Open
Close

Ситхи индийские. Внешний вид последователя сикхизма

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Наверняка в фильмах или на фотографиях вам встречались эти смуглые длиннобородые мужчины с огромными тюрбанами на голове, которые у многих непременно ассоциируются с Индией? Так вот – это и есть сикхи.

При этом они далеко не типичные индийцы. Это удивительный народ: они имеют свою религию, но не имеют автономии, они прячут в тюрбане или под одеждой оружие, но выступают за добро и любовь к ближнему.

Сегодня мы хотим рассказать вам о том, кто такие сикхи в Индии. Статья ниже поведает, что это за народ, сколько их насчитывается по всей планете, где и как они живут, каковы основы их учения и какие традиции считаются у них священными. А еще вы непременно узнаете, что такое правило пяти «К».

Что же, начнем — впереди много интересного!

Сикхи – кто это?

Слово «сикх» с языка хинди переводится как «ученик, преемник». И это верно – все сикхи в первую очередь являются последователями сикхизма.

Большинство сикхов относятся к национальности пенджабцев. Это неудивительно – домом многих сикхов является штат Пенджаб в северо-западной части Индии, где пролегает пакистанская граница.

Местоположение во многом сказалось и на религиозных идеях учения, и на характере самого народа. Дело в том, что Пенджаб исторически располагался на стыке двух культур – индийской и мусульманской. Сикхи пошли третьим путем – в 16-м столетии они создали собственную религию, в чем-то вобравшую черты индуизма и ислама, но все же абсолютно другую.

В то же время вечное религиозное противостояние порождало бесконечные войны. Такая обстановка обязывала сикха самому становиться воином, иметь при себе оружие и ревностно отстаивать свою свободу. Подобно тамилам в Шри-Ланке или испанским баскам, они старались создать собственное суверенное государство, но все заканчивалось кровопролитием, не приводя к успеху.

Сегодня по всему миру насчитывается более 25 миллионов представителей сикхизма. Порядка 80% из них живет в Индии, среди которых трое из четырех – жители Пенджаба. Остальные живут в индийских штатах, как например Харьяна, Кашмир, Химачал-Прадеж и в столичном Дели.


Дели, Индия

Немало сикхов проживает также за пределами Индии: в США, Канаде, Великобритании, Таиланде, Малайзии, восточных африканских республиках, на Фиджи. Несмотря на широкую географию, их всех объединяет одно – вера, единый язык пенджаби и доброта, скрывающаяся за воинственной внешностью.

Исторический экскурс

Сикхизм зародился благодаря гуру по имени Нанак. Он любил исследования, путешествия, в числе покоренных им городов была даже Мекка. В начале 16-го века он переехал в Пенджаб и стал там нести в массы свое учение, которое обрело множество последователей.

Две сотни лет звание гуру передавалось по линии преемственности. Именно главный учитель был главой организации, держащим всю власть в своих руках. Однако при десятом по счету главе Гобинде Сингхе власть гуру, передаваемая по наследству, была отменена – с этих пор все решала община, так называемая хальса.


Последователи Гобинда разделили все земли сикхов на 12 частей – мисалей. Однако это оказалось не лучшей идеей – предводители каждых мисалей развернули политическую борьбу между собой.

В самом начале 19-го столетия у «руля» встал Ранджит Сингх и превратил территорию в настоящую империю. При нем она достигла расцвета и занимала часть земель современной Индии, Пакистана, Афганистана.

Все изменилось, когда в 1849 году британская армия нанесла сильное поражение сикхам и сделала их частью Индии, ставшей английской колонией. На дальнейшую историю, уже веком позже, также повлияли британцы: в 1947 году, после Второй мировой войны, они уже не могли иметь колоний. Британскую Индию разделили на современную Индию и Пакистан, а от него позже отделился Бангладеш.


На территории Пенджаба начались волнения, снова поднялось мусульманско-сикхийское противостояние. Штат был поделен на две части: восток отошел Пакистану, где преобладал ислам, а запад – Индии. Сикхи вынуждены были переселиться на индийскую часть Пенджаба. В 1966 году от нее отделился штат Харьяна, где сейчас тоже проживает немало сикхов.

В 70-х годах прошлого столетия начала накаляться обстановка из-за разногласий с индуистами. В религии сикхизма появились сепаратисты, которые желали создать отдельное государство Халистан и обнесли забором Золотой храм, который находится в Армитсаре и считается священным местом всех сикхов.

Известный политик Индира Ганди выступила резко против подобного сепаратизма, в результате чего погибли люди. Это подняло волну возмущения среди сикхов, и в 1984 году из мести ее застрелили два собственных охранника, которые являлись сикхами.


Индира Ганди (1917—1984)

Весь индийский народ восстал против сикхов, сотни людей погибали. Такая напряженная обстановка продолжалась десятилетие и унесла около двадцати тысяч жизней противоборствующих сторон.

Сейчас атмосфера в Пенджабе довольно спокойная: сикхи неплохо уживаются с индийцами. В государственном аппарате встречаются последователи сикхизма на высоких должностях, а каждый пятый офицер армии – сикх.

Основы учения

Адепты сикхизма верят, что Бог един, вездесущ, непостижим и трансцентентен. Он дарит любовь, сострадание, не ведает страстей и гнева.

Творца с точки зрения сикхизма можно рассматривать по-разному:

  • Ниргун – всеведающий Абсолют;
  • Саргун – Бог внутри нас, который помогает духовно расти.

Есть только один Бог, не может быть иных божеств, духов, демонов. Поклонение Богу возможно только в медитативных практиках, которые заключаются в повторении его священного имени и пении молитв.


Человек не может родиться или умереть – он существовал всегда, а после физической смерти просто соединяется с Природой, возвращаясь к Богу, и это есть счастье. Именно поэтому в сикхизме нет понятия ада, рая, греха и кармы.

Учение говорит о пороках, к которым относятся:

  • похотливая страсть;
  • злость;
  • подчиненность;
  • алчность;
  • эгоизм.

Они не нужны человеку, ведь любым плохим поступкам Природа будет оказывать сопротивление на жизненном пути.


Главными добродетелями можно назвать:

  • любовь;
  • честность;
  • милосердие;
  • чувство меры;
  • смирение.

Для сикхов все люди – братья, достойные любви. Основные правила записаны в Священном тексте, который называется «Ади Грантх». В главной Святыне – Золотом храме – постоянно проходят службы, на которые ежедневно собираются сотни верующих.

Каждый сикх должен хотя бы раз в жизни не просто посетить Золотой храм, а вымыть там пол – это служит лучшим проявлением веры и смирения.

Повседневная жизнь и ценности

Большая часть сикхов входит в сословие джатов – касту пенджабских землевладельцев. Они занимаются в основном сельским хозяйством, причем весьма успешно.

Не зря сикхи считаются одним из богатейших народов Индии. А в том, чтобы встретить на улице зарубежных городов вроде Лондона или Нью-Йорка молодого человека на дорогой машине и с тюрбаном сикха на голове вовсе нет ничего удивительного. Они могут находиться в любом уголке планеты, но при этом остаются верны своей традиции.


Сикх – хороший хозяин в своем доме. Повзрослев, молодые люди заводят семьи, где главой считается мужчина. Но при этом у женщин равные с мужчинами права, они могут сами выбирать род деятельности, их мнение весомо в принятии семейных решений.

У сикхов всего две фамилии. Всем мужчинам дается фамилия Сингх, что значит лев, а девушкам – Каур, то есть львица.

Сикхи по своей природе очень добрые и отзывчивые. Неспроста среди иностранных туристов, приезжающих в Индию, ходит негласная поговорка: «Хочешь попросить помощи – попроси ее у сикха».

Действительно, они стараются распространять милосердие повсюду. В этом легко убедиться, если прийти в любой храм: здесь всегдаголодные могут найти еду, а бездомные – кров. Они считают, что человек человеку брат, поэтому занимаются благотворительностью, если имеют возможность.

