Open
Close

Сан марко флоренция часы работы. Сан-Марко, Флоренция: достопримечательности, история, описание, фото и отзывы туристов

Монастырь и музей Сан-Марко находятся на небольшой одноименной площади. Яркие страницы истории этого места связаны с настоятелем монастыря по имени Савонаролы, который был изначально наставником послушников. На своем посту он пробыл в период 1491-1498 годов. Его проповеди пользовались популярностью у народа, в них он обличал роскошь и богатство, осуждал игроков и гомосексуалистов. Савонаролу поддерживали простые люди, ведь он выступал против светской литературы и развития науки. Яркие проповеди знали во всем мире, их переводили на разные языки, хотя сам настоятель снискал скандальную славу бунтаря.
Конец для него был трагичным. Савонарола не смог пройти испытания огнем, после его испуга народ поднял бунт, осадив монастырь и потребовав суровой расправы. В последствии он был приговорен к повешению и сожжению на костре.
Сегодня монастырь Сан-Марко превращен в музей. Здесь можно увидеть келью Савонаролы, которую расписал Фра Бартоломео, будучи его приверженцем. Особо ценными экспонатами музея являются фрески мастера Фра Анджелико. Его работы «Распятие» и «Мадонна со святыми» удивительные, они привлекают внимание множества посетителей. Из архитектурных шедевров флорентийского Ренессанса в монастыре и музее Сан-Марко можно выделит аркаду Сан Антонио XV века.
Вообще название Сан-Марко носит комплекс, состоящий из церкви Святого Марка и женского монастыря, который в настоящее время превращён в музей.
Монастырь был основан, скорее всего, в XIII столетии. Известно, что в 1299 году на этом месте уже существовал монастырь сильвестринцев.
В 1437 году флорентийским купцом Козимо Медичи (Старшим) церковь и монастырь были переданы монахам-доминиканцам. Его реконструкцией занялся архитектор Микелоццо ди Бартоломео. Что стало причиной такого поступка не известно. Скорее всего, он руководствовался христианским благочестием или же укреплял свой авторитет. Перестройка была завершена к 1442 году, но отдельные работы еще продолжались. Часть ансамбля, предназначенная для жизни монахов, была реконструирована полностью. В богатых декорациях монастыря и музея Сан-Марко отмечается многочисленная символика Медичи.
В наши дни сохранилась келья, в которой Савонарола жил. Она доступна для посещения. Здесь имеется также портрет наставника, выполненный Фра Бартоломео.
В монастыре и музее Сан-Марко содержится большое количество работ, в числе которых множество фресок таких представителей эпохи Раннего Возрождения, как Фра Беато Анджелико, Доменико Гирландайо, Беноццо Гоццоли, Алессио Бальдовинетти, Фра Бартоломео и многих других. Здесь сохранилось еще и уникальное произведение архитектуры Ренессанса - аркада Сан Антонио мастера Микелоццо ди Бартоломео. В выставке много рукописей, хранящихся в библиотеке.

Показать больше

Признаться, я долго раздумывал, стОит ли мне рассказывать о музее Сан-Марко. Вроде бы место очень известное и посещаемое, а значит, не вписывающееся в формат данного журнала. А потом понял, что коготок-то уже увяз: "Тайная вечеря" Гирландайо из этого музея уже на живые страницы попала. Да еще и заболел как-то по-глупому, так что времени много, делать нечего, а желание нагадить помочь ближнему в его (ближнего) стремлении уйти от окружающей действительности в мир иллюзий - сильно, как никогда. Так что в ближайшее время мы с вами удаляемся в прекрасный мир фра Анджелико.

Желающим познакомиться с творчеством этого прекрасного живописца очень повезло. Практически все его флорентийское наследие сосредоточено в одном музее - бывшем монастыре Сан-Марко. На мой взгляд, впечталения этот музей оставляет сравнимые с Уффици или Питти, только народа здесь значительно меньше, а праздной публики, забежавшей сделать "селфи" на фоне шедевров, нет вообще. Имейте в виду: расписание музея очень причудливое: http://www.uffizi.firenze.it/musei/?m=sanmarco , и идти сюда наобум, за час до закрытия - жалко денег; музей требует не менее двух часов и крепких ног: придется постоять перед шедеврами в восхищении. Музей государственный, так что фотографировать без вспышки теперь можно, и, надо надеяться, скоро сеть будет завалена качественными снимками отсюда. Кое-что получилось даже у меня.

