Open
Close

Страстная пятница: история и традиции самого скорбного дня для верующих. Страстная пятница

Страстная пятница – самый скорбный день, день траура. Пятница – день воспоминания Спасительных Страстей Господа. В этот день Иисус был предан иудейским властям , совершил крестный ход на Голгофу, был распят и умер. Об истории и традициях праздника читайте в нашей рубрике "Вопрос-ответ".

Что такое Страстная пятница?

Чтобы Иисус Христос воскрес, возвестив победу жизни над смертью, он должен был быть распят. События произошли именно в пятницу. Иисуса пытали, потом судили, потом вели на Голгофу и распяли. После этого тело сняли с креста и погребли в пещере.

Именно распятие является важным символом Страстной пятницы. Еще один важный символ, которому уделяется внимание во время утренней и вечерней службы, – это плащаница. Длинная ткань, на которой в полный рост изображен Иисус Христос в гробу.

В Великую пятницу священнослужители надевают самое темное облачение и совершают три богослужения. Утром в храмах служат так называемые "Часы", после которых опять читают Евангелие о Страстях Христовых. В середине дня – вечерню с чином выноса плащаницы, а вечером служат утреню Великой субботы с чином погребения плащаницы. Пусть вас не удивляет несоответствие во времени, дело в том, что по церковному календарю сутки начинаются с вечера.

Плащаницу устанавливают на возвышении в центре храма, на нее кладут Евангелие, а перед ней ставят кадильницу с ладаном, постоянно воскуряющую фимиам. Также в память о том, как жены-мироносицы принесли масла для помазания тела Христа, плащаницу умащают благовониями и украшают цветами. Верующие прикладываются к ней, также перед плащаницей положено полагать земные поклоны.

Все богослужения Великой пятницы и Великой субботы начинаются и завершаются не в алтаре, а перед плащаницей. Кроме того, Великая пятница – день строгого поста. Верующие не должны ничего есть до окончания чина выноса плащаницы – до трех часов дня. Затем разрешено вкусить хлеб и выпить воды.

Как проходит богослужение в Страстную пятницу?

В Великую пятницу в Православной Церкви совершают три богослужения. Утром служат Часы, за которыми вновь читают Евангелие о Страстях Христовых, в середине дня совершают вечерню с чином выноса плащаницы, а вечером – утреню Великой субботы (сутки по церковному календарю начинаются с вечера) с чином погребения плащаницы.

Днем на чине выноса плащаницы читается канон "Плач Божией Матери". Вечернее богослужение имеет заупокойный характер. Это погребение Самого Христа. Как на отпевании, все в храме стоят с зажженными свечами. В начале утрени читается семнадцатая кафизма — часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах. Затем прочитывают канон Великой субботы. Это тоже плач о погребенном Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема – ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. Тихим крестным ходом с плащаницей и со свечами завершается утреня Великой субботы. Когда шествие обходит храм, все поют заупокойное "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас..." Всего несколько часов отделяет этот крестный ход от следующего, совершаемого в воскресную полночь, уже пасхального.

В Страстную пятницу грехом считается работать в огороде – нельзя втыкать в землю железные предметы: грабли, вилы, лопаты. Урожай может дать хороший только петрушка. Петрушку называют травой предсказателей, и она приносит плодовитость, любовь и страсть.

Если вы изготовите саше с листьями петрушки, то это будет хорошей защитой для вас от физиологического или психологического давления. Также благоприятным этот день считают для прививки деревьев.

А белье, постиранное в Страстную пятницу, чистым не станет, оно может покрыться кровавыми пятнами. В Страстную пятницу не рекомендуется перевозить пчел, иначе погибнут все. Если вы освятите в храме кольца в этот день, то они могут защитить вас от болезней на весь год. Испеченная сдоба в Страстную пятницу, сохраненная в течение всего года, лечит коклюш.

Материалы по теме


Какие существуют народные приметы в Страстную пятницу?

В дни Пасхи не берут соль, чтобы руки не потели, девушки становятся на топор, чтобы стать крепкими. Все любовные приметы на Пасху сбываются особенно верно. Если девушка ушибет локоть, то ее вспоминает милый. Если в супе попадется муха или таракан - жди свидания. Губа зачешется - не миновать поцелуев, если бровь - кланяться девушке с милым.

Если на Страстную пятницу пасмурно, то хлеб будет с бурьяном. Если солнечно - пшеница будет зернистой.

Простой способ определения "наговоренных" вещей в квартире. Так, в Страстную пятницу идете в церковь и берете недогоревшую свечку, которая была у вас в руках во время службы. В квартире ее зажигаете и идете по комнатам. Там, где она затрещит, находится порченая вещь.

Если подстригать ногти в Страстную пятницу, это помогает от зубной боли. Во сне в этот день девушке явится будущий жених.

Распятие

У православных наступил самый скорбный день года – Великая пятница. Именно сегодня, без малого два тысячелетия назад, на Кресте был распят, искупая людские грехи, Иисус Христос.

Вот краткая хронология событий с ночи четверга и до вечера пятницы, как ее излагает «Православная энциклопедия».

В четверг после Тайной вечери и Прощальной беседы Спаситель с учениками отправились в Гефсиманию (сад у подножия Масличной (Елеонской) горы), где провели часть ночи (ученики в дремоте, а Христос - в молитвенном подвиге) до прихода Иуды Искариота с вооруженной толпой от первосвященников и старейшин израильских. Иисус был арестован, а его ученики разбежались. Христос был отведен к первосвященнику Анне, а затем предстал перед Каиафой (до рассвета) и судом Синедриона (утром), который приговорил Его к смерти. В это время апостол Петр, следовавший за Учителем и ожидавший исхода дела во дворе, трижды отрекся от Него.

После вынесения приговора Христа доставили к римскому прокуратору Понтию Пилату (он был полномочным представителем римской власти и помимо прочего ведал смертными казнями), который отослал Его к тетрарху Ироду Антипе, правившему в Галилее (ибо Иисус был из Галилеи; тем самым Понтий Пилат хотел переложить на Ирода ответственность за смерть Христа). После допроса, поругания и осмеяния у Ирода Иисус снова был приведен к Пилату. Несмотря на свое желание отпустить Христа и после нескольких неудачных попыток сделать это, Понтий Пилат под давлением иудейских первосвященников и толпы предал Его на Распятие.

Узнав о приговоре, раскаявшийся в предательстве Иуда наложил на себя руки. После бичевания и поругания в претории Иисус Христос был выведен за пределы Иерусалима и распят римскими солдатами, разделившими между собой Его ризы, на Голгофе (Лобном месте, где по преданию был похоронен череп Адама. Претерпев несколько часов крестных страданий, свидетелями которых было множество народа, Иисус Христос умер на Кресте, «и завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф 27. 51-52).

