Open
Close

Суть марксистской концепции истории плюсы и минусы. Предпосылки формирования марксистской философии

Маркс и Энгельс внесли значительный вклад в науку о государстве и праве, социальную философию, экономическую теорию, политологию и социологию. Основными гранями этого вклада явились: материалистическое понимание истории, классовый подход к явлениям общественной жизни, учение об общественно-экономических формациях, о способах производства и др. В основу их анализа положен не отдельный человек, а интересы значительных групп людей – классов. Марксизм оказал мощное воздействие не только на сферу идей, но и на практику, внес свой вклад в преобразование мира, развитие социал-демократического и коммунистического движения, стремившихся не только революционными, но и реформистскими методами преодолеть противоречия капитализма и утвердить принципы социальной справедливости.

Учение Маркса и Энгельса является продуктом своего времени. Поэтому наряду с ценными непреходящими моментами ему присущ ряд исторических ограниченностей. Известны две крайности в отношении к марксизму: 1). абсолютизация его истинности, возведение в ранг «единственно верной» государственной идеологии в эпоху существования Советского Союза; 2). попытка представить это учение как ошибочное и вредное, получившее распространение после падения коммунистического режима. Марксизм, несмотря на ряд выявившихся ограничений, сохраняет непреходящее значение и требует взвешенного научного осмысления. Нельзя ставить знак равенства между Марксом и Энгельсом и теми, кто называл себя их последователями, между идеалами Маркса и Энгельса и практикой «реального социализма». В последующем развитии марксистской теории были допущены упрощения, ошибки, неадекватные формы приспособления теории к потребностям исторического момента.

Неверно причислять основоположников марксизма к идейным предшественникам тоталитаризма на основании их учения о диктатуре пролетариата, так как это понятие имеет разное толкование (как это показано ранее). Стремление Маркса преодолеть отчуждение человека, провозглашение индивидуальной свободы условием свободного развития общества, понимание пролетарского государства как самоуправления народа говорит о неправомерности отождествления марксизма с тоталитаризмом.

Спустя полтора века после выхода в свет «Манифеста Коммунистической партии» многие прогнозы Маркса и Энгельса сбылись. Хотя социалистическая революция в основных капиталистических странах так и не произошла, многие из них движутся по пути осуществления реформ, сходных с социалистическими. В ряде государств в ХХ веке утвердился социалистический строй, хотя сильно отличался от представлений основоположников марксизма о методах и формах построения социализма. По-прежнему остаются в силе проблемы, поставленные основоположниками марксизма: социальная справедливость, ликвидация эксплуатации, отчуждение людей в обществе, гуманизация общественных отношений, создание условий для гармоничного развития человека, самоорганизация и самоуправление народа. Основоположники марксизма предсказывали неизбежную трансформациию капитализма, но недооценили возможности эволюционных перемен, развития рыночного механизма и др..

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

1. Общая характеристика

1.1 История марксизма

1.2Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния

2 .Марксистская философия

2.1Марксистская философия истории

2.2Марксистская социология

3.Марксизм как официальная идеология

3.1Марксистские и пост марксистские школы и направления

3.2Критика марксизма

Заключение

Список использованной литературы

Введение

На протяжении своего более чем полуторавекового существования, прежде всего в XX веке, в зависимости от исторической конъюнктуры рейтинг марксизма как общественной науки среди ученых то взмывал вверх, то опускался вниз.

Представленная работа посвящена теме " Марксистская политическая теория". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Элементарный вопрос: какое содержание вкладывают в понятия "марксизм".

Задачи контрольной работы - рассмотреть марксистскую политическую теорию, разобрать ее цели, задачи, особенности, также плюсы и минусы. Мы разберем общую характеристику, историю возникновения данного течения, марксистскую философию и социологию. В конце работы сделаем вывод о историческом значении марксизма.

1 . Общая характеристика

Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют следующие положения: учение о прибавочной стоимости, материалистическое понимание истории (исторический материализм) и учение о диктатуре пролетариата.

Часто принято разделять:

1. Марксизм как философское учение (диалектический и исторический материализм);

2. Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках;

3. Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества.

1.1 История марксизма

В 40-х годах XIX века классовая борьба меду пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы(восстания лионских ткачей в 1831 и 1834, подъём движения английских чартистов в середине 30-х -- начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844). марксистский политический теория

В этот период немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс весной 1847 примкнули к тайному пропагандистскому обществу "Союз коммунистов", организованному немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. По поручению общества они составили знаменитый "Манифест коммунистической партии", опубликованный 21 февраля 1848 г. В нём они провозгласили неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата и привели краткую программу перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической:

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил. Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, т. е. при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства.

