Open
Close

Святой источник «Избавительница от бед» в селе Ташла, Самарская область. Святой источник в селе ташла самарской области Ташлинская икона избавительница от бед

В чем сила и духовное значение иконы Божьей Матери «Избавительница от бед» страждущих? О чем молиться, в чем помогает, и где находится данная икона? Описание, историю, фото, а также молитву перед иконой «Избавительница» вы найдете в данной статье!

В православном мире существует множество святынь, к которым обращаются верующие в поисках спасения и защиты. Огромное количество чудес было сотворено святыми людьми. Но не меньшее число их принадлежит и почитаемым иконам. Святой образ может даровать исцеление, избавить от искушений, дурных чувств, нерадостных событий, возродить надежду и даже спасти от гибели. Особое место среди таких святынь занимает икона Божьей матери «Избавительница от бед» .

История образа

Первые чудеса от иконы в Греции

Образ стал известен, когда в 1822 году греческий Иеромонах преподнёс икону «Избавительницы» своему ученику Мартиниану. Тот старался вести отшельнический образ жизни, все свое время посвящая молитве. Впоследствии икону Богородицы Мартиниан всегда носил на груди.

В 1844 году Мартиниан шел мимо Спарты. Крестьяне и жители города страдали от нашествия саранчи. Монах призвал их к молитве Пресвятой Богородице. Сразу после окончания молитвы тучи насекомых улетучились.

С тех пор слава об иконе распространилась по всему православному миру, паломники стали приходить к Мартиниану. Он не отказывал просителям, но их было настолько много, что у бывшего отшельника не оставалось времени на молитву .

Прибытие «Избавительницы» на Кавказ

Будучи глубоким старцем, Мартиниан остановился в Пантелеймоновском монастыре на горе Афон. Спустя некоторое время он узнал, что на Кавказе, на черноморском побережье, возводится монастырь. Он был назван Новоафонским за то, что копировал сооружения на святой горе Афон.

Многие монахи вдохновились этой новостью и отправились в новый монастырь для помощи кавказской братии. Мартиниан также решил внести свой вклад в создание нового монастыря, а потому завещал после своей смерти передать икону «Избавительницы» в Новоафонский монастырь.

Настоятель привез ее в свою обитель в 1989 году. Когда икону вынесли на побережье Абхазии, сотни людей встретили ее с ликованием.

Тогда и случилось еще одно чудо. Император с семьей в то время отдыхал на Кавказе. В эту поездку он посетил много мест, в том числе и Новоафонскую обитель. На обратном пути неподалеку от Харькова императорский поезд потерпел крушение.

Ни один член царственной семьи не пострадал. Это событие связали с прибытием иконы Божьей Матери и показателем ее милости и защиты .

Исчезновение иконы после революции

Икона Божьей Матери «Избавительница от бед» долгое время находилась в Новоафонском монастыре, помогая людям. Со всего мира простители приезжали на Кавказ, чтобы поклониться иконе и поведать о своих бедах и горестях.

Молитва перед иконой творила чудеса, которые тщательно записывались и подтверждались свидетелями.

После 1917 года монахам какое-то время удавалось сохранять святыни и прежний уклад жизни. Монастырь существовал до 1924 года, а после был закрыт. Чтобы избежать грабежа и разорения, монахи забрали с собой образа и церковную утварь. Икону Небесной Царицы сохранил один из служителей Господа. Впоследствии он стал священнослужителем в Гудауте .

Почаевская «Избавительница»

После Великой Отечественной войны икона «Избавительницы» покинула Кавказ. Доподлинно неизвестно, где она находится сейчас.

Но в 1992 году на Украине появился очень похожий образ. Монахиня Гавриила передала небольшую икону Богородицы в Почаевскую Лавру, где она находится по сей день.

По ее словам, «Избавительницу» двумя десятками лет ранее ей передал священник Лавры, наказав пустить ее по течению реки. В то время обитель была под угрозой разорения, и таким образом служитель хотел спасти и сохранить икону. Но монахиня не отважилась на этот шаг и все это время хранила святыню у себя .

Явление «Избавительницы» в Ташле

В далеком селе Ташле Самарской области в 1917 году Богородица вновь явила свой чудный образ. Келейницу по имени Екатерина несколько раз посещало видение: два ангела спускают икону Божьей матери в овраг. Господь терпеливо повторял свое послание до тех пор, пока Екатерина с двумя подругами не пошла к оврагу. Найдя место, на которое указали ангелы, женщины начали копать яму.

Односельчане со скепсисом и недоверием отнеслись к этой затее. Но тут случилось чудо – Екатерина достала из земли светлый образ Богородицы «Избавительницы».

Местный священник отнес святыню в храм и отслужил молебен, на котором собрались все жители села. Тут же от тяжелой и продолжительной болезни исцелилась одна из прихожанок.

На месте, где была вырыта яма, забил родник. Его облагородили и позволили людям окунаться в святой источник.

После 1917 года храм несколько раз находился под угрозой разорения. Вандалы сняли с иконы дорогой оклад, а сам образ хотели уничтожить. Но храбрые сельчане несколько лет после закрытия храма хранили икону у себя, передавая ее из рук в руки. После Великой Отечественной войны она была возвращена во вновь открывшийся храм .

Маровская икона

В конце 19 века в Иерусалиме был написан еще один образ «Избавительницы». Было решено привезти еще в Новгород. Но по пути икона стала настолько тяжела, что ее не могли сдвинуть с места. Сопровождавший образ священник понял, что Господь говорит ему, а потому отдал икону в Крестовоздвиженский монастырь ближайшей деревни Мара. Где она хранится и по сей день .

О чем молятся Святому образу

Уже по названию становится ясно, что обращаться к иконе Божьей Матери «Избавление от бед» можно в любой трудной ситуации. Небесная Царица всегда готова выслушать просящего и помочь ему в случае, если молитва была искренней, а сердце его чисто.

Чаще всего Избавительнице молятся, чтобы:

  • избавиться от алкогольной или наркотической зависимости;
  • исцелиться от болезни;
  • получить помощь и поддержку в сложной ситуации;
  • утешиться в печали и горе;
  • помочь детям в болезни или трудностях;
  • избавиться от искушений и дурных мыслей.

Также Божью Матерь просят о предупреждении глобальных катастроф и спасении в них .

Изображения на иконах «Избавительницы» и их значение

На этой иконы Матерь Божья написана в образе «Путеводительницы». Она держит младенца Иисуса на левой руке, а перстом правой руки указывает на него. Отсюда и название – Богоматерь как бы указывает нам истинный путь.

Интересны также и другие элементы образа.

  • Красно-голубое одеяние Марии говорит о чистоте и величии;
  • Белая с золотом одежда Богомладенца говорит о божественной святости;
  • В руке младенец держит свиток – Ветхий Завет, который завершился, когда миру явился сын Божий;
  • Золотой оклад символизирует Божественный свет, исходящий от образа .

Паломничества к иконе и прошения к Божией Матери «Избавительнице»

Самой известной и почитаемой иконой в России является Ташлинская икона. Уже много лет паломники со всей страны едут в село Ташла Самарской области, чтобы поклониться святыне и искупаться в источнике.

Икона хранится в недавно построенном храме в честь иконы Божией Матери «Избавительница от бед страждущих», рядом с которым находится источник.

Ежегодно в начале Петрова поста совершается крестный ход из Самары в Ташлу к знаменитой и всеми любимой святыне. Собираются люди в Самаре на перекрестке Ташкентской и Демократической улиц. За три дня паломники проходят около 70 км.

В село идут также паломнические автобусы из Самары, Пензы, Тольятти, Волгограда, Уральска, Казани, Астрахани и других городов.

На этом месте происходит множество чудес, засвидетельствованных местными жителями. Также целебной силой обладает вода, которую паломники набирают в источнике .

Сотворенные чудеса

Множество чудес было сотворено по велению Бога через икону «Избавительницы». Одна из самых известных историй повествует о мальчике по имени Анастасий. В юном возрасте он тяжело заболел. Врачи не могли ничем помочь ему. Видя, что мальчику становится все хуже, родители попросили священника причастить его.

