Open
Close

Статус и роль философии в современной культуре. Функции философии в культуре

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Философия является особым видом духовной деятельности человечества. Она способствует формированию человеческой культуры, активно влияя на общественно-историческую практику людей, выполняя многообразные функции. Можно выделить две большие группы функций философии:

1) Мировоззренческая функция, которая подразделяется на:

а) гуманистическую , т.е. относящуюся к острым для каждого человека вопросам, например, вопросам жизни и смерти, свободы и др.;

б) социально-аксиологическую функцию. Основная цель этой функции – разработка представлений о ценностях (аксио) человечества, уяснение принципов нравственности и эстетики, анализ их изменчивости и жизнеспособности, а также адаптация данных представлений к конкретной исторической ситуации. Социально-аксиологическая функция, в свою очередь, расчленяется на подфункции;

Конструктивно-ценностную;

Интерпретаторскую;

Критическую.

в) культурно-воспитательную функцию, призванную включать человека в процессе общественных отношений;

г) объяснительно-информационную , которая корректирует мировоззрение человека, приводя его в соответствие с уровнем современного научного понимания мира.

2) Методологическая функция философии, которая делится на:

а) эвристическую – направленную на приобретение новых знаний об окружающем мире и являющуюся фундаментом для будущих новых научных открытий;

б) координирующую – способствующую координации (сопоставлению, соотнесению) различных научных исследований между собой;

в) интегрирующую функцию, направленную на сведение знаний различных наук в русло общечеловеческого знания. Значение данной функции дает общую эпистемологическую (episteme – знание) окраску научному познанию человечества и тем самым стимулирует рост в культуре вообще знания о мире;

г) логико-гносеологическую (gnosis – познание) функцию философии, которая предлагает пути логического понимания мира.

Перечисленные функции философии направлены на поиск истины как главной ценности всякого научного знания. В данном случае не имеет значения, идет ли речь об истине происхождения мира или истинности существования человека, его бытия. Важно, чтобы при поиске истины присутствовали наиболее ценные составляющие всякого научного знания. Этими составляющими являются систематичность, доказательность и применимость на практике получаемого знания. Долгое время длятся дискуссии на тему, является ли философия наукой. Отвечая на этот вопрос, необходимо помнить об основных функциях философии, предлагающих доказательную базу в определении всякого философского знания. Эти же функции позволяют включить новое знание в систему взаимосвязанных научных теорий, подвергая новое знание практической проверке. Поскольку философия в поисках истины руководствуется теми же важными составляющими, что и всякое знание, то очевидно, что она является одной из ветвей науки.

История философии насчитывает уже более 2,5 тыс.лет. За это время появлялось и исчезало множество философских течений, решающих проблемы онтологического и гносеологического свойства, а также дающие ответы на экзистенциональные (ex(s)istentia – существование) вопросы. Каждая теория в философском течении, каждая вновь возникшая проблема «продвигала» человечество в направлении позитивного, взвешенного понимания окружающего мира. При этом всякое знание представляло собой звено общей картины мира. Каждое такое звено, каждое философское течение, включенное в общий процесс накопления человечеством знаний, должно быть всесторонне исследовано. Опыт этих течений послужит основой для последующих философских направлений.

Что же такое история философии? Г.В.Ф.Гегель вывел три ценностные составляющие историко-философского процесса:

1) Историко-философский процесс есть закономерное поступательное развитие, в котором все философские системы оказываются внутренним образом связанными между собой.

2) Каждая философская система является самосознанием исторически конкретной эпохи, отсюда существует связь между философией и историей человечества, с одной стороны, и историей отдельного общества или государства, с другой.

3) Философские системы прошлого не умирают и не игнорируются последующими философскими направлениями, а входят в их основу.

На основании предложенных Гегелем составляющих можно дать определение тому, что же такое история философии.

Можно вывести следующие исторические типы философии:

  • философия Древнего Востока (древнеиндийская и древнекитайская);
  • античная философия;
  • философия Средних веков;
  • философия эпохи Возрождения;
  • философия Нового времени;
  • современная философия;
  • русская философия.

Каждый из этих типов отличался рядом особенностей, связанных с условиями общественно-исторического развития человечества. Поэтому каждый тип представляет собой веху человеческой мысли на определенном рубеже истории.

Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений, поскольку таковая выступает как резюме, обобщение их реальной истории. Философия базируется на осмыслении человеческой истории, выявлении закономерностей, тенденций истории. Появление философии-это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмыслении уже сложившихся форм практики, культуры (критически-рефлексивным). Философия как культурно-историческое явление выполняет три основных функции:

1. Мировоззренческую. Эта функция предполагает разработку системы взглядов на мир, дающее единое понимание происходящих в мире явлений, определяющий место человека в мире и взаимосвязь с миром.

2. Гносеологическую. Касается научного познания, отношение знания к действительности, возможность познания мира человеком, критерий истинности и достоверности знания, выявления закономерностей его возникновения и развития.

3. Методологическую. Разрабатывает мировоззрение-целостную систему взглядов на мир, дающий понимание происходящих в нем явлений и теорию познания.