Сама программа содержит 10 пунктов:

Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах. Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры: 1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов. 2. Высокий прогрессивный налог. 3. Отмена права наследования. 4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников. 5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией. 6. Централизация всего транспорта в руках государства. 7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану. 8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия. 9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней. 10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

Карл Маркс, однако, жестко критиковал утопичный "грубый и непродуманный коммунизм" тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого ("общая частная собственность"). Грубый коммунизм, по утверждению Маркса, является порождением "всемирной зависти".

В 1864 г. был создан марксистский Первый интернационал. Марксисты основали социал-демократические партии, в которых выделилось как радикальное, революционное направление, так и умеренное, реформистское. Идеологом последнего стал немецкий социал-демократ Э.Бернштейн. В созданном в 1889 г. Втором интернационале до начала 1900-х годов в Интернационале преобладала революционная точка зрения. На конгрессах принимались решения о невозможности союза с буржуазией, недопустимости вхождения в буржуазные правительства, протесты против милитаризма и войны и т. п. В дальнейшем, однако, более значительную роль в Интернационале стали играть реформисты, что вызвало обвинения со стороны радикалов в оппортунизме.

В 1890-е годы в России существовал так называемый "легальный марксизм" пропагандировались в легальных изданиях: "Новое слово", "Жизнь" (1897--1901), "Начало". Представители: Пётр Струве, Михаил Туган-Барановский, Николай Бердяев, обличавшие народничество и выступавшие за демократические свободы, эволюционное реформирование общества; впоследствии многие перешли от марксизма к либерализму, став ядром партии кадетов.

В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические партии. Социал-демократы традиционно выступали за расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, пришедшие к власти сначала в России в 1917 г. (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и политических свобод (несмотря на то, что формально заявляли об их поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все сферы жизни общества (смотри также статью Тоталитаризм).

Поэтому уже в 1918 г. возникло люксембургианство, противостоящее с одной стороны пробуржуазной политике ревизионистскойсоциал-демократии, а с другой, большевизму. Его основателем была немецкая радикальная социал-демократка Роза Люксембург.

4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и лично ее лидера В.Ленина для развития и распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес реформистскому социализму Второго интернационала был создан Коммунистический интернационал.

Взгляды ряда теоретиков коммунизма, которые признавали прогрессивное значение Октябрьской революции в России, но подвергали критике ее развитие, а некоторые даже отвергали социалистический характер большевизма, видя в нем государственный капитализм, стали называть левым коммунизмом. Левая оппозиция в РКП(б) и ВКП(б) в 1920-е годы выступала за внутрипартийную демократию, против "нэпмана, кулака и бюрократа". "Левая оппозиция" в СССР прекратила свое существование в результате репрессий, но идеология ее лидера Л.Троцкого, высланного из страны, (троцкизм) стала достаточно популярной за рубежом.

Коммунистическая идеология в том виде, в каком она стала господствующей в СССР в 1920-е годы, получила название "марксизм-ленинизм". Позже возник так называемый "западный марксизм". Его основоположниками принято считать Д. Лукача, Карла Корша, Антонио Грамши.

Разоблачения сталинизма на 20-м съезде КПСС, советский курс на экономическое развитие при политике "Мирного сосуществования" вызвали недовольство лидера китайских коммунистов Мао Цзэдуна. Его поддержал лидер Албанской партии труда Энвер Ходжа. Политика советского лидера Н.С.Хрущёва была названа ревизионистской. Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. "антиревизионистские" группы, ориентированные на Китай и Албанию. В 1960-е--1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе. Лидер КНДР Ким Ир Сен, лавируя между СССР и Китаем, в 1955 провозгласил идеологию "чучхе", которая преподносится как гармоничная трансформация идей марксизма-ленинизма на основе древне корейской философской мысли.

Крупнейшие социал-демократические партии Европы отказались от приверженности марксизму (СДПГ в 1959 г. с принятием Годесбергской программы, ИСРП в 1979 г. с избранием Ф. Гонсалеса лидером партии).

Политика и теоретическое обоснование деятельности ряда коммунистических партий Западной Европы, в 1970-х и 1980-х годах критиковавших руководство КПСС в мировом коммунистическом движении, концепцию диктатуры пролетариата и недостаток политических свобод в странах, принявших советскую модель социализма, получила название "еврокоммунизм".