При этом сикхи убеждены, что каждый должен проявлять уважение к свободе других. За эту идею они готовы бороться с оружием в руках.

У сикхов даже есть специальный танец , который показывает высокую степень владения боевыми искусствами, – гатка. Он использовался на протяжении 17-19 веков при борьбе с противниками.

Приверженцы сикхизма ведут праведный и здоровый образ жизни. Так, например, они строгие противники мясоедения и курения.

Сикхизм не отличается большим количеством обрядов,но все же некоторые его обычаи являются священными. Пожалуй, главный из них – посвящение, в ходе которого происходит омовение – амрит. Стать сикхом может каждый, несмотря на пол, расу, род или национальность.

Каждый сикх должен соблюдать правило пяти «К» и всегда иметь следующие атрибуты:

  • кэш – волосы, которые нужно прятать под тюрбан и не следует стричь;
  • кангха – гребень для фиксации волос;
  • кара – браслет из стали или другого металла, который выступает своего рода оружием;
  • качха – легкие брюки, которые играют роль нижнего белья;
  • кирпан – спрятанный меч, который используют крайне редко, лишь для самообороны.

Мужчины выглядят весьма колоритно: штаны, рубашка, жилетка и обязательно тюрбан, или пагри, который им не разрешается снимать при посторонних. Длина ткани для него достигает пяти метров, а то и больше, поэтому иногда можно встретить просто гигантские пагри.


К внешнему виду сикхи относятся со скромностью, мужские стрижки, бритье и женский макияж считают излишеством.

Женщины обычно надевают юбки иголовной убор.


Заключение

Вот мы и познакомились с этим удивительным народом, его культурой, историей, религией. Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, если хотите узнать еще больше о мире Востока.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Также сикхи живут в странах Юго-Восточной Азии , Африки , на острове Фиджи , Великобритании , преимущественно в крупных городах. Общая численность народа достигает более чем 20 млн человек . Говорят на языке пенджаби индоарийской группы индоевропейской семьи. Религия сикхов - сикхизм - самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама , но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.

История

Сикхи вели долгую борьбу с Великими Моголами (XVII - нач. XVIII вв.) и создали своё государство в Пенджабе (1765-1849 гг), где возник сикхизм - дхармическая религия, как протест против кастовой системы индуизма и политического господства мусульманской династии Великих Моголов. Сикхизм - самостоятельная религия, возникшая при взаимовлиянии индуизма и ислама. Завоевав Индию , мусульмане не смогли одолеть многовековые традиции индуизма и довольствовались сосуществованием с ним. Некоторые мыслители призывали к объединению мусульман и индусов на основе нового учения. Основателем сикхизма стал гуру (учитель) Нанак (1469-1539 гг). Он много путешествовал, побывал даже в Мекке , а в начале XVI в. поселился в Пенджабе и стал проповедовать новое учение. Перед смертью Нанак избрал преемником своего последователя Ангада (1504-1552 гг), который стал вторым сикхским гуру. Его сменил Амар Дас (1479-1574 гг), который укрепил организацию сикхов, установил религиозные праздники, определил центр паломничества, сложил ряд гимнов. Четвёртым гуру стал зять Амар Даса - Рам Дас (1534-1581 гг), прославившийся как знаток и толкователь гимнов. Он заложил город Амритсар («Пруд бессмертия»), который превратился в крупнейший духовный центр сикхизма, равно как и в торговый центр северной Индии. Сан наставника-гуру сделался наследственным при сыне Рам Даса - Арджуне (1563-1606 гг). Арджун составил «Ади Грантх» - сикхский канон . Постепенно сикхи превратились в самостоятельную этноконфессиональную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями. В борьбе против империи Великих Моголов и замкнутых кастовых систем они проповедовали равенство людей. Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (1675-1708 гг) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине - хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда , но в 1716 г. он был казнен в Дели . После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию сикхов на двенадцать мисалей (объединений воинов). Сикхи вели длительные войны против Моголов и афганцев , закончившиеся созданием в 1767 г. самостоятельного государства. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 20-м годам XIX в. глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх (1780-1839 гг) объединил сикхские конфедерации и распространил власть сикхов до Кашмира и Хайберского перевала . После его смерти сикхские войска столкнулись с англичанами , которые укрепились на другом берегу реки Сатледж . В 1846 г. англичане нанесли сикхам серьезное поражение, а после второго поражения в 1849 г. Пенджаб был присоединен к Британской Индии . Последний сикхский князь Далип (Дхулин) Сингх (1843-1849 гг) был смещен с престола и до конца жизни получал пенсию от английского правительства .

Расселение и численность

В основном сикхи живут в штате Пенджаб, отдельные группы есть и в других районах Индии, в странах Юго-Восточной Азии, Африки, на острове Фиджи, Великобритании и др. Общая численность свыше 20 млн человек. По данным на 2008 год в Индии проживают 19,215,730 человек , в Великобритании - 389,000 , на островах Фиджи - 4,674 . Этническая основа сикхов - пенджабцы .

Социальная структура

Семьи народа в основном малые, большинство семей моногамные, патрилинейные .

Учения сикхов

Сикх означает «ученик». Сикхи являются учениками универсального религиозного учения. Это учение было передано в Индии десятью духовными учителями, которых называли Гуру . Первым из них был Гуру Нанак , который родился в Северной Индии в пятнадцатом веке, когда люди были очень угнетены, но зато процветали невежество, преступления, неуважение и мошенничество. Сикхи отреклись от ортодоксального индуизма, но не приняли ислам, а создали свою особую религию. Советы, даваемые Гуру Нанаком, не ставили каких-то ограничений. Он учил, что Бог един и, что нам нужно любить Бога , что Бога нельзя ограничить до размера какой-либо одной страны. Во всем космосе нет ничего такого, что было бы сотворено без Его приказа . Бог - всемогущий и всепронизывающий Творец, непостижимый и недосягаемый. Его настоящее имя никому не известно. Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена Любви. Это не Бог одного народа - он никого не ведёт и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, лишен ненависти и пристрастий. Бог рассматривается с двух сторон - как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого человека). До творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе творения он выразил себя. До творения не было ни книг, ни учения, ни добра, ни зла, ни славы, ни доблести, ни мужского, ни женского. Когда Бог захотел выразить себя, он сначала нашёл свое выражение через Имя, и таким образом появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует повсюду, распространяясь во всех направлениях. Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме - он повсеместно присутствует как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог даёт всем жизненную энергию, но при этом он непостижим и неописуем. Поклоняться Богу можно только посредством медитации его Именем и пением молитв. Никакие другие божества, демоны и духи не достойны поклонения. Человек, по учению сикхов, уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но, кроме того, ему дана свободная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. «Расширяя» свое сознание, человек воспринимает других как часть самого себя. Сикхи не разделяют традиционных представлений о загробной жизни, рае и аде, грехах и карме. Учения о воздаянии в грядущей жизни, покаянии и очищении от грехов, аскетизме и целомудрии - это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. На самом деле посты, обеты и «благие деяния» не имеют значения. После смерти душа человека растворяется в Природе и возвращается к Творцу, но не исчезает, а пребывает, как всё сущее.

Священная книга сикхов

Морально-этические нормы сикхизма

Сикхи проповедуют братские отношения ко всем людям на Земле независимо от их происхождения, однако готовы защищать с оружием в руках свою свободу. Сикхам предписывается искать и проявлять в себе данные Богом веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто никого не принуждает к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или последующей жизни. Искренние добрые деяния возникают естественно, как дар от Бога, который можно открыть внутри себя. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность - противоестественны и невыгодны: поступая так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи. Страшным грехом считается манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие.

