Open
Close

Справедливость определение. Справедливость в представлении народа

"Завали правду золотом, затопчи её
в грязь - всё равно наружу выйдет!"

(русская народная пословица)

В самом начале перестройки "нашими демократами" был провозглашён лозунг: "Разрешено всё, что не запрещено законом!" По сути, это было громогласное признание отречения от морали вообще и от понятия "справедливость" в частности. Однако, как выяснилось очень скоро, моральные нормы, закреплённые в традициях и обычаях народа, играют огромную роль в регулировании жизни человеческого общества, в поведении его граждан. К чему это привело, мы сегодня имеем возможность наблюдать и в быту, и в политике, и в экономике, и в искусстве. Безнравственный человек теряет право называться человеком! Соблюдение справедливости не поддерживается репрессивным аппаратом, но прочно закреплено в сознании людей. А, как известно, идея, овладев массами, представляет собой грозную общественную силу, с которой властям нельзя не считаться. Уверенность в безусловном торжестве справедливости, подтверждённая опытом, всегда способствовала подъёму морального духа и оптимизма человека!

Справедливость в широком смысле - это понятие о должном, соответствующее определённым представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Это категория морального сознания, выражающая не отдельную ценность или благо, а их отношение между собой и распределение между индивидами в обществе. Вне общества понятие теряет смысл. Справедливость является также категорией правового и социально-политического сознания. Она оценивает соотношение между ролью отдельных слоёв общества и их социальным положением, между деяниями и воздаяниями, заслугами человека перед обществом и их вознаграждением, правами и обязанностями. При этом несоответствие считается антиподом справедливости - несправедливостью.

Интересны рассуждения на эту тему Аристотеля. Он считал, что разумное существо (человек) всегда является полисным (общественным, государственным), что высшее благо тождественно и для отдельного лица, и для государства, что человек и государство связаны неразрывно, что этика (наука о морали) является наукой политической. Аристотель полагал, что лучшая политика та, которая зиждется на этической основе, на основе существующих в обществе нравов и обычаев. Целью же политики является обеспечение счастливой жизни граждан. Иными словами цель политики находится в сфере этики. Более того, он верил, что добродетельность жизни граждан, обеспечение условий их счастливой жизни является благодатной почвой для самой политики. Отсюда следует обязанность государства по отношению к личности, реализующаяся в такой добродетели как справедливость или правосудность. Справедливость Аристотель называл совершенной добродетелью. Она тождественна законности и имеет отношение ко всем нравственным добродетелям, ибо закон заботится об умеренности и мужестве, о разумности и кротости граждан и пр. и пр. Справедливость касается отношений человека к другим гражданам. То есть, это не часть добродетели, а добродетель в целом! Однако, по Аристотелю, существует и частная справедливость, которая делится на два вида: распределительную (пропорциональную) и направленную (уравнительную) Первый вид связан с распределением имущества, почестей и других, принадлежащих всем гражданам благ. Их не следует распределять поровну, необходимо учитывать достоинство гражданина, его заслуги перед обществом. Второй вид справедливости заключается в том, чтобы уравнять предметы обмена. Это позволяют сделать деньги. При этом справедливость - середина между наживой и убытком. Поэтому судья должен быть равноудалённым от крайностей. Его и называют посредником. Таким образом, справедливость с одной стороны связана с равенством. Она не может существовать в отношениях раб - хозяин, отец - дети. Но с другой стороны именно это равенство требует учёта достоинств вступающих в отношения лиц, и поэтому обязательно оборачивается неравенством. Справедливость отражает интересы общества в целом, укрепляет его! Мысли гения древности не устарели и поныне. Стремление человека при оценке справедливости распределения к равенству и пропорциональности пережило тысячелетия.

Великий русский мыслитель-энциклопедист В.И. Даль толкует это понятие косвенно следующим образом. "Справедливый, правильный, сделанный законно, по правде, по Совести, по правоте - человек, судья, творящий правдивый, праведный суд, идущий по всей правде, неподкупный. Справедливый слух, сказанье - истинный, основательный, не вымышленный. Всё это справедливо, правда, истина, всё так, верно. Правда - истина на деле, истина в образе, во благе; правосудие, справедливость".

