Open
Close

Святая нонна икона. Святая нонна

(† 25 января 389 г.), была дочерью христиан Фильтата и Горгонии, тетки святителя Амфилохия , епископа Иконийского (память 23 ноября). Родители воспитали ее в христианском благочестии. Святая Нонна состояла в браке с Григорием Арианзским, богатым владельцем земель в Арианзинском и Назианзинском округах. Брак был выгодный по земным расчетам, но тяжелый для благочестивой души Нонны. Григорий Арианзский был язычник, последователь секты верховников (ипсистариев), чтил верховного бога и соблюдал некоторые иудейские обряды; одновременно он покланялся огню. Благочестивая Нонна много молилась, чтобы обратить супруга к святой истине. Сын святой Нонны святитель Григорий Богослов так писал об этом: "Не могла она переносить этого спокойно, чтобы одной половиной быть в соединении с Богом, а другой частью самой себя - оставаться в отчуждении от Бога. Напротив того, она желала, чтобы к союзу плотскому присоединился и союз духовный. А потому день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение мужу". По молитвам святой Нонны, Григорию было во сне видение. "Отцу моему представилось, - писал святитель Григорий, - будто бы он (чего никогда прежде не делал, хотя и много раз просила и умоляла о том жена) поет следующий стих Давида: возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс. 71, 1). И пение небывалое, и вместе с песнею является желание! Когда услышала об этом та, которой исполнялось желание, то, пользуясь временем, объясняет видение в самую добрую сторону, в чем была совершенно права". Григорий пришел на Первый Вселенский Собор в Никею, где открыл свое обращение к Богу. Он был посвящен в сан пресвитера, а затем епископа Назианзинского и всецело посвятил себя Церкви. Одновременно с его хиротонией во епископа его супруга святая Нонна была посвящена в диакониссы. С такой же ревностью, как она воспитывала детей, святая Нонна стала заниматься благотворительностью.

"Она знала, - говорит святитель Григорий Богослов, - одно истинное благородство - быть благочестивою и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое богатство - тратить свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для обедневших родственников.

Если одни из жен отличаются бережливостью, а другие благочестием, ибо трудно совмещать оба качества, то она превосходила всех тем и другим, и в каждом достигла верха совершенства, и оба умела соединить в одной себе. Одно не терпело у ней ущерба от другого, но одно другим взаимно поддерживалось. Укрылось ли от нее какое время и место молитвы? Об этом у нее ежедневно была самая первая мысль. Лучше же сказать, кто, приступая к молитве, имел столько упования получить просимое? Но и всего удивительнее то, что она, хотя и сильно поражалась горестями, даже чужими, однако же никогда не предавалась плотскому плачу до того, чтобы скорбный глас исторгся прежде благодарения, или слеза упала на вежды, таинственно запечатленные, или при наступлении светлого праздника оставалась на ней печальная одежда, хотя ее постигали неоднократно многие скорби. Ибо душе Боголюбивой свойственно подчинять Божественному все человеческое. Умолчу о делах еще более сокровенных, которым свидетель один Бог и о которых знали разве верные рабыни, бывшие в том ее поверенными".

Последние годы доставили святой Нонне много печали. В 368 году умер ее младший сын Кесарей, молодой человек, подававший блистательные надежды; в следующем году умерла дочь. Мужественная старица переносила эти потери с покорностью воле Божией.