Чуть ли не самая первая работа в первом же зале - Снятие с креста (1432-1434), происходящее из церкви Санта-Тринита, которую мы с вами недавно посещали.



Триптих Сан-Пьетро-Мартире (не позднее 1429, происходит из одноименного доминиканского монастыря):


Слева направо: святые Доминик, Иоанн Креститель, Петр Мученик и Фома Аквинский. Наверху видны сцены из жизни титульного святого, включая мученическую кончину.

Алтарь Линайоли (Linaioli, 1432-1433). Это, вообще-то, складень, так что рассматривать его можно и в открытом, и в закрытом видах:

Слева направо:
Иоанн Креститель

Апостол Марк

Архитектурный комплекс Сан-Марко (San Marco) имеет довольно древнее происхождение. По некоторым сведениям, здания Церкви Святого Марка (Basilica di San Marco) и монастыря появились в центре Флоренции в 13 столетии. В свое время к реставрации построек приложил руку талантливейший архитектор Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo). А во второй половине 19 века помещение монастыря было превращено в Национальный музей Сан Марко (Museo Nazionale di San Marco). Среди экспонатов музея числится литературное и художественное наследие великих мастеров итальянского Ренессанса.

Этот музей является не просто хранилищем средневековой итальянской культуры, вплоть до самого мельчайшего экспоната он пропитан духовностью и католической верой.

Достоверно выяснить точную дату создания комплекса Сан-Марко не представляется возможным. Ученые склоняются к мнению, что церковь и монастырские покои были построены в начале 12 века. Сохранились лишь упоминания о том, что первоначально монастырь занимали монахи-сильвестринцы, относящиеся к Ордену святого Бенедикта. Этот католический орден имел большое влияние на землях и вплоть до окончания 14 столетия.


В 1453 году монастырь перешел во владение монахов-доминиканцев. К средине 15 века у руля Флорентийской республики стал (Cosimo di Giovanni de’ Medici il vecchio). Великий князь Тосканский нашел Сан-Марко в довольно обветшалом состоянии. Заняться реорганизацией и расширением здания монастыря было поручено талантливому зодчему Микелоццо. Помимо благотворительных целей Козимо поддался тщеславным мыслям. Многочисленные гербы и атрибутика рода Медичи украсила стены церкви и монастыря Сан-Марко, после завершения строительных работ в 1442 году.

Микелоццо ди Бартоломео перепланировал и ощутимо расширил монастырь. На первом этаже постройки появился зал капитула, предназначенный для заседания монашеского ордена, а также помещения для трапезы. На втором этаже были размещены многочисленные кельи и библиотечный зал. Также руководитель строительства внедрил на территории монастыря инновационную систему водоснабжения и дренажа. Это позволило разбить при монастыре красивый апельсиновый сад, который также содержал в себе отсылку к гербу Медичи.
Изменение внутренней планировки и декораций происходили не слишком гладко. Представители богатой флорентийской аристократии активно сопротивлялись насаждению власти Медичи.

Князь Козимо умудрился не только ущемить права знати, переиначив распределение капелл внутри церкви. По его велению святой заступник Ордена святого Доминика, Фома Аквинский был выведен на второй план по сравнению с покровителями дома Медичи – святыми Дамианом, Косьмой и Марком.