Таким образом, Даль во многом отождествляет понятия "Правда", "Добро", "Совесть" и "Справедливость". Свои мысли и отношение к этим понятиям он подтверждает народными пословицами и поговорками. "В нём правды нет, Совести", "Кто правдой живёт, тот добро наживёт", "По правде, по истине, по Совести", "Бог тому даёт, кто правдой живёт", "Не ищи правды в других, коли в тебе её нет", "В ком правды нет, в том добра мало", "Не всё то правда, что говорится", "Аще не избудет правда ваша, паче книжник и фарисей, не внидёте в царствие небесное!" Жить по правде в русском языке всегда означало: жить по неписаным, но традиционным, правилам добра и справедливости, по Божьим Заветам, в системе высших духовных ценностей! Русский человек всегда особо уважительно относился к труду ("Труд - всему голова!"), почитал недостойным всякое насилие, грабёж (на Руси никогда не было классического рабства!). Русские традиционно неодобрительно относились к богатству (особенно нажитому неправедно), не считали пороком бедность, сострадали сирым и обиженным, одобряли благотворительность, имели склонность к уравнительности ("Всем сестрам по серьгам"). Мы всегда интересы общества считали выше личных ("Живот свой положи за други своя"), не раболепствовали перед законом ("Благодать выше закона").

Совершенно очевидно, что "справедливость" - понятие историческое, зависящее от конкретных исторических условий. Оно изменялось вместе с развитием человеческого общества, отражая его отношение к индивиду. Большинство индивидов эволюционирующего социума прошло путь от участника в совместной добыче пищи, говорящего домашнего животного (раба); бесправного крепостного на барской усадьбе; пролетария, продающего свои способности и возможности; до совладельца общественной собственности, по-настоящему равноправного члена социалистического государства. Так мораль рабовладельческого общества признавала справедливым рабство, мораль буржуазного - видит справедливость в неравенстве, а вот мораль социалистического - напротив - в равенстве! В то же время понятие "справедливость" включает и широкое общественное содержание. "Если нравственное сознание объявляет какой-либо экономический факт несправедливым, - писал Ф. Энгельс, - то это есть доказательство того, что факт пережил сам себя".

Первоначально справедливость заключалась в требовании наказания за нарушение правил общежития. Лафарг назвал это воздающей справедливостью. Она требовала полного соответствия наказания преступлению ("око за око, жизнь за жизнь"). Здесь проявляет себя принцип уравнительного равенства. Этот принцип генетически укрепился в сознании так глубоко, что продолжает жить и сегодня. С возникновением разделения труда и имущественного неравенства изменилась и мораль, навязываемая обществу правящим слоем, и, соответственно, понимание справедливости. Теперь стало справедливым различие людей, определяемое их достоинством. Толкование достоинства всегда было преходящим. Средневековая (аристократическая) мораль трактовала достоинство как благородство (благородный - рождённый в роду, который принёс благо Отечеству); буржуазная - как особые способности и усердие, воплощённые в богатстве. Равенство как основа справедливости в классовом обществе признаётся только в определённом отношении. Аристократическая мораль допускала равенство людей только в смысле происхождения их от Адама и Евы. Буржуазная мораль провозглашает некое равенство политических прав, равенство всех перед законом, равенство возможностей. Насколько лицемерно это равенство, читатель убедился за последние пятнадцать лет! Социалистическое понимание справедливости предполагает, что достоинство человека, определяющее его положение в обществе и право на пользование общественными благами и почётом, зависят только от его общественно полезной деятельности, а не от происхождения и богатства. Разве не справедлив принцип распределения по труду!? Разве не было реализовано это в лучшие годы Советской власти в СССР!? Однако надо признать, что и это понимание справедливости является ограниченным, что признавал и В.И. Ленин. Он писал: "При социализме различия останутся и различия несправедливые". Дело в том, что пока не найдено адекватного механизма оценки общественной ценности труда и сведения его отдельных видов к единой основе. Нет сомнения, что когда-либо эта задача будет решена. Но общие принципы справедливости ("всем поровну" и "каждому по достоинству") всегда будут жить в общественном сознании и всегда будут эффективными регуляторами общественной жизни! А принцип социализма "от каждого по способностям, каждому по труду" навсегда останется самым основным и гуманным в представлении о справедливости.

Вероятно, справедливость не удастся свести к одной единственной формуле. Чтобы учесть всё богатство её содержания требуется целый ряд конкретных определений или начал. Нельзя забывать и том, что справедливость, как и мораль в целом, носит классовый характер и то, что считает справедливым олигарх, не считает человек, не обременённый мешками денег, будь то рабочий, крестьянин или интеллигент. Кроме того, справедливость проявляет себя не только на логическом, но и на чувственном уровне и тогда говорят о чувстве справедливости. Оба подхода необходимы, ибо дополняют друг друга. А вот описывать эмоции на языке математики мы пока тоже не научились!

Очевидно, предельная общественная справедливость может быть достигнута только при полном равенстве возможностей всех членов бесклассового общества. Оно предполагает всестороннее развитие способностей людей, ликвидацию различия в характере труда, осуществление на практике коммунистического принципа: "От каждого по способностям, каждому по потребностям". Однако и здесь надо признать, что способности у разных людей могут быть разными. Далее за справедливостью надо обращаться к Господу Богу!