В 370 году епископ Григорий, тогда уже глубокий старец, участвовал в посвящении святого Василия Великого во епископа Кесарийского. Святая Нонна, которая немногим была моложе своего мужа, также готова была перейти в другую жизнь, но молитвами любящего сына на время удержана была на земле. "Мать моя, - писал ее сын, - всегда была крепка и мужественна, во всю жизнь не чувствовала недугов; но ее постигает болезнь. Из многих страданий, чтобы не умножать слова, наименую самое тяжкое - отвращение от пищи, продолжавшееся многие дни и неизлечиваемое никаким лекарством. Как же питает ее Бог? Не манну ниспосылает, как древле Израилю; не камень разверзает, чтобы источить воду жаждущим людям; не чрез вранов питает, как Илию; не чрез восхищаемого пророка насыщает, как некогда Даниила, томимого гладом в рове. Но каким же образом? Ей представилось, будто бы я, особенно ею любимый (она и во сне не предпочитала мне никого другого), являюсь к ней вдруг ночью с корзиной с самыми белыми хлебами, потом, произнеся над ними молитву и запечатлев их крестным знамением, по введенному у нас обыкновению, подаю ей вкусить, и тем восстановляю и подкрепляю ее силы. И это ночное видение было для нее чем-то действительно существенным, ибо с этого времени пришла она в себя и стала не безнадежна. А случившееся с нею обнаружилось ясным и очевидным образом. Когда при наступлении дня взошел я к ней рано утром, с первого раза увидел ее в лучшем прежнего положении; потом стал, по обыкновению, спрашивать: как провела ночь и что ей нужно? Она нимало не медля и речисто сказала: "Сам ты, любезный сын, напитал меня и потом спрашиваешь о моем здоровье. Ты весьма добр и сострадателен!" В то же время служанки показывали мне знаками, чтобы я не противоречил, но принял слова ее равнодушно и открытием истины не приводил ее в уныние".

На Святой земле в 289 году в христианской семье родилась девочка, которую родители, Фильтат и Горгония, назвали Нонной. Ее мать была в родстве со святителем Амфилохием, епископом Иконийским. Девочка воспитывалась в христианском благочестии. Когда Нонна выросла, ее выдали замуж за очень богатого человека из города Назианз, который владел землями в двух округах страны.

Замужем

Григорий Арианзский, так звали мужа Нонны, всем сердцем полюбил молодую жену. Она отвечала ему взаимностью, лишь одно ее смущало, Григорий был язычником. Он состоял в секте ипсистариев, соблюдал иудейские обряды, чтил верховного бога и при этом еще и поклонялся огню. Нонне оставалось только молиться и просить Господа, чтобы Он даровал спасение ее мужу.

Однажды Григорий увидел сон, в котором он пел необыкновенно красивым голосом. Странное дело, никогда в жизни он не пел и не умел этого делать. Проснувшись, он четко запомнил слова из песни, это был стих Давида: «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем». Он рассказал о своем видении жене, и та подтвердила, что Григорию таким образом был указан путь.

На Первом Вселенском соборе в Никее Григорий Арианзский обратился к Богу. Он стал христианином, вскоре его посвятили в сан пресвитера, а потом он стал епископом Назианзинским. Его жена Нонна к тому времени сделалась дьякониссой. Но до этого в ее жизни был не менее важный период. Она воспитала прекрасных детей.

Мать великого сына

Она долго не могла родить. В молитвах Нонна просила Господа даровать ей дитя, пообещав посвятить его Богу. Родился долгожданный сын. Его назвали Григорием, потом он стал известен всему миру под именем Григорий Богослов. Автор христианских текстов, ставший одним из Отцов Церкви, писал о своей матери: «Матерь моя, наследовав от отцов богоугодную Веру, и на детей своих наложила золотую сию цепь. В женском образе нося мужественное сердце, она для того только касается земли и заботится о мире, чтобы всё, и даже саму здешнюю жизнь, преселить в жизнь небесную».

Второго сына Нонны звали Кесарий Назианзин, а дочь была названа в честь бабушки Горгонией. Начальное образование дети получили дома. Григорий Богослов продолжил обучение в Александрии и в Афинах, а по возвращении домой был рукоположен в пресвитеры. Кесарий Назианзин выучился на врача. Горгония, став женой и матерью, прожила благочестивую жизнь. В сочинениях Григория Богослова упоминается случай ее чудесного исцеления.

