Open
Close

Роль философии в культуре общества. Основные функции философии

место философии в системе культуры.

    Предисловие ……………………………………………………………3

    Введение ………………………………………………………………...4

    Основная часть ………………………………………………………..5

Глава 1. Что есть философия? .........................................................5

Глава 2. Философия и её место в культуре …………………………..8

    Заключение ……………………………………………………………11

    Список используемой литературы ………………………………..12

Предисловие

Философия подобна высокой альпийской дороге, к которой ведёт крутая, узкая тропинка, усеянная острыми камнями и терниями. Чем выше тропинка поднимается в гору, тем пустыннее она становится. Часто путник останавливается над страшной бездной, внизу расстилаются зеленые долины, его тянет туда с неодолимой силой, но он должен крепиться и продолжать свой путь, оставляя на нём следы окровавленных ног. Зато добравшись до самой вершины, он видит перед собой весь мир, перед взором его исчезают песчаные пустыни и болота, сглаживаются все неровности, до слуха его не доносятся больше раздражающие звуки, он вдыхает свежий альпийский воздух и видит лучезарное светило, в то время как внизу ещё царствует глубокий мрак.

Артур Шопенгауэр

Введение

В последнее время в нашей стране произошли социально-экономические изменения, в которые так же вошла реформа высшего образования, в связи с этим свет увидели разнообразные учебные пособия по философии, предназначенные для студентов высших учебных заведений.

И, конечно, не вызывает сомнений положительная роль этих изменений в формировании духовного облика будущих специалистов, в их приобщении к культуре. Как раз таки о культуре и философии пойдет речь в реферате, рассмотрим тонкую грань между двумя науками, их взаимосвязь. Какое место занимает философия в культуре и в жизни людей? Для того чтобы ответить на этот вопрос, разберем такие темы как: Что есть философия и каково место философии в системе культуры.

Краткое изложение темы реферата рассчитано на студента, не имеющего фундаментальных понятий и знаний о философии.

В основном при написании работы были использованы различные учебные пособия таких авторов как Балашов Л. Е., Миронов В. В. и т.д. Так же были просмотрены и прочитаны статьи из Интернета.

Глава 1. Что есть философия?

Слово "философия" существует уже две с половиной тысячи лет. Философия (от греч. φιλία - любовь, стремление, жажда + σοφία - мудрость → φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) - система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В настоящее время философия изучает мировоззренческие проблемы, связанные с общей картиной мира. 1

Стихия философии - это стихия чистой, самодостаточной мысли.

Предмет философии - это проблема, которая связана с историей развития самой философии. Более того, сегодня возможны разные определения предмета философии, дело зависит от того, на каких позициях находится сам философ, желающий очертить этот предмет. В философии в отличие от конкретных наук - математики, физики, биологии, экономики нет определенных и общепризнанных знаний и результатов. Философии не присуще прогрессивное развитие. Можно говорить, что физика или медицина ушли далеко вперед со времен древнегреческих ученых Архимеда и Гиппократа. Но было бы ошибкой утверждать, что современная философия намного превосходит философствование Платона и Аристотеля. Правда, некоторые области философии, тесно связанные с науками, соотносят свои построения с тем, что достигнуто науками в соответствующую эпоху, и потому заметно обогащают свое содержание.

Философами называли себя люди, которые стремились к мудрости, пытаясь ответить на наиболее общие, "предельные" вопросы, касающиеся устройства мира и места в нем человека. Их интересовало, к примеру, "что лежит в основе всего существующего в мире?", "какие силы и законы управляют порядком мироздания?", "какова природа человеческой души?", "как отличить истинное знание от случайного мнения?", "что такое благо и справедливость?", "могут ли люди создать совершенное общество?".

На такие вопросы очень трудно, даже невозможно дать однозначные, удовлетворяющие всех ответы. Поэтому вместе с возникновением философии начался и нескончаемый, продолжающийся до наших дней, спор между философами по подобным проблемам. Многие считают, что этот спор, или критический диалог, и является сутью философии. Именно так понимал философию знаменитый древнегреческий философ Сократ, посвятивший всю свою жизнь поиску истины в философских дискуссиях. 2 Его деятельность - поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы. 3

Раньше некоторые философы, писатели и ученые выдвигали положение о философии как науки наук. Это положение, правильно подчеркивая особую роль философии по сравнению с частными науками как общей мировоззренческой, методологической, идеологической основы научного познания, вместе с тем страдает существенным изъяном. Оно объявляет философию наукой и этим устанавливает жесткую связь между философскими представлениями и научными теориями. В действительности философия является особой формой мышления. Она включает в себя элемент научности, но не сводится к научной форме знания. Наука есть форма коллективного познания, в то время как философия есть форма коллективного мышления людей.

Кроме того, философия, в отличие от науки, не может обязывать, предписывать, указывать «как надо», быть законодательницей. Ее положения обладают только рекомендательной силой по отношению к другим отраслям человеческой деятельности. Выражение «философия - наука наук» отражает как раз попытку представить философию законодательницей наук, диктующей им свою волю, как себя вести. Указанное выражение неправильно и в том смысле, что ограничивает взаимоотношения философии с другими отраслями человеческой деятельности только областью отношений с науками. Философия как форма коллективного мышления имеет непосредственное отношение и к науке, и к искусству, и к материальной практике, и к управлению обществом, и к индивидуальному опыту человека. Она рефлексирует по поводу всех этих форм деятельности, занимая положение центра или фокуса, в котором сходятся все формы человеческой деятельности. Иными словами, философия - средоточие, центр всех человеческих исканий и дерзаний. 4

Глава 2. Философия и её место в культуре

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Философия является теоретическим фундаментом культуры и в то же самое время - ее, культуры, наивысшим осознанным выражением. Не случайно Гегель, а за ним и Карл Маркс называли философию "цветком культуры нации".

Под культурой понимается вся совокупная творчески созидательная деятельность человека и продукты этой деятельности, т. е. все то, что не является чисто природным предметом и явлением, а так или иначе преобразовано, видоизменено человеком. В состав культуры входит весь мир преобразованных либо заново созданных самим человеком предметов, орудий и средств, в окружении и с помощью которых протекает человеческая жизнь, в отличие от образа жизни и среды обитания всего остального живого мира. Культура - это все то, что отличается от естественного, природного мира, что несет на себе больший или меньший отпечаток следов и продуктов человеческого воздействия на естественный, природный мир, в котором разворачивается жизнедеятельность человека, в том числе его разумно-волевой активности.

С этой точки зрения предметом философии является анализ так называемых универсалий культуры, т. е. ее всеобщих характеристик, свойств, выражаемых в предельно общих понятиях - категориях или универсалиях. Этот подход весьма продуктивен, так как открывает новые горизонты развития философской мысли. Он только начал формироваться и потому еще не приобрел систематически продуманного и развернутого обоснования. Здесь прежде всего необходимо пояснить, что мир человеческой культуры при всем его несомненном своеобразии - это все-таки, грубо говоря, некоторая надстройка над природным миром, вырастающая из его глубинных оснований и питающаяся ими. Поэтому философия и при новом подходе в конечном счете как была, так и остается учением о предельных основаниях бытия вообще и человеческого бытия в первую очередь. Нецелесообразно ограничивать ее только рамками сферы человеческой культуры. Природа всегда была и остается предпосылкой и фундаментом всей человеческой активно-преобразовательной деятельности. С учетом этого сохраняет всю свою значимость традиционное понимание философии как особой формы духовной деятельности человека, претендующей на выработку целостной универсальной картины бытия, теоретического ядра мировоззрения, взгляда на мир в целом. Орудием, средством и мостиком, ведущим к достижению этой цели, является культурно-творческая деятельность человека во всем ее богатстве и многообразии. 5

В развитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся ориентиры, выраженные системой универсалий культуры (представлениями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти и т. д.) перестают обеспечивать воспроизводство и сцепление необходимых обществу видов деятельности. Тогда возникают разрывы тради­ций и формируются потребности в поиске новых ми­ровоззренческих смыслов. Социальное предназначе­ние философии состоит в том, чтобы способствовать решению этих проблем. Она стремится отыскать новые миро­воззренческие ориентиры путем рационального ос­мысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоз­зренческих идей. В этом процессе универсалии куль­туры из неосознаваемых оснований культуры и соци­альной жизни превращаются в предельно обобщенные категориальные формы, на которые направлено созна­ние. Они выражаются посредством философских кате­горий, которые выступают теоретическими схематизациями универсалий культуры. Рациональная экспликация в философии смыслов универсалий культуры начинается со своеобразного улавливания общности в качествен­но различных областях человеческой культуры, с по­нимания их единства и целостности. Поэтому первич­ными формами бытия философских категорий высту­пают не столько понятия, сколько смыслообразы, ме­тафоры и аналогии. В истоках формирования философия эта особенность прослеживается весьма отчетливо. 6