Ленинградский комитет учёных, увидев причину всех бедствий, постигших нашу страну в годы реформ, в несправедливости распределения доходов государства, рассмотрел с общенаучных позиций представление о справедливости и сформулировал десять основных Начал (принципов), которые должны приниматься во внимание при оценке общественных отношений. Приведём их без всяких комментариев, в которых они, на наш взгляд, и не нуждаются.

I. Жизнь человека священна. Люди не должны быть жертвами насилия или купли - продажи, служить инструментом наживы или пушечным мясом в агрессивных войнах. Прирост населения, обеспеченного работой, питанием, жилищем и образованием есть критерий дееспособности органов власти.

II. Полная занятость, рабочие места для всех трудоспособных - признак здорового общества. Каждый приходящий в мир - желанный гражданин. Его труда ожидают невозделанные земли, не построенные города, не решённые технические и социальные проблемы.

III. Доходы членов общества должны возрастать пропорционально результатам труда каждого и его вклада в улучшение жизни народа. Размеры зарплаты должны позволять среднему трудолюбивому мужчине содержать семью с тремя детьми. Ничей доход не может быть произвольно ограничен или опущен ниже прожиточного минимума.

IV. Ни один житель России не должен быть оставлен без полноценного питания, в положении, ставящем под угрозу его здоровье или жизнь. Государство ответственно за полноценное питание граждан.

V. Одежда, необходимая для сохранение здоровья в суровом климате страны, должна быть доступна гражданам с любым уровнем дохода, отвечать требованиям удобства, безопасности, достоинства и эстетики.

VI. Тёплое, комфортное жилище, соответствующее составу каждой семьи, есть её неотчуждаемое достояние. Никто, ни по каким основаниям не может быть лишён жилья, независимо от того получено оно от государства, куплено или построено на свои средства.

VII. Здоровье граждан должно рассматриваться как основа существования государства, предмет его постоянной заботы. Всем гражданам должна быть гарантирована своевременная, бесплатная и квалифицированная медицинская помощь.

VIII. Рождение и воспитание детей есть жизненно важный труд, который государство должно оплачивать наряду с другими видами труда. Только трёх и более детные семьи обеспечивают будущее страны.

IX. Образование - необходимое условие духовного роста граждан, база технического и социального прогресса страны. Всенародное бесплатное среднее и общедоступное высшее образование суть обязательные компоненты общества справедливости.

X. Человеку, отдавшему все силы на благо общества, независимо от важности выполнявшейся им работы, справедливо иметь государственную пенсию по старости, поддерживающую его быт на достойном уровне. Нетрудоспособные граждане согласно нормам человечности также должны получать достойную государственную поддержку.

Гражданам России, ныне живущим в условиях дикой, не укладывающейся ни в какие рамки несправедливости, оптимизм должна внушать вся история человечества, ибо она свидетельствует о том, что за попранием справедливости, в конце концов, всегда следует возмездие. Возмездие неотвратимое, не имеющее сроков давности и воздающееся в полной мере в обязательном порядке!

В школьную программу входят задания, в которых необходимо написать сочинение «Что такое справедливость». Независимо от возраста учащихся, понимание о честности и справедливом отношении присуще каждому. И маленькие дети, и учащиеся старших классов даже своими словами смогут описать слово "справедливость". Сочинение может быть написано как о каких-то определенных событиях, так и в форме свободного рассуждения. Задача родителей и учителей - подсказать учащимся, как правильно изложить свои мысли, чтобы получить высокий балл за выполненную работу.

Как составить план сочинения

Чтобы сочинение «Что такое справедливость» было написано идеально, необходимо составить для ребенка план изложения мыслей. Это несложно: достаточно просто взять во внимание основные требования к таким заданиям. План может быть следующим:

  1. Вступительная часть сочинения. Здесь нужно рассказать о том, что такое справедливость, чему это определение присуще в жизни.
  2. В основной части необходимо описать, сталкивался ли ребенок с событиями, в которых с ним поступили неправильно. В этом пункте нужно детально описать свои переживания и четко изложить мысль о понимании справедливости.
  3. В заключение следует указать, что нужно сделать, чтобы справедливость всегда была на стороне того, кто прав.

Такой план поможет ребенку в правильной очередности изложить свои мысли и получить хорошую оценку за свои старания.

Сочинение «Что такое справедливость» для младших классов

Самые маленькие дети прекрасно могут отличить правду от неправды, поэтому написать сочинение про справедливость не составит труда. Как пример можно показать детям следующий вариант сочинения:

"Я люблю, когда все в жизни происходит правильно. Иногда отсутствие справедливости меня очень огорчает. Поэтому очень хочется, чтобы все было честно.

