Open
Close

Святой апостол петр. Изображение апостола Петра

Апо́стол Пётр (греч. Απόστολος Πέτρος; умер около 67 года в Риме) в христианстве - один из двенадцати апостолов (ближайших учеников) Иисуса Христа. В христианстве почитается первым папой римским.

Художественно-символически изображается с ключами от рая, стражем которого является, с седыми, недлинными волосами и бородой, в жёлто-синем облачении.

Апостол в Евангелиях

Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. ‏שמעון‏‎ - Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος - камень) возникло от прозвища Кифа (арам. - камень), которое ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19).

Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого» . В ответ Иисус произнёс:

Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах
(Мф. 16:18-19)

Апостол Пётр и петух. Хлудовская псалтырь, ок. 850 г.

По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух. Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.

Апостол в Деяниях

Апостол Пётр многократно упоминается в первой части книги Деяний апостолов (главы 1-15). В последующих главах он не упоминается вовсе, они посвящены исключительно миссионерским путешествиям апостола Павла. В первой части Деяний Пётр играет главную роль. В Деяниях описывается как апостол Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял больных и воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. В Иоппии апостол Пётр воскресил умершую девицу Тавифу.

Основные эпизоды Деяний с участием апостола Петра:

  • Речь перед коллегией апостолов о необходимости избрания 12-го апостола на место предателя Иуды (Деян. 1:15-22).
  • Проповедь перед иудеями в день Пятидесятницы (Деян. 2:14-40).
  • Исцеление хромого и проповедь народу (Деян. 3:1-26).
  • Речь перед начальниками и старейшинами (Деян. 4:8-23).
  • Эпизод с Ананией и Сапфирой (Деян. 5:1-11).
  • Ответ перед синедрионом (Деян. 5:18-32).
  • Эпизод с Симоном Волхвом (Деян. 8:14-25).
  • Посещение Петром Лидды и Иоппии, чудесные деяния (Деян. 9:32-43).
  • Пётр и сотник Корнилий. Принятие первых язычников в Церковь (Деян. 10:9-48)
  • Упрёки от обрезанных, Пётр оправдывает принятие бывших язычников (Деян. 11:2-18)
  • Арест апостола Петра царём Иродом, чудесное спасение (Деян. 12:3-17)
  • Апостольский собор (Деян. 15:6-21)

Арестованный в 42 году по приказу Ирода Агриппы I, царя Иудеи, был заточён в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней спасся, как о том повествуют Деяния Апостолов. В 49 году принимал участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, на котором был согласован с другими апостолами, в том числе с апостолом Павлом из Тарсуса, вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины.

Послания апостола Петра

В церковной традиции Пётр считается автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет - Первого послания Петра и Второго послания Петра. Однако, взгляд библеистов на авторство этих посланий весьма различен. Если Первое послание безусловно признавалось ранней Церковью подлинным посланием апостола Петра и многократно цитировалось раннехристианскими авторами, то принадлежность Второго послания перу апостола вызывала сомнения ещё в самые ранние времена. В настоящее время большинство учёных отвергает авторство Петра для этого Послания и считает его более поздним псевдоэпиграфическим произведением.

Апостол в Священном Предании

Согласно Священному Преданию апостол Пётр проповедовал евангелие в разных странах и при этом совершал великие чудеса - воскрешал мёртвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов. Согласно Иерониму Стридонскому, 25 лет занимал пост первого епископа Рима - с 43 по 67-68 гг.

Антиохийская православная церковь (Римский Православный Патриархат Антиохии и всего Востока) ведёт патриархальный (епископальный) ряд от апостола Петра, который, по преданиям, вместе с апостолом Павлом, основал её около 37 года в Антиохии.

Согласно описанию святого Симеона Метафраста, апостол Пётр, проповедуя в Анкире Галатийской, воскресил умершего. В описании древнего церковного историка Егесиппа, а также в послании Маркелла Римлянина говорится о воскрешении апостолом Петром юноши царского рода в Риме. Мать юноши пригласила на погребение сына апостола Петра и Симона Волхва, прославленных в народе тем, что они воскрешали умерших. Для доказательства бесовства Симона Волхва (ряд учёных считают, что Симон Волхв из «Деяний» и Симон Волхв, основатель гностической секты - не одно и то же лицо), которого в Риме многие почитали как Бога, апостол Пётр воскресил юношу на глазах многочисленного народа.