1.2 Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния

В творчестве Маркса выделяют два периода:

§ Ранний Маркс -- в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.

§ Поздний Маркс -- в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов ("базиса") всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.

Владимир Ильич Ленин указывал на три источника марксистского учения: английская политическая экономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализм. Маркс, исходя из этих источников, тем не менее, подверг их критическому осмыслению и переработке. Итогом чего и стал марксизм как новый этап в развитии общественной мысли.

2 . Марксистская философия

В своих ранних работах Маркс с одной стороны осуждает философию за ее умозрительное сознание, но с другой стороны, настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии в действительность. Так, широко известен 11-й тезис Маркса о Л. Фейербахе: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его.

Следует отметить, что ни Маркс, ни Энгельс свое учение диалектическим материализмом не называли. Они пользовались понятиями "современный" или "новый" материализм, чтобы отличить свои взгляды от механистического материализма французских просветителей. Термин диалектический материализм введен русским марксистом Георгием Валентиновичем Плехановым (1856--1918) и закреплен Лениным как официальное название философского компонента советской системы марксизма-ленинизма.

Выражение "диалектический материализм" часто используется как синоним марксистской философии. Однако оно не встречается у Маркса и Энгельса, которые говорили о "материалистической диалектике". Выражение "диалектический материализм" ввел в научный оборот И. Дицген в работе "Экскурсии социалиста в область теории познания".

Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития. В "Антидюринге" Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в "Диалектике природы" подчеркивается, что "диалектические законы являются действительными законами развития природы".

2.1 Марксистская философия истории

Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как "совокупность общественных отношений", поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемого в его историческом развитии.

Движущей силой истории Маркс считает "материальное производство" ("базис"). Его сподвижник Энгельс утверждает, что именно "труд создал человека". Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.

Все известные формации заключают в себе противоречия в виде антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства члены общества разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. В ходе классовой борьбы наиболее могущественный класс создаёт государство, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы этот класс мог господствовать над другими классами общества. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно "перерастают" производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что приводит к революциям (социальным и политическим).

Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно освободить человека от отчуждения и привести общество к бесклассовой коммунистической формации.

2.2 Марксистская социология

Карл Маркс не использовал в своих работах термин "социология", ассоциировавшийся в то время с именем Огюста Конта. Однако в современной научной практике принято считать, что работы Маркса оказали значительное влияние на развитие социологии. Воззрения Маркса в значительной степени отличаются от многих других признанных классиков социологии, поэтому его идеи принято выделять в отдельное направление. Прежде всего, стоит сказать о материалистическом понимании истории: в основе всех социальных изменений лежат не идеи и прочие духовные ценности, а сугубо экономические интересы основных социальных групп общества. Так, в результате конфликта классов по поводу экономических ресурсов и свершаются революции, обозначающие смену общественно-экономических формаций. Другими словами, все изменения в обществе и движение истории происходит в результате разрешения социальных конфликтов, возникающих между господствующим и другими классами общества. Именно на конфликте, по мнению Маркса, построена социальная структура. Таким образом, можно утверждать, что Маркс отвергал идею социального консенсуса, согласно которой единство общества зиждется на социальной солидарности, и утверждал, что общество изначально нестабильно и только благодаря этому внутреннему противоречию живет и развивается.

3. Марксизм как официальная идеология

В ряде государств в течение тех или иных исторических периодов у власти находились различные политические партии и движения называющие себя марксистскими, или находившиеся под влиянием марксизма. Марксизм в этих странах зачастую объявлялся официальной государственной идеологией или был таковой де-факто.

Далеко не все политики, использовавшие и использующие марксизм для оправдания своих действий, действительно в нём разбирались и были его последовательными и убеждёнными сторонниками. Довольно часто марксизм использовался как идеологическое прикрытие для замыслов и действий, далёких от идей и целей марксизма.

Ряд современных исследователей высказывают мнение, что в СССР и некоторых других странах партийная номенклатура использовала марксистские идеи в их догматизированном и вульгарном представлении.

3.1 Марксистские и пост марксистские школы и направления

Теория и идеология Маркса породила множество последователей как в научной сфере, так и в политике.

Российский марксизм XIX -- нач. XX вв.

§ Плеханов Г. В.

§ Ленин В. И.

§ Богданов А. А.

§ Троцкий Л. Д.

§ Мартов Ю. О.

§ Дан Ф. И.

§ Чхеидзе Н. С.