Однажды я столкнулся с ужасным отношением к себе. Я самостоятельно выучил предмет и хорошо написал задание. Один из одноклассников переписал у меня из тетради всё слово в слово. После проверки учитель раздал тетради, и я увидел в своей плохую оценку. Возле отметки было написано, что я переписал работу у того, кто на самом деле списал у меня. Разочарованию не было предела, и я просто не знал, как доказать свою правоту. Самое интересное, что мальчик, который у меня списал, получил хорошую оценку. Это и была настоящая несправедливость.

Хотелось бы пореже сталкиваться с такими ситуациями. Очень больно и обидно, когда происходит такое".

Такое сочинение полно искренности и основано на реальных событиях. Именно такие работы достойны высоких оценок. Ведь главная цель такого творческого задания - передать собственные переживания и правильно их выразить в тексте.

«Что такое справедливость» - сочинение-рассуждение для старшеклассников

Ученики старше пятого класса могут написать более сложную работу с использованием сложных оборотов и изречений. Сочинение «Что такое справедливость» для старшеклассников может быть следующего содержания:

"В жизни каждый человек порой сталкивается с различными ситуациями. Нередко происходят события, в которых с человеком поступают несправедливо без весомой на то причины. Самое главное - правильно реагировать и уметь доказать свою правоту.

Есть множество поступков, в которых можно объяснить справедливое либо несправедливое отношение к человеку. У меня есть конкретный пример, когда с человеком поступили не так, как он того заслуживает. Мой папа уже десять лет работает на одном предприятии. Получает он немного, но на жизнь хватает. Однажды освободилось место начальника как раз того отдела, в котором работает мой отец. Он был полностью уверен, что именно ему дадут эту должность. Тем не менее неведомо откуда вдруг появился новичок в компании и занял вакантное место. Это было очень несправедливо по отношению к моему папе.

Ситуации могут быть разные, самое главное - достойно уметь принять любое отношение к себе. Ведь сколько людей, столько и мнений. Пусть же справедливость восторжествует".

Старшеклассники прекрасно понимают, что такое справедливость. Сочинение будет написано легко и без затруднений. Нужно лишь четко изложить свои мысли и понять, что хочет увидеть преподаватель в данном задании.

Понятие справедливости связано с принципом эквивалентности обмена, возникающего в отношениях человека и человека, человека и общества, человека и судьбы, человека и природы, человека и Бога и т. д. Этот принцип устанавливает необходимость приемлемого воздаяния за вещь, поступок или слово, реализуемое право, выполненный долг и вообще любое деяние или недеяние, которое может иметь социальные последствия или соответствует представлениям общества или конкретного индивида о подобных последствиях.

Для установления понятия справедливости в социальной сфере уже самым древним народам потребовались законы, закрепляющие принцип наказания. Эти законы известны как законы талиона (от лат. talio - возмездие, равное по силе преступлению), они выводились из элементарного принципа тождественности: «око за око, зуб за зуб» и требовали причинения виновному такого же вреда, какой нанесен потерпевшему. Закон талиона до сих пор используется некоторыми примитивными народами как основа понятия справедливости (кровная месть, «вендетта»).

Помимо законов талиона уже в древнейших обществах существовали понятия и о справедливой системе распределения, которая видоизменилась с переходом общества от примитивной (охота и собирательство) к более сложным формам хозяйственной деятельности. Первобытным людям было непросто сравнить по степени трудового участия такие формы деятельности как приготовление пищи, работа по дому, уход за детьми и т. п., поэтому в древнейших обществах распределение осуществлялось поровну, вне зависимости от формы участия в общественном продукте. Поскольку человек (в т. ч. младенец или старик) признавался членом общины, он имел право на долю общественного продукта.

Позднее, с переходом к оседлому образу жизни, к регулярному сельскому хозяйству и возникновением городов, внутриобщинные трения по поводу личной доли в общем продукте привели к возникновению нового понятия справедливого распределения: сначала в зависимости от степени вовлечения в производство, а впоследствии в зависимости от общественного положения. Так, например, определенный минимум распределялся поровну среди всех членов общины, а остаток потреблялся теми, кто обеспечивал основной его прирост.

Общества, где распределение осуществлялось только по трудовому вкладу (например, только среди охотников, которые сами вольны были отдавать или не отдавать свою долю женам, детям, родителям и проч. непроизводительным членам общества) часто деградировали и умирали, поскольку это снижало рождаемость, с одной стороны, и уничтожало опыт племени и его идентификацию (носителями которой были старики) - с другой стороны.