Прежде всего, философия выявляет наиболее общий идеи, представления, формы опыта. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории-как предельные основания универсальным формам культуры. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей. Помимо функции экспликации (выявлений «универсалий») философия как как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя задачу рационализации - перевод в логическую, понятийную форму, а также систематизацию человеческого опыта во всех его формах. Выполняя эту функцию философия в идеале как бы стремиться охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно практические достижения человечества в целом, но и его негативный исторический опыт. К этому примыкает также важная критическая функция, которую выполняет философия в культуре. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировоззрения, обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, встающих на пути к истинному познанию. В познании именно практика является основой и критерием истинности, форма деятельности ведущая к преобразованию мира. Важной функцией философии в культурно-исторической жизни людей является систематизация, согласование, интеграция всех форм человеческого опыта практического, познавательного и ценностного. Их целостное философское осмысление - необходимое условие гармоничной и сбалансированной общественной жизни. Анализ важнейших функций философии в системе культуры показывает, что культурно-исторический поход внес заметные изменения в классические представления о предмете, целях, способах и результатах философской деятельности.

Философия в системе культуры. Функции философии.

Роль философии в культуре определяется тем, что она является размышлением над основаниями культуры.

Культура - это все то, что отличается от естественного, природного мира, что несет на себе больший или меньший отпечаток следов и продуктов человеческого воздействия на естественный, природный мир, в котором разворачивается жизнедеятельность человека, в том числе его разумно-волевой активности.

Предметом философии является анализ так называемых универсалий культуры, т. е. ее всеобщих характеристик, свойств, выражаемых в предельно общих понятиях - категориях или универсалиях.

В развитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся ориентиры, выраженные системой универсалий культуры (представлениями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти и т. д.) перестают обеспечивать воспроизводство и сцепление необходимых обществу видов деятельности. Тогда возникают разрывы тради­ций и формируются потребности в поиске новых ми­ровоззренческих смыслов.

Социальное предназначе­ние философии состоит в том, чтобы способствовать решению этих проблем. Она стремится отыскать новые миро­воззренческие ориентиры путем рационального ос­мысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоз­зренческих идей. В этом процессе универсалии куль­туры из неосознаваемых оснований культуры и соци­альной жизни превращаются в предельно обобщенные категориальные формы, на которые направлено созна­ние.

Существуют домарксистские и немарксистские теории культуры. Для домарксистской буржуазной философии характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека, как оно проявляется в движении науки, искусства, морали, религии и государственных форм правления. В немарксистском культуроведении получают развитие и другие подходы к изучению культуры. Так, на основе возникшей в рамках культурной антропологии тенденции рассматривать роль культуры при передаче социального наследия от поколения к поколению было развито представление о коммуникативных свойствах культуры.

Философия в системе духовной культуры современного мира выделяется за счет целого ряда составляющих, которые являются частью одной структуры. Примером актуальности является эпистемология. Эта наука исследует, как человек познает самого себя и окружающий мир. Именно данное течение предложило ряд категорий теорий познания: конкретное, абстрактное, чувственное и логическое, теоретическое, познания и практики, которые объясняют поведение людей и изменение личности.

Социология также является одним из важных элементов, который входит в учение под названием философия. В системе культуры данная наука занимает почетное место, так как именно она изучает и объясняет развитие и прочие изменения общества. Особый статус этой науки незыблем. Имея мировоззренческое значение, данная наука обеспечивает должный уровень духовного образования, благодаря чему играет ведущую роль в системе культуры.

Функции философии:

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях.

КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполняет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.

ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.

Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.

Мировоззрение, его общественно-историческая природа. Структура мировоззрения.

Философия играет большую роль в решении мировоззренческих проблем. Мировоззрение (М) зародилось несколько десятков тысячелетий назад. М- совокупность взглядов, представлений и понятий о мире окружающем человека, а также о самом чел. М включакт вся несколько уровней: мироощущение(эмоционально психологическая сторона М.), миропонимание(познавательно интеллектуальная сторона М.), мироосвоение(связь М. с практикой). Существует много типов мироощущений: эмоц. настроение складывается из обстоятельств жизни (писимист /оптимист) и т.п. В состав миропонимания входят знания. Они могут быть жизненно-повседневными, профессиональными, научными. Существует жизненно-повседневная философия. Она включает в себя умонастроение широких слоёв общ-ва. Житейское миропонимание носит стихийный характер, не отличается глубиной проникновения. Здесь не удерживается логика. Мироосвоение включает убеждение, нравственно-политические принципы. Убеждения- взгляды активно принимаемые людьми соответственно всему складу их сознания. Сомнения- положения принимаемые с меньшей уверенностью. Скептицизм- неверие во что-либо. Мировоззрение и философия имеют единый объект отражения(мир в целом), однако каждая из них имеет свой специфический статус. Философия рассматривает на теоретическом уровне, а мировоззрение на практическом.

Исторический тип мировоззрения.

Статус и роль философии в современной культуре. Функции философии

Философия является одним из наиболее древних областей человеческих знаний духовной культуры. Возникла более 2,5 тыс. лет назад. Первые философские учения появились в Египте, Индии, Китае, Греции. Философия с греч. «любовь к мудрости». Впервые это слово употребил Пифагор. Философия возникла благодаря отделению умственного труда от физического, создание материальных предпосылок для умственной деятельности. Сначала философией наз. Всё совокупное знание древних людей. Внимание многих философов на протяжении многих веков была природа. Философия начала интересоваться общественной жизнью людей, политич, правового гос-ва. В центре внимания-человек. Т.о. предметом философии рассуждений стали природа и общественный мир. Аристотель- первая попытка выделить философию как теоретическое знание Ф-ции философии: выявляет наиболее общие идеи и представления на которых основывается та или иная к-ра.Эти идеи наз. Критериями.Философия систематизирует все результаты чел. Опыта.

Материализм и идеализм.