Ритуалы сикхов

Каждый сикх проходит ритуальное посвятительное омовение (амрит). Сикхизм могут принять любые люди независимо от национальности, пола и происхождения. Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (правило пяти «К»):

  • Кеш (Kes) - нетронутые волосы, спрятанные под обязательную чалму
  • Кангха (Kangha) - гребень, поддерживающий волосы
  • Кара (Kara) - стальной браслет
  • Качх (Kaccha) - короткие штаны в качестве нижнего белья
  • Kирпан (Kirpan) - меч или кинжал, спрятанный под одеждой

Это обязательные правила. При этом меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе меч, уважает других.

В дополнение к крещению, другими основными обрядами в жизни сикхов являются церемония присвоения имен вскоре после рождения, брака и ритуалы, окружающие смерть и кремацию . После совершения погребальной церемонии пепел умершего, в соответствии с традициями индуизма, бросают в канал или реку. Покойным не положено возводить памятники. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним. Хотя сикхи не придают принципиального значения обрядам и церемониям, они считают их важными для сплочения людей, изучения традиции и писания, для взаимопомощи в раскрытии внутренней любви. Обряды и ритуалы помогают придать идеалу осязаемую форму. Каждая душа индивидуально неповторима, и ритуалы должны её питать и поддерживать.

Сикхи и сикхизм в современной Индии

С разделом бывшей Британской Индии в 1947 г. на Индию и Пакистан между мусульманами и сикхами разгорелись конфликты, и после кровопролитных столкновений практически все сикхи переселились в Индию. В 1966 г. территория штата Пенджаб уменьшилась за счёт выделения нового штата - Харьяны . Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 70-х гг. ХХ в.: сикхи обвинили индуистское большинство в дискриминации. Партия сикхов Акали дал вела агитацию за создание сикхского государства Халистан . В начале 80-х гг. ХХ в. особое влияние приобрел лидер сикхских сепаратистов Джарнайлу Сингху Бхиндранвале. Под его руководством главная святыня сикхов - Золотой храм в Амритсаре - была превращена в укрепленную крепость. В июне 1984 г. индийская армия взяла штурмом храмовый комплекс; Бхиндранвале и сотни его сторонников были убиты. В октябре того же года Индира Ганди , премьер-министр Индии, была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия антисикхских погромов, которая унесла жизни тысяч сикхов. Гражданская война в Пенджабе длилась более десяти лет, привела к гибели более 20 тысяч человек .

В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром Манмоханом Сингхом. В армии Индии традиционно воинственные сикхи занимают 20 % всех должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Большинство сикхов входит в касту джатов, крупнейшую сельскую касту Пенджаба. Хотя внутри храма кастовые различия не соблюдаются, вне храма они сохраняют известное значение - например, при выборе брачных партнеров. Многие сикхи занимаются сельским хозяйством и являются успешными фермерами .

Одежда

Одежда сикхов достаточно своеобразна, особенно это своеобразие проявляется в мужской одежде. Мужчины носят лунги и штаны, рубахи, жилеты, тюрбан (пагри). Они не стригут волос и не бреют бороды, которую подвязывают особым образом к подбородку. Женщины носят, как правило, юбки и обязательно покрывают голову .

Напишите отзыв о статье "Сикхи (народ)"

Примечания

Ссылки

Литература

  • Альбедиль М. Ф. Сикхи // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм / М. Ф. Альбедиль. - М., 1996. - С. 161-164.
  • Володин А. Индия: становление системы буржуазной демократии / А. Володин // Народы Африки и Азии. - 1989. - № 1. - С. 214.
  • Захарьин Эволюция религиозного самосознания сикхов в ХV - первой половине ХIХ вв / Б. А. Захарьин. - М., 2000, С. 40.
  • Котовский Г. Индия // Энциклопедия для детей . Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2001. - С. 371
  • Кочнев В. И. Сикхи // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. - С. 482.
  • Фурсов К. А. Львы Пятиречья: сикхи - великие воины Азии. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. 474 с.
  • Ethnologue: Languages of the World, Fifteenth edition. - 2009. - P. 96.
  • Cheema I. K. Sikh Communal Consciousness and State Violence in India // Pakistan Horizon, Vol. 59, No. 3 (July 2006), pp. 67-82.
  • Chilana R. S. Sikhism: Building a Basic Collection on Sikh Religion and Culture // Reference & User Services Quarterly, Vol. 45, No. 2 (Winter 2005), pp. 108-116.
  • Murphy A. History in the Sikh Past // History and Theory, Vol. 46, No. 3 (Oct., 2007), pp. 345-365.
  • Singh Sangat, Quinton King Noel The Sikhs In History: A Millennium Study / Sangat Singh Noel Quinton King. - New York, 1995. - P.105.

Отрывок, характеризующий Сикхи (народ)

После завтрака Наполеон, в присутствии Боссе, продиктовал свой приказ по армии.
– Courte et energique! [Короткий и энергический!] – проговорил Наполеон, когда он прочел сам сразу без поправок написанную прокламацию. В приказе было:
«Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас; она доставит нам все нужное: удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвою!»
– De la Moskowa! [Под Москвою!] – повторил Наполеон, и, пригласив к своей прогулке господина Боссе, любившего путешествовать, он вышел из палатки к оседланным лошадям.
– Votre Majeste a trop de bonte, [Вы слишком добры, ваше величество,] – сказал Боссе на приглашение сопутствовать императору: ему хотелось спать и он не умел и боялся ездить верхом.
Но Наполеон кивнул головой путешественнику, и Боссе должен был ехать. Когда Наполеон вышел из палатки, крики гвардейцев пред портретом его сына еще более усилились. Наполеон нахмурился.
– Снимите его, – сказал он, грациозно величественным жестом указывая на портрет. – Ему еще рано видеть поле сражения.
Боссе, закрыв глаза и склонив голову, глубоко вздохнул, этим жестом показывая, как он умел ценить и понимать слова императора.

