Open
Close

Сюжеты Папа Пий XI. (1939)

Пий XI.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Пий XI (Pius) (в миру Акилле Ратти, Achille Ratti) (1857-1939), папа Римский с 1922. Папский нунций в Варшаве (1919), архиепископ Миланский и кардинал (1921). В многочисленных энцикликах осуждал социальные революции и коммунизм. Подписал Латеранские соглашения.

Пий XI - в миру - Акилле Ратти (Ratti) (31.V.1857 - 10.II.1939), - римский папа с 1922 года. С 1918 года - на дипломатической службе Ватикана. В 1919 году - нунций в Варшаве. В 1921 году возведен в кардиналы. В мае 1922 года, в связи с Генуэзской конференцией, обратился к державам, имевшим с курией дипломатические отношения, с посланием, в котором предлагал признать Советскую Россию только на определенных условиях, означавших вмешательство во внутренние дела страны. Пий XI пошел на ликвидацию "Римского вопроса" и в 1929 году заключил с фашистской Италией Латеранские соглашения . В феврале 1930 года провозгласил крестовый поход против СССР, вылившийся в международную антисоветскую кампанию. В 1933 году подписал конкордат с фашистской Германией. В своих энцикликах (1931, 1937) одобрял фашистский корпоративный режим в Италии. Поддерживал империалистическую политику итальянского и германского фашизма. Однако преследования католической церкви и разгул расизма в фашистской Германии вынудили Пия XI выпустить 14 марта 1937 года энциклику, осуждавшую гонения на религию и расизм гитлеровцев. 19 марта 1937 году издал энциклику против коммунизма.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Пий XI (1857-1939), папа католической церкви в 1922-39. Мирское имя Ахилл Ратти. Родился 31 мая 1857 в Дезио, близ Милана. Учился в Ломбардийском университете в Риме. Получил три докторские степени: по философии, теологии и праву. В 1882-1886 годы преподавал теологию в Милане. С 1888 - директор Амброзианской библиотеки в Милане, в 1912 был приглашен в Рим, где возглавил Ватиканскую библиотеку. В 1918 назначен апостольским нунцием в Польше. В 1921 провозглашен архиепископом Миланским, а затем кардиналом. Папой был избран в 1922. Блестящий ученый и дипломат, Пий XI расширил дипломатические связи Святого престола, подписал договор с Муссолини и конкордат между церковью и итальянским правительством, благодаря чему укрепил папскую власть. Он заключил 18 конкордатов и договоров, в том числе с Баварией (1924), Пруссией (1929), Баденом (1932), Третьим рейхом (1933) и Австрией (1934).

21 марта 1937 Пий XI издал чрезвычайную энциклику относительно положения церкви в Германии ("С глубокой озабоченностью..."), протестуя против нарушений обычного права и справедливости в нацистской Германии. Папа напомнил Гитлеру, что человек как живое существо обладает правами, которые не могут нарушаться или подавляться. Он обвинил нацистскую Германию в нарушении условий Конкордата 1933 и сожалел о незаконном и бесчеловечном преследовании католиков. Такую же энциклику он направил в адрес коммунистов. Пий XI умер 10 февраля 1939 в Риме.

Использован материал Энциклопедии Третьего рейха .

Пий XI (Ахилл Ратти) (1857-1939) - римский папа с 1922 по 1939 годы. В 1918 году Ахилл Ратти, префект Ватиканской библиотеки, был назначен апостолическим визитатором в Россию, Польшу и Прибалтику. В апреле 1918 года епископ Ратти прибыл в Варшаву и год спустя был назначен нунцием в Польше. Вместе с другими иностранными дипломатами и с реакционной польской аристократией Ратти стремился превратить Польшу в очаг агрессии и заговоров против Советской России.

Папский нунций благословил нападение белополяков на Советскую Россию. В вопросе о польских границах на западе Ратти занял прогерманскую позицию, что вызвало протесты в Польше. В связи с этим в декабре 1920 года Ратти был отозван в Ватикан. В апреле 1921 года он был назначен архиепископом в Милан, где тогда находилась главная квартира итальянских фашистов Здесь произошло сближение будущего папы с фашистами.

В июне 1921 года архиепископ Ратти был назначен кардиналом, а 6. II 1922 года, после смерти папы Бенедикта XV , Ратти был избран папой и принял имя Пия XI.

Пий был непримиримым врагом демократии и Советского Союза и сторонником наиболее реакционных режимов. Конкордат с Италией, заключённый в 1929 году (см. Латеранские договоры), и конкордат с гитлеровским правительством Германии, заключённый в 1933 году, являются ярким свидетельством профашистских симпатий Пия XI.

За время своего понтификата Пий XI выпустил свыше 20 посланий - не столько по религиозным, сколько по социальным, экономическим и политическим вопросам. В этих посланиях он выступал с клеветническими нападками на социализм и коммунизм, отстаивал буржуазный строй, извечность классов и классового устройства общества.

2. II 1930 года Пий XI выступил с призывом организовать "крестовый поход" против СССР. В 1937 году Пий XI обратился к католикам со специальным посланием против коммунизма.

В годы, предшествовавшие второй мировой войне, Пий XI поддерживал политику соглашений и уступок фашистским агрессорам и стремился направить их экспансию на восток, против СССР. Он всячески препятствовал объединению сил трудящихся-католиков и не-католиков, стремившихся дать отпор фашизму.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Пий XI, Папа Римский (Pius Undecimus). Мирское имя: Амброджио Дамиано Акилле Ратти. Происхождение: Дезио (Италия). Годы жизни: 31 мая 1857 - 10 февраля 1939. Годы понтификата: 6 февраля 1922 - 10 февраля 1939. Отец: Франческо Ратти Мать: Тереза Галли.