Философия- теоретическое формулирование мировоззрения,система общих теоретических взглядов на мир.Философия- вопрос по соотношению материального и духовного. Этот вопрос имеет 2 аспекта онтологический и гносиологический. Онтологический т.е. что первично в мире материя или сознание в зависимости от того что признается первичным в философии выделяют два течения материализм и идеализм. Выделяют несколько форм материи стихийнонаивный(давая представление о мире не подкреплялись конкретными науками), механистический(объяснял природу и общество зауконами лишь механической формы движения материи), диалектический(способствовало развитию многих наук, прежде всего таких как геология, физика,химия, биология). Идеализм подразделяется на объективный(считают, первичное какое-то абстрактное духовное начало, Платон, Гегель) и субъективный(первоначало всего- сознание отдельного индивида, Беркли, Юле). Различия между идеализмом и религией:1 абстрактные, 2 олицетворение-по форме духа, 1 основывается на логике, 2 на вере, 1 рациональное воздействие,2 эмоциональьное.Дуализм- идеалистические и материалистические решения верны. Основной вопрос, что первично в процессе познания материя и сознание. Рационализм- истинное знание может быть выведено только из разума(Декарт). Эмпиризм-первичным явл.

Материя.(Бекон).Иррацмонализм-отрицание познания мира.(Шопенгауэр)Философия вуключает 3 раздела онтология(о бытии), праксиология(о деятельности), гносиология(о познании), аксиология(о ценности), антропология(о человеке).

Философия древней Индии.

Характерная черта древне – индийского государства в распадении его на 4 касты (варны): брахманы (белый), кшатрии (красный), вайшьи (жёлтый цвет) и шудры (чёрный). Каждая Варна имела свой цвет. Варна – замкнутая группа людей, занимавшая определённое место в обществе. Для каждой Варны была определённая профессия. Брахманы – умственный труд (жрецы), кшатрии – военное дело, вайшьи – земледелие и торговля, а шудры занимались самым тяжёлым трудом. Первые три Варны – арийский – привилегированные. Мужчины первых 3 варн проходили спец обряд посвящения, приобщаясь к знаниям, поэтому их называли дважды рождёнными. Женщины и шудры не могли прикасаться даже к ведам, они ничем не отличались от животных перед законом. Мифология происхождения мира связывалась со сверхъестественным человеком. Из его рта брахманы, кшатрии из рук, вайшьи из бёдер, шудры из ступней. Основной древнеиндийский источник – веды, в них гимны богам, в них мировоззрение др индийцев, здесь были элементы религии и магии. Читать и толковать их могут только брахманы. Более 3000 богов. Прародитель – Ману Вайбасвата. Различие между человеком, животными и растениями не принципиальное. Т.к у них всех есть душа, тело смертно, а душа вечна. После смерти душа переселяется. Не обязательно в др человека, может и в растение и в камень и в любое животное.(Сансара – странствие души, не имевшее конца). Если человек жил по законам своей Варны, приносил жертвы богам, то его душевные скитания могут, в конце концов прекратиться, наступает мокша, или освобождение. Если же он был нерадив в исполнении законов. Его душа переселялась в более низкую касту либо в любое другое сущее на Земле. К 7 - 6 в до н.э формируются основные философские школы. Всего 9, 6 из них ортодоксальные, 3 нет. Это Джайнизм, Буддизм, Чарвака.

Основатель Джайнизма Махавира. Сюда входят и мужчины и женщины. Жили обнажёнными в лесах. Своим ученикам Махавира оставил 14 книг. В 30 лет ушёл в лес без одежды и практически без еды. Прожил в лесу 12 лет. Он учитель Будды. Джайнизм учит: мир материален, никем не создан и существует вечно в непрерывном процессе изменения. Считают, что во всём живом есть душа, дают обет невреждения. Им нельзя охотиться, рыбачить. 2 направления: крайние джайнисты и умеренные. Крайние должны пройти 3 ступени аскетизма: 1. предполагает, что человек должен оставить свою семью, остричь волосы и жить возле храма на подаянии. 2. аскет носит только набедренную повязку и ест рис с ладони 1 раз в день. 3. аскет полностью обнажён и ест рис через день, завершающая стадия – полный отказ от пищи и добровольная смерть. Это высший нравственный подвиг. Умеренные джайнисты носят только белую одежду, завязывают рот белой повязкой. Им запрещается ходить по темноте. Сейчас около 5% в Индии. 2 школа – буддизм. Учение возникло на рубеже 6 – 5 вв до н.э. Основатель Сидхарта Гаудама (563 – 483 г до н.э). После отшельничества получил имя Будда - «просветленный». Возник как антибрахманское этическое течение, Будда избегал вопросов о мироздании, о душе и её взаимодействии с телом. Считал, что это всё равно, что рассуждать, из чего сделана отравленная стрела, вместо того, чтобы вынуть её из тела. Буддисты считали, что любая жизнь – страдание. Человек обречён на болезни, страдания, старость, смерть. Высшая цель буддистов – достижение нирваны и полное прекращение перерождений. 4 истины к этому пути: 1. всякое существование – страдание. 2. причина страданий в самом человеке – жажда жизни, наслаждений… 3. чел должен освободиться от от желаний, подавить их. 4. восьмеричный путь. ведущий к освоб от страданий – правдедность. В средние века – одна из мировых религий. 3 школа – Чарваки. Основатель этой школы Брихаспати. Материалистическое течение. Чарваки были атеистами, отрицали существование души после смерти. Существует только реальный мир и реальная жизнь. Назначение человека в том, чтобы хорошо жить на Земле. Смысл жизни в счастье, в наслаждении, отрицали сверхъестественное знание, всё знание выводили из чувств – сенсуализм. Высоко ценили чувства. Поскольку благодаря ним чел получает разл наслаждения. Выделяют около 500 наслаждений. Напр музыка, философия. Поэзия.