Вырастив детей, Нонна занялась благотворительностью. Она помогала нищим и обедневшим родственникам. В пожилом возрасте на ее долю выпали тяжелые испытания. Сначала умер сын Кесарий, а спустя год – дочь. Остались у нее только муж и сын Григорий. Хотя принимала она беды с покорностью, но здоровье у Нонны резко ухудшилось. Она перестала есть и буквально таяла на глазах. Однажды ночью было ей видение. В комнату вошел сын Григорий, держа в руках корзину с булочками. Он протянул один хлебец матери, и она съела его с удовольствием. Затем видение исчезло. Утром Нонна почувствовала себя значительно лучше, в чем мог убедиться пришедший навестить ее Григорий Богослов. Он спросил, ела ли она, на что Нонна ответила: «Ты же сам накормил меня, о чем спрашиваешь?» Григорий Богослов спорить не стал, обрадовался, что мать поправляется.

В 374 году в возрасте ста лет умер отец Григория Богослова. После этого Нонна больше не покидала храм, пребывая все время в молитве. Спустя полгода она скончалась. Сама Нонна, ее муж и все дети представлены в лике святых.

Значение иконы

Икона Святой праведной Нонны рассказывает нам о женщине, которая была хорошей женой и матерью, помогала людям. Казалось бы, она не совершала подвигов, так почему же мы ее чтим? История святой Нонны – это доказательство того, какую важную роль несет в себе каждая женщина. Она может изменять судьбы мужчин, она является первым примером для детей. Эта роль – значительна. Женщинам не нужно забывать об этом. Быть хорошей женой и матерью, пожалуй, труднее, чем сделать блестящую карьеру.

11:07 17.08.2012 | ПРАВОСЛАВИЕ

Святая Нонна, мать святителя Григория Богослова († 25 января 389 г.), была дочерью христиан Фильтата и Горгонии, тетки святителя Амфилохия, епископа Иконийского (память 23 ноября). Родители воспитали ее в христианском благочестии. Святая Нонна состояла в браке с Григорием Арианзским, богатым владельцем земель в Арианзинском и Назианзинском округах. Брак был выгодный по земным расчетам, но тяжелый для благочестивой души Нонны. Григорий Арианзский был язычник, последователь секты верховников (ипсистариев), чтил верховного бога и соблюдал некоторые иудейские обряды; одновременно он покланялся огню. Благочестивая Нонна много молилась, чтобы обратить супруга к святой истине. Сын святой Нонны святитель Григорий Богослов так писал об этом: "Не могла она переносить этого спокойно, чтобы одной половиной быть в соединении с Богом, а другой частью самой себя - оставаться в отчуждении от Бога. Напротив того, она желала, чтобы к союзу плотскому присоединился и союз духовный. А потому день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение мужу". По молитвам святой Нонны, Григорию было во сне видение. "Отцу моему представилось, - писал святитель Григорий, - будто бы он (чего никогда прежде не делал, хотя и много раз просила и умоляла о том жена) поет следующий стих Давида: возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс. 71, 1). И пение небывалое, и вместе с песнею является желание! Когда услышала об этом та, которой исполнялось желание, то, пользуясь временем, объясняет видение в самую добрую сторону, в чем была совершенно права". Григорий пришел на Первый Вселенский Собор в Никею, где открыл свое обращение к Богу. Он был посвящен в сан пресвитера, а затем епископа Назианзинского и всецело посвятил себя Церкви. Одновременно с его хиротонией во епископа его супруга святая Нонна была посвящена в диакониссы. С такой же ревностью, как она воспитывала детей, святая Нонна стала заниматься благотворительностью.

"Она знала, - говорит святитель Григорий Богослов, - одно истинное благородство - быть благочестивою и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое богатство - тратить свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для обедневших родственников.