К. Леви-Стросс, известный антрополог, выделял и другие, более сложные системы распределения. Так, например, закон конкуренции за продукт («сильному больше - слабому меньше») считался справедливым, если речь шла о предметах природы (т. н. «сырое»), а равное распределение осуществлялось в отношении тех предметов, которое уже обработаны человеком (т. н. «приготовленное»). До сих пор мы видим, как бабушки, приготовив пирожков на всю семью, повинуясь неписаному правилу, идут и угощают соседей.

Понятия архаичной (равноправной) и новой (неравноправной) справедливости легли в основу концепции Аристотеля (384–322 до н. э.), который различает 2 типа справедливости: уравнительную и распределительную.

Первая обеспечивает отношения равноправных субъектов по поводу вещей или поступков. Она уравнивает труд и оплату, стоимость товара и его цену, вред и его возмещение.

Вторая предполагает пропорциональное (неравное) распределение в рамках организованного сообщества, в зависимости от определенного критерия (происхождения субъектов, их возраста, заслуг, способностей и проч.). В этом случае необходимо наличие «распределителя», занимающего более высокое иерархическое положение по отношению к тем, кто входит в систему распределения.

Концепция справедливости Аристотеля в полной мере реализовалась в римском праве: первый тип в частном, второй - в публичном. Древние римляне были убеждены: только закон может служить источником справедливости, поскольку вселенной присуще рациональное устройство, и она функционирует согласно универсальным рациональным законам, или принципам, воплощенным в юридическое право.

Соответствие того или иного деяния закону означало соблюдение справедливости, несоответствие закону, наоборот, говорило о его несправедливости. Поэтому, например, убийство отцом несовершеннолетнего сына не только не подвергалось наказанию, но и не порицалось, т. к. соответствовало закону о том, что римский гражданин, отец семейства, обладал всей полнотой власти над своими детьми вплоть до достижения ими совершеннолетия.

Средневековые представления о справедливости, сформировавшиеся под влиянием идей Блаженного Августина (354–430) о «граде земном и граде Божьем» в своей структуре повторяли представления римлян, с тем отличием, что роль универсального закона отдавалась Божьему провидению.

Привнесенные христианством понятия гуманизма и ценности личности, а также введение в зону справедливости понятий греха, добродетели и персонифицированного Бога как источника справедливости, привели к попыткам, с одной стороны, переосмыслить моральную составляющую справедливости, а с другой, примирить высшую несправедливость, например, смерть невинного существа, процветание негодяя, власть тирана и т. д. с божественной справедливостью.

Христианство решало проблему высшей несправедливости при помощи введения понятия «Божьего суда», который осуществляется по делам каждого уже после смерти, а также исходя из того, что человек в силу собственного несовершенства не в состоянии осмыслить всю картину бытия, понять высшие причины происходящего. То, что он принимает за несправедливость - лишь частность на фоне полной высшей справедливости, осуществляемой Богом.

Дальнейшее развитие представлений о справедливости происходило в основном в области морали, в рамках которой были предприняты попытки усовершенствовать механизм справедливого распределения путем введения «универсальных» критериев, что привело к возникновению понятия «социальная справедливость», которая предполагает общественное распределение на основе степени участия и личных качеств индивидуума, т. е. по сути распределение на основе естественного неравенства.

Именно размытость, ненадежность и недостоверность моральных критериев справедливости привела к тому, что в Новое время акцент в понимании справедливости опять сместился в юридическую сферу, поставив во главу угла самого человека как источник закона и справедливости и провозгласив равенство людей ее необходимым условием. Именно в Новое время, когда общинное сознание распалось и общество атомизировалось, стало состоять из «свободных индивидов», потребовались новые концепции справедливости.

В концепции «общественного договора» Т. Гоббса (1588–1679) справедливость понимается как «соблюдение соглашений», в частности, по добровольному отчуждению прав, и имеет статус естественного закона.

Утилитарный аспект справедливости подчеркивал и Д. Юм (1711–1776), предложивший рассматривать справедливость как механизм равновесия интересов. По Юму, наши представления о справедливости изменяются в зависимости от того, какие силы она призвана сбалансировать и чьи интересы обслуживает в данный момент.

И. Кант (1724–1804), в свою очередь, критиковал чисто правовое понимание идеи справедливости, относя ее к области этики, «к суду совести». По его мнению, справедливость - это «запредельный принцип, приписываемый сверхчувственному субъекту». Поэтому в Новое время повсеместно стали вводить «суды присяжных», которые выносят решение о виновности или невиновности не на основании закона, а именно на основании личной убежденности и совести.

В Новое время, а особенно в период буржуазных и, позднее, социалистических революций, стало очевидно, что понятие справедливости носит относительный характер, и что представления о справедливости всегда выражают коренные интересы тех или иных социальных групп. Так, девиз Французской революции «Свобода, равенство, братство» вряд ли показался справедливым для аристократов, полагающих справедливой иерархическую систему общества и считающих себя вправе использовать те социальные возможности, которые достались им от рождения. Соответственно и уравнительная система социализма находилась в противоречии с представлением либеральной буржуазии о справедливости распределения общественного продукта на основе свободной конкуренции.

В марксизме прямо утверждался классовый характер понятия справедливости и его тесная связь с классовым интересом. В. Ленин (1870–1924), в частности, писал: «Террор был справедлив и законен, когда он применялся буржуазией в ее пользу против феодалов. Террор вдруг стал чудовищен и преступен, когда его дерзнули применить рабочие и беднейшие крестьяне против буржуазии».

В первые десятилетия существования СССР в советском праве, боровшемся с юридическим фетишизмом, критерий справедливости был отвержен в пользу критерия исторической целесообразности: интересы миллионов полагались как более важные, чем интересы тысячи человек. Внутри социалистического общества действовал принцип «от каждого по способностям - каждому по труду», который сам Маркс, однако, считал принципом буржуазным. В будущем, коммунистическом обществе, когда производительные силы будут развиты бесконечно и материальные потребности будут удовлетворяться легко, будет действовать новый принцип справедливости: «от каждого по способностям - каждому по потребностям».

Однако на практике в СССР, который сохранил старый аграрный общинный уклад (община в России всегда была сильна, прежде всего в силу специфики аграрного производства в условиях рискованного земледелия: она как бы страховала членов общины на случай природных катаклизмов), применялась уравнительная концепция справедливости.

На Западе довольно популярной концепцией стала теория справедливости американского философа Дж. Роулза (1921–2002). Согласно Роулзу, чтобы можно было вообще говорить о справедливости, общество изначально должно обеспечить абсолютно равное распределение основных свобод - свободы совести, слова, передвижения, права на законный суд и т. п. - и абсолютно равный доступ к общественным положениям и должностям. Лишь после допустимы социальные и экономические неравенства, которые, однако, должны быть устроены так, чтобы от них можно было ожидать преимущества для каждого члена общества. Несправедливость, таким образом, это такое неравенство, которое не обеспечивает общественных преимуществ каждому.

Несмотря на то, что концепция Роулза основывается на тезисе о приоритете политических и гражданских свобод, который декларируется всеми либеральными демократиями, она подвергалась наибольшей критике именно со стороны либеральных мыслителей, прежде всего М. Фридмена и Ф. Хайека, отрицающих необходимость перераспределительных институтов в рыночной экономике, когда более сильные, умные, деятельные члены общества должны получать больше, чем остальные.

Невозможность примирить уравнительную справедливость, в основе которой лежит всеобщее равенство, с распределительной справедливостью с ее принципом «каждому по делам его» - источник постоянных споров о сущности справедливости. Уравнительное распределение лишает людей мотивации и тем самым ограничивает возможности прогресса. Распределение по степени участия приводит к имущественному расслоению общества и порождает социальные проблемы.

Не менее остро стоит вопрос о справедливости в плоскости межгосударственных и межнациональных отношений. В любом конфликте каждая сторона чувствует себя правой и может привести немало аргументов в пользу своей правоты. По словам Ф. Ницше, «давать каждому свое - это значило бы желать справедливости и достигать хаоса». Многие войны, в т. ч. мировые, развязывались во имя «справедливости» - «справедливого» распределения территорий, природных ресурсов, «справедливого» наказания «провинившихся» наций.

Очевидно, что подобные конфликты с точки зрения морали неразрешимы. Таким образом, вопрос справедливости относится к наиболее обсуждаемым и спорным вопросам современной общественной науки.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Про нее мы часто вспоминаем, когда думаем, что кто-то или что-то несправедливо по отношению к нам. Справедливость – это то, о чем многие мечтают. Что такое справедливость, справедливое общество и какого человека называют справедливым? Сейчас попробуем разобраться.

Что такое чувство справедливости?

Многих интересует, в чем заключается справедливость. Под справедливостью принято понимать понятие, содержащее в себе требование к соответствию прав и обязанностей, труда и его вознаграждения, заслуг и признаний, преступления и наказания. При отсутствии соответствия между такими составляющими уже может идти речь про несправедливость. Справедливость называют одной из главных составляющих этики. Помимо того, как черта характера она является добродетелью.

Что такое справедливость - философия

Нередко становился актуальным вопрос, что такое справедливость в философии. Данная проблема волновала философов и ученых долгое время. В каждый исторический период это понятие трактовалось по-своему, что обуславливалось условиями жизни людей, их представлениями про окружающий мир, структурой общества и местом каждого человека в таком обществе. Справедливость в философии является составляющей не только морального сознания, а и правового, экономического и политического.