По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году (по другой версии - в 67-68 гг.) вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

В досаде на апостола Петра за обращение в христианство двух любимых жён, Нерон приказал заключить его в темницу и потом казнить. Незадолго до этого по просьбе верующих Петр пошёл было ночью вон из Рима, чтобы спастись; но в то время, как он выходил из города, ему в видении явился Господь, входящий в Рим. «Господи, куда Ты идёшь?» - спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», - отвечал ему Господь. Петр понял, что удаление его не угодно Господу, и возвратился в город. Здесь он был взят воинами, заключён в темницу и через несколько дней, в 67 году по Р. Х., предан казни.

Поиски могилы апостола

Согласно христианскому преданию, древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский Собор Святого Петра. С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I-II веках. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 году вышла её книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Basílica Vaticana), в которой говорилось, что именно в этом месте мог быть похоронен Пётр. В 1968 году папа Павел VI объявил, что, согласно исследованиям учёных, могилу апостола можно считать обнаруженной. Впрочем, некоторые учёные не согласились с его точкой зрения.

«Трофей» апостола Петра

Для истории католической церкви и Рима как места пребывания понтифика имеет значение толкование слова «трофей», поскольку некий священник, по имени Гай, живший в Риме во второй половине II века, писал, что «трофеи» апостола Петра остались в Ватикане, а «трофеи» Павла были преданы земле у дороги в Остию. На этом была построена теория, превратившаяся практически в догмат, о том, что Пётр, первый папа римский, был похоронен в Ватикане. Сегодня толкователи признают, что слово «трофей» в данном контексте действительно вероятней всего означает - «то, что осталось от мучеников». Такие видные учёные, как Эрнест Ренан и Гиньебер, долгое время считали, что слово «трофей» Петра означает «памятник» Петру. Вероятно также, что слово «тропеум» относится к стенам - постройке, которую возвели вокруг предполагаемого захоронения апостола.

Критика утверждений о посещении, смерти и погребении Петра в Риме

Ряд критиков отмечает отсутствие каких-либо прямых упоминаний в Священном Писании о том, что Пётр посещал Рим. Об этом, например, не сообщает Иустин Философ, писавший в первой половине II века в Риме. «Согласно Гал. 2:9, Пётр, Иаков и Иоанн рукопожатием заключили соглашение с Павлом и Варнавою, что Павел и Варнава проводят свою деятельность среди язычников, а Пётр, Иаков и Иоанн - среди иудеев. Павел, который писал послание к церкви в Риме, в конце его приветствует двадцать семь лиц поимённо, но среди них Пётр не упоминается. Так же и во многих посланиях, которые он писал церквам и отдельным лицам, Пётр не упомянут ни одного раза».

При этом о пребывании апостола в Риме пишут раннехристианские авторы: Ориген (III век), Лактанций (нач. IV века), Евсевий Кесарийский («Церковная история», 325 год).. Как отмечает шотландский исследователь Александр Хислоп, самое ранее упоминание о пребывании Петра в Риме датируется концом II века, причём это упоминание приведено в сомнительном произведении конца второго - начала третьего столетия под названием «Клементин», где говорится о встрече Петра с Симоном Волхвом. Пётр поставил под сомнение чародейские способности Симона и потребовал доказательств его сверхъестественных способностей. Тогда колдун взлетел в воздух, а Пётр опустил его на землю, да так быстро, что колдун сломал ногу".

Также довод о том, что Пётр не посещал Рим, строится на распределении апостолами мест своей проповеди. Сам Пётр утверждал, что писал своё первое послание из Вавилона (1Петр. 5:13) и, по мнению ряда исследователей, он имел в виду реальный город, а не иносказательное название Рима. Во дни Петра настоящий Вавилон ещё существовал. Кроме того, в Вавилоне была значительная иудейская община.