В 1490 году в стенах монастыря Сан-Марко получил кров самый неоднозначный из служителей католической церкви 15 столетия, Джироламо Савонарола (Girolamo Savonarola). Ревностный блюститель чистоты католической веры, этот священник регулярно выступал с проповедями в Сан-Марко. Год спустя, Савонарола получил звание приора, то есть настоятеля монастыря. Скрупулезно следуя догматам священных книг, приор насаждал благочестие среди послушников. Стремясь отринуть все земные блага, Савонарола принялся активно избавлять монастырь и орден от предметов роскоши и даже необходимых вещей. Начиная с 1493 года, с молотка ушла большая часть земель, принадлежащих монастырю. Вслед за ними были реализованы личные вещи монахов, представляющие хоть какую-либо ценность. Вырученные средства были отданы нуждающимся и беднякам Флоренции. Аскетичные кельи послушников, в том числе и самого Джироламо Савонаролы, сохранились до наших дней. На них можно посмотреть в рамках экскурсии по Музею Сан Марко.

Превращение монастыря в Музей Сан Марко

К 1866 году послушники католического монастыря Сан-Марко окончательно покинули его стены. Три года ушло на то, чтобы из церковной постройки создать уникальный музей, посвященный творчеству Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico), что в переводе означает Брат блаженный Ангельский. Фрески этого мастера эпохи раннего Ренессанса украшают внутренние стены монастыря. Обширная монография монаха-живописца выставлена в виде отдельной экспозиции.

Знаменитые шедевры иконописного искусства, посвященные Богородице, Христу и святым, были созданы специально для монастыря и никогда не покидали его стен.

Животрепещущие названия икон и фресок, кисти Фра Анджелико удивительно гармонируют с их содержимым. «Не прикасайся ко мне!» (Noli Me Tangere), «Поцелуй Иуды», «Страшный суд», «Преображение» (Transfiguration), «Благовещенье», лик «Мадонны со святыми» украшает собой монастырский алтарь. Цикл фресок, посвященный пленению, распятию и усопновению святых Косьмы и Дамиана, наполнены сильным энергетическим посылом к зрителю. Многочисленные росписи на тему сюжетов Ветхого и Нового Завета расписаны кельи монахов на протяжении 15 столетия.


В бывшем обиталище Савонаролы сохранился портрет ревнителя церкви, кисти Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo). Брат Бартоломео являлся служителем монастыря и принимал активное участие в украшении его фресками и художественными произведениями. В 1504 году состоялось знакомство монаха с (Raffaello Santi), которое переросло в крепкую дружбу. Взаимное влияние художественных стилей нашло свое отражение в поздних работах Бартоломео и формировании общего подхода к живописи молодого Рафаэля.


Не менее значимый экспонат в стенах музея – икона с ликом Святого Максима Грека, выполненная Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), мастером кватроченто (quattrocento). У этой картины есть целая история. Послушник Михаил Триволис, грек по происхождению являлся пламенным поклонником учений Джироламо Савонаролы. Долгое время Триволис провел в стенах монастыря, исполняя свой долг и укрепляя веру. Впоследствии, монах попал на святую гору Афон, где обрел свое новое имя – Максим. Постриженный в католическую веру, Максим Грек много путешествовал по делам церкви. Одним из пунктов назначения монаха была средневековая Москва, где его ждал теплый прием со стороны образованной прослойки населения.


Еще одна знаковая работа Гирландайо «Тайная вечеря» размещена в помещении, ранее служившей трапезной комнатой для монахов Сан-Марко.

Расположение и часы работы

  • Комплекс Сан-Марко, в состав которого входит музей, «прописан» по адресу: Площадь Сан Марко (Piazza San Marco), 3.
  • График работы: со понедельника по пятницу с 8:30 до 13:50, по субботам посещения до 18:50, а по воскресеньям до 19:00.
  • Стоимость полного билета – 4 евро.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

O L

История

Монастырь Сан-Марко основан, по-видимому, в XIII веке. Известно, что с 1299 года здесь был монастырь сильвестринцев .

Сан Марко и Козимо Медичи

В 1437 году флорентийский купец Козимо Медичи (Старший) передал церковь и монастырь монахам-доминиканцам и поручил архитектору Микелоццо ди Бартоломео его реконструкцию. Причины его поступка точно не известны, но есть подтверждения как тому, что он руководствовался христианским благочестием , так и тому, что этим он укреплял свой авторитет (гербы и другая символика Медичи на церквях, построенных по его заказу ). Перестройка была в основном закончена в 1442 году, хотя отдельные работы продолжались и позднее.