Античные философы выделяли справедливость как основную категорию, с целью оценки состояния общества в целом. Особое внимание ей уделял Сократ, который называл ее не иначе как «драгоценнее всякого золота». Он пытался доказать существование общего понятия справедливости. По его мнению, несправедливость является неестественной, поскольку она возникает вследствие незнания.

Чувство справедливости - психология

Заботиться про благо других и понимать, что значит справедливость, человек начинает в возрасте 7-8 лет. Дети младшего возраста склонны вести себя эгоистично. Проведенные швейцарскими психологами исследования показали, что трехлетние малыши, играя, оставляли конфеты партнера по игре себе, а уже семилетние игроки выбирали справедливый вариант. Такой тип поведения отличает человека от животных, которые в своем большинстве ведут себя эгоистично.

Психологи говорят о том, что в будущем человек может поступать несправедливо по отношению к другим, если в детстве оказывался в неблагоприятных для себя ситуациях. Злость, гнев, агрессия, отсутствие сострадания – все эти эмоции часто сопровождаются желанием негативно относится к окружающим. Если же в сердце нет зла и человек ощущает себя счастливым, он будет стремиться нести добро и поступать по совести – справедливо.


Есть ли в мире справедливость?

Когда в своей жизни человек сталкивается с несправедливым к себе отношением, он часто задается вопросом, есть ли справедливость в этом мире и что такое справедливость вообще? Этот вопрос, скорее всего, относится к человеческому обществу. В природе вряд ли это можно наблюдать. Разве справедливо, что животное убивает того, кто слабее? Можно ли справедливым назвать то, что иногда добыча достается не тому, кто ею овладел, а тому, кто сильнее?

Справедливость бывает в человеческом обществе, но ее проявления не так заметны и порой даже принимаются как должное. Зато когда по отношению к кому-то поступают несправедливо, это может и вправду очень сильно ранить. В такие моменты человек уверен, что весь мир настроен против него и нет в этой жизни справедливости. Однако она существует и как часто будет проявляться зависит от самых людей и их желания жить по совести.

Виды справедливости

Еще Аристотель называл такие типы справедливости:

  1. Уравнительная – относят к равноправию людей и непосредственно к действиям. В ее основе равенство труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения.
  2. Распределительная – здесь важна пропорциональность в отношении к людям по определенным критериям. Принимать участие могут не менее трех людей, один из которых должен быть начальником.

Как добиться справедливости?

Хотите узнать, как восстановить справедливость? Предлагаем краткую инструкцию для тех, кто любит побеждать:

  1. Важно понимать, что для торжества справедливости не нужно только вздыхать. Если есть желание добиться правды, перестаньте плакаться и начните действовать. Вам предстоит вооружиться терпением, постараться собрать и проанализировать информацию. Вместе с тем обязательно хорошо подумайте над тем, стоит ли вопрос таких усилий. Постарайтесь объективно оценить ситуацию.
  2. Разберите интересующий вас вопрос. Соберите все данные и при необходимости обратитесь к действующему законодательству. Продумайте, как следует построить линию своего поведения.
  3. Не путайте месть и справедливость. Иногда обиженные люди думают, что нужно с обидчиками поступать так же. Однако всегда лучше отпустить обиду и простить человека, чем мучить себя негативными эмоциями.

Справедливость и "социальная справедливость"

Справедливость - это одна из ценностей, которые люди считают важной при совершении экономических действий. Справедливость относится исключительно к взаимодействию человека с другим человеком, а никак не к агрегатной величине. Какие бы договоренности добровольно не совершали два человека, которые мотивированы своими индивидуальными целями и задачами, которые действуют на основании имеющихся у их знаний, их выполнение является справедливым. Справедливость - это признание того факта, что нельзя подделать характер человека, равно как нельзя подделать характер природы. Людей надо судить (формировать о них мнение) точно так же, как и об объектах неодушевленной природы. Надо уважать истину, использовать рациональный процесс отождествления. Каждого человека надо судить за то, что он есть и относиться к нему соответственно. На рынке вы не платите за сыр с истекающим сроком годности столько же, сколько за первоклассную колбасу. Вы не ставите мерзавца выше героя. Ваша моральная оценка - это та монета, которой вы платите людям за их добродетель и пороки. Эта плата требует о вас такой же добросовестности порядочности, какая требуется при проведении финансовых операций. Скрыть свое презрение к порокам других - это значит быть моральным фальшивомонетчиком, а скрывать свое восхищение их добродетелью - значит быть моральным вором. Акт морального банкротства - наказывать людей за их добродетели и достоинства и награждать пороки. Это падание, ведущее к полному разложению.