Весь этот день 25 августа, как говорят его историки, Наполеон провел на коне, осматривая местность, обсуживая планы, представляемые ему его маршалами, и отдавая лично приказания своим генералам.
Первоначальная линия расположения русских войск по Ко лоче была переломлена, и часть этой линии, именно левый фланг русских, вследствие взятия Шевардинского редута 24 го числа, была отнесена назад. Эта часть линии была не укреплена, не защищена более рекою, и перед нею одною было более открытое и ровное место. Очевидно было для всякого военного и невоенного, что эту часть линии и должно было атаковать французам. Казалось, что для этого не нужно было много соображений, не нужно было такой заботливости и хлопотливости императора и его маршалов и вовсе не нужно той особенной высшей способности, называемой гениальностью, которую так любят приписывать Наполеону; но историки, впоследствии описывавшие это событие, и люди, тогда окружавшие Наполеона, и он сам думали иначе.
Наполеон ездил по полю, глубокомысленно вглядывался в местность, сам с собой одобрительно или недоверчиво качал головой и, не сообщая окружавшим его генералам того глубокомысленного хода, который руководил его решеньями, передавал им только окончательные выводы в форме приказаний. Выслушав предложение Даву, называемого герцогом Экмюльским, о том, чтобы обойти левый фланг русских, Наполеон сказал, что этого не нужно делать, не объясняя, почему это было не нужно. На предложение же генерала Компана (который должен был атаковать флеши), провести свою дивизию лесом, Наполеон изъявил свое согласие, несмотря на то, что так называемый герцог Эльхингенский, то есть Ней, позволил себе заметить, что движение по лесу опасно и может расстроить дивизию.
Осмотрев местность против Шевардинского редута, Наполеон подумал несколько времени молча и указал на места, на которых должны были быть устроены к завтрему две батареи для действия против русских укреплений, и места, где рядом с ними должна была выстроиться полевая артиллерия.
Отдав эти и другие приказания, он вернулся в свою ставку, и под его диктовку была написана диспозиция сражения.
Диспозиция эта, про которую с восторгом говорят французские историки и с глубоким уважением другие историки, была следующая:
«С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на равнине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским.
В это же время начальник артиллерии 1 го корпуса, генерал Пернетти, с 30 ю орудиями дивизии Компана и всеми гаубицами дивизии Дессе и Фриана, двинется вперед, откроет огонь и засыплет гранатами неприятельскую батарею, против которой будут действовать!
24 орудия гвардейской артиллерии,
30 орудий дивизии Компана
и 8 орудий дивизии Фриана и Дессе,
Всего – 62 орудия.
Начальник артиллерии 3 го корпуса, генерал Фуше, поставит все гаубицы 3 го и 8 го корпусов, всего 16, по флангам батареи, которая назначена обстреливать левое укрепление, что составит против него вообще 40 орудий.
Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления.
В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию.
Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением.
По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля.
Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла.
Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии.
Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве.
В императорском лагере, близ Можайска, 6 го сентября, 1812 года».
Диспозиция эта, весьма неясно и спутанно написанная, – ежели позволить себе без религиозного ужаса к гениальности Наполеона относиться к распоряжениям его, – заключала в себе четыре пункта – четыре распоряжения. Ни одно из этих распоряжений не могло быть и не было исполнено.
В диспозиции сказано, первое: чтобы устроенные на выбранном Наполеоном месте батареи с имеющими выравняться с ними орудиями Пернетти и Фуше, всего сто два орудия, открыли огонь и засыпали русские флеши и редут снарядами. Это не могло быть сделано, так как с назначенных Наполеоном мест снаряды не долетали до русских работ, и эти сто два орудия стреляли по пустому до тех пор, пока ближайший начальник, противно приказанию Наполеона, не выдвинул их вперед.
Второе распоряжение состояло в том, чтобы Понятовский, направясь на деревню в лес, обошел левое крыло русских. Это не могло быть и не было сделано потому, что Понятовский, направясь на деревню в лес, встретил там загораживающего ему дорогу Тучкова и не мог обойти и не обошел русской позиции.
Третье распоряжение: Генерал Компан двинется в лес, чтоб овладеть первым укреплением. Дивизия Компана не овладела первым укреплением, а была отбита, потому что, выходя из леса, она должна была строиться под картечным огнем, чего не знал Наполеон.
Четвертое: Вице король овладеет деревнею (Бородиным) и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Марана и Фриана (о которых не сказано: куда и когда они будут двигаться), которые под его предводительством направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками.
Сколько можно понять – если не из бестолкового периода этого, то из тех попыток, которые деланы были вице королем исполнить данные ему приказания, – он должен был двинуться через Бородино слева на редут, дивизии же Морана и Фриана должны были двинуться одновременно с фронта.
Все это, так же как и другие пункты диспозиции, не было и не могло быть исполнено. Пройдя Бородино, вице король был отбит на Колоче и не мог пройти дальше; дивизии же Морана и Фриана не взяли редута, а были отбиты, и редут уже в конце сражения был захвачен кавалерией (вероятно, непредвиденное дело для Наполеона и неслыханное). Итак, ни одно из распоряжений диспозиции не было и не могло быть исполнено. Но в диспозиции сказано, что по вступлении таким образом в бой будут даны приказания, соответственные действиям неприятеля, и потому могло бы казаться, что во время сражения будут сделаны Наполеоном все нужные распоряжения; но этого не было и не могло быть потому, что во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено.

Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.
Ежели от воли Наполеона зависело дать или не дать Бородинское сражение и от его воли зависело сделать такое или другое распоряжение, то очевидно, что насморк, имевший влияние на проявление его воли, мог быть причиной спасения России и что поэтому тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24 го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России. На этом пути мысли вывод этот несомненен, – так же несомненен, как тот вывод, который, шутя (сам не зная над чем), делал Вольтер, говоря, что Варфоломеевская ночь произошла от расстройства желудка Карла IX. Но для людей, не допускающих того, чтобы Россия образовалась по воле одного человека – Петра I, и чтобы Французская империя сложилась и война с Россией началась по воле одного человека – Наполеона, рассуждение это не только представляется неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому. На вопрос о том, что составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное.
Как ни странно кажется с первого взгляда предположение, что Варфоломеевская ночь, приказанье на которую отдано Карлом IX, произошла не по его воле, а что ему только казалось, что он велел это сделать, и что Бородинское побоище восьмидесяти тысяч человек произошло не по воле Наполеона (несмотря на то, что он отдавал приказания о начале и ходе сражения), а что ему казалось только, что он это велел, – как ни странно кажется это предположение, но человеческое достоинство, говорящее мне, что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон, велит допустить это решение вопроса, и исторические исследования обильно подтверждают это предположение.
В Бородинском сражении Наполеон ни в кого не стрелял и никого не убил. Все это делали солдаты. Стало быть, не он убивал людей.
Солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении не вследствие приказания Наполеона, но по собственному желанию. Вся армия: французы, итальянцы, немцы, поляки – голодные, оборванные и измученные походом, – в виду армии, загораживавшей от них Москву, чувствовали, что le vin est tire et qu"il faut le boire. [вино откупорено и надо выпить его.] Ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо.
Когда они слушали приказ Наполеона, представлявшего им за их увечья и смерть в утешение слова потомства о том, что и они были в битве под Москвою, они кричали «Vive l"Empereur!» точно так же, как они кричали «Vive l"Empereur!» при виде изображения мальчика, протыкающего земной шар палочкой от бильбоке; точно так же, как бы они кричали «Vive l"Empereur!» при всякой бессмыслице, которую бы им сказали. Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l"Empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве. Стало быть, не вследствие приказания Наполеона они убивали себе подобных.
И не Наполеон распоряжался ходом сраженья, потому что из диспозиции его ничего не было исполнено и во время сражения он не знал про то, что происходило впереди его. Стало быть, и то, каким образом эти люди убивали друг друга, происходило не по воле Наполеона, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвовавших в общем деле. Наполеону казалось только, что все дело происходило по воле его. И потому вопрос о том, был ли или не был у Наполеона насморк, не имеет для истории большего интереса, чем вопрос о насморке последнего фурштатского солдата.
Тем более 26 го августа насморк Наполеона не имел значения, что показания писателей о том, будто вследствие насморка Наполеона его диспозиция и распоряжения во время сражения были не так хороши, как прежние, – совершенно несправедливы.
Выписанная здесь диспозиция нисколько не была хуже, а даже лучше всех прежних диспозиций, по которым выигрывались сражения. Мнимые распоряжения во время сражения были тоже не хуже прежних, а точно такие же, как и всегда. Но диспозиция и распоряжения эти кажутся только хуже прежних потому, что Бородинское сражение было первое, которого не выиграл Наполеон. Все самые прекрасные и глубокомысленные диспозиции и распоряжения кажутся очень дурными, и каждый ученый военный с значительным видом критикует их, когда сражение по ним не выиграно, и самью плохие диспозиции и распоряжения кажутся очень хорошими, и серьезные люди в целых томах доказывают достоинства плохих распоряжений, когда по ним выиграно сражение.
Диспозиция, составленная Вейротером в Аустерлицком сражении, была образец совершенства в сочинениях этого рода, но ее все таки осудили, осудили за ее совершенство, за слишком большую подробность.
Наполеон в Бородинском сражении исполнял свое дело представителя власти так же хорошо, и еще лучше, чем в других сражениях. Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнения более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а с своим большим тактом и опытом войны спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствованья.

Сикхизм — религия, зародившееся на территории Индии (современный штат Пенджаб) в пятнадцатом веке. Основателем сикхизма считается Гуру Нанак (родился в 1469 году). Сикх — в переводе с пенджабского — последователь, ученик .

На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 миллионов сикхов , таким образом, сикхизм по численности приверженцев занимает 9-тое место среди мировых религий. Больше всего сикхов проживает на территории Индии , но есть общины и в других странах — США, Канаде, Великобритании, Таиланде и др.

Сикхизм зародился и существует в среде индуизма и ислама, но при этом является самостоятельной религией . Отдельные его положения (например, единобожие) сближают его с авраамическими религиями (иудаизм, христианство, ислам), но при этом сикхизм не является продолжателем данных традиций — сикхи не признают пророков, божественных посланий и т.д.