Существуют домарксистские и немарксистские теории культуры. Для домарксистской буржуазной философии характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека, как оно проявляется в движении науки, искусства, морали, религии и государственных форм правления. В немарксистском культуроведении получают развитие и другие подходы к изучению культуры. Так, на основе возникшей в рамках культурной антропологии тенденции рассматривать роль культуры при передаче социального наследия от поколения к поколению было развито представление о коммуникативных свойствах культуры. При этом язык стал считаться образцом при изучении строения культуры, что способствовало внедрению в культуроведение методов семиотики, структурной лингвистики, математики и кибернетики. 7

Заключение

Изучив тему реферата, можно провести некую черту между понятиями «философия» и «культура», становится ясно, что они тесно переплетаются друг с другом. Даже в таком плане, что и философия, и культура характеризуют присущую только людям сферу жизнедеятельности. А если их сопоставить, то станет ясным, что понятие «культура» гораздо шире, чем понятие «философия». В сферу культуры помимо философии входят мифология, религия, наука, искусство, политика и т.д. Культурой называют все то, что создано с помощью ума, сердца и рук человека. Культура есть сотворенные человеком материальные и духовные ценности. Вместе с тем, культура – не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. Таким образом, в понятии «культура» отражена специфика человеческого способа бытия. Культура – мера человеческого в человеке. Что касается «философии», то ее, как правило, относят к сфере духовной культуры, к сфере далекой от материальной жизни, от повседневных проблем.

Список используемой литературы

Книги:

    Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями - М., 2009. - 664 с.

    История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.: ил.

    История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. - 1376 с. - (Мир энциклопедий).

    Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Филатов. М.: Тон Остожье, 2001. 704 с.

    Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. - М.: Норма, 2005. - 928 с.

Интернет-ресурсы:

    http://www.bibliotekar.ru/filosofiya/5.htm

    http://dic.academic.ru/Культура

    http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Философия

    http://ru.wikipedia.org

1http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Философия

2Философия. Учебник. Ред. Губин В. Д. Тема «Термин философия и характер её вопросов».

3http://ru.wikipedia.org/wiki/Сократ

4Балашов Л. Е.. Философия. 11-12 с.

5Философия. Под ред. Миронова В. В. 10 с.

6История философии: Энциклопедия. 1142 – 1143 с.

7http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/100918/Культура

Введение.......................................................................................................... 3

1. Возникновение философии. Философия и мифология.............................. 4

2. Насилие и ненасилие в истории культуры................................................. 8

3. Смысл проблемы сознания....................................................................... 10

4. Общество как совокупность отношений.................................................. 14

5. Философия - особая форма культуры...................................................... 18

6. Образ философии...................................................................................... 20

7. Философия как высшая мудрость............................................................ 22

8. Состав философского знания.................................................................... 23

Заключение.................................................................................................... 25

Список использованной литературы........................................................... 27

Введение

Каждый из нас слово «философия» так или иначе увязывает со словом «культура». И это правильно, ибо между ними существует глубокая связь, хотя бы в том плане, что и философия, и культура характеризуют присущую только людям сферу жизнедеятельности. А если их сопоставить, то станет ясным, что понятие «культура» гораздо шире, чем понятие «философия». В сферу культуры помимо философии входят мифология, религия, наука, искусство, политика и т.д. Культурой называют все то, что создано с помощью ума, сердца и рук человека. Культура есть сотворенные человеком материальные и духовные ценности. Вместе с тем, культура – не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность.

Таким образом, в понятии «культура» отражена специфика человеческого способа бытия. Культура есть то, что отличает человека от животного.

В своей контрольной работе я проведу анализ темы: «Место и роль философии в культуре».

1. Возникновение философии. Философия и мифология.

Происхождение философии как особой интеллектуальной деятельности и формы знания относится к концу VII - началу VI вв. до н. э. Событие это происходит исторически независимо и одновременно в трех регионах Земли - Индии, Китае и Древней Греции, причем философские традиции, берущие начало в трех названных культурных центрах, оказались чрезвычайно разными.

Философия как учение, объясняющее мир, как форма мировоззрения по своей роли сравнима с мифом. Их сближает целостное видение мира. Однако сам мир и принципы построения такого видения в них различны, поэтому философия и мифология являются различными типами мировоззрения. Философию определяют как “теоретически сформулированное мировоззрение”, то есть теоретическое учение о мире, месте в нем человека и о различных формах отношения человека к миру. (Введение в философию / Под ред. И. Т. Фролова. Учебник для высших учебных заведений. В двух частях. Ч.1. М., 1989. С.40). Чем же она отличается от мифологии?

Мифология (собрание мифов) была исторически первой формой систематизированного мировоззрения. Мифы (слово “мифос” в переводе с древнегреческого языка означает “предание”) представляют собой вымышленные истории о деяниях фантастических существ, богов и героев. Как объяснение мира, мифологическое мировоззрение имеет ряд особенностей, отличающих его от философии:

1) оно основано на вере в мифы,

2) мир в нем един: природное в нем не отделено от сверхъестественного и социального (общественного), человек живет в природном мире вместе с другими природными существам, богами и героями, духами и т.п.

3) в мифах имеет место олицетворение сил природы и общества, там присутствует особая пространственно-временная характеристика событий (время циклично, оно движется по кругу; пространство неоднородно, в нем есть места “хорошие” и “плохие”).

Миф, в отличие от философии, не выступает ясно в качестве знания о мире, реальности. Создатели мифов были наивными реалистами: искренне верили в то, что придумывали; сами не различали свой вымысел и действительность.

Религия - вторая форма мировоззрения, выросшая из мифологии. Характерной чертой религиозного мировоззрения является то, что его основанием, как и в предыдущем случае, служит вера. Но сама по себе религиозная вера - явление более сложное, чем вера в миф. Религиозная вера - это так же вера в существование мира сверхъестественного, но этот мир уже отделен от мира природы, стоит над ним; он активно вмешивается в дела земного мира, в некоторых религиях (например, христианстве) управляет миром людей. Люди же всегда находятся ниже богов и не способны вмешаться в небесные дела. Религиозное мировоззрение всегда включает в себя и мифологическое, так как в нем присутствуют разнообразные мифы, повествующие о жизни святых и богов. Таким образом, религия, с одной стороны, допускает неполную объяснимость мира, существование в нем областей, недоступных нашему слабому разуму. С другой стороны, она заставляет людей ориентироваться на то, чего в действительности не существует, - на выдуманное. Поэтому некоторые проблемы оказываются для религиозного мировоззрения заведомо неинтересными и нерешаемыми.

Кроме того, религиозная вера является догматической: верой в непререкаемые авторитеты (священное писание, отцов церкви, пророков) и незыблемые истины-догматы, в силу чего провозглашается превосходство веры над знанием. Вера запрещает изменять однажды установленные священные истины и открывать новые истины, и таким образом накладывает ограничения на развитие познания. Исходя из сказанного, можно выделить следующие особенности религиозного мировоззрения: 1) оно основано на догматической вере в сверхъестественное и в религиозные авторитеты; 2) в нем происходит удвоение мира: разделение его на мир земной, природный, и мир небесный, сверхъестественный; небесный мир всегда стоит выше земного; 3) оно накладывает ограничения на развитие познания.

В Древней Греции на смену мифологическому мировоззрению пришло философское. Произошло это потому, что древние греки первыми обнаружили способность нашего разума собственными силами доходить до причинных объяснений мироздания. Они провозгласили разум единственным надежными источником истины и, используя рациональные методы, превратили заимствованные ими на Востоке разрозненные преднаучные сведения в начатки наук, противоречившие вымышленным мифологическим объяснениям мира. Эти противоречия вызвали кризис мифологии, потребовали создания нового типа мировоззрения, которое опиралось бы на рациональное знание и служило бы потребностям повседневной практики. Таким новым типом мировоззрения и стала философия.

Философия подвергла критическому рассмотрению мифологическое мировоззрение и постепенно исключила из картины мира все, что противоречило разуму. Применение разума для исследования различных сторон действительности вызвало к жизни частные науки.