Филосфия Др. Китая

Древнее китайское гос-во представляет собой восточно иерархичную диспатию. Во главе гос-ва стоял наследственный монарх.Он же был и жрец и единственный землевладелец. Закона в Китае не было т никто не был защищен от произвола вышестоящего.Все отношения между китайцами были подчинены сложному ритуалу имеющему мировоззренческое значение. Для психологии китайцев было характерно чувство покорности. Даже в семье младшие дети беспрекословно подчинялись старшим. В Китае был развит культ предков(манизм).Вся жизнь живых проходила как отчет перед духами предков которым приносили жертвы. В жертву приносили военнопленных, первенцев.Др. Китайская философия была связана с древними книгами. У них было их пять: книга песен, обрядов, перемен, истории, летопись Чуньцю(весна-осень).Это Пятикнижие составляет основу мировоззрения.Уже в начале периода своей истории китайцы умели считать до 30 тыс. Однако науки были развиты слабо, в частности матем. Была лишена доказательств. И она так и достигла уровня дедуктивной науки.Это сказалось на уровне китайской философии. В Китае зарождаются главные школы:конфуцианство,даосизм,закона. В большинстве школ преобладало практическая философия связанная с проблемами житейской мудрости.В центре внимания человек и общество.С философией была тесно связана политика.Философы занимали высшие посты в гос-ве. Родоначальник философии Конфуций. Он происходил из знатного но бедного рода. Свою школу он основал в 50 лет, у него было много учеников,они записывали мыслиучители, так появилось сочинение ЛуньЮнь(беседы и высказывания)Это был сборник нравственных поучений.Эту книгу всякий образованный китаец учил в детстве наизусть.В центре внимания Конфуция проблемы взаимоотношения людей.Мэн Цзи разработал учение о прирождении доброте человеку.Всем людям от природы свойственны такие чувства как сострадание,стыд,правда. Цюнь цзы утверждал что человек от природы зол, что он рождается с желанием наживы.Он написал трактат о злой природе человека. Вторая школа-тосизм.Основатель-Лао-Цзи. Это направление всесторонне. Основное понятие школы ДАО-первооснова выглядит так первично небытие пораждает бытие.ДАО лучший правитель тот о котором народ знает лишь то что он существует. Школа закона Фа-цзя.Гос-во считало представителей этой школы бездушным механизмом.Сила правителя в наказании поэтому должно быть упразднено искусство и т.п.Земледелие и война вот что должно быть.Шань Янь сделал рограмму пресечения беспорядков: много наказаний, карать за всё,разобщать людей слежкой,доносом.Программа была реализована в империи Цинь.Он многое сделал для объединения Китая.Во время его правительства была проведена культурная революция.Большинство книг было сожжено.Потом был Мауцзедун он провел вторую культурную революцию под лозунгом книги в огонь учёных в яму.


Аргентинский философ Марио Бунге, отвергая капитализм и социализм (в том его виде, в каком он был осуществлен в бывшем Советском Союзе и других странах так называемого социалистического лагеря), предлагает в качестве третьей альтернативы то, что он называет «холотехнодемократией» или иначе – «интегральной технодемократией». Для построения справедливого общества политическая и экономическая демократии, как он отмечает, являются недостаточными, хотя они, конечно, и необходимы. Дело в том, что первая из них касается лишь политики, а вторая – лишь экономики, между тем как «общество состоит из трех соединяющихся искусствен`ных систем, встроенных в природу – именно экономики, культуры и политики…». Вот, собственно, почему «мы должны бороться за интегральную демократию, соединенную с технической экспертизой и заботящуюся об окружающей среде».

На фоне этого «холотехнодемократия» предстает перед нами как «общественный строй, который позволяет, более того, поощряет равный доступ к богатству, культуре и политической власти». Она «есть равенство посредством кооперативной собственности, самоуправления, политической демократии и технической экспертизы». Однако это не значит, что она утверждает некую уравниловку, т.е. равенство в буквальном смысле слова. Как раз наоборот, «холотехнодемократия» устанавливает так называемое «квалифицированное равенство», т.е. некую комбинацию «элитарности и меритократии». Подобное равенство есть результат «соединения трех принципов:

а) социалистической максимы «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям»;

б) локковского принципа законного владения плодами своего труда;

в) принципа Роулса, согласно которому единственно справедливо то неравенство в распределении товаров и услуг, которое скорее всего удовлетворяет каждого, а именно: вознаграждение заслуг и исправление оплошности».

Поэтому неудивительно, что «холотехнодемократия подразумевает соединение кооперациии и конкуренции…». «Интегральная технодемократия» характеризуется также потребностью в как можно более малом и слабом государстве, так как «хорошо устроенное общество не нуждается в большом правительстве». Вместе с тем она «предполагает создания федерации и государств» вплоть до «мирового правительства», поскольку «эффективное управление системами большего масштаба требует центральной координации их составляющих единиц».

И, наконец, при ней свобода и контракт, которые были весьма ограничены в классовом обществе, должны получить полное развитие и «расцвести». Так, М.Бунгле обозначает главные моменты своей футурологической концепции, возможную утопичность которой он, в отличие от А.Тоффлера, признает, а не отрицает.