§ Аскельрод П. Б.

Российский марксизм XX в.

§ Выготский Л. С.

§ Лифшиц М. А.

§ Ильенков Э. В.

Российский марксизм XXI в.

§ Бузгалин А. В.

§ Колганов А. И.

Российский постмарксизм в конце XX -- начале XXI в.

§ Кагарлицкий Б. Ю.

§ Тарасов А. Н.

Западный марксизм XIX -- начале XX в.

§ Карл Каутский

§ Роза Люксембург

§ Рюле, Отто

Западный марксизм и неомарксизм XX в.

§ Дьёрдь Лукач -- проблемы отчуждения, товарного фетишизма.

§ Луи Альтюссер -- структуралистский марксизм.

§ Эрнст Блох -- философия надежды, марксизм как религия -- как открытость будущему.

§ Жан Бодрийяр -- от политэкономии денег к политэкономии знака и символа.

§ Карл Манхейм -- разработка концепции идеологии.

§ Вильгельм Райх -- фрейдо-марксизм, разработка идеи "Сексуальной революции".

§ Франкфуртская школа.

§ Жан Поль Сартр -- марксизм-экзистенциализм, проблемы отчуждения, свободы.

§ Антонио Грамши -- гражданское общество, интеллигенция, культура.

§ Эрнест Мандель -- изучение анатомии бюрократии в Советском Союзе и при капитализме; исследование перспектив её отмирания при переходе общества на качественно новую ступень развития.

§ Бертелл Оллман -- отчуждение.

§ Перри Андерсон -- британско-американский историк, теоретик движения "новых левых".

§ Рюбель, Максимилиан -- марксистский историк и теоретик либертарного коммунизма.

§ Коркут Боратав -- марксистский экономист, изучал проблемы распределения ресурсов и международной эксплуатации.

Западный постмарксизм в конце XX -- начале XXI в.

§ Иштван Месарош -- критика капитализма, проблемы отчуждения.

§ Эрнесто Лаклау

§ Шанталь Муфф

3.2 Критика марксизма

По мнению ряда историков и экономистов попытки построить "справедливое общество" на основе классического марксизма не только не жизнеспособны и утопичны, но привели к напрасной гибели миллионов людей во всём мире.

Точка зрения о несостоятельности марксизма как науки о развитии общества имеет место и в современном экономическом образовании:

В курсе, который предлагается избравшим его студентам, будет аргументировано показано, почему эта теория за два века существования выявила свою полную несостоятельность. История развивалась совершенно не так, как то представлено в марксистской теории формаций, особенно в той ее части, которой в свое время наиболее старательно занимался сам Маркс.

Заключение

Марксизм, его политическая концепция были реалистичной теорией эпохи промышленной революции, резкой критикой либерализма, попыткой навязать разрозненные ценности пролетариата всему европейскому обществу. Во второй половине ХIХ века марксизм значительно распространился в многих странах мира, где разгорелось движение рабочего класса. Марксизм имел огромное влияние на судьбу цивилизации в ХХ веке. Учение Маркса, выйдя на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70--90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивался в различных регионах Азии, получил распространение в Африке, Латинской Америке.

Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира.

Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей -- пролетариев, интерес которых защищала и выражала эта общественная теория. Вместе с всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах.

В наше время наемные работники составляют большинство человечества.

Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом.

Высшая цель марксизма -- разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторической процесса реализуется посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой -- всеобщего духовного опыта человечества.

Но не все идеи социально - политической концепции марксизма выдержал проверку временем. Историческое развитие человечества привело к таким изменениям, которых эта теория не предвидела. Сложились серьезные изменения в составе общественных сил, которые ведут борьбу за социальный прогресс, в способах и методах осуществления социальных перемен. Утратили актуальность идеи конфронтации, революции, вооруженной борьбы. В этих условиях по-другому выглядит и сам процесс общественного развития. Меняются представления про власть и ее носителей, государство и роль насилия, диктатуру и демократию, представления, которые раньше слаживались под влиянием психологии противостояния и борьбы. Они должны быть пересмотрены с позиции современного этапа мирового развития, общечеловеческих интересов.

Общественная практика показала, что исторически ограниченным оказалось положение марксизма о насилии как бабы-повитухи истории, о всемирно-исторической миссии пролетариата и его диктатуре, об исчезновении товарно-денежных отношений в эпоху социализма. Но и сейчас остаются актуальными диалектический метод анализа общественных явлений, идеи социальной справедливости и солидарности, положение про то, что свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

С писок использованной литературы

1 Хофман, Дж. Марксизм и теория "Праксиса"/ Дж. Хофман - М., 2003

2 Плимак, Е. Г. Драма Российских реформ и революций/ Е. Г. Плимак - М., 2000.