Обобщая вышесказанное, а также имея ввиду современное состояние философского знания, можно выделить следующие особенности философского мировоззрения:

1. Оно строится на фундаменте непротиворечивого рационального знания о мире: на логическом анализе фактов, на обобщениях, выводах и доказательствах, которые в ранних философских учениях начинают вытеснять мифологический вымысел.

2. В нем мир снова обретает единство как “жизненный мир человека”.

3. Оно развивается само и создает предпосылки для развития научного знания.

4. Философское мировоззрение является основанием для практической деятельности человечества и для существования культуры в широком смысле этого слова (как разнообразных форм человеческой деятельности и ее результатов).

5. Оно является единственной формой мировоззрения, способной решить проблемы выживания человечества.

2. Насилие и ненасилие в истории культуры

Представители этической философии полагают, что личность не является ни доброй, ни злой. Человеческая природа такова, что человек одинаково способен и на добро, и на зло. В рамках этого направления философской мысли этически ценным (добрым) признается поступок такого человека, который предпочитает злу добро в любой конкретной ситуации, но непременно по свободному выбору.

Вся известная нам до сих пор история человечества во многом выглядит как летопись насилия. Люди вели войны, завоевывали другие народы, культивировали рабство. Однако постепенно в сознании людей стала укрепляться уверенность в том, что насилие нельзя победить насилием. Издревле складывались такие воззрения, авторы которых видели свою цель в том, чтобы прервать цепь насилия. Разумеется, эти взгляды не были преобладающими. Однако человечество, можно сказать, последовательно продумывало указанную идею.

Философские учения о религиях Востока, такие, как индуизм, буддизм, даосизм, видели спасение прежде всего во внутреннем освобождении от цепей эгоизма и насилия. В индийской философии существовало такое понятие, как ахимса, которым обозначался характерный этический принцип индийской философии и религии. Он заключается в проповеди воздержания от нанесения вреда всему живому, без какого-либо ограничения или выбора. В этом воззрении отражена идея родства всех живых существ, неотделимости человека от природы.

В текстах Ветхого Завета насилие рассматривается как отрицательное начало. Народ Израиля осуждал агрессию извне и не призывал к ответным действиям, которые могли бы быть возмездием. Однако в культурах того времени, на протяжении тысячи лет до н.э. господствовал принцип, который назывался талионом, или принципом воздающей справедливости, и звучал он так: «Око за око, зуб за зуб!». Иначе говоря, можно было применить только ответное насилие, но в определенных дозах – не более того!

Наверное, не менее странной оказалась позиция видного политического деятеля Индии Махатмы Ганди. Он возглавил движение за независимость своей страны от иноземных колонизаторов. Однако он призывал не к революции, не к войне. Ганди заложил основы политики ненасилия, продемонстрировал ее огромные возможности на опыте борьбы за независимость Индии от колониального господства англичан. Британская корона была вынуждена по достоинству оценить такую последовательно проведенную позицию и предоставить Индии свободу. Она признается наиболее жизнеспособной как в современных условиях, так и в перспективе.

3. Смысл проблемы сознания

Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных, ибо она сопутствует человеческому освоению мира, входит обязательной «добавкой» во все, что человек воспринимает как данность. Все его мысли, чувства, переживания, волнения проходят через то, что мы называем сознанием. Оно не существует как отдельный предмет, вещь, процесс, а потому познать, описать, определить сознание нельзя с помощью тех способов познания, которые применяются, например, в естествознании. Сознание нельзя «вытащить» из его содержательной связи с миром и человеком одновременно, потому что вне этой связи оно не существует.

В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. На философском языке – это описание феномена сознания. Второй – ставит цель объяснить, как сознание возможно. Вплоть до ХХ в. философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, для чего проделывало процедуру «растягивания» акта сознания в пространстве и времени, выделяя такие его «шаги», как ощущение, восприятие, представление и т.д. Философы дерзнули задать вопросы: как возможны эти «шаги», почему они могут мгновенно сворачиваться в образ, осуществляя при этом одновременно связь человека с самим собой и миром? Ответить на эти вопросы, значит объяснить феномен сознания.

Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание, и то, что называлось сознанием в то или иное историческое время, претерпевало существенные изменения. Представления о сознании тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания.

Философы античности понимали, что сознание есть всеобщая связь между человеком и миром. Форму этой связи они попытались передать с помощью метафоры вощенной дощечки, на которой писец процарапывал специальной острой палочкой (стилем) буквы. Печать на воске – метафора для описания сознания. Ее использовали Платон, Аристотель: как буквы отпечатываются на воске, так предметы отпечатываются на «дощечке» разума. Античность открыла только одну сторону сознания – направленность на объект. Другая же сторона – умение человека сосредоточиться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир – не была проработана. Причина одностороннего видения проблемы сознания кроется в специфике мировоззрения и мироощущения античного мира.

В культуре христианства произошло важное культурное событие: обострение потребности человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир. Христиан можно характеризовать как «новых» людей, появившихся в результате мощного, сравнимого с космическим, «этического взрыва», сопровождавшего пришествие Христа. Естественно, что античная метафора сознания не могла быть использована: требовались иные способы его описания. Начиная с Бл. Августина сознание рассматривается как такое состояние, в котором «Я» живет раздвоенной жизнью: ему приходится постоянно соотносить жизнь «по стихиям мира сего» и жизнь в Боге. В акте сознания особо выделяется способность понимать, что человек создан по образу и подобию Божьему, а потому должен соответствующим образом строить свой жизненный путь.

В новое время на решение проблемы сознания решающее влияние оказало мировоззрение антропоцентризма. Новое время вошло в историю под знаком того события, которое Ницше выразил в афоризме «Бог умер». Человек освободился от власти и опеки Божественного, перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному и неземному, стал объяснять свое происхождение только из природы, огласившись в последствии с теорией Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Русские религиозные философы Н. Бердяев и В. Соловьев видели в этом глубокое противоречие: с одной стороны, человек соглашается со своим животным происхождением, а с другой – претендует на духовный аристократизм, приписывает себе способность сравняться в своих земных делах с Богом, от которого отказался; обезьяна захотела стать Богом.

В условиях отказа от Божественного мысль интерпретировалась только как состояние личности, субъекта. Предполагалось, что человеческая мысль сама себя порождает и сама себя детерминирует. Отсюда и новая метафора сознания: оно не восковая дощечка, на которой отпечатываются образы реальных вещей, а некий сосуд, в котором содержаться идеи и образы до того, как оно включится в общение с миром. Ортега-и-Гасет так охарактеризовал эту метафору: «Вещи не входят в сознание, они содержаться в нем как идеи». В истории философии такое учение было названо идеализмом.

Если основной смысл античной метафоры сознания состоял в признании акта воздействия внешнего мира на мир внутренний, т.е. акта восприятия, то в Новое время акцент переносится с восприятия на воображение. Так, с точки зрения И. Канта, в нашем сознании наличествуют непосредственно данные знания о чем-то как о целом, и мы обнаруживаем их, как только начинаем сознавать себя. Сознание начинает рассматриваться в качестве условия возможности познать внешний мир, который зависит от структур сознания. В этой связи Лейбниц называл человека «маленьким божеством», а Кант – верховным законодателем природы.

Метафоры сознания в философии Нового времени и античности имели противоположные смыслы, но они совпадали в том, что содержание сознания отождествлялось с предметным. В разработке проблемы сознания философия Нового времени воспользовалась открытым в средние века умением сосредотачивать свое внимание на внутреннем опыте. Но если в средневековой философии сознание было по определению мистично, то в Новое время из его содержания устраняется всякое мистико-религиозное содержание.

4. Общество как совокупность отношений.

Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей связанных различной степенью общности, что позволяет назвать их совместностью, а это возможно лишь на достаточно высоком уровне развития людей. Следует заметить, что в самом слове «общество» наличествует корень «общ-», выражающий именно единение, единство каких-то единичностей. Обществу исторически предшествовало «сообщество», характерное для первобытных форм единения людей. Данная форма общности уходит в глубь дремучей старины, во времена стадного существования наших предков. Слово «сообщество» употребляется и применительно к животным: некоторые из них живут именно сообществами. Далее, термин «сообщество» сейчас употребляется применительно к человеческим объединениям – группам разной величины и принципов объединения. Например, научное сообщество, журналистское сообщество. Да и в обыденном сознании понятие общества нередко фигурирует в смысле объединения какого-то числа людей для определенных целей: спортивное общество, общество художников и т.п. Но эти общества или сообщества являют собой составные части общества как множества, образующего целое государство.

Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и с природой: ведь общество изначально вписано в контекст взаимоотношения не со всем Космосом, а непосредственно с той территорией, на которой расположено то или иное конкретное общество.

Когда же мы говорим о человеческом обществе в целом, то имеем в виду такое объединение, которое включает в себя всех людей. Без этого общество было бы лишь известным количеством отдельных, разрозненных лиц, порознь живущих на данной территории, и не связанных нитями общности интересов, целей, деяний, трудовой активности, традиций, экономики, культуры и т.п. Люди созданы, чтобы жить в обществе.

Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов. В человеческое общество никто не зачисляется по заявлению: естественный факт рождения человека с неизбежностью включает человека в общественную жизнь.

Общество на любой ступени его развития – это многостороннее образование, сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми: техника, учреждения, язык, право, политика и т.д. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество как целое. Человеческое общество – это внутри себя расчлененная целостная система, которая исторически возникла и непрерывно развивается, проходя последовательные стадии качественных превращений. Общие закономерности этой системы определяют характер любого элемента, входящего в систему, направляют его развитие. Следовательно, всякий элемент этой системы может быть понят не в своей единичности, а лишь в той связи, которая ведет к целому. Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя взаимосвязей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфер жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.

Нет общества вообще, как нет и человека вообще, а есть конкретные формы общественной организации людей. Не смотря на все различие конкретных обществ, у любого общества есть черты, которые отличают его от стада животных и вообще от всего того, что не есть общество.

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей, ибо одинокий человек, предоставленный самому себе, бессилен против стихий природы, против хищных зверей и «бесчеловечных людей». Общество, ограждая личные свободы человека, вместе с тем ограничивает эту свободу определенными нормами, обычаями, правами и обязанностями. Но эти ограничения вытекают из существа дела, т.е. из интересов членов общества.

В заключение ещё раз можно подчеркнуть, что общество – это целостная система жизнедеятельности людей. Под обществом имеют в виду союз людей, объединившихся с целью достижения результатов, недоступных силам каждого в отдельности. Общество есть такое целое, в котором отдельные лица участвуют, в состав которого они входят, но которое вовсе не образуется их арифметической суммой или механической массой. Когда говорится об обществе, то имеется в виду соединение именно людей, тем самым принципиально отличая человеческое общество от различного рода сообществ животных, которые они образуют инстинктивно, движимые биологическими потребностями. Общество, по словам Д. Дидро, дает человеку власть над другими животными. Благодаря обществу человек не довольствуется родной стихией, но простирает свою власть на море. Тот же союз оделяет его лекарствами от болезней, помощью в старости, дает утешение в горестях и печалях. Он же, так сказать, дает ему силу бороться с судьбой. Уничтожьте общительность, и вы разрушите единство рода человеческого, от которого зависит сохранение жизни и все ее счастье.

5. Философия - особая форма культуры

Философия есть сложный и изменчивый культурный феномен, который не укладывается в какую-то раз и навсегда данную рубрику. Она может сближаться с наукой, искусством, религией и даже принимать их облик. У нее есть много общего с ними. Границы, отделяющие ее от них, не являются жестко определенными. Но ее нельзя подвести ни под понятие науки, ни под понятие искусства или религии. Это особая форма культуры, относительно самостоятельная область духовной деятельности, отличающейся от всех других ее областей.

В целом соотношение философии с наукой, искусством и религией можно изобразить следующей схемой.

Ранняя история философии есть история зарождения теоретической науки. Родив ее, философия сделала великое историческое дело. Но этим культурная миссия философии не исчерпывается. Когда рожденное ею дитя встало на ноги, она не ушла с головой в жизнь своего ребенка, как это делают некоторые родители, а стала жить собственной жизнью и заниматься новыми делами. В ее истории - множество ролей, которые она играла и продолжает играть: она была и руководством к жизни, и упражнением ума, и учением о счастье и добродетели, и изощренной схоластической игрой в абстракции, и служанкой религии, и средством создания социальных утопий, и сферой мистических прозрений и откровений, и особым типом языка, и особого рода художественной «поэзией понятий»… Все это невозможно втиснуть ни в форму науки, пи в какую-либо иную форму. Кроме одной: это все вмещается в единственную форму - в форму философии.

Разнообразие философских идей и учений настолько велико, что может казаться невозможным вообще найти что-либо общее, объединяющее их под знаком философии.

Немецкий философ В. Виндельбанд пишет: «С философами, по-видимому, дело обстоит приблизительно так, как с отдельными личностями, носящими имя Павла, по отношению к которым также никто бы не мог найти общего признака, на основании которого они носят это общее имя». Но, продолжает он, эта аналогия слитком рискованна: если ее принять, то «общая история философии была бы бессмыслицей. Она имела бы тогда ровно столько же смысла, как если бы кому-нибудь впало в голову написать историю всех людей, называвшихся Павлами».

Какова же главная нить, связывающая в единое целое разнообразные исторические варианты философии? Вряд ли ее удастся представить в виде границы, очерчивающей содержание философии. Тематика философских размышлений не имеет границ. Различные вопросы то входят в поле зрения философов, то выходят из него: философия постоянно всматривается в общественную жизнь и откликается на нужды современности, зачастую ставя вопросы, которые затем получают решение в науке и практической деятельности людей. Наряду с преходящими, временными зонами философского интереса есть и «вечные» проблемы, которые всегда составляют предмет философии: смысл жизни, соотношение материи и духа, тайна бесконечности, перспективы ожидающего человечество будущего, идеалы добра, справедливости, гуманизма и др. Но и постановка таких проблем не остается неизменной, так же как и предлагаемые философами их решения. Сущность и специфика философии, скорее всего, не столько в ее тематике, которая за исключением некоторых «вечных» проблем непостоянна, сколько в ее подходе к поднимаемым ею проблемам. Этот подход заключается в осознании и осмыслении исходных, предельных оснований в любых областях познания, жизни и деятельности человека.

6. Образ философии

Положение философии в культуре таково, что она, с одной стороны, представляет собою нечто всем знакомое, поскольку каждый в свой жизни так или иначе сталкивается с философскими вопросами и в большей или меньшей степени философствует; а с другой стороны, она требует глубокой эрудиции и развитых навыков абстрактного мышления, так что на профессиональном уровне ею могут заниматься лишь немногие. «Простые люди», задумываясь иногда над такими вещами, как смысл жизни, свобода, истина, бытие Божие и т.д., не имеют возможности опереться в своих размышлениях на традиции и результаты многовековой философской разработки этих проблем. Книжная философская премудрость представляется им малопонятной. Ее логические тонкости, длинные и извилистые пути рассуждений, ускользающие от понимания абстракции кажутся излишними умствованиями. Широкой публике философия известна, главным образом, понаслышке. На этой основе формируются представления о ней, получающие распространение в культуре, - образы философии.

В свою очередь, сложившиеся в культуре образы философии оказывают влияние па работу философов-профессионалов. У них возникает соблазн подстроить философию под тот или иной ее образ. Выдающиеся философы не поддаются этому соблазну - они улавливают глубинные потребности культуры и ориентируются на собственное осмысление задач философии. Но развитие философской мысли па пределе ее возможностей требует больших затрат интеллектуальной энергии, критического отношения к общественному мнению и способности противостоять его давлению. В то же время в обществе всегда возникают сиюминутные запросы, ответ на которые ожидают от философии. Поэтому во всяком обществе существует «облегченная» философия, нацеленная на «злобу дня» и освещающая волнующие публику проблемы так, как того требуют обстоятельства (государство, социальная группа, общественное мнение и пр.). Она строится в соответствии с определенным образом философии, который имеет место в общественном сознании.

Существуют некоторые типичные образы философии, присутствующие в сознании широкой публики в различных социально-исторических условиях.

7. Философия как высшая мудрость

Такой образ философии возник в античные времена. Философия считалась в Древней Греции весьма престижным занятием. Именоваться философом было почетно. Философы-мудрецы пользовались общественным признанием и имели огромный авторитет среди своих современников.

Отношение к философии как к высшей мудрости сохраняется в обществе и в наши дни, хотя и не является столь общепризнанным, как это было в античности. Такой образ философии существует в умах разных людей - и тех, кто более или менее основательно изучал ее, и тех, кто мало знаком с нею, но в силу каких-то личных причин склонен испытывать к ней почтение. Высказывания о философии в этом духе можно встретить в художественной литературе разных исторических эпох.