Акилле Ратти родился в семье владельца небольшой шелкопрядильной фабрики. Он окончил Григорианский университет в Риме, получив степень доктора философии, богословия и церковного права. С 1882 по 1888 гг. Ратти преподавал в семинарии Падуи и считался крупным знатоком древних и средневековых церковных рукописей. Любовь к палеографии привела к тому, что он оставил семинарию и поступил на службу в Амброзианскую библиотеку в Милане. В 1911 г. по приглашению Пия Х он переехал в Рим, став вице-префектом, а затем префектом Ватиканской библиотеки. В 1918 г. в его карьере произошел резкий поворот. Он попросил Бенедикта XV назначить его папским представителем во вновь обретшей независимость Польше. Блестяще справившись с работой, Ратти был повышен до звания нунция, а в октябре 1919 г. получил титул архиепископа. В 1920 г. он проявил личную храбрость, отказавшись покинуть Варшаву перед наступавшими отрядами Красной Армии. В июне 1921 г. Ратти был отозван в Италию, назначен архиепископом Милана и сделан кардиналом. А уже в начале 1922 г. он был избран папой. Первым делом Пий XI восстановил обычай обращения к верующим с балкона Папского дворца с благословением "Urbi et orbi". Его предшественники отказались делать это после потери Папским государством суверенитета. Возобновление традиции означало, что папа готов будет стремиться к восстановлению прежнего авторитета папства.

Пий XI оказался человеком энергичным и трудолюбивым. В декабре 1922 г. он объявил о создании движения "Католическое действие". Его деятельность направлялась из Ватикана и была призвана проводить в жизнь принципы католической социальной доктрины в духе папских энциклик, противодействовать влиянию социализма и коммунизма в рабочей среде. В энцикликах Пия XI восхвалялся институт брака и семьи и осуждалась контрацепция. В отличие от многих предшественников, осуждавших демократию, Пий был более прагматичен. В 1933 г. в энциклике "Dilectissima Nobis" он обратился к республиканской Испании со словами, что церковь не привязана к той или иной форме правления, при условии, что ее права не будут ущемлены. Пий XI также приводил доводы в пользу реконструкции экономической и политической жизни на основе религиозных ценностей. В одной из самых известных энциклик "Quadragesimo Anno" он выдвинул модель корпоративизма как самое близкое к принципам христианства решение социальных проблем, средство снятия социальной напряженности. Многие увидели в этой энциклике реверанс папства в сторону фашистского строя. И действительно, 11 февраля 1929 г. был заключен конкордат с Италией ("Латеранские соглашения"), по которому Святой престол получил суверенитет над 0,44 кв.км. территории Рима, известной сейчас как Государство-город Ватикан. Пий первым из пап стал активно использовать современные средства коммуникации, создав в 1931 г. Ватиканское радио, выступая на нем с обращениями.

Пий XI был необычайно активен во внешней политике. Кроме Латеранских соглашений с Италией он подписал более 45 конкордатов и международных договоров. В 1933 г. был заключен конкордат с гитлеровской Германией. Немецкое правительство гарантировало свободу для церкви, независимость католических организаций и религиозное образование в школах. Гитлер не собирался выполнять все положения конкордата. Скорее, он хотел нейтрализовать потенциальную церковную оппозицию. В итоге Католический молодежный союз был запрещен, а все подростки насильственно объединены в Гитлерюгенд. Религиозное образование в школах было сильно урезано, закрывались семинарии, устраивались суды над священниками, негласно поощрялся вандализм в церквях. В 1937 г. в энциклике "Mit Brennender Sorge" Пий XI осудил идеи нацизма и тоталитаризма и обвинил Гитлера в нарушении конкордата. Копии энциклики были провезены в Германию контрабандой. Так же непримиримо Пий относился к фашизму, коммунизму и антисемитизму. - австрийский епископ Алоас Худал, принадлежавший к кругу ближайших советников и друзей Пия XII. Он выступал за создание сильного католического государства в Центральной Европе. Под его руководством был, в частности, детально разработан план создания монархии на базе государств и областей, расположенных по течению Дуная, которая бы находилась в зависимости от Ватикана.

Нунций Арата - католический священник в ранге посла, приближенный к Пию XII, сторонник улучшения отношений между Ватиканом и нацистской Германией.

Прелат Людвиг Каас - близкий друг и советник Пия XII, много лет руководивший немецкой католической партией центра, активный сторонник сближения с нацистской Германией ради предотвращения "большевизации" Европы.

Лейбер Роберт - немецкий священник, который был одним из наиболее приближенных к папе римскому лиц, его личным секретарем. В своих воспоминаниях он писал: "Несмотря на острые столкновения с национал-социалистами... Пачелли ни на миг не забывал о роковой опасности коммунизма". Папа римский считал, что "предстоит более серьезная и опасная задача, а именно столкновение с коммунизмом" (R. Leiber. Der Vatican und das Dritte Reich. - "Politische Studien". München, Maj - June 1963, с 208).

Сериал “Молодой Папа” (режиссёр Паоло Соррентино) – один из самых прекрасных сериалов, когда-либо снятых. Это шедевр. Потому что сочетает в себе и красоту, и глубину послания, и мастерство создателя.

Главный герой Папа Пий XIII (в миру – Ленни Белардо) крайне противоречив. Он курит как паровоз. Пьёт диетическую колу. Ссылает неугодных ему на Аляску. Не хочет показываться на публике. Поначалу даже создаётся впечатление, что он социопат.

Но нет. Ведь он творит чудеса. Проявляет невиданное благочестие. Что даже самые проженные ватиканские интриганы падают перед ним на колени.

Однако сериал ещё интересен занимательной подборкой картин. Это ряд полотен, вдоль которых проходит Папа Римский в титрах.

Очевидно, что все они появляются в фильме не случайно. Попробую расшифровать, зачем же режиссёр нам их демонстрирует.

1. Хонтхорст. Поклонение волхвов. 1606 г.

Геррит Ван Хонтхорст. Поклонение пастухов. 1606 г. Галерея Уффици, Флоренция. Artchive.ru

Первая картина в ряду, мимо которого проходит новоиспеченный Папа – это “Поклонение волхвов” Хонтхорста. Она о том, что в мир пришёл сын Божий. Причём же здесь Ленни Белардо?