3 Зотов, В. Д. История политических учений/ Л. В. Зотова, В. Д. Зотов - М.: Юристъ, 2005

4 Алпатов, В. М. История одного мифа: Марр и марризм/ В. М. Алпатов, М., 1991.

5 Маркс, К. Капитал/ К. Маркс, т.1, М: 2005

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Вклад античных мыслителей в развитие экономической науки. История возникновения меркантилизма, классической политической экономии, марксизма, неоклассики - направлений экономической теории. Развитие теории регулируемого капитализма и институционализма.

    реферат , добавлен 18.04.2012

    Сущность экономической теории Карла Маркса, ее основные принципы и положения, история разработок и развития, применение и значение. Критика марксистской теории, ее недостатки и несовпадения. Особенности применения теории Маркса в условиях кризиса.

    реферат , добавлен 27.04.2009

    Первые политэкономические теории. Классическая политическая экономия. Принципы марксистской политэкономии. Современные экономические теории. Предмет политэкономии и основные методы экономических исследований. Современные проблемы экономики Украины.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Разнообразие экономических теорий отечественных и зарубежных учёных-экономистов, которые были рождены в различных исторических эпохах, плюсы, минусы каждой теории. Этапы развития экономического мышления человека. Особенности развития экономической теории.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2009

    Общая характеристика и этапы развития классической политической экономии. Особенности предмета и метода изучения классической политической экономии. Экономические учения представителей классической школы: А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Дж.С. Милля.

    реферат , добавлен 13.06.2010

    История происхождения и развития экономической теории, ее истоки и основные этапы. Основные научные школы, направления и разделы в современной экономической теории. Предмет, метод и функции экономической теории. Проблема экономической преступности.

    контрольная работа , добавлен 29.06.2010

    Общая характеристика и признаки классической политической экономии, ее отличия от меркантилизма. Основные представители классической школы политической экономии: Уильям Петти, Француа Кенэ, Адам Смит, Давид Рикардо, их роль в истории экономических учений.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2012

    Сущность предмета истории экономических учений. Основные предпосылки возникновения экономической мысли в государствах Древнего Востока. Анализ экономических идей Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Предпосылки возникновения марксистской экономической теории.

    шпаргалка , добавлен 06.12.2011

    Особенности взаимосвязи конкуренции и монополии, плюсы и минусы данных систем, специфика их взаимодействия. Использование достижений научно-технического прогресса. Роль инноваций, унификации и стандартизации. Плюсы и минусы свободной конкуренции.

    эссе , добавлен 15.04.2014

    Общая характеристика меркантилизма, его сущность и предпосылки возникновения. Меркантилизм - первая школа буржуазной политической экономии. Особенности и основные идеи меркантилизма в Западной Европе и в России. Историческое значение меркантилизма.

В статье поговорим о материалистической теории происхождения государства. Это довольно интересная тема, которая будет рассмотрена нами со всех точек зрения. Мы поговорим о преимуществах и недостатках этой теории, а также рассмотрим её основные положения. Если вас интересуют вопросы происхождения государства и права, читайте статью ниже.

Немного о теме

Материалистическая теория происхождения государства связывает появление такой структуры с тем, что в обществе появилась частная собственность. Именно из-за этого произошел раскол на классы, что в итоги породило классовые противоречия, которые лежат в основе множества революций. Специалисты считают, что материалистическая теория происхождения государства отличается большей ясностью своих исходных положений и четкости их формулировки, логической последовательностью. Но при этом надо отметить, что данная теория является огромным достижением всей теоретической мысли.

Базовые положения

Основные положения этой теории происхождения государства наиболее полно изложены в труде Фридриха Энгельса под названием «Происхождение семьи, частной собственности, государства». Также хорошую исходную базу можно получить, читая труд Владимира Ленина под названием «Государства и революция».

Согласно твердым убеждением Фридриха Энгельса, государство не может существовать постоянно. Отметим, что действительно в истории были общества, которые могли обходиться без такого аппарата власти. Однако на определённой ступени своего развития, который сопровождался экономическим ростом и неизменным расколом общества на слои, государство стало некой необходимостью для свершения такого раскола.