Различные модификации «теории постиндустриального общества» дают отдельным исследователям некоторое основание говорить о наступлении вместе с формированием этого общества новой эры в истории человечества, или новой цивилизации («информационной» или «глобальной»).

Контуры этой новой «глобальной» или «информационной» цивилизации в первом приближении начинают вырисовываться вместе с появлением триединства – космического (или, точнее сказать, коммуникационного) спутника, кабельного телевидения и персонального компьютера – и распространением «железных воротничков» (т.е. роботов). Глобальная информационная цивилизация, таким образом, характеризуется созданием и установлением единого общепланетарного информационного пространства – глобальной информационной сети, представляющей собой некий синтез телевидения, компьютерной службы и энергетики, т.е. то, что Дж.Пелтон называет «телекомпьютерэнергетикой».

Следует отметить, что хотя «информационное общество» и «глобальная цивилизация» в том их конкретном виде, о котором говорилось выше, должны были бы, по прогнозам некоторых из их теоретиков, уже сложиться и реально существовать, мы их, однако, нигде реально не наблюдаем. Что же касается процессов информатизации и глобализации, которые действительно происходят в современном мире, то они, вопреки всем оптимистическим ожиданиям и прогнозам, ничуть не снимают и даже не смягчают, а как раз наоборот, еще больше обостряют социальную напряженность и усиливают социальное противостояние в современном обществе.

Следует также обратить внимание и на то обстоятельство, что в современном западном обществе, которое, якобы, уже вступило в «информационную» полосу или фазу своего развития нигде не происходит ничего такого, что свидетельствовало бы о «сдаче» трудом и капиталом своих позиций в качестве решающих факторов общественно-экономического развития современного общества или предвещало бы их вытеснение и замену их информацией и знанием, как это пророчествовали теоретики «информационного общества». Реалии сегодняшнего дня говорят как раз об обратном. Они, в частности, свидетельствуют о том, что информация и знание в данном обществе по-прежнему являются товаром и что они, следовательно, остаются простыми выражениями и воплощениями труда и капитала.

В действительности сегодня можно утверждать, что «информационное общество» далеко не является новой, посткапиталистической, общественной формацией, а в лучшем случае представляет собой лишь более развитую форму самого капитализма и что так называемая «информационная цивилизация» есть на самом деле только более сложная и глобальная форма западной технической (или техногенной) цивилизации, но отнюдь не принципиально новый по сравнению с ней тип человеческой цивилизации.

Философия: определение, возникновение, развитие. Статус, роль и функции философии в современной культуре.

Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь с возникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы появились в VII - VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае.

Слово "философ" впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию "единого во всем".
Возникновение философии связано с глубинным поворотом в духовной истории человечества, происходившим в период между VIII и II веками до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал этот уникальный период во всемирной истории "осевым временем".

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня остающихся наиболее влиятельными. Именно в это время человек осознает свое бытие в целом, начинает ощущать себя как личность перед лицом беспредельного мира. Во всех направлениях совершался переход от замкнутости к универсальности, заставивший многих пересмотреть прежние, бессознательно утвердившиеся воззрения и обычаи. Перемены, осуществившиеся в эпоху "осевого времени", имели огромное значение для последующего духовного развития человечества. Произошел резкий поворот в истории, означавший появление человека такого типа, какой сохранился по настоящее время. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991. с. 32-33.

Философия, возникшая как закономерный ответ на новые потребности духовного развития общества в эпоху "осевого времени", отличается от мифологии и религии следующими качествами:
рациональным характером объяснения действительности(базиро-ванием на универсальных научных понятиях, опорой на данные науки, логичностью и доказательностью);

* рефлексивностью, т.е. постоянным самоанализом, возвращением к своим исходным предпосылкам, "вечным" проблемам, критическим переосмыслением их на каждом новом этапе. Философия является рефлексивным "зеркалом" не только для себя самой, но и для науки, культуры, общества в целом. Она выступает как их самоотражение, самосознание;

*свободомыслием и критичностью, направленными против предрассудков, сковывающего догматизма, слепой веры в “абсолютные” авторитеты. Критический дух философии, выраженный в древнем изречении: "подвергай все сомнению", является одним из ее стержневых идеалов Философия не стояла на месте, а постоянно развивалась.

История мировой философии делится на:

1. Возникновение мировой философской мысли. Философия древних цивилизаций. VII-VI века до нашей эры.

2. Античная философия. VI век до н.э. - V век нашей эры

3. Средневековая философия V век н. э. - XIV век н.э.

4. Возрождение XIV век н.э.- XVI век н.э.

5. Философия Нового времени (буржуазная классическая философия) XVII век н.э. - сер. XIX века н.э.

6. Неклассическая современная философия сер. XIX века н.э. - современное время
Приведем краткую характеристику основных этапов философии, основные идеи, высказываемые философами того времени.

1.Философия возникает сразу в нескольких очагах, наибольшего развития она получает в Индии, Китае и Древней Греции. На этом этапе наибольший интерес философов был направлен на попытку открытия основ мироздания, рассматривались вопросы смерти и бессмертия, впервые развивался интерес к человеку.

Статус и роль философии в современной культуре. Функции философии

Исходя из понимания культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, способов их создания, умений использовать для поддержания стабильности и развития определенного человеческого сообщества и передавать от поколения к поколению, можно утверждать, что философия непосредственно или опосредованно связана с каждым ее компонентом. Наблюдается тесная связь философии с такими формами духовной культуры как наука, искусство, религия, мораль.