Двое из Его тайных учеников Иосиф Аримафейский и Никодим сняли Тело Иисуса с Креста, обвили его плащаницей и похоронили «во гробе» - небольшой пещере неподалеку от Голгофы, закрыв его большим камнем. При погребении присутствовали женщины-последовательницы Христа (мироносицы). На другой день по просьбе израильских старейшин (боявшихся, что ученики Иисуса украдут Его Тело и объявят о воскресении) Понтий Пилат приказал римским солдатам, опечатав пещеру, охранять ее.

А на следующий день произошло Воскресение Христово. Вера в то, что Сын Божий, пострадав за людей, воскрес, и составляет основу и главное благовестие Христианства. Поэтому Великая Пятница, Великая суббота и Пасха (т.н. пасхальное триденствие) - центральные в церковном календаре. Богослужение Великой Пятницы полностью посвящено воспоминанию событий от окончания Тайной вечери и до погребения Пречистого тела Господа Иисуса Христа (подобно другим дням Страстной седмицы, Великая Пятница как литургический день открывается не вечерней, а утреней и заканчивается на повечерии).

Что же такое распятие? Какие чудовищные муки принял за людей Иисус Христос? Вот как поясняет это известный православный миссионер протодиакон Андрей Кураев:

«Цицерон эту казнь называл самой ужасной из всех казней, которые придумали люди. Суть ее состоит в том, что человеческое тело повисает на кресте таким образом, что точка опоры оказывается в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч, и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса, и застаивается там. Мышцы постепенно начинают деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья. Такая казнь иногда длилась несколько суток. Чтобы ускорить ее, человека не просто привязывали к кресту, как в большинстве случаев, а прибивали. Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к кисти руки и управляют ей. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву - страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того, чтобы дышать в таком положении, у него остается только один выход - надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна - это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но поскольку при этом руки его также прибиты, то рука начинает вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, а сплошь покрытого зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.

Евангелие говорит, что страдания Христа длились около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи нередко мечом перебивали голени распятому. Человек терял последнюю точку опоры и быстро задыхался. Стражники, охранявшие Голгофу в день распятия Христа, торопились, им нужно было закончить свое страшное дело до заката солнца по той причине, что после заката иудейский закон запрещал прикасаться к мертвому телу, а оставлять эти тела до завтра было нельзя, потому что наступал великий праздник - иудейская Пасха, и три трупа не должны были нависать над городом. Поэтому команда палачей торопится. И вот, св. Иоанн специально отмечает, что воины перебили голени двум разбойникам, распятым вместе со Христом, но самого Христа не коснулись, потому что видели, что Он был мертв. На кресте заметить это не трудно. Как только человек перестает без конца двигаться вверх-вниз, значит, он не дышит, значит, он умер...

Евангелист Лука сообщает, что когда римский сотник пронзил копьем грудь Иисуса, то из раны излились кровь и вода. По заключению медиков, речь идет о жидкости из околосердечной сумки. Копье пронзило грудь с правой стороны, дошло до околосердечной сумки и сердца - это профессиональный удар солдата, который целится в незагражденную щитом сторону тела и бьет таким образом, чтобы сразу достать до сердца. Из уже мертвого тела кровь истекать не будет. То, что кровь и вода излились, означает, что сердечная кровь еще раньше, еще до последней раны перемешалась с жидкостью околосердечной сумки. Сердце не выдержало мук. Христос умер от разрыва сердца раньше».

Здесь стоит напомнить, что русские православные – не монофизиты, как армяне. В нашем понимании Иисус Христос – богочеловек. Т.е. тот, кто не только является Господом, но и наравне со всеми нами чувствует любую физическую боль тела. Вот какие муки перенес, спасая нас, Иисус Христос. Как сказано в Евангелии от Иоанна: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

Вот что говорил о б этом событии выдающийся пастырь Русской Православной Церкви архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

«Длящаяся в мире жизнь Христова привела нас сегодня на Голгофу к опустевшему Кресту Божественного Страдальца, к Его гробу. А двадцать столетий назад в это время вокруг Его безжизненного тела уже оставались только самые близкие, оплакивающие свою любовь и несбывшиеся надежды.

Последний возглас Умирающего на Кресте: «Свершишася» слышали друзья и недруги. И никто еще не понимал того дела, за которое Он умирал. Теперь же, как в капле росы отражается и играет солнце радостью жизни, так в каждой Церкви по всей земле отражаются события тех трагических и спасительных дней: вознесен Крест Господень и плащаница Христова, вещают о величайшем в истории мира свершившемся на Голгофе подвиге.

На земле Спасителем и Искупителем явилось Царство Божие и зовется Оно Церковью Христовой. И сегодня уже не вместила бы Голгофа всех, принесших к прободенным стопам Спасителя свою любовь. Это Господь исполняет Свое обещание: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». (Ин.12,32).

Мы-то сейчас, стоя у плащаницы, уже ждем Его Воскресения. Может, поэтому и не можем мы прочувствовать благодатную горечь страстей Христовых, ни удержать сорокодневной радости грядущей Пасхи. Но сегодня Великая Пятница - день великой скорби и глубоких дум. «Да молчит всяка плоть человеча и ничтоже земное в себе да помышляет».

В великую Пятницу все человечество от Адама до последнего земнородного должны стоять пред плащаницей поникнув головами своими. Это их грехом смерть вошла в мир, их преступления сотворили Голгофскую казнь. Страшно сознавать себя преступником, невыносимо видеть в себе виновника смерти - убийцу. И вот это - факт! Все мы без исключения причастны к этой смерти…

Вслушаемся же, дорогие, что вещает нам безмолвный Спаситель: «Для тебя, для твоего спасения Я умер. И нет больше той любви, что положила душу свою за други своя. Мысль о тебе, грешник, желание спасти тебя дало Мне силы перенести невыносимое. Ты слышал, как по-человечеству Своему, Я тужил и скорбел в саду Гефсиманском в преддверии страданий. Сердце без слов взывало к Небесному Отцу: «да мимо идет Меня чаша сия». Но воспоминание о тебе, твоей вечной гибели, сострадание и милосердие к погибающему творению Божию победили страх пред временными нечеловеческими муками. И воля Моя слилась с волей Отца Моего и любовь Его с любовью Моею к тебе, и этой силой Я осилил невыносимое. «Грехи всего мира отяготели на Мне». Твою ношу, которая для тебя непосильна Я взял на Себя»…

Господь рассеял мрак тьмы, господствующей до Его пришествия в мире, осветил путь в Царство Небесное, но и доселе враг Божий имеет свою часть в неверах, язычниках, и не знающих покаяния грешниках. Как во время служения Христа его соплеменники заменили Божии Истины ложью и превратились в лицемерных обрядоверов, так и ныне не повторяются ли и нами их заблуждения. На словах, «Господи, Господи»! а по жизни: «имей мя отречена».