При этом противостояние классов необходимо всегда регулировать, чтобы не произошел глобальный конфликт, который приведет к массовым разрушениям. Именно для этого и нужна сила, которая будет стоять выше и контролировать всё происходящее. Другими словами, необходимо государство, которое будет определять силу противостоящих сил и сдерживать их в определенных границах. При этом такая сила должна выйти из самого общества, но суметь поставить себя выше него. Только тогда, благодаря отчуждению, можно будет построить государственную власть.

Отличия

Какие же отличия между государствами и родоплеменной организацией выделяет Ф. Энгельс в своем труде «Происхождение семьи частной собственности и государства»? Автор говорит о том, что различие состоит его дележке подданных по территориальному признаку. Как мы знаем, основа существования родовых общин базировалась на связи членов рода с определённой территорией, на которой люди вели хозяйство и жили годами. Мы понимаем, что время шло и мир развивался. Из-за того, что увеличивалась мобильность населения и из-за движущих экономических причин родовому обществу больше не было места в мире, так как оно не могла выполнять свои функции. Появилось общество, состоящее из граждан, которые уже могли принимать участие в выборе верховной власти. Люди получили общественные права и обязанности, которые не относились к родам или же племени, как было ранее.

Власть как принуждение

Следующая отличительная черта, согласно материалистической теории происхождения государства, заключается в том, что государство - это, по сути, публичная власть, которая не всегда может совпадать с мнением населения. При этом цель такой власти состоит том, что она будет держать людей в повиновении. В современном мире публичная власть существует абсолютно в каждом государстве. Она состоит не только из армии, как основной принудительной силы, но и из различных учреждений, которые при надобности могут оказывать влияние и давление на граждан посредством различных ограничений. Понятное дело, что подобные рычаги влияния были недоступны в родовом обществе.

Управление

Основные положения теории мы разобрали, теперь уделим внимание публичной власти как особому явлению. Это сила усиливается в том случае, если классовые конфликты обостряются. Благодаря этому на международной арене государства становятся более контактными и населенными. Чтобы вся эта система работала, необходима финансовая поддержка, которую можно получить от граждан. Для этих целей и были придуманы налоги. Но цивилизация развивалась и в какой-то момент этих взносов стало недостаточно, поэтому в современном мире государство может делать займы или же иметь государственные долги.

Люди, которые имели достаточно власти, конечно же, имели право взыскивать налоги. Таким образом, даже обычные чиновники являются органами государства и становятся над обществом, защищают его авторитет и законы. Это замкнутый круг, потому что чиновники будут всегда защищать закон, так как он обеспечивает их неприкосновенность.

Кто руководит?

Однако кому же достанется власть согласно материалистической теории происхождения государства? Кратко ответить здесь можно и нужно. Власть достанется самому могущественному классу, который при этом обязательно имеет экономическое превосходство. Таким образом, политический класс формируется из самых богатых граждан, таким образом укрепляя свои позиции и приобретая новые средства для того, чтобы подавлять и эксплуатировать низшие классы.

Параллели с историей

Отметим, что в античном обществе власть была представлена рабовладельческим строем. То есть, все его основные рычаги давления были направлены на подавление рабов, как самого низшего, но очень полезного класса людей для богатых. Феодальное общество было государством власти, которое ставило перед собой тоже одну очень важную похожую цель, а именно - подавление крепостных и зависимых крестьян.

Но что же происходит сейчас? Государство нового времени представляет собой не что иное, как усовершенствованное и очень продуманное орудие для эксплуатации наемных работников при помощи капитала.

Исключения

При этом отметим, что критика теории основывается не только на теоретических доводах, но и на некоторых примерах из истории, которые являются исключением из общих правил. Так, истории известны случаи, которые нарушали всю эту систему. Были периоды, когда между противостоящими классами устанавливалось некое равновесие. Благодаря этому, государственная власть на некоторое время начинала отдаляться от обоих классов и действовать более самостоятельно, независимо от их интересов. Таким примером была абсолютная монархия в XVII-XVIII веках, благодаря которой было достигнуто некое равновесие между буржуазией и дворянством, хотя полностью конфликт исчерпан, конечно же, не был.

Категории людей

Но были и более негативные примеры. Даже сам автор материалистической теории происхождения государства рассказывает о случае, когда известные государства предоставляли людям права касательно выборов, исходя из их имущественного положения. Таким образом, мы понимаем, что главная цель государственной системы заключается в том, чтобы защищать богатых от неимущих. Например, в Риме и в Афинах людей делили на имущественные категории, из которых исходили определенные права и ограничения. Во времена средневекового феодального общества возможности политического влияния напрямую соотносились с размерами земельных участков. А что касается нового времени, то этот принцип выражается в избирательном цензе при выборе кандидатов в высшие государственные органы.