По дороге к Анастасию священник позвал с собой Мартиниана, который взял с собой икону «Избавительницы». Придя к больному, они обнаружили, что тот умер. Священник очень переживал, что он не успел причастить мальчика. А потому начал молиться Пресвятой Деве Марии, прося воскресить Анастасия. К молитве присоединился Мартиниан и родители мальчика. Икону же положили ему на грудь. После страстной молитвы священник трижды осенил образом тело мальчика и вдруг тот открыл глаза. Священник тут же причастил Анастасия и болезнь отпустила его.

Многим людям икона помогла избавиться от пагубных привычек и страшных зависимостей, от различных болезней и греховных помыслов.

После молитвы перед ликом Божьей Матери верующие отмечают, что их отношение к жизни меняется в лучшую сторону. Они избавляются от скорбей и страхов, помогают по-иному посмотреть на сложившуюся ситуацию и смело преодолеть любую преграду.

Молитва перед такими сильными святынями, как икона «Избавительница от бед» всегда помогала просящим, если они шли к ней с чистыми помыслами и искренностью. Таким образом, Господь показывает нам, что он всегда готов поддержать того, кто готов следовать за Ним.

(празд. 17 окт.), чудотворный образ сер. XVII в. Первый известный держатель иконы иером. Константий (Феодул), подвизавшийся в сел. Вастуни (Пелопоннес), в 1822 г. передал ее в качестве благословения своему ученику, пришедшему на Афон. Тот стал насельником мон-ря вмч. Пантелеимона, получив в монашестве имя Макарий (с 1831 схим. Мартиниан; † 1884). Мон. Макарий постоянно носил образ на шее в жестяном футляре. Икона была прославлена чудесами. Так, в 1841 г. по молитве перед образом жители сел. Мавровуни (совр. ном Лакония, Греция), рядом с к-рым схим. Мартиниан пребывал ок. 2 лет, избавились от саранчи (Поселянин. С. 668-672). Приходившие к иконе страждущие прославляли не только икону, но и старца, тогда он нашел уединение в расселине прибрежной отвесной скалы. В ночи ему был явлен простиравшийся от земли до неба световой столп, и глас Богородицы повелел еще послужить ближним. Утром следующего дня жители узнали от бесноватой Елены, где скрывался старец, и пришли к нему с мольбами о помощи. После неск. поклонов старца перед иконой исцелились Елена и др. страдавшие беснованием, в т. ч. Мария из сел. Скифьяника и Григорий из сел. Скутари.

20 июля 1889 г. по завещанию архим. Макария, настоятеля Пантелеимонова мон-ря, образ был передан в благословение Новоафонскому во имя ап. Симона Кананита муж. монастырю; 4 сент. настоятель этого мон-ря архим. Иерон вместе с иером. Иларионом передал образ еп. Сухумскому Александру, к-рый отслужил перед возложенной на аналой иконой молебен. После 1-го совершенного в обители празднества в честь иконы, установленного в память спасения имп. Александра III с семейством при крушении поезда близ ст. Борки (17 окт. 1888), штормовой волной на берег у монастыря вынесло много рыбы. Чудесные исцеления от иконы были засвидетельствованы в офиц. акте, подписанном представителями церковной власти и гос. чиновниками (19 мая 1891 был исцелен крестьянин Тульской губ. М. И. Медынцев, богомолец из Екатеринославской губ. мещанин К. Я. Соколовский, 20 мая - казак Калитвенской станицы С. В. Калинин); по молитвам перед иконой архим. Иерона обитель была спасена от пожара.

С 1924 г., когда мон-рь закрыли, «И.» и. хранилась у одного из монахов Новоафонского мон-ря, оставшегося жить в Абхазии. По окончании второй мировой войны он был определен приходским священником в открывшуюся в Гудауте ц. Покрова Пресв. Богородицы. Туда он принес чудотворную икону. До наст. времени в этом храме находится киот, сооруженный для «И.» и., очевидно, еще в дореволюционное время в Новоафонском мон-ре. В этом киоте хранится список чудотворного образа. По непроверенным сведениям, во 2-й пол. XX в. «И.» и. была вывезена на Украину в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы лавру .

Миниатюрная по размерам икона (ок. 14×13 см) написана на доске. На ней представлена Божия Матерь «Одигитрия» с благословляющим Младенцем Христом на левой руке. Богомладенец в левой руке держит опущенный вертикально свиток. «И.» и. была украшена ризой филигранной работы и вложена в медный позолоченный киот.

Созданный в XIX в. в мастерской Новоафонского мон-ря образ отражает историю «И.» и., к-рая связывала Старо- и Новоафонскую обители: на иконе, на фоне собора Новоафонского мон-ря, изображены ап. Симон Кананит и вмч. Пантелеимон, держащие образ Божией Матери «Избавительница». Такие иконы встречались чаще, чем «И.» как отдельный образ. Один из ранних списков, очевидно нач. XX в., хранится в соборе Новоафонского мон-ря. В советское время он находился в Майкопе и был возвращен монастырю в 90-х гг. XX в. Новописаная икона той же иконографии была передана в дар мон-рю вмч. Пантелеимона на Афоне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, когда он посетил мон-рь в февр. 1998 г.; икона пребывает в соборе Покрова Пресв. Богородицы. В честь «И.» и. освящен один из храмов Новоафонского мон-ря.

Лит.: Рус. паломник. 1887. № 38. Ил. на с. 462; Сказание о чудотворной иконе, именуемой «Избавительница». Серг. П., 1893; Вышний покров над Афоном. М., 1997р. С. 112-122; Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Избавительница» // К свету. 1997. № 16: Храмы и святыни Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. С. 62-68; Поселянин. Богоматерь. С. 668-674.

Маровская

чудотворная «И.» и. из Маровского в честь Воздвижения Креста Господня мон-ря Макарьевского у. Нижегородской губ. датируется кон. XIX в. По преданию, она была написана для с. Сорвижское Котельнического у. Вятской губ. в Греции или в Иерусалиме. 3 года икону несли из Палестины. После остановки в мест. Ст. Мары на отдых несшие образ не смогли продолжить шествие, т. к. икона стала неподъемной. Глас от иконы возвестил им, что образ должен остаться в Ст. Марах. Икону перенесли в Троицкую ц. (не сохр.) Маровского жен. мон-ря, основанного в 1885 г. на территории упраздненной в 1780 г. Маровской муж. пуст.; она стала его главной святыней. После закрытия обители (1927) монахиням удалось спрятать икону. В настоящее время икона, тайно передававшаяся в советское время из рук в руки, хранится у жительницы с. Вазьянка Спасского р-на Нижегородской обл. В. А. Афониной. По молитвам перед этой иконой получают защиту и избавление от врагов, от всевозможных бед и гибели, от различных страстей, от тюрьмы.

Э. П. И.

Ташлинская икона Божией Матери «Избавительница»

(«Избавительница от бед»), возможно, является списком афонской «И.» и. Она была обретена 8 окт. (н. с. 21 окт.) 1917 г. в с. Ташла (ныне Ставропольский р-н Самарской обл.).

По свидетельству жительницы с. Мусорка Ф. Д. Атякшевой, заверенному в 1981 г. архиеп. Куйбышевским и Сызранским Иоанном (Снычёвым), уроженке с. Ташла девице Екатерине Никаноровне Чугуновой во сне трижды являлась Божия Матерь с повелением обрести Ее икону, находящуюся в земле в овраге близ этого села. Утром 8 окт. 1917 г., когда Чугунова шла мимо оврага в церковь, ей трижды был явлен в ярком сиянии образ Божией Матери, несомый 2 ангелами, спускающимися в овраг. В тот же день икона была извлечена из земли. На месте ее обретения забил родник. Образ крестным ходом во главе со священником церкви соседнего с. Мусорки Василием Крыловым перенесли в ц. во имя Св. Троицы в Ташле (1775), где поместили на аналой и отслужили молебен. Храм был открыт всю ночь для доступа к иконе. В день обретения иконы был зафиксирован случай исцеления от иконы уроженки с. Ташла Анны Торловой, болевшей 32 года. После литургии 10 окт. состоялся крестный ход с иконой на место ее явления, где был отслужен молебен. Многочисленные исцеления от иконы и источника стали привлекать паломников. Над источником оборудовали колодец, рядом возвели часовню. В ночь на 11 дек. 1917 г. образ исчез из запертого храма и был обнаружен после видения Чугуновой на месте явления: икона плавала в полынье колодца ликом вверх. Ее чудесное исчезновение из храма, как полагали, связано с тем, что настоятель Троицкого храма свящ. Димитрий Митейкин, отсутствовавший в день обретения иконы, с недоверием отнесся к факту ее чудесного явления. После благодарственного молебна и покаянной молитвы образ вновь перенесли в храм.