Была полностью реконструирована часть ансамбля, предназначенная для жизни монахов. Она включала зал капитула и трапезную , которые располагались на первом этаже; на втором этаже были построены кельи и библиотека . Микелоццо также разбил на территории монастыря сад и построил дренажную и водную системы. В саду росли апельсиновые деревья, что, по словам Азовцева, указывает на связь с гербом Медичи (на нём было пять червлёных шаров, похожих на апельсины ). Здание церкви было изменено незначительно: был построен хор и трибуна перед главным алтарём. Был также создан ораторий , где собирались члены шёлковой гильдии, и капелла , имевшая отдельный вход для процессии волхвов. Во время перестройки церкви Козимо столкнулся с сопротивлением большинства крупных семей, которым принадлежали капеллы внутри церкви - они не хотели отдавать их под покровительство Медичи . В частности, из-за этого в 1442 году работа была приостановлена.

Н.А. Азовцев отмечает многочисленную символику Медичи в богатых декорациях монастыря. Часто встречающиеся изображения святого Косьмы, Дамиана, Иоанна Евангелиста и Лоренцо он напрямую связывает со святыми покровителями братьев Медичи и их отца. Им отводилось большое место в композициях, например, на алтаре . «Те святые, которые традиционно ассоциируются с доминиканским орденом, - к примеру, Фома Аквинский - уступают здесь место покровителям семьи Медичи, а наиболее важные из них - Косьма и Даниил - композиционно выделяются из остального ряда, образуя треугольник, в вершине которого помещена фигура Богоматери» . Однако в другом месте он отмечает, что сам монастырь был посвящён святым Марку, Косьме и Дамиану , поэтому выделение этих святых в алтарной композиции можно объяснить и этим.

Библиотека Сан Марко

Помещение под библиотеку было построено архитектором Микелоццо на средства Козимо Медичи и его брата Лоренцо в 1441-1444 годах в рамках общей реконструкции монастыря. Библиотека была одним из шедевров ренессансной архитектуры , «где ощущение сосредоточенного знания, получаемого через общение с книгой, создавалось благодаря спокойному и стройному ритму колонн и арок» . Она послужила основой для архитектуры других ренессансных библиотек.

В 1453 году из-за сильного землетрясения библиотека сильно пострадала, но в 1457 году была восстановлена, опять на средства Козимо Медичи.

Идея создания публичной библиотеки принадлежит гуманисту Колюччо Салютати . Он выдвинул и обосновал её в своих сочинениях в конце XIV - начале XV века. «Анализируя состояние многих античных манускриптов и более поздние копии с многочисленными ошибками переписчиков, Салютати пришёл к выводу о необходимости существования библиотеки как культурного центра, способного стать лабораторией по выверке текстов и выработке мер по их сохранности. С другой стороны, такой центр представлялся Салютати открытым для всех, кто стремился к знанию, в том числе, к освоению античного наследия». Известно, что Салютати и свою собственную библиотеку сделал фактически общедоступной; позже ядро его собрания вошло в библиотеку Сан Марко.

Просветительские идеи Салютати были восприняты и активно поддержаны его учеником, Никколо Никколи . О нём известно следующее: «Ученость этого Никколи была настолько велика, а вкус настолько взыскателен, что он не мог дописать до конца ни одной фразы, ибо даже сам был не в силах удовлетворить своим строгим критериям. Никколи ограничивался собиранием редких книг и услаждением слуха друзей мудрой беседой». Ему удалось собрать одну из самых богатых по тем временам библиотек (около 800 книг, лучшая в Италии коллекция произведений античных авторов). Она также была доступна всем желающим и пользовалась широкой известностью. В своих завещаниях (1430 и 1437 годов) заботу о своих книгах Никколи поручил некоторым гуманистам и знатным людям Флоренции, среди которых был и Козимо Медичи. В завещаниях указывалось, что библиотека должна стать общедоступной. Главным исполнителем воли покойного Никколи стал Медичи, который принял на себя его долги. К тому времени строительство библиотеки уже было начато. Но по завершении строительства библиотеке досталась лишь половина книг Никколи - часть оказалась на руках у его друзей, а часть исчезла во время хранения книг у Медичи. Возможно, Козимо продал их, чтобы оплатить долги Никколи или же просто оставил их у себя. Но тем не менее Козимо Медичи сделал библиотеку монастыря Сан Марко общедоступной, выделял средства на её пополнение и сам покупал для неё книги.