Особо нужно остановиться на соотношении философии и науки. Можно утверждать, философия по своему содержанию и целям выступает как мировоззрение, а по характеру формирования этого мировоззрения как наука. Как уже отмечалось, характер формирования этого мировоззрения базируется на методах рационально-логического обоснования его содержания (доказательство, обоснование и проверка на истинность приобретенных знаний), что сближает философию и науку. Однако содержание философского мировоззрения, как бы ни велика была в нем доля научных представлений, интегрируется в целостное духовное образование не под их воздействием, а исходя из понимания соотношения сознания и бытия, места человека в этом мире, его возможностей познавать и изменять мир, смысла человеческой жизни, смерти и бессмертия. Удовлетворительных ответов на эти вопросы нельзя найти, пользуясь исключительно средствами науки, поэтому существовали и существуют варианты философских мировоззренческих построений, по-разному соотносящиеся с научными представлениями, в том числе и прямо отрицающие мировоззренческую ценность науки. Кроме того, что есть и что будет (отличие философии).

На основе указания специфики предмета философии можно сформулировать одну из основных функций философии в системе культуры - это выявление универсалий (наиболее общих представлений) культуры и выражение их содержания в системе философских категорий, т.е. поиск общего в культуре, прежде всего в духовной культуре. Наиболее общие представления культуры зафиксированы в религии, науке, искусстве, морали, посредством образов, норм-эталонов, законов, принципов, картин мира не всегда в логически стройной и информационно емкой форме. Философия выражает содержание универсалий культуры преимущественно системой категорий, т.е. в форме, обладающей перечисленными свойствами, что расширяет ее возможности в духовном воспроизведении реальности.

Среди других функций философии нужно отметить следующие:

мировоззренческая функция состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности;

функция интеграции и систематизации системы духовной культуры заключается в обеспечении единства культуры, придания ей системного характера;

методологическая функция связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики или коммуникации;

гносеологическая функция выполняется в рамках учения о познании, его формах, путях и критериях истинности полученных знаний;

аксиологическая функция предполагает выработку средствами философии критериев оценки значимости явлений природной, социальной или духовной реальности для человека, социальной группы или общества в целом;

праксеологическая функция связана с выявлением в русле философии основных направлений, целей, средств и методов человеческой деятельности;

критическая функция состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления и практической деятельности;

прогностическая функция охватывает совокупность представлений, выработанных в рамках философии, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13: Ставрополь, 2004 170 c. РГБ ОД, 61:05-9/236

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Принятое в классической традиции рассмотрение философии как социально значимого интеллектуального феномена сегодня все больше уступает место представлениям философии как феномена культуры. В связи с этим встает вопрос об экспликации культурных функций философии и их отделения от социальных функций, нахождении их сходства и различия. Во многом это обусловлено тем, что культурные изменения в целом оказались достаточно автономными от социальных, иногда опережая последние, а иногда и отставая от них.

Сегодня человечество переживает особый этап в развитии культуры, связанный с коренными преобразованиями ее глубинных основ. Современная социокультурная ситуация характеризуется процессами глобализации, информатизации, сопровождающимися радикальной перестройкой основ человеческой жизнедеятельности, ломкой существующих традиций и всеобщей переоценкой ценностей. Философия в такие переломные периоды человеческого развития играет особую роль, являясь «самосознанием культуры», позволяющим культуре познавать себя, получая информацию о самой себе, рассматриваемой как бы со стороны, в законах своего строения, функционирования и развития. Философия выступает способом самоописания культуры в целом, обоснованием образа мира и человека, создаваемого в той или иной культуре, а также способом самооценки и оценки своего положения среди других культурных миров.

Философия не только сохраняет свое место в системе культуры, ее значимость возрастает на современном этапе культурного развития в условиях духовного кризиса, поразившего все сферы культуры и являющегося во многом следствием научно-технического прогресса, дискредитировавшего себя воплощением собственных достижений. Он не только показал несостоятельность научного разума раскрыть все тайны мироздания, но и породил ряд проблем, вставших перед человечеством, - расколотое мировоззрение, преобладание сциентизма и техницизма, дегуманизация, бездуховность, дискредитация человеческих ценностей, - которые нельзя разрешить только средствами одной науки. Кризисные явления в современной культуре связаны с практическим использованием научных достижений, с распространением антинаучных интересов. Понятие кризиса современной науки означает понимание того, что наука не может заменить собой всю культуру и иные социальные структуры. Поэтому особое

СПсирб

РОС. НАЦИОНАЛЬНА.» I
БИБЛИОТЕКА
"

значение в познавательном континууме культуры приобретает философское знание как способ познания всеобщего, необходимый для преодоления разрыва между различными формами культуры.

Одним из факторов, обусловивших актуальность рассмотрения места и роли философии в культуре, является тезис о «конце» философии, о ее «смерти», выдвигаемый сегодня представителями постмодернизма. Согласно их заявлениям, философия утратила всякий смысл и современная культура больше в ней не нуждается, поэтому философия должна либо исчезнуть, либо трансформироваться во что-то иное, либо быть вытесненной литературной критикой, или наукой, или культурологией. Однако проблемы, встающие перед современным человеком, показывают необоснованность выводов об исчерпанности философии. Другие формы культуры, так называемые «конкуренты» философии (религия, наука, политика), не способны заменить философию в культурной системе, так как, являясь новыми способами теоретического мышления, в то же время считаются областью философских исследований. Специфика философии заключается в том, что она дает средства для рефлексии не только над основаниями культуры, но и по поводу всякого знания в культуре, самой культурной жизни.