Однако восхваление философии далеко не всегда связано с глубоким пониманием ее идей. Образ философии как высшей мудрости - это картина, сюжет которой определяется тем, кто ее рисует. То, что принимается за высшую философскую мудрость, на самом деле подчас оказывается всего лишь набором весьма тривиальных истин. Характеристики философии, которые выражают возвышенное представление о ней, нередко выглядят очень красиво, но имеют неясный смысл.

Например: философия - «золотой крест над храмом познания» ". Эта на первый взгляд чрезвычайно высокая оценка философии может пониматься и как признание, что она есть лишь внешний элемент храма, который украшает его и символизирует его предназначение, но для тех, кто находится внутри него, не виден и никакой роли в их делах - т.е. в познании - не играет.

8. Состав философского знания

Для удобства использования накопленное на сегодняшний день множество философских идей и учений упорядочивают по содержанию и во времени. Во-первых, в зависимости от того, какие вопросы решаются, о чем идет речь, в философии выделяют следующее разделы, называемые иногда философскими дисциплинами: онтология (учение о бытии), гносеология (или эпистемология - теория познания), социальная философия (учение об обществе), антропология (учение о человеке), праксиология (учение о практике), аксиология (учение о ценностях), философия истории, философия религии, культурология (философия культуры), этика (теория морали; буквально, “наука о должном поведении”), эстетика (общая теория искусств; “наука о прекрасном”), логика (наука о рассуждениях), философия науки, история философии и др.

Учение о бытии и теория познания являются главными разделами философского знания. Учение о бытии в сегодняшнем понимании этого слова тесно связывается со всеми философскими проблемами, с перспективами выживания человечества, с проблемами войны и мира. Теория познания с эпохи Нового времени традиционно ищет ответы на вопросы “Способен ли человек познать мир?”, “Что такое познание?”, “Есть ли у человеческого познания границы?”, “Откуда берутся знания?”, “Что является гарантом достоверности наших знаний?” и др., способствуя бурному развитию науки и техники. Социальная философия исследует общество. Она стала теоретическим фундаментом многих общественных наук (к примеру, социологии и политологии).

Некоторые из дисциплин по традиции называют “философскими науками”. В точном смысле “наукой” из них можно назвать только логику. Формальная логика изучает познающее мышление как рассуждение: структуру рассуждений, средства выражения (язык) и законы, которым рассуждения подчиняются. Она учит правильно рассуждать. Этика (“наука о должном поведении”) строит теорию поведения, регулируемого моральными оценками “добро” и “зло”, “хорошо” и “плохо” и др. Эстетика (общая теория искусств) стремится создать теорию прекрасного. История философии кропотливо собирает и исследует тексты и факты, характеризующие развитие философского мышления. Он служит фундаментом, источником философских исследований и школой размышлений.

Во-вторых, философские учения вместе с их создателями-философами делят по школам, направлениям и течениям: к примеру, Элейская школа, пифагорейская школа, направления материализм и идеализм в онтологии, течения рационализм и эмпиризм в теории познания, течения “философия жизни”, феноменология, герменевтика и т. д. Некоторые из них нам еще встретятся, тогда и поясним значение терминов.

В-третьих, философские учения делятся по периодам в истории философии.

Заключение

Если мифологическое мировоззрение дает иррациональную символическую картину мира, если религия наделяет человека верой в сверхъестественное и раскрывает общечеловеческие нравственные ценности, а наука вооружает его точными знаниями, закрепленными в специальных понятиях, законах, теориях, то в чем же специфика философского знания?

Во-первых, философское знание шире любого научного эксперимента, оно строится на предельно широком обобщении, источником которого является в конечном счете универсальный опыт человечества. Оно имеет дело с наиболее общими категориями и законами развития природы, общества и человеческого мышления, которые действуют на самом высоком уровне эволюции мира, во всех науках и сферах деятельности человека.

Во-вторых, специфика философского знания заключается в том, что оно имеет дело с вопросами вечными. Это вопросы, которые нельзя решить, как математическую задачу, раз и навсегда, и ответы на них не содержатся в конце задачника. Что есть окружающий нас мир, может ли человек познать его, в чем смысл жизни? Что такое свобода, счастье, творчество, любовь? Есть ли смысл в смерти, прекращается ли с ней жизни, может ли человек надеяться на жизнь вечную? Куда идет человечество в своем развитии? Все эти вопросы и многие, подобные им, человечество заново осмысливает на каждом новом этапе и вносит новое в их решение. Более того, каждый человек, пользуясь философскими знаниями, должен самостоятельно решать эти вопросы, возвращаясь неоднократно с ним в течение своей жизни. Бывает, что в определенные исторические периоды некоторые философские вопросы теряют остроту, или, наоборот, приобретают особую актуальность, или вырастают до значения глобальных. Философское знание постоянно открыто изменениям, и поэтому чутко улавливает новое и нередко дает основу для решения возникающих проблем.

В-третьих, философское знание обладает все более проявляющейся тенденцией к объективации - воплощению в деятельности, поступках людей и, таким образом, - в вещном или знаковом мире культуры. При этом философские идеи могут стать огромной не только духовной, но и материальной силой, если будут восприняты человеком в качестве убеждений.

В этом плане одновременно с усилением значения философии в жизни общества возрастает ответственность философов за смысл своих теорий и идеалов, а политиков - за способы реализации этих идеалов.

Список использованной литературы

1. Белова Т. Н. Введение в философию, 2000 г

2. Философия: Учебник / под ред. В. Д. Губина. М., 1996 г

3. Краткая история философии. / Под ред. В.Г. Голобокова. М, 2003

4. Философская энциклопедия. М., 2001

5. Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. М, 2006

6. Кувакин В.А. Что такое философия? М, 2002

7. Нижников С.А. Философия: учеб. - М.: Велби, Издательство Проспект, 2008

8. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 2008

1. Из истории философии;

2. Философия, ее предмет, место и роль в культуре:

2.1 предмет философии и особенности философского знания;

2.2 функции философии;

2.3 место философии в системе культуры;

3. Философия и профессионализм;

4. Список используемой литературы.

1. Из истории философии.

Философия как специфическая форма духовного смысла человека и общества; зародилась около 2,5 тыс. лет назад в ряде наиболее развитых стран того времени (индия и Китай, Вавилон и Египет, Греция, Рим). Её расцвет произошёл в древней Греции, где философия стала относительно самостоятельной областью духовной культуры общества. Среди первых греческих философов были Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор. Они впервые стали употреблять термин «философия», переводя его как «любовь к мудрости». Философия родилась из потребности систематизировать и обобщить весь опыт познания мира человеком, сформулировать целостную теоретическую картину мира и бытия человека в нём. Они изначально пытались вобрать в себя и обобщить весь опыт человечества, и не удивительно, что очень многие философы отличались богатой эрудицией и высокой культурой мышления.

Возникновение философии было связано с тем, что отдельные виды познания в древнем мире (астрономия, физика, математика и др.) были не способны создать единую картину мира и бытия человека в нём. Это произошло в силу того, что в раннеклассовом обществе возникла потребность в выработке альтернативной по отношению к мифологии и религии рациональной (теоретической) картины мира, построенной на знаниях и логической аргументации. На этой основе стали формироваться такие философские вопросы как «что такое мир?», «что является его основой?», «какими характеристиками обладает этот мир?», «что такое человек?», «для чего человеку жить?», «что такое истина?». Философия рождалась так же и в связи с появлением в античном обществе (Греция, Рим) немногочисленного слоя свободных граждан, избиравших философию в качестве своего мировоззрения.

Можно сказать, что философствование началось там и тогда, где и когда человек пытался рациональными средствами постигнуть окружающий мир и определить своё место в нём. Осмыслить цель своей жизни и собственное призвание. Но философию всегда интересовал не только мир человека (природа, общество). В такой же мере оно стремится постигнуть внутренний мир самого человека. («философия есть наука о духе» - подчёркивал русский философ Н.А. Бердяев). Подлинная философия рассматривает мир, всегда взятый вместе с человеком, а не сам по себе. Человек ведь рождается, существует и умирает в этом мире. В нём он живёт, радуется и страдает, познаёт и действует. Вот почему философия – это «очеловеченная» по своему характеру и содержанию область познания. Ни одна из существующих наук не способна исследовать всё богатство сложной связи «человек – мир». Эти две реальности являются основными центрами познавательного интереса философии и составляют её объект.

