Open
Close

Учение о человеке в структуре философского знания.

Человек интересует философию с первых ее шагов. Исследующая человека философская дисциплина называется антропологией . Она исследует человека более 25 веков, но до сих пор он остается загадкой. В различные исторические эпохи философы давали различные ответы на вопросы: «Что есть человек?», «Чем он отличается от животного?», «Зачем человек живет?», «Как стать счастливым?», и на многие другие, в зависимости от уровня накопленных знаний о человеке.

Так, в античной философии человек понимался преимущественно как существо политическое: Платон и Аристотель, к примеру, рассматривали его с точки зрения роли человека в политической жизни, в управлении делами города-государства (полиса).

В эпоху средневековья человек предстает в философии преимущественно как существо моральное. В соответствии с религиозным догматом о творении человека из праха земного, с последующим вселением души, являющейся божественным началом, человек понимается как двойственное существо, в котором постоянно происходит борьба двух его начал: материального тела (носителя зла, греховности) и божественной души (носителя добра, благодати). Поэтому считалось, что человек на протяжении всей своей жизни находится в ситуации морального выбора между добром и злом.

Эпоха Возрождения находит другого человека – человека эстетического, то есть «человека прекрасного и человека-творца прекрасного». В Новое время философов интересует человек как субъект познания, или рациональный человек, наделенный рассудком и разумом, с помощью которых он познает мир и которыми руководствуется в своей деятельности.

Однако ни в один из названных исторических периодов человек не считался главным предметом философских исследований, критерием истины и точкой отсчета для всех философских построений. Человеку всегда отводилось подчиненное место - он зависел либо от космических законов, либо от Бога. В масштабных философских системах вплоть до XVIII в. философии человека уделялось немного места. Положение дел изменилось, благодаря уже упоминавшемуся немецкому философу И. Канту. Кант построил свою философию не как исследование независимого от человека мира, а как исследование человеческих способностей (чувственности, рассудка, разума и способности суждения), применяемых в различных областях деятельности (в изучении природы, в практической деятельности и в области искусства). Он стал первым из крупнейших философов XVIII в., кто показал зависимость философской и научной истины от человека, от его познавательных и творческих способностей. Он, таким образом, продвинул философию к новому пониманию человека, его места в мире, характерному для ХХ в. Кант считал именно человека главной целью познания, а все остальные области философского исследования (онтологию, гносеологию и т.п.) наделял подчиненным антропологии значением.

Философская антропология обобщает результаты многих специальных наук о человеке (физиологии, психологии, медицины, педагогики, социологии), включает их в единую философскую картину мира. При этом, философия не является простой суммой научных знаний о человеке, так как она находит в нем свое измерение, дает ответы на такие вопросы, на которые частные науки ответа не дают: «Что делает человека человеком?», «Как организовать жизнь так, чтобы всем людям жилось лучше?», «Как избежать войн?», «От чего зависят человеческие качества, характер человека?», «Свободен ли человек в своих поступках?» и т.д. Одним из важнейших является вопрос о происхождении человека на Земле, называемый проблемой антропогенеза (по-гречески, «антропос» означает «человек», а «генезис» - «происхождение», «рождение»).

В традиционной философии и до 2-й половины ХIХ века сложилось представление о человеке как существе биологическом, разумном и социальном. Причем, считалось, что биологическое целиком подчинено разумному, а разумное обслуживает потребности социального. Исследуя человека, традиционная философия закрепила существование в нем трех начал в терминах «человек», «индивид» и «личность».

Человек обозначает разумное живое существо, занимающее высшую ступень эволюции живой материи, обладающее качествами, свойственными всем людям, он являетсясубъектом общественно-исторической деятельности и культуры.

Слово «индивид» указывает на другую сторону людей, этим термином, производным от латинского слова individuum («неделимое»), обозначаетсяотдельный человек, в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом, обладающий особыми качествами, не сводимыми к общим родовым характеристикам человека.

Термин«личность» фиксирует особую сторону человека. В традиционной философии под личностью понимается человек как носитель сознания и других специфически человеческих качеств (например, совести, воли, чувства прекрасного и т.п.), а также как субъект истории. Понятие личности появилось в средневековой философии, до него его место занимало понятие души.

Человек в качестве биологического живого существа долгое время рассматривался как вершина эволюции живого, как «царь природы». Поэтому и ответ на вопрос «Откуда взялся человек?» искали в науках о природе - в естествознании. Английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (1809-1882) в опубликованной им в 1871 г. работе «Происхождение человека и половой отбор» предложил эволюционный подход к объяснению выделения человека из животного царства. Дарвин на материале ископаемых останков доказывал, что человек является результатом постепенного развития (эволюции ) приматов (высших животных, отряд которых включает обезьян и полуобезьян). Эволюция же стала следствием внутривидовой борьбы за выживание, которая постоянно ведется не только у приматов, но во всех видах живых организмов.

Идею о роли борьбы в эволюции Дарвин заимствовал у английского экономиста и священника Т. Р. Мальтуса (1766-1834). Взяв идею борьбы за основу, Дарвин сформулировал известный принцип естественного отбора , гласящий, что в истории развития живой природы хуже приспособленные виды вымирали, а лучше приспособленные - выживали. Применив теорию естественного отбора для объяснения происхождения человека, Дарвин в упомянутом труде написал: «...человек произошел от какой-нибудь ниже организованной формы»1. Естествоиспытатель нигде не говорит, что человек произошел от обезьян. Напротив, он отмечает, что хотя высшие обезьяны гораздо более похожи на человека, чем на низших представителей своего подотряда, у них в истории эволюции был свой предок2.

Эволюционная теория Дарвина и была использована философами для решения проблемы происхождения человека, причем философами, стоящими на разных мировоззренческих позициях: как атеистами, так и религиозными мыслителями. Рассмотрим в самых общих чертах два варианта решения проблемы происхождения человека.

Что значит быть человеком? - этот фундаметальный вопрос является постоянным вопрошанием человека к самому себе. Русский ученый, хирург, педагог Н. И. Пирогов (1810-1881) в качестве эпиграфа к своей статье «Вопросы жизни» приводит следующий диалог:

«К чему вы готовите вашего сына? - кто-то спросил меня.

Быть человеком, - отвечал я.

Разве вы не знаете, - сказал спросивший, - что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди» . Действитель­но, и сегодня человек готовит себя больше к профессии, карь­ере и особо не задумывается над вопросом: что есть человек? Однако, вопрос о человеке, его природе, сущности и назначе­нии - фундаментальный вопрос как классической, так и сов­ременной философии, которая в изучении человека исходит из определенных онтологических предпосылок:

1) Природа и сущность человека предствляют собой проти­воречивое единство. Эта противоречивость выражается даже в своебразной пародоксальности. Человек - животное, но сущес­твует не в природе, а в обществе. У него есть инстинкты, но он руководствуется в первую очередь разумом. Человек рожден в природе, но пытается подчинить ее себе. Он обладает естес­твенными вожделениями, но ориентируется, прежде всего, на культурные стандарты. У человека есть разум, но есть и бес­сознательное. Человек одновременно «настроен» на несколько программ, каждая из них, словно некая сила, тащит его в свою сторону. Биологическая программа противоречит социальной, сознательное - бессознательному, инстинкты - культуре. Че­ловек - единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов и создавшее особую со­циальную форму жизни. В то же время человек сам по своей воле может превратить свою жизнь в некий абсурд. Напри­мер, может быть захвачен страстью, которую умом отвергает, а его волевое решение иногда всего лишь голос влечения или инстинкта. Вот почему американский философ Эрих Фромм (1900-1980) назвал человека едва ли не самым эксцентричным (странным, необычайным) созданием на земле. Русский фило­соф Н. А. Бердяев утверждал, что «человек есть принципиаль­ная новизна в природе».

2) Философию интересует человек как целостное существо, как особый род сущего.

Конкретные характеристики и свойства человека изучают естественные и социогуманитарные науки (биология, медици­на, психология, социология и др.). Наука исследует человека предметно, выделяя тот или иной аспект в изучении человека. Философия, в отличие от конкретных наук, всегда стремилась к постижению человека как особой целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает его искомой сущности. Она потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире. Основы философской программы постижения человека заложил еще Сократ, акцен­тируя внимание на требовании: «Познай себя самого».

Немец­кий философ И. Кант уже в Новое время пришел к выводу, что вопрос «Что такое человек?» выражает суть онтологических, гносеологических, этических, эстетических философских кон­цепций.

После Канта все более и более утверждалось мнение о том, что философия исследует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для нее не просто объект, вещь сре­ди вещей, но субъект, способный к изменению мира и самого себя. Именно поэтому философия рассматривает человека в мире и мир в человеке. Опираясь на конкретно-научное знание о человеке, она исследует его в более широком культурно-ис­торическом контексте, рассматривая уникальные особенности, которые присущи только человеку как особой реальности.

3) Человек как целостное существо представляет собой единство биологического, социального и духовного.

Философское учение о человеке, представленное множес­твом идей и концепций, называется философской антрополо­гией. Философская антропология - это раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмыслива­ются проблемы природы человека и его происхождения, ана­лизируются модусы человеческого существования, выявляет­ся потенциал антропологической картины мира.

В современной антропологии излагаются три способа отве­та на вопрос о том, что такое человек и каковы его отличитель­ные особенности:

1) дескриптивный (тщательное выделение и описание всех морфологических, физиологических, поведенческих и других признаков, которые отличают человека от представителей всех других видов живых организмов). Этот подход реализуется в естественнонаучной антропологии;

2) атрибутивный (выход за рамки чистого описания при­знаков человека и выделение среди них такого, который был бы главным, определяющим и детерминировал бы все остальные). Наиболее известные в этом плане следующие атрибутивные определения человека в классической философии и в неклас­сической: общинное, политическое животное (Аристотель); животное, производящее орудия труда (Б. Франклин); Homo sapiens - «Человек разумный» (К. Линней); Homo ludens - «Человек играющий» (Й. Хейзинга); Homo symbolicum - «Че­ловек символический» (Э. Кассирер); Homo viator - «Человек- путник» (Г. Марсель); Homo insciens - «Человек неумелый» (Х. Ортега-и-Гассет) и др.

3) сущностный. Сущностное определение человека воз­можно в рамках философской концепции природы человека. Философия стремилась к постижению человека как особой це­лостности. Вся история философии в определенной степени и представляет собой процесс формирования такой концепции (философской антропологии). Но больших успехов на пути постижения сущностного определения человека достигла мар­ксистская философия и «новая философская антропология», представленная именами М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена.

ДЕ 1. Что есть философия............................................................................................................................

1.1.Структура философии........................................................................................................................

1.2. Функции философии......................................................................................................................

1.3.Картины мира..................................................................................................................................

1.4. Предмет философии......................................................................................................................

ДЕ 2. История философии.........................................................................................................................

2.1.Античная философия.......................................................................................................................

2.2.Философия Средних веков и Возрождения..................................................................................

2.3.Философия Нового времени..........................................................................................................

2.4.Немецкая классическая философия..............................................................................................

2.5.Современная философия Запада...................................................................................................

2.6.Отечественная философия.............................................................................................................

ДЕ 3. Философия бытия.............................................................................................................................

3.1.Концепции бытия............................................................................................................................

3.2.Системность бытия..........................................................................................................................

3.3. Движение, пространство, время...................................................................................................

3.4. Диалектика бытия...........................................................................................................................

ДЕ 4. Философия познания.....................................................................................................................

4.1.Сущность и природа познания.....................................................................................................

4.2.Познавательные способности человека.....................................................................................

4.3. Проблема истины.........................................................................................................................

4.4.Сознание и познание....................................................................................................................

ДЕ 5. Научное познание..........................................................................................................................

5.1.Развитие науки..............................................................................................................................

5.2. Наука и техника.............................................................................................................................

5.3.Научное и ненаучное познание...................................................................................................

5.4. Методы и формы научного познания.........................................................................................

ДЕ 6. Философия человека.....................................................................................................................

6.1.Происхождение и сущность человека.........................................................................................

6.2. Человек, индивид, личность........................................................................................................

6.3.Человек и культура........................................................................................................................

6.4. Ценности и смысл человеческой жизни.....................................................................................

ДЕ 7. Социальная философия.................................................................................................................

ДЕ 1. Что есть философия

1.1.Структура философии

1. Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется …

дуализмом

монизмом

догматизмом

плюрализмом

Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется дуализмом. Ярким представителем дуализма является Р. Декарт, который признает существование двух независимых друг от друга субстанций – мыслящей и материальной (телесной). Дуализм противостоит монизму, то есть признанию единственности начала, и плюрализму, то есть признанию их множественности.

эстетике

диалектике

идеализму

позитивизму

Категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического относятся к эстетике как науке о законах создания и освоения эстетических и художественных ценностей. Областью исследования эстетики является специфический опыт освоения действительности человека через духовночувственную эйфорию, восторг, блаженство, наслаждение.

3. Раздел философии, рассматривающий основные принципы бытия, определяющие устройство мира, называется …

онтологией

гносеологией

Онтология – учение о бытии (о существовании). Категория «бытие» – исходная в философском осмыслении окружающего нас мира. Сопоставление взаимоисключающих свойств действительности – преходящего и непреходящего – наводит на размышления о прошлом и будущем мира, о том, как долго он существует и как долго еще будет существовать, существует ли этот мир на самом деле или же он является плодом нашего воображения. Совокупность этих вопросов и представляет собой проблему бытия, которая с глубокой древности и до наших дней обсуждается в философии. Нередко понятие «бытие «отождествляют с такими понятиями, как действительность, существование или реальность.

4. Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к _____________ проблемам философии.

антропологическим

гносеологическим

праксеологическим

искусственным

Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к антропологическим проблемам философии. Антропология – философское учение о человеке, его «сущности» и «природе».

5. Область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, называется …

натурфилософией

экологией

идеологией

онтологией

Область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, называется натурфилософией. Виднейшим представителем натурфилософии является Ф. Шеллинг. Согласно Шеллингу, натурфилософия является прикладной теоретической философией, а природа есть абсолютное – первопричина всего сущего.

6. В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является …

диалектика

метафизика

онтология

гносеология

Диалектика в марксистской философии – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Выделяют три основных диалектических закона: 1) закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий причину самодвижения и развития; 2) закон перехода количества в качество, выражающий механизм развития; 3) закон отрицания отрицания, показывающий общий результат и направленность процесса развития.

7. Основателем объективного идеализма является …

Демокрит

Анаксимен

Первичность сознания может пониматься по-разному, поэтому существует два основных вида идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.Объективный идеализм состоит в признании первичности сверхчеловеческого сознания. Создателем объективного идеализма былПлатон , считавший что «мир идей» предшествует «миру вещей». В качестве сверхчеловеческого духовного начала может приниматься также абсолютная идея, которая развивается в мировой дух (у Г. Гегеля), мировая воля (у А. Шопенгауэра), воля к власти (у Ф. Ницше). Христианское учение о сотворении мира богом из ничего получило название креационизма.

8. Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к

Проблемам философии.

онтологическим

гносеологическим

эстетическим

аксиологическим

Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к онтологическим проблемам философии. Онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие законы и категории сущего.

9. Наукой о формах и приемах рационального мышления является …

идеология

философия

Наукой о формах и приемах рационального мышления является логика. Логика ставит условия правильного рассуждения. Основы логики как науки были заложены в IV в. до н. э. древнегреческим философом Аристотелем. Им была создана первая теория дедуктивных умозаключений – силлогистика. В дальнейшем логику разрабатывали Ф. Бекон, Г. Гегель, Б. Рассел и др.

10. Философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности, называется …

аксиологией

онтологией

гносеологией

антропологией

Философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности, называется аксиологией. Аксиология включает и изучение ценностных аспектов других философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле – всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом. Термин «аксиология» был введен в 1902 г. французским философом П. Лани, а в 1904 г. представлен Э. фон Гартманом в качестве одной из основных составляющих в системе философских дисциплин.

11. Разделом философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях, является …

гносеология

скептицизм

праксиология

Разделом философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях, является гносеология. Теория познания исследует вопрос и о заблуждениях, источниках их возникновения и средствах их преодоления. Важной является проблема взаимосвязи знания с практикой, выступающей основой формирования знания. В настоящее время познание изучается не только философией, но и логикой, методологией научного познания, когнитивной психологией и т.п.

12. Философское учение о конечных судьбах мира и человека называется …

эсхатологией

онтологией

праксиологией

Философское учение о конечных судьбах мира и человека называется эсхатологией. Наиболее последовательно эсхатология выражена в религиозных учениях, например в христианстве, которое говорит о неизбежном пришествии страшного суда, наказании грешников и воскрешение праведников.

13. Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется …

иррационализмом

материализмом

рационализмом

эмпиризмом

Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, чувства, называется иррационализмом. Основным положением иррационализма является тезис о непознаваемости мира с помощью логики, понятийного мышления, науки. Ярким представителем иррационализма является А. Шопенгауэр.

14. Вопросы – познаваем ли мир, достижима ли истина? – относятся к

Проблемам философии.

гносеологическим

метафизическим

лженаучным

этическим

Вопросы – познаваем ли мир, достижима ли истина? – относятся к гносеологическим проблемам философии. Гносеология – учение о познании, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях.

15. Философское учение о нравственности и морали называется …

онтологией

аксиологией

эстетикой

Философское учение о нравственности и морали называется этикой. Аристотель создал этику как особую дисциплину в разделе практической философии, поскольку этика занимается на философском уровне жизненно важными для каждого нравственными вопросами, касающимися должного поведения человека по отношению к другим людям и к себе.

16. Направление в философии, теоретическим ядром которого является сведение сущего к материи, называется …

материализмом

идеализмом

конвенциализмом

Направление в философии, теоретическим ядром которого является сведение сущего к материи, называется материализмом. Материализм как философское направление признает первичность природы, материи и вторичность сознания. Термин «материализм» был введен Г. Лейбницем в 1702 г. Однако первые попытки объяснения мира в материалистическим духе были сделаны еще в древнегреческой философии Фалесом, Демокритом, Эпикуром. Классические образцы материалистических учений проявляются в XVI–XVIII вв. В трудах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, П. Гольбаха, К. Гельвеция и др. сформированы основные положения метафизического и механистического материализма. В 1840-х гг.

К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали основные принципы диалектического материализма, который в XX в. становится лидирующим направлением.

17. Родиной термина «философия» является …

Древняя Греция Древний Рим Древняя Индия Древний Вавилон

18. Направление в философии, согласно которому вещи существуют только потому, что люди их ощущают, называется …

солипсизмом

материализмом

дуализмом

пантеизмом

Солипсизм является крайней формой субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида. В последовательном виде солипсизм встречается крайне редко. Так, Дж. Беркли, пытаясь избежать обвинений в солипсизме, заявлял, что все вещи существуют как «идеи» в божественном уме, который «внедряет» ощущение в сознание людей.

19. Противоположный диалектике метод познания бытия К. Маркс и Ф. Энгельс называли …

метафизическим материализмом диалектическим материализмом критическим рационализмом субъективный идеализм

20. Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется …

идеализмом

материализмом

нигилизмом

натурализмом

Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется идеализмом. В идеализме выделяют два самостоятельных направления: объективный идеализм (Платон, Гегель) и субъективный идеализм (Беркли, Юм). Идеализм является философским антиподом натурализма, материализма, реализма.

1.2. Функции философии

1. Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется …

гуманистической

антропологической

абстрактной

политической

Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется гуманистической. Она оказывает огромное влияние на формирование личности, мыслей, чувств, обеспечивает бытие человека в этом сложном мире.

2. Функция философии, связанная со способностью сомневаться, оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности, называется …

критической

познавательной

прогностической

метафизической

Функция философии, связанная со способностью сомневаться, оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности, называется критической. Философия критична по своему существу.

3. Функция философии, раскрывающая закономерности мыслительного процесса и познания мира, называется …

гносеологической

онтологической

При обсуждении первого вопроса "Человек как предмет философского анализа" следует сказать, что проблема человека как уникального творения Вселенной принадлежит к "вечным" философским проблемам, поскольку любая философская традиция в основе своего содержания имеет отношение человека к миру. Мы ставим вопросы: "Кем есть человек, какова его сущность, признаки, функции?", "Что такое человек?", "Кто я?". Эта проблема трудная и сложная, и развязка очень важная как для индивида его жизни, так для общества. По мнению французского мыслителя Б. Паскаля, "самое непостижимое явление природы человек". XX век не внес ясности. Человек по-прежнему остается загадкой в мире и может быть "величайшая загадка".

Если брать во внимание, что человека в разных его ипостасях изучают многие науки: биология, медицина, социология и т.п., то лишь философия изучает человека с точки зрения его целостности, в единстве биосоциальной сущности. Проблема человека является центральной во всех философских направлениях на всем протяжении их истории.

Какие же образы человека существовали в истории философской мысли?

В античной философской мысли человек рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу, поэтому можно говорить, что образ человека в античной философии космоцентричен.

В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело, качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное. Средневековый образ человека геоцентричен, а не космоцентричен, как в античности. Человек не верит в себя, он верит в Бога. Его глаза обращены к потустороннему миру. Христианство выдвинуло вместо разума античности иной главный признак человека - сердце и главный признак человечности - .любовь. Однако это не любовь человека к другому человеку, а любовь к Богу.

Философия эпохи Возрождения (Ренессанса) анализирует человека как автономное существо, как живую целостность. В эту эпоху возникают гуманизм и антропоцентризм, прославляющие человека как высшую ценность. Человек есть ценность.

Философия Нового времени акцентирует внимание на духовной сущности человека. Человек существо разумное и нравственное, способное к творческому развитию, познанию тайн законов природы и активному использованию этих знаний в практически-преобразующей деятельности. Образ человека Нового времени антропоцентричен. Бог смещается на второй план человеческой жизни. Человек теперь верит в себя. Главная сфера человеческой деятельности в эпоху Нового времени познание, главным стает рационализм положившее начало экспериментальной науке.

Миром управляют законы, соответствующие законам человеческого разума.

Немецкая философия в лице Гегеля развивает идею историчности человека. Для него человек - носитель общезначимого духа, субъект познавательной и исторической деятельности, создающий мир культуры.

Л.Фейербах рассматривают человека как чувственно-телесное существо.

В философии марксизма человек рассматривался однако, не только как природное существо, но и как общественное существо, живущее в обществе. Общество, с одной стороны, создастся человеком, с другой -формирует человека, социализирует его.

Иррационалистическое представление о сущности человека стало наиболее распространенным в XX в.

"Философия жизни" (Ницше, Бергсон) на первый план выдвигает волю, интуицию. Сознанию часто противопоставляется бессознательное.

Фрейд возвышает бессознательное над сознанием. Истоки религии, культуры, всего человеческого он видит в бессознательном.

Феноменология (Гуссерль) стремится преодолеть замкнутость личности, считает, что переживания изначально направлены на внешний мир.

Всплеск в изучении проблемы человека приходится на начало XX века (труды М.Шелера, Х.Плеснера, А.Гелена). Под воздействием их идей философская антропология становится специальной дисциплиной.

Экзистенциалисты (Сартр, Камю) пытаются "спасти человека"", изолируя его от жизни, от тех реальных связей, которые существуют у человека с миром природы и общества. Страх, тоска и отчаяние отталкивает его от бытия, человек замыкается в самом себе, в своем одиночестве.

В украинской и русской философской традиции антропологические мотивы всегда были ведущими, определяющими специфику и характер всей духовной жизни (Г.С.Сковорода, В.С.Соловьев, Ф.М.Достоевский, Л.Д.Толстой, Н.А.Бердяев и др.).

Современные украинские философы (В.И. Шинкарук, М.В.Попович, В.Г. Табачковский) сохраняют и развивают антропологическое направление, исследуя актуальные проблемы человека.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. проблема человека становится центральной в философском знании. Проявляется обостренное внимание к тому, что в философии называется "экзистенциальной проблематикой", вопросам о смысле жизни и ценности человеческого существования. Напротив, интерес к онтологии и гносеологии как частям философского знания заметно снижается. Почему так происходит?

Проблема человека приобретает особую актуальность в те периоды развития истории, когда остро встает вопрос о смысле жизни и шли существования не только отдельного человека, то и всего общества. Именно такой период переживает как отечественная, так и мировая история.

Термин "антропология" означает учение о человеке, а философская антропология, соответственно, философское учение о человеке, или философия человека.

Философская антропология направление , занимающееся изучением человека, его природы и сущности.

Обсуждая второй вопрос "Проблема происхождения человека его сущность и существование. Смысл жизни как функция человеческого бытия. Смерть и бессмертие" следует обратить внимание на то, что философия, определяя сущность человека, доводит, что человек - это разумное существо, что он является субъектом труда, социальных отношений и общения людей друг с другом, т. е. существом социальным. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека.от. животной жизнедеятельности. Встает вопрос о том, каким образом про-: исходило формирование человека как разумного, социального и деятельного существа. Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза, а теории о развитии человека как разумного, общественного существа антропосоциогенезом.

Сущность человека - это совокупность его социальных качеств, обусловленных конкретно-исторической обстановкой (см. схема 76).

Как явление человек богаче сущности, он - биопсихосоциальное существо. Его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с действовании. Первое означает его относительно стабильное главное качество, второе способы его жизнедеятельности, меняющиеся в зависимости от обстоятельств. На индивидуальном уровне человек представляет собой единство трех составляющих:

  • - биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.);
  • - психического (чувства, воображение, память, мышление, воля, характер и т.д.);
  • - социального (мировоззрение, ценностные установки, моральные черты, знания и умения и др.). Человек - представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Он - существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное), универсальное (морфологически способное к любому виду деятельности), целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начало). Человек - это живая система (см. схема 77).

Философская проблема соотношения биологического и социального в природе человека не является отвлеченной, а находится на пересечении многих современных споров. Так, например, такой вопрос: "Особенности женского и мужского поведения, психики и мышления обусловлены биологически или социально?" В современной философии, социологии и культурологии существует понятие "тендер". Если понятие "пол" фиксирует биологические и физиологические различия между мужчиной и женщиной, то "гендер" описывает социальные и культурные различия между полами, не наследуемые, а приобретаемые в обществе.

Гендер - социальный, культурный пол. Понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социализации. -

Чтобы выяснить сущность человека необходимо, прежде всего выяснить понятия отражающие его сущность. Проблема человека заключается в противоречивом единстве его биосоциальных характеристик. Тут следует четко разграничивать такие понятия как "человек", "индивид" "личность", "индивидуальность".

Используем схему (см. схема 78).

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания.

Человек - представитель биологического вида, но вида особенного, для которого средством приспособления к окружающей среде стала культура.

Человек - понятие, которое характеризует качества и способности, присущие всему человеческому роду (как биологические, так и социальные).

В философии используется и другое понятие для характеристики человека - "индивид".

Индивид - термин, обозначающий отдельного человека как представителя и носителя человеческого рода, это совокупность биологических родовых признаков человека (индивидом мы рождаемся).

Но подлинным человеком (обладающим сознанием, абстрактным мышлением, речью, человеческими чувствами, способным к труду) мы становимся под влиянием общества, взаимодействия с другими людьми, под влиянием социальных факторов.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе - главное условие нормального, развития человека, развития в нем именно человеческих качеств, психики и поведения, превращения в личность. Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие.личность.

Личность - понятие, обозначающее человека как представителя общества, совокупность духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание. Одной из основных характеристик личности является ее самостоятельность в принятии решений и ответственность за их результаты. Ядром структуры личности является мировоззрение как свойство социального и мыслящего существа. Мировоззрение формируется путем осознания человеком объективной реальности, а также в результате самосознания личности.

Интересными становятся представления о совершенном человеке в различных культурах. Для этого рассмотрим исторические типы личности.

Размышления о совершенном человеке всегда были важной темой философско-антропологических исследований. Но в различных культурах делались свои акценты на главных качествах совершенного человека:

  • - в древнекитайской философии идеал "благородного мужа" включал высшие моральные качества, гуманность, милосердие, стойкость, почтительность к людям, скромность и бескорыстие (конфуцианство);
  • - в древнеиндийской философии совершенный человек постигает "собственную природу" мира, выполняет свой долг, свою карму;
  • - в античности совершенный человек - это человек, который живет по закону и праву; совершенная личность или "калокагатия" - это гармоническое сочетание возвышенной нравственности, внешней и внутренней красоты с общественно-политической зрелостью (Аристотель). Человек, наделенный здоровьем, пропорциональным телосложением, изящными движениями, силой, способностью к творчеству, к нравственному самосовершенствованию, отказавшись от внешних благ и углубившись в самого себя, обладает душевным спокойствием, мудростью;
  • - в средние века совершенный человек обладает совершенной разумной душой, стремящейся следовать Божьим заповедям;
  • - в эпоху Возрождения совершенный человек наделен склонностью к добру и любви, к установлению высоконравственных межчеловеческих отношений, способный ценить чужую жизнь и достоинство превыше всего (Т. Мор);
  • - в эпоху Просвещения идеал человека - это гуманный, добродетельный, рассудительный и просвещенный человек, следующий законам. "Пуль к добродетелям через совершенствование законов" (Гельвеций);
  • - в немецкой классической философии совершенный человек - это единство духовного и телесного совершенства всесторонний, совершенный образованный человек (Л. Фейербах);
  • - в современной философской литературе совершенный человек -это гармоническое единство чувства и разума: справедливость, гуманность, отзывчивость, патриотизм, любовь к Родине, Богу, людям.

Отмечается, что формирование совершенного человека напрямую связано с совершенствованием социальной среды, в которой он развивается.

Необходимо обратить внимание на то, что индивидуальность и личность фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека.

В индивидуальности ценится ее самобытность, в личности - самостоятельность, независимость, сила. Социализация личности - процесс формирования социальных качеств человек.

Индивидуальность указывает на своеобразие социально значимых качеств.

Индивидуальность - понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека его отличия от других.

Осознавая себя как личность, выделяя себя из окружающей среды, человек невольно приходит к мысли: зачем он живет, в чем смысл его существования. Вопрос о смысле жизни это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Осознание смысла жизни как главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на понимание смысла жизни человека. Обратимся к таблице (см. таблица 4).

Таблица 4

Понимание смысла жизни разноплановое . Рассмотрим некоторые из них:

  • - смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л.Н.Толстой);
  • - смысл жизни в достижении идеала человека;
  • - смысл жизни в максимальном содействии решению общественного развития и всестороннего развития личности (марксизм);
  • - смысл - в борьбе (В. Белинский, П. Бомарше);
  • - в действии, в движении (Ж.-Ж. Руссо);
  • - в совершенствовании себя и общества (И. Г. Фихте);
  • - в служении обществу (Н.С. Лесков);
  • - в обогащении человечества знаниями (Д. Дидро);
  • - смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия (Ницше).

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые формируют разные концепции. Рассмотрим их, обратившись к схеме (см. схема 79).

Смысл жизни - это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э. Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на ю, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенции).

Иными словами, смысл жизни человека - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. Можно сказать, что миссия человеческой жизни в то, чтобы раскрыть свой потенциал, суметь найти возможность для самореализации, "пустить в оборот" свои таланты.

Разумеется, эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека.

Вопрос о смысле жизни возникает только тогда, когда мы осознаем свою смертность. Конечность человеческого бытия - естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Так уже в древнегреческом обществе формируется представление о ценности жизни каждого индивида в отдельности, конечности его жизни во времени. Как писал А. Шопенгауэр, "люди, возможно, даже не стали бы философствовать, если бы не было смерти". Смерть, следовательно, выступает "вдохновительницей" философии. Только факт смерти ставит вопрос о смысле жизни. Жизнь в этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть.

Есть две наиболее общие полярные точки зрения на смерть:

  • 1. Смерть как отрицание будущего, следовательно, ни прошлое, ни будущее не имеет смысла. Отсюда делается вывод: бери от настоящего все, что можно взять.
  • 2. Смерть как переход из прошлого в вечность. Жить, по мнению В.Франкла, значит творить для вечности. Осознавая это, человек должен максимально использовать все свои способности и время, чтобы внести свой посильный вклад в историю, обогатив тем самым будущее. Следовательно, смерть, как и жизнь, имеет смысл.

Философский смысл смерти состоит в том, что она есть момент обновления, прежде всего, органического мира, а затем и всего мира. Смерть - это естественное явление, она играла полезную и необходимую роль в ходе длительной биологической эволюции. Действительно, без смерти, которая сделала возможным прогресс органических видов, человек вообще никогда не появился бы. Не было бы смерти, человек бы не думал о вечности, не "примерял" бы себя к ней, надеясь на собственное бессмертие. Не было бы смерти, не было бы и бессмертия, которое обязано ей своим существованием.

Китайский философ Ян Чжу (ок. 440-360 до н.э.) говорил, что смерть равняет всех: "При жизни существуют различия - это различия между умными и глупыми, знатными и низкими. В смерти существует тождество - это тождество смрада и разложения, исчезновения и уничтожения... Умирают десятилетний, и столетний; умирают добродетельный и мудрый; умирают и злой, и глупый". Смерть имеет также и нравственно-философский смысл. Осознание бренности своей жизни заставляет человека найти или придать ей смысл. Обреченность человека на смерть может стать стимулом делать добро людям, чтобы оставить о себе светлую память потомков, "подстегнуть" человека закончить начатое дело, особенно если оно - проявление художественного или философского творчества. Нравственный парадокс жизни и смерти можно выразить в этическом императиве: относись к живым, как к умирающим, к умершим относись, как к живым, т. е. помни всегда о смерти, как о тайне жизни, и в жизни, и в смерти утверждай всегда вечную жизнь.

Человек бессмертен и вечен как духовное существо только тогда, когда он чувствует себя духовным существом, когда в нем побеждает дух и духовность, которые управляют его природными, телесными элементами. Бессмертие завоевывается личностью и есть борьба за личность.

Обсуждая вопрос о ценностях, проблеме выбора и свободы воли необходимо отметить, что это важные философские вопросы, которыми занимается философская антропология.

Ценность - это отношение индивида к предмету, событию или явлению как к важному, значимому для человека.

Учение о ценностях и их природе носит название аксиологии .

В античной философии основными ценностями считались добро и справедливость. Так, Аристотель делил ценности на абсолютные (чело- век, добро, справедливость, мужество и др.) и относительные - в зависимости от пола, возраста, характера и т. д.

Средневековыми ценностями были такие религиозные ценности как благочестие, достижение божественной истины и др.

Эпоха Возрождения отмечена ценностями и идеалами гуманизма.

Немецкий философ Кант обосновал, что высшей ценностью является человек, которого необходимо рассматривать всегда как цель и никогда как средство. Ценностями могут выступать и цели, стоящие перед человеком. Великий немецкий философ Гегель делил ценности на экономические (те, что являются товаром) и духовные, связанные со свободой духа и не зависящие от конъюнктуры рынка.

Для человека как природного, телесного существа высшей ценностью является сама его жизнь, или ценность жизни, или жизнь как ценность. Вторая из высших ценностей - это здоровье. Третья из высших ценностных ориентации - это свобода.

Свобода личности это ее способность поступать в соответствии со своими желаниями и намерениями. Условием свободы личности является возможность выбирать ту или иную цель, тот или иной способ деятельности.

Условием свободы личности является возможность выбирать, которая в истории философии рассматривалась с разных позиций:

  • - детерминизма;
  • - индетерминизма;
  • - альтернативизма.

Представители детерминизма считали, что во всякой ситуации выбора есть лишь одна реальная возможность, которая и определяет сам выбор. Остальные возможности лишь формальны. Крайним проявлением детерминизма является фатализм - мировоззрение, в основе которого лежит тезис абсолютной изначальной предопределенности всех взглядов и поступков человека. Фатализм, таким образом, отрицает всякую возможность выбора. Реальный путь лишь тот, который заранее предопределен либо темной иррациональной судьбой, либо веемой богом, либо неумолимым стечением обстоятельств, установлением жесткой причинно-следственной связи.

Сторонники другой точки зрения индетерминизма - считают, что у человека есть множество возможностей и человек совершенно свободен в выборе одной из них, без всякого принуждения извне.

Крайней разновидностью индетерминизма является волюнтаризм -направление философии, признающее волю человека высшим принципом бытия. В общественно-политической практике волюнтаризм не считается с объективными законами исторического развития, а руководствуется лишь субъективными желаниями и стремлениями.

Третья точка зрения - , признающие, что в каждом выборе обязательно присутствуют не менее двух (в противном случае это будет выбор без выбора) реальных возможностей.

Ш. Монтескье определял свободу, как "право делать все, что дозволено законами", а немецкий поэт М. Клаудиус считал, что "свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим".

Еще в XVII веке философ Спиноза определил свободу как осознанную необходимость. Гегель раскрыл диалектическое единство свободы и необходимости. В XX веке на первый план выходит взаимосвязь "свобода-ответственность". Свобода человека, по мнению Сартра состоит вправе выбирать свое отношение к сложившейся ситуации: человек свободен либо примириться со своей зависимостью от окружающей действительности, либо восстать против нее. Человек проявляет свободу не столько в том, что он может изменить мир, а прежде всего в том, что он может изменить свое отношение к миру, он может делать выбор каждого своего поступка, свободный выбор своей судьбы. Выбор в каждой ситуации зависит от ценностей и целей человека а ценности человек выбирает сам.

Основные понятия и термины

Аксиология - философское учение о ценностях и их природе.

Тендер - социальный, культурный пол. Понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социализации.

Индивид - это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода, это совокупность биологических родовых признаков человека.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека

Личность - отдельный человек с определенными чертами характера индивидуальными способностями и наклонностями.

Мораль - совокупность взглядов, представлений, норм и оценок поведения людей в обществе с точки зрения добра, зла справедливости, несправедливости, чести и бесчестия.

Фатализм - считает, что в человеческой истории все предопределено судьбой, что человек не способен влиять на предначертанный ход событий.

Ценность - отношение между субъектом и объектом, при котором свойства объекта подвергаются оценке в соответствии с имеющимися у субъекта ценностными ориентациями.

Ценностные ориентации это политические, философские, мировоззренческие, нравственные установки и убеждения субъекта.

Человек - понятие, характеризующее живое существо (homo sapiens), проявляющее ту или иную степень разумности.

Философия и медицина имеют один объект исследования - человека. «Из всех наук, - писал Гиппократ, - самыми великими и почитаемыми мыслю философию и медицину. Они целебно возделывают тело и душу человека». Актуальность проблемы человека определяется рядом причин и прежде всего гносеологической. История науки показывает, что человек - самый трудный объект для изучения. Еще Сократ в 5 в. до н.э. в основу своей философии поставил задачу: «Познай самого себя». Гете считал, что «главным предметом изучения человечества является человек». Но оказалось, что человек менее изучен и более уязвим, чем окружающий его мир. Жизнь человека - вереница событий, которые обусловлены непрерывно меняющимися обстоятельствами бытия и изменениями его внутреннего состояния.

Сейчас трудно определить количество человековедческих научных дисциплин: от философии, антропологии, психологии до биологии, космологии, генетики. Об этом можно судить по трудам Института человека РАН, в частности по материалам журнала «Человек», издающегося в России с 1990 года. Научная литература о человеке превосходит всю другую. Философия призвана выполнить свои задачи: постано- вочно-интегративную, критико-методологическую и ценностно-регу- лятивную в познании человека и мира, в котором он живет.

В конце XX-начале XXI веков человек попал в сложную ситуацию: современная цивилизация вступила в период обострения глобальных мировых кризисов (экологического, энергетического, социально-экономического, демографического), угрожающих жизни людей на планете. На международных форумах ученые предупреждают о гибельности для человечества социально не ориентируемой и нерегулируемой государством рыночной экономики. В России в условиях разрушительных криминально-рыночных реформ усиливается отчуждение человека от труда, коллектива, семьи, культуры, от здорового образа жизни.

Происходит снижение жизнеустойчивости большинства людей, их дезадаптация. Возрастают факторы риска для здоровья и жизни. Наблюдается рост социальных, особенно инфекционных и психических заболеваний. Юноши, которых призывают в вооруженные силы, в большинстве своем не готовы к воинской службе. В жизнь вступает больное поколение. В стране уменьшается продолжительность жизни людей, растет смертность, сокращается рождаемость, идет процесс депопуляции, особенно государственнообразующего этноса - русских. Человек и общество, как считают ученые, чтобы не погибнуть должны измениться в новом столетии. Этих причин достаточно, чтобы убедиться в необходимости овладения будущими врачами системой знаний о человеке и современном обществе, в основе которых лежат фундаментальные философские учения.

Философское постижение человека началось еще в древности в различных мифологических, религиозных и натуралистических представлениях. Так, в древних цивилизациях Китая, Индии, Греции человек мыслился как часть космоса, некоторого единого временного порядка и строя бытия, как «малый мир» - «микрокосм», как отражение и символ Вселенной - «макрокосм». Последний понимался антропоморфно - как живой одухотворенный организм. По мнению древних, человек содержит в себе все элементы (стихии) космоса: состоит из тела и души, рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристо- телизм) или как две разнородных субстанции (платонизм). Философские учения о человеке развивались в двух направлениях. В западно- европейской философии человек обращен к его окружению, взаимодействуя с ним, преобразуя его. А в восточной философии человек более обращен внутрь себя, он не личность, а материал, который приобщается к высшим, неличностным ценностям.

Религиозное - иудейское и христианское представление о человеке родилось не в философии и не в науке. Миф о сотворении человека, его души и тела Богом принадлежит религиозной вере. Она представляет собой пеструю смесь иудаизма, прежде всего Ветхого Завета, а также религиозной античной истории и Евангелия. Это учение о происхождении человеческого рода от одной пары, о рае, об ангеле-ис- кусителе и грехопадении, о спасении через Богочеловека (Иисуса Христа), о бессмертии души и преображении тела, о воскрешении, страшном суде и т.д. Христианство исходит из того, что человек приходит в мир, отягощенный первородным грехом, грешным по природе. За страдания, праведную жизнь, жертвы и молитвы он будет вознагражден вечным блаженством в иной жизни, а иначе - вечные муки в аду. Основа христианства в трех добродетелях: вере, надежде, любви, в том числе - прощении врагов и любви к ним.

Таковы в целом религиозные суждения о человеке. Но еще в 5 в. до н.э. древнегреческий философ, - один из основоположников материализма и диалектики, - Гераклит говорил, что «мир единый не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». Так зарождалось атеистическое учение о человеке и мире.

Русские религиозные философы конца XIX-начала XX веков B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский и другие различали религию «темную» (слепую веру, религиозный фанатизм) от религии «светлой», обращенной к человеку. Принципами их учения являлись: идея всеединства - единства человека с космосом, космическая природа человека и космический масштаб его деятельности; представление о человеке не как о рабе или атомарном существе, а как о личности, неразрывно связанной с всеобщим, как о творце, «богочеловеке». Русская религиозная философия рассматривала Бога и человека как высшие ценности, в их единстве. Возвышенное, одухотворенное человечество должно выполнить задачи создания мира, освобожденного от гибели, распада, уничтожения, сохранить всю полноту и многообразие бытия.

В 1995 году в России был создан союз антропософских врачей - одно из религиозно-философских направлений в медицине, в котором врачи, сознавая свою ответственность перед духовным миром, выступают против духовного насилия над человеком. С этой целью союзом создается журнал «Антропософская медицина».

По мере развития науки, культуры взгляд на человека менялся. Религиозное представление о человеке как о «Божьей твари» - Homo Dei - было вытеснено научным определением Карла Линнея: Homo sapiens - человек разумный. Материалистический взгляд на человека, его происхождение и развитие подтвердила эволюционная теория Чарльза Дарвина и диалектика природы Фридриха Энгельса. С XIX века в европейской науке и философии стал господствовать антропологический принцип. Согласно этому принципу, человек провозглашался как природное биологическое существо, но социально-экономические условия, в которых он развивался, в ряде учений еще игнорировались (JI. Фейербах, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский).

Биологизаторская концепция человека в философии и медицине на Западе наиболее ярко была представлена в евгенике (гр. eugenes - породистый) и социобиологии. Эти учения опирались на достижения генетики - науки о законах наследственности и изменчивости организма и утверждали, что человек не совершенен, многое унаследовал от животных и его надо улучшить путем изменения наследственности, применить к человеку селекцию, как к животным. Такая попытка была сделана нацистами в Германии: выращивание «белокурых бестий». Сущность социал-евгеники, как и социал-дарвинизма, заключается вовсе не в признании генетических различий между расами (таковые бесспорно существуют), а в ложном утверждении наследственного умственного или духовного превосходства одной расы над другой (чего на самом деле нет).

Прогрессивные же идеи евгеники были восприняты медициной с целью предупреждения врожденных заболеваний. Передовые страны уже вступили в период, который академик Н.П. Дубинин (р. 1907) назвал «управляемой биологической эволюцией».

Однако и в наше время наблюдается реакционная направленность исследований биологизаторского толка. Как сообщила пресса, в США осуществляется разработка сценария «биокибернетической цивилизации» в увязке с идеей планетарного будущего человеческого общества, которое должно в «своей развитой части» пройти качественный сдвиг в результате новых биомедицинских и биокибернетических открытий.

Клонирование и вживление в человеческий мозг микроэлектронных схем позволяет, по этим расчетам, «добиваться создания нового высшего существа» на базе нужных идеологических и национальных основ с уничтожением «ненужных национальностей».

Социобиология направлена на исследование биологических основ поведения всех живых существ. Один из основоположников этого учения американский биолог Уилсон пытается доказать прямую зависи- мость поведения человека1 от его «биологических основ», и этим якобы определяется его обреченность как разрушителя себя и окружения. Психолог Мерфи определяет человека как биологический организм, взаимодействующий с материальным и социальным окружением. Современная социобиология становится комплексной теорией о взаимодействии в природе человека биологических и социальных составляющих: данных человеку от природы, его родителей и приобретенных в процессе его социализации, формирования и развития в обществе.

Марксистская концепция человека зародилась в 40-е годы XIX века на основе философии диалектического материализма (и антропологического учения), которая затем эволюционировала в сторону социальной и политической философии. Для марксизма характерен реальный взгляд на человека: человек, писал К. Маркс, - это «мыслящее животное». Но человеческая сущность рассматривается у него как «совокупность всех общественных отношений... люди суть продукты обстоятельств и воспитания».

В соответствии с учением Маркса, человек является высшей целью развития общества и должен быть освобожден от всех форм социального отчуждения путем классовой борьбы и пролетарской революции, которая, в конечном счете, ликвидирует эксплуатацию человека человеком. Он писал о коммунизме как обществе реального гуманизма, в основе которого будет общественная собственность1 на средства производства. Коммунизм исходит из доброй природы человека, из возможности и необходимости общего созидательного труда, построения общества справедливости. Маркс подчеркивал, что основным критерием общественного прогресса является положение человека в обществе. Как сказал поэт, «все прогрессы реакционны, если рушится человек». Маркс высказал пророческую мысль о том, что настанет такое время, когда науки естественные и науки гуманитарные сольются в единую науку - науку о человеке.

В современной научной концепции человек рассматривается как биопсихосоциальное существо, высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям. А на уровне психической, сознательной деятельности человек обращен к общественному и индивидуальному бытию с его специфическими закономерностями.

В науке второй половины XX века представлена монистическая концепция человека: его сущность, природа интегральны. Целостная концепция человека, считает Б.В. Марков, может быть построена при условии нового интегративного подхода. Наиболее полно и всесторонне такое целостное философское учение о человеке в свете современных представлений рассматривается В.Н. Сагатовским. В своей «Философской трилогии» он развивает систему взглядов о единстве природы и человека, общества и личности, о человеке как субъекте ответственного выбора, способного творчески определять бытие.

Человек - это нечто единое, целостное, в котором слиты, взаимосвязаны его структурные компоненты. Сегодня ученые не только приблизились к пониманию того, что организм человека является единой интегральной системой. На основе полученных данных разрабатываются технологии корректирующего воздействия на весь организм. Такая диалектическая концепция поддерживается большинством ученых,? она хорошо работает на медицину. Врач рассматривает человека в единстве его биологической, психологической и социальной структур. На этой методологической основе развивается профилактическая, клиническая и социальная медицина.

В монистическую концепцию человека органично вошли идеи академика В.И. Вернадского (1863-1945) о биосфере (сфере живого взаимодействия природы и общества) и ноосфере (сфере разумной деятельности человека как высшей стадии развития биосферы), связанной с возникновением и развитием в ней человечества. Учение о ноосфере явилось продолжением идей русского космизма. A.JI. Чижевский (1897-1964) установил зависимость биосферы, здоровья человека от ритмов активности солнца.

Новая научная концепция в философии и медицине представляет человека как высочайшую по саморегулированию живую систему в общей системе социальных ценностей. На биологическом уровне человек представлен как индивид, а на социальном - как активный субъект истории, общественного развития.

Виднейший представитель неофрейдизма Э. Фромм (1900-1980) основную проблему человеческого существования усматривал в экзистенциальном противоречии, которое состоит в нарушении естественной, гармоничной связи человека с природой и на этой основе с другим человеком и с самим собой, т.е. в тотальном отчуждении человеческого бытия. «Сами неврозы в конечном счете, - писал он, - являются симптомами морального поражения... морального конфликта, и успешность терапевтического усилия зависит от понимания и решения моральной проблемы человека». Поэтому прав был другой последователь 3. Фрейда - К.Г. Юнг (1875-1961), который признал, что «психология и психиатрия тесно связаны с философскими и моральными проблемами человека...».

В религиозной и эзотерической (гр. esoterikos - внутренний) философии выделяется еще высший уровень человека - его душа, в которой заключен дух, некое божественное непознаваемое начало. В психологии и медицине душа понимается как вполне детерминированное «душевное» (то есть психическое) состояние человека, прежде всего, его память и способность восприятия окружающего мира и самого себя. «Душой мы называем непосредственное переживание. Душа - это все то, что было ощущаемо, воспринимаемо, представляемо, желаемо» (Э. Кречмер, 1888-1964).