В неурожайные 20-е гг. XX в. вслед. засухи в Поволжье колодец на месте обретения иконы был одним из немногих источником воды в Ташле. Позже его завалили мусором, однако он не иссяк. В церкви устроили зернохранилище, богослужения в ней были возобновлены в 1947 г. До этого времени, по словам прот. Иоанна Державина, настоятеля Троицкого храма в 1959-1960 гг., икона хранилась у сельчанки Евдокии Андриной. Возвращенная в храм, она была поставлена в его центральной части на аналое, в 1960 г. перенесена на преграду левого клироса, где пребывает и в наст. время. На месте обретения образа ныне оборудован новый колодец, построены купальни; в 2005 г. на возвышенности вблизи оврага возведена церковь в честь иконы Божией Матери «Избавительница».

Особенности живописи и деталей позволяют предположить, что ташлинский образ представляет собой список иконы Божией Матери «Избавительница» из Новоафонского монастыря. Сходны расположение в среднике фигур Богородицы и Младенца, наличие фигурной рамы, внутренние углы иконы декорированы, цветок (10-лепестковый на новоафонском образе и 8-лепестковый на ташлинской иконе), воспроизведенный на фоне иконы, около правого плеча Богоматери, и др. В облачении Богородицы идентично декорированы края мафория, зарукавья платья.

Вместе с тем ташлинская икона имеет ряд отличительных от новоафонского образа черт: декорация внутренних верхних углов ташлинской иконы несколько условна (в ее верхнем правом углу крупные мазки краски заменяют обильные завитки иконы-образца, отчетливо просматривается лишь верхний правый угол внутреннего обрамления); взгляд Богородицы устремлен на молящегося (а не отведен в сторону); горловина платья Богоматери лишена декора; ножки Богомладенца упираются в край иконы; на нижнем крае надпись: «Избавительница». На ташлинской «И.» и. очевидны нарушения пропорций рук Младенца: поднятая в благословляющем жесте правая рука больше левой.

В 2003 г. к тыльной стороне иконы (9,3×11,2 см) приделана серебряная пластина с текстом о 2 явлениях иконы и тропаря. Для иконы были изготовлены неск. окладов: первоначальный, драгоценный, созданный вскоре после революции, утрачен; 2 других (кон. 40-50-х гг. и 2-я пол. 60-х гг.) сохраняются в ризнице храма. В наст. время икона украшена окладом (2003) в виде двух 8-конечных звезд из серебра и золота с полудрагоценными камнями и вмонтирована в центр натянутого на доску (140×93 см) холста с изображением 2 ангелов, поддерживающих ее звездообразный оклад; композиция напоминает о видении Чугуновой иконы над местом ее обретения.

Икона почитается в Поволжье. Ее обретение в канун революции 1917 г. рассматривается верующими как знак милости Пресв. Богородицы. Парафраз строки из кондака (гл. 8) к иконе «И.» и.: «Радуйся, Избавительница от всех бед» стал названием ташлинского образа. Ежедневно перед образом поется акафист, в основу к-рого положен текст акафиста к «И.» и. Служба в честь ташлинской иконы проходит по общей Минее. День обретения иконы отмечается крестным ходом к св. источнику, совершением торжественного молебна.

Лит.: Чудотворные иконы Богоматери / Сост.: А. А. Воронов, Е. Г. Соколова. М., 1993. С. 63; Избавительница от бед / Сост.: Н. Огудина, Л. Белкина. Самара, 2002; «Избавительница от бед»: Сб. мат-лов. Акафист / Ред. А. Жоголев. [Самара, 2005]; Электр. ресурс: http://www.samara-history.ru/digest/digest_5.html

И. Ю. Чибикова

Данная статья содержит: молитва ташлинская божией матери - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Место чудесного обретения иконы «Избавительница от бед» славится поистине Евангельскими чудесами.

Ташла - это тема безконечная. Как не иссякает изобильно изливающаяся здесь на всех Божия благодать, так нет конца и рассказам о Ташле. Для тех, кто еще не знает, - в селе Ташла Самарской области в Свято-Троицком храме хранится чудотворная икона Божией Матери «Избавительница от бед», которая явилась 8 (21) октября 1917 года, за несколько дней до Октябрьской революции. Говорят, это было последнее явление чудотворной иконы Божией Матери в России. И явилась она, конечно же, для всей России, для всех русских людей. На месте чудесного обретения иконы забил святой источник, он не иссякает по сию пору и славится поистине Евангельскими исцелениями.

В книге о Ташле «Избавительница от бед» приводится такой факт: «Матушка Серафима, которая здесь похоронена (а она была усердная монахиня, прозорливая) говорила: «В последние времена Ташла прославится». И добавляла: «Матерь Божия устрояет, что Ей надобно».

В последние годы Ташла становится все более известна. Матерь Божия являет чудеса, и к чудотворной иконе едут со всех концов России. Недалеко Ташла от Самары - всего час-полтора езды на машине, но это самое настоящее паломничество. Из современного шумного города, живущего страстями, - в мир тишины и молитвы. Всю дорогу поем: «Богородице Дево, радуйся», «Заступница Усердная». Ведь мы едем не куда-нибудь - в гости к Самой Божией Матери! Так здесь говорят: те, кто приезжает в паломничество в Ташлу, - это гости Божией Матери. Их уже 35 лет встречает, наставляет, благословляет настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Николай Винокуров. В нынешнем году батюшке исполнилось семьдесят лет, и ровно полжизни своей прослужил он в этом дивном храме в особом, святом месте, под покровом Божией Матери.

После молебна с акафистом Пресвятой Богородице у Ее чудотворной иконы и помазания паломники уехали на источник - купаться, мы же сидим за столом на лавочке во дворе храма напротив бокового входа в церковь. Главный вход пока закрыт - там рабочие мастерят новую срубовую паперть - стучат молотки, и не смолкая щебечут птицы. На душе невыразимый покой и тишина, всегда охватывающие душу, когда приезжаешь в Ташлу. Здесь не стоит торопиться, поскорей окунуться в источнике и тут же уехать, отхватив свой кусочек благодати. Даже посидеть рядом с храмом после службы на лавочке в прохладной тени деревьев - напитываться благодатью. Беседа идет о том, как лучше и удобнее сегодня спасаться Православным, - а о чем еще можно говорить в Ташле! Из храма выходит и подсаживается к нам с краю на лавочку отец Николай. Все рады, а я спешу расспросить батюшку о Ташле:

- Отец Николай, сильно в Ташле все изменилось за то время, пока вы тут служите?

- Неузнаваемо изменился источник.

Ташлинский храм какой-то особый, его ни с каким другим не спутаешь. Кажется, что он очень легкий, вот-вот взлетит в небо…

Храм намоленный, - по своему обыкновению, немногословно отвечает отец Николай.

- Много к вам сейчас приезжает паломников?

Много. Из Самары, Тольятти, Москвы, Нижнего Новгорода, Астрахани, Казани, из Чувашии, были даже из Америки, из Болгарии были, когда в Самарской области проходили Дни славянской письменности. Сердце народа не обманешь - благодать Божия призывает.

В воскресенье 18 июля мы шли после службы вместе со всеми крестным ходом от храма к источнику, где служился водосвятный молебен. Многие несли иконы Царственных Мучеников…

Раб Божий Вячеслав из Тольятти в прошлом году организовал этот крестный ход из Тольятти в Ташлу в честь Царственных Мучеников, крестный ход прошел и в этом году.

Когда приезжаешь в Ташлу, чувствуешь материнскую любовь, защиту, покров. Вы живете здесь. Вы, наверное, постоянно ощущаете над собой покров Божией Матери?