Не являет ли с очевидностью горький опыт жизни человечества продолжающееся его пленение богоборцу - врагу рода человеческого. Господь даровал нам радость жизни вечной, а мы предпочитаем призрачные утехи временного бытия. Христос Спаситель своим подвигом самопожертвования «лишил силы, имеющего державу смерти, то есть диавола», и смысл Его жертвы - восстановление погибающего на земле Царства Божия, похищенного врагом у прародителей наших. Но в нашей власти избирать путь мнимой свободы, по существу повиновения врагу Божию, или путь жизни следования за Христом. Благодать Божия неиссякаема в Церкви Божией. Будем же, дорогие, жить Церковью и в Церкви, и будем помнить, что христианская жизнь есть жизнь Святого Духа. В стяжании благодати Святого Духа заключается смысл и нашей земной жизни. И сегодня, и ежегодно, в тишине Великого Пятка звучит к человечеству глас Божий: «Спасайтесь, спасайтесь, людие Мои»!».

С по-не-дель-ни-ка пра-во-слав-ный ка-лен-дарь от-кры-ва-ет че-ре-ду пе-чаль-ных и тор-же-ствен-ных дней, име-ну-е-мых по-сла-вян-ски «Страстно й седми цей», т. е. «Неде-лей стра-да-ний» Иису-са Хри-ста. За каж-дым из дней за-креп-ле-но вос-по-ми-на-ние и бо-го-слу-жеб-ное вос-про-из-ве-де-ние со-от-вет-ству-ю-щих со-бы-тий еван-гель-ской ис-то-рии. Чте-ния и про-тяж-ные пес-но-пе-ния ве-дут хри-сти-ан по сле-дам Гос-по-да, гря-ду-ще-го на воль-ную смерть.

Страст-ной по-не-дель-ник

Близ-кие стра-да-ния и смерть Спа-си-те-ля сим-во-ли-зи-ру-ют-ся по-вест-во-ва-ни-ем о жиз-ни вет-хо-за-вет-но-го пра-вед-ни-ка Иоси-фа Пре-крас-но-го, про-дан-но-го сво-и-ми за-вист-ли-вы-ми бра-тья-ми в Еги-пет за два-дцать среб-ре-ни-ков ( гл.). В еван-гель-ской прит-че о бес-плод-ной смо-ков-ни-це, не при-нес-шей пло-да, а по-то-му про кля-той, изо-бра-жа-ет-ся ги-бель-ность пу-ти ду-хов-ной ле-но-сти. Те-му про-дол-жа-ет прит-ча о злых ви-но-гра-да-рях, ко-то-рые долж-ны по-не-сти за-слу-жен-ное на-ка-за-ние (). Об этой страш-ной ка-ре, ко-то-рая по-ло-жит ко-нец биб-лей-ско-му Из-ра-и-лю, так и не по-няв-ше-му смысл сво-е-го пу-ти в да-ро-ван-ной ему Бо-гом Свя-щен-ной ис-то-рии, го-во-рит скорб-ное про-ро-че-ство Гос-по-да о близ-ком раз-ру-ше-нии Иеру-са-ли-ма ().

Страст-ной втор-ник

Г. Грён-нинг . Прит-ча о та-лан-тах.
Фраг-мент (2-я пол. XVI в.)

В Страст-ной втор-ник Гос-подь при-зы-ва-ет нас к по-сто-ян-но-му бодр-ство-ва-нию и при-умно-же-нию сво-их да-ро-ва-ний, по-яс-няя это прит-ча-ми о де-ся-ти де-вах (муд-рых и нера-зум-ных) и о та-лан-тах (в пря-мом и пе-ре-нос-ном смыс-ле), ко-то-рые да-ны нам во-все не для то-го, чтобы за-ры-вать их в зем-лю. Ина-че нет оправ-да-ния на Страш-ном су-де ().

Страстная среда

При-бли-жа-ет-ся тра-ги-че-ская раз-вяз-ка, и смыс-ло-вым цен-тром Страст-ной сре-ды ста-но-вят-ся два вза-им-но про-ти-во-по-лож-ных по смыс-лу со-бы-тия: по-ка-я-ние греш-ной жен-щи-ны, бла-го-дар-но воз-лив-шей дра-го-цен-ное ми-ро на но-ги Иису-со-вы, и страш-ный за-мы-сел Иуды, од-но-го из Две-на-дца-ти апо-сто-лов, пред-ло-жив-ше-го вла-стям по-мочь тай-но аре-сто-вать сво-е-го Учи-те-ля за трид-цать среб-ре-ни-ков ().

Страст-ной чет-верг

На-сту-па-ет Страст-ной, или Ве-ли-кий, чет-верг . Умыв но-ги уче-ни-кам и тем пре-по-дав им урок сми-ре-ния, Гос-подь вку-ша-ет Свою по-след-нюю в зем-ной жиз-ни пас-халь-ную тра-пе-зу и уста-нав-ли-ва-ет та-ин-ство Ев-ха-ри-стии (бук-валь-но «Бла-го-да-ре-ния») - та-ин-ство Сво-е-го веч-но-го еди-не-ния и об-ще-ния со все-ми на-ми. В нём про-дол-жа-ет-ся чу-до Виф-ле-е-ма, чу-до во-пло-ще-ния и во-че-ло-ве-че-ния Бо-га, бла-го-да-ря ко-то-ро-му про-изо-шло ре-аль-ное со-еди-не-ние двух ми-ров - Бо-же-ствен-но-го и че-ло-ве-че-ско-го. Об-ра-ща-ясь к От-цу, Хри-стос мо-лит-ся за нас: «Да бу-дут все они од-но (еди-но); как Ты, Отец, во Мне, и Я в Те-бе, так и они да бу-дут в Нас еди-но» (). Лю-ди, по-том-ки еди-но-го Ада-ма, ста-но-вят-ся «со-те-лес-ни-ка-ми» Бо-го-че-ло-ве-ка Иису-са Хри-ста и через это - еди-но-кров-ны-ми бра-тья-ми.

