Open
Close

Сюжеты Папа Пий XI. (1939)

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: книга "Чистилище" Йорга Кастнера была написана по биографии Эрла Люциана Пульвермахера, а фильм о Пие XIII есть переложение книги на кинематографический язык.

Священник Эрл Люциан Пульвермахер (англ. Earl Lucian Pulvermacher), капуцин, (20 апреля, 1918 - 30 ноября 2009) - американский седевакантист, который был провозглашён папой Пием XIII Истинно-католической церкви в 1998 году.

Пий XIII: вымышленный персонаж или историческое лицо?

СТС покажет телесериал о Римском Папе, прототипом которого стал антипапа Эрл Люциан Пульвермахер.

Несмотря на то, что персонаж Джуда Лоу, Пий XIII, назван продюсерами сериала «Молодой Папа» вымышленным героем, история католичества знает реального человека с таким именем.

В 1998 году священник Эрл Люциан Пульвермахер, принадлежавший к раскольническому течению седевакантистов, был провозглашен адептами Истинно-католической церкви папой Пием XIII.

Католик-миссионер, член монашеского ордена капуцинов о. Люциан Пульвермахер в 1970-х годах постепенно переходит на позиции крайнего традиционализма. Причиной стала реакция части католического духовенства и лично Л. Пульвермахера на изменения в католической традиции, произошедшие в результате Второго Ватиканского собора 1962-1965 гг.

Л. Пульвермахер порывает с орденом капуцинов и становится в оппозицию официальному Ватикану.

В середине 90-х годов XX века о. Люциан приходит к выводу, что римский понтифик Иоанн Павел II является масоном, а значит и его выборы папой в 1978 году являются недействительными. Основываясь на этом, а также на том, что постановления Второго Ватиканского собора противоречат католической вере, он делает вывод, что все последующие папы также недействительны.

По его мнению, Павел VI, Иоанн Павел I и Иоанн Павел II физически занимали римский престол, но не являлись истинными римскими понтификами. Папа Иоанн XXIII, созвавший Второй Ватиканский собор, через свою ересь также перестал быть католиком, а значит и папой, утверждал Пульвермахер.

Таким образом, в соответствии с его теорией, престол святого Петра после смерти папы Пия XII в 1958 году оставался вакантным.

От этого произошло название секты седевакантистов, к которой принадлежал Л. Пульвермахер: в католической традиции период, в который Святой Престол не занят легитимным понтификом, называется Sede Vacante («при вакантном троне», при вакантном престоле).

Постепенно была сформулирована идея восстановить истинное католичество через выборы «настоящего» папы.

В 1998 году были проведены выборы нового понтифика. Псевдоконклав длился сутки, голосование происходило по телефону. В нем принимали участие немного численные адепты раскольнической организации, созданной при участии Пульвермахера, - Истинно-католической церкви (англ. True Catholic Church). В результате был избран единственный кандидат - Люциан Пульвермахер.

Скончался антипапа Пий XIII в 2009 году. Еще при его жизни в Истинно-католической церкви, как это часто случается в раскольнических сообществах, произошло дальнейшее разделение.

Религиозные учения и секты. Справочник

Седевакантистское движение представляет собой целый ряд автономных групп, как правило, враждебно настроенных как по отношению к официальной Католической Церкви, так и друг к другу. Всех седевакантистов объединяет непризнание правящего Папы. Престол Св. Петра они считают вакантным, откуда и происходит название течения (лат. sedes vacans).

Причины, по которым Св. Престол считается вакантным могут называться разные. Большинство седевакантистов полагают, что Папы Иоанн XXIII и Павел VI впали в ересь модернизма и тем самым себя низложили. Все последующие Папы также считаются незаконными, так как они были избраны после реформы Папы Павла IV, (1970 г.), по которой в выборах Папы не могут участвовать кардиналы старше 80 лет. Некоторые седевакантисты также считают незаконными других Пап, например, Пия XII или Либерия.

У седевакантистов есть собственные епископы, часть из которых получили хиротонию у старокатоликов, которых сами же седевакантисты считают еретиками. Другие были рукоположены вьетнамским архиепископом Нго Динг Тхуком или поставленными им епископами. (Сам Нго Динг Тхук был дважды отлучен от Католической Церкви: в 1976 и 1983 гг.).

Некоторые группы седевакантистов даже избирают собственных Пап. Одним из таких антипап был Григорий XVII (испанский епископ Клементе Домингес Гомес). Другой антипапа, Пий XIII (американский священник-капуцин Люциан Пульвермахер), не имеет даже архиерейского сана. Тем не менее, он присвоил себе право рукополагать епископов и пресвитеров, мотивируя это тем, что Папа может даровать пресвитеру привилегию на преподание Таинства Священства (Католическая Церковь такого учения не знает).

По данным польского журналиста Роберта Ногацкого, в миpе сейчас более 10 антипап.
http://www.apologia.ru/mddb/28

BlackSaturn
Победа над епископом-педофилом тоже неоднозначна. Толковых доказательств на него так и не нарыли (разве что новой грязи с теннисистом), он просто сам внезапно решил признаться Папе, после многих лет отрицалова. На ситуацию можно посмотреть и с другой стороны - вот это именно то, в чём церковь (не обязательно католическую) зачастую и обвиняют - в покрывательстве своих. "Святой" Папа сделал ровно то же, что делает церковная администрация в реале - он просто убрал раздражающий публику фактор из фокуса внимания, виновный переведён подальше от глаз, избежав реального наказания, скандал тупо замят. О да, в сериале это манипулятивно подаётся как страшное наказание, "изгнание на мороз", но будем реалистами - это гипербола. Когда сцену службы на Аляске показали в первый раз, я думал, что это просто стёб для смеха. Можно также отметить, что матёрого педофила святой Папа наказал также строго, как кардинала, осмелившегося пошутить над ним в кулуарах - грехи явно одного калибра.
Также с самого первого дня Папа самоуверенно и демонстративно настраивает против себя абсолютно всё окружение. Включая собственного информатора, которого по-началу аморально склоняет к нарушению тайны исповеди, а после доводит до полного отказа в сотрудничестве. При этом сериал пытается убедить нас, что Папа - искусный политик и всё про всех знает. Тут наверняка снова не обошлось без непосредственной помощи бога, рассылающего досье через откровения и чудом обращающего врагов в друзей.
Интриги и политика в сериале - большое разочарование. Подаются они слишком схематично и поверхностно, завершаются нелогично, хитрые планы и действия Папы оставлены по большей части за кадром, на откуп воображению. Типа не гляди, что в продемонстрированной части Папа тупо прёт напролом, откровенно унижает противников, дистанцируется от потенциальных союзников - нет, где-то там за кадром он провёл блестящую сложную подковёрную борьбу, и вот нам уже показывают победный результат. Как-то не верится, мы знаем способ Папы по достижению цели - помолиться и всё будет.

«Молодой Папа» – это, возможно, самый любопытный и многообещающий телепроект этого года, многослойное полотно от оскароносного кинорежиссера Паоло Соррентино, не уступающее по красоте каждого кадра и продуманности сцен его фильмам («Великая красота», «Молодость»). Это история Ленни Балардо, Папы Римского Пия XIII, одного из самых молодых в истории. Сериал вышел на удивление живым, наглым, умным и проницательным, и главное – более открытым для широкой аудитории, чем это может показаться по прошлым работам Соррентино или по непривычному сеттингу.

«Молодой папа» стартовал в Италии и Германии еще 21 октября, затем медленно подтягивались другие европейские премьеры, в России датой релиза значится 1 декабря, США же увидит историю первого американского Папы Римского (британец Джуд Лоу играет американца Ленни Белардо) только в январе следующего года (на HBO, который и заказал сериал вместе с телеканалом Sky), поэтому не совсем ясно, когда именно лучше писать о нем у нас. Впрочем, многие российские зрители уже успели посмотреть все 10 эпизодов и написать восторженные отзывы, сериал явно не оставляет людей равнодушными, поэтому, надеюсь, и вы дадите ему шанс. Поверьте, он того стоит.
На мой взгляд, название сериала следовало переводить как «Молодой Папа Римский», чтобы ни у кого не возникло ошибочных представлений о ситкоме про молодого отца-одиночку, сражающегося с трудностями воспитания детей.
Но и без этого, как мне кажется, проекту предстоит столкнуться с проблемой неверных ожиданий. Некоторые просто не захотят смотреть сериал про жизнь Ватикана, так как окажутся не в силах представить себе интересную историю на эту тему. Некоторые религиозные люди, вполне возможно, не рискнут смотреть, опасаясь, что сериал оскорбит их чувства ересью и возмутительным искажением образа христианства и его институтов.
Возможно, ярлык «Карточный домик Ватикана» поможет сериалу найти аудиторию, ведь он неплохо объясняет одну из сильных сторон проекта и способен дать зрителю нечто знакомое, за что можно зацепиться. Мы действительно наблюдаем за работой политической машины папства, следим за интригами против Пия Тринадцатого и его собственными сложными многоходовками. Если вас привлекает эта тема, то сериалу однозначно будет, что вам предложить. Главное, понимать, что этим его достоинства не ограничиваются, как и диапазон тем, которые он затрагивает.
Ленни Белардо – сирота, оставленный родителями в приюте сестры Мэри еще в детстве, о дальнейшей их судьбе он ничего не знает, но мечта встретить их снова не покидает его. Разбитое сердце брошенного ребенка, от которого отказались по неизвестным причинам собственные родители, диктует большую часть принципов и политик нового Папы. Соррентино заявляет, что сироты всегда стремятся оставаться с детьми, потому что не могут повзрослеть, как и священники, так как целибат лишает их возможности пройти через отцовство. Пока ты не станешь родителем, ты остаешься ребенком, а им нужно оставаться детьми Божьими, чтобы не посягать на его позицию всевышнего отца.
Благодаря махинациям кардиналов, Ленни обходит других кандидатов на пост, включая своего ментора, Майкла Спенсера – заговорщики считают, что молодой умеренный американец станет удобной марионеткой в их руках, но тот внезапно оказывается жестким и своенравным тираном, который мгновенно отрезает любые попытки что-то ему советовать, переделывая под себя сначала привычные методы работы «папского офиса», а затем – и политику всей Католической Церкви.
Кардиналы пытаются урезонить, а затем и остановить разбушевавшегося безумца, грозящего свести в гроб сначала хрупкую экономику Ватикана, а за ней и пошатнуть позицию Церкви в целом. На стороне Ленни оказываются лишь вызванная им в Ватикан сестра Мэри, заменившая ему мать, и Эндрю Дюсолье, его одногодка, с которым будущий Пий Тринадцатый рос в приюте. Но и эти двое близких ему людей должны будут решить для себя, смогут ли они и дальше поддерживать Ленни, которого с каждым днем все больше меняет обретенная власть.