В сериале не раз упоминается, что Пий XIII святой. Его воспитательница сестра Мэри вообще считает, что он сам Христос. Потому что творит чудеса.

Бездетная женщина забеременела. Умирающая женщина в одночасье исцелилась. И все это благодаря чудотворным молитвам Папы Пия XIII. К концу сериала в его святость уже верят почти все.

Правда не сразу понятно, почему режиссёр из тысяч картин на тему поклонения волхвов выбирает именно работу Хонтхорста. Далеко не самую известную.

Думаю, дело в трагичной истории самой картины. Она хранилась во Флоренции в галереи Уффици. Однажды около стены галереи в припаркованной машине взорвалась бомба.

Картина была практически уничтожена. Полностью отреставрировать ее так и не удалось. Возможно, эта история перекликается с жизнью Ленни.

В 9 лет родители оставили его в монастырском приюте. Навсегда. Для ребёнка это душевная травма, которую ничем не излечить. Даже в свои 47 лет он страдает и не теряет надежду найти родителей.

2. Перуджино. Передача ключей апостолу Петру. 1482 г.

Перуджино. Передача ключей апостолу Петру. 1482 гг. Фреска в Сикстинской Капелле, Ватикан. Wikipedia.org

Второй в титрах мы видим репродукцию фрески Перуджино (учитель ). Христос передаёт своему ученику ключи от рая. Наделяя его правом решать, кому отпускать грехи, а кому нет. Кого пустить в Рай, а кого нет.

Во второй серии Пий XIII впервые выступает перед верующими. Он сокрушается. Ведь верующие решили, что попасть в рай легко. Теперь грехи прощать он не намерен по первому требованию. Теперь нужно сильно постараться, чтобы попасть в Рай. Ключи от которого теперь у него.

Помимо вручения ключей на картине есть ещё сцена “Побивание Христа камнями”. Своё “побивание” Ленни тоже испытал. Только на современный лад. Помните, как феминистки выстроились в ряд в саду Папы? С надписью “Bastard” (Ублюдок, перевод с англ.) на голых телах.

Вдалеке в левой части картины мы также видим библейский сюжет про динарий кесаря. Знаменитый ответ Христа “Кесарю кесарево. Божие Богу” в течение двух тысяч лет воспринимался, как символ деления власти духовной и земной.

Прекрасный эпизод на эту тему мы видим в одной из серий. Когда Пий XIII встречается с премьер-министром Италии. И говорят они, конечно, о том, чья власть главнее. В споре выигрывает Папа Римский.

Как вы помните, в его рукаве оказался гениальный козырь. Против которого премьер-министр ничего не смог противопоставить. И опешанный ретировался. Впрочем, как и фарисей после слов Христа из библейского сюжета.

3. Караваджо. Обращение Савла. 1600 г.

Караваджо. Обращение Савла. 1600 г. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим. Wikipedia.org

Третья картина в титрах – “Обращение Савла” . Савл был противником христианства. Но однажды, когда он был в седле, к нему обратился Бог. Потрясённый Савл упал с коня. Бог приказал ему прекратить гонения на христиан. После чего Савл уверовал в Бога. А потом стал апостолом Павлом.

Ленни в начале сериала признается, что временами сомневается в существовании Бога. Он переживает кризис веры. Он ищет Бога заново. Возможно, ожидая такого же прямого послания, как когда-то Савл.

4. Фреска “Первый никейский собор”. 14 век


Первый Никейский собор. 14 век. Фреска в монастыре Мегала Метеора, Греция. Artchive.ru

Четвёртая картина – репродукция фрески из греческого монастыря. На тему Первого Никейского собора. Состоялся он в 4 веке. Тогда и были заложены все основные каноны христианства. По которым священнослужители живут до сих пор. Например, когда праздновать Пасху, тоже решили именно на этом соборе.

Конечно, эта картина здесь тоже неспроста. Ее появление связано с Пополо Тонино. Пастухом со стегматами. Помните, как он приходит домой. Оборачивается. А на его кухне сидит Папа Римский в окружении кардиналов.

Они пришли судить ересь, исходящую из уст лже-пророка. Который ещё и свою овцу называет Мадонной. Также и на фреске первый никейский собор определил, что является ересью (еретик как раз лежит в их ногах).

К сожалению, режиссёр нам так и не раскрыл, что же стало с Тонино после встречи с Папой. Ждём в следующем сезоне.

5. Франческо Айец. Петр Еримейский (Пустынник)


Франческо Айец. Петр Еримейский (Пустынник). 1820 г. Частное собрание. Artchive.com

В фильме Пий XIII говорит проповеднику, что он хочет устроить революцию. Но чтобы сделать прорыв не в будущее. А наоборот, к прошлым традициям. К прошлой славе церкви. Когда ее власть была почти безгранична.

А кто был одним из ярых революционеров в истории католицизма? Конечно, Петр Еримейский. Он и Крестовый поход спровоцировал. Благодаря ему католическая церковь стала ещё могущественнее, чем прежде. Так что картина об этом ревностном католике здесь тоже неслучайна.

6. Джентиле да Фабриано. Святой Франциск получает стигматы. 1419 г.

Джентиле да Фабриано. Святой Франциск получает стигматы. 1419 г. Фонд Маньяни-Рокка, г. Парма, Италия. Stfrancis.clas.asu.edu

Ведь сериальный Папа во взглядах во многом похож на Папу реального. В первую очередь своим консерватизмом. Действующий Папа также резко выступает и против абортов, и против гей-лобби.

7. Матео Черезо Младший. Святой Томас из Вильянуэва


Матео Черезо Младший. Святой Томас из Вильянуэва. 1660 г. . Magnoliabox.com

К чему этот образ, не очень понятно. Не так много в сериале посвящено милосердию. Возможно, все дело в тиаре. Которую мы видим в самом центре картины. Помните, как Пий XIII первым делом приказал вернуть папскую тиару из Национальной Галереи Вашингтона?