Демократия

Для современной демократии не существует никаких ограничений. Однако всё равно люди с деньгами пользуются своей властью косвенно. С одной стороны, они могут просто подкупать высокопоставленных лиц, а с другой стороны - заключать довольно хитрые союзы между крупными предприятиями и правительственными органами, таким образом вынуждая последних действовать по их интересам. Современные представители материалистической теории происхождения государства говорят, что в начале прошлого века общество наконец-то начало приближаться к тому уровню, когда существование конфликтных классов уже не является необходимостью, а становится настоящей помехой для развития. Это ведет к тому, что последует социальная революция, которая уничтожит государство как аппарат управления.

Плюсы и минусы материалистической теории происхождения государства

Рассмотрим положительные и негативные стороны данной теории. Перед этим напомним, что основной постулат заключается в том, что государственный аппарат возник благодаря экономическим причинам. То есть появилось разделение труда, частная собственность, что привело к расколу общества на противоборствующие слои, которые мотивированы разными экономическими интересами.

Достоинства материалистической теории происхождения государства заключаются в том, что материальная сторона жизни и всего общества занимает очень важное место. На возникновение самого аппарата управления влияют такие факторы, как ведение хозяйства, форма трудовой деятельности и собственности. Благодаря переходу к производящей экономике дифференциация людей происходит по существенному признаку, а не по размеру кошелька. При этом в такой модели государства очень четко раскрываются его истинные признаки.

Минусы теории заключаются в том, что влиять на функционирование государственного аппарата может не только экономика, но и различные политические и социальные интересы других граждан или государств. Также в таком случае роль управленческого аппарата сильно недооценивается, что, естественно, влияет на его работу. И последний минус заключается в том, что даже по этой модели все государства всё равно развиваются по-разному.

Критика

Критики В. Корельский и С. Алексеев считают, что нельзя считать экономические причины двигательной силой возникновения государственного аппарата. Свои умозаключения они подтверждают тем, что истории известны случаи, когда такие аппараты управления возникали и формировались в доклассовом обществе. В подтверждение своих взглядов исследователи приводят различные факторы, когда на образование государства оказывали влияние совершенно разные, а иногда противоположные причины.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что причины возникновения государства могут быть разные. На данный момент такой аппарат управления есть, действует и пока не планирует исчезать. При этом ответственность за эффективность работы этого аппарата лежит не только на выбираемых кандидатах, но и на обычных людях, которые делают тот или иной выбор.

Чтобы подбирать кандидатов, необходимо иметь хотя бы минимальное понимание всей этой системы и разбираться в возможностях политических претендентов, а также стратегиях, которые могут использоваться для создания благоприятного образа.