Почитание

Апостол Пётр почитается в христианстве, как один из главных апостолов Христа. В православии и католичестве установлен праздник святых апостолов Петра и Павла, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. У православных праздник отмечается 12 июля (29 июня по старому стилю), у католиков - 29 июня. В Римско-католической церкви, согласно церковному преданию, считается, что апостол Пётр был основателем Римской церкви (где почитают его как первого Папу).

В его честь назван город Санкт-Петербург (букв. «город Святого Петра»).

Святой Пётр. Картина Питера Пауля Рубенса.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Св. Петр , (33)- 64 (67) апостол. Петр, в Новом Завете один из двенадцати апостолов. Первоначальное имя Симон. Призванный Иисусом Христом в апостолы вместе с братом Андреем и нареченный Кифой («камень»), Петр получает предназначение стать «основанием» церкви Христа, ему вручаются ключи небесного царства. Преданный Христу, Петр после тайной вечери трижды от него отрекается. После смерти Христа Петр занимается проповеднической деятельностью. В Риме он схвачен и казнен вместе с Павлом (ок. 65). Церковное предание называет Петра первым римским епископом.

Святой Пётр, епископ Рима (Petrus). Мирское имя: Шимон бар Йона (иуд.), Симон Кифа (греч.). Происхождение: Вифсаида (Галилея). Годы жизни: ? - 13 октября 64 или 29 июня 67, 68 или 69. Годы понтификата: между 42 и 60 - между 64 и 69. Отец: Йона Мать: ? Жена: ? Дочь: Петронилла.

Петр, при рождении получивший имя Шимон (Симон), был сыном простого рыбака из Галилеи. Симон жил в городе Капернаум и промышлял рыбной ловлей. Там около 26 или 28 гг. он повстречал Иисуса и стал одним из его любимых учеников. Иисус предвидел роль, которую Симону было суждено сыграть в судьбе церкви и нарек его именем Кифа, что значит "скала", "камень", и по-гречески звучит как "петрос" - Пётр. Позже Пётр вошел в число двенадцати апостолов, постоянных спутников Христа. По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу и именно он отрубил ухо римскому солдату в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Петр, как и предсказывал учитель, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрекся от него. Но позже Пётр искренне покаялся и был прощен Господом, который многозначительно трижды просил Петра заявить о своей любви к нему и только тогда доверил ему пасти овец и агнцев его.
После вознесения Иисуса Пётр проповедовал во многих странах и совершал чудеса. В 42 г. он был арестован по приказу правителя Палестины Ирода Агриппы I, но через несколько дней бежал из иерусалимской тюрьмы в Антиохию. Иероним Стридонский утверждает, что около в 43 г. Пётр был избран епископом Рима, но, скорее всего, Пётр появился в Риме не раньше 60 г. В 49 г. он принимал участие в соборе апостолов в Иерусалиме, на котором решался вопрос о принятии язычников в христианские общины. Так или иначе, под конец жизни Пётр оказался в Риме и возглавил местную общину. В Риме же он написал оба своих Послания, вошедших в Новый Завет.
Пётр принял мученическую смерть в Риме во годы правления Нерона. По разным сведениям это произошло в 64, 67, 68 или 69 г. Пётр не захтел умирать так же, как Иисус, и попросил, чтобы его распяли вниз головой. Пётр был канонизирован как православной, так и католической церковью. Он является одним из двух наиболее почитаемых апостолов, называемых "первоверховными святыми апостолами" за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. Апостол Пётр является хранителем ключей от райских врат, которые стали одним из символов папской власти.

в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. День памяти апостолов Петра и Павла – 12 июля.

Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов. И все-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы.

Святой Петр (Симон)

Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников. Столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра однажды опознали во дворе первосвященника. А рыбак — самая простая и непритязательная профессия. Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, так что рыбак не всегда успевал выспаться, он пропах рыбным запахом, доходы у него были слишком непредсказуемы, все зависело от удачи. В общем, жизнь галилейских рыбаков была не слишком завидной, и, может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его, бросили даже сети, которые после каждой ловли полагалось чистить и чинить. И так стали первыми призванными апостолами.