Философия – это знания о мире как едином целом и человеке в нём, об отношении человеку у миру, о путях и способах познания и практическом освоении человеком окружающей действительности, о будущем мировоззрения. Она является очень ёмкой развивающейся теоретической системой и включает в себя следующие основные области философского знания:

История философии (знания философии о своём прошлом)

Онтология (учение о бытии, формах его проявления)

Гносеология (теория познания мира)

Диалектика (учение о единстве к изменчивости всего сущего)

Антропология (изучения о человеке)

Аксиология (теория ценностей)

Социальная философия (изучение об обществе и его истории).

По мере развития философии от неё отпочковались отрасли знания, ставшие со временем самостоятельными науками: логика, эстетика, этика. Видное место в системе философского знания занимают: философия религии, философия истории, философия культуры. В ХХ в. большое развитие получили философия науки и техники, а в последнее время – философия глобальных проблем.

2. Философия, ее предмет, место и роль в культуре.

2.1 Предмет философии и особенности философского знания.

Предметом философии является всеобщее в системе «Человек-Мир»: предельные начала, принципы и связи, свойства и законы всего сущего.

По определению Платона, философия – это «постижение не приходящего», т.е. всего незыблемого.

Важнейшей мировоззренческой проблемой для философии традиционно является вопрос о предельном освоении (материальном или же духовном, материи или же духе), о первоначальном всего сущего. Это – так называемый основной вопрос философии, который имеет два аспекта – он то логический (бытие мира) и гносеологический (познание мира). По определению Ю. Энгельса «… основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Этот вопрос был обозначен ещё в ходе возникновения и становления философской мысли – в древнем мире. Основой вопрос неисчерпаем и по этому вечен, получая различные способы решения в философских школах и течениях. Наличие этого коренного, по определению В.И. Ленина, вопроса со временем обусловило раскол и распад философской мысли на два главных направления (мировоззренческие ориентации): философский материализм («линия Демокрита») и философский идеализм («линия Платона»), - названые именами их основателей, - древнегреческих философов. Эти направления обрели лето отчисленные исторические формы и в итоге образовали весьма сложную и многокрасочную картину противоречивого и вместе с тем единого историко-философского процесса.

Своеобразие объекта и предмета философии обуславливает и особенности философского знания. Вот наиболее значимые из них:

Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трёх основных средах культуры. Это такие среды как истина (наука, идеология и иные формы познания); Добро (мораль и религия); Красота (искусство в различных его видах и формах). Что касается философии, то она всегда находилась на стыке этих сред, на пересечении потоков духовного творчества человека. Её место – в точке диалога всех форм духовной культуры. Она опирается на них и взаимодействует с ними, впитывая тем самым всё богатство и многообразие мировоззрения духовной жизни. Очевидно, например огромное влияние их на философскую мысль России XIX в. со стороны отечественной художественной литература того времени в лице А.И. Герцена, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др. писателей. Тоже самое можно сказать и православной религии, которая наложила печать своего воздействия на русскую философию. Философия испытывает на себе большое влияние со стороны «частных» наук: астрономии, биологии, физики и многих других. Они дают исходный материал для глубоких мировоззренческих обобщений и выводов, как это случилось, например, при появлении теории естественного отбора Ч. Дарвина или специальной теории относительности А. Эйнштейна. Философия же для частных наук издавна выступает как общий метод («путь») познания. Вот почему иногда говорят, что философия есть по выражению Л. Фейербаха, «мать наук». Г. Гегель называл её «королевой наук», которая ведёт активный диалог с различными науками полезный для обеих сторон. Образно говоря, философия – это «книга» над зданием духовной культуры общества, общение и «завершение» познавательного опыта человечества, его итог и вывод.

По природе своей, философии присуще стремление к максимальному обобщению результатов познания (во всех его формах) и раскрытию тем самым предельно общих черт и свойств, законов окружающего мира. Она ведь изучает не мир «в целом», не отдельные его части, а мир «как целое», замечал Г. Гегель. Философия есть, по его выражению, «… современная ей эпоха, постигнутая в мышлении» и выраженная в формах весьма абстрактных понятий и суждений. К. Маркс характеризовал философию как «духовную квинтэссенцию» того или иного исторического времени. Она есть как бы «чистая теория», обладающая разветвлённым понятийным аппаратом и богатейшим объёмом знаний о своём объекте и предмете.

Философию характеризует также антропологическая ориентация, т.е. нацеленность на исследования феномена человека, его сложного внутреннего мира. Начало этой традиции положил Сократ, призывавший человека познавать самого себя. По убеждению Л. Фейербаха, человек это высший и самый сложный предмет для философии. Известный русский философ Н.А. Бердяев часто определял философию как учение о смысле человеческого существования и о человеческой судьбе. «Философия человека, философское познание – человеческое познание», - так писал об этой черте философии Бердяев. В наше время, когда происходит смена исторических эпох и веков, антропологическая ориентация философского знания проявляется в стремлении осмыслить общечеловеческие проблемы и ценности, судьбу и будущее современного человечества. Обращённость философии к теме духовного мира человека и смысла его существования в мире, характеризуют философию не просто как науку, а как единство науки и мудрости, как размышление человека о самом себе. Человек не устраним из философии, а подлинная философия всегда антропологична и ориентирована на гуманистические ценности и идеалы.

Большинство философских вопросов являются вечными – и не только в силу своей многогранности и неисчерпаемости. Их вечность (например, вопрос о смысле жизни и призвании человека) обусловлена так же особым социальным и культурным знанием этих вопросов. Вот поему эти проблемы вновь и вновь воспроизводятся в новых исторических условиях, но решаются они по иному вступающими в самостоятельную жизнь другими поколениями людей. Невозможно ведь представить себе, что бы вопрос о смысле жизни человека, о его счастье и несчастье мог бы быть решён однажды и навсегда. Повышенный интерес к философским вопросам наблюдается обычно в переломные или кризисные моменты истории, когда происходит интересное пере осмысливание социального опыта. Тогда общество с помощью философии как бы вопрошает себе: «Кто мы и от куда?», «что делаешь?», «Куда идти?».

Философское знание всегда несёт на себе печать личности мышления, его жизненного пути и судьбы. В этом смысле, например, философия Аристотеля, конечно же, отличается от философии Вальтера, а творчество Маркса совсем не похоже на творчество Платона. Не приходится удивляться,что философия в обществе не является единственной (разные течения, школы), хотя они и едины (как форма культуры). Являя собой «дело свободного мышления», как её характеризовал В.С. Соловьёв, она несёт в себе личностное отношение мышление к рассматриваемым проблемам. Это особенность философского знания является одной из предпосылок огромного разнообразия философии направлений и течений, школ и учений, идей. Образно философию можно представить в виде пышного букета разных цветов. Она всегда окрашена в эмоции и страсти живых мыслителей, которые выражают через неё своё мироощущение и миропонимание, отношение к окружающему миру.

2.2. Функции философии.

Специфическое место и роль философии в культуре, в жизни человека и общества проявляется в функциях философского знания.

Являясь развивающейся системой теоретического знания, философия выполняет в первую очередь, мировоззренческую функцию (мировоззрение, кратко говоря, это совокупная картина мира, создаваемая мыслящим человеком. Оно формируется на основе духовно-практической деятельности человека и под влиянием различных источников знания). Задача философии заключается, прежде всего в том, чтобы, говоря словами Г. Гегеля, «постичь то, что есть» и сформировать целостную картину мира и бытия человека в нём. В этом и заключается основная или «генеральная» функция философского знания в рамках всей его истории. Эта функция проявляет себя при решении философских вопросов в рамках всех областей философствования (онтология, гносеология, антропология и др.)

В своём исходном определении философия была сформулирована нами как особого рода форма познания, стремящаяся сформировать картину мира и бытия человека в нём. Решая эту задачу, она влияет на мировоззрение человека (да и всего мира в целом). Какое же отношение имеет философия к мировоззрению человека?

Мировоззрение вбирает в себя весь опыт познания человеком окружающего мира. Философия же, как форма познания. Ориентированы на расходные наиболее общих (коренных) принципов устройства этого мира и важнейших его характеристик, определяет методы познавательной и практической деятельности человека. Она не стремится, да и не в состоянии ответить на все познавательные вопросы. Своими средствами философия решает лишь наиболее общее, фундаментальные вопросы. К числу таковых относится прежде всего вопросы о том, что есть миф, что есть человек и т.д. На частные же вопросы типа «какова скорость света?», «Каков состав у воды?» ответы дают соответствующие науки – физика, химия, иные источники знаний.