  • 4. Прокоментуйте предмет і структуру філософії виходячи з позиції Філософська проблема це не тільки проблема абсолютного, але абсолютна проблема
  • 5.Місце людини у всесвіті
  • 6.Любовь – духовная доминанта чел. Существования(эрос/агапэ)
  • 7.Что такое «мировоззрение», зачем оно человеку?
  • 8. Почему и зачем человек оперирует такими понятиями как «ценность»?
  • 9. Как вы понимаете: человек в течение своей жизни только должен состояться как человек?
  • 10. Разъясните: «Цель философии – переход разума от одной системы ценностей к другой, от менее примитивной к более разнообразной и глубокой».
  • 12. В чем, по вашему мнению, заключается значимость философских идей Античности для становления европейской культуры и цивилизации?
  • 13. Что общего и различного между философиями Древнего Востока и античной?
  • 14. В чем, по вашему мнению, состоит особенность и важность античной философии для мировой культуры и цивилизации?
  • 15. Античный и Средневековый Универсум (сравнительная характеристика).
  • 16. Основная проблематика философии Средневековья (течения, идеи, имена).
  • 17. Почему в философии Средневековья встала проблема поиска доказательств существования Бога (приведите примеры)? Считаете ли вы их уместными, почему?
  • 18. Какие изменения произошли в духовном климате Европы с началом эпохи Возрождения? Какие причины привели к этому?
  • 19. Базовые концепты мировоззренческих теорий Возрождения.
  • 20. Философская картина мира Нового времени (идеи, направления, имена).
  • 21. В чем состоит связь между кризисными явлениями 20-21 вв. И главными мировоззренческими идеями 17-18 вв.
  • 22. Немецкая классическая философия – общая характеристика (основные тезисы).
  • 24. В чем, по вашему мнению, состоит связь между философской системой г. В. Ф. Гегеля и явлением политического тоталитаризма в 20 столетии?
  • 25. «Плюсы» и «минусы» марксизма.
  • 26. Позитивистская традиция в философии (основные идеи, направления, имена).
  • 27. Основные течения философской мысли конца 19 – первой половины 20 века.
  • 28. Ситуация постмодерна в философии.
  • 29. Поясните максиму г. Сковороды: «Не жить лучше, а быть лучше».
  • 30. Онтологический круг философских вопросов.
  • 31. Метафизика и диалектика как разновидности философского понимания бытия.
  • 32. Сознание как объект философского анализа.
  • 33. Сознательное и бессознательное (з. Фрейд, к. Г. Юнг).
  • 34. Философские взгляды на науку: к Поппер, т. Кун, и. Лакатос, п. Фейерабенд (главные тезисы).
  • 35. Преимущества и риски научного прогресса.
  • 36. Специфика научного познания, основные критерии.
  • 38. Социальный прогресс (сущность и критерии).
  • 39. Культура як людинотворчий фактор.
  • 40. Назовите определяющие черты украинской философской мысли и подумайте, в чем она тяготеет к восточной философии, а в чем – к западной?
  • 41Засади історичного процесу
  • 42. Истина и ее критерии. Основные концепции истины.
  • 43. Объясните выражение м. Бердяева: «Наука никогда не была и не может быть освобождением человеческого духа, наука всегда была выражением неволи человека у необходимости» - согласны ли вы с этим?
  • 44. Соотнесите себя с каждым уровнем взаимодействия человека и общества: индивид, индивидуальность, личность.
  • 24. В чем, по вашему мнению, состоит связь между философской системой г. В. Ф. Гегеля и явлением политического тоталитаризма в 20 столетии?

    Связь: философия Гегеля – это основа марксизма. Гегель – это наиболее яркий рационалист и систематик («Если факты не укладываются в систему, тем хуже для фактов»). Гегель создал диалектическое учение, по которому в мире нет ничего статичного, все находится в развитии, а развитие носит прогрессивный и закономерный характер. Гегель открыл 3 универсальных закона развития, которые применимы к природе, человеку и обществу: перехода количества в качество; единства и борьбы противоположностей; отрицания отрицания.

    Последователями Гегеля были Фейербах, Маркс, Белинский, Ленин и др. мыслители, которые восприняли революционное содержание историзма Гегеля, на основе которого в 20 веке его последователи построили тоталитарную систему. В тоталитарном обществе реализуется социальная система, порядок, в которые человек должен вписаться, в противном случае – тем хуже для человека (репрессии, перевоспитание).

    Тоталитаризм – это политическая система, которая рационально упорядочивает социум, и при которой власть контролирует даже частную жизнь человека. В ряде стран в 1920 – 1930-е гг. тоталитарные режимы утвердились как попытка выхода из экономического кризиса, преодоления разрухи, предотвращения угрозы революции, создания нового социального устройства; внешней экспансии. Однако неэффективность такого пути развития государств привело к тому, что в конце 20 века большинство государств стало на путь демократического развития.

    25. «Плюсы» и «минусы» марксизма.

    Философия марксизма отличается разнообразием интересов, концептуальным подходом к решению ключевых проблем, тесной связью с экономическими и политическими исследованиями особенностей социально-исторического процесса.В марксизме производство орудий и средств труда становится особой социальной потребностью, необходимой для обеспечения жизни. Сущность человека состоит в том, что его жизнедеятельность – это процесс осознанного развития, который базируется на материальном производстве и осуществляется в системе общественного производства. Выходом из проблемы отчуждения ученый считает преобразования частной собственности, накопленной одними за счет других, в индивидуальное, частное свойство, которое базируется на собственной работе. При этом возникает идея самого коммунизма. Таким образом, марксизм отрицает институт частной собственности, отстаивает имущественное равенство всех людей.Основные плюсы марксизма – это то, что ему удалось достичь, как экономисту. Благодаря Марксу были сформулированы основные диалектические законы: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные возражения. Маркс разделил историю на 3 этапа: 1) доэкономический (в обществе практически нет экономики, но есть равенство); 2) экономический (развивается производство, экономика, но появляется неравенство); 3) коммунистический (есть правовое и имущественное равенство всех людей, а также развитая экономика).