Святой Павел (Савл)

Павел, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу), напротив, был из тогдашней элиты. Родился он в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали. Одновременно он по рождению был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав (например, требовать суда лично у императора, чем он впоследствии и воспользовался, чтобы попасть в Рим за казенный счет). Paulus, то есть «малый», это ведь римское имя — вероятно, оно было у него с самого начала, но только после обращения в христианство он стал использовать его вместо прежнего имени Савл. Образование он получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила. Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все его требования и все «предания старцев». Хотя Христос обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров, когда именно фарисеи становились Его преданными учениками, так что Савл-Павел был в этом не одинок.

Апостолы Пётр и Павел

А вот в характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона. Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике — а самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог. Когда за подобную проповедь побивали камнями диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих, но скоро ретивый юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.

А Симон, с самого начала бывший учеником Христа? Он такой же пламенный и нетерпеливый. Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8). Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «…Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28). Да, потом он усомнился и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, все для него свершается здесь и сейчас. И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16). А ведь даже Иоанн Креститель посылал ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле… Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он созиждет Свою Церковь. Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Петр, становятся новыми именами Симона.

В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). С этого момента в его жизни изменилось все — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проповеди Того, Кого он прежде гнал.

А для Петра таким моментом стало, наоборот, отречение. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «…В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26: 34). Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности… И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по-будничному, сам того не заметив — вплоть до самого петушиного крика. На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. И только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «…Паси овец Моих» (Ин. 21: 17). Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «Любишь ли ты Меня?» Задал его трижды, так что Петр даже расстроился, но после ночи с петухом это было не лишним: трижды отрекшийся трижды исповедал свою любовь.

А что за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом, оба они, и Петр, и Павел, прекрасно знали. Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти: «Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21: 18). Мученическая смерть была своего рода условием апостольства, и как не понимать это было Петру, видевшему распятие Учителя, и как не понимать Павлу, который сам прежде мучил христиан! Оба были казнены в Риме в шестидесятые годы от Р. Х., еще даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.

Об их проповеди рассказывает книга Деяний. С самого начала благовестие было обращено прежде всего «к погибшим овцам дома Израилева», и Петру потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться: язычников Бог точно так же призывает к вере, как и иудеев. Тем не менее он в основном проповедовал своим собратьям по вере, да и трудно, пожалуй, было простому галилейскому рыбаку обращаться к иноязычной и иноверческой аудитории. Зато это хорошо получалось у образованного Павла, который и сказал: «…Мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (Гал. 2: 7).

Вообще, различий между ними довольно много. Например, Петр еще до встречи со Христом был женат, а Павел решил всегда оставаться холостым, чтобы семейные дела не мешали его главному призванию. Впрочем, и о Петре сам Павел говорил, что жена была его спутницей (см. 1 Кор. 9: 5), значит, семейная жизнь не обязательно должна быть помехой миссионерству.

Сравнивать двух апостолов, которые впоследствии были названы первоверховными, можно долго и подробно, отмечая общее и особенное в жизни каждого из них. Но лучше всего дать слово им самим, чтобы они сказали нам, что это такое — быть первыми среди апостолов.

Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5: 1-4).

Павел: «…Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 5-8, 12).

- поклонение честны́м веригам , 29 июня - вместе с ап. Павлом , 5 сентября - воспоминание явления ап. Петра правоверному царю Юстиниану в Афире в в. (Греч. ; РПЦЗ ) и в Соборе двенадцати апостолов

Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Евода). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом - в Египте , где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе , потом проповедовал в Риме , Испании , Карфагене и Британии . Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра. Первое послание Петра обращено к “пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании” - провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности.

Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2014 г. , Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2013, с. 120.

12 июля Православная Церковь отмечает день первоверховных апостолов Петра и Павла. Оба святых являются разными примерами достижения святости и показывают разные пути к Богу. Один — малограмотный рыбак, второй — образованнейший фарисей. Но их объединяет любовь к Богу и ревностная проповедь христианства.

Апостол Петр: путь малограмотного рыбака

О святом Петре мы узнаем уже с четвертой главы Евангелия от Матфея. Его зовут Симон, и они вместе с братом Андреем сидят на берегу Галилейского моря и закидывают сети.