А как же! Матерь Божия всегда с нами. Почти ежедневно молебен с акафистом Ей совершаем - народ просит. В прошлом году сделали для иконы «Избавительница от бед» новые ризы, украшенные бисером. Народ нам пишет, просят помолиться, прислать елея, водички, акафист, книгу об иконе. Посылаем с посылочкой, в тюрьмы, болящим. Пишут потом с благодарностью за посылку, за исцеление. Я уверен, что Божия Матерь всегда покрывает нас Своим покровом, Она всегда с нами. А если служишь перед Ее иконой, не хочется искушать Божию Матерь маловерием, сомнением. Некоторые ждут знамений. Не хочется знамений требовать от Божией Матери. Она всегда за нас молится, старается, все нам дает: икону Свою чудотворную, в источнике купаемся, целебную воду пьем.

Икона «Избавительница от бед» явилась в особое время в истории нашей страны, перед революцией. В чем, по-вашему, был смысл ее чудесного явления?

Она явилась как утешение в самое тяжелое время, когда стали разорять монастыри и храмы, людей убивали или ссылали, когда народу неоткуда было ожидать помощи - и обнадеживала, что еще не конец, будет еще возрождение. И вот идет возрождение, храмы с крестами стали сиять. И даже природа все лето с громом, с молнией пробуждает народ - вставайте, молитесь! Божия Матерь всегда за нас молится, всех призывает к Себе. По милости Божией мы живем, по молитвам Божией Матери.

Второй год служит в ташлинском храме иерей Евгений Голобородько, отец Николай благословил меня поговорить с ним. Отец Евгений сам тольяттинский.

В 1994 году, 31 июля, я принял дьяконскую хиротонию в Покровском соборе Самары, а 21 октября в ташлинском храме на праздник явления иконы рукоположился в священники, - рассказал отец Евгений . - Когда я первый раз приехал в Ташлу в 1994 году, ко мне подошла пожилая женщина и дала тетрадку с акафистом иконе Божией Матери «Избавительница от бед», написанным от руки, он тогда еще не был напечатан, - со словами: «Читай!» Я прочитал акафист у источника - через три дня меня рукополагают в дьяконы. Потом долго не был в Ташле, приезжаю сюда, думаю: «Надо акафист «Избавительнице от бед» почитать». Опять открываю эту тетрадочку, читаю - через три дня меня в ташлинском храме рукополагают в священника! Такие совпадения не могут быть случайными. Но сначала я послужил в Тольятти, в Отрадном, в Малом Ишуткино, опять в Тольятти. Побывал на Афоне у Божией Матери, вернулся оттуда, и через две недели мне вышел указ - сюда, в Ташлу. Я не знаю, за что такая милость Божия…

- Вы служили в разных храмах, можете сравнить. В чем особенность ташлинского храма?

Здесь магнит большой - чудотворная икона Божией Матери, от этого магнита все и происходит. Вот он, магнит, рядом с алтарем находится. И батюшка, конечно. Ташлу никто без отца Николая не представляет. Он встречает всех всегда молчаливо, неспешно. Человек, вырывающийся из круговорота городского, здесь сталкивается с какой-то внутренней тишиной. Я сам особенно переживал все это, когда сюда приезжал.

- Ташла преображается - расскажите об этом.

По благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия сейчас у нас идет строительство на источнике. Наверху строится деревянная церковь, а на самом источнике строятся две деревянные купальни, мужская и женская.

- Вы сами были свидетелем исцелений в ташлинском источнике?

Матушку Глафиру об этом спросите - у нее записана целая книжка. Но и я сам видел исцеления, которые происходили на моих глазах. Одна раба Божия пошла приготовить священнику комнату, стала подушку поправлять, и ей втыкается иголка в палец. После этого у нее стали слезать все ногти, она долго их лечила медицинскими средствами - не помогало. Поехала в Ташлу, искупалась в источнике и очень скоро показала мне новые розовые ногти. Мне рассказали, что привозили на источник крупного чиновника из Москвы. У него суставы колен опухли, он ходил на костылях. Сыновья его кое-как в купальню опустили, вытащили и повезли на вокзал. А когда наутро стали к Москве подъезжать, он сам вскочил и пошел на выход. Вся опухоль с колен за ночь, пока они ехали, ушла. Чудеса здесь происходят великие. Приезжали сюда с батюшкой школьники из воскресной школы при храме Клявлинского района, детей тридцать, некоторые из них алтарничают. Они искупались на источнике, приехали в храм, отслужили молебен, и мальчишки упросили взрослых поехать купаться второй раз. Когда мальчики (им по десять-двенадцать лет) окунулись и вышли из купели, сказали: «А мы Благодатный Огонь видели в купели! Ходил огонь по воде, и мы руками хотели его поймать, но нам не удалось».

Я много думал о том, что наша чудотворная икона как-то связана с Афоном. Икона Божией Матери «Избавительница от бед» пришла на Новый Афон со старого Афона как благословение старцев для новой обители. И «Избавительница от бед» в тяжелое время явилась у нас. Это, конечно, не та чудотворная Афонская икона, но наш список тоже чудотворный. По благословению нашего Владыки Сергия мы ездили с одним человеком на Афон. Мы поднялись на вершину Афона в ноябре, хотя в это время обычно туда не поднимаются, тропу заносит снегом, ноги переломаешь. Но мы шли - и была чистая тропа, а наверху мы почувствовали сильное благоухание от маленькой иконочки Богородицы, которая была с нами. У храма на вершине Святой Горы мы взяли камень и привезли в Ташлу. Если Владыка благословит, положим его под престол строящегося храма на источнике.

В Ташле все воспринимается глубже. У преподобного Исаака Сирина есть слова, которые я раньше не замечал, а здесь меня пробило: «У Бога увенчиваются не добродетель и даже не труд ради нее, а рождающееся от них смирение». В чем глубина этой фразы? Даже если ты не достигнешь добродетели, но смиришься - побьешь врага.

На снимках: …И открывается Ташла!… Настоятель ташлинского храма - протоиерей Николай Винокуров. Вид на святой источник.

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Избавительница икона Божией Матери в чем помогает, как молится

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Как известно, в православном мире существует достаточно большое количество почитаемых святых. Вместе с тем также существует огромное количество чудес, которые сотворили святые. Многие с помощью молитвы исцелились от тяжких недуг, а кто обрел покой и счастье. Среди всех святых особое место занимает чудотворная икона Избавительница от бед.

К ней съезжаются люди со всего мира, что бы попросить о помощи. В данной статье мы рассмотрим более детально что это за икона, в чем она помогает, и как она появилась.

История образа

Икона Божией Матери Избавительница от бед до 1889 года находилась на Святой Горе Афон, после чего была перенесена в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, что находится на Кавказе. Святая икона прославилась своим чудотворениями еще с давних времен. Существует история, что в 1840 году в Греции с помощью молитвы у данной иконы избавились от напасти саранчи.

Празднование иконы «Избавительница» установлено на 17 октября. Эта дата связанна со спасением императора Александра второго, который во время путешествия железной дорогой был подвергнут крушению под станцией. Благодаря молитвам был спасен не только император, но и вся его семья.

Нужно отметить, что в названии иконы лежит вера христиан. Данный образ Богородицы избавляет от бед и несчастий всех, кто с молитвой к ней обращается. Икона находится в селе Ташла, что расположено в Самаровской области. Эта деревушка достаточно набожна и Богом было велено, такое местонахождение Святыни.

Именно в этом месте в 1917 году перед страшными испытаниями икона напомнила о Себе. Более того, именно в этом селе находится чудотворный источник. В народе говорят что вода с него исцеляет от многих болезней. Существует история, которая говорит о том, что уроженке с.Ташла, которая временно проживала в соседнем селе во сне явилась Царица Небесная и указала место, где нужно было выкопать из земли ее образ.

Девушка рассказала о своем сне двум подругам. Они решили выполнить волю Царицы и пошли на указанное место копать. Во время этого процесса рядом сними собралось достаточно большое количество народа, чтобы посмотреть на затеянное. Некоторые даже с них смеялись. И вдруг в один момент все замерли. Девушки из земли стала виднеться икона. Когда ее полностью раскопали с места, где находился Святой лик начал бить родник с целебной водой.