8. Доменико Крести. Микеланджело показывает Папе Пию IV модель собора св. Петра. 1618 г.

Доменико Крести. Микеланджело показывает папе Пию IV модель собора св. Петра. 1618 г. Вилла Буаноротти во Флоренции, Италия. Artdailyart.com

Папа Пий IV был человеком доброжелательным. Будучи полной противоположностью своего жесткого и горделивого предшественника Павла IV.

Однако прийдя к власти, он показал себя совершенно другим. Так, он жестоко расправился с кардиналами, которые были протеже предыдущего Папы. Один из них был даже задушен. Хотя голосовал за Пия IV на Конклаве.

9. Франсуа Дюбуа. Варфоломеевская ночь. 1572 г.


Франсуа Дюбуа. Варфоломеевская ночь. 1572 г. Кантональный музей в Лозанне, Швейцария. Commons.wikimedia.org

Варфоломеевская ночь – это один из самых страшных эпизодов в истории католицизма. Когда от имени Бога совершались массовые убийства.

Что это? Предостережение Папе Римскому, что не все средства хороши в достижении целей? Что его революционный настрой может плохо закончиться? Возможно об этом мы узнаем в следующем сезоне.

В чем общий смысл картин в титрах?

Когда Папа проходит вдоль картин, за ним следует метеорит. Пролетая сквозь полотна. По пути он поджигает венок ангелочка рядом со святым Томасом. Прожигает зонтик Пия IV. А затем уже вспыхивают дома на картине “Варфоломеевская ночь”.

Затем метеорит вырывается в пространство вне картин. И врезается в Папу Иоанна Павла II. Тот валится с ног. В результате мы лицезреем скандальную работу Каттелана “Девятый час”.

Престарелый Папа Иоанн Павел II страдальчески исполнял свои обязанности до самой смерти. Каттелан показывает, что метеорит “милосердно” останавливает его мучения. Так мучения Христа остановил Бог Отец через 9 часов страданий.

Итак, Пий XIII скорее всего по задумке режиссёра олицетворяет этот метеорит. Который положит конец старым устоям церкви. Которая уже умирала. От старости. В чем кардиналы сами признавались в фильме.

Он – молодой Папа. Он пришёл на смену старым Папам. С оглушительным эффектом метеорита. Ведь падение метеорита, как правило, тоже никто не ожидает…

Помимо титров немало картин мелькает и в самом сериале. Например, герои фильма время от времени рассматривают картину Хосе де Риберы.

Хосе де (Хусепе) Рибера. Магдалена Вентура с мужем и сыном. 1631 г. Госпиталь Табера в Толедо, Испания. Istpravda.ru

Пожалуй, это самая необычная картина. Ведь на ней – то ли мужчина с женской грудью. То ли женщина с бородой.


Святой Пий Х, в миру -- Джузеппе Мельхиорре Сарто, родился в области Тревизо 2 июня 1835 года и был вторым из десятерых детей. Отец будущего Папы работал курьером при городском управлении, а в свободное время занимался маленьким огородом. С самого детства Джузеппе обладал сильным характером и твердой волей; он спокойно переносил все лишения, которые приходилось терпеть из-за бедности. В течение нескольких лет мальчик каждый день проходил пешком, иногда босым, дорогу, соединявшую родное Риезе с Кастельфранко, где находилась школа.

В школе сразу заметили способности мальчика, и по просьбе некоторых священников и даже самого Патриарха Венеции, к счастью, оказавшегося родом из того же Риезе, Джузеппе разрешили бесплатно обучаться в Падуанской семинарии. В те времена она считалась лучшей семинарией во всей Италии. И здесь, на новом месте, воспитатели и учителя вскоре убедились в незаурядных способностях, а также большой уравновешенности юного кандидата в священнослужители.

Когда ему исполнилось 17 лет, умер его отец, и городское управление, желая помочь многодетной семье покойного, предложили Джузеппе занять освобожденную отцом вакансию. Но его мать - ее звали Маргерита - отказалась, она была убеждена, что ее сын должен был следовать священническому призванию. Приняв такое героическое решение, Маргерита днем и ночью занималась шитьем, чтобы обеспечить семью.

В 23 года Джузеппе был рукоположен во священника и сразу же назначен капелланом в маленький сельский приход недалеко от Падуи. Здесь он провел целых девять лет, приобретая драгоценный апостольский и пастырский опыт. В 1867 году его назначили приходским настоятелем в Сальцано, большое селение около Венеции, где он также провел девять лет. Молодой священник обладал на редкость крепким здоровьем, неиссякаемой энергией и незаурядной способностью общаться с другими людьми. Все эти качества от отдавал на служение приходу, стяжав благодарность и уважение не только прихожан, но и собратьев-священников.

В ноябре 1875 года епископ Тревизо призвал отца Джузеппе в свою Курию и поставил его каноником кафедрального собора, одновременно назвначив канцлером епископской Курии и духовником местной семинарии. 40-летний пресвитер проводил все утро в Курии, а вторую половину дня - в семинарии, исполняя свои обязанности с самоотдачей и трудясь даже по ночам. В этом ему помогало и превосходное здоровье, благодаря которому для восстановления сил ему было достаточно 4-5 часов сна. Характер отца Джузеппе, понимание, с каким он относился к другим, большая любовь и внимание к бедным заслужили любовь и почтение окружающих, и никто не удивился, когда в 1884 году Папа Лев 13 возвел его в сан епископа для окормления Мантуи.

Надо заметить, что эта епархия тогда переживала не лучшие времена - и в духовной жизни, и в отношениях с властями. Неожиданно скромный священник Джузеппе Сарто оказался блестящим проповедником, оратором, вдохновленным евангельской любовью, лидером, которому свойственен дух реализма, способным постигать самую суть проблем и находить парктические решения. Новый епископ был добродушным и приветливым, но когда было нужно, сопровождал эти качества непреклонной твердостью.