Соррентино написал, что это сериал об убедительных знаках присутствия бога и о столь же убедительных признаках его отсутствия, о поиске и утраты веры, о величии святости и о ее невыносимом бремени для человека, которого судьба (или Дух Святой) выбрали на роль понтифика.
Но помимо этого, это просто прекрасное произведение искусства со скрупулезно прописанными персонажами, потрясающим саунтдтреком, актерской игрой, которая впечатляет даже тех, кто никогда особенно не замечал и не выделял игру актеров как нечто обособленное, и фантастическим спектром тем, которые не просто затрагиваются, а разыгрываются перед нашими глазами, не предлагая при этом какого-то конкретного ответа, не пытаясь склонить в сторону готового простого варианта.
Как относиться к богу, церкви, геям-священникам, целибату, сиротам, абортам и родителям, бросающим своих детей, новым святым, гибкости религии и возможности революции в ней – сериал лишь приводит доводы обеих позиций, показывает окончательно размытую грань между грехом и праведностью. В общем, здесь каждый найдет не просто подтверждение своим убеждениям или вызов таковым, но пространство для размышления, переживания чужих опытов, сентиментальной, но трезвой рефлексии.
И, конечно, так как это Соррентино, поразивший своей синематографией и чувством кадра еще в «Великой красоте», сериал просто потрясающе красив. Не просто стильно, четко, геометрично – это мы видим довольно часто. Здесь в каждой сцене видно не просто технарство, а активная творческая мысль, которая подает мир произведения и героев чувственно, вовлеченно и словно единственно правильно.
Камера Паоло не похожа на по-щенячьи активную камеру Любецки, которая не может усидеть на месте, тычется в лица героев, подрагивает, качается на волнах напряжения, или на камеру Кэррута, методично обнюхивающую поверхности, замирающую, чтобы прислушаться к далекому гулу, временами словно оглохшую, оторопевшую, отстраненную, или на внимательную камеру Спилберга, впитывающую сцену целиком, от начала до конца, присматриваясь к персонажам, меняя крупные планы на общие, перебираясь с места на место, только бы не упустить ни слова, ни жеста.
Соррентино – мастер стационарного кадра, он ставит камеру и больше не сдвигает ее с места, лишь меняя ракурсы, когда требуется. Но ставит он ее так, словно она стояла там всегда – в идеальную точку. От этой неподвижности создается атмосфера умиротворения (иногда ложная), непоколебимости мира понтифика, застоя в мыслях и нравах, устойчивости к любым переменам. Нам не на что отвлекаться, сосредотачиваясь на лицах персонажей, идеально вписанных в богатый задний план.
Интерьеры собора Святого Петра, покоев Папы и бесконечных аккуратных двориков и садов Ватикана, высокие своды храмов и геометрия аскетичных келий. Контраст вычурных нарядов священнослужителей и привычных нам мелочей – сигарета или телефон в руке, бильярдный кий под мышкой. И, конечно же, великолепно поставленный свет, превращающий каждый кадр в картину эпохи Возрождения.
Талантливая деталь вроде игры света на шляпе, превращающей ее в нимб – это не единичное удачное решение, придуманное исключительно для постеров, таких находок здесь десятки.

Итого, у Соррентино вышел потрясающий десятичасовой фильм. Законченный, глубокий и современный. Неторопливый, но лаконичный, лишенный бестолковой воды, напущенной ради раздутия хронометража. Да, это не типичная американская драма, которая хоть и берется за сложные темы, быстро вырождается в нечто поверхностное, упрощенное и сведенное к нежизнеспособным абсолютам, утопающее в лишних продолжениях давно законченной истории, надуманном соплежуйстве персонажей и сфабрикованных конфликтах, вытекающих из нелепых недоразумений.
За этот сериал не всем будет просто приняться и досмотреть до конца – мы отвыкли от сложного и неторопливого, пусть даже столь необычного и живого. Но вам стоит попробовать, чтобы самостоятельно решить, в какой категории вы окажетесь. Потому что, если вам все это не покажется скучным и непонятным, вы поймете, что это было не просто приятно проведенное время, эти десять часов способны обогатить вас, насытить модули нашего сознания, которые нечасто получают шанс включаться и развиваться.
Как часто, в конце концов, нам дают сериалы, не уступающие по качеству фильмам – ни по красоте кадра, ни по декорациям, костюмам и интерьерам, ни по динамике и продуманной структуре, очищенной от лишних элементов. Герметичность этих сюжетных линий и сцен, где бросовая фраза, мелодия или жест, появившиеся в начале эпизода, обязательно обернутся рефреном в конце, закольцуются, дадут новый смысл, поражает. Где еще вы найдете столько сильных визуальных образов, создающих собственную знаковую систему – половинка трубки, зажигалка с видом Венеции, пустая тарелка – все становится емким контейнером для смыслов и эмоций в руках Соррентино.

Американские сериалы, даже самые лучшие, зачастую довольно узконаправленные, они зажимаются в неком пространстве, концентрируя всю свою энергию на том, чтобы впечатлить и зацепить зрителя, гнать его от твиста к клифхенгеру, и сразу к новому твисту.
Они редко создают такую эфемерную вещь, как мысле-чувственное пространство, воспринимаемый мир сериала со всеми нашими эмоциями и идеями, которые рождаются в складках и промежутках между событиями, героями, сценами – в додуманном и дочувствованном нами в лакунах, которые могут быть плодородными, а могут оказаться холодными и не рождающими ничего. Внутри этого сериала можно, наконец, не просто грызть ногти от напряжения или визжать от восторга, здесь можно подумать, и за эту редкую возможность Соррентино огромное спасибо.

В октябре начался показ сериала «Молодой папа» («The Young Pope») Паоло Соррентино с Джудом Лоу - драмы о понтифике, который пьет колу и курит сигареты. Над шоу работали американский HBO, итальянский Sky Atlantic и французский Canal+. Итальянская премьера состоялась 21 октября, а выход на HBO запланирован на 15 января 2017 года. В России сериал будет доступен на канале Amedia Premium и в «Амедиатеке» до конца 2016 года. Новое шоу Соррентино многие сравнивают с «Карточным домиком»: в красивом и провокационном сериале Джуд Лоу занимается в Ватикане примерно тем же, чем Кевин Спейси - в Вашингтоне. По просьбе «Медузы» кинообозреватель Егор Москвитин рассказывает о «Молодом папе» и одной из важнейших ролей в карьере Джуда Лоу.
Премьера «Молодого папы» состоялась еще на сентябрьском Венецианском кинофестивале - одном из немногих европейских смотров, ни разу не выдвигавших Паоло Соррентино на премии. И кажется, оскароносный наследник Феллини нашел весьма утонченный способ мести. Сериал начинается с того, как из груды голых младенцев, сложенных в пирамиду, словно верещагинские черепа, выползает юный понтифик - Джуд Лоу. Действие происходит на главной венецианской площади - Святого Марка. Режиссер, кажется, предупреждает: что бы ни случилось в «Молодом папе», родился этот сериал именно здесь - и венецианцы несут за все происходящее ответственность.
Случится же за 10 серий предостаточно - уже после первых четырех эпизодов у «оскорбленных верующих» есть все основания отправить к Соррентино экзорциста. Завязка: конклав во главе с мудрым государственным секретарем Святого престола Войелло (титулованный итальянский актер Сильвио Орландо) выбирает новым понтификом не опытного и независимого архиепископа Спенсера (знакомый нам по «Американской истории ужасов» Джеймс Кромвелл), а молодого и «фотогеничного» американца Ленни Белардо (Джуд Лоу). Но сразу после назначения становится ясно, что операция «преемник» провалилась. Новоизбранный папа по утрам скандалит, что ему не принесли вишневую колу, курит по пачке в день и не слушается никого, кроме воспитавшей его сестры Мэри (узнаваемая лишь по очкам Дайан Китон). Кардиналы зря понадеялись, что бруклинский сирота окажется им за что-то благодарен.
Последний раз такого провокатора в рясе мы видели в фильме «Без лица» (1997), когда герой Николаса Кейджа ненадолго сошел с ума.
И хотя «Молодого папу» не без оснований сравнивают с «Карточным домиком», стоит сказать, что вымышленный понтифик Пий XIII куда сложнее и непредсказуемее Фрэнка Андервуда. Герой американской политической драмы разоблачал себя сразу, потому что любил делиться планами со зрителем сидя на диване. Типичное политическое животное, этакий сгусток амбиций с редкой волей к власти; с такими все ясно. Герой Джуда Лоу - совсем другое дело: ваше мнение о нем будет меняться по несколько раз за серию, а когда он наконец проломит четвертую стену, выяснится, что отношение к зрителям у него такое же, как к пастве. Про этого человека совершенно ничего не понятно. Он то грезит о том, чтобы произнести речь в защиту эмансипации, геев и абортов, то замышляет кампанию против гомосексуалов в рясах. Его собственная ориентация остается под вопросом минимум треть сезона - и это при всей страсти Паоло Соррентино к плотскому миру. Мотивы героя непостижимы - возможно, он инфантилен и себялюбив, но не исключено, что им движет фанатичная самоуничижительная вера. При этом никто не удивится, если он даже окажется атеистом. Герой за всеми следит и приближает к себе лишь сестру Мэри - но вскоре решает, что и она лишнее звено между папой и Богом. Понтифик оказывается знатоком Сэлинджера, Кубрика, Бэнкси и даже Daft Punk, но либеральными его взгляды не назовешь. Скорее уж ветхозаветными. Из всех имен понтифик выбирает имя Пий - то ли в погоне за 13-м номером, то ли напоминая пастве о том, что его предшественник любил Муссолини. К важным вопросам каждая серия прибавляет несколько совсем уж иррациональных тайн. Зачем нам знать про сексуальную жизнь швейцарской охраны? Что за обет молчания связывает папу римского и нарисованного на компьютере кенгуру?

Второе серьезное преимущество «Молодого папы» над «Карточным домиком» в том, что его герой страшно уязвим - и сериал не дает никаких гарантий, что Пий одолеет своих оппонентов (если не считать гарантией досрочное продление шоу на новый сезон). В первых же сериях у него появляется минимум три могущественных врага, но, кажется, их число вполне может вырасти до миллиарда католиков по всему миру. Поэтому вместо торжества плута мы наверняка получим античную трагедию.

Из всей фильмографии внезапно ставшего модным Соррентино этот сюжет ближе всего к картине «Изумительный» («Il divo») - истории о махинациях итальянского премьер-министра. Из более поздних работ режиссера на сериал повлияли «Великая красота» и «Молодость» с их барочным построением кадра, особой музыкальностью, эксцентрикой, умением увидеть смешное и прекрасное в увядающем и больном. А главное - их юмором, выраженным без слов. Монашки играют в футбол, кардиналы пользуются айфонами, а посреди пышного зала стоит кулер со святой водой. Впрочем, и словесных шуток хватает: «Я девственница, но это старая футболка», - говорит пожилая сестра Мэри, цитируя малоизвестный мем.

Сказать, что «Молодой папа» держится только на игре Джуда Лоу, значит недооценить работу огромного европейского актерского ансамбля, но для него это и вправду одна из важнейших ролей в карьере. Джуд Лоу в чем-то похож на своего героя - сначала кажется, что оба не на своем месте, так что растерянность не выглядит наигранной. Но в том, как молодой понтифик на наших глазах становится хладнокровным и жестким, видится и личная эволюция актера.
Когда камера теряет из виду Джуда Лоу (а это непросто), в ее фокусе наконец-то оказывается Ватикан - и у сериала происходит очередное «раздвоение личности». С одной стороны, «Молодой папа» - это жесткая публицистика, исследующая механизмы работы корпорации под названием церковь. Соррентино известен своей страстью снимать аллеи садов и коридоры дворцов, но в этот раз его еще интересует католический бэк-офис: кабинеты маркетологов и отдел кадров, запутанная бухгалтерия города-государства и работа папской пресс-службы. С другой стороны, это немножко «Аббатство Даунтон» - нежная, смешная и трогательная трагикомедия о пожилых чудаках. И их кенгуру. Нет, серьезно, как можно не посмотреть сериал, где по Ватикану скачет кенгуру?
Егор Москвитин
Москва

Католицизм - (от греческого katholikos - всеобщий, вселенский), одно из основных, наряду с протестантизмом и православием, направлений в христианстве. Католицизм оформился как вероучение и церковная организация после разделения христианской церкви на католическую и православную в 1054. Признаёт основные христианские догматы и обряды.
Источники вероучения - Священное писание и Священное предание.
Во второй половине IX в. католицизм проник в славянские земли. На Руси католические миссионеры появились при князе Владимире I Святославиче. В XII-XIII вв. существовали католические храмы в Киеве, Новгороде, Пскове и других городах. В XIV-XVII вв. в Русском государстве католиков практически не было, за исключением иностранцев. Заселённые католиками земли вошли в состав России в 1721-95: Прибалтика, Украина, Белоруссия, Литва и Польша. В 1847 был заключён конкордат с Ватиканом, по условиям которого папа римский признавался главой российских католиков. В 1866 конкордат был расторгнут Россией в одностороннем порядке (контакты католиков России и Царства Польского с римской курией осуществлялись через министра внутренних дел, папские послания и распоряжения не имели силы без разрешения императора). Папская нунциатура существовала в России вплоть до 1917. Дипломатические отношения с Ватиканом восстановлены в 1990. Руководящие структуры Римско-католической церкви России возрождены в 1991.

Особенности католицизма (по сравнению, в первую очередь, с православием):

В догмате католицизма о Троице "святой дух" исходит не только от бога-отца (как в "Символе веры", признаваемом православием), но и от сына (filioque);
Особенность католицизма - широкое, экзальтированное почитание богоматери (мадонны). В 1854 папой Пием IX был провозглашен догмат о непорочном зачатии девы Марии (отвергаемый православной церковью); в 1950 католическая церковь признала догмат о её телесном вознесении;
Резкое разграничение между клиром и мирянами, оно выражается в ряде установлений, не имеющих места в православии, причащение хлебом и вином - лишь духовенства, одним хлебом - мирян (ныне в отдельных случаях также и вином);
Целибат - обязательное безбрачие духовенства (в православии лишь монашество даёт обет безбрачия).
Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; глава церкви - папа римский, резиденция - Ватикан.
Католическая церковь, как и православная, признаёт семь таинств, но в отправлении их имеются некоторые различия. Так, католики совершают крещение не путем погружения в воду, а обливанием; миропомазание (конфирмация) совершается не одновременно с крещением, а над детьми не моложе 8 лет и, как правило, епископом. Хлеб для причастия у католиков пресный, а не квасной (как у православных). Брак мирян нерасторжим, даже если один из супругов уличен в прелюбодеянии.
Лишь в католицизме имеется догмат о чистилище - промежуточной инстанции между адом и раем, где души умерших в ожидании своей окончательной судьбы могут очищаться от не искупленных ими при жизни грехов, проходя через разного рода испытания, а также с помощью молитв о них и "добрых дел" их близких на земле: духовенство в силе сократить срок пребывания в чистилище. Окончательно это было утверждено в 16 в. Тридентским собором.
Культ в католицизме характеризуется особенно пышным театрализованным богослужением, которое должно воздействовать на воображение, чувства верующих. Кроме пения, используется инструментальная музыка (орган), храмы украшены скульптурами и картинами. Чрезвычайно развито почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. Обычно католическое богослужение совершалось лишь на латинском языке (2-й Ватиканский собор 1962-65 разрешил службу и на современных национальных языках).
Многие праздники в католицизме появились после разделения церквей - праздники "Тела христова", "Сердца Иисуса", "Непорочного зачатия девы Марии" и др.; в то же время отсутствует ряд праздников, установленных православной церковью, - Сретение, Преображение, Воздвижение и др.
Qantas Airlines Limited (ASX: QAN) (произносится /;kw;nt;s/ - /куантэс/) - самая большая авиакомпания Австралии. Имеет прозвище «Летающий Кенгуру» («The Flying Kangaroo»). Штаб-квартира авиакомпании находится в Сиднее. Основанная в 1920 году, занимает третье место в списке старейших действующих авиакомпаний мира (после KLM и Avianca), и старейшей в англоязычном мире. Qantas является публичной компанией, акции которой торгуются на бирже ASX.
Первоначальное название «QANTAS» является аббревиатурой от «Queensland And Northern Territory Aerial Services» («Авиаперевозки Квинсленда и Северных Территорий») и позволяет судить о том, с чего началась деятельность авиакомпании.
Согласно исследованию Skytrax, в 2008 году Qantas по результатам голосования заняла третье место в списке лучших авиакомпаний мира. Это лучше, чем 5-е место в 2007 году, но хуже второго места, которое она занимала в 2005 и 2006 годах.

Антипапа - глава католической церкви, избрание которого на этот пост объявлялось недействительным. Официально церковь не признает антипап, но вынуждена считаться с их существованием, они фигурируют, правда в скобках, в реестре понтификов, религиозных предписаний. Первым антипапой был св. Ипполит (217-235 гг.), а последним - Фелиций V (1439-1449 гг.). Некоторые антипапы объявлялись соборами церкви незаконно избранными, другие за откуп сами отказывались от своего звания, третьи - создавали свои «дворы» и действовали под покровительством различных королевских домов.
Использованы материалы сайта http://mirslovarei.com

Епископы и антиепископы

О первых римских епископах (папами их начали называть далеко не сразу, только с V века н. э.) известно очень мало. Имеющаяся же информация из разных источников нередко противоречива. Так, ряд авторов сообщают о мученической смерти святого Лина (хотя он умер в период между правлениями императора Нерона и императора Домициана, когда гонений на христиан не было).

Поскольку даты правления первых римских епископов приводятся в лучшем случае с точностью до года, сложно предположить, сколь долго длились промежутки между казнью (или просто смертью) одного руководителя запрещенной государством церкви и избранием нового лидера.

Более точные датировки появляются начиная с III века н. э. В том же столетии появляется первый из более чем 30 антипап, которых насчитывает история католической церкви. Этим первым антипапой (или, правильнее сказать, антиепископом) был Ипполит. В 217 году, после избрания главой римской церкви Каликста, Ипполит, недовольный слишком либеральной политикой нового епископа, недостаточно яростно боровшегося с ересью модалистов и слишком терпимо относившегося к грешникам, провозгласил (при поддержке небольшого числа сторонников) епископом Рима себя. Раскол продлился при двух следующих официальных епископах -- Урбане и Понциане. В правление Понциана наконец произошло примирение двух глав церкви, после чего, правда, оба были сосланы римской властью на Сардинию.

После смерти Фабиана в 250 году н. э. епископский престол был вакантен более года - в связи с усилившимися гонениями на христиан. А затем возникло сразу два претендента. Римский священник Новациан не признал избрание новым главой церкви Корнелия и нашел трех провинциальных епископов, согласившихся признать его главой римской церкви. Каждый из двух епископов послал письма разным церквям, сообщая о своем избрании. Новациан создал даже отдельную христианскую общину (катаров), придерживавшуюся более строгих принципов жизни, чем остальные христиане. Корнелию удалось собрать подписи практически всех христианских епископов, чтобы отлучить своего соперника от церкви. Новациан же продолжал оставаться в оппозиции на протяжении правления трех последующих епископов Рима.

В начале IV века, в правление императора Диоклетиана, гонения на христиан достигли такой силы, что после смерти Марцеллина (который, как это ни странно было для того времени, скончался от естественных причин) престол епископа Рима остался вакантным на четыре года. Затем его занял Марцелл, но после его ареста и ссылки епископский трон стал вакантным опять. Далее всего на четыре месяца его успевает занять Евсевий (309 или 310 год, по разным данным), умерший в ссылке на Сицилии. В 311 году главой церкви становится Мильтиад (Мельхиад), который правит до 314 года, но за этот короткий срок успевает застать не только прекращение гонений на христиан, но и окончательный триумф веры -- издание римским императором Константином Миланского эдикта, сделавшего христианство официальной религией Римской империи.

Папы и восточные императоры

После переноса столицы Римской империи в Константинополь Рим сохраняет свое положение религиозной столицы христианства. С превращением христианства в государственную религию гонения на простых верующих ушли в прошлое, зато возникло новое явление - активное вмешательство светской власти в руководство церковью.

Очередной раскол произошел в правление Либерия (352-366). В результате конфликта Либерия с императором Констанцием глава церкви был сослан во Фракию, а епископом Рима был назначен Феликс II (355-358). Либериус подписал компромиссный Символ веры, близкий к Арианской доктрине, после чего был помилован императором и вернулся в Рим.

Либерия сменил Дамасий (366-384). Часть духовенства избрала новым руководителем церкви Урсина (которого опять же несколько условно можно назвать антипапой), но Дамасий сумел силой удалить того из Рима (при этом в бою погибло 160 сторонников Урсина).

Следом правил Сириций (384-399). Раскола в церковном руководстве при нем не наблюдалось. Раскол произошел в светской жизни -- Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Это имело далеко идущие последствия. В каждой из частей стала складываться своя ветвь христианства -- впоследствии соответственно католицизм и православие.

Следующая схизма произошла в 418 году. В то время как раскольники проголосовали за рукоположение Евлалия, законным главой церкви был избран -- во многом против его собственного желания - Бонифаций. По решению императора оба претендента должны были покинуть Рим, пока совет епископов в Равенне не разрешит их спор. Однако Евлалий вернулся в город с группой сторонников, силой захватил епископский дворец, из которого его изгнали императорские войска. Поведение Евлалия так оскорбило императора, что тот окончательно принял сторону его конкурента.

По просьбе Бонифация император также издал постановление, согласно которому в будущем в случае споров при избрании римского епископа необходимо проведение новых выборов, на которые не могут быть выставлены кандидатуры участников прошлых выборов. Бонифаций известен тем, что первым провозгласил римского епископа "главою всего христианства". Окончательное упрочение позиций римских епископов произошло в правление Льва (позднее прозванного Великим) (440-461), которого некоторые историки называют первым папой, за то что он добился от императора издания эдикта о подчинении всех епископов папскому суду и придании решениям папы силы закона.

Расколы в церковном руководстве и избрание очередных антипап с подачи находящегося в Константинополе императора тем временем продолжались.
В 498 году большинство духовенства избрало папой Симмаха, а меньшинство, представлявшее интересы константинопольского императора, предпочло кандидатуру Лаврентия. Для разрешения конфликта в Риме был созван синод епископов Италии, на котором был принят первый в истории регламент избрания папы (он, в частности, запрещал кому бы то ни было претендовать на папский трон до смерти правящего законно избранного римского епископа). Разумеется, сторонники Лаврентия несколько раз попытались нарушить регламент и свергнуть законно избранного папу.

Феликс IV (после того как один из его предшественников-тезок был признан незаконным папой, он стал Феликсом III) попытался перед смертью в 530 году назначить себе преемника -- Бонифация II. Сторонникам императора больше нравилась кандидатура священника Диоскора. К счастью, этот раскол быстро закончился. Диоскор умер через три недели после избрания его главой церкви.

После этого церковь жила без антипап почти полтора века.

Стоит отметить еще одно событие этого периода. В 533 году избранный римским папой Меркурий, возглавив церковь, сменил имя на Иоанн II, чтобы не носить имя языческого бога, тем самым заложив существующую до наших дней традицию принимать новое имя при интронизации (церемонии официального вступления в должность). Последним папой, правившим под именем, полученным при рождении, станет тысячу лет спустя Марчелло Червини (Марцелл II).

Папы и западные императоры

Следующий папа - Иоанн V (685-686),- сириец по происхождению, стал первым представителем восточных церквей на римском престоле. К так называемым восточным папам относились все его преемники до Захария включительно (741-752), за одним исключениям - Григория II.

После смерти папы Иоанна на пост нового главы церкви были выдвинуты две кандидатуры - архипресвитера Петра и священника Теодора. Кончилось тем, что в виде компромиссной фигуры был избран Конон, сильно болевший уже в момент избрания и скончавшийся после 11 месяцев правления. Снова возникло два кандидата на освободившийся престол -- уже упоминавшийся Теодор и архидиакон Пасхалий, предлагавший крупную взятку за утверждение своей кандидатуры. В результате новым папой стал святой Сергий I. Если Теодор добровольно отказался от претензий на папство, то Пасхалий пытался оспорить это решение, за что был заключен в монастырь.
Возвращение власти в римской церкви к итальянцам произошло в правление папы Стефана II, при котором случился очередной сбой в нумерации глав церкви. Дело в том, что в течение трех дней церковь возглавлял уже избранный папой, но не прошедший официальную церемонию интронизации Стефан II, который не включается в официальный список пап Ватикана. Его сменил папа Стефан III, которого и надо на самом деле называть Стефаном II.

Еще при жизни папы Павла (757-767) возникли серьезные споры по поводу его наследника, в результате которых появилось сразу трое новых пап. Константин II был посажен на престол своим братом, князем Тото из Непи. Небольшое число сторонников было и у монаха Филиппа. Однако представителям папского двора удалось взять ситуацию под контроль. Оба антипапы были арестованы и ослеплены, а новым папой избран Стефан III.

В 800 году состоялась коронация папой Львом III Карла Великого как римского императора. В 812 году Византия признала факт существования двух императоров - восточного и западного. Судьбы православной (восточной) и католической (западной) церквей разошлись окончательно.

Плохие папы и папесса

В 844 году был зарегистрирован первый случай радикально-демократического избрания папы. После смерти папы Григория IV следующим главой церкви большинством голосов был избран Сергий II. Но ворвавшаяся во дворец толпа, состоявшая из сторонников народной партии Рима, попыталась силой усадить на престол своего кандидата -- дьякона Иоанна.

В 855 году новым папой был избран Бенедикт III, однако в процесс избрания вмешался император Людовик II, выдвинувший своего кардинала Анастасия, занимавшего должность библиотекаря, то есть руководителя папской канцелярии. Однако папской курии удалось сохранить своего кандидата на престоле, а антипапу заключить в монастырь.

К тому же 855 году очень распространенная народная легенда относит начало правления папессы Иоанны -- женщины на папском престоле. Согласно этой легенде, папой был избран вовсе не Бенедикт, а некий юноша из Англии по имени Иоанн, показавший удивительное знание теологии. Уже будучи папой, точнее, папессой, Иоанна упала с лошади, что спровоцировало преждевременные роды, во время которых она умерла. Якобы после этого родился обычай проверять избираемых пап на принадлежность к мужскому полу, усаживая их в специальное кресло под названием sedes stercoraria. Легенда эта, родившаяся в XII веке и дожившая до наших дней, не имеет под собой ни малейших научных оснований.

С 882 по 963 год католическую церковь возглавляли быстро сменявшие друг друга понтифики, которых сама католическая церковь предпочитает называть "плохими папами" (в общем списке сразу бросается в глаза, что ни один папа из правивших в этот период не был причислен к лику святых). Советская атеистическая пропаганда со злорадством характеризовала это время так: "нескончаемая цепь насилий, интриг и убийств". Вот лишь один пример. Лев V через месяц после избрания его папой был брошен в тюрьму кардиналом Христофором, который и занял освободившийся престол. Римскую церковь антипапа Христофор возглавлял четыре месяца, после чего был схвачен по приказу графа Тускулумского и убит в тюрьме.

Конец периоду "плохих пап" положил император Отон I. Он сместил с престола святого Петра Иоанна XII и признал папой Льва VIII. Жители Рима, однако, при первой удобной возможности выгнали императорского ставленника из города, а после смерти Иоанна XII избрали папой своего кандидата - Бенедикта V. Император привел войска в Рим, сместил Бенедикта, отправил его в ссылку в Германию и вернул на папский престол своего кандидата. В результате получается следующая ситуация. Некоторые историки полагают, что император нарушил порядок избрания пап, а следовательно, Лев VIII является антипапой. В официальном списке пап, составленном Ватиканом, есть примечание: "Если Льва VIII считать законно избранным папой, то Бенедикта V следует признать антипапой". При этом в том же списке оба папы имеют порядковые номера, тогда как антипапам никакие номера не присваиваются. Также нет никакой двойственной нумерации для избранных в позднейшие времена пап, взявших имена Лев и Бенедикт, что еще раз доказывает, что обоих упомянутых глав церкви следует считать законными папами.

В некоторых источниках встречается упоминание о том, что якобы в 965 году был избран папа Домн II, которого в действительности никогда не существовало.

Антипапа-казнокрад и папа-разбойник

Конец X века был отмечен деятельностью человека, который достоин титула "плохого антипапы",- Бонифация VII. В 974 году законно избранный папа Бенедикт VI был заключен в тюрьму, где вскоре казнен по приказу занявшего его трон Бонифация. Всего месяц спустя к Риму подошли войска посланника императора, и антипапа Бонифаций сбежал в Константинополь, прихватив с собой казну Ватикана. Девять лет спустя он вернулся в Рим, чтобы свергнуть очередного законного папу Иоанна XIV (брошен в тюрьму, где и умер). Сам Бонифаций, впрочем, тоже умер не своей смертью менее чем через год после возвращения, а его тело было отдано на поругание толпе.

Судьбы нескольких следующих антипап связаны с деятельностью римского благородного рода Кресценциев, неоднократно пытавшихся поставить во главе церкви своего кандидата. Так, в 988 году ставленника Кресценциев антипапу Иоанна XVI ослепили, отрезали ему нос и уши, после чего бросили в тюрьму, где заморили голодом. В 1012 году антипапе Григорию, также выдвинутому Кресценциями, повезло больше: его просто вынудили отречься. А в 1044 году некий Сильвестр заплатил Кресценциям большую сумму за избрание папой, но избрание было признано недействительным.

К XI веку относятся также три правления (и два изгнания) папы Бенедикта IX. Первый раз он вступил на папский престол в 15-летнем возрасте, в некотором смысле получив его по наследству (двум предыдущим папам он приходился родным племянником). В 1044 году его изгнали из Рима по обвинению в разбоях и распущенности. Вернулся он месяц спустя с императорскими войсками, снова стал папой, но два месяца спустя был свергнут сторонниками Кресценциев и изгнан из города еще раз. На этот раз его отсутствие длилось полтора года. Третий раз вернувшись в Рим, он опять занял престол, надеясь на утверждение своей кандидатуры императором. Когда император поддержал другого кандидата, Бенедикт IX укрылся в монастыре, где впоследствии умер своей смертью.

В официальном списке Ватикана Бенедикт IX упоминается как 145-й, 147-й и 150-й римский папа.

При этом Бенедикт X был признан антипапой, а потому не включается в число 265 пап, так что ныне правящий понтифик лишь 15-й по счету Бенедикт.

В первой половине XI веке было еще несколько случаев раскола и избрания антипап, но они ничем особенным не примечательны.

Тогда же был отмечен еще один случай путаницы с именами и порядковыми номерами. Некоторые ватиканские историки посчитали, что между двумя приходами к власти антипапы Бонифация VII законно правили двое пап по имени Иоанн, а не один, как это было на самом деле. Поэтому при интронизации очередного папы, пожелавшего взять имя Иоанн, ему был присвоен номер XVI, хотя следовало присвоить номер XV. В дальнейшем ошибочные номера получали все остальные папы Иоанны. Когда ошибка выяснилась, пап перенумеровали, но новая нумерация не коснулась Иоанна XXI, Иоанна XXII и Иоанна XXIII. В результате в официальном списке Ватикана теперь нельзя найти папу с именем Иоанн XX.

Следующий рекорд принадлежит папе Пасхалию II (1099-1118). За время его правления ему противостояли трое антипап: Теодорих, Альберт и Сильвестр IV. Первый был арестован сторонниками законного папы, заточен в монастырь, где и скончался. Второй посчитал себя законным наследником первого и быстро повторил его судьбу. Только третий оказался достаточно прозорливым, чтобы сбежать после избрания папой, что дало ему возможность прожить аж шесть лет после избрания.

Рекорд по числу конкурентов вскоре побил папа Александр III (1159-1181). Ему противостояли уже четверо антипап -- Виктор IV (V), Пасхалий III, Каликст III, Иннокентий III. Двойная нумерация в имени антипапы Виктора IV связана с тем, что он не признавал папой своего предшественника, носившего имя Виктор IV, и предпочитал считать себя четвертым, а не пятым. Церковный раскол той поры отражал борьбу двух политических сил в итальянской политике - гибеллинов, сторонников власти императора, и гвельфов, сторонников независимости итальянских городов и папства. Четвертого из "своих" антипап Александр принудил отказаться от претензий на престол, после чего католическая церковь надолго забыла о понятии "антипапа".

Более чем на столетие.

XIII век прошел без антипап, но не обошелся без очередной путаницы. Симон де Брион, избранный папой в 1281 году, решил править под именем Мартин. Специалисты посчитали, что до него уже было трое пап, правивших под таким именем. Нового папу решили называть Мартин IV. На самом деле до него был только один папа Мартин - Мартин I. Еще двоих пап звали Марин - Марин I и Марин II. Менять нумерацию Ватикан не стал. До сих пор никаких Мартина II и Мартина III в списке пап не существует, а Мартин IV так и остался со своим неправильным номером. А два века спустя появился и Мартин V.

Папы авиньонские и римские

Папа Климент V, избранный в 1305 году, сделал своей резиденцией город Авиньон, которому суждено было сыграть серьезную роль в истории папства.

Если перед избранием папой Климента V кардиналы в течение 11 месяцев не могли сойтись на устраивающей всех кандидатуре, то после его смерти в 1314 году папский престол оставался вакантным почти два года. Кардиналы, собравшиеся для избрания очередного папы, разбились на две фракции, которые никак не могли прийти к согласию. В конце концов конклав был разогнан, а новый быстро избрал папу Иоанна XXII.

В то время как церковной столицей являлся Авиньон, в Риме был провозглашен папой монах Николай V, который, однако, не смог долго соперничать с авиньонским главой церкви и сдался на милость победителя.

Папа Григорий XI (1370-1378) решил перенести церковную столицу обратно из Авиньона в Рим. Это вылилось в соперничество между двумя городами и раскол, в результате которого один папа правил в Риме, а другой (антипапа) -- в Авиньоне. Такая ситуация, так называемая великая схизма, закончилась со смертью авиньонского антипапы Бенедикта XIV в 1430 году.

Последним в списке антипап католической церкви значится Феликс V, правивший в Лозаннской епархии и признавший в 1449 году верховенство папы Николая V.

В 1799 году папа Пий VI, отказавшийся признать провозглашенную в Италии республику, был арестован и сослан генералом Бертье по приказу Наполеона. В ссылке глава церкви вскоре скончался. Лишь через семь месяцев после его смерти был избран новый папа - Пий VII.

64 дня престол оставался вакантным после смерти папы Пия VIII в 1830 году. Все эти дни конклав кардиналов не мог определиться с кандидатурой нового главы церкви, пока наконец не был избран папа Григорий XVI. Все последующие папы избирались не позднее чем через месяца после смерти предшественников.

Вовсе не первый одиозный понтифик в истории кино. Римские папы неоднократно представали на экране интриганами и святыми, были законодателями мод и даже оказывались женщинами. И чем моложе фильм или сериал с участием папы, тем больше саркастического яда обрушивается на его фигуру. Начав с неспешного переложения исторических легенд, касающихся папского престола, пройдя через критику и порицание бюрократического Ватикана, к настоящему времени образ понтифика приобрел два вектора развития - его безусловное очеловечивание и его же безусловное свержение до низов карикатуры.

Кирилл I: бывший узник ГУЛАГа

Первый папа родом из социалистической страны появляется на экранах в разгар холодной войны. Он же бывший узник ГУЛАГа. Архиепископ Львовский Кирилл Лакота (Энтони Куинн) становится реформатором католической церкви. Образ оказался пророческим: спустя 10 лет после выхода картины святым папой был выбран Иоанн Павел II, ставший одним из самых молодых понтификов в истории и первым папой славянского происхождения. Подобно вымышленному папе Кириллу, он также старался упростить свою должность. Например, не носил тиары, напоминая пастве, что предстает перед ней как «раб рабов Божьих».

Иоанн VIII: женщина

В фильме можно увидеть не только первого понтифика-женщину, но и уникальный в своем роде поцелуй императора Священной Римской империи с папой римским (Лив Ульман). В основу сюжета легла легенда о женщине, поднявшейся на папский престол под именем Иоанн VIII. Существует и более поздняя версия («Иоанна - женщина на папском престоле»), снятая по бестселлеру американской романистки Донны Кросс, в которой история папессы звучит как гимн феминизму.

Папа, выдуманный Феллини: модник

Папа из «Южного Парка»: кролик

В одном из лучших эпизодов сатирического мультсериала «Южный Парк» на престол возводится папа-кролик. Сюжет пародирует историю «Кода да Винчи» . Оказывается, существует секретное общество, называющее себя «Заячий мужской клуб», которое верит, что в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи вместо апостола Петра изобразил кролика. Пушистый зверек и становится новым папой. Молчаливый и не отвечающий на вопросы, он в точности такой, каким его хотел видеть Иисус.

Папа из «Розовой пантеры»: балконный акробат

Русский след: во второй части «Розовой пантеры» понтифика играет российский актер Евгений Лазарев . Собственно, на этом обстоятельстве интерес к персонажу и исчерпывался, если бы не еще один забавный эпизод. Переодетый в понтифика инспектор Жак Клузо (Стив Мартин) на глазах верующих падает с балкона собора Святого Петра. Вряд ли где-нибудь еще выпадет возможность увидеть висящего на фанерном столбе святого отца, пусть и не подлинного.

Александр VI: трикстер

Порочного хитреца Родриго Борджиа, путем подкупов и интриг занявшего священный трон, играет Джереми Айронс . Одержимый властью грешный папа Александр VI в то же время подкупает своей заботой о близких - благополучие семьи ставится им на ступень выше божьего слова. Айронс играет папу с изяществом трикстера. Он одновременно и «аптекарь Сатаны» (маниакальный отравитель), и человек, несущий непосильную ношу. Сериал запомнился еще и своими эффектными сценами. Так, в первой серии была показана процедура определения пола новоизбранного папы. С помощью отверстия, прорезанного в стуле, на который садился папа, дьякон идентифицировал половые признаки понтифика. Как утверждают историки, этот ритуал возник после восхождения на престол папессы Иоанны.

В трагикомедии Нанни Моретти папа всю жизнь хотел стать актером, но волей случая был избран главой католической церкви. Будучи не в силах осознать упавшую на него ношу, в истерическом припадке свежеизбранный понтифик убегает прочь, заводит новых друзей, бродит по улицам Рима, катается в общественном транспорте и участвует в театральной постановке чеховской «Чайки», заново открывая для себя прелесть обыденной жизни. Фильм - бенефис 85-летнего Мишеля Пикколи, чье лицо действительно излучает нежданно свалившуюся святость.

Алехандро: киборг

Трейлер фильма, в котором понтифик выступает в роли киборга, вооруженного двумя мечами, не так давно опубликовала на своем YouTube-канале независимая команда немецких кинематографистов. По сюжету молодой папа римский Алехандро готовится кардинально реформировать католическую церковь, что, естественно, мало кого устраивает. Противники совершают теракт, после которого врачи превращают полумертвого папу в киборга, начинающего мстить всем грешникам мира.

Сам фильм пока не существует, однако создатели объявили, что готовы взяться за полный метр в случае успеха своего четырехминутного ролика, который набрал уже больше полумиллиона просмотров. Его вполне достаточно, чтобы прочувствовать сюжет будущего ультратреша: свои проповеди киборг-понтифик Максимус проводит при поддержке дрона с двумя многоствольными пулеметами и надписью «БОГ» на фюзеляже.

Российская премьера сериала «Молодой Папа» состоялась 1 декабря на КиноПоиске и на сайте «Амедиатека». КиноПоиск бесплатно показывает только первый эпизод сериала, а все остальные серии будут выкладываться на «Амедиатеке».


Святой Пий Х, в миру -- Джузеппе Мельхиорре Сарто, родился в области Тревизо 2 июня 1835 года и был вторым из десятерых детей. Отец будущего Папы работал курьером при городском управлении, а в свободное время занимался маленьким огородом. С самого детства Джузеппе обладал сильным характером и твердой волей; он спокойно переносил все лишения, которые приходилось терпеть из-за бедности. В течение нескольких лет мальчик каждый день проходил пешком, иногда босым, дорогу, соединявшую родное Риезе с Кастельфранко, где находилась школа.

В школе сразу заметили способности мальчика, и по просьбе некоторых священников и даже самого Патриарха Венеции, к счастью, оказавшегося родом из того же Риезе, Джузеппе разрешили бесплатно обучаться в Падуанской семинарии. В те времена она считалась лучшей семинарией во всей Италии. И здесь, на новом месте, воспитатели и учителя вскоре убедились в незаурядных способностях, а также большой уравновешенности юного кандидата в священнослужители.

Когда ему исполнилось 17 лет, умер его отец, и городское управление, желая помочь многодетной семье покойного, предложили Джузеппе занять освобожденную отцом вакансию. Но его мать - ее звали Маргерита - отказалась, она была убеждена, что ее сын должен был следовать священническому призванию. Приняв такое героическое решение, Маргерита днем и ночью занималась шитьем, чтобы обеспечить семью.

В 23 года Джузеппе был рукоположен во священника и сразу же назначен капелланом в маленький сельский приход недалеко от Падуи. Здесь он провел целых девять лет, приобретая драгоценный апостольский и пастырский опыт. В 1867 году его назначили приходским настоятелем в Сальцано, большое селение около Венеции, где он также провел девять лет. Молодой священник обладал на редкость крепким здоровьем, неиссякаемой энергией и незаурядной способностью общаться с другими людьми. Все эти качества от отдавал на служение приходу, стяжав благодарность и уважение не только прихожан, но и собратьев-священников.

В ноябре 1875 года епископ Тревизо призвал отца Джузеппе в свою Курию и поставил его каноником кафедрального собора, одновременно назвначив канцлером епископской Курии и духовником местной семинарии. 40-летний пресвитер проводил все утро в Курии, а вторую половину дня - в семинарии, исполняя свои обязанности с самоотдачей и трудясь даже по ночам. В этом ему помогало и превосходное здоровье, благодаря которому для восстановления сил ему было достаточно 4-5 часов сна. Характер отца Джузеппе, понимание, с каким он относился к другим, большая любовь и внимание к бедным заслужили любовь и почтение окружающих, и никто не удивился, когда в 1884 году Папа Лев 13 возвел его в сан епископа для окормления Мантуи.

Надо заметить, что эта епархия тогда переживала не лучшие времена - и в духовной жизни, и в отношениях с властями. Неожиданно скромный священник Джузеппе Сарто оказался блестящим проповедником, оратором, вдохновленным евангельской любовью, лидером, которому свойственен дух реализма, способным постигать самую суть проблем и находить парктические решения. Новый епископ был добродушным и приветливым, но когда было нужно, сопровождал эти качества непреклонной твердостью.

Он показал большое умение примирять души и начал глубокое обновление христианской жизни во всей епархии. Его взгляды сформировались при Папе Пие 9 и в революционной атмосфере Габсбургской монархии, которой подчинялась область Венето вплоть до 1866 года. Монсеньора Сарто считали принципиальным и непримиримым в том, что касалось либерализма и современного менталитета. Это и неудивительно: все это затронуло и Церковь, переживавшую период после Папского государства. Модернизм начинал проникать в разные области итальянского общества, и внутри епархий противостояли разные идеологии, при снисходительном или же, наоборот, непримиримом отношении к этому епископов.

В благодарность за пастырскую работу Папа Лев 13 возвел монс. Сарто в сан кардинала 12 июня 1893 года, а 15 июня поставил его Патриархом Венеции, переживавшей тогда особенно нелегкие времена. Но его ингресс произошел лишь в ноябре 1894 года, поскольку до этого Итальянское Правительство не давало своего согласия. Король Италии Умберто 1 настаивал на своем праве избирать Патриарха в силу древней привилегии Венецианской Республики, но в конце концов, спустя 17 месяцев был достигнут компромисс.

Монс. Сарто питал дружеские чувства к Францу-Иосифу, австрийскому монарху своей молодости, которых не разделяла Курия. Несмотря на это, Патриарх занял примирительную позицию по отношению к Королевскому Дому Савойа и молодому Итальянскому королевству, будучи убежденным, что назад все равно уже нет пути.

Будущий Папа считал необходимым подготовить почву для постепенного сближения новой Италии со Святейшим Престолом, решив так называемый «Римский Вопрос». Он сохранял нетронутым все то от позиции Пия 9 после оккупации Папского государства, что было важно с духовной точки зрения, но оставил все, что имело временный, переходный характер. Такой же позиции придерживался и Лев 13.

Не обращая внимания на критику и даже удивление некоторых, он одобрял альянс венецианских католиков с умеренными либералами, созданный для подрыва позиций масонской городской администрации, которая отменила преподавание катехизиса в школах и велела убрать распятие из больниц. Патриарх Сарто много внимания уделял католической печати; все предпринятые им шаги были продиктованы пастырским реализмом, но ни в коем случае не симпатией к либерально-модернистской идеологии, которую он лично всегда отвергал.

В Венеции процветали монашеские общины, катехизация взрослых, росли религиозные ассоциации и движения. Особое внимание уделялось подготовке детей к Первому Причастию и Миропомазанию; богослужения обогащались торжественными песнопениями. В эти годы Патриарх Венеции познакомился с молодым Лоренцо Перози и оценил его музыкальный талант. Кард. Сарто помог ему на пути к священству и поручил ему провести реформу литургического пения - сначала в Венеции, а затем в Риме.

Будущий Папа с особой заботой относился к бедным и отдавал им все, чем владел. И сам жил довольно скромно, о чем свидетельствует немало фактов. Он, например, не захотел шить себе кардинальские одежды, предпочитая пользоваться одеждой своих предшественников, а бедным отдал сумму, предназначенную для пошива облачений.

При своем отрицательном отношении к социализму и либерализму, он всегда интересовался условиями труда и жизни рабочих и поощрял создание «приходских рабочих касс», Общества взаимопомощи, народных бирж труда. Для того, чтобы привлечь ко всем этим вопросам внимание духовенства, он в 1895 году основал кафедру общественно-экономических наук при духовной семинарии. В Венеции кардинал Джузеппе Сарто также стяжал всеобщую любовь.

20 июля 1903 года в возрасте 93 лет скончался Папа Лев 13, правивший Церковью более 25 лет, и кардинал Сарто отправился в Рим. На вокзале его окружила толпа желающих попрощаться, и растроганный кардинал пообещал: «Вернусь, живым или мертвым!». И уехал в Рим с билетом туда и обратно.

Его слова оказались пророческими: Патриарх Сарто больше не вернулся в Венецию - его избрали Папой. Но один из его преемников, Иоанн 23, также бывший Патриарх города-лагуны, распорядился о перенесении ковчега с мощами уже Святого Пия Х, которое и произошло 12 апреля 1959 года. Ковчег был выставлен в соборе Св. Марка оставался в Венеции до 10 мая, для почитания многочисленными верующими.

Конклав, на котором был избран Пий Х, был одним из самых напряженных: ведь это был последний конклав, на котором действовало вето католических держав - то есть, право монархов на отвод неугодного им кандидата на Папский Престол. Наиболее авторитетным кандидатом в преемники Льву 13 был его госсекретарь кард. Мариано Рамполла дель Тиндаро, которого Габсбургская монархия считала выразителем политики поддержки христианских социалистов в Австрии и Венгрии и сторонника борьбы за независимость балканских славян; Краковский кардинал передал вето против Рамполлы, среди протестов Декана Священной Коллегии Кардиналов, возмущенных таким вмешательством светской власти.

В любом случае, конклав длился 4 дня, и 3 августа 1903 года Патриарх Венеции был избран новым Римским архиереем, несмотря на его просьбы не голосовать за него. В конце концов, он все же дал свое согласие, взяв имя Пий Х.

Понтификат Папы Пия Х длился 11 лет - так нарушилась его почти что традиция занимать все посты по 9 лет: 9 лет он пробыл в семинарии, 9 лет капелланом в Томболо, 9 лет в приходе Сальцано, 9 - в должности каноника и директора семинарии в Тревизо, 9 - епископом Мантуи и 9 - Патриархом Венеции. На Папский Престол Пий Х взошел в возрасте 68 лет. Он продолжил линию своих предшественников Пия 9 и Льва 13, и особенно это касалось политической сферы. В то же самое время, новый Папа предпринял шаги к тому, чтобы порвать с некоторыми закрепившимися стереотипами, например, будучи сам из бедной семьи, он отказался от каких-либо традиционных привилегий для родных, а также выступал с острой критикой непотизма и фаворитизма, весьма распространенных в те времена (и не только).

Госсекретарем Папа назначил кардинала Мерри дель Валь, посвятившего себя утверждению прав Церкви и восстановлению социального порядка согласно замыслу Бога.

Перед лицом стремительного прогресса либерализма, преимущественно антирелигиозного, материалистического социализма и сайентизма, Пий Х осознавал необходимость противостояния современному менталитету и пресекал все попытки компромисса между католиками и новой культурой. В энциклике «Pascendi» 1907 года Пий Х осудил «модернизм», а в политической сфере продолжил непримиримую линию Пия 9, считая отделение Церкви от государства кощунством по отношению к Богу, которому следует воздавать славу на только частным образом, но и публично.

20 января 1904 года Пий Х постановил, что никакая светская власть не может наложить вето на избрание Пап, а кардиналы -- посланники указаний или рекомендаций светской власти в адрес Церкви, подлежали отлучению.

Пий Х был человеком высокой культуры, обладал превосходным художественным вкусом, и благодаря этому ему удалось сохранить многое из сокровищ Церкви; он был также большим ценителем музыки и особенно литургического пения.

Пий Х жил Богом и жил с Богом, он проявлял христианские добродетели вплоть до героизма, жил в простоте и крепко верил в Божественное Провидение. Это упование и было причиной его внутреннего спокойствия и равновесия, которым все восхищались.

Девизом Пия Х было «Instaurare omnia in Christo». И это восстановление, эту реставрацию общества во Христе от начал с Церкви, глубоко реформировав Римскую Курию и различные Конгрегации. Пий Х распорядился о создании нового Кодекса Канонического Права. Среди введенных им новшеств можно назвать частое причащение и причащение детей. Папа Сарто убрал из Миссала много лишнего, возвратил воскресный годовой круг, заменив им литургический круг Святых; многое сделал для более широкого использования музыки и песнопений во время богослужений. Пий Х ввел также обязательную катехизацию детей и взрослых, на основе текста, названного впоследствии «Катехизисом Пия Х».

Последние годы его понтификата были омрачены войнами в Европе, которые вовлекли многие католические государства. На их фоне усугубилась и болезнь, которой страдал восьмидесятилетний Папа, -- подагра. Физическое состояние его постоянно ухудшалось, и Пий Х скончался от воспаления легких в ночь с 20 на 21 августа 1914 года. Он был погребен в Ватиканских Гротах.

Еще при жизни его называли «святым Папой»: люди рассказывали об исцелениях больных, прикоснувшихся к его облачениям. Но сам он в ответ на эти рассказы улыбался: «Меня зову Сарто, а не Санто».

Папа Пий Х был причислен к лику Блаженных Пием 12 в 1951 году, а в сонм Святых он вошел три года спустя. Его мощи почитаются в ватиканском Соборе святого Петра.

При цитировании или использовании любых материалов гиперссылка на Milites Christi Imperatoris обязательна

Сериал “Молодой Папа” (режиссёр Паоло Соррентино) – один из самых прекрасных сериалов, когда-либо снятых. Это шедевр. Потому что сочетает в себе и красоту, и глубину послания, и мастерство создателя.

Главный герой Папа Пий XIII (в миру – Ленни Белардо) крайне противоречив. Он курит как паровоз. Пьёт диетическую колу. Ссылает неугодных ему на Аляску. Не хочет показываться на публике. Поначалу даже создаётся впечатление, что он социопат.

Но нет. Ведь он творит чудеса. Проявляет невиданное благочестие. Что даже самые проженные ватиканские интриганы падают перед ним на колени.

Однако сериал ещё интересен занимательной подборкой картин. Это ряд полотен, вдоль которых проходит Папа Римский в титрах.

Очевидно, что все они появляются в фильме не случайно. Попробую расшифровать, зачем же режиссёр нам их демонстрирует.

1. Хонтхорст. Поклонение волхвов. 1606 г.

Геррит Ван Хонтхорст. Поклонение пастухов. 1606 г. Галерея Уффици, Флоренция. Artchive.ru

Первая картина в ряду, мимо которого проходит новоиспеченный Папа – это “Поклонение волхвов” Хонтхорста. Она о том, что в мир пришёл сын Божий. Причём же здесь Ленни Белардо?

В сериале не раз упоминается, что Пий XIII святой. Его воспитательница сестра Мэри вообще считает, что он сам Христос. Потому что творит чудеса.

Бездетная женщина забеременела. Умирающая женщина в одночасье исцелилась. И все это благодаря чудотворным молитвам Папы Пия XIII. К концу сериала в его святость уже верят почти все.

Правда не сразу понятно, почему режиссёр из тысяч картин на тему поклонения волхвов выбирает именно работу Хонтхорста. Далеко не самую известную.

Думаю, дело в трагичной истории самой картины. Она хранилась во Флоренции в галереи Уффици. Однажды около стены галереи в припаркованной машине взорвалась бомба.

Картина была практически уничтожена. Полностью отреставрировать ее так и не удалось. Возможно, эта история перекликается с жизнью Ленни.

В 9 лет родители оставили его в монастырском приюте. Навсегда. Для ребёнка это душевная травма, которую ничем не излечить. Даже в свои 47 лет он страдает и не теряет надежду найти родителей.

2. Перуджино. Передача ключей апостолу Петру. 1482 г.

Перуджино. Передача ключей апостолу Петру. 1482 гг. Фреска в Сикстинской Капелле, Ватикан. Wikipedia.org

Второй в титрах мы видим репродукцию фрески Перуджино (учитель ). Христос передаёт своему ученику ключи от рая. Наделяя его правом решать, кому отпускать грехи, а кому нет. Кого пустить в Рай, а кого нет.

Во второй серии Пий XIII впервые выступает перед верующими. Он сокрушается. Ведь верующие решили, что попасть в рай легко. Теперь грехи прощать он не намерен по первому требованию. Теперь нужно сильно постараться, чтобы попасть в Рай. Ключи от которого теперь у него.

Помимо вручения ключей на картине есть ещё сцена “Побивание Христа камнями”. Своё “побивание” Ленни тоже испытал. Только на современный лад. Помните, как феминистки выстроились в ряд в саду Папы? С надписью “Bastard” (Ублюдок, перевод с англ.) на голых телах.

Вдалеке в левой части картины мы также видим библейский сюжет про динарий кесаря. Знаменитый ответ Христа “Кесарю кесарево. Божие Богу” в течение двух тысяч лет воспринимался, как символ деления власти духовной и земной.

Прекрасный эпизод на эту тему мы видим в одной из серий. Когда Пий XIII встречается с премьер-министром Италии. И говорят они, конечно, о том, чья власть главнее. В споре выигрывает Папа Римский.

Как вы помните, в его рукаве оказался гениальный козырь. Против которого премьер-министр ничего не смог противопоставить. И опешанный ретировался. Впрочем, как и фарисей после слов Христа из библейского сюжета.

3. Караваджо. Обращение Савла. 1600 г.

Караваджо. Обращение Савла. 1600 г. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим. Wikipedia.org

Третья картина в титрах – “Обращение Савла” . Савл был противником христианства. Но однажды, когда он был в седле, к нему обратился Бог. Потрясённый Савл упал с коня. Бог приказал ему прекратить гонения на христиан. После чего Савл уверовал в Бога. А потом стал апостолом Павлом.

Ленни в начале сериала признается, что временами сомневается в существовании Бога. Он переживает кризис веры. Он ищет Бога заново. Возможно, ожидая такого же прямого послания, как когда-то Савл.

4. Фреска “Первый никейский собор”. 14 век


Первый Никейский собор. 14 век. Фреска в монастыре Мегала Метеора, Греция. Artchive.ru

Четвёртая картина – репродукция фрески из греческого монастыря. На тему Первого Никейского собора. Состоялся он в 4 веке. Тогда и были заложены все основные каноны христианства. По которым священнослужители живут до сих пор. Например, когда праздновать Пасху, тоже решили именно на этом соборе.

Конечно, эта картина здесь тоже неспроста. Ее появление связано с Пополо Тонино. Пастухом со стегматами. Помните, как он приходит домой. Оборачивается. А на его кухне сидит Папа Римский в окружении кардиналов.

Они пришли судить ересь, исходящую из уст лже-пророка. Который ещё и свою овцу называет Мадонной. Также и на фреске первый никейский собор определил, что является ересью (еретик как раз лежит в их ногах).

К сожалению, режиссёр нам так и не раскрыл, что же стало с Тонино после встречи с Папой. Ждём в следующем сезоне.

5. Франческо Айец. Петр Еримейский (Пустынник)


Франческо Айец. Петр Еримейский (Пустынник). 1820 г. Частное собрание. Artchive.com

В фильме Пий XIII говорит проповеднику, что он хочет устроить революцию. Но чтобы сделать прорыв не в будущее. А наоборот, к прошлым традициям. К прошлой славе церкви. Когда ее власть была почти безгранична.

А кто был одним из ярых революционеров в истории католицизма? Конечно, Петр Еримейский. Он и Крестовый поход спровоцировал. Благодаря ему католическая церковь стала ещё могущественнее, чем прежде. Так что картина об этом ревностном католике здесь тоже неслучайна.

6. Джентиле да Фабриано. Святой Франциск получает стигматы. 1419 г.

Джентиле да Фабриано. Святой Франциск получает стигматы. 1419 г. Фонд Маньяни-Рокка, г. Парма, Италия. Stfrancis.clas.asu.edu

Ведь сериальный Папа во взглядах во многом похож на Папу реального. В первую очередь своим консерватизмом. Действующий Папа также резко выступает и против абортов, и против гей-лобби.

7. Матео Черезо Младший. Святой Томас из Вильянуэва


Матео Черезо Младший. Святой Томас из Вильянуэва. 1660 г. . Magnoliabox.com

К чему этот образ, не очень понятно. Не так много в сериале посвящено милосердию. Возможно, все дело в тиаре. Которую мы видим в самом центре картины. Помните, как Пий XIII первым делом приказал вернуть папскую тиару из Национальной Галереи Вашингтона?

8. Доменико Крести. Микеланджело показывает Папе Пию IV модель собора св. Петра. 1618 г.

Доменико Крести. Микеланджело показывает папе Пию IV модель собора св. Петра. 1618 г. Вилла Буаноротти во Флоренции, Италия. Artdailyart.com

Папа Пий IV был человеком доброжелательным. Будучи полной противоположностью своего жесткого и горделивого предшественника Павла IV.

Однако прийдя к власти, он показал себя совершенно другим. Так, он жестоко расправился с кардиналами, которые были протеже предыдущего Папы. Один из них был даже задушен. Хотя голосовал за Пия IV на Конклаве.

9. Франсуа Дюбуа. Варфоломеевская ночь. 1572 г.


Франсуа Дюбуа. Варфоломеевская ночь. 1572 г. Кантональный музей в Лозанне, Швейцария. Commons.wikimedia.org

Варфоломеевская ночь – это один из самых страшных эпизодов в истории католицизма. Когда от имени Бога совершались массовые убийства.

Что это? Предостережение Папе Римскому, что не все средства хороши в достижении целей? Что его революционный настрой может плохо закончиться? Возможно об этом мы узнаем в следующем сезоне.

В чем общий смысл картин в титрах?

Когда Папа проходит вдоль картин, за ним следует метеорит. Пролетая сквозь полотна. По пути он поджигает венок ангелочка рядом со святым Томасом. Прожигает зонтик Пия IV. А затем уже вспыхивают дома на картине “Варфоломеевская ночь”.

Затем метеорит вырывается в пространство вне картин. И врезается в Папу Иоанна Павла II. Тот валится с ног. В результате мы лицезреем скандальную работу Каттелана “Девятый час”.

Престарелый Папа Иоанн Павел II страдальчески исполнял свои обязанности до самой смерти. Каттелан показывает, что метеорит “милосердно” останавливает его мучения. Так мучения Христа остановил Бог Отец через 9 часов страданий.

Итак, Пий XIII скорее всего по задумке режиссёра олицетворяет этот метеорит. Который положит конец старым устоям церкви. Которая уже умирала. От старости. В чем кардиналы сами признавались в фильме.

Он – молодой Папа. Он пришёл на смену старым Папам. С оглушительным эффектом метеорита. Ведь падение метеорита, как правило, тоже никто не ожидает…

Помимо титров немало картин мелькает и в самом сериале. Например, герои фильма время от времени рассматривают картину Хосе де Риберы.

Хосе де (Хусепе) Рибера. Магдалена Вентура с мужем и сыном. 1631 г. Госпиталь Табера в Толедо, Испания. Istpravda.ru

Пожалуй, это самая необычная картина. Ведь на ней – то ли мужчина с женской грудью. То ли женщина с бородой.

Иосиф Сарто родился в Риесе близ Венеции (Италия) в 1835 г. вторым из десяти детей сельского почтальона. Окончивши богословское обучение, последовательно был викарием, настоятелем, духовным отцом семинарии, епископом Мантуи, и, наконец, кардиналом и патриархом Венеции. В 1903 г. был избран папой. Как пастырь всей Церкви возродил евхаристическую жизнь, издав декреты о частом причащении мирян и о раннем причащении детей. Начал обновление литургии через реформу церковного календаря, бревиария и пения. Определил Церковное право. Энергично боролся с ошибками модернизма. Всю жизнь был отмечен смирением, кротостью, милосердием к бедным и любовью бедности. Умер 20 августа 1914 г.

Цитаты

Воистину, мы проходим через страшное время, когда сами можем сокрушаться подобно пророку: «Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле» (Ос. 4:1) Но даже среди этого потока греха, Милосерднейшая Дева поднимается перед нашими глазами, подобно радуге, как ходатай мира между Богом и человеком.

Бог мог послать нам Спасителя человеческой расы, и Основателя Веры иначе, чем через Приснодеву, но поскольку Святому Провидению было угодно, чтобы Богочеловек пришёл к нам через Деву Марию, зачатым от Духа Святого, и носившей Его в Своём чреве, нам только остаётся принять Христа из рук Марии.

Моё упование — в Христе, Который укрепляет самого слабого Своей Божественной помощью. Я могу всё в Том, Кто укрепляет меня. Его Сила — бесконечна, и если я склонюсь к Нему, она станет моей. Мудрость его безгранична, и если я стану искать Его совета, я не буду обманут. Его Доброта — бесконечна, и если моя вера пребудет в Нём, я не буду оставлен.

Пусть бушует шторм и темнеют небеса — не того мы должны бояться. Если верить Марии так, как долженствует, то увидем в Ней Деву Самую Сильную, «Которая девственною ногой сокрушила главу змея.»

Святое Причастие — это самый короткий и безопасный путь к Небесам.

Собрание псалмов, встречающееся в Писании, богодухновенно, и от самого начала Церкви оно чудесным образом способствовало возрастанию веры среди христиан, которые предлагают «Богу непрестанную жертву восхваления, плод их губ, благословляющих Его имя.» Следуя порядку, уже заведённому в Старом Законе, псламы играли заметную роль как в самой божественной литургии, так и в ежедневных молитвах. Августин прекрасно это выражает, когда говорит: «Бог настолько Себя прославил, что человек мог бы выразить Ему надлежащее прославление; поскольку Бог предпочёл прославить Себя, человек обрёл способ, которым он должен славословить Бога.»

У псалмов есть также чудесная способность пробуждать в наших сердцах желание ко всякой добродетели. Афанасий говорит: «Псалмы видятся мне подобными зеркалу, в котором тот, кто обращается к ним, может увидеть самого себя, и помышления своего сердца; он может читать их невзирая на свои собственные ощущения.» Августин пишет в своих Исповедях: «Как плакал я, слыша ваши гимны и канты, тронутый до глубины сладкозвучным пением вашей Церкви. Эти голоса вплывали в мои уши, истина просачивалась до глубины моего сердца, и от него поднимались волны преданности.»

И правда, кого не тронут те места из псалмов, так глубоко выражающие бесконечное величие Бога, Его всемогущество, Его справедливость, и доброту, и милосердие, не умещающиеся в словах, и все Его другие безграничные качества, достойные нашего восхваления? У кого не возникнут те же чувства от молитв благодарения Бога за благодеяния, получаемые по нашим прошениям, столь смиренным и доверительным, за благодеяния, ещё ожидаемые, по мольбам души в скорбях из-за совершённых грехов? В ком не загорится огонь любви, когда он смотрит на предзнаменование Христа Спасителя, так с любовью здесь выраженного? Это был Его «голос», услышанный Августином в каждом псалме, голос восхваления, страдания, радостного ожидания, нынешней скорби.

из апостольского уложения Папы святого Пия X о Священном Писании