Если одни из жен отличаются бережливостью, а другие благочестием, ибо трудно совмещать оба качества, то она превосходила всех тем и другим, и в каждом достигла верха совершенства, и оба умела соединить в одной себе. Одно не терпело у ней ущерба от другого, но одно другим взаимно поддерживалось. Укрылось ли от нее какое время и место молитвы? Об этом у нее ежедневно была самая первая мысль. Лучше же сказать, кто, приступая к молитве, имел столько упования получить просимое? Но и всего удивительнее то, что она, хотя и сильно поражалась горестями, даже чужими, однако же никогда не предавалась плотскому плачу до того, чтобы скорбный глас исторгся прежде благодарения, или слеза упала на вежды, таинственно запечатленные, или при наступлении светлого праздника оставалась на ней печальная одежда, хотя ее постигали неоднократно многие скорби. Ибо душе Боголюбивой свойственно подчинять Божественному все человеческое. Умолчу о делах еще более сокровенных, которым свидетель один Бог и о которых знали разве верные рабыни, бывшие в том ее поверенными".

Последние годы доставили святой Нонне много печали. В 368 году умер ее младший сын Кесарей, молодой человек, подававший блистательные надежды; в следующем году умерла дочь. Мужественная старица переносила эти потери с покорностью воле Божией.

В 370 году епископ Григорий, тогда уже глубокий старец, участвовал в посвящении святого Василия Великого во епископа Кесарийского. Святая Нонна, которая немногим была моложе своего мужа, также готова была перейти в другую жизнь, но молитвами любящего сына на время удержана была на земле. "Мать моя, - писал ее сын, - всегда была крепка и мужественна, во всю жизнь не чувствовала недугов; но ее постигает болезнь. Из многих страданий, чтобы не умножать слова, наименую самое тяжкое - отвращение от пищи, продолжавшееся многие дни и неизлечиваемое никаким лекарством. Как же питает ее Бог? Не манну ниспосылает, как древле Израилю; не камень разверзает, чтобы источить воду жаждущим людям; не чрез вранов питает, как Илию; не чрез восхищаемого пророка насыщает, как некогда Даниила, томимого гладом в рове. Но каким же образом? Ей представилось, будто бы я, особенно ею любимый (она и во сне не предпочитала мне никого другого), являюсь к ней вдруг ночью с корзиной с самыми белыми хлебами, потом, произнеся над ними молитву и запечатлев их крестным знамением, по введенному у нас обыкновению, подаю ей вкусить, и тем восстановляю и подкрепляю ее силы. И это ночное видение было для нее чем-то действительно существенным, ибо с этого времени пришла она в себя и стала не безнадежна. А случившееся с нею обнаружилось ясным и очевидным образом. Когда при наступлении дня взошел я к ней рано утром, с первого раза увидел ее в лучшем прежнего положении; потом стал, по обыкновению, спрашивать: как провела ночь и что ей нужно? Она нимало не медля и речисто сказала: "Сам ты, любезный сын, напитал меня и потом спрашиваешь о моем здоровье. Ты весьма добр и сострадателен!" В то же время служанки показывали мне знаками, чтобы я не противоречил, но принял слова ее равнодушно и открытием истины не приводил ее в уныние".

Святая Нонна, мать святителя Григория Богослова († 25 января 389 г.), была дочерью христиан Фильтата и Горгонии, тетки святителя Амфилохия, епископа Иконийского (память 23 ноября). Родители воспитали ее в христианском благочестии. Святая Нонна состояла в браке с Григорием Арианзским, богатым владельцем земель в Арианзинском и Назианзинском округах. Брак был выгодный по земным расчетам, но тяжелый для благочестивой души Нонны. Григорий Арианзский был язычник, последователь секты верховников (ипсистариев), чтил верховного бога и соблюдал некоторые иудейские обряды; одновременно он покланялся огню. Благочестивая Нонна много молилась, чтобы обратить супруга к святой истине. Сын святой Нонны святитель Григорий Богослов так писал об этом: "Не могла она переносить этого спокойно, чтобы одной половиной быть в соединении с Богом, а другой частью самой себя - оставаться в отчуждении от Бога. Напротив того, она желала, чтобы к союзу плотскому присоединился и союз духовный. А потому день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение мужу". По молитвам святой Нонны, Григорию было во сне видение. "Отцу моему представилось, - писал святитель Григорий, - будто бы он (чего никогда прежде не делал, хотя и много раз просила и умоляла о том жена) поет следующий стих Давида: возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс. 71, 1). И пение небывалое, и вместе с песнею является желание! Когда услышала об этом та, которой исполнялось желание, то, пользуясь временем, объясняет видение в самую добрую сторону, в чем была совершенно права". Григорий пришел на Первый Вселенский Собор в Никею, где открыл свое обращение к Богу. Он был посвящен в сан пресвитера, а затем епископа Назианзинского и всецело посвятил себя Церкви. Одновременно с его хиротонией во епископа его супруга святая Нонна была посвящена в диакониссы. С такой же ревностью, как она воспитывала детей, святая Нонна стала заниматься благотворительностью.