Он показал большое умение примирять души и начал глубокое обновление христианской жизни во всей епархии. Его взгляды сформировались при Папе Пие 9 и в революционной атмосфере Габсбургской монархии, которой подчинялась область Венето вплоть до 1866 года. Монсеньора Сарто считали принципиальным и непримиримым в том, что касалось либерализма и современного менталитета. Это и неудивительно: все это затронуло и Церковь, переживавшую период после Папского государства. Модернизм начинал проникать в разные области итальянского общества, и внутри епархий противостояли разные идеологии, при снисходительном или же, наоборот, непримиримом отношении к этому епископов.

В благодарность за пастырскую работу Папа Лев 13 возвел монс. Сарто в сан кардинала 12 июня 1893 года, а 15 июня поставил его Патриархом Венеции, переживавшей тогда особенно нелегкие времена. Но его ингресс произошел лишь в ноябре 1894 года, поскольку до этого Итальянское Правительство не давало своего согласия. Король Италии Умберто 1 настаивал на своем праве избирать Патриарха в силу древней привилегии Венецианской Республики, но в конце концов, спустя 17 месяцев был достигнут компромисс.

Монс. Сарто питал дружеские чувства к Францу-Иосифу, австрийскому монарху своей молодости, которых не разделяла Курия. Несмотря на это, Патриарх занял примирительную позицию по отношению к Королевскому Дому Савойа и молодому Итальянскому королевству, будучи убежденным, что назад все равно уже нет пути.

Будущий Папа считал необходимым подготовить почву для постепенного сближения новой Италии со Святейшим Престолом, решив так называемый «Римский Вопрос». Он сохранял нетронутым все то от позиции Пия 9 после оккупации Папского государства, что было важно с духовной точки зрения, но оставил все, что имело временный, переходный характер. Такой же позиции придерживался и Лев 13.

Не обращая внимания на критику и даже удивление некоторых, он одобрял альянс венецианских католиков с умеренными либералами, созданный для подрыва позиций масонской городской администрации, которая отменила преподавание катехизиса в школах и велела убрать распятие из больниц. Патриарх Сарто много внимания уделял католической печати; все предпринятые им шаги были продиктованы пастырским реализмом, но ни в коем случае не симпатией к либерально-модернистской идеологии, которую он лично всегда отвергал.

В Венеции процветали монашеские общины, катехизация взрослых, росли религиозные ассоциации и движения. Особое внимание уделялось подготовке детей к Первому Причастию и Миропомазанию; богослужения обогащались торжественными песнопениями. В эти годы Патриарх Венеции познакомился с молодым Лоренцо Перози и оценил его музыкальный талант. Кард. Сарто помог ему на пути к священству и поручил ему провести реформу литургического пения - сначала в Венеции, а затем в Риме.

Будущий Папа с особой заботой относился к бедным и отдавал им все, чем владел. И сам жил довольно скромно, о чем свидетельствует немало фактов. Он, например, не захотел шить себе кардинальские одежды, предпочитая пользоваться одеждой своих предшественников, а бедным отдал сумму, предназначенную для пошива облачений.

При своем отрицательном отношении к социализму и либерализму, он всегда интересовался условиями труда и жизни рабочих и поощрял создание «приходских рабочих касс», Общества взаимопомощи, народных бирж труда. Для того, чтобы привлечь ко всем этим вопросам внимание духовенства, он в 1895 году основал кафедру общественно-экономических наук при духовной семинарии. В Венеции кардинал Джузеппе Сарто также стяжал всеобщую любовь.

20 июля 1903 года в возрасте 93 лет скончался Папа Лев 13, правивший Церковью более 25 лет, и кардинал Сарто отправился в Рим. На вокзале его окружила толпа желающих попрощаться, и растроганный кардинал пообещал: «Вернусь, живым или мертвым!». И уехал в Рим с билетом туда и обратно.

Его слова оказались пророческими: Патриарх Сарто больше не вернулся в Венецию - его избрали Папой. Но один из его преемников, Иоанн 23, также бывший Патриарх города-лагуны, распорядился о перенесении ковчега с мощами уже Святого Пия Х, которое и произошло 12 апреля 1959 года. Ковчег был выставлен в соборе Св. Марка оставался в Венеции до 10 мая, для почитания многочисленными верующими.

Конклав, на котором был избран Пий Х, был одним из самых напряженных: ведь это был последний конклав, на котором действовало вето католических держав - то есть, право монархов на отвод неугодного им кандидата на Папский Престол. Наиболее авторитетным кандидатом в преемники Льву 13 был его госсекретарь кард. Мариано Рамполла дель Тиндаро, которого Габсбургская монархия считала выразителем политики поддержки христианских социалистов в Австрии и Венгрии и сторонника борьбы за независимость балканских славян; Краковский кардинал передал вето против Рамполлы, среди протестов Декана Священной Коллегии Кардиналов, возмущенных таким вмешательством светской власти.

В любом случае, конклав длился 4 дня, и 3 августа 1903 года Патриарх Венеции был избран новым Римским архиереем, несмотря на его просьбы не голосовать за него. В конце концов, он все же дал свое согласие, взяв имя Пий Х.

Понтификат Папы Пия Х длился 11 лет - так нарушилась его почти что традиция занимать все посты по 9 лет: 9 лет он пробыл в семинарии, 9 лет капелланом в Томболо, 9 лет в приходе Сальцано, 9 - в должности каноника и директора семинарии в Тревизо, 9 - епископом Мантуи и 9 - Патриархом Венеции. На Папский Престол Пий Х взошел в возрасте 68 лет. Он продолжил линию своих предшественников Пия 9 и Льва 13, и особенно это касалось политической сферы. В то же самое время, новый Папа предпринял шаги к тому, чтобы порвать с некоторыми закрепившимися стереотипами, например, будучи сам из бедной семьи, он отказался от каких-либо традиционных привилегий для родных, а также выступал с острой критикой непотизма и фаворитизма, весьма распространенных в те времена (и не только).