С помощью философии мировоззрение достигает высокой степени упорядоченности, теоретичности и обобщенности. Со своей стороны, крупные открытия и повороты в развитии научного знания приводили, как правило, и к смене сложившихся философских представлений о мире. Так было, например, в связи с появлением теорий Н. Коперника, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна и других известных ученных, а так же дают представление о развитии различных научных теорий, например, теория черных дыр, аннигиляции пространства и т.д..

Развитое, богатое по своему содержанию мировоззрение стимулирует и облегчает постановку и осмысление человеком философских вопросов. Это становится возможным благодаря самым разнообразным знанием о мире, которые обретает человек по мере формирования собственного мировоззрения.

Философия нередко определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например, в эпоху возрождения оно было антропоцентрическим, в связи с активным осмыслением в философии и культуре феномена человека. Идея человека как некого центра мировоззрения пронизывала собой не только передовую философскую мысль того времени, но и иные формы общественного сознания.

Мировоззрение и философию объединяет постановка и решение проблемы человека различных ее аспектах. Мировоззрении включает в себя различные сведение о человеке, почерпнутые из многих источников: из религии, из обыденного познания, из науки и т.д.. Философия же решает эту проблему в самой общей форме, отвечая, прежде всего на вопросы о том, что такое человек, каково его место в мире, для чего он живет.

В развитых мировоззренческих системах философия, как правило, является основным интегрирующим началом. Без нее нет и не может быть завершенного «достроенного» мировоззрения. Вот почему принято считать, что философия является теоретическим стержнем мировоззрения. Во многом благодаря этому и существует ее особая роль в духовном опыте человека и общества.

Раскрывая миссию философии, следует отметить, что ей присуща методологическая, или поисковая функция. Философия формирует исходные принципы (правила, подходы) познания для всего комплекса частных наук. Это, например, принципы единства и развития окружающего мира, принципы неисчерпаемости познания, принципы творческой свободы человека и многие другие. Данные подходы реализуется в различных формах познания (искусство, наука) и в практической деятельности.

Функция социальной критики означает, что философия дает оценку сущего, т.е. имеющегося в обществе порядка вещей (политический строй, нравы и т.д.) с точки зрения их соответствия идеалу.

Прогностическая функция проявляется в том, что философия стремится предвосхитить наступление грядущего, заглянуть в будущее. Философии присуща также и идеологическая функция, которая означает участие философии в работе идеологии как системы взглядов, ценностей и идеалов, той или иной социальной группы, функция отражения культуры предполагает, что философия является стержнем «душой» духовной жизни общества. Она улавливает и формирует наиболее типичные и значительные идеи и умонастроения, идеалы своего общества. В этих целях она опирается на все иные области духовной культуры общества (религия, искусство и др.) и как бы «присутствует» в них изнутри.

Аксиологическая функция означает, что философия формирует ценностные предоставления и ориентиры человека.

Кроме названных выше, философия выполняет также и интеллектуальную функцию. Поскольку философия является синтезом совокупного знания человечества, то ее изучения (особенно это относится к истории философской мысли), есть прямой путь к развитию у человека способности к теоретическому мышлению. Через философию передаются познавательный опыт и образы (формы, способы) мышления от поколения к поколению. Р.Декарт подшучивал, что философия отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют. В этом смысле философия выполняет социализирующую функцию, помогая человеку войти в мир культуры и освоить его.

2.3. Место философии в системе культуры.

Понятие «культура» получило распространение в Европе, начиная с эпохи Просвещения (18 век). Само же слово латинского происхождения и переводится как возделывание, обработка, имеющее непосредственное отношение к земледельческому труду, взращиванию злаков. Впоследствии данное понятие стало использоваться преимущественно для характеристики явлений и процессов духовной жизни общества (искусство, философия, наука, нравственность, религия, исторические и национальные формы сознания), хотя неоспоримо значение и материальной культуры.

Для определения линий взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и общечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) - детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей – подлинных творцов культуры.

В философии раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностнных сил личности.

Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощение государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, потусторонних сил, тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют общекультурное значение.

Весьма характерно, что в обществе наблюдается известная синхронность в развитии философии и культуры: как их высоких достижений, так и упадка. Об этом наглядно свидетельствует европейская история античности, средних веков и Ренессанса. С этим связан вопрос о критериях развития культуры, в том числе характер (способе, уровне) отношений человека к человеку, обществу, природе, состоянии просвещения и науки, искусства, философии, литературы; роли религии в жизни общества; качественной оценки и степени познания господствующих норм жизни (гносеологический аспект культуры) и др.

В философии принято делить производство на материальное, духовное и производство человека. Для культуры это положение имеет общелитодологическиое значение: не только в том смысле, что служит основанием для типологии культуры, но и для такого обобщающего ее определения, как культивирование «все свойств общественного человека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а потому и потребностями – производство человека как возможно более целостного универсального продукта общества…»

Культура в концентрированном виде воплощает в себе итог развития человека, его материальной (производственно- экономической) и идеальной (духовной) деятельности. Он итожится двояко: результатом и выступает видимое и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму растущего количества разнообразных товаров, услуг и информации, и не зримое, скрытое, но особой ценности внутреннее богатство человеческой личности.

Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировозренческтих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления поддонной сущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.

Это значит, что в философии человек рассматривается не как объект, а в качестве активного совокупного субъекта, не только познающего, но и творящего мир культуры. Если внутреный мир данного субъекта отличается ущербностью, низким уровнем интеллектуального, нравственного и эстетического развития, - бездуховности, то он способен породить лишь гримасы культуры, или антикультуру. Можно, перефразируя известное выражение, утверждать следующее: скажи мне, какие в стране (в ту или иную эпоху) жили или живут люди, и я скажу тебе, какая там была или есть культура.

Выработанная философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определённую систему способов и средств методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это – бесценный источник прогресса социума и человека, причел прогресса нелинейного и небезусловного. Культура – наследственный человеческий интеграл. Она не локализует свои феномены (явления) в отдельных сферах общества, выступая как форма существования или экзистенции, будучи не сводима к частностям природного, социального и духовного бытия.

Философский смысл имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы её норм и ценностей, степени их укоренённости в обществе; ее социальных носителей, теоретического и художественного содержания; закономерностей наследования культуры, преемственного развития в духовной сферы; типа в взаимосвязи культуры с социальной действительностью; социально-территориальных особенностей, соответствия национальному характеру, ментальным особенностям населения; ее отношения к власти, общественному и государственному строю и др. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что в этом мире только от человека зависит, какую культуру он создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) ее бытие и возвысит (или унизит) его дух.

Раскрывая роль философии в культуре, в жизни человека и общества, нельзя применять к философскому знанию так называемый утилитарный подход и искать в нем некую, пользу. В отличии от предметов домашней утвари и иных вещей, духовная культура ведь не несет в себе непосредственной пользы. Роль философии вернее всего будет сравнивать с ролью серьезного искусства. В самом деле, можно ли вести речь о «пользе» музыки Моцарта?, картины Рафаэля?, книг Л.Н.Толстого? По-видимому, в данном случае требуется иные мерки и оценки.

Известно, что искусство развивает у человека чувственность и образное (художественное) мышление. Философия же формирует интеллект, развивает способность к творческому понятийному в своей основе мышлению. Искусство учит находить прекрасное в жизни, а философия научит мыслить свободно и критически. Искусство помогает человеку рождать фантазии, а философия – делать высокие обобщения. Вот почему она есть, по словам И.Канта, « законодатель человеческого разума». Короче говоря, философия развивает у человека способность к теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения.

Она является искусством мышления, которое призвано помочь человеку обрести мудрость («добрый разум») как важную интеллектуальную характеристику. Подлинная же мудрость состоит в том, что бы, говоря словами Гераклита, «говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней». Мудрость – это знание вечных истин, которые необхомые человеку в его жизненном пути. Мудрым является тот, кто не только правильно мыслит, но и так же правильно поступает в жизни.

Такова, если говорить кратко, миссия философии, т.е. ее социокультурная роль, значения – быть особого рода формой познания, которое интегрировало в ткань духовной жизни и культуры человека и общества. Философия призвана выражать и удовлетворять специфические, духовные устремления мыслящего человека – к неохватности мироздания, поиску рациональных ответов на коренные мировоззренческие вопросы.

Философская культура личности означает приобщенность к философии как специфической форме знаний о мире и бытии человека в нем, способность применять философские знания своей духовно- практической деятельности. Философская культура – это не только умение формирмулировать мировоззренческие вопросы и находить ответы на них, но и особенного рода мироощущения и мировосприятия. Мыслить по философски – означает воспринимать мир как единое многоликое и живое целое, а себя – как частицу этого великого целого, активного созерцателя и участника продолжающегося миро творения. Философская культура является необходимым компонентом духовного мира современного человека.

3. Философия и профессионализм.

Культура третьего тысячелетия характеризуется и как информационная культура. Это ведущее направление научно-технического прогресса. Для специалистов в области как информатизации, так и других специальностей должны стать неотъемлемыми чертами аналитического склада ума, сочетающийся с развитием «синтетической способности суждения» (понятие И.Канта); способность к абстрагированию и та высшая конкретность мышления, мыслительных методов, которая позволяет увидеть предмет, явления, процесс во всех их взаимосвязях в развитии; выработка алгоритмов действий и умение перенести в новые условия. Авторы, исследующие формирование трудовой и профессиональной культуры (Б.А. Эренгросс, И.И. Зарецкая) отличают возрастание значимости так называемой проективной культуры, связанной с развитием продуктивной способности воображения и выражающейся в возможности конструирования и моделирование реальности, идеальных объектов, проведения «мыслительных экспериментов» (так А. Эйнштейн открыл теорию относительности). Здесь незаменима роль искусства как формы познания.

Профессионализм как качественная характеристика деловой активности человека представляет собой не только утилитарную ценность, но и прежде всего социальную. Профессиональное самоопределение и превращение прогрессии в форму индивидуальной жизни - важней шее механизмы формирование человеческой личности, как активного, деятельного, а значит, ответственного субъекта. Основанные на этом поступки «со знанием дела» - единственный путь к обретению свободы творчества, преодоления разорваности и противоречивости сущности и существования человека.

4. Список использованной литературы.

1. Л.В.Блинников «Великие философы».Учебный словарь – справочник.,М.,1997г;

2. В.Г.Горбачев.»Курс философии» для студентов заочного отделения.Брянск.»Курсив».2001г.

3. Е.Е.Ермаков «Философия.»Учебник. М.,»Высшая школа»,1997г.

4. А.А.Миголатьев. «Философия. Ее роль в жизни общества».Журнал «Социально-гуманитарные знания» № 1 за 2001 г (стр. 52-64).

Философии . Место и роль философии в культуре (философия как самосознание культуры ). Функции философского знания (мировоззренческая...

философия культура мировоззренческий знание

Латинское слово cultura означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура - это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи знаменитый Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако, что философия есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно в философии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении. Самые насущные проблемы человечества получают в философии завершающую интерпретацию. Актуальная философия - это пиковые достижения культуры, которая по своим интерпретационным возможностям превосходила бы философию. Разумеется, достижения философии не имеют смысла вне ее союза с разнообразными науками, искусствами, практическими действиями людей. Философия обладает не только спецификой, но и самостоятельностью. Это означает, что другие специалисты не могут выполнить работу философа; каждый занимается своим делом, но касается оно всех.

Античная философская традиция, русская философская мысль и современная европейская философия сохраняют свои ясные контуры и в то же время становятся объектом оценки, сопоставления, интерпретации.

Философия дополняет и завершает любое специальное образование, помогая стать специалисту интеллигентом. Что это - быть интеллигентом? Вопрос этот волнует не только ученых. От его решения во многом зависит судьба нашей культуры. Обращаясь к проблеме интеллигенции, можно заметить, что альтернатива "или философствовать - или жить" - ложная. Интеллигент не может жить, мыслить, действовать, не обращаясь к философии.Философия - это не только качественно определенный тип мировоззрения, но и феномен (явление) культуры.

По мере своего развития философия становится особой формой самосознания людей как субъектов истории, формой рефлексии (критический анализ) над культурой, над ее предельными смысловыми и ценностными основаниями.

В отличие от таких феноменов культуры как мифология, наука, религия и искусство, философия берет на себя задачу рационального анализа и критической оценки того типа культуры, который господствует в ту или иную историческую эпоху.

Всякая истинная философия является «живой душой культуры» тем самым выполняя роль духовной важности своего времени.

По отношению к культуре в целом это означает, что философия выполняет не только рефлексивно-критическую, но и проективную, культурно-творческую функцию. Культурная миссия философа заключается в том, что он улавливает новые умонастроения и смысложизненные ориентации людей, теоретически осмысливает их, выражает в виде «культурного проекта».

Рассмотрение философии как феномена культуры предполагает анализ философии с такими явлениями духовной культуры, как наука и искусство. Через такое соотношение можно выявить специфику философского знания, статус и функции философии в системе. В самом общем виде можно выделить два основания культуры: знания, отраженные в понятиях и выраженные в языке, а также ценности, определяющие интересы людей и удовлетворяющие их потребности. Философия синтезирует знания и ценности в одно целое, другими словами - философия рефлексирует над основаниями культуры. При всем разнообразии подходов к пониманию философии, никто не оспаривает тот факт, что философия представляет собой одновременно и знания, и ценности. Именно благодаря этой особенности философия была определена великим немецким философом Гегелем как «квинтэссенция самосознания исторической эпохи» или «эпоха, схваченная в мыслях». Философия передает знания и ценности грядущему поколению в специфической рациональной, то есть в мысленной форме, вырабатывая «мысли о мыслях». Перед философией калейдоскопичный, мозаичный мир предстает в опосредованном мыслями виде. Философское знание не является знанием о фактах. Оно представляет собой размышления об отражении этих фактов в других культурных формах: науке, искусстве, религии, морали, политике и праве.

Философия связана с жизнью, ибо черпает свои проблемы из них. Однако между философией и жизнью так или иначе располагается мысль. А с другой стороны, философствование всегда выводит человека за пределы жизненного и научного опыта. Оно ориентировано на предельные основания, конечные причины и призвано заглянуть за горизонт известного. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что «должно быть», а не того, «что есть». Именно поэтому философия становится наиболее эффективной хранительницей идеалов культуры как специфически человеческого способа бытия. Философия позволяет человеку самореализовать свою личность в рамках господствующей картины мира и парадигмы мышления. Поэтому она выступает одновременно и мировоззрением, и методологией, выполняя их функции.

Философия - это методология, являющаяся мировоззрением, и мировоззрение, выступающее в роли методологии. Эту особенность Карл Маркс выразил так: философия должна не просто объяснять мир (быть мировоззрением), а быть средством его изменения (быть методологией). А по мнению Альберта Швейцера, наиболее существенной является ценностно-ориентационная функция философии, превращающая ее в «страж культуры». Философия призвана предупреждать людей о кризисе духовных ценностей. Чтобы понять, как это она делает, нужно изучить другие формы реализации выделенных функций, а также типы самоопределения философии.

Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Все явления культурной жизни произрастают на почве мировоззрения. Еще большее значение, чем просто мировоззрение, занимает в культуре философия, как система теоретических и осознанных (продуманных, проанализированных) элементов мировоззрения.

Философия является теоретическим фундаментом культуры и в то же самое время - ее, культуры, наивысшим осознанным выражением. Не случайно Гегель, а за ним и Карл Маркс называли философию "цветком культуры нации". Философия, конечно, входит в состав культуры, сама является элементом культуры, но в тоже время выполняет в ней, в культуре, роль дрожжей, которые своим брожением подготавливают из теста национальных духовных элементов годный для выпечки и употребления хлебы культуры - произведения искусства, научные открытия, моральные кодексы и все другое, что служит духовной пищей человечеству.

В философии раскрываются общезначимые (природные и социальные) условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности.

Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощения государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся централь-ной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, посторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют обще-культурное значение.

Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход, раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировоззренческих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образцов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.

Выработанная в философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определенную систему способов и средств, методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это – бесценный источник прогресса социума и человека.

Возникновение философии стало переворотом в духовном мире общества. Человек за всю свою историю сделал попытку подойти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии формируется самосознание человечества.

Значение философии

  • Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире.
  • Учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека.
  • Позволяет выработать культуру разумного мышления.
  • Изучение философии позволяет человеку выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче.

Философия – это свободное мышление и искание истины.

Философия – учение о мире, и месте человека в нём; наука о всеобщих науках развития природы, общества. С её помощью мировоззрение достигает высокой степени обобщённости и теоретичности, а в свою очередь развитое мировоззрение позволяет лучше разбираться в философских вопросах.