Умение созидать - это принятие человеком морали. Это признание того, что выбор - жизнь, что труд - это процесс, посредством которого сознание человека управляет его существованием, процесс постоянной переработки знаний. Взаимовыгодный, добровольный обмен ценностями (при этом каждый участник процесса сам определяет себе свою выгоду, исходя из своих приоритетов и информации) - это справедливо. Выполнение договоренностей - справедливо. Признание истины - это справедливо.

Проблемы у экономистов возникают тогда, когда они говорят о социальной справедливости. На самом деле, такого понятия в природе нет. Это лишь словесная метафорам, которая имеет определенный смысл. "Социальная справедливость" используется, как моральное прикрытие различных форм интервенционизма государства: прогрессивное налогообложение, лицензирование, квотирование, регулирование цен, дотации и т.д. Интервенционисты говорят о "справедливом обществе", при этом каждый вкладывает в это понятие нечто свое. Бюрократы конкурируют за право определять это понятие и узаконивать свое наполнение понятия "социальная справедливость".

Самое известное проявление справедливого общества - это концепция позитивистских прав: право на жилище, отдых, образование, медицинское обслуживание и т.д. Оказание этих услуг, безусловно, может быть целью экономической политики, но обосновать их существование на основе справедливости крайне сложно. Проблема в том, что достижение этих прав требует совершение несправедливых действий в отношении других. Единственный способ гарантировать минимальный уровень определенных услуг или товаров - обложить налогами других. Налогообложение является источником огромного количества несправедливых действий. Почему люди, которые по моральным или религиозным причинам являются противниками абортов, должны платить налоги для того, чтобы кто-то их делал? Пенсионное обеспечение также является типичным примером несправедливых социально-экономических отношений. Налогообложение существующих бизнесов во имя создания государством дополнительных рабочих пест - еще одно проявление несправедливости.

Социальная справедливость наполняется содержанием, которое противоречит индивидуальной справедливости. Законодательство по труду, по защите прав потребителя, по антимонопольному законодательству, по многочисленных социальным программам, не говоря уже о грубой форме интервенционизма в виде инфляции и девальвации - все это примеры несправедливых, с точки зрения отдельного человека, законов и нормативных актов.

Право как источник несправедливости и неравенства

Концепция прав изначально является юридической концепцией. В большинстве европейских языков термин "право" как LAW идентичен термину "Right", т.е., право. Латинское jus, французское droit, итальянское diritto, испанское derecho, немецкое Recht обозначают как юридическое право, которое связывает каждого человека и юридическое право человека как таковое. Law и Right - это две стороны одной медали. Все права частной собственности вытекают из правового порядка. Правовой порядок является суммой всех прав. Когда человек говорит о своем праве, он говорит о требовании по отношении к чему-то. Сама концепция юридического права одного человека предполагает обязательство для другого. Если кредитор имеет право на определенную сумму денег, то заемщик имеет обязательство ее выплатить. Если у тебя есть право на свободу слова или собственности дома, каждый имеет обязательство уважать его. Юридическое право для меня означает юридическое обязательство для других не нарушать его. Среди почти повсеместно признаваемых прав можно привести пример право защиты от произвольного ареста, от нападения, от вторжения в квартиру, право собственности, право на компенсацию от убытков, нанесенных другим человеком, право выполнения контрактных обязательств и многие другие.

Ни юридически, ни морально нельзя противопоставлять права собственности и права человека (property rights vs human rights. Право собственности, строго говоря, является точно таким же правом человека. Отношения и взаимодействия могут быть только между людьми. Право собственности на машину или участка земли дается мне законом. Это значит не только то, что продавец взял личное обязательство продать тебе эти вещи, но что каждый человек обязан признавать эти вещи моими.

В течение 20 века произошло расширение концепции "естественных прав" и прав человека. Примером расширение прав являются предложения Т. Рузвельта в 1941 году: "свобода от нужды во всем мире" (freedom from want) и "свободу от страха во всем мире". Свобода слова и вероисповедания - это свобода делать что-то. А предложенные Рузвельтом права - это свобода от чего-то. Они означают, что кто-то должен их обеспечить. Самый основной вопрос: "КТО?"

Очередной пример спроса на псевдоправа - это Всеобщая декларация прав человека ООН, принятая в 1948 году. Она гласит, что "каждый человек имеет право на отдых, включая разумное ограничения рабочего времени и периодические оплачиваемый отпуск". То же самое можно сказать в отношении "права на минимальный уровень жизни", "право на приличную зарплату", (decent wage), "на труд", "на образование", даже на комфортную жизнь (comfortable living), право на удовлетворительную работу (right to satisfactory job), право на хорошее образование (right to good education). Эти права называются псевдоправами, потому что они предполагают чей-то долг их удовлетворять. Принятие такой концепции прав в качестве законодательной базы приводит к ограничению личной свободы и является несправедливым.