Госсекретарем Папа назначил кардинала Мерри дель Валь, посвятившего себя утверждению прав Церкви и восстановлению социального порядка согласно замыслу Бога.

Перед лицом стремительного прогресса либерализма, преимущественно антирелигиозного, материалистического социализма и сайентизма, Пий Х осознавал необходимость противостояния современному менталитету и пресекал все попытки компромисса между католиками и новой культурой. В энциклике «Pascendi» 1907 года Пий Х осудил «модернизм», а в политической сфере продолжил непримиримую линию Пия 9, считая отделение Церкви от государства кощунством по отношению к Богу, которому следует воздавать славу на только частным образом, но и публично.

20 января 1904 года Пий Х постановил, что никакая светская власть не может наложить вето на избрание Пап, а кардиналы -- посланники указаний или рекомендаций светской власти в адрес Церкви, подлежали отлучению.

Пий Х был человеком высокой культуры, обладал превосходным художественным вкусом, и благодаря этому ему удалось сохранить многое из сокровищ Церкви; он был также большим ценителем музыки и особенно литургического пения.

Пий Х жил Богом и жил с Богом, он проявлял христианские добродетели вплоть до героизма, жил в простоте и крепко верил в Божественное Провидение. Это упование и было причиной его внутреннего спокойствия и равновесия, которым все восхищались.

Девизом Пия Х было «Instaurare omnia in Christo». И это восстановление, эту реставрацию общества во Христе от начал с Церкви, глубоко реформировав Римскую Курию и различные Конгрегации. Пий Х распорядился о создании нового Кодекса Канонического Права. Среди введенных им новшеств можно назвать частое причащение и причащение детей. Папа Сарто убрал из Миссала много лишнего, возвратил воскресный годовой круг, заменив им литургический круг Святых; многое сделал для более широкого использования музыки и песнопений во время богослужений. Пий Х ввел также обязательную катехизацию детей и взрослых, на основе текста, названного впоследствии «Катехизисом Пия Х».

Последние годы его понтификата были омрачены войнами в Европе, которые вовлекли многие католические государства. На их фоне усугубилась и болезнь, которой страдал восьмидесятилетний Папа, -- подагра. Физическое состояние его постоянно ухудшалось, и Пий Х скончался от воспаления легких в ночь с 20 на 21 августа 1914 года. Он был погребен в Ватиканских Гротах.

Еще при жизни его называли «святым Папой»: люди рассказывали об исцелениях больных, прикоснувшихся к его облачениям. Но сам он в ответ на эти рассказы улыбался: «Меня зову Сарто, а не Санто».

Папа Пий Х был причислен к лику Блаженных Пием 12 в 1951 году, а в сонм Святых он вошел три года спустя. Его мощи почитаются в ватиканском Соборе святого Петра.

При цитировании или использовании любых материалов гиперссылка на Milites Christi Imperatoris обязательна

Часть (к/п) №1

Документальный фильм о нескольких сценах из жизни Папы Римского Пия XI и избрании его преемника Папы Пия XII. 10 февраля 1939 года христианский католический мир постигла утрата - умер Папа Пий XI - 259-й Римский Папа (6 февраля 1922 - 10 февраля 1939).

Блестящий учёный и дипломат, Пий XI расширил дипломатические связи святого престола.

Благодаря заключённым им с итальянским правительством Лютеранским соглашениям Ватикан приобрёл статус независимого государства, после чего было заключено более 45 конкордатов.

Появившись после избрания на внешней лоджии собора Святого Петра, Пий XI впервые провозгласил оттуда благословение Urbi et orbi (граду и миру).

Папа Пий на открытии ватиканской радиостанции перед микрофоном вместе с известным актёром Маркони.

Благословение людей из ложи базилики Санта Мария Маджоре в Риме.

Тысячи людей идут проститься с Папой.

Собор парижской Богоматери.

После заупокойного богослужения выходят члены французского правительства: Эдуард Даладье, Поль Рено, генерал Кастелло, генерал Гуро.

Статистика численности католиков (350 млн. во всём мире).

Кардиналы.

Посещение международной выставки 1937 года кардиналом Пачелли.

Инаугурация.

Религиозные церемонии.

Выступление Папы на разных языках.

Папа в Будапеште.

Выступление на венгерском языке.

Провозглашение кардинала Пачелли Папой Пием XII. Коронация Папы Пия XII на площади Святого Петра в Ватикане 12 марта 1939 года

Ключевые слова

Ватикан, Франция, 1930-е, религия, Папа Римский, Италия, персоналии


Секретные архивы Ватикана, которые были основаны ещё в 1611 году Папой Павлом V, являются сверхбезопасным хранилищем для самых старинных и ценных документов Церкви. Доступ к архивам всегда был ограничен, даже сегодня внутрь допускаются только официальные лица Ватикана и ученые

Причем в архив Ватикана можно попасть только с рекомендательным письмом, и пускают туда всего пару человек в год. Более того, ученым необходимо точно указать, какие документы им нужны… И это при том, они даже не знают точно, что находится внутри архивов. И такая ситуация вызывает множество кривотолков. Сегодня существует, как минимум 10 теорий о том, что скрывает Ватикан в своих архивах

1. Коллекция порно


Копенгагенский музей эротики утверждает, что Ватикан имеет самую большую коллекцию порно в мире. Другие известные личности, в том числе Уильям Ф. Бакли-младший и академик Камилла Палья, подтверждают то же самое. Как бы это ни звучало правдоподобно, в подобных слухах, по-видимому, мало правды. По крайней мере, Институт Кинси не обнаружил никакой «клубнички», когда его ученые изучали архивы Ватикана на микрофильмах.

Другие считают, что Ватикан вряд ли сделал бы копии всех своих материалов. И, что еще более маловероятно, дал бы доступ к ним Институту Кинси. В любом случае, ряд других очевидцев утверждают, что видели тысячи эротических томов. Так или иначе, в Ватикане существует давняя традиция эротического «искусства».