"Она знала, - говорит святитель Григорий Богослов, - одно истинное благородство - быть благочестивою и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое богатство - тратить свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для обедневших родственников.

Если одни из жен отличаются бережливостью, а другие благочестием, ибо трудно совмещать оба качества, то она превосходила всех тем и другим, и в каждом достигла верха совершенства, и оба умела соединить в одной себе. Одно не терпело у ней ущерба от другого, но одно другим взаимно поддерживалось. Укрылось ли от нее какое время и место молитвы? Об этом у нее ежедневно была самая первая мысль. Лучше же сказать, кто, приступая к молитве, имел столько упования получить просимое? Но и всего удивительнее то, что она, хотя и сильно поражалась горестями, даже чужими, однако же никогда не предавалась плотскому плачу до того, чтобы скорбный глас исторгся прежде благодарения, или слеза упала на вежды, таинственно запечатленные, или при наступлении светлого праздника оставалась на ней печальная одежда, хотя ее постигали неоднократно многие скорби. Ибо душе Боголюбивой свойственно подчинять Божественному все человеческое. Умолчу о делах еще более сокровенных, которым свидетель один Бог и о которых знали разве верные рабыни, бывшие в том ее поверенными".

Последние годы доставили святой Нонне много печали. В 368 году умер ее младший сын Кесарей, молодой человек, подававший блистательные надежды; в следующем году умерла дочь. Мужественная старица переносила эти потери с покорностью воле Божией.

В 370 году епископ Григорий, тогда уже глубокий старец, участвовал в посвящении святого Василия Великого во епископа Кесарийского. Святая Нонна, которая немногим была моложе своего мужа, также готова была перейти в другую жизнь, но молитвами любящего сына на время удержана была на земле. "Мать моя, - писал ее сын, - всегда была крепка и мужественна, во всю жизнь не чувствовала недугов; но ее постигает болезнь. Из многих страданий, чтобы не умножать слова, наименую самое тяжкое - отвращение от пищи, продолжавшееся многие дни и неизлечиваемое никаким лекарством. Как же питает ее Бог? Не манну ниспосылает, как древле Израилю; не камень разверзает, чтобы источить воду жаждущим людям; не чрез вранов питает, как Илию; не чрез восхищаемого пророка насыщает, как некогда Даниила, томимого гладом в рове. Но каким же образом? Ей представилось, будто бы я, особенно ею любимый (она и во сне не предпочитала мне никого другого), являюсь к ней вдруг ночью с корзиной с самыми белыми хлебами, потом, произнеся над ними молитву и запечатлев их крестным знамением, по введенному у нас обыкновению, подаю ей вкусить, и тем восстановляю и подкрепляю ее силы. И это ночное видение было для нее чем-то действительно существенным, ибо с этого времени пришла она в себя и стала не безнадежна. А случившееся с нею обнаружилось ясным и очевидным образом. Когда при наступлении дня взошел я к ней рано утром, с первого раза увидел ее в лучшем прежнего положении; потом стал, по обыкновению, спрашивать: как провела ночь и что ей нужно? Она нимало не медля и речисто сказала: "Сам ты, любезный сын, напитал меня и потом спрашиваешь о моем здоровье. Ты весьма добр и сострадателен!" В то же время служанки показывали мне знаками, чтобы я не противоречил, но принял слова ее равнодушно и открытием истины не приводил ее в уныние".