Так была обретена Ташлинская икона Избавительница от бед. Во время того как переносили икону с места находки в храм произошло первое исцеление. Девушка Анна, которой было 32 года приложилась к лику и вдруг почувствовала прилив сил. Людей в тот момент охватила большая радость. Икону положили по среди храма для поклонений.

Но в скором времени приехал священник Д. Митекин. Икона к его приезду чудным образом исчезла и ее никто не мог найти. Второе явление святого образа чудным образом произошло в 1917 году. Она была в том же месте у родника, где ее выкопали. У родника собрались верующие, но икона святому отцу чудным образом не давалась. Тогда отец упал на колени и со слезами на глазах начал молится о прощении всех своих грехов.

С тех пор икона Избавительница от бед село Ташла долго не покидала. Сегодня, как уже упоминалось выше, чудотворный образ располагается в Ново-Афонском Симоно-Кананитском соборе, что имеет месторасположение у подножья святой горы Афон.

Сотворенные чудеса

Существует много историй о сотворенном чуде иконой. Одна из них рассказывает о том, как мальчик по имени Анастасий заболел тяжкой и неизлечимой болезнью. Но несмотря на все старания и борьбу родителей и малыша с болезнью, мальчишке становилось все хуже и хуже. Видя, что ребенку ничего не помогает родители, попросили у священника причастить малыша. Но священник не успел к больному, и мальчик умер.

По дороге к больному священник пригласил с собой Мартианина. Он принес с собой икону Избавительницу от бед. Священник не давая себе покоя, что опоздал к ребенку начал вместе с Мартинианом молится Божией Матери и просить, чтобы она помогла воскресить ребенка. На протяжении всего времени молитвы икона находилась на теле Анастасия. Просили об этом все и священник, и старец и родители.

О чем молятся Святому образу

Православные верующие, страдающие от множества проблем и болезней, приходят просить о помощи к лику Божьей Матери. Согласно церковным верованиям, Пресвятая Богородица помогает только на молитвы чистых духом людей. К иконе Избавительнице от бед чаще всего молятся:

  • От избавления от любой зависимости,
  • От избавления от мучений, принесенных болезнью,
  • О помощи во время беды,
  • Об избавлении от душевной печали.

Молитва иконе Избавительница читается такми словами:

Мати Божия, помоще и защита наша, егда попросим, буди избавительнице наша, на Тя бо уповаем и всегда вседушно Тя призываем: умилосердися и помози, пожалей и избави, приклони ухо Твое и наши скорбныя и слезныя молитвы приими, и якоже хощеши, успокой и обрадуй нас, любящих твоего Безначального Сына и Бога нашего. Аминь.

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите так же видео о чудотворной иконе Богородицы «Избавительница»:

Икона Божией Матери «Избавительница от бед»

Милость Божией Матери изливается на землю посредством множества явленных икон. По слабости человеческой веры, в трудные времена или накануне потрясений Богородица посылает Свои образа, чтобы призвать людей к молитве и напомнить об ограниченности человеческих усилий без Бога. Так явилась в Россию икона «Избавительница от бед», история странствований и чудотворений которой показывает милость и любовь Божией Матери к человеческому роду, Её терпение и прощение людских грехов.

Первые чудеса от иконы в Греции

В 1822 г. иеромонах Феодул с Пелопоннеса (Южная Греция) передал в благословение своему ученику Мартиниану маленькую икону Богородицы «Избавительница от бед». Мартиниан вёл страннический образ жизни, переходя от селения в селение, временами останавливаясь в пустынных местах для молитвы. Дар учителя он носил на груди, соорудив небольшой футляр.

Спустя некоторое время Владычице изволилось прославить Свой образ чудесами. В 1844 г., когда крестьяне Спарты страдали от нашествия саранчи, Мартиниан призвал их к молитве Богородице.

Икона «Избавительница от бед» была установлена среди поля, все селения собрались на молебен. Едва закончили молиться, как тучи вредителей рассеялись, оставив лишь небольшое количество на деревьях. Отчаяние крестьян сменилось ликованием, когда налетевшая стая птиц поклевала оставшихся насекомых.

Слух о событии быстро распространился по деревням и вскоре к Мартиниану потянулись люди, неся Богоматери свои болезни и трудности. Помощь Пресвятой Девы была настолько щедра, что монаху не хватало времени на молитву, поскольку он постоянно принимал посетителей. Среди чудес того времени стали известны воскрешение умершего от болезни ребёнка и исцеление бесноватой женщины.

Мартиниан решил бежать от людской славы, спрятавшись в недоступной горной пустыне. Но Божия Матерь потребовала вернуться к страждущим.

Прибытие «Избавительницы» на Кавказ

Состарившись, Мартиниан поселился в русском Пантелеимоновом монастыре на г. Афон (Греция). В то время стало известно, что на кавказском берегу Черного моря строится русский монастырь, во всём подражающий св. горе Афон, Новоафонский. Некоторые иноки из Пантелеимонова монастыря отправились устраивать там монашескую жизнь. Проникнувшись любовью к новой кавказской братии, Мартиниан завещал после своей смерти отправить ей в дар чудотворную «Избавительницу».

В 1889 году икона, в сопровождении настоятеля Новоафонского монастыря архим. Иерона, прибыла на берег Абхазии, где Божией Матери устроили торжественную встречу.

В это время Россия была потрясена катастрофой, случившейся на станции Борки (возле Харькова), когда произошло крушение поезда с Императорской Семьёй. Чудом Божиим, никто из царственных особ не пострадал. Император Александр III возвращался после посещения Кавказа, где отдыхал и посещал Новоафонский монастырь.

В честь чудесного избавления Царственной Семьи от смерти, празднование прибывшей святыне установили 17 октября, день катастрофы. Едва в этот день была отслужена литургия, в море поднялся шторм, выбросивший на берег множество рыбы, из которой приготовили угощение для молящихся.

Исчезновение иконы после революции

Долгое время «Избавительница от бед» украшала построенный для неё храм в Новоафонском монастыре. Чудеса от образа не прекращались, их записывали, скрепляя подписями многих свидетелей, в т.ч. высоких чиновников. Записи были короткие: такой-то казак или крестьянин исцелён от образа, число и месяц. На Кавказ стекались люди со всей России.

После революции 1917 г. новоафонской братии долго удавалось удерживать монастырь от закрытия и разорения. Но в 1924 г. обитель была окончательно закрыта и иноки разошлись по горным трущобам, спасая святыни монастыря. Икону «Избавительница» забрал один из монахов, впоследствии ставший священником в Гудауте (Абхазия).

Но вскоре Божией Матери изволилось покинуть Кавказ.

Почаевская «Избавительница»

В 1992 г. похожая на оригинал старинная икона небольшого размера (12 на 15 см) была передана престарелой монахиней Гавриилой в Лавру, где и находится поныне. Старица получила образ от священника той же Лавры в 1970 г. с поручением «пустить икону по течению Днепра». В те годы Почаевская Лавра находилась под угрозой разорения и таким образом он хотел спасти святыню. Но монахиня не решилась бросить образ в реку и сохраняла его в своём доме.

Через некоторое время образ Богородицы чудесным образом обновился и монахиня решила передать его в Лавру. Со времени пребывания чудотворной иконы в Крестовоздвиженской церкви зафиксированы случаи исцелений.

Явление «Избавительницы» в Ташле

В 1917 г. произошло явление образа «Избавительницы от бед» в с. Ташла Самарской обл. Жительница неприметного селения Екатерина Чугунова не раз видела наяву двух Ангелов, опускающих в овраг образ Пресвятой Богородицы. Долготерпеливый Господь повторял явление, преодолевая недоверие Екатерины и её односельчан. Явные чудеса Божии происходили даже когда женщина уговорила соседей отправиться в указанный овраг с лопатами искать святую икону.

Вырыв большую яму, заполнявшуюся водой, крестьяне наконец нашли в ней небольшой образ Богородицы, написанный на доске, в точности походившей на новоафонскую «Избавительницу». Был вызван местный священник, икону доставили в церковь и отслужили молебен. Тут же последовало исцеление жительницы Ташлы, болевшей до этого 32 года. На месте обретения «Избавительницы» забил родник, над ним построили часовню.