Основными постулатами сикхизма являются:

  • Принятие единобожия . При этом Бог существует в двух ипостасях — с одной стороны как абсолют (Ниргун ), а с другой — как личностный Бог (Саргун );
  • Вся природа, все божества и духи сотворены Богом и подчиняются ему; именно поэтому сикхи отвергают любое поклонение, кроме как Богу; основная форма такого поклонения — медитация ;
  • Бог не существует вне материи, но превосходит её;
  • Бессмысленно пытаться угодить Богу, слепо исполняя ритуалы, поклоняясь без искренней веры;
  • Божья благодать достижима только посредством бескорыстной любви к Богу и преданности ему;
  • Человек обладает свободой воли, при этом добрые поступки приближают его к Богу;
  • Сикх не делает различий между людьми по половому, религиозному, кастовому признаку. Он всех уважает и относится к другим людям как к братьям ;
  • Сикхи очень высоко ценят свободу , одно из самых порицаемых ими деяний — манипулирование людьми.

Выполняя медитацию, сикхи стремятся раздвинуть границы своего сознания. От осознания своего "Я", что присуще животным, до включения в понятие "Я" — семьи, общества, природы и в конечном итоге — Бога. В повседневной жизни сикхи стремятся к пребыванию в состоянии любви, оптимизма и надежды . Сикхи почитают своё священное писание (Хальса пант ), созданное Гуру Нанаком и последующими сикхскими учителями.

Сикхи имеют оригинальное представление о загробной жизни . Они считают, что после смерти душа человека просто возвращается к Богу . При этом не существует ада, рая, воздаяния за грехи, кармы и т.д. Данные категории, по мнению сикхов, используются в других религиях для манипуляции людьми , но никто не может знать, что ожидает человека после смерти.

Интересно, что несмотря на отсутствие сакрализации ритуалов (сикхи признают их роль просто как средства сплочения людей), последователи сикхизма тщательно соблюдают предписания Гуру Нанака, касающиеся внешнего вида сикха. Эти заветы известны как пять К . Сикх обязан всегда иметь при себе пять предметов:

  • Нетронутые волосы (кеш), которые он прячет под чалму;
  • Гребень для поддержки волос (кангша);
  • Стальной браслет (кара);
  • Нижнее белье (качла);
  • Кинжал (кипран).

Первоначально власть в общине сикхов передавалась путём наследования гуру, но в семнадцатом веке утвердилось положение, согласно которому религиозная община (хальса ) получила в свое ведение решение всех управленческих вопросов. Самостоятельное государство сикхов просуществовало достаточно непродолжительное время, с 1767 года, когда сикхи вышли из-под власти Моголов, до 1849 года, когда они потерпели поражение в войне против англичан.

В двадцатом веке община сикхов претерпела тяжёлые испытания , связанные с религиозными войнами после обретения независимости Индией и Пакистаном. Традиционно сикхи активно проявляли себя на военном поприще , и сейчас, 20% офицеров индийской армии являются сихками, при том что доля сикхов среди индийского населения — всего 2%.

В целом сикхизм можно охарактеризовать как одну из самых толерантных религий , не делающих различия между людьми по их происхождению и другим признакам, ценящую свободу и поклоняющуюся единому Богу.

, Великобритания , Фиджи

Происхождение

Расселение и численность

В основном сикхи живут в штате Пенджаб, отдельные группы есть и в других районах Индии, в странах Юго-Восточной Азии, Африки, на острове Фиджи, Великобритании и др. Общая численность свыше 20 млн человек. В Индии проживают 19,215,730 человек , в Великобритании - 389,000 , на островах Фиджи - 4,674 . Этническая основа сикхов - пенджабцы .

Социальная структура

Семьи народа в основном малые, большинство семей моногамные, патрилинейные .

Учения сикхов

Сикх означает «ученик». Сикхи являются учениками универсального религиозного учения. Это учение было передано в Индии десятью духовными учителями, которых называли Гуру . Первым из них был Гуру Нанак , который родился в Северной Индии в пятнадцатом веке, когда люди были очень угнетены, но зато процветали невежество, преступления, неуважение и мошенничество. Сикхи отреклись от ортодоксального индуизма, но не приняли ислам, а создали свою особую религию. Советы, даваемые Гуру Нанаком, не ставили каких-то ограничений. Он учил, что Бог един и, что нам нужно любить Бога , что Бога нельзя ограничить до размера какой-либо одной страны. Во всем космосе нет ничего такого, что было бы сотворено без Его приказа . Бог - всемогущий и всепронизывающий Творец, непостижимый и недосягаемый. Его настоящее имя никому не известно. Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена Любви. Это не Бог одного народа - он никого не ведёт и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, лишен ненависти и пристрастий. Бог рассматривается с двух сторон - как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого человека). До творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе творения он выразил себя. До творения не было ни книг, ни учения, ни добра, ни зла, ни славы, ни доблести, ни мужского, ни женского. Когда Бог захотел выразить себя, он сначала нашёл свое выражение через Имя, и таким образом появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует повсюду, распространяясь во всех направлениях. Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме - он повсеместно присутствует как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог даёт всем жизненную энергию, но при этом он непостижим и неописуем. Поклоняться Богу можно только посредством медитации его Именем и пением молитв. Никакие другие божества, демоны и духи не достойны поклонения. Человек, по учению сикхов, уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но, кроме того, ему дана свободная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. «Расширяя» свое сознание, человек воспринимает других как часть самого себя. Сикхи не разделяют традиционных представлений о загробной жизни, рае и аде, грехах и карме. Учения о воздаянии в грядущей жизни, покаянии и очищении от грехов, аскетизме и целомудрии - это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. На самом деле посты, обеты и «благие деяния» не имеют значения. После смерти душа человека растворяется в Природе и возвращается к Творцу, но не исчезает, а пребывает, как всё сущее.

Священная книга сикхов

Морально-этические нормы сикхизма

Сикхи проповедуют братские отношения ко всем людям на Земле независимо от их происхождения, однако готовы защищать с оружием в руках свою свободу. Сикхам предписывается искать и проявлять в себе данные Богом веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто никого не принуждает к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или последующей жизни. Искренние добрые деяния возникают естественно, как дар от Бога, который можно открыть внутри себя. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность - противоестественны и невыгодны: поступая так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи. Страшным грехом считается манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие.

Ритуалы сикхов

Каждый сикх проходит ритуальное посвятительное омовение (амрит). Сикхизм могут принять любые люди независимо от национальности, пола и происхождения. Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (правило пяти «К»):

  • Кеш (Kes) - нетронутые волосы, спрятанные под обязательную чалму
  • Кангха (Kangha) - гребень, поддерживающий волосы
  • Кара (Kara) - стальной браслет
  • Качх (Kaccha) - короткие штаны в качестве нижнего белья
  • Kирпан (Kirpan) - меч или кинжал, спрятанный под одеждой

Это обязательные правила. При этом меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе меч, уважает других. Погребальная церемония сикхов - кремация, после совершения которой пепел умершего, в соответствии с традициями индуизма, бросают в канал или реку. Покойным не положено возводить памятники. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним. Хотя сикхи не придают принципиального значения обрядам и церемониям, они считают их важными для сплочения людей, изучения традиции и писания, для взаимопомощи в раскрытии внутренней любви. Обряды и ритуалы помогают придать идеалу осязаемую форму. Каждая душа индивидуально неповторима, и ритуалы должны её питать и поддерживать.

Сикхи и сикхизм в современной Индии

С разделом бывшей Британской Индии в 1947 г. на Индию и Пакистан между мусульманами и сикхами разгорелись конфликты, и после кровопролитных столкновений практически все сикхи переселились в Индию. В 1966 г. территория штата Пенджаб уменьшилась за счёт выделения нового штата - Харьяны . Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 70-х гг. ХХ в.: сикхи обвинили индуистское большинство в дискриминации. Партия сикхов Акали дал вела агитацию за создание сикхского государства Халистан . В начале 80-х гг. ХХ в. особое влияние приобрел лидер сикхских сепаратистов Джарнайлу Сингху Бхиндранвале. Под его руководством главная святыня сикхов - Золотой храм в Амритсаре - была превращен в укрепленную крепость. В июне 1984 г. индийская армия взяла штурмом храмовый комплекс; Бхиндранвале и сотни его сторонников были убиты. В октябре того же года Индира Ганди , премьер-министр Индии, была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия антисикхских погромов, которая унесла жизни тысяч сикхов. В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром Манмоханом Сингхом. В армии Индии традиционно воинственнные сикхи занимают 20 % всех должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Большинство сикхов входит в касту джатов, крупнейшую сельскую касту Пенджаба. Хотя внутри храма кастовые различия не соблюдаются, вне храма они сохраняют известное значение - например, при выборе брачных партнеров. Многие сикхи занимается сельским хозяйством и являются успешными фермерами .

Одежда

Одежда сикхов достаточно своеобразна, особенно это своеобразие проявляется в мужской одежде. Мужчины носят лунги и штаны, рубахи, жилеты, тюрбан (пагри). Они не стригут волос и не бреют бороды, которую подвязывают особым образом к подбородку. Женщины носят, как правило, юбки и обязательно покрывают голову .

Примечания

Ссылки

Литература

  • Альбедиль М. Ф. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм / М. Ф. Альбедиль. - М., 1996. - С. 161-164.
  • Володин А. Индия: становление системы буржуазной демократии / А. Володин // Народы Африки и Азии. - 1989. - № 1. - С. 214.
  • Захарьин Эволюция религиозного самосознания сикхов в ХV - первой половине ХIХ вв / Б. А. Захарьин. - М., 2000, С. 40.
  • Котовский Г. Индия // Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивиллизации / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2001. - С. 371
  • Кочнев В. И. Сикхи // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. - С. 482.
  • Фурсов К. А. Львы Пятиречья: сикхи - великие воины Азии. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. 474 с.
  • Ethnologue: Languages of the World, Fifteenth edition. - 2009. - P. 96.
  • Singh Sangat, Quinton King Noel The Sikhs In History: A Millennium Study / Sangat Singh Noel Quinton King. - New York, 1995. - P.105.
  • - 1) последователи сикхизма. Сикхи вели долгую борьбу с Великими Моголами (17 нач. 18 вв.) и создали свое государство (1765 1849) в Пенджабе. Современные сикхи живут главным образом в индийском шт. Пенджаб;2) народ, выделившийся из пенджабцев.… … Большой Энциклопедический словарь

    Ов; мн. (ед. сикх, а; м.). Последователи сикхизма. ◁ Сикхский ая, ое. * * * сикхи 1) последователи сикхизма. Сикхи вели долгую борьбу с Великими Моголами (XVII начало XVIII вв.) и создали своё государство (1765 1849) в Пенджабе. Современные… … Энциклопедический словарь

    О народе см. Сикхи (народ). Бог монотеистических культур основные понятия … Википедия

    Кханда наиболее значительный символ сикхизма Сикхизм (от пандж. ਸਿੱਖੀ, «сикх», «последователь, ученик») религия, основанная в Пенджабе, в северо западной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком (1469 1539). К 1990 сикхский … Википедия

    Республика Индия, гос во в Юж. Азии. Др. инд. название Sindhus от названия реки Синдху (совр. традиц. Инд). От него авест., др. перс. Hindu, далее др. греч. и латин. India, откуда русск. Индия и аналогичные названия в других европ. языках: англ.… … Географическая энциклопедия

    - (на языке хинди Бхарат), Республика Индия, государство в Южной Индии. 3,3 млн. км2. Население 953 млн. человек (1996). Индия многонациональное государство; наиболее многочисленны хиндустанцы, телугу (андхра), маратхи, бенгальцы, бихарцы, тамилы … Энциклопедический словарь

    Распад империи Великого Могола - Колонизаторская деятельность западноевропейских Ост Индских компаий В XVII в. судьбы народов Индии перестали определяться только внутренним развитием индийского общества. В двери Индии, одной из богатейших стран Востока, давно уже стучались… … Всемирная история. Энциклопедия

    Исламская Республика Пакистан, гос во в Юж. Азии. Гос во Пакистан образовано в 1947 г., но его название было предложено еще в 1931 г. По замыслу автора оно имеет двоякую расшифровку. При чтении по буквам: П Пенджаб, А Афгания (Северо Западная… … Географическая энциклопедия

    - (от этнос и позднелат. confessio вероисповедание), этническая группа, обособленная вследствие религиозной принадлежности её членов (например, друзы в составе ливанцев, сикхи панджабцев). * * * ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ… … Энциклопедический словарь

    Среди многочисленных этнических и религиозных общин Индии особняком стоят сикхи. Сикха трудно не заметить в толпе - во-первых, его всегда можно узнать по специфически повязанному тюрбану на голове, во-вторых - по внушительной бороде и усам. Фамилия «Сингх» ("Лев") также позволяет безошибочно определить сикха. Сикхи - серьезные люди. Их воинские качества славятся не только по всей Индии, но и за ее пределами. Ссора с сикхами в свое время стоила жизни легендарной Индире Ганди.

Что такое сикхизм

Сикхи - уникальная этноконфессиональная общность, проживающая на северо-западе Индии, прежде всего - в штате Панджаб, хотя немало сикхов и в соседних штатах Харьяна, Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш. Религия сикхов - сикхизм - зародилась в XVI веке на территории современного Пакистана и Северо-Западной Индии. В настоящее время во всем мире проживает до 26 миллионов сикхов, однако эта весьма крупная народность вплоть до настоящего времени лишена собственной государственности. Индийский штат Пенджаб, в котором преобладает сикхское население, лишь с оговорками можно назвать сикхской автономией.

Пенджаб - колыбель сикхизма. Это богатейший сельскохозяйственный регион современной Индии, климат которого благоприятствует развитию сельского хозяйства и превращает регион в «житницу» современной Индии. Кроме того, Пенджаб, что в переводе с санскрита означает «Пятиречье» (Панчанада), является и историческим районом формирования индийской культуры. Именно здесь появились первые государства долины Инда.
Здесь, в Пенджабе, находилась точка пересечения двух важнейших религий Индии - индуизма и ислама. Мусульманские завоеватели, проникавшие на территорию Индии из Ирана, Афганистана, Центральной Азии, так и не смогли окончательно подчинить себе индуистов и обратить их в ислам. Вынужденные сосуществовать бок о бок, обе религиозные традиции неминуемо оказывали друг на друга влияние. Следствием этого влияния и стало формирование сикхизма как религии, впитавшей в себя и индуистские, и исламские компоненты.

У истоков сикхизма стоял Гуру Нанак (1469-1539). Он родился в районе современного Лахора, что в современной пакистанской части Пенджаба. Именно Гуру Нанаку предписывают сочинение священной книги сикхов «Ади Грантх». Индуист по происхождению, выросший в окружении мусульман, Гуру Нанак заложил основополагающие столпы религии сикхизма, сформулировав ее основные принципы - веру в единого и всемогущего бога - Творца, медитацию как метод поклонения Творцу, учение о посмертном «растворении» души, возвращении ее к Творцу.

Гуру Нанак

Вторым по значимости после Нанака среди сикхских гуру почитается Гобинд Сингх (1666-1708). Именно ему приписывается создание «хальсы» - сикхской общины, и самой сикхской нации, которая рассматривается как особая нация самых свободолюбивых и справедливых людей. Гобинд Сингх проповедовал равенство среди свободолюбивых сикхов и считал себя, признаваемого остальными сикхами в качестве гуру, равным остальным рядовым представителями хальсы.

Гобинд Сингх

Сикхизм, в отличие от того же ислама, отличается крайне лояльным отношением к другим вероисповеданиям и культурам, что объясняется во многом его синкретической природой, а также многонациональным составом самой сикхской общины, которую помимо выходцев из Пенджаба пополняли представители и многих других этнических групп Северо-Западной Индии. В сикхизме не имела существенного значения и кастовая принадлежность, что становилось привлекательным для представителей многих угнетаемых каст. В то же время, основную массу сикхов составляли и составляют в настоящее время представители главной пенджабской земледельческой касты - джаты.

Как от ислама, так и от индуизма сикхизм заимствовал достаточно жесткую упорядоченность жизни своих адептов, в том числе в ее приватных проявлениях. Так, сикхам не разрешается развод, вступление в брак является возрастной обязанностью. Каждый сикх должен иметь при себе пять священных атрибутов - пять «К»: кеш - длинные волосы, кангха - гребень для поддержания волос, кара - стальной браслет, качх - трусы до колен и кирпан - меч. Мужчины-сикхи носят большой тюрбан на голове, повязываемый особым способом. Ношение тюрбана также является для сикхов священным долгом, в связи с чем разрешается даже индийским военнослужащим и полицейским.

Государство сикхов

Несмотря на декларируемое миролюбие и философский характер своей религиозной доктрины, сикхи оказались весьма воинственной этноконфессиональной общностью. К началу XVIII века сформировалась особая воинская каста сикхов - «ниханги». В отличие от других членов сикхской общины, ниханги давали клятву посвятить всю свою жизнь воинскому ремеслу и умереть на поле боя. Естественно, что эти пассионарии сикхской общины отвергали любые мирные промыслы и охотно шли воевать, будь то за интересы сикхского государства или за любую другую страну, в составе которой вследствие исторических перипетий оказывался сикхский этнос. Вплоть до настоящего времени ниханги сохраняют верность традициям, предпочитая работе вечное странствие и воинскую службу, а также стремясь выделиться внешним видом - как можно более внушительной бородой и высоким тюрбаном. Традиционные цвета нихангов - синий и желтый - получили распространение среди всего сикхского этноса в целом и в настоящее время являются также и официальными цветами самопровозглашенного сикхского государства Халистан.

В 1716-1799 гг. существовала Сикхская конфедерация, которая с 1799 г. превращается под руководством Ранджита Сингха в мощную Сикхскую империю. В период своего расцвета Сикхская империя, ядро которой было создано пенджабскими сикхами, одолевшими армию Великих Моголов, включала в свой состав земли не только собственно Пенджаба, но и штатов Харьяна, Химачал-Прадеш, Джамму, Дели, территории Чандигарха, Северо-западной пограничной провинции Пакистана, Зоны племен Пакистана, Исламабадскую территорию Пакистана и некоторые районы северо-восточного Афганистана. Центральными городами империи стали Амритсар и Лахор.

Политическая система Сикхской империи достаточно сильно отличалась от других индийских государств того времени. Фактически это была военная демократия с сикхской общиной (хальсой) в роли официального центрального органа управления. Именно община выбирала лидера сикхов, сердаров провинций империи. При этом следует отметить, что сикхи в империи составляли меньшинство населения - не более 10%, одновременно являясь и правящей общиной. Подавляющее большинство населения Сикхской империи (более 80%) составляли мусульмане, поскольку хальса распространила свою власть прежде всего на исламизированные территории, вошедшие после деколонизации Индийского полуострова преимущественно в состав Пакистана.

Постепенно сердары, руководившие отдельными областями Сикхской империи, концентрировали в своих руках все большую полноту власти, превращаясь в аналог традиционных индийских махараджей. Как и другие индийские государства, Сикхская империя стала разъедаться внутренними распрями, которые и способствовали ее завоеванию англичанами. Сикхская армия дважды терпела поражение от британских колониальных войск - в первой англо-сикхской (1845-1846 гг.) и второй англо-сикхской (1848-1849 гг.) войнах. В составе Британской Индии территория бывшего сикхского государства была поделена частью на зависимые княжества во главе с раджами и махараджами, частью - на территории центрального подчинения.

Сикхи, первоначально достаточно негативно отнесшиеся к британской колонизации, в конечном итоге вполне вписались в колониальное общество. Именно из сикхов в значительной степени формировались подразделения полиции в северо-западных провинциях Британской Индии. Параллельно сикхская община приобрела большой вес и в городах, где ее представляли многие видные предприниматели и лица свободных профессий. В составе британских колониальных войск были сикхские подразделения. Некогда воевавшие за свою свободу сикхи оказались надежными союзниками британцев, в первую очередь потому, что последние умело играли на сикхско-мусульманских и сикхско-индуистских противоречиях. Сикхи, даже в Пенджабе остававшиеся меньшинством, также видели в сотрудничестве с британцами значительные преимущества.

Борьба за Халистан

После провозглашения суверенитета Индии и Пакистана полуостров Индостан стали сотрясать многочисленные межнациональные конфликты. Наиболее значительными из них по масштабам были индо-мусульманские конфликты, переросшие в многолетнее противостояние Индии и Пакистана. Однако и сикхи, не в меньшей степени, чем индуисты и мусульмане, оказались втянутыми в межнациональные противоречия. Первыми их жертвами стали сикхи, проживавшие в той части Пенджаба, которая осталась за Пакистаном. Именно пакистанский Пенджаб с центром в Лахоре был колыбелью сикхской религии и народа сикхов. Однако мусульманское большинство Пенджаба, не утратившее память о господстве над ним сикхских сердаров, после получения Пакистаном независимости сумело изгнать большую часть сикхов на территорию соседней Индии. Масштабы сикхско-мусульманского конфликта в пакистанском Пенджабе потрясают: его жертвами стали около миллиона погибших и восемь миллионов беженцев. В ответ в индийском Пенджабе начались мусульманские погромы, также завершившиеся эмиграцией значительной части мусульман в Пакистан.

С индуистами отношения у сикхов складывались относительно ровно до 1970-х гг., пока сикхские общественные деятели не заговорили о продолжающейся дискриминации сикхов со стороны индуистского правительства Индии. Так началось формирование сикхского сепаратистского движения, выступающего за создание по меньшей мере автономии, а по максимуму - независимого государства сикхов под названием Халистан.

Сепаратистские настроения были сильны и в «Акали Дал» - крупнейшей политической партии, объединяющей сикхов. Во многом благодаря активной политической позиции партии «Акали Дал» был сформирован штат Пенджаб, в котором сикхи составили более 65% населения. Однако радикальная часть «акалистов» на создании собственного сикхского штата не остановилась. Целью борьбы было провозглашено создание сикхского государства Халистан. В 1975 году произошел окончательный раскол «Акали Дал» на относительно либеральную часть, ориентированную на интеграцию в индийское общество и участие в строительстве единого государства, и радикальную, настаивавшую на самоопределении Халистана. Лидером радикальной части сикхского движения стал Джарнайлу Сингху Бхиндранвале.

Одна из ключевых линий противостояния в новейший период сикхской истории пролегла между сикхами и ниранкари. Ниранкари - подветвь сикхизма, верующая в живого гуру и рассматривающаяся другими сикхами как «предательская секта», ориентированная на ассимиляцию сикхского этноса в индуистском большинстве.

В 1978 г. произошло крупное столкновение между сикхами и ниранкари в городе Амритсар. Этот город, как известно, является священным для сикхов - именно здесь находится знаменитый «Золотой храм» и проживает внушительная сикхская община. Тем не менее, ниранкари, которые также претендуют на руководящие позиции в сикхском обществе, решились на проведение в Амритсаре своей конференции. Естественно, что конференция закончилась массовыми столкновениями.