Из-ме-ня-ет-ся и ха-рак-тер бо-го-слу-же-ний. Не слыш-но бо-лее ноч-но-го пре-ду-пре-жде-ния «Се же-них гря-дет…», ибо Он уже при-шел и в празд-нич-но убран-ной гор-ни-це со-вер-ша-ет ве-ли-кую Ве-че-рю Люб-ви. Двой-ным чув-ством - ра-до-сти и пе-ча-ли - про-ник-ну-то бо-го-слу-же-ние Ве-ли-ко-го Чет-вер-га: пе-ча-ли о на-чав-шем-ся крест-ном вос-хож-де-нии Гос-по-да на Гол-го-фу и ра-до-сти о той ве-ли-кой Ра-до-сти, ко-то-рую Гос-подь уго-то-вал всем лю-бя-щим Его. Эта «крест-ная ра-дость» и есть та под-лин-ная ду-хов-ная ра-дость, ко-то-рая нам ныне да-ет-ся. В знак ее свя-щен-но-слу-жи-те-ли на Ли-тур-гии пе-ре-об-ла-ча-ют-ся в свет-лые одеж-ды. Чем же за-кан-чи-ва-ет-ся эта ночь чет-вер-га? Что ожи-да-ет Гос-по-да и всех нас, Его ду-хов-ных со-при-част-ни-ков на Тай-ной ве-че-ре, в пят-ни-цу?

Ночь над Иеру-са-ли-мом. В си-он-ской гор-ни-це мер-ца-ют све-тиль-ни-ки. В пе-чаль-ном мол-ча-нии воз-ле-жат Две-на-дцать. «Один из вас пре-даст Ме-ня», - зву-чат под-твер-жде-ни-ем на-дви-га-ю-щей-ся тра-ге-дии сло-ва Гос-по-да. Ше-пот, ис-пу-ган-ные воз-гла-сы: «Не я ли?» Вста-ёт Иуда и усколь-за-ет в ноч-ную тьму. Не спят и чле-ны Си-нед-ри-о-на. Ар-хи-ереи от-да-ют тай-ный при-каз во-и-нам…

Апо-сто-лы раз-де-ли-ли свя-щен-ную Ча-шу и Хлеб. Гос-подь го-во-рит о стра-да-ни-ях, ко-то-рые ждут Его. Пётр с го-ряч-но-стью обе-ща-ет ид-ти с Ним на смерть. Он и не по-до-зре-ва-ет, как она близ-ка.

«За-по-ведь но-вую даю вам: да лю би-те друг дру-га; как Я воз-лю-бил вас, так и вы люби те друг дру-га» ().

Тра-пе-за за-кон-че-на. Ти-хо на-пе-вая пас-халь-ный пса-лом, они по-ки-да-ют дом, вы-хо-дят за го-род-ские во-ро-та и углуб-ля-ют-ся в мас-лич-ный сад Геф-си-ма-нии. Там ца-рит тьма. Апо-сто-лы спят, лишь тро-их, са-мых близ-ких уче-ни-ков, Хри-стос про-сит раз-де-лить с Ним мо-лит-ву. Но гла-за у них сли-па-ют-ся и сквозь за-бы-тье они слы-шат Его го-лос: «От-че! Ес-ли Ты хо-чешь, про-не-си эту ча-шу ми-мо Ме-ня! Впро-чем, не Моя, но Твоя во-ля да ис-пол-нит-ся» ().

Тра-ги-че-ский финал бли-зок. Стра-жа уже пе-ре-се-ка-ет по тро-пин-ке овраг. Сле-ду-ет при-вет-ствен-ный по-це-луй Иуды, ука-зу-ю-щий на То-го, Кто имен-но дол-жен быть аре-сто-ван; неумест-ная по-пыт-ка Пет-ра с ме-чом в ру-ках за-щи-тить Учи-те-ля, вско-ре сме-нив-ша-я-ся столь же ис-крен-ним трое-крат-ным от-ре-че-ни-ем; ма-ло-ду-шие и бег-ство уче-ни-ков; до-прос у ар-хи-ерея на спеш-но со-зван-ном Си-нед-ри-оне, лжи-вые по-ка-за-ния, из-де-ва-тель-ства че-ля-ди. По-след-ний страш-ный во-прос Кай-а-фы, в ко-то-ром за-клю-чен смысл всей вет-хо-за-вет-ной ис-то-рии: «Бо-гом Жи-вым за-кли-наю Те-бя, ска-жи нам: „Ты ли Мес-сия (Хри-стос), Сын Бо-жий?“ Го-во-рит ему Иисус: „Ты [сам это] ска-зал. Бо-лее то-го го-во-рю вам: от-ныне у зри-те Сы-на Че-ло-ве-че-ско-го, вос-сев-ше-го по пра-вую ру-ку Си-лы и ше-ству-ю-ще-го по об-ла-кам небес-ным“. То-гда пер-во-свя-щен-ник разо-драл на се-бе одеж-ды и ска-зал: „Он из-рёк бо-го-хуль-ство! Для че-го нам ещё сви-де-те-ли? Вот, те-перь вы [са-ми] слы-ша-ли бо-го-хуль-ство. Что вы ре-ши-те?“ Они же ска-за-ли ему в от-вет: „Он дол-жен уме-реть!“» ().

В па-мять всех этих со-бы-тий, увен-чан-ных Крест-ной смер-тью, в на-ших хра-мах со-вер-ша-ет-ся Утре-ня с чте-ни-ем две-на-дца-ти Еван-ге-лий Свя-тых Стра-стей (Стра-да-ний) Гос-по-да на-ше-го Иису-са Хри-ста. «Страстны е Еван-ге-лия», как их обыч-но на-зы-ва-ют, - это от-рыв-ки из всех че-ты-рёх Еван-ге-лий, рас-пре-де-лён-ные по хро-но-ло-ги-че-ско-го прин-ци-пу и охва-ты-ва-ю-щие со-бы-тия от Тай-ной Ве-че-ри до по-гре-бе-ния Спа-си-те-ля. Чис-ло две-на-дцать сим-во-ли-зи-ру-ет пол-но-ту биб-лей-ской но-чи, со-сто-я-щую из две-на-дца-ти ча-сов. Чис-лом уда-ров ко-ло-ко-ла воз-ве-ща-ет-ся по-ряд-ко-вый но-мер про-чи-ты-ва-е-мо-го Еван-ге-лия. Мо-ля-щи-е-ся сто-ят в тем-ном хра-ме с за-жжён-ны-ми све-ча-ми; зву-чат ти-хие и про-тяж-ные при-пе-вы: «Сла-ва Стра-стям Тво-им Го-о-оспо-ди», «Сла-ва дол-го-тер-пе-нию Тво-е-му Го-о-оспо-ди». Со-глас-но при-ход-ской тра-ди-ции, эта служ-ба со-вер-ша-ет-ся на-ка-нуне Страст-ной пят-ни-цы, то есть ве-че-ром Страст-но-го чет-вер-га.

Страст-ная пят-ни-ца

На-сту-па-ет Страст-ная пят-ни-ца - центр ве-ли-ко-пост-ной скор-би, день Крест-ной смер-ти и по-гре-бе-ния на-ше-го Гос-по-да. В пра-во-слав-ных хра-мах зву-чат чте-ния и пес-но-пе-ния о по-след-них ча-сах Его зем-ной жиз-ни.

Пред-ста-вим се-бе ран-нее утро дня на-ка-нуне ев-рей-ской Пас-хи. Иисус Хри-стос при-ве-дён в пре-то-рию, и от Пон-тия Пи-ла-та тре-бу-ют под-твер-жде-ния смерт-но-го при-го-во-ра. Тот брезг-лив и недо-во-лен. Ка-кое де-ло рим-ско-му гу-бер-на-то-ру до иудей-ских ре-ли-ги-оз-ных спо-ров о Мес-си-ан-ском цар-стве, тем бо-лее - о цар-стве «не от ми-ра се-го»?! Он ис-кренне со-чув-ству-ет му-же-ствен-но-му Че-ло-ве-ку, яв-но окле-ве-тан-но-му вра-га-ми, и хо-чет от-пу-стить Уз-ни-ка. Хри-стос для Пи-ла-та - без-обид-ный учё-ный меч-та-тель, по-хо-жий на стран-ству-ю-щих ан-тич-ных фило-со-фов, к ко-то-рым «здра-во-мыс-ля-щие» рим-ляне от-но-си-лись скеп-ти-че-ски-на-смеш-ли-во, как к веч-ным де-тям.

«За-чем Ты при-шёл сю-да», - спра-ши-ва-ет у Хри-ста пре-фект. - «Я для то-го ро-дил-ся и при-шёл в мир, чтобы быть сви-де-те-лем ис-ти-ны», - слы-шит он в от-вет и сар-ка-сти-че-ски усме-ха-ет-ся: «Что есть ис-ти-на?» Гру-бый сол-дат, он не ве-рит в неё. Он ве-рит в си-лу зо-ло-та и рим-ских ле-ги-о-нов. Со-хра-нить бла-го-во-ле-ние мрач-но-го им-пе-ра-то-ра Ти-бе-рия, дав-ше-го ему власть над этой бес-по-кой-ной про-вин-ци-ей, для него важ-нее все-го. И Пи-лат, несмот-ря на пре-ду-пре-жде-ния же-ны (), ма-ло-душ-но умы-ва-ет ру-ки.

Аль-брехт Дю-рер.
Рас-пя-тие Хри-ста. (1508 г.)

Око-ло по-лу-дня из-му-чен-но-го Хри-ста при-во-дят на ме-сто каз-ни и рас-пи-на-ют меж-ду двух раз-бой-ни-ков. Мир со-дро-га-ет-ся. Солн-це скры-ло свой лик и непо-нят-ная тьма на-дви-га-ет-ся на Гол-го-фу. В оди-но-че-стве, с вы-со-ты Кре-ста, встре-ча-ет Он мрак. А вни-зу - лю-ди, глу-мя-щи-е-ся и встре-во-жен-ные, рав-но-душ-ные и пла-чу-щие. Он уми-ра-ет, раз-де-лив со все-ми, пе-ре-жив-ши-ми му-ки и смерть, ужас по-след-них ми-нут... Иисус гром-ко вос-клик-нул: «„Отец! В ру-ки Твои пре-даю дух Мой!“ И с эти-ми сло-ва-ми ис-пу-стил Он по-след-ний вздох» ().

Утром в хра-мах чи-та-ют-ся Цар-ские Ча-сы, по-свя-щен-ные вос-по-ми-на-нию ми-нув-шей но-чи и на-сту-пив-ше-го дня смер-ти Спа-си-те-ля. (Ча-сы - это бо-го-слу-же-ния су-точ-но-го цик-ла; «цар-ски-ми» они на-зы-ва-ют-ся в дан-ном слу-чае по-то-му, что ко-гда-то в Кон-стан-ти-но-по-ле на них при-сут-ство-ва-ли им-пе-ра-то-ры со всем дво-ром.) Бо-же-ствен-ная Ли-тур-гия, на ко-то-рой со-вер-ша-ет-ся бес-кров-ная Ев-ха-ри-сти-че-ская жерт-ва, не слу-жит-ся, ибо «жерт-ва в этот день при-не-се-на на Гол-го-фе» (прот. ). (Един-ствен-ное ис-клю-че-ние - в слу-чае сов-па-де-ния Страст-ной пят-ни-цы с празд-ни-ком Бла-го-ве-ще-ния; то-гда со-вер-ша-ет-ся Ли-тур-гия св. Иоан-на Зла-то-уста.)

Око-ло двух ча-сов дня свя-щен-но-слу-жи-те-ли вы-но-сят из ал-та-ря Пла-ща-ни-цу - боль-шую ико-ну, на ко-то-рой умер-ший Иисус Хри-стос изо-бра-жен во весь рост, ле-жа-щим в гроб-ни-це. Она по-ла-га-ет-ся по-сре-ди хра-ма на осо-бом воз-вы-ше-нии (ка-та-фал-ке), и при-не-сен-ные ве-ру-ю-щи-ми цве-ты окру-жа-ют ее с трех сто-рон. Оста-ет-ся лишь ме-сто для при-хо-дя-щих по-кло-нить-ся Спа-си-те-лю ми-ра и об-ло-бы-зать Его пре-чи-стые но-ги.

На-сту-па-ет ве-чер, а с ним - «Чин по-гре-бе-ния». Ве-ру-ю-щие ста-но-вят-ся участ-ни-ка-ми по-гре-баль-ной про-цес-сии и, со све-ча-ми в ру-ках, со-про-вож-да-ют об-но-си-мую во-круг хра-ма Пла-ща-ни-цу с пе-ни-ем «Святы й Бо-же». Зву-чит скорб-но-за-та-ен-ный пе-ре-звон ко-ло-ко-лов и умол-ка-ет, ко-гда Пла-ща-ни-ца вновь за-ни-ма-ет своё ме-сто в хра-ме, сре-ди бе-лых цве-тов.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

Постоянно пребывает с христианами, направляет, очищает, дарует благодать и милость, а если надо, наказывает для блага грешника. Православная Страстная пятница призвана напомнить всем верующим, что ценой нечеловеческих страданий и распятия дарована Божья благодать - вечная жизнь.

Углубляясь в воспоминания Великой пятницы, христиане по-новому пересматривают свою грешную жизнь, понимая, что каждая капля Святой крови - цена нашего греха.

Суд Пилата

Еврейские священники, схватив в четверг Христа, вынесли ему смертный приговор, но его утвердить его должен был римский правитель Понтий Пилат. Пилат приехал в Иерусалим перед Пасхой, которую евреи праздновали каждый год, вспоминая освобождение из египетского плена. В тот год Пасха припала на воскресенье.

Связанного и оплеванного Иисуса привели к Понтию Пилату, который спросил у Христа, царь ли Он, на что Спаситель не дал четкого ответа, но показал Себя, учителем, проповедником, но никак не возмутителем спокойствия. (Луки 15:1-7).

Суд над Иисусом Христом

Пилат не нашел вины Спасителя и передал решение неприятного для него вопроса Ироду, царю Галилеи.

Удивительно, но свое решение прокуратор принял после разговора с женой, которая просила не делать ничего плохого узнику, ибо ей приснился сон, что она пострадала за Учителя. В Библии не указано имя этой женщины, но историки утверждают, что это была Клавдия Прокула, которая впоследствии приняла христианство и причислена к лику святых.

Тетрарх Ирод Антипа ненавидел христиан, о которых уже был наслышан, и отдал Непокорного на поругание римским солдатам. Трудно представить, каким пыткам был подвергнут Сын Божий, как плакал Бог Отец, видя плетки с огромными крючьями на концах. Святая Кровь лилась рекой, но ненасытные человеческими страданиями воины продолжали свое дело на глазах у онемевшей толпы, радостных священников и убитой горем Матери Марии.

Надругавшись над невинным Иисусом, Ирод полуживого Богочеловека отправил обратно к Пилату для выполнения приговора. Понтий Пилат, не желая быть признанным противником кесаря, утвердил приговор, при этом произнес свою знаменитую фразу, о том, что на его руках нет невинной Крови, вся вина лежит теперь на еврейском народе, на дальнейших поколениях. (Мат. 27:24).

Понтий Пилат умывает руки

Дорога на Голгофу

Православная Страстная пятница - это воспоминание о Крестном пути от суда до распятия и крестных страданий Христа . Многие христиане всего мира стараются на Пасху приехать в Иерусалим, чтобы присутствовать при Схождении Благодатного Огня , но перед этим пройти дорогой Виа Долороса, по которой шел Спаситель, растерзанный, изувеченный, с огромным тяжелым крестом на плечах.

«Свершилось!» - ликуют Небеса, но не надо забывать, какой ценой даровано человечеству это спасение.

Богатый тайный ученик Христа по разрешению Пилата снял Спасителя с Креста.

Снятие с Креста и погребение Спасителя

Укутанное в плащаницу, миропомазанное тело укладывают в новом гробу. По тем временам гробами назвали углубление в пещере, которое закрывалось огромным камнем, отвалить его было под силу только нескольким мужчинам.

Ныне на месте погребения находится Кувуклия.

Мир замер в ожидании. Ученики растеряны, римляне и священники ликуют, даже не предполагая, какое их ожидает разочарование.

Гробница Иисуса Христа в Иерусалиме

Богословие Страстной пятницы

Церковный хор во время служений воздает хвалу Страстям и долготерпению Господа нашего, Иисуса Христа.

На протяжении всего дня в храмах во время Царских часов читаются Евангелия, в которых описаны все события Страстной пятницы. Во время чтения священники акцентируют внимание прихожан на изменчивости человеческой натуры, что еще не завяли пальмовые листья, которыми евреи встречали Спасителя, а здесь они кричат: «Распни!».

Пятница Страстной седмицы - день памяти страшных страданий, но это время радости. Богочеловек заплатил за грехи человечества, цену этого Подвига нельзя забывать никогда.

Великий подвиг самопожертвования - отдать жизнь за неблагодарное человечество.

Вечерняя служба знаменуется выносом Плащаницы, в этот день отменены все Литургии, как знак особенной исключительности Великой пятницы. Исключение делается только во время совпадения дней Страстной пятницы и Благовещения.

Великая Вечерня

Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на Кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый Господи, слава Тебе.

Людие злочестивии и беззаконнии, вскую поучаются тщетным? Вскую Живота всех на смерть осудиша? Велие чудо, яко Создатель мира в руки беззаконных предается, и на древо возвышается Человеколюбец, да яже во аде узники свободит, зовущия: Долготерпеливе Господи, слава Тебе.

Днесь, зрящи Тя, Непорочная Дева, на Кресте Слове возвышаема, рыдающи матернею утробою, уязвляшеся сердцем горце, и стенящи болезненно из глубины души, лице со власы терзающи. Темже и перси биющи, взываше жалостно: увы Мне, Божественное Чадо! Увы Мне, Свете мира! Что зашел еси от очию Моею, Агнче Божий? Темже воинства безплотных, трепетом содержими бяху, глаголюще: Непостижиме Господи, слава Тебе.

Что разрешено и что под запретом в Великую пятницу

  • Время воспоминаний о Страшных муках Христа наполнено тишиной, нигде не слышно музыки и веселья.
  • Воскресший Иисус достоин памяти о Его страданиях, это не день страха и ужаса, это время рассуждений.
  • До выноса Плащаницы многие христиане полностью отказываются от пищи, далее соблюдая сухоядение.
  • В этот день не делают никакую работу, кроме выпечки куличей.
  • Великую пятницу следует посвятить памяти Иисуса, проведя день в Богослужениях, молитвах и посте.

Православные богослужения наполнены силой благодарности за Страсти Богочеловека, переживания перед которыми вызывают слезы раскаяния у многих верующих.

Страстная Седмица. Великая Пятница

И двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или Ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.

Отче! прости им,

ибо не знают, что делают.

Великую Пятницу совершились и воспоминаются святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им претерпенные. Совершая в Великую Пятницу «последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь в этот великий день все моменты священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть () – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – богослужением первого часа (); время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; а снятие тела Христова со креста – вечернею.

В Великую Пятницу литургии не бывает, – потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, – а совершаются Царские часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне священнослужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице, особо приготовленном столе. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и лобызают язвы изображенного на ней Господа – прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

На утреннем богослужении в Великую Пятницу Церковь торжественно произносит благовестив о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 чтений евангельских, называемых Страстными Евангелиями. Чтение 12-ти Евангелий в Великую Пятницу взяло начало свое от предания апостольского. О чтении 12-ти Страстных Евангелий в Великую Пятницу упоминает святитель Иоанн Златоуст . Он говорит: «Иудеи нападают с неистовством на Иисуса Христа и сами по себе мучают Его, связывают, отводят, делаются виновниками обид, нанесенных воинами, пригвождают ко кресту, укоряют, насмехаются. Пилат здесь ничего не присоединял со своей стороны: они сами все делают. И сие у нас прочитывается, когда бываем все в собрании, дабы не сказали нам язычники: вы показываете народу только блистательное и славное, например, знамения и чудеса, а позорное скрываете. Благодать Святого Духа так устроила, что все сие прочитывается у нас во всенародный праздник, – именно, в Великий Четверг Пасхи (то есть в Пятницу Страстной седмицы), когда мужчины и женщины предстоят в великом множестве, когда стекается целая вселенная, тогда-то проповедуется сие громким гласом; и при таком-то всенародном чтении и проповедании мы веруем, что Христос есть Бог». «Ныне все мы, – говорил святой Иоанн Дамаскин в Великую Пятницу, – собрались послушать о Кресте, наполняем Церковь, тесним друг друга, потеем и изнуряем себя».

Чтения Страстных Евангелий предваряются и сопровождаются пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Действительно, долготерпение Его было чрезвычайно, страдания страшны. По словам Церкви и святителя Иоанна Златоуста , во время страшных и спасительных страданий Господа каждый член святой плоти Его «претерпел бесчестие нас ради: глава от тернового венца и трости; лицо от ударов и заплеваний; ланиты от заушений; уста от поднесения уксуса, смешанного с желчию; уши от хулений злочестивых; плечи от биения; десница от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра; руки и ноги от гвоздей; ребра от копия; все тело от обнажения, бичевания, одеяния хламидою, притворного поклонения и распятия на кресте».

Каждое чтение Евангелия возвещают благовестом, и при каждом чтении предстоящие зажигают светильники: это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения, среди поругания и страданий, и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве. Господь, идя на добровольные страдания и смерть, Сам предрек: ныне прославился Сын Человеческий, и прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его (, З1–32), то есть «вместе с Крестом», говорит Иоанн Златоуст . Страдания Господа за грехи наши были сколько тяжки, столько же и славны для Господа. Враги идут взять Его на страдания и смерть – и падают пред Его Божественным всемогуществом, и исцеляются от ран. Они злобствуют против Спасителя, но Его невинность и высочайшая святость торжествует над их ослепленною злобой. Те, которые или по страху, или корыстолюбию отреклись от Господа, грех свой против Него исповедуют или слезами раскаяния, или смертью отчаяния. Апостол Петр свое отречение от Христа омывает горькими слезами чистосердечного раскаяния. Иуда-предатель, видя, что Господь осужден на смерть, предается отчаянию и возвращает 30 сребренников первосвященникам, говоря: согрешил, предав кровь неповинную (). Первосвященники, вместо утешения человеку, им послужившему, только увеличивают отчаяние его и являют свою слабость и нерешительность пред истиною, сказавши Иуде: что нам дo того? смотри сам (там же). «Не слова ли это тех, кто сами свидетельствуют о своем злодействе и безумии, прикрывая себя бессмысленною личиною притворного неведения?» Отчаянный Иуда поверг сребренники в церкви и удавился. А сребренники, как цена крови, по совету первосвященников, не положили в казну церковную. «Понимаешь ли, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – как они осуждаются своею совестью? Сами видят, что купили убийство, и поэтому не положили в корван».

Богочеловек на Кресте; один из распятых с Ним разбойников, обличая другого за богохульные слова, исповедует Иисуса Христа Господом, исповедует Его невинность и Божество. Наконец, для славы Распятого следуют один за другим страшные знамения, возвещавшие о искупительных страданиях и смерти святых Святейшего и вразумлявшие распинателей (). Во храме Иерусалимском завеса раздирается надвое, показывая, что со крестной всемирной Жертвы настал конец древней скинии и открылся всем путь в самое святилище (). Протоиерей Григорий Дебольский.

«Дни богослужения Православной Церкви»

ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ СЛУЖБЫ В ВЕЛИКУЮ ПЯТНИЦУ

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: поклоняемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.

«Ныне висит на древе Тот, Кто повесил землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший (от греха) в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение». Антифон 15, глас 6

КРЕСТНАЯ ЖЕРТВА И весь народ,

сшедшийся на сие зрелище,

видя происходившее, возвращался,

бия себя в грудь

Какое то было зрелище, которое приводило зрителей в совершенное недоумение? Какое было то зрелище, которое запечатлевало уста зрителей молчанием, и вместе потрясало души их? Приходили они на зрелище, чтоб удовлетворить любопытству; уходили со зрелища, ударяя в грудь и унося с собою страшное недоумение...

Какое было это зрелище? На это зрелище смотрели не одни человеки: смотрели на него с ужасом и глубочайшим благоговением все Ангелы Божий; предметы небесные уже не привлекали их внимания; взоры их устремились, приковались к зрелищу, открывшемуся на земле. Солнце увидело невиданное им и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для него зрелище: оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько глубокую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившемся на ней. Ветхозаветная растерзала свою великолепную завесу; так терзаются и не щадятся драгоценнейшие одежды при бедствии неотвратимом, решительном. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь... Какое это было зрелище?

Было зрелище, которое ныне мы созерцаем в воспоминании, в совершаемом церковном служении, в священном изображении, предлежащем нашим взорам. Зрелищем был Сын Божий, сошедший с небес, вочеловечившийся для спасения человеков, обруганный, убитый человеками.

Какое чувство, как не чувство ужаса, должно всецело объять сердце при этом зрелище? Какое состояние, как не состояние совершенного недоумения, должно быть состоянием ума? Какое слово может быть произнесено при этом зрелище? Не замрет ли всякое человеческое слово во устах прежде исшествия из уст? И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

Возвращались, бия себя в грудь, возвращались в недоумении и ужасе те, которые приходили посмотреть на Спасителя, висевшего на древе крестном, подобно плоду зрелому и червленеющемуся, приходили посмотреть с помыслом испытующим, из самомнения напыщенного и ложного. Вера молчала в них. Возгласило к ним померкшее солнце, возгласила к ним вострепетавшая земля, возгласили к ним камни, с треском расступаясь и подымаясь над могилами мертвецов, внезапно оживленных Спасителя. Возвращались в ужасе тщетнолюбопытствовавшие: в ужасе не от совершенного богоубийства, – в ужасе от грозного взора и гласа содрогнувшейся бесчувственной природы, выразившей свое познание Бога пред не узнавшим Его человечеством. Возвращались, бия себя в грудь в страхе за себя, за плоть и кровь свою, в угождение которым пролита кровь, истерзано тело Богочеловека.

В то время как иудеи, почивавшие в законе, хвалившиеся обширным и точным знанием закона, недоумевали, взирая на событие, предреченное законом и пророками, взирая на самопроизвольную Жертву, которой они были бессознательными жрецами; в то время как иудеи недоумевали и возвращались, волнуемые опасением и мрачным предчувствием собственного бедствия, – стоял пред Крестом и Жертвою язычник, сотник, стоял безотходно. Ему невозможно было уйти, потому что он начальствовал стражею, сторожившею Жертву: ему дана была эта счастливая невозможность, потому что таилась в сердце его вера, явная для Сердцеведца. Когда провозгласила природа свое исповедание Бога, – сотник дал ответ на таинственный голос природы, дал ответ на таинственную исповедь исповедью явною и всенародною. Воистину Он был Сын Божий, – сказал он о казненном, висящем пред очами его страннике, узнав в казненном страннике Бога. Иудеи, гордившиеся знанием буквы закона и своею обрядовою наружною праведностью, недоумевали пред распятым на древе Сыном Человеческим и Сыном Божиим. С одной стороны, поражали их знамения – землетрясение, раздрание церковной завесы, глубокий мрак, наступивший в самый полдень; с другой – их ослепляли и ожесточали плотской разум и гордое самообольщение, представлявшие Мессию в блеске земной славы, пышным царем, завоевателем вселенной, во главе многочисленного войска, среди сонма роскошных царедворцев. В это время воин, язычник, исповедал казненного странника Богом; в это время исповедал Его Богом уголовный преступник. «Сойди со креста!», – насмешливо говорили Богочеловеку слепотствующие иудейские архиереи и книжники, не понимая, какую всесвятую Жертву, какое всесвятое и всесильное всесожжение они принесли Богу, – «пусть сойдет со креста, чтобы мы видели, и уверуем»; в это время грубый, невежественный разбойник признал Его Богом, восшедшим на крест по причине Божественной праведности Своей, а не по причине греха Своего. Телесными очами он видел обнаженного, близ себя распятого, подчиненного одной участи с собою, беспомощного нищего, осужденного и духовною и гражданскою властью, истерзанного, казненного, и еще терзаемого и казнимого всеми выражениями ненависти; очами смиренного сердца он увидел Бога. Сильные, славные, разумные, праведные мира осыпали Бога ругательствами и насмешками, – разбойник обратился к Нему с благонамеренною и успешною молитвою: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое ().

Стояла при Кресте и распятом на нем Господе Приснодева Богоматерь. Как мечом, пронзено было печалью Ее сердце: предсказание святого старца Симеона исполнялось. Но Она ведала, что Сын Ее, Сын Божий, благоизволил взойти на крест и принести Себя в примирительную жертву за отверженное человечество; Она ведала, что Господь, совершив искупление человеков , воскреснет и совоскресит с Собою человечество; Она ведала это – и безмолвствовала. Безмолвствовала Она пред величием события; безмолвствовала от преизобилия скорби; безмолвствовала пред совершавшеюся волею Божиею, против определений которой нет голоса.

Стоял при Кресте возлюбленный ученик Господа. Он смотрел на высоту креста, – в непостижимой любви добровольной Жертвы созерцал Божественную. Божественная Любовь есть источник богословия. Она – дар Святого Духа, и богословие – дар Святого Духа. Она открыла апостолам таинственное значение искупления. Ибо любовь Христова объемлет нас, благовествует ученик и посланник Христов, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли (). По бесконечной любви, которую Господь имеет к человечеству и которую способен иметь один Господь, на Кресте пострадало в лице Господа и умерло в лице Господа все человечество. Если же человечество пострадало в Нем, то и оправдалось в Нем; если умерло в Нем, то и оживотворилось в Нем. Смерть Господа соделалась источником жизни.

Внезапно раздался с Креста глас распятого Господа к Приснодеве: Жено! Се, Сын Твой; потом глас к возлюбленному ученику: се, Матерь твоя. Уничтожая на древе крестном грех праотцев, совершенный ими при древе райском, рождая человечество в новую жизнь животворною , Господь вступает в права Родоначальника человеческого и объявляет Свою по человечеству Матерь матерью ученика и всех учеников своих, христианского племени. Ветхий Адам заменяется Новым Адамом, падшая Ева – непорочною Мариею. Преступлением одного, сказал апостол, подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих (). При посредстве Господа нашего Иисуса Христа излиты на род человеческий благодеяния бесчисленные и неизреченные: совершено не только искупление человеков, совершено усыновление их Богу.

Озарившись созерцанием великого события, возвратимся, возлюбленные братья, в домы наши и унесем с собою глубокие, спасительные думы, ударяя этими думами в сердца наши. Мы воспоминали, мы живо созерцали деяние Божественной любви, деяние, превысшее слова, превысшее постижения. На эту любовь мученики отозвались потоками крови своей, которую они пролили, как воду; на эту любовь отозвались преподобные умерщвлением плоти со страстьми и похотьми; на эту любовь отозвались многие грешники потоками слез, сердечными воздыханиями, исповеданием своих согрешений и почерпнули из нее исцеление душам; на эту любовь отозвались многие угнетенные скорбями и болезнями, и эта любовь растворила скорби их Божественным утешением. Отзовемся и мы на любовь к нам Господа нашего сочувствием Его любви: жизнью по Его всесвятым заповедям. Этого знамения любви Он требует от нас, и только это знамение любви Он приимет от нас. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (). Если мы не отзовемся на любовь Господа к нам любовью к Нему, то кровь Богочеловека не пролита ли за нас напрасно? Не напрасно ли за нас истерзано Его всесвятое тело? Не напрасно ли возложена на крестный жертвенник и заклана великая Жертва? Всесильно ходатайство Ее за нас во спасение; всесильна и жалоба Ее на тех, которые пренебрегут Ею. Глас крови праведного Авеля восшел от земли на Небо и предстал Богу с обвинением на пролившего эту кровь: глас великой Жертвы раздается среди самого Неба, на самом Престоле Божества, на котором восседает великая Жертва. Глас жалобы Ее есть вместе и Божие определение, изрекающее вечную казнь врагам и презрителям Сына Божия. Кая польза в крови Моей: внегда сходити Ми во истление? Вещает всесвятая Жертва, обвиняя христиан, искупленных ею, принявших цену Ее в себя, низвергших Ее вместе с собою в смрад греховный. Ужасное преступление это совершается всяким, кто, взем уды Христовы, свои душу и тело, искупленные Христом и принадлежащие Христу, творит их уды блудницы разнообразным совокуплением со грехом. Разве не знаете, говорит апостол, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (). Аминь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)