В XVI веке, к примеру, одному из учеников Рафаэля, Джулио Романо, было поручено украсить ванную комнату кардинала Биббиена серией из 16 фресок, каждая из которых изображала уникальную сексуальную позу в подробностях. Естественно, копии этих картин просочились «наружу» и появились в книге под названием «Позы Аретино».

2. Родословная Иисуса


Идея о том, что Иисус был женат, и у него были дети, стала распространенной благодаря Дэну Брауну, и не без оснований. Практически ничего не известно о жизни Христа между его детством и периодом, когда ему перевалило за 30 лет, всего за несколько лет до его распятия. Естественно, возможно, что он завел семью за это время, и это вызывает вопросы о родословной. По мнению некоторых теоретиков, конкретные детали его родословной скрыты в архивах Ватикана.

В конце концов, если кто-то из живых ныне оказался прямым потомком Иисуса Христа (и, следовательно, Бога), последствия для Церкви были бы огромными. По крайней мере, Папа был бы бесполезен. Это неотразимая теория, но на самом деле все не так просто. Какую бы информацию Ватикан ни имел о ранних потомках Христа, их было бы слишком много (с каждым поколением в течение 2 тысячелетий родословная постоянно «разветвлялась» бы), чтобы проследить за ними до нынешних дней.

3. Евангелие Мира


На полке закрытой части архивов в 1923 году академик и епископ Эдмонд Бордо Секели нашел древнюю арамейскую рукопись. Она, по его словам, содержала учение ессеев - иудейской мистической секты, которая жила полностью отрезанной от общества. Ессеи упоминались несколькими древними историками, в том числе Фило, Плинием и Иосифом и были известны своим «коммунистическим» стилем жизни.

Но интересно то, что полное отсутствие упоминания о них в Новом Завете, заставило некоторых поверить, что они на самом деле были теми, кто написал его, и что сам Иисус был ессеем. Есть много параллелей между двумя группами, чтобы поддержать подобную теорию, включая важность крещения и пророчеств, а также общий акцент на благотворительность и добрую волю.

Ессеи также проявляли отвращение к человеческим жертвам в стиле Ветхого Завета, предпочитая вместо этого приносить в жертву овощи. Этот последний момент представлял особый интерес для Секели, который утверждал, что ессеи были вегетарианцами по приказу Христа. К сожалению, никто еще не видел рукопись.

Сомнительно также, что и Секели тоже видел ее, так как нет никаких записей о его визите в Архивы. Кроме того, учитывая, что ученый был довольно радикальным вегетарианским активистом, большинство думает, что он сделал все возможное, чтобы придать своим убеждениям «божественности».

4. «Le Dragon Rouge»


Великий Гримуар является одним из немногих предметов в этом списке, который, как известно, действительно существует, хотя кто его написал, и когда это случилось, неизвестно. Возможно, он был обнаружен в гробнице царя Соломона в 1750 году, или, возможно, был написан намного позже. В любом случае, гримуар, как говорят, содержит ритуал для вызова Люцифуга Рофокале, премьер-министра Ада, а также других обитателей подземного мира.

По-видимому, призывающий также должен отказаться от своей души в этом процессе, о котором оккультист XIX века Э. Э. Уэйт сказал, что только «опасный маньяк или безответственный преступник сможет провести его». Гримуары распространялись на протяжении всей истории, но ни один из них не обладал столь широкими знаниями по призыву, как данный, который считался «самым жестоким в мире». Французский перевод гримуара «Le Dragon Rouge» добрался до Карибского моря, где он, как говорят, все еще используется.

5. «Тайны Фатимы»


В 1917 году трое детей-пастухов из Фатимы, Португалия имели 3 пророческих видения Девы Марии. Известные как «Три тайны Фатимы», первый и второй касались природы Ада и возникновения коммунистической России. Дева утверждала, что если ее призывы не будут услышаны, то неизбежны войны, голод, преследования и распространение «ошибок России» во всем мире.

Эти первые два секрета были опубликованы в 1941 году, однако о тайне третьего молчали. Известно, что он был запечатан в конверте и передан епископу Лейрии, который положил его, нераскрытым, в Ватиканские секретные архивы. В 1959 году конверт был доставлен Папе Иоанну XXIII; однако, после некоторого обсуждения, он решил не заглядывать внутрь.

Только в 1965 году кто-то действительно прочитал пророчество, и даже тогда Папа Павел VI отказался обнародовать его. Папа Иоанн Павел II также прочел его после покушения на него в 1981 году, но аналогично продолжал пророчество в секрете. Однако он немедленно посвятил Землю Непорочному Сердцу Марии, возможно, намекая на серьезность его содержания.

Наконец, в 2000 году Иоанн Павел II рассказал: в пророчестве утверждается, что должна случиться апокалиптическая битва между добром и злом, а Папа был бы центральной фигурой этой битвы. Теперь описание видения португальского ребенка можно прочесть в Интернете, но некоторые отказываются верить, что оно полное. Даже Папа Бенедикт XVI в 2010 году предположил, что реальная «Третья тайна Фатимы» еще не раскрыта (хотя Ватикан отрицает это).

6. Внеземные артефакты


Хотя Ватикан, возможно, сосредоточен на прошлом, но на самом деле он является вполне прогрессивным, по крайней мере, что касается науки и техники. В частности, Ватикан допускает возможность внеземной жизни, проводит конференции по астробиологии и использует Ватиканскую обсерваторию, чтобы найти планеты, подобные Земле. Предположительно, Церковь знала о чуждых цивилизациях на протяжении веков.

Задолго до инцидента в Розуэлле она, как утверждают некоторые люди, собирала останки НЛО и артефакты, а также технические документы для создания «чужого» оружия. Хотя есть довольно много доказательств, подтверждающих эту претензию, цель Архивов Ватикана уже давно заключается в том, чтобы скрыть знания, к которым мир не готов. К примеру, это прекрасно видно по скрытию «Третей тайны Фатимы».