После смерти Козимо Медичи в 1464 году его сын Пьетро и внук Лоренцо сократили благотворительные расходы на библиотеку. Она пополнялась усилиями отдельных дарителей, а в годы, когда настоятелем был Савонарола, - в основном его почитателями.

Известно об устройстве библиотеки в то время. «Манускрипты были размещены в витринах, и никто, даже монахи, не могли ими пользоваться без разрешения экзекуторов, которые избирались из числа 16 доверенных лиц, упомянутых в завещании Никколи от 1437 года. Ежегодно в присутствии экзекуторов и монахов проводилась инвентаризация книг, и если какой-нибудь не хватало, монахи обязаны были сделать новую рукопись утраченного сочинения».

Большую роль в жизни библиотеки играл Джованни Пико делла Мирандола . Он был частым посетителем библиотеки и имел дружеские отношения с Савонаролой. Вокруг них сформировался кружок гуманистов, получивший название «Академия Марчана» (итал. Academia Marciana - от «San Marco»). Эта академия была альтернативой другому флорентийскому объединению гуманистов - Платоновской академии , где тон задавал Марсилио Фичино . Библиотека также привлекала учёных, занимающихся естественными науками, художников и других образованных людей. Предположительно, ею пользовались Леонардо да Винчи , Лука Пачоли и Микеланджело .

После изгнания из Флоренции Пьеро Медичи в 1494 году имущество Медичи было конфисковано в пользу республики. Для оплаты долгов Медичи пришлось продать их библиотеку, и её приобрёл монастырь Сан Марко. Для того, чтобы купить её, Савонарола распорядился продать часть монастырских земель. Но после сожжения Савонаролы власти решили переместить библиотеку Медичи в другое место. В результате длительных переговоров в библиотеку Сан Марко было возвращено 2/3 книг Медичи. В 1508 году кардинал Джованни Медичи выкупил у монастыря семейную библиотеку. Затем в правление герцога Тосканского Козимо I Медичи «многие книги, исчезавшие из публичной библиотеки Сан Марко (она сохранила этот статус), оказывались в частном собрании Медичи». А в конце XVI века монахи сами начали избавляться от «старых и ненужных» книг и дубликатов.

Все книги библиотеки Сан Марко на протяжении её истории исправно заносились в каталоги. Наибольшее количество книг содержалось в каталоге 1500 года - это период наибольшей популярности библиотеки, когда она стала крупнейшей не только в Италии, но и в Европе. В 1500 году её собрание насчитывало 1232 рукописные и первопечатные книги. Церковная литература была представлена примерно 700 книгами. Это десятки экземпляров Библии, Евангелия, произведения греческих и латинских отцов церкви (особенно много произведений Аврелия Августина - 64 экземпляра), письма и проповеди понтификов, жизнеописания святых, уставы монашеских орденов и т. п. Широко представлены сочинения средневековых авторов, много схоластической литературы. Больше всего, разумеется, творений Фомы Аквинского - 66 трудов. Ещё больше было античных сочинений. Философских произведений (Аристотель, Платон, Плотин, Ямвлих, Сенека, Цицерон) было значительно меньше, чем литературных. Здесь были представлены сочинения всех крупнейших латинских и греческих писателей, поэтов, драматургов (по крайней мере, всех известных в то время). Почти все произведения гуманистов были на латыни, единственное сочинение на вольгаре - «Божественная комедия » Данте . Но корпус сочинений даже наиболее известных гуманистов далеко не полон: например, только два сочинения Петрарки , только «Генеалогией языческих богов» представлен Бокаччо .

Музей

Настоятелем Сан Марко в 1491-1498 годах был известный доминиканский священник Джироламо Савонарола . Сохранилась и доступна для посещения келья, в которой он жил, а также его портрет, выполненный его приверженцем Фра Бартоломео .

Монастырь Сан Марко содержит большое количество работ, в основном, фресок , итальянских художников эпохи Раннего Возрождения, в том числе, Фра Беато Анджелико , Беноццо Гоццоли , Доменико Гирландайо , Фра Бартоломео , Алессио Бальдовинетти и многих других. Особенно стоит отметить работы Фра Беато Анджелико: «Благовещение», «Распятие», «Страшный суд» и алтарный образ «Мадонна со святыми».

Внутри монастыря сохранилось уникальное произведение архитектуры флорентинского Ренессанса - аркада Сан Антонио, созданная Микелоццо ди Бартоломео. Музей Сан Марко знаменит также большой коллекцией рукописей, хранящихся в библиотеке, построенной этим же архитектором.

    Фра Анджелико. «Благовещение» (фреска в коридоре музея)

    Фра Анджелико. «Благовещение» (фреска на третьем этаже)

    аркада Сан Антонио

За время своего графоманства в жж, вывел правило, что каждая фотка из музея или церкви в два раза уменьшает количество читателей отчета, в общем почти по Стивену Хокингу, который обнаружил подобный эффект от формул в своих книгах. Эта часть посвящена моим походам по самым известным культовым сооружениям Флоренции, без фоток фресок и картин тут никуда, так что проверим еще раз это эмпирическое правило.

Карта достопримечательностей Флоренции. Объекты из этого отчета я отметил синим цветом.

Я лично нашел только один жж в подобном направлении, особенно пригодились его записи по окрестным с Флоренцией тосканским городам, спасибо!
http://sibeaster.livejournal.com
Я сам ни в коем случае не претендую на роль культурблогера, так что если вас покоробят мои примитивные комментарии ко всем этим шедеврам, то просьба простить и понять. То же касается и снимков, сейчас во всех церквях и музеях Флоренции, которые я посетил, разрешено фотографировать, и это правильно, я считаю. Поэтому все снимки в отчете мои личные, но что-то у меня не слишком это дело получается при плохом освещении, поэтому тоже, ага.

На площади находится комплекс Сан-Марко из церкви и монастыря, который сейчас превращен в музей.

Для галочки я забежал в церковь.

К посещению церкви я не подготовился, поэтому запомнилась только картина на потолке, персонажи которой, как будто парят над вашей головой.

А вот в монастыре Сан-Марко я завис с утра до самого обеда. По большому счету это театр одного актера, а именно художника Фра Беато Анджелико (в переводе что-то вроде "блаженной ангельский брат"), творившего в первой половине 15-го века. Картины и фрески Фра Анджелико одновременно и простые, иногда даже до наивности, и в тоже время изысканные, с множеством интересных деталей и прекрасными цветами. Скажу честно, еще пару месяцев назад я не подозревал о существовании этого художника, но вот значит есть польза от таких поездок. Причем мне его творчество очень понравилось, с удовольствием пересмотрел все произведения Фра Беато Анджелико в Сан-Марко.

Двор монастыря Сан-Марко.

Фрагмент картины Фра Анджелико "Снятие с креста", ноги Христа целует Мария Магдалина.

Тсс, не болтай!

Одно из моих любимых развлечений пытаться выяснить, кто изображен на фресках или картинах. Этого святого я сразу не опознал, дома уже погуглил и выяснил, что это св. Петр Мученик. Обычно св. Петра Веронского, который погиб от меча еретиков, изображают с ножом в голове, но Фра Анджелико переместил нож на спину, хотя видно, что из головы святого тоже течет кровь.

Главный шедевр Фра Анджелико в Сан-Марко "Благовещение". Красивые крылья у Гавриила. А вот 3D тут не слишком удалось на мой взгляд.

На втором этаже музея находятся монашеские кельи. В каждой келье Фра Анджелико (или его ученики) написали по фреске.

Его Воробейшество Савонарола был монахом, а потом и настоятелем в Сан-Марко, в его кельи устроен небольшой музей.

"Мадонна Теней". Одна из последних работ Фра Анджелико в Сан-Марко. Мне показалось, что эта фреска немного отличается от остальных работ, вместо обычного для художника медитативного состояния персонажей тут все какие-то напряженные. Здесь изображены и апостол Марк с Евангелием и пером (слева), и св. Лаврентий со своей любимой решеткой, и уже показанный ранее св. Петр Мученик с окровавленной головой.

Кроме фресок и картин мне весьма приглянулось изящное помещение монастырской библиотеки. я показывал Воспитательный дом - творение Брунеллески на площади Антиссимо-Аннунциата, здесь его ученик применил похожий прием, но уже в интерьере, красота.

Одна из самых сильных фресок в кельях.

Выглядит внутри все это как-то так, корридоры с кельями, в некоторые можно зайти, но большинство, к сожалению, хотя и открыты, но отгорожены веревочкой. Самая большая келья, в которой останавливались члены семьи Медичи была закрыта на реставрацию.

Кроме Фра Анджелико тут есть еще несколько произведений других художников, вот, например, "Тайная вечеря" Гирландайо. Но как-то он прошел мимо меня, запомнился только котик за спиной у Иуды и фирменный знак Гирландайо - пикирующие утки.

После Сан-Марко я в абсолютно одухотворенном состоянии пошел в Сан-Лоренцо.

Фасад Сан-Лоренцо неожиданно оказался совсем не такой прекрасный, как у других флорентийских церквей.

Немного комичная статуя Джованни делле Банде Нере знаменитому флорентийскому полководцу из рода Медичи. Банде Нере - это в честь его черных полос на гербе, прозвище также было созвучно "черным бандам", что соответствовало имиджу кондотьера среди его противников.

ОК, пора зайти в базилику Сан-Лоренцо. Пожалуй, по своему легкому и светлому ренессансному интерьеру Сан-Лоренцо самая крутая церковь из сегодняшней троицы. Неудивительно, ведь ее перестройкой занимался тот самый Брунеллески. Понравился мне и современный подход к туристам, на входе бесплатно дают в аренду айпад с аудио и видеогидом по основным достопримечательностям Сан-Лоренцо. Скорее бы и в других церквях также сделали.

Мне понравилась архитектура интерьера церкви, а вот по произведениям искусства, мне показалось, что она немного уступает другим великим церквям Флоренции. Впрочем, я смог побывать только в Старой Сакристии. В капеллу Медичи, в которой как раз все самое интересное, я не пошел, т.к. туда требовался отдельный билет, чуть ли не за 10 евро. В следующих частях я расскажу, как я остался без денег во Флоренции и пытался выжить на 50 евро в день, так что отдать 20% дневного бюджета я не решился.

Покажу пару картинок из Сан-Лоренцо. Больше всего моему дурному вкусу понравилась огромная вычурная фреска куртуазного маньериста Бронзино, объясняющая, почему на картинах выше, которые я снимал в Сан-Марко, св. Лаврентий повсюду таскает за собой решетку от гриля. Я с порнографическим творчеством Бронзино уже сталкивался в Санта-Кроче, но в Сан-Лоренцо чувствуется, что он оторвался по полной программе.

Я по своей наивности восхищался картиной Филлипо Липпи, пока не заметил маленький листок под ней, гласящий, что картина на реставрации и ее заменили плакатом.

А вот еще один маньерист Россо (т.е. рыжий) Фьорентино, очень красивая по цвету картина. На этом с Сан-Лоренцо все. "А где же Донателло?" - спросит внимательный читатель. А у меня с этим скульптором возникла личная неприязнь, примерно, как , поэтому я почти не снимал его многочисленные произведения.