Вопросы и проблемы, связанные с определением дальнейшей судьбы философии в культуре, являются предметом постоянных дискуссий и обсуждений. В связи с этим назрела необходимость в коррекции прежних дефиниций роли и места философии в культуре, но уже в новых культурных условиях.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема места и роли философии в культуре тесно связана с вопросом о сущности философии и ее предназначении. Каждый философ в своем творчестве прямо или косвенно пытается ответить на вопрос о том, чем для него является философия и какова ее роль в жизни человека и культуры в целом.

Долгое время в отечественной науке господствовало сциентистское определение философии как науки о наиболее общих законах природы, общества и мышления, которое зачастую исключало из области философского знания формы философствования, не соответствующие критерию научного знания. В духе марксистского учения в советской науке был разработан подход, в соответствии с которым философию рассматривали как одну из форм общественного сознания и выделяли ее функции в обществе.

Существует иной подход, восходящий к Г В Ф. Гегелю, который соотносит философию с культурой и ставит вопрос о функциях философии в

культуре. Среди отечественных философов, разрабатывающих данное направление, можно назвать М.К. Мамардашвили, B.C. Лекторского, B.C. Степина.

Проблеме функционирования философии в современной культуре посвящен «круглый стол», в котором приняли участие В.А. Лекторский, B.C. Степин, И.Т. Касавин, А.А. Гусейнов, В.М. Межуев, В.Н. Порус, А.Ф. Зотов.

Функции философии в научном познании исследовали В.П. Кохановский, А.К. Астафьев, А.А. Корольков, В.П. Бранский, Л.А. Микешина, М.Ю. Опенков.

Об исключительной роли рациональности и философии в генезисе западноевропейской культуры писали в своих работах X. Ортега-и-Гассет, Э. Гуссерль, Б. Рассел, М. Вебер, К. Поппер, Г. Зиммель, Э. Кассирер, Р. Кронер.

Проблема становления нового «постиндустриального», информационного типа общества на Западе рассматривается в трудах западных мыслителей Д. Белла, Д. Рисмена, Р. Арона, О. Тоффлера, С. Хантингтона, Г. Маркузе. Анализу современного состояния культуры посвящены работы и публикации как зарубежных философов Ж.-Ф. Лиотара, П. Козловски, 3. Баумана, Ю. Хабермаса, так и отечественных мыслителей И.П. Ильина, Д.И. Дубровсюго, В.А. Кутырева, Л.Г Ионина, В.Л. Иноземцева, Н.С. Автономовой, И.А. Гобозо-ва, А.Е. Чучина-Русова, С.А. Ушакина, Н.А. Терещенко, Т.М. Шатуновой.

Важное значение для прояснения проблемы изменения роли философии в современной культуре, а также признания равноценности иных способов и форм философствования имели работы Л. Витгенштейна, М. Хай-деггера, Д. Дьюи, Р. Рорти, Ж. Делеза, Ж. Дерриды, Ф. Гваттари.

Проблеме историко-культурной эволюции философских идей в русской культуре посвящены работы ГГ. Шпета, М.Н. Громова, Н.С. Козлова, А.Ф. Замалеева, Л.В. Полякова.

Специфические особенности русской философии выделяют и анализируют в своих трудах С.Л. Франк, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, А.Ф. Лосев. Большое значение для прояснения проблемы места и роли философии в русской культуре имели работы Н.А. Бердяева, П.Л. Лаврова, К.Д. Кавелина.

Объектом исследования является философия как функциональный феномен культуры.

В качестве предмета исследования выступает процесс трансформации функций философии в контексте современной культурной динамики.

Целью исследования является анализ специфики функционирования философского знания в современной культуре.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

рассмотреть философию как функциональный феномен культуры;

проследить эволюцию культурных функций философии на различных этапах развития европейской истории;

определить специфику функционального значения философии в различных культурах и культурно-исторических типах;

выявить основные факторы, обусловившие функциональную специфику русской философии;

выявить взаимосвязь и взаимообусловленность развития философии и культуры на современном этапе;

проанализировать трансформацию системы функций философии в ситуации постмодерна и в период кризисного состояния культуры.

Теоретико-методологическую основу исследования составляет культу-роцентристский подход, который указывает на самодостаточность культурных систем и их первичность по отношению к социальным и позволяет выявить отличительные особенности различных культурных образований, тогда как социоцентризм делает культурные явления вторичными и производными от общества.

В ходе проведения научного исследования были использованы возможности формационного и цивилизационного подходов для выявления функциональной специфики философии в западной и восточной культур*х. С этой целью для решения основных задач привлекаются методы сравнительно-исторического и культурно-исторического анализа, позволяющего установить сходства и различия специфики функционирования философии на различных исторических этапах развития культуры и в различных культурных типах.

Особое значение приобретает системный подход, обусловивший рассмотрение философии в целостном контексте культурной деятельности как способную в свою очередь играть культуросозидающую роль по отношению к культуре в целом. Применение структурно-функционального метода позволило выделить систему универсальных функций философии и определить особенности функционирования философии в пространстве культуры. В работе сочетаются принципы конкретности и всесторонности рассмотрения философии как культурного феномена, принцип историзма и объективности.