Встреча с Христом

Кто такие Андрей и Симон до встречи с Христом? Два малограмотных рыбака из Галилеи, которые день за днем трудятся, чтобы прокормить себя и родных.

К ним обращается Спаситель со словами: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4:19).

Трудно не заметить, с какой легкостью братья соглашаются, хоть в то время у Симона уже была собственная семья. Из Евангелия мы знаем, что Христос потом исцелит его тещу от горячки. А во время миссионерской проповеди Симона будет сопровождать и его жена.

Так пример апостола показывает, что семья — отнюдь не помеха на пути к Богу. Одни спасаются в браке и любви, а вторые — в монастыре и усердной молитве.

Но вернемся к началу проповеди Христа и началу апостольского служения.

Личные качества апостола Петра

Симон ярко отличается на фоне остальных учеников: искренний, открытый, вспыльчивый. Он фактически первым исповедует Иисуса как Бога: Ты — Христос, Сын Бога живого (Мф. 16:16). Также он идет навстречу Христу по водам, но еще не окрепший в вере, начинает тонуть. Симон и еще два ученика — Иоанн и Иаков — были свидетелями Преображения Господнего.

Сам Спаситель обращается к будущему первоверховному апостолу, указывая на его особую миссию и называя его иным именем — Петр , что переводится с греческого как «камень» (на арамейском языке, которым владел Христос, это звучит как «Кифа» ).

Блажен ты, Симон… Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16:17-19).

Впоследствии так и будет: после сошествия Святого Духа святой Петр фактически возглавит Церковь, первым выступит с проповедью, совершит преломление Хлеба.

А слова о ключах от рая еще надолго засядут в человеческих умах. В католической традиции особо распространенными станут скульптуры первоверховного апостола с ключом в руках.

Неидеальный апостол

Но Священное Писание показывает нам не образец идеального ученика. Это в одинаковой мере относится к апостолам Петру и Павлу.

Петр идет по водам, а потом начинает тонуть. Христос с одной стороны называет его блаженным и говорит о ключах от рая, а в другой ситуации резко пресекает: Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16:23).

На Тайной вечере, когда Петр клянется в верности, Спаситель говорит, что Симон отречется от него трижды, пока пропоет петух.

В Евангелии можно найти много примеров проявления духовной слабости того, кого назовут первоверховным апостолом. Но за что тогда святой Петр получил такую высокую награду? Не за то, кем он был, а за то, кем стремился быть и стал.

Рыбак у Галилейского моря и даже идущий по морю ученик — это еще не тот Петр, который всю жизнь оплакивает отречение от Христа и который после сошествия Святого Духа становится на проповедь.

Поэтому для каждого верующего пример апостола Петра, как и Павла, особо ценен, так как мы видим перед собой живого человека, с его слабостями и изъянами, с его стремлением и искренним покаянием. Мы видим, как Христос прощает, а Святой Дух восполняет все недостатки.

Исполненный Святого Духа Петр

Преображенный Петр проповедует не только среди иудеев, но идет и к язычникам, совершает множество чудес, рукополагает епископов. Особо известна его миссионерская деятельность в Риме. Также апостолу приписывают авторство Первого и Второго посланий.

За твердую веру и непоколебимую проповедь христианства был предан мученической кончине — распятию. Но его смерть отличалась от Христовой.

Крест апостола Петра и сатанинская символика

Святой считал себя недостойным умереть так же, как Сын Божий. Поэтому попросил перевернуть его тело вместе с крестом на 180 градусов — и был распят вниз головой. Вот почему в христианстве существует понятие о кресте апостола Петра. Он изображается в перевернутом виде.

Наверное, об этом мало осведомлены сатанисты, считая перевернутый крест своим символом, не понимая, насколько глубокие христианские корни имеет этот знак. Тогда, в 66 или 68 году, когда распяли святого Петра, никаких сатанистов не было и в помине.