В начале 374 года почил столетний старец епископ. Святая Нонна, почти не выходившая после того из храма, вскоре после его смерти скончалась на молитве в храме 5 августа 374 года.

Память святой Нонны, матери святителя Григория Богослова , совершается в Православной Церкви 18 августа по новому стилю.
Из житийных описаний многих угодников Божиих мы видим, как благочестие родителей отражается на будущем их детей. Нередки случаи канонизации разных поколений одного семейства. Святая Нонна, родившая на свет великого светильника Церкви, сама выросла в благочестивой христианской семье. Жизненный путь святой проходил в четвертом веке.
Родители святой Нонны отдали свою дочь в жены Григорию Арианзскому, имевшему большие земельные владения. С материальной точки зрения брак был благополучным, но очень тяжелым для убежденной христианки, так как ее супруг был далек от веры своей жены: он совмещал в своем сознании и религиозной практике иудейские и языческие обряды, был огнепоклонником. Святая Нонна на протяжении долгого времени возносила свои молитвы ко Господу, чтобы Григорий Арианзский переменил свое мировоззрение. Святитель Григорий Богослов делился своими воспоминаниями о рассказах матери, как она подвизалась в воздержании в употреблении пищи, ночных молитвах и других подвигах, уповая на помощь Божию в обращении супруга. Она чувствовала, что плотской союз с язычником отдаляет ее от горячо любимого Господа. Она пролила много слез, прежде чем увидела результат своих воззваний.
Однажды мужу Нонны приснилось, как он исполняет молитвенное песнопение из Псалтири, в котором говорится: «возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем» (Пс. 71, 1). Вместе с этим пением в душе Григория появлялось желание побывать в храме Божием. Когда Григорий поведал о своем сновидении жене, она сказала, что это Господь призывает его изменить свою жизнь и взгляды. С тех пор душа бывшего язычника обратилась ко Христу. Промыслом Божиим, когда Григорий пришел в город Никею, где в то время проходил Первый Вселенский Собор, то объявил о своем желании быть христианином. Со временем он принял священный сан, а позже стал занимать епископскую кафедру в Назианзине. Все свои силы епископ Григорий отдавал служению Господу.
Когда Григорий принимал епископский сан, его супруга святая Нонна стала диакониссой. С большим усердием она совершала дела милосердия, показывая добрый пример своим детям и другим людям.
Святитель Григорий Богослов вспоминал о добродетелях, которыми обладала его святая родительница. В ней сочетались и бережливое отношение к материальным благам, и истинное христианское благочестие. К воспитанию детей она относилась с чувством ответственности перед Богом за вверенные ей жизни. То имущество, которым распоряжалась святая, в первую очередь тратилось на дела благотворительности: помощь нуждающимся родственникам и другим бедным людям. Когда угодница Божия возносила свои молитвы ко Господу, то твердо уповала на то, что ее прошение будет исполнено.
Житие святой Нонны показывает пример безропотного перенесения скорбей, в том числе потери близких родственников. Она умела искренне благодарить Бога за все, что случалось в ее жизни. Какие бы тягостные обстоятельства ни происходили в дни церковных праздников, у праведницы всегда были светлые одежды в эти дни и доброе расположение духа.
Перед своей кончиной святая Нонна страдала тяжелым заболеванием, находясь в постельном режиме, некоторое время даже не могла принимать пищу, хотя на протяжении многих лет жизни она отличалась крепостью телесных сил. По молитвам святителя Григория Богослова она прожила еще некоторое время. После смерти ее супруга угодница Божия находилась в храме Божием почти все время, и упокоилась во время совершения молитвы.

Тропарь, глас 4:
Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не остави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.

Кондак, глас 8:
Апостол проповедание, и отец догматы, Церкви едину веру запечатлеша, яже и ризу носящи истину, истканну от еже свыше богословия, исправляет и славит благочестия великое таинство.

Величание:
Величаем тя, святая праведная Нонно, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва:
О, святая угоднице Божия Нонно, подвигом добрым подвизалась на земли, восприяла еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтим святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.