В послереволюционные годы церковь в Ташле, хранящая чудотворный образ, претерпела сильные притеснения. С «Избавительницы» содрали дорогую ризу, а саму икону пытались похитить и уничтожить, но Пресвятая Дева возвращала Свой образ на место. После закрытия храма в 1932 г. жители Ташлы хранили икону в домах, передавая друг другу. Церковь была вновь открыта после Великой Отечественной войны и «Избавительница» вернулась на место, где пребывает поныне.

Маровская икона

Еще один чудотворный список с «Избавительницы» был сделан в Иерусалиме, в конце XIX в. Его привезли в Нижегородскую губернию. Когда образ провозили мимо села Мары, икона вдруг стала так тяжела, что воз не мог сдвинуться с места. Понимая волю Пресвятой Девы, образ оставили в местном Крестовоздвиженском монастыре. После закрытия монастыря в 1927 г. святую икону сохраняли жители Мары. В настоящее время святыня вернулась в возрождающуюся обитель. Образ прославлен многими чудесами.

Изображения на иконах «Избавительницы» и их значение

Божия Матерь изображена в образе «Одигитрии» (Путеводительницы), по преданию, впервые написанной евангелистом Лукой. Богомладенец восседает на Её левой руке, держа в руке свернутый свиток. Богородица указывает правой рукой на Христа - единственный путь верующего (отсюда название «Путеводительница»). Художественные детали тоже имеют смысл:

  • Одежда Богоматери - голубой хитон и красный мафорий - символизируют девственную чистоту и царское величие.
  • Три звезды на мафории Божьей Матери означают Её нерушимое девство, при этом одна звезда закрыта фигурой Богомладенца. Это символизирует воплощение Христа из «девственного чрева».
  • Одежда Христа - белый цвет с позолотой - святость и благодать Божия
  • Свиток в руке Богомладенца - Ветхий Закон, действие которого завершилось с явлением Христа.
  • Золотистый оклад на иконе символизирует Божественный Свет, одевающий всё святое. Растительный орнамент на его углах - живоносная сила этого Света.

Образ «Избавительницы», находящийся ныне в Новоафонском монастыре, дополнен фигурами Апостола Симона Кананита и Целителя Пантелеимона. Великомученик Пантелеимон, покровитель русского монастыря на Афоне, как бы передаёт образ Симону Кананиту, покровителю Новоафонской обители. Доска с фигурами святых раньше являлась киотом для «Избавительницы», небольшой образ был вставлен в нишу, прорезанную между святыми.

С утерей оригинала иконы изображение Вмч. Пантелеимона, Ап. Симона и образа Богородицы пишется как особый сюжет.

К сожалению православных паломников, монастырь в Новом Афоне сейчас находится в расколе с Русской Православной Церковью, что затрудняет молитву у образа Богородицы: посещение монастыря не рекомендовано священноначалием Московского Патриархата.

Интересно. Первоначальный образ «Избавительницы» вдохновил современных художников на написание различных вариантов иконы, где символизм и каноничность может не соблюдаться.

Паломничества к иконе и прошения к Божией Матери «Избавительнице»

Наиболее почитаемой иконой в России является Ташлинская. Как говорит само название образа, молитва перед ней избавляет от разных бед. К Богородице обращаются в болезнях, за избавлением от наркотической зависимости, в опасностях глобальных катастроф.

В настоящее время паломники посещают Ташлу, чтобы искупаться в чудотворном источнике. В церкви тщательно записываются произошедшие исцеления от хромоты, каменной болезни, наркомании, чудесном спасении в автокатастрофе. Священники рассказывают о видении «благодатного огня» на поверхности воды, явившегося окунувшимся в источник детям.

Враг рода человеческого не дремлет: в прессе периодически появляются публикации об опасности ташлинского источника для здоровья, о «торговле» святой водой. Но Божия Матерь и вера преодолевают его происки и поток верующих в Ташлу не иссякает в течение десятков лет.

В 2013 г. волжское казачество, с благословения Патриарха, организовало всероссийский крестный ход со святой иконой. Владычица вновь отправилась по земле исцелять страждущих.

ТАШЛИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА ОТ БЕД»
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА ОТ БЕД СТРАЖДУЩИХ» (ТАШЛИНСКАЯ)

Дорогие братья и сестры, присоединяйтесь по возможности к чтению Акафиста Божией Матери «ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА ОТ БЕД» с 01.02.17

В основе названия иконы лежит вера христиан, что Божия Матерь помогает избавиться от бед и несчастий всем, кто с молитвой обращается к Ней за помощью. Так, в молебном каноне ко Пресвятой Богородице есть слова: «Богородица Владычица, поспеши и от бед избавь нас» (Песнь 3). Иногда образ называют «От бед страждущих».

Среди Богом отмеченных мест нашей земли одно из самых прославленных - небольшая деревушка Ташла, что в Самарской области. Здесь в октябре 1917 года, перед страшными испытаниями, Пресвятая Богородица явила Свою икону «Избавительница от бед», напомнила о Себе, о Своей милости к русской земле. К тому же оставила нам навсегда чудотворный источник, на котором давно уже потерян счет удивительным исцелениям.

Уроженке села Ташла, временно проживающей в соседних Мусорках, келейнице Кате 8 октября 1917 года во сне явилась Царица Небесная и указала место, куда нужно пойти и выкопать из земли Ее чудотворный образ. Девушка рассказала о видении своим подругам Фене Атяшевой и Паше Гавриленковой, в ту пору бывшей уже вдовицей. Втроем и пошли они к ташлинским оврагам. В дороге Кате снова было видение: впереди них Ангелы в белых одеждах проносили икону Пресвятой Богородицы. Вскоре Катя показала подругам то место, на которое ей во сне указала Сама Преблагая. Когда они начали копать землю, собрался народ. Многие недоверчиво смотрели на их «затею», даже смеялись. А что было дальше, лучше сказать словами безымянного автора, составившего «Стихотворную повесть о чудесном явлении иконы Божьей Матери «Избавительница от бед» 8-21 октября 1917 года»:

«И тут же они перестали копать,
За Пашей толпа наблюдала:
Та землю рукой начала разгребать,
Крестяся, икону достала.

Толпа загудела, увидевши Лик
Иконы - Царицы Небесной
И тут же из ямы пробился родник
Целительной влаги чудесной».

Священник церкви села Мусорки отец Василий Крылов отнес икону в ташлинскую Троицкую церковь.

Свято-Троицкий храм села Ташла.

А по дороге случилось первое исцеление: болевшая тридцать два года Анна Торлова приложилась к иконе и вдруг почувствовала прилив сил… Великая радость охватила людей! Икону положили на аналое посреди храма для поклонения.

Вскоре приехал ташлинский священник о. Димитрий Митекин. Но икона чудесным образом ушла из храма. Церковный сторож Троицкой церкви Ефим Куликов ночью увидел как бы блеск молнии, мелькнувшей от храма в сторону ташлинского оврага, где была явлена икона. Утром иконы в церкви уже не нашли.

Второе явление иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед» было в декабре 1917 года. Лик Богородицы и на этот раз появился в том роднике, что пробился на месте первого чудесного явления иконы. У родника собрались верующие. Но икона чудесным образом не давалась в руки отцу Димитрию Митекину. Тогда священник упал на колени и стал со слезами каяться в грехах, молил у Богородицы и у прихожан прощения… Тогда икона всплыла опять и ее взяла все та же Паша Гавриленкова. С тех пор святой образ уже не покидал село.

До 1925 года с чудотворной иконой Богородицы устраивались крестные ходы. Весть о случившемся в Ташле разнеслась по всему Поволжью. Люди шли и шли к иконе и к источнику. Место это стало одним из самых почитаемых в Поволжье. Вот почему новые власти, объявившие войну Православию, столько сил положили на то, чтобы уничтожить саму память о чуде. Церковь была закрыта, а икону спасли от поругания верующие - передавали ее втайне из избы в избу. Потом безбожники порешили покончить и с родником. Поставили возле него скотный двор, и святое место вскоре было завалено навозом. Но родник выжил, только пробился еще в одном месте, в нескольких шагах от прежнего - Богородичного.
В войну стало не до атеизма - церковь открыли вновь. В нее вернулась и чудотворная икона.

