». Мечтает о новом человеке - труженике. Нигилизм.

Западная философия XX в. существенно отличается от предшествующей. Главное и наиболее общее ее отличие связано с тем, что на рубеже XIX и XX вв. совершился переход от традиционной классической философии к неклассической. Этот переход во многом был обусловлен тем, что в указанный период вся западная культура переживала глубокие изменения, которые по-особому ярко проявились в науке. В результате начавшейся в конце XIX в. второй научной революции возникает новая, неклассическая наука, которая существенно отличается от классической. В ней уже нет прежних претензий на полную объективность и адекватность знания. Вслед за наукой становится неклассической философия. В ней возникают новые течения, которые характерны для складывающейся культурной ситуации. Весьма примечательным в этом плане представляется появление в начале XX в. американского прагматизма, ставшего философией и идеологией современного делового человека. Не менее примечательным и характерным явлением стало возникновение в последней четверти XX в. постмодернистской философии как отражения новых тенденций в западной культуре. В целом в течение XX в. философия приобретает многие специфические черты и особенности, наиболее важные и существенные из которых можно свести к трем: новые отношения с наукой; тенденция к преодолению метафизики; лингвистический поворот. В первой половине XX в. роль и влияние науки достигают своего апогея. Ее власть и авторитет становятся безраздельными. В данных обстоятельствах своеобразие большинства философских течений в значительной мере обусловливается характером их отношения к науке. По числу философских школ и течений XX век значительно превосходит предшествующее столетие, хотя некоторые из них - неокантианство, неогегельянство, философия жизни, персонализм - возникли еще в XIX в. В XX в. к ним добавились прагматизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, франкфуртская школа, аналитическая философия, неопозитивизм, философия науки, структурализм, постмодернизм. Для преобладающей части названных течений отношение к науке проявляется как сциентизм или антисциентизм, т. е. либо всяческое возвышение роли и значения науки, либо, напротив, критика и отрицание ее роли и значения. В последней четверти XX в. под влиянием постмодернизма наблюдается заметное усиление неклассической тенденции. В связи с этим постмодернистские течения часто определяются как постнеклассический тип философии. Так же отношения между философией и метафизикой имеют долгую историю. Метафизика при этом часто отождествляется со всей предшествующей традиционной философией. Радикальная ее критика нередко сочетается с не менее радикальной критикой разума. Метафизика объявляется целиком ложным учением, в основе которого лежат пустые, ничем не обоснованные, умозрительные спекуляции. Лингвистический поворот составляет наиболее важную и существенную характеристику современной западной философии. Лингвистический поворот отчасти был вызван стремлением преодолеть метафизику, сделать философию по-настоящему и по-современному научной. В дополнение к вышесказанному следует отметить, что во второй половине XX в. происходит ослабление сциентистского направления, его сближение с противоположным направлением. В постмодернистских течениях наблюдается усиление тенденции к эстетизации философии, ее сближению с литературой.


26. Иррационализм в философии XIX–XX вв.: «философия жизни», экзистенциализм, философские аспекты психоанализа. Иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) - это идеалистическое течение в философии, которое ограничивает или отрицает роль разума в процессе познания. Иррационализм считает основой миропонимания нечто недоступное разуму или инородное по отношению к нему («иррациональное»), утверждая, что само реальное бытие имеет алогичный характер. Религия, например, всегда иррациональна, так как считает божество недоступным человеческому пониманию. Естественные науки и материалистическая философия, наоборот, рассматривают мир как доступный человеческому разуму и полемизируют с идеями иррационализма. Философия жизни - философское течение, получившее основное развитие в конце XIX - начале XX веков. В рамках этого направления взамен таких традиционных понятий философской онтологии, как «бытие», «разум», «материя», в качестве исходного выдвигается «жизнь» как интуитивно постигаемая целостная действительность. Стала реакцией на зарождающийся кризис сциентистских ценностей и попыткой преодоления связанного с этим нигилизма, построения и обоснования новых духовно-практических ориентиров. Предшественником философии жизни считается Артур Шопенгауэр. Представители: Ницше, Клагес, Лессинг, Дильтей, Шпенглер, Георг Зиммель, Ортега-и-Гассет, Бергсон, Шелер, Крик. Экзистенциали́зм , также философия существования - направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого. Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм - это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века. Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэй, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается. Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма Основателем психоанализа является австрийский ученый - психиатр Зигмунд Фрейд. Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психических процессов и метизаций, перенеся их на социальные явления. Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер - сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией - предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные троцессы бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его. Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После сформирования «Сверх-Я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое. Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения.

27. Позитивизм как философия науки: сущность и основные этапы развития. Позитивизм– философское направление, оформившееся в 30-х годах 19 столетия и существующая до наших дней. Термин “позитивизм” введен основателем этого направления, французским философом О. Контом. Позитивизм в процессе своей эволюции прошел три основные стадии: первая, начальная связана с именами О. Конта, Г. Спенсера и др.; вторая, эмпириокритицизм, или махизм, (Э. Мах, Р. Авенариус и др.) – конец 19 нач. 20 века; третья стадия – неопозитивизм, или логический позитивизм. С развитием в первой половине 19 века математики, физики, химии, возникает микробиология. Знание, соединенное с практикой, представляется всемогущим. Доверие к философии – “царице наук” - сменилось скептическим к ней отношением. Несмотря на различные формы позитивизма, разное время и место их формирования, все три этапа имеют общие особенности. 1 этап: Основные идеи первой формы позитизизма: 1.отказ от поиска сущности вещей и установка на описание явлений (феноменализм) 2.из принципа индуктивизма вытекает сознательно принимаемый запрет на поиск абсолютов. 3.идеализм в понимании природы и общества, сведение сложных процессов развития к простому сочетанию интеграции и дифференциации 4.отрицательно отношение к социальным революциям, и ориентация на методы социальной инженерии. Идеологическое кредо первой формы позитивизма – прогресс и порядок. 2 этап: Вторая стадия позитивизма – так называемого эмпириокритицизм связан с именами Э.Маха, австрийского физика и философа и швейцарского философа Р. Авенариуса (1843-1896). Отличие данной стадии от предшествующей – основная задача ф-фии не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания. 3 этап: Третий этап эволюции позитивизма – неопозитивизм, или логический позитивизм. Логический позитивизм провозгласил основной своей задачей борьбу с метафизикой, традиционно понимая под ней философию в целом, стремясь поставить себя над борьбой с материализмом и идеализмом. Теоретическим источником его послужило реальное развитие физики, логики, математики, языкознания. Наука сводится к фиксации, а затем упорядочению фактов в рамках условно принятой системы языка. В таком случае задачи науки ограничивается описание ее языка.

28. Герменевтика как универсальный способ толкования текста. Вопросы социального познания и его методов является предметом пристального внимания в современной герменевтики. Герменевтика изначально – искусство толкования Библии, литературных текстов. В XVIII – ХIХ в. герменевтика рассматривалась в качестве учения о месте гуманитарных наук. Ее задачей становится объяснение «чуда понимания». Современная философская герменевтика обязана своим рождением Ф. Шлейемахеру. Он разработал структуру интерпретации, характеризующую понимание как таковое. Герменевтика – искусство понимания чужой индивидуальности. Следует сначала понять целое, чтобы затем стали ясны части и элементы, а для этого необходимо, чтобы интерпретируемый объект и интерпретирующий субъект были в одном круге (предварительное понимание). Герменевтический круг – удержание целостности операции понимания, охватывающей как объект, так и субъект. Свойства герменевтического круга: необходимое предзнание целостности интерпретативного действия, принадлежность действия и понимание к более широкому горизонту. Х.-Г. Гадатер: герменевтика – учение о бытие. Понимание – универсальный способ освоения мира, неотделимо от самопонимания, поиск смысла, невозможно без предпонимания. В понимании есть онтологически положительный смысл. Есть тексты несущие смысл. Смыслы в свою очередь говорят о вещах. Толкователь входит в них умом с определенным предпониманием. Всегда есть первоночальный рисунок события, т.н. интерпритатор читает текст с известным ожиданием. Источником, которого является предпонимание. Задача герменевтики – восстановление авторитета традиции, которая придает смысл всей «истории дистанций, «временного отстояния» какого-либо события. Понимание всегда является истолковывающим, а истолкование – понимающим. Понимание возможно лишь в качестве «применения» - соотнесения содержания текста с культурным мыслительным опытом современности. Интерпретация текста состоит не в воссоздании первичного (авторского) смысла текста, а в создании смысла заново. Философская герменевтика – новый синтез «речь» и «логос», герменевтика и диалектика. Движение истолкования текста является диалектическим, потому что толкующее слово, попадающее в смысл текста, выражает целостность этого смысла. Исходный пункт герменевтики – языковая форма выражения мысли. Процесс постижения смысла происходит в языковой форме. Герменевтика постепенно становится методологией социально-гуманитарногопознания. Процедура прочтения текста в определенном культурно-историческом контексте находит сегодня широкое применение в психологии, социологии, филологии, исторических, экономических и юридических науках.

29. Общая характеристика русской философии. Идейное противоборство славянофилов и западников как попытка выявления сущностного ядра русской культуры. Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Характерными чертами русской философии являются: сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой); целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; большая роль проблем морали и нравственности; конкретность; широкое распространение в массах, понятность простому народу. Полемика «славянофилов» и «западников» около двадцати лет (с конца тридцатых и до середины пятидесятых годов) была явлением, определявшим ценностные координаты общественно–политической и философской мысли России. Именно это время оказалось во многом определяющим для формирования проблемного поля отечественной философской мысли на столетие вперед. В начале тридцатых годов большинство будущих славянофилов (исключая Хомякова) были приверженцами философии Шеллинга, и их позиция была скорее западнической, чем славянофильской. Начало процесса вызревания комплекса философских, общественно–политических и историософских идей западников и славянофилов (то есть начало истории «славяно–западных» споров) чаще всего связывают с публикацией в 1836 году в журнале «Телескоп» первого «Философического письма» П. Я. Чаадаева. Споры, разгоревшиеся вокруг него, послужили стимулом для кристаллизации воззрений тех, кто был не согласен с пессимистическими оценками прошлого, настоящего и будущего России, содержавшимися в знаменитом впоследствии сочинении Чаадаева. Рождение «славянофильства» историки отечественной философии обычно связывают с появлением статьи А. С. Хомякова «О старом и новом» (1839). Эта работа вместе с откликом на нее И. В. Киреевского («В ответ А. С. Хомякову», 1839) открывает историю славянофильства как оригинального течения русской мысли. Рождение «славянофильства» историки отечественной философии обычно связывают с появлением статьи А. С. Хомякова «О старом и новом» (1839). Эта работа вместе с откликом на нее И. В. Киреевского («В ответ А. С. Хомякову», 1839) открывает историю славянофильства как оригинального течения русской мысли. Подобно славянофилам, западники 40–х годов искали пути преодоления раскола между дворянской интеллигенцией и народом, между прошлым и настоящим, между идеалом и действительностью. Однако решение проблемы виделось западникам иначе, чем оно представлялось славянофилам. Способ преодоления конфликта «идентичностей» они видели в последовательной и всесторонней европеизации России. По их убеждению, русская идентичность – это в основе своей идентичность европейская. В силу ряда исторических причин Россия оказалась оторвана от остальной Европы, и задача исторического масштаба состоит в том, чтобы, наконец, добиться ее интеграции в содружество цивилизованных народов Запада. В перспективе изначальной принадлежности России к Европе «возвращение» на Запад рассматривалось западниками не как утрата самобытности, а как обретения самих себя, как возвращение на духовную родину, как очищение от «азиатских напластований» в русском национальном характере и в народном быте.