В работе широко используются труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные анализу современного состояния культуры, ее динамики, характерных особенностей, специфики функционирования фило-

софии в системе культуры, изменения роли и места философии в период глобальных культурных трансформаций. Кроме того, нашли отражение результаты научных исследований в области истории философии, философии культуры, философской антропологии, философии истории, социологии культуры и культурологии.

Центральное место в методологии отводится герменевтико-феномено-логическому методу, позволяющему определять смысловую основу функциональных трансформаций.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

на основе рассмотрения философии как функционального феномена культуры обоснована продуктивность перехода от социоцентризма к культуроцентризму;

прослежена эволюция культурных функций философии в различные периоды европейского исторического развития и выявлена основная тенденция культурно-функциональной динамики, проявляющаяся в усилении ее теоретического начала в ущерб практическому;

в контексте культуроцентризма выявлены механизмы формирования культурной самоидентификации западной и восточной культур и показана роль философии в формировании культурно-типической идентичности;

доказано, что специфика взаимоотношений философии и культуры в России характеризуется функциональной нечеткостью;

установлено, что философия в современном динамично развивающемся культурном мире все больше обнаруживает свой практический смысл, превращаясь из поставщика теорий и отстраненного наблюдателя в активного участника культуротворчества;

проанализирована трансформация системы функций философии в ситуации постмодерна; эксплицированы причины, обусловившие доминирование критической функции философии в современной культуре.

На защиту выносятся следующие положения.

1. В развитии гуманитарных и социальных наук социально-философская парадигма более не является доминирующей, но дополняется культур-философским анализом социальных проблем, согласно которому культура признается одной из важных и самодостаточных детерминант социальных изменений. В связи с этим целесообразно рассматривать философию не в качестве формы общественного сознания, как принято в социально-философской традиции, а как феномен культуры. В рамках культу-роцентристской парадигмы философия как феномен культуры обретает

новые функции (герменевтическую, коммуникативную, культурообразу-ющую), что говорит о состоятельности данного подхода в исследовании современной культуры.

2 В разные периоды европейской истории роль и место философии в культуре существенно менялись: в эпоху античности философия функционирует как «жизненный проект», начиная со средневековья, а особенно в Новое время, философия распадается на теоретическую (философский дискурс) и практическую (правильная жизнь). В эпоху модерна теоретическая составляющая начинает восприниматься как вся философия, что приводит к превалированию в истории культуры одних функций философии над другими, а также выражается в отчуждении части культурных полномочий философии другим отраслям культуры.

    Европейская культура во многом обязана своим существованием именно философии, которая сыграла основополагающую культурную роль, являясь при этом оформителем духовного облика Европы. Философские идеи в европейской культуре, как ни в одной другой, оказали влияние на религию, искусство, право, мораль. Философия выступает органом культурного самосознания европейского человека, так как только ему свойственно идентифицировать себя не только по вере, но и по идее, то есть посредством не столько мифологического или религиозного, сколько философского сознания.

    В русской культуре наблюдается глубокая потребность в философской рефлексии, в то время как в российской истории сложились неблагоприятные условия для классических форм философского дискурса Философские идеи находили воплощение в религиозном опыте, искусстве, литературе, публицистике, а такие важные функции, как мировоззренческая и познавательная, выполняла литература, философия же обретала несвойственные ей функции, например, идеологическую. Таким образом, для русской философии характерны такие эффекты как функциональная нечеткость и функциональное замещение. В связи с этим постмодернистский отказ от логоцентризма означает для российской культуры возврат к опыту русского литературоцентричного философствования.

    Особенности постмодернистского типа философствования вызвали изменения в функционировании философии в современной культуре. Мировоззренческая функция философии заменяется герменевтической, заключающейся в интерпретации культурных смыслов, интегративная функция трансформируется в коммуникативную, обеспечивающую воз-

можность внутриклльтурной и межкультурной коммуникации. В ситуации постмодерна философия обретает ранее не свойственную ей «игровую» функцию, выраженную в игровом отношении к слову и мысли.

6. Наряду с ослаблением мировоззренческой функции философии возрастает роль ее критической функции в современной культуре. Философия не только высшее проявление критической способности человека, но и осознанная этическая позиция индивида. Критическая функция философии претерпела историческую эволюцию: если в античности данная функция была личностно ориентирована, то есть направлена на самосовершенствование, то в современной культуре она становится социально ориентированной.

Теоретическая значимость исследования состоит: 1) в придании научного статуса проблеме культуротворческой роли современной философии;

    в разведении понятий социальные и культурные функции философии;

    в углубленном анализе функций философии в культуре, фиксировании их изменений в истории человеческой культуры; 4) в исследовании динамики и специфики функционирования философии на современном этапе развития культуры.

Отсюда вытекает практическая значимость исследования: материалы диссертации и полученные результаты указывают на необходимость преобразования вузовского курса философии с целью придания ей практического смысла, требуют отражения процесса трансформации функций философии в курсе истории философии.

Материалы исследования также могут быть использованы в процессе изучения учебного курса философии, философии культуры, а также выступать в качестве теоретической основы специальных курсов и программ. Глубокое и всестороннее знание о многофункциональном влиянии философии на культуру позволит прояснить вопрос о дальнейшей судьбе философии, усовершенствовать структуру философского образования и решить проблемы преподавания философии в вузах.

Апробация диссертации осуществлена в форме выступлений на методологических семинарах на кафедре философии СГУ, а также при участии в следующих конференциях и научно-методических семинарах: 47,48,49 конференциях СГУ «Университетская наука - региону» (апрель 2002г., 2003г. 2004п).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть пар