Апостол Павел: путь образованного фарисея и гонителя христиан

Путь этого апостола начинался совсем иначе. Будучи глубоко образованным фарисеем, Савл (такое имя он получил от рождения), отстаивал веру предков и букву закона. Поэтому христиане для него были враждебными сектантами. Савл был свидетелем избиения перводиакона Стефана, а через определенное время и сам стал гонителем христиан. С такой целью он и направлялся в Дамаск, на пути в который и совершилась встреча, изменившая всю его жизнь.

Образованный фарисей и римский гражданин

Родился второй первоверховный апостол приблизительно в 5-10 году от Рождества Христова в городе Тарсе, центре эллинистической культуры. Его родители были знатными иудеями, а своего сына назвали в честь библейского царя Саула. От отца-фарисея Савл унаследовал любовь к Закону, желание учиться и римское гражданство.

Будущий святой получил хорошее образование: он обучался у одного из самых авторитетных учителей Торы — Гамалиила, также свободно владел древнееврейским, греческим и латынью, можно сказать, был на «ты» с богословием и философией.

И вот такой высокообразованный человек не мог поверить в то, что Христос — Сын Божий. Пока не встретился со Спасителем лично. Апостолы Петр и Павел стали для верующих двумя разными примерами встречи со Христом и следования за Ним.

На пути в Дамаск

Воскресший Христос явился Савлу по дороге в Дамаск и, осияв Своим Светом, спросил: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

Перепуганный, ослепленный гонитель упал на землю и спросил: «Кто Ты, Господи?».

Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9:5-6).

Когда человек встречается с Богом лично, никаких сомнений в истинности этой встречи и важности изменения себя даже быть не может. Так было и с будущим апостолом Павлом. В один миг разрушилось его фарисейское мировоззрение, вслед за физическим ослеплением пришла духовная ясность.

Савл все-таки достиг Дамаска, но уже не с целью гонений на христиан. Пораженный произошедшим, он три дня ничего не видел, но непрестанно молился.

Господь же обратился к некоему ученику Анании и попросил, чтобы тот исцелил Савла, которого назвал не гонителем и преследователем, а «Своим избранным сосудом». С момента этой личной встречи и исцеления и начинается богоизбранный путь святого Павла.

Миссионерское служение апостола Павла

Его необычайная одаренность и образованность послужили успешной проповеди христианства. Более 30 лет длилась миссионерская деятельность святого Павла.

За это время он совершил три апостольских путешествия, обратил многих людей к вере, привлек к проповеднической деятельности многих сподвижников, а также написал 14 посланий, которые до нашего времени удивляют читателей глубиной мудрости, умением обращаться к разным людям на языке их понятий, культуры и уровня понимания.

Как казнить римского гражданина?

Его миссионерскую деятельность и проповедь христианства среди язычников осудили иудеи, обвиняя апостола в том, что он вводит в Храм Соломона иноверцев.

Но казнить апостола Павла оказалось не так-то просто из-за римского государства. Процесс затянулся на несколько лет, за это время святой успел совершить последнее путешествие и написать несколько посланий.

Мученическая смерть настигла его, по одним данным, в 64-м году, по иным — в 67-м или 68-м. В отличие от первого верховного апостола, это было не распятие. Считалось, что римский гражданин, каким бы преступником он ни был, не может умереть так позорно. Поэтому святой Павел, как и Иоанн Предтеча, был обезглавлен.

Главный урок апостолов Петра и Павла

Но, расправляясь с неугодными, противники христианства не смогли убить главное — Церковь Христову, которая и по сей день живет по апостольским традициям и особо чтит память первоверховных апостолов Петра и Павла.

Внешне кажется, что у них нет ничего общего.

Один из них принадлежал к 12 ученикам, второй повстречал Христа уже после Воскресения и Вознесения.

Первый был обычным рыбаком, со вспыльчивым и одновременно доверчивым характером. Второй — высокообразованный иудей из знатной семьи, римский гражданин и ученик Гамалиила.

Но Христу не важно, кто ты есть до встречи с Ним. Ему важно, кем ты станешь. Примеры апостолов Петра и Павла показывают, кем все мы призваны быть, независимо от национальности, образования и социального статуса. А помолиться первоверховным апостолом вы можете своими словами, или прочитать акафист .

О служении первоверховных апостолов вы узнаете также из этого видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще