Open
Close

Странные приметы и суеверия из разных стран. Не ходить под навесом

«Если рассудок или жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот», - предупреждал один из персонажей «Собаки Баскервилей» Конан-Дойла. В этих словах содержится немалая доля истины. Ибо болота всегда считались гибельным местом, находящимся в ведении потусторонних сил…

Многие народы сумели обжить леса и степи, могли ощущать себя их хозяевами, но болота с их трясинами, бездонными омутами и непроходимыми завалами с давних времен оставались для человека неизведанными. Человек, попавший в болото, подвергался смертельной опасности, причем исходила эта опасность не от врага, с которым можно было бы бороться, а от самого места. Отсюда и возник страх перед болотом, а вслед за ним и мифы, предостерегающие человека на болоте от опасности в виде злобных нечистых духов.

КИКИМОРЫ БОЛОТНЫЕ. По русскому поверью, на болоте обитают потусторонние сущности - кикиморы. Кикиморами становятся девочки, проклятые собственными матерями в утробе или до крещения, умершие некрещеными, а также рожденные женщинами от огненного змея-искусителя. Таких детей еще в младенчестве похищает нечистая сила, а в семилетнем возрасте они превращаются в злых духов - кикимор. Одни кикиморы впоследствии выходят замуж за домовых и начинают пакостить в доме, другие - за леших. Они и становятся болотными.
Согласно народным поверьям, болотные кикиморы любят заманивать осторожных путников в трясину. Обычно они не показываются людям, только кричат из болота громким голосом, призывая на помощь. Те, кто спешит на этот зов, неминуемо погибают. Кикимора может обернуться прекрасной девушкой. Поманит к себе путника, тот шагнет к ней – и она затянет его в топь… Иногда людей из шалости заводят в болото дети кикиморы и лешего - лесавки. В лучшем случае кикимора в своем безобразном обличье вскакивает путнику на спину и катается на нем, как на лошади, при этом хотя бы оставляя его в живых.

БОЛОТНЫЕ ОГНИ. Болотные огни называют «свечами покойника». Голубоватые мерцающие огоньки часто сбивают путников с дороги - те принимают их за свет жилищ. Согласно одному из поверий, болотные огни - это свечи в руках мертвецов, и кто их увидит, тот скоро должен умереть. Жители Германии верили, что это призраки людей, укравших у своих соседей землю - в наказание их души после смерти вынуждены скитаться по болоту в безуспешных поисках твердой земли. Финны же называли блуждающие огни «льек-кьо» и считали, что это души детей, которых по каким-то причинам похоронили в лесу. Во многих странах Северной Европы также бытовало поверье, что огни на болоте - это духи древних воинов, охраняющих зарытые там клады.

Страшный миф гласит также, что люди, утонувшие в трясине, могут возвращаться с того света, чтобы забирать с собой живых. Вспомним эпизод из некрасовского «Мертвого озера», когда к мужику явилась утопленная им в болоте жена. Это литературный вымысел, но быль порой оказывается страшнее и ярче любой писательской выдумки.

БОЛОТНИКИ и болотницы (их еще называют кикиморами и хмырями болотными, караконджалами), - в славянской мифологии - спутники и помощники Лиха Одноглазого. От них добра не жди. Болотники и болотницы заманивают людей в трясину.
Одно из описаний болотного – человек с длинными руками, тело покрыто шерстью, хвост тоже длинный, крючком. В поверьях некоторых районов России отмечены болотник и болотница, «специализирующиеся» на затаскивании людей в трясину.


БОЛОТНИЦА - дальняя родственница русалки. Народы, живущие на Урале, называют это таинственное существо болотной ведьмой, а жители Севера России - русальницей. Однако в отличие от прозрачных водянистых русалок, облик болотной ведьмы или русальницы практически неотличим от облика реальной женщины, а своей красотой болотная ведьма способна очаровать любого. У нее - тонкий грациозный стан, длинные, развевающиеся на ветру русые волосы, правильные черты миловидного лица с выразительными голубыми глазами. Вот только предстает перед путником эта нечисть в виде сидящей красотки с поджатыми под себя ногами - прячет русальница от людей лягушачьи лапки.

Как и у болотника, у болотной ведьмы в запасе много способов обмануть доверчивого прохожего. Так, бывает, заведет она протяжную песню, услышав которую грибник или охотник помимо своей воли идет на чарующие звуки, пока не увидит на зеленой, безопасной с виду лужайке прекрасную незнакомку с грустными глазами. Частенько болотница принимает вид плачущей девушки, которая начинает умолять человека вывести ее - заблудившуюся - из лесной чащи. Бывает, что обернется белым лебедем-подранком или бьющимся на земле глухарем, которых азартный охотник принимает за легкую добычу и по своей наивности попадает в коварную трясину. Вот тут-то и является болотная ведьма в своем настоящем облике - облике страшного существа с широким, как у лягушки, ртом, полным мелких острых зубов. Увидев русальницу в ее естественном виде и не успев вовремя отвести глаза, человек, поверивший болотной ведьме, превращается в корягу, которой век суждено гнить среди болота.

БУНКУШКА. У коренных народов Зауралья пантеон загадочных обитателей болот велик и многообразен. Самоеды - так называли аборигенов первые русские переселенцы - самым страшным обитателем приполярных топей считали бункушку, или бунушу - одноглазое существо, покрытое рыбьей чешуей. Местные жители верили, что этот злой дух насылает «черный мор», как в прежние времена они называли чуму, и питается кровью попавших в болотный плен живых существ. Особенно опасна бункушка поздней весной - едва только сойдет лед, она просыпается от долгой зимней спячки и, подплыв к поверхности болотной глади, поджидает свою жертву.

КОЕЧУХ - хозяин таежных топей в бассейне реки Подкаменная Тунгуска - знаменит тем, что может превращаться в водяную змею, укус которой усыпляет человека. Тогда коечух утаскивает несчастного в свое логово под корягами гнилых деревьев. С этого времени человек становится бесплотной сущностью, попавшей в вечное услужение хозяину топей.

МЕРЕЧЬ. У камчадалов болотный дух - меречь - часто предстает в образе блуждающего по трясинам шамана, одетого в серые, светящиеся в темноте лохмотья. О приближении меречи наблюдательному человеку говорит сильный запах тухлой рыбы, а также пляшущие вокруг огоньки, следы болотного злыдня. Согласно местным поверьям, сила меречи возрастает, если в трясине утонет камчадальский шаман. Поэтому болотный дух напускает на него «отвод глаз», и тогда служитель местного шаманского культа перестает ориентироваться в пространстве и попадает на болото, откуда ему уже не выбраться.

ЗАЩИТА. Многовековое соседство человека с зыбким, ненадежным и обманчивым пространством топей и болот привело к тому, что народ выработал большой арсенал средств защиты от коварных обитателей этого пространства. В частности, даже в наши дни знающие люди не ходят в такие гиблые места без того, чтобы не захватить с собой какой-либо металлический предмет. Тому, кто шел на болота, у староверов было принято сыпать в правый карман горсть земли, взятой у порога родного дома. Не выносит болотная нечисть и креста, крепко зажатого в правой ладони, а также молитвы. От этого таинственные обитатели топей тут же исчезают или с визгом проваливаются в трясину, не успев навести свои злобные чары. Спасительной для путника, которого начинают морочить хозяева болот, может стать фраза «Чур меня!». По древним поверьям, она призовет на помощь человеку души умерших предков, лучше нас знавших, как вести себя с таинственными силами природы.

Если невеста под венцом уронит платок, а жених поднимет, то скоро умрет.

Кто вербу посадит - сам на себя заступ готовит (умрет, когда из вербы можно будет вытесать лопату).

Большой урожай рябины - к тяжкому году, к оспе (к морозу).

Большой иней во всю зиму - тяжелое лето для здоровья.

Увидать домового - к беде, к смерти.

Плач или вздохи домового - к смерти хозяина.

Стук в доме, от неизвестной причины, ко чьей-либо смерти.

Если при соборовании свечи упадут комлем к порогу, то больной умрет.

Если больной бредит дорогой (о дороге, о конях), то умрет.

Если сонный отпыхивает, то умрет.

Крошки изо рту валятся - к смерти.

Если хворый на бок к стене ложится - умрет.

Если к дому, где больной лежит, бабы проторят дорогу, то ему умереть.

Сорока скачет на дому больного - к выздоровлению.

Сорока даром не щекочет (либо к гостям, либо к вестям).

Если ожидают к умирающему священника с дарами, то кладут нож на стол, для острастки смерти (Астраханская губерния).

Уголек из кадила выпал при каждении около покойника, скоро другой будет.

В покое, где лежит покойник, не метут до выноса его.

Сор при покойнике вымести - всех из дому выносить.

Солому, на которой лежит покойник, сожигают за воротами.

Если гроб не в меру велик - быть еще покойнику в доме.

Мерку с покойника кладут с ним в могилу (ниж. арз.).

Щепу от гроба вывозить дочиста вон со двора.

Стружки от гроба не жгут, а пускают на воду (Тверская губерния).

Если у покойника талое (не окреплое) тело, то другой скоро будет из того же дома.

Покойник еще кого-то выглядывает (умер с открытыми глазами).

Покойник глядит одним глазом - высматривает другого.

При кончине человека ставят воду на окно, чтоб душа обмылась.

После покойника шесть недель стоит на окне стакан воды, а на углу избы, снаружи, вывешено полотенце (душа шесть недель витает на земле, до поминок, купается и утирается).

Шесть недель покойник умывается, шесть недель утирается.

Гул в трубе - душа покойника пришла (западн.).

Постель покойника на три дня выносят в курятник на опевание петухам (чтоб петухи опели).

Зеркала в доме, где покойник, завешиваются, чтоб он не мог в них смотреться.

Покойнику в руки дают косыню (полотенце. Тверская губерния).

Кто умрет на пасху - яичко в руку (твер.).

Покойник один из дому вон (говорят, вынося его и запирая за собою в доме, на время, жильцов).

Родным не нести покойника, чтоб не подумали, что они рады смерти его.

Покойника везти со двора вскачь (потому что он в последний раз здесь веселится, а также чтобы этого больше не было в доме. Родственник садится верхом на гроб. Уфа).

Свеча на икону, деньги на церковь, а мук а просвирне (обычай при похоронах. Нижегородская губерния).

При отвозе покойника лошадь на кладбище перепрягается сызнова.

Носилок с погоста в день похорон не возвращают (Ттверская губерния).

С похорон домой, так руки к печи. С проводов покойника надо руки погреть (чтоб не занести домой смерти).

После похорон закладывают в печь, чтоб не бояться.

На кого, кормилец, покидаешь, кому приказываешь, оставляешь? (Плач по покойнике.)

Али мы тебя не любили, али чем прогневали? (То же).

Чтоб не слишком тосковать по покойнике, натираться против сердца землей из могилы.

Ком могильной земли к сердцу - скорбь отляжет.

Чтобы не бояться покойника, хватают его за ноги.

Бросают горсть земли в могилу, чтоб не бояться покойника.

После покойника сорок дней хмельного не берут в рот.

В красную горку (вторник на фоминой - поминки) родители из могилы теплом дохнут.

Если у одного из сидящих за кутьей нет тени, то он скоро умрет.

Глаз не чист, не хорош, черен.

Недобрый глаз поглядел на нас (не гляди на нас).

На него наслано, по ветру наслали, изурочен, испорчен, изглажен, сглажен.

Коли ступишь на чужой след, то будут болеть ноги.

На чужой след наступил (ломота в ногах).

Человек не скотина - недолго испортить.

Порчу отхаживают назад пятами (идучи задом).

Уроки, призоры, прочь отойдите.

Петров крест, адамова голова (травы) от всех скорбей.

Мыло за пазухой спасает от порчи.

Против сердца две иглы накрест сохраняют от порчи.

Хмель в сапоге спасает от порчи.

Коса в пороге охраняет от злых людей (вологодский обычай вделывать в порог старую косу).

Коли ты спроста, и я спроста; коли ты с хитрости, и я с хитрости (говорит знахарь, разводя или снимая залом, закрутку хлеба).

Класть гребень в головы (для гадания). Лить воск, олово.

Строить колодцы из лучин. Втыкать солому в потолок.

Зажигать куделю. Подслушивать на перекрестке.

Подслушивать у замк а житницы. Смотреть на месяц.

Доставать каменья из проруби (ворожить и гадать о святках).

Бросать каменья в воду: коли забурчит, то муж будет воркотун.

Кому вынется, тому сбудется, хорошему не минуется (с припева подблюдной песни).

Гавкни, гавкни, собачка, где мой суженый (гадают девки о святках, стуча ложкою в ворота).

Кукушки, голубушки, кумитеся, любитеся, даритеся (приговаривают девки, когда кстят кукушку и кумятся).

Если девка навивает початок туго и ровно, то хорошо будет жить с мужем.

Если у девки часто подол мокрый либо в грязи, то муж будет пьяница.

Нитку первоученку пряха должна сжечь и съесть.

Не покидать ниток на веретене к воскресному и праздничному дню, чтобы не рвались.

Замораживают к Новому году воду в ложке: пузыри - к долговечности, ямка сверху - к смерти и пр.

Что услышишь под окном, того и жди (гаданье о святках).

Что скажут подслухи, то и будет (то же, под окном слушать).

Кинь, тетка, бобами, не будет ли за нами?

Как в воду глядишь, так и кажется.

Нечего и костьми метать, коли нечего искать.

Знахари-то говорят (заговаривают), как город городят.

Много лет (жить) кукушка бабе накуковала, да обманула.

И в одной бане, да не одни приметы.

Кто ворожит, себе вол ожит (т. е. маслит).

Ворожбиту грош, а больному тож (т. е. не легче).

Встречи да приметы до добра не доведут.

В чох, да в жох, да в чет не больно верь.

Разбирать встречи да приметы - с печи не слезать.

Калика паленица (странник паломник) порчи не боится.

Баба ворожила - головой наложила (т. е. дело головы стоит, по заклятию).

Кто ворожит, на того головою наложить.

Ворожба не молотьба: не красна ей изба.

Вольно бабе ворожить. Не ворожит, а шепчет.

Когда ты, бабушка, ворожить стала? - Да когда хлеба не стало.

Поневоле станешь ворожить, коли нечего на зуб положить.

Давно ль ты стала ворожить? - А как нечего стало в рот положить.

Оборотнем (зловещим) поперек дороги мечется.

Ведьма в ступе высидела. Ведьма тот же оборотень.

Ведьма ребенка унесла. Его ведьма заела. Ведьма корову выдоила, испортила (кровью доится).

Что ты так зла, аль давно на медведских дубах не была? (У Мещовска, Калужской губернии, при селе Медвежках два сухих дуба, где, по преданию, собираются ведьмы).

Русалки его защекотали, утопили. Лоб аста (лоп аста) утопила.

Кащей сам с ноготь, борода с локоть, пуга (бич) с семь сажен.

Чу, кикимора пряжу прядет! Спи, кикимора спрядет за тебя.

Чтобы кикимора кур не воровал, вешают над насестью, на лыке, отбитое горло кувшина.

Баба-яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет (упирает), помелом след заметает.

На сколько голов клад положен, столько и кидай (клады кладутся с заклятием и даются только тому, кто исполнит зарок).

Клад просушивается (т. е. выходит иногда наружу огоньком).

Если разрыва-травы в кузницу бросить, то кузнец не может работать.

Разрыв-трава цветет в полночь на Иванов день (24 июня) и держит цвет не долее, сколько нужно, чтоб прочитать “Отче наш”, “Богородицу” и “Верую”.

На которой траве коса переломится в Иванову ночь, та и разрыв-трава.

Если корова вымнеет с задних вымен - принесет бычка, с передних - телку.

Не играй ножом - ссора будет.

Не клади пряслицы на стол - сорок грехов наживешь.

До утренней зари не гляди в окно.

Двоим одним рукотерником утираться, на том свете разодраться.

Двужильную лошадь зарывай на дворе, не то выпадет за нею еще двенадцать лошадей.

Подколенки чешутся - дорогу слышать.

Если собака, стоя на ногах, качается, то хозяину выпадет дорога.

Хлеб в печи раздвоился - к отлучке одного из семьян.

Чесать локоть - спать на новом месте.

Лошади фыркают в дороге - к радостной встрече.

Правая нога в дороге озябнет прежде левой - к добру.

Ус чешется - перед гостинцем (гостинцы есть).

Правая ладонь чешется к прибыли, левая - к убытку.

Правая ладонь зудит - получать, левая - отдавать деньги.

Локоть чешется - к горю.

Муха в питье или в еду - к подарку.

Ногти цветут - к обнове, гостинцу, к перемене жизни.

Сам себя оплюешь - обнова будет.

Сам себя оплевал - либо пьяну, либо биту быть.

Кошка на человека тянется - к обнове.

Шея чешется к пирушке либо к побоям.

Завить (затылок) чешется - к печали.

В носу свербит - к радостной вести.

Переносье чешется - к покойнику, ноздря - к крестинам, сбоку - к вестям, кончик носа - к вину.

Ноздря чешется - к родинам.

Нос чешется - в рюмку глядеть. Нос чешется - к старости.

Уши свербят - по новорожденном у знакомых людей.

Лоб свербит - челом бить; с правой стороны - мужчине, с левой - женщине.

Бровь чешется - к поклону, к свиданию, к слезам.

Правая бровь чешется - к свиданию с другом, левая - с лицемером.

Правая бровь чешется - кланяться мужчине, левая - женщине.

Левый глаз к слезам свербит, правый - на любого глядеть.

Щеки чешутся или горят - к слезам.

Добром, так вспомни, а злом, так полно (говорят икнувши).

Чихнешь в понедельник натощак - к подарку, во вторник - к приезжим, в среду - к вестям, в четверг - к похвале, в пятницу - к свиданию, в субботу - к исполнению желаний, в воскресенье - к гостям.

Мураши в доме - к счастью. Кони ржут - к добру.

Кто нечаянно завидит свет в своем доме, жди счастья.

Родинка на таком месте, что самому видно - к худу, а не видно - к добру.

Обознаться в человеке - к свадьбе или к покойнику.

Перчатку потерять - к несчастью. Зеркало разбить - к худу.

Кирпич выпал из печи - к худу.

Каша из горшка вылезет из печи - к худу, в печь - к добру.

Коли белый хлеб печется с головою - к безголовью (т. е. коли сбоку вылезет ком).

Передний угол, или матица, трещит - к худу (несдобровать хозяину).

Смола вытопилась из избы на улицу - к худу.

Дупло в срубе - не к добру.

Сад поздно зацветает - к смерти хозяина.

Петух головой трясет - к беде в доме.

Петухи во всю ночь поют - не к добру.

Если ночью куры с насести слетают, то быть беде.

Галки и вороны, сидящие с криком перед домом, особенно утром, к худу.

Если петухи в селении не вовремя распоются - к покойнику.

Дятел мох долбит в избе - к покойнику.

Нетопырь залетает в дом - к беде.

Ласточка в окно влетит - к покойнику.

Кукушка кукует на сухом дереве - к морозу.

Ворон каркает - к покойнику.

Кто в лесу поет и увидит ворона, тому наткнуться на волка.

Ворон каркает на церкви - к покойнику на селе; каркает на избе - к покойнику во дворе.

Через который двор ворон перелетел каркая, там будет покойник.

Сыч хозяина выживает (если кричит на дому).

Сова не принесет добра. Совушка вдовушка бедокурная.

Сова близ дома кричит - к новорожденному.

Ворон каркал, да и докаркался (да и голову прокаркал).

Прилетела на свою голову (о птице, залетевшей в избу, если успеют поймать ее и сорвать голову).

Собачий вой - на вечный покой. Ночной собачий вой - к покойнику.

Коли собака ночью воет, то перевернуть под головами подушку, сказав: “На свою голову!” - и она замолкнет.

Собака жмется к хозяину - к несчастию.

Собака воет книзу (к земле) - к покойнику; кверху - к пожару.

Коли собака крох не ест подле больного, то он скоро умрет.

Конь воина обнюхивает - убитым быть.

Если щука плеснет плеском (хвостом) перед рыбаком, то ему недолго жить.

Волки воют под жильем - к морозу или к войне.

Если мышь попадет за пазуху, то быть большой беде.

Мыши изгрызут одежду (платье) - к смерти.

Не называть, лаская, котят мышатами: мать загрызет их.

Мухи зимою в избе - к покойнику.

Сверчок по избе летает - к смерти либо к пожару.

Аршина на кровать не класть - покойник будет.

Соломина к хвосту курицы пристала - покойник будет.

Икона упадет - к покойнику.

Тринадцатый за стол не садится.

Троица троицей, а трех свечей на стол не ставят.

Первый блин за упокой (на маслено).

Кто обмирал и был на том свете, тому, под большим страхом, запрещено говорить три слова (неизвестно какие).

Остригая ногти, складывать и хранить при себе обрезки, чтоб было чем взлезть в царство небесное (на Сионскую гору).

Землица с семи могил добрых людей спасает от всех бед.

При смертности от повальных и заразительных болезней покойника выносят вперед головою (Нижегородская губерния).

При язвах (чуме, море) пересекать мертвецу путь (перед шествием рубят косарем поперек дороги).

Во время мора девка ночью бьет сполох (набат), чтоб напугать ведьму (Нижегородская губерния).

От мора и болезней хозяин опахивает двор сохою на жене, а бабы на себе опахивают деревни, раздевшись донага.

Первый блин в сочельник овцам (от мора).

Как осина задрожит, так и скот в поле сыт.

В день рождества Христова хозяину не годится со двора идти: овцы заблудятся.

Гроза - милость божья (в прямом и переносном смысле).

На небе стукнет - на земле слышно.

Загорелось от милости божьей (от грозы).

Умер от воли божьей (от грозы).

Человека не пощажу, а тебя достану (говорит бог диаволу, поражая его громовой стрелой).

Кто плесневой хлеб ест, хорошо плавать будет и не станет бояться грозы.

Если первый гром с полудня (с юга), то грозное лето будет.

До грозы лягушка не квакнет (т. е. до первой грозы).

Божий огонь (пожар от грозы) грешно гасить.

От грозы пожар заливай молоком от черной коровы.

Пожар от грозы гасят квасом, пивом, молоком, яйцами.

Пожары обходят (с) иконами или становятся по углам с иконами.

Если вкруг пожара стать добрым людям по углам с иконами, то дальше не пойдет.

Если яйцо, коим кто впервые у заутрени похристосовался, перекинуть через пожар, то он погаснет.

Голубь и ласточка любимые богом птицы.

Под которой кровлей голуби водятся, та не горит.

Держать в исправности пожарные снаряды - искушать бога (почему пожарная бочка и стоит без обручей).

Огонь не вода - пожитки не всплывают.

Вода свое возьмет. У воды нос остер.

Огонь не вода - охватит, не выплывешь.

Огонь да вода - нужда да беда.

Хороши в батраках огонь да вода, а не дай им бог своим умом жить.

Огонь силен, вода сильнее огня, земля сильнее воды, человек сильнее земли.

Пустить галку (поджечь). Посадить красного петуха на крышу.

Вор ворует - стены покидает, а огонь все пожирает.

Воры обкрадут, стены останутся, а огонь в разор разорит.

Воры побудут (обшарят), стены оставят, а огонь все приберет.

От вора остатки бывают, а от огня - одно пепелище.

Тараканы (или: мыши) из дому ползут - перед пожаром.

Заяц по селению бегает - к пожару.

Кукушка летает по деревне - к пожару.

Крик филина поблизости селения - к большой беде, к пожару.

У кого дом горит, того в жилой дом не пускать (Тверская губерния).

Черная собака, черная кошка и черный петух в доме спасают от грозы и от вора (и наоборот, они опасны во время грозы. Нижегородская губерния).

Коли убитого ужа (или: змею) повесить на осине, то очнется и ужалит своего убийцу.

Приходи вчера (заговор от лихорадки; также мысленный ответ домовому, коли почудится, что кто-то зовет по имени).

Черный глаз опасный. Бойся черного да карего глаза.

Нет пророка без порока.

Старые пророки померли, а новые правды не сказывают.

В своей земле (избе) никому пророком не быть.

Своим пророкам не верим, а чужие к нам не жалуют.

Не ходи ворожиться, ходи богу молиться.

Наш пророк (Такой пророк, что) на печи промок.

Пророк не пророк, а что скажет, то и сбудется (то и будет).

Родится Тит широкий ум (предсказание о рождении Ивана Грозного).

Родится Пахом с большим костылем (предсказание юродивого о рождении Петра I).

На пустой лес, на большую (полую) воду (заклинание от порчи).

Кто бел-горюч камень алатырь изгложет, тот мой заговор переможет.

Заговорил на свою алую, горячую кровь, на свой чистый, подложечный пот, на спину тощую.

Ни днем, ни ночью, ни по утренней заре, ни по вечерней, ни в обыден (никогда).

Ни на новце, ни на ветх у, ни на перекрое, ни в полный месяц (заговор).

Ни мужик, ни баба, ни молодец, ни девица, ни водовец, ни вдовица, ни пожилой, ни старый, ни середовой, ни малый, ни ведун, ни ведунья, ни колдун с колдуньей, ни киевская ведьма.

В добрый час молвить, в худой помолчать.

На сухой лес будь помянуто (чтобы никому не попритчилось).

Будь не к ночи помянуто (о злом, страшном).

Бог ударил кремнем о кремень - посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы.

Черт ударил кремень о кремень - посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы.

На перекрестке черти яйца катают, в свайку играют.

Ногами под лавкой качать - черта тешить.

Не покидай ножа на ночь на столе - лукавый зарежет.

Через порог не здороваться, не беседовать.

Черт, черт, поиграй, да опять отдай (когда что потеряно, то перевязывают черту бороду: завивают ножку стола платком).

Луканька хвостом накрыл (вещь, пропавшая под руками).

Ауканька, поиграй, поиграй, да опять отдай!

Свят дух по земле, диавол сквозь земли (говорят при крике петуха).

Когда петух к ночи поет не по времени, то видит н екошного и гонит его.

Домовой (Суседко) не полюбит (т. е. скотину), не что возьмешь.

Домовой стучит, возится. Его домовой душит.

Дедушка домовой! Прошу твою милость с нами на новожитье; прими нашу хлеб-соль, мы тебе рады, только мы пойдем дорогой, а ты стороной (при переходе в новую избу хозяин говорит это, держа в одной руке икону, в другой ломоть хлеба с солью).

Хозяин, стань передо мной, как лист перед травой: ни черен, ни зелен, а таким, каков я; я принес тебе красно яичко (заклинание для вызова домового, в полночь, и он является).

Чтоб леший не обошел (не сбиться с дороги), вывернуть на себе рубаху наизнанку.

Леший бы тебя задавил! Его леший обошел.

Шел, нашел, потерял (поговорка лешего, издали; но сошедшись с человеком, он бессловесен).

Со всякой новой мельницы водяной подать возьмет (т. е. утопит человека).

Домовой (дедушка, суседко) лошади гриву завил.

Конь ко двору пришелся: суседко колтун сколтунил.

Домовой лошадь изломал, крестец надсадил, в подворотню протащил.

Коли дедушку не перезывать с собой в новую избу, то станет прокудить.

Домовой (постен, постень) душит по ночам, садясь на грудь.

Домовой теплою и мохнатою рукою гладит по лицу - к добру; голою и холодною - к худу.

Коли домовой душит, то спрашивай: к добру аль к худу? Замест ответа станет легко либо тяжело.

Домовой по ночам стучит и возится, выживая хозяина.

Домового можно увидать во время светлой заутрени, в хлеву, в заднем углу.

Всякая нежить бессловесна (домовой, леший, водяной и пр.).

У нежити своего обличия нет, она ходит в личинах.

Полевой пуще на межах проказит.

Домовой тешится, леший заводит, а водяной топит.

Леший живет остроголовый, мохнатый.

Горыня копком горы копает (ногою, пинком).

Если труднобольной чихнет, будет жив.

В правом ухе звенит - к добрым вестям, в левом - к худым.

Уши чешутся к вестям, к дождю.

Петухи не в пору поют - новые указы будут.

Петухи распелись не вовремя - к вестям.

Усы чешутся - к свиданью, к целованью, к гостинцам, к лакомству.

Губы зудят - к поцелуям.

Спотыкнуться - кто-то бранью помянул.

Ногу прицепить (задеть за что) - кто-то торопится.

Подошвы чешутся - к дороге. Подошвы зачесались - быть сапогам за плечами (болтаться сапогам на п осохе).

Руки, ноги, голова ломят, пальцы горят, мозоли болят - к ненастью.

Поперхнулось за обедом - гость спешит.

Ложка, забытая на столе, - к гостю.

Уголья, искры, головня из печи - к гостям.

Нечаянно свечу погасить - к гостям.

Полено из беремени выпадет - к гостям.

Полено из напыльника падает - к гостям.

Кошка моется - гостей замывает (зазывает).

Куры дерутся - к гостям.

Если, выходя из дому, зацепишься, - скоро опять там быть.

В чужом доме поперхнешься - через год опять там будешь.

У кого ухо горит, про того говорят: правое - правду, левое - ложь.

В правом ухе звенит - добрый помин; в левом - худой.

Правая бровь свербит - хвалят, левая - бранят.

Голова чешется - брань на себя слышать.

Язык укусить - кто-то бранит.

Куры кричат на насести - к домашней ссоре.

Соль просыпать нечаянно - к ссоре (причем, чтобы ссоры не было, посыпают просыпанною солью голову).

Ключи на столе - к ссоре.

Кто, идучи домой, споткнется, у того дома ссора готова.

Если кого обманут именем уезжего, то он приедет сердитый.

И богат мужик, да без хлеба - не крестьянин.

Хлеб - батюшка, кормилец; кроху н аземь уронить грешно.

Поколе хлеб в печи, не садись на печь, испортится.

Если под печью лежит голик или сидит лягушка, то хлебы испортятся.

Когда один хлеб вынут раньше прочих и разрежут, то все хлебы испортятся.

За ужином хлеба не починать, не спор будет.

Когда солнышко закатилось, новой ковриги не починают, нищета одолеет.

Когда хлеб печется, не мети избы: спорынью выметешь.

Сажая хлебы в печь, подымай подол, приговаривая: “Подымайся выше!”

Спорина (Спорынья) в квашню! (Привет бабе, которая месит хлебы).

Каравай хлеба начинай резать с головы (с края, который несколько повыдался).

Когда сядешь есть, не закрыв книгу, заешь память.

Если мыши поедят неубранные остатки ужина, будут у хозяина болеть зубы.

Не пей из чужого колодца - своя не потечет (вода).

По закате солнца хлебом и деньгами не ссужают.

Когда солнце закатилось, не бросай сор на улицу: пробросаешься.

В одной избе разными вениками не мети: разойдется по углам богатство.

Из половинного приплода хорошо давать, да нехорошо брать (т. е. за припуск животных, или брать взаймы семена).

Кто носит в кошеле орех-двойчатку - богат будет.

Во время новолуния не кажи луне пустой мошны: век пуста будет.

При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились.

Ранняя кукушка (прежде листа на дереве) - ворам неудача.

От вора вокруг двора обносят человеческий череп.

Воры сонного рукою мертвеца (мертвою рукою) обводят, на мертвый сон.

На ночь избу подпахать, чтоб ангелам чисто прохаживаться.

Ложиться спать в чулочке.

Кто спит с кошкой, у того лягушки в голове заводятся.

Если кошка съест вареного гороху, то оглохнет.

Если баба перешагнет через хомут или оглоблю, то тяжело будет лошади.

Не шагай через коромысло - корча потянет.

Вавило, не руби мотовила: хозяйка помрет (из побаски, где хозяйка, от лени, застращала мужа, чтоб не делал мотовила).

Если ступить на то место, где ведро недавно стояло, то по телу пойдут лишаи.

Скатертью руки утирать - заусеницы будут.

Гнездо ласточки разорять грех.

Кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки.

Кто при первой ласточке умоется молоком, бел будет.

Кто при первом соловье скинет рубаху, того блохи не будут кусать.

Земля из-под первой весенней сохи, тайно положенная в избу, изгоняет клопов.

Чтобы тараканы пропали: взять их столько, сколько жильцов в доме, и в лапте переволочь через порог и дорогу.

Злую муху осенью закопать в землю - прочие не будут кусать.

Благая муха укусила (когда губа или щека вспухнет во время сна).

Грешно обувать левую ногу наперед правой.

Обувать прежде правую ногу - зубы будут болеть (нижегор.).

Подол загнулся - к корысти.

Одежа наизнанку - либо пьян, либо бит будешь.

На себе платье зашивать, пуговку пришивать - пришьешь память.

Булавку на себя концом не подымай.

Если найденная булавка лежит к тебе головой, вспомнил приятель; если острием к тебе, замышляет враг.

Девка палец иглой уколет - похвалу слышать.

Всякую посуду покрывать, хоть лучинкой, чтоб бес не вселился.

Если брагу шубой прикроешь, шум в доме будет.

Не плюй направо - там ангел-хранитель, плюй налево - там диавол.

Плевать на воду - все равно что матери в глаза.

Пальцы меж пальцев накрест не складывать.

Если мышь съест что-либо в церкви, то обратится в нетопыря.

Пускай Кострому в Волгу (т. е. идола; стар.).

Если у попа распояшется пояс, то женщина в селении скоро родит.

Через помело шагать - тяжело детей родить.

Если хозяйка опрятно держит шесток, то ее дети не будут возгрявы.

Сын на мать походит, дочь на отца - к счастью, и наоборот.

Кто родится в новолуние - живуч, долговечен.

Если младенец не крещеный умрет, то раздать бедным сорок тельных крестов.

Кум дарит крест, кума ризки (или: на крестик, на ризки).

Ребенку не показывать зеркала, чтоб не был пуглив.

Младенцам не давать целоваться: долго немы будут.

Ребенку д о году рубахи из нового холста не шить.

В поле не в дуброве: за сук не зацепишь.

Такой лес, что в небо дыра.

Барабанной палки негде вырезать; парня нечем высечь (безлесье).

В новолуние дерева не валяют (не рубят).

Дрова, лес, хворост рубить в полнолуние - сгниет, червь поточит.

В полнолуние солени не солить, ничего впрок не готовить.

Строевой лес руби в новолуние: вырубленный на ущербе сгнивает.

Заставливая (закладывая) избу, кладут под угол деньги для богатства, шерсть - для тепла, ладан - для святости.

С плотниками, которые избу рубят, надо честно обращаться, чтобы не заговорили избы на голову хозяина.

Печь класть на новолуние - теплее будет.

В нежилом доме нечисто. В нежилом доме одна н ежить.

При переходе в новый дом наперед пускают ночевать кошку и петуха.

Где по зарям первый пар (туман) ложится, там копай колодезь.

Зелена трава - недалече (не глубоко) вода.

Коли звездисто и Стожар (созвездие Плеяд) горит - иди смело на медведей.

Если ружье на праздник заряжено, то испортится.

Ствол ружья обмывать в крови убитого зверя (пермск.).

Если кровью в орона вымазать дуло ружья, не будет промаха.

Заяц дорогу перебежал - неудача стрелку.

Поп, да девка, да порожние ведра - дурная встреча.

Когда собака перебежит дорогу, то беды нет, но и большого успеха в лесу не будет.

Коли проездом увидишь в окно, что бабы прядут, - воротись.

Девка с полными ведрами, жид, волк, медведь - добрая встреча; пустые ведра, поп, монах, лиса, заяц, белка - к худу.

На молодом месяце рыба клюет.

Много раков - к хорошему улову рыбы.

Ерш в первом залове - к неудачному промыслу.

На невод не ступать и не плевать: рыба не будет ловиться.

Лист на дубу развивается - улов щук (пенз.).

Когда цветет черемуха, тогда улов на лещей (пенз.).

Кто босиком по грибы пойдет, тому одни старые грибы дадутся.

Убив змею, надо повесить ее на осине.

Если накануне вешнего Егорья не ступить босиком на пол, то летом ни одной змеи не будет.

Змеи оттого не кусаются, что Стенька Разин их заговорил (в Астрахани, где большей частью змеи водяные, не ядовитые).

Стенька по деньге с души просил от комаров заговорить, да не дали.

У каждого народа существуют свои суеверия и приметы, которые отражают культуру и менталитет жителей той или иной страны. Многие приметы разных стран схожи с нашими поверьями, но большинство из них полностью противоречит верованиям наших предков. К примеру, если у нас кошка олицетворяет собой темные силы, то в Англии она, наоборот, приносит удачу. Давайте подробнее узнаем о самых распространенных приметах других стран.

В Китае приметам верят до сих пор. Жители этой страны уверены, что все поверья имеют свой скрытый смысл.

Если бабочка залетела в дом, то в скором времени ждите гостей. Если у бабочки яркие крылья, то гость принесет радостные вести, связанные с вашей личной жизнью. Залетела бабочка с темными крыльями, значит, гость принесет хорошие известия о работе.

Случайная встреча с коровой, согласно китайским поверьям, сулит прибыль. Это животное в Китае олицетворяет изобилие и деньги .

Нельзя перекусывать длинные макароны. Макароны считаются символом процветания и денег. Суеверные китайцы всегда втягивают в себя целые макароны, чтобы привлечь финансовое благополучие.

Если с 11 до 13 часов «горят уши», значит, в семье отношения наладятся. Если же уши горят с 13 до 15 часов, то в дом придут гости.

Нельзя за ужином оставлять палочки в еде, иначе кто-то из присутствующих за столом скоро умрет.

В Англии тоже существует множество поверий, которые жители Туманного Альбиона до сих пор помнят и следуют им.

На плече нельзя ничего носить, иначе с вами случится несчастье, или скоро понесете гроб кого-то из своих близких людей. Тут имеется ввиду садовый инвентарь или бытовые предметы, к примеру, лопата, мешок и прочее.

Если фамилия замужней женщины начинается с такой же буквы, как и ее девичья фамилия, значит, она не будет счастлива в браке.

Повстречать левшу или хромого в понедельник — быть беде.

Если кошка в доме три раза чихнет — заболеют все домочадцы.

Чужая черная кошка села на порог или у входной двери — к скорой прибыли.

Если на похоронах лучик Солнца упал на лицо человека, то он будет похоронен следующим.

В Испании люди тоже до сих пор верят в некоторые приметы.

Нельзя оставлять ножницы открытыми — это приведет к убытку и бедности.

Нельзя раскрывать зонтик в доме или в помещении. Туда, где будет раскрыт зонт придут несчастья и проблемы .

Нельзя проходить под лестницей, которая прислонена к стене. Это место у испанцев считается порталом в потусторонние миры. Пройтись под лестницей означало навлечь на себя массу бед и болезней.

Нельзя ложиться на диван иди кровать в обуви — это к смерти.

Наступить на собачьи экскременты — к удаче и финансовой прибыли.

Встретить под рождество горбуна — к деньгам и везению .

Когда испанец чихает, ему принято говорить «Хесус» (Иисус). В этой стране считается, что при чихании человек выплевывает часть своей души. А если говорить заветное слово «Хесус», то душа возвращается обратно.

Так же и в Германии приметы стали неотъемлемой частью повседневной жизни немцев.

Нельзя громко и резко захлопывать дверь. Того, кто так сделал, будут долгое время преследовать несчастья. Считалось, что хлопая дверью, можно прищемить чью-то душу.

Немцы очень боятся увидеть черных кошек на своем пути. Это предвещало несчастье. Увидеть паука или кукушку тоже предвещает беду. А если ласточка свила на окном дома гнездо — не видать ни здоровья, ни денег.

Встретить на улице трубочиста — к удаче. Везение успех предвещают еще и скрещенные пальцы в кукиш. Его показывают даже в знак благодарности!

Все эти приметы и верования до сих пор живут в разных странах, и жители зарубежья по-прежнему к ним обращаются. В них заложен глубокая суть народного менталитета, многовековой мудрости и религии. Если этот материал показался вам полезным, не забывайте нажимать на кнопки и

14.11.2013 15:43

Порой для того, чтобы решить финансовые проблем, люди обращаются к магии, и это срабатывает! Для того, чтобы...

Каких только предвещающих несчастье примет не бывает в различных уголках нашей планеты! Одни боятся просыпать перец, другие никогда не похвалят младенца, а третьи не стригут ногти после заката. Давайте вместе улыбнёмся над плохими приметами разных народов мира.

В Чехии плохая примета – смешивать пиво

Если вы находитесь в Чехии (первой стране в мире по потреблению пива на душу населения), то не наливайте пиво в бокал, в котором уже есть пиво другого сорта, иначе с вами непременно случатся неприятности.

В Греции вторник, попадающий на 13-е число, считается плохим днём

Как американцы опасаются пятницы, 13-го, так греки с предубеждением относятся ко вторнику, особенно если он выпадает на 13-е число. Возможно, этой традиции положил начало вторник 13 апреля 1204 года (по юлианскому календарю), когда Константинополь пал под натиском крестоносцев. Однако это не единственный чёрный вторник в греческой истории: во вторник 29 мая 1453 Константинополь взяли турки-османы. Один из путешественников 19 века писал в своих путевых заметках, что по вторникам греки даже избегают бриться.

В некоторых странах Латинской Америки считается, что жениться во вторник – к несчастью

Суеверия, касающиеся вторника, есть и в некоторых странах Латинской Америки, вплоть до того, что название фильма «Пятница, 13-е» у них переводили, как «Вторник, 13-е». Об опасности вторника утверждается также в национальной поговорке: «En martes, ni te cases, ni te embarques, ni de tu casa te apartes», то есть «По вторникам не женись, не отправляйся в дорогу и не выходи из дома».

В Южной Корее нельзя болтать ногами

В Южной Корее детей учат не болтать ногами, иначе можно стряхнуть богатство и удачу.

В некоторых рыболовных районах Китая считается плохой приметой переворачивать приготовленную рыбу

По поверью, это может привести к кораблекрушению. Съев верхнюю половину рыбы, мясо с нижней половины достают палочками.

В отдельных уголках Европы считается, что нельзя зажигать сигарету от свечи, иначе у моряков будут неприятности

Существует даже такая моряцкая примета, что зажжённая от свечи сигарета – к смерти моряка. Откуда же пошло такое суеверие? Возможно, оно связано с тем, что моряки приторговывали спичками. Если же спички не нужны, то у моряка не будет денег.

Женщины в традиционных общинах Руанды не едят козьего мяса

Считается, что от него у женщины может вырасти борода.

В Италии плохая примета - перевернуть хлеб

В Италии считается плохой приметой положить хлеб вверх ногами, неважно, на стол или в корзину. Наиболее популярное объяснение заключается в том, что хлеб представляет собой тело Христа и к нему следует относиться с уважением.

В Швеции класть ключи на стол – к неприятностям

Почему? Потому что в былые времена женщины лёгкого поведения таким образом привлекали клиентов. Во избежание недопонимания добропорядочные люди старались не класть на стол ключи, отсюда и возникла примета.

В Таджикистане не принято передавать деньги из рук в руки

То же касается ключей, игл, ножниц. Их следует положить на стол, чтобы другой человек мог их взять.

На большей части Европы и западной части Азии считается плохой приметой вернуться домой с дороги за забытой вещью

Если вам абсолютно необходимо вернуться, то надо обязательно посмотреть в зеркало (а кое-где ещё и улыбнуться), прежде, чем выйти опять.

В Азербайджане просыпанные соль или перец сулят неприятности

Непременно начнётся ссора. Чтобы её избежать, следует насыпать сверху сахар, оставить на некоторое время, а потом убрать всё вместе.

Среди пенсильванских немцев бытует поверье, что женщина-гостья в первый день нового года несёт несчастье

Поверье, появившееся в начале 20 века среди пенсильванских немцев, гласит: если в новом году вашим первым гостем окажется женщина, то год будет неудачным. Если же мужчина, то наоборот. Также считается плохой приметой менять одежду или мыться между Рождеством и Новым годом (а если вы поменяете бельё между праздниками, то непременно покроетесь прыщами).

В Турции нельзя пить воду, в которой отражался лунный свет

Согласно приметам, опубликованным на сайте турецкого министерства культуры, у выпивших такой воды будут неприятности. Однако купаться в лунном свете можно, ведь на том же сайте написано: «Кто купается в лунном свете, тот будет сиять ярко, как Луна».

В Новой Англии 19 века считалось плохой приметой споткнуться о какой-либо предмет

В книге, опубликованной в Новой Англии в 1896 году, говорилось, что единственный способ избежать беды – вернуться к предмету и переступить через него снова. «Если вы споткнулись о камень, вернитесь и дотроньтесь до него» - говорится в тексте.

В Сербии нельзя хвалить младенца

Вместо этого вы обязаны сказать, что малыш некрасивый.

По одной из американских примет начала 20 века, все кухонные тряпки перед переездом надо сжечь

То же самое касалось тряпок для уборки. Таким образом, все несчастья, которые вы вытерли, не отправятся с вами в новый дом.

По уэльской традиции 19 века плохой приметой считалось стричь ногти малышу до 6 месяцев

Причём последствия варьировались от неприятностей вообще до обещания того, что такой ребёнок вырастет вором. Чтобы не стричь ногти младенца, матери надлежало их обкусывать.

В некоторых азиатских странах стричь ногти после заката – к беде

Предполагаемые объяснения варьируют от практичных – в темноте можно пораниться – до мистических – отделение ногтя в темноте может привлечь злых духов.

В некоторых странах Ближнего Востока нельзя щёлкать ножницами просто так

Сложно сказать, с чем это может быть связано.

В Новой Зеландии услышать крик бекаса не с той стороны – к беде

В Новой Зеландии есть суеверие, что крик бекаса за правым плечом сулит удачу, а за левым плечом – неприятности.

В Германии вы никого не должны поздравлять с днём рождения заранее

Это считается плохой приметой. Причём некоторые немцы весьма ярко живописали грядущие проблемы: «Моя бабушка говорила, что дети будут синими».

В некоторых частях Африки сова - символ беды

Считается, что появление этой птицы сулит плохие новости – неприятности, болезнь или даже смерть. Некоторые народы верят, что совы передают проклятия.

В Аргентине не принято запивать арбуз вином

По устоявшимся слухам, это может привести к смерти. Ну, или просто к несварению желудка.

На протяжении всей истории человечества люди обращали внимание на всякие мелочи, которые, по их мнению, что-то говорили о будущем. Какие-то ситуации сулили приятные события и счастье, а другие - беду и потери. Веками разные народы накапливали эти приметы, а современные люди не утратили веры в народные приметы и суеверия. Если вдруг покраснеют щеки, значит, кто-то нас вспоминает, и мы прикладываем золотое колечко к покрасневшей щеке, чтобы узнать хорошее или плохое о нас говорят; достается и бедным черным котам, перешедшим нам дорогу, а также человеку с пустым ведром, идущему навстречу. У народов разных стран многие приметы и суеверия совпадают, а у некоторых есть отличия.

Одинаковое значение у разных народов имеют такие приметы: подкова - символ везения, треснутое или разбитое зеркало в доме - вестник несчастья, число 13 - чертова дюжина. Совпадает мнение всех суеверных по поводу пятницы 13-го. Пошло это с того, что якобы Каин убил своего брата Авеля в пятницу, позднее к этому дню недели присовокупили чертову дюжину, число 13, и стали считать, что пятница 13-го - очень несчастливая дата. В этот день лучше никуда не ездить и не начинать новых дел.

Но бывает, что одна и та же ситуация в разных странах сулит разное будущее. Так, у славян встреча с черной кошкой говорит о грядущих неприятностях, и чтобы избежать их надо быстро трижды плюнуть через левое плечо. А в Великобритании, наоборот, черная кошка - символ удачи. Англичане радуются встрече с черным котом, и, если хотят кому-либо пожелать успехов, то дарят открытку с изображением черной-пречерной кошечки. Также в Англии считается, что особенно удача улыбнется тому, кто найдет четырехлистный клевер, осенью схватит на лету много опадающих с дерева листьев или первого числа любого месяца громко позовет белых кроликов. Самой сильной приметой от сглаза и наговора у англичан стало разноцветное перо павлина, поэтому особо суеверные стараются заиметь его себе домой. Плохими предзнаменованиями считаются встреча с летящей сорокой или прохождение под лестницей; а совсем ужасные беды и смерть в семье будут у тех, кто поставил новые ботинки на стол или раскрыл зонт в дождливую погоду на улице, а не на пороге своего дома. Плохой знак - увидеть (или услышать) летучих мышей, поскольку их считают приспешниками дьявола, которые могут накликать смерть.

В Исландии нельзя холостякам садиться на угол стола, иначе еще семь лет не видать им брака. А если беременная женщина попьет из треснувшей чашки, то ее ребенок родится с заячьей губой.

В Греции часто носят при себе косточку летучей мыши, полагая что это убережет их от порчи. Парадокс в том, что уничтожение этих летунов считается большим грехом. Греки считают, что колючки кактуса защищают от бед, поэтому стараются на пороге своих домов ставить горшки с этими крупными колючими растениями. Если случайно какая-либо обувь опустилась на пол подошвой вверх, нужно быстро перевернуть ее и поплевать через плечо. Если грек начал чихать, значит, о нем кто-то сплетничает. Хорошо носить на одежде брошь в виде синей бусинки с глазком - это отводит порчу. Голубоглазые люди для смуглых черноглазых греков также являются носителями дурных помыслов.

В Ирландии живут, пожалуй, самые суеверные люди. В давние годы (да и в наше время в деревнях это также бывает) молодые мамы с только что родившимся ребеночком на руках должны походить по колено в воде, чтобы узнать, кого они родили - человека или злую фею. Ведь все ирландцы знают, что нечистая сила боится воды: если ребенок не заплакал, то он человек, а если начал кричать, то бесовское отродье. Также ирландцы полагали, что нечеловеческие дети очень любят музыкальный инструмент волынку. Ее клали рядом с детской кроваткой, и, если ребенок поворачивал головку и смотрел на волынку, - значит, он оборотень. Ирландцы считают, что особой магической силой обладает металл. Поэтому в доме обязательно должны быть железные амулеты; а кузнецы, по мнению суеверных ирландцев, могут прогнать демонов и вылечить больного. Хорошей приметой считается пролитый виски (предположительно, это помогает задобрить богов).

В Италии самую большую удачу сулит чихающая кошка, а вот прилетевшая в дом птица - к беде. Итальянцы не делают комплиментов, считая, что они орудие порчи. Когда в семье рождается ребенок, нельзя, любуясь им, хвалить дитя. Родители сочтут, что вы желаете их чаду зла, и с проклятьями выгонят из дома. Есть у итальянцев верное средство, позволяющее определить, есть ли на человеке порча или сглаз. Для этого нужно капнуть оливкового масла в святую воду: если капля растеклась по поверхности - порча есть, а если сохранила форму - все нормально. Если на встречу итальянцу идет монашка, он сразу бросится к какому-нибудь металлическому предмету и уцепится за него (считается, что это приносит удачу).

В Шотландии не принято опираться плечом о дверной проем и бросать овощи и фрукты в костер. А вот животных, наоборот, нужно приносить в жертву богам и кидать их в огонь. Рыбаки вместо зверей огню предают рыбу, что, по их мнению, принесет большой улов. Также считается плохой приметой, если на одежде человека соседствуют два цвета: зеленый и красный.

В Китае с особым трепетом в доме относятся к венику и к метелкам для сбора пыли. Китайцы говорят, что на них живут духи, поэтому пол мести нужно очень осторожно, а вот смахивать пыль со статуэток богов и алтарей нельзя. Если китаец замахнется на кого-нибудь веником или ударит им человека, то ему гарантированы проблемы на много лет. В Китае цифры 4 и 1 считаются несчастливыми, поэтому их стараются не использовать. Они не встречаются в номерах машин, квартир и улиц. А вот 8 для китайцев очень счастливая цифра, поэтому заполучить ее в номер стараются многие суеверные жители Китая. Очень плохая примета - носить бороду. Это может притянуть болезни и неудачи не только на обладателя бороды, но и на его семью. Нельзя стричь ногти после полуночи - это призовет покойников из загробного мира.

В Японии ни в коем случае нельзя втыкать палочки в блюдо с рисом, нельзя ставить кровать так, чтобы изголовье смотрело на север, фотографироваться втроем - средний привлечет к себе смерть. Плохой приметой японцы считают наличие в спальне ночью не завешенного тканью зеркала; также нельзя отвечать человеку, разговаривающему во сне (это предвестие скорой смерти). Сломавшуюся расческу надо быстро выбросить, а целую нельзя брать, направив зубцами на себя. На сиденье, где только что сидел бедняк, нужно бросить щепотку соли. На рассвете нельзя убивать пауков, это приведет к гибели бессмертной души. Как и у китайцев, в Японии есть любимые и нелюбимые цифры. Цифра 4 - означает смерть, а 9 - боль, поэтому в медицинских учреждениях нет четвертого и девятого этажей.

В Нигерии, как и в Китае, надо с почтением относиться к венику. Нельзя подметать дом на рассвете, а вот после ухода гостей нужно вымести сор немедленно. Если мужчину ударят веником, то он может стать импотентом. Чтобы избежать этой напасти, нужно отколотить ударившего этим же веником в семь раз больше.

На Мальте, в церквях, как минимум две башни, часы на которых показывают разное время. Считается, что это запутает нечистую силу и она не узнает время начала богослужения.

В Польше нельзя срезать сирень и приносить ее в дом - это к трагедии в семье.

В Голландии с суеверным страхом относятся к рыжеволосым людям, полагая, что они могут навлечь беду.