Икона Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед» по-прежнему находится в Троицкой церкви села Ташла, а в Самарском Покровском кафедральном соборе хранится копия с этой иконы. А в купальне, сделанной на месте явления иконы, по-прежнему во множестве происходят исцеления от различных недугов.

«Любовь безграничную страждущий люд
Питает к Царице Небесной.
В Ташлу и теперь богомольцы идут
Дорогой духовной чудесной».

Этими словами заканчивает свое бесхитростное повествование о ташлинском чуде безымянный автор поэтического «Сказания».

О ЯВЛЕНИИ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА ОТ БЕД» В СЕЛЕ ТАШЛА СО СЛОВ ОЧЕВИДЦЕВ

Эта икона найдена в земле в деревушке Ташла Ставропольского района Самарской области в октябре 1917 года. Ангелы небесные, Божии посланники, указали людям место, на дне оврага, где следовало искать чудотворную икону. Была выкопана яма глубиною с аршин, и искатели извлекли из земли совсем небольшую, с блокнотный листок, иконочку Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед», которая лежала ликом кверху. И тут же в том месте появился источник родник - пробилась из глубины сильная струя воды. С иконой и источником связаны истории многих удивительных исцелений. Икона Божией Матери «Избавительница от бед» стала святыней самарской земли. На месте ее явления, на источнике, люди построили часовенку и колодезь, где часто служились молебны. Колодезь углубляли и очищали, а в засушливые 20-е годы он был почти единственным источником, снабжающим село водой. Небольшое самарское село Ташла стало местом паломничества верующих со всей России. Они поклоняются чудотворной иконе, купаются в святом источнике, набирают целительной воды для родных и близких - как великую святыню везут ее домой.

ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ

По свидетельству очевидцев

Сообщение Атякшевой Феодосии Давидовны, уроженки села Мусорки Ставропольского района Куйбышевской области 1885 года, о явлении иконы Божией Матери, которое было 1917 году в воскресенье 8 октября (старого стиля) в селе Ташла.

«Я, Атякшева Феодосия Давидовна, проживала в отдельном домике, как в келье, и со мною проживала девица Чугунова Екатерина Никаноровна, уроженка села Ташла, 1885 год.

Я, Феодосия, перед Крестом и Евангелием заверяю, как было это явление: утром 21 октября (нового стиля), когда мы проснулись, мне Екатерина сказала, что она пойдет к обедне в храм с. Ташла, и ушла, а я решила пойти в свой храм с. Мусорки. Когда я вернулась их храма, пришла Екатерина и говорит: «В Ташле в храме службы не было, потому что батюшка уезжал в Самару и не возвратился; но вот что я тебе должна рассказать. Мне сегодня ночью во сне уже в третий раз явилась Божия Матерь и сказала строго, что если я не выполню Ея наказа, то буду наказана. Каждый раз, являясь мне во сне, Она говорила, что я должна выкопать из земли Ея икону в указанном месте. Сегодня утром, когда я проходила к селу Ташла, над оврагом увидела двух ангелов, несущих икону Божией Матери, озаренную ярким сиянием, и когда они опустились на дно оврага, это видение исчезло, а я упала в обморок. Когда очнулась, пошла к своим родственникам и рассказала им обо всем этом, а они мне сказали, что некоторые слышат там, в овраге, церковное пение. Прошу тебя, Феня, пойдем сейчас же вместе на то место, может быть и ты увидишь то, что видела я». Мы пошли вместе в Ташлу, и когда подошли к этому оврагу, Екатерина вскрикнула: «Смотри, смотри, вот опять ангелы несут икону в сиянии, направляются в то же место, и вот опять все исчезло…» После этих слов Екатерина упала без сознания. Я очень перепугалась, не зная, что с ней делать, так как место пустынное, никого не видать. Слава Богу, это продолжалось не долго.

Екатерина очнулась и спрашивает меня: видела ли я что-нибудь, но я ничего не видела. Мы пошли к проживающей недалеко от оврага Гавриленковой Параскеве и упросили ее пойти вместе с нами в овраг. Паша взяла косырь, и мы пошли. Когда мы подходили к оврагу, Екатерина опять закричала: «Смотрите, смотрите, вот опять ангелы несут икону и пропадают в том же самом месте», - а сама опять упала в обморок.

Очнувшись, Екатерина подошла к месту, где она трижды видела исчезновение видения, и показала, где нужно копать. Паша начала окапывать косырем это место, а стоявшего здесь мальчика Петю послали за лопатой. Вскоре Петя пришел вместе со своим отцом Захарием Кривойченковым, который и начал копать лопатой, но немного покопал и сказал: «Ну что она навыдумывала, чего тут напрасно-то копать».

Только успел выговорить эти слова Захарий, как тут же был отброшен в сторону, точно ветром, и некоторое время пролежал в обмороке, а когда очнулся, взял лопату и уже беспрекословно продолжал копать в указанном месте. Параскева же в этой ямке время от времени прокалывала косырем. И вот, когда ямка была глубиною с аршин, Параскева ощутила косырем что-то твердое, она стала руками разрывать землю и вынула из земли икону Божией Матери, небольшого формата, которая лежала ликом кверху.

Икона Божией Матери «Избавительница от бед» без оклада

Как только Параскева вынула из земли икону, в том месте появился родник воды. К этому времени народу уже собралось очень много, а Екатерина лежала в расслабленном состоянии, и ее отправили к сестре.

Решили послать в село Мусорку за священником, чтобы перенести явленную икону в храм села Ташла.

Из Мусорки приехал священник отец Василий Крылов. Взял икону и понес ее в храм.

При подходе к храму для встречи иконы, под перезвон колоколов, вышли к хоругвями и иконами. Из толпы слышались выкрики всем известной больной Анны Торловой (уроженки с. Ташла), которая кричала: «Идет, идет маленькая икона и выгонит нас…». Эта женщина исцелилась, а болела 32 года. Икону внесли в храм, вложили под стекло вместе с иконой Святой Троицы и на анолое поставили среди храма.

Священником о. Василием Крыловым был тут же отслужен молебен, и храм был всю ночь открыт для доступа к иконе. В это время был случай: одна ташлинская женщина не поверила явлению иконы и стала кричать: «Это все выдумки…». После своих слов выбежала из храма, спрыгнула с высокого крыльца, перемахнула через забор и убежала домой, а после этого заболела.

В понедельник 22 октября (нов. стиля) приехал из с. Мусорки священник о. Алексей Смоленский. Он отслужил Литургию и молебен в храме, а к вечеру приехал из Самары свой священник о. Димитрий Митекин. Он увидел, что в храме много народу, и узнал, что явилась икона Божией Матери «Избавительница от бед», и отслужил всенощную. Во вторник 23 октября была отслужена Литургия, а после Литургии пошли крестным ходом с иконой «Избавительница от бед» на место явления и там служили молебен.

В это время также наблюдалось много исцелений. Слух о явлении чудотворной иконы очень быстро распространился по окрестным местам, и целые толпы постоянно шли на поклонение иконе. На источнике были оборудованы колодезь и часовенка, где часто выходили из храма служить молебны.

Источник, возникший на месте явления иконы Божией Матери «Избавительница от бед»

Колодезь углубляли и очищали, и в засушливые 1920-1922 гг. он был почти единственным снабжающим водою село. С момента явления иконы все это время сопровождалось многими чудодейственными исцелениями больных; но несмотря на это в настоятеле храма Святой Троицы священнике о. Димитрии Митекине все время было какое-то сомнение, маловерие к явлению иконы.

И вот случилось чудо: в субботу 23 декабря (нов. стиля) отслужена была в храме Святой Троицы всенощная, во время которой икона «Избавительница от бед» находилась в храме, а утром 24 декабря в воскресенье обнаружили, что иконы в храме нет. Икона исчезла из запертого храма.

При этом церковный сторож Ефим Куликов сообщил батюшке о. Димитрию, что когда он утром шел в храм, то видел как бы молнию, блеснувшую от храма в сторону источника.