Кроме того, согласно теории внеземного сокрытия, Архивы - это не единственное хранилище знаний подобного рода. Предположительно, Великая пирамида в Гизе служила по существу той же самой функции, скрывая чужие артефакты и потрясающие откровения от людей древнего мира. Это, как утверждают теоретики, и является причиной того, что Наполеон и Гитлер направились к пирамидам, проведя некоторое время в Ватикане.

7. Хроновизор


Отец Пеллегрино Эрнетти, который умер в 1992 году, утверждал, что видел, как древний римский сенатор Цицерон выступил с речью в 63 году до нашей эры. И это было не единственное, что он видел. Он и его команда, как утверждал Эрнетти, видели Наполеона и его речи, а также Иисуса на Тайной Вечере и даже распятие. Используя устройство под названием «хроновизор», они могли просматривать любое историческое событие, которое они хотели, - точно так же, как если бы они смотрели телевизор.

По словам Эрнетти, устройство было разработано совместно с ведущими учеными Энрико Ферми (который разработал первый ядерный реактор) и Вернером фон Брауном (первые космические ракеты), и могло не только показывать, но и записывать изображения. В 1972 году в итальянском журнале La Domenica del Corriere появилась «фотография Христа». Также Эрнетти выпустил стенограмму потерянной пьесы Thyestes Квинта Энния на оригинальной латыни. Естественно, были сомнения.

Текст пьесы вряд ли можно было проверить, а «фотография Христа» была сделана с открытки с гипсовым распятием. Но фотография не имела никакого отношения к Эрнетти, и он, конечно, никогда не утверждал, что она является реальной. Созданный им хроновизор не был способен показывать детали крупным планом, как это было на фотографии. Реальные доказательства, говорит друг Эрнетти Франсуа Брюне, были уничтожены, когда Папа Пий XII и Бенито Муссолини решили, что это создает угрозу для общества.

Они особенно боялись, что это означает конец всем секретам, будь то политическим, экономическим, военным или религиозным, не говоря уже о личных тайнах. Эрнетти закрыл проект «Хроновизор» и якобы демонтировал устройство. Однако, как признает сам Брюне, вполне возможно, что Ватикан все еще использует оригинал устройства.

8. «Дым Сатаны в храме Бога»


Будучи старшим экзорцистом Ватикана, отец Габриэле Аморт знал, как распознать демонов. До своей смерти в 2016 году он провел буквально десятки тысяч ритуалов экзорцизма (по образу ритуала 1614 года Папы Павла V) и часто говорил с Дьяволом. «Сатана - это чистый дух, - сказал он режиссеру фильма «Экзорцист» Уильяму Фридкину, - хотя иногда он появляется как бушующее животное».

Поэтому в 2010 году всех шокировало, когда Аморт заявил, что Сатана скрывался в Ватикане. Причем, он вовсе не говорил образно. По мнению Аморта, скандалы и коррупция, охватившие Церковь в последнее время, вызваны Дьяволом. Даже Папа Павел VI сказал что-то подобное в 1972 году, сожалея, что «дым Сатаны откуда-то проник в храм Бога».

9. Иисус не был распят...


История распятия Христа лежит в основе католической доктрины. Если убрать эту историю, то останется просто «куча» бессмысленных символов. Однако, по словам Майкла Байджента, ничего подобного не происходило, по крайней мере, это было не так, как сказано в Библии. В отличие от некоторых, Байджент не отрицает, что Иисус когда-либо существовал.

Более того, он считает, что пророк, вероятно, жил еще долго после его предполагаемой смерти в 33 году нашей эры. Предположительно, Иисус избежал казни, заключив сделку с Понтием Пилатом - человеком, который приговорил его к смерти. В интересах Рима было сохранить Иисуса живым, поскольку он поручил своим последователям платить налог.

Лучшим решением для всех была подделка распятия. Конечно, у Байджента нет никаких доказательств, но психолог говорит, что они существуют. Предположительно, важный документ был обнаружен французским священником Беренджером Соньером в его церкви в Ренн-ле-Шато. Вскоре после этого документы исчезли, а Соньер внезапно стал очень богатым. Байджент предполагает, что Ватикан выкупил у Соньера документ, а также оплатил молчание священника.

10. Папа Пий XII помогал Гитлеру


Папа Пий XII обычно упоминается как «Гитлеровский Папа» за то, что поддерживал нацистов. Хотя он никогда открыто не осуждал их, Ватикан утверждает, что Папа всегда был против нацизма. По словам Ватикана, Пий XII распространял брошюры в Германии, осуждающие нацизм с христианской точки зрения, а также спас более 800 000 евреев от истребления в Восточной Европе. Якобы его встречи с германским руководством ничуть не касались сотрудничества с Гитлером.

В любом случае, с нацистской точки зрения, Пий XII, как говорят, был «врагом, любящим евреев», которого немцы хотели похитить и посадить в тюрьму в Лихтенштейне. Но правда ли все это или это просто фальшивый образ Папы Пия XII, который хотела создать церковь. Факт заключается в том, что Ватикан до сих пор отказался опубликовать важные документы о своей деятельности в эпоху Холокоста, а выжившие очевидцы утверждают, что Папа определенно помог Гитлеру в его восхождении к власти.

Джон Корнуэлл, уважаемый академик и католик, является одним из людей, которые утверждают последнее. Хотя изначально он надеялся найти свидетельства, доказывающие «невиновность» Папы (это была единственная причина, по которой ему было разрешено просматривать документы), он вместо этого нашел подтверждение обвинений. Папа не только ненавидел евреев, ассоциируя их с грязью и отказываясь помогать им, но также сознательно подрывал католическое сопротивление Гитлеру.

Он также был против чернокожих, называя их насильниками и детонасильниками, несмотря на доказательства обратного. Очевидно, что Пий XII имел много общего с Гитлером - не в последнюю очередь из-за его идеологической приверженности к абсолютной власти и самодержавному контролю. А хуже всего то, как говорит Корнуэлл, что Пий XII отказался высказываться против нацизма даже после начала Холокоста.

А в Санкт-Петербурге есть - Казанский собор с его удивительной историей.