Вокруг Сан-Лоренцо очень приятный райончик. Последние дни, когда я немного разобрался во Флоренции, я приходил сюда на ужин. К тому же тут расположено много баров, которые открыты до поздней ночи. А у меня есть особенность, просидев до часу-двух в интернетах, выползти из отеля в город и немного прогуляться перед сном, если находится работающее заведение, то совсем хорошо, можно выпить кофе или что-нибудь покрепче для крепкого сна.

Переходим к последней в этой части церкви - базилике Санта-Мария-Новелла. Хотя я оставил ее под конец, но на самом деле любой турист, который приезжает во Флоренцию на поезде, первым делом сталкивается этим зданием. Да, даже жд вокзал во Флоренции назван в ее честь.

Пару слов про площадь. Фасад базилики даже прекраснее, чем у Санта-Кроче, на площади много лавочек, но как-то мне здесь не понравилось. Из-за близости вокзала слишком много всяких асоциальных элементов, опять-таки место суетливое и проходное, а кафешки по периметру площади показались мне подозрительно туристическими на вид.

Было интересно сравнить это еще готичесское "Благовещение" с фреской Фра Анджелико из Сан-Марко. Пока я смотрел на фреску Пьетро Миниато у меня стало мутиться в голове, я решил, что это эффект от странной перспективы, художник пытался изобразить глубину, но ему это не слишком удалось.

Внутри Санта-Мария-Новелла очень готично темно, поэтому снимки вышли совсем неказистые.

"Распятие" Мазаччо - одна из первых или даже первая картина (точнее фреска) с правильным 3D в истории европейского искусства. Ладно, ладно, перспектива не совсем правильная, но за свою попытку вошел в историю искусства.

Реликварий св. Екатерины Сиенской. На самом деле я был в Санта-Мария-Новелла уже после поездки в Сиену, где даже забегал в дом, где жила святая, поэтому сразу обратил внимание на знакомое по Сиене имя.

Но это все была только прелюдия. Главная ценность базилики шикарные фрески, украшающие ее многочисленные капеллы и часовни. Скажу честно, что осилил далеко не все произведения, тут по-моему можно зависнуть на целый день. И, да, отдаю Санта-Мария-Новелла первое место среди всех церквей и монастырей Флоренции, если бы меня спросили, что из храмов посетить при дефиците времени, я бы ответил, что именно эту базилику.

Фрагмент "Рая" в капелле Строцци.

Встреча Марии и Елизаветы. Фрагмент фресок Гирландайо в капелле Торнабуони. Помните таких же пикирующих уточек на фреске этого же художника в Сан-Марко? Гирландайо обожал изображать заказчиков на своих фресках, многие персонажи в его произведениях - это реальные люди, жившие люди во Флоренции в его время.

Рождество Марии. Тут обращаешь внимание не на сцену Рождества, а на шикарный интерьер, явно неуместный в евангельские времена.

А это уже другая капелла и другой художник. К сожалению, она была закрыта решеткой, поэтому снимал под углом. Здесь Филиппино Липпи изобразил апостола Филиппа, изгоняющего дракона (!) из храма в Гиерополе.

Из основного здания базилики я через дворик перешел в Испанскую капеллу.

И тут-то меня ждал совсем уж праздник. Имя автора фресок капеллы Андреа Бонайуто мне ничего не говорило, но почему-то они понравились мне больше всего в Санта-Мария-Новелла.

Какие прекрасные черти, а?

Санта-Мария-Новелла была доминиканским монастырем (церковь только его малая часть), поэтому неудивительно былу увидеть на фресках песиков, думаю, знаете, что доминиканцы в переводе означает "божьи псы". Тут я не совсем понял сюжет, видимо художник осуждает праздные развлечения, которым предаются люди в правой части фрески. С другой стороны те же отплясывающие девушки изображены весьма привлекательно, так что возможно Андреа им и немного симпатизирует, или, как минимум надеется на их раскаяние. Ну, и конечно, порадовал котик, которого лопоухая девушка держит на руках.

На гигантской фреске "Распятие" моему профанному взгляду более всего приглянулись... лошадки. Посмотрите, какие у них симпатичные и умные морды!

Масштабы фресок в Испанской капелле, конечно, впечатляют.