После Литургии пошли крестным ходом на источник и служили там молебен, но иконы нигде не казалось. До меня, Феодосии Атякшевой, в в тот же день 24 декабря дошел слух об исчезновении иконы, и я тут же, как пришла из храма, пошла в село Ташла. Когда я встретилась с Екатериной, она со слезами сообщила мне об исчезновении и упросила тут же пойти с ней на источник. Как только мы увидели часовню, Екатерина радостно воскрикнула: «Смотри, смотри, икона сияет над часовней». Мы вернулись в село, пришли к старосте храма Ивану Ефремовичу, у которого был ключ от часовни, он позвал еще некоторых старичков, и пошли на источник. Когда открыли часовню и творила колодца, нашим взорам представилось: лед в колодце немного подтаял, и в том месте плавает икона Божией Матери ликом вверх. Всех нас охватила величайшая радость, и один из присутствующих побежал за батюшкой о. Димитрием. Когда о. Димитрий прибыл, он с радостью почерпнул ведром из колодезя икону, взял ее в руки, приподнял перед собою и сказал, чтоб тут же шли в храм и с хоругвями и иконами шли на источник, а сам он стоял в том же положении с иконою до прихода крестного хода и молился. Под колокольный перезвон возвратился с иконою в храм.

Отец Димитрий Митекин отслужил отслужил тут же благодарственный молебен перед иконою Божией Матери «Избавительница от бед», и сам слезно молился и каялся в том, что это исчезновение иконы он принимает лично за свою вину, за свое сомнение и маловерие, проявленное к этому явлению иконы Божией Матери «Избавительница от бед».

Икона снова водрузилась в храме Святой Троицы села Ташла, и снова пошел поток молитвенников с разных мест, на поклонение иконе «Избавительница от бед», и множество притекающих с верою к Ней получали различные исцеления».
Подпись (Атякшева)

Все вышеизложенное о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Избавительница от бед» в селе Ташла подтверждаем и свидетельствуем, заверяя перед Крестом и Евангелием, матушка отца Василия Крылова: Анисия Дмитриевна Крылова, год рождения 1876, проживавшая в селе Мусорки Ставропольского района с 1900 по 1920 год.
Подпись (Крылова)

И Андрина Евдокия Романовна, год рождения 1896, уроженка и жительница села Ташла.
Подпись (Андрина)

Подписи указанных лиц заверяю.
Иоанн, Епископ Куйбышевский и Сызранский, 1981 г.

Святой уголок России моей,

Нет тебя краше, милей.

Лазурь небес, синева церквей.

Лик Богородицы в бликах свечей...


Голубизна Свято-Троицкого храма и синь небосклона сливаются в единую Божественную лазурь и словно соприкасаются с переполняющим душу благоговением перед этой Божественной панорамой Ташлинской духовной святыни. Трепетные минуты входа и свершение долгожданного заветного желания: вот она, чудотворная , которую бережно держат в руках ангелы, принесшие ее в Ташлу. Она всего-то небольшого размера, а изливает такую материнскую любовь, тепло и Божественный свет, что наполняет и освещает весь этот уютный и намоленный древнерусский храм.

Каждый из нас с трепетом прикладывается к намоленной иконе и поверяет ей всю боль души и тела, прося прощения грехов, помощь в исцелении, заботу о детях, о нуждах. Ведь Богородица живет с нами одной жизнью, скорбит нашими печалями и жалует нам милость свою. «Царица Небесная, услыши молитву мою», - покаянными слезами плачут наши сердца...

И кажется, растворяешься в святой благодати Храма и сливаешься вместе с паломниками и прихожанами в единый поток сопричастности к вечным духовным ценностям Святой Руси и их истории. История явления чудотворной иконы Божией Матери «Избавительница от бед» такова:

21 октября (новый стиль) 1917 года уроженке села Ташла, келейнице Екатерине Чугуновой, временно проживающей в селе Мусорка у Феодосии Атякшевой, ночью во сне явилась Божия Матерь и указала место в Ташле, где нужно отыскать икону Ее образа. Катерина рассказала об этом необычном сне своей подруге, и они пошли в соседнее село. Но так как дорога вела по оврагам, то они зашли за своей подругой в Ташле Параскевой Гавриленковой и втроем отправились к указанному месту.

По дороге Екатерине вновь было видение, как два ангела в белых одеждах бережно несли по воздуху икону Божией Матери, озаренную ярким сиянием. И когда они опустились на дно оврага, это видение исчезло. Однако подруги ее ничего не увидели.

Наконец они подошли к месту, где Екатерина трижды видела исчезновение видения. Параскева стала окапывать косырем указанное место, хотя столпившийся народ с недоверием наблюдал за их затеей. И вдруг Параскева почувствовала под косырем что-то твердое. В испуге, перекрестившись и руками уже разрыв землю, она вынула из земли икону Божией Матери небольшого размера, лежащую ликом вверх. Как только вдовица вынула икону, из этой ямки забился родник воды.

Когда из Мусорки вернулись посланные люди со священником отцом Василием Крыловым, который, перекрестясь, приложился к иконе и, бережно взяв икону в руки, понес ее к храму, окруженный гудящей от увиденного чуда толпой.

Перед церковью их встретил перезвон колоколов и группа людей с хоругвями и иконами. Икону внесли в церковь, возложили осторожно под стекло рядом с иконой Святой Троицы и на аналое поставили посреди храма для поклонения.

Приехавший на следующее утро мусорский священник отец Алексей Смоленский отслужил Литургию и молебен в церкви. К вечеру этого же дня приехал из Самары ташлинский священник Дмитрий Митекин, который, узнав от собравшегося народа о явлении иконы, отслужил всенощную. 23 октября, после Литургии, пошли крестным ходом с иконой на место ее явления и отслужили благодарственный молебен.

Слух о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Избавительница от Бед» и о исцелениях больных быстро стал распространяться по соседним селам и деревням. И вскоре в Ташлу стали приходить целыми толпами на поклонение иконе. Тогда сообща оборудовали на источнике колодезь, где стали служить молебны. И в это время стали происходить чудодейственные исцеления больных.

Но, несмотря на это, в душе настоятеля церкви отца Дмитрия все же было какое-то недоверие к явлению иконы. Однажды, 24 декабря, икона чудесным образом исчезла из храма, а церковный сторож пояснил, что ночью он видел как будто мелькнула молния из церкви в сторону оврага.


Свято-Троицкий храм села Ташла.

Тогда, отслужив Литургию, пошли крестным ходом на источник, где отслужили молебен. И, о чудо! Образ Богородицы вновь появился в роднике. Однако отцу Дмитрию икона не далась в руки. Тогда он упал на колени и в слезах стал просить у Богородицы прощение за неверие в то, что икона чудотворная.

И только после искреннего покаяния священника икона далась вновь в руки вдовицы Паши Гавриленковой. С тех пор святой образ уже не покидал храм.

Весть о случившемся в Ташле разлетелась по всей округе, и люди теперь шли и ехали к чудотворной иконе и к ее источнику.

Видя такое нескончаемое паломничество, местная власть всполошилась не на шутку, и церковь вскоре была закрыта. Но, видно, благодаря заступничеству Божией Матери ее не стали ломать, а отдали под зернохранилище. И когда женщины лопатили для просушки зерно, то слышали порой церковное песнопение. Своды Святыни Божией словно берегли дух Православия. Саму же чудотворную икону успели вынести две келейницы Евдокия и Клавдия. И как ни пытались коммунисты ее найти, ничего из этого не вышло. Чудотворный образ передавали из избы в избу. А по большим церковным праздникам сходились верующие к сестрам-келейницам на молитвы.

Тогда власть решила уничтожить святой источник. Для этого рядом с ним построили животноводческую ферму и стали заваливать навозом и землей. Но сила защиты Божией Матери была настолько велика, что как ни заваливали источник, он пробивался в другом месте, и чудодейственную воду тайком уносили православные.

Когда в конце войны разрешили открыть церковь, отмывать ее пришли все верующие. Молодежь на лошадях подвозила воду, а женщины и мужчины отмывали ее от земли и зерна.

Настоятель церкви Виктор Ефимов дощечками, которые верующие ночью тайком приносили, отремонтировал иконостас , разбитое крыльцо и бережно разместили на свои места сохранившиеся иконы, которые верно хранили по домам.

И вновь чудотворная икона Божией Матери «Избавительница от бед» своей неиссякаемой любовью стала обогревать всех страждущих и помогать всем скорбящим.