Тела сикхов убитых в результате штурма Золотого храма в Индии в 1984 году

Но наиболее крупномасштабные вооруженные действия сикхов против центральной власти и их соперников - ниранкари - развернулись в 1980-1984 гг. В этот период было совершено 1200 террористических актов, направленных против влиятельных политиков, полицейских, военнослужащих, представителей индуистской общины, ниранкари, то есть - против всех «не сикхов», оказавшихся на территории Пенджаба и соседних штатов Индии.

Здесь следует отметить, что в основе роста сепаратистского движения сикхов в штате Пенджаб во многом лежат социально-экономические причины. Как известно, штат является одним из наиболее развитых в экономическом отношении, сикхская же община обладает достаточно устойчивыми позициями в экономике, но реализовать свою политическую волю не способна по причине концентрации власти в стране в руках индуистов. Имел место и банальный конфликт нарождающейся контр-элиты с действующей элитой штата - поскольку все ключевые позиции в экономике Пенджаба оказались заняты индуистами, сикхской молодежи, в том числе и получившей образование, а соответственно обладающей определенными амбициями, не оставалось иного пути как покидать страну, уезжая в эмиграцию, либо становиться на путь радикальной политической деятельности, рассчитывая на самореализацию уже в суверенном сикхском Халистане.

Апогеем сикхско-индуистского противостояния в 1980-е гг. стала операция «Голубая звезда», представлявшая собой атаку подразделений индийской армии и полиции на «Золотой храм». Хармандир-сахиб, как называют его сикхи, был, согласно легенде, основан в 1577 году Гуру Рам Дасом, выкопавшим водоем Амритсар, давший название одноименному пенджабскому городу. Первый камень в основание храма был заложен в 1588 году суфием Хазратом Миян Миром, а собственно строительство заняло период с 1588 под 1604 гг. С 1604 года в храме хранится оригинал священной книги сикхов «Ади Грантх».

В июне 1984 года важнейшая святыня сикхов и находившиеся на ее территории сторонники самоопределения сикхского государства были атакованы по приказу руководителей страны. Объяснением атаки стал тот факт, что в «Золотом храме» укрепились сторонники независимости Халистана, фактически превратившие сикхскую религиозную святыню в политический штаб. Тем не менее, жестокость проведенной операции впечатлила даже людей, не испытывавших особых симпатий к пенджабскому сепаратизму. Ведь жертвами атаки индийских подразделений стало 492 человека.

Джарнайлу Сингху Бхиндранвале, которого радикальная часть сикхской общины признавала своим гуру, также погиб во время штурма «Золотого храма» в числе других сикхских радикалов. Это чрезмерно жесткое со стороны официального Дели решение стало причиной ответной волны кровопролитного террора со стороны сикхских радикальных организаций, развернувшегося не только в штате Пенджаб, но и по всей стране. Сикхские боевики уничтожали индуистов, взрывали поезда, атаковали полицейские участки и войсковые подразделения. Наибольшую же известность во всем мире получило убийство Индиры Ганди.

Месть за Амритсар

Легендарная женщина - премьер-министр была убита 31 октября 1984 года собственными телохранителями. Поскольку сикхи считались еще с колониальной эпохи наиболее надежными воинами, именно из них комплектовалась личная охрана британских губернаторов. Следовала этой традиции и Индира Ганди, не уяснив главного момента - свою веру и свой народ сикхи уважают все же в несколько большей степени, чем воинскую присягу.
Утром 31 октября 1984 года у Индиры было запланировано интервью с британским писателем Питером Устиновым. По пути к приемной, через двор своей резиденции, Индира поздоровалась с двумя сикхами - телохранителями - Беантом Сингхом и Сатвантом Сингхом. Ответом стали револьверные выстрелы и автоматная очередь. Сбежавшиеся сотрудники охраны застрелили покушавшихся. Спешно доставленная в больницу Индира Ганди, не приходя в сознание, скончалась через несколько часов после покушения.

Так свершилась месть сикхских радикалов за атаку на «Золотой храм», продемонстрировавшая индийским руководителям, что удар можно ждать откуда угодно - в том числе, и со стороны собственных телохранителей. Спустя семь лет сын Индиры Раджив Ганди, сменивший мать на посту премьер-министра страны, был также убит сепаратистами - только уже тамильскими.

Кремация Индиры Ганди

Убийство обожаемой индусами Индиры только подлило масла в огонь сикхско-индуистских противоречий. Последовали новые многочисленные столкновения между сикхами и индуистами во всех штатах Индии. Жертвами антисикхской истерии стали по меньшей мере десять тысяч человек. В ответ сикхи 7 октября 1987 года официально заявили о создании независимого государства Халистан. Естественно, что значительную роль в росте сепаратистских настроений и в данном случае сыграл Запад - прежде всего, через сикхскую диаспору, многочисленную как в Соединенных Штатах Америки, так и в Великобритании. В частности, президентом Халистана был провозглашен постоянно проживающий в США Гурмит Сингх Аулах. С другой стороны, поддержку сикхскому движению оказывает соседний Пакистан. Как то забылись исторические конфликты, приведшие к смерти многих сикхов и бегству миллионов жителей пакистанского Пенджаба в Индию.

Что ждет индийских сикхов?

Естественно, что индийское правительство создание Халистана не признало и развернуло активную борьбу против сепаратистов. Преуспевающий прежде в экономическом отношении штат Пенджаб превратился в территорию повышенной активности экстремистских группировок, регулярно подвергающуюся полицейским зачисткам и спецоперациям с привлечением армейских подразделений. Только за один 1986 год сикхскими радикальными организациями было совершено 3 450 террористических актов.

Параллельно с ростом вооруженного сопротивления индийским властям происходило и возрождение сикхского национального самосознания. Во-первых, в радикальное движение за независимость Халистана вовлекались все более многочисленные слои сикхской молодежи, недовольной отсутствием перспектив и желающей отомстить за дискриминацию своего народа, не сильно разбираясь в методах. Во-вторых, произошел всплеск интереса к сикхской национальной культуре, в том числе и среди городских сикхов, которые до этого «вестернизировались» не менее успешно, чем индусы. Соответственно, национальная культура и религия стала восприниматься как нечто важное, как средство подчеркивания своей национальной идентичности, оппозиционной идентичности тех же индуистов или мусульман.

Есть ли перспективы урегулирования сикхского вопроса в современной Индии? Вряд ли можно дать на данный вопрос однозначный ответ. В первую очередь, необходимо понимать, что сикхи, в отличие от тех же племен Северо-Восточной Индии, представляют собой крайне влиятельную и сплоченную общину. Экономические позиции сикхской общины сильны не только внутри самой Индии, но и на мировом уровне. С другой стороны, сикхи составляют значительную часть военнослужащих индийской армии и сотрудников спецслужб и полицейских структур, что также имеет немаловажное значение для оценки перспектив борьбы с сикхским сепаратизмом. В индийской армии численность военнослужащих - сикхов достигает 20% от общей численности личного состава, то есть практически каждый пятый военнослужащий имеет сикхское происхождение, хотя в соотношении к общей численности населения страны сикхи составляют лишь 2 %.

Наконец, нельзя забывать и о роли иностранных государств в «искусственном стимулировании» многочисленных этнических и религиозных конфликтов на территории Индии. Сикхские интересы лоббируют общины сикхов в США и Великобритании, тесно связанные с местными коммерческими кругами. Активизация сикхских сепаратистов выгодна и соседнему Пакистану, поскольку она ослабляет военный потенциал Индии в пограничных районах Джамму и Кашмира и способствует отвлечению внимания руководства страны от кашмирской проблемы.

Вместе с тем, есть определенные надежды и на политическое решение сикхского вопроса, которое может заключаться, прежде всего, в создании таких социальных условий для существования сикхской общины, которые бы способствовали ослаблению радикальных настроений, углублению интеграции сикхов в индийское общество. Рост автономии без потакания сепаратистам, таким образом, также может дать свои позитивные плоды. И тогда кровопролитные столкновения и террористические акты станут историей, а на индийской земле воцарится мир.

Автор Илья Полонский